автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Л. Д. Зиновьева-Аннибал. Творческая эволюция

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Алёшина, Светлана Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Липецк
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Л. Д. Зиновьева-Аннибал. Творческая эволюция'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Алёшина, Светлана Владимировна

Введение

Глава I. Формирование личности JI. Д. Зиновьевой - Аннибал.

§ 1. Истоки характера

§ 2. Влияние демократических идей на первые литературные опыты (этюды "Два берега", "Неизбежное зло")

§ 3. Крушение жизненной схемы

Глава II. Творческое самоопределение JI. Д. Зиновьевой - Аннибал.

§ 1. Обретение "двуединства" в союзе с Вяч. Ивановым

§ 2. Попытка "разомкнуться" навстречу миру в раннем творчестве Л. Д. Зиновьевой - Аннибал ( драма "Кольца", критические эссе, лирические миниатюры.)

Глава III. Драма преодоления индивидуализма.

§ 1. "Диотима": пытка воплощения

§ 2. "Изживание" жизненной неудачи: повесть " Тридцать три урода"

§ 3. От трагедии "Тридцати трех уродов" к фарсу "Певучего осла"

§ 4. Сборники "Трагический зверинец", "Нет!": путь к "светлому свету" Заключение Библиография

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Алёшина, Светлана Владимировна

Рубеж XIX и XX столетий - сложное время в истории мировой, в том числе, русской литературы.

Один из известных деятелей той поры, Д. Мережковский, претендовавший на лидерство в среде модернистов, писал о "мучительной борьбе" и "глубоком контрасте" двух начал в культуре, завещанных человечеству XIX веком. С одной стороны, отмечал он, это был век "материалистический", "все отрицающий", позволивший людям вкусить от плода познания и возомнить себя равным богам; с другой - то была эпоха "еще небывалого научного и художественного мистицизма, неутолимой потребности новых религиозных идеалов, подготовительной работы еще неясного . но творческого движения" (94, с. 125).

И, хотя к началу следующего столетия в борьбе двух названных начал перевес явно стал принадлежать последнему ("Соловьев победил Чернышевского" (72, с.322) по выражению Бердяева), все же XX век наследует, говоря словами автора "Христа и Антихриста", "новое, еще небывалое сочетание веры и сомнения, научной критики и религиозного экстаза, творчества и разрушения" (94, с. 127).

Отсюда - своеобразная двойственность в поэтических, философских, даже религиозных исканиях людей наиболее образованного и одаренного культурного слоя. Н. Бердяев говорил о появлении в это время людей "двоящихся мыслей" (73, с. 142), к коим причислял того же Д. Мережковского, Вяч. Иванова и некоторых других (кстати говоря, этот список может быть продолжен и именем самого Н. Бердяева, бывшего одно время весьма заметной фигурой в символистских кругах).

Символизм, также возникший, в определенном отношении, как реакция "отрицания" на чрезмерно рационалистическое, позитивистски приземленное сознание второй половины XIX века, по замечанию Е. Ермиловой, с самого начала не хотел быть чисто литературным и умозрительно - философским течением, ограничиваясь постановкой исключительно литературных проблем, не хотел быть "только искусством", но прежде всего - мироощущением и умонастроением (78, с.7). Так, В. Ходасевич пишет о символизме как об особом "ордене", требовавшим от узкого круга "посвященных" полного подчинения не только взглядов, касающихся искусства, но самой жизни. Символисты сознательно пытались разорвать, "размыть" грань между творчеством и жизнью, слить их в единое целое. Парадоксально, но "дар писать" и "дар жить" (136, с.8) ценился в то время практически одинаково. Поэтому такие "художники" как, скажем, Модест Дурнов или Нина Петровская, "создающие "поэму" не в искусстве ., а в жизни" (136, с.8), довольно часто появлялись в то время.

Справедливо, хотя и едко, характеризуя специфику символического сознания, В. Ходасевич указывает и на главный "грех" символистов: в погоне за "саморазвитием" личности они стали неразборчиво относиться к самой цели такого развития; "горение", приветствовавшееся ими, могло совершаться и во имя Бога, и во имя Дьявола, требовалось лишь его "полнота" (136, с.9). "Эстетомания" переходила в своеобразную мистику (если не мистификацию) и легко соскальзывала в чертовщину" (92, с.536), -писал и С. Маковский.

