автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровые традиции древнерусской литературы в творчестве Н. С. Лескова

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Яхненко, Екатерина Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Жанровые традиции древнерусской литературы в творчестве Н. С. Лескова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Яхненко, Екатерина Владимировна

Введение.

Глава I. Особенности творчества Н. С. Лескова и наследие древнерусской литературы.

§1. История изучения вопроса о связи творчества

Н.С.Лескова и древнерусской литературы.

§2. Духовно-нравственные воззрения Н. С. Лескова как основа его интереса к духовному и художественному богатству древнерусской словесности.

§3. Жанровые традиции древнерусской литературы как источник творчества Н. С. Лескова: генетические связи и типологические соотношения.

Выводы по 1 -й главе.

Глава II. Произведения 70-х гг. и традиции жанров жития, повестей о "всесильности покаяния", хождения, сказания о чудотворной иконе, вопрошания

§1.1. Художественные особенности романа-хроники

Соборяне" и способы создания "легенды о святых".

§1.2. Св. Тихон Задонский - прототип образа о. Савелия

Туберозова.

§1.3. "Житие протопопа Аввакума" и демикотоновая книга Туберозова.

§1.4. "Житие протопопа Аввакума" и Сцена грозы.

§ 1.5. Жанр жития в структуре сюжета "Соборян".

§2.1. Повести о "всесильности покаяния" и

Очарованный странник".

§2.2. Жанр жития и "Очарованный странник".

§2.3. Традиции патериковых сказаний и эпизоды "Очарованного странника".

§2.4. Жанр хождения и "Очарованный странник".

§2.5. Сюжет о невинно оклеветанном иерее как источник эпизода повести "Очарованный странник".

§3.1. Икона архангела Михаила в структуре сюжета повести "Запечатленный ангел".

§3.2. Жанр сказания о чудотворной иконе и

Запечатленный ангел".

§3.3. Влияние житийной традиции на создание образа "безгневного Памвы" и эпизода "обращения Левонтия".

§4.1. Поэтика рассказа "На краю света": ответ на вопрос о "правильной вере".

§4.2. "Вопрошание" Кирика Новгородца и "На краю света".

§4.3. Житие св. Стефана Пермского и опыт крещения зырян в "На краю света".

Выводы по 2-й главе.

Глава III. Традиции жанров жития, проложного сказания, апокрифа в произведениях 80-х - 90-х гг.

§1. Житийная традиция в цикле рассказов о праведниках.

§2.1. Жанр проложного сказания.

§2.2. "Византийские" легенды Н. С. Лескова: источники и их переработка.

§2.3. "Обстановочная поэзия" как одна из особенностей художественного мира легенд.

§3. Жанр апокрифа и публикации Н. С. Лескова в

Петербургской газете 1894-1895 гг.

Выводы по 3-й главе.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Яхненко, Екатерина Владимировна

Раскрытие многообразных связей творчества Н.С.Лескова и произведений древнерусской литературы - одна из актуальных задач литературоведения сегодня. Несомненно, что русская средневековая словесность являлась для писателя неисчерпаемым источником вдохновения. С ее традициями связаны образы героев его романов, повестей и рассказов, в ней Лесков находит богатство сюжетов, которое возрождается им для современного читателя, язык древних текстов влияет на словесный строй его произведений. Однако целостное решение этого вопроса было затруднено обилием материала, малоизученностью творческого наследия Лескова.

Наша работа имеет своим предметом рассмотрение единого корпуса художественных текстов Н.С.Лескова как целого с точки зрения их соотношения с жанровыми традициями древнерусской литературы. Рассмотрение только одной, возможно, главнейшей традиции в творчестве Н.С.Лескова не отрицает важности других, в частности, западноевропейской традиции. Мы поместили в Приложение в качестве примера материал об отражении "Пути паломника" Джона Беньяна в произведениях Лескова, т. к., на наш взгляд, важнейшей особенностью творческой манеры писателя является открытость различным литературным, культурным, религиозным традициям.

Целью предпринимаемого исследования является выявление различных типов связей творческого наследия писателя и древнерусской литературы, изучение художественного своеобразия произведений Н.С.Лескова и прежде всего поэтики сюжета в одном определенном и еще не изученном полностью аспекте - в аспекте 6 целостного подхода к древнерусским источникам сюжетов и образной системы.

