автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время и этнокультурный фактор
Полный текст автореферата диссертации по теме "Западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время и этнокультурный фактор"
Российский государственный педагогический университет имени А.ИЛ'ерцена
[;ГЗ СП
„-, '"'"• На правах рукописи
Абдалла Абдалла Омар
Западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время и этнокультурный фактор
Специальность U7.0U.U3 - всеобщая история (новейшая история)
Автореферат '
диссертации на соискание ученой степени кандадата исторических наук
Санкт-Петероург 1993
Работа выполнена на кафедре всеобщей истории Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена
Научный руководитель - член-корр. Российской Академии
образования, доктор исторических наук, профессор В.К.Фураев
Официальные оппоненты - доктор исторических неук,
Ведущая организация - Санкт-Петербургский Государственный
университет
К. 113.05.06 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена / 191186, Санкт-Петербург, наб.реки
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
профессор Д.П.Прицкер,
кандидат исторических неук, старший научный ситрудник В.Р.Арсеньев
Автореферат разослан
Ученый секретарь
Специализированного совета кандидат исторических наук
/
Г.К.Шлыкова
/
ОБЩАН ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Проблема воздействия ряда европейских держав на ход развития стран Магриоа является актуальной вследствие той роли, которую такие государства, как Франция, Испания, Италия, сыграли в судьое магрибских обществ, в течение длительного времени находившегося в прямой зависимости от них. Страны Магрибб (Алжир, Т^нис, Марокко, Ливия, Мавритания, а также Западная Сэхара), являясь составной часты, арабского мира, имеет с ним обдув историю. Тем не менее, в силу разных факторов и, особенно, этнокультурного, историческая судьоа магрибских обществ весьма специфична. И это также обусловливает актуальность темы исследования.
Актуальной также является необходимость изучения эволюции воздействия бывших европейских метрополий на их прежние владения в Магрибе после ликвидации колониализма (как часть исследования отношений "Север-Юг" в Средиземноморской зоне и более глубокого изучения содержания и методов культурного влияния в условиях усиления процессов западноевропейской интеграции). Особо значимым видится рассмотрение западноевропейского влияния в сфере политической культуры народов и политики государств Магриба.
Фактор культуры той или иной этнической общности, совокупности ее достижений в производственном, общественном и интеллектуальном отношении - этнокультурный фактор - в исследовании современных региональных процессов, особенно социально-политических, приобрел в последнее время большое значение в силу двух обстоятельств: обострения отношений между двумя основными этническими компонентами магрибских обществ - арвбеким и бероерским -в связи с активизацией политики араоизации в постколониальный
период и возрастания значения этничности в современном мировом сообществе. Под этничностью понимается, как отмечает известный американский социолог Д.Ьелл, выступление этнического сообщества в рамках современных этнических процессов, причем обычно выступление группы, характеризуемой не столько языком, цветом кожи или религией, сколько общей историей и сплоченностью вокруг общих символов и вытекающих из этого прав. Возрастание роли этничности в жизни современного человечества связано с упадком престижа идей нации и класса в некоторых регионах мира. С 6Ц-х хт. XX в. начался подъем этнической идентификации как основы эффективного действия в различных сообществах. Росту этничности способствует ставшая очевидной несостоятельность притязаний старинных наций на культурное превосходство. "Возврат к этничности в этом плане, - пишет Белл, - есть часть солее широкого восстания против империализма в сфере культуры".
Проблемы, рассматриваемые в данной диссертации, предполагают обращение не ко всем аспектам этнокультур, а, прежде всего, к таким, как политическая культура, общественные и духовные достижения этнических общностей.
Актуальность темы связана и с необходимостью глубокого научного понимания курса стран Магриба в отношении бывших колониальных держав.
Степень изученности темы. Тема является практически неизученной, но литература, имеющая отношение к ней, достаточно обширна, хотя и неравноценна. Свою специфику имеют работы национальных авторов стран Магриба и других арабских стран, западноевропейских, североамериканских исследователей и специалистов СССР и современной России.
