автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Ярославские монастыри в едином Русском государстве XV-XVI веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ярославские монастыри в едином Русском государстве XV-XVI веков"
ОРЛОВСКИЙ . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи КИСЕЛЕВ Валерий Анатольевич
ЯРОСЛАВСКИЕ МОНАСТЫРИ В ЕДИНОМ РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ ХУ-Х¥1 ВЕКОВ
Специальность — 07.00.02 — Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ОРЕЛ — 1995
Работа выполнен;! и Ярославском государственном педагогическом университете им К. Д. Ушннского,
Научный руководитель:
Доктор исторических наук, профессор Л. Л. Севастьянова.
О ф п ц н а л ь н и с оппонент ы:
Доктор исторических наук Л. П. II а в л о в. Кандидат исторических наук, доцент С. Т. М п паков.
Ведущая организация Тульский государственный педагогический университет.
часов на заседании диссертационного совета К. ¡13.26.03 в Орловском государственном педагогическом университете по адресу: 302015, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95, а уд. 109.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Орловского государственного университета.
Автореферат разослан « » 1995 г.
Защита состоится
1995 г. в
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Объединение земель вокруг Москвы в ХУ-ХУ1 вв. било сложным и противоречивым историческим явлением и сопровондалось длительной борьбой различных сословных и политических группировок. Ход и результаты этой борьбы достаточно полно и подробно исследованы в отечественной исторической науке. Но до сих пор существует и долвша быть тщательно изучена проблема участия региональных духовных корпораций в политических событиях и хозяйственной жизни страны периода объединения.
Научная актуальность темц. Типичным образцом средневековых духовных корпораций являлись монастыри. Щедрые пожалования вкладчиков, налаженная хозяйственная деятельность, активное участие в' торговых сделках способствовали превращению многих монастырей в крупные вотчины, обладавшие обширными им-мунитетшгки привилегиями. Опираясь на мощное землевладение а высоки» авторитет церкви, монастыри настойчиво предъявляли права на участие во внутренней политике Русского государства.
Видное положение, которое занимали монастыри в системе феодальных отношений, не раз отмечалось в исследовательской литературе. Как правило, предметом изучения становились социально-экономические аспекты деятельности наиболее крупных и известных обителей, располагавшихся, либо вокруг Москвы,.либо на севере и северо-запада страны /Трокце-Сергиев» Косифо-Воло-коламский, Соловецкий, Ккрилло-Белозерский, новгородские ыона-. стыри/. Далеко не в полной мере отображено в историографии влияние на объединительный процесс тех монастырей,, что располагались вне территории собственно московского великого княжения, в пределах исторически сложившихся районов Русского государства» в число которых входили ярославские земли.
Цель и задачи исследования. Цель данной диссертации состоит в том, чтобы показать роль, которую сыграли ярославские монастыри в процессе ликвидации политической самостоятельности Ярославского княжества. Путь изучения лежит через исследование размеров. характера, территориального размещения земельных владений монастырей края, объема их владельческих прав, связей с различными сословными и политическими группировка!,ж. а такие причин смены руководства ярославских монастырей.
Реализация выдвинутой цели потребовала постановки и решения следующих задач:
- выявление всего комплекса источников по истории яро-
славских монастырей ХУ-ХУТ вв.;
. - реконструкция актового корпуса как наиболее ценной части монастырских архивов;•
- выяснение социального состава вкладчиков в монастырское землевладение и имущество, их сословной и политической, аринадлекнооти;
- уточнение сроков смены руководства ярославских мона- . стырей и установление /при наличии необходимых данных/ происхождения ярославских архимандритов и игуменов;
- установление причинно-следственных связей между изме- -нениями в положении монастырей края и политическими событиями в Ярославле и ?сем Русском государстве.
