автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Комовская, Елена Витальевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Брянск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева"

005532218

На правах рукописи

Комовская Елена Витальевна

ЖАНР СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ЗИНОВЬЕВА

Специальность 10.01.01 Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 2 АВГ 2013

Орел-2013

005532218

Диссертация выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и журналистики ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

кафедры русской, зарубежной литературы и журналистики ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Шаравин Андрей Владимирович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

ФГНУ «Институт содержания и методов обучения» Российской академии образования Ланин Борис Александрович

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX-XXI вв. и истории зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Драгунова Юлия Альбертовна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени

A.M. Горького»

Защита диссертации состоится «13» сентября 2013 в 16.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.183.02 при ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 41.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловского государственного университета по адресу: 302026, г. Орел, ул. Комсомольская, д. 95

Автореферат разослан « 'fj, » августа 2013 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент

А.А. Бельская

Общая характеристика работы

Романистика A.A. Зиновьева в последнее десятилетие довольно активно изучается в России. Обостренный интерес к его творчеству отражают сборники «Зиновьевские чтения» (2008 -МГУ; 2009, 2010, 2011, 2012 - Кострома) и ежеквартальный журнал «Зиновьев - исключительный журнал», выпускаемый с 2007 года и др.

Русская критика, начиная с конца 90-х - начала 2000-х гг., в лице A.A. Гусейнова, Б.А. Ланина, В. Большакова, Е. Пономарева, В.А. Лукова, Д. Юрьева, А. Фурсова, Л. Грекова наметила основные перспективы научного изучения романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» A.A. Зиновьева. В данный период появились многочисленные рецензии, обстоятельные разборы романов A.A. Зиновьева в ведущих журналах, выпущен отдельный сборник «Феномен Зиновьева» (2002), в который вошли статьи, дающие представление о различных сторонах многогранного творчества писателя, и все же на данный момент отдельных монографий, рассматривающих литературный аспект таланта А. А. Зиновьева, нет (имеются монографии по А. А. Зиновьеву, анализирующие его философский, социологический, политический вклад в науку).

Одним из первых среди российских литературоведов к творческому наследию А. Зиновьева обратился Б. А. Ланин. В докторской диссертации «Русская литературная антиутопия XX века» (1993) ученый анализирует жанр романов «Зияющие высоты» и «Катастройка» как антиутопический. Б.А. Ланин рассматривает жанровые процессы в указанных произведениях через категории «псевдокарнавала» и «мениппейная традиция». Это позволило литературоведу исследовать проблему жанра антиутопии в генетическом аспекте.

В работе «Проза русской эмиграции» (третья волна) Б.А. Ланина творчество А. Зиновьева анализируется в отдельной главе. Исследователь выделяет и подробно рассматривает основные мотивы, особенности изображения персонажей, жанровые признаки, художественные особенности романов и повестей автора антиутопии «Зияющие высоты».

Первый роман A.A. Зиновьева «Зияющие высоты» проанализирован в статье, опубликованной в журнале «Новый мир», Д. Юрьева «Сияющая бездна». В ней дан краткий экскурс в биографию писателя, акцент сделан на феномене Зиновьева, который в любых обстоятельствах и ситуациях оставался человеком с личной программой, неким суверенным государством, противостоящим мерзостям жизни. Сопоставлено творчество Солженицына и А. А. Зиновьева, на основе чего сделан вывод, что если первый описывает ужас лагерей и тюрем, то второй концентрирует внимание на ужасе бытовой повседневности. Художественный мир романа «Зияющие высоты» рассматривается критиком как балансирующий между «коммунальностью» и «антикоммунальностью», или общественным и индивидуально личным. В статье отмечаются реальные события, послужившие художественным материалом к социальным явлениям, описанным в романе, перечислены прототипы героев.

Позже в 2000 году А. Фурсов в статье «Великий вопрекист» опишет хрс

нотоп и специфику Ибанска и ибанцев, наметит в романе «Зияющие высоты

традиции, ведущие свое начало от произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и Дж. Свифта. Все творчество писателя исследователь назовет «русским экспериментом в одном лице», так как «... совокупность текстов, созданных A.A. Зиновьевым, ... образует интегрированный, хотя и не лишенный противоречий, идейный комплекс»1.

Статья JI. Суханека «Метафора системы (о романе «Зияющие высоты» Александра Зиновьева)» (2004) анализирует сюжетную организацию романа, принципы композиционного и фабульного построения. В статье акцентировано внимание на антропологической концепции A.A. Зиновьева, отсылающей к теориям Гоббса и Маркса. Автором проанализирована функция социальных законов с точки зрения их влияния на социум, раскрывается понятие ибанизма как системы. JI. Суханек выделяет различные типы в художественном пространстве романа, ряд из них соотнесен с конкретными историческими лицами. Особое внимание в статье уделяется роли диалога в художественном пространстве романа «Зияющие высоты».

Роман «Гомо советикус» впервые проанализирован в России в статье «Homo postsoveticus» Е. Пономаревым («Звезда», 1999). Исследователь отмечает, что Зиновьев «...пишет литературу особого рода - социологические романы...»2 Е. Пономарев первым обозначил роль человека в художественном пространстве романов A.A. Зиновьева — исполнять «совокупность социальных функций»3, что объясняет специфику романов, в которых социальный статус более значим, нежели внутренний мир человека. Основной акцент в статье Е. Пономарева сделан на типологическом обезличивании человека в произведениях A.A. Зиновьева.

В 2000- х гг. в свет вышла обстоятельная рецензия JI. Грекова на роман «Глобальный человейник». В ней сопоставлены две модели социальной организации (западная и советская), а жанр романа определен как «футурологическая повесть, относящаяся к категории социальных романов»4. Дана краткая характеристика важнейших образов романа «Глобальный человейник».

Интересна в плане осмысления данного романа и статья В.А. Лукова «Зиновьев и жанр социологического романа». В ней убедительно доказана автобиографичность главного героя романа Ала (через сопоставление имени и биографии персонажа с A.A. Зиновьевым). Это позволяет В.А. Лукову сделать вывод, что самые заветные личные мысли автор вкладывает в уста данного героя. Кроме того, в статье отмечено, что «к рутине будничной жизни Зиновьев подходит не как автор утопии или антиутопии, а как создатель социологического романа»5.

Следовательно, с 2000-х гг. в России предпринимаются первые попытки осмыслить творчество A.A. Зиновьева не только как логика, социолога и философа, но как писателя-романиста. К названным работам можно добавить обстоятельную работу A.A. Гусейнова «Учение о житии Александра Зиновьева», в

'Большаков В. Государство из одного человека. В кн.: Феномен . Зиновьева./Сост. А.А. Гусейнов,

О.М. Зиновьева, К.М. Кантор.М., 2002 С.40.

'Пономарев Е. Homo postsoveticus.// Звезда. 1999.№7.С. 191.

'Там же. С. 197.

4Греков Л. Глобальный человейник как «зияющие высоты» заладкшма. В кн. Глобальный человейник. М., 2006, С. 6.

5Луков В. А. Зиновьев и жанр социологического романа: Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции. М., 2007.С. 117.

которой исследователь впервые в литературоведении анализирует важный для понимания авторского миропонимания концепт — «зиновьйоги». Академик вводит специфическое для A.A. Зиновьева осознание Бога — Человека — Мира, анализирует столкновение в художественном пространстве текстов исследуемого нами писателя «садодарвинистическую» и «зиновьйожскую» стихии.

Интересны в плане осознания авторского миропонимания и миросозерцания статьи K.M. Кантора «Сияющая высоты словесности» и «Мистерия - Буфф Александра Зиновьева», помогающие осознать форму и специфику романов.

Зарубежная критика начала писать о A.A. Зиновьеве сразу же после выхода первого романа «Зияющие высоты» (1976). Среди наиболее значимых зарубежных работ можно отметить статью М.С. Пуинг «Художественные средства на службе авторской идеи. На материале произведения А. Зиновьева «Зияющие высоты»» (1990); К. Сапгир «В фокусе вогнутого зеркала» (1983); Р. Роше «О специфике цивилизации A.A. Зиновьева» (1982); В. Бетаки «Между лозунгом и мусорщицей» (1986) Hanson Ph., M. «Alexander Zinoviev as Writer and Thinker» (1988), Модесто П. «Александр Зиновьев. «Зияющие высоты» (1977) Millan Мс. «A. Zinovievs fiction in the context of unofficial Russian prose of the 1970s» (1988) Krikwood M. «The novel approach of A.A. Ziniviev» (1990) и др.