В ходе исследования будем исходить из предположения об активном отношении Н. С. Лескова к памятникам древнерусской литературы, что проявляется в виде прямых генетических связей произведений Н.С.Лескова и их древнерусских источников, типологических связей на уровне сюжетного построения и образной системы, а также в виде отдельных разнообразных реминисценций на уровне словесно-стилевого оформления текстов. В то же время материал древнерусской литературы претерпевает определенные трансформации под влиянием творческого замысла автора, приобретая черты злободневности и реалистичности.

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, тем обилием отдельных наблюдений и замечаний, которыми располагает современное литературоведение в отношении использования Н.С.Лесковым тех или иных сторон поэтики жанров древнерусской литературы, а с другой стороны - отсутствием на сегодня целостного подхода к данной проблеме.

Именно в попытке целостного и комплексного анализа творческого наследия Н.С.Лескова в его соотнесенности с различными жанрами древнерусской литературы состоит новизна предлагаемого исследования.

Надо заметить, что активное использование поэтики жанров древнерусской литературы проявлялось в XIX веке не только в творчестве Н.С.Лескова, но и в творчестве других известных писателей. В качестве примеров можно предварительно привести переложение Гаршиным, Короленко проложных сказаний, переложение житий Ремизовым, использование проложных сюжетов в народных рассказах Л.Н.Толстого. Поэтому практическое значение 7 работы заключается в том, что целостный анализ различных типов связей творческого наследия Н.С.Лескова и жанровых традиций древнерусской литературы поможет более полному, точному представлению о развитии литературного процесса, характерного для периода русской классической литературы XIX века, и даст новый материал для доказательства непрерывности культурного процесса, ведь, как отмечал Ю.МЛотман, "прошлые состояния культуры постоянно забрасывают в ее будущее свои обломки: тексты, фрагменты, отдельные имена и памятники. Каждый из этих элементов имеет свой объем "памяти", каждый из контекстов, в который он включается, актуализирует некоторую степень его глубины"1.

Материалом исследования послужили: 1) произведения Н.С.Лескова 70-х годов ("Соборяне", "Запечатленный ангел", "Очарованный странник", "На краю света"), цикл рассказов о праведниках, легенды 80-х - 90-х годов, апокрифическое сказание "Сошествие во ад" и цикл очерков "Добавки праздничных историй"; 2) произведения различных жанров древнерусской литературы (апокрифа, летописи, жития, светской повести "о всесильности покаяния", хождения, вопрошания и др.).

Структура данной работы состоит из трех глав, введения и заключения, приложения, списка литературы и подчинена цели исследования. В работе рассматривается типологическое соотнесение с жанрами древнерусской литературы и прямые заимствования, сделанные писателем. В первой главе "Особенности творчества Н.С.Лескова и наследие древнерусской литературы" исследуются религиозно-мировоззренческие предпосылки интереса Н.С.Лескова к древнерусской литературе; характеризуется степень изученности вопроса о связи творчества писателя и жанровых 8 традиций древнерусской литературы, рассматриваются истоки интереса писателя к литературе и истории Древней Руси. Во второй главе "Произведения 70-х гг. и традиции жанров жития, повестей о "всесильности покаяния", хождения, сказания о чудотворной иконе, вопрошания" выявляется связь с жанрами древнерусской литературы романа-хроники "Соборяне", который, как отмечают исследователи, тт 2 является "протографом всего зрелого творчества Лескова"; анализируются повести "Очарованный странник", "Запечатленный ангел", "На краю света". Третья глава " Традиции жанров жития, проложного сказания, апокрифа в произведениях 80-х - 90-х гг." посвящена циклу рассказов о праведниках, легендам на материале Пролога и апокрифическим сказаниям.

Приложение содержит древнерусские сказания Пролога, использованные в знаменитом цикле легенд Лескова, обзор цитат из Священного Писания и древнерусской литературы и анализ влияния английской повести XVII века - "Пути паломника" Джона Беньяна -на творчество писателя. 9

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанровые традиции древнерусской литературы в творчестве Н. С. Лескова"

Результаты исследования об использовании Лесковым в своем творчестве традиций основных жанров древнерусской литературы можно представить в виде таблицы, где наличие типологической или генетической связи будет обозначаться "+", а отсутствие "-":

143

Произведения Лескова Соборяне Очарованный странник Запечатленный ангел На краю света Цикл рассказов о праведниках Византийские легенды Апокрифическо е сказание "Сошествие во ад"

Жанры древнерусской литературы

Апокриф - - - - - - +

Летопись + - - + - -

Слово - - - + - -

Похвала - - - - - -

Житие + + + + + +

Хождение - + - - - -

Сказание о чудотворной иконе - - + - - -

Патериковое сказание - + + - + -

Бытовая повесть - + - - - -

Воинская повесть - - - - - -

Вопрошание - - - + - -

Проложное сказание - + - + - +

Проповедь + - - - - -

Моление - - - - - -

Притча - - + - + -

Заключение.

