автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Белоглазов, Михаил Леонтьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае"

Томский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового

Красного Знамени государотвокныП унивореота?

1ше(П1 В.В.Куйвнпева ¡^Ы ^ * ('г ~

с/

На правая руяогчея

БЕЛОГЛЛЗОВ Мих&ил Леоглгьеркч

ВЗАЮЮОГНОШЕЗШ ОРГШОВ ГОСУДДРСГВЗ»Лс;г ВЛАСТИ И -ПРАВОСЛАВНОа ШРШ НА АчТАЯ (огсглйрь 1917 - 1325 гг.)

Спетднальность 07.00.0?. ~ Отачествекноя ясторя

Дрторг'Ьэрат .•юсчртадии на сочсвпмнс ет»и<»пн

йотпрцчовк*^

/ /

кМ-1/

I/

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА на кафедре современной отечественной историк Донского ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Зшшбни государственного университета имени В.В.Куйбшава.

НАУЧНЫЙ РУКОВОдаТЕЛЬ - доктор исторических наук,

профессор Боиенко Л.И.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ - доктор исторических наук

АВДРЕЕВ В.П.

- кандидат исторических наук 1ШШДЕВА Т.В.

ЗАЩИТА СОСТОИТСЯ " <?Лз£г^19Э2 г. в(Ь_ часов

часов

диссертаций на соискание ученой степени доктора, наук по специ~ алъностяы 07.00.02 - Отечественная история, 07.00.03 - Всеобщая история (нового и новейшего времени), 07.00,09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования в Томском ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени государственной университете имени В.В.Куйбышева (634010, г. Томск, просп. Ленина, 36).

С диссертацией можно ознакомиться в Ниучной библиотеке Томского государственного университета имени В.В.Куйбышева.

Автореферат разослан 1992 г.

УЧЕНЫЙ СЕКРЕТАРЬ специализированного совета, кандидат исторических наук,

оэрн ХАРА]ГГОТ1СТИКА РАБОТУ

Актуальное. ? ъ топы. Проблемы становления к развития государственно-церковных отношений в России поело 1917 г., проблоии взаииоотноаений различных религиозных и церковных организаций с органами государственной власти явллотсл на сегодняшний день одним из шюгачислежп.'х' "белых пптен" в истории Советского государства. Значимость данной проблеиа обуславливается необходв-ностьв в настоящей время перестройки принципов взаимоотношений 'церкви и государственных органов^ совершенствования механизмов регулировалил этих взаииоотношеииП, создания действенных рычагоп решения возможных конфликтных ситуаций - всего того, чего не хна-тало в нашем действовавшем до недавнего времени религиозной законодательстве н особенно в практике его применения в реальных условиях. Какикн путями со ершенствовать эти ыеханизиы? Какой исторический опыт развития взаииоотноаений церкви и Советского госу- ■ дарства езять на вооружение, а какой отбросить, как изначально лелврни.1, туликовуЯ? Ответ на эти вопросы иочет дать исторический анализ развития взаимоотношений властных органов государства с ■ одним из основных и саиых многочисленных религиозных течений -православной церковь» на начальном этапе их становления.

Актуальность такого анализа в научно-теоретическом плане вытекает также'из некоторой "однобокости" освещения в советской литературе темы взаимоотношений церкви и государственных органов, обусловленной господствовавши« вплоть до конца 00-х гг. подходец н изучению государственно-церковных отношений, когда деятельность церкви рассматривалась лишь а части исполнения или сопротивления исполнению кагих-либо законодательных или регламентирующих государственных актс^ а деятельность государства по регулирований км Вэаимсст1!сшеШ!Й с церковными органами я религиозными организациям всебще оставалась енй критики, а потоку практически из подвергалась серьезному историческому анализу.

Новый государственный курс в области взаимоотношений с цер-еовьв, закрепленный принята в йятябре 1990 г. Законом теперь уы, йывяего СССР "О свободе со пес; я и редигжгзннх организациях"е потребовал и иовчх подходе а к изучения 5*с?ор:гм станоаленкя этих ваа^ио6*йоаекнй, рассмотрения г« во всей полнота крачикно-еяедс!-векюа связей. А для э»сгэ необходка конкрятно-исторкческчй анавиз

деятельности каздого из участвовавших в процессе взаимоотношений религиозных или государственных органов как в целой по стране, так и в каждом отдельно взятом ее регионе, в данном случае на Алтае, в различима временные отрезки, в том числе и в 1917-1Э25 гг.

Степень изученности теки. Обращаясь к историографии Еопроса, следует отметить значительный интерес советских исследователей к проблеме борьбы православной церкви с установлением и укреплением власти Советов, ее переориентации на поддержку начинаний этой власти. И лишь в отдельных публикациях начала 20-х гг., конца 50-х и конца 80-х - начала 90-х гг. делаются попытки освещения роли тех или иных органов государства в становлении взаимоотношений церкви и социалистического государства на начальном их этапе.