Основное внимание историками и культурологами стран региона уделялось исследованию проолем национально-освободительной борьбы и вопросам культурной деколонизации. Это работы алжирского историка и общественно-политического деятеля М.ш.Сахли, марокканского политического деятеля А.аль-Фаси, египетского историка С.Аль-Аккада, алжирских авторов Ъ.Саадаллаха, Ц.Лашрефа, М.Муджахида, ливийских историков Х.Аоу Асиоа, А.Ьаляля и других исследователей- Красная нить всех этих работ - рассмотрение западноевропейского колониализма как чуждого явления для стран Мв-гриба. С более либеральных позиций к французскому колониализму подходят тунисский политический деятель Х.Ьургиоа и некоторые другие авторы, осооый интерес представляют культурологические работы, в частности, одного из героев Алжирской революции Ф.Фанона. Он считал, что колониализм систематически разрушал культуру покоренной страны для того, чтобы лишить ее важнейшей основы национального существования, но одновременно полагал невозможным действия в обратном порядке. Существовали и иные точки зрения, совершенно отрицавшие все европейское (египетский историк С.аль-Аккац и другие). Вопрос культурной деколонизации разрабатывался идеологами как Алжирской, так и Ливийской революции. Один из лидеров Ливийской революции А.Джеллуд в 1976 г. пояснил, что культурная революция должна сыграть важную роль в преобразовании общества на основе духовных и моральных ценностей, связанных с исламской мыслью и истинным историческим наследием страны.
В целом же, в исследованиях магрис'ских авторов основное внимание было обращено на определение степени воздействия "чуждого", западноевропейского, влияния на регион. Слабым местом магрибской исторической и культурологической литературы являлось явно недостаточное внимание к местным этнокультурным проб-
лемам. Но к исследованиям по этой проблематике подключились авторы и издательства арабских стран Ближнего Востока (работы А.аль-Ъуни, Х.Азиза).
Западноевропейскими и североамериканскими исследователями уделено много внимания политической истории МагриСа, разнообразному воздействию западноевропейских держав на регион, активно затрагивались его этнические проблемы и вопросы взаимоотношения культур. Однако отсутствие универсальных ценностных критериев оценки культур местных этносов не дает возможности объективного их сравнивания.
Многие авторы считают, что именно проблема взаимоотношения культур западноевропейцев и местного населения является ключевой для оценки контактов североафриканцев и западноевропейцев (Французские историки П.Ьурдье, Р.Ле Т^рно, П.Нора, К.Нко, А.Нуши, английский исследователь Д.Гордон, испанские исследователи Ф.Эрнандес Пачеко, Х.М.Кордеро Торрес, итальянские историки М.Бьянко, Ф.Каталуччо, американские исследователи У.Уотербери, Х.П.Энтелис и другие).
Любые исследования новейшей истории стран Магриба невозможны без учета достижений советских и российских авторов, особенно работ, написанных в значительной мере с учетом переоценки в конце 80-х -начале 90-х гг. в СССР и России многих исторических факторов и явлений, - В.В.Вавилова, Э.Г.Георгиева, А.З.Его-рина, Р.Г.Ланды, Ю.В.Луконина и Н.П.Поцгорновой, З.А.Ментешаш-вили, Г.И.Смирновой и других авторов, а также ряда коллективных монографий.
Все же, при изучении многих исследований приходится учитывать, что в 70-80-х гг. в советской науке утвердилась концепция двух путей политической эволюции развивающихся стран (в
направлении социализма и капитализма).
Наиоолее глубокий анализ развития отдельных стран (Алжира, Марокко) при попытке учета специфики этнокультурных ситуаций дан в работах Р.Г.Ланды и З.А.Ментешашвили.
Предметом исследования в данной лиссертации является западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Маг-риба в новейшее время при обращении особого внимания на этнокультурный фактор. В своей работе диссертант не стремится к рассмотрение всех сторон этого влияния на развитие стран региона, учитывая их частичную разработку в исторической литературе; основное внимание уделено политическим аспектам.
