автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Жертвоприношения в религии древних майя

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Мамонтова, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Жертвоприношения в религии древних майя'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мамонтова, Юлия Владимировна

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. ГЛАВА 1. Космология майя.

1.1. Представления древних майя о происхождении Вселенной.

1.2. Представление майя о времени и мировых эпохах.

1.3. Образ пещеры и пирамиды.

1.4. Устройство Вселенной и планировка селения.

1.5. Мировое дерево и правитель.

3. ГЛАВА 2. Виды и функции жертвоприношений.

2.1. Значение жертвоприношений для древнемайского общества.

2.2. Человеческие жертвоприношения.

2.3. Ритуальные кровопускания.

2.4. Приношения и ритуальные тайники.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Мамонтова, Юлия Владимировна

В настоящее время наблюдается научный и общественный интерес к доколумбовым культурам Центральной Америки в целом, и к культуре древних майя в частности.

Актуальность исследования обуславливается интересом современного общества к мифологии и религии древних цивилизаций. Однако вокруг цивилизации древних майя всегда существовал ореол мистики, созданный недостатком сведений и непониманием движущих сил тех или иных процессов. Разнообразные поверхностные работы и обрывочные сведения создают определённые трудности для верного восприятия и осмысления целостного комплекса религиозных представлений майя. В таких работах майя неизменно называют самым загадочным народом в истории человечества, обладающим некими тайными магическими знаниями, а происхождение майя ведется от самых разных источников: начиная от древних египтян и атлантов, и заканчивая инопланетными цивилизаторами. Либо доказывается внеземное происхождение самих майя.1 Преодолению такого рода мнений, на наш взгляд, способно лучшее понимание базовой мифологической и религиозной структуры древнемайского общества.

Академический интерес к цивилизации древних майя не в последнюю очередь обусловлен тем, что эта цивилизация являлась наиболее развитой в Центральной Америке. Основные достижения этой культуры относятся к периоду ПЫХ вв. н.э., который принято называть классическим. Он является одним из самых исследуемых периодов истории майя. В результате интенсивных археологических раскопок в последние десятилетия наши представления о жизни и культуре майя существенно обогатились. Активно

1 Аргуольес X. Фактор майя. Внетехнологический путь. Киев, «София», 1996; Аргуэльес X. Зов Пакаль Вотана. Время — четвертое измерение. М. Изд-во «ЧИТРА», 2001; Хзнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древни цивилизаций. М., Вече, 1998\Джтберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. М., Вече, 2001; Котрелл М. Сверхбоги. М., ЭКСМО, 2004. исследуется история городов майя, их политическое устройство, формы власти, военные конфликты между городами, экономическая основа жизни древнемайяского общества2. Вместе с тем из фокуса научного интереса практически выпадает такой основополагающий пласт цивилизации древних майя, как религия. Многие важнейшие проблемы, касающиеся социально-политических институтов древних майя, в особенности их религиозных и идеологических представлений, остаются нерешенными либо малоисследованными. Имеет место тенденция фрагментарного отрывочного рассмотрения отдельных частей за пределами общего контекста, что может привести к ошибочному пониманию и интерпретации.

Между тем, религия у древних майя, как и во всех архаичных обществах, являлась базисным фактором, вокруг которого строилась вся жизнедеятельность социума. Более того, доколумбовые религиозные традиции продолжают играть важную роль в жизни современных латиноамериканских обществ. В религиозных представлениях сегодняшних майя сохраняются сильные пережитки старых верований. Такие религиозные праздники как День поминовения усопших, праздник Святого Сантьяго в Гватемале, а также культ Гваделупской Девы тесно переплетаются с древними религиозными традициями индейцев. Праздник Святого Сантьяго тесно смыкается с темой жертвоприношений, т.к. для майя этот ритуал означает как жертвование части собственной души, так и материальные расходы, ложащиеся на членов общины, которые заботятся о святых, «кормят» их и оплачивают расходы по проведению ритуалов. Считается, что ритуальное жертвование и забота о святых должны служить обновлению мира. На отношения с католическими святыми переносятся отношения майя

2 Гуляев В.И. Типология и структура древних государств Мезоамерики И Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., Наука, 1985; Ершова Г.Г. Цивилизационные

