автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему: Язык и смысл в научно-философском дискурсе В.В. Налимова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Язык и смысл в научно-философском дискурсе В.В. Налимова"
На правах рукописи
КУЗНЕЦОВ СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ
ЯЗЫК И СМЫСЛ В НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ В.В.НАЛИМОВА
специальность 09.00.08- философия науки и техники
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2 7 НОЯ 2014
МОСКВА-2014
005555910
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии философского факультета ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор
Пахарь Людмила Ивановна
Официальные оппоненты: Демина Лариса Анатольевна, доктор
философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени O.E. Кутафина (МГТОА)», кафедра философских и социально-экономических дисциплин, заведующий кафедрой
Мамченко Анна Александровна, кандидат философских наук, ФГНУ «Институт теории и истории
педагогики»РАО, лаборатория методологии педагогических измерений старший научный сотрудник
Ведущая организация:ФГБОУ ВПО«Орловский государственный аграрный университет»
Защита состоится «22» декабря 2014 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по адресу: 117571, г. Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд.818.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»: 119991, г. Москва, ул. М. Пироговская, д.1. и на официальном сайте университета http://www.mpgu.edu/
Автореферат разослан «//» 2014 г.
Ученый секретарь -OprjVf'
диссертационного совета - Кузнецова Светлана Вениаминовна
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования
Центральной проблемой философии науки второй половины XX века являлась проблема внутренней взаимосвязи науки и философии. Она нашла отражение в трудах многих известных западных философов, в том числе К.Поппера, Т.Куна, И. Лакатоса, П.Фейерабенда и других исследователей науки. Для отечественной философии также характерно изучение проблемы соотношения философского и научного знания. Виднейшими представителями философии науки в нашей стране по праву можно назвать Б.М.Кедрова, В.С.Степина, В.Г.Горохова, В.М. Розина, К.А. Скворчевского, Л.Б.Баженова,
A.И.Липкина, Е. А. Гороховскую.
На этом фоне особый интерес вызывает деятельность русского ученого-энциклопедиста В.В.Налимова.
Будучи профессиональным математиком, ученый своими научными изысканиями демонстрировал на практике возможности плодотворного взаимодействия философии и науки. С одной стороны, В.В.Налимов стремился философски осмысливать свои научные изыскания, в частности в области теории вероятности, с другой - размышлять о сугубо философских проблемах и находить для них научные обоснования.
Официально не издаваясь как философ вплоть до конца 20 века,
B.В.Налимов, тем не менее, своими научными трудами оказал огромное влияние на исследователей в разных отраслях научного знания. С 60-х годов XX века и до начала 90-х годов, его работы формируют мнение общественности, рождая новые идеи и различные направления научного знания в таких областях, как теория эксперимента, наукометрия, химическая кибернетика.
Ученому принадлежит оригинальная попытка рассмотреть проблему языка, в которой язык выступает непосредственным объектом научно-философской рефлексии. Нетрадиционность взглядов ученного заключается в том, что он использует категориальный аппарат и основные положения кибернетической теории при объяснении языковых явлений.
Именно сквозь призму своих научных взглядов и принципов В.В. Налимов предпринимает попытку дать объяснение такой сложной философской категории, как смысл. По мнению исследователя, изучение категории смысла неразрывно связано с постижением феномена языковых систем. Особенность исследовательского поиска В.В.Налимова в этом направлении объяснялось стремительными изменениями в науках о языке.
з
Именно поэтому ученый рассматривал языковые явления и процессы смыслообразования посредством построения моделей на основе экспериментальных данных. Применение методов из математической статистики, попытки рассмотрения языка и смысла с позиции вероятностной логики, разительно отличали концепцию языка В.В.Налимова от языковых концепций, выстраиваемых в русле традиционной филологии и языкознания.
Тенденция, связанная с особым интересом, к проблеме языка, идущая с начала XX века, не ослабевает и в XXI веке, и даже наоборот обретает новое звучание. В связи с изменениями в способах и системах коммуникации, идеи В.В.Налимова относительно таких объектов философской рефлексии, как язык и смысл являются оригинальным взглядом на будущее всей человеческой культуры, в том числе науки и философии. В настоящей работе дается философское осмысление роли творчества В.В.Налимова в контексте преодоления разрыва между научным и философским постижением языка и смысла. В тоже время предложенное В.В.Налимовым решение проблемы смысла служит методологической основой для изучения других теоретически и практически важных аспектов языка, его моделирования.
В данном исследовании указывается на то, что основной характерной чертой философского наследия В.В.Налимова является попытка рассмотреть смысл не как часть некоторой абстрактной семантики языка, а как неотъемлемую часть бытия. В частности, определяется теоретический и онтологический статус смысла, дается системное объяснение связи семантической стороны языка с явлениями мира действительности.
