автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Добрынин, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Автор и герой телевизионного произведения: оптимизация взаимодействия. Этический и профессиональный аспекты"

На правах рукописи

ДОБРЫНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

АВТОР И ГЕРОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ЭТИЧЕСКИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Специальность 10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА-2007

003160614

Работа выполнена на кафедре телевидения и радиовещания факультета журналистики Московского государственного университета имени М В Ломоносова

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Цвик Валерий Леонидович

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Бакулев Геннадий Петрович,

доктор филологических наук, профессор Самарцев Олег Робертович

Ведущая организация

Российский Университет дружбы народов

Защита диссертации состоится «X» kXJcJj^X _ 2007 г в ^^ часов & минут на заседании диссертационного совета Д 501 001 07 в Московском государственном университете им M В Ломоносова по адресу 125009, г Москва, ул Моховая, д 9, факультет журналистики МГУ им MB Ломоносова, аудитория №201

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета им MB Ломоносова по адресу 125009, г Москва, ул Моховая, д 9

Автореферат разослан « X » 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент В В Славкин

Общая характеристика работы

Актуальность.

Современный этап развития электронных средств массовой информации России характеризуется принципиально новыми процессами Глобализация, коммерциализация, нестабильность потребностей аудитории и жестокая конкуренция, а также технологические инновации вносят коррективы в отношения участников телевизионной коммуникации, диктуют новые правила взаимодействия Вектор структурного становления медиарынка в основном выявлен, главные игроки определились, принципиальные изменения представляются возможными, но маловероятными, по крайней мере, в близкой перспективе

Электронные СМИ, - в первую очередь, телевидение, - все более эффективно воздействуют на общество Начало перехода от количественного роста к качественному заметно по большинству новых проектов центральных телеканалов Однако данная благоприятная тенденция нивелируется программами-клонами, схожими стандартной драматургией, но также и одинаково успешными в отношении рейтинговых показателей Большинство этих программ относятся к развлекательному сегменту и являются аналогами запатентованных и опробованных за рубежом форматов

Сложившаяся ситуация обусловлена двумя факторами

• Фактор первый - это, безусловно, стратегические и материальные интересы владельцев программ и каналов Адаптировавшись к политической ситуации, телевизионные бизнесмены заинтересованы в сохранении ее стабильности Учитывая, что большинство наиболее удачных телепроектов непосредственно или опосредованно имеют отношение к политике, владельцы каналов не инициируют появления принципиально новых программ Отсюда однообразие форматов

• Фактор второй - незаинтересованность рядовых сотрудников телевизионных компаний в качественном прогрессе собственного профессионализма Отсутствие прямой материальной зависимости исполнителей от уровня программ губит большинство конструктивных инициатив Как представляется, телеспециалистам необходимы очевидные, зримые в краткосрочной перспективе стимулы Попытки внедрения нематериальных поощрений в большинстве случаев оказываются неэффективными В ходе исследования автор анализирует данную проблему и предлагает возможные пути ее решения

Телевизионные журналисты - корреспонденты, редакторы, работники других творческих профессий, создающие программный контент, а стало быть, вовлеченные в

процесс взаимодействия с героями телевизионных произведений - люди, как правило, практичные и порой даже несколько циничные И теоретики, и практики телевидения единодушны в профессию идут специалисты определенного склада У многих из них первостепенной является материальная мотивация, а потребность творческого роста не всегда приоритетна1 Такое отношение к профессии становится причиной возникновения ряда негативных тенденций в отечественной тележурналистике

Анализ современного состояния телевизионной коммуникации, в том числе, взаимодействия журналиста с героями его произведений (далее - «героями») - насущная потребность и серьезная научная проблема В теории тележурналистики есть исследования, посвященные смежным вопросам, однако со времени их появления телевизионный мир претерпел значительные изменения политические, социокультурные, структурные, содержательные, технологические и др Актуальное исследование этой тематики в контексте проблем современной отечественной телевизионной коммуникации представляется, безусловно, своевременным

Данное диссертационное сочинение, предпринятый на его страницах анализ и сделанные выводы могут мотивировать творческих сотрудников ТВ к качественному росту Системный подход к проблеме взаимодействия тележурналиста с героями его произведений структурирует стихийные, на первый взгляд, процессы телевизионной коммуникации, выявит их закономерности, может стать основой дальнейшего развития методов взаимодействия тележурналиста с героем в современных условиях

Таким образом, диссертационное сочинение имеет актуальную научную и практическую значимость, приобретая в рамках формирования информационного общества особое значение для социальной и духовной жизни человека

Актуальность и острота поставленных проблем, отсутствие углубленного анализа взаимодействия телевизионного журналиста с героем, а также очевидный недостаток в отечественной и зарубежной литературе посвященных данной проблематике специализированных работ, многие из которых сводятся к мемуарам мэтров тележурналистики и носят не вполне научный характер, обусловили выбор темы диссертационного исследования

1 К такому выводу пришел, например, профессор Вайне Свобода, посетивший факультет журналистики МГУ им М В Ломоносова с авторским курсом лекций в рамках четвертой летней школы по журналистике и коммуникациям «Индустрия СМИ в США и России журналист в условиях рынка» 20-25 06 2005

Цель и задачи исследования.