Цель диссертации состоит в анализе политико-культурного влияния государств Западной Европы на развитие стран МагриСа в новейшее время при сосредоточении основного внимания на этнокультурном факторе. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- кратко проследить основные линии этнокультурного развития и иностранного политического влияния на страны М&гриба с древности до начала новейшего времени;
- выявить политическое и этнокультурное воздействие западноевропейских держав на страны региона с середины второго десятилетия до конца 40-х гг. ХХв.;
- определить реакцию магриоских обществ на западноевропейское проникновение в указанный период;
- проанализировать западноевропейское политико-культурное влияние на общества стран региона в условиях их перехода к независимому развитию (ЬОЬО-е гг.);
- охарактеризовать политические последствия этнокультурной эволюции Магриоа и меняющегося влияния стран Западной Европы
в 70-80-х гг.
Хронологические рамки исследования охватывает период от ' первой мировой войны до 90-х гг. XX в. Включение военных лет обусловлено тем, что именно в это время началось национально-освободительное движение в регионе, достигшее подъема в первые послевоенные годы. 50-60-е гг. являются периодом завоевания независимости странами Магриба, неким временным рубежом, отмеченным принципиальным изменением содержания западноевропейского политико-культурного воздействия на регион и этнокультурную ситуацию. В 70-80-е гг., когда шел процесс становления независимых государств Магриба (этот процесс был приторможен лишь в Западной Сахаре, деколонизированной в 1975 г.), качественные изменения в политике стран Западной Европы в отношении Магриба, обоз-начившиеся'на предыдущем этапе, получили дальнейшее развитие; в этот период наметилось резкое изменение этнокультурной ситуации в регионе.
Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности, позволяющие вскрыть внутренние и внешние причинно-следственные связи и механизм формирования политической культуры в колониальном и постколониальном
обществе, неоднородном в этнокультурном плане. Диссертант руководствовался диалектическим методом подхода к рассматриваемым событиям с учетом динамики их содержания, специфических, присущих только данному конкретному времени условий. Автор опирается на положение о культуре как совокупности человеческих достижений в производственном, общественном и духовном отношении.
Источниковую оазу диссертации составили разнообразные по характеру документальные материалы. Источники документального характера делятся на две части: относящиеся к периоду до получения странами региона независимости и источники постколониально-
го Бремени. Наиболее ценными из первой группы является официальные документальные издания органов государственной власти, правительственных ведомств и колониальной администрации западноевропейских держав, имеющих отношение к ситуации в Магрибе. Эти документы дают представление об эволюции колониальной политики Франции, Италии, Испании с периода первой мировой войны до 50-Ь0-х гг., о стратегии и тактике этих держав в зависимом Магрибе. К этой же группе источников относятся дипломатические документы, свидетельствующие о борьбе западных держав за сферы влияния в регионе, материалы с данными об ущербе, нанесенном в годы второй мировой войны западными державами странам региона, в частности, Ливии, документы ООН, посвященные проблемам деколонизации стран региона, в которых нашла отражение дипломатическая борьба между западными державами и СССР по вопросу о путях деколонизации. Ценность представляют также официальные публикации политических и общественных организаций, боровшихся с колониализмом.
Ко второй группе документальных источников относятся прежде всего материалы руководящих органов стран, получивших независимость в 50-60-е гг. Эти материалы особенно важны с точки зрения знакомства с аргументацией политических шагов молодых государств, направленных на ослабление позиций бывших колониальных держав в регионе и в связи с меняющейся в нем политической культурой. Представление о степени изменения позиции правящих кругов западноевропейских держав к проблемам Магриба дают, например, документы французской социалистической партии в период ее нахождения у власти в 80-е гг. Социалисты пытались разоблачить империалистическую позицию французских правых правительств в отношении Африки.
Самостоятельную группу источников образуют работы руководящих деятелей стран Магриба, а также воспоминания политических и общественных магрибских и западноевропейских деятелей того или иного периода новейшей истории 30-80-х гг. В частности, это работы известного патриотического лидера Алжира 20-х г. эмира Халеда, крупного общественного политического деятеля Туниса Х.Ъургибы, лидера Ливийской революции М.Каддафи, президента Франции Ш.де Голля и других.
Рассмотрению сложных проблем эволюции этносов и этнокуль-тур стран региона содействовали справочные материалы, подготовленные статистическими и исследовательскими центрами Ливии и Туниса. Многие из этих материалов впервыз введены в научный оборот.
