автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Женские образы в драматургии А. В. Вампилова
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шин Янг Ми
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ДРАМАТУРГИИ А. В. ВАМПИЛОВА.
1.1 ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ РАННИХ ПЬЕС А.В.ВАМПИЛОВА 1.2ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРАМЕ А.В.ВАМПИЛОВА «УТИНАЯ ОХОТА»
1.3ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ДРАМЕ А.В.ВАМПИЛОВА «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ»
ГЛАВА 2. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ И РЕШЕНИЕ НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ДРАМАТУРГИИ А.В.ВАМПИЛОВА
2.1 РОЛЬ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РЕШЕНИИ НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ КОЛЛИЗИИ И ИХ РЕШЕНИЕ
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ПЬЕСАХ А.В.ВАМПИЛОВА.
3.1 ТИПОЛОГИЯ ЖАНРА И ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ
3.2 РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ И СОЗДАНИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ДРАМАТУРГИИ А.В.ВАМПИЛОВА
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Шин Янг Ми
Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик, что по-бурятски означает «яма», недалеко от Иркутска, в учительской семье. После школы будущий драматург поступил в Иркутский университет. Будучи студентом-филологом, Вампилов стал пробовать свои силы в сочинении рассказов и сценок. С 1958 года его произведения печатали в областной молодежной газете «Советская молодежь». В 1960 году А.В.Вампилов окончил университет, а спустя год вышел его первый сборник юмористических рассказов «Стечение обстоятельств». Известно, что все рассказы А.В.Вампилов написал в студенческие годы, больше он к этому жанру не обращался. Однако их можно рассматривать как подготовительный период для будущих драматических произведений. Подтверждением этого является творчество драматурга, герои которого нередко из рассказов переходят на страницы его пьес.
Потом он окончательно перешел к драматургии. Исследователи считают, что первым драматическим опытом А.В.Вампилова была пьеса «Воронья роща», которая позднее была переработана и на её материале создана «История с метранпажем». Первый вариант «Истории с метранпажем» был прочитан А.В.Вампиловым на семинаре драматургов-одноактников уже в 1962 году. А в 1968 (во время работы над «Утиной охотой») А.В.Вампилов перерабатывает «Историю с метранпажем» и тогда же объединяет её с одноактной пьесой «Двадцать минут с ангелом» в единое произведение под названием «Провинциальные анекдоты».
За его короткую жизнь им написано свыше тридцати рассказов и не менее десяти одноактных пьес, сценок и монологов. А.В.Вампилов создал пять больших пьес: «Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Утиная охота» (1968), «Провинциальные анекдоты» (1962-1968), «Прошлым летом в Чулимске» (1971). Самые известные его одноактные пьесы - это «Дом окнами в поле» (1963), «Свидание»(1961), «Месяц в деревне, или Гибель одного лирика» (1958). Вампилов-драматург для читателей начался с пьесы «Дом окнами в поле», которая была опубликована в журнале «Театр» (№11, 1964).
Создается впечатление, что пьесы писались быстро и легко, в один присест, что ни год, то новая пьеса. Но это совсем не так. Из воспоминаний современников и работ исследователей видно, как А.В.Вампилов долго и напряженно работал над каждым произведением. Одних первоначальных названий почти у каждой пьесы не менее пяти. Что же касается вариантов, то, например, к пьесе «Прощание в июне» А.В.Вампилов возвращался в течение шести лет и создал семнадцать вариантов.
К сожалению, этот талантливый человек не дожил даже до своего тридцатипятилетия, утонув в озере Байкал 17 августа 1972 года, за два дня до юбилейной даты. На месте его гибели поставлен большой надгробный памятный камень.
Его творчество значительно пережило своего создателя, в семидесятых годах он был объявлен сибирским самородком, его пьесы печатались, ставились в театре, по ним снимались фильмы. Интерес к его творчеству был велик, потом несколько спал. Очередной «пик» популярности этого драматурга приходится на 1987-88 годы, когда довольно широко отмечалось его пятидесятилетие. За тридцать лет, прошедших после смерти А.В.Вампилова, его произведения были переведены на тридцать один язык мира, не раз переизданы и поставлены в театрах многих стран. В марте 1999 года в Москве в Большом зале Центрального дома литераторов состоялся торжественный вечер, посвященный выходу в свет книги А.В.Вампилова «Избранное».
