автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Закономерности социально-территориальной дифференциации населения города
Полный текст автореферата диссертации по теме "Закономерности социально-территориальной дифференциации населения города"
?
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ. И.М.ГУБКИНА
На правах рукописи
СЕЛИВАНОВ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ УДК 31.012
ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА
Специальность 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук
Москва - 1990
*
Работа выполнена на кафедре научного коммунизма Московского ордена Октябрьской революции и ордена Красного знамени института нефти и газа им. И.М.Губкина.
Научный руководитель:
Доктор философских наук, профессор Г.Ф.КУЦЕВ
Официальные оппоненты:
Доктор философских наук, профессор В.В.ТЕУШКОВ Кандидат философских наук В.Г.БОГОМЯКОВ
Ведущее учреждение: Уфимский ордена Ленина авиационный институт им. Серго Орджоникидзе.
Защита диссертации состоится ^ апреля 1990
года в /о.оочасов на заседании специализированного совета К 064.23.01 в Ткменском государственном университете (625000, г.Тюмень, ул.Семакова д.Ю).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.
Автореферат разослан И марта 1990 года
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат философских наук, доцент
Халин
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Важным аспектом функционирования общества является его пространственная /территориальная/ локализованность и территориально-локальная структуризо-ванность.
В современных условиях, когда с особой остротой возникают вопросы о необходимости учета специфических свойств, а, в силу этого, интересов и потребностей различных социально-территориальных образований в рамках целого, важное значение приобретают как исследования сущности, природы, социальных оснований, механизмов функционирования и роли в социальном развитии пространственно-локализованной организации жизнедеятельности, так и проявления этой локализации на уровне социальной структуры в виде социально-территориальных факторов и форм социальной дифференциации людей.
Эмпирически можно зафиксировать множество форм территориальной локальности социальной жизни. Они могут быть социально-институализированы в форме политико-административных /республика, область, 1фай, район, город, село, деревня и т.п./, территориально-экономических /экономические районы, комплексы и т.п./, социально-этнических /национальных, культурных, языковых и т.п./ образований. Любая из указанных территориальных форм локализации общества характеризуется различным набором социально-дифференцирующих /в данном случае - социально-специ-фицирукхцих/ факторов, а также различной степенью их "напряженности", т.е. способности к фиксации "границ" подобных локаль-ностей.
Преодолеть такое многоаспектное "звучание" разнообразных факторов /само разнообразие которых, подчас, задается лишь особым, частным характером их отбора/ социально-территориальной локализации, может обращение к самой явно проявляющейся ее форме, каковой, по всей видимости, является поселение вообще и город как наиболее развитый его тип. Выступая своеобразным "полем" развертывания сущностных сил человека, средоточием технологических, экономических, социальных, политических, нравственных, демографических, этнических, информационных и множества других коллизий и инноваций человеческого мира, концентрируя все эти процес-
сы,являясь,в определенном смысле генератором, "двигатеоем прогресса""'", город выступает моделью сочетания локального /террито-риально-фиксированного/ и универсального /экстерриториального/.
Степень разработанности проблемы. Социальный заказ,стоящий за представленной познавательной ситуаций,определяет во многом нарастающее внимание философско-социологичеекого знания к ней. Фундаментальные теоретические положения об объективных закономерностях становления и развития города,его социальной сущности, месте,роли и значений в историческом процессе,путях и формах становления и преодоления расселения социально-дифференцированного типа были разработаны в трудах К.Маркса,Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Поэтому обращение к их наследию позволяет существенно облегчить задачу исследователя в поисках методологической основы.
Вторым пластом /уровнем/ анализа степени разработанности проблемы является обращение к современной специальной литературе.
Город широко исследуется различными науками.Это объясняется тем,что он является элементом целостной общественной системы. Вследствие этого любая наука,так или иначе связанная с проблематикой функционирования и развития общества,фактически оказывается перед необходимостью изучать город в качестве его "части". Но так как "не существует науки,которая была бы аксиологически нейтральной",то,имея свой специфический взгляд,всякая научная дисциплина при изучении поселения вообще и города в частности оценивает их с точки зрения этой специфики,через призму собственного предмета.
Первым и важнейшим шагом социологической интерпретации социально-территориальных различий между людьми является выявление сущности территориально локализованных "моментов" социальной жизни.Достижение этой цели можно обеспечить в том случае,если рассматривать этот,в определенном смысле,частичный случай /срез/ социальной жизни в опосредовании системой общественных отношений более широкого плана,поскольку только таким путем выявляется генетическая связь и специфицирующие свойства части и общего /в нашем случае территориальной локальности и общественно-экономической формации/.
