автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Быкова, Юлия Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста"

005011310

БЫКОВА Юлия Николаевна

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА (на примере информационных и информационно-аналитических программ)

10.01.10-журналистика (филологические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 ЫАР Ш

Тверь-2012

005011310

Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет».

Научный руководитель

- доктор филологических наук, профессор Скаковская Людмила Николаевна

Официальные оппоненты:

- доктор филологических наук, профессор Березин Валерий Матвеевич

(ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»)

- кандидат филологических наук, доцент Спешилова Анастасия Юрьевна (ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»)

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Защита состоится

«/Г

марта 2012 г. в

на

заседании

диссертационного совета Д 212.263.05 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» по адресу: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, д.ЗЗ, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Тверского государственного университета, по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44а.

Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК РФ http: //www.vak.ed.gov.ru

Отзывы можно направлять по адресу: Россия, 170000, г. Тверь, ул. Желябова, д. 33, Тверской государственный университет, ученому секретарю.

Автореферат разослан « » февраля 2012 г.

Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент

Л. В. Никифорова

/

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Реферируемая диссертация посвящена изучению языковых средств, применяемых для создания имиджа современного российского тележурналиста.

Актуальность выбранной темы обусловлена обращением к новейшим научным парадигмам исследования имиджа тележурналиста, в формировании которого особую роль играют языковые средства, используемые в телепередачах.

Сегодня наблюдаются изменения, связанные с информационной революцией. Трансформации подвергаются все виды массовой коммуникации. Данный процесс происходит на фоне формирования новой информационной парадигмы (теории о конвергации, «неосфере», «инфоноосфере» и др.). Всё это отразилось на имидже журналиста, на отношении к представителю СМИ, формируемом в обществе.

В связи с обозначенными выше процессами появились новые тенденции • в способах формирования и актуализации образа журналиста «в кадре». Изменению подвергся и воспринимающий субъект - аудитория. Зрители, получившие доступ к множеству российских и иностранных телеканалов кабельного и спутникового телевидения, умеющие обращаться с новейшими коммуникативными средствами и пользующиеся сетью Интернет, а зачастую выступающие авторами новостных поводов («народная новость»), стали предъявлять новые запросы к отечественным телепрограммам.

Чтобы выяснить, как телевидение адаптируется к этим требованиям и как использует новые возможности, с помощью каких языковых средств создается имидж журналиста в современных условиях, требуется осмысление и анализ телевизионной практики 2000-2011 гг. Только при наличии знаний о факторах и условиях, влияющих на формирование имиджа тележурналиста, о новейших тенденциях в трансформации воспринимающего субъекта -аудитории, можно определить актуальность созданных образов, от которых напрямую зависит эффективность телематериалов. На основании данной информации необходимо разработать способы совершенствования журналистской коммуникации, повышения степени престижности профессии и уровня доверия аудитории к СМИ.

Объектом исследования является совокупность условий создания, формирования и структуризации продуктов отечественного телевещания в соответствии с избранным ракурсом их научного рассмотрения, а также способы формирования имиджа журналиста телеканалов. В работе анализируются создаваемые образы для соответствующей аргументации выдвигаемых положений.

Предметом исследования выступают вербальные средства, формирующие имидж журналиста современного российского телевидения, принципы и технологии его создания. В работе рассматривается в первую очередь образ журналиста-корреспондента информационных и информационно-аналитических телепрограмм как продуктов ТВ, ориентированных на традиционно широкую аудиторию.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей в использовании журналистами тех или иных языковых средств и их роли в формировании имиджа тележурналистов, в выработке практических рекомендаций по увеличению степени эффективности коммуникации и изменению ситуации негативного восприятия аудиторией представителя журналистского профессионального сообщества.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие имиджа тележурналиста как один из факторов, влияющий на эффективность коммуникации СМИ и аудитории;

2) систематизировать сложившиеся в научной литературе взгляды на особенности использования языковых средств при создании телесообщений и других элементов эфира с точки зрения социолингвистического, психологического и творческого аспектов, осмыслить их в соответствии с новейшими условиями функционирования медиапространства;

3) систематизировать и описать факторы, которые оказывают влияние на формирование имиджа тележурналиста;

4) выявить тенденции трансформации воспринимающего субъекта -аудитории, определить их положительный или отрицательный характер, выявить причины формирования определенных мнений о представителе «четвертой власти»; исследовать факторы, влияющие на их формирование,

5) выявить основные коммуникативные стратегии и тактики, способствующие эффективному взаимодействию автора телесообщения с адресатом;

6) предложить определение имиджа тележурналиста, актуальное для настоящего времени, сформированное на основании выявленных тенденций;

7) критически проанализировать практическую деятельность тележурналистов по решению коммуникативных и творческих задач при создании телесообщений и формировании имиджа;

9) выработать рекомендации, которые могли бы обеспечить имиджу тележурналиста уровень эффективности, достаточный для реализации профессиональных функций и задач, возлагаемых на представителей «четвёртой власти» законом, обществом и внутренними этическими кодексами.

Методы исследования составляют общенаучные принципы объективности, системности, историзма и соответствующих им методов анализа. В основу исследования языковых средств журналистской коммуникации положен интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры предмета исследования. Этот подход позволил по-новому взглянуть на ряд положений в медиа, в частности в вопросе изучения языковых средств. Кроме того, в работе использован сравнительный анализ и метод непосредственного наблюдения над материалом.

Теоретическую базу диссертации составили концепции работ теоретиков и практиков журналистики, а также других дисциплин: социологии, социолингвистики, психологии, философии, права, экономики, культорологии.

Так, в исследованиях Я. Н. Засурского, Б. И. Есина, М. Н. Кима, Б. Я. Мисонжникова, Е. Л. Вартановой были сформулированы основные подходы к понятию образа журналиста, проанализированы различные аспекты существования СМИ. Анализу речевых и иных средств создания имиджа журналиста посвящены труды В. В. Шаповала, Ж. В. Карагановой. Вопросы теории коммуникации и лингвистики поднимаются в работах Н. В. Муравьева, А. А. Леонтьева, М. М. Бахтина и др. Социолингвистический подход в изучении материлов масс-медиа отражены в исследованиях В. И. Карасика, И. П. Лысакова. Выявлению и анализу тенденций в восприятии имиджа журналиста и способах его формирования посвящены анализы различных социологических опросов.