В подавляющем большинстве работ, опубликованных в течение 1918 - конца 80-х гг. и касающихся проблем взаимоотношений церкви и государства, рассматривается почти исключительно деятельность церкви, ее отношение к тем или иным государственно-правовым актам. Причем вплоть до самого конца 80-х гг. деятельность церкви рассматривалась, как правило, в критическом плана. Подобный подход свойственен работам практически всех известных ученых-религиоведов советского периода: И.В.Горева, И.П.Брихничева, Б.П.Кандидова, А.Долото-ва, Р.Ю.Плаксина, Е.С.Осиновой, Н.С.Гордиенко и других1.

Лишь в начале 20-х гг. государствоведау" "старой школы" П.В.Ги-дуляновыы, Б.В.Титлиновым, Н.Н.Фиолетовым и А.Шестаковым были сделаны попытки анализа основных положений советского религиозного законодательства и практики его применения органами государственной власти РСФСР. Авторами были даны рекомендации о возможных путях смягчения возникшего после 1917 г. противостояния Советского государства и Русской православной церкви, которые, к сожалении, не б тли услышаны представителями высшей государственной власти в

* Горев М.В. Голод и церковные богатства, М,, 1922} Брихни-чев И.П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Кандидов В.П. церковь к Октябрьская революция. Ы., 1929{ Плаксин P.D. Крах церковной контрреволюции 1917-1923 гг. М., 1968; Осипова Е.С. Октябрьская революция и православная церковь // Вопросы научного атеизма. Вып.25. Н., 1980; Гордиенко НГ.С. Эволвция русского православия (20 - 80-е гг. XX ст.). В., 1984, и.др.

России*.- В короткий период "оттепели" в конце БО-х гг. Ц.И.Персыц предпринял попытку исследования начала {юрмирования основного государственного орлана, осуществлявшего взаимодействие с церковьа в первой половине 20-х гг. - У1II отдела Наркокюста^. Остается только сожалеть^, что работа ограничена слишкои узкими хронологическими рамками (1917-1919 гг.) и тематика эта не получила своего дальнейшего развития. , '

Алтай, как административно-территориальная единица, не являлся объектом специального изучения развития государственно-церковных отношений. Более того, нет сколь-нибудь цельного исследования тенденций развития алтайской православной церкви после 1917 г., хотя фрагментарно материалы, касаш;иеся евч деятельности, входили в публикации целого ряда авторов. Первую попытку использовать данные Алтая для освещения изменений, происшедших в религиозности населения в первые годы Советом» власти, предприняла в 1922 г. сотрудник Алтгубисполкома А.Старкова^. Впоследствии бактологический материал Алтая в той или иной- мере использовался в работах упоминавшихся уча авторов А.Долотова, Р.В.Плаксина к некоторых других. Отношения православной церкви н органов государственной власти э 20-о гг. в Сибири, и как части ее - на Алтае, представлены в работах сибирских исследователей Л.И.Боженко, И.М.Шильдяшова, И.Д.Эйн-горна и других^. Что же касается непосредственно Алтая, то на его материалах по изучаемой диссертантом теме опубликована лииь одна работа И.В.Рахмановой. Однако цольп данной публикации, как видно из ее .содержания, является не историческое исследование, а пропа-

* Гидулянов П.В. К вопросу о толковании ст.119 Уголовного кодекса //Революция и церковь. 1923. Р 1-3; Фиолетоп H.H. Церковь и государство по советскому праву. Саратов, 1923; Тнтлинов Б.В, Церковь во время революции. П.; иг., 1923; Иестаков А. Церковная сиена вех" // Власть Советов. 1922. !? II-I2.

о

. ■ Персиц H.H. Отделение цзркви от государства и «олн от цери-тл в СССР (I9I7-I9I9 гг.). ii., 1953.

о

Старкова Л. Гражданская н церковная пэгнстрлция актов граж-|анского состояния в Алтайской-губернии // Власть Соватов. 1922.

^ Botenко Л.И. Антирелигиозная пропаганда в Сибири в начале нэпа // По этапам развития атеизма в СССР, д., 1967: Еильдянов H.Ü, Ролигяя в Сибири ;t атенстическоо воспитание. Новосибирск, 1932; ЭНкгорн И.Д. Очерки" истории религии и атеизма в Сибиря (1917— 1937). Тотек, 1982, и др. 1 1

- б -

ганда атеизма, причем в старой, отжившей его форме. К тону ¡аз ценность работы значительно снижается недостаточной обоснованностью слишком категоричных выводов, наличием в тексте бестактных формулировок типа "позорная роль контрреволюционного духовенства" или "влитие лживой христианской Фразы"^.

Обзор опубликованной в 1918 - второй половине 80-х гг. литера-' туры по избранной автором диссертации проблеме показывает, что несмотря на внушительное число работ, касающихся государственно-церковных отношений, в том числе в Сибири, в подавляющем их большинстве рассматривается лишь одна сторона этих отношений - отношение церкви к установлениям государственных органов, ее сопротивление исполнению данных установлений. При такой подходе подбор фактического материала часто происходил тенденциозно, с целью подтвердить контрреволюционный, антигосударственный характер деятельности православной церкви, а вопросы участия государственных органов в процессе взаимодействия с церковью оставались практически не иссле-допанны»,га. Если же говорить об уровне изученности избранной диссертантом проблемы в специальном плане, применительно к территории Алтая, то знания эти остаются лишь фрагментарными.