* Маркс К. .Энгельс Ф.Соч.2-е изд. ,Т.23,С.514.
Важной задачей,таким образом,выступает теоретическое воспроизводство объекта,нахождение тех общих универсальных условий, которые в ходе осуществления человеком своей жизни,предопределили его появление,развитие,существование в истории.Только такого рода исследование может,с одной стороны,обеспечить,а с другой, предполагает "выход" на понимание того,что,по словам К.Маркса, составляет "специфическую логику специфического предмета"!.
Проблема исследования сущности механизмов реализации социально-территориальных различий между людьми с необходимостью требует обращения к литературе,освещающей ход социогенеза,роли и места различных процессов в становлении человеческого общества,пути формирования различных социальных институтов.В первую очередь среди этой литературы нас интересуют те исследования,которые посвящены анализу становления и развития территориально-локализован-ных форм социальной жизни.Это,прежде всего,работы,посвященные исследованию становления оседлости,форм взаимодействия оседлых и кочевых образований людей,влиянию оседлости на социальное развитие,пути формирования поселений социально-дифференцированного типа.Среди ученых,внесших вклад в исследование этих проблем, следует отметить И.Л.Андреева,Ю.З.Андреева,С.С.Батенина,H.A.Бу-тинова, В.И.Гуляева,И. М.Дьяконова, Г.Е. Маркова, В.М.Массона, С.А.Плетневу.
Важнейшим приобретением современной науки в понимании проблем фундаментальных оснований территориально-пространственных форм функционирования общества вообще и города как его элемента, является исследование сущности "отношений по расселению" и "городских отношений",как специфического уровня реализации сущностных сил человека.Это,прежде всего .исследования Н.А.Аитова, Л.С.Березина,З.Г.Виноградского,О.Н.Яницкого.
Существенно раздвигают границы применения марксистско-ленинской методологии при изучении города как целостного социального организма,его функций в обществе работы А.С.Ахиезера,А.П. Девяткова, А. В. Дмитриева, Г.Ф.Куцева.М.Н.Межевича, А. М.Румянцева,
%аркс К. .Энгельс Ф.Соч.,2-е изд.,Т.I,С.325
- 4 -
В.В.Трушкова,0.И.111каратана,0.Н.Яницкого.
Работы А.В.Баранова,В.Г.Зиноградского,Л.А.Гордона,Э.В.Кло-пова, Л. В. ¡{агана, Л. Н.Когана, Г'.Ф.Иуцева, В. О.Рукавишникова, В. В. Трушкова,0.И.11каратана,З.И.Файнбурга,Ф.С Факзуллина позволяют более детально представить специфику присущих городу социальных процессов,его внутреннюю организацию,механизмы функционирования различных подструктур города.
В последние годы появились исследования непосредственно еоци альной структуры население города,среди которых следует отметить коллективные монографии под редакцией Н.А.Аитова,Е.Е.Горяченко и Т.И.Заславской,В.0.Рукавишникова,0.И,Шкаратана,а также статьи Н.Б.Барбаи,В.Е. Гимп енсон,Я.А.Давидо вича,0.В.Бдоско,В.Б.Голофаста. Однако эти исследования давая представления о процессах происходящих в городе,выявляя тенденции развития социальной структуры города собственно социально-территориальный аспект этих процессо! исследуют недостаточно основательно.Город исследуется чаще всего как "поле" развертывания экстерриториальных процессов,таких как экономические, социально-политические, социально-классовые, социально -экологические,информационные и т.п.Такие исследования,несомненно,представляют интерес.позволяют осмыслить ряд важнейших моментов исследования города как социального организма,дают некоторое понимание происходящих изменений в социально-территориальной структуре населения.Однако научное осмысление проблем,связанных с сущностной стороной данного явления,может быть плодотво ным при условии всестороннего учета взаимосвязи и взаимозависимости всех процессов,влияющих на формирование территориально-ло-канизованных общностей людей.
Такая взаимосвязь и взаимообусловленность различных элементов общества,процессов,протекающих в нем,являясь основой ис-торико-материалистического подхода к изучению общества в целом, становится необходимым условием научного исследования его соста£ ляющих,в том числе и города,и социально-территориальной структуры населения.
Исследование социально-территориальной структуры общества с позиций ее сущности в значительной степени не .является традищ онной для философской литературы.В силу этого в ней на данный
момент не представлен " в готовом виде" категориальный аппарат для ее разрешения.Однако»указанные тенденции,современный уровень развития марксистско-ленинской теории города и социальной структуры позволяет его имплицировать.
