автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Ижикова, Наталия Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах"

п 1 П;-Н РОД

С | Россииская Федерация

Министерство культуры Институт переподготовки работников искусства, культуры 11 туризма

На правах рукописи

Ижнкова Наталия Васильевна

Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах

Специальность 24.00.01- Теория культуры

24.00.02- Историческая культурология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

Москва -1998

Работа выполнена в Институте переподготовки работников искусства, культуры и туризма на кафедре прогнозирования социокультурных процессов.

Научный руководитель -

Научный консультант ■

кандидат философских наук, доцент А.И. Зимин

доктор философских наук, профессор В.М. Пнвоев

Официальные оппоненты -

доктор философских наук, профессор И. Г. Хангельдиева

кандидат исторических наук, Л.Н.Селиверстова

Ведущая организация -

Петрозаводская государственная консерватория

Защита диссертации состоится 24 декабря 1998 года в 13 часов на заседание диссертационного совета К 092. 18. 01 по культурологическим наукам при, институте переподготовки работникрв культуры, искусства и туризма по адресу: 123007, Москва, ул. 5-ая Магистральная, д.5/12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИПРИКТ

Автореферат разослан ноября 1998 года

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент

И.А.Гаврилова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется потребностями изучения и осмысления закономерностей формирования и функционирования ярмарки как особого явления культуры, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и коммуникативные компоненты.

В современной России, обновляющейся от застоя, идеологического диктата, развивается свобода выбора и деятельности, что ведет к увеличению возможностей для самореализации личности, расширения кругозора, к свободному рынку результатов разнообразной деятельности, будь то товары или услуги. Несомненно, это благо. Нынешняя ситуация начального этапа накопления капитала напоминает то же состояние российской жизни XVIII - XIX веков, когда для страны, расставшейся с патриархальной обособленностью, открывались другие хозяйственные, культурные миры. И их начальное познание происходило, как это не тривиально будет сказано, на рынке, на торгово-праздничной ярмарке: ярмарки были циклически действующим регулятором спроса и предложения, производства и потребления, обмена информацией, сохранения и приумножения народных и культурных традиций. Ярмарки выполняли именно те функции, которых так сегодня не хватает нарождающемуся российскому рынку.

Актуальность изучения ярмарки определяется самим существом ее коммуникативных функций, которые она выполняет на протяжении всей своей истории: объединение людей для обмена разнообразными результатами их деятельности, регулирование процессов социокультурной, экономической интеграции.

Зачастую рынок, как место торгового действа, как базар, понимается не односложно экономически, а как носитель идеи праздника. На рынке, как правило, ощущается праздничное настроение, связанное с торжеством вещного изобилия: не зря многочисленные «торговые пятачки» называются ярмарками. В этом обнаруживается тяга или необходимость культурного одухотворения вульгарного и прагматического смысла торговли. -

Такие явления современной общественной жизни, как биржа (товаров, ценных бумаг, труда), выставка продуктов технической деятельности, аукцион, презентация в исторической перспективе восходят к ярмарке как социальному институту, как празднику, представлению - зрелищу.

Современные презентации - это всего лишь праздничные представления по поводу выхода в свет произведений духовного, материального, художественного труда. Вместе с тем задача презентации - не только праздничное мероприятие, но и коммерческая - с целью ознакомить с товаром, дать ему рекламу и, в конечном счете, - продать.

Собственно, презентация - это скрытая форма рекламы: реклама же, в свою очередь, это часть товара. В этой связи можно, пожалуй, признать, что даже реклама есть в некотором смысле порождение ярмарочного процесса. Пресс-конференция, опять же объединяющая людей добывающих, фиксирующих и издающих информацию, по поводу того или иного предшествующего или последующего события (выхода в свет книги, спектакля,

ярмарки) так же, как и презентация со своей праздничностью находит отправные точки в торге, который по сути своей, идентичен торжеству. То есть и здесь обнаруживаются проявления ярмарочной культуры, которая в изначальном своем смысле приводит к реализации идеи торга как торжества, праздника, основывающегося на эйфории свободы выбора, игре спроса и предложения и, главное, на радости общения.

Степень изученности проблемы ярмарочного торга как явления культуры характеризуется тем, что она специально никем практически не ставилась1. История ярмарки - одна из малоизученных проблем отечественной культуры. Во времена преобладания идеи планового хозяйства считалось, что ярмарка как место встречи производителя и потребителя стала анахронизмом. Вместе с таким подходом и сама тема истории и развития ярмарки фактически оказалась на окраине интересов советских историков. В последнее десятилетие ситуация в данном вопросе изменилась к лучшему. Но, тем не менее, даже сейчас можно говорить только о начальных этапах как исторического, социологического, так и культурологического изучения явления ярмарки.

Работа с письменными источниками XIX века позволила диссертанту выявить ряд историко-экономических и культурных аспектов ярмарочного явления. Статистические отчеты по Олонецкой губернии, публикации в номерах газеты «Олонецкие губернские ведомости», разного рода архивные документы содержат сведения: о количестве ввезенного на ярмарки товара, его качестве, о месте его производства, о закупке и доставке, о поименном составе торговых людей с обозначением их постоянного места жительства, о том, сколько народу присутствовало: («Стечение народу было значительное»), сколько местной церкви или в пользу города от арендаторов торговых лавок «было доходу».

Материалами по изучению ярмарки как явления культуры послужили также научные публикации, о которых следует сказать особо. Так, истори-ко-научному исследованию ярмарка подверглась в работах Т. К. Щегловой2, И. Андропова, А. Смирных3, А. А. Лебедевой4, А. Ю. Друговской5,

1 Можно привести лишь одну публикацию: Теребихин Н. М. Северная ярмарка как явление духовной культуры: Об одной концепции О. М. Фрейденберг // М. В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тезисы докл. Все-союз. научно-практ. конф. Архангельск, 1986. С. 210-212.

2 Щеглова Т. К. Ярмарки Алтая XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Томск, 1990.

3 Андропова И., Смирных А. Ирбитский торг (Сословия гостевого города) // Родина.

1994. №10. С. 27-36.

4 Лебедева A.A. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки материальной культуры XVII - н. XX века. Глава 3. Ярмарки и торжки // Отечественная история. 1993. №2. С. 165-175.

5 Друговская А.Ю. К 700-летию Коренной пустыни. Ярмарки в Курской губернии // Роль народной культуры в духовном возрождении России. Курск, 1995. С. 19-24.

Б. А. Гущина6. Интересны в этом отношении зарубежные работы: «Ярмарки и рынки в Ирландии XVI века, 1600 - 1800»7, «Экономическая история Англии» (глава 5 - «Средневековые рынки, ярмарки и города»)8.

В названных выше публикациях, основное внимание исследователей уделено хозяйственно-экономической части ярмарки. В монографиях же А. Ф. Некрыловой9, Н. М. Зоркой10, А. Я. Алексеева-Яковлева" исследованию подверглась другая, праздничная сторона ярмарки: с гуляниями, увеселениями и развлечениями, с лубочной продукцией. Эти авторы выделяют характерные черты лубочной культуры, выражающей, несомненно, и ярмарочную, культурную организацию, но градаций не проводят. Поэтому тот или иной отмечаемый ими факт имеет отношение и к народному гулянию и ярмарочному торжеству. Н. М. Зоркая ставит вопросы о природе лубочного явления, основная функция которого - быть востребованным на рыночной, ярмарочной площади, о тех или иных приемах достижения коммерческого успеха, удовлетворения потребительского спроса. Ученый делает вывод, что массовые пристрастия и предпочтения являются «не результатом «манипулирования», навязывания зрителю неким посредником, пропагандистом дурного вкуса и «кича»..., а закономерным выражением глубинных архетипических структур»12. Для нашей работы это обстоятельство имеет немаловажное методологическое значение.