----о- - о процессы: урбогенез в Старом и Новом Свете // Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000; Сафронов A.B. Военное искусство индейцев майя: исторические источники и их изучение // Развитие цивилизации в Новом Свете. М., 2000. со своими богами. Существующий у современных майя религиозный синкретизм, выстраивается на основе их традиционных верований и во многом продолжает традиции древних американских религии. Относительная лёгкость, с которой майя после испанского завоевания восприняли католицизм, обуславливалась трансляцией их традиционных религиозных представлений на христианские символы, приобретающие благодаря этому новое значение: католические распятия часто оформляются в виде мирового дерева, а Христа изображают как посланника к богам - в виде пленника, утыканного стрелами. Интерес к традиционной индейской культуре нашел свое выражение в индихенизме — течении, отмеченном стремлением воспроизвести в литературе, музыке и изобразительном искусстве особенности духовного мира коренных американских народов. Таким образом, по мнению автора данного исследования, изучение религии древних майя способствует лучшему пониманию современной культуры и религии Латинской Америке. При этом важно отметить, что изучение национальных культур приводит к более глубокому понимаю достижений и своеобразия собственной культуры.

Автору диссертации представляется актуальным перенести акцент на изучение именно религиозных воззрений майя. Через призму религии лучше понимаются политические, экономические, хозяйственные аспекты жизни древних майя, которая выстраивалась, следуя изначально предустановленной божественной модели. Благодаря данному исследованию преодолевается «фрагментарность» восприятия религии майя, отдельные идеи рассматриваются и интерпретируются в свете единства новых данных и методологических положений. Также мы полагаем, что данное исследование поможет лучше понять одну из главных особенностей религии древних майя - жертвоприношение.

По мнению автора диссертации, в субстрате религиозных представлений майя стержневой основой являлся такой феномен как жертвоприношения. Поэтому необходимо определить причины и исторические корни жертвоприношений, их роль и значение в жизни древних майя, что, по нашему мнению, сыграло бы позитивную роль для современного отечественного религиоведения.

Степень научной разработанности проблемы и обзор источников: Научное изучение культуры майя началось лишь с конца XIX века. До этого времени информация о древних майя носила несистематический и часто противоречивый характер. В изучении цивилизации древних майя в первую очередь стоит упомянуть исследования американского дипломата и журналиста Д.Л.Стефенса, который по праву считается основоположником майяской археологии. Вместе с художником Ф.Катервудом он обнаружил несколько городов майя и в 1841 г. по результатам своих путешествий опубликовал книгу под названием «Incidents of Travel in Central America, Chiapas and Yucatan, Mexico» («Впечатления от путешествия по Центральной Америке, Чиапасу и Юкатану в Мексике»).3 Также необходимо отметить работы С.Морли, Ф.Блома, Эд.Томпсона, А.Руса Луилье, М.Д.Ко.4 Заметно продвинулось изучение письменности майя, во многом благодаря выдающимся открытиям русского ученого Ю.В.Кнорозова, сумевшего дешифровать майяскую иероглифику и сделать перевод сохранившихся рукописей.5 Стало возможным говорить о разработке философских категорий в древней Америке: здесь важно отметить роль мексиканского ученого М.Леон-Портильи.6 Большая роль в изучении представлений майя о загробном мире по изображениям на керамике принадлежит американскому учёному М.Д.Ко, издавшему четыре альбома древнемайяской керамики, тем

3 Stephens J.L. Incidents of Travel in Central America, Chiapas, and Yucatan, Mexico. N-Y, 1841.

4 Morley S.G. The Ancient Maya, Stanford, 1984; Thompson E.H. Archaeological Researches in Yucatan. PMM, v.lll, 1904; Сое M.D. The Maya, London, 1966; Ruz Lluillier A. Costumbres funerarias de los antiguos mayas. México, 1968; Ruz Lluillier A. La civilization de los antiguos mayas. La Habana, 1974.

5 Кнорозов Ю.В. Древняя письменность Центральной Америки // Советская этнография. 1952 № 3; Письменность индейцев майя. M., 1963; Иероглифические рукописи майя. Л., 1975.

6 Леон-Портшья М. Философия нагуа. М., 1961. самым введя в научный оборот совершенно новый вид источников. М.Д.Ко впервые осуществил общий анализ керамики майя классического периода и поставил вопрос о её назначении, тематике росписи и содержании текстов.