Происшедшие в стране за последние годы изменения потребовали и пересмотра.старых, не оправдавших себя подходов к освещению истории Советского государства, в том числе и его отношений с церковью. Настоя,дим поворотом к правдивому рассмотрению становления государственно-церковных отношений стал вышедший в издательстве "Прогресс" сборник "На пути к свободе совести", в котором авторы Д.Е.Фурман, В.Й.Гаразда, Ы.И.Одинцов и другид наметили новые пути к изучению взаимоотношений церкви н государства^. Нестандартно, ко новому подходят к освещению деятельности патриарха Тихона и возглавляемой им в 1917-19Е5 гг. церкви В.А.Алексеев, М.И.Всстрыпев и друпие^. Думается, что при условии последовательного развития изу-

* Рахманова И.В. Борьба религии и атеизма в первые годы Советской власти. На материалах Алтайского края // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987.

^ На пути к свободе совести. Ii., 1989.

^ Алексеев В.А. Иллюзии к догмы. М., 1991; Вострьпяев М.И. Бо-яий избранник. Крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. М., 1990, и др.

чения истории социалистического строительства именно от этих работ можно будет начинать отсчет нового периода в историографии госу-дарственно-церковшх отношений в нашей стране.

Учитывая значимость и актуальность теш, степень ее изученности, автор диссертации поставил своей ц в л ь п выявить и исслецо-вать мехпнизмн взаимодействия различных государственных органов с православными религиозными организациями на Алтае о начальной период становления государственное*.! нового социалистического типа, определить целесообразность использования государственными органами тех или иных методов при взаимодействии с церковью.

основные задачи исследования:

- определить круг участвовавших в процессе взаимоотношений с церковью государственных организаций и учреждений Алтая;

- исследовать формы и методы их работы по проведению в жизнь Декрета об-отделении церкви от государства и школы от церкви;,

- проанализировать отношение православной церкви и ее структурных звеньев и течений на Алтае к разг-чным законодательным актам Советского правительства в области взаимоотношений с церковью;

- Выявить й исследовать позиции православной церкви на Алтае в пег риод колчаковщины;

- проанализировать пути становления губернских и местных органов государственного упрарленип, призванных осуществлять контроль за деятельностью религиозных организаций;

- исследовать комплекс конкретных мероприятий по изъятию церковных ценностей в 1922 г. со стороны как церкви, так и управленческих органов Алтая;

- определить н исследовать влитие на развитие государственно-церковных отношений обновленческого раскола русской православной церк-

1 на территории Алтайской губернии.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с1октября 1917 по 1925 гг. В этот период происходило становленг*1? принципиально новых государственно-церковных отношений, превращение русской православной церкви из церкви государственной в церковь, гонимую государством, превращение Российского государства из опирающегося на церковь бурк^уазно-демократического в атеистическое авторитарное государство нового типа. Именно на этот период приходится пик борьбы церкви за сохранение своих социальных и имущественных прав. Именно в отот период государство создает няобхоци-

ыыв условия для окончательного разгрома церкви, как автономной, относительно независимой социальной структуры. Верхняя граница хронологических рамок обусловлена вхождением Алтайской губернии в состав вновь образованного Сибирского края и прекращением в связи с этим самостоятельного административного существования.

Территориальные рамки исследования включают в себя Алтайскую губернию, рассматриваемую в существовавших и изменявшихся границах 1917 - 1925 гг. Выбор территориальных рамок обусловлен тем, что Алтай является крупной относительно обособленной частью Сибири и многие процессы здесь проходили со своими специфическими особенностями. А также отсутствием какого-либо обобщающего исследования деятельности алтайской церкг.;! в указанный период.

Научная новизна диссертации заключается в попытке исследовать новую для отечественной истории периода 1917-1925 гг. тему -- тему взаимоотношений церкви к государства, в стремлении автора на основе объективного анализа доступных источников, введения в научный оборот новых документов дать цельную картину развития государственно-церковных отношений на Алтае. В диссертации впервые прослеживается взаимосвязь различных государственных органов и религиозных организаций Алтая в процессе отделения церкви от государства. Также впервые для отдельно взятого региона страны рассматривается негативная, скрывавиаяся ранее сторона деятельности органов государственной власти при взаимоотношениях с церковью. Делается попытка определения причин возможности репрессивной деятельности против церкви и ворующих в общвгосударотвешюы иасагабс в конце 20-х - 30-е гг.

К научной новизне диссертации следует сгнести таете основные выводы и полоне ни я которые и 'выносятся н а з а и т у г

- положение-о той, что взаимоотношения православной церквк с органами государственной власти на Алтае в период 1917 - 1925 гг. развивались в целой в лозтвехетвии с общими тенденциями развития советской государственности, я в то же время имели свои характерные особенности;

- доказательство того, что к середине 20-х гг. реальная власть в области контроля за церковью на Алтае переходит от собственно

- а -

властных структур - Советов и их исполкомов и различный управленческим органам, в первую очередь НКВД и ОГПУ, которые, в силу своей специфики, использовали во взаимоотношениях с церковью преимущественно методы административного, репрессивного характера; - вывод-о том, .что социальная почва для проведения в отношении церкви репрессивной политики в общегосударственном масштабе на территории Алтая к середине 20-х гг. была.подготовлена.