Увлеченные «злобой» дня, стремлением выжить в постперестроечные времена, страдая от недостатка средств, театры все-таки снова обращаются к творчеству этого автора (в настоящее время его пьесы входят в постоянный репертуар двух московских театров). Наверное, потому что он представляет собой автора, который с течением времени превратился в классика русской драматургии 20 века, одним из первых совершившего переход от драматургии «производственной» к драматургии «психологической», в творчестве которого до сих пор «активно и мощно живет традиция русской литературы» (Гушанская Е.М. Александр Вампилов. Очерк творчества. -с.87).
Когда Вампилов-драматург появился на горизонте, фаворитами в советском театральном искусстве были Виктор Розов и Алексей Арбузов.
Они, как и любой истинный драматург, когда-то пришли в театр как вестники сценической новизны, ломая устоявшиеся каноны. После пьес сороковых и начала пятидесятых годов, которые в целом писались по законам «социалистического реализма» (социалистический реализм XX века во многом был подобен классицизму ХУ111: у него были каноны, которые все вроде бы поддерживали, но никто из популярных талантливых авторов не воплощал реально в своем творчестве), драматические произведения В.Розова и А.Арбузова были вестниками нового, свежего содержания, связанного со знакомой жизнью (Розов) и смелой театральной формой (Арбузов).
Драматургия Вампилова, которая возникла сразу за ними, была непохожей на их произведения, полемичной, как полемично любое новое слово в искусстве. Правда «Утиной охоты» оказалась жестче, резче, неоспоримее добросердечного правдоподобия пьес «В добрый час!» или «В поисках радости» Розова. А Сибирь Вампилова (коренного сибиряка), Сибирь таежного райцентра Чулимск, куда несомненнее и реальнее условной Сибири «Иркутской истории» Арбузова. Как бы через головы ближайших предшественников Вампилов оглядывался на далекие вершины - Чехова, Гоголя, Шекспира.
Дух драматургии Вампилова в литературной современности был родственен духу прозы шестидесятых, прозы Федора Абрамова, Василия Белова, Валентина Распутина и некоторых других авторов, которые сформировались и выступили в ту пору.
А.В.Вампилов закончил Иркутский университет в 1960 году, к середине шестидесятых, по-видимому, вполне сложилась его творческая личность, и в драматургию он принес проблемы своего поколения. В настоящее время произведения Вампилова позволяют до некоторой степени составить представление о настроениях, нравах, проблемах советских людей эпохи 60-х годов XX столетия - времени, во многом перекликающегося с российской современностью.
Быстрое созревание таланта А.В.Вампилову обеспечило его прирожденное умение без посредников заглядывать в лицо жизни. «Порой казалось, - замечал В.Распутин, - что у него какой-то особый строй мышления, потому что он подходил к сути разговора с той стороны, о которой отчего-то все забывали, он не удлинял, а углублял и расширял разговор, делал его как бы многомерным» (В.Распутин - О Вампилове. - с.7).
Вампилова кровно занимало то, что окажется впоследствии главным вопросом всего его поколения: почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигнув вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной эрозии, как удержаться в убеждениях честных и сильных? Ответ А.В.Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой стойкости, какие есть в каждом человеке, - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно, по справедливости, по-человечески.
При жизни А.В.Вампилов мог успеть прочитать о себе как о драматурге трижды (не считая рецензий на постановки его пьес, которые публиковались и в провинциальных, и в московских журналах): в статье Н.Родионовой («Советская культура», 1966, 3 ноября), Л.Жуховицкого («Молодая гвардия», 1972, №5), и Л.Булгак («Театр», 1972, №5). Главное, что объединяло пишущих о его творчестве, - это признание «неуловимости», «парадоксальности» вампиловской драматургии. В дальнейшем общий тон рассуждений о вампиловском творчестве хорошо определила М.Туровская: «Грубое несовпадение того, что пишут о нем, с тем впечатлением, которое производит на читателя он сам по себе» (Туровская М. Вампилов и его критики - с. 102). На наш взгляд, это происходило как раз потому, что концепция личности и общества в творчестве А.В.Вампилова, как и в работах многих других авторов семидесятых (Ю.Трифонова, В.Высоцкого, А.Тарковского), сильно отличалась от концепции личности и общества, предложенных критикой и средствами массовой информации.