Итак, мы попытались сопоставить творчество И. С. Лескова и материал древнерусской литературы, обнаружив широкое взаимодействие между ними на различных уровнях художественной системы произведений писателя. Такое масштабное использование традиций древнерусской словесности является отличительной особенностью творчества Н.С.Лескова по сравнению с другими писателями второй половины XIX века (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, В.М.Гаршин, А.К.Толстой, В.Г.Короленко, П.И.Мельников /А.Печерский/, также проявлявшими определенный интерес к литературе Древней Руси.

Проведенные нами исследования выявили связь романа "Соборяне" с конкретным произведением древнерусской литературы - "Житием протопопа Аввакума" и - шире - жанром жития в создании главных образов и развитии сюжета.

В повести "Очарованный странник" мы акцентировали внимание на функционально значимых параллелях образа главного героя и сюжетного развития с жанром повести "о всесильности покаяния" и жанром жития, осложненного фольклорными коннотациями, указали на конкретное заимствование писателем при создании повести проложного сюжета.

Татарские" странствия Флягина были соотнесены нами с жанром хождения на примере "Хождения Афанасия Никитина" в создании модели пространства, где четко отграничено конфессионально "свое" от "чужого", модели времени в этом "чужом" пространстве, в эксплуатации основных тем: вынужденного ухода в грешную землю - смерти, наблюдения за чужими обычаями и вынужденного изменения своих христианских обычаев, тоски по родине.

142

Эпизоды, связанные с пребыванием Флягина в монастыре, имеют типологическое сходство с сюжетами патериковых сказаний.

В повести "Запечатленный ангел" мы выделили основные топосы, характерные для сказаний о чудотворных иконах.

Образы Памвы, Левонтия и связанные с ними сюжетные эпизоды были соотнесены нами с образами и сюжетами житий и патериковых сказаний.

В рассказе "На краю света" житийная традиция повлияла на создание образа Кириака и истории его жизни, важна она и как основная мотивирующая развития всего сюжета в целом. Эпизоды богословских бесед архиерея и Кириака соотносятся с древнерусским жанром вопрошания и конкретным источником -"Вопрошанием Кирика Новгородца.

В образах праведников, созданных Н. С. Лесковым, функциональную значимость имеет мотив утаенной праведности и юродства. Сюжеты рассказов типологически соотносятся с житиями.

В цикле легенд Лесков заимствует не только сюжет, но во многом и поэтику сказаний Пролога. Основное отличие легенд Лескова от их источников заключается в том, что в них он "разворачивает" редуцированную изобразительную сторону художественного мира сказаний.

Сходный метод писатель использует при переложении апокрифического евангелия Никодима.

 

Список научной литературыЯхненко, Екатерина Владимировна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т., М. 1957-1958

2. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 30 т., М. 1996-2002

3. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 12 т., М. 1989

4. Лесков Н. С. Легенды и сказки. Л. 1991

5. Лесков Н. С. О литературе и искусстве. Л. 1984

6. Альтшуллер А. Я. Н. С. Лесков // Очерки истории русской театральной критики: Вторая половина XIX в. Под ред. А.Я.Альтшуллера. Л. 1976. С. 87- 99.

7. Аннинский Л. А. Блажные и блаженные у Лескова. // Вопр. лит., 1988. №7

8. Аннинский Л. А. Лесковское ожерелье. М. 1986

9. Аннинский Л. А. Сотворение легенды. // Октябрь. 1981.№2

10. Архив Лескова (письма, записки) // Зап. отд. рукописей. Вып. 30. 1968. С. 205- 231.

11. П.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // М.М.Бахтин Вопросы литературы и эстетики. М. 1975

12. Богаевская К. П. Н. С. Лесков о Достоевском (1880-е годы). // В кн.: Литературное наследство. Т. 86. М. 1973. С. 606- 620

13. Великие Минеи Четьи. Ноябрь. Дни 13-15. // Памятники славянорусской письменности, изд. арх. комиссией. Вып. 8. СПб. 1899

14. Ветловская В. Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва". // Миф. Фольклор. Литература. Л. 1978

15. Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых". // ТОДРЛ, Т. 28. Л. 1974

16. Видуэцкая И. П. Л. Н. Толстой и Лесков. Нравственно-философские искания (1880- 1890-е годы). // В кн.: Толстой и литература народов Советского Союза. Ереван. 1978

17. Видуэцкая И. П. Достоевский и Лесков. // Рус. лит. 1975. №4. С. 127-137.

