автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанровое своеобразие романа Ата Каушутова "Перман"
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое своеобразие романа Ата Каушутова "Перман""
í i h ' •
U A ¡
АХАДШЯ НАУК ТУРКМЕНИСТАНА ИНСТИТУТ ЛЭТЕРАТУРЫ ' им.МАГТШГУХЫ
î!a правах рукописи
ДУНАЕВ !ЛТАТГЕЛД!
КАТУОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА ATA КАУШУТОЗА "ПЕРМАН"
Специальность - 10.01.02 -туркменская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических чпук
s з г и i1 n ? - i J 3 3
Работа выполнена на кафедре теории и истории современной литературы Туркменского государственного педагогического института языков и литературы имени Довлетмамеда Азады
к
Научный руководитель: доктор'филологических наук,
профессор Дж.АЛШОВ
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
А.МАМЗДОВ.
Кандидат филологических наук А.ОРАЗЭВ.
Ведущая организация: Исследовательский центр
"БШ11Ш" Туркменского госуниверситета им.Магтнмгулы.
Защита состоится "<£&_ час.
на заседании Специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте литературы имени Магтумгулы АН Туркменистана.
Адрес: 744000, ш.Ашгабат, Центр, улица Гоголя, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Туркменистана (ш.Ашгабат, ул.Гоголя, 1Ь).
Автореферат разослан
" {{ " О^^м^^ут г.
УЧЕ!!УЯ СЕКРЕТАРЬ ^
Специализированного совета, / Г
доктор филологических наук / V Б,МАМЗДЯЗОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В диссертации исследуется жанровое своеобразие романа "Перман" Ата Каушутова в нескольких ипостасях, а именно: историческая действительность и художественная правда, связь с фольклором, основные образы и поэтика романа.
Актуальность темы. Современное состояние в изучении истории и национальной культуры характеризуется тенденцией вовлечения в научный оборот ранее запрещенных по тем или иным причинам художественных произведений. Следует т&кяв заметить, что среди таких произведений в современной туркменской литературе преобладает романный яанр, особенно на историческуг» тематику. Это сопровождается интенсивным обогащением и обновлением идей, форм и поэтики жанра исторического романа.
В туркменском литературоведении достаточно основательных научных работ по изучение романного яанра, о его зарождении, развитии и проблемах. Но разработка его жанрового своеобразия, в частности, яанропого своеобразия и поэтики исторического романа до сих пор составляет серьезный пробел э исследовательской литературе.
Рассматриваемая проблема достаточно глубоко изучалась учетлеи-литвратуроведамя других народов нашего содружества. Вместе с многочисленными диссертациями написаны монографии и спедаалькые книги о жанровом своеобразии, поэтике исторических романов. Такие исследования проводились как на материале отдельных произведений, так и по творчеству целого
> *
ряда писателей.
80-е года стали периодом полного и окончательного формирования исторического романа как ианра в туркменской литературе. Первое "свое детище" оно получило еще в 40-х годах. Завершенный в 1941 году "Перман" Ата Каушутова явился первым историческим романом. Некоторые главы из второй книги романа были напечатаны в 1939 - 1940 гг. Полностью произведение увидело свет только сорок лет спустя (в 1989 г.).
"Перман" прошел долгий и сложный путь, правде чем дошел до читателя. На сегодняшний день кроме некоторых сообщений 1 информативного характера отсутствуют научные работы по изучению проблем жанрового своеобразия как исторических романов ! в целом, так и романа А.Каушутова "Перман". Поэтому цвлесооб- 1 разность выбора темы "Жанровое своеобразие романа Ата Каушутова "Перман" не вызывает сомнений. Впервые в туркмейском литературоведении предпринята попытка всестороннего снализа . жанрового своеобразия исторического романа на материале одного произведения - романа "Перман" Ата Каушутова. |
Выбор темы определяет цель и задачи исследования. Постановка проблемы предопределила основную цель реферируемого исследования - целостный анализ жанрового своеобразия романа Ати Каушутова "Перман".