В других искусствоведческих, этнографических, историко-культуро-логических, фольклорно-лингвистических научных работах, темами исследования которых стали народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, площадной театр, увеселения и развлечения, языковая культура действующих лиц праздничных и ярмарочных площадей13, также принципиального рассмотрения отличий и сходства ярмарки и гуляния (народного праздника) не проводится. Тем не менее, следует отметить, что понятие «ярмарочная культура» получило распространение в связи не только с яр-

6 Гущин Б.А. Заонежские ярмарки (XIX - н. XX вв.): Научная справка. Государственный историко-архитехтурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск, 1992 (на правах рукописи).

7 Markets and fairs in Ireland, 1600 - 1800: Index of economic development and regional growth // G. Of Hist7 Geography, 1. Ets., 1985, vol. 11, № 4, p. 364-378.

8 Frederick C. Dietz An economic history of England. - New York, 1942. - (chapter 5 «Markets, fairs, and towns in the middle ages», p. 57-80.)

9 Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (к.

XVIII -н. XX века). Л., 1988.

10 Зоркая Н. М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца

XIX - начала XX веков / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. М., 1992.

11 Алексеев-Яковлев А. Я. Русские народные гуляния / В записи и обработке Е. Кузнецова. Л.; М., 1948.

12 Зоркая Н. М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX - начала XX веков. С. 5.

13 Красноречие русского Торжка. Материалы из архива В. М. Симакова. Публикация Т. Г. Булак//Из истории русской фольклористики. Л., 1978. С. 107-157.

маркой, но любого рода народно-площадной праздничностью, публично-зрелищной культурой.

Источники художественного творчества дают нам особенно полезную с культурологической точки зрения и существенную по полноте информацию о российской ярмарке, которая жила насыщенной жизнью в прошлом (в основном, XVIII - начало XX века), и имела первостепенное значение для страны. Освоение произведений художественной культуры, искусства, содержащих художественные образы, созданные воображением человеческого ума при посредстве фантазийных импульсов, приводит к результатам, характеризующимся нераздельным единством смысловых и чувственных моментов. Автору исследования представляется важным вопрос, следует ли отличать художественные образы ярмарок, явно вымышленные, обобщенного плана, от тех, которые рождались в воображении писателя на основе реально увиденной конкретной ярмарки, то есть «списанной» с жизни. Для диссертанта ценнее художественно оформленные сведения о прошлой ярмарочной действительности очевидцев: они оставляли свои впечатления в мемуарах, очерках, записках путешественников, а также на страницах повестей, романов. В исследовательской работе автор пользовался сочинениями писателей Н. В. Гоголя, М. Горького, П. С. Мельникова (А. Печер-ского), В. А. Гиляровского.

В других случаях художественно-осмысленная ярмарка интересна как символ. Анализ таких произведений как «Путешествие Пилигрима» Д. Баньяна, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, проведенный литературоведом Т. Э. Демидовой, выявил характерные смысловые нагрузки ярмарки, как правило, базирующиеся на негативных сторонах человеческой жизни. В «Путешествии Пилигрима» ярмарка по имени Базар Житейская суета самым непосредственным образом причастна к жизни города «Житейская суета», получившего определение исследователя как «седалище тщеславия»14. Название это произошло от того, что все там продающееся и находящееся в обороте - житейская суета. На этой круглогодичной ярмарке, как пишет автор статьи, продаются дома, почести, привилегии, титулы, даже королевства, различные удовольствия, публичные женщины, развратники, жены, мужья, господа, слуги, жизнь, кровь, тело, душа, золото, серебро, драгоценные камни. На ней можно увидеть «жонглеров, клоунов, шулеров, разбойников, попадались воришки, клятвопреступники, прелюбодеи»15. В гоголевском романе «Мертвые души» ярмарка Тьфуславль, по мнению Т. Э. Демидовой, также содержит доминанту тщеславия. Ученый раскрывает смысл названия ярмарки в сходстве со словом тщеславие, близким по значению «пустая слава», и выходит на характеризующие понятия «кривой» жизненной дороги: «не восхождение, а «бездумное коловращение» (Гоголь) по горизонтали». Такое же осмысление

14 Демидова Т. Э. Духовное и мирское в «Метафорической теме» дороги в «Путешествии Пилигрима» Д. Баньяна и «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея // Филологические науки. 1993. № 2. С. 99.

15 Там же. С. 106.

получает и ярмарка У. Теккерея: «Вне сомнения, ярмарка символизирует собой тормозящее начало. Это движение - чисто внешнее, не глубинное, а просто «коловращение», «хоровод» (Гоголь), «лабиринт» (Диккенс), «карусель» (Теккерей). Мирское заманчиво, не требует больших усилий, потому и побеждает... Основное и самое страшное на Ярмарке Житейской суеты - продажность»'6.

Ярмарка (конкретно) исследователями рассматривалась не как праздник, а только как обслуживающее звено праздника (М. Бахтин)17, как экономический фактор праздника (К. Жигульский, но вопрос о необходимости детального рассмотрения этого фактора он ставил)18, то есть как торговля.

Для диссертанта же представляется важным раскрыть в явлении ярмарка эти оба аспекта.

Предмет исследования. Объектом исследования в диссертации является культурная жизнь общества, отраженная в историческом явлении ярмарки. Предметом исследования является историческая действительность общественной ярмарочной деятельности, о которой составляется мнение, благодаря разного рода источникам.

Цель исследования - рассмотреть ярмарку в исторической перспективе в аспектах экономической и праздничной культур. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

изучить специфику ярмарки - социального института, принципы его организации в контексте экономической культуры.

выявить и описать структурные и функциональные элементы культуры управления социальным институтом ярмарки.

вычленить институциональное содержание двух уровней, среди которых: собственно организационная ярмарочная структура и социумы, образованные профессиональной деятельностью (по видам - производственной, посреднической между производителем и потребителем или другим посредником, потребительской) в контексте совокупности профессиональных знаний и навыков, хозяйственных нравов и обычаев, норм и ценностей.

проанализировать официальную и неформальную сферы институциональной культуры ярмарки.

определить новые формы экономической культуры ярмарки-института, приобретенные в процессе освоения меняющихся норм экономического поведения.

установить характерные для ярмарочной вещи социокультурные свойства, заложенные в результате производственной общественной деятельности, проявляющиеся в обменном ярмарочном процессе.

определить место человека и человеческой телесности в экономической культуре ярмарки, культурные смыслы, ценностные ориентиры, вырабаты-

16 Там же.

17 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

18 Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые.) Размышления социолога. - М., 1985.

ваемые в процессе производственной, обменной, потребительской деятельности на ярмарочной площади.

обосновать правомерность понимания ярмарки как явления праздничной культуры.

Теоретико-методологическое основание работы составили философско-культуроведческие изыскания А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина, О. М. Фрей-денберг, М. С. Кагана, Э. Фромма, Б. С. Ерасова, В. Д. Рузина. Историко-культурологическое исследование проводилось в развитие идей Н. М. Зоркой, А. К. Дживелегова, Ф. А. Гельвальда, О. М. Фрейденберг. Прямое влияние на автора диссертации оказали книги и статьи В. М. Пивоева, Ф. И. Минюшева, М. М. Алексеевой.

