автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Корнев, Василий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова"

Российский университет дружбы народов

На правах рукописи

Корнев Василий Сергеевич

Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова

Специальность 10.01.01 - русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2004

Диссертация выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Карпов А.С.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Леонов Б.А., кандидат филологических наук, доцент Герасименко А. П.

Ведущая организация:

Волгоградский государственный университет

Защита состоится «_»_2004 года в 15 часов на заседании

диссертационного совета К.212.203.12 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436

С диссертацией можно ознакомится в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов.

Автореферат разослан_

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук,

доцент Базанова А.Е.

Имя Виктора Платоновича Некрасова (1911 - 1987) не принадлежит к числу широко известных. А между тем уже первое опубликованное им произведение повесть «В окопах Сталинграда» (1946) принесло ему громкую славу: к 1974 году, когда писатель был вынужден покинуть родину, она выдержала 120 изданий на 30 языках мира. В ней, как ясно станет позже, ярко обнаружились черты, вообще присущие писательской манере Некрасова и определяющие ее (и творчества писателя в целом) место в русской литературе. Здесь рассказывается о том, что прожито самим - автором - увидено, пережито, осмыслено им. Этот принцип сродни документализму. однако с той существенной поправкой, что это - документализм художественный: достоинства произведения обеспечиваются верностью не фактам, которые закреплены в бумагах, но - правде.

Первая повесть Некрасова после ее появления оценивалась критиками (С. Нагорным, Л. Субоцким, Б. Рюриковым, А. Макаровым) весьма сурово, но после присуждения ее автору в 1947 году Сталинской премии осуждения сменились похвалами. Однако воспевать героику советских будней Некрасов не собирался, и уже с середины 50-х годов написанное им подвергается (в статьях Б. Рюрикова, А. Тарасенкова, Г. Бровмана, А. Елкина) сокрушительной критике, а после вынужденной эмиграции писателя (1974) его имя вовсе не упоминается на родине и лишь во второй половине 80-х годов возвращается в отечественную литературу.

Однако и по сей день проза Некрасова не стала предметом серьезного литературоведческого исследования. В статьях И. Виноградова, В. Зубкова, Е. Колмановского, В. Кардина, А. Нинова, Г. Топера, Л. Лазарева, А. Марченко, Ю. Томашевского и др. написанному Некрасовым дается принципиально иная, нежели то было раньше, оценка. Но эти статьи принадлежат литературным критикам и не являются собственно научными, к тому же вне поля

¡•ОС НАЦИОНАЛЬНА* БИБЛИОТЕКА

оз •'.юЦустЦС

зрения их авторов остаются произведения, созданные писателем в эмиграции.

На всем протяжении своего творческого пути Некрасов неизменно стремился к созданию у читателя ощущения достоверности, доподлинности изображения, все решительнее предпочитая вымыслу рассказ о том, что действительно было, происходило с ним самим, освобождаясь от власти литературных условностей. Причины именно такого предпочтения, логику эволюции писателя можно понять, исследуя жанровую природу его произведений, его жанровую систему.

Обращение к прозе Некрасова в контексте современной литературы позволяет говорить о возрастающей подвижности форм и способов их объединения в рамках единого целого. Трансформация жанров - а стало быть, и жанровой системы в целом - вызывается разными причинами: у Некрасова - активизацией роли повествователя в тексте, стремлением к намеренному смещению границы, разделяющей повествователя и персонажей. Тема автора, его история становится важнейшим структурным элементом произведения, рассказ о себе как личности определяет содержание и тональность повествования, характер композиции, взаимодействие в тексте реального и вымышленного, специфику хронотопа и т.д. Автор всецело становится организатором текста, являясь носителем идеи и способов ее воплощения; его сознание является предметом изображения, в его (автора) образе совмещаются функции объекта и субъекта повествования. Именно авторская концепция, его мировосприятие ложится в основание художественной модели действительности, диктует принципы отбора материала.

Таким образом, обращение к процессам жанровой эволюции в творчестве Некрасова позволяет понять не только существенные особенности творческого развития писателя, но и важнейшие тенденции развития в современную эпоху жанровой системы в

русской прозе, причины появления в ней новых жанровых модификаций, обусловленных обновлением законов жанрообразования. Исходной причиной этих процессов является усиление власти автора над произведением, все более свободное его обращение с законами жанров. На роль организующего начала структуры текста выходит стремление к прямому контакту с читателем, в результате чего усложняется композиция, а стиль подчиняется более всего задаче речевого выражения личности автора.

Проза Некрасова уже служила предметом изучения в кандидатских диссертациях В.Г.Ялышко «Творчество Виктора Некрасова и пути развития «военной прозы» (Москва, 1995) и В.Ю.Скаковского «Проблематика и поэтика прозы В.П. Некрасова 1940 - начала 70-х годов» (Тверь, 1997). Как нетрудно убедиться, в сфере анализа здесь оказывается лишь написанное Некрасовым до вынужденной эмиграции, главной задачей становится осмысление места и роли писателя в развитии литературы об отечественной войне: о жанровой специфичности произведений писателя говорится вскользь, жанровое движение в его творчестве не исследуется вовсе и потому не получает сколько-нибудь полного объяснения логика его творческого развития.

Все это определяет как выбор темы диссертации, так пути, способы ее реализации.

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования в творчестве В.Некрасова процесса жанровой трансформации, являющейся- одной из характерных тенденций развития современной литературы, стремлением выявить закономерности этого процесса, его логику и результаты, убеждающие в том, что освобождение от жесткой власти жанровых канонов может выступать в качестве созидательной, а не деструктивной силы.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что процесс жанровой эволюции в прозе В. Некрасова еще не изучен, тогда как обращение в этой теме позволяет существенно пополнить и уточнить сложившиеся в отечественном литературоведении представления об особенностях современной жанровой системы, способах и типах жанровых трансформаций. Чрезвычайно важным представляется это потому, что жанр является одним из важнейших способов эстетического освоения действительности.

Материалом исследования является проза В. Некрасова; при обращении к ней хронологический и жанровый аспекты совмещаются, в результате чего получает объяснение как специфичность индивидуальных жанровых форм, так и причины обращения к ним.

Цель работы - выявить основные особенности жанровой' системы В. Некрасова во взаимодействии ее целостности и движения, развития, обусловленности этого динамичного целого как характером литературного процесса, так и индивидуальным складом дарования писателя

Этим обусловлены основные задачи работы

- определить жанровое своеобразие важнейших произведений писателя;

- выявить причины, вызвавшие в его творчестве поиск новых жанровых форм;

- охарактеризовать жанровую природу произведений, которые стали для В. Некрасова итоговыми;

- определить место произведений В Некрасова в современной жанровой системе.

Теоретико-методологической базой диссертации являются работы М М Бахтина, разработавшего концепцию жанра как воплощения исторической памяти, обеспечивающего единство и непрерывность литературного развития, Ю Н.Тынянова,

утверждавшего единство языка и литературы, которое обнаруживается в жанре, исследования разных аспектов проблемы жанра в работах С.Н.Бройтмана, Н.Н. Лейдермана, Л.В.Чернец, А.Я.Эсалнек и др. При анализе конкретных произведений были использованы работы современных литературоведов и критиков Г.А. Белой, А.Г.Бочарова, Л.Я.Гинзбург, Г.Н.Послелова, Л.И.Тимофеева и ДР-

Практическое значение. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении вузовских курсов лекций по истории русской литературы XX века, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, общий объем работы 170 страниц. Завершает работу библиографический список, включающий 286 наименований.

Содержание работы:

Во введении обосновывается выбор темы, степень ее изученности, мотивируется актуальность избранного аспекта исследования, определяются его цели, задачи, методология.

В первой главе «Жанровое своеобразие повести «В окопах Сталинграда» отмечается, что первое произведение было написано Некрасовым по личным впечатлениям, в основе его доверие к действительности, воспринимаемой не со стороны, отсюда - естественность тона, проникновенность, а в конечном счете, беспредельная правдивость, как характеров, так и обстоятельств -вплоть до мелких деталей. Однако документальной повесть не является - это произведение создано художником.

В повести «В окопах Сталинграда» повествование ведется от первого лица, но автор отделяет себя от ее героя, который одновременно является рассказчиком. При этом, как нетрудно убедиться, обращаясь к биографии писателя, многое как в довоенной, так и во фронтовой жизни Виктора Некрасова и Юрия Керженцева буквально совпадает.