Критика как бы заранее знала, каким должен быть герой, а герой вампиловских пьес не вписывался в схему. Сделанное Вампиловым в своих пьесах, его новые герои и новые коллизии оказались слишком трудны пока для осмысления критикой, но в то же время открыли собой целый новый этап советской драматургии. В то время как драматургия «старого закала» разбиралась во влиянии семейной нравственности на производительность труда или служебного статуса на любовь, новая волна открывала совершенно иной пласт жизни.
От цехов и профсоюзных собраний, от чинных семейных застолий с устоявшимся кругом друзей и распределением позиций отцов и детей, реакционеров и прогрессистов, правых и виноватых, тружеников и лентяев драматургия А.В.Вампилова переносила нас в совершенно иную среду материальных и нравственных координат. Была открыта новая незнакомая среда обитания: вереницы подъездов, лестничных клеток, углов, комнатенок, пристроечек, гостиничных коек - снимаемой, вожделенной, неустроенной, а главное - чужой жилплощади. Обстоятельством действия оказалась не семья в привычном смысле слова, а какие-то «взбесившиеся» родовые отношения, невычисляемые степени родства, немыслимые ранее для драматургии причины совместного проживания. На арену драмы вышли люди странных профессий, а главное - смазанных социальных статусов: метранпажи-болельщики, биологи с малярным уклоном, продавцы, официанты, командированные алкоголики и т.д. Такой процесс демократизации материала, ракурса, взгляда, кардинального изменения нравственного и изобразительного ряда выводил на сцену поразительный по богатству красок, характеров и социальных портретов «потусторонний мир» - мир людей, о которых не принято было говорить. Жилье - временное, жена - не своя, дети - сироты, знакомые - случайные, письма - чужие, профессии - сменные, социальная роль - одинокие. Драма А.В.Вампилова одна из первых заговорила об этих непарадных обстоятельствах человеческой жизни и открыла читателям и зрителям всеобщую глобальную неудовлетворенность существующим порядком. Она принесла с собой остроту социальных коллизий, особую выразительность, насыщенность языка, точность психологического анализа, но она же принесла с собой и неотчетливость, и неопределенность, смазанность нравственных критериев, о которых не хотела пока говорить критика, а, может быть, и не могла говорить пока открыто как наиболее политически ангажированная часть общей культуры народа.
О драматургии А.В.Вампилова к настоящему времени уже сложилась обширная критическая литература. Прежде всего, хотелось бы отметить интересные критические и литературоведческие работы его земляков-сибиряков - Зоркина В.И., Козловой С.М., Румянцева А.Г., Стрельцовой Е.И., Тендитник Н.С. Не менее интересны работы М. Туровской, Б.Сушкова (см. библиографию).
В них с достаточной полнотой и обстоятельностью исследуется единство тем, конфликтов, образов, всего художественного мира драматурга. Достаточно много уже написано об особенностях связей его творчества с традициями предшественников, особенно чеховскими (работы Ищук-Фадеевой Н.И., Громовой М.И., Логинова В.М., Магдиевой С., Меркулова М.Г., Сушкова Б.Ф., Гришечкиной Н.П., Собенникова А.С.- см. библиографию).
Несколько хуже обстоит дело с изучением драматургической поэтики, сущности художественного новаторства автора. К сожалению, не удалось нам найти и специальных исследований, посвященных женским образам в пьесах А.В.Вампилова.