Научная новизна исследования. Впервые ярмарка рассматривается как культурный феномен, предпринята попытка проследить логику ее внутренних, культурных процессов. В диссертации предлагается типологический анализ ярмарки как явления культуры. В ней выделяется хозяйственно-экономическая культура ярмарки и праздничная культура.

В диссертации ярмарка рассматривается как праздничный торг с выходом на обрядовые, ритуализированные традиции, связанные с обменом подарками, в самом торге обнаруживается праздничность, что вытекает из тождественности торга и торжества. Диссертантом выявлено и осмыслено постепенное изменение акцентов в ярмарке, обнаружено увеличение роли торга и уменьшение - торжества, что приводит к трансформации ярмарочного явления в новые социокультурные образования.

В качестве новизны следует указать на введение и определение важнейших понятий: ярмарка, торг, товар - раскрытие их культурно-мифологических подтекстов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы для работы над теорией экономической культуры, праздничной культуры и истории культуры в целом.

Полученные данные и теоретические выводы могут найти применение при подготовке учебных пособий, спецкурсов для вузов и средних специальных учебных заведений, факультетов и специальностей гуманитарного профиля. Результаты исследования можно использовать при разработке региональных программ социокультурного развития и методик для учреждений культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах, кроме того были вынесены на обсуждение на следующих научных конференциях: «Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы» (Москва, 1995); ««Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера» (Петрозаводск, 1997).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основное содержание изложено на 135 страницах. Структура работы соответствует поставленным задачам.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость темы, определяется ее новизна, сформированы цель, задачи и предмет исследования. Анализируется состояние научной разработанности темы, раскрываются методологические принципы исследования.

Первая глава «Ярмарка в контексте социально-экономической культуры».

В §1 «Ярмарка как социальный институт» устанавливается, что ярмарка - это результат совокупной общественной деятельности, продукт взаимодействия людей, социальная, культурная, экономическая организация. Деятельность ярмарки как экономического института связана с распределением производства, обменом и потреблением благ, в качестве ярмарки-биржи - с управлением и финансовыми операциями. Как культурный институт, она организует и регулирует информационные потоки. Как социальный институт - обеспечивает социальную организацию, благодаря которой общество преодолевает хаос и поддерживает социальный порядок. В общем, ярмарка есть место обмена, пересечения культурных феноменов, она организует действие, дает импульс к движению того, что было создано до обмена, к тому, что будет создано после.

Автором рассмотрены принципы организации ярмарки в качестве социального института в контексте социально-экономической культуры, а также исторические факты институциализации отдельных видов профессиональной деятельности непроизводственных сообществ, какими, например, являлись купцы, ставшие основой формирования структуры ярмарки. Целью их объединения была безопасность передвижения на дорогах, концентрация своих караванов в специально избранных, хорошо защищенных пунктах. В основном, это происходило у стен монастырей во время больших церковных праздников. Также остановки и собрания составляют, скорее всего, начало ярмарочной истории.

В работе показывается, что ярмарка как социальный институт подпадает на первых этапах своей истории под организационную опеку и духовное влияние институтов светской и религиозной власти. В некотором смысле, ярмарку можно представлять как продолжение религиозной деятельности института церкви. Это диктовалось исторической необходимостью, так как в средневековом обществе (как западноевропейском, так и русском) состоянию стабильности, обеспечению взаимодействия различных частей и групп, восстановлению устойчивости и продлению культурной традиции, сохранению социальных структур способствовали, в первую очередь, религия и религиозная организация. С другой стороны, ярмарка являлась временным, а не стационарным торгом, проводилась в праздничное, устанавливаемое религией, время. Поэтому управленческий аппарат ярмарки был времен-

ным, назначавшимся теми, на чьих территориях она проводилась. Такими могли быть как светские, так и церковные* собственники.

Ярмарка может называться производством потому, что имеют место экономические отношения с купцами, торговыми людьми по поводу ярмарочной собственности, произведенного на ярмарке «продукта» - услуги по предоставлению торгового места на ее территории. Ее средства производства - ярмарочная площадь, ярмарочные сооружения, ее время работы.

Содержание институциональной культуры ярмарки в контексте социально-экономической культуры составляют организационные единицы, способствующие определенному уровню обменного процесса и вносящие свой вклад в культуру ярмарки. Первое место здесь отводится купеческой роли (по функции - обменной), которая сама по себе может быть присуща любому социальному слою, ибо обменной деятельностью может заниматься любой, имеющий собственность:

1. Купечество на Руси выделилось в отдельное сословие в XIII веке. К XIX веку в нем наметились две тенденции: первая - вести дела по европейским образцам, вторая - верность национальной традиции. Яркий след в ярмарочной жизни прошлого оставили представители старообрядческого торгового клана, под чьим влиянием находилась самая крупная ярмарка -Нижегородская.

Вследствие непосредственного влияния церкви, основ православного учения на товарообменную деятельность на начальных этапах экономической истории православных народов, в среде купечества на ментальном уровне утверждается ряд принципов, среди которых можно назвать закон нестрогой прибыльности рыночного обмена, сущность которого состоит в отказе от требований жесткого, а порой жестокого торга с обязательным извлечением выгоды. В православном купечестве существовала мораль: «Прибыль превыше всего, но превыше прибыли - честь».

Объяснение благотворительной деятельности русского купечества связано с его религиозностью, и с устремлением оправдать свою деятельность в глазах общества.

Но торговля в глазах русского образованного общества все-таки не получила нравственного основания. Более того, она ассоциировалась с почти

* Среди ярмарочных управленческих функций, церковь выполняет и такие как, строительство и обустройство ярмарочных сооружений, предоставление храмов для складирования купеческого товара, хранение в собственных ларях торговых записок, договорных листов и других ценных бумаг, а также мер и весов. Под ее присмотром под сводами храма заключались торговые сделки, по случаю чего служились молебны, освящались купеческие лавки. Церковью производились разбирательства по спорным делам, кроме дел о воровстве и разбое.

Религиозной организацией вырабатывался институт атрибутов божественного значения с использованием ритуальных и обрядовых действ: ярмарка освящалась именем святого, религиозного праздника, в честь которого она и проводилась, и постепенно ее значимость и популярность зависела от связанной с ней реликвией, священным предметом, чудотворцем, благообразным старцем. Этим определялся паломнический поток, а за ним и торговый.

что криминальной деятельностью, которой следует стыдиться. На наш взгляд, столь негативное отношение к обменной деятельности является свидетельством жизненности в русском обществе нравственных ценностей, сложившихся в условиях натурального хозяйства, т. к. оно не нуждается в обмене".

2. Русские крестьяне на ярмарочном торжище осваивали обменные отношения, элементы буржуазной культуры, тем самым, постепенно отдаляясь от традиционной общинной культуры. Ярмарка способствовала разрушению замкнутого мира общины.

В период становления буржуазной товарообменной культуры в Европе и России возможности распространения ее продуктов ограничивалось городом. Краткосрочными «полигонами по образовательной деятельности» становились многолюдные, полиинформационные ярмарки, где преобладали нравы и обычаи городской, буржуазной культуры. Сама ярмарка - это временный город, в котором сельский народ приобщается к городской культуре.

3. В социальном теле ярмарки выделяется еще одна группа, объединившая представителей, так сказать, нелегального обмена. Преступность становится профессией. Преступный мир, несомненно, активизируется именно на ярмарке, так как она собирает все имеющееся в округе, губернии, стране, континенте, мире богатство, выставляет его напоказ. На ней рождается изобилие благодушия и веселья, «крутятся» огромные деньги, создаются условия для их нелегального перераспределения.

