автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанровое многообразие марийской исторической прозы 1970-1990 годов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Федосеева, Надежда Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанровое многообразие марийской исторической прозы 1970-1990 годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федосеева, Надежда Александровна

Введение

Глава I. Основные особенности жанрово-стилевого развития марийской исторической прозы

Глава II. Жанровое своеобразие современной марийской хроникальной прозы

Глава III. Стилевые доминанты марийской мемуарной прозы

3аключение

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Федосеева, Надежда Александровна

Литературный процесс - сложное явление. Каждый период вносит в литературу свое новое. Этот процесс совершается не без опоры на прошедшее. Периоду 1970 - 1990-х годов в СССР предшествовала «хрущевская оттепель», которая дала новый толчок творческим поискам, продолжавшимся и дававшим свои плоды в последующие десятилетия.

1970-е годы привели к осмыслению культурного наследия прошлого. Историческая преемственность в культуре, разрушенная в 30-ые годы, начала постепенно восстанавливаться в период «оттепели».

В 1980-х годах вышли в свет художественно-публицистические произведения, нашедшие отклик в обществе. В литературе и искусстве непрерывно шел поиск нравственных ориентиров. В середине 1980-х в жизни общества начинается перестройка, демократизация, в связи с чем возрастает интерес к публицистике, к историческому прошлому, возвращаются незаслуженно забытые имена. В связи с новым этапом в общественно-политической жизни в корне меняются культура и искусство. Изменения, произошедшие в связи с перестройкой, демократизацией, принесли свободу слова. В связи с этим у писателей возрастает интерес к исторической теме, к переосмыслению, переоценке пройденного пути Россией. Произведения, созданные в этот период, представляют собой многогранное явление. По разнообразию используемых приемов и жанровых форм литература последних десятилетий заметно отличается от литературы 50 - 60-х годов. Появляются исторические романы, авторы которых обратились к вопросам государственности, роли исторической личности в переломный момент жизни общества. Перед авторами стояла задача изобразить народ, его национальные особенности, роль исторической личности в его судьбе. Интерес к исторической литературе в последние десятилетия заметно возрос в связи с потребностью человека оглянуться назад и осмыслить итоги прошлого: что же она принесла? Какова роль человека в истории народа, в обстоятельствах эпохи? Как он жил? Чем дышал? Все это находит отражение в литературе последних десятилетий. Очевидно, интерес к исторической прозе вызван еще стремлением осмыслить по-новому исторические процессы, происходящие в жизни.

Особенность исторической прозы состоит в том, что в основе ее содержания лежит исторический конфликт, являющийся для данной эпохи действительно значительным. Писатель стремится показать не одну какую-либо общественную группу, а жизнь всей нации, ее «верхи» и «низы» в их исторически сложившихся отношениях. Исторической прозе характерны смелые и резкие подробности в изображении жизни, психологизм, изображение событий и людских судеб в их противоречивой сложности, интерес к восстановлению имен и событий, незаслуженно оставшихся в тени, осознание всей меры утраты, причиненной народу.

Говоря о литературе народов России, нельзя не отметить, что каждая развивалась по своему пути. Марийская литература, по сравнению с другими, молодая: первые художественные произведения были созданы в конце XVIII века. Свое развитие она получила лишь в советский период. В последние десятилетия прослеживается заметный рост исторической прозы. Авторы затрагивают актуальные проблемы прошлого, связывая их с настоящим, доводя до читателя свою версию о прошлой жизни. В конце XX века писатели получили возможность глубже проникнуть в исторические корни прошлого своего народа.

Исторический роман в марийской литературе зародился в общественно-политической обстановке 30-х годов, бурных социально-экономических преобразований после Октябрьской революции в России, что позволило развитию нового идейно-эстетического содержания, правдивого изображения образа человека нового общества.

Жизнь требовала от литературы художественно убедительного изображения роли отдельного человека и целых народов в революционно-исторической деятельности. На современном этапе писатели стараются поднимать проблемы развития общества через осмысление исторического прошлого. Ими ставятся вопросы взаимоотношений не только личности и общества, народа и истории, но и власти и личности, власти и народа, религии и государства др.

Историческая проза, ее жанровые особенности давно привлекали внимание литературоведов. Она нашла отражение в критических трудах классиков: Аристотеля, В.Белинского, Н.Добролюбова и др. В современный период эта проблема поднималась в исследованиях В.Д.Оскоцкого, Ю.И.Суровцева, Н.М.Сайгина и др. В марийском литературоведении - в научных работах К.Васина, Г.Сандакова, В.Васинкина, Н.Гореловой.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Процессы демократического обновления общества, связанные с утверждением концепции общечеловеческих ценностей, позволили открытию новых возможностей для исследования национальных культур, созданию предпосылок для изучения проблем истории и теории литератур народов Российской Федерации, для воссоздания объективной картины их развития. Эти обстоятельства определяют актуальность изучения проблем формирования литератур России, в частности, литератур народов Поволжья и Приуралья. С этими процессами связана необходимость исследования и марийской литературы, изучения тех вопросов, которые до настоящего времени были предметом лишь частичного изучения. К одной из таких актуальных проблем исследования марийской литературы относится изучение жанрового многообразия марийской исторической прозы 1970 - 1990-х годов. Данный период характеризуется усилением интереса писателей к исторической теме. Это связано с потребностью общества в переоценке исторического пути, пройденного Россией. Авторы обратились к проблемам взаимоотношений личности и истории, личности и общества, народа и истории, нации и истории, к проблемам государственности, общечеловеческих ценностей, религиозной нравственности и др.

Марийская историческая проза 1970 - 1990-х годов представляет собой многогранное явление. Состояние ее жанров отличается расширением хронологических границ изображения - от седой древности до современности, пополнением системы жанровых разновидностей, упрочением связи с современностью. Актуальными стали исторические уроки относительно недавнего прошлого. Произведения, посвященные эпохе сталинского режима, вызвали заметный интерес в обществе. В марийской литературе это освещено в мемуарах, которые в стилевом отношении отличаются усилением лирико-субъективного, исповедального начала.