Из сове'тских источников наиболее ценными являются опубликованные МИД СССР сборники документов, в которых излагается позиция СССР по вопросам деколонизации стран Магриба.
Научная новизна диссертации заключается в том, что практически впервые: I) совокупно проанализировано западноевропейское политико-культурное влияние на развитие стран Магриба в новейшее время с акцентом на этнокультурный фактор; 2) выявлено, что западноевропейские державы стремились учитывать этот фактор, но явно недостаточно, что и привело в значительной мере к кризисам и просчетам в их политике в регионе; 3) предложена система этно-культур Магриба в их динамике, позволившая выявить механизм внутренней противоречивости этнокультурной ситуации в регионе, непосредственно влияющей на политическую ситуацию; 4) определено, что консолидирующим для системы этнокультур фактором является отношение последних к внерегиональной культуре, в частности, западноевропейской, как к претендующей (через посредство ее носи-
телей) на господство в регионе, что влекло к ее квалификация коренными этносами как "чуждой"; 5) главным антиподом западноевропейского политико-культурного влияния и западноевропейской этнокультуры в Магрибе является арабская этнокультура, что находило и находит соответствующее отражение в политическом развитии, в частности, в борьбе за независимость стран региона и в борьбе с неоколониализмом; 6) резкое усиление позиций арабской культуры и арабской этнокультуры в 50-60-е гг. - период завоевания странами Магриба независимости - постепенно сменилось (в 80-е гг.) определенным ослаблением этих позиций, особенно благодаря активизации берберского и, в меньшей степени, негроидных этносов, племенного патриотизма, а также в силу ослабления неоколониалистских аспектов в политике Запада; 7) на этой основе,
а также в силу изменения сбщей международной обстановки к рубежу 80-90-х гг. наметилась тенденция к новому усилению западноевропейского политико-культурного влияния в регионе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при написании коллективных трудов по истории Магриба, политическим и культурным отношениям стран региона с государствами Западной Европы, при подготовке учебников и учебных пособий для вузов по новейшей истории стран Африки и истории международных отношений в XX в., разработке спецкурсов в университетах и педагогических вузах.
Апробация результатов исследования. Основное содержание работы и полученные научные результаты изложены в сообщениях автора на конференциях в университетах Триполи и Туниса в 1993 г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, а также примечаний и перечня использо-
ванных источников и литературы.
ОСНОВНОЙ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении рассмотрена актуальность темы исследования, освещается степень изученности поставленных проблем в зарубежной, в частности, арабской, в также российской историографии, изложен предмет, исходная гипотеза, цель и задачи диссертации, дана характеристика источниковой базы, определены научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается этнокультурная ситуация в Магрибе и западноевропейское политико-культурное воздействие на регион в 1914-40-е гг. XX в.
Показана сложная и неоднозначная в оценках этнокультурная ситуация в регионе, сложившаяся к рубежу рассматриваемого периода. За предшествовавшие более чем 3 тысячи лет в Магрибе возникли практически все основные узлы этнокультурных противоречий и наметились тенденции этнокультурных эволюций, определившие главные линии как этнокультурных, так и политических трансформаций в регионе в новейшее вре;мя. В частности, характерным явлением стало сплочение местных этнокультур перед лицом военного и политического вторжения представителей чужеродных этнокультур. Одновременно для периодов ослабления иностранного господства в регионе характерно осложнение отношений между двумя основными коренными этнокулътурами - арабской и берберской.
В целом же, в период от первой мировой войны до конца 40-х гг. политическое, культурное, в том числе и этнокультурное воздействие западноевропейских держав на магрибские страны (либо воздействие на местные этнические группы, либо путем направления европейских эмигрантов) претерпело серьезные изменения как по составу участников этого воздействия, так и по форме
и содержанию. В итоге первой мировой войны европейские колониальные державы сохранили в регионе юридически оформленные владения (Франция и Испания - в Марокко, Франция - в Алжире, Тунисе и Мавритании, Италия - в Ливии). Османская же империя полностью утратила формальные права на территории. В годы между первой и второй мировыми войнами все эти владения оказались поставленными лод еще более жестокий политический контроль указанных западноевропейских держав.