I
Для достижения этой цели необходимо было решить еле- ; дуюцие задачи:
- анализ степени соотношения исторической действительности и художественной правды в романе;
- раскрытие свиеобраз,.я создания характеров героев;
- изучение поэтического мастерства писателя;
- выявление влияния ¿[юльклора на художественную структуру произведения.
Научная новизна исследования заключается прежде всего в ?ои, что в туркменском литературоведении впервые предлагается концептуальный подход в изучении жанрового своеобразия исторического романа на материале одного произведения.
В диссертации впервые всесторонне и обстоятельно исследуется произведение, правдиво освещавшее события, связанные с присоединением Туркменистана к России. На основе архивных материалов сыясняется соответствие изображаемых событий в романе с исторической действительностью.
Роман "Пзрман" сравнивается с другими произведениями, посвкценннми кровавым событиям покорения туркмен ("Перелом" В.Рыбина, "Татьяна Текинская." А.Атадданова). Выявляется различие з подходах писателей к созданию образов таких исторических личностей как Дыкма сердар, Кара батыр, М.Д,Скобелев и др.
Ногым а работе яэляется н концепция анализа поэтики исторического романа, с выделением ее составляющих: пиро-ту тематики, сложность, иногосторонность проблематики, сюжеико-кокпозиицомныв особенности, художественные средства, использование писателем, такие, как лирические отступления, вводные эпизоды, виды троп и другие.
Объектом исследования является роман "Перман" Ата Кауаутова, состоя-яиЯ из двух книг. В качестве источников для сравнения привлекались повести писателя, а также "Материалы по истории туркмен и Туркмении" т.1, П, Ы.-Л., 1939, "История Туркменской ССР", т.1, П. АзхаСал, 1957,
- б -
"Присоединение Туркмении к России", Сборник архивных документов, Ашхабад, i960.
Теоретической и методологической основой диссартацион-ного исследования являются труды по литературе, культуре и истории, а также тематические работы литературоведов Туркменистана. ■
Теоретическая аначимость диссертации определяется тем, что впервые в туркменском литературоведении представлена оригинальная концепция анализа жанрового своеобразия исторического романа.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в общих и специальных курсах по теории и истории литературы, в том числе к по туркменской литературе, на филологических факультетах вузов. , ...
Апробация работы. Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедр теории и истории современной литературы и туркменской литературы Туркменского государственного педагогического института языков и литературы имени Д.Азади (ТГПИЯЛ), на заседаниях отдела современной туркменской литературы, Ученого совета Института литература имени Махтумкулк АН Туркменистана и рекомендованы к защите. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, список которых приводится в конце автореферата. Отдельные части работы составили материал для выступления автора на УП и УШ научных конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПИЯЛ имени Д.Азади.
Структура работы. Диссертация состоит из введения,
- 7 -
трех глав, заклочекия и списка использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во зведенш обосновывается актуальность темы, анализируется история вопроса, характеризуется литература по исследуемой теме, формулируются цель и задачи исследования.
Здесь яе, отмечая значение тех разработок, в которых предлагались классификация исторических романов, выдвигается собственная классификация исторических романов. Согласно этой классификация выделяются следующие разновидности исторического романа: историко-революционный, историко-осроникальный, историко-биографический; историко-документальныЯ, военно-исторический, социально-исторический. Следует замэтить5 что вводится в обиход новый термин "социально-исторический роман", поясняя его с литературоведческой точки зрения. Подчеркивается, во-первых, художественность, которая присуща и необходима всем типам исторического романа, во-вторых, ясли выделять такую разновидность как историко-револоционннй, то остальные разновидности будут сугубо историческими.
Жанр романа А.Каушутова "Перман" я диссертации определяется как социально-исторический, поскольку художническое зрение писателя направленно прежде всего на показ социального обустройства и условий иизни туркменского народа в конце XIX и в начале XX столетий.