Актуальность работы состоит в том, что на примере исследования марийской исторической прозы продолжается научное изучение молодых литератур региона, формирование и художественный опыт которых представляет самобытную форму национального художественного сознания. Актуальность исследования обусловлена переменами, которые происходят в литературной жизни. Она продиктована современными требованиями развития общества. Современные литературоведы вырабатывают новую методологию анализа художественных произведений, разрабатывают новые критерии и оценки развития национальных литератур. В данной работе предпринимается попытка дать картину современного состояния марийской исторической прозы 1970 - 1990 годов, выявить ее жанровое и национальное своеобразие .

Исходя из этого поставлены ЦЕЛИ ДИССЕРТАЦИИ: определить периоды развития марийской исторической прозы, выявить особенности жанров, тенденции их развития, стилевое своеобразие, проанализировать сюжетно-композиционную структуру произведений исторической прозы; изучить особенности образной системы, способы художественного изображения человека, его психики, уяснить, насколько полно и правдиво воссоздается связь судьбы человека с судьбой народа в потоке исторических событий, установить основные вехи развития художественного историзма в марийской литературе.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ послужили труды М.М.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, С.М.Петрова, Л.П.Александровой, Н.М.Щедриной и других литературоведов и критиков.

Тема развития исторической прозы в литературе XX века рассматривалась в ряде исследовательских работ народов Ура-ло-Поволжья, например, К.Васина, Г.Сандакова, Е.Жиндеевой, А.Ермолаева, Н.Гореловой и др.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются романы В.Петухова «Акрам», «Острая стрела, тугая тетива», хроникальные повествования В.Юксерна «Чарла», Ф.Майорова «М.Шкетан», мемуары В.Ошэла «Человек рождается жить», И.Осмина «Между небом и землей» и др.

Анализ этих произведений проводится в сопоставительном плане, для этого привлекаются произведения как русских, так и писателей народов России - Х.Уяра «Тенета», К.Абрамова «Пургаз», А.Куприна «Поединок», Н.Ильбека «Черный хлеб», В.Иванова-Паймена «Мост» и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА определяется в общей концепции диссертации, заключающейся в выявлении жанровых особенностей исторической прозы, которые не были предметом специального изучения. Проблемы стилевого своеобразия марийской мемуарной прозы в данной исследовательской работе освещены впервые . Исследованы методы художественного изображения человека, рассмотрены основные вехи развития историзма в марийской литературе. Сделана попытка представить художественно-эстетическое богатство и изобразительные возможности национальной литературы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что выявленные в диссертации наблюдения и выводы расширяют и углубляют представление о развитии исторической прозы в современной марийской литературе. Материалы исследования могут быть полезны в преподавании курса «История марийской литературы» в вузах, при подготовке учебников и учебных пособий для школ, училищ, колледжей, вузов Республики Марий Эл, народов Поволжья, при написании студентами курсовых и дипломных работ.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Работа выполнена на кафедре марийской литературы Марийского государственного университета. Диссертация обсуждалась на кафедре марийской литературы МарГУ, на заседании кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова.

Основные положения диссертации были представлены в докладах на Всероссийских Вавиловских чтениях (Йошкар-Ола, 1997), Международном симпозиуме «Финно-угорский мир и XXI век» (Йошкар-Ола, 1998), круглом столе журнала «Ончыко» («Вперед», Йошкар-Ола, 1998), межвузовском конференции, посвященной 70-летию профессоров А.Е. Китикова и Н.И. Исан-баева (Йошкар-Ола, 1999), IV республиканской научно-практической конференции «Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в школе» (Йошкар-Ола, 2000), II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (Саранск, 2000), Научно-практической конференции преподавателей по итогам научно-исследовательской работы за 1999 год (Йошкар-Ола, 2000) и отражены в публикациях:

1. «Акрам» да кызытсе марий прозо (Роман «Акрам» и современная марийская проза)//Ончыко.- 1997,.- № 11.- С. 152 -157 (0,34 п.л.).

2. Становление исторической прозы в марийской литературе//П Вавиловские чтения. Диалог наук на рубеже XX - XXI веков и проблемы современного общественного развития (Материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции).- 1997,- С.267 - 268 (0,1 п. л. ) .

3. Сылнымут садвече пылан пагыт кечын: Съезд гыч съезд марте: Писатель да жап (Литература и наше непростое время.

10

Беседа за «круглым столом»)//Ончыко.- 1998.- № 10.- С.51 -53 (0,1 п.л.).

4. «Халык тышман» («Враг народа»)// У сем.- 1998.- № 4.-С.124 - 130 (0,27 п.л.).

5. А.Апатеевын исторический темеш сирымы прозыжы (Проза А.Апатеева на историческую тему) // У сем.- № 3.- 1999.- С. 114 - 122 (0,5 п.л.).

6. Современная марийская проза о 30-х годах // Финноугроведение.- № 2 - 3.- С. 147 - 148 (0,1 п.л.).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровое многообразие марийской исторической прозы 1970-1990 годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, с уверенностью можно говорить о том, что в последние годы современная марийская историческая проза достигла значительных успехов. При своем многообразии она имеет свои отличительные черты, расширяет хронологические границы изображения - от седой древности до современности. Историзм произведений состоит в воспроизведении фактов, которые влияли уже на сам ход событий. На наш взгляд, изображенные события отражают реальные исторические факты, каждый из которых имеет свою социальную значимость.

В центре внимания авторов обычно находится судьба человека. Создавая образ личности, писатель тем самым одновременно воспроизводит историческую эпоху, в которой живет его герой. Кроме внимания к внутреннему миру, поступкам персонажа, фактам от романистов требовалась еще и работа над художественным вымыслом, чтобы он помог ярче и убедительнее показать картины истории. Эти картины изображают не только социально-политическую борьбу, но и дух, быт, уклад жизни той эпохи. Вымышленные герои играют объективную роль, живут своей жизнью, помогая автору в изображении исторических событий.

Произведения марийских писателей имеют большое значение: они показывают историю марийского народа в неразрывной связи с историей русского государства, соседствующих народов.