Практическая значимость диссертации определяется возможность!) использования ее материалов и выводов для подготовки трудов по истории становления государственно-церковный взаимоотношений как в масштабах Сибири, так и в целом по России, в учебной работа в ВУЗах, при проведении спецкурсов и спецсеминар ров, а также при решении сегодняшних задач совершенствования отношений государства и церкви.

Диссертация построено на основе циалектико-материалистической методологии, хотя автор считает, что некоторые положения маркснгг ца-ланинизма по вопросу отношения государства к религии и церкви либо устарели за истекшие десятилетия, либо были изначально ошибочными и иеприемлимыми для строительства взаимоотношений государства с церковными и религиозными организациями.

Источниками основного фактического материала при написании диссертации явились документы, выявленные в Зюйдах Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти м органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР), Центрального государственного архива РСЗСР (ЦГА РСФСР). Ценные материалы по вопросам становления государственно-церковных отноиеннй на Алтае содержат государственные архиву Алтайского края (ГААК), Омской, Томской и Новосибирской областей (ГАОО, ГАХО, ГАНО). Еаштккн источниками являются документы, содер-гащиесл в бывших партийных архивах Алтайского крайкома (ПААК) и Новосибирского обкома (ПАНО) КПСС. Наименования архивов даны на момент исследовательской работы в них диссертанта, т.е. до I января 1992 г. Широко использована при подготовки диссертации местная периодическая печать рассматриваемого периода.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы я источников, - прйлоиения, включающего II таблиц. Структура диссертации основана

на необходимости исследования избранной диссертантом проблемы в определенных хронологических и тематических рамках. Структурно в каждой главе выделены разделы, в которых сгруппирован соответствующий хронологически и тематически подобранный материал.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во в в е д е н и и обосновывается научная значимость и актуальность темы, делается историографический обзор литературы, характеристика используемых источников, определяются территориальные И хронологические рамки, цель и задачи исследования.

Первая глава "Русская православная церковь на Алтае в 1917-1921 гг." разбита на три раздела: I. Состояние православной церкви накануне и в период установления Советской власти на Алтае, 2.. Деятельность^ алтайской церкви в период временного падения Советской власти и 3. Проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государствами школы от церкви на Алтае в 1920-1921 гг. В первом разделе главы рассматривается положение алтайской православной церкви накануне Октябрьской революции 1917 г. Отмечается, что в преддверии, революции алтайская церковь не имела серьезной поддержки среди значительной части населения. Уровень религиозности алтайского крестьянства был невысоким, по некоторым данным основные религиозные таинства - исповедь и причастие совершали лишь от II до 26 % всего православного населения приз . дов. А при выборах в августе 1917 г. з Барнаульскую городскую думу за 15 выставленных церковью кандидатов проголосовало всего 38 человек из более чем 9,5 тыс. выборщиков. По этой причине церковь не смогла оказать сколь-нибудь заметного сопротивления становлению Советской власти на Алтае, хотя объективно не приняла оту власть, которая уже.первыми своими декретами лишила церковь привычного финансового содержания и политических привилегий.

Алтайская православная церковь входившая в состав Томско-Ал-тайской епархии, после выделения Алтая в июне 1917 г. из состава Томской губернии начала объединять свои силы, создавать организационные церковные структуры в благочиниях и приходах. Однако процесс этот щел медленно, без заметной поддержки широких масс верующих. Наиболее успешно в объединительском духе, по мнению самих церковников, действовало барнаульское духовенство. В городе был

налажен выпуск собственной церковной газеты пК свету", готовилось создание Алтайского 'союза приходских советов и духовенства.■

Становление Советской власти .на Алтае в конце 1917 - первой половине 1918 гг. проходило, как правило, мирным путем. Вплоть до февраля, а на территории Горного АЛтап даже до конца марта 1918 г., нароящаюдиеся орпато Советской власти уживались с городскими думами и земскими управами. Лишь к апрелю 1910 г. было завершено создание волостных Советов Алтайской губернии. Органы Советской власти Алтая, не имея ни сил, ни опыта работы по взаимодействию с церковью, даже после выхода в свет декрета об отделении церкви от государства вопросом этим практически не занимались, довольствуясь пассивной позицией алтайской церкви. Наступил короткий период относительно мирного сосуществования утратившей свою власть, но сохранившей определенное влияние среди населения церкви и взявших власть,- но не имевших еще серьезной народной поддержки новых государственных структур. Подобное положение сохранялось вплоть до временного падения Советской власти но. Алтае в июне 1918 г. '

Сами по себе предпринимаемые алтайской церковью в конце 1917 -Первой Половине 1918 гг. меры по объединению своих си.д и'известные факты противодействия проведению ущемляющих права церкви действий Советской власти еде не носили ярко выраженного враждебного характера по отношению к н^вой власти. Поэтому к временному падению Советской власти на территории Алтая в первых числах июня 1918 г. церковь отношения не имела. Не было сил.' Процесс церковной организации завершен'не был. Но происшедшую смену власти томско-алтайс-кая церковь встретила удовлетворенно, спеша на страницах церковных и возобновивших свое изданий светских пробуржуазных газет рассказать о времени "большевистского террора", о своей "героическом" доведении в эти дни. Церкви нужны были хотя бы мнимые заслуги перед новой буржуазной властью, поэтому лётом й осенью 1913 г. сибирские церковные издания охотно публикуют сведения о церковном "сопротивлении" Советам в короткий период их власти в сибирски^ губерниях.

