автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Женский вопрос в русской философии и общественной мысли
Полный текст автореферата диссертации по теме "Женский вопрос в русской философии и общественной мысли"
На правах рукописи
Костюкевич Людмила Петровна
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ (I половина XIX века)
Специальность 09.00.03. - История философии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
2.ооЗ-А
На правах рукописи
Костюкевич Людмила Петровна
ЖЕНСКИЙ ВОПРОС В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ (I половина XIX века)
Специальность 09.00.03. - История философии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Работа выполнена в Мурманском государственном техническом университете
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Гошевский Василий Онуфриевич
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор
Резаев Андрей Владимирович кандидат философских наук, доцент
Самородов Виктор Николаевич
Ведущая организация:
Петрозаводский государственный университет
Защита состоится 31 октября 2003 года в 09 часов на заседании диссертационного совета К307.009.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Мурманском государственном техническом университете по адресу: г. Мурманск, Спортивная, д. 13, зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мурманского государственного технического университета
Автореферат разослан
2003 г.
Ученый секретарь диссертационного сове-
РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ { БИБЛИОТЕКА 1
¿"Дй^ |
Кузнецов Ю. В.
ВВЕДЕНИЕ
От женщины в обществе всегда зависело и зависит очень много, и роль ее настолько особенна, что необыкновенно сложно по-настоящему понять эту роль. Русские философы В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов считали, что в основании нашей нации лежат женские начала.
В крестьянской стране роль женщины была не гражданская, не государственная, а семейная. Включившись в борьбу за эмансипацию, свободная от старых пут женщина восходит на самые верхи общественной пирамиды. Выигрывает ли при этом общество, ждавшее от нее каких-то желанных изменений, или оно сожалеет о том, что женщина оставила свое главное и великое призвание.
Актуальность исследования
Феминологические проблемы причислены сегодня ООН к разряду глобальных и поэтому социально-философский анализ становления женского вопроса в 1 половине XIX века, когда проблема личности, человеческого достоинства, свободы человека становится центральной в русской философской и общественной мысли, представляет и теоретический интерес, и имеет важное практическое значение. В указанный период времени женский вопрос актуализируется течением социально-экономических процессов, способствующих вовлечению женщины в общественное производство. Исследование развития «женского мира» в этот период выявляет тенденции в становлении женских проблем и их отражение в общественном сознании, выявляет с позиции научной объективности предпосылки становления женского вопроса.
Всестороннее рассмотрение специфических особенностей женских проблем способствует исследованию истоков зарождения женского движения, выявлению роли и значения ранних форм протеста женщин против социального и семейного угнетения, обнаруживает взаимосвязь развития женского вопроса с экономическим развитием России.
Исследование становления женского вопроса помогает осознать негативный характер сосредоточения женских организаций на круге семейных обязанностей, имеющий место и в современном обществе. Ориентация женщины исключительно на семейные ценности препятствует ее личностному росту, отчуждает от общественных интересов, что сохраняет жизнеспособность тендерной асимметрии и тендерных стереотипов. Все это обусловливает важность изучения становления женского вопроса не только для изучения истории философской и общественной мысли и культуры российского общества, но и для преодоления тендерной асимметрии.
Степень научной разработанности проблемы
К вопросам становления и развития женского вопроса обращались многие видные зарубежные и отечественные специалисты. В работах Ж.-А. Кондорсе, Дж. Милля, О. Конта, П. Прудона, О. де Гуж, М. Уолстонкраф обосновывался идеал равенства между полами. В их работах были сформулированы первые требования в защиту прав женщин. Однако эти авторы видели корни неравноправия женщины в укоренившихся предрассудках во взглядах на положение женщины. Социальные корни неравноправия положения женщины они упускали из виду. Соответственно основным направлением женской эмансипации они считали просветительство женщины и установление юридического равноправия.
Научный подход к исследованию становления и развития женского вопроса содержится в работах наших соотечественников. Исследованию женского вопроса посвящены многочисленные работы известных философов, социологов, литераторов, публицистов, общественных деятелей. Женский вопрос впервые стал предметом исследования Е. О. Лихачевой1. Анализ образовательного аспекта женского вопроса, предпринятый Е. О. Лихачевой, послужил теоретическим фундаментом для лекций Е. Н. Щепкиной, которые она читала на высших женских (Бестужевских) курсах и которые были изданы отдельной книгой2. Значительный вклад в исследование отражения женского вопроса в общественном сознании внесла Г. А. Вишневская, которая указывала, что отношение к проблеме освобождения женщины определялось в 30-40-е годы XIX века решением вопросов о положении и роли, которую должна играть женщина в семье и обществе, о возможности ее деятельности вне семьи и формах этой деятельности; при этом она подчеркивала производность постановки женского вопроса от социально-экономических условий общественного бытия и характера общественного движения в целом: «Общедемократическое движение, развернувшееся в стране, ставило на повестку дня в числе других задачу раскрепощения женщин. Развертывая критику крепостнического общества и его идеологии, передовые люди все настойчивее задумывались над тяжелым и бесправным положении женщины в семье и обществе»3.
1 См. об этом: Лихачева Е. О. Материалы для истории женского образования в России (1806-1856). СПб., 1899.
2 См. об этом: Щепкина Е. Н. Из истории женской личности в России. СПб., 1914.
3 Вишневская Г. А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830-1840 годов // Ученые записки Казахского государственного университета. Алма-Ата, 1957. Т. 11. Кн. 9. Вып. 1. С. 57.
Анализ обсуждения этой проблематики разными авторами позволяет выявить неоднозначность определений времени его становления и изучения. Некоторые авторы считают, что женский вопрос стал предметом изучения во второй половине XVIII века. По мнению известного исследователя женского вопроса Ю. Н. Солонина, исторический горизонт темы должен включать в себя XVIII век, поскольку «именно к этому периоду относится начало того сдвига, в результате которого женщина утверждает себя как новый субъект публичной общественной жизни»1. Г. А. Тишкин относит оформление женского вопроса в России к середине XVIII века: «Во второй половине XVIII века положение женщины было в поле зрения не только публицистов или ученых, но и широких дворянских кругов, причем на уровне законодательных инициатив»2. Другие авторы полагают, что временем возникновения интереса к женскому вопросу в русском обществе является период «после отмены крепостного права»3.
Подтверждением постановки женского вопроса" в общественном сознании передовой части российского населения в первой половине XIX века некоторые авторы считают то обстоятельство, что в этот период возникли периодические издания для женщин, появились в периодике публикации авторов-женщин, сформировалась общая тенденция в отражении женской проблематики на страницах российской периодики, отразившей «представление о
1 Солонин Ю. Н. Голос о женском достоинстве из XVIII века // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. СПб., 1997. С. 18.
2 Тишкин Г. А. Женский вопрос и писательский труд на рубеже ХУШ-Х1Х веков // Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII - первой половине XIX века. \Л/Ш1е1т8Ьогге1,1995. С. 32.
3 Вревская Н. П. Санкт-Петербурские высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918. Л., 1973. С. 6.
женщине как самостоятельном субъекте, обладающем собственным мнением и волей...»1
Таким образом, налицо достаточная широта источниковой базы, которая является залогом научного и объективного решения поставленных в работе исследовательских задач. Несмотря на большой объем работ по истории женского вопроса в России, проблема формирования составных элементов его содержания в первой половине XIX века осталась в нашей литературе неразработанной.
Цели и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является анализ женского вопроса в философской и общественной мысли в России в первой половине XIX века.
Цель определила постановку и разработку следующих задач:
- изучить влияние социально-экономического и политического развития России на становление женского вопроса;
- выявить тенденции в становлении женского вопроса;
- исследовать значение развития женского образования для становления женского вопроса;
- определить значение вовлечения женщин в процесс промышленного производства для становления женского вопроса;
- проанализировать отражение женского вопроса в сознании передовой российской общественности;
- определить точку зрения В. Г. Белинского на проблемы женского равноправия.
1 См. об этом: Жукова Ю. В. «Женская тема» на страницах журнала «Аглая» (1808-1812) // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. СПб., 1997. С. 41.
Предмет и объект исследования
Объектом исследования является формирование женского вопроса в первой половине XIX века.
Предметом исследования является философская рефлексия женского вопроса в общественной мысли исследуемого периода.
Методологические основы исследования
В диссертационном исследовании использован исторический метод, с помощью которого выявлены специфические особенности в содержании женского вопроса и его философской рефлексии в первой половине XIX века. Применение исторического метода к исследованию социокультурного пространства России в первой половине XIX века позволило рассмотреть отражение тенденций в развитии данной эпохи в сознании людей. Исторический метод, будучи важным принципом научного познания действительности, позволяет рассмотреть события в их закономерном развитии, во взаимосвязи с конкретными условиями их существования. Наряду с вышеобозначенным методом в работе использованы: системный подход, в соответствии с которым женский вопрос рассматривается как неотъемлемая компонента социокультурного пространства России в первой половине XIX века, структурно-функциональный подход, применение которого позволило рассмотреть формирование женского вопроса как последовательность становления образующих его структуру элементов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Выявлена обусловленность становления женского вопроса условиями российской действительности первой половины XIX века.