Нужно отметить, что всякое явление в литературе и искусстве тесно переплетается с жизненными процессами. Если еще до середины 1980-х годов в литературоведении преобладала идеологическая насыщенность, то уже с 1985 года начинается новое осмысление процессов литературы. Писатели по-новому стали изображать характеры, общество, события, с новой точки зрения обращаются к психологии героя, его философии, мировоззрению, связанным эпохой. Среди всего многообразия произведений современной марийской исторической прозы следует отметить разнообразие ее жанров и тем. Освещение истории Марийского края, революционного движения, биографии известных исторических личностей, воспоминаний позволяет говорить о том, что сегодня в марийской литературе можно отметить наличие следующей системы жанров: 1) историко-революционная проза; 2) историко-биографическая проза; 3) историческая проза; 4) хроникальная проза; 5) мемуарная проза.

Исходя из того, что деятельность личности направлена на преобразования жизни, где ведущая роль принадлежит власти, писатели пытаются осмыслить взаимодействие героя с существовавшей властью, положением в обществе.

В рассмотренных нами произведениях одни герои сами представляют власть (Чумблат, Ан-Насир, Всеволод Большое Гнездо в «Острой стреле, тугой тетиве В.Петухова; Акпарс, Ковяж в «Родине» А.Апатеева; Опаев, Домарчев, Баратынский и другие в «Чарле» В.Юксерна; Яков в «М.Шкетане» Ф.Майорова и др.), другие подчинены ей (Яшпай, Кыргорин Васли в «Акраме» В.Петухова,' Аскари в «Родине» А.Апатеева; лирические герои мемуаров, которые стали жертвами власти и времени).

В марийской исторической прозе большое место занимают и подлинные документы. Они помогают изобразить многие явления, происходящие в жизни, выразить авторскую концепцию.

Ретроспективное изображение событий, человека далекой эпохи, роли исторической личности, фактов повлияли на художественную форму произведений. Если до середины 80-х годов в марийской исторической прозе были лишь историко-революционные романы, то позже появляются хроники, мемуары. В основе их содержания лежат исторические события, конфликты, которые были значимы для новой эпохи. Писатели стремятся показать не одну социальную группу, а жизнь всего народа, разных социальных слоев обществ.

Изображая те или иные явления, авторы определенным образом их оценивают, не оставляя в стороне действия и поступки своих героев, исторических личностей, составляя целую систему художественных ценностей, оценок, отрицаний, утверждений и т.д. Это помогло дальнейшему углублению реализма, установлению историзма в марийской литературе. Были разрушены недостоверные представления о событиях минувших эпох, впервые правдиво были изображены подлинные творцы и герои истории без лишних прикрас и умолчаний. Мемуары дали достоверные картины общественной жизни, сведения и факты о чудовищных преступлениях сталинского руководства, которые были скрыты от глаз общественности в течение десятилетий. Нам представлен подлинный облик наших сел и деревень, которые и сейчас находятся на грани разорения и обнищания.

Современные писатели глубже стараются осмыслить вопросы исторического, философского, нравственного сознания, поднимая при этом проблему национального самосознания. Предметом изображения стала подлинная история марийского народа. Авторы обращаются к судьбе народа в решающий момент жизни. Но основным объектом художественного произведения становится не просто человек определенной социальной среды и эпохи , а его душа, его внутренний мир. Читатель с помощью этого героя переосмысливает всю историю, по-новому воспринимает истину бытия, по-новому осознает суть произошедших фактов в жизни народа. В этом состоит значение исторической прозы: она воспитывает, формирует нового человека современного общества.

В рассмотренных нами произведениях в центре стоят конкретные исторические факты, имеющие социальную значимость. События взаимосвязаны друг с другом. Как обычно, развитию действия помогают отдельные персонажи, но в наиболее напряженных моментах появляется образ народных масс, толпы. В одном случае она знает, за что борется (романы В.Петухова «Акрам», «Острая стрела, тугая тетива»), в другом случае ее терпению приходит конец, и она, не разобравшись, сметает все на своем пути (повествование Ф.Майорова «М.Шкетан»), в третьем - сама становится жертвой (воспоминания марийских писателей).

Характеры героев раскрываются как с психологической точки зрения, так и социальном ракурсе, вместе с тем дается объяснение причины поступков. Писатели создают характеры героев, вовлеченных в исторические события, с которыми связана их жизнь. При этом авторы с успехом применяют художественные средства. Необходимо отметить, что один из распространенных приемов - сравнение. В большинстве случаев это предметные сравнения, которые можно объединить в три группы по системе Н.Глуховой (1998):

I. Сравнения, характеризующие человека (его внешность, качества характера, состояние, части тела и т.д.): а) человек - животное, птица; б) человек - растение; в) человек - природное явление; г) человек - предмет; д) человек - состояние человека; е) человек - библейский персонаж, мифическое существо.

II. Сравнения, характеризующие окружающую среду (явления природы, растения, предметы обихода, продукты питания) : а) растения - человек; б) растение - явление природы; в) явление природы - животное; г) явление природы -предмет; д) предмет - предмет.

III. Сравнения, характеризующие животных, птиц, насекомых: а) животное - животное; б) животное - явление природы; в) животное - предмет.

Реже встречаются эпитеты и метафоры. Интересны случаи использования метафор-олицетворений. Они иногда одновременно выступают при оценке социальной среды, окружающей обстановки или героев.

Умелым подбором фразеологических оборотов, пословиц и поговорок писатели добились глубокой социальной и психологической характеристики своих героев. В марийской исторической прозе это ярко выражено в романе-хронике «Чарла» В.Юксерна.

Надо отметить, что писатели в современной марийской исторической прозе открыли нового героя с его переживаниями, мучениями. Прежде всего при изображении человека определенной исторической эпохи авторы сумели выполнить основные условия: 1) человек и его «я»; 2) связи человека с «другими», со «средой», «обществом», 3) человек и природа, природное и социальное в человеке; 4) человек и поток истории, Человек и Время (Суровцев 1985:288). Через судьбу этого человека и окружающих его людей мы узнаем судьбу народа в определенный исторический момент его существования. Но самым драматичным для народов России стал XX век. Револю

152 ция, гражданская война, тоталитаризм Сталина, массовые репрессии, вторая мировая война принесли многочисленные жертвы. Трагическая жестокость картин прошлого, изображенная в мемуарах марийских писателей, говорит о том, что это не должно повториться в истории.