Эмпирическую базу работы составляют материалы, посвященные актуальным проблемам деятельности СМИ и процессам, происходящим в сфере российского и мирового медиапространства, опубликованные в научных изданиях и масс-медиа, размещенные на сайтах различных исследовательских и общественных организаций в сети Интернет, полученные в ходе мониторинга текстов тележурналистов и графических составляющих телеэфира. В эмпирическую базу исследования входит контент отечественного телевидения, созданный в 2000-2011 гг.

Таким образом, достоверность полученных результатов обеспечивается обширным эмпирическим материалом, применением научной методики и методологии, использованием различных информационных источников.

В то же самое время, несмотря на то, что в научной литературе и в публикациях СМИ встречается довольно много трудов, посвященных проблеме изучения имиджа журналиста, очевидно отсутствие

междисциплинарного сравнительного анализа именно современных моделей электронных СМИ и факторов, влияющих на развитие профессии журналиста, на формирование характеристик имиджа представителя данной профессии в нынешних условиях функционирования медиа. Проблемы изменившихся условий труда и появления качественно новой аудитории во взаимосвязи с общественными процессами недостаточно глубоко отражены в научных исследованиях в силу небольшой временной отдалённости произошедших процессов. В связи с этим ряд важнейших вопросов, находящихся на стыке различных научных дисциплин, пока остается вне комплексного анализа.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1) включение в новостную практику так называемых «нежурналистских» технологий (пиар, реклама) привело к смешению языковых информационных и рекламных средств подачи информации, при этом отрицательное отношение к пиару стало проецироваться и на чисто информационно-аналитическую практику;

2) развитие новых коммуникативных технологий, возникновение конвергенции, мультимедийное™ масс-медиа, изменило специфику журналистского сообщения, зачастую предназначенного не только для размещения в эфире, но для публикации на сайте, блоге, микроблоге и пр., что отразилось на языковых средствах, формирующих имидж тележурналиста,

увеличило степень наполнения речи тележурналистов словами, свойственными Интернет-сектору;

3) в связи с увеличением доли непрофессиональных журналистов на экране (ведущие и эксперты - узкие специалисты), происходит дезориентация зрителей - трансформируется представление о речевом эталоне;

4) трансформации подверглась аудитория: новые каналы коммуникации, новые социальные группы внесли коррективы в требования, предъявляемые зрителем тележурналистам.

Научная новизна работы заключается в попытке полного комплексного подхода к исследованию языковых средств, используемых для формирования имиджа тележурналиста начала XXI в. Впервые предметом системного анализа стали новейшие факторы, влияющие на характер языковых средств, формирующих образ современного российского тележурналиста.

Приведены доказательства связи формирования имиджа журналиста со спецификой медиарынка и степенью эффективности информационных сообщений. Предложен новый подход к классификации образов журналистов, актуальных для современного периода развития масс-медиа (2000—2011 гг.).

С помощью обширного эмпирического материала продемонстрировано, что существует зависимость образа журналиста от ряда факторов, связанных с развитием экономической, политической, социальной, правовой сфер. Выявлено, что в начале XXI в. условия существования общества в России и функционирования медиарынка привели к снижению авторитета СМИ.

Теоретическая значимость исследования состоит в конкретной разработке одной из актуальных проблем теории журналистики - изучения языковых средств формирования имиджа тележурналиста в свете произошедших за последнее десятилетие изменений в различных сферах деятельности человека, в том числе в области массовой коммуникации, а также в исследовании новейших научных парадигм изучения способов формирования имиджа представителя СМИ.

Теоретическая значимость результатов, полученных в процессе диссертационного исследования, может заключаться также в предложенном новом определении имиджа журналиста и разработанной в соответствии с избранными ракурсом научного познания классификации типов журналистов, на основании которой возможно построение эффективных стратегий использования тех или иных языковых средств при формировании имиджа тележурналиста и тактик коммуникативного взаимодействия автора информационного сообщения и аудитории. Кроме того, представленные результаты могут быть использованы в системных исследованиях способов актуализации телевизионных сообщений и имиджей журналистов, систематизации образов.

Практическая ценность работы определяется возможностью применения её основных результатов в рамках различных спецкурсов по теории и практике журналистики, речевой коммуникации, психологии восприятия. Предложенные рекомендации по повышению уровня доверия

аудитории к СМИ и эффективности информационных сообщений могут быть использованы в сфере практической журналистики.

Апробация работы осуществлялась в различных формах. Основные. положения и выводы диссертационного исследования отражены в девяти публикациях общим объёмом 3,3 печатных листа. Две статьи опубликованы в изданиях из перечня Всероссийской аттестационной комиссии.

Полученные в ходе исследования основные теоретические выводы прошли апробацию в докладах и сообщениях на семинарах и конференциях, в том числе на четырёх международных научно-практических конференциях («СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира», ТвГУ, 2011; «Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве», ТвГУ, 2010, «Масс-медиа в современном мире глобализации», Всероссийский инновационный форум «Селигер» (смены «Международная» и «АртПарад»), 2011) и пяти региональных форумах, в частности результаты исследования обсуждались на круглом столе «Тверская журналистика: сегодня и завтра», организованном кафедрой журналистики и новейшей русской литературы Тверского государственного университета. Основные положения и выводы диссертации были также апробированы в ходе профессиональной деятельности автора корреспондентом службы информации телеканала «РЕН ТВ-ПИЛОТ».

Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 211 наименований, и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении к работе обосновывается выбор темы, определяются цель и систематизируются задачи исследования, вводятся основные понятия работы. Здесь же характеризуется научная новизна и методологическая основа диссертации, выявляется её научно-практическая ценность, описывается структура, результаты, выносимые на защиту, а также апробация положений и выводов исследования.