Хронологические рамки исследования охватывают период создания и укрепления единого государства на землях Северо-Вос-. точной Руси. Б современной исторической науке наблэдаюгся разногласия по поводу определения временных границ этого явления. Исходя из наиболее устоявшихся выводов и задач настоящего исследования, следует связать его со временем окончательного формирования основной государственной территории страны, . появлением централизованных структур управления и завершением • консолидации правящих слоев разных регионов в общерусский господствующий класс'. Эти признаки, а также изменения в поле-гении церкви в Русском государстве, нашли наиболее полное отражение в ХУ к ХУ1 веках. . 4
Территориальные толки исследования. Крупнейшими духовными корпорациями Ярославля в ХУ-ХУ1 вв. являлись Спасский и Толгский монастыри. В диссертационной работе исслс уются судьбы этих обителей на фоне политических событий, проиохо-дивших на территории Ярославля в момент потери им независимости и в последующее время. Кроме Ярославского уезда, земельные . угодья Спасского и Толгского монастырей находились .в пределах некоторых соседних уделов: Костромы, Романова, Но- . шехонья, Ростова, Переславля-Залесского. а часть владений разметались н в более отдаленных Московском, Кашинской и •, Сольвычегодскои уездах. Это определило основной район привлечения материалов - ярославскими в ряде, случаев бшш привлечены материаяы обозначенных уездов.
Остальные монастыри Ярославля не обладали'заметными вотчинными угодьями и'потому не оставили достаточно яркого следа в истории края периода складывав единого государства. Тем
на менео, в диссертации -были использованы отдельные источни- . кп из архивов Петровского и Николаевского Глиницкого монастырей.
Научная новизна 'той от» состоит в том, что в ней впервив специально исследуются духовные корпорации целого региона Северо-Восточной Руси на протяжении длительного исторического отрезка, вобравшего в себя очень ваккые события л жизни Русского государства. Изучение самых разнообразных групп' источ '.{ков позволило рассмотреть историю ярославских ыона-отнрей 77-ХУ1 вв. с достаточной степенью полноты и объективности.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в'гом, что примененная в нем методика может быть ио-* пользована при изучении судеб духовных корпораций других исторически сложившихся районов центральной России, поскольку конастыря Ярославля являлись типичными среднерусскими духовными вотчинниками, - ,
Апробация результатов исследования. По материалам диссертационного исследования опубликованы статьи в научных сборниках, сделаны доклады и сообщения на конференции молодых ученых в Пушкинском.Доме в г. Санкт-Петербурге в 1989 г,, на ХУ и ХУ1 научных конференциях в йрГУ в 1988 я 1389 гг., конференции молодых ученых в г. Ярославле в 1У92 г. „ научных конференциях в г. Костроме в 1953 и 1994 гг., на чтениях по истории древней и новой России в г. Ярославле в 1994 г..
Структура диссертации. Диссертация состоит, из введения, трех глав, заключения, Приложений 1 и Во введении содзр-аатся постановка проблемы, историографически}? скГзор работ дореволюционных и советских авторов, обращавшихся к теме средневековых духовных корпораций. В первой главе аь_лизи-руются группы источников, составляющих базу для изучения истории ярославских монастырей ХУ-ХУ1 вв..Во второй главе• исследуется положение монастырей края в' ХУ- первой трети ХУ1 в. Третья главя посвящена выяснению роля ярославских'' монастырей в политических событиях 30-30-х годов ХУ1; в. В заключении подведены итоги исследования...... ,."'■■• •
П. ОСНОВНЫЕ ШШЕНИЯ; Й ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Бо введении обосновывается актуальность изучения роли духовных корпораций в политической истории России. Первые
суждения о месте духовных корпораций в процессе создания единого государства появились еще в ХУШ столетии. Б работах В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, й.Н. Болтина'по-разному оценивалось развитие церковно-государственных отношений, но в основном преобладал критический взгляд на вклад церкви в объединение русских земель. В XIX в. изучение вопросов, связанных о политическим прошлым русской православной церкви, фактически сосредоточилось в руках представителей рысшего духовенства. Авторы многотомных сочинений /митрополит Платон, митрополит Евгений, епископ Филарет и др./ придерживались взгляда на оесконфликтное развитие взаимоотношений между духовными корпорациями и государственной властью в России. Как правило, монастыри рассматривались как неотъемлемая часть единой церковной организации.'не имевшей по сути самостоятельного политического значения.
