автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
"Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Костина, Елена Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Костина, Елена Васильевна

Введение 3

Глава первая Исторические и социокультурные аспекты изменения места и роли женщины в американском обществе в 1870- 1910-е годы 20

Глава вторая «Новая женщина» глазами 59мужчины-писателя

Глава третья Новые черты в интерпретации «женской темы» в американском романе 1910-х годов 101

Глава четвертая «Новая женщина» глазами женщины-писательницы 139

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Костина, Елена Васильевна

Проблема «женщина и общество» является весьма сложной, многоас-\ пектной и во многом дискуссионной. Из сферы общественно-политической практики она выдвинулась в настоящее время в область научно-теоретических исследований философов, социологов, историков, культурологов, экономистов, юристов. В то же время научное осмысление этой проблемы в современном литературоведении развернулось лишь в последние годы. Учитывая это, актуальность и своевременность разрабатываемой в настоящей диссертации темы становится очевидной.

Женская тема» занимает важное место в творческом наследии американских писателей, являясь одним из «измерений» историко-культурного процесса и закономерностей развития художественного сознания и творчества. Как одна из доминирующих тем американской литературы конца XIX - начала XX веков она дает ключ к пониманию места женщины в обществе, ее роли в развитии общественного прогресса, выяснению типичности или специфики вопроса о ее правах и свободах.

Проявляя значительный интерес к судьбе американки, исследуя особенности женского начала, женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях жизни общества, американские прозаики в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь американки, проблемы женской эмансипации и феминистского движения, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей, что позволяет рассматривать их литературное творчество как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания всей эпохи.

Характерной особенностью последней четверти XIX века является то, что в семейной сфере женщина в США продолжала оставаться эксплуатируемым существом, а привлечение ее к профессиональному труду превратило эту эксплуатацию в двойную, поскольку нормы, действовавшие в семье и на производстве, строились по патриархальной модели.

Патриархальная ориентация культуры проявилась в том, что «власть», понимаемая в широком смысле как причастность к принятию решений, находилась в руках мужчин и осуществлялась по «мужскому образцу». По утверждению Э.Фромма, «господство мужчин над женщинами - это первый акт завоевания и первое использование силы с целью эксплуатации: во всех патриархальных обществах после победы мужчин над женщинами эти принципы легли в основу мужского характера» (154, с. 164-165). В области морали приоритетное место отводилось таким ценностям, как индивидуальная свобода, обладание правами, которыми в полной мере могут пользоваться одни мужчины.

Постепенно у наиболее передовой и образованной части американок созрела решимость добиваться равных с мужчинами прав на образование, свободу профессиональной деятельности, права распоряжаться собственностью и воспитывать детей, свободы развода, избирательного права. Идея женского равноправия во второй половине XIX века охватила широкие круги американской общественности и нашла свое выражение в феминистском движении, которое не только прервало, образно выражаясь, «заговор молчания» о женских проблемах, но и выявило социальную детерминанту, связанную с социополовой принадлежностью, точнее теми ролями, которые общество определяет мужчине и женщине.

Проблема места женщины в обществе и, прежде всего вопрос о ее правах и свободах, отчетливо прослеживается в литературах многих народов. Свое художественное осмысление она нашла в произведениях таких авторов, как Г. Ибсен («Кукольный дом», 1879; «Привидения», 1881), Э. Золя («Нана», 1880), Г. де. Мопассан («Жизнь», 1883), Т. Гарди («Тэсс из рода д'Эрбервилей», 1891), Б. Прус («Эмансипированные женщины», 1893), Т. Фонтане («Эффи Брист», 1895), Л. Пиранделло («Отверженная», 1901), Л. Н. Толстой «Анна Каренина, 1877) и др.

Именно литература явилась тем зеркалом, в котором отразилась эволюция женского вопроса в общественном сознании, сопровождающаяся передислокацией фундаментальных ценностей, а также представлений о смыслообразующей роли женщины в самом порядке бытия.

Тема социального и нравственного освобождения женщины в конце XIX - начале XX столетий была одной из главных и в американской литературе. Художественное исследование «женского вопроса» занимает серьезное место в творчестве целого ряда прозаиков Америки. В нашей работе мы сосредоточили внимание на творческом наследии У. Д. Хоуэллса (1837-1920), Г. Джеймса (1843-1916), К. Чопин (1851-1904), X. Гарленда (1860-1940), Д. Г. Филлипса (1867-1911), Т. Драйзера (1871-1945), С. Крейна (1871-1900), У. Кэсер (1873-1947), Дж. Лондона (1876-1916), Э. Синклера (1878-1968), на произведениях, наиболее репрезентативных с точки зрения данной проблемы и ее отражения в литературе, рассмотрение которых невозможно вне контекста тех социальных проблем, которые и предопределили своеобразие формирования и воплощения «женской темы» в американской литературе 1870-1910-х годов.

Под влиянием времени (развертывание борьбы за равные права с мужчинами, участие в забастовочном движении, профсоюзная деятельность женщин, организация различного рода объединений и клубов) главным содержанием произведений этих писателей стало реалистическое изображение действительности, острые жизненные проблемы, связанные с женским вопросом. Авторы выражают свою позицию не только сожалея о бесправности своих героинь, но и, в своем большинстве, показывают пути преодоления узкосоциологического взгляда на женщину.

Рассматриваемый нами отрезок времени стал периодом, когда в литературном и историческом обиходе появилось понятие «the New Woman» -«новая женщина». Как указывает Н.И.Бушманова, официальное крещение этот термин получил в мае 1894 года, когда Оюда (псевдоним Марии Луизы де ла Раме, 1839 - 1908) откликнулась на эссе известной английской писательницы Сары Грэнд (псевдоним Фрэнсис Элизабет Белленден МакФолл, 1854 - 1943) «Новые аспекты женского вопроса», опубликованное в марте 1894 года, и выбрала оттуда ставшую ныне хрестоматийной фразу «новая женщина» (53, с. 13).

В это же время все чаще на страницах произведений возникает образ «новой женщины», о которой Л. Уиттман, в частности, писала: «это женщина с неограниченной индивидуальностью, стремящаяся отбросить все запреты, навязываемые ей обществом, и находящаяся в постоянном поиске новых возможностей. Процесс становления «новой женщины» трудно поддается конкретизации, но, тем не менее, можно сказать, что он восходит примерно к промежутку между 1890 и 1918 годами и проистекает во всех сферах жизни - социальной, политической, экономической и научной» (293, с. 49).

На последние десятилетия XIX века указывает и американский историк С. Эванс, подчеркивая, что «в этот период возникло два новых социальных типа женщин: «новая женщина» среднего класса и «девушка-работница», <.> индивидуальность которых наметила сдвиг от викторианской культуры общего домашнего очага в сторону самостоятельности, развлечения и потребления. Наиболее поразительным свидетельством перемен, происшедших среди женщин, было появление образованной, часто незамужней, самостоятельной "новой женщины"» (160, с. 153-154).

Значительное количество произведений, написанных в 1870-1910-е годы, свидетельствует о том, что американские прозаики ощущали необходимость показать процесс становления «новой женщины», эволюцию ее жизненных установок. Они изображают жизненный путь героинь, фокусируя внимание на изменении ролевых функций женщины в американском обществе конца XIX - начала XX веков, поскольку именно в этот период наиболее ярко проявились перемены в различных сферах социума: на культурном (изменение норм и ценностей, связанных с образом женщины и ее поведением), институциональном (в сфере семьи, работы, образования), межличностном (в области взаимоотношений мужчины и женщины) уровнях.

Степень научной разработанности проблемы

Проблемное содержание нашего диссертационного исследования по самой своей сути носит комплексный характер и потому может исследоваться в различных аспектах: философском, социально-психологическом, культурологическом, литературоведческом и ряда других. Отсюда проистекает неравномерность и неполнота ее изученности.

Хотя первостепенной и особо значимой для данного исследования является степень научной разработанности «женской темы» в литературоведении, укажем, однако, ряд работ обобщающего характера, в которых рассматриваются социокультурные аспекты проблемы «женщина и общество», и затем рассмотрим научную разработанность «женской темы» в работах отечественных и зарубежных исследователей - литературоведов.

Изучением и разрешением женского вопроса, т.е. вопроса об общественном положении женщины, о возможностях и путях ее полной эмансипации и устранении всех форм дискриминации, об уравнении во всех гражданских, экономических и социальных правах с мужчиной, о защите ее интересов, занимаются представители почти всех областей общественных наук.

Из зарубежных ученых, в трудах которых представлено основательное и многоаспектное изучение женского вопроса, следует назвать Л. Браун (Браун Л. Женский вопрос, 1922), А. Бебеля (Бебель А. Очерки по женскому вопросу: Женщина и социализм, 1959), С. де Бовуар (Бовуар С. де. Второй пол, 1997).