2. Сформулирован вывод о двуаспектности содержания женского вопроса в первой половине XIX века, включавшего проблему женской занятости и женского образования.
3. Сделан вывод о производности диверсификации женского движения от дифференциации социальных групп женщин с различными интересами и ценностными установками.
4. Обнаружена тенденция превращения педагогической деятельности в традиционно женскую профессию.
5. Благотворительная деятельность женских организаций рассмотрена как свидетельство создания предпосылок для зарождения женского движения.
6. Проанализировано отражение женского вопроса в истории философской и общественной мысли первой половины XIX века.
7. Сформулирована философская интерпретация взглядов В. Г. Белинского на проблему женского равноправия.
Практическая значимость
Исследование становления женского вопроса позволяет выявить тенденции в формировании и решении женских проблем, создает теоретическую базу для разработки системы рекомендаций с целью изменения существующей модели тендерных1 взаимоотношений, сохраняющей неравноправие ценностей и элементы дискриминации женщин.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки лекционных спецкурсов по философии, феминологии, теории и истории социальной работы в России, тендерной психологии и др. дисциплинам.
1 В диссертационной работе используется термин «гендер» в силу культурной обусловленности различий между мужчинами и женщинами. Термин «пол» подразумевает различия, обусловленные биологической приро-
Апробация результатов исследования
Результаты исследования докладывались автором на межрегиональной научно-практической конференции, международном семинаре, использовались при чтении лекций по курсу «Феминология».
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень разработанности избранной проблемы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования, определены методологические подходы, раскрыта научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации «Социокультурное пространство российского общества в первой половине XIX века» женский вопрос рассматривается в российском социокультурном континууме как неотъемлемая компонента панорамы общественной жизни этого темпорального отрезка.
В первом параграфе «Российский социокультурный континуум в первой половине XIX века» анализируется социокультурное развитие России в данный период.
Сословная Россия продолжала оставаться преимущественно аграрной страной с экстенсивным сельским хозяйством, промышленность России развивалось за счет распространения капиталистической мануфактуры, а во второй трети XIX века начался пере-
дои, и потому его использование в контексте работы представляется недостаточно корректным.
ход к капиталистической фабрике. Развитие общественного производства стимулировало увеличение количества городов, культурная среда которых определялась состоянием образовательных и культурно-воспитательных учреждений. Мещанство, составляя большой социальный слой России, было носителем массовой городской культуры. Мещанская культура, будучи несословной, была культурой социального динамизма и средством адаптации культуры элиты для рядового потребителя1. Первый период царствования Александра I создавал условия, позволявшие «договорить, додумать, дописать, произнести, напечатать то, что нельзя было сделать в конце царствования Екатерины» и «павловские времена»2. Реформа образования предусматривала меры, которые стимулировали получение образования, цензурные послабления способствовали расширению издательской деятельности. Борьба против наполеоновского господства способствовала пробуждению женского движения в виде благотворительной деятельности, будучи свидетельством осознания несправедливости общественных порядков в России, явилась предтечей формирования женского вопроса и зарождения женского движения. Развитие издательской деятельности стимулировало появление в Петербурге, Москве, других городах литературных салонов, хозяйками которых были женщины. Значение литературных салонов для развития общественной мысли является выражением значения формирующегося женского вопроса для актуализации более широкой темы - проблемы прав человека.
1 См. об этом: Белинский В. Г. Петербург и Москва // Соч.: В 9 т. М., 1976. Т. 7. С. 157.
2 Козлов В. Н., Севастьянов А. А. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX века: В 2 т. М., 1998. С. 128.
С момента своего становления женский вопрос связан с проблемами, имеющими отношение к экономическим, политическим, правовым и нравственным аспектам общественной жизни, что свидетельствует о его сложности и многогранности.
Социоэкономические изменения в России в первой половине XIX века инициировали отражение в общественном сознании актуальности проблем тендерного неравноправия и общественной зависимости женщины.
Во втором параграфе «Общественная мысль в России в первой половине XIX века» исследуется зарождение женского движения в контексте развития общественно-политической практики в данную эпоху, обосновывается мнение о том, что становление женского вопроса в первой половине XIX века является свидетельством роста самосознания женщин, усвоения ими передовых идей своего времени.
Первая половина XIX века была временем духовных поисков, идейных споров. К ней как нельзя лучше подходит определение А. И. Герцена: «эпоха возбужденности умственных интересов». Рост национального сознания, порожденный событиями 1812 года, отразился в миросозерцании «поколения 14 декабря». Поражение декабристов вызвало у части российского общества пессимизм и отчаяние. По мнению Ю. М. Лотмана, десять лет испуга стали причиной появления «зажатого человека» николаевской эпохи. Отражением этих настроений явился цикл «Философических писем» П. Я. Чаадаева, по словам А. И. Герцена, всколыхнувших бездумье подобно «выстрелу, раздавшемуся в темную ночь». В доме у известной своей общественной деятельностью Е. А. Карамзиной собирались литераторы и философы разных направлений. Тут часто бывали В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, А. С. Хомя-
ков1. Салон А. П. Елагиной посещали Н. В. Гоголь, А. И. Герцен, Ю. С. Самарин, Н. П. Огарев. По словам К. Д. Кавелина, здесь встречались и дискутировали представители «самых различных воззрений». Блестящие московские салоны и кружки того времени служили «выражением господствовавших в русской интеллигенции литературных направлений, научных философских взглядов»2. Министр просвещения считал, что «домашнее общество, состоящее из людей соединенных между собой свободным призванием и личными талантами» оказывают на современников «ощутительное... влияние»3.
В 40-50-е годы заметное влияние на культурное развитие России приобрели научные общества и их издания («Русское географическое общество», «Литературное общество 11-го номера», литературно-философский кружок Н. В. Станкевича, в который входили студенты Московского университета, впоследствии ставшие видными общественными деятелями (В. Г. Белинский, М. А. Бакунин, К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, Ю. Ф. Самарин). К деятельности кружка приобщали женщин, общение с ними стимулировало раздумье о женских судьбах и положении женщин в русском обществе.
В условиях роста национального самосознания четко обозначились три направления, в основе различий которых лежит теория «официальной народности»:
1 См. об этом: Записки А. И. Кошелева // Русское общество 40-50-х годов XIX века. М„ 1991.
2 Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). М., 1989. С. 139.
3 См. об этом: Арсон М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны. Л., 1929. С. 35.
консервативно-охранительное - славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин), неотъемлемой компонентой рассуждений которых было исследование женского вопроса;
западники (Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, М. Н. Катков, К. Д. Кавелин, И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров). А. Н. Шабанова в «Очерке женского движения в России» подчеркивала, что «в 40-50-х годах... наступило пробуждение общественного духа, которое не могло не отразиться и на русской женщине»1;
на рубеже 40-50-х годов XIX века в России складывается демократическое направление общественной мысли, наиболее видными представителями которого являлись В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. Большое общественное звучание приобретали «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголя, произведения А. И. Герцена «Сорока-воровка», «Доктор Крупов», «Кто виноват?». А. Н. Шабанова считала, что именно А. И. Герцен и В. Г. Белинский подготовили почву для 60-х годов XIX века, когда «...русская женщина вступила на путь эмансипации»2. Большой резонанс приобрело написанное 15 июля 1847 года В. Г. Белинским «Письмо к Гоголю». Внимание женскому вопросу уделяли и петрашевцы (М. В. Буташе-вич-Петрашевский, Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, М. Е. Салтыков-Щедрин). Осуждая условия жизни женщины, М. В. Петрашевский писал: «Человечность в женщине возможна только при ее эмансипации или сравнении прав обоих полов»3. Петрашевцы ратовали за вовлечение женщин в общественную жизнь и борьбу против угнетения. На рубеже 40-50-х годов XIX века в России
1 Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912. С. 7.
2 Там же.
3 Дело петрашевцев: В 3 т. Изд-во АН СССР. М„ 1951. Т. 1. С. 89.
сформировалась теория «русского социализма» А. И. Герцена. Анализируя программу созидания социализма в России А. И. Герцена, С. И. Павлов отмечает, что в числе основных мер программа предусматривала «равенство мужчины и женщины, доступность образования»1.
Особенности социокультурного облика и ментальности представителей интеллигенции, их отношения к власти и народу позволяют осмыслить и понять специфику движущих сил социокультурного прогресса в первой половине XIX века. Отмечая распространение женской проблематики на страницах российской периодической печати, следует признать, что она еще не была предметом активного обсуждения. Это объясняется тем, что женский вопрос в рассматриваемую эпоху находился в стадии становления. Тем не менее «женский мир» (Ю. М. Лотман) отражался в печати во всем его многообразии (тендерные взаимоотношения, вопросы материнства, воспитания детей и т. д.). В этот период начался путь женщин в публицистику и беллетристику. Творчество 3. Волконской, Н. Дуровой, К. Павловой, Е. Растопчиной, А. Ишимовой, А. Елагиной является культурным наследием отечественной художественной литературы.