Цели и задачи исследования.Анализ наследия К.Маркса,Ф.Энгельса и В.И.Ленина по проблеме становления и развития города, социально-дифференцирующих основ общества в территориальной форме их проявлениям также рассмотрение современного состояния теоретических и прикладных исследований данной проблемы позволяет сформулировать основные цели диссертационной работы.Они заключаются в рассмотрении территориальных моментов социальной дифференциации общества посредством анализа развития общества как территориального социального организма в конкретных формах его проявления.
Достижение сформулированной цели реализуется в решении следующих задач:
-исследование становления территориальной локализованное™ как определенного этапа социального развития общества;
-анализ предпосылок формирования территориально-локализо-ванных форм существования общества социально-дифференцированного типа;
-выявление взаимосвязи процессов формирования поселения, расселения и процессов социального развития;
-исследование механизмов реализации функциональных и других основ социальной дифференциации населения в территориальных локальностях разного уровня;
-выявление функций города как формы локализации социально-дифференцированной ситуации.
Теоретической и методологической основой диссертации служит диалектико-материалистический метод,разработанный в трудах классиков марксизма-ленинизма,положения и выводы,содержащиеся в их теоретическом наследии,в важнейших партийных решениях. ¿> работе использованы достижения советской и зарубежной марксистской науки о городе,широко привлечены работы по истории, этнографии,археологии.политической экономии,социологии и других областей знаний.
Научная новизна и практическая значимость работы. В диссертации рассмотрены общие критерии фиксации социально-территориальных различий между людьми,дается диалектико-материалистическая интерпретация процесса становления и механизмов реализации этого вида социальных различий.3 целях анализа понятия "пространственная организация общества" рассмотрены её формы в их историческом развитии.
овристический характер работы заключается: -в исследовании факторов территориальной локализации социальной жизни и последствий влияния данного процесса на социальное развитие общества;
-в выявлении диалектики общесоциологических и локально-территориальных процессов в обществе;
-в исследовании оснований социально-территориальной дифференциации людей,как специфического уровня социальной структуры общества;
-в исследовании социальных механизмов реализации территориально -дифференцирующих факторов;
-в имплицировании некоторых понятий,фиксирующих сущностные моменты закономерного процесса социально-территориальной дифференциации людей.
Диссертационная работа наряду с её научно-теоритической новизной,имеет практическую значимость определяющуюся тем,что социально-территориальные различия между людьми при социализме воспроизводят сущностные моменты социального бытия игнорирование или неполное знание которых снижает эффективность,а иногда способна дать обратный результат при реализации конкретных управленческих решений.Теоретический замысел работы заключается в постановке данной проблемы в качестве самостоятельной и в разработке основных её контуров в контексте диалектико-материа-листического метода.Положения и выводы диссертации могут иметь значение для развития материалистической теории города,для исследования социальной структуры населения.
Научная опробация.Диссертация обсуждалась и получила одобрение на заседании кафедры научного коммунизма Московского института нефти и газа им.И.М.Губкина.По теме диссертационного
исследования автором были сделаны сообщения на У Уральских социологических чтениях /Уфа,1984г./,на областных и региональных теоретических и научно-практических конференциях в 1984-1989 годах.
Положения диссертации и методологический подход к анализу проблемы,обозначенный в ней,нашёл применение при разработке "Социального паспорта г.Тюмени" /Тюмень,1965г./,"Социального паспорта г.Когалыма" /Тюмень,1986/,в работах "Изучение и оценка качества и образа жизни микрорайона" /Тюмень,1987г./ и "Социально-лра-вовое обоснование самоуправления населения микрорайона"/Тюмень,19891 в которых автор принимал непосредственное участие.
Основное содержание работы изложено в семи публикациях. основное содержании; работы
Диссертация состоит из введения,трёх разделов,заключения и библиографии,включающей 258 наименования.
Во введении формулируется актуальность темы,степень её разработанности,обосновывается научная новизна,цели и задачи исследования,практическая значимость положений и выводов,отмечаются формы их научной опробации.
В первом разделе "Социальное развитие и территория" на основании анализа источников и научной литературы формулируются методологические подходы автора при исследовании проблемы становления территориального аспекта социального бытия.
Оставаясь биологическим существом,всегда будучи частью лри-роды и, в силу этого,"находясь внутри природы",человек утверждает себя как родовое существо неприродным способом,посредством производственной деятельности,внебиологически выработанной,искусственно созданной технологии. Благодаря искусственной,внеприродно выработанной технологии общественного производства,воздействуя на внешний натуральный /природный/ мир искусственными орудиями и средствами,человек оказывается в состоянии прорвать круг природного бытия,за пределами которого раскрывается собственный его мир,человеческая история.В силу этого человек выходит из круга природой данных форм обеспечения своего существования,учреждая свой специфический человеческий "способ обеспечения своей жизни"-^
Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,2 -е изд. ,Т.4,С. 133
что,в свою очередь,задает самой человеческой жизнедеятельности внеприродный способ организации.Искусственно созданная технология становится тем инструментом,посредством которого человек утверждает свою специфичность.