Значение рассмотренных нами произведений, восстанавливающих правду о событиях прошлого, велико. В них широко выражается тема исторической памяти, связь между прошлым и настоящим, связь со своей землей.

Подводя итоги нашей работы, с уверенностью можно говорить о том, что марийские писатели, работающие в жанре исторической прозы сделали еще один шаг вперед. Поэтика этих произведений отличается эпичностью, всеохватностью, глубиной мысли, многообразием художественного конфликта, глубокой психологической оценкой характера героя.

 

Список научной литературыФедосеева, Надежда Александровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Аверинцев 1973 Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография.- М.: Наука, 1973.- 279 с.

2. Адамович 1988 Адамович А. Две книги одного жанра // С. Алексиевич. У войны не женское лицо. Последние свидетели.- М.: Советский писатель.- 1988.- 367 с.

3. Александрова 1987 Александрова Л.П. Советский исторический роман: Типология и поэтика.- Киев, 1987.- 158 с.

4. Андреев 1962 Андреев Ю.А. Русский советский исторический роман.- М.-Л.: Издательство АН СССР.- 1962.- с.

5. Андреев 1990 Андреев Ю.А. Волшебное зрение: Специфика литературы в современных преломлениях.- Л.: Советский писатель, 1990.- 432 с.

6. Апакаев 1975 Апакаев П.А. Илыш корныш лекме годым // Ончыко.- 1975.- № 3.- С. 103 - 106.

7. Апухтина 1984 Апухтина В. А. Современная советская проза (60 - 70-е годы) - М.: Высшая школа, 1984.- 272 с.

8. Аристотель 1957 Аристотель. Об искусстве поэзии.-М., 1957.-632 с.

9. Артамонов 1994 Артамонов Ю. Ен языкым касарен // Марий Эл.- 1994.- 19 февраля.

10. Архипов 1973 Архипов Г.А. Марийцы IX - XI вв. К вопросу о происхождении народа.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1973.- 199 с.

11. Асмус 1968 Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.- М., 1968.- 654 с.

12. Баканов 198 9 Баканов А.Г. Современный зарубежный исторический роман.- Киев: Выща школа, 198 9.- 18 4 с.

13. Балашов 1991 Балашов Д. Кто мы и куда идем // Писатель и время: Сборник документальной прозы.- М.: Советский писатель, 1991, сб. № 6.- С. 20 - 45.

14. Банк 1982 Банк Н.Б. Соавтор - жизнь.- JI., 1982.- 32 с.

15. Баранов 1977 Баранов В.И. Великий октябрь и современная историко-революционная проза.- М., 1977.- 64 с.

16. Барштейн 1989 Барштейн А. Документальная проза и ее жанровые модификации в советской литературе последнего десятилетия.- Вильнюс, 1989.- 89 с.

17. Белинский 1978 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти тт., Т.З.- М.: Худож. лит., 1978.- 614 с.

18. Бердяев 1990а Бердяев H.A. Смысл истории.- М. : Мысль, 1990.- 175 с.

19. Бердяев 19906 Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990.- 220 с.

20. Бикбаев 1996 Бикбаев Р. Историчность - это ответственность// Жизнь национальностей.- 1996.- № 5.- С. 88 - 89.

21. Богомолова 1985 Богомолова 3. Тунжо - илыш // Ончыко.- 1985.- № 3.- С. 83 - 89.

22. Бородин 1976 Бородин С. Молниеносный Балзет.- М., 1976.- 537 с.

23. Бочаров 1982 Бочаров А.Г. Бесконечность поиска.- М. : Советский писатель, 1982.- 424 с.

24. Бочаров 198 6 Бочаров А.Г. Чем жива литература?: Современность и читательский процесс: Монография.- М.: Советский писатель, 1986.- 400 с.

25. Бочаров 1988 Бочаров А. Г. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-х - 80-х годов.- М. : Худож. лит., 1988.- 383 с.

26. Варфоломеев 197 9 Варфоломеев И.П. Типологические основы жанров исторической романистики.- Ташкент, 1979.- 168 с.

27. Васин 1980 Васин К.К. История и литература: О проблеме историзма в марийской литературе.- Йошкар-Ола : Марийское книжное издательство, 1980.- 151 с.

28. Васин 1981 Васин К.К. Традиции М. Горького и становление марийского историко-революционного романа.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1981.- 162 с.

29. Васинкин 1987 Васинкин A.A. Героические годы: жанр военного романа в литературах народов Поволжья.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1987.- 129 с.

30. Васинкин 1997 Марий Эл писатель ушем правленийын по-гынымашыже гыч // Ончыко.- 1997.- № 2.- С. 134 - 136.

31. Воробьева 1978 Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера.- М., 1978.- 264 с.

32. Востриков В., Иванов А. Об историзме романа A.C. Крупнякова "Царев город" // Саман.- 1991.- № 4.- С. 106 114.

33. Галич 1990 Галич А. Документ частной жизни? Нет: Эпохи! // Радуга.- 1990.- № 8.- С. 100 - 109.

34. Гаранин 1986 Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: Историко-теоретический очерк.- Минск, 1986.- 223 с.

35. Гегель 1968 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 тт., т. 1.-М., 1968.- 312 с.

36. Герасименко 198 9 Герасименко А.П. Русский советский роман 60 - 80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека).- М.: Изд-во МГУ, 1989.- 204 с.

37. Гераськин 1996 Гераськин Т.В. Творчество М.Т. Петрова и развитие традиций исторического романа в современной мордовской литературе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.- Саранск, 1996.- 161 с.

38. Гинзбург 1971 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л., 1971.- 464 с.

39. Гинзбург 1987 Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности." Л., 1987.- 400 с.

40. Глухова 1998 Глухова H.H. Информативность и поэтика марийских языческих молитв.- Йошкар-Ола, 1998.- 116 с.