Светские историки Х1Х в, основное внимание сосредоточили на изучении хозяйственного устройства монастырских вотчин. В русле повышенного интереса к привилегированному землевладению они обращались к исследованию монастырского вотчинного хозяйства как одной из форм недвижимой собственности, существовавших в средневековой России. Итогом дореволючионной историографии стала сравнительно неплохая изученность экономических аспектов деятельности нескольких самых знаменитых русских монастырей. В небольшой по объему, но очень содержательной статье В. 0. Ключевского о Соловецком монастыре была прослежена судьба этого крупного духовного'вотчинника на весьма широком историческом фоне"'» Монографическое изучение • истории духовных корпораций было продолжено на рубеже Х1Х-XX вв. Н.К. Никольским, который сделал несколько вшшых выводов ~<Г взаимоотношениях Кирилло-Белозерского монастыря с великим князем московским, использовав громадный вотчинный архив монастыря**,
Б первые послереволюционные годы отечественные историки интенсивно разрабатывали теш, связанные с хозяйственным строем монастырей и монастырской колонизацией; причем геогра-
1 * Ключевский В.О. Исследования хозяйственной деятельности : Солрвзцкого монастыря в Беломорском крае. М., 1867.
2- Никольский Н.К. Киршло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти ХУЛ века. СПб., 1897-1910. Вып.1-2.
фия исследований заметно расширилась. Одновременно, приходит понимание того, что рост земельных угодий духовных ко, юра-ций, особенно интенсивно проявившийся в ХУ-ХЛ вв., зо многом зависел от их политической роли в государстве. В 30-40-е годы наибольший вклад в разработку этой проблемы внес С.Б. Ве~ селовский. Эволюцию церковно-монастырсного землевладения он поставил в прямую зависимость от этапов создания единого Русского государства. Обработав громадное количество актового мате !ала, по большей части неопубликованного, он заметил, что наиболее значительные земельные покалования духовные корпорации получили в периоды нестабильности и династических кризисов, когда верховная власть и уездная арксто-
о
кратия были особо заинтересованы в их поддержке .
Новый этап в изучении истории духовных корпораций наступает после того, как в 50-60-х годах была осуществлена грандиозная публикация актовых источников ХУ-ХУ1 вв.. ло прей- . мужеству церковно-ыонастырокого происхождения. Событием ста-» ло появление монографии Л.В. Черепнина, где речь шла о феодальных архивах средневековья^. Вся вторая .часть этой работы была посвящена анализу архивных собраний древних монастырей, епархиальных.и митрополичьей кафедр Не замыкаясь в кругу источниковедче ких проблем, JI.B. Черепнин большое внимание уделил политическим причинам появления актов из архивов духовных корпораций. Даты создания монастырских грамот, копийных книг он связывал с конкретными'фактами исторической действительности, fía примере отдельных уделов О.Ы. ¡<au¡-танов начинал изучение такого важного ссци-льно-полктическо-го института, как феодальный иммунитет. В оО-е года были созданы.труды обобщающего характера, где он, широко используя монастырские актовые ист' шики, выделил направления правительственной ишунитетной политики и связал их с социаль-
3' Веселовский С.Б. Монастырское землевладение в Московской Руси во, второй полог не Х'Л в. //Исторические записки, г.5., 1941. л.10. С.95-116; Он же. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Ы.;Д., 1947. 'ГЛ. ,
4" Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы Х1У-Х1 веков. . , М., 1947-1951. Ч. 1-2.
ной структурой общества и борьбой различных группировок вну-г три правящего класса. С.Г.1. 1{ацтанов реконструировал политические мотивы вццачи монаетырасих грамот, кавдая из которых ; являлась продуктом определенных обстоятельств, требунцвх конкретно-исторических исследований®.