История развития женского движения в Америке рассмотрена в работах И. А. Белявской (Белявская И. А. Женский вопрос в США в XIX веке, 1982), О. А. Ворониной (Воронина О. А. Идеология феминистского движения, 1980), Н. А. Гольцевой (Гольцева Н. А. Женское движение в Соединенных Штатах, 1906), А. Дэвис (Дэвис А. Женщины, раса, класс, 1987), Э. Кей (Кей Э. Женское движение, 1909), К. Лайтфута (Лайтфут К. Права человека по-американски, 1983), У. О'Нилла (O'Neill W. L. Everyone was brave: The Rise and Fall of Feminism in America, 1969; The Woman Movement: Feminism in United States and England, 1969), Э. Г. Флинн (Флинн Э. Г. Своими словами. Жизнь бунтарки, 1962; Исповедь бунтарки, 1990), Ф. Фо-нера (Фонер Ф. История рабочего движения в США (Т. 3, 1966; Т. 4, 1969)), С. Эванс (Эванс С. Рожденная для свободы, 1993).

Комплексный характер данного исследования диктует необходимость объективного изучения статистики по проблеме рабочего движения в общем и женского в частности. Поэтому мы обратились к изданным в США публикациям документов и материалов в различных сборниках (Papachris-tou J. Women Together: A History in Documents of the Women's Movement in the United States, 1976; Up from the Pedestal: Selected Documents in the History of American Feminism, 1968), а также трудам Э. Крэдитор (Kraditor A. The Ideas of the Woman Suffrage Movement, 1965); Б. Кэмпбелл (Campbell B. The «Liberated» Woman of 1914. Prominent Women in the Progressive Era, 1979); Э. Флекснер (Flexner E. Century of Struggle. The Woman's Rights Movement in the United States, 1959).

Анализ профсоюзной деятельности женщин, их участия в филантропических организациях и клубном движении осуществлен в исследованиях С. Аскольдовой (Аскольдова С. Формирование идеологии американского тред-юнионизма, 1976), К. Блэйр (Blair К. The Clubwomen as Feminists, 1980), А. Дэвис (Davis A. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the progressive Movement, 1967), Э. Кантароу (Cantharow E. Moving the

Mountains: Women Working for Social Change, 1980), Э. Сюллеро (Сюлле-po Э. История и социология женского труда, 1973).

Достаточно глубокая разработка проблем женского образования дана в работах Э. Лагэманна (Lagemann Е. A Génération of Women: Education in the Lives of Progressive Reforms, 1979), M. Ньюкомера (Newcomer M. Cen-tury of Higher Education for American Women, 1959), M. Уильсона (Wilson M. The American Women in Transition, 1979), Д. Шэннона (Shannon D. Twentieth Century America, v.l. The Progressive Era, 1977).

Вопрос зависимого положения женщины-негритянки в обществе, в семейной жизни, воплощение проблемы борьбы черной женщины нашли свое отражение в трудах Б. Джеймса (James В. Black Women in nineteenth-century American Life, 1976), M. Захаровой (Захарова M. Народное движение в США против рабства, 1965), Э. Нитобурга (Нитобург Э. Л. Негры США, XVII-начало XX века, 1979), У. Фостера (Фостер У. Негритянский народ в истории Америки, 1955).

При решении задач, поставленных в настоящей работе, автор опирался на исследования отечественного и зарубежного литературоведения, где существует немало работ о жизни и творчестве интересующих нас американских прозаиков. Объектами исследования ученых являются в большей мере биографии писателей и писательниц, хотя они в определенной степени затрагивают проблемы авторского стиля, проблемы эволюции творчества, особенности проблематики поэтики произведений (Анисимов И. И. Живая жизнь классики, 1974, Мастера культуры, 1971; Батурин С. С. Драйзер, 1975. Портреты американских писателей, 1979; Богословский В. Н. Джек Лондон, 1964, Эптон Синклер, 1976; Быков В. М. Джек Лондон, 1964, По следам Джека Лондона, 1983; Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество, 1977; Американская литература XX века, 1984; Самарин Р. М. Зарубежная литература, 1987; Самохвалов Н. И. Американская литература XIX века. Очерк развития критического реализма, 1964; Э. Браун (Brown

E.K. Willa Cather. A Critical Biography, 1953), В. В. Брукс (Брукс В. В. Писатель и американская жизнь, 1971), Б. Гелфэнт (Gelfant В. Women Writing in America, 1985), Д. Дейчес (Daiches D. Willa Cather. A Critical Introduction, 1962), Э. Ибэл (Eble E. Kenneth. W.D.Holles, 1982), JI. Идэл (Idel L. Henry James: A Biography, 1953-1972; Henry James: A Life, 1985), Э. Льюис (Lewis E. Willa Cather Living, 1953), Ф. Маттиссен (Matthiessen F.O. Th.Dreiser, 1951; Henry James, 1963), Д. Пайзер (Pizer D. The Novels of Theodore Dreiser, 1976), В. Л. Паррингтон (Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли, 1963), Э. Рэвитц (Ravitz A.C. David Graham Phillips, 1966).

В отечественном литературоведении существует немало публикаций, в которых затрагиваются (иногда в контексте других общественно важных вопросов) аспекты, связанные с изображением женщин в художественных произведениях (Афанасьева Е. Одиночество сердца (У. Кэсер «Моя Антония»), 1986; Елистратова А. У. Кэзер (Социальная сатира и фермерская утопия, 1970; Уильям Дин Хоуэллс и Генри Джеймс (К вопросу об их роли в развитии критического реализма в литературе США), 1964; Зверев А. На закате, 1980; Уроки мастера, 1975; Художники перехода, 1989; Морозова Т. Л. Художественный мир Генри Джеймса, 1982; Мулярчик А. Беспокойство неутоленных сердец: «Женская тема» в современной литературе США, 1988; Самарин P. М. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX-XX веков, 1964; Тугуше-ва М. Литературный облик американского неофеминизма, 1977; Мечта и действительность, 1985; Федченко И. В. Своеобразие американского социального романа, 1985; Яковлева Л. К. Роман У. Кэсер «Моя Антония», 1973).

Особо значимыми для нас стали труды представителей феминистской критики Э. Сиксу (Cixous H. The Laugh of the Medusa, 1992; The Newly Born Woman, 1987), Л. Иригарэй (Irigaray L. This Sex which is not One, 1985),

Н. Миллер (Miller N. Subject to change, 1988), Ю. Кристевой (Kristeva J. Language the Unknown, 1989; Women's Time, 1992), А. Кол одни (Kolodny A. Dancing through the Minefield, 1992), Л. Робинсон (Robinson L.S. Treason Our Text: Feminist Challenges to the Literary Canon, 1992), в которых одним из главных является вопрос, отличается ли текст женского автора от текста мужского автора какими-нибудь внешними, т.е. формальными признаками.

Есть необходимость указать ряд диссертаций, в которых содержатся ценные суждения о женских образах, созданных в американской художественной прозе 1870-1910-х годов. Здесь следует назвать исследования Е. А. Морозкиной «Творчество Т. Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков» (СПб., 1995), В. И. Солодовник «Американский реалистический роман конца XIX века. Проблема становления метода и жанра» (Краснодар, 1992), И. М. Бадановой «Джек Лондон и его герой. Творчество Джека Лондона 1900-1910-х годов» (М., 1963), С. В. Зубенко «Литературный характер в романах Генри Джеймса 1870-1890-х годов» (Краснодар, 1989), И. Е. Луниной «Поздний этап творчества Д. Лондона (Особенности проблематики и эволюции героя)» (М., 1989), С. К. Мило-славской «У.Д.Хоуэллс и русская литература» (М., 1974), Т. Л. Морозовой «Генри Джеймс (Основные проблемы творчества 1870-1890-х годов)» (М., 1973), С.И. Омаровой «Традиции фронтира и «северные рассказы» Джека Лондона (М., 1979), Г. С. Постнова «Реалистические романы Т. Драйзера 1900-1915-х годов» (М., 1956), И. В. Федченко «Идейно-художественное своеобразие творчества Д. Г. Филлипса» (М., 1986), Е. Ф. Шефер «Творческая эволюция позднего Джека Лондона» (Л., 1983), С. Т. Шишкиной «М.Фуллер: литературный критик и публицист» (Л., 1981).

Так, С. В. Зубенко, анализируя литературный характер в романах Г. Джеймса, отмечает, что, обратившись к «излюбленному образу американской современницы» (86, с. 59), писатель «психологически глубоко разработал характеры своих героинь» (86, с. 115). Такого же мнения придерживается и T. J1. Морозова, подчеркивая, что писатель «подходил к изображению своих героинь, прежде всего, с психологической стороны» (112, с. 43). Кроме того, исследовательница утверждает, что «Г. Джеймс подчеркивает в своих героинях бескорыстие и жажду независимости» (112, с. 43). Соглашаясь с ней и говоря о мастерстве писателя, В. И. Солодовник ссылается на умение Джеймса «создавать образ большой жизненной достоверности» (139, с. 204).

Предметом исследования В. И. Солодовник является и литературное наследие У. Д. Хоуэллса. В частности, она отмечает, что «в поисках национального характера Хоуэллс нередко обращает свой взгляд к американской женщине» (139, с. 188). Примечательно, что многие исследователи творчества писателя придерживались такой же точки зрения. Например, С. К. Ми-лославская пишет, что У. Д. Хоуэллс пытался решить актуальнейшую для тогдашней американской литературы проблему - проблему национального женского характера (109, с. 50).