Однако,человеческое общество характеризуется не только появлением нового механизма "существования в природе" посредством деятельности,но и механизма взаимодействия между субъектами дек-тельного существования -между людьми.Поскольку "общественная жизь является по существу практической",деятельной,постольку средой взаимодействия объективно выступает коллектив.Коллективная деяте; ность становится тем зерном,из которого вырастает всё богатство социальных отношений.
Таким образом,процесс становления социальности как специфический способ бытия природы,детерминируется двумя взаимообусловленными и взаимопроникающими моментами -становления технологичности мира как фактора деятельного "присутствия" в природе и формирование коллективности.Интегральным основанием их является как специфически -социальный способ существования.
Социальное развитие реализуется'в историческом времени,важ нейшими элементами которого выступают общественно-экономические формации.Вместе с тем оно развертывается и в историческом пространстве,оно всегда "привязано" к определенной территории.Выян ление степени и механизмов влияния территории на социальное раг тие уже в силу этого является существенным и необходимым шагом в познании сущности социального.
Влияние территории на социальное развитие на ранних этапа проявлялось в большей степени как влияние "природных условий", "природной среды",которые наряду с "телесной организацией инди и физическими свойствами самих людей включались основоположни? материалистического понимания истории в "природные основы" общественной жизни.'*' Эта особенность выражалась,в конечном ит< ге,в том,что ранние родовые общества не имели,строго говоря, территориального аспекта существования.Община,представляя
^ Маркс К.,Энгельс Ф.,Соч.,2-е изд.,Т.3,С.19
собой локальное, конкретно-эмпирически фиксируемое и обозримое социальное образование, конечно же, характеризовалась и наличием общей территории, но специфика заключается в том, что и территория и это социальное образование составляют первоначально некое нерасч-лененное единство, где не территория выступает организующим основанием связи между людьми, а наоборот, родовые связи опосредуют территориальные. Однако, это лишь одна сторона дела. С другой , анализ связи рода с определенной частью природной среды, составлявши в конкретные моменты времени его "место для жительства, т.е. базис коллектива"*, свидетельствует, что более или менее благоприятные условия этой среды, способные в различной мере "освободить " эту общность от "физических потребностей" и, тем самым, явить разную возможность к собственному социальному производству, определили разные социальные возможности общин. На этой основе уже возникает неравенство между ними, которое пока сводится лишь к естественно возникающему неравенству.
Община уже представляет собой социальную "общность по месту жительства", в которой "связь членов рода с определенной территорией" хоть и остается еще только предпосылки ** , но в которой "территориальное бытие" рода становится неотъемлемым элементом его общественного бытия. Начинается сложный процесс складывания территориальной морфологии общества как целостности, который содержательно проявляется как взаимообусловленный процесс социализации территории и территориализации социальной жизни.
Поистине, революционное значение для социального развития имело становление.производящей формы хозяйствования. Обособление скотоводства и земледелия, как относительно самостоятельных облаете! хозяйствования в результате первого общественного разделения труда способствовало становлению двух форм организации жизнедеятельности людей в виде кочевого и оседлого, и , тем самым, реализации первого типа дифференциации человеческих общностей по форме их связи с территорией.
Если раньше, в период присваивающих видов деятельности, одна из сторон социального развития общины заключалась в постоянной смене одной из ее органических компанет-территориито в новых
^Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., Т.46, С.463 %аркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., Т.21, С.170
условиях "размножение" и усложнение деятельностной сущности общее] ва осуществляется посредством специализации территориальных зон. Формирование мобильной универсальности кочевников происходит при помощи "останддшавания" и территориальной фиксации определенных деятельных функций,что является основанием проявления их инди-дуальности. Это определенная точка отсчета процесса интеграции гео рафической среды как природной основы в социальные формы,которой существенным образом влияет на весь процесс развития социума. Складываются условия для формирования стационарного "социального гумуса".образование и прорастание социальных корней,отсутствие или слабое развитие которых приводит к стагнации и застою в социальном развитии.Не случайно,что скотоводческие цивилизации не мог ли сыграть в истории той роли,какая выпала на долю оседлых земледельцев.
