автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Жанрово-стилевое своеобразие ранних поэм В. Маяковского
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилевое своеобразие ранних поэм В. Маяковского"
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ИСРАПОВА Фарида Хабибовна
ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННИХ ПОЭМ В.МАЯКОВСКОГО
10.01.01. Русская литература
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ленинград — 1991
Работа выполнена на кафедре русской и советской литературы ского государственного университета им. В. И. Ленина.
Дагестан-
Научный руководитель — доктор филологических наук профессор II. А. Горбанёв
Официальные оппоненты: доктор филологических наук профессор В. Я. Гречнев; кандидат филологических наук Н. А. Казакова
Ведущее научное учреждение: Северо-Осетинский государственный университет.
Защита диссертации состоится » ¡"СОЛ>{)^ у_1691 года
ип заседании специализированного совета К 063.57.42 по присуждению учёно)1: степени кандидата наук в Ленинградском университете.
Адрес: 199034, Ленинград, В-034, Университетская Набережная, 7/9, ф№ дологический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского ушг верситета.
Автореферат разослан
1991 года
Учёный секретарь специализированного совета
А. И. Владимиров:
Проблема жанрового овоеобразяя ранних поен В.Маяковского -реваетоя в диооертации в русле проблемы формирования лирического героя поэта^в оонову анализа положены принципы теории "олу-ховой филологии".
Актуальаооть проблемы
Напиоанные е«8 при жиани В.Ыаяковокого отатьи Б.М.Зйхеит баума "Трубный глав" (1918) и Ю.Н.Тынянова *Промежуток"(192'0, а также некоторые отатьи в исследования пооледних лет (В Н.Аяь-фоиоова.Н.А.Петровой,И.Правдиной.В.К.Турбвна) подготовили почву для того,чтобы говорить о ранних поэмах В.Цаякоэсхого о точки грения их жанрового своеобразия.В данной работа делается попытка обосновать анализ четырёх дореволюционных поэм В.Маяковского -"Облако в втанах,,,"Флвйта-поввоночникя9'1Война и мир" к "Человек" - в традиция »оды? хах ораторского жанра,
В данной работе опробована воанохнооть войти в жанровый пир раннего Цаяковокого какв органическое целое t аналва названных поам 07роится на пересечении некоторых положений тео-рииавтора,теорин01и//^&&^и теории жанров«,
Проблема отноаений "автор - герой" (на ату тему писала Ю. НЛывянов, Л.Я.Гинзбург,1I.M.Бахтин,Б.О.Корман) получает винчение при анализе поам К.Бальмоята,В.Брюсова,А.Блока0В.Маяков-окого.Вопроо об их жанровой специфике реваетоя и на уровне соботвенно авторского (8атекотового),и на уровне гаройного (внутритекстового) олова»Теория декламация (ев разрабатывал« С.И.Бврнвтейн,Б.и.Эйхенбаум,Н.КоварокиЙ),в свою очередь.вваиыо-действует некоторыми моментами о теорией "больной формы" (получившей развитие в работах О.Н.ТышгаоваКйюпяжй для них обеих конструктивное вначеняе принципреализации обретает омыол а для понимания жанрового ооананжя героя,реализуючего (т«вв обмкти-. вирующего на овоём уровне) особенности поведения автора - твор-
Таким обрааом.актуальиооть датой работа ооотоят в том,что проблема жанра крупной формы раннего. Маяковокого рассматривается черев взаимодействие отдельных положений литературной теории. Однако первоначальное значение в диссертации получает непосредственное наблюдение над текстом произведений,реаультат которого может быть сформулирован следующим образом:лиричеокий герой Ua-яковокого обретает способность творить,т.е. становиться автором
отихов.Причём-он- оказываетоя автором.тех самых произведений (ато поэмы."Флейта-позвоночник","Человек",трагедия "Владимир Маяков-ский"),героем которых он являетоя. ;
Для того,чтобы осуществить цель иооледования,т.е. угнать жанровый отйтуо ранних поэм В.Маяковского,предполагается решить следующие задачи: выяснить смысл.той характеристики,кото-~ рую дал иы Ю.Н.Тынянов ("большая ода")¡исследовать в рамках категории лиричеокого героя генезис лиричеокой поэмы конца XIX -начала XX в.в.{уточнить авторскую (затекстовую) жанровую характеристику крупных произведений раннего Маяковокого и войти в облаоть геройного (внутритекстового) олова как дополнительного источника оведений о жанровой основе названных произведений.