Ведущее начало сюжета в повести - события, разворачивающиеся в дни битвы за Сталинград: хроникальность в значительной мере определяет жанровую специфичность «Окопов». Ежедневное испытание огнем, смертью позволяют выявлять в персонажах ранее самим им неведомые свойства.

Хроникальное начало обнаруживает себя не только в строгой временной последовательности развития действия с изредка вкрапленными Сюда воспоминаниями о довоенном прошлом, но и в структуре повести, выстраиваемой как цель эпизодов: персонажи ее предстают прежде всего в действии, в поступках.

Движение сюжета в повести подчинено динамике событий на фронте: все отступления от нее редки. И если начальные главы «Окопов» сюжетно организованы очень мало, то это оттого, что здесь передана обстановка и атмосфера отступления, когда все, перемешалось и «разобрать уже ничего нельзя». Но чем ближе к Сталинграду, тем все концентрированнее становится повествование, оно сосредотачивается вокруг нескольких поданных крупным планом фигур, действие разворачивается на небольшом «пятачке».

В воспроизведении деталей, подробностей жизни в условиях войны (точнее - в окопах, под обстрелом врага) Некрасов безупречно точен. Однако батальные эпизоды скреплены очень прочно не только логикой военных действий, но и необходимостью увидеть, человека на войне, понять, что позволило ему не только выстоять, но и победить. В то же время Некрасов ведет повествование свободно, не озабочен тем, чтобы логично развивался сюжет, — возникает

ощущение дневниковых - свежих, по горячим следам - записей, доверительного разговора с читателем.

В повествовании Некрасова безраздельно господствует строго реалистический взгляд. Писатель внимателен к батальным подробностям бесконечного боя, лишь изредка прерываемого короткими передышками. Именно это служило основанием для обвинений в суженности взгляда автора, в измельчении масштабов повествования о великой битве и ее участниках. Повести Некрасова, по мнению критика Я. Варшавского, «не хватало генерального обобщения»1, а В. Перцов утверждал, что человек на войне изображается Некрасовым «фактографически, вне истории, вне. осмысления происходящего с тем или иным героем в масштабе истории»2 О таких критиках, которые в годы войны были очень далеки от фронта, с горечью писал Некрасов.' «Мне кажется, что люди, говорящие все эти вещи, меньше всего представляют себе психику человека на фронте»3

Нарисованная Некрасовым картина объективна, подробности войны воспроизведены точно, но увидена эта реальность глазами одного человека, что определяет строй, тональность повествования. Каждый воспроизводимый факт преломляется через сознание центрального персонажа повести и это ведет к индивидуализации художественного образа. Связь локального принципа с личностным сознанием позволяет автору добиваться точности и правдивости в воспроизведении окружающего мира.

Повествование в книге Некрасова чрезвычайно детализировано. Детали в повести используются для обозначения жизненных реалий, позволяя читателю зримо представить существование персонажей. Обстоятельная детализация чаще всего обнаруживает сопряжение чувственного и рационального начала,

1 Варшавский Я. Нало разобраться //Искусство кино, - 1959. № 5,6.64

2 Перцов В. Полемически« заметки// Вопросы литературы. - 1959. №5 - 6.30

' См.: Сурсис Б. Сосед по фронту// Нева. -1990- Л» 10 - с.200

определяющее не только психологическую мотивацию персонажа на возможность своего дальнейшего существования, но являющееся интуитивным отражением сущности и возможностей человеческой натуры. Воспроизводя внутренний мир человека главным образом опосредованно, изображая окружающую его реальность. Некрасов опирается на законы человеческой психики, на способность мыслить абстрактно, обобщенными понятиями, создавая в своем воображении конкретный чувственный мир в его предметной осязаемости. Психологический фактор нередко определяет и сам принцип детализации, где типические черты соединяются со случайными, как бы выхваченными наугад. В выборе этих случайных деталей проявляется субъективное начало, обнаруживается свободное «Я» героя, глазами которого читатель смотрит на мир и который может остановить свое внимание не только на главном, но и на второстепенном, на том, что вдруг бросилось в глаза. Художественная деталь фиксирует и сам предмет (обстановку) как объективную реальность, и отражение этого предмета в сознании героя, обретая нередко еще одну функцию - указание на душевное состояние персонажа. При этом деталь имеет и эмоциональный характер, играет первостепенную роль в утверждении авторской оценки изображаемого, а память обладает нравственной избирательностью, стремление к точности изображения и постижения обусловливает не только характер изображения, но и структуру фразы, в которой часто сказанное уточняется, конкретизируется: автор не домысливает, но дополняет сказанное, объясняет и осмысливает детали и явления военной реальности.

Характеристика персонажей, предметов и явлений окружающей действительности служат не только изображению битвы на Волге, но и осмыслению происходившего там в целом, анализу истоков победы.

Изобразительность соединяется в повести Некрасова с аналитичностью, и не последнюю роль играет в этом интонация, структура фразы, благодаря которой каждый предмет предстает многогранным, представление о нем дополняется, уточняется словами, присоединяющимися к главному предложению. Основными оказываются здесь зрительные впечатления, но они всякий раз наполнены особым смыслом, позволяют ощутить, понять внутреннюю напряженность и действия, и состояния персонажей.

Восприятие окружающей обстановки в повести Некрасова происходит как через предметно-собственные, так и речевые составляющие - все это служит активному познанию действительности: авторская позиция сказывается как во внутреннем монологе, так и во внешнем монологическом высказывании или в диалоге. Во внутреннем монологе воссоздается не процесс возникновения мысли, а определенный итог размышлений героя: повествователь, отвлекаясь от хода событий говорит о том, что его волнует.

Выражение авторской позиции проявляется и без участия героя-рассказчика - там, где определяющую роль играет сюжетно-композиционная организация произведения, воспроизводящая развитие действия. Основные его части - заявка (картины отступления), развитие действия (оборона Сталинграда), кульминационный момент (ночная атака) - связаны с авторским голосом, раскрывающим те истины, которые оказали непосредственное влияние на исход сражений. Сосредоточенность авторского акцента на личности, оказывающейся в водовороте действия, способствует созданию определенной психологической заданности в повести. И это будет взято за основу в более поздних произведениях писателя.

Повесть «В окопах Сталинграда» позволяет говорить об особенностях дарования писателя, вполне раскрывшихся в

написанном им позже, о его верности правде, сколь бы высокой ни была цена, которую придется платить за это. Характерно и его пристрастие к повествованию от первого лица, усиливающее ощущение безыскусственности рассказа о пережитом автора-повествователя. Но даже там, где автор уступает место безличному повествователю, сохранятся доверительное отношение к читателю. Первая книга Некрасова едва ли вполне отвечает представлениям о жанре повести: Это - хроника, дневниковые записки, свидетельства очевидца и участника событий, о которых идет здесь речь.

Вторая глава «Освоение жанровых традиций». В первом параграфе «Жанровое своеобразие рассказа» показано, как писатель выходит к новым для него формам повествования. В центре внимания автора «военных» рассказов всякий раз - один характер, раскрывающийся в единственном эпизоде, когда решается буквально вопрос жизни и смерти, открывается не только его суть, но и самое существенное в жизни. Некрасов, избирает конфликт, подсказанный самой действительностью, но содержание возникающего при этом рассказа гораздо значительнее, чем просто воспроизведение одного из многочисленных военных эпизодов. Столкновение, противоречие между естественным для человека желанием остаться в живых, непреодолимым страхом, который испытывает под первой для него бомбежкой молоденький солдатик, и данной им присягой, обещанием «драться до последнее капли крови» - конфликт этот определяет его поведение. Вместе с тем он носит и общий характер: так разрешается противоречие между жизнью и воплощаемой войной смертью, чувством и долгом. Некрасов предпочитает повествование о военных буднях, о героических делах людей, казалось бы, незаметных, обычных. Но они интересны автору рассказов именно потому, что в их поведении, в их судьбах находит выражение реальная, не выдуманная жизнь. Каждый из этих персонажей изображен в тот

момент, когда он вынужден задуматься о том, каково его место в битве с врагом. Внимание писателя перенесено с событий на характеры: его интересуют нравственно-психологические основы поведения человека на войне, процесс вызревания или проявления тех его свойств, которые позволяют обычному человеку совершать героический поступок, привлекают люди, каждый из которых остается самим собой, и вместе с тем в его характере обнаруживается сила, стойкость, о чем он и сам, может быть, не подозревал в иных -мирных - условиях («Судак»).

