автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х годов
Текст диссертации на тему "Жанровые модификации русского рассказа 1960-1980-х годов"
/
/ >
/
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА
КАН СЫН ХЮН
ЖАНРОВЫЕ МОДИФИКАЦИИ РУССКОГО РАССКАЗА 1960-1980-х ГОДОВ (В. М. ШУКШИН, Ю. М. НАГИБИН, Г. В. СЕМЕНОВ)
10. 01. 01. - Русская литература
Филологический факультет
На правах рукописи
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -Кандидат филологических наук, Доцент А. П. Герасименко
Москва - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение..........................................................................3-7
2. Глава I. Теоретические и литературно-исторические проблемы
русского рассказа 1960-1980-х годов.........................8-31
2. Глава II. Художественное своеобразие рассказов В. М. Шукшина
........................................................................32-74
3. Глава III. Жанровая эволюция малых прозаических форм
в творчестве Ю. М. Нагибина..............................75-118
4. Глава IV. Рассказы Г. В. Семенова. Динамика жанрового развития
...................................................................119-159
5. Заключение................................................................160-166
6. Библиография............................................................167-184
Введение
"В русской литературе рассказ был традиционно сильным жанром... был главной формой самовыражения у А. Чехова, И. Бунина, почти в той же мере у Н. Лескова, А. Куприна, бессмертные рассказы оставили И. Тургенев, Л. Толстой, М. Горький... В советское время рассказ получил новый мощной импульс. В 20-30-е годы все лучшие писатели отдавали ему не меныпие сил, чем роману, повести. "Гадюка" Алексея Толстого, "Отец" Валентина Катаева, "Вишневая косточка" и "Лиомпа" Юрия Олеши, рассказы Всеволода Иванова из сб. "Тайное тайных"... С "Донских рассказов" начал свой творческий путь Михаил Шолохов. М. Зощенко и И. Бабель были чистыми рассказчиками. И редкий талант Андрея Платонова раскрылся преимущественно в этом жанре"1, -писал в 1987 году Ю. Нагибин2 в предисловии к составленной им самим "Антологии русского советского рассказа", которая печаталась на страницах «Книжного обозрения».
Ю. Нагибин, признанный мастер рассказа советского периода, был и неустанным радетелем за его судьбу, он неоднократно становился на его защиту в средствах массовой информации, стремясь задержать казавшийся ему распад малой прозы в начале 70-х годов, хлопотал о подрастающем поколении новеллистов.
Общеизвестно, что рассказ - оперативный жанр, своеобразная служба немедленного реагирования: например, если рассказ в предвоенные годы уходит в тень и редко напоминает о себе, то в годы войны ситуация резко
изменяется : "Нужен стал быстрый, немедленный отзыв на события, г-г-г
1 Ю. Нагибин еще не знал всех посмертных публикаций А. Платонова.
2 Нагибин Ю. М. О рассказах // Антология русского советского рассказа // Книжное обозрение. - 1987. - 13 февраля. - С 2.
действенное слово: даже повесть не могла поспеть за событиями, не говоря уж о романе"3.
Действительно, рассказ выдвигается на передний план в трудные,
переломные годы, видимо, таким временем для русского советского рассказа были не только Великая Отечественная война, но и период демократизации общества после смерти Сталина, разоблачения культа личности и переломные 90-е годы, связанные с серьезной трансформацией советского общества. Соответственно в 50-60-е годы громко заявляют о себе многие писатели : Ю. Казаков, Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Кура но в, Г. Троепольский, В. Шукшин, В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, Е. Носов, В. Маканин, Г. Семенов, А. Солженицын и другие. Некоторые из них (А. Солженицын, В. Распутин, В. Маканин и др.) обретают второе дыхание и дают новый импульс рассказу в 90-е годы.
В л итературо веден и и установилась такая точка зрения, что за расцветом рассказа в 50-60-е годы в 70-е годы наступает эра романа. Но именно на 70-е годы приходится пик научного интереса к рассказу - самое большое количество
-4 5
защищенных кандидатских диссертации и книг , разговор о которых пойдет в следующих главах. В 80-90-е годы этот интерес уменьшается, но не угасает6.
3 Там же.
