автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Жанровые искания в русской религиозной философии Серебряного века (1890-1935 гг.)
Текст диссертации на тему "Жанровые искания в русской религиозной философии Серебряного века (1890-1935 гг.)"
Литературный институт им. A.M. Горького
На правах рукописи
04.2.0 1 2 5 0 4 7 В "
\
АРЕ ШЕЯ/-) МАМ Ь И KTVPo&tfА
ЖАНРОВЫЕ ИСКАНИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (1890-1935 ГГ.)
Специальность 10.01.08 - Теория литературы. Текстология
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Гусев В.И.
Москва 2011
Жанровые искания в русской религиозной философии «серебряного века» (1890-1935 гг.)
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
Глава 1. Жанровое своеобразие русской философии «серебряного века».......9
1.1. Предыстория вопроса: жанровое своеобразие русской философии XVIII-XIX веков...................................................................................................9
1.2. Историко-культурные основы типологии жанров в русской философии «серебряного века».............................................................................................37
Глава 2. Жанровый анализ философских произведений «серебряного века»
..................................................................................................................................66
2.1. Эпистолярный жанр в философском творчестве П.А. Флоренского, М.О. Гершензона и В.И. Иванова, H.A. Бердяева (П.А. Флоренский «Столп и утверждение истины» (1914); М.О. Гершензон и В.И. Иванов «Переписка из двух углов» (1921); H.A. Бердяев «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии» (1921)..................................................66
Заключение...............
Список литературы
177 180
ВВЕДЕНИЕ Общая характеристика работы.
Данное диссертационное исследование посвящено жанровым исканиям русских философов «серебряного века», жанровой системе отечественной философии этого периода.
Вначале исследования мы считаем нужным определиться с датировкой и пояснить, почему быТГвыбран период 1890-1935 год. Обычно «серебряным веком» считают особенный образ мышления и тип творчества, свойственный русской культуре и искусство в конце XIX начале XX века и примерно совпадающий с эпохой модернизма. «Серебряный век» - эпоха невероятного творческого подъёма буквально во всех сферах духовной деятельности: музыке, литературе, философии, изобразительном искусстве и т.д. Перечисление всех выдающихся деятелей Серебряного века, которые творили во всех сферах культуры и искусства, несомненно, займёт много места. Здесь, например, писатели: A.M. Горький, И.А. Бунин, А.Н. Белый, Д.С. Мережковский, Б.Л. Пастернак; философы: H.A. Бердяев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, И.А. Ильин, Л.И. Шестов: поэты A.A. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский. A.A. Ахматова, М.И. Цветаева; композиторы: А.Н. Скрябин, C.B. Рахманинов: художники: М.К. Чюрленис, JI.H. Бакст. А.Н. Бенуа и многие другие. Каждый из этих мыслителей, по своему, гениален, каждый - необъятная вселенная духовной красоты, смыслов и, конечно же, жанров, с помощью которых каждый из мыслителей выражал свои духовные искания и чаяния.
В качестве автора термина «серебряный век» могут рассматриваться, например, поэт и переводчик H.A. Оцуп (статья ««Серебряный век» русской поэзии»1), поэт и критик С.К. Маковский (мемуары «На парнасе Серебряного века»2), Р.В. Иванов-Разумник ( «История русской общественной мысли»"'). Выражение «серебряный век» получило широкую популярность после публикации «Поэмы без героя» A.A. Ахматовой в 1965 году:
1 Оцуп. Н. А. Числа. Кн.7-8. Париж. 1933 С. 174-178.
2 См.: Маковский С. К. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, издательство Центрального Объединения политических эмигрантов из СССР. 1962
' См.: Иванов-Разумник Р В История русской общественной мысли Спб.: иш ММ Стасюлевича, 1911. В 2-х т.
«На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка, И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл...»4.