Некрасов не стремится к усложнению коллизий: обращаясь к тому моменту в жизни своего персонажа, когда открывается его истинная суть, писатель объясняет его поведение не только индивидуальными свойствами, но и условиями формирования изображаемого в рассказе человека. Для персонажей этих рассказов характерно прежде всего естественное ощущение себя частицей людского коллектива, чувство локтя в боевом строю («Рядовой Лютиков», «Вася Конаков»).

В рассказах Некрасова психологический анализ чрезвычайно скуп. Писатель предпочитал предоставлять персонажам возможность действовать самим, а читателю - возможность прежде всего увидеть и услышать их : происходящее в душе персонажа открывается в подробностях внешнего поведения - в жестах, мимике. Писатель не столько рассказывает о человеке, сколько дает ему возможность жить на страницах художественного произведения самостоятельной жизнью. Потому-то, в частности, предельно кратко написан пейзаж: он отчетливо функционален, окружающее увидено глазами воюющего человека, которому не до любования природой.

Герой рассказов Некрасова прежде всего живет среди людей: их взаимоотношения, их поведение в боевой обстановке позволяют судить о создаваемых автором характерах. То же относится и к миру вещей, предметов, выступающих в роли реалий боевой

повседневности: их изображение служит выявлению характерных особенностей жизни, нередко способствуя выявлению самочувствия персонажей. В рассказе Некрасова мир вещей воспроизводится, но лишь - отдельными выразительными штрихами («Чао, Джульянчик!», «Три встречи»).

В «военных» рассказах Некрасова, как правило, оказывается в стороне «предыстория» персонажей, о ней, если и говорится, то крайне скупо. Для развития сюжета и стоящего в центре рассказа образа характерен взрыв, вспышка острых, вмиг накаляющихся событий. Писателя привлекает тот момент, когда обнаруживается истинная сущность характера, до той поры остающейся скрытой, а то и предстающей в искаженном неосознанным животным страхом виде.

Все растущее у Некрасова стремление к сюжетной раскованности диктуется усилением авторского начала в рассказе о людях: повествование в этом случае ведется писателем от своего собственного имени, движение сюжета подчиняется более всего воле автора, выступающего в роли повествователя и персонажа, которому принадлежит главная роль в разворачивающемся здесь действии.

Как покажет будущее, эта манера повествования станет для писателя основной. Вёедение автора в качестве действующего лица объективирует его образ в тексте, в результате актуализируется достоверность изображаемых событий и фактов. Личная включенность повествователя в художественный мир произведения делает этот мир более близким для читателя, предоставляет возможность увидеть его как бы изнутри. При этом поле зрения - и сфера изображения - в таком повествовании не суживается.

Повествователь в этом случае оказывается одним из участников «диалога», выступая в роли субъекта речи, который реализует свой взгляд на мир и вступает в равноправные диалогические отношения с автором. Впрочем, отделять одного из них от другого становится все труднее: рассказ Некрасова все

отчетливее занимает промежуточную зону между жизнью, какова она есть, и ее запечатленном в слове выражением («Три встречи»), оказывается «былью» («Мраморная крошка»), образы автора и рассказчика совмещаются («Как я стал шевалье»).

Во Етором параграфе «Жанровое своеобразие повести» обращение Некрасова к указанному жанру объясняется стремлением писателя раздвинуть рамки изображения и художественного осмысления действительности, повысить уровень аналитического мышления и художественного исследования предлагаемых эпохой коллизий. Автор повестей «В родном городе» (1954) и «Кира. Георгиевна» (1961) обращается к непростым проблемам, диктуемым буквально сегодняшним днем, не обходя острых углов, всматриваясь во внутренний мир людей, живущих в послевоенном мире. При этом писатель ставит перед собой двуединую задачу: осмыслить послевоенное время, обнажив его драматическую сущность, указав на обманчивость мира и покоя, и вместе с тем обратить внимание к неизменно вечному предмету литературы - к подробному и объективному исследованию психологии человека в самых разнородных - и к тому же предельно обостренных - конфликтах.

Обращаясь к послевоенной действительности, Некрасов остается верным своим основным эстетическим и нравственно-философским установкам. Это сказывается отчетливее всего в непримиримости писателя ко всему фальшивому, бесчеловечному, в верности жизненной правде. Обращение к жару повести ведет к углублению психологического анализа, открывает возможность объяснения настроений и поступков героев, чья духовная жизнь чрезвычайно богата, многообразна, а сами они отнюдь не делятся на «положительных» и «отрицательных». В повестях Некрасова возникают характеры, в себе самих несущие конфликтность, образы людей, не удовлетворенных собою, пребывающих в состоянии поисков, испытывающих сомнения и отчаяние, порожденные

происходящими в действительности процессами При эгом писателю крайне важно дойти до самых коренных нравственных истоков человеческого псведения Некрасов буквально исследует человека, руководствуясь не раз и навсегда данными нормами поведения, но стремлением понять зыбкость, переменчивость человеческого характера Писатель прежде всего верен принципам человечности, ощущая собственную вину пред чужой болью Драматическое и оптимистическое, личностное и общее воспринимается Некрасовым как целостное, подвижное, живое, внутренне прэтиворечивое единство

Одним из первых в современной русской литературе писатель предпринимает успешную попытку создания произведений, которые по своей жанровой природе могли бы быть названы романами-повестями, обнаруживая склонность к локализации хронотипа, к постановке одной острой проблемы, организующей действие

Своеобразие жанровой природы повести Некрасова определяется прежде всего повествовательной манерой автора Главный герой («В родном городе») выполняет роль словно бы оптического фокуса художественного текста действительность, все остальные персонажи на всем протяжении действия просматриваются сквозь призму его восприятия Существенно при этом, что своего «родства» с героем повести писатель не скрывает, однако повествовательная перспектива нигде не нарушается, автор не выступает с собственными суждениями и комментариями

Действительность, изображаемая в повести «В родном городе» в основе своей конфликтна, и эта конфликтность диктуется самой жизнью победа в войне вовсе не означала начала безмятежной, прекрасной жизни Здесь сплетается множество разнородных конфликтов от, казалось бы, частных (отношений главного героя с женой, которая предпочла ушедшему на войну мужу другого) до противостояния позиций персонажей, один из которых

подло предает нравственные идеалы, а верность им во время войны оплачивалась кровью.

Иную задачу ставит перед собой писатель в повести «Кира Георгиевна»: впервые в его творчестве в центре сюхета оказывается судьба человека, который живет лишь для себя.

Писатель не собирается обличать или разоблачать свою героиню, но стремится дойти до самых истоков этого характера. При этом изображаемая в повести жизнь как бы освобождена от авторского вмешательства - повествование подчеркнуто объективно, точкой зрения персонажа (персонажей) обусловлены конструктивные особенности произведения.

Ведущим началом в повести Некрасова оказывается процесс развития сознания в человеке, который предстает здесь, видит его прошлое — вытаскивая эти уже перемешавшиеся слои, писатель стремится понять и объяснить какие стимулы, в конечном счете, управляют поведением персонажа: нравственные, психологические, социальные. Главная героиня повести живет только настоящим и потому столь безответственно ее поведение, столь непрочными - и даже ложными-- оказываются предпочитаемые ею нравственные ценности. Обнаруживается это часто с помощью речевой характеристики суждения Киры Георгиевны, ее внутренние монологи являются попыткой самооправдания, которое дается ей легко.

В третьей главе «Жанровое своеобразие художественно-документальной прозы» речь идет о том, как воздействует на жанровую природу произведений Некрасова стремление писателя к предельной безыскусственности повествования.

В первом параграфе главы «Мемуарные и путевые очерки» получают объяснение причины обращения писателя к указанным жанрам, характеризуются их специфические особенности. Главным

здесь оказывается доподлинность изображения и свобода конструкции текста рассказывается о том, чему сам рассказчик был свидетелем (и даже - участником), повествование организуется по воле автора, отчетливо выражающего свое огношение к происходящему, свободно совмещающего разные пространственно-временные планы, психологически раскрывающего индивидуальности в субъективно воспринимаемых ситуациях и т д Личная включенность автора в художественный мир произведения делает этот мир - и тех. кто его населяет, - более близким для читателя, предоставляет возможность увидеть его как бы изнутри. Существенно и другое: введение в текст автора в качестве действующего лица объективирует его образ в тексте

В мемуарных очерках В Некрасова - казалось бы, не претендующего на большее, нежели поделиться с читателем собственными воспоминаниями о тех, кто оставил след в жизни не одного лишь автора, - стилевыми доминантами становятся существенные тенденции в области поэтики повествования русской прозы 60-70-х годов: документализм, с которым связывается тяготение к правде факта, лиризм, знаменующий возрождение интереса к внутреннему миру личности, и ориентация на план героя, на язык и сознание персонажа. Очерки Некрасова вписываются в достаточно широкий литературный контекст, в рамках которого оказываются различные формы субъективного авторского повествования, что отражает характерный для этого времени повышенный интерес к отдельной человеческой личности: персонажа, о котором рассказывается здесь, и самого автора.