Еще в 50-е гг. XX в. многие западные ученые, такие как Э.Томпсон и С.Морли, считали культуру майя уникальным феноменом, радикально отличавшимся не только от всех известных цивилизаций Европы и Азии, но и от других культур Центральной Америки. Также отрицалось существование у майя человеческих жертвоприношений, войн между городами и т.д. Считалось, что кровавые жертвоприношения являлись атрибутов религиозных представлений ацтеков, в то время как майя Классического периода были исключительно миролюбивым народом астрономов и математиков. Однако открытия и находки второй половины XX века заставили ученых пересмотреть эту точку зрения. Сегодня нет никаких сомнений в том, что человеческие жертвоприношения не только имели место в жизни классических майя, но и являлись интегральной частью их религиозной и социо-политической традиции. Однако приходится констатировать, в отечественной науке еще не предпринималась попытка комплексного изучения этого феномена. До сих пор нет работ, в которых был бы проведен полный анализ практики и реального значения жертвоприношений индейцев майя. Между тем, религиозные жертвоприношения, в том числе и человеческие, считались у древних майя необходимыми, и являлись средством поддержания жизни богов, а, следовательно, залогом сохранения существующей Вселенной.

Ряд вопросов, связанных с практикой ритуальных человеческих жертвоприношений древних майя, рассматривался американскими учеными о

Робичеком и Хэйлсом . Они исследовали особенно популярный в послеклассический период способ принесения в жертву путем вырывания

1Coe M.D. The Maya Scribe and His World. N-Y, 1973; Death and the Ancient Maya // Death and Afterlife in Pre-Columbian America. Wash., 1975; The Lords of the Underworld. Prinstone, 1978; Old Gods and Young Heroes. Jerusalem, 1982. сердца, и основной упор делали на технической, даже хирургической, стороне процесса. Вопросы религиозно-политического обоснования власти правителей майя посредством человеческих жертвоприношений касалась в своих работах Л.Шили9. Изучением центральноамериканских пещер как мест для осуществления культовых практик, занималась Лоретт Сежурне10 в

Мексике и Х.Л.Бонор Вильярехо11 в Испании.

В отечественной научной литературе до сих пор нет обобщающей работы, посвященной теме жертвоприношений в религии древних майя.

Отдельных аспектов этой темы касалась известная русская майянистка Г.Г.

Ершова, введя в научный оборот перевод текста с древнемайяского сосуда, посвященного обряду предсказания засухи и связанному с этим отправлению

11 посланников к богам . Однако она не рассматривала связь жертвоприношений с мифами творения, не анализировала виды и способы жертвоприношений, и касалась данного предмета лишь в контексте изучения темы мифической прародины майя и погребальных обрядов.13 В основном отечественные исследователи касаются вопросов политической истории и культуры древних майя. Этим вопросам посвящена защищенная в 2001 г. кандидатская диссертация Д.Д. Беляева «Формирование и : развитие государственной организации у майя Петена в классический период (I тысячелетие н.э.)» и защищенная в 2003 г. диссертация Е.А. Красулина «Идеология и царская власть у древних майя (по материалам иероглифических текстов Паленке). Отечественные исследователи считают,

8 Robicsek F., Hales D. Maya Heart Sacrifice // Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984.

9 Scheie L. Human Sacrifice among the Classic Maya II Ritual Human Sacrifice in Mesoamerica. Washington, 1984; Scheie L., Miller M. The Blood of Kings. N-Y, 1986.

10 Séjourné L. Pensamiento y religión en el México Antiguo. México, 1983.

11 Bonor Villareho J.L. Las cuevas mayas: simbolismo y ritual. Madrid, 1989.

12 Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М., 2002; Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Прорицание жреца // Латинская Америка, 1983, №6. С. 123-137.

13 Ершова Г.Г. Заупокойные надписи майя И Древние системы письма. Этническая семиотика. М., 1986; Песнопения майя (по материалам тетради А.Барреры Васкеса) // Исторические судьбы американских индейцев. M., 1985; Древняя Америка: полет во времени и пространстве. М., 2002. что, несмотря на всю специфику, культура майя являлась частью единой мезоамериканской культуры. По мнению Р.В.Кинжалова можно говорить о принципиальном единстве мифологических представлений майя и других народов Центральной Америки. Ю.В.Кнорозов достаточно подробно рассмотрел то общее в культурологическом плане, что объединяет мезоамериканские цивилизации, выявил идентичность систем письма региона.14 Следовательно, предоставляется возможность сравнительного анализа культур и привлечения параллельного материала из истории тех мезоамериканских обществ, где тот или иной вопрос освещен лучше.