В журнале «Современная русская проза» (1982) в Нью-Йорке вышла статья П. Вайля, А. Гениса «Заговор против чувств», в которой творчество A.A. Зиновьева рассмотрено в рамках мениппейной литературы, а, следовательно для автора важно ответить на вопрос: не как живет человек, а для чего, в этом и заключается, по мнению исследователей, «революционный шаг A.A. Зиновьева в современной литературе»1, а все его произведения образуют в жанровом и тематическом отношении единую «зиновландию».

Признавая силу таланта A.A. Зиновьева как романиста, осознавая специфику его художественного метода и глубину миропонимания, литературоведы и критики (российские и зарубежные) только намечают пути исследования произведений писателя как произведений, соединяющих научные и художественные методы, искусство и социологию. Проблема жанровой идентификации романов не стала самостоятельным предметом изучения исследователей, а указание на жанровые признаки лишь эпизодически представлено в критических и литературоведческих работах.

Гибкость и подвижность романной формы и обостренный интерес к социологии как развивающейся науке в 70-80-е гг. подготовили необходимую, на наш взгляд, почву для развития новой жанровой разновидности романа — социологического романа. Изучение жанровых разновидностей подразумевает анализ 3-4-х моделей данной формы у различных авторов. Однако уникальность творческой практики А. А. Зиновьева (А. И. Фурсов определил его метод как «уникальный русский эксперимент»2) определила особый методологический подход в нашей работе к изучению специфики-исследуемого нами жанра. Так, в работе проведен сопоставительный анализ четырех романов А. А. Зиновьева

]Вайль П., Генис А. Заговор против чувств. В кн.:Феномен Зиновьева. Указ.соч.С. 143.

2Фурсов А. И. Вст. статья. В кн.: Феномен Зиновьева. Указ. соч. С.40.

«Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», «Иди на Голгофу», что позволяет выявить общую для них жанровую модель.

На основе анализа романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», интегрирующихся в единый цикл, нами предпринята попытка исследовать новую жанровую модель - социологический роман. Специфика данной формы выявляется, на наш взгляд, во-первых, в контексте научно-художественной прозы, а, во-вторых, в результате сравнения и сопоставления указанной романной разновидности с социальными, философскими и этологи-ческими романами.

Доминирование научно-художественной прозы, которая, по мнению Л.П. Кременцова,«... в XX веке получила свое второе рождение»1 подготовило, на наш взгляд, развитие социологического романа как самостоятельной жанровой категории. В «Краткой литературной энциклопедии» под научно-художественной литературой понимается «... особый род художественной литературы, рассказывающий о науке и научных исканиях...»2. Ее отличает свой специфический объект изображения, собственная жанровая природа и поэтика, отличная от художественной литературы. Объектом изображения в научно-художественной прозе является, по JI. П. Кременцову, научный поиск, при этом автор «... не летописец науки, он её поэт...»3, отсюда специфический подход к изображению человека, компоновке сюжетного материала. Форма же подобной литературы, как считает исследователь, определяется её близостью к логике научного мышления отдельных дисциплин (философии, социологии, естествознания).

Однако, несмотря на то, что объектом изображения в социологической трилогии А. А. Зиновьева становится авторское переосмысление влияния социального закона на человека (что и составляет научное открытие художественных текстов исследуемого нами автора); а главным героем, как и в научно-художественной прозе, выступают научные изыскания и идеи, все же рассматривать произведения «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» в рамках научно-художественной прозы - это только первая грань проблемы. Вторая - видится нам в выявлении «зоны взаимодействия» романов А. А. Зиновьева с этологическими, социальными и философскими романами.

Проблема изучения романов A.A. Зиновьева в рамках научно-художественной прозы предполагает рассмотреть механизм сочетания художественных (литература) и научных (социология) законов. В текстах А. А. Зиновьева наблюдается принципиально новый подход к социологизации литературы. Исследуя работы В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева, он отходит от «вульгарной социологии» прошлого. Акцент делает на теории «внеисторизма» и «внепозитивизма», предложенной Т. В. Адорно, Л. Гольдманом. Однако A.A. Зиновьев уточняет концепцию и связывает проблему появления социологии литературы с возрастающим давлением на личность не конкретных общественных сил (отчуждения и овеществления), а объективного социального закона.

Актуальность предложенной темы обусловливается необходимостью мо-

'Кременцов Л. П. Теория литературы. Чтение как творчество: Учебное пособие. М., 2003. С.70.

2Краткая литературная энциклопедия.М.Д962-1978.Т.5. Стаб.145.

3Кременцов Л. П. Указ.соч.С.73.

нографического исследования жанровой модификации романа в творчестве

A. А. Зиновьева в контексте уже существующих художественных романных разновидностей. Исследователи творчества А. А. Зиновьева (А. А. Гусейнов, О. М. Зиновьева, К. М. Кантор, А. И. Фурсов) неоднократно отмечали недостаточную изученность наследия данного автора, полагая, что оставленные им работы по литературе, социологии, философии, логике «еще ждут своего исследователя»1.

В данной диссертации восполняется пробел современного литературоведения в осмыслении особенностей жанра, структуры и содержания социологической трилогии А. А. Зиновьева. На сегодняшний день нет исследований, раскрывающих художественную жанровую структуру трех романов A.A. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» как целостного эстетического явления.

Объектом исследования является жанровая модификация романа в творчестве A.A. Зиновьева, реализующаяся на уровне взаимодействия художественного и научного, концепции личности, сюжетно-композиционного построения.

В качестве основного материала используются романы A.A. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», образующие трилогию.

Предметом исследования следует считать закономерности, которые определяют особенности жанровой структуры исследуемой социологической трилогии A.A. Зиновьева.

Цель работы - исследовать модификацию жанровой формы в романах «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» A.A. Зиновьева.

Заявленная цель достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть жанровую модификацию социологического романа в контексте социального, этологического и философского форм романа;

2. Охарактеризовать авторский подход к социологизации литературы и его роль в формировании жанра социологического романа;

3. Выявить особенности концепции личности, реализованной в рамках новой романной разновидности;

4. Рассмотреть композиционную организацию текстов A.A. Зиновьева.

Методологической базой для исследования послужили диссертации,

монографии по жанру романа и коллективные труды: В. В. Агеносова «Советский философский роман»; М. М. Бахтина «Эпос и роман»; Б.А. Панина «Русская литературная антиутопия XX века»; Н. С. Лейтеса «Роман как художественная система»; Н. Т. Рымарь «Романное мышление и культура XX века»;

B. А. Пестерева « Модификация романной формы в прозе Запада второй половины XX века»; С.И. Пискуновой «Типология романа»; И. М. Поповой, JI. Е. Хворовой «Проблемы современной литературы»; сборники научных трудов: «Художественные ориентиры XX века»; «Аспекты теоретической поэтики» вып. 6; «Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVÜI-XX вв.» (Рук. автор, кол. М. П. Мудесити); В. Борщукова, 3. Османова «Методические пробле-

'фурсов А. И. Содержание, форма и жанр зиновьевских произведений как отражение русской реальности// Зи-новьевские чтения,- М., 2007. С.123.

мы изучения романа»; «Современный роман: опыт исследования» и др.

В диссертации были использованы наработки и идеи российских и зарубежных авторов, характеризующие процесс социологизации литературы в 7080-е гт. XX века. По социологии литературы исследованы статьи Ю. И. Суровцева В. Ковского, А. А. Гусейнова, К. М. Кантора, Н.И. Бухтеева и др.; сборники научных статей «Взаимодействие наук при изучении литературы»; «Современная литературная критика. Вопросы теории и методологии» (Под. ред. В. В. Ко-жинова, А. С. Мясникова, Я. Е. Эльсберга); «Литература и социология»: (Сост. В. Я. Контарович и Ю. Б. Кузьменко) и др.;

По творчеству A.A. Зиновьева изучены работы A.A. Гусейнова, Б.А. Ланина, Е. Пономарева, А. И. Фурсова, О. М. Зиновьевой, К. М. Кантора, П. Вайля, А. Гениса, В. Большакова, Г. Андреева, М. Геллера, В. Бетаки, Л. И. Грекова, В. А. Лукова, С. Юрьенена, X. Весселя, М. Зальцберга, О. Назарова, Н. Рубинштейна, Е.В.Катышевцевой, Л. Суханека, B.C. Степина, Ю. Солодухина, Е. Рачина, В. А. Лукина, Р. Лерта, М. Криквуда, И. М. Ильинского, Ч. К. Даргын-оола, В. Велицина, В Береловича и др.