Наибольшую пользу в нашем исследовании нам принесли работа Е.М. Гушанской «Александр Вампилов. Очерк творчества», так как в ней даны хотя бы предварительные абрисы особенностей женских характеров в произведениях автора, а также статьи В.Распутина о его земляке, друге и коллеге. Благодаря удивительной теплоте и мудрости, с которой они написаны, эти заметки не только задали особый тон в исследованиях о А.В.Вампилове, но и стали одной из первых попыток его нетрадиционного для 70-х годов прочтения, определения особенностей драматургии этого автора («Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта -чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него -были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности и близости к зрителю.» - В.Распутин. О Вампилове. - с.6).
Не менее полезной стала для нас и книга Б.С.Бугрова «Современная советская драматургия», так как её автор был одним из первых, кто подметил характерные изменения в советской драматургии и дал общий обзор её развития на тот период. Это дало возможность поставить творчество А.В.Вампилова в общий ряд с другими драматургами и в то же время позволило нам представить, чем отличается от других работ творчество избранного нами автора.
Наиболее современный обобщающий взгляд на драматургию той поры и на место в ней произведений А.В.Вампилова дает изданная в 1999 году книга М.И.Громовой «Русская современная драматургия», представляющая собой самое свежее издание, посвященное проблемам драматургии.
Главной целью предпринятого нами исследования было изучить особенности изображения женских образов в пьесах А.В.Вампилова. Эта цель в свою очередь разделялась на несколько конкретных задач: -проследить, как изменялись женские образы в пьесах автора; -исследовать, с какими нравственными и социальными коллизиями связаны образы героинь в драматургии А.В.Вампилова;
-изучить художественные средства создания женских образов в творчестве исследуемого нами драматурга.
Актуальность исследования объясняется возрастанием роли женщины в обществе, которая началась в России и во всем мире очень давно и теперь становится все более очевидной, что в свою очередь повышает интерес к анализу и осмыслению женских образов в российской драматургии 60-70-х годов 20 века, так как это было наиболее трудное, переломное время для развития страны, когда многие социальные негативные процессы в реагировала на происходящие изменения драматургия того времени.
Новизна исследования определяется тем, что до сих пор отдельного специального исследования по роли женских образов в драматургии А.В.Вампилова не предпринималось, хотя некоторые авторы вскользь, «по касательной», пытались осветить эту проблему в своих работах.
Теоретической и методологической базой исследования можно считать труды российских литературоведов и историков литературы. обществе накапливались, нарастали, и наиболее оперативно
Практическая ценность работы заключается в том, что она будет полезна и интересна не только исследователям творчества драматурга, но также может служить пособием для чтения спецкурса студентам гуманитарных специальностей по курсу русской драматургии 20 века, а также будет, на наш взгляд, интересна самому широкому кругу читателей и почитателей таланта А.В.Вампилова.
Источниками в данной работе для нас явились: книга А.В.Вампилова «Прощание в июне. Пьесы», вышедшая в издательстве «Советский писатель» в 1977 году, содержащая все ранние пьесы автора; последнее и наиболее полное переиздание работ драматурга «Избранное», опубликованное «Искусством» в 1999 году; а также книга «Я с вами, люди», изданная в «Советской России» в 1988 году, после пятидесятилетия писателя, так как она содержит не только его прозаические опыты, но и прекрасную подборку из записных книжек и воспоминаний друзей.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В первой главе прослеживается эволюция женских образов в пьесах А.В.Вампилова, начиная с ранних «Дом окнами в поле» и «Прощание в июне» и заканчивая последней «Прошлым летом в Чулимске».
Во второй главе мы постарались проанализировать, что нового вносят женские образы в решение нравственно-философских и социальных проблем в пьесах автора.
Глава третья посвящена анализу особенностей поэтики драматурга и художественным приемам создания женских образов в пьесах
А.В.Вампилова (типологии жанра и типологии женских образов в пьесах автора, другим особенностям построения сюжета и композиции, способам выявления позиции автора в работах и роли речевой характеристики в создании женских образов).
Библиография работы насчитывает 78 наименований. По результатам исследований было опубликовано 2 статьи и 1 тезисы доклада на конференции.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Женские образы в драматургии А. В. Вампилова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема изображения женских образов в драматургии относится к числу достаточно важных и в то же время достаточно актуальных. Решение её позволило бы нам осветить один из существенных аспектов создания драматического произведения, пополнить существующие в науке о литературе представления о закономерностях этого процесса и тем самым подтвердить многие из теоретических постулатов современной литературоведческой науки.