В реконструкции религиозных представлений майя важное место занимают данные, полученные археологией: значительный объем информации дают археологические раскопки майяских городов, изображения обрядов и мифологических персонажей в храмовых росписях и скульптуре. Имеются и письменные источники. В первую очередь это четыре сохранившихся майских кодекса: Дрезденский, Мадридский, Парижский и кодекс Гролье. К письменным источникам также относятся тексты, вырезанные на монументальных скульптурных памятниках — стелах, алтарях, рельефах, притолоках и др.; надписи на фресках и керамических сосудах, сохранившиеся индейские рукописи. Самым распространенным видом письменных источников по истории классических майя являются эпиграфические надписи, которых в настоящее время насчитывается около 20 ООО, при этом их количество ежегодно увеличивается. Эпиграфические надписи размещали на стелах, на стенах дворцов и храмов, на рельефах, на ритуальных сосудах. Большое количество этих надписей посвящено прославлению и военным победам того или иного правителя или полководца майя. В большинстве случаем надписи сопровождались изображениями, иллюстрировавшими события, описанные в тексте. Это может быть

14 Кнорозов Ю.В. Языки и письменность коренного населения Америки // Народы Америки. М., 1959; Кнорозов Ю.В. Этногенетические процессы в древней Америке // Проблемы истории и этнографии Америки. М., 1979. изображение правителя, попирающего пленника, захват пленника, принесение его в жертву, сцены военных схваток.

Еще одну группу источников о майя составляет иконография. Сюда относятся настенные росписи (фрески)15, рельефы (настенные рельефы, рельефы на стелах), статуэтки, росписи на сосудах.

К другой группе источников можно отнести свидетельства непосредственных участников конкисты, официальные донесения испанских должностных лиц, работы католических монахов, а также сочинения, написанные самими индейцами уже после испанского завоевания. Среди этих источников особо стоит выделить эпическое произведение горных майя-киче «Пополь-Вух»16. Данное произведение излагает представления киче о возникновении и устройстве Вселенной, о рождении и подвигах божественных братьев-близнецов Хун-Ахпу и Шбаланке, а также о происхождении людей и самих киче. Здесь рассказывается о странствиях киче, их отношениях и войнах с соседними племенами. Сюжет двух последних глав «Пополь-Вух» повторяет другое письменное произведение -«Родословная владык Тотоникапана», где также излагается история происхождения людей на земле и история правителей киче по поколениям, приводятся данные о социальной и военной структуре общества. При этом некоторые эпизоды здесь изложены иначе, чем в «Пополь-Вух»17.

Необходимо особо выделить сочинение епископа Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане»18. Ни один другой источник не может сравниться с работой Д. де Ланды по богатству и разносторонности материала. Она является своего рода энциклопедией по истории, религии, культуре и этнографии юкатанских майя XVI века. Большое значение в современной американистике придается сопоставлению данных по древней

15 До настоящего времени сохранилось не так много фресок, относящихся к культуре майя; наиболее известные их них - это росписи храма в Бономпаке (VIII в.).

16 Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М., 1994.

17 Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. M., 1994. С. 135-156.

18 ЛандаД. де Сообщение о делах в Юкатане. М., 1994. религии майя с религиозными воззрениями современных майя, включающих пережитки старых верований.19

Трудности в изучении религиозных представлений майя связаны как с недостаточным количеством письменных источников, так и с тем, что религия майя включает в себя как очень древние, архаичные черты, так и более поздние, связанные с влиянием тольтеков (X в. н.э.), из-за чего не всегда возможно определить, каких именно воззрений придерживались майя в классический период.

Практически не разработаны вопросы стадиально-хронологического развития майяской религии, поэтому трудно сказать, насколько данные по религии предыспанского времени могут помочь в изучении религии доклассического и классического периодов. Известный исследователь искусства доколумбовой Америки Д.Кублер отвечает на этот вопрос отрицательно. Похожей точки зрения придерживаются и отечественные

20 ученые Ю.В.Кнорозов и Р.В.Кинжалов. К тому же, как правило, доколумбовым развитием мезоамериканских культур занимаются в основном археологи, историки же большей частью интересуются конкистой и её последствиями. При исследовании предыспанских цивилизаций (прежде всего майя и ацтеков) обычно указывают на их достижения в области математики, астрономии и медицины, не касаясь подробно их религиозных или философских представлений. До сих пор, несмотря на достаточно большой объем литературы о майя, практически нет работ, которые давали бы цельное представление об их религии.