До сих пор среди исследователей не сформировалось единого чёткого мнения относительно точной датировки хронологических рамок данного феномена5. Значительная часть учёных отсчитывает начало «серебряного века» от 1890-х годов, а некоторые даже от 1880-х. Версии относительно конечной границы «серебряного века» значительно разнятся - от 1913 года до середины XX века.
Установка конкретных границ «серебряного века» не является целью и задачей данной работы. Мы выбрали именно этот хронологический период (1890-1935 годы), для того чтобы проанализировать наиболее интересные в жанровом отношении произведения философов, живших и творивших в «серебряном веке». Рассмотренные произведения, на наш взгляд, наиболее полно отражают жанровое разнообразие философии «серебряного века».
Для этого периода в развитии русской философии было характерно сближение жанров философии и художественной литературы, основанное на идее синтеза искусств и наук, единого и гармоничного знания. Бесспорно, и русская философия XVIII-XIX вв. включала в себя самые разнообразные жанры, некоторые из которых, как, например, жанр фрагмента, сближались с жанрами литературными (философский отрывок и лирический фрагмент -стихотворение). Однако именно в начале XX в. было намечено сближение жанров философии и художественной литературы. Эпоха модерна ознаменовалась поиском синтеза и синтетических жанров во всех видах искусств. Первые годы XX в. были ознаменованы возникновением знаменитых Религиозно-философских собраний, на которых представители
4 Ахматова A.A. Поэма без героя. М.: ПРОЗАиК, 2009. С. 29.
5 Подробнее об истории возникновения термина «серебряный век» см. книгу О. Ронена Серебряный век как умысел и вымысел. М.: О.Г.И., 2000.
русской философии «серебряного века» (В.В. Розанов, Д.В. Философов и др.), а также писатели с ярко выраженным религиозно-философским аспектом творчества (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус) беседовали и спорили с представителями Православной Церкви. Таким образом происходило сближение светской философии и литературы с православным богословием, закладывались основы синтетической философии «серебряного века».
Синтетическая философия «серебряного века» «браталась» с религией и литературой, пыталась преодолеть разобщенность духовных лиц и общества в целом, а также духовной и светской печати. Синтез в русской философии «серебряного века» понимался как сближение жанровых форм различных искусств и наук. «Серебряный век» во многом пересмотрел жанровую систему русской философии второй половины XIX в. Такая тенденция объяснялась тем, что «серебряный век» русской культуры стремился к единому синкретическому искусству. Считалось, что фундаментом единого синкретического искусства должны стать философия и религия. В начале XX в. в русской религиозной философии утверждалось «новое» религиозное сознание, основанное на идее синтеза духа и плоти, широко представленной в творчестве «философствующего литератора» или романиста-философа — Д.С.Мережковского.
Основы религиозно-философского возрождения, характерного для «серебряного века» русской культуры были заложены В.С.Соловьевым. Философская система B.C. Соловьева была основана на попытке синтеза религии, философии и науки. Причем, B.C. Соловьев не христианскую доктрину обогащал за счет философии, а в светскую философию вносил христианские идеи. Последователями B.C. Соловьева были С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, В.П. Свенцицкий и другие философы, чьи произведения рассматриваются нами в диссертационном исследовании.
Объектом диссертационного исследования является русская философия «серебряного века».
Предметом - жанровые искания философов этого периода, особенности жанровой системы, ее трансформация и сближение с литературой и богословием. В частности, нами рассматриваются эпистолярный жанр (философские письма), жанр диалогов и жанр художественного произведения.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что жанровые особенности русской философии «серебряного века», ее сближение с художественной литературой и богословием не были изучены полно и глубоко. Нами были выбраны те жанры, которые являются наиболее значимыми для «серебряного века» и в то же время - наиболее синтетическими. Эти жанры в эпоху модерна сближались одновременно и с художественной литературой, и с богословием, что было последовательно доказано нами в диссертационном исследовании.