Научная новизна исследования состоит в том,что вопрос о жанровых особенностях указанных поэм В.Маяковокого реваетоя в овете теории автора.
Творчеокий отатуо лиричеокого героя раннего Маяковокого до оих пор почти не привлекал к себе внимания исследователей (можно выделить только работы И.Правдиной,Н.А.Петровой).Между тем именно зта черта лиричеокого "я" поэта позволяет переключиться о авторской жанровой характеристики произведений на тот их жанровый образ,который встаёт из оамого текста,т.е. из слова героя.
С другой стороны,в данной работе учитываются результаты предшествующих исследований,авторы которых видели в поэмной тексте Маяковского жанровый генотип "оды1!-(Ю.Н.Тынянов),"мистерии", "жития" (В.Н.Альфоноов о "Человеке"),архаичной загадки (Н.С.Бражникова,Н.Р.Макар о поэме."Про это"),фольклорной мольбы (Н.Р.Лысенко об "Облаке в штанах"),В этой же иооледовательокой традиции находится вывод,делаемый в настоящей работе: жанровым заданием ранних поэм В.Маяковского можно считать их своеобразную "литургичность".В своём аналитическом виде она предстаёт как."голоо на ходу" о выраженной богослужббной ориентацией ге-* роя.Другими словами,речевые жанры лиричеокого героя Маяковского вооходят к облаоти уотного (и,в чаотности,богослужебного) олова.
* Материал исследования - стихотворения и поэмы В.Маяковокого периода 1912 - 1917 г.г.,стихотворения и поэмы А.Блока,по-эиы К.Бальыонта и В.Брюсова.
- - з -
Основные методы исследования
Нетодологической основой диссертации поолуаили работы таких литературоведов,как А.А.Потебня,А.Н.Веселовокий,Ю.Н.Тынянов,Б.Ы.Эйхенбаум,С.И.Бернштайн.О.М.Фрайданберг.М.и.Бахтин, Б.О.Корман^
В работе применяются следующие принципы аналива: 1)прин-цип оравнительно-типологичеокого анализа (ом. II главу,г-е раосматриваетоя оубмктная организация лиричеокой поэмы); 2) принцип иоторико-генетичеокого анализа,о точки зрения которого в III главе исоледуетоя жанровое олово«звучащее в речи героя ("крик"»"рыдание"("пеоня","повесть","Евангелие");3)иото-рико-опиоательный метод имеет меото в I главе диосертации (здесь ранние пйэмы Маяковокого вводятоя в план теории Obttr^/u-lovofyu, )| 4) в I и III главах (при анализе темы пути и тема« . тичеокого поля "речевой жанр героя") иопользуетоя лингво-оти-листический метод выделения "тематичеокой оеткиЦ текота.
Практическая цеинооть работы ооотоит в том,что полученные в процессе анализа представления о поэмном текоте раннего Маяковского могут быть включены в подготовку лекционного.курса истории руоокой литературы конца XIX - начала XX в,в.,спецкурсов 'по творчеотву Маяковокого,по истории лиричеокой поэмы начала Д в.,по теории автора.
Диссертация была апробирована на внутривувовоких научных конференциях (1988,1989).Основные положения работы обоуждалио» на заседаниях кафедры руоокой и ооветокой литературы Дагеотан-. окого университета.По теме диосертации иыеютоя пять публикаций»
Структура и обьём диссертации
Машинописныйтёко» работы изложен на ДО отраницах.Библио-графичеокий спиоок включает 142.наэваший
Работа ооотоит ив введения,трёх глав я заключения^
' СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении даётоя обаор работ«поовящённых жанровой поэтике ранних поэм В.Маяковского.