Отсутствие полноценного научного исследования мировоззренческих идей В.В.Налимова делает настоящую работу актуальной. В этой связи, осмысление многообразия научно-философских представлений В.В.Налимова, основных идей ученого, стиля его научно-философского дискурса, способствует дальнейшему развитию отечественной философии науки, являясь при этом свидетельством ее богатства и многообразия.
Этими положениями обосновывается научная актуальность предлагаемого исследования.
Степень разработанности проблемы.
В нашей стране пока мало исследований, в которых изучается творческое наследие В.В.Налимова в контексте восприятия его как философа. Можно отметить ряд монографий, непосредственно обращенных к творчеству В.В.Налимова. В их число входят работы Ю. В. Грановского, Ж. А. Дрогалиной, Е. В. Марковой «Я друг свобод...В.В. Налимов: Вехи творчества»1
'Грановский Ю.В., Дрогатна Ж.Л., Маркова Е.В. В.В. Налимов: Вехи творчества - М.: Изд-во Водолей Publisher, 2005. - 474 с.
и Е. В. Золотухиной-Аболиной «Философский универсум В.В.Налимова»2, «В.В.Налимов»3. Также автор настоящего исследования ориентируется на диссертационное исследование C.B. Мальцевой «Этика языка и творчества в философском наследии В.В. Налимова»4.
Совсем иной резонанс творчество В.В.Налимова вызывало у западных исследователей. Научно-философские идеи В.В.Налимова рассматривались в статьях, рецензиях, очерках, отрывки из его работ часто цитируются. Такими исследователями творчества В.В.Налимова по праву могут считаться X. Лекенхов «Обращаясь к В.В.Налимову»5, Г. Фон Вайцзеккер «В.В.Налимов -русский математик и анархист мистик»6, М. Бониц, С. Шапиро7 «Понимающий Вселенную»8, Р.Рой9, С. Гроф10. Исследования этих авторов, несомненно, раскрывают основные идеи В.В.Налимова, но претендовать на статус монографических работ, посвященных проблемам языка и смысла в научно-философском дискурсе В.В.Налимова, они не могут.
Вместе с тем, как мы уже заметили, отсутствуют работы, посвященные фундаментальным мировоззренческим идеям этого выдающегося мыслителя. Это связано с тем, что существуют определенные затруднительные моменты при интерпретации творчества В.В. Налимова, связанные с недостаточным вниманием самого ученого к вопросам методологического обоснования собственной позиции, вытекающей из характера его работ, предполагающих свободный поиск истины вне рамок заданных стандартов. Из анализа его работ мы видим, что он не стремился систематизировать свои взгляды, а это в свою очередь порождает значительные трудности и при попытке стройного логического изложения его философских идей.
При отсутствии специальных монографических исследований, посвященных научно-философскому поиску В.В. Налимова можно, однако,
2Золотухина-Аболина Е. В. Философский универсум В.В.Налимова.— М.: Академиздатцентр "Наука" РАН, 2006.- 153-162 с.
3 Золотухина-Аболина Е. В.В. В.Налимов. — М.: МарТ , 2005.- 121 с.
4Мальцева С.В. Этика языка и творчества в философском наследии В.В.Налимова: автореферат дис. кандидата философских наук: 09.00.05 / Мальцева Светлана Васильевна;[Место зашиты: Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого].- Тула, 2012,- 21с.
5Грановский Ю.В., Дрогачина Ж.А., Маркова Е.В. В.В. Налимов: Вехи творчества - М.: Изд-во Водолей Publisher, 2005 - с.216-236
6Грановский Ю.В., Дрогалина Ж.А., Маркова Е.В. В.В. Налимов: Вехи творчества — М.: Изд-во Водолей Publisher, 2005 - с. 236 - 253
7Shapiro S.I. 1998. Ground zero: The genesis of Voices of Russian Transpersonalism. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism,v. 5), v. 17, № 2, p.101-102. Shapiro S.I. 2001. The universe grasper. Scientometrics, v. 52, № 2, p. 337-344.
8Там же с. 383 - 392
9Roy R. 1997. VassilyNalimov - Modern Russian high priest. The International Journal of Transpersonal Studies (Voices of Russian Transpersonalism, v. 4), v. 16, № 2, p. 6-7. Also in:Scientometrics, 2001, 52(2), 167-169.
10Gro/S. 1982. Review of the book «Realms of the unconscious: The enchanted frontier». In: The Journal of
Transpersonal Psychology, v. 14, № 2, p. 186-188.
сказать, что определенные подходы к его анализу намечены в работах, посвященных русской философии XX века в целом, и в особенности работах, посвященных советским философам конца XX века. Здесь, прежде всего, выделяются работы «Философы России XIX-XX столетия. Биография, идеи, труды»11, «История философии»12, «Введение в историю философии»13.
Аналитический обзор источников, посвященных исследованию проблемы языка и смысла в научно-философских взглядах В.В. Налимова, позволяет сделать вывод о том, что в них раскрыты большей частью отдельные аспекты, в то время как теоретические проблемы, касающиеся механизмов функционирования языка и смысла, остаются недостаточно изученными. На настоящий момент творческое наследие В.В.Налимова должным образом не востребовано. Как философские источники мировоззрения ученого, так и собственно онтологические, гносеологические, методологические основания идей В.В.Налимова остаются малоизученными. Источники исследования.