Идеи женской эмансипации имели большое значение для развития российской общественной мысли и духовных исканий первой половины XIX века и находились в тесной взаимосвязи с экономическим и культурным развитием России.
Третий параграф «Женский мир в социокультурном пространстве первой половины XIX века» посвящен исследованию процесса становления женщины субъектом общественно-политической деятельности.
1 Павлов С. И. Теория русского социализма А. И.Герцена // Вестник МГТУ.
Общественная жизнь на рубеже Х\/Ш-Х1Х веков, выстроенная мужчинами для себя, с учетом преимущественно мужских интересов и потребностей, распространяясь на все сферы общественной жизнедеятельности, основывалась на стереотипах традиционного отношения к женщине, высказанного Л. Н. Толстым: «женщина настоящая... - это мать и жена». Такое отношение к женщине в новых социально-экономических условиях российской деятельности обусловливало стремление прекрасного пола к изменению своего статуса в обществе. Присвоение женщинами некоторой части мужских ролей в определенной степени обусловило изменение самого общества. Как указывает Л. Б. Хорошилова, «начало эмансипации женщин - это начало эмансипации общества вообще»1.
Вхождение женщины в мир, ранее считавшийся исключительно «мужским», начался с образования. Борьба за получение женщиной достойного образования стала важным аспектом постановки не только женского вопроса, но и решения социально-экономических проблем, вставших перед российским обществом в исследуемый период. По мнению Н. Зинченко, «разрешение вопроса о женском образовании есть и разрешение женского вопроса вообще»2. Именно система образования становится инструментом преобразования общественного бытия. Стремление женщин к получению образования и борьба за его реализацию стали рефреном первой половины XIX века. Грамотность, формируя мышление, создавая базисные структуры внутреннего мира женщин, вместе с тем формировала у них стремление к продолжению образования с целью
Мурманск, 2000. Т. 3. С. 484.
1 Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание // Очерки русской
культуры XIX века: В 6 т. М., 1998. Т. 1. С. 309.
сознательного восприятия и адекватного оценивания общественных явлений, учила опираться в жизни на себя и свои знания, изменяла самих женщин, их видение мира, их мировоззрение: они становились более активными, размышляли об окружающей их действительности.
Развитие женского образования было связано с потребностью решения проблемы материального обеспечения семей, поскольку образованность позволяла женщине заработать на жизнь себе и оказывать помощь своим родственникам. В Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны был заложен фундамент для массовой подготовки гувернанток и домашних учительниц, что создавало тенденции для превращения педагогической деятельности в традиционную женскую профессию. Положительным результатом этого была возможность зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать высокий уровень домашнего воспитания, повышать в глазах общества ценность учительского труда.
Таким образом, женское образование в первой половине XIX века создало условия для формирования духовно здоровой и полноценной личности, ориентированной на социальные ценности. Женщины, воспитанные на литературных идеалах, ехали в Сибирь за мужьями-декабриствами, и их поступок был свидетельством высокого уровня их гражданского самосознания. Новым явлением для первой половины XIX века стало создание общин сестер милосердия, посвятивших себя уходу за больными. Вовлечение женщины в процесс промышленного производства, сопровождавшееся дискриминацией в отношении оплаты труда вкупе с решением проблем женского образования привел к зарождению женского вопроса.
2 Зинченко Н. Женское образование в России: Исторический очерк. СПб.,
Анализ становления женского вопроса с учетом особенности российского социокультурного континуума в первой половине XIX века позволяет сделать вывод о двуаспектности его содержания, включавшего проблему женского образования и женской занятости.
Во второй главе «Социально-философский анализ женского вопроса в первой половине XIX века» женский вопрос рассматривается с позиций общественного мнения и как проявление женской субъективной рефлексии.
В первом параграфе «Женский взгляд на женский вопрос в России первой половины XIX века» обосновывается утверждение о том, что развитие женского самосознания способствовало зарождению феминистских тенденций в русском обществе и сделало женщину субъектом литературной, культурной и общественной жизни. Под влиянием общественных событий первой половины XIX века женщина начинает осознавать себя в качестве члена социума и пытается включиться в духовную жизнь общества, обращаясь к литературной деятельности, на поприще которой пытается узаконить свое человеческое достоинство и право на творческое участие в культурной жизни.
Крупнейшие литературные авторитеты эпохи, расценивая участия женщин в литературной деятельности как своеобразную форму протеста против общественного унижения и домостроевских предрассудков, поддержали творческие потенции женщин (А. С. Пушкин, К. Н. Батюшков, И. В. Киреевский, Н. М. Карамзин, В. Г. Белинский и др.). Творчество женщин-писательниц (М. Извековой, А. Буниной, Н. Дуровой, 3. Волконской, Е. Бездольной, М. Жуковой, Е. Фроловой, Е. Ган, Т. Пассек, А. Панаевой, Н. Хвощинской и др.) получило
1901. С. 1.
широкий резонанс в обществе; их героини произносили монологи в защиту женской личности, осуждали тиранию родительской власти, говорили о тех ограничениях и препятствиях, которые встречают женщины на пути реализации своих стремлений, возмущались требованиями покорности и беспрекословного подчинения, выступали за необходимость широкого и основательного образования для женщин. Женщины-писательницы, обращаясь в своих публикациях „ к освещению женских проблем, доказывали, что они способны сами
эффективно решать эти проблемы и что свобода может быть завоевана посредством собственных усилий и деятельного участия в разрешении женского вопроса.
Таким образом, русские писательницы первой половины XIX века, создавая на страницах своих произведений образы женщин нового типа, сформулировали ряд идей (бесправие женщин, духовная и нравственная ограниченность их существования, замкнутость жизненного пространства, погруженность в сферу чувств и т. д.), отразивших сущностное содержание формирующегося женского вопроса. Эти идеи можно считать первым феминистским выступлением; они не утратили своей актуальности и в современных условиях, сохраняющих тендерное неравенство. Женское творчество сделало наглядным существование женского вопроса в России.
Во втором параграфе «Отношение к женскому вопросу в творчестве русских писателей и журналистов» рассматриваются " взгляды известных русских писателей, журналистов, публицистов,
передовых представителей общественных движений на женский вопрос.
Пропагандистами идеи уважения к женской личности были карамзинисты. Признавая ценность нравственного влияния женщины
на общество, они способствовали прогрессивным изменениям в общественных представлениях на роль женщины.
Поэты-декабристы утверждали интерес к женской личности через анализ их чувств, мыслей, настроений. Женские образы, созданные декабристами, - это образы сильных женщин, способных проникнуться значимостью общественных интересов и бороться за их воплощение. А. С. Пушкин поставил вопрос о праве женщин на участие в общественно-политической жизни своего народа. Представители русской литературы начала XIX века - И. И. Панаев, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др. - отчетливо осознавали несправедливость старых устоев и стремились к пропаганде идеи равенства полов и женской эмансипации.
Особую остроту проблема освобождения женщины приобрела в 30-40-е годы, когда она стала рассматриваться в качестве составляющей задачи освободительного движения. Общественные процессы, направленные на преодоление социального и тендерного неравенства, встречали сопротивление со стороны консервативных кругов русского общества. Журнал «Патриот» критически относился к литературным занятиям женщин и их участию в общественно-политической жизни. Журнал «Улей» выступал против распространения закрытых женских учебных заведений на том основании, что это изолирует девушек от домашней атмосферы. Сторонником прогрессивных позиций своего журнала «Московский телеграф» был Н. А. Полевой, который пропагандировал идею уважения женской личности, признание за ней ума, дарований, способностей и человеческого достоинства. Публикации в журнале «Телескоп» по женскому вопросу отражали противоречивость общественного мнения по его поводу. Журналы «Сын отечества», «Северная пчела», «Библиотека для чтения» отстаивали реакци-
онные воззрения в области женского вопроса, подвергая критике прогрессивные идеи и настроения в этой области, расценивая стремление к эмансипации как «неженские притязания» и легкомысленные желания. Разделяя взгляды славянофилов по женскому вопросу, существенно ограничивали пределы женской эмансипации журналы «Современник», «Московитянин», усматривая главное назначение женщины в материнстве и нравственном воспитании детей.
Откликом на споры западников и славянофилов явилась повесть А. И. Герцена «Сорока-воровка», опубликованная в 1848 году в «Современнике», которая отразила неприятие автором взглядов западников и славянофилов на женскую участь. А. И. Герцен призывал женщину «раскрыть душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями современности»1.
Таким образом, освещение женских проблем в литературном творчестве исследуемого периода протекало в исключительно трудных условиях, но несмотря на распространение влияния охранительной литературы, появляются произведения с ярко выраженным социальным значением.