Рассматривая зрелый период творчества Д. Г. Филлипса, И. В. Фед-ченко обращает внимание на то, что писатель «сосредоточился на "женской теме" в большинстве своих произведений», в том числе и в романе «Сюзанна Ленокс, ее падение и возвышение» (147, с. 114). Исследователь подчеркивает поразительную жизнестойкость Сюзанны и сравнивает ее со Скар-летт О'Хара, героиней романа М. Митчелл «Унесенные ветром» (1936) (147, с. 134).

Творческое наследие Дж. Лондона стало предметом исследования многих отечественных ученых. Отмечая приверженность писателя к отражению «женской темы», С. И. Омарова пишет, что «"женская тема" всегда волновала Дж. Лондона», и «обращение к ней было не просто данью литературной моде его времени, а явилось глубоко осмысленным, сознательным шагом» (118, с. 158, 160).

Е. Ф. Шефер, говоря о главной героине романа «Дочь снегов» - Фроне Уэлз, констатирует, что «лишенная предрассудков, далекая от светских условностей, Фрона изображается Лондоном личностью, внутренне раскованной» (157, с. 87). Исследуя проблематику и эволюцию героя в позднем этапе творчества Дж. Лондона в общем и анализируя роман «Маленькая хозяйка Большого дома» в частности, И. Е. Лунина указывает на стремление Паолы Форрест, главной героини, «обрести свое подлинное "я"» (108, с. 181).

Значительное количество работ посвящено произведениям Т. Драйзера «Сестра Керри» и «Дженни Герхардт». Говоря о героинях этих романов, Г. С. Постнов в своем исследовании дает их сравнительный анализ и приходит к выводу, что «образ Дженни является прямой противоположностью героине предыдущего романа («Сестра Керри» - Е.К.), так как основной чертой характера Керри является индивидуалистическое стремление к собственному благополучию и счастью, хотя бы в ущерб другим, тогда как Дженни всю жизнь прожила для других <. .>. Она с самого начала обладала той мудростью, к которой Керри пришла только после достижения желанного "успеха", - пониманием бессмысленности богатства, не дающего человеку подлинного счастья. И поэтому она вовсе не ставила перед собой тех целей, к которым стремилась Керри: не жаждала ни денег, ни славы» (125, с. 239). Подобного взгляда придерживается и Е. А. Морозкина, утверждая, что «в Керри преобладают инстинктивные эгоистические устремления, а в Дженни инстинктивная доброта, сочувствие, сострадание <. .>. В отличие от холодной и равнодушной Керри, Дженни добра, ласкова, нежна <.>. И если Керри заботят только ее собственные проблемы и желания, то Дженни находит радость в том, что помогает другим» (111, с. 223).

Таким образом, не будет никакого преувеличения в нашем утверждении, что «женская тема» является одной из доминирующих в литературном процессе США 1870-1910-х годов. И хотя определенные шаги в разработке и научном осмыслении данной проблемы зарубежными и отечественными литературоведами уже сделаны, выяснение характерных особенностей отражения «женской темы» в творчестве конкретных авторов заслуживает специального рассмотрения.

Недостаточная изученность в литературоведении представленной проблемы и обуславливает актуальность данного диссертационного исследования. Актуальность также продиктована необходимостью многоаспектного рассмотрения художественной интерпретации «женской темы» в литературе, эволюции художественной концепции личности женщины в ее историческом развитии на материале литературно-художественной практики писателей и писательниц Америки, творчество которых приходится на 1870-1910-е годы.

Социокультурные реалии американского общества явились достоверным источником жизненных впечатлений и духовного опыта, отразившихся в произведениях прозаиков, связанных с темой «женщина и общество», темой равноправия женщин. Именно поэтому нами использован метод интеграции гуманитарных знаний через соотнесенность теоретических параметров темы с ее объективными эмпирическими данными в художественном осмыслении писателей и писательниц, обратившихся в своем творчестве к «женской теме».

При этом обязательной предпосылкой объективного исследования нами признается изучение художественных явлений на основе их взаимосвязи и идейно-эстетического единства произведения в целом. В этой связи в центр изучения выдвинута не изолированно взятая «женская тема», а сами произведения с присущими им художественно-эстетическими особенностями.

Научная новизна диссертации заключается в том, что

• впервые в отечественном литературоведении монографически проводится последовательный анализ «женской темы» в американском романе 1870-1910-х годов, рассматриваемой в социокультурном, идеологическом и политическом контекстах эпохи;

• выявляются особенности интерпретации образа «новой женщины» прозаиками США этого периода;

• исследуется зависимость характера понимания «женской» проблематики от тендерной принадлежности автора.

Целью работы является определение главных тенденций в разработке «женской темы» в американской литературе, выявление художественного своеобразия воплощения «женской темы» в прозе США 1870-1910-х годов на фоне общего процесса изменения места и роли женщины в американском обществе и воссоздание объективной картины воздействия этих изменений на характер образа американки в творчестве прозаиков этого периода.

Цель работы определила задачи исследования:

• выявить общественно-исторические предпосылки возникновения «женской темы» в американской литературе;

• проанализировать основной круг проблем, связанных с положением женщины в американском обществе 1870-1910-х годов и воздействием экономических, социальных, политических факторов, оказавших влияние на изменение статуса женщины в обозначенный период;

• дать развернутый идейно-художественный анализ конкретных произведений в контексте литературного процесса и историко-культурного развития Америки;

• исследовать различные подходы изображения «новой женщины» мужчинами-писателями и женщинами-писательницами.

Объект исследования: «женская тема» как комплекс проблем, связанных с общественным статусом женщины в американском обществе и ее художественная интерпретация в американской литературе 1870-1910-х годов.

Предметом исследования стали наиболее яркие в идейно-художественном плане прозаические произведения представителей американской прозы 1870-1910-х годов.

Хронологические параметры исследования: в хронологическом плане формирование образа «новой женщины» в американской прозе охватывает период рубежа XIX-XX веков. Однако сам объект исследования побудил раздвинуть эти хронологические рамки, ибо формирование образа «новой женщины» в общественном сознании началось с 70-х годов XIX века и связано непосредственно с процессом историко-культурного развития американского общества. Поскольку конкретно нельзя начать и завершить рассмотрение процесса становления образа «новой женщины» в американской литературе одной точной датой, возникла необходимость выявления его эволюции, что мы и предприняли в данной работе, опираясь на труды ведущих литературоведов (см.: «Литературная история США.: В 3-х томах. Т. 2. М., 1978; Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли.: В 3-х томах. Т. 3. М., 1963), основываясь на работы историков, занимающихся исследованием общественного развития США (см.: Зубок Л. И. Очерки истории США. М., 1956; История Соединенных Штатов Америки.: В 4-х томах. Т. 2 (1877-1918). М., 1985; Основные проблемы истории США в американской историографии (1861-1918 гг.). М., 1974), а также исходя из новых подходов в изучении американского литературного процесса (см.: Горелова Л. Н. Новые подходы в изучении англоязычных литератур // Филологические заметки: Межвузовский сб. научн. трудов. Саранск, 2001; The Cambridge History of American Literature. Cambridge, N.Y., Melbourne, v.l, 1994; v.2, 1995; Columbia Literary History of the United States. N.Y., 1988; Reconstruction American Literary History. Cambridge (Mass), L., 1986).

Материалом исследования послужили произведения Г. Джеймса («Женский портрет» / «The Portrait of a Lady», 1881; «Бостонцы» / «The Bos-tonians», 1886), У. Д. Хоуэллса («Случайное знакомство» / «А Chance Асquaintance», 1873; «Возвышение Сайласа Лэфема» / «The Rise of Silas Lap-ham», 1885; «Энни Килберн» / «Annie Kilburn», 1888), X. Гарленда («Доходное место. История современного Запада» / «А Spoil of the Office. The Story of the Modern West», 1892), С. Крейна («Мэгги, уличная девчонка» / «Maggie: A Girl of the Streets», 1893), Т. Драйзера («Сестра Керри» / «Sister Carrie», 1900; «Дженни Герхардт» / «Jennie Gerhardt», 1911), Дж. Лондона («Дочь снегов» / «А Daughter of the Snows», 1902; «Железная пята» / «The Iron Heel», 1908; «Мартин Иден» / «Martin Iden», 1909; «Маленькая хозяйка Большого дома» / «The Little Lady of the Big House», 1916), У. Кэсер («О, пионеры!» / «О, Pioneers», 1913; «Песнь жаворонка» / «The Song of the Lark», 1915; «Моя Антония» / «My Antonia», 1918), К. Чопин («Пробуждение» / «The Awakening», 1899), Д.Г.Филлипса («Сюзанна Ленокс, ее падение и возвышение» / «Susan Lenox: Her Fall and Rise», 1917), Э. Синклера «Сильвия» / «Sylvia», 1913; «Замужество Сильвии» / «Sylvia's Marriage», 1914; «Король Уголь» / «Coal King», 1917).