Творчество А.В.Вампилова даёт благодатный материал для решения этой проблемы: яркии, своеобразный художник, он вместе с тем унаследовал, развил и продолжил многие традиции русской литературы и драматургии в частности. Обращение к драматургии А.В.Вампилова дает возможность не только проследить в его работах преломление лучших традиций русской классической литературы, но и углубляет наше представление об этом художнике слова, послужившим, в свою очередь, предтечей современной российской драматургии.
Российская литературоведческая наука и литературная критика сделали чрезвычайно много для изучения творческого наследия А.В.Вампилова. Однако изучено оно неравномерно, поэтому избранная центральной в данном исследовании проблема создания женских образов в драматургии этого автора ещё ждет глубокого решения. Работы таких исследователей, как Е.М.Гушанская, Н.Тендитник, М.Туровская, представляют лишь косвенное упоминание об избранной нами теме и могут служить первыми подступами к её решению, в то время как необходимость обращения к этой проблеме настоятельно диктуется требованиями исторического подхода к изучению опыта российской литературы.
Изучение эволюции женских образов в драматургии А.В.Вампилова позволяет сделать вывод о том, что уже в ранних пьесах А.В.Вампилова появляются два типа героинь, в каком-то смысле противопоставленных друг другу по характеру и житейскому опыту: юные, неиспорченные, настойчивые и независимые девушки и прожившие непростую жизнь, растерявшие уверенность в собственной правоте, но умудренные жизненным опытом героини. Причем совершенно очевидно как от пьесы к пьесы идет углубление этой линии вампиловской драматургии (в первой - вообще всего одна героиня, в то время как в остальных подобное противопоставление уже есть и достаточно хорошо просматривается). При этом возрождение к жизни героя-мужчины («Прощание в июне») или его окончательное нравственное падение («Утиная охота») всегда связано у А.В.Вампилова со своеобразным «любовным треугольником», одной из вершин которого является сам герой, а двумя другими - два типа героинь, речь о которых шла выше.
Постепенно это «жесткое» противостояние героинь, означающее ещё в традиционное для русской классической литературы «испытание любовью» героя-мужчины, усложняется, приобретает новые оттенки, а героини его более поздних работ изменяются.
Многомерными и неоднозначными видятся драматургу даже второстепенные, неглавные женские персонажи его лирической драмы «Утиная охота». И становится очевидным, что «линейное» противопоставление женских характеров из ранних пьес сменяется «многомерностью» женских характеров драмы «Утиная охота», что совпадает с общей эволюцией творчества драматурга в сторону углубления психологизма образов и драматизма описываемых событий.
Прослеживая эволюцию женских образов в драматургии А.В.Вампилова, мы видим, как от несложных коллизий и незамысловатых характеров героинь ранних пьес автор переходит к все более сложно организованным и выстроенным, многомерным образам женских персонажей, видя их все более самобытными и тонкими, способными не только на великодушие и нестандартные решения, но и на возрождение героя силой своего духа и верой в него «Прошлым летом в Чулимске».
Героини вампиловских пьес выполняют роль своеобразного нравственного «камертона» в оценке героев, выведенных на сцену, нравственно чисты, способны на самопожертвование, всегда стремятся помочь герою проявить свои самые лучшие нравственные человеческие качества, то есть действуют в соответствии с той многовековой традицией, которую выбирали в решении нравственных проблем и другие героини русской классической литературы.
Одним из «нравственных камертонов» совершающихся социальных перемен и переоценки прежних ценностей становятся в драмах А.В.Вампилова женские образы, которые «сердцем чувствуют» искренни или нет герои, находящиеся рядом с ними, достойны или нет они сострадания и выбирают не абсолютно правильных и безупречных, на первый взгляд, а странных и как бы «выламывающихся» своим поведением из той жизненной «шеренги», в которую поставлены были социальной обстановкой в России того времени.
Социальные коллизии, отразившиеся в пьесах А.В.Вампилова, интуитивно ставят целый комплекс проблем, связанных с ощущением неблагополучия современной автору жизни.