Соответственно, цель диссертационного исследования понимается нами как изучение трансформации жанровой системы философии, характерной для «серебряного века» русской культуры, исследование тех изменений, которые произошли с эпистолярным жанром, философскими диалогами и другими философскими жанрами в указанный период.
Целью исследования обусловлены следующие задачи:
1) изучить жанровое своеобразие русской философии «серебряного века»;
2) рассмотреть особенности трансформации эпистолярного жанра в указанный период (на материале произведений П.А. Флоренского, М.О. Гершензона и В.И. Иванова, H.A. Бердяева);
3) проанализировать специфику апологетических диалогов B.C. Соловьева и С.Н. Булгакова;
4) исследовать своеобразие и религиозно-философскую наполненность жанра художественного произведения в русской философии «серебряного века» (на материале повестей и романов В.П. Свенцицкого, А.Ф. Лосева и др.);
5) рассмотреть историко-культурные основы типологии жанров в русской философии указанного периода.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем выявлены жанровые особенности «синтетической» философии «серебряного века», изучены пути сближения философии указанного периода с богословием и художественной литературой. В диссертационном исследовании впервые проанализированы особенности трансформации эпистолярного жанра и философских диалогов в указанный период, выявлены жанровые и содержательные особенности «апологетических» диалогов B.C. Соловьева и С.Н. Булгакова. Кроме того, впервые рассматривается жанр художественного произведения в философии «серебряного века», выявлен пограничный между философией, художественной литературой и богословием характер этого жанра. Формальные и религиозно-философские особенности этого жанра рассмотрены на примере произведений В.П. Свенцицкого и А.Ф.Лосева.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что анализ жанровых особенностей русской философии «серебряного века» важен как для типологии философских жанров, так и для типологии жанров литературных и богословских, для теории литературы вообще. Выводы, сделанные нами в диссертационном исследовании, в теоретическом плане представляют интерес для истории и теории литературы и философии начала XX в.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в лекционных и практических курсах высшей школы по истории и теории русской литературы и философии «серебряного века».
Степень научной разработанности проблемы.
Научно-методологической базой диссертации являются труды по истории русской философии и литературы «серебряного века» Н.О.
Научно-методологической базой диссертации являются труды по истории русской философии и литературы «серебряного века» Н.О. Лосского, Т.Н. Красавченко, Л.И.Митиной, Н.Г. Баранца, О.Б. Кравцовой, Э.Я. Фесенко, П.А. Сапронова и других исследователей. Нами изучались как труды по истории русской философии «серебряного века», так и литературоведческие, и религиоведческие исследования. Однако в этих трудах даны лишь общие знания по жанровой системе русской философии «серебряного века». Не изучены в должной мере особенности трансформации жанровой системы в указанный период, не прослежены пути ее сближения («братания») с художественной литературой и богословием.
Апробация работы. Апробацию основные положения диссертации получили в статьях: 1. Маринина Ю.В. Жанровые особенности «Трёх разговоров» В.С.Соловьёва//Научный сборник Ставропольского государственного университета, 2011. № 10. 0,4 п.л.
2. Маринина Ю.В. Значение и роль жанра в русской философии серебряного века (1890-1935гг.) // Вестник Орловского государственного университета. 2011. № 2. 0,3 п.л. (Журнал включен в список изданий, рекомендуемых ВАК РФ).
3.Маринина Ю.В. Диалог как излюбленный жанр Григория Сковороды (1722-1794)//Молодой ученый, 2011. №10 (33). 0,5 п.л.
4.Маринина Ю.В. Жанровое своеобразие религиозно-философского наследия Л.П.Карсавина (На примере исповедального произведения «ТМо^еэ Ре^ороШапае» 1922 г.) // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. 2011. № 6 (44). 0,5 п.л. (Журнал включен в список изданий, рекомендуемых ВАК РФ).