Процесс объединения томско-алтайской церкви на основе противостояния "атеизму большевизма" был практически завершен к зиме 1918 г., что констатировало проходившее в Томске с I по 20 ноября 1918 г. Сибирское соборное совещание, создавшее Высшее временное церковное управление (ВВЦУ). Этот орган с первых дней 'своего суще-

*

ствовалия встал на путь борьбы с большевизмом. В конце 1918 -первой половине 1019 г. это была преимущественно идеологическая ' борьба, нацеленная на создание у верующих отрицательного отношения ко всему, что связано с большевизмом, с Советами, как органа-'-ми власти.

Летом 1919 г.борьба официальной сибирской церкви с большевизмом переходит в иную плоскость. Особенно ярко политическая налрав- ' ленность алтайской, как и всей сибирской церкви, проявилась при организации религиозных воинских формирований - Дружин святого креста, предназначенных для участия в боевых действиях против наступавших частей Красной Армии. Однако следует осторожно подходить к бытующему до настоящего времени утверждению о том, ¡то в колча-ковской армии действовали особые полки "Иисуса", "Богородицы", 'Ильи Пророка" и другие, состоягшие из "попов и монахов", т.к. согласно официальному распоряжению ВВЦУ священники могли участвовать в боевых действиях лишь в качестве пропоЕбдников и братьев милосердия, поскольку вступление в воинские части с оружием в руках несовместимо с духовным саном. Известные же Факты участия алтайских священников в борьбе со сторонниками Советской власти с оружием в руках следует, по-видимому, считать единичным явлением, а не общей политикой православной церкви Алтая.

Из мясорубки гразданской войны алтайская православная церковь вышла не только без сколь-нибудь ощутимых потерь, но и с некоторыми материальными приобретениями, основанными на возвращении Временным сибирским правительством принципа централизованного содержания церкви. Кроме того церковь.вышла из гражданской войны организационно значительно более сильной, чем в Преддверии революции.

Имеющиеся в распоряжении диссертанта документы не позволяют говорить о наличии массовых репрессий на Алтае в отношении служителей цэрксч сразу после окончания гражданской войны. Сегодня известны имена лишь 7 священников и ещв'З церковнослужителей разного ранга, осужденных в течение января-июня 1423 г. Алтайским ревтрибуналом за какие-либо контрреволюционные действия, совершенные в период колчаковщины.

В третьей разделе главы анализируется процесс становления основных органон проведения государственной религиозной политики на Алтае. После окончания военных действий я восстнновления Советской

власти на территории Алтая происходит укрепление всех форм государственной власти, строительство которых идет по принципу строгой централизации и строгой подчиненности. Форяируотся губернские и местные органы, призванные проводить' в жизнь государственную религиозную политику. Однако эти органы - губернский отдел юстиции и отдел управления губисполкома были разобщены, не имели единой централизованной подчиненности и четко обозначенных обязанностей по работе с церковью, п значит но несли и персональную ответственность за исполнение или неисполнение требований декрета об отделении церкви от государства. Так, руководство Алтайского губотдела юстиции в начале 1920 г. полагало, что инициатива в работе с церковью должна принадлежать отделу управления губисполкома, а последний перелатал ее на малочисленный и не имевшие административных функций отделения ЗАГС, которые, за исключением Бийского уезда, так и не приступили К выполнений требований декрета об отделении церкви от государства.

Видимо, подобная ситуация сложилась не в одной Алтайской губернии, поскольку ут(е к октябрю 1920 г. в структурах НКЮ и НКВД произошли определенные изменения, упорядочившие исполнение советского религиозного законодательства. В результате в декабре 1920 г. при Ачтгубясте было образовано специальное Ликвидационное отделение со штатом из 8 человек. Однако и это отделение, рабочд которого сводилась лишь к "исполнению мелких переписок", заметно не продвинуло процесс исполнения требований декрета об отделении церкви от государства. В результате, к началу 1922 г. регистрация религиозных общин и групп верующих на Алтае в полном объеме проведена не была, необходимые договори между верующими и местными исполнительными комитетами не заключены, ответственность за сохранность церковного имущества юридически не установлена.

Православная церковь Алтая в 1920-1921 гг. не только сохранна созданные в период гражданской войны церковные управленческие структуры, но и организовывала новые, как, например, Сото религиозных И монастырских общин Бийского уезда, посредством которых церковь пыталась противодействовать нередким Фактям чднинистрчро-ванил со стороны органов власти, ущемления пряв церкви я ее служителей. Следует подчеркнуть, что противостояние зто в подаплртецом большинстве случаея осуществлялось вполне зокакннмя срядстрэми -путем подачи жалоб, проаенпй н требований в вмиеетоя^кч «нотация

административного аппарата, вплоть до ВЦЙК.