Исследуя художественные приемы создания женских образов в драматургии А.В.Вампилова, мы пришли к выводу, что типология жанров его пьес со всей очевидностью отражается в типологии созданных им женских образов, а также, что новаторский характер драматургии этого автора сочетается с использованием традиций русской классической литературы, в частности, драматургии А.П.Чехова.
В результате изучения нами были подробно описаны не только различные жанровые разновидности драматических произведений, встречающихся в творчестве автора, но и два типа основных типа сюжетного построения пьес драматурга.
Исследуя речевую характеристику героев как элемент стиля автора мы обнаружили, что социально-культурная ситуация времени написания пьес
А.В.Вампилова «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске» определяет не только речевую характеристику героев, но и отражает отношение к ним автора, связана с оценкой их характеров и влияет на всю систему образов в произведении. Речь героев и героинь является одним из художественных приемов создания образа для драматурга, выявления авторской позиции по отношению к ним и их поступкам.
116
Список научной литературыШин Янг Ми, диссертация по теме "Русская литература"
1. Вампилов А.В. Прощание в июне. Пьесы.- М.: Советский писатель, 1977.-352с.
2. Вампилов А.В. Избранное.- М.:Искусство, 1999. 683с. Вампилов А.В. Библиографический указатель.- Иркутск: Изд. Иркутск. Ун-та, 2000. - 154с.
3. Вампилов Б.Н. Детство и юность Александра Вампилова // Поляр, звезда. Якутск, 1988. - N 2. - С. 96-102
4. Письма Вампилова / Публ. и примеч. Граковой И.С. // Звезда. СПб., 1997. - N 8. - С.133-138 Ему было бы нынче пятьдесят.: Переписка А.Вампилова с Е.Якушкиной / Публ. Вампиловой О.М. и Гурьяна Л.Б.// Новый мир. - М., 1987. - №9.-с. 209-226.
5. Александрова И.В. Особенности выражения авторской позиции в пьесе А.Вампилова "Утиная охота" : ( Интонационное своеобразие диалога и ремарки) // Вопр. рус. лит. Львов, 1990. - Вып. 2(56). - С. 96-103
6. Бондаренко В. Черемховский подкидыш: Нетрадиционное прочтение Вампилова//Москва. -М., 1999. №10. - С. 172-182.
7. Бугров Б.С. Русская советская драматургия. 1960-1970 годы. М.: Высшая школа, 1981.- 288с. Булгак Л. « Время в пьесах молодых» - «Театр», 1972, № 5, с.24-28.
8. Вангу Кан. "Утиная охота": герой из промежутка // Лит. учеба. М., 1997.-N5/6.-С. 102-105
9. Горюшкина И.А."Провинциальные анекдоты" А. Вампилова // Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Новосибирск, 1986. -N 14. Сер. истории, филологии и философии, вып. 3. - С. 38-41
10. Гришечкина Н.П. Чеховские традиции в творчестве Александра Вампилова ("Утиная охота") / Волгогр. гос. пед. ин-т им. А.С. Серафимовича. Волгоград, 1988. - 13 с. Библиогр.: с. 12-13. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N34969 от 3.08.88
11. Громова М.И. Русская современная драматургия. М.: Флинта, 1999.160с.
12. Громова М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова // Лит. в шк. М., 1997. - N 2. - С. 46-56
13. Гушанская Е. Александр Вампилов: Очерк творчества. Л.: Сов. писатель, Ленинградское отд., 1990. - 97с.
14. Гушанская Е. Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах // Аврора. Л., 1987. - N 10. - С. 86-98
15. Демин Г.Г. Вампиловские традиции в социально-бытовой драме и ее воплощение на столичной сцене 70-х годов : Автореф.дис. канд. искусствоведения / Гос.ин-т театр.искусства им.А.В.Луначарского. М., 1986.- 16 с.
16. Жилкина Т. Родился гением // Грани = Grani. Frankfurt а. М., 1994. -Г. 69, N 172.-С.163-208
17. Журчева Т.В. Жанровое и сюжетно-композиционное своеобразие «Провинциальных анекдотов» А.Вампилова // Поэтика реализма. -Куйбышев, 1985. -С.92-109.