Целью диссертации являегся комплексный анализ телевизионной коммуникации в контексте этического и профессионального аспектов взаимодействия журналиста с героем Намереваясь определить, какое влияние журналист и герой оказывают друг на друга в процессе взаимодействия, автор сознательно отделяет профессионализм от этики, т к можно оставаться крепким ремесленником, не будучи при этом этически порядочным человеком

Исследование задумано таким образом, чтобы уделить внимание не только ситуациям, которые возникают в журналистике новостей, но и в более крупных жанровых формах, в том числе, в авторских проектах и студийных программах, вовлекающих в беседу приглашенных гостей и аудиторию, а также в производстве портретных фильмов В диссертации будет использован личный опыт автора в работе над жанром портретного фильма - одним из самых сложных с этической и профессиональной точек зрения при взаимодействии тележурналиста с героем

Мы обратимся к тем ситуациям, в которых журналист вынужден принимать решение, делать этический выбор Автор намерен представить в работе теоретическое обоснование сущности и основных направлений творческой деятельности участников телевизионной коммуникации в том объеме, который необходим для раскрытия темы. В исследовании будут описаны возможные схемы взаимодействия тележурналиста с героем, разработаны альтернативные поведенческие модели для различных ситуаций, выявлены основные факторы, имеющие влияние на развитие взаимодействия Специальный раздел работы мы посвятим изучению языковых особенностей общения журналиста с героями

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи

• определение понятий «тележурналист», «герой телевизионного произведения», «взаимодействие», «журналистская этика», «портретный фильм», выявление основных характеристик их природы,

• рассмотрение явления телевизионной коммуникации в контексте анализа взаимодействия журналиста с героем его произведения,

• анализ этического и профессионального аспектов взаимодействия журналиста с героем в системе связей современной отечественной телевизионной коммуникации,

• исследование актуальных тенденций телевизионной коммуникации, их влияния на телевизионное производство и взаимодействие журналиста с героями своих произведений, изучение зависимости этих тенденций от жанровых и языковых характеристик телепрограмм,

• определение актуальных проблем современного телепроизводства, связанных с процессом взаимодействия тележурналиста с героем, в том числе лингвистического характера,

• разработка конструктивных путей решения выявленных проблем, оптимизация процесса взаимодействия

Объект исследования

Объектом исследования являются действующие лица и сегменты телевизионной коммуникации, которые имеют непосредственное отношение к этическому и профессиональному аспектам процесса взаимодействия тележурналиста с героем

• репортеры и документалисты, продюсеры, члены съемочных групп, а также герои телепередач и документальных фильмов,

• производители и вещатели телевизионного контента телевизионные студии, компании, каналы,

• учебные заведения, профессиональные организации, органы законодательной и исполнительной власти, а также любые иные институты, имеющие влияние на процесс взаимодействия тележурналиста с героем (далее - «взаимодействие»)

Предмет исследования.

Предметом исследования стало влияние тележурналиста и героя друг на друга в процессе взаимодействия Автор затрагивает вопросы оптимизации отдельных направлений телевизионной коммуникации, апеллирует к опыту зарубежных коллег, анализирует отечественные инновации Изучены и систематизированы актуальные тенденции современного российского ТВ, оказывающие влияние на психологию общения Особое внимание уделено невербальной коммуникации как неотъемлемой части процесса взаимодействия

Теоретические основы и методы исследования.

Теоретической и методологической базой диссертационной работы послужили фундаментальные положения современной теории журналистики Основу диссертации составили труды российских и зарубежных авторов по теории журналистики и коммуникации В ряду отечественных авторов можно назвать В А Аграновского, Э Г Багирова, Е Л Вартанову, М Е Голдовскую, Н А Голядкина, С В Дробашенко, В В Егорова, Г В Лазутину, Р П Овсепяна, А С Панарина, Г Г Почепцова, Е П Прохорова, Л Л Реснянскую, М И Шостак и др , среди зарубежных авторов - Э Берна, Б Льюиса, К

Маккалаха, М Рабигера, Д Рэндалла, Ч Файрстоун, Э Фихтелиуса, Ю Хабермаса, У Шрамма

Диссертация была бы неполной без привлечения материалов, близких вопросам телевизионной коммуникации Автор преимущественно опирается на следующие работы

• фундаментальные труды в области теории телевидения Этим проблемам посвящены исследования Р А Борецкого, Г В Кузнецова, В С Саппака, А Я Юровского и др

• работы, посвященные анализу телевизионной коммуникации, теоретических принципов и практики функционирования ее средств Среди них разработки М Макклюэна, Г Н Вачнадзе, В В Гаспаряна, Я Н Засурского, Л М Земляновой, Л В Матвеевой, В Л Цвика и др

• книги режиссеров, продюсеров, телеведущих - У Отта, Л Г Парфенова и

ДР

• немногочисленные теоретические и, главным образом, практические разработки, непосредственно посвященные анализу различных аспектов взаимодействия журналиста с героем Среди них - работы Д С Авраамова, С А Муратова и др

Большую роль в формировании авторской концепции диссертации сыграли идеи Э Берна, Г В Кузнецова, Д Карнеги

В ряду специализированных работ, посвященных проблемам взаимодействия тележурналиста с героем, целесообразно отметить труды В М Березина >