Более того, желание постоянно и в жизни соответствовать своей очередной творческой идее заставляло людей этого круга постоянно перестраивать, "корректировать" свою жизнь, подгонять ее под придуманные ими же теории, а отсюда - стремление "к непрестанному актерству перед самим собой - к разыгрыванию собственной жизни как бы на театре жгучих импровизаций" (136, с.11). Возможно поэтому среди символистов так часты искореженные, сломанные или, по меньшей мере, "трудные" судьбы.

К таким трагическим "двоящимся" натурам в полной мере можно отнести и JI. Д. Зиновьеву - Аннибал, чья жизнь, с одной стороны, является типичной для многих людей символистского и "околосимволистского" кругов рубежа веков и поэтому поучительна для нас, пересекающих новый рубеж, с другой стороны - уникальна, как всякая жизнь творческого человека, писателя. Кроме того, ее судьба тесно переплетается с судьбой действительно выдающегося деятеля своего времени В. И. Иванова, поэта, филолога, философа, теоретика символизма, многие эстетические воззрения которого Л. Д. Зиновьева - Аннибал разделяла и пыталась реализовать в своем творчестве.

Исходя из сказанного, актуальность данной работы определяется необходимостью конкретизации, систематизации и расширения спектра изучения творческого наследия Л. Д. Зиновьевой - Аннибал как в плане ее индивидуального развития, так и во взаимосвязи с общими закономерностями экзистенции символизма.

До недавнего времени единственными источниками сведений об авторе "Колец" и "Тридцати трех уродов" были вступление к брюссельскому собранию сочинений В. И. Иванова О. Шор - Дешарт (156) и статья Т. Никольской, посвященная собственно Л. Д. Зиновьевой - Аннибал (182). В последнее время наблюдается повышение интереса к ее творческому наследию: были переизданы основные произведения, впервые опубликована полностью драма "Певучий осел", вышли отдельные исследования М. Михайловой (179), Н. Богомолова (150, 151). Но, если, к примеру, феномен личности Л. Д. Менделеевой, которая сыграла важную роль в жизни А. Блока, но сама по себе гораздо менее значима в истории русской литературы, изучен очень хорошо, то о Л. Д. Зиновьевой - Аннибал написано явно недостаточно. Не все факты ее жизни и творчества освещены, неправильно приводятся некоторые даты, в частности, дата ее рождения. (Во всех существующих исследованиях 1866 г. указывается как год рождения Л. Зиновьевой. Нами же установлено, что она родилась 6/19 октября 1865 г., чему есть документальное подтверждение в ее дневнике, где 6 октября 1885 г. записано, что ей исполняется в этот день 20 лет (66, л.24), и в дальнейшем отсчет лет Л. Д. Зиновьева производит именно от 1865 г.).

Малая изученность творчества Зиновьевой - Аннибал приводит к досадным неточностям в современных учебных пособиях и справочниках. Так, в методическом пособии для учителей "Серебряный век русской поэзии", вышедшем в 1996 г., Л. Д. Зиновьева - Аннибал названа "поэтессой" (166, с.86), что вряд ли допустимо, т.к. подавляющее большинство ее произведений написаны прозой.

Цель диссертации состоит в изучении и анализе художественного творчества Л. Зиновьевой - Аннибал. С учетом цели диссертации нами ставятся следующие задачи:

1) вскрыть особенности собственной творческой индивидуальности Зиновьевой - Аннибал, духовной эволюции ее личности;

2) углубить изучение такого сложного литературно-эстетического движения, каким являлся младосимволизм.

Научная новизна исследования. Работа является первым в отечественном литературоведении монографическим исследованием творчества Л. Д. Зиновьевой - Аннибал, подразумевающим теоретический и историко-литературный аспекты. Исследование опирается как на анализ опубликованных произведений, так и на неизданные архивные материалы.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды В. Асмус, В. Топорова, С. Аверинцева, 3. Минц, В. Сарычева, Е.

Ермиловой и др. В работе используются принципы целостного изучения художественного произведения в тесном взаимодействии с такими методами анализа, как структурно-типологический и сравнительно-исторический.

Практическая значимость работы заключается:

1) во включении в научный оборот творческого наследия JI. Д. Зиновьевой -Аннибал;

2) в исследовании такого сложного и неординарного течения, каким является русский символизм;

3) результаты научного анализа могут быть использованы при создании наиболее полного курса истории русской литературы, в вузовской учебной практике.