Первая глава «Структура речевой составляющей имиджа тележурналиста в современных условиях» посвящена исследованию языковых средств, используемых представителями СМИ, выявлению тенденций в формировании имиджа тележурналиста, наблюдаемых в медиапространстве

2000-2011 гг. В данном разделе производится анализ научных точек зрения на понятие имиджа. Так, в психологии эту категорию определяют как «сложившееся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо» (Психология. Словарь, 1990). В специальной литературе имидж определяется как «целенаправленно созданная или стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей» (Шепель, 2002).

Образ тележурналиста складывается не только из характеристик непосредственно «человека в кадре», которые воспринимаются в ходе

просмотра передачи или документального проекта, но и из того опыта, который имеет зритель в повседневной жизни, его установок, психологического типа личности. Исследователь Ж. В. Караганова (2005) предложила классификацию восприятия имиджа тележурналиста, состоящую их двух типов: аудиовизуальный («осязаемый», формальный) и латентный («неосязаемый», содержательный). По ее мнению, аудиовизуальный образ любого человека воспринимается посредством органов чувств: оценка стиля одежды, манеры поведения и общения с аудиторией, тембра голоса, стиля речи и т.д.

В таком случае одной из важнейших характеристик имиджа журналиста ТВ являются те языковые средства, которые создают образ автора сообщения, предназначенного для широкой аудитории. Несмотря на то, что устная и письменная речь каждого человека индивидуальна, в профессиональном сообществе журналистов помимо личностных особенностей существует большая доля стандартных способов и приемов подачи информации, на которых не могла не отразиться общая динамика изменений, происходящих в сфере массовой коммуникации. Для эффективности своей деятельности сотрудник СМИ должен понимать, какие особенности его устной и письменной речи формируют его профессиональный имидж, и сознательно предугадывать, какое впечатление данные особенности произведут на ту или иную аудиторию. Неумение или нежелание считаться с ожиданиями аудитории приводит к ослаблению эффективности коммуникации.

С возрастанием значения информационных компонентов в жизни общества повышаются требования к формированию имиджа. На основании анализа результатов приведенных в работе положений и выявленных в ходе исследования тенденций, применительно к журналисту понятие «имидж» можно определить следующим образом: имидж - это совокупность целенаправленно формируемых СМИ и бессознательно возникающих на основе жизненного опыта и психологических особенностей личности (представителя аудитории) характеристик, отражающих устойчивое отношение аудитории к воспринимаемому субъекту.

Среди значимых характеристик имиджа тележурналиста особую роль играет та речевая тактика и те языковые средства, которые выбирает сотрудник СМИ. В структуре речевой составляющей имиджа журналиста среди элементов коммуникативного поведения, которые формируют образ автора в зрительском представлении, принято говорить о следующих особенностях личности автора, выявляемых при анализе текстов (Леонтьев, 1969):

- возрастные параметры личности (речевые особенности поколений, в частности молодежный сленг);

- социальные параметры личности (отражение социальной роли и социального статуса);

- территориальные параметры личности (территориальные диалекты);

- национальные параметры личности.

Информацию обо всех указанных выше личностных параметрах имиджа тележурналиста в той или иной мере несёт любой устный или письменный текст. В сообщении СМИ эти особенности могут сглаживаться или сознательно

акцентироваться. Сегодня наблюдается определенная степень обезличивания текстов в информационных программах из-за стремления к стандартизации сообщений и включения большего количества событий в информационный блок.

Своё влияние на процесс коммуникации оказал еще один процесс. В начале второго тысячелетия в новостные программы активно стали проникать технологии пиара и рекламы. В телевизионной практике это выразилось в появлении на телевидении «заказных» информационных сюжетов и «заказных» дискуссиях в телестудиях, характеризующихся отсутствием прямого эфира, исключением возможности непосредственного обращения к гостю граждан (отсутствие рубрики «звонок в студию»), в заранее утвержденных помощниками гостей программ списках вопросов и др. Так, например, с 2004 г. в новостной блок тверских телеканалов «ГТРК Тверь» и ТРК «РЕН ТВ-ПИЛОТ» стали включать материалы коммерческого характера, сделанные по аналогии с информационными сюжетами, без сопровождения их специальными заставками, предупреждающими зрителя об определенном характере сюжета. В результате распространения подобной практики произошло смешение языковых информационных и рекламных средств подачи информации.

В создании зрителя функция журналиста, объективного и неподкупного, претерпела трансформацию. При этом отрицательное отношение к пиару стало проецироваться и на чисто информационно-аналитическую практику. Примечательно, что в сознании россиян, как показывает результат опроса, проведенного Всероссийским центром исследования общественного мнения и опубликованного на официальном сайте ВЦИОМ http://wciom.ni/ (пресс-выпуск №1547 от 28.07.2010), слово «пиар» у населения вызывает в первую очередь негативные ассоциации: «черный пиар» (34%), обман (33%), манипуляции (19%).

На трансформацию имиджа журналиста в указанный хроникальный период исследования оказало влияние и продолжает воздействовать развитие новых коммуникативных технологий. Так, одним из важнейших следствий данного процесса является конвергенция. Согласно словарю Л. М. Земляновой (2004), конвергенция обозначает «взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов информационных супермагистралей...». С появлением электронных СМИ аудиовизуальная информация опережала текстовую, но распространение цифровых технологий это изменило. Аудиовизуальные и текстовые СМИ начали сливаться, становясь мультимедийными. Это меняет специфику журналистского сообщения, зачастую предназначенного не только для размещения в эфире, но для публикации на сайте, блоге, микроблоге и пр.

Среди всех изменений средств коммуникации первую позицию пока занимает Интернет. Он несет в себе множество новых возможностей, в том числе и в сфере изменения способов получения и демонстрации информации.