18. Виноградов В. В. Достоевский и Лесков в 70-е годы XIX века. // В кн.: В.В.Виноградов. Проблема авторства и теория стилей. М. 1961.С. 487-555

19. Волынский А. Л. Н. С. Лесков. Пг. 1923

20. Вопрошание Кюриково (Кюрьяково). // Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснением, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем. М. 1821152

21. Гебель В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М. 1945

22. Георгиевский Г. П. Апокрифическое сказание или литературная фальсификация. М. 1892 Русское Лоз рщцг. 1 -5". ^

23. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л. 1988

24. Горелов А. А. Н. С. Лесков // Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь. Т. III. М. 1994

25. Горелов А. А. Поэтика преобразований и стилизаций в "Запечатленном ангеле" Н. С. Лескова. // Рус. лит. 1986. №4. С. 153- 165.

26. Горелов А. А. Проповедь Николая Лескова. //В кн.: Лесков Н. С. Легенды и сказки. Л. 1991.

27. Горелов А. А. "Татарские" эпизоды "Очарованного странника" и "История России" Татищева. // Ученые зап. ЛГУ. 1971. №355. сер. Филологические науки. Вып. 76. С. 193- 196.

28. Грибанов А. Б. Сказ и речевое сознание в "Левше" Н. С. Лескова. // Тыняновский сборник. Вып. 10. М. 1998. С. 76- 95

29. Гроссман Л. П. Н. С. Лесков. М. 19V5*

30. Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских хождений. //ТОДРЛ. Т.18. М,- Л. 1962

31. Державина О. А. Древняя Русь в русской литературе XIX века. (Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX века). Пролог. Избранные тексты. М. 1990

32. Державина О. А. Литературный сборник XVII века Пролог. М. 1978

33. Добиаш- Рождественская О. А. Культ св. Михаила в латинском средневековье. V- VIII век. Пг. 1917

34. Дурылин С. Н. О религиозном творчестве Н. С. Лескова. // Христианская мысль. 1916. №11

35. Душечкина Е. В. Лесков и традиция русского святочного рассказа. // В кн.: Русская литература и культура нового времени,- Спб. 1994. С. 94- 108.

36. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб. 1995.

37. Дыханова Б. С. О поэтике "Запечатленного ангела". // Изв. Воронежского пед. инст. том 161. Анализ худ. произв. Воронеж. 1976.

38. Дыханова Б. С. "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" Лескова. М. 1978

39. Евдокимова О. В. Живопись у Лескова (в структуре произведений) // Рус. лит. и изобр. искусство XVIII- нач. XX в. Л. 1988.

40. Евдокимова О. В. Лесков и Буслаев. Литературные взаимоотношения. //Рус. лит., 1990. №1. С. 194- 199.153

41. Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н.С.Лескова. СПб. 2001

42. Жанры Лескова и устно- прозаические формы народного творчества. // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1975. №6.43 .История русской литературы 70 90-х гг. XIX века. Под ред.

43. B.Н.Аношкиной, Л. Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001

44. Из переписки Лескова (88- 91 г.). // Вопросы литературы. 1987. №1.1. C. 278- 283

45. Катаев В. Б. Лесков в литературных полемиках // Русская словесность. 1995. №6. С. 22.

46. Lantz К. A. Nicolaj Leskov. Boston. 1979

47. Лебедев В. А. Хроникальный жанр у Лескова. // Ученые зап. Томского ун- та. 1967. №67. С. 139- 140.

48. Лесков А. Жизнь Николая ЛесковаЛуда, 1981.

49. Лесков в Киеве (материалы). //Рус. лит. 1963. №3. С. 104- 109.

50. Лесков Н. С. Безбожные школы в России. // Путь. 1994. №5. С. 183193.

51. Лесков Н. С. Два письма к И. С. Аксакову. 1875, 1881 г. // Рус. речь. 1991. №1. С. 29-38.