Основные положения диссертационного исследования излагались в научных докладах на заседаниях региональной общественной организации Общество любителей русской словесности.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Жанровое своеобразие русской философии «серебряного века»
1.1. Предыстория вопроса: жанровое своеобразие русской философии ХУП1-Х1Х веков
Русская философия ХУШ-Х1Х вв. включала в себя самые разнообразные жанры, многие из которых, как, например, жанр фрагмента, сближались с жанрами литературными. Собственно говоря, уже в этот период было намечено сближение жанров философии и жанров художественной литературы, которое стало особенно актуальным в эпоху модерна, ознаменовавшуюся поиском синтеза и синтетических жанров во всех видах искусств. Русская философия всегда была литературоцентрична. Более того, практически все русские философы, начиная с Г.С. Сковороды, были писателями. Нашим философам - в частности, А.С.Хомякову, И.В. Киреевскому, П.Я. Чаадаеву и другим - была присуща не рационалистическая кантовская манера изложения и рассуждения, а эссеистически-художественная. Например, «обращение к историософским работам Киреевского однозначно свидетельствует о том, что он был романтически настроенным литератором»6.
В этом плане русская философия противостояла немецкой, для которой были характерные установка на рационализм, а также строгость и научность.
«Буквально навязчивым мотивом в русской мысли осталась критика западной философии, неготовность примкнуть к её школам и течениям. Претензии на самобытную философию, философствование в каком-то особом, ранее невиданном и недоступном смысле - это едва ли не конститутивный момент, определяющий русскую мысль в самом её
7
существе» .
6 Сапронов П.А. Русская философия. Проблемы своеобразия и основные линии развития. Спб., 2008. С. 90.
7 Там же. С. 115.
Подобная установка русских философов и мыслителей, без сомнения, отражалась на выборе ими жанров, с помощью которых они стремились донести свои взгляды до аудитории.
На грани философии и литературы творили многие выдающиеся русские мыслители - философы, писатели и поэты. Так, в частности Г.Р. Державин создал «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» -произведение, обладающее характерными чертами литературоведческого и философского труда. Этот труд Державина был впервые опубликован в «Чтении в Беседе любителей русского слова» - первая часть в кн. 2 в 1811 г. и в кн. 6 в 1812 г., а отрывок из второй части, посвященный опере и песне, - в кн. 14 за 1815 г. Значительная часть второй половины работы до сих пор неиздана и находится в 5-м томе бумаг Г.Р. Державина в ГПБ им. Салтыкова-Щедрина. Эта вторая часть содержит в себе: рассуждение о кантате, мадригале, сонете, триолете, рондо, серенаде, оратории, романсе, балладе, стансе (затем идет напечатанная в 1815 г. главка о песне). Новый раздел этого труда Державина посвящен классификации лирической поэзии, основанной не на жанровом, а на тематическом признаке (например, во французской литературе оды делились на духовные, героические, философские и общежительные).
Г.Р. Державин выделял генетлиаческие оды - написанные на день рождения, эпиталамические, созданные в честь бракосочетания. Также Г.Р. Державин разделял оды по именам их творцов: пиндарические, оссианские и проч. Поэт изучал также формы композиции лирического стиха, анализировал метрические схемы лирической поэзии - от древнееврейской и древнегреческой до современной Г.Р. Державину германской, а также индийской, арабской, персидской, грузинской, скандинавской и китайской. Заключительная часть исследования - это краткий очерк русской метрики.
В философском плане этот труд Г.Р. Державина интересен как анализ религиозно-идеологической наполненности жанра оды. Поэт утверждал, в частности, что «первостепенная» или «священная» ода возникла как плод
вдохновения библейских пророков и является сакральным литературным жанром, обращенным к Всевышнему. Державин сравнивал оду со священными псалмами, которые представляют собой не что иное, как вдохновение Божие. «Таковая первостепенная, священная Ода есть самое выспреннее, пламенное творение. Она быстротою, блеском и силою своею, подобно молнии объемля в единый миг вселенную, образует величие Творца. Когда сверкает в небесах, тогда же низвергается и в �