Основной целью работы является рассмотрение феномена жертвоприношений, в том числе и человеческих, у древних майя, чтобы установить их реальную роль и значение в культуре данного региона в контексте космогонических и космологических представлений майя. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

19 Гуляев В.И. Города-государства майя. M., 1979; Morley S.G. The ancient Maya. Stanford, 1984.

20 Кинжалов P. В. Культура древних майя. M., 1971; Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М., 1963. осмыслить основные космологические представления майя и влияние этих представлений на ритуальную жизнь майя классического периода; проанализировать отражение майяской космологии в архитектуре и планировке городов; рассмотреть влияние представлений о пещере предков на религиозные представления майя; изучить образ мирового дерева у древних майя и связь правителей с этим деревом; выявить связи между представлениями древних майя о магических силах и их значении для практики ритуальных жертвоприношений, а также, опираясь на широкий круг отечественных и зарубежных исследований, выделить и рассмотреть основные типы жертвоприношений; дать анализ представлений древних майя о душе, без чего описание картины религиозной жизни этого периода не будет полным.

Объект исследования: религия индейцев майя классического периода.

Предмет исследования: жертвоприношения в религии индейцев майя.

Методы исследования:

1. Базовым в диссертационном исследовании является сравнительно-религиоведческий метод. Его применение исходит из того, что в развитии новые элементы образуются из уже существующих. В отличие от типологического подхода, сравнительно-религиоведческий метод в первую очередь направлен на изучение конкретных элементов и лишь через них приходит к раскрытию исходной структуры и её эволюции. Сравниваются только элементы предположительно общего происхождения.

2. Типологический метод в исследовании направлен на выявление мифологических типов, составляющих мифологическое ядро, по принципу обладания данными типами наиболее значимых для древних социумов функциями. Типологический и сравнительно-религиоведческий методы взаимно дополняют друг друга, позволяя идти одновременно от функциональных мифологических типов к конкретным мифологическим образам, и от конкретных элементов к исходному структурному ядру.

3. Анализ письменных источников и исторических документов, контент-анализ.

Научная новизна работы заключаются в следующем:

- Проведено комплексное исследование системы ритуалов в религии древних майя в контексте их космологических представлений, выявлен тот мифологический и ритуалистический контекст, в котором формируются основные идеи, связанные с практикой жертвоприношений.

- На большом фактическом материале выделен и охарактеризован центральный элемент религии майя - жертвоприношение, вокруг которого строилась вся ритуальная жизнь классического периода;

- Определены роль и значение жертвоприношений в обществе древних майя, обоснована их значимость для религиозной жизни майя. Благодаря данному исследованию преодолевается фрагментарность восприятия религии майя, отдельные идеи рассматриваются и интерпретируются в свете единства новых данных и методологических положений;

- Впервые в отечественном религиоведении сведены в единый комплекс и тем самым введены в научный оборот иностранные материалы, непереведенные на русский язык, освещающие отдельные стороны практики жертвоприношений и религии майя.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключаются в том, что данное диссертационное исследование позволяет по-новому взглянуть на смысл и роль практики ритуальных жертвоприношений у майя, тем самым переосмыслить их роль и значение в контексте всех мезоамериканских религий. Основные положения и выводы данной работы могут быть использованы при составлении программ лекционных курсов и спецкурсов по религиоведению, истории и культурологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Жертвоприношение являлось основополагающим элементом в мифологии и религии древних майя. Принимая самые разнообразные формы, жертвоприношение считалось центральным звеном, связывающим по вертикали весь космос - землю, небо и подземный мир.

2. Центральным событием миротворения в космогонии майя было жертвоприношение. Порядок нового мира обеспечивался посредством жертвоприношения, посредством которого проходило покорение хаоса. Ритуалы классического периода служили отражением и воплощением этого события.