41. Горский 1997 Горский И.К. О двух подходах к изучению произведений историко-литературного жанра // Филологические науки.- 1997.- № 3.- С. 3 - 14.

42. Гулыга 1980 Гулыга А. Историческое сознание и исторический роман // Литературная учеба.- 1980.- № 4.- С. 145 - 155.

43. Гура 1973 Гура В. Роман и революция. Пути советского романа. 1917 - 1929.- М.: «Советский писатель», 1973.- 400 с.

44. Гусев 1997 Гусев В. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 239.

45. Добренко 1997 Добренко Е. Социалистический реализм в поисках "исторического прошлого" // Вопросы литературы.-1997.- С. 26 - 57.

46. Добролюбов 1963 Добролюбов Н.А Собр. соч. в 9-ти т., т. 6.- М.-Л., 1963.- 444 с.

47. Достоевский 1973 Достоевский Ф.М. Об искусстве,- М., 1973.- 632 с.

48. Дронова 198 9 Дронова Т. И. Типы повествований в советской исторической романистике 70-х годов. Дисс.к.филол.н.- Саратов, 1989.- 271 с.

49. Евсюков, Комиссаров 1986 Евсюков В., Комиссаров С. Испытание историей // Сибирские огни.- 198 6.- № 1.- С. 144 - 158.

50. Еремин 1996 Еремин И.П. Жанры древнерусского литературного творчества // Древнерусская литература.- М.: Олимп; Изд-во ACT; 1996.- С. 488 - 500.

51. Ермолаев 1960 Ермолаев А. Удмуртская историческая проза.- Ижевск, I960.- 144 с.

52. Есин 1997 Есин Е.А. Стиль литературного произведения: Из цикла «Литературоведческий словарь» //Русская сло-весноть.- 1997.- № 4.- С. 68 - 92.

53. Есин 1998 Есин Е.А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие.- М.: Флина, Наука, 1998.- 248 с.

54. Жиндеева 1997 Жиндеева Е.А. Проблема характера в мордовской исторической прозе 1970 - 1990-х годов.-Дисс.к.филол.н.- Саранск, 1997.- 182 с.

55. Жуков 198 0 Жуков Д. А. Биография биографий.- М., 1980.- 135 с.

56. Залесская и др. 1990 Залесская М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры.- М. : Высш. шк., 1990.- 432 с.

57. Затонский 1993 Затонский Д.В. Искусство романа и XX век.- М.: Худож. лит., 1993.- 535 с.

58. Иванова 1983 Иванова Н. Вольное дыхание // Вопросы литературы.- 1983.- № 3.- С. 179 - 214

59. Иванова 1998 Иванова Т.М. Как и почему возможен ГУЛАГ // ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои.- М. - СПб., 1998.- С. 5 - 28.

60. Ильин 1993 Ильин И.А. О русской интеллигенции // Интеллигенция. Власть. Народ: Антология.- М. : Наука, 1993.-С. 275 - 280.

61. Казначеев 1997 Казначеев С. Новые реалии - новый реализм // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 230 - 239.

62. Карцева 1990 Карцева З.И. Особенности развития болгарской прозы 60-80-х годов.- М.: Издательство МГУ, 1990.144 с.

63. Катаев 1966 Катаев В.П. К постановке проблемы образа автора // Филологические науки.- 1966,- № 1.- С. 29-40.

64. Ким 1997 Ким А. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 236 - 237.

65. Киселева 1965 Киселева Л.Ф. О стиле Шолохова // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении в 3 томах, Т. III .- M., 1965.- С. 173 - 201.

66. Козлов 1996 Козлов Ю.Ф. Любовь государева: Очерки из истории государства Российского/Оформл. C.B. Бахмустова.-Саранск, 1996.- 288 с.

67. Ковальчук 1987 Ковальчук Л.В. Основные типы истори-ко-биографического романа XX века.- Дисс.к.филол.н.- Киев, 1987.- 197 с.

68. Колядич 1982 Колядич Т.М. Жанрово-стилевые искания в художественной мемуаристике 70-х годов // Идейно-стилевое многообразие советской литературы.- М., 1982.- С. 151 -159.

69. Кондаков 1997 Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие для вузов.- М. : Аспект Пресс, 1997.- 687 с.

70. Кузнецов 1971 Кузнецов М. Мемуарная проза // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы.- М.: Наука, 1971.- С. 120 - 148.

71. Кузнецов 198 6 Кузнецов М.М. Современный роман: Статьи, портреты.- М.: Сов. писатель, 1986.- 416 с.

72. Кульбаева 1991 Кульбаева Н.И. Вениамин Иванов: Очерк жизни и творчества.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1991.- 128 с.

73. Куприяновский 1972 Куприяновский П. В. Проблемы изучения художественно-документальной литературы //О художественно-документальной литературе.- Иваново, 1972.- С. 3-20.

74. Лебедева 198 6 Лебедева С. Современный советский исторический роман (Проблема интерпретации документального материала).- Дисс.к.филол.н.- М., 1988.- 195 с.

75. Левицкий 1995а Левицкий С. А. В защиту антикоммунизма//Левицкий С.А. Трагедия свободы/Составление, послесловие и комментарии В.В.Санова.- М.: Канон, 1995.- С. 395 - 402.

76. Левицкий 19956 Левицкий С.А. Душа и маска большевизма // Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составление, послесловие и комментарии В.В. Санова.- М.: Канон, 1995.- С. 412 - 424.

77. Ленобль 1977 Ленобль Г. История и литература.- М., 1977.- 301 с.

78. Лобанова 197 9 Лобанова Т.К. Исторические романы Василия Яна.- М.: Наука, 1979.- 192 с.

79. Логинович 1997 Логинович В. Критике поро лийшаш (Марий Эл писатель ушем правленийын погынымашыже гыч) // Ончыко.- 1997.- № 2.- С. 131 - 141.

80. Ломидзе 1975 Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. Современная литература и Великая Отечественная война.-М.: Советский писатель/ 1975.- 248 с.

81. Лотман 1985 Лотман Ю. Биография - живое лицо // Новый мир.- 1985.- № 2.- С.