Примером всестороннего подхода к изучению положения духовных вотчинников в ХУ-ХУ1 вв. стали работы 70-х годов: книга A.A. Зимина, посвященная истории Иосифо-Волоколшского монастыря и исследование Л.И. Квиной о Московском Сшгановом мог
пастыре . Оба автора показали значение названных обителей в кизни страны периода объединения, их влияние на экономику и Енутрекнаю политику Русского государства.
Etiecre с тем, несмотря на значительное количество исследований, затрагивавших в опросы истории духовных корпораций, ыоано отметить некоторые пробелы и упущения. Очень чаото различные аспекты деятельности средневековых монастырей рассжат- ' р1ваюгся изолированно.'Неизвестными порой остаются конкретные причины, толкавшие монастыри в гущу политических событий. За исключением нескольких лиц. очень пало известно о руководстве многих региональных монастырей: архимандритах и игуменах, зе существует четкого ответа на вопрос, каковы были нити, связывавшие их с уездной аристократией,' по какому признаку формировались группы вкладчиков вокруг той или иной обители. Указанные моменты дела'от целесообразной постановку проблемы в настоящем диссертационном исследовании.
Первая глава работы - "Источник^ по истории ярославских монастырей ХУ-ХЛ вв." - посвящена характеристик документов ' из архивов духовных корпораций Ярославля и других источников, зафиксировавших факты участия местных монастырей в событиях в
с -.
Каштанов С.М. Феодальный иммунитет в годы боярского правления //Исторические записки. М. ,19l . Т.66; Он'ке. Социально-политическая история России конца ХУ- первой половины ХУ1 в. М,,1967; Он же. Финансовая проблема в период проведения Иваном Грозный политики "удола" //Исторические записки. ГЛ.. 1968. Т.82.
6* Зимин A.A. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России, i,I. .1977; Игана Л.И. Крупная вотчина Севвро-Босточной Руси г.м.ца Х1У-ХУ1 ь. л.,1й7у.
нрав. В первом параграфе анализируются актовые материалы из архивов ярославских монастырей.
До сих пор пз существует отработанной метод*. .1 реконструкции актового корпуЬа средневековых архивных собраний. Большинство архивов монастырей ХУ-ХЛ вй. в настоящее время находятся в крайне разрозненном состоянии, рассредоточены по разным архивохранилищам. В этой связи в отечественной науке неоднократно ставился вопрос о степени репрезентативности дошедши- до нас подлинных средневековых актов, т.е. о том. насколько полно сохранившиеся подлинники отражают весь комплекс когда-то существовавших актовых материалов''. Бытующие ныне приемы восстановления первоначального состава актовой части средневековых архивов трудно назвать универсальными, т.к. они учитывают не все источники информации об утраченных актах. С учетом предшествующего опы^а источниковедческого изучения древнерусских актов аггор диссертации попытался разработать собственную методику реконструкции. Она основана на привлечении подлинных монастырских грамот, позднейших списков ХУШ и XIX вв., уцелевших фрагментов и заглавий актов. извлеченных из других источников. Завершает работу , расстановка всех уцелевших и вновь выявленных актов опргдо ленного архива по хоонологическому принципу, адаптация заголовков, уточнение датировки, имен отправителей и адресатов, снабжение каядого акта сведениями о степени сохранности, месте хранения й имевшихся публикациях. „
Предложенная методика была применена в диссертационном исследовании при работе о актовыми материалами двух крупней • ших ярославских монастырей, В результате были соб1 ты сведения о 114 актах ХУ-ХУ1 вв. из архива Спасо-Ярославского мона-
См.: Носов Н.Е. "Новое" направление в источниковедении // Проблемы источниковедения. M..1Ü62. Выа.10. С.273; Зимин .A.A. Трудные вопросы источниковедения ДрвЕней Руси //Источниковедение; тес тетические и методические проблемы. М., 1960. С.444; Кобрин В.Б. К вопросу о репрезентативности источников по истории феодального землевладения в русском государстве ХУ-ХУ! вв.//Источниковедение отечественной истории. М.,1973. Вып.1. С.171-186.