В качестве источников исследования в первую очередь используются труды самого В.В.Налимова. В этот блок работ ученого включены такие произведения, как «Вероятностная модель языка»14, «Язык вероятностных представлений»15, «Непрерывность против дискретности в языке и мышлении»'6, а также второе расширенное издание «Вероятностная модель языка»17, дополненное новыми идеями относительно сущности языковых структур. Вышеуказанные работы представляют собой вектор научного исследования В.В.Налимова относительно природы языка.
Далее следует отметить работы ученого, которые затрагивают проблему философской категории «смысл». Одной из таких работ является «Спонтанность сознания»18, которая является знаковым исследованием мыслителя. В этой работе раскрываются ключевые моменты философии смысла В.В.Налимова. Кроме этого, этой проблеме посвящены следующие работы ученого: «В поисках иных смыслов»19, «Реальность нереального»20,
" Философы России XIX-XX столетия. Биография, идеи, труды. — М.: Книга и бизнес, 2000. - 408 с.
История Философии учебник для ВУЗов / под редакцией Кохановского, Яковлева — М.: Феникс Ростов - на -Дону, 1998.-219 с.
13 Введение в Историю философию / под редакцией Б.А. Каприянов, Л.И. Пахарь, М.Г.Попков, О.В.Третьяков — М.: Орел , ВИПС, 1998. -242 с.
14Налимов В В. Вероятностная модель языка. - М.:Наука, 1974. - 272 с.
"Налимов В В. Язык вероятностных представлений - Препринт Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика», All СССР, 1980, 72 с.
'6Начииов В В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. - М.:Тбилиси: Изд. Тбилисского университета, 1978. - 84 с.
17Налимов В В. Вероятностная модель языка. - М.:Наука 1979. - 336 с. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. -
М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им.Ленина, 1989. - 287 с.
19Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Изд. Группа «Прогресс», 1993. - 238 с. гйНш1шюв В.В. Реальность нереального. - М.: Мир идей, 1995. - 432 с.
6
«Природа смыслов в вероятностно ориентированной философии»21, «Теория смыслов: конструктивистские аспекты математической модели сознания»2 , а также работа «Разбрасываю мысли»23, которая представляет собой совокупный результат творческого пути этого оригинального ученого и мыслителя.
Важным для понимания философских идей В.В.Налимова являются работы, посвященные вероятностным представлениям, разработанным еще в период его научных изысканий. Среди этих исследований выделяются следующие статьи и монографии: «Функция распределения вероятностей как способ задания размытых множеств»24, «Вероятностный подход к описанию явлений, происходящих на глубинных уровнях сознания»25, «Space, Time, Life. The Probabilistic Pathways of Evolution»26, «Вероятностная теория смыслов»27. В этих работах В.В.Налимов целенаправленно и поступательно раскрывается сущность и значение вероятностных представлений в философском и научном дискурсе. Исследователь рассматривает генезис вероятностных представлений, их роль в становлении философских представлений о языке и смысле.
Помимо вышеперечисленных научно-исследовательских изысканий, для исследования творчества В.В.Налимова важное значение имеют работы ученого, посвященные теории эксперимента и наукометрическим выводам. Эти более ранние работы менее философичны по сравнению с поздними работами, посвященными проблемам языка и смысла. Однако они являются предтечей научно-философских идей этого оригинального мыслителя. Именно наработанные в них идеи, связанные с планированием эксперимента на основе вероятностных представлений, станут основанием для мировоззренческой концепции В.В.Налимова. К таким работам можно отнести следующие: «Применение математической статистики при анализе вещества»28, «Теорию эксперимента»29, «Логические основания прикладной математики»30, а также
2] Налимов В.В. Природа смыслов в вероятностно ориентированной философии. Язык. Наука. Философия. -М.:Вильнюс: Институт философии, социологии и права Литовской ССР, 1986. - 121 с.
22Налимов В.В.Теория смыслов: конструктивистские аспекты математической модели сознания. В сб.: Математика и искусство. Труды Международной конференции, 1997. - с.19-31
23Налимов В.В. Разбрасываю мысли. - М.:Прогресс-Традицня, 2000. - 344 с.
24Haiu.\toe В.В. Функция распределения вероятностей как способ задания размытых множеств: Наброски метатеории, дискуссия с Заде. — M.: Автоматика, № 6, с. 80-87
2*Налимов В.В. Вероятностный подход к описанию явлений, происходящих на глубинных уровнях сознания. Труды семинары посвященного 75-летию со дня рождения Д.И.Блохинцева. Дубна: Объединенный институт ядерных исследований, 1986. - с.98-121
2tNalimov V. V. Space, Time, Life. The Probabilistic Pathways of Evolution Philadelphia: ISI Près. 1985
21Налимов В.В. Вероятностная теория смыслов. Язык и познание. / Отв.ред. Павиленис Р.И. - Тезисы
республиканской научной конференции, 1979,- с.55-56.