Некрасов рассказывает о тех, кому принадлежит исключительное место в истории мировой культуры (Станиславском, Ле Корбюзье, Платонове и др.), но далек от подобострастия не монументы, а живые люди предстают в его мемуарных очерках Отсюда - раскованность тона, желание восстановить в памяти

эпизоды собственной жизни, объяснить желание вступить в контакт именно с теми, о ком идет здесь речь: рассказ о них становится и рассказом о себе - о своей судьбе, позиции в искусстве, пристрастиях и отталкиваниях. Всякий раз писатель внимательно всматривается в собеседника - в Платонова, в Гроссмана, - выделяя в нем то, что дорого ему самому: ради такого осмысления роли и назначения художника и пишутся Некрасовым его воспоминания. Их персонажи утверждают всей своей жизнью убежденность в высоком назначении искусства, высокой ответственности художника за то, что делается им: вот почему так нужно автору, рассказать и о себе, объяснить себе и другим, почему он живет именно так.

Еще большей свободой обладает структура путевых очерков Некрасова, собранных в книге «По обе стороны океана» (1962), которые вызвали ожесточенную критику в статьях И. Анисимова, Ю. Жукова, А.Черниченко и др. Автор очерков легко переходит от темы к теме, от эпохи к эпохе, от описаний- к озорной выдумке. Поразительная раскованность, с какой ведется повествование, питается убежденностью в том, что он нужен, интересен читателю-собеседнику, как самому автору нужен и дорог этот читатель-друг. Некрасов не рассказывает - он беседует с читателем о мире, который тому знаком очень мало. В путевых очерках сам автор, а. не рожденный его воображением, условный персонаж оказывается главной фигурой. И необязательность, с какой возникают в рассказе об Италии или Америке строки о Киеве, размышления об отечественной литературе, архитектуре, кино, лишь усиливает ощущение-доподлинности открывающейся взору читателя картины.

Путевые очерки Некрасова примечательны тем, что рассказ (точнее — разговор с читателем) о дальних странах и живущих там-людях документально точен и вместе с тем постоянно наводит на размышления о том, чем живет сам рассказчик: дистанция между ним и тем, кому он адресуется, сокращается, возникает возможность

свободных переходов от одной темы к другой, от весьма серьезных рассуждений (в том числе, по сугубо профессиональным проблемам) к жанровым зарисовкам, к порожденным воображением писателя живо нарисованным сценкам.

Мемуарный и путевой очерк по своей жанровой природе принадлежит к художественно-документальной прозе, что как нельзя-более отвечает природе дарования Некрасова, ибо способствует освобождению от власти литературных условностей: писатель рассказывает о том, что увидел, узнал, услышал, охотно - и часто -отступая в сторону, чтобы поделиться сокровенной мыслью, воспоминаниями, вызванными той или иной ситуацией, встречей/ Существенно, что повествование, в основании которого лежат конкретные детали, характеризующие уклад жизни, быт людей в чужеземных странах, позволяет увидеть за частным - общее, наиболее значимое. Временные рамки повествования в этом случае раздвигаются. В рассказ о сегодняшних итальянских впечатлениях естественно входят воспоминания о Сталинграде, сыгравшем исключительную роль не только в человеческой, но и в творческой судьбе писателя, в размышлениях об американской архитектуре столь же естественно возникают эпизоды, связанные с участием самого автора в проектировании вокзала в Киеве. Пересечение временных планов усиливает ощущение свободы, непринужденности рассказа, вместе с тем сообщая ему масштабность, позволяя ощутить причастность сегодняшнего дня ходу истории.

Название второго параграфа третьей главы «Прогулки по жизни» не претендует на то, чтобы стать терминологическим определением жанра поздних произведений Некрасова («Записки зеваки», 1975 и «Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы», 1983), однако закрепляет существенные его особенности. Это свободно льющийся рассказ (разговор с читателем) о случайных встречах и выхваченных взглядом деталях городского пейзажа,

беспрестанно прерываемый отступлениями в сторону, обращениями к прошлому.

Возможность объединения в рамках художественного целого - книги - чрезвычайно разнородных конструктивных элементов обеспечивается значительностью стоящей в центре повествования, организующей его личности. В судьбе автора, приглашающего читателя к совместной прогулке и к диалогу, отразилось многое из того, что стало определяющим в облике века. Некрасов рассказывает о своей собственной жизни, но все эпизоды воспринимаются как эпизоды истории, и чем удивительнее те, казалось бы, случайные, резкие переломы и повороты, которыми изобилует эта жизнь, тем отчетливее ощутима причастность его (автора) судьбы ее (истории) движению.

Некрасов не скрывает того, что на страницах своих книг часто ведет разговор, с вымышленным собеседником, а точнее - с самим собою. Читатель становится свидетелем разговора-размышления, приглашается принять участие в нем. И это характерно для Некрасова: в его книгах мысль не подается готовой, но возникает как результат наблюдений, воспоминаний, раздумий. При этом писателя более всего привлекает духовное в жизни - в жизни народа и людей, которые его составляют.

Книги Некрасова, в основе которых «прогулки по жизни», моноцентричны, ко воедино стягивающий разнообразные элементы художественной структуры образ автора сам раскрывается полно, благодаря, прежде всего появляющимся на страницах книг многочисленным персонажам. Особенности жанра, избранного писателем, исключают психологическую проработку образов. Каждый из них скорее играет служебную роль, позволяя писателю добавить к уже сказанному новые - существенные - детали. Однако при этом создаваемые Некрасовым образы не выглядят схематичными, благодаря выразительности портретных характеристик, жестов и

манеры говорить, точно подмеченным и ярко выписанным чертам облика и поведения персонажей.

Свободная форма повествования, которую предпочитает Некрасов, обусловливает и стиль произведений. Отражается это уже на принципах отбора деталей: воспроизводятся прежде всего те, что открываются взору не туриста, а человека, заинтересованно вглядывающегося в окружающий мир, старающегося понять его и живущих в нем людей. Отражается и в речевой стилистике: в широте лексического диапазона, в пристрастии к точному обозначению места действия. В то же время слово у Некрасова оценочно, и выражается это не только впрямую, в эмоциональности семантики: все изображаемое постоянно включается в зону размышлений писателя о жизни, истории, искусстве - размышлений о том, почему так складывается человеческая судьба.

Это свойственно и «Маленькой печальной повели» (1986) -последнему из напечатанных при жизни произведений Некрасова. В отличие от книг, о которых идет речь в настоящей главе, это -произведение, где есть сюжет и его развитие диктуется судьбами героев повести. Однако и здесь главное - напряженные размышления о том, почему складываются они именно так. На страницах повести живут вымышленные персонажи, но им отдано многое из того, что прожито и пережито самим писателем, вновь пытающимся разобраться не только в их, но и в собственной судьбе. Прямое доказательство тому - эпилог повести, где в рассказ о жизни ее героев врывается голос самого Некрасова, признающегося в тоске по родине.

«Маленькая печальная повесть» стала для В.Некрасова итоговой книгой. Выстраиваемый писателем сюжет не сковывает его: он судит о настоящем трезво, остается добрым и требовательным, бесконечно преданным жизни с ее, казалось бы, малозначительными подробностями. В повести с огромной силой сказалась его тоска по

родной земле, населенной друзьями, занимавшими так много места в его жизни. И здесь, как во всем написанном Некрасовым, более всего ценится автором правда, всем литературным ухищрениям, словесной игре предпочитается бесхитростность повествования, доверительность интонации, доподлинность деталей: создается ощущение, что это не выдумано, а написано буквально с натуры. Новомодные литературные веяния обошли Некрасова стороной - он остался верен традициям реализма.