сткря. Реконструированная часть Толгского монастырского архива. относящаяся к ХУ-ХУ1 вв., достигает по нашим наблюдениям 23 единиц. . ' 1
В следу одах параграфах Главы 1 дан обзор других источников по истории ярославских монастырей. Во втором параграфе рассматривается состав Спасских и Голгских вкладных и кормовых монастырских книг. Данному виду учетной документации были присущи строгая последовательность и.систематичность за-иксе Г;, Монасгырские масти рассматривали вкладные, и кормовые книги как своеобразный'юридический документ, содержавший основные сведения о размерах богатств монастырей. В диссертация показано, что связи Спасского и Толгского монастырей со. своими вкладчиками была весьма, обширными, они распространялись на всю территорию Ярославского уезда и далеко за его пределы. Особенно многочисленен был.состав вкладчиков Спасского монастыря, т.к. именно эта обитель являлась наиболее почитаемой духовной корпорацией -в крае и обладала реальным экономическим базисом. Круг вкладчиков Толгского монастлпя был гораздо уже, анализ Толгских вкладных и кормовых киш показывает, что к монастырю тяготели те представители местной аристократии, чьи родовые владения находились в непосредственной близости от земельных угодий обители, на землях Ярославского и Романовского уездов.
В третьем параграфе речь идет о монастырских синодиках -сравнительно редко привлекаемых к исследованию источник;л. Шесть синодиков Спасского монастщ хранятся в отделе письменных источников Ярославского историко-архит' "'турного музея-заповедника. Один синодик Толгского монастыря находится в Российском государственном архиве древних актов, второй - в Российской национальной библиотеке. Изучение указанных источников показало, что особенно тесными связи Спасского монастыря были с представителями местных '-чяжеских родов Аленкиных, Пенковых, Сисеевых, Кубенских, Сицких, Троекуровых, Курбских ¡Охотских. К Толгскому монастырю тяготели князья Шаховские, Шехонские, Ь'ировые-Засекины.
В четвергом параграф рассмотрены летописные и повествовательные письменные'памятники. К Использованию в диссертационном исследовании были привлечены отрывки из летописных сводов Северо-Восточной Руси:'Никоновской, Сймеоновской, Со-
— •И —
фийской П, Львовской и Ермолинской летописе". Б и* состав вошли ярославские записи, датируемые серединой ХУ в. о событиях. предшествовавших и сопутствовавших падению независимости Ярославского княжества.. Повествовательные источники представлены также агиографической литературой: рукописями зн '< редакций жития ярославских князей Федора Рости-славича, Давида и Константина. Этот повествовательный памятник был создан примерно в середине и второй половине ХУ в. Кроме того, было привлечено "Сказание, о явлении и чудесах Толгской иконы" - произведение конца ХУ- середины ХУ1 в.
Вторая глава - "Ярославские монастыри в ХУ- первой трети ХУ1 в." - открывается параграфом, где речь идет о дея ¿явности -духовных корпорь. дй края в удельный период. Письменные источники, отражавшие факты участия-монастырей в жизни края в ■ первой половине ХУ в., крайне немногочисленна. В условиях недостатка градационных источников - монастырских грамот, вкладных и кормовых книг большое значение приобретают лисьг менные памятники, содер;кащие хотя бы отрывочную шфорке -.га, позволяющую наметить'основные линии исследования. К таковым относятся в настоящей диссертации записи на рукописных книгах /маргиналии/. Древнейшим упоминанием о ярославском Голг-ском монастыре стала запись в "Диоптре" /"Зерцале"/ Филиппа Монотропа, датируемая примерно первой третью ХУ в. Запись, как /далось определить содержит имена одного из первых Толг-ских монастырских настоятелей, игупена Германа и ярославского князя И.6. Засеки» в границах владений которого первоначально располагались угодья Толгского монастыря.