гНалимов В.В. Применение математической статистики при анализе вещества. - M.: Физматгиз, 1960,. — 430 с. 2<)Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. - 207 с.
30Налимов В.В.Логические основания прикладной математики. Препринт № 24 M.: Издательство МГУ, 1991. —, 57 с.
написанную в соавторстве с Никитиной Е.П. «Математическую теорию эксперимента»31.
Помимо вышеуказанных источников, необходимо выделить работы тех авторов отечественной и зарубежной философии, которые непосредственно связаны с изучаемыми в диссертации проблемами. Это работы Г. Фреге «Логика и логическая семантика»32, С. Лангера «Исследование символики разума, ритуала и искусства»33, Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики»34, Н. Хомского «О природе и языке»35, Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» 36, У. В. О. Куайна «Философия логики» 3?, Д. Серль «Рациональность в действии» 38. Также в ходе исследования были проанализированы работы следующих авторов: Х.-Г. Гадамера «Истина и метод»39, Хайдеггера «Бытие и время»40, К. Г.Юнга «Символическая жизнь»41, Э. Гуссерля «Логические исследования»42, Ж.П. Сартра «Бытие и ничто»43, С. Грофа «Космическая игра»44, К.Леви-Стросса «Структурная антропология» 45, Н.А.Слюсаревой «Смысл как экстралингвистическое явление»46 В.М. Солнцева «К вопросу о семантике или языковом значении»47, Г.П.Щедровицкого «Смысл
31 Налимов В.В., Никитина Е.П. Математическая теория эксперимента. Информационные материалы научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, № 6, 1977, с.38-43
32Фреге Г. Логика и логическая семантика./Пер.с нем.Б.В.Бирюкова - М.: АспектПресс, 2000. - 512 с.
11 Лангер С. Исследование символики разума, ритуала и искусства./ Пер. с англ. С. П. Евтушенко-М.:Республика, 2000. - 287 с.
54 Соссюр Ф. Курс общей лингвистики./ / пер. со второго фр. издания A. M. Сухотина. - М.: Либроком, 2012. -256 с.
35 Хомский Н. О природе и языке./ пер. с англ. П. В. Феденко.- M.: КомКнига, 2005 . - 288 с.
36 Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. - M.: Наука, 1958 (2009). -133 с.
37Куайн У. В. О. Философия логики. / Пер. с англ. В. А. Суровцева. - М.: Канон+РООИ "Реабилитация"2008 .-192 с.
38 СёрльДж. Рациональность в действии. Пер. с англ. А. Колодия, Е. Румянцевой. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 336 с.
3® Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем./Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова.— М.: Прогресс, 1988.-704 с.
юХайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: 2010. - 542 с.
41Юнг К. Г. Символическая жизнь / Пер. с нем. Зеленский В.В. — М.: Когито-Центр 2010. -336 с.
42 Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том III (1). Логические исследования. Том И (1). Исследования по феноменологии и теории познания. / Пер. с нем. Молчанова В. И. —M.: Дом интеллектуальной книги, 2001.-584 с.
43Сартр Ж.П. Бытие и ничто / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: ACT Москва, 2009 .- 928 с.
44Граф С. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания/ Пер. с англ. — М.: ACT, 2004 .-256 стр.
<5Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001,— 512 с.
46Слюсарева H.A. Смысл как экстралингвистическое явление. — M.: Наука., 1963,- 187 с.
Солнцев В.М. К вопросу о семантике или языковом значении/ В кн.: Проблемы семантики.— М.: Наука, 1974. -с. 41 -78
и значения» 48. Каждая из этих работ важна для нашего исследования, так как в заочной полемике с этими философами и учеными В.В.Налимов выстраивал свою оригинальную концепцию «языка» и «смысла».
Объектом исследования настоящей работы является научно-философское творчество В.В.Налимова.
Предмет исследования составляет концепция "языка" и "смысла" в научно-философских представлениях В.В.Налимова.
С учетом актуальности обозначенной проблемы определены цель и задачи диссертационного исследования:
Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции и анализе концепции языка и смысла в творчестве В.В.Налимова как выражение синтеза его научных и философских взглядов.
Специфика цели определяет ход исследования и сущность поставленных
задач.
Задачи исследования:
выявить сущностные характеристики языка в научно-философских воззрениях В.В.Налимова;
исследовать особенности языка, присущие ему как системе, в контексте научно-философских изысканий отечественного мыслителя;
оценить роль вероятностно-ориентированных представлений ученого о
языке;
раскрыть специфику решения проблемы смысла в исследовательском дискурсе В.В.Налимова;
определить эвристические возможности и роль формулы Бейеса в научно-философской концепции исследователя;
указать на специфические черты категории «смысл» в контексте философского творчества В.В.Налимова.