Многочисленным публикациям исследователей присущ большой диапазон мнений при освещении специфики романа в творчестве A.A. Зиновьева. Однако, в целом литература об A.A. Зиновьеве преимущественно посвящена либо его биографии, либо семантической и идеологической наполненности его творчества. Преходящая острота данной проблематики заслонила более глубинные и устойчивые моменты его художественного сознания, в котором глубокая аналитичность и научность сочетается с необычной художественной компановкой и словесной игрой, что и обусловило модификацию как формы, так и «классических» образов. Все элементы романной структуры у А. А. Зиновьева глубоко своеобразны, и все они определяются тем новым художественным заданием, которое поставил перед автором XX век.

Теоретические и методические основы исследования. В работе применяются принципы сравнительного анализа художественных произведений в тесном взаимодействии с историко-литературным, сравнительно-типологическим, системно-структурным методами исследования.

Научная новизна исследования определяется тем, что данная диссертация представляет собой монографическую разработку теоретической модели жанра социологического романа: обосновывается рабочее определение, указываются классификационные признаки, отмечается специфика изображения личности и построения сюжетно-композиционной организации. Сам термин «социологический роман» введен А. А. Зиновьевым и неоднократно использовался в исследованиях его творчества К. М. Кантором, А. А. Гусейновым, В. А. Луковым. Однако не в одной из перечисленных работ нет определения и классификационных признаков данной жанровой формы, нет подробного анализа художественно-литературной специфики романов А. А. Зиновьева. Отсутствует сопоставительный анализ социологического романа с уже устоявшимися жанровыми формами. Анализ новой жанровой разновидности позволит выявить дополнительные направления развития литературы конца XX века. Автором определен комплекс социально-биографических и литературных причин, повлияв-

ших на развитие новой романной разновидности. В исследовании разработана типология жанра социологического романа, выявлены актуальные преобразования формы и содержания данной жанровой разновидности, проанализировано влияние указанного жанра на изображение «классических» образов.

Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке критериев жанровой идентификации социологического романа А. А. Зиновьева с учетом существующих в рамках современной научной парадигмы романных концепций: концепция личности, хронотоп, композиционно-сюжетная организация.

Положения, выносимые на защиту:

1. Неканоничность, гибкость романной формы и развитие научно-художественной прозы в XX веке, с одной стороны, и интерес к социологии как науке в 60-70-ые гг., с другой стороны, сформировали условия для появления новой романной разновидности - социологического романа;

2. Специфика социологического романа в описании приключений идей, «свиптальном» изображении действительности, взаимодействии художественного и социологического аспектов;

3. В социологической трилогии A.A. Зиновьева обнаруживаются художественные традиции Салтыкова-Щедрина, Дж. Свифта, что позволяет рассматривать данную трилогию в контексте культурно-исторически сложившейся художественной парадигмы;

4. Концепция личности в социологической трилогии A.A. Зиновьева представлена обобщенными типами героев, человечными образами, а также модификациями «классических» образов юродивого, праведника и человекобога;

5. Обилие сюжетных и внесюжетных линий, заглавия как семантическая свертка, хроникерский тип повествования с референтной и коммуникативной событийностью, наличие глав с подзаголовками-близнецами и лейтмотивами составляют специфику композиции романов А. А. Зиновьева.

Достоверность исследования подтверждаются анализом художественных текстов А. А. Зиновьева, а также выводами, сделанными в работах исследователей творчества автора романа «Зияющие высоты».

Практическая значимость: результаты исследования внедрены в учебный процесс на филологическом факультете Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Материалы работы использовались при проведении практических занятий по курсу истории русской литературы XX века, а также при чтении лекций в рамках специального курса по теории литературы. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы как в учебном процессе, так и при дальнейшем научном изучении творчества A.A. Зиновьева, жанра социологического романа и истории русской литературы XX-XXI вв.

Апробирование работы:

-международная заочная конференция «Современная филология» в апре- • ле 2011 года в г. Уфе;

-XII международная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы науки и образования» 23-24 апреля 2009 года в г. Новозыбкове;

-I международная научно-практическая конференция «Научные итоги 2011

года: достижения, проекты, гипотезы» 26 декабря 2011 года в г. Новосибирске.

По теме диссертации опубликовано 7 статей.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность и научная новизна заявленной темы, определяется степень её научной разработки в литературоведении. Представлен литературоведческий экскурс по проблеме социологизации литературы, имеющий непосредственное отношение к жанровой идентификации романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», формулируется цель и задачи исследования, описана методологическая база исследования, обоснована и определена теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Становление жанра социологического романа в творчестве А. А. Зиновьева» обосновываются предпосылки развития социологической формы романа, указываются собственно литературные и исторические причины, повлиявшие на формирование данной романной формы. Соотнесены разновидности социологического, социального и этологического романов, сопоставлены романы А. А. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» с «Историей одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и «Путешествием Гулливера» Дж. Свифта.

В §1 «Предпосылки развития жанра «социологического романа» выделены такие признаки романа, как гибкость, подвижность, неканоничность романной формы, способствующие появлению новых романных разновидностей. Анализируется работа М.М.Бахтина «Роман как литературоведческий жанр», в которой подчеркнуты четыре принципиальных признака неканоничности жанра романа: отсутствие общепризнанного, фиксированного шаблона; хронотоп романа нацелен на современную действительность; переосмыслен герой (он больше не предопределён своим положением или судьбой); синтез и переосмысление различных жанровых форм в рамках романной формы. Идеи М. М. Бахтина, В. А. Пестерева позволили сделать вывод о том, что одной из предпосылок, способствующей появлению формы социологического романа, можно считать неканоничность жанра романа вследствие его ризомно-сти, в результате чего художественный эксперимент в романе плодотворен.

Замечания М. Храпченко, Н. Беляевой о способности романа подвергаться трансформации под влиянием непостоянства его основы позволили выделить ещё одну предпосылку развития социологического романа - гибкость формы.

В параграфе сконцентрировано внимание на работах А. В. Михайлова, В. А. Пестерева, Н. Л. Лейдермана, А. М. Зверева, основным положением которых становится утверждение, что жанр романа разрушает границу между научным трактатом, философским сочинением, социологическим исследованием и литературой. Это позволяет выделить дополнительную предпосылку возникновения социологического романа - синтез науки и художественного слова.

В данном параграфе выделена ещё одна предпосылка к развитию социо-

логического романа в творчестве A.A. Зиновьева — это личные пристрастия писателя-социолога. Приступая к романному творчеству, A.A. Зиновьев имел уже большое количество работ по логике, социологии и социальной организации общества. Личное желание исследователя изложить полученные данные в доступной форме заставило его прибегнуть к гибкой и синтетичной жанровой форме романа, а способность романа синтезировать на собственной основе другие науки оформили разновидность социологического романа.

В данном параграфе анализируется материалы по социальному роману: исследования В. Г. Белинского, Е.З. Цыбенко, польских литературоведов (Лещика Дунина-Борковского и Антони Марцинковского) и попытавшегося систематизировать имеющийся материал В. А. Недзвецкого. Акцент сделан на исследование последнего по двум причинам. Во-первых, это самая современная работа по социальному роману на сегодняшний день, во-вторых, монография обладает принципиально значимыми для нас обобщениями.

В параграфе соотнесен социальный роман с социологическим. Сфокусировано внимание на центральном положении работы В. А. Недзвецкого о том, что роман улавливает отношения индивида с обществом через свою жанровую структуру, которая по внутренней необходимости переходит от одной типовой модификации к другой, на основе чего выделены черты, отличающие социологический роман от социального:

-герой социального романа формируется средой, показан в развитии, в то время как герой социологического романа представлен как обобщенный тип, противостоящий или мимикрирующий под официальные законы социума;

-события в социальном романе представлены через призму личностного восприятия, в то время как в социологическом они обобщены настолько, что имеют надличностный характер;

-хронотоп социологического романа охватывает пространство случайного скопления большого количества людей (очередь, ларек, пансион, свалка, МЦ), что придает описываемым событиям обобщенный характер, в то время как социальный роман сфокусирован на малых закрытых группах (семье, доме);

-ядро социального романа составляет усвоение и освоения индивидом социальных норм, под влиянием которых он и изменяется, в социологическом романе ядро представлено имманентными законами бытия, которые развиваются, изменяются, существуют независимо от индивида;

- различны методы построения художественной действительности: социологический роман использует принципы логического описания реалий, в то время как социальный прибегает к философскому осмыслению действительности.