Первая глава диссертации - "Историзм романа А.Каушутова "Перман" - представляет собой исследование дачной проблемы в двух аспектах, а именно: изучение соот'спдагия истор'ческоЯ действительности и художпстсенноЯ правда, аяа-
лиэ взаимосвязи романа с народным творчеством. Прослеживая переплетение этих двух параллелей, выявляется глубокий историзм и народность романа "Перман".
Выдвигая на первый план проблему сопряжения характера и эпохи, личности и времени, в романе предпринимается попытка раскрыть степень соотношения художественной правды и исторической действительности. При этом основной опорой служат архивные материалы, а также воспоминания исторических деятелей и участников событий.
В исторических романах писателей Туркменистана изображаются, в основном, события, происходившие до 1Ш0 года и связанные с историей туркмен. Впервые в туркменской литературе к трагическим, кровавым событиям присоединения Туркменистана к России еще в 30-е годы обращался Ата Каушутов. Именно поэтому роман "Перман" в 40-х годах "потерялся", а затем более 20-ти лет был запрещен. Касаясь истории создания романа, следует отметить, что ушедший из жизни в расцвете сил А.Каушутов (1903-1953) попытался рассказать правду о трудной, сложной, трагической в прошлом судьбе своего народа, насколько это было возможно в те роковые 30-40-е годы.
0 сьссм первом романс А.Каушутов писал в конце 1939
г.: "В первой части романа описывается жизнь туркменского
«
народа до и после колоннализации и заканчивается завершением в Закаспийской области гражданской войны. Отсюда роман также охватывает эпизод восстания 16-го года"^
1 "Совет эдебияты", 1940, № I, с.92.
В сэязи с началом в 1941 году Великой Отечественной войны, затем к загадочным исчезновением в 1948 году эо время Ашхабадского землетрясения второй книги романа, планы писателя изменились, да и возможности у него вопло-?и?ь задуманное не было. Опубликованные в настоящее время две» книга романа, над которым А.Каушутов работал на протяжении 12-?и лет, представляют собой художественно завершенное и идейно цельно® эпическое произведение.
Как и при создании исторических повестей "Дорддепел", "К&диар-ага" „ так и з процессе работы над "Перманом" Ата Каугаутоз по крупицам собирает материалы о Геок-Тепинсиой трагедии, встречается с некоторыми из участников тех событий. Об увлечении своей работой писателя над романом говори? и высказывание А.Аборского: "В детстве Ата охотно слушал стариков-очевицев Геок-Тепинских событий 1881 года"!
Сказанное позволяет утверждать, что основным источником для писателя в создании романа о трагической судьбе туркменского народа явились рассказы очевидцев, участников событий, связанных с присоединением Туркменистана к России.
Далее представлен подробный анализ исторических событий, отраженных в произведении. Останавливаясь на основных событиях, изображенных в романе, подчеркивается, что А.Ка-ушутов^з общих чертах описывая исторические события, основное внимание уделяет показу тяжелой жизни простого народа, раскрывая тахяе его отношение к войне и духовное состояние э эту эпоху.
^ Аборский А. Ата Кауиутов. Очерк жизни и творчества. Ашхабад: Туркменистан, 1У65, с.II.
В главе представлен также в сравнительном аспекте соответствие художественной правды писателя исторической действительности. Это касается определения времени описываемых событий в романе и подхода писателя к изображению поступков, действий исторических личностей, таких как Ханмамед Аталык, Овеэмурад батыр, Кара-батыр, Бердимурад хан, Дык-ма сердар, Скобелев. Для объективной иллюстрации отдельные моменты такого анализа сопровождаются сопоставительной проработкой текста романа и архивных материалов (документов). Эти жо события в романе сравнивается с материалами "Истории Туркменской ССР", "Материалов по истории туркмен и Туркмении" и других исторических источников.
В результате исследования историзма романа предлагаются следующие выводы: ' *
Геок-Тепннскак крепость,, окрестности, где происходят основные исторические события, описаны писателем детально, правдиво.