Целью обзора являетоя выяснение того,как омотрят иооледо-ватэли. на родовую природу этих произведений (ом. работы А.С.Субботина, Л.К.Долгополова,Ф.Н,Пицкель),каким видят учёные их жан-
ровый гвнваио (Л.И.Тимофеев об эпопее как жанровой "праоснове" "Облака в штанах",К.Г.Петрооов о овязях "Облака" о русской ро-цантичеокой поэмой XIX века).Попытка рассмотреть ранние поэмы Маяковского в пересечении двух планов - субьектной структуры и авторокого завершения - отмечена Н.А.Петровой как путь аналига внутрижанровой типологии нефабульной поемы .Разобратьоя в родовом основании произведений поэта предлагается черев оомы-бление стилистических оредот? - метафоры,гиперболы (см,работы Р,В.Дуганова,Л.К.Долгополова).1анростроитвльные функции имени ообственного определены В.Н.Турбиным.
После об8ора говорится о проблеме исследования и обосновывается её актуальность»описываются цель и задачи работы;ао-озветственно этому крротко раскрывается содержание каждой гла--вы.Объяоняетоя закономерность данного расположения глав работы,
I глава диссертации "Ранние поэмы Маяковокого как "большая ода" посвяцена выяснению общего жанрового задания поэта.В качестве исходного положения взято тыняновское (ив статьи 1924 г, "Промежуток"): поэмы Наяковокого - это "большая ода".В'ооот- ■-.': ввтотвйи о этим определением рассматриваются теория "большой формы" и теория "оды",получившие развитие в трудах Ю.Н.Тынянова. Обе эти концепции характеризуются признаком двупланнооти! В поэме Наяковокого как г "большой форме",во-первых,и как э "оде",во-вторых,явление двупланнооти возникает благодаря приёму реализации метафоры или "обращенного параллелизма"(ом.работы Р.Якобсона,Р.В.Дуганова,А.Хан).
Сказанное Ю.Н.Тыняновым о поэмах Маяковского "ода" означает, что рассматривать их следует под углом "ораторского действия". Поэтому прежде всего поэмы Маяковокого входят в русло Традиции ОЯгшгр!и.£о€сфи ,разрабатывавшейся в' отечественной науке Б.М. Эйхенбаумом,С.И,Ббрнщтвйном,В.Н.Тыняновьш.Мыоль о родственнооти отихотворного ритма о ритмом фиэичеокого движения была вьюказа-на С.И.Бернштейном,который (так же,как и НДоварский)видел в этом блиэость теории звучащего поэтического олова к теории синкретизма ревобытной поэзии.Этим овоим выводом теория декламации отражает формулировку О.Мандельштама в его "Разговоре Ь Данте"I "поэзия на ходу".Выражение "поэзия на ходу» для Маяков-; окого можно уточнить:его стихи - это "голос на ходу".Маяковский-автор говорит об этом в отатье 1926 г. "Как делать сти-
хи?1': "Я хожу,размахивая руками и мыча ещё почти без слов,то укорачивая шаг,чтобы не мешать, мычанию,то помычивап быстрее в такт шагам..."Маяковокий-герой видит оебя"идущим о голо-оом": "мир огромив мощью голоса./иду..."(пролог "Облака в штанах").
Маяковский как поэт декламативной тенденции (по С.И.Берн-итейну) продолжает традицию эстрадного и камерного произнесения стихов,работы над стихом "о голооа".Голосовая природа поэзии Маяковского получает своё научное обоснование в небольшой рецензии Б.Эйхенбаума на поэмы "Войн? и мир" и "Человек"„Эта • статья-заметка,которая называется "Трубный глас"(1918),возвращает читателя к античной система риторики,где "ритм","голоо\ •'дыхание" рассматриваются в их органической овязи.Сам Маяковский раснрывает овоё понимание звучащей поэзии в статье 1927 г. "Расширение словесной баэы": "хорошесть авторской читки не.з актёрстве.В.И.Качалов читает лучше меня,яо он не может прочесть так,как я....Критик-физиолог (!) должен измерять на эстраде пульс и голоо по радио,но также заботиться об'улучшении физической породы поэтов".Его требование "права на граммофонную пластинку" объясняется современной наукой: "художественный письменный текст в целом подвергается устной "перекодировке" чаще,и изначально ориентирован на неё больше,чем нехудожественный" (Б.М.Гаспаров).