4 Чепииога А. И. Жанровое своеобразие современного советского рассказа. - Фрунзе. - 1966; Нинов А. А. Современный рассказ. Из опыта русской советской прозы 1956-1966 гт. - Л. -1968; Цивин Р. Д. Художественная деталь и ее идейно-эстетические функции в литературном произведении (советский русский рассказ: С. Антонов, Ю. Нагибин, Ю. Казаков) - Киев. -1970; Брябина Н. А. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю. Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков). - Алма-Ата. - 1972; Казаркин А. П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора). - Томск. - 1974, Огнев А. В. Вопросы поэтики русского советского рассказа 50-60-х годов. // Дисс... докт. филол. наук -Саратов. - 1974; Юдалевич Б. М. Идейно-художественное своеобразие повести и рассказа 60-х годов (В. Астафьев, В. Шукшин, В. Распутин). - Новосибирск. - 1975; Кузьмук В. А. Типология современного русского рассказа. - М - 1977; Рыбальченко Т. JI. Повесть и рассказ в современном литературном процессе. (Проблема взаимодействия жанров). - Томск. - 1978; Толпаева Г. П. Советский рассказ периода Великой Отечественной войны (К проблеме характера и жанра). - М. - 1978; Большакова Е. А. Конфликт и характер в современном советском рассказе (60-70-е годы). - Казань - 1980.
О теоретических и историко-литературных проблемах современного рассказа написано немало содержательных, разноплановых исследований. Общий вывод можно сделать такой : в вышеназванных работах уточнено, конкретизировано определение жанра рассказа, в достаточной степени изучены некоторые жанровые разновидности рассказа, такие, как рассказ-миниатюра, лирический рассказ, отчасти, рассказ психологический, общие закономерности развития рассказов 50-70-х годов, творчество отдельных писателей-рассказчиков. Но существует в истории осмысления рассказа много белых пятен : почти не изучен рассказ 80-х годов; о самых крупных современных писателях-рассказчиках, исключая В. Шукшина, написано очень мало. О признанном мастере Ю. Нагибине изданы две книги, дающие лишь предварительное представление о писателе, о Г. Семенове вообще нет книг.
Цель настоящей диссертации и ее актуальность состоит в том, чтобы, проследив жанровую эволюцию рассказов в творчестве наиболее крупных мастеров современного малого жанра: В. Шу кшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова, для которых рассказ был "главной формой самовыражения", выявить основные
5 Заморий Т. П. Современный русский рассказ. - Киев. -- 1968; Нинов А. А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966) - Л. - 1969; Романец М. В. Проблема гуманизма в современном русском рассказе. - Харьков. - 1969; Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л. - 1970, Огнев А. В. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов. - 1973; Шубин Э. А. Современный русский рассказ (Вопросы поэтики жанра). - Л. - 1974; Макина М. А. Русский советский рассказ : Вопросы развития жанра. - Л. - 1975, Огнев А. В. Русский советский рассказ. - М. - 1978 и другие.
6 Книги : Бондаренко Г. В. Советский рассказ (Проблема композиции). - М. - 1981; Скобелев В. II Поэтика рассказа. — Воронеж. — 1982; Это в В. И. Современный рассказ ; (Проблемы и герои). - М. - 1983; Малые жанры в русской и советской литературе : Межвузовский сборник научных трудов. - Киров. - 1986; Ульяшов П. С. Этот неумирающий жанр. - М. -1987; Лужановский А. В. Выделение жанра рассказа в русской литературе. - Вильнюс -1988
Диссертации : Локтев Н Ф. «Житийный» рассказ в современной русской новеллистике. -Калинин. 1981; Островская В. Е. Русский советский лирико-лсихологический рассказ 70-х годов (10. Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов). - Ташкент. - 1983; Перзеке А. Б. Конфликт в современном русском рассказе (В. Белов, С. Воронин, В. Шукшин). - Калинин. - 1984; Максимов В. Н. Русский советский рассказ 70-х годов (Проблематика, жанр). - М. - 1987; Кадочников О П. Малые жанры современной прозы / Пути развития очерка и рассказа 70-
жанровые особенности русского рассказа 1960-80-х годов, сосредоточив внимание на специфике в нут ри жанро вых видообразований в и х динамике, то есть, на аспекте, менее всего изученном в литературоведении. В данной диссертации автор намерен выяснить, как менялась жанровая структура рассказов на протяжении тридцати лет, какие жанровые разновидности "ушли" из литературы, какие, напротив, отличались наибольшей актуальностью.
Новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка осмыслить жанровую ситуацию в малой прозе 1960-80-х годов как ситуацию особую, когда внутрижанровые процессы в русском рассказе происходили наиболее интенсивно. Для того чтобы получить достоверные выводы, автор ставил перед собой следующие задачи : 1) опираясь на работы теоретиков, понять, что из себя представляет рассказ как жанр, каковы его границы; сформулировать наиболее приемлемое определение рассказа; 2) разобраться в существе многочисленных жанровых классификаций рассказов как необходимом инструменте для изучения жанрово-исторических процессов; 3) на материале конкретного анализа рассказов В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова - писателей, для которых этот жанр был принципиальным, сделавшим им имя в литературе, увидеть внутренние закономерности жанрового развития, имея в виду и других писателей, сосредоточенных в первую очередь на "большой" жанровой форме.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы исследования по теоретическим и историко-литературны м проблемам русского рассказа 1960-80-х годов, а также сделаны определенные выводы и наблюдения, касающиеся жанровых особенностей рассказов В. Шукшина, Ю. Нагибина, Г. Семенова, позволяющие расширить и уточнить представления о творческих индивидуальностях названных писателей. Все это может быть полезным корейским русистам и
80-х годов. — М. — 1991; Федь Т. Н. Малые жанровые формы современной русской прозы :
корейским переводчикам современной русской литературы в отборе текстов для перевода, что особенно важно в той ситуации, когда новейший русский рассказ мало известен корейским студентам и широкому кругу читателей.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
(В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Пикуль, Ю. Бондарев). - М. - 1993.
Глава I
Теоретические и литературно-исторические проблемы русского рассказа 1960-1980 гг.
Яркий расцвет русского рассказа в 50-60 гг. стимулировал развитие не только историко-литературных, но и теоретических аспектов исследования малой прозы. Изучались в первую очередь особенности рассказа как жанровой формы и общие направления развития рассказа, например, в работах таких исследователей, как Т. П. Заморий, М. В. Романец, И. В. Крамов, М. Л. Макина, авторы коллективной монографии "Русский советский рассказ. Очерки истории жанра"; исследованы поэтика малой эпической формы, ее структура, образование новых жанровых видов в книгах А. А. Нинова, Э. А. Шубина, А. В. Огнева, В. П. Скобелева, Г. В. Бондаренко. Среди кандидатских диссертацией особенно выделяется работа Т. Л. Рыбальченко глубоким исследованием жанрового движения, взаимодействия жанров в жанровой системе; диссертация А. П. Казаркина интересна для выяснения жанровой специфики лирического рассказа; научная работа Н. Ф. Локтева - для понимания житийного рассказа как разновидности эпического. Научный интерес к жанру рассказа заметно уменьшается в 90-е годы по сравнению с двумя предыдущими десятилетиями, но появились интересные работы по новелле. Это - прежде всего фундаментальные исследования Е. М. Мелетинского «Историческая поэтика новеллы» (М. 1990) и сборник статей «Русская новелла. Проблемы теории и истории» (СПб, 1993). В этих работах исследователи теоретически не разграничивают новеллу и рассказ как некие самостоятельные жанры. Например, Е. Мелетииский пишет : "Отличие новеллы от рассказа не представляется мне принципиал ьным. Рассказ отличается от новеллы главным образом меньшей мерой жанровой структурированности, большей
экстенсивностью"1. Поэтому высказанное здесь позволяет говорить о том, что жанровые определения рассказа и новеллы во многом совпадают.
Если проанализировать определения рассказа, данные различными учеными, то можно увидеть, что большинство сходится во мнении, что очевидным признаком рассказа по сравнению с другими жанрами является малый объем текста. То есть рассказ отличается краткостью. При этом краткость понимается ими по-разному.