Апробация результатов. Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Липецкого государственного педагогического института. Результаты, полученные в ходе исследования, отражены в трех публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Л. Д. Зиновьева-Аннибал. Творческая эволюция"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы убедились, что Л. Д. Зиновьева - Аннибал прожила короткую, но очень непростую жизнь, целиком состоящую из противоречий и метаний - от "хождения в революцию" до абсолютного равнодушия к социальным вопросам, от поклонения Дионису до мучительных поисков Христа, от соблазна "своеволия" до полного самоотречения, от упоения чувственными наслаждениями до строгой аскезы. Однако ее искания подкупают своим бескорыстием - все стремления Л. Зиновьевой были направлены не на обретение счастья и благополучия для себя лично, но обращены к миру и людям. Всю жизнь она будет пытаться достичь совершенной любви - любви "без пристрастия", без собственнического инстинкта, любви в ее идеальной, очищенной сущности, открытой всему миру.

Творчество Зиновьевой - Аннибал неотделимо от ее жизни. Даже до встречи с Вяч. Ивановым и вступления в "орден" символизма, она уже стремилась сознательно строить, творить свою жизнь, и в этом смысле ее дальнейший приход в лагерь символистов был предопределен

Первой попыткой "отдачи себя миру" можно считать увлечение Л. Зиновьевой демократическими идеями, Надсоном и Чернышевским, что нашло отражение в ее ранних произведениях. С этим увлечением связана надежда попутно "устроить" и свою семью по законам рассудка, на основе дружбы и общих интересов. Естественно, этот эксперимент завершился провалом, повергшим JI. Зиновьеву в тяжелейший духовный и мировоззренческий кризис, выйти из которого она смогла только благодаря встрече с Вяч. Ивановым.

Чтобы быть рядом с этим человеком, JI. Д. Зиновьева - Аннибал пошла на преступление нравственного закона - отобрала В. И. Иванова у жены и ребенка, первый и единственный раз в жизни пойдя на поводу собственных интересов, но так никогда не сумев простить себе этот шаг - все дальнейшие попытки супругов разделить свою любовь с миром можно рассматривать и как "замаливание" их общего греха. Это отразилось уже в первом нашедшем отклик в критике произведении Зиновьевой - Аннибал - драме "Кольца", замысел которой, очевидно, состоял в том, чтобы показать пути преодоления "животной", "эгоистической" страсти, превращения ее в открытое соборное чувство новой, всеобщей любви, долженствующей стать основой для будущей вселенской гармонии. И автору кажется, что желаемая цель близка, драма заканчивается надеждой, несмотря на сомнительные методы преодоления "замкнутости" любви, предложенные в произведении: герои драмы хотят обрести "новую", "соборную" любовь через любовь чувственную, плотскую, да еще в ее гипертрофированном, нарушающем христианские заповеди варианте - любовные "треугольники" и даже "многоугольники" в пьесе становятся не тупиком любви, а спасением, обретением истинного чувства.

Следующим шагом на пути стремления не замыкаться в себе, "дарить" себя миру становятся ночные "бдения" на "башне" В. Иванова и JI. Зиновьевой - Аннибал. Не удовлетворяясь культурным и духовным единством, достигаемом на этих собраниях, супруги решают построить своеобразную "триаду" в любви, ввести в свои отношения третьего (С. Городецкого, М. Сабашникову), что должно было стать зародышем новой анархической общины будущего. Но воплотить в жизнь эту теорию оказалось непросто. JI. Д. Зиновьевой - Аннибал пришлось вести тяжелейшую борьбу с собой, с естественным для любого человека чувством ревности.И в новых произведениях появляются сомнения в верности ее замысла. В повести "Тридцать три урода" попытка "разорвать" счастливое уединение двух женщин (возможно, в пику вспыхнувшей у Вяч. Иванова "латентной гомосексуальности" по отношению к С. Городецкому его супруга делает темой своей новой книги лесбийские отношения) заканчивается трагически, а в драме "Певучий Осел" трагедия и вовсе переходит в фарс - здесь подвергаются осмеянию события на "башне" и сама идея построения любовной "триады".

Но не разрушительным ироничным смехом заканчивается творчество и сама жизнь JI. Д. Зиновьевой - Аннибал. Вместе с автобиографической героиней, девочкой Верой из последнего своего сборника "Трагический зверинец", пройдя сложный путь метаний и неверия, автор очищает душу и обретает себя, свою Веру - в финале книги вновь появляется свет надежды, как и в последнем, уже посмертно вышедшем сборнике рассказов "Нет!", отредактированном Вяч. Ивановым. И смерть JI. Д. Зиновьевой - Аннибал (она умерла, снова бросая вызов человеческому эгоизму, заразившись от больных скарлатиной детей, за которыми помогала ухаживать во время эпидемии) стала достойным завершением ее жизни. Мир, наконец, принял ее жертву, наградив смертью, достойной праведницы.