Именно в углубляющейся интеграции природного и социального, локального и универсального начал,содержащихся в земледелии и оседлости,окружающая природа впервые обретает признаки местности. Новая форма социальности -стационарная,оседлая жизнь земледельце] фиксируется в создании и развитии условий для формирования собственного "поля" социальности,собственной сущностной среды челов< посредством опоры на созданные ранее социальные элементы,обладающие свойством "впитывать" и транслировать в будущее разнообразие социальной жизни.Процесс "надстраивания" социальности сопровождается процессом формирования нового пространственно-временного континуума социальных общностей. Найдя свой способ бытия.утвердив его уникальность посредством фиксации своей территории, своего тотема и ритуала.общность утверждает направленное своих социальных наклонностей -свой потенциал.
Наряду с этим происходит внутренняя институализация среды жизнедеятельности: в пространстве-времени свой территориально локализованной общности человек обретает "родовой" /социальный/ способ пространственно-временной организации жизнедеятельности. В результате институализации среды жизнедеятельности территория первоначально выступающая условием бытия общности,предстает теперь местом для жительства уже искусственно поддерживаемой со ной общности.На основе этого начинает складываться развернутая "сеть человеческих взаимоотношений".Собственно территориальная
локализация в данный момент не создает еще общности,что и отличает данный период стпоследующей "поселенческой истории".Наоборот, месту локализации,территории придается тот потенциал,на трансляцию какого способна социальная общность.Но,по мере социализации территории, институализации её элементов в ходе практической деятельности человека,в среде его обитания начинают обнаруживаться и все более проявляться как самостоятельные социально-значимые изменения,которые выходят за пределы исторически сложившейся на тот или иной момент системы связей и взаимоотношений между человеком и природой.
Органическое движение земледелия и оседлости к взаимообогощающей встрече предопрелеляется тем,что оба эти явления связаны,и,более того,детерминируют,качественные изменения в социальной структуре первобытного общества.Они выводят общественное развитие на новый уровень коллективности.Так на основе естественно-территориальной физической близости социальных образований возникает соседство "как специфически общинный тип социальной связи".Локализация общины на территории в сочетании с культивированием более устойчивых, чем раньше производственных отношений приводит к появлению новых структурных форм организации деятельности.Важную /если не сказать больше/ роль в становлении нового качества коллективности играет опредмечивание территорий и реализация через неё отношений собственности. Процесс социализации природной среды на данном этапе приводит к новой фазе реализации процесса территориализации социальности. Сам факт собственности общины / в рамках племени или союза племё н, основанного на соседстве/,семьи /в рамках общины/ или индивида на землю,помимо закрепления за ними определенных участков территории имеет и обратную сторону - закрепление этих субъектов собственности за определенными территориями.С этого времени начинит складываться особые отношения - отношения расселения.
В этих условиях всякий территориальный локус социальности более широкого масштаба приобретает черты особенного как проявления и необходимой формы существования всеобщего.Социальная жизнь постепенно все более индивидуализируется - в том числе и посредством территориализации.Территориально локализованные социальные организмы все больше выполняют многообразие функций производства в его
двух видах-производетва вещей и производства людей.Эти виды производства оказываются изначально по разному связанными с локализованными формами социальности.Если процесс производства вещей,в силу разделения труда,кооперации посредством обмена и т.п.,все больше определяется уровнем развития сущностных родовых сил человека и поэтому приобретает характер транслокальной,то производство человека /само рождение,бытовая»рекреационная деятельност! всегда локализованно во времени и пространстве.
Процесс имущественного расслоения в сочетании со становлением новых форм собственности на землю приводит к возникновению и развитию нового социального института - института власти.Подчеркивая глубокий социально—классовый характер этого новшества, К.Маркс акцентировал внимание на конкретном процессе перерождения общинного самоуправления и генезиса государства,когда кровнородственные отношения трансформируются в соседские,в территориальные а их реликты,соответственно.вытесняются последними.Объединения людей территорией становится одним из фундаментальных оснований разнообразные социальных связей.
Таким образом,для' выхода на историческую арену территориальным связям пришлось пройти через стадию социализации территории, предполагающую её освоение человеком,становление её в качестве одного из важных элементов социального бытия,посредством опредмеч вания социальных процессов,их социальной институализации на терри тории.Становление социальности на территории неразрывно с процессом территориализации социальности,который выражается в закреплении, локализации общественных процессов,явлений .факторов социаль ной жизни на освоенной,социализированной территории•,в идентификации этих процессов,явлений,фактов с известной,вполне определённой "землей-территорией".При этом существуют различия в реализации процесса территориализации в зависимости от формы институциональной организации социальной жизнедеятельности, от уровня общности детерминирующих данный процесс оснований.