Вовлеченность медиахолдингов и их аудитории в web-пространство отражается в различных формах. Многие телеканалы сегодня не ограничиваются только созданием собственных сайтов, которые наполнены помимо контента эфира другой дополнительной информацией, но также

создают профайлы в социальных сетях, выбирая новый канал общения с аудиторией, которая в свою очередь вступает в еще более активный диалог через комментарии к блогам. Всё это отражается на характере языковых средств, используемых для создания материалов, предназначенных не только для демонстрации в телеэфире. Эти процессы проявляются и во всё большем наполнении речи тележурналистов словами, относящимися к Интернет-сектору и сфере коммуникативных технологий. Ярким примером может служить употребление выражений со словом «лайк» (от англ. like - нравиться) в конструкциях «это событие заслуживает тысячи лайков», «ставьте лайки активнее» и т.п., - в новостных материалах данный приём является не чем иным как отражением принципов коммуникации в сетях vkontakte.com (vk.com) и facebook.com, построенных на системе оценок постов и комментариев обладателя профайла. Все это создает принципиально новое содержание целенаправленно формируемых СМИ и бессознательно возникающих на основе жизненного опыта и психологических особенностей представителя аудитории характеристик, отражающих отношение зрителя к тележурналисту.

Вторая глава «Стилистические средства создания имиджа тележурналиста» посвящена изучению особенностей функционирования ряда языковых средств, служащих инструментами для создания имиджа сотрудника телеканала.

В исследовании фонетических и графических средств создания имиджа тележурналиста представлен анализ не столько бессознательно реализуемых особенностей речи (территориальные особенности произношения и др.), сколько способов сознательного использования тех или иных фонетических и графических элементов. Роль подобных приёмов в 2000-2011 гг. усилилась за счет насыщения новостных блоков телеканалов различными графическими элементами: плашками, таблицами, коллажами, карикатурами, схемами, служащими иллюстрациями к материалам. Новостные программы многих федеральных каналов («Время» (Первый канал), «Сегодня» (НТВ), «Новости. 24» (РЕН ТВ), «Вести» (холдинг «Россия») и др.), а, как следствие, и их сетевых региональных филиалов («Вести-Тверь» (ГТРК-Тверь), «Новости. 24-Тверь» (РЕН ТВ-ПИЛОТ) и др.) к 2011 г. перешли на многоуровневый визуальный ряд: помимо съёмки диктора в студии и видеоряда сюжета эфир наполнили другие элементы: бегущая строга, графические показатели сведений о температуре, времени и курсе валют, студийные экраны с демонстрирующимися на них диаграммами, коллажами, телевизионными плашеками и др. Так, например, в материале о суде над группировкой вандалов-националистов дизайнер «Новостей» на графической плашке, предвещающей выход в эфир сюжета, написал «100%-ый Мужик», нарушив тем самым норму. Заглавная буква потребовалась для усиления эффекта явно высокой самооценки. В самом журналистском тексте отмечалось, что именно эти слова были написаны на футболке лидера преступной группировки, разрушавшей надгробные плиты и наносившей на памятные элементы фашистскую свастику («Новости», 21.11.2008, телеканал «РЕН ТВ-ПИЛОТ»).

Профессиональная культура тележурналиста включает в себя и культуру речевого воздействия. Речь «человека в кадре» должна соответствовать

современным нормативным требованиям, что позволит ему занимать лидирующие позиции в таких формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. Роль речевого эталона традиционно приписывалось диктору, ведущему и корреспонденту радио и телевидения. Однако сегодня заметна тенденция снижения уровня качественных характеристик речи на экране, что отражается в целом в коммуникации людей. Еще 10 лет назад телевизионные тексты читались профессиональными дикторами и журналистами, которые много лет работали над техникой речи и постановкой своего голоса в вузах с опытными педагогами или репетиторами. Поскольку телевидение всегда занимало большое место в жизни общества, происходила автоматическая подстройка к эталону.

Сейчас зачастую роль ведущего передачи отдают специалистам в узких областях: врачам, модельерам, дизайнерам, психологам и др. С одной стороны, это дает основание не сомневаться в компетентности рассказчика, способствует более точному и глубокому проникновению в суть той или иной проблемы, и, в конце концов, обеспечивает ведущему возможность большей импровизации. С другой стороны, разные уровни грамотности в произношении и непрофессионализм речи, свойственные ряду имиджей ТВ, дезориентируют слушателей и зрителей, трансформируют представление об идеале и нормах современного русского языка Естественно, это отражается на восприятии имиджа тележурналиста в целом. Яркий пример тому участие известного дизайнера одежды Вячеслава Зайцева в качестве ведущего и эксперта программы «Модный приговор» («Первый канал»). Компетентность модельера в вопросах стиля основывается на его многолетнем опыте и известности в сфере мира моды и шоу-бизнеса, однако очевидный дефект речи является явно не эталонной характеристикой имиджа «человека в кадре».

Именно поэтому в современную образовательную программу специальности «журналистика», в частности специализации «телевидение», необходимо включить курс риторики, обучающей умению разрабатывать доступные и наиболее эффективные речевые технологии, способные сформировать у человека навыки хорошего и результативно звучащего слова.

Немалое значение при формировании имиджа тележурналиста играют морфологические и деривационные средства, используемые сотрудниками СМИ. В последнее время наибольшей популярностью пользуется использование слов, которые могут восприниматься зрителем как устаревшие («водою» вместо привычного «водой») или как просторечные, диалектные, то есть социально маркированные.

Если говорить о роли лексических и фразеологических средств в создания имиджа, то основную нагрузку на себя берут слова и языковые элементы, обладающие ярко выраженной коннотацией. Таков, например, молодёжный сленг. Например, яркие черты молодежного сленга сознательно культивируются в речи ведущих и корреспондентов программ канала «МУЗ ТВ», рассчитанного в основном на подростковую и молодежную аудиторию. Характер общения подчеркивают названия программ: «Прокачай тачку», «БЕХ-БИТВА по-русски», «В-скач 90-х. Бапсе-марафон» и др.

В области использования цитат и парафраз чаще всего параллели речевых средств связаны преимущественно с художественным творчеством и кинематографом. В итоге порой создаются произведения, представляющие собой многослойные нагромождения цитат, выполненные в законах постмодернизма. Однако такие «громоздкие» конструкции могут позволить себе только корреспонденты аналитических материалов, как правило, итоговых программ. Это связано с особой организацией еженедельного выпуска: предполагается, что зритель уже успел ознакомиться с сущностью ситуации благодаря предшествующим новостным блокам, а, следовательно, в тексте и визуальном наполнении данного материала можно активнее использовать приёмы языковой игры.