В диссертационном сочинении используются основные методологические принципы современных гуманитарных наук теории и истории телевидения, психологии, философии Диссертант опирается на общенаучные методы аналитический, сравнительный, логический, структурный, типологический, экспериментальный Разработка положений диссертации осуществлялась на базе методов системного анализа, статистического анализа, в том числе корреляционного анализа, сравнительного анализа и синтеза, группировки фактических данных и выборочных обследований, метода экспертных оценок и сравнений, графического метода В процессе работы над диссертацией также использовались иные научные методы - теоретическое обобщение и анализ литературных источников, просмотр и анализ многочисленных портретных фильмов, бесед и интервью с их создателями, метод включенного наблюдения за процессом творческой деятельности режиссеров, сценаристов, операторов и других создателей программ и фильмов Сказался опыт работы автора в крупных государственных и коммерческих телевизионных компаниях, частных производящих

студиях, компаниях-вещателях, а также педагогическая практика в области телевизионной журналистики

Исходной информацией для оптимизации процесса взаимодействия тележурналиста с героем послужили

• эмпирические исследования российских и зарубежных авторов, описывающие основные характеристики данного процесса,

• нормативно-правовые документы, регулирующие сферу взаимоотношений журналиста с героем в процессе телевизионного производства,

• экспериментальные данные научных исследований, посвященных практической телевизионной проблематике

Научная новизна исследования.

По мере углубления процессов глобализации возрастает необходимость выдвижения на передний план все более конкретных задач по переходу от общего теоретического рассмотрения масштабных проблем к анализу их отдельных аспектов Данная тенденция обусловила максимальное сужение автором темы от тенденций современной российской телевизионной коммуникации к узкоспециальному процессу взаимодействия тележурналиста с героем, наиболее наглядному в рамках производства портретного фильма

Специализированные исследования данного вопроса практически не проводились, а встречающиеся в научной и популярной литературе по тележурналистике отдельные теоретические положения, рассматривающие вопросы взаимодействия, представлены неполно

В процессе решения общих проблем по оптимизации процесса взаимодействия телевизионного журналиста с героем, которые не могли не включать этических и профессиональных вопросов, автором получены значительные результаты Диссертант переоценивает имеющуюся информацию в контексте изменений, присущих современной телевизионной коммуникации и жизни общества в целом Научная новизна работы представлена следующими положениями и выводами

• впервые комплексно рассмотрены важнейшие аспекты взаимодействия телевизионного журналиста с героем в рамках производства портретного фильма, а именно

1 практика применения этических норм в процессе взаимодействия (сравнительный анализ положений «Этического кодекса российского тележурналиста» и «Хартии телерадиовещателей»),

2 особенности взаимодействия в различных сегментах телевизионной коммуникации (межличностная и массовая, непосредственная и опосредованная, вербальная и невербальная модели),

3 влияние на процесс взаимодействия современных тенденций телевизионной коммуникации, а именно коммерциализации и рейтинговых войн,

• впервые анализ практики общения тележурналиста с героем дает комплексное представление о производстве портретного фильма, описывая все его стадии,

• впервые подвергнуто системному анализу влияние жанровых и языковых свойств телевизионных программ на процесс взаимодействия тележурналиста с героем,

• впервые систематизированы и обобщены теоретические положения о взаимодействии тележурналиста и героя, в том числе по разным структурным, технологическим, ситуативным группам, и разработаны конструктивные методы решения проблем взаимодействия,

• впервые разработаны актуальные профессиональные параметры, которым должен соответствовать современный специалист в области телевизионного производства при взаимодействии с героем

Гипотеза научного исследования

Журналист - активный участник телевизионной коммуникации Он способен и обязан влиять на коммуникацию сознательно, целенаправленно, конструктивно Зрительский интерес к герою питается авторским интересом Тележурналист - важнейшее звено в цепи формирования информационно-коммуникативной реальности, которая, напрямую зависит от его профессионализма

В ходе исследования автор аккумулирует комплексное рассмотрение теоретических основ телевизионной журналистики, анализ применения теоретических навыков на практике в единую систему Процесс взаимодействия подвергнут рассмотрению с учетом наиболее актуальных и значительных тенденций телевизионной коммуникации современной России В работе подтверждена зависимость эффективности процесса взаимодействия с героем от действий телевизионного журналиста Также детально изучены факторы, влияющие на этот процесс

Влияние тележурналиста на телевизионную коммуникацию и телевизионной коммуникации на журналиста взаимно обусловлено Заинтересованность тележурналиста в общении с героем, соблюдение им этического кодекса, понимание телевизионной технологии, способность находить уникальные черты в каждом герое, аккумулировать их

и своевременно воплощать в нестандартных творческих решениях - вот обязательные условия успешного телепроизводства с точки зрения взаимодействия тележурналиста с героем

Основные положения, выносимые на защиту:

• актуальные условия функционирования телевизионной коммуникации характеризуются новым качеством эфирного пространства, оказывающего значительно большее, по сравнению с прошлым, воздействие на психологическое, культурное и нравственное состояние общества,

• этический принцип самоограничения, декларируемый цеховыми документами, без подкрепления системными изменениями в области телевизионной журналистики представляется неэффективным инструментом Пока он не станет экономически более выгоден, нежели альтернативный путь — необязательное соблюдение этических правил по отношению к герою - принципиальные изменения в системе телевизионной коммуникации представляются маловероятными,

• применение сотрудниками производящих телекомпаний конструктивных инноваций в области этического и профессионального аспектов взаимодействия с героем может способствовать выходу отечественного телевидения из кризисного состояния, в котором, по мнению ряда авторитетных исследователей, в данный момент пребывает ряд каналов и студий,