4. В экономическую культуру ярмарки свой вклад внесли и те социальные слои, которые не занимались так таковой торговой деятельностью, но участвовали в обмене в том смысле, что были потребителями ярмарочной культуры. Например, русское дворянство, как потребитель, культивирует свои вкусы, воспитанные на европейской культуре, на ярмарке: в XIX веке среди высшего сословия была мода ездить «на балаганы», «не ради русского лубочного народного театра, а из-за занятной чужеземной привозной «диковинки»20.

5. Ярмарка как институт удовлетворяет интересы не только носителей обменных отношений, но в том числе и производителей, т.к. на ярмарочном торжище проявляются результаты потребностей всего рынка, окружающего ярмарку. Поэтому каждый представитель купеческого сословия, пройдя определенный этап первоначального накопления капитала, как первое лицо на ярмарке, владеющее информацией о потребительском спросе, становится и производителем.

Среди социальных институтов, сформировавшихся на ярмарочной площади, диссертант уделяет внимание трем: ярмарочному трактиру, выставке и бирже.

" Более подробно об этом см.: Ахиезер А. С., Козлова Н. Н., Матвеева С. Я., Орлова Э. Я., Федотова В. Г., Яковенко И. Г. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1993.

20 Друговская А. Ю. Указ. соч. С. 12-13.

1. Ярмарочный трактир, располагающийся на территории проведения обменных операций, становился, с одной стороны, местом практических дел, а с другой - клубом, представляющим отдых от трудовых занятий. Как сказано в старинной купеческой пословице: «Мешай дело с безделием - с ума не сойдешь!»

Реализация неформальных отношений на ярмарке происходит как в сфере труда - торга, так и в сфере досуга, свободного времени*. Ярмарка -это не типичное производство, и не клуб. Она объединяет не просто своих работников, но свободных предпринимателей, пользующихся ее местом и ее временем для продолжения каждый своей производственной или обменной деятельности: значит, она есть, в своем роде, деловой клуб.

2. Формальные отношения, раскрывающие еще один аспект институциональной культуры ярмарки, возникают и характеризуются материальными средствами, предполагают повышение и понижение престижа, проявляются в полной мере на выставке-ярмарке. Выставка несет новую, смысловую хозяйственно-экономическую, организационную и идеологическую функцию. На ней происходит награждение медалями и знаками почета -золотой и серебряной медалями, распространены публичная похвала и одобрение в описании выставки-ярмарки, денежная премия, присвоение звания представителям купеческого сословия (мануфактур-советник), награждение правительственными медалями на орденских лентах и т.п.

3. Возникшая на определенном этапе торгово-экономической истории, биржа представляет собой новую, более совершенную по сравнению с ярмаркой коммуникативную структуру. Она формирует собственные средства производства, социально-экономические отношения, новую, более современную торговую и торжествующую культуру.

§ 2 «Ярмарочная вещь - продукт культуры». Анализируя секуляризаци-онные процессы в ярмарочной истории, автор диссертации исходит из того, что следующий этап знаменуется типизацией ярмарки уже не по церковной символической атрибутике, а по специфике вещного мира, ее заполняемого.

Ярмарочная вещь содержит социокультурные аспекты, заложенные в результате производственной деятельности и обменного процесса. Вещь, в прошлом естественный предмет, несет на себе израсходованную материальную силу человека, она есть освоенная, собственная. Ярмарка собирает на короткий срок массы разнообразных материальных вещей и, каждая в отдельности, обладает своим информационным полем. Ярмарка диссертантом рассматривается как один из миров «языков культуры», а передвигающиеся вещи - как передвигающиеся «языковые знаки культуры», способствующие культурной диффузии. В диссертации также показывается, что географическое имя, топоним, сопровождающий вещь на ярмарке, включает в себя ценную, социальную, историко-культурную информацию об эта-

* Что, впрочем, опять же вырастает или в отношения производителя досуговых развлечений и их потребителя, или в общение во время отдыха с целью обнаружения деловых контактов.

пах исторического развития, исторически значимых сторонах общественной, хозяйственной и культурной жизни местного населения.

Ярмарочная вещь - продукт синтетической культуры местных промыслов. Это вещь, содержащая информационный заряд, часто с эстетическим значением, неотрывным и от утилитарного, и от символического, и тесно связанного с художественной выразительностью. Именно ярмарки, гарантировавшие сбыт, способствовали развитию традиционных домашних, сельских, кустарных промыслов. При затухании ярмарочной жизни почти пресекалась и деятельность народных мастеров, артелей.

Автор диссертации рассматривает вопрос приобретения вещью экономической меновой функции с целью выявления в ней (в функции) культурного, социального подтекстов и утверждает, что главное в товарности вещи то, какие отношения следуют за тем, как вещь становится выставляемой. С товарными отношениями выявляется социальная и культурная значимость вещи, т. к. ее товарность дает толчок к общественным коммуникативным действиям. При этом товарный обмен становится составной частью социокультурного обмена. В этом смысле товар уже выполняет не столько экономическую, сколько социокультурную функцию в общении между культу-рагентами по поводу удовлетворения культурных потребностей.

Именно на ярмарке вещь приобретает новую ценность - визуально-зрелищную, соотносимую с эстетической. Вещь становится выставочной, формирующей выставку научно-технических достижений. Выставочная вещь утилитарного толка получает оценку особой общественной значимости, требующей такого же отношения, сохранения, как и художественная. Вещь становится музейным достоянием: как экспонат, теряет потребительную стоимость и выполняет функцию только визуально-зрелищную, культурную.

Исследуя участие ярмарки в процессе диффузии культур, автор констатирует, что население местностей, в пределах которых действовали ярмарки, подвергалось более мощной аккультурации, ведущей к быстрому усвоению инородных элементов, по сравнению с теми, кто жил в глубинке, дальше от пестрой во всех отношениях ярмарочной круговерти.

В §3 «Человек и человеческая телесность на ярмарочной площади» определяются главные цели человека с ярмарочной площади, соответствующие главной цели и функции ярмарки-социального института. Это общение, обмен информацией, самореализация, представление себя, своего внутреннего и внешнего «я», а также самоидентификация.

Диссертантом акцентируется постулирование ярмаркой собственных социальных значений, типов информации тела человека, являющегося материальной основой языка, культуры, критериев «потребительной стоимости» физического достояния в связи с меновой стоимостью. Поскольку, например, лицезрение уродства, необычного в человеческом теле на ярмарочной площади «пользовалось потребительским спросом», то физические отклонения намеренно подчеркивались, придумывались, фальсифицировались.

Торгово-буржуазная культура с прогрессирующим разделением труда, профессионализмом, товарообменными отношениями, которые несет ярмарка в общину, определяет новые человеческие отношения, формирующиеся в ходе осознания себя и других в качестве товара. В новых социокультурных экономических условиях народные игры, например, такая, как драка, получают новое осмысление, новые формы. Они начинают функционировать как особые спортивные состязания. Происходит деление на зрите-лей-болелыциков и непосредственных участников игр: вторые становятся производителями зрелищного товара, а первые - потребителями этого товара.