В то же время серьезно возросшее в годы первой мировой войны и затем с ЗО-х гг. возобновленное в больших масштабах политическое воздействие Германии в целом усилило общие западноевропейские политические позиции в регионе, но одновременно вело и к обострению противоречий между всеми внерегиональными державами, действовавшими в Магрибе, и содействовало активизации влиятельных националистических арабомусульманских политических сил в регионе. Что касается Италии и Испании, то они оказались в сфере влияния гитлеровской Германии (Испания - через режим Франко) и действовали в регионе в рамках отношений сотрудничества с Берлином.
Для всех рассматриваемых западноевропейских держав этнокультурное воздействие в регионе было стратегической политической линией.
Если Германия из своих соображений воздействовала на националистические арабо-мусульманские политические силы, стремясь прежде всего разрушить сложившуюся этнокультурную базу 'французского колониализма, то режим Муссолини, хотя формально и поддерживал гитлеровские пропагандистские призывы к освобождению мусульман от колонизаторов, на деле стремился резко усилить итальянское этнокультурное присутствие в регионе, особенно в Ливии, путем массового переселения туда колонистов и интенсивного рас-
пространения итальянской культуры.
Франция, имевшая к рубежу новейшего времени самый богатый опыт колониального проникновения в Магриб (в Марокко, Алжире, Тунисе, Мавритании), пыталась вести гибкую этнокультурную поли' тику, но уже на предыдущих этапах выявилась практическая невозможность массовой ассимиляции французов с местным населением в Магрибе. Существо французского этнокультурного курса заключалось в "привитии" французской культуры местным этнокультурным общностям, прежде всего берберским, а также магрибским иммигрантам во Франций. Что касается этнокультурного курса Испании, то в нем больший акцент делается на арабо-мусульманское население, культура которого еще сохраняла черты андалусской культуры средневековой Испании.
3 итоге второй мировой войны западноевропейское воздействие изменилось как по форме, так и по содержанию. Из четырех колониальных держав региона в начале периода к 50-м гг. остались две -Франция и Испания при временном британском участии в управлении Ливией (в итоге второй мировой войны потеряла свои владения в регионе Италия, германское влияние резко ослабло). Все названные выше державы неоднократно вмешивались военным путем в дела региона, особенно в годы второй мировой войны, постоянно влияли на социальную, политическую, экономическую ситуацию в нем, а Франция, Италия и, в меньшей степени, Испания - на этнокультурную ситуацию, изменяя ее.
Реакция магрибских обществ на западноевропейское проникновение с периода первой мировой войны до 50-х гг. была неоднозначной, порой противоречивой, но главенствующей тенденцией в развитии ее содержания была идеология национального освобождения. Далеко не всегда ставились цели деколонизации целой страны (например Ливии) и, тем более, всего Магриба. Доминирующим фактором,
определявшим характер освободительного движения, был этнокультурный.
На протяжении всего рассматриваемого периода политически активными кругами коренного населения неоднократно предпринимались идеологические, ^литические и даже военные усилия для получения независимости и установления суверенного политического управления над отдельными субрегионами, имеющими специфические этнокультурные характеристики, например, район Риф в Марокко, Триполитания и Киренаика в Ливии. Одновременно нередко предпринималась усилия не столько освободительной направленности, сколько определяемые властными амбициями отдельных политических и религиозных групп. Зачастую освободительные и властолюбивые цели совмещались. Существо западноевропейского этно-политико-культур-ного воздействия на магрибские страны, в котором явно преобладало колонизаторское начало, заключалось в том, что оно, как и ранее, особенно с середины XIX в., воспринималось в регионе как иностранное, чужеродное. Правда, к ЗО-м гг. XX в. такого рода воздействие стало доходить до глубинных слоев местных этнокуль-тур, но затем ослабло и вновь стало все больше восприниматься чисто инородным. Следует пркзнать, что это влияние достигало преимущественно верхних и средних слоев населения, прежде всего в городах.
Одним из главных итогов изменения этнокультурной обстановки в регионе в рассматриваемый период было усиление среди коренного населения позиций мусульманской культуры как объединительной для берберского и арабского этноэлементов в их борьбе за свою самостоятельность.