Однако принять ее исключительно как праведница JI. Зиновьева не смогла, даже на смертном одре продолжив вместе с Вяч. Ивановым разыгрывать длящийся уже годы спектакль, в который они превратили свою жизнь, - представление, балансирующее на грани мистерии и святотатства (120, 508).

Наблюдая в лице JI. Д. Зиновьевой - Аннибал яркую, сложную, противоречивую, нестандартную индивидуальность, несомненно, интересную и как писатель, деятель символизма, и как человек с типичной для рубежа веков и, одновременно, неординарной судьбой, мы вписываем еще одну страницу в историю такого уникального, специфически русского явления, как серебряный век.

 

Список научной литературыАлёшина, Светлана Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Художественные тексты

2. Белый А. Собр. соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990.

3. Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Гослитиздат, 1960 - 1963.

4. Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Правда, 1971.

5. Блок А.А. Незнакомка // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т2. - М.: Правда, 1971. - С. 158-160.

6. Державин Г.Р. Вельможа // Державин Г.Р. Сочинения. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1997. - С. 211-216.

7. Зиновьева Аннибал Л.Д. Тридцать три урода: Роман, рассказы, эссе, пьесы. - М.: Аграф, 1999. - 496 с.

8. Зиновьева Аннибал Л.Д. Кольца. - М.: Скорпион, 1904. - 319 с.

9. Зиновьева Аннибал Л.Д. Тени сна. Стих-я в прозе. - Автограф. - РО РГБ, ф. 386, к. 57, ед. хр. 8.

10. Зиновьева Аннибал Л.Д. Тридцать три урода. - СПб.: Оры, 1907 - 96 с. Ю.Зиновьева - Аннибал Л.Д. Трагический зверинец. Спб: Оры, 1907. -293 с.

11. П.Зиновьева Аннибал Л.Д. Нет! / Под ред. Вяч.Иванова. - Пб.: Акконост, 1918. - 109 с.

12. Зиновьева Аннибал Л.Д. Певучий осел (действие I) // Цветник "Ор". Кошница 1-я. - Спб.: Оры, 1907. - С. 122- 170.

13. В.Зиновьева Аннибал Л.Д. Два берега. - Автограф. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 14.

14. Зиновьева Аннибал Л.Д. Дно. В тоске темничной билась душа. -Автограф. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 11.

15. Зиновьев Аннибал Л.Д. И чу, причалил челн. - Автограф. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 15.

16. Иванов В.И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель.:Foyer Oriental Chretien, 1971-1987.

17. Иванов В.И. Прозрачность // Собр. соч.: В 4 т. Т1. - Брюссель.: Foyer Oriental Chretien, 1971.- С. 736-815.

18. Иванов В.И. Эрос // Собр. соч.: В 4 т. Т2. - Брюссель.: Foyer Oriental Chretien, 1974. - С. 361-382.

19. Мережковский Д.С. Собр. соч.: В 4 т. М.: Правда, 1990.

20. Толстой JI.H. Детство // Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. -Репринт, воспроизведение изд. 1928-1958 г.г. - Т1. - М.: Терра, 1992. -357 с.

21. Шварсалон Л.Д. Неизбежное зло // Северный вестник. 1889. - № 8. - С. 111-138.

22. Шекспир У. Сон в летнюю ночь // Шекспир У. Собр. соч.: В 2 т. Т2.: Комедии. - М.: Лексика, 1997. - С. 125-329.1.. Архивные материалы

23. Иванов В.И. Письма к Зиновьевой Аннибал Л.Д. - 1906. - РО РГБ, ф. 109, к. 10, ед.хр. 3.

24. Зиновьев Д.В. Письма к Зиновьевой Аннибал Л.Д. - 1874 - 1881, 1886 - 1896. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 13.

25. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьевой С.А. - 1870 - 1890-е, 1898. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 23.

26. Зиновьева С.А. Письма к Зиновьевой Аннибал Л.Д. - Нач. 1870-х -1879. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 24.

27. Зиновьева С.А. Письма к Зиновьевой Аннибал Л.Д. - 1891. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 26.

28. Зиновьева С.А. Письма к Зиновьевой Аннибал Л.Д. - 1894 - 1896, 1900. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 27.

29. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1894 - 1895, янв. -апр. - РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 34.

30. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1895, май-июнь. -РО РГБ, ф. 109, к. 21, ед.хр. 35.

31. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. -1895, июнь-дек. -РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 1.

32. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1896, янв.-июль. -РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 2.

33. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1897, - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 3.

34. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1896, июль-дек. -РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 4.

35. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1898, янв.-апр. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 5.

36. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1900. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 7.

37. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1901. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 8.

38. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1902, янв. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 9.

39. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1902, февр. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 10.

40. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Иванову В.И. - 1902, март-апр. -РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 11.

41. Зиновьева Аннибал Л. Д. Письмо к священнику, отцу Алексею. - 1886, окт. 25. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 14.

42. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Волошиной (урожд. Сабашниковой) М.В. - 1907. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 22.

43. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к Волошину М.А. - 1907, авг. 8. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 23.

44. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к Волошиным М.В. и М.А. - 1907, янв. 21. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 24.

45. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Гаген - Торну В.Э. - 1893. - РО РГБ, ф. 109, к. 22, ед.хр. 26.

46. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Городецкому С.М. - 1906, ноябрь. -РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 2.

47. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Замятниной М.М. - 1899 - 1900. -РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 6.

48. Зиновьева Аннибал Л. Д. Письма к Замятниной М.М. -1901, июнь-авг.- РО РГБ, ф. 109, к. 33, ед.хр. 9.

49. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Замятниной М.М. - 1907. - РО РГБ, ф. 109, к.23, ед.хр. 20.

50. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьевой С.А. - 1870-е - 1890-е, 1898. - РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 23.

51. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву А.Д. - 1886 - 1893, 1899.- РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 24.

52. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву Д.В. - 1870 - 1887. - РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 25.

53. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву Д.В. - 1888 - 1889. - РО РГБ, ф. 109, к. 23, ед.хр. 26.

54. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву Д.В. - 1890 - 1892. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 1.

55. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву Д.В. - 1893 - 1897. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 2.

56. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Зиновьеву Д.В. - 1898 - 1904. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 3.

57. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Минцловой А.Р. - 1907. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 11.

58. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Шварсалон В.К. - 1896, 1899 -1900. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 23.

59. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Шварсалону К.К. - 1896 - 1907. -РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 26.

60. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Шварсалону К.С. - 1886 - 1893. -РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 27.

61. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письма к Шварсалону С.К. - 1894 - 1907. -РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 28.

62. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к неустановленному лицу (Роберту Александровичу). - 1886. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 37.

63. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к неустановленному лицу (Эмилии) о сдаче экзаменов на Бестужевские курсы. - Кон. 1880-х. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 38.

64. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к неустановленному лицу личного характера. - Нач. 1890-х. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 39.

65. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо к неустановленному лицу личного характера. - 1893, мая 8. - РО РГБ, ф. 109, к. 24, ед.хр. 41.

66. Зиновьева Аннибал Л.Д. Дневник. - 1884 - 1894. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 4.

67. Зиновьева Аннибал Л.Д. Трудная задача. - 1880-е - 1890-е. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 13.

68. Зиновьева Аннибал Л.Д. Записи стихотворений. - 1886 - 1887. - РО РГБ, ф. 109, к. 41, ед.хр. 31.

69. Зиновьева Аннибал Л.Д. Письмо В.К.Шварсалон от 21 января 1907 // Литературное наследство: Александр Блок. Новые материалы и исследования - Т92. - К. 3. - С. 2691.I. Теоретические работы

70. Асмус В.Ф. Эстетика русского символизма // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. - С.531-609.

71. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -. 445 с.

72. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

73. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: ЗАО "Свары и К", 1997.541 с.

74. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 445 с.

75. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. -М.: Искусство, 1994.

76. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н.А. Собр. соч.: В 4 т. Т2. - Париж: Имка-Пресс, 1991. -. 452 с.

77. Богданов В.А. Самокритика символизма: Из истории проблемы соотношения идеи и образа // Контекст 1984. - Лит.-теор. исслед. - М.: Наука, 1986. - С. 164-194.

78. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. - 415 с.

79. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М.: Наука, 1989.- 176 с.

80. Зелинский В. А. Страна изгнания или земля обетованная: Забытый спор о культуре // Наше наследие. 1989. - № 3. - С. 132-134.

81. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Париж: Имка-Пресс, 1989.

82. Иванов В.И. Родное и вселенское.- М.: Республика, 1994.-428с.

83. Келдыш В.А. На рубеже художественных эпох: ( о русской литературе конца XIX начала XX века) // Вопросы литературы. - Вып. II, 1993. - С. 92-105.

84. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975. -280 с.

85. Ленчик Л.Е. О философских основах эстетики русского символизма // Науч. тр. Новосиб. пед. ин-та. 1969. - Т50. - Новосибирск: Вопр. философии. - Вып. 1. - С. 114-126.