Теоретико-методологической основой работы явились принципы сравнительно-исторического литературоведения, получившие обоснование и развитие в трудах крупнейших отечественных литературоведов (М. П. Алексеев, М. М. Бахтин, А. Н. Веселовский, В. М. Жирмунский, Д. С. Лихачев и др.).

Методологическую значимость для исследования имели работы общетеоретического и частного характера в области литературоведения ведущих отечественных и зарубежных историков литературы США, прежде всего занимающихся литературным процессом конца XIX - начала XX веков (Н. А. Анастасьев, О. Ю. Анцыферова, В. Н. Богословский, Б. А. Гилен-сон, Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, И. В. Киреева, М. М. Коренова, О. О. Несмелова, О. Е. Осовский, Р. М. Самарин, Н. И. Самохвалов, Е. А. Стецен-ко, М. Гайсмар, А. Кейзин, Д. Пайзер, Р. Спиллер, М. Спиндер и др.), труды историков, специализирующихся в области истории рабочего движения женского в том числе) в США (Н. А. Гольцева, А. Н. Шлепаков, Д. С. Аллеи, Р. О. Бойер, Э. Крэдитор, С. Кэтт, Г. М. Морейс, Ф. Фонер, М. Шнэйр и

ДР-)

Положенияу выносимые на защиту:

1. «Женская тема» играет важнейшую роль в развитии литературы США. Она предстает одним из доминирующих направлений в тематике американского романа 1870-1910-х годов, что определяется историческими, социокультурными, экономическими и политическими особенностями этого периода.

2. В американском романе 1870-1910-х годов начинает формироваться и активно развиваться образ «новой женщины», творчески осмысленный целым рядом американских прозаиков, значительно обогативших американскую литературу.

3. Поскольку литературные достижения авторов, интерпретирующих «женскую тему», достаточно различны, присутствует необходимость в более объективной оценке идейно-эстетических и художественных принципов их творчества.

4. В зависимости от тендерной принадлежности авторов «женская тема» в американском романе освещалась мужчинами-писателями и женщинами-писательницами по-разному, являясь при этом отражением объективной действительности бытия американского общества и, вместе с тем, выражением авторской психологии и художественного мышления.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции «женской темы» в американском романе XX столетия.

Практическая ценность работы заключается в том, что материалы диссертации, ее основные выводы и положения могут быть применены при чтении лекционных курсов по истории американской литературы, в спецкурсах и семинарах, посвященных углубленному изучению американского романа конца XIX - начала XX веков.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры мировой и национальной (мордовской) культуры Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева и кафедры всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета. Основные положения исследования излагались в докладах, сделанных на межрегиональных научных конференциях (XXXII, XXXIV, XXXV, XXXVI Евсевьевских чтениях), на межвузовской научно-практической конференции («Динамика состояний социума»), а также нашли отражение в восьми публикациях.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка, включающего 300 названий, в том числе 150 - на английском языке, 1 - на французском. Общий объем работы составляет 194 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Женская тема" в американском романе 1870-1910-х годов"

Заключение

Исследование «женской темы», как одной из доминирующих в литературе США 1870-1910-х годов, позволяет сделать вывод, что предпосылками ее возникновения явились исторические и социокультурные противоречия, имевшие место в американском обществе в этот период. Вопрос о статусе женщины, о путях ее духовного становления встал в это время особенно остро. В эти годы одновременно с усилением забастовочной борьбы наблюдается активизация и значительный подъем женского движения, преследовавшего целью уравнение женщин во всех правах с мужчинами.

К началу XX века энергично действовали суфражистки, отстаивавшие политико-правовое равенство женщин, тред-юнионистские объединения, защищавшие идеи равной оплаты женского труда, участия американок в профсоюзах; различные клубы, кружки, союзы и благотворительные общества. Все эти направления помогали женщине так или иначе осваиваться с новой для нее ролью социального субъекта.

Изучив достаточное количество материала по истории феминизма, мы склоняемся к выводу, что причины подъема женского движения глубоки и многообразны. Они связаны с экономическим, социальным и политическим неравенством женщины. Изменившиеся исторические условия, повышение роли женщин в общественном производстве, рост самосознания побуждали американок активнее включаться в борьбу против дискриминации по признаку пола. В ходе этой борьбы рушились старые представления о месте и назначении женщин, в частности об их неучастии в общественно-политической жизни. Деятельницы феминистского движения продемонстрировали способность организовывать и проводить серьезные политические кампании. Важным представляется тот факт, что в начале XX века в борьбе за свои права объединились американки независимо от их социального положения.

Возникновение в обществе нового отношения к женщине, зарождение нового женского самосознания, появление женщин нового типа - все эти знаки общественной эмансипации не остались не замеченными многими радикально настроенными писателями США. В этот период появились сочинения, опровергающие традиционный взгляд на женщину и обосновывающие ее право считаться таким же полноценным человеком, каким является мужчина.

В произведениях, созданных в 1870-1910-е годы, авторы стремились наполнить живым образным содержанием формировавшийся в реальной действительности феномен «новой женщины». Благодаря умению связывать женскую судьбу с действительностью классового общества, а также отражению таких качеств, как чувство собственного достоинства и свободолюбие, прозаики показали новую для литературы героиню, находящуюся в постоянном поиске той сферы жизни, которая помогла бы ей найти себя и свое место в жизни.

Проанализировав произведения мужчин-писателей и женщин-писательниц, мы пришли к выводу, что имеются некоторые различия в освещении «женской темы» и типологии женских образов в зависимости от тендерной принадлежности авторов. Мужчины-писатели приоритетно акцентировали социальную роль женщины-лидера, организатора и участницы политической борьбы и социальных движений. Специфика подхода к художественному осмыслению «женской темы» женщинами-писательницами состоит в том, что они проще и естественнее, чем представители противоположного пола писали о том, что их окружало в повседневной жизни и в семье. Поскольку домашний быт был для них главной сферой обитания, потому и созданные ими произведения способствуют - прямо или косвенно - переоценке ценностей в пользу частной сферы жизни женщины и изменению роли и функций женщины, прежде всего, внутри семьи.

В проанализированных нами романах присутствуют различные типы героинь, протестующих против порабощения женщины и в семье и в обществе в целом. Хотя прозаики показали различные стороны этого протеста, они едины в одном - женщина должна утверждаться как личность, как представительница пола, быть равной в правах с мужчиной, играть значительные роли в общественной, культурной и политической жизни общества.

Ценным является тот факт, что мужчины-писатели и женщины-писательницы, творческое наследие которых рассматривалось в нашей работе, заложили традицию отражения «женской темы», которая продолжила свое развитие в литературном процессе Америки последующих периодов. Одним из основных достижений американской литературы 1870-1910-х годов явилось выдвижение женского персонажа, героини нового типа, в центр литературной прозы.

Традиции, заложенные писателями-реалистами, отразившими в своих произведениях проблему «женщина и общество», имели большое влияние на формирование так называемого «неофеминистского» направления в литературе последней трети XX столетия.

 

Список научной литературыКостина, Елена Васильевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Художественные тексты

2. Джеймс Г. Женский портрет / Пер с англ. Шерешевской М.А., Поляковой Л.Е. М: Наука, 1984. - 592 с.

3. Драйзер Т. Собр. соч.: В 12-ти томах. Т. 2. Дженни Герхардт / Пер. с англ. Галь Н., Лорие М. М.: Терра, 1997. - 347 с.2а. Dreiser Th. Jennie Gerhardt. M: Progress Publishers, 1972. 359 p.

4. Драйзер Т. Собр. соч.: В 12-ти томах. Т.1. Сестра Керри / Пер. с англ. Волосова М. М.: Терра, 1997. - 499 с.

5. За. Dreiser Th. Sister Carrie. M.: Higher School Publishing House, 1968. -595 p.

6. Крейн С. Мэгги, уличная девчонка / Пер. с англ. Волкова А. // Американская повесть. М.: Художественная литература, 1991. С.253-315.

7. Кэсер У. Моя Антония / Пер. с англ. Разумовской И., Самостреловой С. -. Л.: Художественная литература, 1979. 272 с.

8. Лондон Д. Собр. соч.: В 13-ти томах. Т.2. Дочь снегов / Пер. с англ. Сметанича В. М.: Правда, 1976. - С. 5-252.6а. London J. A Daughter of the Snows. N.Y.: Grosset & Dunlap, 1902. -334 p.

9. Лондон Д. Собр. соч.: В 13-ти томах. Т.6. Железная пята / Пер. с англ. Гальпериной Р. М.: Правда, 1976. - С. 157-392.

10. Лондон Д. Собр. соч.: В 13-ти томах. Т.П. Маленькая хозяйка Большого дома / Пер. с англ. Станевич В. М.: Правда, 1976. - С. 121-406.

11. Лондон Д. Собр. соч.: В 13-ти томах. Т.7. Мартин Иден / Пер. с англ. Калашниковой Е. М.: Правда, 1976. - С. 5-364.

12. Синклер Э. Король Уголь / Пер. с англ. Мандельштама Н. Донецк: Донбасс, 1981.-334 с.10a. Sinclair U. King Coal. California: Pasadena, 1930.-396 p.