В параграфе анализируются исследования М. М. Бахтина, Г. Н. Поспелова, Е. Скороспеловой, на основе чего сделан вывод, что социологический роман по своей природе близок к этологическому, также обозначены черты сходства указанных романных разновидностей:

-осмысление социально-нравственной структуры общества через ведущие институты социума;

-энциклопедичность;

-исследование изменений человека под влиянием различных социальных

программ.

Несмотря на явную близость социологического романа к этологическому в параграфе отмечается существенное отличие данных романных разновидностей. Если этологический роман скреплен приключением героя, то социологический - приключением идеи.

В параграфе обозначено основное направление анализа творчества A.A. Зиновьева : мы не стремимся разделить Зиновьева-писателя и Зиновьева-мыслителя. Нами предпринята попытка осознать специфические особенности его творчества не как пограничного между литературой и социологией, а синтезирующего обе указанные дисциплины гуманитарного цикла. Под влияние подобного слияния научных и художественных методов и возникает, на наш взгляд, новая романная разновидность, или социологический роман.

В § 2. «От теории социологии искусства к жанру социологического романа А. А. Зиновьева» характеризуются 70-80-е гг. как период активного увлечения социологией. Однако анализ работ А. Иезуитова «Социология и искусствознание», Л. И. Новожилова «Социология искусства», В. А. Корнева «Социальное бытие искусства», Ю. В. Петрова «Что такое социология искусства?», статей М. Ф. Овсянникова и В. Канторовича, Ю. И. Суровцева и др. подтверждает, что исследователи ссылаются на малоизученность указанной проблемы.

Особое внимание сконцентрировано на осмыслении работ по социологии литературы данного периода самим A.A. Зиновьевым. В параграфе обозначены следующие особенности социологического изучения литературы, отмеченные писателем:

- отсутствие независимой группы исследователей, не подчиняющихся и не сотрудничающих с официальной идеологией;

- перегиб как при исследовании негативных сторон капитализма, так и при описании позитивных сторон коммунизма.

В параграфе указаны школы и проанализированы подходы различных представителей социологического изучения литературы. Особое внимание уделено трудам Т. В. Адорно, Л. Гольдмана, которые связывали появление социологии литературы с возрастающим давлением неких общественных сил, а конкретнее - силы «отчуждения» и «овеществления».

В параграфе обозначена магистральная линия социологизации литературы, предложенная А. А. Зиновьевым, который, основываясь на работе Г. М. Фридлендера, уточнит концепцию Т. А. Адорно и Л. Гольдмана и свяжет появление социологии литературы с возрастающим давлением на личность не конкретных общественных сил (отчуждения и овеществления), а объективного социального закона.

В реферируемом исследовании анализируется предложенный вариант социологизации литературы А. А. Зиновьевым как преодолевающий, с одной стороны, «гегелевскую мистификацию» законов диалектики, а, с другой стороны, их «марксистскую вульгаризацию».

В параграфе указаны существенные признаки романов А. А. Зиновьева как текстов социологических по своей природе, но далеких от «вульгарной социологии»:

-в текстах отсутствует герой - идеолог;

-сатирически высмеяны методы эмпирических исследований как способ оболванивания масс;

-индивид в социологической трилогии осознается как бинарное существо, поддающееся действию объективного социального и биологического законов, в результате чего в единое целое сливается коммунальное (общественное) и антикоммунальное (личностное);

-в текстах А. А. Зиновьева описываются определенные социальные модели мироустройства, которые формируют людей определенного типа.

В параграфе обозначены две цивилизационные модели: коммунистическая и западническая. Для коммунистической модели свойственно: обилие людей-ноликов, задавленных страхом перед официальной идеологией, внутренне одиноких, но слитых в единый коллектив. Для западнической модели свойственно: обилие тех же людей-ноликов, проявляющих себя прежде всего в рыночной сфере, что приводит к подавлению личности денежными отношениями.

В §3. «Романы A.A. Зиновьева в контексте художественной традиции» анализируются традиции М. Е. Салтыкова-Щедрина, Дж. Свифта, художественно освоенные и усвоенные А. А. Зиновьевым.

Параграф посвящен обоснованию близости зиновьевской манеры изложения к щедринской:

-описание политических лиц в «Зияющих высотах» по сатирическому наполнению и образной манере напоминает описание градоначальников «Истории одного города»;

-изображение обезличенной, всего опасающейся массы у A.A. Зиновьева аналогично щедринскому, однако, если в «Зияющих высотах» безликая толпа призвана подчеркнуть ещё большую невыразительность управленцев, то в «Истории одного города» - это авторский прием, указывающий на всеобщую политическую наивность;

-схожесть принципов сюжетной организации, композиционного построения, условность хронологии, способа передачи событий (рассказ в рассказе);

- хронотоп Ибанска аналогичен хронотопу града Глупова;

-описание природы и её неподвластность человечеству у А. А. Зиновьева выполнено в духе Салтыкова-Щедрина;

- художественный мир А. А. Зиновьева напоминает собой художественный мир М. Е.Салтыкова-Щедрина: преобладание вторичной художественной реальности, свиптальность.

В параграфе приведены примеры, демонстрирующие сходство художественной манеры А. А. Зиновьева с манерой Дж. Свифта на уровне:

- общности приемов и методов при описании руководства, начальства;

- тематической близости в описании сферы образования; -обобщающей типизации;

Глава II «Концепция человека в социологической трилогии A.A. Зиновьева». Проанализированы концепции личности в русской литературе, основное внимание уделено работам Л. А. Колобаевой, Д. Затонского, А. Г. Бочарова, П. В. Палиевского, Н. Федюковой. Проанализирован художествен-

ный мир социологической трилогии A.A. Зиновьева как мир, «заселенный» социологическими типами и человечными героями, показано, в чем состоит специфика и смысловая нагрузка данных вариантов представления человека в творчестве изучаемого нами писателя.

В §1. «Специфика изображения человека в социологической трилогии» анализируется период 70-80-х гг., который М. А. Черняк и С. Д. Довлатов характеризуют как время расцвета психопатологической прозы, представляющей человека как носителя конкретных симптомов определенной социальной болезни. В параграфе цитируются слова вдовы писателя А. А. Зиновьева с целью доказать возможность рассмотрения книг её мужа в контексте подобной психопатологической прозы. Анализ работ П. В. Палиевского и А. М. Зверева позволяет говорить о том, что в творчестве А. А. Зиновьева психологизм заменяет пуантилизм, а герой оказывается некой пластичной, бесформенной, маловыразительной маской определенной социальной болезни.

В параграфе на основе сравнения представления о человеке «вульгарной социологией» прошлого и его изображения в произведениях А. А. Зиновьева сделан вывод о том, что при описании человека А. А. Зиновьев использует «...статистически-вероятностный, а не механически-однолинейный подход к личности»1.

Обозначена магистральная линия осмысления человека в романах A.A. Зиновьева: герой маловыразителен с точки зрения психологических и портретных характеристик, однако в авторском обобщении подобный художественный образ напоминает те социальные маски, которые люди хотя бы раз в жизни, но примеряли на себя.

В параграфе выявлены черты героев А. А. Зиновьева, которые представлены как определённые общественные типы, принадлежащие к различным государственным системам: советской (ибанцы), западной (гомососы, западоиды).

Рассматривается зиновьевский ответ на важнейший для него самого вопрос: какой путь должно избрать человечество? Обозначена магистральная линия его решения в творческом наследии писателя. А. А. Зиновьев далек как от гегелевской концепции абсолютной бедности человеческого духа перед законами бытия, так и марксистской (возвращение человека к самому себе как человеку общественному). Человек, по А. А. Зиновьеву, определяется двумя понятиями «можно» и «нужно», в результате чего он может быть аморальным настолько, насколько ему позволит социум, или моральным настолько, насколько он сам в себе разовьёт чувство эмпатии.

В §2 «Социологические типы в творческом наследии А. А. Зиновьева» анализируется понятие «тип» как литературоведческая категория и указывается специфика преломления данного понятия в творческом сознании писателя. Отмечен центральный признак героев-типов А. А. Зиновьева - преобладание социальных законов над психологией и над индивидуальным миром. Исходя из данного положения, в параграфе сделан вывод, что для художественного пространства романов А. А. Зиновьева свойственны «надындивидуальные» герои:

'Зиновьев А А. Состояние социальных исследований. В кн. Феномен Зиновьева. Указ. соч. С. 197.

или вечно пьянствующие от скуки и оболваненные системой ибанцы, всего боящиеся и ко всему приспосабливающиеся гомососы, или роботизированные сверхчеловеки.