86. Лосев А.Ф. Теория стиля у модернистов // Литературная учеба. 1988.- № 5. С. 153-160.

87. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.- 525 с.

88. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. М.: Книга, 1992.

89. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.

90. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1994.-959 с.

91. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс, 1990. -719 с.

92. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.

93. Маковский С.К. На Парнасе "Серебряного века" // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2-х т. Т2. - М.: Искусство, 1994. - С. 534-556.

94. Манторов Г.В. Философские основы русского символизма (К постановке вопроса) // Учен. зап. Моск. пед. ин-та им. В.И.Ленина. 1970. -№ 372. - С. 58-78.

95. Мережковский Д.С. Мистическое движение нашего века // Мережковский Д.С. Эстетика и критика: В 2-х т. Т1. - М.: Искусство; СПб.: Фолио, 1994. - С. 122-130.

96. Мережковский Д.С. Акрополь: Избр. лит. критич. ст. - М.: Кн. палата, 1991.-351 с.

97. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1965. - 623 с.

98. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры.: В 3-х т. М.: Прогресс, 1993.

99. Минц З.Г. Об эволюции русского символизма // Ученые записки ТГУ. -Вып. 735. Тарту: ТГУ, 1986. - С.7-24.

100. Михайловский Б.В. Из истории русского символизма (1900-е годы) // Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: МГУ, 1969. - С. 389-447.

101. Михайловский Б.В. Символизм // Русская литература конца XIX -начала XX в. (1901 1907). - М.: Наука, 1971. - С. 229-318.

102. Мокиевский П. А. Теория познания философов и дьявольский сплав символистов // Русское богатство. -1910. № 11. - Отд. II. - С. 112-120.

103. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм // Ницше Ф. Собр. соч.: В 2-х т. т1. - М.: Мысль, - 1990. - С. 47-157.

104. Ницше Ф. Собр. соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1990.

105. Платон. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990.

106. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. М.: Искусство, 1994.

107. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема "жизнетворчества". Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991. - 316 с.

108. Смирнов И.П. Трансформация символизма // Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977. - 203 с.

109. Соловьев B.C. Собр. соч.: В 10 т. Спб.: Т-во "Просвещение", 1896.

110. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2 т. Т2. - М.: Правда, - 1989. - 735 с.

111. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Культура, 1995. -624 с.

112. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой. СПб.: Алетейя, 1998. - 251 с. ПЗ.Чулков Г.И. О мистическом анархизме. Со вступительной статьей Вяч.Иванова "О неприятии мира" // Факелы. - СПб. 1906. - С. 5-79.

113. Шелогурова Г. И. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма // Из истории русского реализма конца XIX нач. XX в. / Под ред. А.Г.Соколова. - М.: МГУ, 1986. - С. 122-135.

114. Флоренский П.А. Столп и утверждении истины. М.: Правда, 1990. -839 с.

115. Флоровский Г.В. Пути русского богословия // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: В 2 т. Т2. - М.: Искусство, 1994. - С. 135-177.

116. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: В 2 т. Минск; М.: Алкиона - Присцелы, 1996.1.. Мемуарная литература

117. Белый А. Воспоминания: В 3 кн. М.: Худож. лит., 1990.

118. Белый А. Начало века // Воспоминания: В 3 кн. Кн. 2. - М.: Худож. лит., 1990. - 637 с.

119. Бердяев Н.А. Ивановские среды // Русская литература XX века / Под ред. С.А.Венгерова. ТЗ. - Кн.2. - М.: , 1921. - С. 97-100.

120. Волошин М.А. История моей души / Публ. В.П.Купченко // Искусство Ленинграда. 1989. - № 4. - С. 27-42

121. ГерцыкЕ.К. Воспоминания. Париж.: Имка - Пресс, 1973. - 193 с.

122. Городецкий С.М. Три поэта (В.Брюсов, Вяч.Иванов, К.Бальмонт) // Перевал. 1907. - №8-9.

123. Гюнтер И фон. Жизнь на восточном ветру // Наше наследие. 1990. -№ 6. - С. 58-67.

124. Добужинский М.В. Воспоминания. М.: Наука, 1976. - 477 с.

125. Зайцев Б.К. Далекое. М.: Сов. писатель, 1991. - 512 с.

126. Зайцев Б.К. Вяч.Иванов / Публ. и подг. текста Т.Ф.Прокопова // Знамя. 1989. - № Ю. - С. 195-199.