Диссертант выявляет, что ярмарка, вторгаясь в традиционный общинный мир, взращивает потребителя тех услуг, которые она предоставляет, воспитывая вкус к разнообразным развлечениям. Потребитель - тот, кто вчера катался на качелях бесплатно, сегодня за подобное удовольствие на ярмарке платит. Ярмарка со своим уставом и своими «новыми штуками» (Пушкин) делает бесплатное народное веселье меновым: народное гулянье уже не мыслится без ярмарочных «забав». Приемами манипулирования предпочтениями формирующегося «массового человека» пользуются предприниматели, которые и структурируют на ярмарке начальные формы «индустрии развлечений».

Ярмарка - это ежегодный «судный день», она определяет, насколько точно выверил, продумал человек свою деятельность: он «положил на кон» в ярмарочный день результат всего трудового года, будь он производитель или посредник между первым и потребителем. В диссертации этот факт ожидания рассматривается с психофизиологической* точки зрения: человек в состоянии стресса «глушит» свою тревогу в развлечениях ярмарочного трактира, игорного дома, что на самом деле не приносит ни истинного удовольствия, ни успокоения. Пик психологического напряжения вместе с желанием так называемых удовольствий проходит после окончания ярмарочного торга, свершение торговых сделок.

Таким образом, ярмарка в культурном плане представляет собой место общей свободы, свободы выбора, на которой каждый заботится лишь о самом себе и вследствие этого все «в силу предустановленной гармонии вещей или, благодаря всехитрейшему провидению» (Маркс)21 осуществляют дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса.

В заключении главы делаются следующие выводы:

- ярмарка в качестве социально-экономического института возникает на определенном историческом этапе формирования товаро-обменных отношений, с целью регулирования обмена, информационных потоков, поддержки культурных традиций; ярмарка является производством особого рода; ее товар - услуга; средства производства - ярмарочные пространство (площадь, сооружения) и время. Основная структурообразующая единица -

* Э. Фромм объясняет физическое удовлетворение как таковое необходимостью

решения снятия физического напряжения. Человек для себя. М, 1992. С. 177.

21 Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. М., 1988. Т. 1,кн. 1.С. 187.

носитель обменных отношений - купец (социальное представительство -все, у кого есть собственность). Новые формы институциональной культуры ярмарки - биржа, выставка.

- ярмарочная вещь на новом этапе истории секуляризирующейся ярмарки становится ее символом; ее товарность имеет важную социокультурную значимость, что выражается ее коммуникативной ролью, культурной информативностью.

- функциональные особенности человека и его телесности, проявляющиеся в экономической культуре ярмарки, - производительство себя, рас-пространительство себя, себя, с одной стороны, как товара, с другой - как потребителя.

Вторая глава - «Ярмарка и праздничная культура».

§1 «Духовное содержание торга (ритуал, обряд)». Диссертантом рассмотрены ритуальные и обрядовые функции, заложенные в обменных действиях эквивалентного характера. Эта часть исследовательской работы, посвящена ярмарке как культурному явлению, как празднику, основное содержание которго составляют два аспекта: торжество и торг. Здесь реализуется задача раскрыть духовную сущность торга.

Ярмарка - это не трудовой праздник, не праздничная игра в труд, а серьезный труд, особого рода: это всеобщий обмен трудовыми результатами, родившийся из обряда, древнего ритуала обмена какими-либо вещами, наделявшимися людьми духовным смыслом.

Мотив жертвоприношения, обмен жертвами в храме или возле храма важен для объяснения «святого» (торжественного) торга. Диссертантом показывается, что у истоков своих этот обмен имел ритуальный характер. Сам же ритуал отличался как прагматизмом, так и информативностью, одновременно, оставаясь необходимым условием для поддержания жизни при посредстве производительной деятельности (В. И. Романов)22.

У истоков своих праздничность ярмарочного торга была довольно тесно связана с паломничеством - актом и обрядом ритуального жертвоприношения. С исторической точки зрения важна связь ярмарки с каким-либо преданием или реликвией. От них зависела популярность ярмарки, а следовательно, и поток богомольцев с товарами-жертвами.

Ритуальный обмен сопровождался определенными ритуальными действиями. Рукопожатие, например, демонстрировало, с одной стороны мирные намерения - «нет камня в руке», с другой - выражало веру в магическую силу эквивалентного обмена, укрепляло надежду на лучшее будущее. Сюда же относятся распитие ритуального напитка по окончании сделки, крестное целование, произнесение молитв. Собственно, эти обрядовые действия являются специфическими жертвоприношениями, которые О. М. Фрейденберг называет предтечей таких культурных явлений, как гостеприимство, побратимство, купечество, а также торговля23.

22 Романов В. И. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. М., 1991. С. 17.

23 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Торг - ритуал уже содержит в себе нечто новое. Ему нужен еще ритуал из сферы обмена «без выгоды», подарочного, духовного. Торг требует уже и торжества. Обмен экономический предполагает обмен подарочный, из сферы праздничного. Для объяснения этого явления диссертант прибегает к анализу обряда-свадьбы.

Свадебное торжище, где жених - купец (родители-покупатели), а невеста - товар (родители-продавцы), делает две стороны родственниками. Такой акт приводит к мысли, что любая ритуальная купля-продажа подспудно объединяет и приводит к торжественному союзу две противоположности*. Получается так, что торжество как бы вырастает из торга и, это есть тождественность. Поэтому ярмарка как торжественный торг, сохраняющий многие черты былой ритуальности, имеет все основания называться праздником по поводу ежегодного торга.

§2 «Игровой элемент торга». Игра как структура праздника рассмотрена многими исследователями (М. М. Бахтин, Й. Хейзинга, Т. А. Апинян и др.).

Мысли ученых о незаинтересованном характере игры, о безразличии к результатам в игре как в непродуктивной деятельности, осуществляемой не ради практических целей, а для развлечения и забавы, приводят их к выводу об очень древних корнях игры.

Духовное содержание торга оформляется ритуалом, вырабатывающим способы общения, социальный контакт. Экономический расчет может, как показывается в работе, сочетаться с обрядовым действием, ритуальной игрой.

Торг - это сам по себе ритуал, он невозможен без ритуальной игры, осознание о необходимости которой стирается и уходит в область серьезного (Й. Хёйзинга).

Историки культуры А. Ф. Некрылова, И. И. Земцовский признают игровой характер «торговой поэзии», «торгового договора». Закон торгового краснобайства «играющих на равных»: продавца и покупателя заключается в том, что «правила игры хорошо известны и предлагающему свои услуги, и тем, кому они предназначены»24. На первый план выходит игра словами, «обнажающая условную природу знака и превращающая договор в обман» (Ю. М. Лотман)25.

Плутовство - понятие, сопутствующее и игре, и торгу, заинтересованному обмену. Й. Хёйзинга подчеркивает, что плутующий, лукавящий в игре никак не может сравниться с нарушителями игры. Мошенникам, как говорят, «закон не писан». Чем изобретательнее, новее плутовская игра, тем

* Хотя купля и продажа это одно и то же действие; противоположности не может быть.

24 Выкрики бродячих торговцев и ремесленников (Россия, XVIII - начало XX в.) // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб.науч. ст. Л., 1990. С.90-102. ; Земцовский И.И. Выкрики: феномен и проблема // Зрелищно-игровые формы народной культуры. Сб. науч. Ст. Л., 1990. С.103-114. (С.104.)

25 Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 348. 16

сложнее «схватить за руку». Диссертант уточняет, - еще не писан закон, так как правовые и карающие органы стремятся противостоять изощренным выдумкам плутовских действий подобных «игроков», вовремя «усложнять» условия плутовской игры или пресекать ее соответствующими законами.