Экзотизмы и иноязычные слова зачастую служат маркером определенного уровня компетентности автора в рассматриваемом вопросе. Иноязычные слова нередко выступают в роли графических составляющих телезаставок и плашек. Они могут задавать предлагаемый высокий уровень интеллектуальной сложности материала. Например, подпись «Money begets money» (англ. - «Деньги рождают деньги») под изображением денежной пирамиды на новостной плашке в сюжете об экономическом кризисе (телеканал «РЕН ТВ-ПИЛОТ», программа «Новости. 24», 26.10.2011).

В последнее время доля английских слов при использовании данного языкового средства заметно увеличилась. Это во многом связано с развитием коммуникативных технологий и распространением компьютерных программ и прочих it-продуктов, использующих интерфейс на английском языке. Именно поэтому слова «ресёт» (жаргонное выражение, происходящее от англ. reset -«сброс», «перезагрузка» - в компьютерной терминологии означает перезагрузку оборудования), «смайлик» (графический элемент, от англ. smile -«улыбаться»), «делит» (функция удаления информации, от англ. delete -«удалять») и подобные им стали широко распространенными и часто используются журналистами без пояснений. При этом создается имидж тележурналиста, хорошо владеющего компьютерными и прочими коммуникативными техническими средствами.

Третья глава «Функции отдельных речевых параметров при формировании имиджа тележурналиста» исследует прочие языковые средства и тактики создания имиджа представителя электронного СМИ. Среди них большое значение имеет формирование имиджа компетентного рассказчика -создание образа инициатора коммуникации как человека, обладающего определенными знаниями и способностями для удержания внимания аудитории и восприятия зрителем информации как авторитетной. Существуют элементы текста, которые дают адресату сообщения информацию о профессиональном уровне журналиста. Среди них самые распространенные - это формулировки «наш специальный корреспондент», «наш обозреватель», «наш собственный корреспондент». Одним из средств демонстрации компетентности в выбранной сфере может являться использование профессионализмов - слов или выражений, присущих определенной профессиональной группе.

СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на психологическое, социальное состояние людей. В практике медиа сегодня широко используются приёмы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. При манипулировании общественным сознанием необходимо понимать ответственность сказанного слова и тщательно выбирать тактику речевого поведения.

Для создания эффективного канала связи тележурналисту важно произвести впечатление социально близкого зрителю собеседника. Цитаты из авторитетных для данной группы источников, обращение к оценкам признанных экспертов, прием «проверено на себе» - эти и другие элементы входят в целый комплекс речевых особенностей, способствующих созданию положительного имиджа журналиста ТВ.

По принципу включенности в парадигму современных коммуникативных технологий можно выделить следующие имиджи телевизионных журналистов:

1) журналист-информатор (его задача - только создать материал с использованием различных коммуникативных средств, который выйдет в эфире той или иной программы);

2) журналист-коммуникатор (его задача - это не только создать материал, но и принять участие в дискуссии на поднятую в материале тему, ответить на вопросы зрителей, дать консультацию; техническим средством может выступать видеочат либо страница новостей с возможностью комментировать на Интернет-сайте телеканала);

3) журналист-блоггер (ко всем выше упомянутым функциям прибавляется обязанность вести личную интернет-колонку, виртуальный дневник).

Правомерно предположить, что выделенные нами типы позволят сформировать стратегии построения более эффективных с точки зрения влияния на аудиторию отношений тележурналиста и адресата информационных сообщений, коммуникативных стратегий общения.

Аудитория СМИ в последнее десятилетие претерпела определенные изменения. По сравнению с устоявшимися аудиторными группами: интеллигенция, рабочие, пенсионеры, молодежь, - возникли новые. Прежде всего, это деловая и политическая элита общества, предприниматели, большей частью молодые, которые стали основой формирующегося в стране среднего класса. Следовательно, произошла корректировка информационных интересов, появились новые проблемы, еще вчера не столь волнующие российские СМИ и телевидение в частности. К ним следует отнести вопросы экономики в свете рыночных преобразований, стоимости и качества жизни, правонарушений, представленных широким спектром: от финансовых до уголовных, вопросов семьи и воспитания подрастающего поколения, устройства быта как самоценности человека.

Появление новых социальных групп в структуре общества заставило масс-медиа адекватно отреагировать на их запросы и потребности. Так, для читателей, представляющих средний класс, способных покупать дорогостоящие вещи, особо уделяющих внимание престижу, стали издаваться дорогие иллюстрированные журналы («Mens&Healf», «Дорогой», «VOGUE» (русский офис)). Предприниматели и бизнесмены, деловая элита общества, особо интересующиеся проблемами политики и бизнеса, получили ряд специализированных изданий по этим проблемам (газеты «Коммерсантъ-дейли», «Эксперт», телеканал «РБК» и др.). Ответом на «молодежный вызов» стали проекты, ориентированные на соответствующие поколения. На телевидении вслед за первой молодежной программой «До 16 и старше» (телевизионная передача «Первого канала» СССР и России, выходившая в 1983-2001 гг.) появились аналоги на других телеканалах («MTV», «МУЗ-ТВ» и др.), изменился формат и данной программы, превратившейся из информационно-развлекательного тележурнала в ток-шоу.

Таким образом, аудитория СМИ в течение последних 10-15 лет существенно изменилась. Это касается появления новых групп, трансформации потребностей аудитории в информации, в способах получения и обработки информации (изменения коммуникативных технологий, распространение сети Интернет и др.). Журналистика, которая в первую очередь представляет собой стремление создать и донести до адресата ту или иную информацию, не могла не измениться в условиях объективной трансформации аудитории, что повлекло и трансформацию языковых средств, формирующих имидж сотрудника современного отечественного телевидения.

Большие возможности СМИ в сфере влияния на поведенческие ориентиры аудитории вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития. При тотальной распространенности и широкой доступности информация становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности. В СМИ, а особенно на телевидении, вопросы повышения эффективности сообщений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств, которыми оперируют сотрудники данного телеканала. Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективности выступлений СМИ, занимает вопрос актуальности созданных имиджей журналистов.