Культ голоса Маяковского выделяется особым срезом в вос-_ поминаниях современников (С.Спасского,Вао.Каыенского.И.Северя-н}4на,Б.Пастернака). ■
В начале XX в.,в период расцвета "слуховой филологии" формы устного стихотворного слова объявляютоя жанровыми канонами поэзии Блока,Брюсова,Ахматовой,Мандельштама.В плане стилистических средств ораторский жанр характеризуется,как показывает Б.М.Эйхенбаум,метафорой.проведённой от начала до конца.По этому признаку одическая (Ораторская) производнооть поэм В.Маяковского раскрывается через реализацшо.Зг.е. проведение от начала до конца,всякого выражения,воякого оловесного построения»
Для большого поэмного текста раннего Маяковского - "Облако в штанах","Флейта-позвоночник","Война и мир" и-"Человек" -соответствующим большим началом будут цикл "Я" и трагедия "Владимир Маяковский".Малые начала - это прологи поэм.Ядром '
реализации,"заданным отроен начала"(Ю.Н.Тынянов)«должно стать выражение,характеризующее творческое состояние героя.В "Облаке в штанах" это строчки из второй строфы пролога: "Мир огромив мощью голооа./иду".что соответствует авторской творческой самохарактеристике:'^ хожу.размахивая руками.и ныча ещё почти баз олов ...".
Формулу деятельно-речевого потенциала героя,которая, оварьируясь,реализуется на протяжении всего поэмного текста раннего Маяковского,мы находим в стихотворении,открывающем цикл "Я": "иду/ один рыдать".В несколько изменённом виде эта формула читаетоя в первой строфе первой главы поэмы "Флейта-позвоночник" г "Вёрсты улиц взмахами шагов мну.Дуда уйду я. этот ад тая!/...Думаю./Мысли.крови сгустки,/больные и запёкшиеся, дез2£_из_че£епа".
Анализ деятельно-речевого потенциала героя распределён в диссертации следующим образом: в I главе подробно рассматривается первое значение тройного действия (физичеокое движение как шагание,шествие),в III главе детальное рассмотрение получает речевая деятельность героя (о точки зрения её жанровой ориентации).Этим определяется такой путь анализа,когда в текоте выделяетоя "тематичеокая сетка" о главным тематическим (отержневым) оловом.
Тематичеокое поле "путь героя" обнаруживается в текоте многих ранних стихотворений Маяковокого.Вот случа«,когда пеший ход героя оочетаетоя о его речевым (голооовым) движением (как иллюстрация формулы "голос.на ходу"): "Я вышел на пло- . щадь/ ... у меня изо рта/ шевелит ногами непрожёванный крик". ("А воё-таки",1914)."проФланирую шагом Дон-Куана и фата ... На глади асфалыа мне хорошо грассировать 1"("Кофта фата", 1914),"Неано говорил ей -/мы у реки / шли камышами"("Пуотяк у Оки",1915),"Душа не хочет немая идти"("Надоело".1916).
Тема пути ооотавляет значительный лексико-оемантический пласт в творчестве А.Блока: "Герой молодого Блока - путник" -(Д.Е.Макоимов).Движение и звучание предстают как внутренние ,характеристики творческого ооотояния в стихотворении Блока "Художник"(I9IS): "Ширятся 8вуки.движенье и свет".Для героя ... Маяковского окладываетоя иная.ситуация: "крик" (голоо) и дви- . жение оуть внешние признаки его творческого процесса:"мотался/
и крики в строчки выгранивал"(I глава поэыы "Флейта-позвоночник").
Узел трёх таи - пути,речевой деятельности и творчеотва » возникает в поэме "Человек" в главе "Страоти Маяковского":ге-рой "видит",как "она" "подпила" к "Повелителю Всего","склонилась руке":её "губы шепчут": "Флейточка","Облачко" и третье, "какое-то,только что" "творимое" героем "имя".(Специально о творческом отатуое героя,его "возвращении в автора" см. во И главе диооертации.)