Ярмарка любит своеобразный новый, изощренный «обман»: покупатель развлечений хочет быть «обманутым». Разрисованный ящик с прорезями с неугомонным красноречивым зазывалой интересует ярмарочную публику и обещанные «россказни» о «небывалых чудесах», «прелестных видах» заставляют ее платить за право, чтобы, наконец, заглянуть внутрь ящика. Праздничное настроение ярмарочной площади не дает места раздражению из-за дурного изображения предоставленного, и никто не признается, что обманут. Здесь по достоинству оценивается искусная речевая игра зазывалы. Искусство ярмарочного фокусника, построенное на искреннем обмане, несомненно, другого свойства. Вся ярмарочная, праздничного приподнятого настроения, стихия строится на невинном обмане, и на намеренных преувеличениях: «великая и несравненная певица», «мировая знаменитость -непобедимый силач», вымышленные иностранные имена русских актеров, циркачей. Такова вся реклама, строящаяся на игре реального и желаемого, на преувеличении достоинств товара.

В §3 «Ярмарка как театрально-зрелищная форма» автор диссертационного исследования приходит к утверждению о косвенной причастности ярмарочного явления к синкретичной органике народного праздника; ориентируясь на теорию М. М. Бахтина, он находит своеобразную рампу, зри-тельство и исполнительство. Это дает ему возможность определить ярмарку в контексте зрелищной формы искусства, в некотором роде, как театр. В этом условном театре «праздношатающиеся», как особая ярмарочная группа (описанная еще историком Н.И. Костомаровым), где ее представитель выступает носителем одновременно как зрительской (лицезрительской), так и исполнительской (лицедейской) ролей. Продавцы называются «представляющими», так как торговец - это все-таки - исполнитель: он выбирает себе место, чтобы продать, показать свою собственность (самого себя, умение своего тела, рук, ума, а также то, что составляет часть его самого - вещественное). Представляющий в любом варианте отношения со своим товаром составляет в некотором роде одно целое (то есть объект выражает некую суть субъекта). В этом случае имеет место некая доля лицедейства: товар не сам по себе лежит на скамье (торговой лавке). Встать за барьер, за скамейку, отделяющую от покупателя - зрителя - это поступок, это выставление себя (выставка себя) как представляющего-выступающего, как своего рода артиста. Цель такой акции не просто «себя показать», а привлечь внимание, убедить окружающих в том, что ты имеешь право там стоять. Встать за барьер ( он же прилавок, кафедра, подмостки, сцена) -такова функция профессионализации этой границы, ставшей рампой в рассуждении о зрелищности на праздничном торге, ярмарке.

Ярмарка сама по себе рассматривается автором как зрелище, представление с позиций психологического видения особенностей художественного произведения.

Бахтинское «торжествующее» «мы» (И. Н. Фридман) определило природу обрядово-зрелищной карнавальной культуры, но «я-для-себя» (И. Н. Фридман) намечает уже свои позиции в театральной зрелищности карнавала и продолжает свое развитие ярмарочной культуры. Ярмарка, в этом смысле, может рассматриваться отстраненно, как зрелище, для которого необходима своя рампа - ограниченное пространство, ограниченный круг, внутри которого по определенным правилам протекает зрелищное действие. В каждом таком выгороженном участке И. Хёйзинга видит игровое пространство26. На ярмарке у каждого действующего лица, ограниченного ролевыми рамками, есть свое место: участники ярмарки-представления располагаются в пределах ее территории согласно выстроенным «декорациям» - разноотраслевым лавкам, павильонам, балаганам единого комплекса гостиного двора.

Открытие ярмарочного действа традиционно сопровождалось служением молебна в честь небесного покровителя ярмарки, поднятием торгового флага. В данном случае молебен может рассматриваться как увертюра, освящающая последующую симфонию ярмарочной звуковой какофонии -занавес открывается. По окончании ярмарки в четко обозначенное время также проводятся богослужения, спуск флага - занавес закрывается. Место проведения, время открытия и закрытия известны задолго до месяца, числа и часа начала ярмарки, благодаря предварительной информации и рекламе. Диссертант показывает, что даже часть карнавальной культуры - театрально-зрелищная получила свое первоначальное становление и развитие именно на ярмарочной площади. Творческий, художественный потенциал, заложенный в карнавале, попадая на близлежащую ярмарку, выливается в совершенно самостоятельное явление, отделившееся от торга материальными вещами, став отдельным нематериальным товаром, а в другом случае, подпав под влияние материального товара, став его частью.

Ярмарка как явление более позднее, чем народный праздник предполагает и новое осмысление роли и функций участников торгового праздника, на котором каждый представляет собой в некотором смысле зрелищный товар.

Завершая главу, диссертант приходит к следующим выводам:

- духовное содержание торга обнаруживается в ритуальном, обрядовом комплексе, как сопровождающем торговое действо, так и находящем идентичность с торгом, то есть торг и есть ритуал, обряд, что приводит к утверждению о тождественности торга и торжества, понятия духовного свойства.

- игровые элементы торга выявляют специфику ритуализации торгового действа, его праздничность.

- театральная зрелищность ярмарки определяется наличием на ней зрительской и исполнительской ролей, рампы особого рода, в качестве которой выступает торговая лавка, где царит дух профессионализма того, кто за ней (лавкой-рампой) стоит. Театральная зрелищность ярмарки начинается сна-

26 Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 229. 18

чала на церковной, затем на ярмарочной, и развивается на театральной площади.

Заключение. В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные результаты, соответствующие поставленным задачам. Диссертант полагает, что исследование ярмарки может быть продолжено в плане изучения местных ярмарочных традиций в разных регионах России с целью их возрождения и использования в развитии рыночной экономики.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Таржеполь // Родные сердцу имена (Ономастика Карелии). Петрозаводск: Изд-во КНЦ РАН, 1993. С. 76-81.

2. Городская фольклорная традиция как духовное достояние России // Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы. М., Информационный консультационно-аналитический центр «ИКА», 1995. С. 38.

3. Товар как инструмент «освоения» и информационного обмена // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997. С. 70-72.

4. Ярмарка в контексте отношений игры, религии и экономики // Традиционные формы досуга: история и современность. М., Изд-во РГЦРФ, 1998. Вып. 8 (в печати)

5. Сельские ярмарки Олонецкой губернии (Методические рекомендации по возрождению ярмарки в с. Вешкелица Суоярвского района). Петрозаводск: КЦНТ, 1998. 13 с.