13. Синклер Э. Сильвия. Замужество Сильвии / Пер. с англ. Доманской А., Давыдовой Н. СПб.: Культ-информ-пресс, 1992. - 400 с.11а. Sinclair U. Sylvia. Sylvia's Marriage. California: The Author, 1927. -413 p.

14. Филлипс Д.Г. Сюзанна Ленокс: ее падение и возвышение.: В 2-х томах. Т.1. Падение Сюзанны Ленокс. М.: Терра, 1992. 516 е.; Т. 2. Возвышение Сюзанны Ленокс. М.: Терра, 1992. - 447 с.

15. Хоуэллс У.Д. Возвышение Сайласа Лэфема / Пер. с англ. Александровой 3. М.: Художественная литература, 1990. - С. 29-332.

16. Cather W. О Pioneers! Boston, N. Y.: Houghton Mifflin Co.; Cambridge: The Riverside press, 1941. 308 p.

17. Cather W. The Song of the Lark. L.: Hamilton, 1963. 5 80 p.

18. Chopin K. The Awakening and Selected Stories. Harmondsworth: Penguin Books, 2000. 326 p.

19. Garland H. A Spoil of the Office. The Story of the Modern West. N. Y.: Appleton, 1897. 375 p.

20. Howells W.D. Annie Kilburn. N.Y.: Harper and Bros., 1889. 331 p.

21. Howells W.D. A Chance Acquaintance. Boston, New York: Houghton Mufflin Co., Cambridge: The Riverside press, 1915. 271 p.

22. Айвазова С. К истории феминизма // Общественные науки и современность, 1992. № 6. С. 153-168.

23. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение. JL: Наука, 1983. -447 с.

24. Аллен Д. С. Реконструкция. Битва за демократию в США. 1865-1876. М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 273 с.

25. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской и американской прозы с 20-годов до сегодняшнего дня. М.: Прогресс, 1970. -424 с.

26. Америка, № 187, 1973, с.7.27. Америка, №211,1974, с.7.

27. Анисимов И.И. Живая жизнь классики. Очерки и портреты. М.: Советский писатель, 1974. 519 с.

28. Анисимов И.И. Мастера культуры. М.: Художественная литература, 1971.-288 с.

29. Анисимов И.И. Новая эпоха всемирной литературы. М.: Советский писатель, 1966. 688 с.

30. Анцыферова О.Ю. Поэтика рассказов и повестей Генри Джеймса (1860-1870 гг.). Дис. <.> канд. филолог, наук. Иваново, 1989.31 а. Анцыферова О.Ю. Творчество Генри Джеймса: Проблема литературной саморефлексии. Дис. <.> доктора филолог, наук. М., 2002.

31. Аптекер Г. История американского народа.: В 12-ти томах. Т.2. Американская революция 1763-1783. М.: Издательство иностранной литературы, 1962. 383 с.

32. Аскольдова С.М. Формирование идеологии американского тред-юнионизма. М.:Наука, 1976. 311 с.

33. Афанасьева Е. Одиночество сердца (У. Кэсер «Моя Антония») // Нева, 1986. № Ю.-С. 146-147.

34. Баданова И.М. Джек Лондон и его герой. Творчество Д.Лондона 1900-1910 гг. Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1963.

35. Балашов П.С. Писатели-реалисты XX века на Западе. М.: Наука, 1984.-256 с.

36. Батурин С.С. Драйзер. М.: Молодая гвардия, 1975. 330 с.

37. Батурин С.С. Портреты американских писателей. М.: Художественная литература, 1979. 422 с.

38. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 502 с.

39. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. 541 с.

40. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Российский открытый университет, 1995. 140 с.

41. Бебель А. Очерки по женскому вопросу: Женщина и социализм. М.: Госполитиздат, 1959. 592 с.

42. Белявская И.А. Женский вопрос в США в XIX веке (Проблемы и течения) // Американский ежегодник, 1982. М.: Наука, 1982. С. 38-65.

43. Боброва М.Н. Роман о любви и деньгах // Современная зарубежная новелла и роман. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1965. -С. 5-20.

44. Бовуар Симона де. Второй пол.: В 2-х томах. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. 832 с.

45. Богословский В.Н. Джек Лондон. М.: Просвещение, 1964. 240 с.

46. Богословский В.Н. Эптон Синклер. М.: Высшая школа, 1976. 88 с.

47. Бойер P.O., Морейс Г.М. Нерассказанная история рабочего движения в США. М.: Иностранная литература, 1957. 653 с.

48. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема // Общественные науки и современность, 1998. № 2. С. 167-180.

49. Браун Л. Женский вопрос. М., 1922. 567 с.

50. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь.: В 2-х томах. Т. 1. Расцвет Новой Англии. М.: Прогресс, 1967. 424 е.; Т. 2. Избранные статьи. М.: Прогресс, 1971. - 256 с.

51. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М.: Прогресс, 1993. -831 с.

52. Бушманова Н.И. Проблема интертекста в литературе английского модернизма (Проза Д.Х.Лоренса и В.Вульф). Автореферат дис. <.> докт. филолог, наук. М., 1996. 32 с.

53. Быков В.М. Джек Лондон. М.: Изд-во Московского университета, 1964.-256 с.

54. Быков В.М. По следам Джека Лондона. М.: Детская литература, 1983. 175 с.

55. Васильевская О.В. Творчество Стивена Крейна. М.: Наука, 1967. -317 с.

56. Веселовский А.Н. Избранные статьи. Л.: Госполитиздат, 1939. -571 с.

57. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.

58. Воронина O.A. Идеология феминистского движения // США: Экономика, политика, идеология, 1980. № 9. С. 38-49.

59. Гиленсон Б.А. Американская литература 30-х годов XX века. М.: Высшая школа, 1974. 263 с.

60. Гиленсон Б.А. Америка Синклера Льюиса. М.: Наука, 1972. 191 с.

61. Гиленсон Б.А. В поисках «другой Америки»: из истории прогрессивной литературы США. М.: Художественная литература, 1987. 315 с.

62. Гиленсон Б.А. Социалистическая традиция в литературе США. М.: Наука, 1975.- 198 с.

63. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л.: Советский писатель, 1979. -222 с.

64. Гольцева H.A. Женское движение в Соединенных Штатах. М., 1906.

65. Горелова Л.Н. Новые подходы в изучении англоязычных литератур // Филологические заметки 2000: Межвуз. сб. научн. тр. / Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2001. - С.26-29.

66. Динамов С.С. Зарубежная литература. Сборник статей. М.: Художественная литература, 1960. 455 с.

67. Долинин А. Воспоминание о «потерянном рае» // Литературное обозрение, 1981. № 1. С. 62-63.

68. Драйзер Э. Моя жизнь с Драйзером. М.: Издательство иностранной литературы, 1953. 168 с.

69. Дэвис А. Женщины, раса, класс. М.: Прогресс, 1987. 278 с.

70. Елистратова A.A. У.Кэзер (Социальная сатира и фермерская утопия) // Проблемы литературы США XX века. М.: Наука, 1970. С. 221-256.

71. Елистратова A.A. Вильям Дин Гоуэлс и Генри Джеймс (к вопросу об их роли в развитии критического реализма в литературе США) // Проблемы истории литературы США. М.: Наука, 1964. С. 205-286.

72. Ершова Е.И., Новикова Э.Е. СССР США: женщина и общество. М.: Профиздат, 1988. - 288 с.

73. Женщина и труд. М.: Издательство экономической литературы, 1963. -96 с.

74. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. М.: Мысль, 1972. -381 с.

75. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Д.: Наука, 1977.-407 с.

76. Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур. Д.: Наука, 1981.-303 с.

77. Журженко Т.Ю. Дискурс рынка и проблема тендера в экономике // Общественные науки и современность, 1999. № 5. С. 175-187.

78. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. М.: Изд-во Московского университета, 1984. 504 с.

79. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. М.: Изд-во Московского университета, 1977. 320 с.

80. Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства, 1831-1860. М.: Наука, 1965. 450 с.

81. Зверев А. На закате // Лондон Д. Маленькая хозяйка Большого дома. Сердца трех. М.: Правда, 1980. С. 3-8.

82. Зверев А. Уроки мастера // Иностранная литература, 1975. № 3. С. 259-261.

83. Зверев А. Художники перехода // Крейн С. Алый знак доблести. Норрис Ф. Спрут. М.: Художественная литература, 1989. С. 3-24.

84. Зленко В.А. Правда на словах. Женщины Запада: их судьбы и проблемы. Симферополь: Таврия, 1988. 144 с.

85. Зубенко C.B. Литературный характер в романах Генри Джеймса 1870-1890-х годов. Дис.<.> канд. филол. наук. Краснодар, 1989.

86. Зубок JI.И. Очерки истории США. М.: Издательство политической литературы, 1956. 608 с.

87. История всемирной литературы.: В 9-ти томах. Т.7. М.: Наука, 1991. -830 с.

88. История литературы США. Т. 1-3. М.: Наследие, 1997-1999.

89. История Соединенных Штатов Америки.: В 4-х томах. Т.2 (1877-1918). М.: Наука, 1985. 600 с.

90. Каули М. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. 327 с.