Указаны общие отличительные особенности перечисленных типов: -имена заменены обобщенными наименованиями, расширяющимися до сверхсодержательных понятий;

-каждый социальный тип имеет собственную иерархию (гомосос -младший, старший, заслуженный асс; ибанцы - коммунальный и антикоммунальный герой; сверхлюди -наты и иски).

В параграфе дана характеристика каждого типа и его смысловая функциональная нагрузка. Типом ибанчан А. А. Зиновьев изображает человека расщепленного, несогласованного с самим собой, но не в силу глубины натуры, а исключительно в результате действия социального закона — идеологического запугивания. Для данного типа свойственно: -коллективное сознание; -глубокое одиночество; -постоянное ощущение скуки; -полная обезличенность;

-постоянная смена масок официальных и социальных. Типом гомососа А. А. Зиновьев представляет эмигранта, несущего все компоненты советской идеологии и живущего в условиях капиталистического государства. Для гомососа характерно: -иерархия по социальному статусу; -мимикрия;

-страх перед советской системой;

-психологическая и политическая гибкость и пластичность; -наднациональность;

Типом сверхчеловека А. А. Зиновьев представил возможный вариант человека общества будущего, вобравшего в себя черты как гомососа, так и ибан-ца, он своеобразный гибрид как капиталистических, так и коммунистических отношений. Для него свойственно: -одиночество;

-погоня за материальным благосостоянием; -подчинение законам общества; -роботизация;

-отсутствие привычных человеческих мыслей и переживаний. В параграфе через анализ ибанцев, гомососов, сверхлюдей осмысляются социальные законы и процессы, описанные A.A. Зиновьевым, дана специфическая характеристика государственных, цивилизационных и общественных закономерностей.

В §3. «Типология «человечных» героев в социологической трилогии» анализируется тип 'человечного героя, сделан вывод, что автор под данным типом понимает способность человека в трясине мерзостей сохранить моральные принципы и нормы и по возможности представлять и защищать их в личной программе.

Обозначено функциональное назначение типов, во-первых, показать, что

зло существует не само по себе, а как следствие нравственной успокоенности;

во-вторых, дать понять читателю, что преобразование мира может начаться с одиночек внутри социума, а не революционным путем;

в- третьих, человечные герои символизируют собой «знак аварии» всей человеческой организации.

В параграфе представлена типология человечных героев:

«Я» (образ творца, писателя эмигранта третьей волны);

Ала (образ героя, сохранившего человечность в «нечеловеческом» мире ГО);

Шизофреника (герой, восходящий к образам юродивых русской литературы);

Крикуна (герой, восходящий к образам праведников русской литературы);

Ивана Лаптева (образ человекобога);

В подпараграфе 3.1. «Я» как образ творца, писателя эмигранта третьей волны» характеризуется образ героя романа «Гомо советикус» как образ человечного героя -писателя интеллигента третьей волны эмиграции.

В подпараграфе описана двойственность его художественной функции -он повествует и дает анализ событий. «Я» обозначен как образ литератора в типичном эмигрантском окружении того времени, погруженном в рутину повседневности. Однако, оказавшись в «трясине» жизни, он сопротивляется ей.

Указаны отличительные свойства «Я», у которого нет никакой опоры извне, кроме опоры на свою художественную совесть, поэтому ему ничего другого не остается, как изучать гомососа в себе самом и собственными сочинениями бичевать мерзости жизни, что он и делает в «романе-отчете-трактате-доносе».

В подпараграфе анализируется узловой эпизод (лекция уткам) для понимания положения интеллигента в эмиграции третьей волны в контексте традиций немецкой, французской и русской культуры.

В подпараграфе 3.2. «Ал как «маска-лицо» в мире «личин-сверхнеловеков» будущего» анализируется тип человечного героя в условиях будущей цивилизации. В подпараграфе указывается функциональное назначение Ала в тексте - дать объективный анализ ГО (Глобальное общество) изнутри и оценить современную цивилизацию с позиции тысячелетней истории. Отмечены автобиографические черты героя:

- его имя ALAL-Z- 29-10-22 указывает на имя и дату рождения A.A. Зиновьева - 29 октября 1922 года;

-проблемы с защитой диссертации Алом очень схожи с теми, которые пережил А. А. Зиновьев;

-работа A.A. Зиновьева при Хрущеве очень напоминает положение Ала в МЦ;

В подпараграфе через сопоставление Ала с другими героями художественного пространства романа «Глобальный человейник» выделены признаки, отличающие его от сверхлюдей:

- он рожден как нат;

-имеет сократовскую голову;

-избыточный комфорт в МЦ только на первом этапе подчиняет его себе, но со временем он все чаще начинает задумываться о дружбе, любви, взаимоотношениях прошлых эпох;

-исследуя общество ГО, он чаще других задумывается об истине;

-это единственный герой в художественном пространстве, мечтающий перевернуть привычный ход вещей, имеющий личную программу преобразования мира, отраженную в дневнике.

Данные отличительные признаки Ала в подпараграфе характеризуют не только основную специфику человечных образов в творчестве А.А. Зиновьева, но и позволяют проследить возможную организацию общества будущего.

В подпараграфе 3. 3. «Образ Шизофреника, восходящий к образу юродивого русской литературы» сопоставляются два типа юродивых в русской литературе: древнерусские юродивые и юродивые XIX века, на основе чего сделаны следующие выводы:

-для образа юродивого в древнерусской литературе свойственно: внутренняя свобода при верности библейским заповедям, обязательный подвиг, как правило, выражающийся в умении «ругаться миру, Христа ради».

-юродивый в XIX веке — это уже не сакральная данность, а форма саморефлексии и миропонимания героя, позволяющая ему высказать личные убеждения.

Акцент в подпараграфе сделан на представлении юродивого литературой XX века и, конкретнее, творчеством А. А. Зиновьева, с этой целью указываются признаки сходства Шизофреника с каноническим образом юродивого:

-во-первых, он заимствует стремление «ругаться миру», вскрывать его язвы; -во-вторых, к «житейским благам он равнодушен»;

-в-третьих, одинок, правда, одиночество его продиктовано не религиозным аскетизмом, а социальными причинами.

Однако основное внимание в подпараграфе уделено социальной составляющей образа, отсюда внимание к эпизоду ухода жены, обвинившей его в неумении заработать минимум жизненных благ, к истории с друзьями, которые отвернулись, так как его идеи их напугали, слишком они расходились с официальными.

Указаны отличительные признаки зиновьевского юродивого от юродивых прошлых эпох, во-первых, основным оружием его становится не сарказм, а логика научных суждений, во-вторых, Шизофреник А. А. Зиновьева разыгрывает юродивого не ради религиозного Христа, но ради нового антикоммунального, основные заповеди учения которого А. А. Зиновьев изложил в «Зиновьйоге».

В подпараграфе анализируется семантическое наполнение именования Шизофреник, в результате чего сделан вывод о том, что в основе его «сумасшествия» не религиозная причина, как у героев древнерусской литературы, а социальная — он опасен для социума, так как своим преклонением перед правдой и истиной показывает остальным их аморальность.

В подпараграфе 3.4. «Образ Крикуна, восходящий к праведникам Н.С. Лескова» рассмотрен вариант человечного героя в духе лесковской традиции праведничества.

В подпараграфе внимание сконцентрировано на социологической составляющей образа. Во-первых, праведника А. А. Зиновьева ведет не провидение, а социальная ситуация 70-80-х гг., к которой ему приходится приспосабливаться с самого детства до последнего дня. Во-вторых, праведник А. А. Зиновьева религиозен, но религиозность его носит не церковный классический колорит, это некая его социальная программа, адаптированная к современной действитель-

ности. В-третьих, праведность героя заключается в том, что миру социальных законов не удается полностью подавить его праведную сущность (эпизоды в школе, у соседа). В-четвертых, аскетизм праведника А. А. Зиновьева обусловлен социальными законами. В- пятых, Крикун единственный обращается к Богу, однако его обращение извращено социальными законами.

В подпараграфе указаны и автобиографические черты образа Крикуна. Во-первых, аналогично A.A. Зиновьеву Крикун покидает родную деревню, чтобы учиться; во-вторых, Крикун тоже был в тюрьме, работал на Севере, скрывался; в-третьих, герой, как и сам автор, претерпевает лишения и гонения после выхода в свет его книги.