Одни утверждают, что объем не может стать стабильным признаком, ибо это является скорее внешним, чем внутренним фактором. А. Нинов, приводя пример того, что "Вешние воды" И. С. Тургенева по объему больше "Рудина", который определяется автором как роман, а "Вешние воды" как повесть, делает из этого справедливый вывод, что объем для Тургенева не играл решающей роли при определении жанра и он руководствовался иным, скорее содержательным критерием2. И. Крамов рассуждает примерно так же ; "Конечно, размер - самый несложный, самый очевидный и не лишенный резона и у бе д ител ь н ости способ отделить рассказ от смежных жанров. Но не универсальный способ, каким часто его хотят представить. Трехлистное
■5
произведение может быть рассказом, а может быть и повестью" . Поэтому критик и усомнился в краткости как критерии жанрового определения рассказа : "Можно ли обосновать более внятно само это понятие - краткость? Очертить
1 Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы. М. - 1990. - С. 3. Нужно заметить, что сближаясь, но не совсем с подобным мнением, некоторые специалисты по современному рассказу (Э. Шубин, А. Огнев, В. Скобелев) уточняют, что рассказ и новелла являются разновидностями малой формы эпического рода : "(-..) при всех возможных разграничениях рассказа и новеллы следует прежде всего учитывать, что производятся они в рамках одного жанра. (...) Современная новелла - это типол о г и ческая разновидность жанра рассказа, ближе других стоящая к структуре ренессансной новеллы" (Шубин Э. А. Современный русский рассказ. (Вопросы поэтики жанра). - Л. - 1974. - С. 55). Если рассматривать малую форму эпического рода в аспекте историко-литературного процесса, нельзя не согласиться с этим мнением.
Нинов А. А. Современный рассказ. Из опыта русской советской прозы 1956-1966 гг. - Л. -1969. - С. 5.
Крамов И. В зеркале рассказа. - М. - 1986. - С. 16.
его границы. Или же следует отказаться от попыток с его помощью классифицировать жанр?"4
Известно то, что появляются произведения, которые по объему больше обычного рассказа, но все-таки именуются писателями рассказами. Можно назвать хотя бы такие рассказы, как "Судьба человека" М. Шолохова, "Конспект романа" В. Пановой, "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицына. Поэтому если объем понимается только как размер текста ( короткий или длинный ), то трудно не согласиться с вышеупомянутыми исследователями.
Однако другие литературоведы рассматривают объем как критерий, обусловливающий содержательную форму рассказа. По их мнению, малый объем как неотъемлемый элемент формы воздействует на особенности содержания произведения, во многом определяет его внутреннюю структуру. Прежде всего, малый объем соотносится с проблемой выбора материала для изображения. В этом плане следует упомянуть справедливое замечание Э. Шубина о том, что "когда у писателя еще нет возможности увидеть и осмыслить новый общественный процесс в целом, в его перспекгивном развитии, жанр рассказа становится доминирующим в литературе данного времени"5. С его точки зрения, расцвет рассказа связан с периодами поисков ответа на острейшие социальные вопросы. Когда явление жизни не получает достаточно законченного развития, когда трудно найти романную концепцию, рассказ же выхватывает из жизни один момент, в котором обнаруживается суть времени, и использует его в качестве предмета изображения.
К этому мнению присоединяются многие исследователи рассказа, например Н. Лейдерман, основываясь на том, что главным фактором при развитии жанра является эстетическая концепция личности и при этом в рассказе концепция эта воплощается в самых главных чертах, фиксируясь на
4 Там же - С. 16-17.
и
сс
одном, решающем проявлении нового качества личности, говорит : в рассказе раньше, чем в других, более обстоятельных жанрах, улавливается качественный сдвиг в представлениях общества о человеке, именно в рассказе, оформляясь, ищет себя назревающая новая концепция личности, именно в рассказе она впервые проходит проверку внутренней логикой художественного мира, воплощающего общий смысл жизни"6.
Интересно, что в сборнике статей о русской новелле часто встречается понятие "новеллистическое мышление", которое во многом соотносится с вышеупомянутыми мнениями. И. П. Смирнов понимает его смысл как разрешение сложной проблемы через принцип разрушения. С его точки зрения, "новелла возникает в той промежуточной культуре, которая отрицает архаическую мифоритуальную, но этим отрицанием удовлетворяется, не утверждая взамен исторического принципа"7. И в этом заключается смысл новелл истической краткости. На наш взгляд, подобное наблюдение предст