В последнем разделе главы последовательно изложены основные мероприятия государственных органов по проведению в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви на Алтае в 1920-1921 гг, Первоначально вся деятельность органов управления на Алтае по отделения церкви от государства сводилась к четырем основным позициш: изъятие из церквей метрических книг, печатей к штемпелей;-изъятие "излишков" денежных сумм; закрытие монастырей и домовых церквей и удаление из школ преподавателей-церковнослужителей.

С осуществлением первых двух позиций по отделению церкви от государства, а также прекращения Преподавания церковных дисциплин в школах губернии особых проблем не было. Строгие приказы пришедшей вместе с победившей Красной Армией власти заставляли священников без проволочек исполнять требования о сдаче атрибутов власти. Полному изъятию подлежала вся денежная наличность церквей за исключением небольшой по тем временам суммы в 25 тыс. руб. советскими денежными знаками. Однако слабость исполнительной власти на местах и значительная поддержка церкви сельским населением позволяет предположить, что такое "обобраниэ" церквей происходило далеко не в каждом населенном пункте Алтая. Том более, что в архивных документах удалось обнаружить лишь один факт изъятия "излишков" из церкви села Карасево Барнаульского уезд'1.

Не было у административных органов Алтая особых хлопот и с закрытием "домовых" церквей. Церкви В помещениях тюрьмы и гимназии г. Барнаула были закрыты, а имущество их вывезено в "неизвестном. Направлении". Однако формально к "домовым'' могла быть причислена любая церковь, не имевшая обособленного помещения. Так и случилось с барнаульской ДимитриевскоЙ церковью, в смежном здании с которой находилась богадельня,, и в 1920 г, церковь была закрыта, как "домовая", находящаяся при богадельне.

. Несколько иначе обстояло дело с монастырями. Официально на Алтае в первой половине 20-х гг. было.закрыто лишь два монастыря -барнаульский Казанский й небольшая Чемальская женская община. Бийский Тихвинский и Улалинский Николаевский монастыри официально не закрывались, однако в 1920 г. на части их территорий были размещены детская и сельскохозяйственная коммуны. При этом у монахов бил отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и рабочий скот.

Материалы главы позволяют сделать вывод о том, ито отношение православной церкви к органам Советской власти на Алтае трансформировалось от абстрактно-отрицательного в период правления этой власти в конце 1917 - первой половине 1918 гг. до все более враждебного в период гражданской войны. Органы Советской власти Алтея во время своего правления относились к церкви весьма осторожно, стараясь не Обращать внимания на отдельные враждебные выпады некоторых ев служителей п своЬ адрес. В период колчаковской диктатуры на территории Алтая веяние отношения перешедших на нелегальное положение органов Советской иласти губернии с церковью и вовсе прекратились ..

- Несмотря на целый ряд известных фактов администрирования, ущемления даже подтвержденных советским законодательством прав церкви после окончания гражданской войны, документы не позволяют'сделать вывод о-начале каких-либо крупномасштабных репрессий в отношении церкви и ее служителей, На Алтае в I920-I92I гг. не било ни одного процесса над церковниками за их действия в послевоенный период.-; Из более чем 500 приходских православных церквей Алтая в эти годы была закрыта лишь одна. Хотя практически полная безнаказанность представителей-местных органов власти за неоднократные известные • факты перегибов в их отношениях с церковью уже создавала необходимые условия для возможного начала широких репрессий.<

Вторая глава. "Государственное регулирований жизнедеятельности алтайской церкви з 1922 - 1925 гг." структурно подразделяется на три раздела: I. Изъятие церковных ценностей на Алтае в 1922 г., 2. Усиление административного и идеологического воздействия на алтайскую церковь и 3. Отношение органов Советской власти на Алтае к борьбе м«=*ду староцерковнкм и обновленческим течениями ь русской православной церкви.

Существенную роль в дальнейшем развитии взаимоотношений церкви и государства сыграли разразившийся в России в I92I-I922 гг. голод и последовавший комплекс мероприятий по его преодолении, ерэди которых немалое значение придавалось использованию хранивлихея в церквах й монастырях ценностей.

Лишение православной церкви материальной основы являлось составной частью стратегической задачи Советской власти по отделению церкви от государства, однако время и.объемы изъятия были продиктованы разразившимся бедствием - голодом. Официальная церковь

воспротивилась изъятии, призывая прихожан к защите церковного имущества. Однако среди рядовых священников росло понимание необходимости передачи церковных ценностей на нужды борьбы с голодом. На Алтае с такими воззваниями выступили бийскнй епископ Иннокентий, Уч-пристанский протоиерей Падьыо в, священник села Чернопятово Барнаульского уезда Качалов. Эти и .другие подобные воззвания были поддержаны многочисленными слу.ултеляки алтайской церкви и верующими .