• жанровые и языковые особенности портретного фильма оказывают существенное влияние на процесс взаимодействия тележурналиста с героем,

• значение телевизионной коммуникации для всех ее участников постоянно возрастает Вместе с ним возрастает ответственность экранных журналистов перед телекомпанией, перед зрителем, перед собой Телевизионные специалисты должны отвечать все более высоким требованиям, предъявляемым к их личным и профессиональным качествам Возникает объективная потребность в разработке новых параметров подготовки профильных специалистов, что влечет за собой необходимость создания профессиональных образовательных программ, учитывающих особенности работы современного тележурналиста

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Основные теоретические положения исследования представлены в виде конкретных рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия тележурналиста с героем

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться законодательными и исполнительными органами власти России при разработке нормативных документов в сфере телепроизводства Полученные в диссертации результаты, выводы и предложения могут быть также использованы в качестве методических основ при создании корпоративных рекомендаций телевизионным журналистам Диссертация может оказаться полезной как исследователям теоретических аспектов телевизионной коммуникации, так и тележурналистам-практикам -корреспондентам, редакторам, режиссерам, продюсерам и иным специалистам в области аудиовизуальных средств массовой информации, в чьи обязанности входит взаимодействие с героем

Отдельные положения работы могут быть использованы в процессе обучения студентов специальности «Телевизионная журналистика» на факультетах журналистики российских ВУЗов, в том числе Московского государственного университета им М В Ломоносова

Апробация результатов работы.

Разработанные в диссертации инновации были экспериментально проверены в процессе прохождения педагогической практики под контролем научного руководителя, а также во время чтения автором курса лекций в центре дополнительного образования «Новая волна» при мэрии г Дмитрова

Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, прошли апробацию в опубликованных научных статьях и тезисах, в том числе в журнале из перечня ВАК ведущих лицензированных научных изданий Доклады по материалам диссертации были прочитаны на российских и международных научно-практических конференциях

По теме диссертации опубликованы 9 статей общим объемом 2 печатных листа

Структура диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и семнадцати приложений Общий объем работы 244 страницы, включая 157 страниц основного текста, содержащего 14 таблиц и 2 схемы

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выполненных в диссертации исследований, раскрыта степень ее научной разработки, формулируются цели и задачи, определяются научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приводятся сведения об апробации и реализации основных положений диссертации

В первой главе «Автор и герой телевизионного произведения этический аспект взаимодействия» рассматривается сущность, специфика, роль этики в работе сотрудников производящих телевизионных компаний Дается определение понятиям «тележурналист», «герой телевизионного произведения», в контексте заявленной темы уточняются дефиниции «взаимодействие», «портретный фильм»

Тележурналист - это литературный сотрудник, работающий на телевидении Он доводит до зрителя весь спектр представлений о событиях с учетом их общественной значимости Фигура журналиста на телевидении - ключевая Также существенную роль в процессе телепроизводства играет герой телевизионного произведения - человек, ставший объектом профессионального внимания тележурналиста, тот, о ком фильм, передача

Решение большинства профессиональных задач достигается телевизионным журналистом в процессе взаимодействия с героем По мнению первого исследователя отечественного телевидения В С Саппака, «любое правило "специфики" телевидения буквально ничего не стоит перед главным его законом — законом непосредственных человеческих контактов» 1 Именно «непосредственные человеческие контакты», а также любые согласованные действия в процессе выполнении общей задачи, в нашем случае -создания информационного сюжета, документального фильма, телевизионной передачи -мы называем взаимодействием Терминологический аппарат двух процессов - общения и взаимодействия - схож Люди в них делятся на две категории те, кто передает информацию, и те, кто ее получает Первые называются коммуникаторами, вторые -реципиентами Взаимодействие так же многосторонне, как общение, но более функционально, технологично, специфично и в итоге - результативно

Диссертант видит главную задачу тележурналиста в том, чтобы методами телевидения передать сущность героя, способствовать наиболее полному и, безусловно, правдивому, объективному раскрытию его образа Ограниченный бюджетом съемок, хронометражем фильма, техническими возможностями съемочной аппаратуры, журналист вынужден отказываться от иллюстрации второстепенных черт, оставляя в фильме только

1 СаппакВС Телевидение и мы Четыре беседы 3-еизд -М Искусство, 1988 -С 67

самое главное Важность тех или иных эпизодов он выбирает сам Автор фильма -единственный, кто им^ет возможность влиять на создаваемый образ, дополнять, корректировать его на всех стадиях телепроизводства Однако задача теледокументалиста - показать человека таким, каким он является, а не таким, каким, возможно, хотел бы его увидеть журналист Нередко итогом такой работы становится очерк или портретный фильм Портретный - значит о человеке его привычках и слабостях, друзьях и родных, его работе, - словом, обо всем, что поможет зрителю понять героя Фильм-портрет должен раскрыть внутреннюю суть героя через его внешность, характер, поведение

Телевизионная документалистика интересна и востребована, как правило, тогда, когда она является плодом совместных усилий тележурналиста и героя Обязательным условием заинтересованности последнего является адекватное, корректное, уважительное отношение со стороны автора