В третьем параграфе «Исследование темы женского бесправия в литературном наследии В. Г. Белинского» анализируются взгляды Белинского на проблему женского бесправия, выявляются основные черты, типичные для формирующегося сознания и духовного облика женщины его времени.
В своем понимании женской личности В. Г. Белинский прошел сложный путь идейного развития. В раннем творчестве он отрицательно относится к самостоятельной деятельности женщины за
пределами семьи, считая ее главным призванием вдохновлять мужчину. В 40-е годы XIX века В. Г. Белинский освобождается от романтически преувеличенного преклонения перед женщиной, сохраняя при этом глубокое уважение к ее личностным достоинствам, настойчиво ставит вопрос о необходимости освобождения женщины от семейного закрепощения и общественного принижения, последовательно утверждает мысль о ее равноправии с мужчиной, признавая за ней право на общественно полезный труд. Белинский не отрицает призвание женщины быть матерью и ее роль в семейной жизни, но протестует против закономерно обусловленных ограничений женской деятельности узким кругом семейных обязанностей, считает, что семья не должна заслонять для женщины мир широких общечеловеческих интересов. В. Г. Белинский писал, что женщина, как и мужчина, прежде всего человек, а потом носитель семейных ролей, что видеть в ней только члена семьи и забывать о том, что она член социума, значит ограничивать человеческое начало в ней.
Со страниц «Отечественных записок» и «Современника» В. Г. Белинский в полный голос заговорил о женщине, о ее личности, ее человеческом достоинстве, праве участвовать в культурной и общественной жизни. Борь?э за новую женщину была составной частью его деятельности, ориентированной на становление новых социальных отношений, при которых будет ликвидировано угнетение человеческой личности.
Динамика воззрений В. Г. Белинского на женскую тему является отражением тех противоречий, которые были свойственны его развитию как общественно-политического деятеля.
1 Герцен А. И. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1954-1959.
Центральное положение в обсуждении женского вопроса В. Г. Белинским занимают вопросы женского воспитания. На страницах «Дмитрия Калинина» он сформулировал идеал женщины своего времени: женщина должна иметь «истинное воспитание... она должна стоять на уровне передовых идей своего времени. Смело должна сбросить иго обветшалых предрассудков... отбросить домостроевские понятия об отношениях между родителями и детьми и осудить своих родных, если они позорят звание человека; она решительно должна отстаивать свое человеческое достоинство и право самостоятельно устраивать свою личную жизнь...»1 Во взглядах на проблему брака отражаются его представления по поводу равенства мужчины и женщины. В. Г. Белинский - противник теории свободы чувств, противник браков по расчету, для него брак -«священный союз двух душ, понимающих одна другую»2. Новое понимание любви между мужчиной и женщиной стало фундаментом программы борьбы за равноправие женщины. Он писал: «Настанет время, я горячо верю этому, когда... женщина не будет рабою общества и мужчины...»3 Углубляя и конкретизируя свои мысли по женскому вопросу, Белинский все теснее связывал борьбу за равноправие женщины с уничтожающей критикой «полуварварского устройства общества». Белинский, обличая тяжелое положение женщины в русском обществе, сформулировал мысль согласно которой степень совершенства социального устройства общества определяется характером его отношения к женщине. Отношение Белинского к вопросу социального бесправия женщин раскрывает
Т. 3. С. 112.
1 Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953. Т. 2. С. 143.
2 Там же. С. 425.
3 Там же. С. 268.
его представление о женщине нового типа, в которой он желает видеть способность решительно бороться с обстоятельствами, унижающими ее человеческое и личностное достоинство.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются общие выводы. Социально-экономические изменения, происходящие в социокультурном пространстве российского общества, вкупе с идеями женской эмансипации инициировали постановку и актуализацию женского вопроса. Становление женского вопроса является свидетельством роста самосознания женщин, усвоения ими передовых идей своего времени, превращения тенденции зарождающегося женского движения в фактор общественной жизни. Вовлечение женщин в процесс промышленного производства, сопровождавшийся дискриминацией в оплате ее труда и сохранением подчиненного положения в семье и обществе, привело к зарождению женского вопроса. Идеи женской эмансипации имели большое значение для развития российской общественной мысли и духовных исканий в исследуемый темпоральный период. Вследствие изменений, происшедших в культурной жизни, женщина стала субъектом литературной, культурной и общественной жизни.
Основное содержание диссертации отражено в следующих работах автора:
1. Костюкевич, Л. П. Женская эмансипация - дело самих женщин: Идеи 30-40-х годов XIX века / Л. П. Костюкевич // Человек. Общество. Государство: Сборник научных статей. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 1997. - Вып. 1. - Ч. 1. - 0,3 п. л.
2. Костюкевич, Л. П. Русская женщина: пробуждение / Л. П. Костюкевич И Человек. Общество. Государство: Сборник на-
учных статей. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 1997. - Вып. 1. - Ч. 1. -0,4 п. л.
3. Костюкевич, Л. П. Женский идеал в представлении В. Г. Белинского / Л. П. Костюкевич // Человек. Общество. Государство: Сборник научных статей. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 1998. -Вып. 2. -Ч. 1.-0,1 п. л.
4. Костюкевич, Л. П. Положение учителей-женщин в свете историософии женского вопроса в России / Л. П. Костюкевич // Учитель XXI века: проблемы последипломного образования. -Мурманск: НИЦ «Пазори», 2000. -1 п. л.
5. Костюкевич, Л. П. Женский вопрос и женское движение в России: История возникновения и основные этапы развития / Л. П. Костюкевич // Человек и социум: Межвузовский сборник научных статей. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2003. - 0,4 п. л.
6. Костюкевич, Л. П. Нравственное благородство русской женщины (20-40-е годы XIX века) / Л. П. Костюкевич II Поиск. Серия: «Философские и социальные исследования». Сборник статей. -Мурманск: Изд-во МГТУ, 2003. - Вып. 6. - 0,4 п. л.
7. Костюкевич, Л. П. Образ новой свободной женщины в произведениях женщин-писательниц первой половины XIX века / Л.П. Костюкевич II Поиск. Серия: «Философские и социальные исследования». Сборник статей. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2003. -Вып. 6. - 0,4 п. л.
I
^ооЗ-Л
Р15 3 9 б
ООО "РИЦ Максимум" 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, 82-1312. Тел./факс: (8152) 47-70-84,45-75-23. E-mail: publmax@com.mels.ru Подписано в печать 22.09.03. Формат 60x84 / Бум. офсетн. Усл. печ. л. 1,51. Учет.-изд. л. 1,18. Заказ 297. Тираж 100 экз.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Костюкевич, Людмила Петровна
Введение.
Глава 1. Социокультурное пространство российского общества в первой половине XIX века.
1.1. Российский социокультурный континуум в первой половине XIX века.
1.2. Общественная мысль в России в первой половине XIX века.
1.3. Женский мир в социокультурном пространстве первой половины
XIX века.
Глава 2. Социально-философский анализ женского вопроса в первой половине XIX века.
2.1. Женский взгляд на женский вопрос в России первой половины XIX века.
2.2. Отношение к женскому вопросу в творчестве русских писателей и журналистов.
2.3. Исследование темы женского бесправия в литературном наследии
В.Г. Белинского.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Костюкевич, Людмила Петровна
Актуальность темы исследования. Феминологические проблемы причислены ООН к разряду глобальных и потому социально-философский анализ становления женского вопроса в России в первой половине XIX века представляет не только несомненный теоретический интерес, но имеет и важное практическое значение. В указанный период времени женский вопрос актуализируется течением социально -экономических процессов, способствующих вовлечению женщины в общественное производство. Исследование развития «женского мира» в данный период времени, позволяя выявить тенденции в становлении женских проблем и их отражения в общественном сознании, способствует выявлению предпосылок развертывания женского вопроса в социокультурном континууме России в первой половине XIX века.
В силу того, что женские проблемы в первую половину XIX века были неотъемлемой компонентой культурной панорамы общественной жизни России, их исследование помогает полнее осветить течение общественных процессов в этот темпоральный период, осмыслить с позиций научной объективности предпосылки становления женского вопроса. Вместе с тем всестороннее рассмотрение специфических особенностей женских проблем первой половины XIX века способствует: исследованию истоков зарождения женского движения; выявлению роли и значения ранних форм протеста женщин против социального и семейного угнетения; обнаружению взаимосвязи развития женского вопроса с экономическим развитием России.
Исследование становления женского вопроса в первой половине XIX века помогает осознать негативный характер сосредоточения женских организаций на круге семейных обязанностей, имеющий место и в современном обществе. Ориентация женщины исключительно на семейные ценности препятствует ее личностному росту, отчуждает ее от общественных интересов, что сохраняет жизнеспособность тендерной ассиметрии и тендерных стереотипов. Все это обусловливает важность изучения становления женского вопроса не только для изучения истории философской и общественной мысли и культуры российского общества, но и для преодоления тендерной ассиметрии.
Степень освещения исследуемой проблемы в литературе. Залогом научного и объективного решения поставленных в работе задач является достаточная широта источниковой базы. К вопросам становления и развития женского вопроса обращались многие видные зарубежные и отечественные специалисты.