82. Мамлеев 1997 Мамлеев Ю. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 236.

83. Марахова 1967 Марахова Т.А. О жанрах мемуарной литературы // Вопросы советской, русской и зарубежной литературы.- Горький, 1967.- С. 19 - 38.

84. Мессер 1955 Мессер Р.Д. Советская историческая проза.- Л., 1955.- 304 с.

85. Мотылева 1966 Мотылева Т.М. Зарубежный роман сегодня.- М., 1966.- 471 с.

86. Мстиславский 1940 Мстиславский С. За право вымысла // Литературная газета.- 1940.- 5 июня.

87. Мулярчик 1997 Мулярчик А. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 238 - 239.

88. Муравьев 1988 Муравьев В.Б. Уло чон дене // Ончыко.-1988.- № 1.- С. 63 - 65.

89. Муратов 1997 Муратов П. Искусство прозы // Лепта.-1997.- № 37.- С. 202 - 219.

90. Насековская 1982 Насековская Т.А. Художественные особенности историко-биографических рассказов Ю. Нагибина // Вопросы литературы народов СССР.- Киев - Одесса, 1980.-Вып. VIII.- С. 47 - 55.

91. Новиков 1982 Новиков В.В. Движение истории - движение литературы.- М.: Советский писатель, 1982.- 575 с.

92. Новиков 1988 Новиков В. В. Художественная правда и диалектика творчества.- М.: Худож. лит., 1988.- 4 95 с.

93. Оклянский 1975 Оклянский Ю.М. Наследники (об историзме современной прозы).- М., 1975 64 с.

94. Осипов 1939 Осипов К. Жанр художественной биографии // Литературная газета.- 1939.- 2 6 июня.

95. Оскоцкий 1980 Оскоцкий В. Д. Роман и история.- М., 1980.- 384 с.

96. Отрошенко 1997 Отрошенко В. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 237.

97. Павлов 1989 Павлов О. Комментарии к прочитанному // Москва.- 1998.- № 1.- С. 171 - 176.

98. Палиевский 1978 Палиевский П. В. Литература и теория.- М.: Современник, 1978.- 284 с.

99. Палиевский 1997 Палиевский П. Новый реализм (Из материалов писательской конференции, состоявшейся 24 марта 1997 г.) // Лепта.- 1997.- № 35.- С. 237 - 238.

100. Палкин 197 9 Палкин М.П. Вопросы теории литературы.-Минск: Вышэйшая школа, 1979.- 208 с.

101. Панин 1990 Панин Д.М. Лубянка - Экибастуз: Лагерные записки.- М. : Издательское предприятие "Обновление", РИК "Милосердие", 1990.- 57 6 с.

102. Пахомова 1981 Пахомова М.Ф. Жанрово-стилевые искания современной прозы Карелии.- Петрозаводск: Карелия, 1981.173 с.

103. Петров 1962 Петров С.М. Проблемы реализма в художественной литературе.- М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962.- 304 с.

104. Петров 1980 Петров С.М. Русский исторический роман.-М.: Знание, 1980.- 412 с.

105. Петров С.М. Советский исторический роман.- М., 1958.483 с.

106. Прусакова 1996 Прусакова И.В. Сколько правды в факте? (О мемуарах) // Звезда.- 1996.- № 3.- С. 218 - 223.

107. Савинов 1987а Савинов С.С. Установление и упрочение советской власти в Царевококшайске// Из истории города Йошкар-Олы.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1987.- С. 76 - 93.

108. Савинов 19876 Савинов С. С. Мужество.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1987.- 244 с.

109. Сандаков 1981 Сандаков Г.Н. Типология исторического романа в современной литературе Поволжья (мордовская, марийская, удмуртская, чувашская). Автореф.дисс.к.филол.н.-М., 1981.- 22 с.

110. Сандаков 1990 Сандаков Г.Н. Эпос революции и современность: Марийская проза в контексте литератур Поволжья.-Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство,- 152 с.

111. Симонов 1989 Симонов К. Глазами человека моего поколения: Размышления о И.В. Сталине.- М., 198 9.- 201 с.

112. Скачков 1984 Скачков И.В. Нравственные уроки истории: Монография.- М.: Советский писатель, 1984.- 256 с.

113. Суровцев 1984 Суровцев Ю. Люди и время // Новый мир.- 1984,- № 9.- С. 230 - 242.

114. Сухих 1989 Сухих И. Эта тема пришла. // Звезда. 1989.- № 3.- С. 193 - 200.

115. Сучков 1984 Сучков Б. Л. Собрание сочинений в трех томах, т. 1.-м.: Худож. лит., 1984.- 511 с.

116. Толстой 1956 Толстой Л.Н. О литературе.- М., 1956.

117. Томашевский 1999 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика/Вступ. ст. Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Браттмана при участии Н.Д. Тамарченко.- М.: Аспект Пресс, 1999.- 334 с.

118. Удонова 1961 Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа.- М., 1961.- 49 с.

119. Ультрих Ультрих Л. Взгляд на самого себя (о некоторых особенностях автобиографического жанра) // Звезда Востока.- 1987.- № 9. - С. 127 - 136.

120. Уртминцева 1997 Уртминцева М.Г. Словарь русской литературы.- Нижний Новгород: "Три богатыря", "Братья славяне", 1997.- 560 с.

121. Филатова 1979 Русский советский исторический роман конца 50-х - середины 70-х годов. Новое в идейно-художественной проблематике.-Дисс.д.филол.н.- Л., 1979.437 с.

122. Филюшкина 1990 Филюшкина С. "Я" и "Мы" (о мемуарной прозе) // Детская литература.- 1990.- № 5.- С. 28 - 31.

123. Фридлендер 1984 Фридлендер Г.М. Методологические проблемы литературоведения.- JI.: Наука, 1984.- 238 с.

124. Хализев 1999 Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник.- М.: Высш. шк., 1999.- 398 с.

125. Хлебников 1966 Хлебников Т. Я. Чувашский роман. -Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966. - 211 с.