Вторая глава посвящена анализу западноевропейского по/и-тико-культурного влияния на страны Магриба в условиях их политических и этнокультурных трансформаций на двух этапах - в пе-
риод завершающей борьбы за независимость магрибских стран (50-60-е гг.) и постколониальный период (70-80-е гг.).
Демонстрируя худшие стороны своей политической культуры, правящие круги держав-метрополий в самый острый период освободительной борьбы народов Ыагриса пытались отстоять главенствующие позиции грубыми силовыми методами, в том числе военными, в частности, ведя длительную и кровопролитную войну с силами национального освобождения Алжира, занимались политическим вмешательством в дела обществ региона - диктатом по вопросам внешней политики и основным вопросам внутренней политики стран региона до получения ими независимости, навязыванием военных, политических, экономических, культурных и иных соглашений странам региона после получения ими независимости.
Навязывание и внедрение западноевропейской культуры касалось , как и прежде, в основном городских слоев населения и плененной верхушки, илрокие массы за пределами городов, многочисленные племена продолжали оставаться вне сферы влияния западноевропейской культуры. Практически все население региона продолжало испытывать не только непонятные ему, но и явно негативные проявления полйтической культуры Запада - диктат, обман, фальси фикацию, лицемерие и т.п. Западные державы прибегали к противопоставлению местных культур и поддержке тех, кто могли ослабить позиции прежде всего арабской культуры.
Процесс получения независимости странами Магриба показал, что главным фактором краха западноевропейского колониализма, как и его неприятие в предыдущие эпохи, был этнокультурный, усИ' ленный рядом других факторов (подъем национально-освободительной борьбы в "третьем мире", провалы колониальной политики в других регионах и др.). На 50-60-е гг. приходится апогей неприятия "чуждой", западноевропейской, культуры.
На волне неприятия западноевропейской культуры окрепли араоизм, панарабизм, исламизм и панисламизм, ставшие основными опорами национальной государственности стран Магриба. Отторжение западноевропейской культуры и этнокультурной политики бывших метрополий сопровождалось восприятием социалистической политической культуры как в виде активного применения в Алжире и частично в Ливии идей социалистической ориентации, так и использования социал-демократических концепций (Т^нис). Но эти фрагменты социалистической политической культуры оказались наложенными на ставший исконным региональный стойкий культурный пласт - исламскую культуру. Именно она получила главенствующие позиции в обществах независимых стран.
Тем не менее, западноевропейская культура, прежде всего, французская, весьма органично вошла в культуру части высших и средних городских слоев населения Магриба. Это сказалось в политической жизни независимых стран, особенно Марокко, Мавритании, Туниса и Ливии. Там, где кризис в отношениях арабо-мусульманской культуры и западной был особенно острым, произошли мощные социальные взрывы (Ливийская революция, Алжирская революция).
50-60-е гг. были также специфичными для взаимоотношения коренных этнокультур региона. Кризисность в них за все время не только новейшей, но и новой истории, максимально ослабла: если в периоды, предшествовавшие завершающему этапу борьбы народов Магриба за независимость, этнокультурные конфликты были почти постоянным явлением, то в годы заключительной фазы этой борьбы
они почти прекратились. Однако к концу 60-х гг. этнокультурные противоречия вновь стали обостряться, но все же арабо-мусульман-
ский фактор становился доминирующим в культурной ситуации.
Рассмотрение политических последствий этнокультурной эволюции Магриба и меняющегося влияния стран Западной Европы в
7G-8ü-e гг. показывает, что эти последствия качественно были разными в 7Q-e и 80-е гг., что можно объяснить различной степенью учета этнокультурных факторов правящими кругами стран Магриба и изменениями политико-культурного курса западноевропейских стран, прежде всего бывших колониальных держав.
В 70-е гг. продолжалось ослабление позиций Запада в Маг-рибе. Прежде всего было это связано с целями правящих кругов стран, добивавшихся независимости, в именно - освободить регион от чуждого, иностранного, колонизаторского присутствия. Руке водители магрибских стран предполагали, что сплачивавший общества в 50-60-е гг. фактор борьбы с иностранным колониализмом бу дет продолжать действовать и в ближайшем будущем, но он должен заменяться фактором арабизма и исламизма - основных и наиболее стойких элементов местной культуры. Отсюда - усиление позиций арабской культуры и ислама (традиционного для региона - суннитского) стало, хотя и в разной степени, главной политической линией правящих кругов всех стран Магриба.