Второй раздел "Территориальные формы организации социальной жизнедеятельности" посвящен анализу механизмов взаимосвязи социа. ных и пространственно-территориальных аспектов общественной жизга
Необходимость такого анализа обусловлена кроме Есего прочего,и тек, что введение территориального измерения в социологический анализ общества не сводится лишь к рассмотрения статистической модели полезного,а связано с выявлением его нового качества,поскольку территория выступает не как простое "вместилище" определенных социальных образований,а как активное начало,обладающее определенной самостоятельностью и стабильностью.
Процесс становления территориальной организации общества протекает при соблюдении двух основополагающих принципов: во-первых, принципа соответствия факторов социальной детерминации пространственной локализации общественных отношений уровню социализации самого "предмета" -территории,- и степени развития социальных институтов его формирующих; во-вторых,принципа нарастания функциональной и социальной специфики /в самом широком смысле/ самих элементов,субъектов этих отношений, составляющих основу территориальной структуры общества. Реализация этих принципов обеспечивает сочетание родового и видового начал пространственности социального бытия.
о контексте этого можно выделить два вида структурных элементе субъектов социально- территориальной структуры общества. Зо-лервых, - локальные социальные образования, идентифицирующиеся уже самим фактом неприродности своей сущности, выявляемые как моменты существования социального в природном и различающиеся между собой мерой модификации социального свойства под воздействие1территориальных особенностей природного. Зо-вторых,- локальные социальные образования как моменты проявления специфики функционирования однотипных^ существу)для всего социума процессов в зависимости от механизмов и способов организации самого субъекта социальности -людей, локализованных на различных территориях и формирующих собственное пространство.
В этой связи территориальные социальные образования в совокупности с "закрепленностью" за ними и составляющими основу их пространственного бытия материальными, а также, формирующимися на базе последних, духовными условиями жизнедеятельности, могут быть.определены как формы реализации социально-территориальных отношений, которые реализуются в форме территориальной организации
общества, среди которых можно выделить: во-первых, "очаги" стаж» ления и развита?! цивилизации, а также зоны расообразования и этногенеза; во-вторых, территориальные "центры" и "переферию" социальности; в-третьих, институально оформленные территориальные регионы и государства; в-четвертых, поселения.
В своей совокупности формы организации общества образуют два уровня его социально-территориальной структуры - территориал! ную и поселенческую, связи между элементами которых "реализуются через обмен населением и результатами труда". Первая и вторая формы территориальной организации общества ("очаги", ценари перес рия в глобальном масштабе) лишь латентно формируют общностные основания социальных образований как элементов структуры. Иное дело две последующие формы территориальной организации общества (регионы, государства и поселения) ,которые представляют собой не только органические основания становления социальных организм« но и субъективируются в виде специфических социальных институтов Их функция определяется уже не только "неприродностью" бытия, не только принадлежностью к социальности, но уже своей собствен» природой, выражающиейся во взаимодействии ранее самодостаточных социальных образований не только с природой, но и между собой. Специфическим содержанием такого взаимодействия является ничто иное, как обмен деятельностью между ними, а специфической формой выражения этого содержания являются общественные отношения, кото; формируют общество как целостный организм посредством соединения "жизней" отдельных социальных образований. Территориальные взаим> етвия, таким образом, являются способом пространственной организ общества, которая выступает в виде системы отношений между территориальными общностями по поводу их размещения в естественн природном, а затем и социально-неоднородном пространстве.
Определяя территориальные общности людей как географически определенные и социологически выраженные исторически сложившиеся и находящиеся в непрерывном развитии устойчивые социально органи ные совокупности людей, объединенные проживанием на данной освое ной территории, отличающиеся специфически организованными социал ными связями, которые выделяют их в качестве относительно самостоятельных элементов пространственной организации жизнедея тельности социума, автор анализирует как итегрируя и специфичен
интерпретируя бытие универсальных социальных институтов, а также формируя присущие только им, территориальные общности формируют собственную среду жизнедеятельности, и,если первоначально г]эаьицы территории и границы социальности групп людей практически совпадали, то, по мере складывания территориальных взаимодействий, территория целостного социума /освоенная человеком как родом часть простирающейся земли континентов/ и территория общности /освоенная а, позднее, и присвоенная, ток или иной группок людей часть "социу-мной" территории/ становятся взаимоналоженными пространственны»-® аспектами существования социальности. Локализация приобретает новое свойство - быть выражением не только пространственной определенности в природной обусловленности, но уже и специфической пространственной определенности в социальной обусловленности.