18. Журчева Т.В. Сюжет и характеры в пьесе А. Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1988. - С. 72-89.
19. Зборовец И.В. Художественный мир драматургии А.Вампилова // Сибирь. Иркутск, 1987. - N 4. - С. 100-113
20. Зоркин В.И. Не уйти от памяти : Штрихи к портр. Александра Вампилова / Иркут. Обл. фонд А.Вампилова. Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1997.-93с.
21. Иванова JI.JI. Поэтика драматургии А. Вампилова // Изучение поэтики реализма. Вологда, 1990. - С. 22-33
22. Имихелова С.С. Роль авторской рефлексии в художественном мире А. Вампилова //Филологический сборник. Улан-Удэ, 1998. - С. 127-134
23. Ищук-Фадеева Н.И. Чехов и Вампилов: традиции и новаторство // Проблемы типологии русской литературы XX века. Пермь, 1991. - С. 99112
24. Камышев В. Вампиловский экран // Сибирь. Иркутск, 1989. - N 1. - С.112-119
25. Камышев В. Необходимость Вампилова // Рус. мысль = La pensee russe. Париж, 1997. - N 4201. - С. 12 .Окончание. Начало см. 1997, N 4200.
26. Камышев В. Философия Александра Вампилова // Байкал. Улан-Удэ, 1989.-N5.-С. 79-80
27. Киселев Н.Н. Комическое и трагическое в драматургии А.Вампилова // Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988. - Вып. 9. - С. 20-34
28. Киселев Н.Н. Случайность в структуре действия пьес А. Вампилова // Проблемы метода и жанра. Томск, 1997. - Вып. 19. - С. 266-279
29. Козлова С.М. Парадоксы драмы драма парадоксов: Поэтика жанров драмы, 1950 - 1970-х гг. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1993. - 219с.
30. Коробов М.В. Читка Вампилова // Россия/Russia. М.; Венеция, 1998.-Вып. 1 9.-С. 125-134
31. Котенко Н. Сколь зыбка память наша // Москва. М., 1997. - N 8. -С. 169-171
32. Курбатов В. Младший брат : Александр Вампилов // Лит. Россия. -М., 2000.-N 10.-С. 13
33. Липовецкий М. "Шестидесятники" как "потерянное поколение" : трагикомедии Александра Вампилова (1937-1972) // Континент. М.; Париж, 2000.-N 104.-С. 336-348
34. Логинов В.М. "Дионисийский человек" в творчестве Короленко и Вампилова // Логинов В.М. О Короленко и литературе. М., 1994. - С. 124141
35. Магдиева С. Символ как способ углубления образов в творчестве А.Вампилова, И.Друцэ, Р.Ибрагимбекова // Взаимовлияние и преемственность литератур. Ташкент, 1988. - С. 88-104
36. Махова М.С. Драматургия А. Вампилова : (Традиции и новаторство). Автореф. дис. канд. филол. наук / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К.Крупской. -М., 1991.- 16 с.
37. Махова М.С. Феномен Александра Вампилова / Моск. Гос. Открытый пед. Ун-т. -М.: Ред.-изд. Центр МГОГГУ, 1999. 193с.
38. Меркулова М.Г. Время в драматургии А.Вампююва // Проблемы эволюции русской литературы XX века. М., 1995. - Вып. 2. - С. 130-131
39. Меркулова М.Г. Драматургия А.В. Вампилова в историко-литературном контексте : Автореф. дис. канд. филол. наук / РАН. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М., 1995. - 25 с.