В «Заключении» подводятся основные итоги повествования. Верности литературным канонам,- сложившимся представлениям о жанровых нормах Некрасов предпочитает правду, стремясь к достоверности, безыскусственности рассказа о жизни, которая прожита им самим, что позволяет воспринимать его произведения как невыдуманные рассказы. При этом формы повествования не остаются неизменными. Взаимоотношения субъекта и объекта повествования различны в рассказах и повестях писателя. Вовсе освобождаясь от власти литературных условностей, Некрасов в конце концов ВЫХОДА к свободной форме рассказа о том, что узнал, увидел, услышал, охотно прерывая повествование воспоминаниями, размышлениями, прямо обращаясь к читателю - собеседнику.

Собственный жизненный опыт для Некрасова навсегда остался исходным при создании им художественного мира. Этим-определяется и жанровая природа произведений писателя- и жанровое дзижение его прозы - выход к нестесненному литературными канонами повествованию, не оконтуренному сюжетом, совмещающему документально подтверждаемое с вымышленным.

Преодоление Некрасовым жанровых канонов, закрепляясь в структуре произведений, свидетельствует о стремлении писателя к расширению коммуникативного поля, к установлению связи с миром, границы которого очерчены жизненным опытом автора, но уже - не только этим. Возникает своеобразный диалог, в котором звучащие

извне голоса вызывают необходимость ответа: в слове, в размышлении, в поступке. Упомянуть здесь о жизненном опыте самого автора необходимо потому, что благодаря этому текст воспринимается как система, имеющая собственное организационное начало. Писатель до конца дней сохранил желание вести с читателем доверительный разговор о прожитом и пережитом: блеск литературной отделки его не привлекал - он стремился к прямому контакту с читателем, который одновременно выступает в роли доброжелательного собеседника. Здесь объяснение причин и характера эволюции - прежде всего в области жанра - прозы Виктора Некрасова.

Основное содержание диссертации отражено з следующих публикациях:

1. Корнев В. Автор и повествование в рассказах В.Некрасова.// Опыты: Аспирантский сборник. - М, 2003, с. 24-29.

2. Корнев В. Жанровое своеобразие повести В.Некрасова «Кира Георгиевна» //Там же, с. 29-36.

Корнев Василий Сергеевич (Россия)

Жанровая эволюция прозы В П.Некрасова.

Диссертация посвящена характеристике жанрового развития в прозе В П. Некрасова, которое обусловлено его стремлением к предельной достоверности рассказа прежде всего о пережитом самим повествователем; Этим определяется и жанровая природа отдельных его произведений и направление жанровых поисков в творчестве в целом — выход к нестесненному литературными канонами повествованию, совмещающему документально подтверждаемое с вымышленным, к прямому контакту с читателем Как показано в диссертации, преодоление В П. Некрасовым власти жанровых канонов, закрепляется в структуре произведений, что свидетельствует о стремлении писателя к расширению коммуникативного поля, к установлению связи с миром, границы которого очерчены жизненным опытом автора, но, как выясняется позже, не только этим Ведущим началом в создаваемом писателем художественном мире является не требование соблюдения жанровых норм, а сама жизнь, о которой рассказывается здесь.

Kornev Vasily Sergeevich (Russia) Genre evolution of V.P.Nekrasov's prose.

The dissertation is devoted to the characteristic of genre development in V.P.Nekrasov's prose which is caused by his aspiration to limiting reliability of the story first of all about пережитом the stQryteller: It determines also a genre nature of his separate products and a direction of genie searches in creativity as a whole - an output to the narration not constrained by literary canons combining documentary confirmed with invented, to direct contact, to the reader. As shown in dissertations, V.P.Nekrasov's overcoming of authority of genre canons, it is fixed in structure of products that testifies to aspiration of the-writer to expansion of a communicative field, to an establishment of connection with the world which borders are outlined by life experience of the author, but as it is found out later, not only it. Conducting beginning in the art world.created by;the writer is not the requirement of observance of genre norms, and life about which it is told here.

Подписано в печать /«2. . Щ Формат 60x84/16. Тиражэкз.Усл.печ.л. ¿-5" .Заказ -/УЙГ

Типография Издательства РУДН 117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д. 3

9-28 7 6

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Корнев, Василий Сергеевич

Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Жанровое своеобразие повести «В окопах Сталинграда»

Глава II. Освоение жанровых традиций.

§ 1. Жанровое своеобразие рассказа.

§ 2. Жанровое своеобразие повести.

Глава III. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО

ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ.

§ 1. Мемуарные и путевые очерки.

§ 2. Прогулки по жизни.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Корнев, Василий Сергеевич

Имя Виктора Платоновича Некрасова (1911 - 1987) не принадлежит к числу широко известных. А между тем уже первое опубликованное им произведение принесло ему громкую славу. Это был, появившийся в 8-10 книжках журнала «Знамя» за 1946 год, роман «Сталинград». Уже при первом отдельном издании изменение претерпели и жанровое определение, и название: повесть «В окопах Сталинграда» - этой книгой вошел Некрасов в русскую литературу.

Необходимо сказать несколько слов о биофафии писателя -без этого не понять написанного им.

Родился Некрасов 4 (17) июня 1911 года в Киеве; мать, которая до конца дней оставалась для него самым дорогим человеком, была врачом, отца, банковского служащего, он почти не знал и вспоминать о нем не любил. Детство будущий писатель провел в Лозанне (Швейцария), где мать училась на медицинском факультете университета, а затем в Париже (мать работала в военном госпитале). В 1915 году после недолгих размышлений семья вернулась в Россию, где, казалось, жить надежнее, и поселилась в Киеве.

Здесь, в городе, которому он впоследствии посвятил немало проникновенных страниц, Некрасов учился: сначала в гимназии, затем в 43-й Единой трудовой школе, а после ее окончания - в железнодорожно-строительной профтехшколе. Затем был архитектурный факультет строительного института, который Некрасов закончил в 1936 году и в течение года работал архитектором. Но влекла его и другая, оказавшаяся, в конце концов, более сильной, страсть: будучи студентом института, он одновременно учился в театральной студии при Киевском театре русской драмы. После окончания ее в 1937 году Некрасов служил актером (и еще -театральным художником) в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону, где и застала его война.

Уже в августе сорок первого он уходит наг фронт, служит в саперных войсках - полковым инженером, заместителем командира саперного батальона. До той поры, пока в июле 1944 года в Люблине пуля немецкого снайпера не перебила ему правую плечевую кость: рука была парализована - пуля задела нерв.

Некрасов утверждал впоследствии, что писать он начал в Киевском окружном госпитале, разрабатывая по совету врача, по фамилии Шпак, раненую руку. Так это было на самом деле или нет, сказать трудно: писатель всегда был горазд на выдумки. Бесспорно одно: повесть «В окопах Сталинграда» писалась человеком, не обладавшим литературным опытом, если не считать, конечно, многочисленные - и всегда безуспешные, очень слабые - попытки начать сочинять, предпринимавшиеся Некрасовым и раньше.

Удостоенная в 1947 году Сталинской премии второй степени и тогда же впервые изданная книгой, повесть «В окопах Сталинграда» к 1974 году - когда писатель был вынужден покинуть родину -выдержала 120 изданий на 30 языках мира. В ней, как станет ясно позже, ярко обнаружились черты, вообще присущие писательской манере Некрасова и определяющие ее (и творчества писателя в целом) место в русской литературе. Здесь рассказывается о том, что прожито самим автором - увидено, пережито, осмыслено им. Как будет показано в настоящей работе, поначалу - до присуждения автору повести лауреатского звания - это могло служить основанием для разных упреков в адрес писателя, который не хочет-де видеть дальше бруствера окопа. Но Некрасов до конца своих дней останется верен принципу, который сродни документализму. Однако - с той существенной поправкой, что это - документализм (может быть иногда сознательная стилизация под документализм) -художественный прием обеспеченный верностью не фактам, которые закреплены в бумагах, но - правде.

Со все возрастающей - для многих неприемлемой -отчетливостью обнаруживается это в позднее появившихся рассказах писателя, в повестях «В родном городе» (1954) ттгкКира Георгиевна»

1961): обличительными они отнюдь не были, но в ряду сочинений, где воспевалась - в соответствии с канонами социалистического реализма - героика советских будней, им явно не было места. Звучавшие в критике обвинения в приземленности изображения, в интересе к заведомо мелочным, не достойным внимания людям и их делишкам были вовсе не безобидными. Резкость обвинений многократно возросла, когда в роли «критика» выступил Н.С.Хрущев, усмотревший в путевых очерках писателя «По обе стороны океана»

1962) желание возвеличить капиталистический мир и очернить свой, советский. После этого Некрасов - не собиравшийся каяться - был подвергнут грубой проработке: затянувшийся на несколько лет процесс шельмования писателя завершился в 1974 году исключением его из партии, как сказано в решении, «. за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии»1.