Еще до формального вхоадения Ярославля в состав единого Русского государства местные дтховные корпорации обладали заметным экономическим базисом. Но политический статус их Сил неодинаковым. Толгский монастырь, как установлено, перешел под руну великих князей московских довольно рано, около середины 1450-х гг., связав свое будущее с великокняжеским Диором. Спасский монастырь, как крупнейший духовный вотчинник . Ярославля, проводил более независимую : литическую линию. .Великий князь московский был гыяуэден с этим считаться и пытался использовать авторитет монастыря в своих интересах, в частности во вновь присоединенных к Москве костромских зет-лях.
Во втором параграфе изучены сведения источников об ;/час~ тии яроояа^ -ких монастырей ь политической борьбе г, годи шзав-
лания Ивана Ш. Именно на этот период' выпадает ликвидация политической независимое™ Ярославского княжества, серьезно отравившаяся на земельных и иммунятетных мероприятиях центральной власти и местных родовых землевладельцев в отношении духовны* корпораций края. Всего от времени правления кшна Ш сохранились введения о 31-м акте из архиво монастырей Ярославля. О характере актовых документов чает представление Таблица 3, помещенная в диссертации. Из ее данных видно, что внутренняя политика Москвы в Ярославле в 1462-1505 гг. отчетливо разде лется на два этапа: первый /1460-1470-е гг./ характеризовался расширением феодальных прав местных духовных вотчинников, ' горой этап, с 80-х годов ХУ в., был отмечен резким снижением великокняжеских -ояалований. Это объяснялось тем, что во второй половине своего правления позиции Ивана Ш на ярославских землях заметно укрепшшоь.
Ярким моментом в истории Ярославля стали 60-е годы ХУ в.. когда происходило его формальное присоединение к Москве. Этому активно сопротивляле ь местная знать во главе о последним владетельным ярославским князеы старшей ветви, А.С. Ьри-хатым, при "непосредственной поддержке архимандгчта Спасо-Ярославского монастыря Христофора. Летописные источники показывают что светские и духовные во! .циники Йрославля широко использовали в сво! :< политических целях культ местных святых Федора Росгночвича, даввда и Константина.
Спасский монастырь продолжал играть важную роль и после падения независимости Ярославля. Хотя великокняжеские'зе- • мельные и иммунитетные пожалования после 1460-х гг. стали более скупыми, монастырь пр^чолкал увеличивать свои земельные владения за счет вкладов представителей бывшего ярославского княжеского дома, на исходе ХУ в. превратившихся в подданных московских князей.
В последнем параграфе Главы П временными рамками ..збра-ны годы правления великого князя Василия Щ. Период с 1505 по
^33 г. стал очень характерным в истории взаимоо' ношений государственной власти с духовными корпорациями. Формальное объединение ранее самостоятельных территорий не означало еще их полного слиян я ни в экономическом, ни в политической плане м било отмечено обострением внутриполитической обстановки.
В Ярославле время правления Василия Ш огл- далось замег ной расчетливоотью великого князя в практика выдачи земельных и иммунитеты* поиалованиЯ в адрес духовных корпораций. Сохранились сведения о 9-ти актах.монастырей края, датированных 1505-Т533 гг., сведения о которых обобщены в Таблице 4. В еле , картина, полученная в результате анализа источников, совпадает с этапами и общими направлениями внутренней политики Русского государства. Однако, взаимоотношения московского правительства в духовных вотчинников Ярославля имели свои специфические особенности. Не раз великокняжеский Двор был вынужден отклоняться от общерусского курса в отношении с ярославскими монастырями. В каздои случае появлс :ие новых пояалований Вас . ¡ия Ш диктовалось конкретными политическими причинами. Слонность обстановки в Ярославском уезда усугублялась частой сысной руководства церкви - Московской митрополии и Ростовской епархии: за короткий промекуток времени на этих постах несколько раз сменяли друг друга представители разных идеологических направлений и политической о чен-тации ц это, как било выяснено, елиядо на позицию монастырской верхушки Ярославля. _ - '
В третьей главе диссертации - "Ярославские монастыря а внутренняя политика в Русском государстве в 30-80-е годы , Т/\ в." - исследовано положение духовных вотчинников края л годы . равлепия Ивана Грозного. Этот сравнительно небольсой промежуток времени оставил яркий след в истории России и вместил в себя период регентства Еле"ы Глинской, борьбу боярских группировок в малолетство Ивана Грозного, мероприятия Избранной рада, опричнину и послеопричныо годы. Архивы ярославских духовных корпораций сохранили весьма значительное, по сравнению с предыдущими этапами, количество источников, прежде всего актовых.