40. Меркулова М.Г. Театр Леонида Леонова и Александра Вампилова: (Опыт сравнительного анализа) // Верность человеческому. М., 1992. - С. 102-116
41. Молчанова С.В. Пожалуйста, ближе к тексту // Рус. речь. М., 1993. -N3.-C. 7-12
42. Московский А.П. Нравственность смеха : (О пьесе А.Вампилова "Старший сын") // Проблемы нравственно-психологического содержания в литературе и фольклоре Сибири. Иркутск, 1986. - С. 3-12
43. Муромский В.П. "Сохранить и преумножить человеческое в человеке.": К 60-летию со дня рождения А. Вампилова // Лит. в шк. М., 1997.-N5.-С. 78-85
44. Николаев Г. Тревога Александра Вампилова // Звезда. Л., 1991. - N 8. - С.184-187
45. Отургашева Н.В. Концепция личности в драматургии Александра Вампилова //Художественное творчество и литературный процесс. Томск, 1988.-Вып. 8.-С. 143-161
46. Подолянчук Н. Душа и имя // Сибирь. Иркутск, 1989. - N 5. - С. 115120
47. Распутин В. Н. Где ты, душа жива? // Лит. в шк. М., 1992. - N 2. - С.30.33.
48. Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989.-384с.
49. Руднева Н.И. Статус вопросительных местоимений : (На материале драм, произв. Александра Вампилова): Автореф. дис. канд. филол. наук / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 1998. - 16 с.
50. Румянцев А.Г. Александр Вампилов: студенческие годы: Воспоминания. Малоизвестные страницы А.Вампилова. Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. Изд-во, 1993. - 224с.
51. Сергеев Д. Женитьба Вампилова // Звезда. СПб., 1997. - N 8. - С. 139 Сидоров Н. Гитара Вампилова // Лит. Россия. - М., 1989. - 14 апр. - N 15.-С. 22
52. Смирнов С. За строкой драмы : О текстологии пьес А.Вампилова // Лит. обозрение. М., 1987. - N 8. - С. 99-100
53. Смирнов С.О. ".Мать сыночка никогда" : Недопетая песня А. Вампилова и В.Шукшина // Лит. в шк. М., 1997. - N 5. - С. 86-89
54. Собенников А.С. "Чайка" А.П. Чехова и "Прошлым летом в Чулимске А. Вампилова : К типологии сюжета // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. М., 1997. - Вып.9. - С. 54-62
55. Собенников А.С. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова // Чеховиана. М., 1993. - С. 144-152
56. Стрельцова Е.И. Ружье или телефон? : О символике пьесы "Утиная охота" А. Вампилова // Рус. речь. М., 1988. - N 4. - С. 44-50
57. Стрельцова Е.И. Плен утиной охоты : О А.В.Вампилове. Иркутск, 1998. - 375 е., ил.
58. Сушков Б.Ф. В мире идей и образов: О нравственных идеалах рус. и сов. литературы и их историческом движении. Тула: Приокское кн. Изд-во, 1987.-272с.
59. Тендитник Н.С. Перед лицом правды: Очерк жизни и творчества Александра Вампилова. Иркутск, 1997. - 140с.
60. Туровская М. Вампилов и его критики. «Сибирь», 1976, №1, с. 99103.
61. Фарбер Ф. Свербилова Т. Пьесы Александра Вампилова в контексте американской культуры : (Элементы театра абсурда) // Соврем, драматургия. -М., 1992.-N2.-С. 158-164
62. Цымбалистенко Н.В. Художественное мастерство Александра Вампилова : Автореф. Дис. канд. филол. наук / Горьк. гос. ун-т им.Н.И.Лобачевского. Горький, 1986. - 26 с.
63. Шатина Л.П. Рефлексия как организующий принцип драматургического сюжета А.Вампилова // Эстетический дискурс. Новосибирск, 1991. - С. 159164
64. Якушкина Е. Надежда и поэзия // Соврем, драматургия. М., 1986. -№1. - С. 221-225.*
65. Абрамович Г.Jl. Введение в литературоведение. М.: Просвещение, 1979.-352с.
66. Белинский В.Г. ПСС с 13 тт. М.: АН СССР, 1954. - тт. 7-9. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Высшая школа, 1981.-320с.
67. Горький М. Собр.соч. в 30-ти тт. М.: Гослитиздат, 1949-56. - т.26. Гусев В.И. Герой и стиль. К теории характера и стиля. Сов. Литература на рубеже 60-70-х гг. - М.: Худ. литература, 1983. - 286с.
68. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск. : Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 503с.
69. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351с. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. -М.: Просвещение, 1976.448с.