Научная новизна диссертационного исследования: - Определены философские основания научного творчества В.В.Налимова, выявлен спектр научных взглядов мыслителя. В исследовании отмечается, что научно-философский дискурс отечественного ученого осуществляется сквозь призму кибернетических представлений о мире.
Обоснованы теоретические предпосылки формирования концепции языка и смысла В.В. Налимова, на основе его научных разработок в области проблем языка, теории эксперимента, математической статистики и наукометрии.
Исследован категориальный аппарат научных представлений о языке в творчестве ученого. Определены, такие категории философского дискурса
43Щедровицкий Г.П. Смысл и значения / В кн.: Проблемы семантики.— М.: Наука, 1974. - с. 95 - 118
9
В.В.Налимова, как семантическая шкала языков, спонтанность, семантический вакуум, вероятностное взвешивание смыслов.
Рассмотрена разработанная В.В.Налимовым комплексная логико-методологическая модель описания процесса генезиса смысла с использованием системы философско-методологических принципов и методов формальной логики и математической статистики.
Выявлен разработанный В.В. Налимовым механизм формирования и функционирования процесса смыслообразования в человеческом сознании, культуре, Универсуме с использованием аппарата математической статистики.
Осуществлен системный анализ философской концепции языка и смысла В.В.Налимова, определены методологические аспекты формулы Бейеса-Налимова.
Теоретико-методологические основы диссертационной работы
обусловлены спецификой объекта и предмета исследования, требующих использования разнообразных методов и подходов, позволяющих реализовать поставленные цель и задачи.
Дескриптивный метод использован для описания и анализа трудов В.В.Налимова, которые являются источниками настоящего исследования. Исторический метод применяется для непосредственного осуществления анализа научно-философских оснований В.В.Налимова по проблеме языка и смысла. Также в настоящем исследовании используется компаративистский метод, который позволяет через сравнительный анализ с иными философскими системами рассмотреть специфику философской позиции В.В.Налимова относительно сущности феномена смысла. Интерпретация трудов В.В.Налимова приводит к выводу о том, что выстраиваемая им модель языка может рассматриваться через применение системного подхода, что обусловлено спецификой взглядов ученого, осуществляющего свое исследование через призму кибернетической парадигмы. Реконструируя концепцию языка и смысла В.В. Налимова, автор диссертации представляет её как систему, предполагающую несколько ракурсов рассмотрения.
Системный подход позволяет выделить онтологический и гносеологический аспекты концепции языка и смысла советского мыслителя. Применение совокупности вышеуказанных методов дают исследователю возможность выявить специфику концепции языка и смысла В.В.Налимова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проведенное исследование научных идей и философских воззрений В.В.Налимова позволяет рассматривать систему взглядов мыслителя как оригинальное явление в отечественной философии, которое развивалось на фоне официальной философии марксизма;
2. Разрабатываемая В.В.Налимовым на стыке философии и науки концепция строится на базе ведущих философских поисков 20 века -герменевтики, аналитической философии, постструктурализма, но, наполняясь математическими образами, не сводится, ни к одной из них;
3. Оригинальной является идея ученого о том, что весь эволюционирующий мир представляет собой некий текст, обладающий признаками континуальности и дискретности, этими же свойствами обладают такие системы, как сознание и мышление.
4. Осуществленный В.В.Налимовым синтез математического аппарата вероятностного метода исследования с философским анализом проблем языка, мышления и сознания направлен на решение проблемы соотношения языка и смысла.
5. Визуальный образ семантической шкалы языков, разработанной В.В.Налимовым, позволяет представить ее в виде листа Мебиуса, который более адекватно изображает динамику внутреннего развития языков, чем образ окружности, применяемый в контексте концепции ученого;
6. Созданная В.В.Налимовым, на стыке слияния философских и научных идей, вероятностная модель языка не имеет аналогов в мировой философии: она позволяет подтвердить единство механизма развития Универсума в целом и мировой культуры в частности как процессов распаковки смыслов и смыслообразования.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в актуализации анализа научно-философского наследия В.В.Налимова. В настоящем исследовании раскрываются самые оригинальные направления философского творчества В.В.Налимова, а именно его концепции языка и смысла, которые непосредственно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга, одновременно подчеркивая и самобытность взглядов философа, и приверженность к идеям философского наследия западной мысли. Данная работа раскрывает особенности научного и философского творчества В.В.Налимова, подчеркивая его роль в процессе развития отечественной философской мысли на рубеже XX века.
Основные выводы данного диссертационного исследования могут представлять непосредственный интерес для специалистов в области философии науки и техники, истории философии, теории познания и онтологии. Выводы, приведенные в диссертационном исследовании, затрагивают проблемы философии языка и могут использоваться при подготовке учебных курсов по философии языка, истории философии, философии науки и техники, языкознанию и социолингвистики.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы работы изложены на заседаниях межвузовского философского семинара «Мировоззренческие поиски современности», а также в текстах выступлений на IV всероссийской научной конференции (с международным участием) «Булгаковские чтения» (Орел, 2012), V Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Булгаковские чтения» (Орел, 2013), VI Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Булгаковские чтения» (Орел, 2013), VII Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Булгаковские чтения», VI «Философские проблемы науки, техники и образования» (Москва, 2012).