ЛР№ 0-10110 от 10.11.1996. Подписано к печати 20.11.98. Формат 60x841/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Уч.-изд. л. 1,2. Усл. кр.-отт. 7. Тираж 100 экз. Изд. №162-

Издательство Петрозаводского университета 185640, Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Отпечатано с оригинал-макета в типографии Издательства Петрозаводского государственного университета

 

Текст диссертации на тему "Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах"

Министерств о/культур ы Российской Федерации Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма

На правах рукописи

Ижикова Наталия Васильевна

Ярмарка в социально-экономическом и культурологическом аспектах

Специальности: 24.00.01 Теория культуры

24.00.02 Историческая культурология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель-кандидат философских наук, доцент

Зимин Александр Иванович

Научный консультант-доктор философских наук, профессор

Пивоев Василий Михайлович

Москва, 1998

Оглавление

Введение............................................................................................3

Глава 1. Ярмарка в контексте социально-экономической культуры 15

1.1. Ярмарка как социальный институт..................................17

1.2. Ярмарочная вещь - продукт культуры............................41

1.3. Человек и человеческая телесность на ярмарочной площади......................................................................................56

Глава 2. Ярмарка и праздничная культура..........................................67

2.1. Духовное содержание торга (ритуал, обряд)..................69

2.2. Игровой элемент торга......................................................86

2.3. Ярмарка как театрально-зрелищная форма....................91

Заключение............................................................................................111

Библиографический список использованной литературы..............125

Приложение......................................................................................135

Введение

Обоснование темы. При рассмотрении специфики исследуемого явления следует учитывать тот факт, что торговая ярмарка, не существовавшая без своего определенного общественного, календарного праздника (земледельческого, промыслового, церковного, государственного), организуется по принципу ежегодной повторяемости: просто торг (базарная, рыночная торговля) не имеет праздничной периодичности. Ярмарка, в самом слове содержащая значение: "ежегодная торговля"1, явление экономическое, осуществляющее организационные, хозяйственные задачи, но отличное от просто торга функциями социального, культурного характера: это поддержание традиций, ценностей и норм культурного мира, установление упорядоченности коммуникативных социальных процессов. Ярмарку роднит с праздником кратковременность, наличие

Обращение к семантике слова ярмарка необходимо, ибо в слове "сгущена и нагнетена квинтэссенция как человечески-разумного, так и всякого иного человеческого и нечеловеческого разумного бытия и жизни" (Лосев А.Ф. Философия имени. - М., 1990. - С.ЗЗ.). Мы выходим на двойственность, содержащую экономическую и праздничную семантические поля данного слова; сугубо торговой терминологии придерживаются А.А. Сванидзе и П.А. Червяков: "Ярмарки - это регулярные торжища широкого значения, рынок, регулярно организуемый в определенном месте, место периодической торговли, сезонная распродажа товаров одного или многих ввдов" (Ярмарки // Экономическая энциклопедия. Политическая экономия (в 4 томах). - М., 1980,- T.4.- С.598.); П.Я Черных: "нем. слово jarmarkt - временный, широко открытый торговый съезд, устраиваемый ежегодно, в одном и том же месте" (Историко-этимологический словарь современного русского языка. - М., 1993. - Т.2.- С.472.); В.В. Даль в XIX веке, М. Фасмер в начале XX века ярмарку обозначают только как торговлю в определенное время в определенном месте (Даль В. ИТолковый словарь живого великорусского языка. - М., 1980. -T.4. - С.678.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М.,1987,- T.4. - С.83.). Та же интерпретация у С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, но уже присутствует существенное добавление: "с увеселениями, развлечениями" (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1996. - С.954.). Слову иностранного происхождения ярмарка в русском языке соответствуют синонимы торг. торговля, а также Торжок, торжище и торжество. На Руси оно получило распространение с XVII века, вследствие торговых контактов Великого Новгорода с немецкими купцами, обладало двумя значениями, подтверждение о чем можно обнаружить в языке одного из финно-угорских народов, причастных к новгородской истории: с карельского jarmankoi/ja - 1.торговать на ярмарке, 2. пить, пьянствовать (Словарь карельского языка. - Петрозаводск, 1990,- С. 100.). Таким образом, в слове ярмарка имеет место связь понятий торговать и торжествовать (пьянствовать, развлекаться, праздновать), содержащая глубокие исторические корни.

начала и конца, но в отличие от него ярмарка заполнена не отдыхом, а практическими, трудовыми, а не «праздными» делами.

Актуальность исследования определяется потребностями изучения и осмысления закономерностей формирования и функционирования ярмарки как особого явления культуры, в котором тесно переплетаются экономические, социальные и коммуникативные компоненты.

В современной России, обновляющейся от застоя, идеологического диктата, развивается свобода выбора и деятельности, что ведет к увеличению возможностей для самореализации личности, расширения кругозора, к свободному рынку результатов разнообразной деятельности, будь то товары или услуги. Несомненно, это благо. Нынешняя ситуация начального этапа накопления капитала напоминает то же состояние российской жизни XVIII - XIX веков, когда для страны, расстающейся с патриархальной обособленностью, открывались другие хозяйственные, культурные миры. И их начальное познание происходит, как, это не тривиально будет сказано, на рынке, на торгово-праздничной ярмарке: ярмарки были циклически действующим регулятором спроса и предложения, производства и потребления, обмена информацией, сохранения и приумножения народных, культурных традиций. Ярмарки выполняли именно те функции, которых так сегодня не хватает нарождающемуся российскому рынку.

Россия переживает сложнейшие времена в связи с проблемами по координированию производственных, обменных процессов, распределения, как результатов деятельности, так и самой рабочей силы физического и интеллектуального труда. Например, это проблемы внедрения научных достижений в производство, сведения авторов новых российских технологий с потенциальными покупателями их изобретений и обеспечения первых правовой защитой1, решения

1 Коновалов Б. ВВЦ торгует идеями // Деловой мир .- 1997,- №48-49,- 11-15 дек. - С.8

социальных и культурных вопросов в связи со структурными недостатками организаций, институтов, - все это говорит о настоятельной необходимости возобновления активной жизни ярмарок.

Актуальность изучения ярмарки определяется самим существом ее коммуникативных функций, которые она выполняет на протяжении всей своей истории: объединение людей для обмена разнообразными результатами их деятельности, регулирование процессов социальной, культурной и экономической интеграции.

Зачастую рынок, как место торгового действа, как базар, понимается не односложно экономически, а как носитель идеи праздника. На рынке, как правило, ощущается праздничное настроение, связанное с торжеством вещного изобилия: не зря многочисленные "торговые пятачки" называются ярмарками. В этом обнаруживается тяга или необходимость культурного одухотворения вульгарного. и прагматического смысла торговли.

Такие явления современной общественной жизни, как биржа (товаров, ценных бумаг, труда), выставка продуктов технической деятельности, аукцион, презентация в исторической перспективе восходят к ярмарке как социальному институту, как празднику, представлению-зрелищу.

Современные презентации - это всего лишь праздничные представления по поводу выхода в свет произведения духовного, материального, художественного труда. Вместе с тем, задача презентации - не только праздничное мероприятие, но и коммерческая -с целью ознакомить с товаром, дать ему рекламу и, в конечном счете, -продать.

Собственно, презентация - это скрытая форма рекламы; реклама же, в свою очередь, это часть товара. В этой связи, можно, пожалуй, признать, что даже реклама есть, в некотором смысле, порождение ярмарочного процесса. Пресс-конференция, опять же объединяющая

людей добывающих, фиксирующих и издающих информацию, по поводу того или иного предшествующего или последующего события (выхода в свет книги, спектакля, ярмарки) так же, как и презентация со своей праздничностью находит отправные точки в торге, который, по сути своей, идентичен торжеству. То есть и здесь обнаруживаются проявления ярмарочной культуры, которая в изначальном своем смысле приводит к реализации идеи торга как торжества, праздника, основывающегося на эйфории свободы выбора, игре спроса и предложения и, главное, на радости общения. Праздничность ярмарочных форм, вызывающая радость, заключена в ее причинности, ибо праздник, по словам В.М. Пивоева: "во-первых, ... служит подкреплению надежды на счастливую жизнь, на социальную гармонию; во-вторых, в отличие от будничной жизни, отягощенной ответственностью, заботами и тяготами трудовой деятельности, праздник превращает жизнь в игру, где происходит "выключение" ответственности, временное снятие серьезности жизни, социального контроля, ограничений и запретов, освобождение ее для естественного самовыражения и самореализации человека"1.