52. Лесков Н. С. Четыре письма к Жиркевичу (янв. 1895 г.). // Рус. лит. 1963. №4. С. 203-207

53. Литературное наследство. Т. 86. М. 1973

54. Литературное наследство. Т. 101. кн. 1. М. 1997

55. Литературное наследство. Т. 101. кн. 2. М. 2000

56. Лихачев Д. С. Ложная этическая оценка у Н. С. Лескова. // Лихачев Д. С. Литература- реальность- литература. Л. 1981

57. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М. 1979

58. Лопарев X. М. Греческие жития святых VIII- IX в. Опыт научной классификации. Птг., 1914

59. Lottridge Stephen. Nicolaj Leskov and the Russian Prolog as a Literary Source. // Russian Litrature. 1972. №3

60. Лужановский А. В. Документальность повествования- жанровый признак рассказов Н. С. Лескова. //Рус. лит. 1980. №4. С. 144- 150

61. Майорова О. Е. Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н. С. Лескова). Автореферат дисс. . канд. филол. наук. М. 1985

62. Майорова 0.6 . Игра слов у Лескова: "Чудо" в "На краю света". // Рус. речь. 1986. №163 .Майорова О. Е. "Несмертельный Голован" и житийная традиция. // Рус. лит. 1987. №3154

63. Майорова О. Е. «Непонятое» у Н. С. Лескова: (О функции мистифицированных цитат) // Новое литературное обозрение. 1994. №6. С. 59-66

64. Майорова О. Е. Н.С.Лесков: структура этно- конфессионального пространства. // Тыняновский сборник. Вып. 10. М. 1998. С. 118138

65. McLean Hugh. Nicolaj Leskov: The Man and his Art. Cambridge (Mass.)- L. 1977

66. Mückle James Y. Nicolaj Leskov and the Spirit of Protestantism. Birmingham. 1978

67. Минц 3. Г. О некоторых "неомифологических" текстах в творчестве русских символистов. // Блоковский сборник. 3. Тарту. 1979

68. Минц 3. Г. Функции реминисценций в поэзии Блока. // Труды по знаковым системам. Вып. 308. Тарту. №6. 1973

69. Михайлова Т. М. Творчество Лескова в связи с некоторыми образами народного эпоса. И Вестн. МГУ. 1996. сер. 9. Филология. №3

70. Мосалева Г. В. Поэтика Н. С. Лескова: Учебное пособие. Ижевск, 1993. С. 75.

71. Мраморнов О. О доме- музее Лескова в Орле. // В мире книг. 1979. №12. С. 71-72

72. Неопубликованные письма Лескова к С. А. Толстой и Т. Л. Сухотиной. 1890- 1894 гг. //Вопр. лит. 1964. №10. С. 253- 256

73. Неоцененные услуги. Отрывки из воспоминаний. // Знамя. 1992. №1. С. 155- 17975,Опульский А. И. Жития русских святых в творчестве русских писателей XIX века. Мичиган. 1986.

74. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб. Выпуск 1-4. 1894-1898

75. Пантин В. О. Биографические апокрифы Лескова // Русская литература. 1992. №3. С. 130-140

76. Пантин В. О. Легенды и апокрифы в художественной системе Н. С. Лескова. Автореферат дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1993

77. Пауткин А. А. Апокриф и древнерусская иконопись в художественной интерпретации Н. С. Лескова («Сошествие во ад») // Вестник МГУ Серия 9. Филология. 1995. №4. С. 54-59155

78. Письмо Лескова художнице Юнг 1878 г. // Континент. 1993. №78. С. 230- 232

79. Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995

80. Повесть о бражнике. XVII в. // Русская демократическая сатира XVII века. М.-Л., 1954

81. Полозкова С. А. О финале рассказа Н. С. Лескова "Запечатленный ангел". // сб. Литература Древней Руси. Источниковедение. Л. 1988. С. 301- 309

82. Порфирьев И. А. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, изд. по рукописям Соловецкой библиотеки. // Сборник отделения русского языка и словесности имп. АН. Т. 52. СПб. 1890

83. Прокофьев Н. И. Видение как жанр в древнерусской литературе. // Вопросы стиля художественной литературы. М. 1964. С. 47 (Ученые зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Т. 231).