Эпизоды, где показываются отношения туркменского народа к Хивинском}' ханству, его ставленникам,' соответствуют действительности.
Развитие событий в романе начинается не с осени 1880 года, как ранее утверждалось, а намного раньше-первого похода царских войск на Ахал в августе 1879 года.
Писатель не описывает ни одно событие,, срадение полностью, в подробностях. Он мастерски обходит их, передавая основную суть общими словами. Поэтому такие исторические личности как Ханмамед Аталык, Кара батыр, Бердимурад хан
- II -
действуют з романе лишь эпизодически. Основное внимание писатель уделил раскрытия внутренних проблем туркмен,
Изображая борьбу туркмен против царских колониальных зойск з 1880 - 1881 годах, А.Кауиутов охватил также некоторые события, происходившие летом 1879 года. Например, это касается изображения действий Бердимурад хана, Кара-батыра, Дыкма Сердара. Как подтверждают архивные материалы, эти действия относятся ко времени первого похода царских войск под командованием генерала Ломакина, А те эпизоды, где говорится о военной тактике Скобелева, о его движении вперед, окружая центр пехотными батальонами, о взрыве значительного места стен крепости с помощью пороха, относятся ко времени похода русских войск 1880-1881 гг.
Анализ образа и личности Дыкма сердара в диссертации отличается от имеющихся в литературоведческой литера-тypeí Полемизируя с другими исследователями, которые в своих работах обращались к образу данной личности, в диссертации излагается собственная позиция:
а) как при создании своего произведения, так и в работах над образом Дыкма сердара А.Каушутов в основном опирался на данные, полученные от участников и очевидцев
тех событий;
б) А.Каушутов изображает в основном те действия, черты характера Дыкма сердара, которые были присущи ему во
* Атадданов А. Татьяна Текинская. Ашхабад, 1907; Рыбин В.
Перелом, Ашхабад, 1979; Ходжпкгаев Т. Дымка сердар. газ.
Эдебият ве еунгат (на туркм.ял.), 1990, 30 марта: Ходжа-гельднев И. Еще раз о Дыкма севдаре (на туркм.яз.). газ.
Эдебият ве сунгат, 1990, 22 июня.
- 12 -
время первого похода царских войск в 1879 году и при этом допустил некоторые искажения при создании образа исторической личности. Писателю не удалось всесторонне раскрыть характер данной личности, и поэтому его подход к созданию образа Дыкма сердара, на первый взгляд, кажется односторонним;
в) архивные и другие исторические материалы подтверждают то, что Дыкма сердар до и после падения Геок-Тепин-ской крепости был в тесном контакте с царскими чиновниками. Как и другие представители феодальной верхушки (Гюльджемал хан, Махтумкули хан и др.) был приглашен в Петербург и щедро одарен царем. Получив чин майора полиции в 1881 году, Дык-ма-сердар до конца жизни верно служил императору. Поэтому нет оснований утверждать, что А.Каушутов полностью искажал характер исторической личности.
В целом,' исходя из вышесказанного и учитывая наличие различных мнений о Дыкма сердаре в упомянутых работах, предлагается следующий вывод:
а) Дыкма сердар - личность со сложным и противоречивым характером, который хорошо разбирался в политике того времени и поэтому был сторонником дружественных отношений с соседями;
б) он был умным, дальновидным политиком, действовал по '
#
обстоятельству и умел находить выход из любого положения;
в) врагом какого-то ни было народа его считать нельзя, ибо он историческая личность, представитель феодальной верхушки своего времени.
Одной из значимых в работе является вторая часть первой
- 13 -
главы, где рассматривается влияние фольклора на творчество А.Каушутова, в частности, на роман "[Герман".
Ата Каутутов был собирателем и ценителем фольклора. Он первым в 1941 году подготовил к публикации знаменитый эпос Тер-оглы". Использованный в романе "золотой фонд" устного народного творчества: пословицы, поговорки, легенды и различные народные игры, издавна берущие свое начало, помогли писателю реально и всесторонне показать жизнь туркменского народа со всеми печалями и радостями.