В первом параграфе Главы Ш рассматриваются вопросы, связанные с положением местных монастырей в 1534-1548 гг. За это время монаотыри Ярославля получили от'имени верховной власти' и феодалов уезда 10 актовых документов. I данные приводятся в Таблице 5.- Но распределение актов по годам происходило неравномерно: от всего периода регентства Елены Глинской нет сведений ни об одном акте, отправленным в адрес монастырей края. Подобная скупость верховной власти объясняется тем, что
шённо в это время на территории Ярославского уезда произошло такое событие, как Ликвидация последнего ^следственного удела - Юхотского княжества. В архиве Спасского монастыря сохранились две данные грамоты, принадлежавшие последним рбдовым владельцам Юхоти - князьям Федору Ивановичу'и. его внуку Ивану Дмитриевичу Юхотским ,
Анализ ' тих актовых документов, пг-иыо сведений. собра[н-ных из других источников первой половины ХУ1 в., привел автора диссертации к выгоду, что тесные связи князей Юхоцких со Спасо-Ярослав' х:а,1 монастырем объяснялись тем обстоятельством, что Спасским архимандритом в то время был один из сыновей ■" князя Федора Ивановича Юхсгског07Иван Федорович, под именем Коны. Таким образом, монастырь о зался в эпш нтре выпавшего на вторую четверть ХУ1 в. процесса.ликвидации владетельных прав ярославских феодалов.
В последующие годы в политике московского .Двора в Яро- . • славле стали более заметными компромиссные тенденции.' Часто сменявшиеся у ьласти б.О' юкие группировки Щуиских. К.Ф. Вельского , Воронцовых нуадались в поддержке региональных духовных корпораций. В реде случаев это приводило к увеличению монастырского землевладения и иммунитета. К призеру, Сцасо-Ярославский монастырь сумел возвратит часть вотчинных угодий , отоо ранних у него г "л. Елене Глинской.
Второй параграф "освящен реформам 'Избранной рады /15491564 гг./ и их последствиям для монастырей края. Как удалось показать, сведения о 34-м-актвок документе сохранились' за этот период в Спасском и Толгском монастырских архивах./Та-блица 6 диссертации/. Большое количество появившейся в тот период актовой документации объяснялось непростой политической ситуацией в уезде, правительство Избранной рады при проведении реформ в Ярославском уезде, которые п< )олыаей степени были "направлены на ущемление прав местных еоТчйнш :ов, вынукдено било лавировать кежду интс.. асами нескольких поли-з геских групп: остатками родоячх землевладельце;- ростовскими иерархами и круанши монастырями. На первом этапе реформ общая направленность правительственных мероприятий осуществлялась в сторону ограничения роста монастырских угодий. Но вскоре верховная власть главное внимание сосредоточила на ликвидации отдельных разрозненных владений "нязей Шехонских. Пен-
• ковых, Сисеевых, дав возможность монастырям .заметно округлить свои вотчины'за счет конфискованных владений.
В третьем параграфе Главы И выяснено положение духовных корпораций края в опричнину и послеопричные годы /1565-1 ¡¿84 гг./ Это гремя явилось одним из важнейших моментов в истории взаимоотношений государственной власти и церковных учреждений в' России. В архивах ярославских монастырей, по подсчетам автора настоящего диссертационного исследования, уцелела информация о 2У-ти единицах актовых документов, время появления которых относится к 'опричным и послеопричным годам.