Одним из существенны/: моментов реализации социально обусловленной локализации пространственное™ является поселение.Качественные сдвиги в расселении связаны с дифференциацией поселения на город и деревню. Факты, детерминирующие их формирование как особых типов локализации, лежат вне процессов эволюции поселения. Однако, важно отметить, что прежде чем могла возникнуть сама возможность дифференциации поселения на город и деревню , обществу необходимо было создать значительные предпосылки в виде территориальных взаимодействий людей. Для того, .чтобы возниклая сама возможность разделения необходимо создать условия для новой связи. Появившись в результате общественного разделения труда, город и деревня оказались связаны через продукты труда. Диверсификация поселения -новый этап социально-территориальной дифференциации людей, т.к. с обособлением города и деревни "место жительства" приобретает характер социальных последствий для человека.В этих условиях город и деревня выступают как целостные территориальные п<&исте-мы общества,главными элементами которых являются городское и сельское население как территориальные общности и городское и сельское пространство как специфические типы среда жизнедеятельности. На основе этого происходит формирование государственности как основы новой.неизвестной ранее фор™ территориальной общности людей.Создавались новые,спицефические стимулы и инструменты локализации и институализации социальных образований и формирова-
ние у них типических "черт жизневыражения".
Формирование государства отличается от формирования поселенческих социальных общностей тем,что предметность этой общности заключалась в институализации социальных статусов и их функционирования. Процессы диверсификации поселенческих моментов организаци; жизнедеятельности и процессы создания нового основания территориа ной интеграции социальности в виде государственности протекают взаимообусловленно.Процесс территориализации социальности находит таким образом,новую форму своей интерпретации.Эта форма не есть простая сумма разных территориальных отношений между городом и деревней,но одновременно она не является и "простым" проявление: формообразующих начал общественного разделения труда.Социально-те; риториальные условия рождают собственные стимулы социального развития,выражающиеся в становлении разнообразных форм территориа ной организации общества в качестве специфических социальных технологий.
Если город,деревня или государство как типы социальной технологии являются выражением особым образом протекающих,либо особого сочетания общественных процессов и явлений,реализуемых посредством их и,тем самым,являются лишь совокупностью этих моментов целенаправленной деятельности,то территориально локализова ные "кусочки" этой цельной совокупной технологии - конкретные города и деревни представляют собой меру реализации этой совокупности в определенное время и определенном месте.
Город и деревня как технологии,таким образом выступают в качестве совокупного города и совокупной деревни,которые являясь результатом не только материально-преобразующей деятельности,но и социально-преобразующей, духовно-преобразующей деятельности человека,знаменуя своим появлением новую ступень обмена между обществом и природой,становятся одним из компанентов /подструктур производительных сил общества.Каждая из этих совокупных пострукту обладая собственной внутренней пространственной определенностью и типичностью при сравнении с другой,имеет еще один аспект существования.Дело в том,что совокупный город /равно как и совокупная деревня/ обладает внутренней пространственной дискретностью,он существует через определенные пространственно обособленные поселе ческие общности и,кроме того,происходит определенная дифференциация территорильного пространства самого поселения,что находит
свое выражение в становлении функциональных: зон внутри конкретных городов,в формировании их внутренней морфологии.
Таким образом,социально-территориальные различия - это различия социально-пространственной средыяианедеятельности людей, совокупность локальных общественных и естественных условий,которые
выступают важнейшими детерминантами способа жиневыражения различных территориальных общностей людей,обусловливающие его территориально-особенные моменты.
3 разделе третьем "Территориализация социальной структуры городского населения и механизмы ее реализации" на основе исследования структурных и технологических моментов социально-пространственной определенности городской жизнедеятельности предпринимается попытка конструирования социально-территориальной типологии включения индивида в социум,рассматриваются механизмы реализации данного явления на уровне социальной структуры населения.
3 городе происходит концентрация разнообразных социальных функций.Формируя пространство человеческого бытия,город,таким образом.становится фокусом всего пространства общества.3 пределах города совершается процесс трансформации местно организованной деятельности в общественно преобразующую,а общественно преобразующей - в местно протекающую.
Однако,понимание такой коррелирующей роли различных инсти-циональных форм территориализации социальности,раскрывая существенные стороны реализации взаимодействия общественных макроструктур, макропроцессов и макроявлений не позволяет в полной мере вскрыть содержательную сторону реализации городом своей возможности по развитию сущностных сил человека,влияния локальных компонентов социального бытия на процессы социального производства и воспроизводства.