91. Киреева И.В. Американский роман XX века в оценке А.М. Горького //Горьковские чтения, 1980. Горький, 1980.-С. 154-160.

92. Колоски Б. Творчество Кэйт Чопин как исторический источник // Americana. Вып.2: Материалы Международной научной конференции. -Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1998.-С. 278-291.

93. Краткая история США. М.: Олимп, 1993. 240 с.

94. Крейн С. Посвящение Хэмлину Гарленду на книге «Мэгги» // Писатели США о литературе Сборник статей.: В 2-х томах. T.l. М.: Прогресс, 1982.-С. 175.

95. Куропятник Г.П. Фермерское движение в США. От грейнджеров к Народной партии. 1867-1896. М.: Наука, 1971.-440 с.

96. Лайтфут К. Права человека по-американски. М.: Прогресс, 1983. -287 с.

97. Лан В.И. США от первой до второй мировой войны. М.: Наука, 1976. 493 с.

98. Левидова И. Движение романа // Иностранная литература, 1986. № 3. -С. 241-243.

99. Лене С. Бедность: неискоренимый парадокс Америки. М.: Прогресс, 1976.-432 с.

100. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке.: В 2-х томах. Т.2. М.: Радуга, 1992. 576 с.

101. Леш К. Семья убежище в бессердечном мире // США: проблемы семьи (реферативный сборник). М., 1990. - С. 93-103.

102. Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях XX века. Киев: Наукова думка, 1968. 267 с.

103. Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М.: Наука, 1978. 568 с.

104. Литературная история США.: В 3-х томах. Т.2. М.: Прогресс, 1978. -527 е.; Т.З. М.: Прогресс, 1979. 647 с.

105. Лихачев Д.С. Избранные работы.: В 3-х томах. Л.: Художественная литература, 1987.

106. Лунина И.Е. Идеологические аспекты поздних романов Д.Лондона // Зарубежная литература XIX XX веков и идейно-эстетическая борьба. М.: Б.И., 1986. - С. 57-62.

107. Лунина И.Е. Поздний этап творчества Д.Лондона (особенности проблематики и эволюции героя). Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1989.

108. Милославская С.К. У.Д.Хоуэллс и русская литература. Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1974.

109. Митина О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросс-культурном аспектах // Общественные науки и современность, 1999. №3.-С. 179-191.

110. Морозкина Е.А. Творчество Т.Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX XX веков. Дис. <. .> доктора филолог, наук. СПб., 1995.

111. Морозова Т.Л. Генри Джеймс (основные проблемы творчества 1870-1890-х годов). Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1973.

112. Морозова Т.Л. Спор о человеке в американской литературе: история и современность. М.: Наука, 1990. 331 с.

113. Морозова Т.Д. Художественный мир Генри Джеймса // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. С. 310-344.

114. Мулярчик А. Беспокойные женские сердца // Мулярчик А. США: век двадцатый. Грани литературного процесса. М., Минск, Бароновичи, 1984. С. 267-298.

115. Мулярчик А. Беспокойство неутоленных сердец («Женская тема» в современной литературе США) // Литературное обозрение, 1988. № 3. -С. 42-48.

116. Нитобург Э.Л. Негры США, XVII начало XX века. Историко-этнографический очерк. М.: Наука, 1979. - 292 с.

117. Омарова С.И. Традиции фронтира и «северные рассказы» Джека Лондона. Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1979.

118. Основные проблемы истории США в американской историографии (1861-1918 гг.) М.: Наука, 1974. 360 с.

119. Осовский O.E. Диалог в большом времени: литературоведческая концепция М.М.Бахтина. Саранск: Красный Октябрь, 1997. 192 с.

120. Очерки новой и новейшей истории США.: В 2-х томах. Т. 1. М.: Издательство Академии наук, 1960. 632 с.

121. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли.: В 3-х томах. Т. 3. Возникновение критического реализма в Америке (1860-1920). М.: Издательство иностранной литературы, 1963. 604 с.

122. Петряев К.Д. Курс лекций по истории Германии, Франции, Англии и США (1871-1914).: В 2-х частях. 4.1. Киев: Издательство Киевского университета, 1958. 443 с.

123. Писатели США. Краткие творческие биографии. М.: Радуга, 1990. -623 с.

124. Постнов Г.С. Реалистические романы Т.Драйзера 1900-1915 гг. Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1956.

125. Савуренок А. Американский Запад в романах У.Кэсер // Кэсер У. Моя Антония. JL: Художественная литература, 1979. С. 5-22.

126. Савченко Л.Ф. Деловая женщина // США: экономика, политика, идеология, 1990. № 3. С. 121-127.

127. Садагурский A.C. Гарленд и история реализма // Американский ежегодник, 1978. М.: Наука, 1978. С. 206-234.

128. Самарин P.M. «Ваш во имя революции» Джек Лондон // Лондон Д. Мартин Иден. М.: Художественная литература, 1972. С. 5-23.

129. Самарин P.M. Зарубежная литература. М.: Высшая школа, 1987. -368 с.

130. Самарин P.M. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже XIX-XX веков // Проблемы истории литературы США. М.: Наука, 1964. С. 287-346.

131. Самохвалов Н.И. Американская литература XIX века (Очерк развития критического реализма). М.: Высшая школа, 1964. 562 с.133. «Свобода угнетать.» Писатели Англии о США. М.: Прогресс, 1986. -336 с.

132. Селитрина Т.Л. Генри Джеймс и проблемы английского романа 1880 1890-х гг. Свердловск: Издательство Уральского университета, 1989. -125 с.

133. Синклер Э. Искусство Маммоны Mammonart.: Опыт экономического исследования. Л.: Прибой, 1926. 276 с.

134. Синклер Э. Улыбающаяся Америка // Писатели США о литературе Сборник статей. М.: Наука, 1974. С. 182-194.

135. Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. М.: Наука, 1969. 352 с.

136. Современные Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М.: Издательство политической литературы, 1988. 542 с.

137. Солодовник В.И. Американский реалистический роман конца XIX века. Проблемы становления метода и жанра. Дис. <.> докт. филол. наук. Краснодар, 1992.

138. Солодовник В.И. Роман США второй половины XIX века. Проблемы типологии реализма. Краснодар, 1994. 187 с.

139. Стоун И. Моряк в седле. Художественная биография Джека Лондона. М.: Книга, 1987. 336 с.

140. Сюллеро Э. История и социология женского труда. М.: Прогресс, 1973.-236 с.

141. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1994. 554 с.

142. Тугушева М.П. Мечта и действительность // Кэсер У. Моя Антония. Маккалерс К. Сердце одинокий охотник. М.: Радуга, 1985. - С. 3-20.

143. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начало XX в.). М.: Наука, 1970. - 432 с.

144. Федченко И.В. Идейно-художественное своеобразие творчества Д.Г. Филлипса. Дис. <.> канд. филолог, наук. М., 1986.

145. Федченко И.В. Своеобразие американского социального романа (Филлипс Д.Г.) // Проблемы традиций и новаторства в англоамериканской литературе XIX-XX веков. М., 1985. С. 102-116.

146. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.: Прогресс, 1992. 480 с.

147. Флинн Э.Г. Исповедь бунтарки. М.: Изд-во политической литературы, 1990.-560 с.

148. Флинн Э.Г. Своими словами. Жизнь бунтарки. М.: Госполитиздат, 1962. 383 с.

149. Фонер Ф. История рабочего движения в США.: В 7-ми томах. Т. 3. Политика и практическая деятельность Американской федерации труда, 1900-1909. М.: Прогресс, 1966. 467 е.; Т. 4. Индустриальные рабочие мира, 1905-1917. М.: Прогресс, 1969. - 604 с.

150. Фостер У.З. Негритянский народ в истории Америки. М.: Издательство иностранной литературы, 1955. 801 с.

151. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 240 с.

152. Хоуэллс У.Д. Литератор как делец // Хоуэллс У.Д. Возвышение Сайласа Лэфема. М.: Художественная литература, 1990. С. 570-581.

153. Черные американцы в истории США.: В 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1986.-254 с.

154. Шефер Е.Ф. Творческая эволюция позднего Д.Лондона. Дис. <.> канд. филолог, наук. Л., 1983.

155. Шишкина С.Т. М.Фуллер: литературный критик и публицист. Дис. <.> канд. филолог, наук. Л., 1981.

156. Шлепаков А.Н. Иммиграция и американский рабочий класс. М.: Мысль, 1966. 502 с.

157. Эванс С. Рожденная для свободы. История американских женщин. М.: Прогресс, 1993. 320 с.

158. Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты // Вопросы философии, 1988. № 5. С. 137-147.

159. Яковлева Л.К. Роман У.Кэсер «Моя Антония» // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе XIX-XX веков. М., 1973. -С. 210-221.

160. Allen Е. A Woman's place in the novels of H.James. L.: Macmillan Press, 1984. 223 p.

161. Altken J.L. Masques of Morality: Females in Fiction. Toronto: Women's Press, 1987. - 190 p.

162. The American Labor Yearbook. N.Y., 1916 P. 258.

163. American Literature in context.: In 4 vols. Vol. 4. 1900 1930. L., N.Y.: MeThuen, 1982. - 205 p.

164. American Novelists Revisited: Essays in feminist criticism / Ed. by Fritz Fleischmann. Boston (Mass): Hall, 1982. 419 p.