Социологическая и автобиографическая составляющая образа позволяют нам в подпараграфе сделать закономерный вывод о том, что образ праведника у A.A. Зиновьева выписан в целом в традициях Н.С. Лескова, однако при этом имеет специфические, свойственные только ему художественные черты.

В подпараграфе 3. 5. «Образ «человекобога» в социологической трилогии А. А. Зиновьева» на основе анализа работ Н. А. Бердяева, Р. Г. Назирова и Л. Д. Галинской сделан вывод о том, что образ Человекобога A.A. Зиновьева выписан в традициях Ф. М. Достоевского, поэтому в человеке больше относительного (земного), чем абсолютного (божественного), но он бесконечно устремлен к совершенству.

Акцент в подпараграфе сделан на концепции A.A. Гусейнова, который соотносит образ Ивана Лаптева с завершенным человеческим «Я», отсюда «социально правильный» человек, по А. А. Зиновьеву, проживает жизнь как своеобразный путь на Голгофу (то есть постоянно страдает и преодолевает отрицательное и низменное в себе через собственные страдания).

В подпараграфе на основе анализа исследовательских работ литературоведов, критиков и текстов А. А. Зиновьева выделена магистральная линия представления человекобога в творчестве исследуемого нами писателя: человекобог осознается не как религиозное существо, а как ищущий правды и понимания человек, который находит спасение не во времени, не в окружении, а в себе самом и в собственном внутреннем мире, впитавшем имманентные законы бытия, отказавшись полностью от садодарвинистической стихии.

В главе III «Композиционная струюура социологической трилогии A.A. Зиновьева» анализируется специфика архитектоники, функции и разновидности подзаголовков, особенности событийности и композиции. Указано семантико-функциональное значение названий романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» A.A. Зиновьева. Проанализирована специфика сюжетной организации исследуемых романов.

В §1. «Композиционные принципы организации социологической трилогии А. А. Зиновьева» анализ работ Н. Рубинштейна, Л. Суханека позволяет говорить об аморфной композиции социологической трилогии А. А. Зиновьева, состоящей из отдельных глав, в единое целое их скрепляют социологические идеи. Акцент сделан на магистральных для творчества А. А. Зиновьева идеях - социальной регенерации и деградации.

В параграфе указано, что в плане архитектоники для романов А. А. Зиновье-

ва свойственно обилие подзаголовков, которые выполняют как привычные функции (указывают на лицо; описывают хронотоп), так и специфические - «заголовки-близнецы» (гиперболизируют заявленную идею и связанные с ней проблемы), «заголовки-лейтмотивы» (сопровождают художественно значимого героя, в уста которого автор вкладывает основополагающие идеи социальной организации).

Акцент в параграфе сделан на двух ведущих концепциях архитектоники, предложенных В. И. Тюпой и Ю. М. Лотманом, исходя из которых для социологической трилогии А. А. Зиновьева свойственна хроникерская композиция. Референтная событийность представлена отдельными рассказами, трактатами героев, коммуникативная - «денотатами» и «семантическими квантами» (пить или не пить, иметь или не иметь, бить или не бить, быть или слыть).

На основе анализа работ по композиции Б. А. Успенского, В. Шкловского в каждом из романов A.A. Зиновьева можно выделить сложную спиралевидную композицию тезаурусного типа: сложная, так как в ней обилие идей, организующих художественное пространство; тезаурусная, потому что акцент сделан на идеях исключительно значимых для авторского миропонимания; спиралевидная - под влиянием цикличности, преодолевающей статичность описываемых явлений.

В §2. «Заглавие как структурный элемент композиции социологической трилогии А. А.Знновьева» внимание сконцентрировано на работах Е. Холодова, В. Береловича, В. Е. Катышевцевой, В. А. Лукова, которые анализируют в своих исследованиях семантическое значение названий романов.

В параграфе выделено полисемантическое и контекстуальное значение названий. По данному принципу заглавие «Гомо советикус», с одной стороны, проанализировано как отсылка к латинскому «Homo sapiens», с другой, как перифраз выступления Брежнева. Акцент при анализе заглавия в параграфе сделан также и на игровой составляющей букв Г и Н.

Анализ названия «Зияющие высоты» в параграфе основан на переводческих работах В. Береловича и закономерных языковых штампах советской эпохи. В контексте соответствующих культурно-исторических периодов данное название приобретает метафизическую и онтологическую глубину.

В параграфе проанализировано название «Глобальный человейник», во-первых, в связи со стихотворением О. Мандельштама «Я скажу тебе...», во-вторых, с точки зрения образования окказионализма по аналогии со словом «муравейник» и, в-третьих, в соотнесении с представлением концепта «муравей», «муравьиный» в творческом наследии Л. Н Толстого и Ф. М. Достоевского.

Функциональное значение заглавий обосновано, исходя из работ Гальперина Р. Н. Тюпы В. И., Саморуковой И. В., в результате выделены три основных назначения названий в романах A.A. Зиновьева: «предваряющие», «оценивающие», «концептирующие».

Названия романов A.A. Зиновьева рассмотрены в параграфе и как «семантическая свертка» всего текста. Аналйз романа «Глобальный человейник» приводит к закономерному выводу о пагубности будущей цивилизации, организованной по принципу муравейника. Проходящий рефреном подзаголовок «Сияющая бездна» в романе «Зияющие высоты» убеждает в призрачности

советских идеалов. Постоянное повторение подзаголовка «Гомосос» в романе «Гомо советикус» позволяет рассматривать название как семантическую свертку, сигнализирующую об основных пороках эмигрантов третьей волны.

В §3. «Особенности сюжетного построения романов, входящих в социологическую трилогию» обозначена магистральная мысль всего творчества А. А. Зиновьева - сюжет его романов составляет приключение идеи. Анализируются работы В. Вайля, А. Гениса, Л. Суханека, позволяющие утверждать, что в текстах А. А. Зиновьева всегда две и более сюжетных линии, которые в целом представляют собой сюжетный и внесюжетный план, причем внесюжетный реализуется как в авторских отступлениях, так и в интерьерных зарисовках, вставных рассказах, новеллах, снах.

В параграфе анализируются исследования А. Фурсова, В. Большакова, позволяющие говорить о способности романов А. А. Зиновьева организовываться в интегрированный цикл на основе:

-общности героя;

-преемственности тем и мотивов (тема будущего, переписывания истории, творчества; мотив одиночества, скуки);

-единого конфликта;

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы. На основании анализа художественных текстов А. А. Зиновьева и литературоведческого материала мы можем обосновано говорить о функционировании в историко-литературном процессе 70- х годов жанра социологического романа.

В ходе исследования нами доказано, что роман — одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений, а его комуникативность и открытость обнаружили новые связи литературы с обществом, настоящего с прошлым, выявили дополнительные возможности художественного познания окружающего мира. Сложившаяся ситуация и определила возможность образования и функционирования в конце XX века новых романных форм, в том числе и социологического романа.

В ходе исследования нами было установлено, что под социологическим романом следует понимать разновидность романа, относящегося к научно-художественному жанру, в основе которого приключения социологической идеи, определившей формирование человека и общества.

Классификационные признаки социологического романа как литературного жанра следующие:

1. Соединение художественного и социологического аспектов в рамках романного жанра;

2. Наличие «сверхсодержательного понятия» представленного образом (гомосос, ибанец, ибанизм, постчеловек) или конкретным учением (лаптизм), противостоянием стихий (садодарвинистической или зиновьйожской);

3. Присутствие в текстах «свиптальности» как «зеркала», отражающего общественные язвы;

4. Наличие всеобъемлющей социологической идеи, скрепляющей все повествование в единое полотно.

5. Маловыразительный с точки зрения психологического и антропологи-

ческого портрета герой, представленный как носитель основных социальных программ общества.

6. Модификация классических образов (юродивых, праведников) под влиянием новой художественной реальности.

7. Композиция (сложная, спиралевидная, тезаурусная) представляет собой повествование хроникерского типа, основанное на многочисленных сюжетных линиях и внесюжетных элементах.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

В изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Комовская, Е. В. Жанровое своеобразие социологической трилогии А. А. Зиновьева/ Е. В. Комовская// Вестник Брянского государственного университета.}^ (2010): История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 20Ю.-248с. С.79-85.;

2. Комовская, Е.В. Романы A.A. Зиновьева в контексте художественной парадигмы/Е.В. Комовская// Вестник Брянского государственного университе-та.№2(2) (2012): История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2012.-248с. С.105-110.

3. Комовская, Е. В. Социологический роман как самостоятельная жанровая категория/Е.В. Комовская// Известия Российского педагогического университета имени А.И. Герцена, № 132.Спб., 2011.-405С. С. 103-108.