В свою очередь органам управления Алтайской губернией хватило такта и здравого смысла не превращать процесс изъятие в-простое разграбление церквей. Документы доносят до нас целый ряд фактов, когда комиссиями по изъятию возвращались церквам не только неправедно изъятые, но даже и добровольно пожертвованные ценности, если их отчуждение существенно влияло на отправление культа. В результате изъятие церковных ценностей на Алтае пр^/пло относительно -спокойно. По крайней мере ни один из имевших место фактов противо- ■ действия изъятию со стороны' служителей церкви не был возведен в ранг нарушения закона и'ни один человек в 1922 г. не был на это« основании ооузаден или каким-то иным образом репрессирован.

Голод явился той гранью з государственно-церковных отношениях начала 20-х гг., к которой взаимодействующие стороны все равно р&--но или поздно должны были подойти. Поражение официальной церкьи в борьбе за сохранение храмовых ценностей дало возможность органам власти приступить к непосредственному выполнению задачи окончательного ее лишения всякого влияния на население.

Изъятие заставило местные органы Алтая побывать в каждой религиозной община, в к ад до и храме и увидеть плоды работы, административных органов по отделению церкви от государства. Стало совершенно очевидно, что ни в 1920, ни в 1921 гг. регистрация религиозных общин на Алтае до конца доведена не была, храмовое имущество в пользование верующим не.передано, необходимые договоры на его приемку не заключены, т.е. существовавшие в губернии структуры государственного управления по пройРДению религиозной политики своего назначения не выполнили. Видимо, подобное положение сложилось и в других регионах страну, в связи с чей в течение 1922 - 1924 п\ произошли значительные изменения в законодательной базе и структуре государственного аппарата, взаимодействовавшего с церковью. Суть этих изменений сводилась к тому, что вся работа по отделении церкви от

государства была возложена на уездныа и волостные исполком», саяьс-киа Советы. А поскольку специальный подразделения по работе с церковью в органах местной исполнительной власти к 1924 г. были укэ упразднены, наблюдение за религиозными организациями стало осуществляться, по признанию руководства Алтгуйоста, "через милицию в контакте с органами ОТПУ". Естественно, что эти органы, в силу свое« специфики, действовали, преимущественно, привычными методами командования и адшнгастрирэвания.

Усиление государственного контроля за церковью при пренцущзсг-векно антирелигиозной и антицеркогной направленности политики самого государства объективно вело к усилению антирелигиозной борьбы в общегосударственном масштабе. Вся антирелигиозная работа на Алтае велась по трои основным направлениям: идейная шфовоазрончес-кая антирелигиозная пропаганда, актицерковная пропаганда и практическая работа в период проведения массовых ралигиоэш« праздников.

Первое направление не играло еколь-нибудь заметной роли в виду практически полного отсутствия достаточно подгстоалетшх специалистов-атеистов. В основе антицеркорноЯ пропаганды лохяло использовать губернской периодической печати, которая вьискивала и публиковала на своих страницах негативнее моменты в кмзни служителей церкви, что создавало у улгателей впечатление о том, что среди православного духовенства Алтая почти спловь одни пьяницы, вор] и развратники.

Третье направление антирелигиозной пропаганды являлось качественно новым. Впервые на Алтае по инициативе губкома РКСН в января 1923 г. было проведено "комсомольское ролщвство". В результата, как писал в своем отчетном докладе заведующий политпросветом губкоиа РКСМ Шувалов, "обыватель был, что называется, ошелоилен таким методом антирелигиозной пропаганды". Следом за роддествои последовали кампании "комсомольской пасхи" и "комсомольской троит/.

Отданная на откуп ыолоде^л антирелигиозная работа развивалась в одном направлении - острая сатира на церковь н ее служителей, методы высмеивания, оскорбления и прямого вмешательства в дела культа. Поэтому 4 ноября 1924 г. политико-просветительная коллегия Сибнрайкоыа РЛКСУ приняла решение о прекращении специальных кампаний комсомольских роадеств и троиц.

Идеологическое воздействие на алтайскую церковь дополнялось адиикистратйвнш и даяе судебным, как, например, во время барнаудьо-

кого судебного процесса над служителями церкви в декабре 1923 г. Православная церковь в своей деятельности все более попадала в зависимость от местных органов" управлечия. Для проведения любого культового действия вне стен церквей, либо небогослужебного собрания верующих для решения насущных для жизнедеятельности общины вопросов даже и в помещениях церквей нужно было получение разрешения Административных отделов местных исполкомов. Дать или не дать такое разрешение - зависило в том числе и от рекомендаций специальных подразделений ОГПУ. На деле эти рекомендации являлись по сути обязательными к исполнению распоряжениями.

К соредине 20-х гг. на Алтае все более укрепляются позиции авторитарного, административного подхода к вопросам контроля за соблюдением государственного религиозного законодательства. Это администрирование дополнялось некомпетентностью в целом ряде специальных вопросов самих администраторов, а потому объективно вело к расширению базы возможных конфликтов церкви и органов власти. А такие конфликты, как правило, влекли за собой новый, виток усиления административного давления. Страшные всходы "сталинщины" бчли посеяны уже в середине 20-х гг.