3 Характер и способы жертвоприношений обуславливались представлениями о сверхъестественных магических силах, пронизывающих все уровни мира Наполненное такими силами человеческое тело считалось объединяющей космос сущностью. Именно эти силы приобретали все участники ритуального жертвоприношения, и они же отправлялись к богам.

4. Жертвоприношение - не просто попытка умилостивить богов, но процесс постоянного обмена магическими энергиями между богами и людьми, конечной целью которого было сохранить, а не уничтожить жизнь. В жертвоприношении заключена основа всякой жизни.

5. Практика человеческих жертвоприношений у майя классического периода фокусировалась на личной индивидуальной жертве, и являлась отправлением посланников к богам и обожествлённым предкам.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, разделенные на параграфы, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жертвоприношения в религии древних майя"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе мы попытались дать систематическое рассмотрение феномена ритуальных жертвоприношений майя в контексте всей системы их мировоззрения.

На наш взгляд, понимание тех фундаментальных основ, на которых базировалась религиозная жизнь древних майя, позволяет не только лучше понять социальную и политическую жизнь древнемайяского общества, но также социальную, политическую и религиозную жизнь многих других культур Центральной Америки.

Мы исследовали ритуальную жизнь древних майя, центром которой являлись две тесно связанные между собой темы: это отправление посланников к богам и утверждение сакральности власти правителей, также всегда сопровождавшиеся жертвоприношениями.

Исследование показало исключительную важность жертвоприношений в религиозной жизни майя. По нашему мнению, жертвоприношения являлись не просто актом ритуального убийства с целью умилостивить богов, но обменом с богами магической энергией, содержащейся в крови и сердце. Именно благодаря этой энергии боги могли поддерживать свое существование и, соответственно, существование всего космоса. Жертвоприношения, как и все виды религиозных обрядов, удовлетворяют потребность общества в ощущении прочности и незыблемости своего существования. Они решают главную задачу - дают гарантию выживания коллектива.

Правитель, связанный по крови со своими предками и являвшийся материальным воплощением мирового дерева, обладал магической способностью быть посредником между людьми и богами. Эту власть он наследовал от самого божества, чья кровь, как считалось, текла в его венах. Мир людей соединялся с миром богов и предков через Мировое дерево, которое являлось центром существования. Мировое дерево определяет ту точку в пространстве и времени, где имел место первый акт творения, и потому является высшей ценностью. С его помощью различаются основные зоны Вселенной (верхнее, среднее и нижнее царства), прошлое, настоящее и будущее, в частности в генеалогическом преломлении: предки-потомки. Эта связующая ось могла быть материализована в любой точке пространства. Наиболее важной была материализация в личности правителя. Правитель был наиболее священной фигурой, упорядочивающей и стабилизирующей мир, и через ритуал кровопускания он открывал «дверь» в мир предков и богов. Через ритуалы, совершаемые правителем, боги проникали в человеческий мир и способствовали повышению урожаев, благосостоянию народа и самому существованию мира. Таким образом, ритуал представлялся как мост, который соединял сверхъестественный и земной миры, а правитель являлся посредником, делавшим возможным переход от священного к земному.

Анализируя представления майя о происхождении Вселенной, мы пришли к выводу, что жертвоприношение (самопожертвование), занимает центральное место в космогонии древних майя. Возникновение и существование всей Вселенной обусловлено самопожертвованием богов. Жертвоприношение являлось одним из первоначальных событий в майяских мифах творения — это было жертвоприношение самих богов, и ритуалы классического периода служили отражением и воплощением этих событий. Люди в своих действиях должны были постоянно повторять деяния, совершенные богами на заре существования Вселенной. Именно поэтому мы полагаем, что жертвоприношение являлось тем краеугольным камнем, вокруг которого вращалась вся ритуальная жизнь древних майя.

Отправление посланников являлось стержневой основой всей религиозной и социально-политической деятельности майя. Идея того, что смерть ведёт к формированию нового космического порядка, является общей для религиозных представлений всей Мезоамерики. Все цивилизации

Мезоамерики верили, что кровавые жертвоприношения были необходимы для выживания и богов и людей. Вся Вселенная, мыслившаяся как достаточно неустойчивое образование, сохраняет равновесие лишь благодаря тем ритуалам и жертвоприношениям, которые осуществляют на земле люди. Человеческие жертвоприношения являлись процессом двустороннего обмена между богами и людьми. Это подношение богам самого ценного, что люди могу им дать — самой жизни - в ожидании ответных благодеяний для всего социума145.