Пеший ход героя,заданный циклом "Я"(1913),трагедией "Владимир Ыаяковский"(1913) и поэмой "Облако в штанах"(1915), в конце большого поэмного текста раннего Маяковского,в поэме "Человек"(1916 -, 1917),теряет овоё значение: "Шагну - / и онова в меоте том./ Рванусь - / и онова еря." Этой оитуации предшествует эпизод подымания чаши-черепа в прологе "флейты" й "подымания голооа" в прологе поэмы "Война и мир".Герой Маяковского останавливается.прерывает овоё шествие пооле "Облака в штанах".В эпилоге "Флейты" он оказывается "прибитым" "гво- -здями слов" к бумаге;в поэме "Война и мир* позволяет ^'расстреливайте,/вяжите к. столбу!".Таким образом,остановка делаетоя для .героя омертельно опаоной.В поэме "Человек" герой уже "летит": "Вот захотел / и по тучам/ лечу ж."(глава "Вознесение Маяковского"). ;
В процессе осуществления темы пути в поэмном текоте ранне -го Маяковского соблюдается принцип ораторской (одичеокой) ме-тафоры:теыа.пути.оюжетно характеризует лириче'окого'героя от • начала (цикл\"Я") до конца (поэма "Человек").Причём выражения "вознеоение Маяковокого*!,"Маяковский в небе" (это названия глав из поэмы "Человек'') характеризуют путь героя уже в самом начале,в цикле "Я":
, . Это душа моя
клочьями порванной тучи ' в выжженном небена ржавом креоте колокольни!
. ("Несколько слов обо мне самом")
"Путь в небе" читается и в финале "Облака в штанах": "Я иду!...Вселенная опит..."
Смысл темы пути обогащается у раннего Маяковокого ещё'од-
ним значением.Путь лирического героя - это путь (при)несения себя в жертву.В прологе трагедии герой говорит: "...наомешек грозою / душу на блюде несу/ к обеду идущих лет".(Б.Пастернак о "множестве аналогий" у Маяковокого "о каноническими представлениями, скрытых и подчёркнутых").Отголоски темы пути-несения находим в прологе поэмы "Война и мир": "душу /сумел,/ сумел донесть";в третьей главе "Флейты",где названная тема звучит в ярком евангельском контексте: Любовь мою,
как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
Путь героя о ношей уже с самого начала получает страдательный смысл.В ко нце второго действия трагедии "Владимир Маяковский" герой говорит:"Я / о ношей моей / иду,/ спотыкаюсь,/ ползу."
В конечном итоге можно говорить о том,что путь лирическог» го героя Маяковского прослеживается в двух планах: это,с одной стороны,путь поэта ("иду" с "голосом"),а о другой стороны, это путь жертвы.
Вторая глава диссертации посвящена вопросу формирования лирического героя в русской поэме конца XIX - начала XX в.в.,' причём вопрос этот ставится таким образом: в чём проявляется отличительная особенность лирического героя Маяковского по сравнению о поэтическим "я" Бальмонта,Брюоова,Блока?
В первой главе мы рассматривали лирического героя Маяковского как.тему произведения,т.е. как то.о чём.говорится (объект речи).Во второй главе речь идёт о лирическом "я" Маяковского как о субъекте сюкетостроения.Для того,чтобы достаточно чётко предотавить его в этом аспекте,необходимо было сопоставить "я" Маяковского о поэтическим "я" других авторов,т.е. поместить его в ряд "литературной эволюции*".Терминологический Минимум главы представлен следующими понятиями:автор-повествователь,герой-деятель, субъект речи,субъект действия.Эти термины служат для анализа субъектной структуры произведения.План содержания получает значение в категориях безличностного "я", конкретно-жизненного,биографического "я" и творческого "я".