Сколько горечи в словах писателя: «. Я отдал партбилет, и это был одни из счастливейших дней в моей жизни, потому что вступал я в партию не из каких-то карьеристских соображений, а в Сталинграде»2. И - еще более резко: «Тридцать лет в партии - самой жестокой, самой трусливой, сильной, беспринципной и растленной в

1 Некрасов В. Кому это нужно? // Некрасов В. По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлипопет или Если бы да кабы, да во рту росли грибы. -М., 1991. -С.356.

2 Глэд Джн. Беседы и изгнании: Русское литературное зарубежье. -М., 1991. -С.269. мире. Поверил в нее, вступил и к концу пребывания в ней возненавидел»3.

17 января 1974 года на квартире писателя был обыск: в течение 42 часов девять человек, принимавшие участие в этой операции, перерыли весь дом - на шестидесяти страницах протокола обыска было перечислено более ста изъятых материалов: книги, газеты, журналы, письма, рукописи, фотопленки и даже фотоаппараты. Как антисоветские материалы были увезены «Беседы преподобного Серафима Саровского» издания 1874 года и альбом фотографий помпейских фресок, который был назван «порнографическим». Писателя выталкивали с родной земли и делали это грубо, оскорбительно. «Кому это нужно? Стране? Государству? Народу? Не слишком ли щедро разбрасываемся мы людьми, которыми должны гордиться?» - с горечью спрашивал он. Выбора не было: 12 сентября 1974 года Некрасов покинул родину.

Уже первая его повесть была написана свободно, раскованно: словно просто о себе и о тех, кто был рядом с ним, рассказывает автор, не подозревая о существовании неких литературных условностей. Новые для себя формы повествования (точнее -разговора с читателем) Некрасов нащупывает в пулевых очерках «По обе стороны океана»: рассказывает о мире, впервые открывшемся его (и читателя - тоже) взору, подкрепляя рассказ подробностями автобиографического характера, благодаря чему возникает ощущение доподлинности рисуемой здесь картины, но еще - атмосферы доверительной беседы с теми, к кому обращается автор очерков. Еще более свободно выстроены созданные после выезда за границу книги «Прогулки зеваки» (1975) и «Саперлипопет, или «Если бы да кабы, да во рту росли грибы» (1983), не укладывающиеся в рамки привычных

1 Некрасов В. Трагедия моего поколения. //Литературная газета. -1990. 12 сентября. -№ 37

5311).-С. 15. жанровых определений. Это - не путевые очерки, а скорее - прогулки по жизни: автор, а не рожденный его воображением персонаж, оказывается здесь главной фигурой, что определяет и содержание, и тональность повествования.

Проза В.Некрасова еще не стала предметом серьезного литературоведческого исследования. В работах И.Виноградова, В.Зубкова, Е.Колмановского, В.Кардина, А.Нинова, П.Топера затрагиваются отдельные проблемы творчества писателя и при этом преимущественно - при обращении к повести «В окопах Сталинграда», как произведению, достойно открывающего в русской литературе тему Отечественной войны. Но и эти работы (за исключением тех, что написаны В.Зубковым) принадлежат литературным критикам и не являются собственно научными. К тому же статьи указанных авторов написаны более четверти века назад: требования, предъявляемые в ту пору литературе, сложившаяся уже оценка позиции и творчества Некрасова не могли не сказаться в суждениях о нем даже серьезных, свободных от предвзятости литературоведов и критиков.

После присуждения автору повести «В окопах Сталинграда» премии имя его достаточно часто встречается в литературной критике. Резкие обвинения, прозвучавшие в адреса Некрасова в первой половине 1947 года (С.Нагорный, Л.Субоцкий, Б.Рюриков, А. Макаров) очень скоро сменились славословиями адрес лауреата. Однако, как показало время, воспевать героику советских будней Некрасов не собирался: его повести «В родном городе» и «Кира Георгиевна» были (в статьях Б.Рюрикова, А.Тарасенкова, Г.Бровмана, А.Елкина) повергнуты сокрушительной критике. Ее тональность стала уничтожающе резкой после того, как путевые очерки писателя вызвали, как уже было сказано выше, гнев Н.С.Хрущева. «Туристом с тросточкой» назвал Некрасова развязный фельетонист «Известий», и это, вынесенное в заголовок статьи, определение охотно повторяли многочисленные «критики». С начала 70-х годов имя писателя не упоминается вовсе и лишь во второй половине 80-х возвращается в отечественную литературу: в статьях В.Кардина, Л.Лазарева, А.Марченко, Ю.Томашевского и др. Написанному Некрасовым дается точная, выверенная оценка. Однако вне поля зрения критики остаются книги, созданные им в эмиграции: они удостаиваются лишь беглого упоминания в двух-трех крошечных рецензиях.

Теперь, когда творческий путь писателя завершен можно с уверенностью утверждать, что он неизменно оставался верен принципам, которые утверждались его первой повестью, и в то же время развивался, находился в процессе неустанных поисков новых (в том числе, новых жанровых) форм. Суть этих поисков была обусловлена его стремлением рассказывать о прожитом и пережитом им самим. При этом степень документированное™ повествования была разной; впрочем, точнее в этом случае говорить о достоверности, доподлинности изображаемого. Характерно, однако, что вполне владея, что называется, литературным мастерством -умением выстраивать сюжет, создавать характеры, находить выразительные живописные детали и т.д. - В.Некрасов все решительнее предпочитает вымыслу действительно бывшее, происходившее с ним самим, освобождаясь от власти литературных условностей. Причины именно такого предпочтения, логику творческого развития писателя можно понять, исследуя жанровую природу его произведений, жанровую систему, характерную для созданного им художественного мира. В каждом отдельном случае законы жанрообразования специфичны для конкретного авторского замысла. Однако можно выделить структурные элементы, общие для каждой из жанровых модификаций. Выделим среди них характер изображаемой писателем действительности, ставшей предметом изображения, определяющий важнейшие линии сюжета, своеобразие его выявления, характер композиции текста, взаимодействие в нем реального и вымышленного, специфика хронотопа и т.д.

Но так обнаруживают себя и характерные для развития современной русской литературы тенденции. Напомним прежде всего об активизации - в особенности в 60-е годы - так называемой лирической прозы (В.Солоухин, О.Бергольц, Ю.Куранов), где соотношение эпики и лирики может быть разным. Подвижность жанровых границ обнаруживается и на видовом уровне: так, повесть может присваивать жанрообразующие средства романа. Еще показательнее в том смысле появление авторских жанровых форм, занимающих в современной русской литературе заметное место (роман-комментарий Е.Попова «Подлинная история «Зеленых музыкантов» Е.Попова, философская сказка Ф.Искандера «Кролики и удавы», роман-версия Г.Сапгира «Сингапур» и др.). В этом ряду занимают место и книги В.Некрасова «Записки зеваки» и «Саперлипопет .». Одной из важнейших причин такого направления жанровой эволюции обусловливается изменением характера связи категории жанра с категорией автора, что обнаруживается особенно отчетливо в литературе второй половины XX века. Автор всецело оказывается организатором текста, являясь носителем идеи и способов ее воплощения. Именно авторская концепция, его мировосприятие ложится в основание художественной модели действительности, диктует принципы отбора материала. Здесь уместно напомнить о точке зрения М.М.Бахтина, для которого автор и жанр взаимосвязаны: автор является носителем видения и понимания действительности, жанр - форма воплощения этой действительности.

Процессы жанровой эволюции в творчестве В.Некрасова, таким образом, позволяют понять существенные в современную эпоху тенденции развития жанровой системы. И прежде всего - все большего возрастания власти автора над произведением, все более свободном его обращении с законами жанров, что сказывается в их решительном изменении и даже игнорировании, если это диктуется необходимостью адекватного отражения авторской концепции действительности. Жесткая зависимость автора от жанра ослабляется и в результате возрастания личностного начала. Одно из свидетельств тому - выведение темы автора на роль обязательного элемента жанрового содержания. История автора, создающего находящееся перед читателем произведение, становится организующим началом текста, контакт его (автора) с читателем определяет структуру книги. Необходимо отметить, что в этом случае композиция текста усложняется, в то время как его стилевой состав всецело подчинен задаче выражения авторской речи.