Положительное отношение аудитории к источникам информации и к сотрудникам СМИ является одним из главных показателей эффективности как их деятельности в целом, так и работы по формированию общественного мнения в частности. Правомерно предположить, что наличие у читателей, слушателей, зрителей положительного отношения к источнику информации влечет за собой ряд явлений, непосредственно связанных с процессом формирования общественного мнения, таких, например, как возрастание доверия к сведениям, передаваемым данным источником, готовность присоединиться к точке зрения коммуникатора, желание понять её даже в тех случаях, когда она в чем-либо расходится с собственной, расширение диапазона проблем, в связи с которыми СМИ реально формируют мнение

общественности, усиление интенсивности потребления информации и связанное с ним повышение уровня компетентности и аудитории в суждениях о социальной действительности, возникновение желания поделиться с редакцией своим мнением по различным проблемам, интенсивность межличностного общения в связи с публикацией материалов и т.д.

В Заключении подведены общие итоги исследования. Установлено, что современный имидж журналиста, напрямую влияющий на эффективность передаваемого телесообщения, претерпел существенные изменения по сравнению с имиджем журналиста в конце XX в.

Среди тенденций, выявленных в формировании имиджа тележурналиста современного российского телевидения и факторов, влияющих на его развитие, можно выделить:

- включение в новостную практику технологий пиара и рекламы привело к смешению языковых информационных и рекламных средств подачи информации, при этом отрицательное отношение к пиару стало проецироваться и на чисто информационно-аналитическую практику;

- развитие новых коммуникативных технологий, одним из важнейших следствий чего является возникновение конвергенции, мультимедийности, изменило специфику журналистского сообщения, зачастую предназначенного не только для размещения в эфире, но для публикации на сайте, блоге, микроблоге и пр., а также повлияло на языковые средства формирования имиджа тележурналиста, увеличило степень наполнения речи тележурналистов словами, относящимися к Интернет-сектору и сфере коммуникативных технологий;

- в связи с увеличением доли непрофессиональных журналистов на экране (ведущие и эксперты - узкие специалисты), происходит дезориентация слушателей и зрителей: трансформируется представление о речевом эталоне.

- трансформации подверглась аудитория: новые каналы коммуникации, новые социальные группы внесли коррективы в требования, предъявляемые зрителем тележурналистам.

Исследование актуального для современной действительности имиджа тележурналиста, систематизация образов должны способствовать выработке эффективных коммуникативных стратегий общения сотрудника ТВ и аудитории для возвращения профессии былого авторитета. В противном случае возникает вероятность существенной потери внимания аудитории, что может негативно отразиться на функционировании телевидения и в целом СМИ.

Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией в Перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий 1. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее

время. [Текст] / Ю. Н. Быкова // Вестник Челябинского государственного

университета, № 41. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т,. - 2009, № 41. -

С. 5-7 (0,4 п. л.).

2. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: проблемы восприятия в новейшее время. [Текст] / Ю. Н. Быкова // Казанская наука, № - Казань: Казанский Издательский дом. - 2011, № 3. - С. 93-95 (0,6 п. л.). Статьи в сборниках научных трудов и материалах научных конференций

1. Быкова Ю. Н. Журналист сегодня: эволюция восприятия [Текст] / Ю. Н. Быкова // Слово: сборник научных трудов студентов и аспирантов. Вып. 8 - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2010, № 3. - С. 116-117 (0,3 п. л.).

2. Быкова Ю. Н. Изучение имиджа журналиста как эффективный инструмент построения стратегий и тактик коммуникативного взаимодействия журналиста и аудитории [Текст] / Ю. Н. Быкова // Mass-media. Действительность. Литература. Вып. 7 / Под ред. П. А. Майданюка. - Тверь: Твер. гос. ун-т. -2007, № 7. - С. 81-83 (0,3 п. л.).

3. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время [Текст] / Ю. Н. Быкова // Mass-media. Действительность. Литература. Вып. 10 / Под ред. П. А. Майданюка. - Тверь.: Твер. гос. ун-т. - 2009, №10.-С. 74-77 (0,3 п. л.).

4. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время [Текст] / Ю. Н. Быкова // Сборник научных трудов. Тверь: Твер. гос. ун-т. -2005.-С. 89-93 (0,4 п. л.).

5. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время [Текст] / Ю. Н. Быкова // Модернизационные процессы в обществе: проблемы теории и практики: материалы международной научно-практической конференции. - Тверь: «Лилия Принт». - 2005. - С. 345347 (0,3 п. л.).

6. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время [Текст] / Ю. Н. Быкова // Слово: сборник научных трудов студентов и аспирантов. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2007. - С. 67-70 (0,4 п. л).

7. Быкова Ю. Н. Создание актуальных образов журналистов как инструмент эффективного воздействия на аудиторию [Текст] / Ю. Н. Быкова // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». Вып. 1. - Тверь: Твер. гос. ун-т. -2010, № 1.-С. 146-148 (0,3 п. л.).

Технический редактор A.B. Жильцов Подписано в печать 09.02.2012. Формат 60x84 х!16. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 54. Тверской государственный университет Редакционно-издательское управление Адрес: 170100, г. Тверь, ул. Желябова, 33. Тел. РИУ: (4822) 35-60-63

 

Текст диссертации на тему "Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста"

61 12-10/520

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»

Быкова Юлия Николаевна

Языковые средства формирования имиджа современного российского тележурналиста

(на примере информационных и информационно-аналитических программ)

Специальность 10.01.10 - журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

На правах рукописи

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Л.Н. Скаковская

Тверь - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................4

Глава 1. СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИМИДЖА ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СМИ..........................................................................................32

1.1. Понятие имиджа журналиста, тенденции восприятия имиджа журналиста..................................................................................32

1.2. Личностные параметры стилевого имиджа тележурналиста

в социолингвистике...............................................................57

1.3. Имидж журналиста в условиях развития новых коммуникативных технологий..................................................................................63

Глава 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ИМИДЖА ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА.....................................................................72

2.1. Фонетические и графические средства создания имиджа

тележурналиста.....................................................................72