В главке "Неразложимое "я" в поэме Бальмонта" рассматриваются поэмы Бальмонта "Мёртвые корабли"(1895),"С морского дна"-
(1902),"Дон-Жуан" (1898).Анализ двух первых поэи показывает, что для Бальмонта нет различения "автора" а "героя";распрвде-ление повествования на автора и героя есть чисто условное распределение единого творческого "я" на два варианта собственного голоса.
В поэме "Мёртвые корабли"выделяются голоса трёх субъектов речи:автора-повествователя,"героя" (пловцы на кораблях) и лирического оубъекта,который формально никак в тексте не . обозначен.Это последнее явление безличностной субъективности, пожалуй,ближе всего к тому,что Ин.Анненский назвал "настроем душ"-самого поэта,его "истинно неразложимым я".Этот.третий голоо определяет не фабульный,а сюжетный смысл поэш;он больше всего соотносится с эпиграфом,в котором позиция автора максимально открыта."Ничейный" третий голос возникает и в другой поэме Бальыонта "С норского дна";автор-повествователъ и "герой" ("дева морской глубины") нейтрализуются э этом голосе. В поэма "Дон-Жуан" также стирается различие незду .авторской и геройной речыэ.В целом поэма Бальыонта характеризуется своим несостоявшимся эпический заданием? здесь вместо разграничения на "автора" и "героя" возникает сплошной "аморфный лирический поток" (П.Громов).
В.лирической поэме В.Брюсова "Царю Северного Полиса" (1898 - 1900) эпическая ваданность (герои - "викинги") постепенно уступает место лирической,эмоциональной манера рассказы-вания.Наруиается первоначальное позествовательно-деятелъиоэ равновесие текста:всё повествование начинает тяготеть к полюоу героя,но не в плана его поотупка.а в плана его настроения.В финале. поэмы "герой" окончательно тс;яет свой деятельный потенциал: теперь он существует только как "голос".
Для Брюсова - автора таких поэи,как "Царю Северного Полюса",^"Замкнутые"(1900 - 1901)»"Конь блед"(1903)/'Духи огня" (1904),"Слала толпе" (1904) - характерны две тенденции.Первая; повествователь стремится укрыться за героем.Но это совсем не означает усиления эпического начала,так как явно проступает вторая тенденция:сам герой иэ деятеля превращается в голоо. Если в "ничейном" голосе у Бальмонта угадывается сам автор, то "ничейный" голос в финале."Царю Северного Полюса" - это скорее всего голос героя,утратившего свою событийную актив-
■Г 10 -
нооть.В поэме Брюсова "Конь блед" реализуется эпический тип отношений,когда автор рассказывает о действиях героя.В целой же в бальмонтовоко-брюоовокой поэме не создаётся противостояния "автор - герой". -
В неоконченной поэме Блока "Е1 прибытие" (1904) отразились попытки Бальмонта и Брюоова трансформировать овоё лирическое "я" в эпическое пространство поэмы.Здесь также утраче--но фабульное оонование.произведения в связи о возрастанием речевой активности героя.Так же,как и в бальмонтовско-брюоовокой поэме,в '.'Её прибытии" сильно ощущается приём несобственно-прямой речи,с помощью которого в авторское повествование входит геройный голоо.
В "Ночной фиалке" (1905 - 1906) Блок находит возможность объединить полюсы автора и героя в единое органическое целое; объединение это происходит личностным образом.Не безличная субъективность бальыонтовокого "ничейного" голооа,не геройная маска "личного повествователя" в поэмах Брюсова,но. биографическое,жизненное "я" в его слитной фабульно-речевой активности возникает в поэме Блока.Рассказчик и участник события здесь одно и то же. лицо,причём это лицо оамого автора.Таков смыол зачина "Ночной фиалки",где биографический элемент благодаря мотиву памяти соединяется оо словами "рассказать" и "случилось":
......памятно мне, ^
то,что хочу рассказать вам, то,что случилось во сне.
На фоне"сплооной туманности", аморфнооти лирического потока Бальмонта резко заметен отделившийся от этого потока субъект поэзии Блока (П.Громов).