Имя В.Некрасова, если и встречается в работах - в том числе, в диссертациях, - то почти исключительно в тех, что посвящены «военной» теме в современной русской литературе: развернутому анализу творчества писателя здесь нет места. Предметом обстоятельного исследования проза писателя стала в кандидатских диссертациях В.Г.Ялышко «Творчество Виктора Некрасова и пути развития «военной» прозы» (Москва, 1995) В.Ю.Скаковского «Проблематика и поэтика прозы В.П.Некрасова 1940 - начала 70-х годов» (Тверь, 1997). В первой из них речь идет лишь о повести «В окопах Сталинграда» и примыкающих к ней рассказах писателя, во второй - круг оказывающегося в поле зрения автора материала расширяется, исследуется художественный строй других произведений писателя. Работы В.Г.Ялышко и В.Ю.Скаковского вносят немало нового в осмысление художественного мира Некрасова, роли и места его творчества в современной литературе и, в особенности, той, где речь идет об Отечественной войне. Однако о жанровой специфичности произведений писателя здесь говорится вскользь, жанровое движение в его творчестве не исследуется вовсе, таким образом, логика его творческого развития не получает сколько-нибудь полного объяснения.

Процесс творческого развития, индивидуальный в своей основе, вместе с тем оказывается составляющей характеристики жанровой ситуации в целом. Обращение к прозе В.Некрасова в контексте современной литературы позволяет говорить об усилении подвижности границ элементов, составляющих множества на разных уровнях жанровой системы. Трансформация жанров вызывается разными причинами: у В.Некрасова - активизацией роли повествователя в тексте, стремлением к возможно большему усилению достоверности изображения, намеренному смещению границы, разделяющей повествователя и персонажей. Очевидно, в этом случае можно говорить об освобождении автора из-под власти жанра, что впрямую связывается с возрастанием в литературе личностного начала, ведущим к ослаблению жесткой зависимости автора от жанра. Тема автора, его история становится важнейшим структурным элементом (чаще - лежащим в основании текста началом) произведения, рассказ о себе как личности определяет содержание и тональность повествования: сохранение автора становится предметом изображения, в образе его (автора) совмещаются функции объекта и субъекта повествования.

Все это объясняет как выбор темы диссертации, так и пути, способы ее реализации.

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью исследования в творчестве В.Некрасова процесса жанровой трансформации, являющегося одной из характерных тенденций развития современной литературы, выявить его закономерности, логику и результаты, убеждающие в том, что освобождение от жесткой власти жанровых канонов может выступать в качестве созидательной, а не деструктивной силы.

Научная новизна исследования обусловлена уже тем, что процесс жанровой эволюции в прозе В.Некрасова еще не изучен, а между тем обращение к этой теме позволяет существенно пополнить и уточнить сложившиеся в отечественном литературоведении представление об особенностях современной жанровой системы, способах и типах жанровых трансформаций, в результате которых возникают новые жанровые модификации. Чрезвычайно важным представляется это потому, что жанр является способом эстетического освоения действительности, а стало быть выступает в роли одной из важных движущих сил литературного развития.

Материалом исследования является проза В.Некрасова: при обращении к ней хронологический и жанровый аспекты совмещаются, в результате чего получает объяснение как-"специфичность в творчестве писателя индивидуальных жанровых форм, так и причины обращения к ним.

Цель работы состоит в том, чтобы выявить основные особенности жанровой системы В.Некрасова во взаимодействии ее целостности и движения, развития, во взаимообусловленности этого динамичного целого как характером литературного процесса, так и индивидуальным складом дарования писателя.

Этим обусловлены основные задачи работы:

- определить жанровое своеобразие важнейших произведений писателя;

- выявить причины, вызывающие в его творчестве поиск новых жанровых форм;

- охарактеризировать жанровую природу произведений, которые стали для В.Некрасова итоговыми;

- определить место произведений В.Некрасова в современной жанровой системе.

Теоретико-методологической базой диссертации являются работы М.М.Бахтина, разработавшего концепцию жанра как воплощения исторической памяти, обеспечивающего единство и непрерывность литературного развития; Ю.Н.Тынянова, утверждавшего единство языка и литературы, которое обнаруживается в жанре; исследования разных аспектов проблемы жанра в работах С.Н.Бройтмана, Н.Л.Лейдермана, Л.В.Чернец, А.Я.Эсалнек и др. При анализе конкретных произведений были учтены работы современных литературоведов и критиков Г.А.Белой, А.Г.Бочарова, Л.Я.Гинзбург, Г.Н.Поспелова, Л.И.Тимофеева и др.

Практическое значение. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при чтении вузовских курсов лекций по истории русской литературы XX века; при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, общий объем работы - 166 страниц, Завершает работу библиографический список, включающий 286 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровая эволюция прозы В.П. Некрасова"

заключение и

Давая во внутренней рецензии, датированной 8 ноября 1946 года, оценку первой повести В.Некрасова, А.Твардовский писал: «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т.п. - все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. О ее существенном содержании можно ' сказать примерно так. Это правдивый рассказ-©' великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, художественно убедительный ,.»104. В сущности, здесь сказано главное о том, что характерно для прозы писателя в целом. Он более всего заботится о правде, пренебрегая, если это требуется, литературными канонами, сложившимися уже представлениями о ^ жанровых формах. Форма повествования от первого лица г -л I» оказывается для В.Некрасова предпочтительнёё других, но не обязательной: писатель вполне владеет искусством выстраивания сюжета, лепки характеров, психологического анализа и т.д. Неизменным остается требование безыскусственности рассказа, внимание к повседневным формам жизни даже в том случае, если речь идет о возникающих в условиях войны экстремальных ситуациях. Факты, детали в таком повествовании, вместе, служат воссозданию

104 Вопросы литературы -1988 № 10 -С 216. ц» картины действительности, открывающейся взору автора -повествователя. Нравоучительности, так же как и пафосности, В.Некрасов избегает, предпочитает позицию, позволяющую увидеть изображаемое изнутри. Именно благодаря этому бесхитростный н рассказ обладает сюжетной напряженностью, органическим его элементом оказываются воспоминания, размышления, рефлексии, часто принадлежащие самому автору. В своей первой книге писатель выступает в роли собеседника и, как выяснится позже к этой форме организации повествования еще не раз вернется в своем творчестве.

В.Некрасов писал жизнь такой, какой он ее знал, понимал, активным участником которой был. Все возрастающая активность писателя находит отражение не только в его общественной деятельности, но и в творчестве: сказывается это на собственно эстетическом уровне - на структуре (в том числе, жанровой) текста.

4 к

По мере творческого развития формы повествования у

В.Некрасова все более усложняются. Уже «военные» рассказы писателя представляют собой своеобразную концепцию характера, судьбы, движение сюжета в них обладает «раскованностью», что обусловлено усилением авторского начала в рассказе о людях. Отсюда - особенности сюжетной, композиционной свободы структуры рассказа, в котором движение сюжета подчинено более всего воле автора. При этом субъект и объект повествования могут быть разъединены, но само изображение возникает лишь в поле зрения рассказчика, что позволяет воспринимать произведение писателя как м*

2 невыдуманный рассказ, основывающийся на собственном жизненном I

-ад —•"" опыте.

Иначе раскрываются эти особенности дарования писателя в созданных им повестях «В одном городе» и «Кира Георгиевна». Одним из первых в современной русской литературе предпринимает

-чК

В.Некрасов успешную попытку создания произведений, которые по жанровой своей природе могли бы быть названными романами-повестями, где обнаруживается стремление к локализации хронотопа и выдвижению одной острой проблемы, организующей действие. Существенно, что в первой из названных повестей писатель не скрывает своего «родства» с ее героем при том, что повествовательная перспектива нигде не нарушается, автор не "Т выступает с собственными суждениями и комментариями. На еще

Т более глубоком уровне - речевой характерист14ки"- выявлена связь между автором и его персонажами в «Повести» Кира Георгиевна.