Проведенный сравнительный анализ "Пермана" с такими памятниками фольклора как эпос Тер-оглы", дестаны "Неджеп-оглан" и "Шахсенем и Гарип" позволили раскрыть глубокий историзм и народность романа.
Вторая глава работы - "Основные образы и особенности раскрытия их характеров в романе "Перман" - посвящена анализу образной системы и выявлению особенностей раскрытия их характеров в исследуемом произведении.'
В данной глава анализируются основные художественные образы, в частности, образы исторических личностей, таких как Овезмурад батыр, Дьшма сердар, Кара батыр, М.Д.Скобелев и др. Поэтому здесь делается вывод о том, что проблема соотношения художественной правды и действительности проходит через все произведение, ибо историческая правда - первооснова исторического романа.
Следует согласиться с мнением А.Клычцурдыева о том, что у каждой исторической эпохи есть свои особенности. "Достоверное описание, собственная оценка действительности является первостепенной задачей писателя. Если он сумел это ре-
лить через эстетически ценный человеческий образ - его можно считать мастером"! Далее представлен анализ основных образов в романе. Одним из ярких, своеобразных образов в романе является образ Овезмурада батыра, главного героя романа. Овезмурад - батыр - историческая личность, память о которой осталась в народе. Выясняется, что художественная система, наиболее ярко проявляется в свете его положительного идеала. Выдвижение на первый план образа положительного главного героя помогло писателю выразить свое Я. Раскрывая такие характерные черты Овезмурада батыра как храбрость, бесстрашие, прямоту, осторожность, гуманность, преданность
I
народу, родной земле, А.Каушутов сосредоточил в его образе лучшие черты народного героя. Писатель, создав в образе Овезмурада батыра образ заступника обиженных, защитника угнетенных, ориентирует на него всех остальных героев романа. Такая идеализация героя приблизила образ Овезмурада батыра к образу Гер-оглы из народного эпоса. А это подтверждает верность писателя традициям фольклора.
Вместе с тем это образ типичного героя. В его отношении к войне, угнетателям как внешним, так и внутренним, к дружбе выражены чувства, переживания, радость и печаль всего народа.
В целом образ Овезмурада батыра - реальный образ борца за справедливость, в котором соед'"'вны лучшие черты народных героев.
. В этой же главе обращается особое внимание на особенности характера как Овезмурада батыра, так и других исторических личностей. Этим писатель должен был решить трудную
* Гылччдурпыев А. Роман и мастерство (на туркм.яз.). Ашхабад,
задачу - создать образ художественный, соответствующий реальному историческому лицу.
Художественное произведение в силу необходимости дополняется новыми эпизодами а фактами, соотносится с конкретными событиями, в которых возможно историческое лицо могло и не участвовать. Но в любом случае художественный подход писателя должен соответствовать правде, действительности и духу времени.
Эту <грззвычаЯно сложную задачу А.Каупутову удалось ргсить а образе главного героя, а также а образах таких исторических личностей как Кара-батыр, Бердимурад хана. Но создание образов Дыкма сердара, Скобелева привело к некоторый искажениям. Свидетельством этому является то, что перзый показан только с отрицательной стороны, а второй необоснованно восхвален. Причину такого подхода писателя можно объяснить политикой 30-40-х и последующих лет. Суть этой политики заключалась в том, что если кто был богатым, состоятельным, если кто был ханом или сердаром, все они должны были быть отрицательными типами, а миротворческая роль великой России во всем преувеличивалась. И это, несомненно, повлияло на творческие взгляды Каупутова.
Показ роли народа в истории - одно из завоеваний реа-1 диетической литературы, и писатель, верный этому методу, ■ нэ смог нарисовать своих героев вне связи с народом. Это я Овезмурат батыр, Кара батыр, Гулэсер, Henee, Илмурат чабан0 которые боролись против колониализацин, эксплуатации и до конца аизни своей остались верны своему народу и
долгу.