2.2. Морфологические и деривационные средства создания имиджа тележурналиста.............................................................................77

2.3. Лексические и фразеологические средства создания имиджа тележурналиста............................................................................81

ГЛАВА III. ФУНКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ТЕЛЕЖУРНАЛИСТА....................84

3.1. Составляющие образа компетентного рассказчика....................84

3.2. Составляющие образа социального близкого аудитории собеседника; особенности современной аудитории............ ...................86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................117

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.....................................................122

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................123

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................145

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Табл. 1. Образ журналиста в общественном мнении: результаты социологического исследования специальной программы

«Института общественного мнения»..............................................................145

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Табл 2. «Лукавые люди с высокими доходами:

россияне о профессии пиарщика» (пресс-выпуск ВЦИОМ №1547)......... 146

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Табл. 3 «Журналист: декомпозиция образа?», общероссийский опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение»....................................................................................149

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать первое столетие ознаменовалось изменениями, связанными с начавшейся в прошлом веке информационной революцией, во всех сферах деятельности. Трансформации сегодня подвергаются все виды массовой коммуникации. Телевизионная журналистика в качестве профессиональной деятельности по сбору, обработке, распространению, потреблению предназначенной для массовой аудитории информации в первую очередь подвергается влиянию этих процессов. Более того, СМИ играют двойную роль: модифицируются сами и являются проводником изменений в общественном сознании. Современная журналистика, развивающаяся в ситуации стремительного прогресса технологий коммуникации, условий возрастания степени мультимедийное™ масс-медиа, приобретает ряд качественно новых свойств.

В научном сообществе широко обсуждается вопрос формирования новой информационной парадигмы. Её особенности, в частности, были изложены В.И. Кузиным в исследовании «Социализация и самоидентификация в журналистике» (2001). По мнению ученого, она характеризуется «расширением медийного пространства за счет использования нежурналистских носителей информации и технологий, в частности средств РЯ, рекламы, маркетинга, политтехнологий; слиянием социально-коммуникативных практик в поле журналистики, то есть включением в журналистский дискурс образовательных, научных, технологических, политических, маркетинговых и других сфер профессиональной деятельности; согласованием информационных политик самостоятельных игроков рынка, в частности отдельных средств массовой информации и представителей других субъектов (корпораций,

промышленных предприятий, политических организаций, государственных структур, учреждений науки и образования и т.п.)».

Правомерно предположить, что все эти процессы отразились на имидже тележурналиста, на отношении к представителю СМИ в обществе, на восприятии представителя «четвертой власти». Появились новые факторы, влияющие на формирование отношений «журналист - аудитория», «журналист - государство», «журналист - бизнес». Подобные изменения отчасти являются следствием изменений в экономическом положении СМИ, формирования принципиально новых отношений между учредителем и редакцией, заказчиком и исполнителем. Причем большинство исследователей журналистики склоны видеть больше негативных изменений, чем положительных. Это касается и феномена «обезличивания» информационных сообщений, и эксплуатации политического ресурса, и гипертрофии маркетинговых свойств журналистики, а, как следствие, потери доверия к СМИ у аудитории.

Образ тележурналиста складывается не только из характеристик непосредственно «человека в кадре», которые воспринимаются в ходе просмотра передачи или документального проекта, но и из того опыта, который имеет зритель в повседневной жизни, его установок, психологического типа личности. Поэтому при анализе характеристик имиджа в данном случае можно ориентироваться на предложенную Ж.В. Карагановой (2005, С. 25) классификацию восприятия имиджа тележурналиста, состоящую их двух типов: аудиовизуальный («осязаемый», формальный) и латентный («неосязаемый», содержательный).

Аудиовизуальный образ любого человека воспринимается посредством органов чувств: оценка стиля одежды, манеры поведения и общения с аудиторией, тембра голоса, стиля речи и т.д. В данной работе основное внимание уделено одной из важных характеристик аудиовизуального образа, а именно тем языковым средствам, которые создают имидж автора сообщения, предназначенного для широкой аудитории. Несмотря на то, что устная и письменная речь каждого человека индивидуальна, в профессиональном сообществе журналистов ТВ помимо личностных

особенностей существует большая доля стандартных способов и приемов подачи информации, на которых не могла не отразиться общая динамика изменений, происходящих в сфере массовой коммуникации. Правомерно предположить, что для эффективности своей деятельности сотрудник электронного СМИ должен понимать, какие особенности его устной и письменной речи формируют его профессиональный имидж, и сознательно предугадывать, какое впечатление данные особенности произведут на зрителей. Неумение или нежелание считаться с ожиданиями аудитории приводит к ослаблению эффективности коммуникации.

Актуальность исследования обусловлена обращением к новейшим научным парадигмам исследования имиджа тележурналиста, среди характеристик которого особую роль играют языковые средства, используемые СМИ.

Сегодня наблюдаются изменения, связанные с начавшимся в прошлом столетии процессом слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Современные масс-медиа испытывают потребность не в узконаправленном специалисте, а в так называемом «универсальном» журналисте, обладающем навыками работы в различных видах СМИ: он должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио, монтировать сюжеты, работать с блогами и т.д. В связи с обозначенными выше процессами появились новые тенденции в способах формирования и актуализации имиджа тележурналиста.

Изменению подвергся и воспринимающий субъект - аудитория. Зрители, получившие доступ к множеству российских и зарубежных телеканалов кабельного и спутникового вещания, умеющие обращаться с новейшими коммуникативными средствами и пользующиеся сетью Интернет, а зачастую выступающие авторами новостных поводов («народная новость»), стали предъявлять новые запросы к отечественным программам.

Чтобы выяснить, как телевидение адаптируется к этим новым требованиям и возможностям, как происходит создание современного имиджа журналиста ТВ в данных условиях, требуется осмысление и анализ телевизионной практики 2000-2011 гг. Только при наличии знаний о факторах и условиях, влияющих на формирование имиджа тележурналиста, о новейших тенденциях в трансформации воспринимающего субъекта -аудитории, можно определить актуальность созданных образов, от которых напрямую зависит эффективность информационного сообщения; выяснить, какие шаги необходимо предпринять для построения эффективной коммуникации зрителя и тележурналиста, а также для повышения степени престижности профессии и уровня доверия аудитории к СМИ.