Содержание диссертационного исследования нашло отражение в 9 статьях, в том числе в 5 статьях, опубликованном в журналах из списка ВАК.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 2 глав основной части в каждой из которых последовательно реализуются поставленные задачи, заключения и списка источников и литературы. Список литературы включает 199 наименование, в том числе 20 на иностранных языках. Общий объём диссертации - 149 страниц.
Основное содержание работы.
Во Введении обосновывается актуальность настоящего диссертационного исследования, анализируется разработанность его темы в отечественных и зарубежных научных публикациях, формулируются объект и предмет исследования, определяются основные цели и задачи настоящего исследования. Приводятся методологические основания диссертационного исследования, определяется его научная новизна и положения, выносимые на защиту. Указываются сведения о практической целесообразности исследования и об апробации диссертационной работы.
В первой главе «Понимание языка в контексте мировоззренческих представлений В.В.Налимова» рассматриваются основные научные и философские воззрения, а также теоретические основы вероятностно-ориентированной теории смысла, которая была разработана В.В. Налимовым.
В первом параграфе «Сущность языка в научно-философских воззрениях В.В.Налимова» рассматриваются основные языковые концепции, существовавшие в XX веке, что было обусловлено тем, что исследованием феномена языка занималась не только классическая лингвистика, но и другие научные дисциплины, которые зачастую бывали очень тесно связаны с языковыми феноменами. В.В.Налимов считал, что существует строгая необходимость использования языка математических представлений в раскрытии философской мысли. Кроме того, В.В.Налимов непосредственно был связан с развитием кибернетических представлений о языке, поэтому в
12
своих первых публикациях, посвященных кибернетической проблематике, он проявляет особый интерес к формализованным языкам в химии.
В своих исходных научных и философских изысканиях В.В.Налимов использует язык вероятностных представлений для решения преимущественно прикладных научно-технических задач. Однако позже в центре внимания ученого оказался вопрос о возможности создания математического обоснования проблемы языка и смысла в контексте осмысления процессов научной деятельности.
В представлениях В.В.Налимова ярко прослеживается отход от классической лингвистики, которая своим объектом исследования сделала естественные языки. Налимов расширяет понятие языка. К категории языка он относит новые системы, такие, как язык биологического кода, язык абстрактной живописи, языки программирования. Таким образом, исследователь рассматривает не языковую систему, а многообразие языковых систем.
Во втором параграфе «Особенности языковых систем. Семантическая шкала языков» автором рассматриваются основные исследования В.В. Налимова в области языкознания и лингвистики. Отмечается, что ученый понимал, как трудно дать содержательное определение, которое было бы способно раскрыть смысл понятия языка. В.В.Налимов полагал, что при рассмотрении более простых систем исследователь может лучше понять некоторые особенности языковых систем. Он считает, что при изучении языковых систем необходимо сформулировать те структурные характеристики и функциональные свойства знаковых систем, которые исследователь рассматривает как языковые. Относительно структурных характеристик языка В.В.Налимов настаивал на том, что в первую очередь необходимо отметить субэлементарные знаки языка. В естественном языке такими атомарными составляющими будут морфемы, а в письменном языке — алфавит. Одним из основных структурных элементов языка В.В. Налимов считал взаимосвязь знака и значения. Соответственно, исследователь предлагал рассматривать процесс, при котором знак используется при передаче смыслового содержания сообщения. Таким образом, В.В.Налимов пытался решить крайне сложную проблему: поскольку вся культура находит свое выражение в знаках, то изучение этих знаков - это своеобразный анализ всей культуры человечества.
Помимо изучения структуры языковых систем В.В.Налимов анализировал функции языка. Изучая функциональные характеристики языка, он делает открытие в области анализа языковых структур. Помимо общеизвестных функций языка он выделяет совершенно новую функцию языка, сущность которой заключается в осуществлении свертки, хранения и воспроизведения информации. Свою концепцию языка ученый дополняет представлением о семантической шкале языков.
Занимаясь разработкой проблемы языковой иерархии, В.В. Налимов вводит в свою оригинальную языковую концепцию новую философскую категорию — семантическую шкалу языков обладающую, с его точки зрения, универсальной объясняющей способностью. Вероятностная модель языка В.В. Налимова является оригинальной системой описания языковых систем, их свойств и структурных особенностей. В рамках своей концепции языка В.В. Налимов дает классификацию языковых систем. Исследователь выстраивает языковые системы в порядке движения от жестких языков к более мягким языковым системам на некой абстрактной семантической шкале. Визуальный образ семантической шкалы языков, замыкающийся в окружность, позволяет изобразить динамику внутреннего развития языковых систем.