127. Иванов В.И. Автобиографические письма к С.А.Венгерову // Русская литература XX века / Под ред. С.А.Венгерова. ТЗ. - Кн. 8. - М.: Мир , 1921.-С. 81-96.

128. Иванов В.И. Дневник // Иванов В.И. Собр. соч.: В 4 т. Т2. -Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1974. - С. 744-807.

129. Иванова JI.B. Воспоминания: Книга об отце. М.: РИК "Культура", 1992. - 320 с.

130. Пяст В.А. Встречи. М.: Новое литературное обозрение, 1997. - 416 с.

131. Сабашникова М.В. Зеленая змея // Пер. М.Н.Жемчужниковой // Вестник новой литературы. 1990. - Вып. 2. - С. 150-214.

132. Серебряный век. Мемуары. М.: Известия, 1990. - 672 с.

133. Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. М.: Искусство, 1979. - 626 с.

134. Философов Д.В. Голубая весна // Философов Д.В. Старое и новое. -М.: Изд-во Сытина, 1912. С. 5-21.

135. Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М.: Сов. писатель: Агентство "Олимп", 1991. - 188 с.

136. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник // Владислав Ходасевич. -М.: Сов. писатель, 1991. 683 с.

137. Чулков Г.И. Годы странствий. Из книги воспоминаний. М.: Федерация, 1930. - 397 с.

138. Шестов Л. Вячеслав Великолепный. К характеристике русского упадничества // Русская мысль. 1916. - № 10. - Отд. II. - С. 80-110.

139. V. Научно методические работы

140. Аверинцев С.С. Вяч.Иванов. Край исконный мой и кровный . Вступительная статья // Дружба народов. 1987,-№7.-С. 161.

141. Аверинцев С.С. Поэзия Вячеслава Иванова // Вопросы литературы. -1975.-№8.-С. 145-192.

142. Альтман М.С. Разговоры с Вячеславом Ивановым / Сост. и подгот. текстов В.А.Дымшица и К.Д.Лаппо Данилевского. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. - 384 с.

143. Амфитеатров А.В. Записная книжка // Против течения. Пб.: Прометей, 1908. - С. 147-152.

144. Белый А. Зиновьева Аннибал. Тридцать три урода // Перевал. -1907,-№5. - С. 53.

145. Белькинд Е.А. Блок и Вячеслав Иванов // Ученые записки ТГУ. Блоковский сборник № 2 . Тарту: ТГУ, 1972. - С. 365-372.

146. Блок А.А. Ирония // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т5. - М.: Правда, 1971. - С. 269-273.

147. Блок А.А. Литературные итоги 1907 года // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т.-Т5.-М.: Правда, 1971.-С. 189-211.

148. Блок А.А. Письмо к В.Э.Мейерхольду от 22 декабря 1906 г. // Блок А.А. Собр. соч.: В 8 т. Т8. М.; Л.: Гослитиздат, 1962 - С. 170.

149. Блок А.А. Творчество Вячеслава Иванова // Блок А.А. Собр. соч.: В 6 т. -Т5. -М.: Правда, 1971. С. 5-16.

150. Богомолов Н.А. На грани быта и бытия // Театр. 1993. - № 5. - С. 159-162.

151. Богомолов Н.А. "Мы два грозой зажженные ствола". Эротика в русской поэзии // Литературное обозрение. -1991. - № 11. - С. 56-65.

152. Вергежский А. Лидия Дмитриевна Зиновьева Аннибал // Русское слово. - 1907. -№247.

153. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. - 848 с.

154. Городецкий С.М. Огонь за решеткой // Золотое руно. 1908. - № 3-4.

155. Г.Ч. (Чулков Г.) Л.Зиновьева Аннибал. Кольца // Новый путь. - 1905. - № 6. - С. 259.

156. Г.Ч. (Чулков Г.) Трагический зверинец // Товарищ. 1907. - № 269.

157. Дешарт О. Введение // Иванов В.И. Собр. соч.: В 4 т. Т1. -Брюссель.: Foyer Oriental Chretien, 1971. - С. 3-735.

158. Дешарт О. Примечания // Иванов В.И. Собр. соч.: В 4 т. Т2. -Брюссель.: Foyer Oriental Chretien, 1974. - С. 676-770, 808-828.

159. Зимина М.В. К вопросу об отношении искусства к действительности в эстетике русских символистов // Вестник МГУ. Философия. 1992. - № 2. -С. 21-29.

160. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: В.О. Агропромиздат, 1991.- 120 с.