Таким образом, древние майя практиковали ритуальные кровопускания и жертвоприношения, чтобы поддерживать и питать богов и для того, чтобы вступать в коммуникации с богами и обожествленными предками. Кровопускания являлись основой установления царской власти майя, космического порядка и многочисленных публичных ритуалов.

У майя существовали как жертвоприношения различных животных, среди которых особенно выделяется жертвоприношение собаки, так и человеческие жертвоприношения. Человеческое тело представлялось как объединяющая весь космос сущность. Оно считалось наполненным священными силами божественного и древнего мифического происхождения. Считалось, что некоторые из этих сил можно использовать в качестве жертвы и посланника богам. Наиболее важные взаимодействия происходят не между людьми и предметами, а между внутренними душами, магическими силами людей и предметов. Майя верили в общий динамизм Вселенной, в непрерывную циркуляцию энергии и жизненных сил во Вселенной. По представлениям майя, кровь и душа через жертвоприношение постоянно циркулировали между миром людей и миром богов, оказывая влияние на каждый из них. Сердце и кровь считались вместилищами души, которая могла улетать в верхний мир. Именно на этом представлении строились все посланничества к богам. Человеческие жертвоприношения

145 Здесь действует принцип «do ut des» - «я даю, чтобы ты дал» (лат.), целью которого является стремление связать божество договором. играли важную роль в эволюции политической власти - в процессе легитимации, подтверждения и освящения власти правителя. Особую важность человеческие жертвы приобретали в критических ситуациях: начало и окончание войн и сельскохозяйственных работ, стык Старого и Нового Года. Жертвоприношения вливали новые жизненные силы в окружающий мир.

Создание Вселенной представлялось как историческое явление, возникающее в определенный момент и развивающееся по определённым закономерностям. Мир образовывался из двух пространственных структур: горизонтального и вертикального пространства. Квадратное космическое пространство определялось четырьмя точками, относящимися к солнцестоянию, и делилось на четыре равные части так называемым астрономическим крестом, направленным по четырем основным сторонам четырех пространственных направлений. Формируется трёхуровневое членение пространства с точки зрения антропоцентризма: пространство живых, пространство мёртвых и переходное пространство. Огромное значение в повседневной жизни майя имел культ мёртвых, подробностей которого, правда, мы в нашей работе не касались. Его значение определялось не только извечным страхом человека перед смертью, но и тем фактом, что умершие являлись связующим звеном между земным миром и миром богов, и эту связь необходимо было постоянно поддерживать, в первую очередь через ритуалы. Через реинкарнационную связь человеческая жизнь соединялась с бесконечностью времени. Понятие «смерть» подразумевало лишь конец земной жизни, одновременно являясь возрождением и началом нового существования.

Космология древних майя нашла свое отражение в архитектуре и планировке городов. Нами зафиксировано чёткое перенесение принципов космического устройства на земной уровень. В соответствии с этими понятиями возводились как сами города, так абсолютно все постройки внутри города - как жилого, так и ритуального назначения. Дворцы правителей, храмы и дома рядовых общинников строились как модели Вселенной в миниатюре, с непременным выделением центра - самой сакральной точки мироздания, которую маркировали боги в момент творения мира, и в которой совершился акт первого жертвоприношения.

В постклассический период происходят постепенные, но глубокие изменения в природе и политической роли человеческих жертвоприношений. Если в классический период ритуал жертвоприношения концентрировался на индивидуальной, единичной жертве, то после X века упор делается уже на количество жертв. В постклассический период связь между политической властью и ее ритуальной легитимацией выходит на качественно иной уровень. Жертвоприношения больше не фокусировались на легитимации индивидуального правителя (через жертвоприношение им пленного), они стали скорее инструментом легитимации власти как таковой.