Поэтому мы считаем необходимым настоящее исследование самой природы обменных отношений между человеком и человеком и, как результата этих отношений на определенном историко-культурном этапе, экономико-праздничной ярмарки, так как она, по верному замечанию социолога культуры К. Жигульского, "и в настоящее время продолжает играть важную роль в экономическом балансе года" .

Состояние изученности проблемы ярмарочного торга как явления культуры характеризуется тем, что она специально никем

1 Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры. - Петрозаводск, 1997. -Ч.2.- С.48.

2 Жигульский К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые). Размышления социолога. - М, 1985. - С. 122.

практически не ставилась1. История ярмарки - одна из малоизученных проблем отечественной культуры. Во времена преобладания идеи планового хозяйства считалось, что ярмарка как место встречи производителя и потребителя, стала анахронизмом. Вместе с таким подходом, и сама тема истории и развития ярмарки фактически оказалась на окраине интересов советских историков2. В последнее десятилетие ситуация в данном вопросе изменилась. Но, тем не менее, даже сейчас можно говорить только о начальных этапах, как исторического, так и социологического, культурологического изучения явления ярмарки.

Работа с письменными источниками XIX века позволила автору выявить ряд историко-экономических и культурных аспектов ярмарочного явления. Статистические отчеты по Олонецкой губернии, публикации в номерах газеты «Олонецкие губернские ведомости», разного рода архивные документы содержат сведения: о количестве ввезенного на ярмарки товара, его качестве, о месте его производства, о закупке и доставке, о поименном составе торговых людей с обозначением их постоянного места жительства, о том, сколько народу присутствовало: ("Стечение народу было значительное"), сколько местной церкви или в пользу города от арендаторов торговых лавок "было доходу".

Материалами по изучению ярмарки как явления культуры послужили также научные публикации, о которых следует сказать особо, что прояснит вопрос об изученности данной проблемы. Историко-научному исследованию ярмарка подверглась в работах Т.К.

1 Можно привести лишь одну публикацию: Теребихин Н.М. Северная ярмарка как явление духовной культуры: Об одной концепции О.М. Фрейденберг // М.В. Ломоносов и значение его деятельности для развития просвещения: Тезисы докл. Всесоюз. научно-практ. конф,- Архангельск, 1986,- С.210-212.

2 Аверьянов К. А. Курские ярмарки конца ХУ111 века // Центральная черноземная деревня: история и современность. Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции. - М.: РАСН, 1992.-С.11-12.

Щегловой1, И. Андропова, А. Смирных2, A.A. Лебедевой3, А.Ю. Друговской4, Б.А. Гущина5. Интересна в этом отношении зарубежная работа "Ярмарки и рынки в Ирландии ХУ1 века, 1600 - 1800"6.

В названных выше публикациях, основное внимание исследователей уделено хозяйственно-экономической части ярмарки. В монографиях же А.Ф. Некрыловой7, Н.М. Зоркой8, А .Я. Алексеева-Яковлева9 исследованию подверглась другая, праздничная сторона ярмарки: с гуляниями, увеселениями и развлечениями, с лубочной продукцией. Авторы выделяют характерные черты лубочной культуры, выражающей, несомненно, и ярмарочную, культурную организацию, но градаций не проводят: тот или иной факт соотносим к народному гулянию или ярмарочному торжищу, что при нашем исследовании имеет немаловажное значение. Н.М. Зоркая ставит вопросы о природе лубочного явления, основная функция которого - быть востребованным на рыночной, ярмарочной площади, о тех или иных приемах достижения коммерческого успеха, удовлетворения потребительского спроса. Ученый делает вывод, что массовые пристрастия и предпочтения являются "не результатом "манипулирования", навязывания зрителю неким посредником, пропагандистом дурного вкуса и "кича"..., а

1 Щеглова Т.К. Ярмарки Алтая XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Томск, 1990.

2 Андропова И., Смирных А. Ирбитский торг (Сословия гостевого города) //Родина. - 1994,- №10,-С.27-36.

3 Лебедева A.A. Русские Притоболья и Забайкалья (Очерки материальной культуры ХУ11 - н. XX века). Глава 3. Ярмарки и торжки //Отечественная история. - 1993,- №2.- С. 165-175

4 Друговская А.Ю. К 700-летию Коренной пустыни. Ярмарки в Курской губернии //Роль народной культуры в духовном возрождении России. - Курск, 1995,- С. 19-24.

5 Гущин Б.А. Заонежские ярмарки (XIX - н. XX вв.): Научная справка. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи".- Петрозаводск, 1992.-(на правах рукописи).

6 Markets and fairs in Ireland, 1600 - 1800: Index of economic development and regional growth // G. Of Hist7 Geography, 1. Ets., 1985, vol. 11, №4, p.364-378.

7 Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища (к. XVIII - н. XX века). Л., 1988.

8 Зоркая Н.М. Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX - начала XX веков / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. - М., 1992.

9 Алексеев-Яковлев А.Я. Русские народные гуляния /В записи и обработке Е. Кузнецова. - Л.-М.: Искусство, 1948.

закономерным выражением глубинных архетипических структур"1. Для нашей работы это обстоятельство имеет немаловажное методологическое значение.

В других искусствоведческих, этнографических, историко-культурологических, фольклорно-лингвистических научных работах, темами исследования которых, стали народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, площадной театр, увеселения и развлечения, языковая культура действующих лиц праздничных и ярмарочных площадей2, также принципиального рассмотрения отличий и сходства ярмарки и гуляния (народного праздника) не проводится. Тем не менее, следует отметить, что понятие "ярмарочная культура" получило распространение в связи не только с ярмаркой, но любого рода народно-площадной праздничностью, публично-зрелищной культурой.

Источники художественного творчества дают нам особенно полезную с культурологической точки зрения и существенную по полноте информацию о российской ярмарке, которая жила насыщенной жизнью в прошлом (в основном, XVIII - начало XX века), и имела первостепенное значение для страны. Освоение произведений художественной культуры, искусства, содержащих художественные образы, созданные воображением человеческого ума при посредстве фантазийных импульсов, приводит к результатам, характеризующимся нераздельным единством смысловых и чувственных моментов. Нам представляется важным вопрос, следует ли отличать художественные образы ярмарок, явно вымышленные, обобщенного плана, от тех, которые рождались в воображении писателя на основе реально увиденной, реально "кипевшей" конкретной ярмарки, то есть "списанной" с жизни. Для нас ценнее художественно оформленные сведения о прошлой ярмарочной действительности очевидцев: они

1 Указ. соч. С. 5.

2 Красноречие русского Торжка. Материалы из архива В.М. Симакова. Публикация Т.Г. Булак // Из истории русской фольклористики. - Л., 1978. - С. 107-157.

оставляли свои впечатления в мемуарах, очерках, записках путешественников, а также на страницах повестей, романов. В исследовательской работе автор пользовался сочинениями писателей Н.В.Гоголя, М.Горького, П.С. Мельникова (А. Печерского), В.А. Гиляровского.

В других случаях художественно-осмысленная ярмарка интересна как символ. Анализ таких произведений как "Путешествие Пилигрима" Д. Баньяна, "Ярмарка тщеславия" У. Теккерея, "Мертвые души" Н.В. Гоголя, проведенный литературоведом Т.Э. Демидовой, выявил характерные смысловые нагрузки ярмарки, как правило, базирующиеся на негативных сторонах человеческой жизни. В "Путешествии Пилигрима" ярмарка по имени Базар Житейская суета самым непоср