В параграфе 1.1 «Понятие и сущность журналистской этики» обращено внимание на феномен этических проблем применительно к работе телевизионного журналиста Автор проводит сравнительный анализ различных определений журналистской этики и на их основе выводит комплексное определение, наиболее близкое контексту данного диссертационного исследования Развивается мысль о необходимости осознания тележурналистом персональной ответственности не только перед зрителем, но и перед героем

Этико-правовое регулирование в телевизионной сфере осуществляется благодаря следующим факторам влияния на сотрудников телекомпаний

• общественная мораль,

• корпоративная мораль,

• семейные представления,

• личные представления,

• нормативные документы

Поведенческие нормы процесса взаимодействия телевизионного журналиста с героем регламентирует профессиональная этика - совокупность норм, предписывающих исполнение служебных обязанностей с сохранением личной чести, достоинства профессии и престижа учреждения с учетом соблюдения не только номинальных требований российского и международного законодательства, но с условием признания этических норм, внесенных в корпоративные кодексы, хартии и прочие документы, регламентирующие этические вопросы Природа профессиональной этики такова, что журналисты вольны соблюдать или игнорировать ее законы по собственному

усмотрению За нарушение правил, содержащихся в этическом кодексе, журналист не рискует понести ни уголовное, ни административное наказание В этом отношении законы журналистской этики сродни заповедям, высеченным на библейских скрижалях преступая этический закон, равно как и библейский, журналист, в первую очередь, совершает преступление перед собой, а уже потом - перед обществом, природой, богом

В параграфе 1.2 «Теоретические основы этико-правового регулирования деятельности телевизионного журналиста» рассмотрена общая картина законодательных инициатив, актуальных в области этического регулирования взаимоотношений тележурналиста с героем В параграфе определяется ряд особенностей, влияющих на психологию восприятия принятых законов

В силу наибольшего авторитета, а также проработанности, актуальности и близости российскому менталитету отечественные тележурналисты, как правило, руководствуются двумя документами «Кодексом профессиональной этики российского журналиста» (редакция 1994 года) и «Хартией телерадиовещателей» Согласно Кодексу и Хартии, задача журналиста - распространять такую информацию и такими методами, чтобы не «нанести вред нравственному, физическому и умственному здоровью людей» Главный принцип, заложенный в этих документах - самоограничение

В параграфе 1.3 «Практика применения этических норм в процессе взаимодействия автора с героем телевизионного произведения» наряду с анализом корреляции теоретически существующих законов и их практического применения, разбираются реальные примеры из журналистской практики автора - работы над портретными фильмами о выдающихся людях современной России

Соблюдение этических норм - показатель высокого статуса СМИ В отличие от небольших студий и компаний второго эшелона, известные игроки на рынке телебизнеса все реже позволяют себе нечестную игру с героями Репутационные обязательства как приоритетное направление долгосрочного стратегического развития - привилегия сильного

Неотъемлемая часть практики применения этических норм телевизионным журналистом в процессе взаимодействия с героем - соблюдение современных правил делового этикета Журналистский этикет отнюдь не ограничивается познаниями в области одежды и элементарных норм поведения Сотрудник телестудии также должен быть сведущ в деловой переписке посредством электронной почты, владеть навыками ведения

1 Хартия телерадиовещателей [Электронный ресурс] - Режим доступа http //www unesco ru/files/cd/ci-acts/texts/319 htm

переговоров по стационарному и мобильному телефону, а также через электронного агента ICQ, позволяющего в реальном времени общаться в Интернете

В процессе взаимодействия тележурналист может использовать ролевую или поведенческую концепцию психолога Эрика Берна Она представлена в книге «Игры, в которые играют люди психология человеческих отношений» Мы считаем, не стоит ограничивать себя тремя указанными в ней моделями, в то время как их могут быть сотни В соответствии с принятой концепцией и избранными героями автор должен заранее определиться с потенциальными ролевыми моделями, которые он намерен избрать для общения с тем или иным героем Важно, чтобы избранная ролевая модель была автору по силам и позволила выполнить главную цель - сподвигнуть героя на откровенность, заставить его отстаивать свою позицию

Интерес диссертанта к поведенческой концепции Э Берна обусловлен тем фактом, что следовать ей может не только журналист (сознательно), но и герой (неосознанно, интуитивно)

Вторая глава «Автор и герой телевизионного произведения профессиональный аспект взаимодействия» посвящена рассмотрению проблем, возникающих в процессе непосредственного общения погруженного в телевизионную среду журналиста с непрофессионалами - людьми, так или иначе интересными зрителю, но далекими от мира телевидения Профессиональный аспект взаимодействия тележурналиста с героем - один из важнейших в теории и практике телевизионной коммуникации

В данном случае телевизионная коммуникация - это совокупность связей между всеми участниками телевизионного процесса, основанная на законах взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения профессиональных кодексов, хартий и прочих документов, регламентирующих деятельность телевизионного журналиста

В параграфе 2.1 «Особенности взаимодействия автора с героем телепроизведения в различных сегментах телевизионной коммуникации» рассмотрены внутренние связи между субъектами телевизионного творчества Диссертант представляет три взаимодополняющих концепции, дающих представление о наиболее распространенных и разносторонних подходах к телевизионной коммуникации Первый сегмент, в котором мы рассматриваем взаимодействие тележурналиста с героем, содержит межличностную и массовую формы телевизионной коммуникации, второй -непосредственную и опосредованную, третий - вербальную и невербальную