В третьем параграфе «Вероятностно-ориентированные представления В.В. Налимова о языке» рассматриваются основные положения теории В.В.Налимова, применяемые им для анализа языковых систем. В данном параграфе делается акцент на то, что основным исследовательским посылом В.В.Налимова являлось вероятностное видение мира при непосредственном исследовании объекта.
Целью вероятностного подхода, согласно В.В.Налимову, является не поиск причин поведения объектов, а описание их поведения, непосредственно спонтанно разворачивающегося перед исследователем. В связи с этим вероятностное представление не может иметь той точности, которой обладают традиционные дисциплины, основывающиеся на детерминистическом подходе. Характеризуя сущность вероятностных представлений, В.В.Налимов отмечает, что, если случайная величина задана, то задана и ее функция распределения. Основной целью вероятностного подхода В.В.Налимова являлось построение модели, которая отражала бы как логическую структуру языка, так и описывала его сложность, находящую свое внешнее выражение в существовании неоднозначной связи между знаком и обозначаемым. В параграфе подробно представлен анализ вероятностной модели языка В.В.Налимова, который позволяет сделать вывод о том, что существует глубокая аналогия между процессами измерения и процессом чтения в знаковой системе.
Таким образом, В.В.Налимов осуществляет синтез математического аппарата вероятностного метода исследования с анализом явлений языка, мышления, сознания. И все же при всем внимании исследователя к проблеме описания смысловых процессов посредством абстрактных формул само понимание текста, по В.В. Налимову, является сугубо личностным и происходит спонтанно. Самопроизвольное восприятие текста субъектом свидетельствует о непрерывном процессе самоорганизации сознания познающего.
Во второй главе «Проблема смысла в научно-философской концепции В.В.Налимова» автором раскрывается основное понятие термина «смысл», а также рассматривается индивидуальный подход В.В.Налимова к пониманию теоретической концепции смысла.
В первом параграфе «Отношение В.В.Налимова к феномену «смысла»» рассматривается основное видение термина «смысл», а также автор отмечает необходимость всестороннего рассмотрения феноменов культуры и духовной жизни человека, через которые исследователь соприкасается с процессом смыслообразования.
Одним из центральных моментов мировоззренческих концепций В.В.Налимова является особое толкование понятия "смысл", отличающееся от его обычного употребления в логике. К этой сложной и противоречивой категории В.В.Налимов подходит с позиции, близкой к философской герменевтике. Смысл для него - это категория сущего. Смыслы существуют, не будучи созданными. Опираясь на свои оригинальные идеи, которые связаны с сущностными характеристиками феномена смысла, В.В.Налимов разрабатывает механизм вероятностного взвешивания смыслов. Данный механизм позволяет описывать языковые явления. Более того, по мнению В.В.Налимова, вероятностное взвешивание смыслов является основной причиной существования текстов. Данный метод осмысления текстовой реальности, как и реальности в ее общем понимании, основывается на глубоко интегрированных математических методах, используемых В.В.Налимовым в его научно-философском дискурсе.
Процесс раскрытия смыслов непосредственно связан с такими культурными явлениями, как наука, философия, искусство, религия. В связи с этим В.В.Налимов предпринимает попытку рассмотреть смысловые явления в контексте научного знания. Здесь также рассмотрены общие положения концепции философа относительно смысла в семантическом пространстве. Эта концепция предполагает, что в семантическом вакууме так же, как и в вакууме физическом, присутствуют квантовые поля. Роль квантовых полей в семантическом вакууме выполняют тексты. При этом В.В.Налимов разрабатывает механизм описания процесса перехода текста из потенциального состояния в актуальное бытие.
Во втором параграфе «Формула Бейеса как инструмент описания процессов смыслообразования» автор обращает внимание на математические образы, к которым прибегает В.В.Налимов в своей философской концепции. Для В.В.Налимова сознание человека обладает содержанием, неподвластным силе формальной логики. Логика лишь раскрывает связи в знаковых системах, но смыслами она не оперирует, а именно в смыслах и скрыто главное содержание сознания. Сознание в философском дискурсе В.В.Налимова имеет
многоуровневую структуру. Диссертант обращает внимание на то, что нововведением в философской концепции В.В.Налимова является введение в философский оборот двух новых уровней человеческого сознания, а именно уровня предмышления, функционирующего в соответствии с механизмами вероятностной логики, и уровня метасознания, представляющего собой трансперсональное, космическое начало. Для описания спонтанности В.В.Налимов прибегает к использованию формулы Бейеса-Налимова.
. В.В.Налимов обобщает механизм формулы Бейеса, используя ее как логическую формулу, придавая ей логическое значение. В соответствии с этим В.В.Налимов говорит о существовании Бейесовской логики, в основании которой лежит силлогизм Бейеса-Налимова. Ее суть состоит в открытости спонтанному проявлению фильтров49. Причем спонтанность философ связывал с трансцендентным, надличностным началом. Это позволяет отнести концепцию В.В.Налимова к трансцендентальной философии, сближая взгляды ученого с идеями И.Канта.