Ю.Н.Тынянов определил блоковокое "я" как "человеческое лицо",которое всегда стоит ва- поэзией Блока.В чём же состоит собственно "маяковское" содержание категории лирического "я"? Насколько,по сравнению о бло'ковским образом "я",раздвинуты его смысловые границы?В чём проявляется его специфическая активность?
Как и герой Блока,лиричеокий герой Маяковского осуществляется сопряжением поступка и речи;содержательной почвой этого единотва становится максимальный автобиографизм,Отсюда,из "стихии интимно-личного" (по выражению Ф.Н.Пицкель),герой !.!ая-
ковокого начинает развиватьоя в своём новой качестве,которое впервые наглядно было продемонстрировано в трагедии "Владимир Маяковский".В её сценичеоком осуществлении была предпринята попытка максимальной авторской самообъективации.В эпилоге трагедии автор,В.Маяковский,он не актёр,исполнитель роли . "Владимира Маяковского,поэта 20-25 лет",обращаясь к зрителям, говорил:"Я это всё пиоал / о вас,/ бедных крысах.""Писал" здесь имеет отношение только к автору,но никак не к герои.
В отдельных стихотворениях ("Внимательное отношение к взяточникам",1915;"Надоело",191б) Маяковский обращается к оа-моцитированию.в результате которого его герой проникает в об-лаоть собственно авторского слова:он использует в своей речи заглавия.известных произведений поэта ("Нате!" и "Простое как мычание").Наиболее яркие случаи,когда герой "уходиin в автора, обнаруживайся финале поэмы "Флейта-позвоночник" и в главе "Стрроти Маяковокого"из поэмы "Человек".В финале "Флейты"мы видим героя в тот момент,когда он уходит в творчество,отано--витоя автором стихов.В этом новом для него состоянии он вклв-чаетоя в рамку евангельокого сюжета: "Творись,/ распятью равная магия./ Видите - / гвоздями олов / прибит к бумаге я."В главе "Страсти Маяковокого'герой видит себя творцом таких "имён",как "Облачко","Флейточка"{"только что" им "творится" третье "имя" - "Человек".
Подобная творчеокая ситуация "выхода","ухода" героя в автора наблюдаетоя некоторыми последователями пушкинокого "романа в стихах" "Евгений Онегин". ,
В III главе диосертапии предпринимается попытка решить вопрос о жанровой природе большой формы раннего Маяковского о двух точек зрения:с точки зрения авторской жанровой характеристики и в плане жанрового выбора героя.Здесь учитывается характеристика поэмного текста раннего Маяковского как ораторского^ оонову геройного поведения кладётся выражение "голос на ходу".Та особенность поведения 'героя,которая была отмечена во II главе, диссертации - способность занимать положение автора-творца - позволяет проявлять особое доверие к его слову,отождествлять его с собственно-авторским^
В начале III главы рассматривается одна из черт поэтичесд-кого процесса в начале века:вместе с заглавием автор сообщал
своему произведению жанровый подзаголовок."Лирическими поэмами" называют свои произведения Бальмонт и Брюсов.У них побеждает тенденция волевого утверждения жанра;подзаголовок ориентирует на себя жанровое сознание читателя»Лирическая поэма ещё очень близка к циклу стихотворений,что отразилось в жанровых пометах Блока (так,"Заклятие огнём и мраком"- для самого автора "цикл или поэма","Снежная маска" - "лирическая поэма"^Панковский наследует эту блоковскую традицию неразличения стихотворного цикла и поэмы.Ср.:"0блако в штанах" - "тетраптих",первоначальное заглавие поэмы "Флейта-позвоночник" - "Стихи ей". ... Другой особенностью раннего Маяковского является нечёткое,оли-шком широкое представление о жанре своих произведений,что отразилось впоследствии в использовании для них в качестве вме-стожанровой характеристики слов "книга" или "произведение".
Авторская характеристика произведения ("Война и мир" -"поэма","Человек" - "вещь") может быть понята как указание на его внешнюю форму.Попытка определить его внутреннюю жанровую форму предполагает вхождение в область геройного слова»
Пользуясь методом выделения тематических полей,мы обнаружили в тексте большой формы раннего Маяковского целый ряд жан-ровозначимых слов.Так,можно назвать "песню" (цикл "Я"),"легенду" ("Война и мир"),"повесть","балладу" ("Человек").