Межличностный уровень, вероятно, оптимален для лиц, принимающих участие в производстве документального фильма Он позволяет журналисту использовать весь

арсенал средств воздействия на героя В то же время герой имеет возможность донести до аудитории ту информацию или эмоцию, которая стала причиной его встречи с журналистом Массовая коммуникация, как правило, опосредована техникой, предполагает взаимодействие больших групп людей и активность обратной связи, а также носит более организованный характер

Опосредованной коммуникацию делает наличие посредствующих звеньев Технологическая необходимость данных устройств заключается в их способности преодолевать пространственно-временные преграды, разделяющие партнеров по диалогу Мы проанализировали наиболее распространенные технические средства в порядке увеличения фактора опосредованности Спутниковая связь сохраняет синхронность диалога и визуальный контакт, среди прочих она наиболее приближена к непосредственной форме взаимодействия Телефон уже лишает тележурналиста визуального контакта с героем, следовательно, возможности осуществлять невербальную коммуникацию Не исключено техническое искажение интонаций Велика угроза потери сигнала связи, что может провоцировать интенсификацию диалога.

Далее мы рассматриваем ресурсы сети Интернет Web-камера, сетевой аналог спутниковой связи, позволяет вести диалог в реальном времени Качество изображения в данном случае будет существенно проигрывать спутниковой связи Однако преимущество этой формы взаимодействия, как и прочих, осуществляемых через Интернет, заключается в простоте и доступности Минуя многочасовые перелеты, не рассматривая в качестве альтернативы дорогостоящие телефонные переговоры, электронная сеть дает мгновенный доступ к любому уголку планеты Сетевой агент ICQ в отсутствие визуального контакта позволяет получать ответ в режиме реального времени Наиболее опосредованная форма взаимодействия - электронная переписка В непосредственных интересах телевидения используется редко, т к предполагает, что между вопросом и ответом пройдет какое-то время Как правило, применяется в общении с героями, с которыми не удается встретиться лично, но которые не отказываются от взаимодействия звездами мирового уровня, первыми лицами государств и т п

Последний сегмент, в котором мы рассматриваем взаимодействие тележурналиста с героем, содержит вербальную и невербальную формы телевизионной коммуникации Вербальный — значит словесный, устный, невербальный - выраженный любыми бессловесными способами Умение читать невербальный контекст позволяет по положению тела собеседника, жестам, мимике, взгляду определить его настроение, готовность взять на себя инициативу в диалоге или предоставить слово визави Внимательный интервьюер, несмотря на возможное несоответствие вербального и

невербального сегментов коммуникации, сможет прийти к пониманию истинной позиции собеседника

Не менее важна организация пространства, в котором происходит взаимодействие Собеседники могут расположиться напротив друг друга (соперничающая позиция), могут сесть рядом Исследования показали, что наиболее популярна угловая позиция Вот почему двухкамерные съемки, целью которых являются не только ответы героя, но и вопросы и комментарии журналиста, проводятся «восьмеркой» (см схему) Схема Организация пространства взаимодействия автора с героем телевизионного произведения в процессе интервью

Параграф 2.2 «Современные тенденции телевизионной коммуникации влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения» посвящен анализу уже оформившихся, но еще не завершенных процессов, влияющих на судьбу современного отечественного телевидения Коммерциализация (пункт 2 2 1) как одна из тенденций телевизионной коммуникации была изучена в научной литературе, однако назвать ее анализ системным не представляется возможным Коммерциализация российского ТВ коренным образом изменила принципы работы творческих сотрудников Материальная выгода проекта стала главным приоритетом С точки зрения экономической составляющей телебизнеса, соблюдение журналистами профессиональной этики может показаться менеджменту компаний как прибыльным, так и убыточным Процесс

коммерциализации российского телевидения имеет и негативные, и позитивные тенденции Активно участвовать в положительных рыночных процессах и стараться не быть вовлеченным в отрицательные - вот персональная задача для каждого социально ответственного журналиста

Закономерным следствием коммерциализации российского телевидения стало стремительное развитие отрасли Каналы прилагают максимум усилий, чтобы увеличить стоимость рекламного времени в своих проектах Помимо перманентного введения разнообразных усовершенствований в сами программы были изысканы сотни дополнительных возможностей привлечения зрительского внимания к ведущему, передаче, каналу Прямыми или косвенными участниками многих инноваций стали тележурналисты и герои сюжетов, фильмов, программ Например, руководители некоторых программ предоставили сотрудникам возможность самостоятельно интегрировать рекламные фрагменты в производимые сюжеты таким образом, чтобы они не нарушали драматургию и не вызывали традиционного раздражения у зрителя Данный метод называется продакт плэйсмент (Product Placement) Он заимствован из кинематографа Герой фильма или сюжета в случае заинтересованности в творческом процессе может наравне с тележурналистом стать участником процесса формирования зрительских предпочтений

Коммерциализация стала одной из причин инициации каналами рейтинговых войн (пункт 2 2 2) Связанные с ними процессы подвергались оперативному анализу ряда исследователей Время, прошедшее с момента опубликования первых данных, предоставляет автору возможность взглянуть на рейтинговые войны между каналами беспристрастно

Также во втором параграфе уделено внимание такой тенденции телекоммуникации как интеграция медиаконтента