Использование формулы Бейеса, описывающей стохастические явления, стало замыкающим звеном в философской концепции советского энциклопедиста. В.В.Налимов сумел увидеть в формуле Бейеса, описывающей вероятностные события, силлогизм, имеющий вероятностно размытый характер. Но, несмотря на отсутствие конкретно заданного вектора, силлогизм Бейеса — Налимова позволяет производить распаковку смыслов на оси семантического континуума посредством вероятностного взвешивания50.
В третьем параграфе «Специфика интерпретации смысла В.В.Налимовым» автор обращает внимание на наличие определенной классификации взглядов на проблему смысла. В контексте отечественной философской мысли исследователи выделяют определенные концепции и парадигмы смысла. Одними из основных отечественных разработчиков концепции смысла являются A.C. Кравец, Р. Павиленис и Л.А. Демина. Также в рамках данного параграфа нами были рассмотрены теоретические положения философии постмодерна в лице Ж. Делеза, которые имеют определенные точки соприкосновения со взглядами В.В.Налимова.
Методология анализа смысла, разработанная В.В. Налимовым, посредством языка вероятностных представлений, дает исследователю возможность заключить расплывчатое определение смысла в концептуальный каркас формальной логики. Обнаруженные В.В. Налимовым закономерности раскрытия смыслов, определяют потенциал процесса интеграции
49 Грановский Ю.В., Дрогалина Ж.А., Маркова Е.В. В.В. Налимов: Вехи творчества - М.: Изд-во Водолей Publisher, 2005. - С. 265
50 Налимов В.В. Вероятностная модель языка-M.: Изд-во Наука, 1979-С. 151.
математических идей в научно-философский дискурс исследователя. Акцентируя свое внимание на проблеме языка и смысла, В.В .Налимов разрабатывает сложную аксиоматическую систему, которая выводит концепцию В.В.Налимова на качественно иной уровень изучения процессов смыслообразования и роли смысла в жизни отдельного человека и всего человечества в целом.
В заключении делаются основные выводы по диссертационному исследованию, отмечаются особенности научного и философского творчества В.В.Налимова, определяются основные аспекты рассмотренных проблем, пути их преодоления и перспективы дальнейших исследований.
Список работ, опубликованных по теме диссертационного исследования.
Статьи, опубликованные по перечню ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ
1. Кузнецов, C.B. В.В.Налимов о роли научной метафоры в философии / Кузнецов C.B. // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2012. -№ 4 (48). -С.117-121. -0,48 п.л.
2. Кузнецов, C.B. Роль вероятностных представлений в философском дискурсе В.В.Налимова / Кузнецов C.B. // Аспирантский вестник Поволжья. - 2012.- № 7— 8. — С.34-40. — 0,68 п.л.
3. Кузнецов, C.B. Основной исследовательский вектор философии смысла В.В.Налимова / Кузнецов C.B. // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013. - № 2 (52). - С.88-91. - 0,49 п.л.
4. Кузнецов, C.B. Афоризм и его место в языковой классификации В.В.Налимова / Оболенский В.Б., Кузнецов C.B. // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». - 2013. - № 4 (33). - С. 164-165. - 0,21 пл.
5. Кузнецов, C.B. Антропологические воззрения в философской системе
B.В.Налимова / Кузнецов C.B. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». — 2013. № 4. -
C.44-50. - 0,59 п.л.
Статьи и тезисы
1. Кузнецов, C.B. Кратное введение в философию смыслов В.В. Налимова / Кузнецов C.B. // Мировоззрение в контексте современной культуры.
Коллективная монография / отв. редактор В.Н.Финогентов. - Орел: Картуш. — 2011.-С. 199 -204,-0,4 п.л.
2. Кузнецов, C.B. Системно-вероятностные представления В.В. Налимова о языке / Кузнецов C.B. // Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам VI Всероссийской научной конференции с международным участием. - Орел: Картуш. - 2012. - С. 129 -136. - 0,55 п.л.
3. Кузнецов, C.B. Семантическая шкала языков как способ классификации языковых систем в философской концепции В.В.Налимова / Кузнецов C.B. // Позиция. Философские проблемы науки, техники и образования. Сборник статей под общ. ред. С.И.Некрасова и Н.А.Некрасовой / Вып.6. - Москва: «Модуль К». - 2012. - С. 32-35. - 0,33 п.л.
4. Кузнецов, C.B. Спонтанность личности в философской концепции В.В.Налимова / Кузнецов C.B. // Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской научной конференции с международным участием. - Орел: Картуш. - 2013. - С. 330 - 334. - 0,29 п.л.
Заказ № 58-Р/11/2014 Подписано в печать 16.10.14 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 0,8
ООО "Цифровичок", г. Москва, Большой Чудов пер., д.5
тел. (495)649-83-30 \ wvmv.cfr.ru ; e-mail: zakpark@cfr.ru