4. Комовская, Е. В. Особенности изображения исторического политического деятеля — Хрущева в социологическом романе «Зияющие высоты» А. А. Зиновьева/ Е.В. Комовская// Молодой ученый. Ежемесячный журнал, №6 (17). Чита: Формат.,2010.-3 80с. С.197-200.

В других изданиях:

1. Комовская, Е.В. Поэтика заглавия как структурный элемент художественного мира A.A. Зиновьева/Е.В Комовская// Вестник Брянского государственного университета №2 (2009): История. Литературоведение. Право. Языкознание. Брянск: РИО БГУ, 2011.-376с.-С.105-110.

2. Комовская, Е.В. Шизофреник художественного романа A.A. Зиновьева «Зияющие высоты» как социологический «юродивый»/ Е.В. Комовская //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2010. №1(5) в 2-х ч. 4.IL- С.101-103.

3. Комовская, Е.В. Концепции эволюции формы романа /Е. В. Комовская// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. № 11 (54)С.-160-161.

Подписано в печать 05.08.2013 г. Формат 60x84/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. п.л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 8423

Отпечатано в ООО «Типография КАРАТ»

 

Текст диссертации на тему "Жанр социологического романа в творчестве А.А. Зиновьева"

ФГБОУ ВПО «БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

На правах рукописи

04201361365

КОМОВСКАЯ Елена Витальевна

ЖАНР СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСТВЕ

А.А. ЗИНОВЬЕВА

Специальность10.01.01. Русская литература диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.В. Шаравин

Брянск-2013

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Глава I. Становление жанра социологического романа в творчестве A.A. Зиновьева.................................................................................13

§1. Предпосылки развития жанра «социологического романа»..........................13

§2. От теории социологии искусства к жанру

социологического романа А. А. Зиновьева............................................................37

§3. Романы A.A. Зиновьева в контексте художественной традиции...................51

Глава II. Концепция человека в социологической

трилогии A.A. Зиновьева.......................................................................................64

§1. Специфика изображения человека в социологической трилогии.................64

§2.Социологические типы в творческом наследии A.A. Зиновьева....................73

§3.Типология «человечных» героев в социологической трилогии.....................84

3.1. «Я» как образ творца, писателя эмигранта третьей волны..................87

3.2. Ал как «маска-лицо» в мире «личин-сверхчеловеков» будущего.............93

3. 3. Образ Шизофреника, восходящий к образам

юродивых в русской литературе..................................................................... 100

3.4. Образ Крикуна, восходящий к образам праведников

в русской литературе...................................................................................... 107

3.5.Образ «человекобога» в социологической трилогии A.A. Зиновьева..... 115

Глава III. Композиция социологической трилогии......................................124

§ 1 .Композиционные принципы организации социологической трилогии.......124

§2.Заглавие как структурный элемент композиции

социологической трилогии А.А.Зиновьева..........................................................140

§3.Особенности сюжетного построения романов, входящих

в социологическую трилогию................................................................................ 148

Заключение.............................................................................................................167

Список литературы..............................................................................................173

Введение

Романистика A.A. Зиновьева в последнее десятилетие довольно активно изучается в России. Обостренный интерес к его творчеству отражают сборники «Зи-новьевские чтения» (2008 -МГУ; 2009, 2010, 2011, 2012 - Кострома) и ежеквартальный журнал «Зиновьев - исключительный журнал», выпускаемый с 2007 года и др.

Русская критика, начиная с конца 90-х - начала 2000-х гг., в лице A.A. Гусейнова, Б.А. Панина, В. Большакова, Е. Пономарева, В.А. Лукова, Д. Юрьева, А. Фурсова, JI. Грекова наметила основные перспективы научного изучения романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» А. А. Зиновьева. В данный период появились многочисленные рецензии, обстоятельные разборы романов A.A. Зиновьева в ведущих журналах. Выпущен отдельный сборник «Феномен Зиновьева» (2002), в который вошли статьи, дающие представление о различных сторонах многогранного творчества писателя. Все же на данный момент отдельных монографий, рассматривающих литературный аспект таланта А. А. Зиновьева, нет (имеются монографии по А. А. Зиновьеву, анализирующие его философский, социологический, политический вклад в науку).

Одним из первых среди российских литературоведов к творческому наследию А. Зиновьева обратился Б. А. Ланин. В докторской диссертации «Русская литературная антиутопия XX века» (1993) ученый анализирует жанр романов «Зияющие высоты» и «Катастройка» как антиутопический. Б.А. Ланин рассматривает жанровые процессы в указанных произведениях через категории «псевдокарнавала» и «мениппейная традиция». Это позволило литературоведу исследовать проблему жанра антиутопии в генетическом аспекте.

В работе «Проза русской эмиграции» (третья волна) Б.А. Ланина творчество А. Зиновьева анализируется в отдельной главе. Исследователь выделяет и подробно рассматривает основные мотивы, особенности изображения персонажей, жанровые признаки, художественные особенности романов и повестей автора антиутопии «Зияющие высоты».

Первый роман A.A. Зиновьева «Зияющие высоты» проанализирован в журнале «Новый мир» в 1999 году в статье Д. Юрьева «Сияющая бездна». В ней дан краткий экскурс в биографию писателя, акцент сделан на феномене Зи-

новьева, который в любых обстоятельствах и ситуациях оставался человеком с личной программой, неким суверенным государством, противостоящим мерзостям жизни. Сопоставлено творчество Солженицына и А. А. Зиновьева, на основе чего сделан вывод, что если первый описывает ужас лагерей и тюрем, то второй концентрирует внимание на ужасе бытовой повседневности. Художественный мир романа «Зияющие высоты» рассматривается критиком как балансирующий между «коммунальностью» и «антикоммунальностью», или общественным и индивидуально личным. В статье отмечаются реальные события, послужившие художественным материалом к социальным явлениям, описанным в романе, перечислены прототипы героев.

Позже в «Литературной газете» в 2000 году А. Фурсов в статье «Великий вопрекист» опишет хронотоп и специфику Ибанска и ибанцев, наметит в романе «Зияющие высоты» традиции, ведущие свое начало от произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и Дж. Свифта. Все творчество писателя исследователь назовет «русским экспериментом в одном лице», так как «... совокупность текстов, созданных A.A. Зиновьевым, ... образует интегрированный, хотя и не лишенный противоречий, идейный комплекс»1.

Статья JI. Суханека «Метафора системы (о романе «Зияющие высоты» Александра Зиновьева)» (2004) анализирует сюжетную организацию романа, принципы композиционного и фабульного построения. В статье акцентировано внимание на антропологической концепции А. А. Зиновьева, отсылающей к теориям Гоббса и Маркса. Автором проанализирована функция социальных законов с точки зрения их влияния на социум, раскрывается понятие ибанизма как системы. JT. Суханек выделяет различные типы в художественном пространстве романа, ряд из них соотнесен с конкретными историческими лицами. Особое внимание в статье уделяется роли диалога в художественном пространстве романа «Зияющие высоты».

Роман «Гомо советикус» впервые проанализирован в России в статье «Homo postsoveticus» Е. Пономаревым («Звезда», 1999). Исследователь отмечает, что

'Большаков В. Государство из одного человека. В кн.: Феномен Зиновьева./Сост. A.A. Гусейнов, О.М. Зиновьева, K.M. Кантор.М., 2002 С.40.

Зиновьев «...пишет литературу особого рода - социологические романы...»1. Е. Пономарев первым обозначил роль человека в художественном пространстве романов A.A. Зиновьева - исполнять «совокупность социальных функций» , что объясняет специфику романов, в которых социальный статус более значим, нежели внутренний мир человека. Основной акцент в статье Е.Пономарева сделан на типологическом обезличивании человека в произведениях A.A. Зиновьева.

В 2000- х гг. в свет вышла обстоятельная рецензия JI. Грекова на роман «Глобальный человейник». В ней сопоставлены две модели социальной организации (западная и советская). Жанр романа определен как «футурологическая повесть, относящаяся к категории социальных романов»3. Дана краткая характеристика важнейших образов романа «Глобальный человейник».

Интересна в плане осмысления данного романа и статья В.А. Лукова «Зиновьев и жанр социологического романа». В ней убедительно доказана автобиографичность главного героя романа Ала (через сопоставление имени и биографии персонажа с Ä.A. Зиновьевым). Это позволяет В.А. Лукову сделать вывод, что самые заветные личные мысли автор вкладывает в уста данного героя. Кроме того, в статье отмечено, что «к рутине будничной жизни Зиновьев подходит не как автор утопии или антиутопии, а как создатель социологического романа»4.