В параграфе 2 3 «Профессионально-технологический аспект взаимодействия автора с героем телевизионного произведения анализ практики общения» диссертант анализирует реальные примеры, в том числе - собственную работу над портретными фильмами Практика общения анализируется с учетом описанных тенденций телевизионной коммуникации, их влияния на процесс взаимодействия Предоставляется возможность синтезировать описанные модели и сформировать собственный подход к практике взаимодействия телевизионного журналиста с героем Социально-психологическая модель взаимодействия состоит из четырех стадий

• адаптационной - знакомства с героем,

• беседы, являющейся целью встречи,

• разрядки - психологического приема, снимающего эмоциональное напряжение после разговора,

• внутреннего, чаще скрытого, состояния, в котором остаются участники после встречи

Ключевая стадия взаимодействия - беседа На ее результативность влияет ряд факторов, зависящих непосредственно от журналиста Журналист позволит герою раскрыть его потенциал, учтя следующие нюансы процесса взаимодействия

• способность настроить собеседника на нужную волну удваивает шансы органично и продуманно начать интервью,

• беседа будет эмоциональной, живой, если заранее продумать вопросник таким образом, чтобы он был доступен интервьюируемому,

• место, избранное журналистом для беседы, должно быть неслучайным размер и форма помещения, цвет стен, особенности интерьера, световая партитура влияют как на самого журналиста, так и на героя, а позже - на зрителя, впоследствии в процессе монтажа большое значение имеет смысловая увязка действия с местом и гармоничное визуальное соседство синхронов с прочими эпизодами фильма,

• чтобы услышать от собеседника историю, журналист должен сформулировать вопросы, с одной стороны, интересные герою, с другой, не допускающие односложных ответов

Нежелание героя содействовать журналисту может быть обусловлено различными причинами На любой аргументированный отказ опытный документалист найдет эффективный контраргумент

• негативный опыт общения с журналистами можно парировать необходимостью периодически появляться в телеэфире, она особенно актуальна для популярных актеров, певцов, звезд шоу-бизнеса,

• непонимание или неприятие цели беседы преодолеваются посредством разъяснения этой цели в необходимом ключе, также в данной ситуации стоит стимулировать любопытство героя,

• неприятие героем стиля работы журналиста или программы -весьма распространенный аргумент - можно принять как данность и предложить конструктивный диалог, возможно, небольшое изменение формата пойдет проекту на пользу,

• бытовая осторожность, боязнь негативного эффекта, как правило, свидетельствуют о лояльности героя, здесь достаточно бывает упомянуть об эксклюзивной возможности получить эфирное время в рейтинговой программе,

• некоторые герои склонны рефлексировать из-за потенциальных обвинений в саморекламе, для таких весьма существенный контраргумент - возможность выразить себя публично,

• если герою не позволяют принять участие в съемках соображения престижа, ему можно пообещать эксклюзивные формы работы и шанс получить высокий результат,

• в последнее время лет весьма распространены отказы со стороны героев, не желающих поддерживать статус публичной персоны, имеющих склонность к одиночеству, затворничеству, таких можно переубедить, упомянув об интересах их собственного бизнеса или о возможности повлиять на решение глобальных проблем

Взаимная партнерская помощь производящих компаний и аппаратные нелинейного монтажа позволяют в портретных фильмах о музыкантах, актерах театра и кино использовать фрагменты музыкальных выступлений артистов, а также эпизоды из художественных картин с их участием Разнообразие видеоряда, смена ритма обогащают драматургию фильма

Третья глава «Жанровые и языковые особенности телевизионных программ влияние на процесс взаимодействия автора с героем телевизионного произведения» состоит из двух параграфов В параграфе 3 1 «Жанровые особенности телевизионных программ понятие, сущность, влияние на процесс взаимодействия телевизионного журналиста с героями его произведений» подвергнут анализу механизм влияния жанровой принадлежности произведения (сюжета, фильма, передачи) на процесс взаимодействия тележурналиста с героем Жанр - основной принцип пространственно-временной организации телевизионного продукта, исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков Он - своего рода опредмечивание авторского, художественного замысла

Принадлежность телепроизведения тому или иному жанру, как правило, определяется автором еще в предсъемочный период Это связано с тем, что жанр рубрики или программы, в которой излагается информация, непосредственно влияет на все стадии телевизионного производства Динамика съемки, текстовая стилистика, манера озвучивания, монтажные фразы подчинены одной идее, которая должна быть выражена в

соответствии с законами избранного жанра После рассмотрения особенностей всех жанров, мы пришли к выводу, что наибольшее влияние на процесс взаимодействия оказывают произведения, относящиеся к художественно-публицистической группе, тк именно здесь контакт тележурналиста с героем наиболее интенсивен и продолжителен

В параграфе 3.2 «Языковые особенности телевизионных программ понятие, сущность, влияние на процесс взаимодействия автора с героем телепроизведения проанализированы наиболее популярные лексические и стилистические особенности портретных фильмов Качество звучащего с экрана слова, отличительная особенность словесной партитуры передачи мы относим к языковым особенностям портретного фильма Они могут влиять на интересующий нас процесс взаимодействия следующим образом

• диктовать выбор видеоряда по причине его тесной взаимосвязи с текстом,

• формировать культурную матрицу фильма вследствие взаимосвязи прямой речи героя с закадровым текстом, иными словами, если журналист намерен придать языку портретного фильма определенные качества, их необходимо закладывать еще на съемочной площадке, например, задавая вопросы в той стилевой манере, в которой журналист хотел бы получить ответы,