В повестях В.Некрасов ставит своих героев, изображает их в ситуациях ему самому хорошо известных. А затем и вовсе освобождается от власти литературных условностей - выходит к тому, что непосредственно увидел, узнал, услышал, охотно и часто отступая при этом в сторону, чтобы поделиться сокровенной мыслью, воспоминаниями. За фактами, точно подмеченными деталями встает жизнь, встают люди, и, рассказывая о них, писатель впрямую

-.«(и выражает свое отношение к тому, о чем он рассказывает, дает оценку тому, что оказывается в поле его зрения. Это характерно и для его путевых очерков и, в еще большей мере, для произведений, которые вовсе не укладываются в привычные жанровые рамки и могли бы быть определены как своеобразные «прогулки по жизни»: разумеется, на роль термина такое определение не претендует. Произведения эти моноцентричны: выступая в роли повествователя, автор является фигурой, воедино стягивающей разнообразные элементы художественной структуры. Но сам этот - сюжетообразующий - образ ; раскрывается полно, прежде всего, благодаря, появлению на страницах книг многочисленных персонажей, зорко подмеченных,

• -44 .^

I!1! точно выписанных и охарактеризованных деталей и подробностей.

При этом поле зрения автора - и пространственное и временное

1 чрезвычайно широко, границы его очерчены,славным образом,

0 I прожившего долгую, насыщенную событиями жизнь автора.

Процесс освобождения от власти жанровых канонов обусловлен, как показано в диссертации, прежде всего индивидуальными особенностями дарования писателя. Он взялся за перо, чтобы рассказать о том, что пережил сам: характерно, однако, что документальному жанру писатель предпочел собственно художественный - при этом ощущение достоверности (которая в этом случае сродни документальности) не оставляет читателя. К собственно документальному жанру В.Некрасов так и не выходит. .Т Более того, повести «В одном городе» и-«Кира Георгиевна» позволяют говорить о том, что искусством эпического повествования, психологического анализа писатель владел вполне. Но потребность выйти к читателю со своим словом, не передоверяя его персонажам, порожденным его воображением, оказалась сильнее. И даже там, где вновь возникает мир, где живут такие персонажи («Маленькая печальная повесть»), объективное в повествовании неотделимо от субъективного - в финале это обнаруживается в открытую.

Собственный жизненный опыт для В.Некрасова навсегда •» остался исходным при создании им художественного мира. Этим

1 «м определяется и жанровая природа произведений писателя и жанровое движение его прозы - выход к не стесненному литературными канонами повествованию, не оконтуренному сюжетом, совмещающему документально подтверждаемое с вымышленным. Творчество (и произведение как его результат) для художника всегда - единственно возможный способ общения, контакта с читателем; для В.Некрасова потребность такого общения впрямую диктует его форму

- и в этом своеобразие жанра, который возникает в творчестве писателя.

Преодоление В.Некрасовым жанровых канонов, закрепляясь в

ЦИ структуре произведений, свидетельствует о стремлении писателя к ^ расширению коммуникативного поля, к установлению связи с миром, границы которого очерчены жизненным опытом автора, но уже - не только этим. Возникает своеобразный диалог, в котором звучащие извне голоса вызывают необходимость ответа: в слове, в размышлении, в поступке. Упомянуть здесь о жизненном опыте самого автора было необходимо потому, что благодаря этому текст воспринимается как система, имеющая собственное организационное начало. Процесс деструкции, заметно обозначившийся в русской литературе в конце XX века («Замысел» В.Войновича, «Бесконечный "Г" тупик» Д.Галковского), начался позже: В.Некрасов в него вписывается, « отдельные элементы текста (персонажи, реальные подробности, сюжетные коллизии, стилевые компоненты) в произведениях писателя возникают непреднамеренно, но появление их всякий раз продиктовано отчетливо ощутимой авторской волей. Подчиняется же она не требованиям соблюдения жанровых норм, а - самой жизни, о которой рассказывается здесь

Начав повестью, которая могла восприниматься читателями как подлинные записки фронтовика, участника Сталинградского сражения, В.Некрасов до конца дней своих сохранил желание вести с ч» читателем доверительный разговор о прожитом и пережитом: блеск ^ литературной отделки его не привлекал - куда притягательнее было то, что сам он называл (в письме О.Орловой от 26.01.1987) «трепом». Даже по адресу В.Набокова (отдавая «ему должное - тонкости, вкусу, умению») он мог сказать с явным осуждением: «. Для него форма, построение фразы, неожиданность (не всегда удачная) сравнений, упоение вещами и прекрасно написанными ненужными деталями важнее всего .» Набоковский текст оставлял В.Некрасова, по его собственному признанию, «холодным»105. Сам он предпочитал писать иначе, выйдя, в конце концов, к свободному, раскованному - повторим - разговору с тем, в ком писатель видит доброжелательного собеседника. Здесь - объяснение причин и характера эволюции -прежде всего в области жанра - прозы Виктора Некрасова.

Н5 Письмо Л Копелеву и Р Орловой от 13 06 1984 // Некрасов В По обе стороны океана -С 385

-«л . >чМ

I ••¥»* чМ ■■»41.

I •«•»•• -<11

К» 1»

 

Список научной литературыКорнев, Василий Сергеевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Канторович В. Художественная публицистика сегодня. (Заметки писателя.)//Вопросы литературы. -1960. -№ 2.

2. Капусто Ю. Митясов и Чекмень.//Литературная газета. -1955. -26 марта. -№ 37.

3. Кардин В. Приближение далекого.//Культура и жизнь. -1960. -№9.- 169. Кардин В. Виктор Некрасов и Юрий Керженцев.//Вопросылитературы. -1989. -№ 4.

4. Кедрина 3. Литература вторгается в жизнь. (Заметки о прозе 1954 года).//Литературная газета. -1955. -22 марта. -№ 35.

5. Кипение-Григорьев Г. Отменены несправедливые решения.//Литературная газета. -1988. -9 сентября. -№ 45.• «мк»

6. Кипение-Григорьев Г. И только правду. .//Литературная газета. -1989. -18 октября. -№ 42.

7. Кипение-Григорьев Г. Автограф для истории./АПитературная газета. -1991. -12 июня. -№ 23.

8. Кипение-Григорьев Г. «Прошлое не вычеркнешь: слишком много жизней и крови оно стой л о. ».//Литературная газета. -1992. -28 октября. -№ 44.

9. Константинов Ю. Солдаты великой войны7/Нева.-1958.-№9.

10. Константинов Ю. Проза 1958 года.//Наш современник. -1959. -№2.

11. Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. -Л.: Советский писатель. -1957.

12. Козлов И. Об авторской позиции.//Литературная газета. -1959. -17 ноября. № 141.

13. Конецкий В. Последняя встреча.//Огонек. -1988. -№ 35.1. 180. Кузнецов М. Итоги литературного года.//Литературнаяии• газета. -1955. -2 апреля. -№ 40.1. ИР II ИТ1

14. Кузнецов М. Русская советская проза 1954 года.//Русская советская литература 1954-1955 г.г. -М: Издательство АН СССР. -1956.

15. Кузнецов М. Человечность. (О тенденциях современной прозы).// В мире книг. -1963. -№ 1.

16. Кузьменков Н. О туристе с тросточкой.//Московская правда. -1963. -16 марта. -№ 64.

17. Кузьмин Е. Слава подвига народного.//В мире книг. -1970. -№ 5.

18. Лазарев Л. Доверие и ответственность.//Дружба народов. -1958.-№6.1. Г"мая. -№ 62.

19. Лазарев Л. Не за экзотикой.//Литературная газета. -1965. -24 июля. -№ 87.

20. Лазарев Л. То, что запомнилось: О В.Некрасове и

21. А.Тарковском.//.:Правда. -1990. 189 Лапин К. Повесть о сталинградцах.//Советская Латвия. -1947. -19 июля.

22. Макаров А. Рожденные в битве.//Литературная газета.1946. -20 декабря. № 52. 191 Макаров А. Книга о переднем крае.//Советское студенчество. -1947. -№ 2.

23. Марченко А. Вольные смыслы.//Литературная газета. -1909. -20 июня. -№ 25.

24. Моденская Н. Язык и стиль повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». -Ученые записки Пятигорского пед.института. -1956. -№11.

25. Мотяшов И. Любовь. Семья. Мораль.//Литература и жизнь. -1961.-15 ноября. -№ 135.

26. Z 195. Муратов А. Пятьдесят лет в строю.//Нева. -1968. -№ 2.

27. Нагорный С. Человек на войне.//Литературная газета. -1946 -21 декабря. -№51.

28. Нагорный С. Высокая правда.//Литературная газета. -1947. -15 марта.

29. Назаренко В. Традиции, суть, своеобразие//Звезда. -1955. -№7.

30. На передний край идеологической борьбы.//Вопросы литературы. -1963. -№ 4.к* ■1ÉII