84. Прокофьева Т. А. "На краю света" : способы формирования художественного целого. // Вестн. МГУ. сер. 9. Филология. 1989. №4. С. 50- 538 9. Про лог. В двух книгах. М. 1642-1643

85. Пролог по рукописи имп. Публичной библиотеки Погодинского древлехранилища №58. Вып. 1-2. Пг. 1916-1917 (В изд.: Издания общества любителей древней письменности СXXXV- СХХХУ1)

86. Пульхритудова Е. М. Н. С. Лесков- литературный критик. // Изв. АН СССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40. №2. С. 109- 118

87. Пульхритудова Е. М. Достоевский и Лесков (к истории творческих взаимоотношений). // В кн.: Достоевский и русские писатели. М. 1971. С. 87- 138

88. Ранчин А. М. К поэтике литературной мистификации: легенды Н.С.Лескова по старинному Прологу. // Тыняновские чтения. Вып. 10. М. 1998. С. 96- 117

89. Ранчин А. М. Легенда Н. С. Лескова "Скоморох Памфалон" (1887) и ее литературные и фольклорные источники. // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора: Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. Вып. 2. М. 1988

90. Румянцев А. Б. Лесков и русская православная церковь. // Рус. лит. Спб. 1995. №1

91. Руфанов Историзм Лескова. // Вопр. лит. 1990. №11\12

92. Сажин В.Н. Рукописи Н. С. Лескова в фондах ГПБ: Описание. СПб. 1991

93. Семенов В. Рассказы рождественской ночи. // Библиотекарь. 1991. №2.

94. Серман И. 3. Протопоп Аввакум в творчестве Лескова // ТОДРЛ. Т.14. М. 1958156

95. Сидяков Н.И."На краю света" и "Темняк" Лескова. // Ученые зап. Тартусского гос. ун-та. Вып. 604. 1982

96. Скабалланович М. Н. Св. архистратиг Михаил. Киев. 1915

97. Статьи о Лескове Видуэцкой И. П., Дыхановой Б. С., письма Лескова. //Вопр. лит., 1981. №2. С. 148- 224.

98. Столярова И. В. В поисках идеала: (Творчество Н. С. Лескова)-Л. 1978

99. Столярова И. В. Принципы "коварной сатиры" Лескова (слово в сказе о Левше) // сб. Творчество Н. С. Лескова. Курск. 1977

100. Сухачев Н. А., Туниманов В. А. Развитие легенды у Лескова. // Миф. Фольклор. Литература. М. 1978

101. Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М. 1995.

102. Телегин С. М. "Очарованный странник". Национальное и мифологическое. // Лит. в школе. 1996. №1. С. 16- 18

103. Тихонравов Н. С. Памятники отреченной русской литературы. Т. 1-2. М. 1862-1863

104. Тихонравов Н. С. Апокрифические сказания. // Сборник отделения русского языка и словесности АН. Т. 58. СПб. 1894

105. Трегольд Д. Влияние православного христианства на взгляды Лескова. //Вестн. МГУ, сер. 7. Философия. 1992. №1. С. 24- 29

106. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М. 1974

107. Троицкий В. Ю. О художественном своеобразии легенд Н. С. Лескова, написанных по материалам Пролога. // Ученые зап. МГП ин- та им. Ленина. 1964. №213

108. Турбин С. Страна изгнания. М. 1872

109. Тюхова Е. В. О психологизме Н. С. Лескова. Саратов. 1993

110. Фаресов А. И. Против течений. СПб. 1904.

111. Федь Н. М. Поэтика литературного сказа. М. 1978

112. Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники. Собрание медицинских рукописей XVI и XVIII столетия. Казань. 1879

113. Фодор Е. Староверы и русская литература. // Romano- Slavica, Вис., 1994. №31.

114. Хализев В. Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских п пис века. // сб. Русская литература XIX века и христианство. М. 1997

115. Чередникова М. П. Древнерусские источники повести Н. С. Лескова "Очарованный странник". // ТОДРЛ. 1977. Т. 32.

116. Чередникова М. П. Сюжетные мотивировки в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник". // Рус. лит. 1971. №3157

117. Чередникова М. П. Об источниках легенды Лескова "Скоморох Памфалон". // Русский фольклор. Т. 13. Русская народная проза. Л. 1972

118. Чередникова М. П. О значении слов "татарва", "татаршце" в "Очарованном страннике". // В кн.: Вопросы худ. обобщения в русской и зарубежной литературе. Ульяновск. 1978.

119. Чернова Е. А. О жанровом своеобразии исторических хроник Н. С. Лескова // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск. 1981. С. 75-90

120. Чудотворная икона в Византии и на Руси, (ред.- сост. А.М.Лидов). М. 1996

121. Эйхенбаум Б. М. О прозе. М. 1969

122. Эйхенбаум Б. М. О литературе. М. 1987

123. Юбилейная международная конференция по гуманитарным наукам, поев. 70-летию ОГУ. Материалы. Вып. 1. Н. С. Лесков. Орел. 2001.