• замещать в речи тележурналиста и героя канцеляризмы, профессионализмы и научную терминологию общеупотребительной лексикой ввиду необходимости придания фильму качества доступности всей аудитории,

• стимулировать образность синхронов, использование в авторском тексте литературных и поэтических приемов

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы теоретические выводы и даны практические рекомендации Системный подход к проблемам современного российского телевидения структурировал наиболее значительные процессы телевизионной коммуникации, выявил их закономерности, стал основой дальнейшего развития методов взаимодействия тележурналиста с героем На основании систематизации отечественного и зарубежного опыта, а также собственной практической деятельности нами был проведен комплексный анализ телевизионной коммуникации в контексте этического и профессионального аспектов взаимодействия журналиста с героем

Данное исследование позволило получить результаты, соответствующие заявленным во введении це^м и задачам

1 В результате сопоставления положений «Этического кодекса российского тележурналиста» и «Хартии телерадиовещателей» найдены слабые стороны практики применения этических норм телевизионной журналистики Доказано, что этический принцип самоограничения, декларируемый цеховыми документами, представляется неэффективным инструментом без подкрепления системными изменениями в области телевизионной журналистики Автором предложена долгосрочная модель накопления репутационного капитала, позволяющая эффективно применять этический принцип самоограничения В результате внедрения данной модели несоблюдение этических правил по отношению к герою становится экономически невыгодным

2 В работе сформировано представление обо всех стадиях производства портретного фильма На собственном опыте автор подтверждает интенсификацию и увеличение эффективности процесса взаимодействия в результате применения поведенческой концепции Эрика Берна, следовать которой может не только журналист (сознательно), но и герой (неосознанно, интуитивно)

3 В ходе анализа нюансов взаимодействия в сегменте невербальной коммуникации во время съемки или прямого эфира выявлено, что оптимальной схемой пространственного расположения камер является угловая (восьмерка), т к она способствует, с одной стороны, конструктивному диалогу тележурналиста с героем, с другой, получению монтажных исходных материалов Также определено, что любое видимое изменение позы или взгляда собеседника свидетельствуют о возможной смене ролевой модели поведения

4 Факторы, влияющие на результат интервью, делятся на две группы опосредованного влияния и непосредственного влияния Приведя каждый из факторов в соответствие с его парой в другой группе, тележурналист находит оптимальную модель косвенного воздействия на героя в процессе их общения

5 Журналист может регулировать свои отношения с героем, управляя динамикой взаимодействия На каждую из наиболее распространенных причин отказа в интервью со стороны героя журналист может привести контраргумент, способный убедить героя изменить решение

6 Жанр является образующим принципом пространственно-временной организации телевизионного продукта, т к взаимодействие тележурналиста с героем во многом подчинено художественным законам телепрограммы - уникальным для каждого жанра Согласование жанровой стилистики съемочного и монтажного процессов с

взаимодействием тележурналиста и героя оптимизирует процесс телепроизводства Наибольшее влияние жанровой основы на это взаимодействие прослеживается в группе жанров художественной публицистики, тк именно здесь контакт тележурналиста с героем наиболее интенсивен и продолжителен

7 Языковые особенности телепрограммы влияют на процесс взаимодействия тележурналиста с героем, диктуя выбор видеоряда и формируя культурную матрицу экранного произведения

Основные положения диссертации отражены в следующих научных публикациях.

1 Добрынин С А Влияние жанровой принадлежности телевизионного произведения на процесс взаимодействия тележурналиста с документальным героем // Художественное осмысление новых средств массовой коммуникации Материалы научно-практической конференции - М ИПК, 30 05 2007 - 0,2 п л

2 Добрынин С А Документальное кино востребовано коммерческим телевидением запущен первый в России канал документального кино «24 ДОК» // Портал научных исследований СМИ «Медиаскоп» [Электронный ресурс] - Режим доступа http //www mediascope ru 2006,26 сентября - 0,2 п л

3 Добрынин С А Интерактивное телевидение в России // СМИ и реалии нового века Часть 2 - М, 3-5 02 2003 - 0,1 п л

4 Добрынин С А Особенности телевизионной коммуникации в современных проектах с двумя ведущими//Вестн Моек ун-та Сер 10 Журналистика -2007

- №5 - 0,2 п л Издание из перечня ВАК ведущих рецензируемых научных журналов

5 Добрынин С А Ночной телеэфир современные модели // Журналистика в 2005 году трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве - М, 31 014 02 2006 -0,1 п л

6 Добрынин CA CT С преимущества сетевого формата // Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания - 5-9 04 2004 - 0,2 п л

7 Добрынин С А Телевидение и кино интеграция индустрий // Отечественное телевидение традиции и новаторство - М ИПК, 2006 г - 0,2 п л

8 Добрынин С А Телевидение России Формирование реальности от виртуальной

- к объективной // Ломоносов - 2007 Секция «Журналистика» - М , 2007 - 0,2 п л

9 Добрынин С А Философские корни коммуникационной психологии интеграция игровой теории Эрика Берна в процесс работы телевизионного журналиста с коллегами и героями портретного интервью // Портал научных исследований СМИ «Медиаскоп» [Электронный ресурс] - Режим доступа http //www mediascope ru 20 01 2006 - 0,6 п л

Общий объем публикаций 2 печатных листа.

УПА 2>АМ37