Избранные руководителями Алжирской революции и, в некоторой мере, Ливийской революции параллельно арабо-мусульманской ориентации политические ориентации на построение социализма в соответствующих странах были обусловлены, помимо прочего, стремлением усилить меры по ослаблению западного влияния, все еще очень сильного в этих странах.
Однако нарастание этнокультурных противоречий внутри обществ магрибских стран, особенно арабо-оербероких, объективно благоприятствовало новому усилению позиций стран Запада в регионе. В 80-е гг. это стало реальностью.
К руЗежу 90-х гг. выяснилось, что не социально-политические, а этнокультурные факторы оказались определяющими и для пост колониального периода истории Магриоа, хотя те и другие нахо-
дились в неразрывной связи. Так, политические курсы арабизма в обществах большинства стран привели к резкому обострению в системе этнокультурных отношений. Особенно это было характерным для Алжира, Марокко, а также Мавритании. Обострилась кризис-ность в связях арабской и берберской культур, особенно в Алжире и Марокко.
Кризисность курса арабизма и, тем более, панарабизма, в известной мере компенсировалась проведением правящими кругами стран региона параллельного курса на усиление суннитского ислама - важнейшего объединительного фактора в обществах региона, испытавшего трудности вследствие попытки активизации в Магрибе исламистов-фундаменталистов, которые расцениваются как представители внерегиональных сил.
Однако эти силы нанесли серьезный ущерб позициям алжирских сторонников марксистско-ленинской интерпретации социалистической ориентации, которая к концу 80-х гг. в Алжире и в других странах стала рассматриваться также как элемент иностранной политической культуры. В итоге руководители Алжира к рубежу 90-х гг. отошли от линии на построение социализма. Политический курс Алжира, да и других государств региона, стал более прагматичным.
Руководство Марокко пыталось вести гибкую политику, опиравшуюся на главные этнокультурные компоненты общества, с улетом присутствия сильного западноевропейского влияния. Руководство Туниса также балансировало в политической ориентации, делая опору на многочисленные слои населения, традиционно больше связанные с европейской, чем с арабской культурой, не игнорируя при этом исламский фактор. Менее удачной была попытка правящих кругов Мавритании отдать в политике некоторое предпочтение арабо-берберскому этнокультурному элементу.
г * ь
Прагматизм магрибских руководителей позволил им в итоге сохранить в политике стран региона тенденцию консолидации их на основе идей арабизма, в частности, обратив главное внимание на его экономические аспекты: в 1989 г. страны региона пошли на создание в основном экономического Союза арабского Магриба.
Одновременно в начале 90-х гг. продолжала эзолюционизиро-вать политика бывших метрополий в регионе в том числе и культурная, от неоколониалистской к прагматической, с элементами неоколониализма. Наметился компромиссный подход к взаимодействию' западноевропейской и магрибской культур. Такой подход стано вился особенно характерным для Франции, культура которой сохраняла в регионе Еесьма прочные позиции и, прежде всего, среди средних и высших слоев неарабской части населения.
В Заключении подводятся итоги исследования и делаются основные выводы. Среди главных из них, помимо указанных в разделе "Научная новизна", можно отметить следующие.
Западноевропейские державы (прежде всего, Франция, Италия и Испания) в своей политике в новейшее время в отношении Магриба стремились активно использовать этнокультурный фактор, однако, далеко не всегда реально оценивали его, что приводило к кризисам и провалам этой политики, поучительным примером которь являлась неудачная попытка Франции военным путем удержать Ал»* жир под своим политическим контролем в конце 50-х -начале 60-х гг. Главная причина краха планов политического руководства регк оном западноевропейскими странами, рассчитывавшими добиться кап главенствующего положения в Магрибе западноевропейской культурь прежде всего французской (из всех европейских культур достигшей наибольшего влияния в регионе), так и органичного соединения ее с местными культурами, заключается в их несостоятельности преодолеть восприятие народами западноевропейской культуры как
чучщой. Для курса, направленного на внедрение этой культуры в зтраны МагриОа, особенно характерным было почти бескомпромиссное отношение к исламу и арабской культуре. Некоторое исключение составлял курс Испании, культуру которой отличает наличие черт арабо-мусульманской культуры, приобретенных в предшествовавшие эпохи.