В работах Ж.-А. Кондорсе, Дж. С. Милля, Олимпии де Гуж, Мэри Уолстонкраф обосновывался идеал равенства между полами. В их работах были сформулированы первые требования в защиту прав женщин. Однако эти авторы видели корни неравноправия женщины в укоренившихся предрассудках во взглядах на положение женщины. Социальные корни неравноправия положения женщины они упускали из виду. Соответственно основным направлением женской эмансипации они считали просветительство женщины и установление юридического равноправия.
Более научный подход к исследованию становления и развития женского вопроса содержится в работах наших соотечественников. Несмотря на то, что специальных монографических исследований по истории женского вопроса написано не так уж много, его исследованию посвящены многочисленные работы известных литераторов, публицистов, общественных деятелей.
Женский вопрос впервые стал предметом исследования на страницах «Материалов для истории женского образования в России (1806-1856) Е.О. Лихачевой.1 Анализ образовательного аспекта женского вопроса, предпринятый Е.О. Лихачевой, послужил теоретическим фундаментом для лекций Е.Н. Щепкиной, которые она читала на высших женских (Бестужевских) курсах и которые были изданы отдельной книгой.2
1 См. об этом: Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России. СПб., 1895. С. 268-301.
2 См.: Щепкина Е.Н. Из истории женской личности в России: лекции и статьи. СПб., 1914.
Значительный вклад в исследование отражения женского вопроса в общественном сознании внесла Г.А. Вишневская, которая на страницах хотя и небольшой по объему работы, но весьма интересной и значительной по уровню теоретического анализа указала на актуальность женского вопроса в публицистике 30-40-х годов XIX века.1 Г.А. Вишневская в своей работе выявила значимость некоторых составляющих женского вопроса. Она указывала, что отношение к проблеме освобождения женщины определялось в 30-40-е годы решением вопросов о положении и роли, которую должна играть женщина в семье и обществе, о возможности для нее деятельности вне семьи и формах этой деятельности.2 При этом она подчеркивала производность постановки женского вопроса от социально-экономических условий общественного бытия и характера общественного движения в целом: «Общедемократическое движение, развернувшееся в стране, ставило на повестку дня в числе других задачу раскрепощения женщин. Развертывая критику крепостнического общества и его идеологии, передовые люди все настойчивее задумывались над тяжелым и бесправным положением женщины в семье и обществе».3 Исследуя вопросы женской эмансипации, Г.А. Вишневская вполне правомерно подчеркивала влияние западноевропейской социально-политической и философской литературы.4
Анализ обсуждения этой проблематики разными авторами позволяет выявить неоднозначность определений времени его становления и изучения. Некоторые авторы считают, что женский вопрос стал предметом изучения во Н-й половине XVIII века. По мнению известного исследователя женского вопроса Ю.Н.Солонина исторический горизонт темы должен включать в себя
1 См. об этом: Вишневская Г.А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 18301840 годов // Ученые записки Казахского государственного университета. Алма-Ата, 1957. Т. 11. Кн. 9. Вып. 1.С. 44-57.
2 Там же. С. 57.
3 Там же. С. 57
4 Некоторые специалисты считали этот вывод Вишневской преувеличением. См.: Бобровник Е.А. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (конец XVIII- начало XIX вв.). Дисс. канд. филос. наук. МГТУ, 2001. С. 130.
XVIII век, поскольку «именно к этому периоду относится начало того сдвига, в результате которого женщина утверждает себя как новый субъект публичной общественной жизни».1 Г.А.Тишкин также относит оформление женского вопроса в России к середине XVIII века: «Во второй половине XVIII века положение женщины было в поле зрения не только публицистов или ученых, но и широких дворянских кругов, причем на уровне законодательных инициатив».2 Другие авторы полагают, что временем возникновения интереса к женскому вопросу в русском обществе является период «после отмены крепостного права».3
Подтверждением постановки женского вопроса в общественном сознании передовой части российского населения в первой половине XIX века некоторые авторы считают то обстоятельство, что в этот период появились периодические издания для женщин, появились в периодике публикации авторов женщин, сформировалась общая тенденция в отражении женской проблематики на страницах российской периодики, отразившей «представление о женщине как самостоятельном субъекте, обладающем собственным мнением и волей.».4
Таким образом, налицо достаточная широта источниковой базы, которая является залогом научного и объективного решения поставленных в работе исследовательских задач. Несмотря на большой объем работ по истории женского вопроса в России, проблема формирования составных элементов его
1 См.: Бобровник Е.А. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (конец XVIII-начало XIX вв.). Дисс. . канд. филос. наук. Мурманск, 2001. С. 14; Зимин И.В. Женское медицинское образование в России (вторая половина XVIII-начало XX вв.): Автореф. дисс. канд. истор. наук. СПб, 1999, С. 11; Кириллова Т.К. Правовое положение женщины России до отмены крепостного права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 15-16. Солонин Ю.Н. Голос о женском достоинстве из XVIII века // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. СПб., 1997. С. 18.
2 Тишкин Г.А. Женский вопрос и писательский труд на рубеже XVIII - XIX веков // Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII - первой половине XIX в.: Сб. статьей / Сост.М.Ш. Файнштейн,- Wilhelmshorst, 1995. С. 32.
См.: Вревская Н.П. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы 18781918. Л., 1973. С. 6.
4Жукова Ю.В. «Женская тема» на страницах журнала «Аглая» (1808-1812) // О благородстве и преимуществе женского пола. Из истории женского вопроса в России. Спб., 1997, С. 41. содержания в первой половине XIX века осталась в нашей литературе неразработанной.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ женского вопроса в философской и общественной мысли в России в первой половине XIX века.
В соответствии с вышеобозначенной целью исследования в диссертационной работе поставлены следующие задачи:
1) изучить влияние социально-экономического и политического развития России на становление женского вопроса;
2) выявить тенденции в становлении женского вопроса;
3) исследовать значение развития женского образования для становления женского вопроса;
4) определить значение вовлечения женщин в процесс промышленного производства для становления женского вопроса;
5) проанализировать отражение женского вопроса в сознании передовой российской общественности;
6) определить точку зрения В.Г. Белинского на проблемы женского равноправия.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1) выявлена обусловленность становления женского вопроса условиями российской действительности первой половины XIX века;
2) сформулирован вывод о двуаспектности содержания женского вопроса в первой половине XIX века, включавшего проблему женской занятости и женского образования;
3) сделан вывод о производности диверсификации женского движения от дифференциации социальных групп женщин с различными интересами и ценностными установками;
4) обнаружена тенденция превращения педагогической деятельности в традиционно женскую профессию;
5) благотворительная деятельность женских организаций рассмотрена как свидетельство создания предпосылок для зарождения женского движения;
6) дан анализ отражения женского вопроса в истории философской и общественной мысли первой половины XIX века;
7) сформулирована философская интерпретация взглядов В.Г. Белинского на проблему женского равноправия.
Практическая значимость. Исследование становления женского вопроса, позволяя выявить тенденции в формировании и решении женских проблем, создает теоретическую базу для разработки системы рекомендаций с целью изменения существующей модели тендерных1 взаимоотношений, сохраняющей неравноправие ценностей и элементы дискриминации женщин.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для разработки лекционных спецкурсов по философии, феминологии, теории и истории социальной работы в России, тендерной психологии и др. дисциплинам.
Методологическая основа исследования. В диссертационном исследовании использован исторический метод, с помощью которого выявлены специфические особенности в содержании женского вопроса и его философской рефлексии в первой половине XIX века. Применение исторического метода к исследованию социокультурного пространства России в первой половине XIX века позволило рассмотреть отражение тенденций в развитии данной эпохи в сознании людей. Исторический метод, будучи важным принципом научного познания действительности, позволяет рассмотреть события в их закономерном развитии, во взаимосвязи с конкретными условиями их существования. Наряду с выше обозначенным методом в работе использованы: системный подход, в соответствии с которым женский вопрос рассматривается как неотъемлемая В диссертационной работе используется термин «гендер» в силу культурной обусловленности различий между мужчинами и женщинами. Термин «пол» подразумевает различия, обусловленные биологической природой и потому его использование в контексте работы представляется недостаточно корректным. компонента социокультурного пространства России в первой половине XIX века и структурно-функциональный подход, применение которого позволило рассмотреть формирование женского вопроса как последовательность становления образующих его структуру элементов.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования является формирование женского вопроса в первой половине XIX века
Предметом исследования является философская рефлексия женского вопроса в общественной мысли исследуемого периода.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Женский вопрос в русской философии и общественной мысли"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.) четко сформулировала содержание женского вопроса. Однако, проблема неравенства мужчин и женщин, составляющая основу женского вопроса, к сожалению, не имеет глубокого научного обоснования. По-прежнему недостаточно исследованным является ранний период становления женского вопроса.