126. Худайберганов 198 4 Худайберганов Н. Глазами современника // Звезда Востока.- 1984.- № 7.- С. 163 - 167

127. Чапчахов 1973 Чапчахов Ф. О проблеме взаимоотношения документа, факта и личностного его осмысления в мемуарах // Литературная газета.- 1973.- 17 января.

128. Четкарев 1951 Четкарев К.А. Марийские предания о ро-до-племенных богатырях // Ученые записки МарНИИ, Вып. IV.-1951.- С. 151 - 172.

129. Чудаков 1971 -. Чудаков И.В. Поэтика Чехова.- М.: Наука, 1971.- 291 с.

130. Чумак 198 9 Чумак В. Г. Украинский советский исторический роман 60 - 80-х годов: проблема исторической и художественной правды.-Дисс. . .д. филол.н.- Ужгород, 1989.- 400 с.

131. Шагинян 1974 Шагинян М.С. Собрание сочинений в 9-ти т., т.6. -М.: Худож. лит., 1974.- 808 с.

132. Шайтанов 1981 Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось." М. , 1981 .- 64 с.

133. Шаронова 1996 Шаронова Е.А. Проблемы русско-мордовских взаимосвязей в исторической прозе К.Г. Абрамова. Автореф. дисс.к.филол.н.- Саранск, 1996.- 16 с.

134. Щедрина 1995 Щедрина Н. М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века (Пути развития.

135. Концепция личности. Поэтика).-Дисс.д.филол. н.- Уфа, 1995.- 379 с.

136. Эйхенбаум 1969 Эйхенбаум Б.М. О прозе.- Л., 1969.503 с.

137. Эльяшевич 1969 Эльяшевич А. Что есть повесть // Литература и современность.- М.: Худож. лит.- 1969.- Сб.9.-С.

138. Юдин 198 9 Юдин В.А. Исторический роман русского зарубежья.- Тверь, 1989.- 125 с.

139. Юдин 1992 Юдин В. Жанровое новаторство русского исторического романа 1970 - 1980-х годов.-Дисс.д.филол.н.-М., 1992.- 483 с.

140. Юнг 1991 Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.- М.: Политиздат, 1991.- С. 103 - 118.

141. ВА 1972 Diographyas an Art.- Lnd.: Oxford University Press, 1972.- 256 p.

142. Kendall 1965 Kendall P.M. The Art of Biography.- N. Y., 1965.- 158 p.

143. Scheuer 1979 Scheuer H. Biographie.- Stuttgart: J.B. Metrlersche verlagsbuchhand / ung, 1979.- 312 s.1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

144. Апатеев 1993а Апатеев A.A. Поктат ивла курымым.(А годы летят.)//У сем.- 1993.- № 3.- С. 3 - 65.

145. Апатеев 19936 Апатеев A.A. Поктат ивла курымым.(А годы летят.)//У сем.- 1993.- № 4.- С. 3 - 56.

146. Апатеев 1994а Апатеев A.A. Поктат ивла курымым (А годы летят.)//У сем.- 1994.- № 1.- С. 3 - 51.

147. Апатеев 19946 Апатеев A.A. Поктат ивла курымым (А годы летят.)//У сем.- 1994.- № 2.- С. 3 - 33.

148. Апатеев 1995 Апатеев A.A. Авасир (Родина): Повесть, рассказы //Апатеев A.A. Авасир.- 1995.- С. 3 - 83.

149. Васин 1984 Васин К. К. Ушнымаш: Роман.- Йошкар-Ола, 1984.- 221 с.

150. Васин, Новоселов 1985 Васин К., Новоселов П. Дымко-вын подвигше (Подвиг Дымкова).- Йошкар-Ола, 1985.- 143 с.

151. Данилов 1968 Данилов Б.Г. Миша-артиллерист.- Йошкар-Ола, 1968.- 120 с.

152. Иванов 1998 Иванов В.М. Ава шум (Сердце матери)//Ончыко 1998.- № 1.- С. 3-41.

153. Игнатьев 1960 Игнатьев Н.В. Вурс мардеж (Стальной ветер): Роман.- Йошкар-Ола, i960.- 184 с.

154. Картъял 1991 Картъял В. Виче орол (Сторож Вятки)// Саман.- 1991.- № 4.- С. 35 - 70.

155. Красноперов 1983 Красноперов А.Ф. Трубка комбата: Повести.-Йошкар-Ола, 1983.- 352 с.

156. Красноперов 1994 Красноперов А.Ф. Дальние зарницы: Роман.- Йошкар-Ола, 1994.- 414 с.

157. Крупняков 1961 Крупняков A.C. У моря русского: Исторический роман.- Симферополь: Крымиздат, 1961.- 363 с.

158. Крупняков 1976 Крупняков A.C. Москва-матушка: Роман.- Йошкар-Ола, 1976.- 320 с.

159. Крупняков 1978 Крупняков A.C. Вольные города: Роман.- Йошкар-Ола, 1978. - 432 с.

160. Крупняков 1978 Крупняков A.C. Марш Акпарса: Исторический роман.- Йошкар-Ола, 1978,- 432 с.

161. Крупняков 1983 Крупняков A.C. Есть на Волге утес: Исторический роман.- Йошкар-Ола, 1983.- 320 с.

162. Крупняков 1984 Крупняков A.C. Царев город: Сказание о нове городе на Кокшаге.- Йошкар-Ола, 1984.- 320 с.

163. Любимов 1996а Любимов В. Илыш курым - кужу корно (Жизни век - длинная дорога)//Ончыко.- 1996.- № 9.- С. 3 -36

164. Любимов 19966 Любимов В. Илыш курым - кужу корно (Жизни век - длинная дорога)//Ончыко.- 1996.- №10.- С. 14- 48

165. Любимов 1996в Любимов В. Илыш курым - кужу корно (Жизни век - длинная дорога)//Ончыко.- 1996.- № 11.- С. 16- 51

166. Майоров 1988 Майоров Ф.В. М.Шкетан (Икымше книга): Роман-хроника.- Йошкар-Ола: Марий книга издательство,1988.- 272 с.

167. Майоров 1989 Майоров Ф.В. М.Шкетан (Кокымшо книга): Роман-хроника.- Йошкар-Ола: Марий книга издательство,1989.- 288 с.