Одной из первых иер, предпринятых московским правительством в начале опричных мероприятий, стало описание территории Ярославского уезда. О характере описания известно из земельного дела 1565 г., которое непосредственно затронуло интересы Спасо-йрославского монастыря. Проводивший описание подъячий Максим Трифонов попытался отписать- ка имя царя часть Спасских угодий. Однако, Спасский монастырь, как к другие -обители края, сумели быстро освоиться в стремительно менявшейся обстановке опричного времени. Примерно в то же время,' когда Ярославль вошел в состав -"Государева удела" /21 января 1569 г,/,. Спасский монастырь становится "опричным государевым богомольцем". •.
. В 70-.первой половине 80-х годов ХУ1 в„ действия правительства в уезде были направлены на ликвидации последствий опричнины. Верховная власть прибегла к такому способу, как негласное поощрение попыток местной администрации ущемить . права духовных вотчинников. Из текста актовых документов Спасского монастыря мояно узнать, что систематический характер нарушения иммунитета этой крупнейшей духовной корпорации края приняли,в середине 1570-х гг. После принятия Соборного приговора 1530 г. давление на ярославские монастыри возрастает. Но уже вскоре верховная государственная власть идет на некоторые уступки, упорядочив податные нормы и предоставив Спасскому и Толгскому монастырям некоторые льготы. Характер-пая для последних лет правления Ивана Грозного тенденция на консервации землевладения и прав духовных корпораций на примере Ярославля проявилась в грамотах 1582 г., когда были подтверждены часть привилегий Спасской .обители, а Толгский игу-
г- 16 -
мен даже выхлопотал дополнительные права.
В заключении диссертации излагается основные итоги исследования. Сделаны выводы о том, что политическая история России ХУ-ХУ1 вв. и судьбы отдельных исторически сло;-.сившихся районов Невозможно изучать, не учитывая влияния, которое оказывали на ход политических событий духовные корпорации. .Привлечение материалов из архивов ярославских монастырей, существенно дополненных данными других источников, позволили наглядно представить участке духовных корпораций края в процессе утраты Ярославлем независимости и -приспособления ранее самостоятельных земель к порядкам единого Русского государства. Проделанный анализ свидетельствует, что на первых этапах' объединения монестыри Ярославля участвовали непосредственно б активной политической борьбе. В ХУ1 в. участие обителей края в политической жизни стало более опосредованным: монастырское руководство чутко-улавливало изменения, происходившие в положении верховной власти, и когда функции великокняжеского дво-, ра слабели, различными путями добиьались приращения земельных владений и иммунитетных 'привилегий. Вплоть до 60-х годов ХЛ п. ярославские'монастыри сохраняли тесные связи с потомками ила- ' детельных правителей Ярославля, также извлекая из этого экономически* и политические выгоды.
По теме диссертации автором опубликованы -следующие работу:
1. Источники для реконструкции монастырских архивов Х1У-ХУП вв. /на материалах ярославских и ростовских монастырей/ //Проблемы отечественной истории. Ярославль,1990. С.2-9. Деп. в ИНИОН АН, СССР. Я 43318 от 26.11.90 г.
2. Хронологический перечень актов Толгского монастыря ХУ-ХУЛ вв. /попытка реконструкции архива/ //Источниковедческие- и историографические вопросы отечественной истории ХУ1-ХУШ веков. Сб. научных трудов памяти профессора В.Б. Кобрина. Ярославль,1992. С.55-65А
3. Архивы ярославских, монастырей !ХУ- первой половины ХУД в. /методика реконструкции/ //Российская государственность: Этапы становления и развития. Тезисы и материалы научной
конференции. Кострома,1993. 4.2. С.70-73.
- Иг -
4. Ярославские монастыри в едином Русском : ^сударстве ХУ-ХУ1 вв. //Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Тезисы научной конференции, Кострома. 1994. 4.1. С.50-54.
5. Великий князь московский и ярославские монастыри /из
и о р.. л политической борьбы на рубеже ХУ и ХУ1 веков/ //• Ярославская отарина. 1995. № 2. - {В -псчат!:/ /Ц.