Для понимания становления и актуализации женского вопроса несомненный интерес представляет анализ социально-экономического и культурного облика России первой половины XIX века. Русская культура первой половины XIX века, будучи сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур различных социальных групп. Ей были свойственны следующие характерные особенности: 1)сословная полярность; 2) социальный динамизм; 3) замкнутость духовного развития различных социальных групп; 4) возникновение полифонизма и диалогичности культур различных социальных групп; 5) тендерная ассиметрия и др.
Несмотря на значительную долю в составе населения России, женщины представляли собой наименее защищенную часть общества и испытывали на себе все тяготы семейного и социального угнетения. В общественной жизни России в первую половину XIX века не учитывались специфика женских интересов и потребностей, что накладывало определенный отпечаток на отношение к социальному статусу и социальной роли женщины.
Отражение социальной динамики в сознании «мыслящего меньшинства» вкупе с освободительными идеями, вызванными французской революцией конца XVIII века, способствовали осмыслению несправедливости общественного пренебрежения по отношению к женщинам, ограниченности и одностороннего характера женского образования и воспитания, лишавших женщин возможности деятельного участия в общественной жизни и замыкавших их интересы на семейных обязанностях. Таким образом, социально-экономические изменения, происходившие в социокультурном пространстве российского общества вкупе с идеями женской эмансипации, проникавшими в России из Европы инициировали постановку и актуализацию женского вопроса.
Обострение противоречий в первой половине XIX века повлияло на настроения и сознание женщин, способствовало усвоению ими передовых идей эпохи. Деятельность жен декабристов явилась одной из ранних форм общественной деятельности женщин и свидетельством создания первых предпосылок для зарождения женского движения. Свидетельством зарождения предпосылок для становления женского движения может также служить деятельность Патриотических женских обществ.
Активизации борьбы «мыслящего меньшинства» за раскрепощение женщин способствовали события «великой эпохи в жизни России». Заметное влияние на культурную жизнь приобрели литературные кружки, в которых обсуждались актуальные для российского общества проблемы. К деятельности этих кружков их участники приобщали своих знакомых девушек и женщин. Женщины охотно принимали участие в дискуссиях на злободневные темы, что стимулировало раздумья о женских судьбах и положении женщин в русском обществе.
В начале XIX века в Петербурге, Москве, других губернских городах появились литературные салоны, хозяйками которых были женщины. Благодаря своему уму, энергии, образованности, таланту, эстетическому вкусу хозяйки литературно-художественных салонов оставили заметный след в жизни российского общества. Значение литературных салонов для развития общественной мысли является выражением значения формирующегося женского вопроса для актуализации более широкой темы - проблемы прав человека. Реагируя на императивы эпохи, женщины все чаще проявляли интерес к общественным событиям, которые «втягивали» их в водоворот общественной жизни. Эти процессы формировали тенденцию к включенности женщин в русло изменений общественной жизни.
Становление женского вопроса является свидетельством роста самосознания женщин, усвоения ими передовых идей своего времени, превращения тенденций зарождающегося женского движения в фактор общественной жизни. С момента своего становления женский вопрос включает в себя ряд проблем, имеющих отношение к экономическим, политическим, правовым и нравственным аспектам общественной жизни, что свидетельствует о его сложности и многогранности.
Развитие производства обусловило не только переход от традиционных форм культуры к новым формам общественного бытия, но и, изменив общественный образ жизни, сформировало новое отношение к женщинам, которых стали принимать на работу. Женский труд постепенно становился массовым явлением и приобретал социальное значение.
Вхождение женщины в мир, который ранее считался исключительно «мужским» начался с процесса институционализации образования. Борьба за получение женщиной достойного образования стала важным аспектом постановки не только женского вопроса, но и решения социально-экономических проблем, стоявших перед российским обществом в исследуемый период. Именно развитие образования заложило основы для размывания сословных различий в этой весьма значимой сфере общественной жизни.
Потребности развития производства, втягивая женщину в трудовую сферу, способствовали определенному прогрессу в сфере женского образования и женского труда. Все чаще женщины стремились, получив профессию, собственным трудом обеспечить себе самостоятельную и независимую жизнь. Вовлечение женщины в общественное производство способствовало развитию ее сознания, повышению самостоятельности, образованности. Однако этот процесс породил глубочайшие противоречия:
1) участвуя в общественно-полезной деятельности, женщина оставалась бесправным членом социума; 2) деятельность женщины на производстве создала сложности для выполнения ею семейных обязанностей. Это нарушало прежний уклад многих семей, задевало интересы мужчин, порождало тендерные противоречия и другие трудности.
Вовлечение женщины в процесс промышленного производства, сопровождавшийся дискриминацией в оплате ее труда и сохранением подчиненного положения в семье и обществе, привел к зарождению женского вопроса.
Анализ женского вопроса с учетом особенностей российского социокультурного пространства в первой половине XIX века позволил сделать вывод о двуаспектности его содержания, включавшего проблему женского образования и проблему женской занятости. Эти две проблемы в структуре женского вопроса определились с большей отчетливостью и очевидностью, чем другие составляющие.
Женщины, стремясь решать свои проблемы, помогали обществу осознавать наличие неразрывной связи образования человека с его гражданской позицией, технического прогресса с общественным бытом и уровнем развития гражданского общества. Эти процессы были сложными и противоречивыми. Выступления литераторов и публицистов отражали эти сложности через призму освещения женской проблематики. Огромное значение для осознания российским обществом женских проблем имела творческая деятельность В.Г. Белинского, высказывания которого встречали сочувственный отклик среди представителей передовой общественности. Выступления В.Г. Белинского в защиту человеческого достоинства женщин, их прав находили единомышленников и последователей.
Отмечая распространение женской проблематики на страницах российской периодической печати, следует признать, что в первой половине XIX века она еще не была предметом активного обсуждения, что объясняется тем, что женский вопрос в эту эпоху находился в стадии становления. Тем не менее, интерес к женскому вопросу у русской передовой общественности был очевидным, что позволяет сделать вывод, что идеи женской эмансипации имели большое значение для развития российской общественной мысли и духовных исканий в исследуемый темпоральный период и находились во взаимосвязи с экономическим и культурным развитием России.
Констатацией становления женского вопроса являются произведения женщин-писательниц, факт появления которых свидетельствовал о зарождении феминистских тенденций в русском обществе и о важных изменениях, происшедших в культурной жизни. Эти изменения имели принципиальный характер. Вследствие этих изменений женщина стала субъектом литературной, культурной и общественной жизни.
Женская культура, будучи составной компонентой социальной культуры исследуемого периода, отражала ее многогранность и многоголосие. Будучи выражением идеалов эпохи, отражением зарождающихся в ней тенденций, она была показателем реализации общечеловеческого в ней. В первую половину XIX века сформировалась тенденция к включенности женщин в русло изменений общественной жизни.
Список научной литературыКостюкевич, Людмила Петровна, диссертация по теме "История философии"
1. Амфитеатров, А.В. Женщина в общественных движениях России / А.В. Амфитеатров. СПб.: Книгоиздательство «Живое слово», 1907.
2. Амфитеатров А.В. Заря русской женщины: этюды / А.В. Амфитеатров. — Белград: Б. и., 1929.
3. Аржанухин, С.В. Философские взгляды русского масонства. По материалам журнала «Магазин свободнокаменщический» / С.В. Аржанухин. Екатеринбург: УГППУ, 1995.
4. Аронсон, Р. Литературные кружки и салоны / Р. Аронсон, С. Рейсер. -СПб.: Академический проект, 2000.
5. Архив Государственного Совета. СПб.: Б.и., 1874. - Т. 1.
6. Бабаева, Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь / Л.В. Бабаева. М.: Издательство Российского общественного научного фонда, 1996.
7. Базаров, И.И. Совершеннолетие девицы / И.И. Базаров. СПб.: Б. и., 1871.
8. Батюшков, К. Н. Сочинения: В 3 т. / К.Н. Батюшков. СПб.: Б. и., 18851887.
9. Безобразов, П.В. О назначении женщины / П.В. Безобразов. М.: Б. и., 1893.
10. Безобразов, П.В. О правах женщины / П.В. Безобразов. М.: Б. и., 1895.
11. Безобразов, П.В. О современном положении женщины / П.В. Безобразов. -М.:Б. и., 1892.
12. Безобразов, П.В. О современном разврате / П.В. Безобразов. М.: Б.и., 1900.
13. З.Беликов, В.Е. О самовоспитании женщины / В.Е. Беликов. М.: Б. и., 1888.
14. Благоразумов, Н.В. Права и значение женщины в историческом их проявлении / Н.В. Благоразумов. М.: Б. и., 1880.
15. В.Г. Белинский, В.Г. Поли. собр. соч. В 13 т. / В.Г. В.Г. Белинский. М.: Издательство АН СССР, 1953-1959.1 б.Белозерская, Н. Женский вопрос / Н. Белозерская. Женское дело. — 1899. -№ 1-5.
16. Берн, Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. СПб.: Прайм Еврознак, 2001.