Следовательно, с 2000-х гг. в России предпринимаются первые попытки осмыслить творчество A.A. Зиновьева не только как логика, социолога и философа, но как писателя-романиста. К названным работам можно добавить обстоятельную работу A.A. Гусейнова «Учение о житии Александра Зиновьева», в которой исследователь впервые в литературоведении анализирует важный для понимания авторского миропонимания концепт - «зиновьйоги». Академик вводит специфическое для A.A. Зиновьева осознание Бога - Человека - Мира, анализирует столкновение в художественном пространстве текстов исследуемого нами писателя «садо-

'Пономарев Е. Homo postsoveticus.// Звезда. 1999.№7.С. 191.

2Там же. С. 197.

3Греков Л. Глобальный человейник как «зияющие высоты» западнизма. В кн. Глобальный человейник. М., 2006, С. 6.

"Луков В. А. Зиновьев и жанр социологического романа: Зиновьевские чтения. Материалы I Международной научной конференции. М., 2007.С.117.

дарвинистическую» и «зиновьйожскую» стихии.

Интересны в плане осознания авторского миропонимания и миросозерцания статьи K.M. Кантора «Сияющая высоты словесности» и «Мистерия - Буфф Александра Зиновьева», помогающие осознать форму и специфику романов.

Зарубежная критика начала писать о A.A. Зиновьеве сразу же после выхода первого романа «Зияющие высоты» (1976). Среди наиболее значимых зарубежных работ можно отметить статью М.С. Пуинг «Художественные средства на службе авторской идеи. На материале произведения А. Зиновьева «Зияющие высоты»» (1990); К. Сапгир «В фокусе вогнутого зеркала» (1983); Р. Роше «О специфике цивилизации A.A. Зиновьева» (1982); В. Бетаки «Между лозунгом и мусорщицей» (1986) Hanson Ph., M. «Alexander Zinoviev as Writer and Thinker» (1988), Модесто П. «Александр Зиновьев. «Зияющие высоты» (1977) Millan Me. «A. Zinovievs fiction in the context of unofficial Russian prose of the 1970s» (1988) Krikwood M. «The novel approach of A.A. Ziniviev» (1990) и др.

В журнале «Современная русская проза» (1982) в Нью-Йорке вышла статья П. Вайля, А. Гениса «Заговор против чувств», в которой творчество A.A. Зиновьева рассмотрено в рамках мениппейной литературы. Следовательно, для автора важно ответить на вопрос: не как живет человек, а для чего, в этом и заключается, по мнению исследователей, «революционный шаг A.A. Зиновьева в современной литературе»1, а все его произведения образуют в жанровом и тематическом отношении единую «зиновландию».

Признавая силу таланта A.A. Зиновьева как романиста, осознавая специфику его художественного метода и глубину миропонимания, литературоведы и критики (российские и зарубежные) только намечают пути исследования произведений писателя как произведений, соединяющих научные и художественные методы, искусство и социологию. Проблема жанровой идентификации романов не стала самостоятельным предметом изучения исследователей, а указание на жанровые признаки лишь эпизодически представлено в критических и литературоведческих работах.

Гибкость и подвижность романной формы, и обостренный интерес к социологии как развивающейся науке в 70-80-е гг. подготовили необходимую, на

'Вайль П., Генис А. Заговор против чувств. В кн.:Феномен Зиновьева. Указ.соч.С. 143.

наш взгляд, почву для развития новой жанровой разновидности романа - социологического романа. Изучение жанровых разновидностей подразумевает анализ 3-4-х моделей данной формы у различных авторов. Однако уникальность творческой практики А. А. Зиновьева (А. И. Фурсов определил его метод как «уникальный русский эксперимент»1) определила особый методологический подход в нашей работе к изучению специфики исследуемого нами жанра. Так, в работе проведен сопоставительный анализ четырех романов А. А. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», «Иди на Голгофу», что позволяет выявить общую для них жанровую модель.

На основе анализа романов «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», интегрирующихся в единый цикл, нами предпринята попытка исследовать новую жанровую модель - социологический роман. Специфика данной формы выявляется, на наш взгляд, во-первых, в контексте научно-художественной прозы, а, во-вторых, в результате сравнения и сопоставления указанной романной разновидности с социальными, философскими и этологическими романами.

Доминирование научно-художественной прозы, которая, по мнению Л.П. Кременцова, «... в XX веке получила свое второе рождение»2 подготовило, на наш взгляд, развитие социологического романа как самостоятельной жанровой категории. В «Краткой литературной энциклопедии» под научно-художественной литературой понимается «... особый род художественной литературы, рассказывающий о науке и научных исканиях.. .»3.

Ее отличает свой специфический объект изображения, собственная жанровая природа и поэтика, отличная от художественной литературы. Объектом изображения в научно-художественной прозе является, по Л. П. Кременцову, научный поиск, при этом автор «... не летописец науки, он её поэт.. .»4, отсюда специфический подход к изображению человека, компоновке сюжетного материала. Форма же подобной литературы, как считает исследователь, определяется её близостью к логике научного мышления отдельных дисциплин (философии, социологии, естествознания).

'Фурсов А. И. Вст. статья. В кн.: Феномен Зиновьева. Указ. соч. С.40.

2Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество: Учебное пособие. М., 2003. С.70.

'Краткая литературная энциклопедия.М.,1962-1978.Т.5. Стлб.145.

4Кременцов Л.П. Указ.соч.С.73.

Однако, несмотря на то, что объектом изображения в социологической трилогии А. А. Зиновьева становится авторское переосмысление влияния социального закона на человека (что и составляет научное открытие художественных текстов исследуемого нами автора); а главным героем, как и в научно-художественной прозе, выступают научные изыскания и идеи, все же рассматривать произведения «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный че-ловейник» в рамках научно-художественной прозы - это только первая грань проблемы. Вторая - видится нам в выявлении «зоны взаимодействия» романов А. А. Зиновьева с этологическими, социальными и философскими романами.

Проблема изучения романов А. А. Зиновьева в рамках научно-художественной прозы предполагает рассмотреть механизм сочетания художественных (литература) и научных (социология) законов. В текстах А. А. Зиновьева наблюдается принципиально новый подход к социологизации литературы. Исследуя работы В. М. Фриче, В. Ф. Переверзева, он отходит от «вульгарной социологии» прошлого. Акцент делает на теории «внеисторизма» и «внепозити-визма», предложенной Т. В. Адорно, JI. Гольдманом. Однако A.A. Зиновьев уточняет концепцию и связывает проблему появления социологии литературы с возрастающим давлением на личность не конкретных общественных сил (отчуждения и овеществления), а объективного социального закона.

Актуальность предложенной темы обусловливается необходимостью монографического исследования жанровой модификации романа в творчестве А. А. Зиновьева в контексте уже существующих художественных романных разновидностей. Исследователи творчества А. А. Зиновьева (А. А. Гусейнов, О. М. Зиновьева, К. М. Кантор, А. И. Фурсов) неоднократно отмечали недостаточную изученность наследия данного автора, полагая, что оставленные им работы по литературе, социологии, философии, логике «еще ждут своего исследователя»1.

В данной диссертации восполняется пробел современного литературоведения в осмыслении особенностей жанра, структуры и содержания социологической трилогии А. А. Зиновьева. На сегодняшний день нет исследований, раскрывающих художест-

'фурсов А. И. Содержание, форма и жанр зиновьевских произведений как отражение русской реальности// Зи-новьевские чтения,- М., 2007. С. 123.

венную жанровую структуру трех романов A.A. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» как целостного эстетического явления.

Объектом исследования является жанровая модификация романа в творчестве A.A. Зиновьева, реализующаяся на уровне взаимодействия художественного и научного, концепции личности, сюжетно-композиционного построения.

В качестве основного материала используются романы A.A. Зиновьева «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник», образующие трилогию.

Предметом исследования следует считать закономерности, которые определяют особенности жанровой структуры исследуемой социологической трилогии A.A. Зиновьева.

Цель работы - исследовать модификацию жанровой формы в романах «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Глобальный человейник» A.A. Зиновьева.

Заявленная цель достигается решением следующих задач:

1. Рассмотреть жанровую модификацию социологического романа в контексте социального, этологического и философского форм романа;

2. Охарактеризовать авторский подход к социологизации литературы и его роль в формировании жанра социологического романа;

3. Выявить особенности концепции личности, реализованной в рамках новой р