Город как социальный институт- это форма опредмечивания и средство осуществления человеческой деятельности и реализации общественных отношений.¿Сак форма опредмечивания город представляет собой определенным образом организованную группу людей как субьектов деятельности и общественных отношений с исключительно широким набором их проявлений.3 городе в опредмеченной форме находятся возможности реализации различных человеческих потребностей, существуют широкие возможности для развития сущностных сил человека.Но на уровне поселения общественные условия проявляйте
как реальные,а не как среднестатистические,по этому каждая из поселенческих общностей обладает различным социальным потенциалом, т.е. системой условий для реализации этих сил,развитая потребное! человека.При этом возможно определенное расхождение в условиях жизни в различных городах.
Конкретный город также создает свой круг оснований социальных различий между своими жителями,становясь внутренне гетерогенным в территориальном плане социальным образованием.Основой дифференциации городского населения является распределение деятельности по самоорганизации,самовоспроизводству города как социальной системы,т.е. особого типа общности людей.Видимым проявлением этого являются отношения,складывающиеся внутри городского сообщества по поводу распределения и перераспределения ограниченных в городе ресурсов социального воспроизводства.
Будучи социально-территориальным организмом,город воспроизводит в своей морфологии пространственную организацию общества в спицефических формах,элементами которой становятся в настоящее время микрорайоны,социально-топонимические зоны в их функциональной определенности,центр и окраинные территории города.Эти элементы города как целостности,становясь основой формирования внутригородских территориальных общностей,которые,в свою очередь, становятся субьектами специфических "городских отношений" создают своеобразную территориальную "матрицу" социальной структ; ры городского населения.Территория,таким образом,становится в городе самостоятельным фактором и сщцефической формой социальной дифференциации населения.Вместе с дифференциациацией,функциональной специализацией городской территории,становлением ее материально-пространственной структуры исторически создается конкретная картина расселения различных групп населения и распределения условий их существования,отражающая.особенности их социального статуса.
В зависимости от ценностных ориентации индивидов и городских территориальных групп населения среда их жизнедеятельности /жизн выражения/ может иметь самую разнообразную пространственную конфигурацию,многократно пересекать пространственные и институ-
1 Марк К.,Энгельс Ф.Соч..,2-е изд.,Т.46,Ч.I,С.44,471.
циональные границы территории определенного уровня.Основание различного воспроизводственного потенциала локальных зон городской территории является ее различное социальное "плодородие",т.е. совокупность опредмеченных ищ конкретных социальных функций.
На основе анализа моментов социальной фиксации территории автор приходит к выводу,что фактическое обладание различными людьми и территориальными общностями не одинаковыми по "плодородию" условиями в определенных докусах должно вырастать в своеобразный вариант ретных отношений. Особенность территории как объекта рентных отношений является многообразие потребильных свойств и зависимость их от субъективных потребностей людей. В силу этого автором предлагается дополнить существующий социально-экономический анализ территории аксиологический ,тем более что в современном мире и сам человек все больше оценивает себя лично через те условия и отношения,в которые он включен и которые его окружают.Пространственные свойства среды все больше определяют структуру поведения людей,а в условиях органической неоднородности этой среды,они становятся существенными факторами социальной дифференциации,что в конечном итоге проявляется в особенностях территориального поведения. ■ В заключении диссертации подводятся итоги исследования и кратко резюмируются основные выводы и суть работы.
Основное содержание диссертации нашло отражение в следующих публикациях автора:
1.Социальные аспекты повышения эффективности использования производственного оборудования./Производство,быт,семья.Тюмень,
1984,3 е./ в соавторстве с Симоновым В.С./.
2.Статус территориальной общности как индикатор социальной дифференциации.//Областная межвузовская конференция молодых ученых."Тезисы докладов/.Тюмень,1985,2 с.
3.Социальный паспорт г.Тобольска.//Источники комплектования • строительных кадров в условиях г.Тобольска.Отчет о НИР, " гос.
рег.01840071576,инв.Г 02850050756.Тюмень,1985,24с.
4.Демографическая структура и миграция населения.//Социальный паспорт г.Ногалыма.Отчет о НИР,.'," гос.рег.0166052570,инв.
Г 02870070406.Тюмень,1986,20с.
5.Территориальная структура населения. //Социальный паспорт г.Тюмени.Отчет о НИР, № гос.per.01850038556,инв.
№ 02860103454. 4.1.Тюмень,1986,8с.
6. Механическое движение населения. //Социальный паспорт г.Тюмени,4.1.Тюмень,1986,35с.
7. Внутригородской квартирный обмен и качество жизни населения микрорайона.//Изучение и оценка качества и образа жизни микрорайона.Отчет о НИР, № гос.рег.01870031120, инв. № 02880028979. Тюмень,1988,13с.
¿о.04.^o
Подписано к печати 20.02.90г. .заказ № 6~/ 7~\ Тираж 100 экз., Ротапринт CI? К 1"!