Особенно ярко административное давление на церковь проявилось на Алтае в .многочисленных фактах поддержки структурами губернской власти обновленческого течения в русской православной церкви.

В большинстве сибирских губерний в 19?9.-1925 гг. обновленчество завоевало весьма существенные позиции, что давало основание главе сибирских обновленцев митрополиту П.Блинову* немного посту-пясь истиной, утверждать, что все сибирские храмы имеют свои "боевые обновленческие группы". Однако подобны- заверения митрополита совершенно не соответствовали действительному соотношению сил тихоновской и обновленческой части православия на Алтае. К октябрю 1925 г. обновленцы составляли лишь 17 % всего православного населения Алтая, причем в Бийском уезде их число едва доходило до 2,7 %, в Барнаульском не превышало 12 % и лишь в Рубцовской уезде обновленцы совсем немного уступали по численности представителям традиционного православия.

Отношение органов государственной власти на Алтае к проблемам внутрицерковного деления было сложным. Так, циркуляр Алтайского губотдела управления гласил, что как оказание содействия, так и отказ в этом той или иной группе "создает кривотолки и создает

препятствия к проведению той реформы, которая проводится самой же церковью внутри у себя". Известные программные и инструктивные документы высших ор" нов государственного управления и ЦК РКП(б), отдавая некоторое предпочтение более лояльному Советской власти обновленческому течению, также предупреждали от выделения и поддержки какой-либо о"Чой части расколовшегося православия. На дело действия властных органов на Алтае были направлены на явную поддержку обновленчества и абсолютно все известные конфликтные ситуации между тихоновцами и обновленцами разрешались в пользу последних. Такая поддержка обновленчества предполагает наличие как бы "вт<__.ого пласта" инструкций и распоряжений, идущих по другим, сугубо секретным каналам НКВД и ОГПУ.

Алтай в 1922-1925 гг. стал ареной борьбы между приверженцами обновленческого и традиционного течений в православии за овладение верующими, культовыми зданиями и инвентарем. Пик такой борьбы на Алтае прииолся на 1925 г. и связан с приездом в г. Барнаул тихоновского епископа Никодима и участием алтайской церкви тихоновского направления в организации "святого" ключа в селе Сорочий Лог Барнаульского уезда.

Органы государственного управления Алтая и в первую очередь Алтгуботдел ОГПУ, использовали активизации деятельности сторонников епископа Никодима в период действия сорочье-логовского "святого" ключа для организации громкого судебного процесса над служителями церкви, проходившего в г. Барнауле с 15 по 25 ноября 1925 г. н явившегося, по сути, завершением разгрома последней попытки организованной церковной оппозиции Советской власти на Алтае. Этот процесс явился такте толчком к началу нового идеологического наступления на церковь, которое в равной степени было направлено как гатив тихоновской части алтайского православия, так и против обновленцев, представителей других религиозных верований. С этогФ времени алтайская церковь практически полностью подчиняется органам Со веткой власти и прекращает всякие попытки организованного противодействия установлениям этой власти. '

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы. Отмечено, что несмотря на ряд конфликтов иеж&у различными властными структурами й религиозными организациями Алтая отношения мевду ними, эа исключением периода гражданекой войны, не переходили в непримиримо враждебные.

Неоднократные факты ущемления прав церкви со стороны представителей местной власти во многом нейтрализовались поддержкой церкви все еще значительной частью сельского населения, а потому на Алтае не было внутренних социальных причин для стремления к полному разгрому православной церкви. И лишь требования высших органов политической и государственной власти являлись стимулом для развертывания на Алтае антицеркоьной деятельности репрессивного характера.

В приложении содержатся данные о материальной базе алтайской православной церкви в 1917-1925 гг., раскрывается сеть центральных н местных государственных органов, взаимодействовавших с церковь» в указанный период, приводятся конкре-.ше статистические, данные по Алтаю, подтверждающие те или иные выводы, сделанные в главах диссертации.

Апробация работы.

Диссертация обсуждена на кафедре современной отечественной история исторического факультета Томского государственного университета.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Белоглазов Ы.Л. Православие на Алтае в первые годы Советской власти (1917-1925).- Барнаул: Алт.орг.общ."Знание", 1937.28 с.

2. Белоглазов Ы.Л. Из истории взаимоотношений органов государственной -власти и православной церкви на Алтае в период их становления (октябрь 1917 - 1921 гг.).- Тоыск.ун-т.- Томск, 1992.- 20 с.-Деп. в ИНИОН 7.04.92, N 46384.

3. Бологлаэов И.Л. Взаюаоотноиения органов государственной власти и православной церкви на Алтае 5 восстановительный период -(1922-1925 гг.).- Томе к. ун-т,- Томск, 1992.- 18 е.- Деп. в ИШШ 7.04.92, » 46335,

4. Белоглазов И.Л. Архивные источники о развитии взакиоотноив« ннП правослакной церкв« о органами государмввшшП власта я государственного управления п Алтае (1917-1925 гг.) // Ис?очнш;овад«. ческии пробг.ечч истории Сибярк,- Барнаул: Изд./да.ун-г'а, 1992."

С.112-121.