Какова направленность этого жанрового слова героя? - Прочерчивается линия эволюции речевых форм героя от цикла "Я" и трагедии "Владимир Маяковский" до "вещи" "Человек";герой начинает о обрядовых форм голосоведения ("рыдание","песня","крик" в цикле и трагедии) и доходит до -такой традиционной,строго каноничной формы,как "Евангелие "»которое в основе своей еоть "письменная комбинация "блоков" устного предания" (С.С.Аверин-цев).Таким образом,можно констатировать господство голосовой жанровой формы: помимо названных,это "крик" в "Облаке в штанах", "концерт" во "Флейте",просто "голос","ораниб" в "Войне и_ ыире" ("голос / подьемлю днесь","ору о ком я").В тексте "большой оды"-Маяковского голосовая форма выражения побеждает традиционно-книжную (в "Облаке в штанах": "Никогда /.ничего не хочу читать.");устное неоформленное слово ("крик","плач") берёт верх над канонически-написаннш1:"Куда легендам о бойнях Цезарей ..."("Война и мир"),"Навек / теперь я / заключен / в
беоомыоленную повеоть1","Взбурься,баллад поэтовых тина"("Человек").Отрицая традиционное "пение" поэтов-лириков (он. II главу "Облака в штанах"),герой в то же время сохраняет его в своём репертуаре как "высокий" жанр воопевания,"славословия": "Тебя пою" ("Флейта-позвоночник"),"Пойте теперь / о новом - пойте -Демоне"("Человек").Ощутимой оказывается ориентация героя на -богоолужебное олово(от "рыдания" 0 "раопятых городовых" в цикле "Я" до ааупокойной молитвы по герою в финале "Человека"). -Вопроо о "внутренней форме"ранних поэи Маяковокого решается, согласно воему оказанному,в польэу жанров "для голооа".
В заключении обобщаются результаты первой и третьей глав» тема пути героя,ооединяяоь о его уотным богоолужебным оловом, получает омыол литургического шеотвия героя (по О.М.Фрейден-берг).Подчёркивается двупланное значаиие формулы "голоо на ходу" ion определяется и творческое поведение автора,и поведение героя.Делаетоя вывод о "доотаточнооти" тыняновокой характери--отики ранних поэм В.Маяковского ("большая ода") как ораторского жанра:она подтверждаема изнутри оамого текста,оловом героя.
Список публикаций по теме диооертации:
1. К проблеме лиричеокого героя В.Ыаяковокого (цикл "Я" и поэма "Флейта-Позвоночник") // Тезисы докладов У1-ой научно-практичеокой конференции молодых учёных и специалистов Дагестана "Молодёжь и общественный прогресс". - Махачкала, 1984. - 0.53.
2. К проблеме лиричеокого героя в дооктябрьских поэмах В.Маяковского // Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения: Сборник научных трудов - Кемерово: КемеровокиИ госунивероитёт,1987. - 0.124 - 129.
3. Ранний Маяковский: от Блока к Пушкину (к проблеме лирического "я") // Внутренняя организация художественного произведения: Меквузовокий научно-теыатичеокий сборник - Махач -кала:Дагестанский гооуниверситет,1987. - 0.98 - 10?.
4. Отношение авторского и геройного планов в поэме В.Маяково-кого "Флейта-позвоночник" и русокая поэтическая традиция // Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики:. Межвузовский научно-тематический
оборвик - МахачкалахДагеотанокий госуниверситет,I988. -о.102 - 109,
5. К проблеме лирического героя ("равновеоие1? или "перевео"?) // Проблема автора в художественной литературе: Ыежвуэово-кий сборник научных трудов - Ижевск: Удмуртский госунивер-
оитет,1990. - с, 18 - 26.
Формат 60x90 I/I6. Тираж 100. Заказ 693.
Типография Дагестанского научного центра АН СССР Махачкала, 5Ш жилгородок, корпус 10