161. Иванов В.И. Новые маски. Вступительная статья // Зиновьева -Аннибал Л.Д. Кольца. М.: Скорпион, 1904. - C.I-XIV.

162. Иванов В.И. Предисловие // Зиновьева Аннибал Л.Д. Нет! Рассказы. - Пб.: Акконост, 1918. - С. 3-7.

163. Иванов В.И. Предисловие к повести Л.Д.Зиновьевой Аннибал "Тридцать три урода" // Зиновьева - Аннибал Л.Д. Тридцать три урода: роман, рассказы, эссе, пьесы. - М.: Аграф, 1999. - С. 439-443.

164. Измайлов А.А. Пестрые знамена. Литературные портреты безвременья. М.: т-во Н.Д.Сытина, 1913. - 201 с.

165. Измайлов А.А. Помрачение божков и новые кумиры. М.: Изд-во Сытина, 1910. - 113 с.

166. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей. М.: Новая школа, 1996. - 192 с.

167. К.Л. Л.Зиновьева Аннибал. Трагический зверинец // Перевал. -1907. -№ 10. - С. 52.

168. Крайний А. (Гиппиус З.Н.). Братская могила // Весы. 1907,- № 7. - С. 57-65.

169. Красиков С.П. Легенды о цветах. М.: Информпечать, 1996. - 304 с.

170. Кузнецова О.А. Дискуссия о состоянии русского символизма в "Обществе ревнителей художественного слова" (Обсуждение доклада Вяч.Иванова) // Русская литература. 1990. - № 1. - С. 200-207.

171. Литературное наследство.: Валерий Брюсов. Т85. - М., 1976. - 852 с.

172. Литературное наследство: Александр Блок. Новые материалы и исследования Т92. - Кн. 3. - М.: Наука, 1982. - 860 с.

173. Луначарский А.В. Заметки философа. (Неприемлющие мира.) Образование. 1906. - № 8. - Отд. II. - С. 43-55.

174. Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы.: В 2 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1968. - 350 с.

175. Минц З.Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов // Ученые записки ТГУ. Вып. 459. - Тарту: ТГУ, 1979. - С. 76-120.

176. Минц З.Г., Блок и Вяч. Иванов // Ученые записки ТГУ. Вып. 604. -Тарту: ТГУ, 1982. - С. 97-111.

177. Миртов О. Зиновьева Аннибал. Кольца // Образование. - 1905. - № 8. - Отд. II. - С. 97.

178. Мифы в искусстве старом и новом. СПб.: Лениздат, 1993. - 285 с.

179. Михайлова М.В. Лидия Зиновьева Аннибал и Вячеслав Иванов: сотворчество жизни // Вячеслав Иванов: Материалы и исследования. - М.: Наследие, 1996. - С. 319-332.

180. Михайлова М.В. Страсти по Лидии. Предисловие // Зиновьева -Аннибал Л.Д. Тридцать три урода: Роман, рассказы, эссе, пьесы. М.: Аграф, 1999. - С. 5-24.

181. Молчанова Н.А. "Мифотворчество" в трактовке символистов // Творчество писателя и литературный процесс // Межвузовский сборник

182. Ивановского университета. Иваново: Изд-во Иванов, ун-та, 1981. - С. 205-216.

183. Мусатов В.В. "Вячеслав Великолепный": Жизнь и творчество Вячеслава Иванова // Литература в школе. 1998. - № 7. - С. 36-47.

184. Никольская Т.Л. Творческий путь Л.Д.Зиновьевой Аннибал // Ученые записки ТГУ. - Вып. 813. - Тарту: ТГУ, 1988. - С. 123-137.

185. Новополин Г.С. Порнографический элемент в русской литературе. -Пб.:Изд-во Сытина, 1909. 316 с.

186. Тарский К. Удивительная драма // Московские ведомости. 1904. - № 322.

187. Чеботаревская А. Н. Трагический зверинец. Рассказы. СПб., 1907. // Образование. - 1907. - № 7. - Отд. III. - С. 127-128.

188. Чулков Г. И. Памяти Л. Д. Зиновьевой Аннибал // Товарищ. - 1907. -№403.

189. Шмаков Г. Г. Блок и Кузмин // Блоковский сборник. Т. 2. - Тарту.: ТГУ, 1972.-С. 351 - 358.

190. Ю. А. (Айхенвальд Ю. И.) Л. Зиновьева Аннибал. Трагический зверинец. Рассказы. - СПб.: Оры, 1907. // Русская мысль. - 1907. - № 8. -Отд. II. - С. 147-148.

191. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л.: Лениздат, 1991. -220 с.