17. Бобровник, Е.А. Женский вопрос в русской философии и общественной мысли (конец XVIII начало XIX века): Автореф. дисс. канд. филос. наук. / Е.А. Бобровник. - Мурманск, 2001.
18. Богуславский, В. Столкновение двух течений общественной мысли: памяти Добролюбова. // Мир Божий. 1901. - № 11. - С. 79-98.
19. Будде, Е.Ф. Положение русской женщины по бытовым песням / Е.Ф. Будде. Варшава: Б.и., 1883.
20. Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в государственном архиве Министерства Иностранных Дел / Собр. и изд. академиком Я. Гротом. 1762-1774 гг. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1874.
21. Буслаев, Ф. Римская вилла княгини З.А. Волконской. Из моих воспоминаний / Ф. Буслаев. // Вестник Европы. 1896. - Январь. -С. 170-180.
22. Введенский, Д.И. Материнство: в защиту нравственной личности женщины /Д.И. Введенский.-М.: Б. и., 1908.
23. Вишневская, Г.А. Вопросы женской эмансипации в русских журналах 1830-1840 гг. / Г.А. Вишневская // Учёные записки Казахского государственного университета. 1957. - Т. 117. - Кн. 9. - Вып. 1. -С. 44-57.
24. Волконская, М.Н. Записки / М.Н. Волконская. М.: ГИЗ, 1924.
25. Вольная русская поэзия второй половины XVIII первой половины XIX века: Сб. статей. - Л.: Советский писатель, 1970.
26. Вольфсон, С.Я. Социология брака и семьи / С.Я. Вольфсон. — Минск: Б. и., 1928.
27. Вольфсон, С.Я. Семья и брак в их историческом развитии. М.: Б. и., 1933.
28. Вревская, Н.П. Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 / Н.П. Вревская. Л.: Издательство ЛГУ, 1973.
29. Галактионов, А.Л. Русская философия IX-XIX вв. / А.Л. Галактионов, П.Ф. Никандров. Л.: Издательство ЛГУ, 1989.
30. А.И. Герцен А.И. Полн. собр. соч. и писем. В 22 т. / Под ред. М.К. Лемке. -М.: Б.и., 1913.
31. А.И. Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. /А.И. А.И. Герцен. М.: АН СССР, 1954-1957.
32. Глинский, Б.Б. Очерки русского прогресса / Б.Б. Глинский. СПб.: Б. и., 1900.
33. Говоров, А.В. Женский вопрос в связи с историческими судьбами женщины / А.В. Говоров. Казань, 1907.
34. Гогоцкий, С.С. О высшем образовании в применении к женщине / С.С. Гогоцкий. Киев: Б. и., 1878.
35. Гольцев, В.А. Законодательство и нравы в России XVIII века / В.А. Гольцев. СПб.: Типография А. Якобсона, 1896.
36. Гуревич, Л .Я. Почему нужно дать женщинам все права и свободу / Л.Я. Гуревич. СПб.: Б. и., 1906.
37. Гуревич, Л.Я. Вопрос о равноправии женщин / Л.Я. Гуревич. — Пг.: Б. и., 1917.
38. Гуревич, Л.Я. Почему нужно дать женщинам такие же права, как мужчинам / Л.Я. Гуревич. Пг.: Б. и., 1917.
39. Дача на русской дороге: Проза русских писателей первой половины XIX века: Сб. статей. М.: Современник, 1986.
40. Дело петрашевцев. В 3 т. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
41. Екатерина Великая: Эпоха российской истории: Международная конференция. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 26-29 авг. 1996 г. / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: СПбНЦ, 1996.
42. Есин, Б.И. История русской журналистики XIX века / Б.И. Есин. М.: Высшая школа, 1989.
43. Женский литературный труд в России в 19 веке: Сб. статей. СПб.: Б. и., 1889.
44. Женщина и мир мужской культуры: мировое творчество и половая любовь: Сб. статей.-М.: Б. и., 1913.
45. Записки и воспоминания русских женщин XVIII первой половины XIX вв.: Сб. статей. -М: Современник, 1990.
46. Записки об устройстве школ Женского патриотического общества: Сб. статей. СПб.: Б. и., 1898.48.3еньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. М.: Академический проект, Раритет, 2001.
47. Зимин, И.В. Женское медицинское образование в России: Автореф. дисс. канд. ист. наук. / И.В. Зимин. СПб., 1999.50.3инченко, Н. Женское образование в России: исторический очерк. — СПб.: Б. и., 1901.
48. Историческое обозрение 50-летия деятельности Министерства государственных имуществ. 1837-1887. СПб.: Б.и., 1888.
49. Из истории русской культуры, том IV (XVIII начало XIX века). — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
50. Из истории русской культуры, том V (XIX век). М.: «Языки русской культуры», 1996.
51. История России XIX начала XX века. - М.: ВИТРЭМ, 2002.
52. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. -М.: Республика, 2001.
53. Кайдаш, С.Н. Сила слабых. Женщины в истории России / С.Н. Кайдаш. — М.: Советская Россия, 1989.
54. Кальманович, А.А. Женское движение и его задачи: краткий исторический очерк (доклад, читанный в Женеве, Москве и Петербурге). — СПб.: Б. и., 1908.
55. Канторович, Я.А. Женщина в праве / Я.А. Канторович. СПб.: Б. и., 1985.
56. Карамзин, Н. М. Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях / Н.М. Карамзин. -М.: Наука, 1991.
57. Карманный словарь иностранных слов. СПб.: Изд. П.Н. Кириллова, 1846.
58. Катков, М.Н. О женском образовании / М.Н. Катков. М.: Б. и., 1897.
59. Кириллова, Т.К. Правовое положение женщины до отмены крепостного права: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. / Т.К. Кириллова. СПб., 1997.
60. Кириченко, О.В. Традиции православной религиозности у русских дворян XVIII столетия: Автореф. дисс. канд. ист. наук. / О.В. Кириченко. -М., 1997.-20 с.
61. Клименкова, Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т.А. Клименкова. -М.: Преображение, 1996.
62. Коллонтай, A.M. Социальные основы женского вопроса / A.M. Коллонтай. СПб.: Б. и., 1909.
63. Коллонтай, A.M. Женщина на переломе / A.M. Коллонтай. М., Пг.: Б. и., 1923.
64. Колтоновская, Е.А. Женские силуэты: писательницы и артистки / Е.А. Колтоновская. СПб.: Б. и., 1912.
65. Колтоновская, Е.А. Проблема пола и её освещение у неореалистов / Е.А. Колтоновская // Образование. 1908. - № 1.
66. Кузминская, Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне / Т.А. Кузминская. -М.: Правда, 1986.
67. Курочкина, И.Н. Взаимодействие этикета, обычаев и традиций в русском обществе второй половины XVIII века (историко-культурологический аспект): Автореф. дисс. канд. ист. наук. / И.Н. Курочкина. М., 1997.
68. Лихачева, Е.О. Материалы для истории женского образования в России: В 3 кн./Е.О. Лихачёва.-СПб.: Б. и., 1895.
69. Ю.М. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XYIII начало XIX века) / Ю.М. Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1994.
70. Ю.М. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина /Ю.М. Ю.М. Лотман. — М.: «Книга», 1987.
71. Лухманова, Н.А. Причина вечной распри между мужчиной и женщиной / Н.А. Лухманова. М.: Б. и., 1901.
72. Лядов, В.И. Исторический очерк столетней жизни Воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища / В.И. Лядов. СПб.: Б. и., 1864.
73. Макаров, М.Н. Художественная участь дамских журналов в России / М.Н. Макаров. // Сын Отечества. 1811. - Ч. 39. - № 32.
74. Мацкевич, Д.И. Заметки о женщинах / Д.И. Мацкевич. Киев: Б.и., 1853.
75. Мижуев, П.Г. Женский вопрос и женское движение / П.Г. Мижуев. СПб.: Б. и., 1906.
76. Милкжов, П.Н. Интеллигенция и исторические традиции / Интеллигенция в России.-СПб., 1910.
77. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 2 т. / П.Н. Милюков. М.: Прогресс, 1994.
78. Минц, С.С. Социальная психология русского дворянства последней трети XVIII первой трети XIX века в освещении источников мемуарного характера: Автореф. дисс. канд. ист. наук. / С.С. Минц. -М., 1981.
79. Мирович, Н. (Иваново Зинаида Сергеевна) Женский вопрос в его современной постановке / Н. Мирович. М.: Б. и., 1909.
80. Мирович, Н. (Иваново Зинаида Сергеевна) Из истории женского движения в России / Н. Мирович. М.: Б. и., 1908.
81. Мироненко, С.В. История Отечества: люди, идеи, решения: очерк истории России IX начало XIX века / С.В. Мирович. - М.: Политиздат, 1991.
82. Миронов, Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII -начало XX вв.): В 2 т. / Б.Н. Миронов. СПб.: издательство «Дмитрий Буланин», 2001.