Социальные условия жизни народа художественно глубоко и убедительно раскрыты через отдельные типические образы яшули, аксакалов, молодых джигитов и женщин, изображенных в многообразных связях с массами.
А.Каушутов выделяет отдельных его представителей: Гандым аксакала, Гадам аксакала, Уссамырат демирчи, Гарры батыра, Аман батыра, Ниязберды кера, Таити аорта, Пермана, Чары и других - художественные образы, мастерски созданные писателем.
Писатель сумел показать представителей женщин бедняков в образах Садап, Гульсолтан и др. Прекрасные черты матери» женщины-труженицы отражены в образе Мамагуль - жены бвез-мурата батыра. То, что почти все образы романа - результат обобщения и индивидуализации можно считать большой удачей Ата Каушутова.
В диссертации особо акцентируется внимание на своеобразии раскрытия характеров писателем. Обращаясь каждый раз к примерам из текста, обосновывается значение использования писателем различных приемов и художественных средств, а также сокровищницу народа - фольклора: пословиц, поговорок, легенд в раскрытии характеров. А показ обычаев, присущих туркменскому народу, описать красоты пейзажа ахальских земель, обогатили художественность образов.
В третьей главе - "Поэтика романа'"Перман" - проводится многоаспектный анализ поэтики исследуемого произведения.
- 17 -
Поэтика охватывает все стороны художественного произведения и поэтому в диссертации исследуется поэтик& романа "Перман" в следующей последовательности: широта тематики, сложность и многосторонность проблематики, идейно-эмоциональный пафос, сюжетно-композиционные особенности, а также речевые художественные средства, использованные писателем при создании произведения.
В романе А.Каушутова "Перман" описывается борьба прикопетдагских туркмен за независимость, свободу и справедливость в период с конца 70-х годов XIX века до начала 20-х годов XX века.
Писатель, охватывая сложнейший период в жизни туркменского народа, поднимает в романе злободневные проблемы того времени.
Вместе с социальными проблемами, проблемой борьбы за свободу, независимость, за счастливую жизнь, которые лэлкзтея основными в романе, автор затрагивает такие вопросы, яак дружба и вражда, любовь и ненависть, храбрость к трусость, преданность и измена, история и личность и т.д.
Основное внимание автор уделяет решению проблемы социального неравенства. Наравне с этим выделяется и проблема, актуальная и по сей день - воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения детей и родителей. Каддая из этих проблем в романе вырастает и обостряется на основе конфликта.
Сюжет "Пермана построен на основе показа борьбы народа против грабительских набегов соседних феодальных ханств.
- 18 -
колониальных царских войск, а также против местных експлу-ататоров•
В развитии сюжета писатель в основном обращает внимание на всестороннее раскрытие трудной жизни народа, его дуй и чаяний и отношение ко всякой эксплуата^ш.
Какие события составляют сюжетные линии романа?
1. Борьба Овезмурада батыра, Кара батыра и их друзей джигитов за независимость и справедливость.
2.- Отношение Дыкма сердара и других представителей феодальной верхушки к трагическим событиям, трудовоцу народу.
3. Судьба Овезмурада батыра и его друзей. Перерастание простых, дружественных отношений г братские.
4. Овезмурад батвр и его семья.
5. Трудная судьба Пермана и его первые шаги к новой кизни,
6. Переход борьбы за независимость, справедливость не. следующую, качественно новую фазу и победоносное ее завершение.
Далее сюжет романа анализируется по основным ее компонентам.
"Перман" состоит из двух книг и каждая из них делится на отдельные главы. Каждая глава имеет свое название в зависимости от событий, в ней рассказываемнх;
Первая книга состоит из 14 глав, вторая - из 13, причем , все они неразрывно связаны, дополняют, развивают, обостряют события.