Каждому из рассматриваемых периодов в развитии стрэн Маг-риба свойственны трансформации в этнокультурной сфере, характеризуемые прежде всего качественными изменениями в системе этно-культур региона, в частности, кризисности отношений ее составляющих.
В первый период (вторая половина второго десятилетия XX в. - 40-е гг.) кризисность распространялась в первую очередь, на взаимоотношения магрибских и западноевропейских (французской, итальянской и испанской) культур. Имелись элементы кризисности во взаимоотношениях арабской и берберской культур, а также местных культур и турецкой культуры. Это был период противоречивого этнокультурного развития с тенденцией к стабилизации отношений коренных этнокультур при нарастании кризиса влияния на них западноевропейской культуры и кризиса европейских этнокультур региона.
50-60-е гг. были периодом апогея кризиса взаимоотношений местных и западноевропейской культуры, когда силы национального освобождения Магриба добились прекращения западноевропейского колониального господства, и периодом стабилизации связей коренных этнокультур. Однако, уже в 60-е гг. началось нарастание противоречий между местными этнокультурами (кроме зоны Испанской (Западной) Сахары).
В 70-80-е гг. наблюдалось нарастание кризисности взаимоотношений местных этнокультур, преимущественно арабской и бербер-
ской. В 70-е гг. этот процесс, к тому же, сопровождался цель-нейшим ослаблением влияния западноевропейской культуры в регионе, что было вызвано усилением политики арабизации. Но именно тогда вновь обострилась проблема противостояния: арабская культура - западноевропейская культура. Этому содействовала разгоравшаяся идеологическая борьба по вопросу о роли западноевропей ской и арабской культур в регионе. Острая дискуссия о культурно исторической принадлежности Махриба затронуле весь арабский и исламский мир. Активизировались сторонники западной культуры. Это' были в основном бероеры. Они содействовали в ЬО-е гг. начал нового роста западноевропейского влияния в региона. Это, по нашему мнение, означало начало нового качественного изменения кул
турной ситуации в Магрибе. «
Два главных обстоятельства содействовали этому изменении: ослабление политики арабизма и развитие берберизма. Заметный ущерб курсу арабизма причинили практика создания общества социалистической ориентации без достаточного учета местной специфики (в Алжире) и исламский фундаментализм. Развитие берберизма, I проявление большей обособленности представителями негроидных этносов в Мавритании, противоречия между сторонниками присоеди-- нения Западной Сахары к Марокко и его противниками связаны, по-видимому, с повышенным проявлением этничности в разных регионах мира, характерным для последних десятилетий.
Рубеж 90-х гг. стал началом периода очередного качественного изменения этнокультурной ситуации в регионе.
Создалось своеобразное положение, когда берберские политические силы стали в определенной мере опираться на западные державы в интересах усиления своих устремлений к независимому развитию. Это - потенциальная угроза целостности арабского мира и, одновременно, безопасности на северо-западе Африки. Возможный
путь недопущения роста такой тенденции - уравнивание положения этнокультур. В известной мере этому способствуют теоретические разработки М.Каддафи, изложенные в его "Третьей всемирной теории".
Что касается бывших метрополий, то они в свой современный курс в отношении Магриба внесли больше праг{^(р5зма и гибкости, отказавшись от откровенного неоколониализма. Однако его элементы присутствуют в культурной политике, проводимой бывшими метрополиями, использующими этнокультурные противоречия в регионе.
В целом же, к рубежу 90-х гг. страны Магриба, в силу уни- • кальности своего этнокультурного положения, содействовали развитию более равноправного диалога в рамках отношений Север-Юг, выступив в качестве одного из уравновешивающих центров в системах Север-Юг и Юг-Юг. Правда, возможное в дальнейшем ослабление позиций арабской культуры в регионе может изменить эту роль Магриба. Но, по-видимому, к таким же результатам может привести и ослабление позиций других етнокультур.