Объектом исследования является совокупность условий создания, формирования и структуризации продуктов отечественного телевещания в соответствии с избранным ракурсом их научного рассмотрения, а также способы формирования имиджа журналиста телеканалов. В работе анализируются создаваемые в современном медиапространстве образы для соответствующей аргументации выдвигаемых положений.

Предметом исследования выступают вербальные средства, формирующие имидж журналиста современного российского телевидения, принципы и технологии его создания. В работе рассматривается в первую очередь образ журналиста-корреспондента информационных и информационно-аналитических телепрограмм как продуктов ТВ, ориентированных на традиционно широкую аудиторию.

В качестве основных определений целесообразно взять те, что даны в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, который является основой для профессиональной деятельности в рассматриваемой сфере:

1) массовая информация - это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

2) средства массовой информации - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. При рассмотрении содержания понятия «аудитория» будем исходить из следующих положений социологического словаря (Ерофеев, 2001): «Аудитория СМИ - это совокупность получателей сообщения, общего для всех ее членов. Аудиторию СМИ можно обозначить и как совокупность индивидов, являющихся читателями, зрителями, слушателями определенного средства массовой информации. Аудитория может представлять собой социальную группу и тогда обладать следующими характеристиками: локализована в пространстве и во времени, имеет внутреннюю структуру и предполагает взаимодействие ее членов. Развитие средств массовой коммуникации (возникновение печати, радио, телевидения, Интернета) обусловило появление феномена массовой аудитории. Массовая аудитория многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, гетерогенна, анонимна, предполагает минимальное взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или определенного сообщения». Таким образом, аудитория - это субъект информационного процесса массового характера, совокупность индивидов, воспринимающих обращенное к ним информационное сообщение, на основании которого вырабатывается новое знание. В понимании специфики аудитории СМИ исследователь журналистики В.Ф. Олешко (2003, С. 102) выделяет один из важных принципов: «журналистами может быть создано сколько угодно ярких и общественно значимых, по их мнению или мнению экспертов, произведений, но фактом общественного значения, а по большому счету "фактом культуры" они станут лишь тогда, когда включаясь в процесс реального ее функционирования в обществе, дойдут до той или иной части населения, окажут определенное (положительное или отрицательное) воздействие на умы и души людей».

Необходимо также определить содержание понятия «имидж». Для решения этого вопроса были проанализированы наиболее авторитетные справочные издания и определения, данные в специальной литературе. Важность данного исследования для понятия предмета исследования, а также разработка собственного определения понятия имиджа журналиста сделали более целесообразным вынесение данного вопроса в первую главу диссертационной работы.

Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных закономерностей в использовании журналистами тех или иных языковых средств и их роли в формировании имиджа тележурналиста, в выработке практических рекомендаций по увеличению степени эффективности коммуникации и изменению ситуации негативного восприятия аудиторией представителя журналистского профессионального сообщества.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть понятие имиджа тележурналиста как один из факторов, влияющий на эффективность коммуникации СМИ и аудитории;

2) систематизировать сложившиеся в научной литературе взгляды на особенности использования языковых средств при создании телесообщений и других элементов эфира с точки зрения социолингвистического, психологического и творческого аспектов, осмыслить их в соответствии с новейшими условиями функционирования медиапространства;

3) систематизировать и описать факторы, которые оказывают влияние на формирование имиджа тележурналиста;

4) выявить тенденции трансформации воспринимающего субъекта -аудитории, определить их положительный или отрицательный характер, определить причины формирования определенных мнений о представителе «четвертой власти»; исследовать факторы, влияющие на их формирование,

5) выявить основные коммуникативные стратегии и тактики, способствующие эффективному взаимодействию автора телесообщения с адресатом;

6) предложить определение имиджа тележурналиста, актуальное для настоящего времени, сформированное на основании выявленных тенденций;

7) критически проанализировать практическую деятельность тележурналистов по решению коммуникативных и творческих задач при создании телесообщений и формировании имиджа;

9) выработать рекомендации, которые могли бы обеспечить имиджу тележурналиста уровень эффективности, достаточный для реализации профессиональных функций и задач, возлагаемых на представителей «четвёртой власти» законом, обществом и внутренними этическими кодексами.

Эмпирическую базу работы составляют материалы, посвящённые актуальным проблемам деятельности СМИ и процессам, происходящим в сфере российского и мирового медиапространства, опубликованные в научных изданиях и масс-медиа, размещенные на сайтах различных исследовательских и общественных организаций в сети Интернет, полученные в ходе мониторинга текстов тележурналистов и графических составляющих телеэфира. В эмпирическую базу исследования входит контент отечественного телевидения, созданный в 2000-2011 гг.

Кроме того, частью эмпирической базы стал личный практический опыт автора диссертационного исследования, который на протяжении восьми лет работает в различных тверских и федеральных СМИ. При формировании эмпирической базы автор исходил из принципа полноты охвата ранее опубликованных исследовательских и научных работ, а также руководствовался стремлением сформировать наиболее объективные теоретические и практические рекомендации по созданию благоприятных

условий для повышения уровня доверия к СМИ и создания условий для эффективной коммуникации.

Кроме того, использованы результаты социологических опросов и исследований, дающих представление об отношении различных категорий общества к представителю «четвертой власти», а также отношению к журналисту внутри профессионального сообщества, проводимых исследователями журналистики на протяжении последних двух десятилетий.

В диссертации воссозданы особенности формирования имиджа тележурналиста в 2000-2011 гг., исследуется роль различных факторов в развитии медиарынка: правовые и этические нормы профессиональной деятельности, современные условия труда журналиста, изменения информационных технологий и средств коммуникаций, экономические условия существования СМИ и журналиста в частности, развитие отношений «аудитория - журналист - государство», «аудитория - журналист - бизнес», самоидентификация журналиста в обществе.

В диссертации использованы материалы общественных организаций и объединений, занимающихся проблемами СМИ, а именно: Союза журналистов России, Центра экстремальной журналистики России и �