165. American Realism: New Essays / Ed. By Sundquist E.J. Baltimore, L.: The Johns Hopkins Univ. Press, 1982. 298 p.

166. American Women Writers.: In 4 Vols. V.l. A to E / Ed. By Mainiero L. N.Y.: Ungar, 1979. 601 p.

167. The Art of the Novel. Critical Prefaces by H.James / With an Introd. by R.P.Blackmur. N.Y.: Scribners, 1934. 348 p.

168. Baym N. Woman's fiction. A Guide to Novels by and about women in America, 1820 1870. Ithaca & L.: Cornell University Press, 1978. - 320 p.

169. Bell I.F.A. The Personal, the Private, and the Public in «The Bostonians» // Texas studies in literature language. Austin, 1990. Vol. 32, № 2. - P. 241.

170. Bell M.D. The Problem of American Realism: Studies in the Cultural History of a literary idea. Chicago, L.: Univ. Of Chicago Press, 1993. 245 p.

171. Bennett M.R. The World of Willa Cather. Lincoln: University of Nebraska Press, 1961.-285 p.

172. Black Women in nineteenth-century American life: Their words, their thoughts, their feelings / Ed. with an Introd. by Bert James. Lowenberg & Ruth Bogin. University Park; L.: The Pennsylvania State University press, 1976.-355 p.

173. Blair K.J. The Clubwomen as Feminists. N.Y.: Alfred & Knopf, 1980. -244 p.

174. Boardman F.W. America and the Progressive Era. 1900-1917. N.Y.: Walck, 1970.- 169 p.

175. Brown E.K. Willa Cather. A Critical Biography. N.Y.: Knopf, 1953. -282 p.

176. The Cambridge History of American Literature / Ed. by S.Bercovitch. Cambridge, N.Y., Melbourne: Cambridge Univ. press, v.l, 1994; v.2, 1995.

177. Campbell B.K. The «Liberated» Woman of 1914. Prominent Women in the Progressive Era. N.Y.: UMI, 1979. 220 p.

178. Cantharow E. Moving the Mountains: Women Working for Social Change. Old Westburg: Scarecrow Press, 1980. 304 p.

179. Cary E., Peratis K. Women and the Law. N.Y.: Time, 1977. 282 p.

180. Catt C.C., Shuler N.R. Woman Suffrage and Politics: The Inner Story of the Suffrage Movement. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1923. 504 p.

181. Chevigny B.G. The Longarm of censorship, Mythmaking in Margaret Fuller's time and our own // Signs. Chicago, 1976. Vol. 11, № 2. - P. 198-252.

182. Chipperfield F. In quest of love. The life and death of M.Fuller. N.Y.: Coward McCann, 1957. - 241 p.

183. Cixous H. The Laugh of the Medusa // Critical Theory since 1965. Tallahassee: Florida State University Press, 1992. P. 308-320.

184. Cixous H., Clement C. The Newly Born Woman. L.: Manchester University Press, 1987.- 132 p.

185. Columbia Literary History of the United States / Ed. by E.Elliot. N.Y.: Columbia Univ. press, 1988.

186. Cooper F.T. David Graham Phillips // Some American Story Tellers. N.Y.: Henry Holt & Co., 1911.-P. 112-139.

187. Crane S. Letters / Ed. by R.W. Stallman a. Gilkes L. With an Introd. by R.W. Stallman. L.: Owen, 1960. 366 p.

188. Daiches D. Willa Cather. A Critical Introduction. N.Y.: Collier Books, 1962.- 126 p.

189. Davis A.F. American heroine. The Life and Legend of Jane Addams. L.: Oxford University press, 1975. 339 p.

190. Davis A.F. Spearheads for Reform. The Social Settlements and the progressive Movement: 1890-1914. L.: Oxford University press, 1967. 322 p.

191. Degler C.N. At Odds: Women and the Family in America from the Revolution to the Present. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1980. 482 p.

192. Donaldson S., Massa A. American Literature, 19-th and early 20-th centuries. Newton Abbot: David a. Charles; N.Y.: Barnes a. Noble, 1978. -240 p.

193. Doren C.V. The American Novel. 1889 1939. N.Y., 1947.

194. Douglas A. The Feminization of American Culture. N.Y.: Doubleday, 1988.-405 p.

195. Dreiser Th. Life, Art and America. Moscow: Progress Publishers, 1976. -368 p.

196. Dubofsky M. Industrialism and the American Worker. 1865-1920. Arlington Heights: Davidson, 1985. 167 p.

197. Eble K.E. W.D. Howells. Boston: Twayne, 1982. 225 p.

198. Edel L. Henry James: A Biography.: In 5 vols. Philadelphia: J.B. Lippin-cot, 1953-1972.

199. Edel L. Henry James: A Life. N.Y.: Harper & Row, Publishers, 1985. -740 p.

200. The Female Experience: An American Documentary / Ed. by Lerner. Indianapolis: J.B.Lippincott Co., 1977. 437 p.

201. Feminism criticism: Essays on theory, poetry and prose. / Ed. by Brown C.L. a. Olson K. Metuchen, L.: The Scarecrow Press, 1978. 369 p.

202. Fetterley J. The Resisting Reader: A Feminist Approach to American fiction. Bloomington, London: Indiana University press, 1978. 198 p.

203. Final Report of the Commission of Industrial Relations. Vol. 1. Washington, 1961.-P. 31.

204. Flexner E. Century of Struggle. The Woman's Rights Movement in the United States. Cambridge: Harvard Univ. press, Belknap press, 1959. -384 p.

205. Fowler V.C. Henry James's American girl: the embroidery on the Canvas. Madison (Wis.): The Univ. of Wisconsin press, 1984. 177 p.

206. Friedan B. Mistique the Feminine. N.Y: Random House, 1963 146 p.

207. Fuller M. The Great Lawsuit // The Feminist Papers: from Adams to de Beauvoir. N.Y., L: Columbia Univ. Press, 1973. P. 147-172.

208. Fuller M. Woman in the 19-th century. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1971.-212 p.

209. Geismar M. Rebel and Ancestors. The American Novel. 1890-1915. N.Y.: Hill & Wang, 1963. 435 p.

210. Gelfant B.H. Women Writing in America: Voices in Collage. Hanover, L.: University press of New England, 1985. 278 p.

211. Gerber Ph.L. Theodore Dreiser Revisited. N.Y.: Twayne publ., 1992. -191 p.

212. Gerrard N. Into the mainstream. How Feminism has changed women's writing. L., Boston: Pandora press, 1989. 178 p.

213. Greene G. The Lost Childhood and other Essays. London: Eyre & Spot-tiswoode, 1951.-224 p.

214. Habegger A. Gender, Fantasy and Realism in American Literature. N.Y.: Columbia University press, 1982. 378 p.

215. Harris S.K. 19-th century American Women's Novels. Interpretative Strategies. Cambridge, N.Y.: Cambridge University press, 1990. 236 p.

216. Hedric J.D. Solitary comrade, Jack London and his work. Chapel Hill: The Univ. of North Carolina press, 1982. 265 p.

217. Hicks G. David Graham Phillips, Journalist // Bookman, May 1931. Vol. LXXIII. - P. 257-266.

218. House Executive Documents. Ch. 1. 2641, ex. doc. № 1, 50-th Congress, 2nd Session. Washington, 1888. P. 93.

219. Howarth W. The Country of W.Cather// National geographic. Washington, 1982. Vol. 162, № 1. - P. 71-93.

220. Hussman L.E., Jr. Dreiser and his Fiction. A Twentieth-century Quest. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania press, 1983. 215 p.

221. Irigaray L. This Sex which is not One. Ithaca (N.Y.): Cornell University Press, 1985 116 p.

222. Irigaray L. Le Temps de la difference. P: Les Editions de Minuit, 1989. -128 p.

223. H. James's Major Novels: Essays in criticism / Ed. with an Introd. by Powers L.H. East Lansing: Michigam State University press, 1973. 461 p.

224. Kaplan A. The Social Construction of American Realism. Chicago, L.: Univ. of Chicago Press, 1988. 187 p.

225. Katzman D.M. Seven Days in the Week. Women and domestic service in industrializing America. Urbana: University of Illinois press, 1981 218 p.

226. Kazin A. An American Procession: The Major American Writers from 1830 to 1930: The Critical Century. N.Y.: Knopf, 1984. 408 p.

227. Kessler-Harris A. Out of the Work. A History of Wage Earning Women in the United States. N.Y: Harper & Row, 1982. 321 p.

228. Kieniewicz T. Men, Women, and the Novelists: Fact and Fiction in the American Novel of the 1870-s and 1880-s. Washington: University press of America, 1982.- 171 p.

229. Kolodny A. Dancing through the Minefield // Critical Theory since 1965. Tallahassee: Florida State University Press, 1992. P. 497-512.

230. Kraditor A.S. The Ideas of the Woman Suffrage Movement. 1890-1920. N.Y.: Columbia University press, 1965. 313 p.

231. Krause S.J. The Surrealism of Crane's naturalism in «Maggie» // American Literary Realism: 1870-1910. Arlington, 1983. Vol.16, № 2. - P. 253-261.