168. Мичурин-Азмекей 1972 Мичурин-Азмекей А. Россон чодыраште (В лесах Россона).- Йошкар-Ола, 1972.- 128 с.

169. Осмин 1994а Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей)//Ончыко 1994.- № 7.- С. 3 - 56.

170. Осмин 19946 Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей)//Ончыко 1994.- № 8.- С. 3 - 65.

171. Осмин 1994в Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей)//Ончыко 1994.- № 9.- С. 3 - 59.

172. Осмин 1995 Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей)//Ончыко 1995.- № 12.- С. 3 - 49.

173. Осмин 1996 Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей): Роман-хроника.- Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1996.- с.

174. Осмин 1997 Осмин И. И. Кава ден мланде коклаште (Между небом и землей)//Ончыко 1997.- № 1.- С. 24 - 48.

175. Ошэл 1990 Ошзл B.C. Айдеме илаш шочеш: Повесть-шарнымаш (Человек рождается жить: Повесть-воспоминание).-Йошкар-Ола, 1990.- 144 с.

176. Петухов 1994 Петухов В.А. Акрам // Петухов В.А. Акрам: роман, повесть, шайыштмашвла.- Йошкар-Ола: Мары книга издательство.- 1994,- С. 5 - 211.

177. Петухов 1996 Петухов В.А. Пысы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1996.- № 2.- С. 13 -40.

178. Петухов 1997а Петухов В.А. Пысы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1997.- № 1.- С. 3 -29.

179. Петухов 19976 Петухов В.А. Пысы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1997.- № 2.- С. 3 -33.

180. Петухов 1997в Петухов В.А. Пысы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1997.- № 3.- С. 3 -26.

181. Петухов 1998а Петухов В.A. nbicbi пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1998.- № 1.- С. 10 -36.

182. Петухов 19986 Петухов В.А. Пьгсы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1998.- № 2.- С. 3 -24.

183. Петухов 1998в Петухов В.А. Пысь1 пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1998,- № 3.- С. 3 -28 .

184. Петухов 1998г Петухов В.А. Пысы пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1998.- № 4.- С. 5 -35.

185. Петухов 1999 Петухов В. А. Пысь1 пикш, тангыла янгеж (Острая стрела, тугая тетива)//У сем.- 1999.- № 1.- С. 3 -29.

186. Чавайн 1936 Чавайн С.Г. Элнет: Роман.- М.: Гослитиздат, 1936.- 174 с.

187. Швед 1990а Швед М. Кйртни пичы к6ргышть1 (Молодость в железной клетке)//У сем.- 1990.- № 1.- С. 92 - 101.

188. Швед 19906 Швед М. Кыртни пичь1 коргьпнты (Молодость в железной клетке)//У сем.- 1990.- № 2.- С. 61-68.

189. Швед 1993а Швед М. Солаэшна колхозым ыштен'а (Как организовали в деревне колхоз)//У сем.- 1993.- № 2.- С. 89 -105.

190. Швед 19936 Швед М. Сибирьыштьл, ыжар сиреман сандалыкьппты (В Сибири, в отчуждении)//У сем.- 1993,- № 3.- С. 103 - 114.

191. Швед 1994 Швед М. Сибирььппты, ыжар сиреман сандалыкьппты (В Сибири, в отчуждении)//У сем.- 1994.- № 4.- С. 83-97.

192. Швед 1996 Швед М. Сибирььппты, ыжар сиреман сандалыкьппты (В Сибири, в отчуждении)//У сем.- 1996.- № 2.- С. 111 - 120.

193. Шкетан 1936 Шкетан М. Эренгер: Роман.- Горький: Обл. кн. изд-во, 1936.- 168 с.

194. Юзыкайн 1967 Юзыкайн A.M. Кугызан вуй (На царской горке): Роман.- Йошкар-Ола, 1967.- 453 с.

195. Юзыкайн 1972 Юзыкайн A.M. Маска вынем (Медвежья берлога) : Роман.- Йошкар-Ола, 1972.- 254 с.

196. Юзыкайн 1978 Юзыкайн A.M. Тулото (Костер): Роман.-Йошкар-Ола, 1978.- 360 с.

197. Юксерн 1975 Юксерн B.C. Вудшо йога - серже кодеш (Воды текут - берега остаются): Повесть.- Йошкар-Ола, 1975.- 320 с.

198. Юксерн 1992 Юксерн B.C. Чарла: Роман (Шем пыл шу-ла).- Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1992.- 240 с.

199. Юксерн 1993 Юксерн B.C. Чарла: Роман (Кече лектеш).-Йошкар-Ола: Марий книга издательство, 1993.- 352 с.

200. Ялкайн 1937 Ялкайн Я. Онго: Роман.- М.: Гослитиздат, 1937. - Збб с.

201. Абрамов 1993 Абрамов К.Пургаз: Роман-сказание/Авториз. пер. с мордов.-эрзя К.Евграфова.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993.- 462 с.

202. Гоголь 1974 Гоголь Н.В. Тарас Бульба: Повесть. -Йошкар-Ола, 1974.- 141 с.

203. Иванов-Паймен 1981 Иванов-Паймен В.З. Мост: Роман.-Чебоксары, 1981.- 440 с.

204. Ильбек 1972.- Илбек Н.Ф. Черный хлеб.- М., 1972.- 302 с.

205. Куприн 197 6 Куприн А.И. Поединок: Повести.- Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976.- 240 с.

206. Петров 1985 Петров М.В. Старый Мултан: Роман.- Устинов: Удмуртия, 1985.- 365 с.

207. Солженицын 199.1 Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918 - 1956: Опыт художественного исследования.- Владивосток: Дальневосточ. кн. изд-во, 1990.- 542 с.

208. Турхан 1985 Турхан К.С. Свияга впадает в Волгу: роман.- Чебоксары, 1985.- 544 с.

209. Уяр 1984 У яр X. Тенета: Роман.- Чебоксары, 1984.366 с.

210. Эльгер 1984 Эльгер С.Я. На заре.- Чебоксары, 1984.237 с.171