- 19 -
Особое внимание было уделено использованным писателем внесюяеткых композиционных приемов, их анализу, таким как авторское отступление, вводные эпизоды и т.д.
Композиция образа персонажа исследуется по таким компонентам как авторские комментарии, диалог, монолог, портретная и психологическая характеристика, внутренний монолог» речь самого героя и других о нем же, пейзажные зарисовки и их роль в раскрытии душевных переживаний героя.
В этой главе диссертации подробно анализируются спе-1^альныа речевые художественные средства: тропы, сравнения, эпитеты, метафоры и др., которые писатель мастерски использовал и произведении. При этом они квалифицируются по тематике, приводятся убедительные примеры и тем самым подчеркивается изобразительность, выразительность языка произведения.
Отмечая положительные стороны, следует отметить, что в романе имеются недостатки как в построении сюжета, так и в композиционной структуре.
"Периан" - первая крупная эпическая работа писателя и вместе с тем является одним из первых романов в туркменской литературе. Следовательно, наличие некоторых недостатков -явление вполне объяснимое,
В Заключении подводятся основные итоги проведенного исследования.
Творчество Ата Каушутова - одна из ярких страниц в истории литературы Туркменистана. Автор таких замечательных произведений, как "Мяхри и Вепа", "У подножья Копет-Дага", а также целого ряда повестей и рассказов, пьес, Ата Каушутов сумел впервые в туркменской литературе создать целув галерею
♦ >
- 20 -
национальных типических характеров в типических обстоятельствах. Он одним из первых в туркменской литературе обратился к жанру исторического романа. Законченный еще в' 1941 году "Перман" прошел долгий и сложный путь до окончательной публикации, "Перман" - первое крупное эпическое произведение Каушутова. В нем, несмотря на "погоду" 3040-х годов, писатель хотел донести хоть какую-то долю правды о трагедии народа.
"Перман" представляет собой новую форму социально-исторического романа. На первый план в нем выдвинуть социальное положение, быт, духовное состояние, отношение ко всяким войнам народа-труженика. Судьба народа раскрывается в нем через прослеживание трагедии социальной судьбы отдельных героев. Сложность, трагичность времени воплощены в образе Овезмурада батыра, в самом цельном и совершенном характере в романе. Образ Овезмурад батыра - олицетворение силы духа народа, его непоколебимость, стойкость, храбрость, с одной стороны, и обычаев туркмен того времени, с другой.
Хотя и некоторые главы романа не дошли до нас, "Перман" - законченное, цельное произведение. В Туркменской литературе трудно найти такое произведение, где Так многосторонне глубоко и полно раскрывается жизнь, борьба, духовное состояние и психология, быт и обычаи наропа. И поэтому с уверенностью можно сказать, что "Перман" - это энциклопедия народной жизни.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
- 21 -
1. Роман А.Каушутова "Перман" и фольклор // Известия АН Туркменистана (серия гуманитарных наук), 1991, » б, 0,5 п.л.
2. Поэтика романа А.Каушутова "Перман" // Тезисы докладов УШ научной конференции профессорско-преподавательского состава ТГПИЯЛ имени Д.Азади. Ашхабад, 1992, с.59.
3. Основные образы и особенности раскрытия их характеров в романе А.Каушутова "Перман" // Тезисы докладов УЩ научной конференции профессорско-преподавательского состава ТГПИЯЛ имени Д.Азади. Ашхабад, 1992, с.58.
4. Проблема историзма в романе А.Каушутова "Перман" // Известия АН Туркменистана (серия гуманитарных наук), 1992, Я 2, 0,5 п.л.
5. Художественные средства романа А.Каушутова "Перман"// Труды молодых ученых, преподавателей и аспирантов (ТГПИЯЛ им.Д.Азади), I вып., Ашгабат, 1992, 0,3 п.л.
6. История создания романа А.Каушутова "Перман"// Тезисы докладов IX научной конференции профессорско-преподавательского состава ТГПИЯЛ имени Д.Азади. Ашгабат, 1993.