83. Михайлов, М.Л. Полное собрание сочинений: В 4 т. / М.Л. Михайлов. -СПб.: Б. и., 1913-1914.
84. Моряков, В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Автореф. дисс. докт. ист. наук. / В.И. Моряков. — М., 1995.
85. Нарышкина, Е.А. Мои воспоминания / Е.А. Нарышкина. СПб.: Б. и., 1906.
86. Невзоров, А.С. Русская женщина в действующем законодательстве и в действительной жизни / А.С. Невзоров. Ревель: Б. и., 1892.
87. Невский, М.А. Образование, права и обязанности женщины / М.А. Невский. СПб.: Б. и., 1903.
88. Новик, И.Д. Борьба за политические права женщин: исторический очерк / И.Д. Новик. М.: Б. и., 1906.
89. Огарев, Н.П. Избранные произведения / Н.П. Огарев. М.: Художественная литература, 1977.
90. Очерки по истории русской культуры 19 века: В 2 т. М.: Издательство Московского университета, 2001.
91. Павленко, И.А. Нравы русского общества в Екатерининскую эпоху / И.А. Павленко. Архангельск: Издание Н. Алексеева, Типолитография С.М. Павлова, 1912.
92. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании: о женах и сестрах декабристов / Э.А. Павлюченков. М.: Наука, 1986.
93. Панченко, A.M. О русской истории и культуре / A.M. Панченко. СПб.: Азбука, 2000.
94. ЮО.Пахман, С.В. История кодификации гражданских законов: В 2 т. — СПб.: Б. и., 1876.
95. Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. -М.: Педагогика, 1952.
96. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. М.: Высшая школа, 1993.
97. Плещеев, А.Н. Женщина в XVIII веке: по Гонкуру / А.Н. Плещеев. -СПб.: Б. и., 1888.
98. Покровская, М.И. О высшем женском образовании в России / М.И. Покровская. СПб.: Б. и., 1906.
99. Поликарпов, B.C. История нравов России: Восток и Запад / B.C. Поликарпов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
100. Поэты 1790- 1810 гг.-Л.: Советский писатель, 1971.
101. Пыпин, А.Н. Общественное движение России при Александре I / А.Н. Пыпин. Спб.: Б. и., 1878.
102. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - Т. 3.
103. Редько, П.М. Нечистая сила в судьбах женщины-матери / П.М. Редько. — М.: Б. и., 1899.
104. Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. — Л.: Лениздат, 1991.
105. Россия в девятнадцатом веке: политика, экономика, культура. Сб. статьей. СПб.: Изд-во РГПУ, 1996.
106. Русская мысль в век Просвещения: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Н.Ф. Уткина, А.Д. Сухов; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1991.
107. Русская философия. Новые исследования и материалы / Отв. ред. А. Ф. Замалеев. СПб.: Летний сад, 2001.
108. Русские писательницы и литературный процесс в конце XVIII первой половине XIX века: Сб. статей / Сост. М.Ш. Файнштейн. — Wilhelmshort: Б. и., 1995.
109. Русское общество 30 ых гг. XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников: Сб. статей. - М.: Издательство МГУ, 1989.
110. Русское общество 40-50 ых гг. XIX века: В 2 ч. - М.: Издательство МГУ, 1991.
111. Сборник Русского исторического общества: Сб. статей. — СПб.: Б. и., 1871.-Т. XVIII.
112. Скальковский, К.А. Женщины-писательницы XIX столетия: В 2 т. / К.А. Скальковский. СПб.: Б. и., 1886.
113. Семенов, Д.Д. Столетие Смольного монастыря / Д.Д. Семёнов. // Отечественные записки. 1864. - № 5. - С. 388-409.
114. Семенов, Д.Д. Нуждаются ли наши женские гимназии в преобразовании и какие именно? / Д.Д. Семенов. // Вестник воспитания. 1892. - № 3.
115. Семенов, П.Н. Исторические сведения о «Женском патриотическом обществе (1812-1896) / П.Н. Семенов. СПб., 1896.
116. Селезнев, ИЛ. 50-летие IY Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии: Хроника Ведомства учреждений императрицы Марии. 1828-1878. Спб.: Б. и., 1879.
117. Социологический энциклопедический словарь. -М.: НОРМА., 2000.
118. Тарасов, И.Т. Об уважении к женщине / И.Т. Тарасов. Ярославль: Б. и., 1887.
119. Тишкин, Г.А. Женский вопрос в России в 50-60 годы XIX в. / Г.А. Тишкин. Л.: Издательство ЛГУ, 1984.
120. Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в Странах Европы, Азии и Америки: Сб. статей / Отв. ред. проф. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Издательство «Наука», 1992.
121. Трегубов, С.И. Религиозный быт русских и состояние духовенства в XVIII веке по мемуарам иностранцев / С.И. Трегубов. — Киев: Б. и., 1884.
122. Троицкий, Н.А. Великий год в России / Н.А. Троицкий. М.: Мысль, 1988.
123. Трубицын, Н.Н. Общественная роль женщины в изображении новейшей русской литературы / Н.Н. Трубицын. М.: Б. и., 1907.
124. Тыркова, А.В. Изменение женской психологии за последние сто лет /
125. A.В. Тыркова. // Труды первого Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного «Всероссийской лигой равноправия женщин». 1914. - № 1.
126. Файнштейн, М.Ш. Писательницы А.С. Пушкинской поры. Историко-литературные очерки / М.Ш. Файнштейн. JL: Издательство ЛГУ.
127. Фёдоров, В.А. Декабристы и их время / В.А. Фёдоров. М.: Мысль, 1992.
128. Харламов, И.Н. Женщина в русской семье / И.Н. Харламов. // Русская беседа. 1880.-№3-4.
129. Хвостов, В.М., Женщина накануне новой эпохи / В.М. Хвостов. -М.: Б. и., 1905.
130. Хвостов, В.М. Психология женщин. О равноправии женщин / В.М. Хвостов. М.: Б. и., 1911.
131. Хвостов, В.М. Женщина и человеческое достоинство: историческая судьба женщины, природа женщины, женский вопрос / В.М.Хвостов. — М.: Б.и., 1914.
132. Хвостов, В.М. Участие женщин в умственной культуре человечества /
133. B.М. Хвостов. М.: Б. и., 1914.
134. МО.Хорос, В.Г. Революционная традиция в России 1783-1883 / В.Г. Хорос. -М.: Наука, 1986.
135. Цебрикова, М.К. Женственность / М.К. Цебрикова. // Русская беседа. -1888.-№5-6.
136. Цебрикова, М.К. Пятидесятые годы: из воспоминаний о войне 18531855 гг. / М.К. Цебрикова. // Вестник всемирной истории. — 1901. № 10.-С. 1-32.
137. НЗ.Чеботаревская, А.Н. Женщина накануне революции 1789 года / А.Н. Чеботаревская. Пг.: Б. и., 1922.
138. Черепанов, С.И. Прозаическое послание русским женщинам / С.И. Черепанов. Казань: Б. и., 1864.
139. Чернышевский, Н.Г. Заметки о женщинах Д. Мацкевича / Н.Г. Чернышевский. Современник. - 1854. - № 9. - С. 30-32.
140. Шабанова, А.Н. Женские врачебные курсы / А.Н. Шабанова. // Вестник Европы. 1886. - № 21. - С. 345-357.
141. Шабанова, А.Н. Женское врачебное образование в России / А.Н. Шабанова. // Труды первого Всероссийского съезда по образованию в России. СПб.; Б. и., 1914.
142. Шабанова, А.Н. Очерк женского движения в России / А.Н. Шабанова. — СПб.: Б. и., 1912.
143. Шашков, С.С. История русской женщины / С.С. Шашков. — СПб.: Б.и., 1879.
144. Шибков, А.А. Первые женщины медики России / А.А. Шибков. - М.: Мысль, 1961.
145. Шкуринов, П.С. Философия России XVIII века / П.С. Шкуринов. М.: Высшая школа, 1992.
146. Шумигорский, Е.С. Императорское женское патриотическое общество. 1812-1912/Е.С. Шумигорский. СПб.: Б. и., 1912.
147. Щапов, А.П. Миросозерцание, мысль, труды и женщины в истории русского общества в XVIII XIX веке / А.П. Щапов // Отечественные записки. - 1873. - № 2, 3, 7.
148. Щеглов, В.Г. Положение и права женщины в семье и обществе в древности, в средние века и новое время: историко-юридический очерк / В.Г. Щеглов. Ярославль: Б. и., 1898.
149. Щепкина, Е.Н. Из истории женской личности в России: лекции и статьи / Е.Н. Щепкина. СПб.: Б. и., 1914.
150. Щепкина, Е.Н. Женское движение в годы Французской революции / Е.Н. Щепкина.-Пг.: Б. и, 1921.
151. Южаков, С.Н. Женщина-избирательница / С.Н. Южаков. М.: Б. и., 1906.15 8. Юнге, Е. Из моих воспоминаний / Е.Юнге. // Вестник Европы. 1905. -№5.-с. 256-291.