232. Kristeva J. Language the Unknown. An Initiation into linguistics. N.Y: Random House, 1989 234 p.

233. Kristeva J. Women's Time // Critical Theory since 1965. Tallahassee: Florida State University Press, 1992. P. 469-484.

234. Lagemann E.C. A Generation of Women: Education in the Lives of Progressive Reforms. Cambridge (Mass), L: Harvard University press, 1979. -207 p.

235. Lawrence M. The School of Femininity: A Book for and about Women as they are interpreted through feminine writers of yesterday and today. Toronto: Mass. book Co., 1972. 382 p.

236. Lee B. The Novels of H. James: A Study of Culture and Consciousness. L.: Arnold, 1978. 123 p.

237. Lee L.L., Lewis M. Women, Women Writers and the West. Troy (N.N.): Whitston, 1980. 252 p.

238. The Letters of Henry James.: In 2 vols. / Set and ed. by Percy Lubbock. N.Y.: Scribner, 1920.

239. Lewis E. Willa Cather Living. A Personal Record by Edith Lewis. N.Y.: Knopf, 1953.- 197 p.

240. Love G.A. New Americans. The Western and the Modern experience in the American Novel. L., Toronto: Associated Universities press, 1982. -281 p.

241. Martineau H. Autobiography.: In 2 vols. V.2. Boston: J.R.Osgood and Co, 1849-318 p.

242. Matheson T.J. The two faces of sister Carrie: The characterization of Dreiser's first heroine. Ariel, Calgary, 1980. - Vol.11. № 4. - P. 71-86.

243. Matthiessen F.O. Henry James: The Major Phase. N.Y.: Oxford Univ. press, 1963.- 190 p.

244. Matthiessen F.O. Theodore Dreiser. Toronto: Sloane, 1951. 267 p.

245. May E.R. The Progressive Era. 1901-1917. N.Y.: Time, 1964. 176 p.

246. Meese E.A. Crossing the double-cross: the practice of feminist criticism. L.: The Univ. of North California Press, 1986. 236 p.

247. Mencken H.L. A book of prefaces. N.Y.: Garden City, 1927. 288 p.

248. Mencken H.L. The Leading American Novelists // Smart Set. Jan., 1910. -P. 153-154.

249. Miller N. Subject to change. Reading feminist writing. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1988 185 p.

250. Modern American Literature / Ed. by Schlueter P. a. Schlueter J. N.Y.: Frederic Ungar Publishing Co., 1985. 633 p.

251. Monroe E. The Novel and Society. A Critical Study of the Modern Novel. N.Y.: Hill & Wang, 1965. 318 p.

252. Nealon Ch. Affect Genealogy: Feeling and Affiliation in W. Cather // American literature, 1997. Vol. 69, Jfel.-P. 5-37.

253. O'Neill W.L. Everyone was brave: The Rise and Fall of Feminism in America. Chicago: Quadrangle Books, 1969. 369 p.

254. O'Neill W.L. Women at Work. Chicago: Quadrangle Books, 1972. -360 p.

255. O'Neill W.L. The Woman Movement: Feminism in the United States and England. N.Y.: Barnes & Noble; London: Allen & Unwin, 1969. 208 p.

256. Newcomer M. A Century oh Higher Education for American Women. N.Y.: Harper, 1959. 266 p.

257. The Notebooks of Henry James. N.Y.: Oxford University press, 1947. -425 p.

258. Papachristou J. Women Together: A History in Documents of the Women's Movement in the United States. N.Y.: Alfred & Knopf, 1976. -273 p.

259. Pitoniak Th. The Present Feelings, Distant Reason: Conscience in "Sister Carry" // American Literary Realism: 1870-1910. Arlington, 1994. Vol.26, № 3.- P. 65-81.

260. Pizer D. Critical Essays on Th.Dreiser. Boston (Mass): Hall, 1981. -343 p.

261. Pizer D. The Novels of Theodore Dreiser: A Critical Study. Minneapolis: Univ. of Minnesota press, 1976. 382 p.

262. Political Affairs. 1973. N 5. P. 15.

263. The Question of H. James: A Collection of critical essays / Ed. by Dupee F.W. N.Y.: H. Holt, 1945. 302 p.

264. Ravitz A.C. David Graham Phillips. N.Y.: Twayne Publ. Inc., 1966. -191 p.

265. Realism, Ideology and the Novel: American Literature at the turn of the century. Proceedings of a conference / Ed. by F.Hajec, H.Wustenhagen. Potsdam: Wiss. Schr., 1982. 182 p.

266. Reconstruction American Literary History. Cambridge (Mass), L.: Harvard Univ. press., 1986.

267. Robinson L.S. Treason Our Text: Feminist Challenges to the Literary Canon // Critical Theory since 1965. Tallahassee: Florida State University Press, 1992.-P. 571-582.

268. Ryan M.P. Womenhood in America. From Colonial Times to the Present. N.Y.: New Viewpoints, 1975. 496 p.

269. Schneir M. Feminism. N.Y.: Random House, 1971. 162 p.

270. Scott A. Basil, Olive and Verena: "The Bostonians" and the problem of politics // Arizona quart. Tucson, 1993. - Vol. 49. № 1. - P. 49-72.

271. Scott A.F., Scott A.M. One Half the People. The Fight for Woman's Suffrage. Philadelphia: J.B. Lippincott Co., 1975. 173 p.

272. Shannon D.A. Twentieth Century America.: In 3 vols. Vol. 1. The Progressive Era. Chicago: McNaily College Publ. Co., 1977. 221 p.

273. Shaw P.W. My Antonia: Emergence and Authorial Revelations // American literature. Durham, 1984. Vol. 56. № 4. - P. 527-540.

274. Simpson L.P. The brazen face of history: Studies in the literary consciousness in America. L.: Louisiana State Univ. press, 1980. 276 p.

275. Sinclair A. The Better Half: The Emancipation of the American Woman. N.Y.: Harper & Row, 1965. 401 p.

276. Sinclair U. The Autobiography of Upton Sinclair. N.Y.: Harcourt, Brace and World, 1962. 342 p.

277. Sisterhood and Solidarity. Workers' Education for Women. 1914-1984 / Ed. by Kornbluh J.L., Fredericson M. Philadelphia: Temple University press, 1984.-372 p.

278. Smith T. American Philosophy of Equality. Chicago: Univ. of Chicago press, 1927. 221 p.

279. Spence C. Sinews of American Capitalism. N.Y.: Hill & Wang, 1964. -268 p.

280. Spinder M. American literature and social change: William Dean Howells to Arthur Miller. L.: Basingstoke, 1983. 236 p.

281. Springer M.D. A Rhetoric of literary character: Some Women of Henry James. Chicago, L.: Univ. of Chicago press, 1978. 248 p.

282. The Stature of Th.Dreiser. A Critical Servey of the Man and his work / Ed. by Kazin A. and Shapiro Ch. Bloomington: Indiana University press, 1955. -303 p.

283. Up from the Pedestal: Selected Documents in the History of American Feminism / Ed. with an Introd. by Kraditor A.S. Chicago: Quadrangle, 1968. 372 p.

284. Wade M. Margaret Fuller: Whetstone of genius. N.Y.: H.Holt, 1940. -141 p.

285. Warhol R.R., Herndl D.P. About Feminism // Warhol R.R., Herndl D.P. Feminism. An Anthology of Literary Theory and Criticism. N.Y.: Rutgers University Press, 1991.

286. Willa Cather and her critics / Ed. By J.Schroeter. Ithaca (N.Y.): Cornell University Press, 1967. 392 p.

287. Wilson Ch.P. The Labor of Words: Literary Professionalism in the Progressive Era. Athens: University of Georgia press, 1985. 239 p.

288. Wilson M.G. The American Women in Transition. The Urban Influence. 1870-1970. Westport: Hyperion Press, 1979. 289 p.

289. Withman T. Living American Literature. N.Y.: H.Holt, 1947. 264 p.

290. Wittman L.K. The New Woman as a European phenomenon // Neoheli-con. Budapest, Amsterdam, 1992. Vol. 19. № 12. - P. 49-68.

291. Wittman L.K. What is feminist literary criticism? // Neohelicon. Budapest, Amsterdam, 1995. Vol. 22. № 1 - P. 105-133.

292. Woloch N. Women and the American Experience. N.Y.: Walck, 1984. -352 p.

293. Women: A Feminist perspective / Ed. by Freeman Jo. Pullo Alio: May-field Publ. Co., 1979.-621 p.

294. Women in the United States Labor force / Ed. by Cahn A.F. for the Joint Econ. Comm. N.Y., 1979. 309 p.

295. Women's Liberation in Twentieth Century / Ed. by Lynn M.C. N.Y.: Wiley, 1975.- 139 p.

296. Wright T. Choice and choosing in fiction // Modern language review. L., 1988. Vol. 83, pt. 2 - P. 273-286.

297. Wynn N.A. From Progressivism to Prosperity. World War I and American Society. N.Y., L.: Holmes & Meier, 1986. 268 p.