Доколумбовые мезоамериканские традиции играли важную роль в колониальных и постколониальных обществах латиноамериканских стран и продолжают играть ее и сегодня. После испанского завоевания многие мифологические образы индейцев Мезоамерики слились с культом католических святых. В современной Латинской Америке коренные жители и метисы исполняют ритуалы, сочетающие в себе как древние местные, так и католические символы и верования. Священная сейба, являвшаяся материальным аналогом мирового дерева, ассоциировалась у майя с человеческим жертвоприношением и закланием жертвенных животных. Неслучайно современные майя к сейбе-столбу во время торжеств, посвященным началу нового года, привязывают предназначенных к жертвоприношению быков и их имперсонаторов. Становится ясным, почему символика христианского креста и распятия были с лёгкостью восприняты майя после конкисты. Крест с его ориентированными по странам света, как у мирового дерева, «ветвями», точная копия атрибута власти древних майяских правителей, стал называться «священным деревом», на него была перенесена символика, связанная с сейбой. Католические распятия часто оформлялись в виде мирового дерева. Также известны изображения Христа в виде пленника, утыканного стрелами - типичное изображение посланника к богам. Современные майя исполняют обряды, сочетающие как древние, так и католические символы и представления. По двоеверным представлениям майя XX в., существует семь небес (христианское влияние), на седьмом небе обитает христианский бог, называемый по-испански Эль Гран Диос (El Gran Dios). Также для общин современных майя характерно то же почтение по отношению к умершим предкам, что и для древних майя. Сегодня эти представления тесно переплетены с католическими представлениями. Так, подношения пищи духам умерших предков совершают в День поминовения усопших .Современные майя верят, что их жизнь на земле во многом зависит от того, насколько почтительно они обращаются с душами предков. Если предкам не поклоняться, не поминать их соответствующим образом и не кормить, то их собственная жизнь и благополучие могут быть серьезно подорваны.

Культура древних майя оказала большое влияние на другие народы Центральной Америки, и в настоящее время влияет на культуру и искусство латиноамериканских стран. Как и у других древних народов, религия майя объясняла место человека в природе, тайны жизни и смерти, включала в себя политическую власть, упорядочивала жизнь общества. Это говорит о том, что человек во все времена нуждался в объяснении мира, поскольку он может жить только в понятном ему мире.

Подробное изучение религиозных и мифологических представлений древних майя, на наш взгляд, не только обогатит мировую культуру, но и позволит глубже понять движущие силы этой и других цивилизаций Центральной Америки, особенно в тех аспектах, которые представляются наиболее непонятными и чуждыми европейскому сознанию. «Существует только одна возможность понять какой-либо культурный феномен, выходящий за рамки нынешней идеологической концепции, - это определить его «исходную точку», и уже исходя из неё, изучать все ценности, оттуда вытекающие. Этот метод рекомендуется при изучении всех экзотических культурных феноменов: прежде чем выносить их на суд, нужно хорошо понять их, сжиться с их идеологией независимо от способа её выражения — мифами, символами, обрядами, общественными нормами или правилами поведения». 146

146 Элиаде М. Arcana artis // Великое делание. Киев, София, 1995. С. 184.

 

Список научной литературыМамонтова, Юлия Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аллайнос-Давлетшин А.И., Леонова E.B. Богиня Луны в текстах и иконографии древних майя // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. - С. 98116.

2. Александренков Э.Г. Каменные ошейники и жертвоприношения: О возможных связях населения Антил и Мезоамерики в Древности // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А.- С. 259-277.

3. Аргуэльес X. Фактор майя. В нетехнологический путь. Киев, «София», 1996 -256 с.

4. Аргуэльес X. Зов Пакаль Вотана. Время четвертое измерение. М. Изд-во «ЧИТРА», 2001 - 128 с.

5. Бабошкин M.JI. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М., Издательство Ипполитова, 2003. Под ред. Ершовой Г.Г., Беляева Д.Д. С. 33-40.

6. Баглай В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. М., Вече, 2005-336 с.

7. Баглай В.Е. Представления о мировых эпохах в древнемексиканской ацтекской мифологии. Л., Наука, 1977. 178 с.

8. Березкгш Ю.Е. Мифология аборигенов Америки: Результаты статистической обработки ареального распределения мотивов. // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. С. 277-347.

9. Бородатова A.A. Боги преисподней у древних майя // Религии мира. М., Наука, 1985.

10. Бородатова A.A. Изображения на керамике майя как историко-этнографический источник // Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., Наука, 1985. Под ред. Тишкова В.А. С. 64-84.

11. Бородатова A.A. Праздник Нового Года у майя // Экология американских индейцев и эскимосов: проблемы индеанистики. М., Наука, 1988. Под ред. Тишкова В.А. С. 323-334.

12. Бородатова A.A. Танец в центре мира (заметки о граффити Тикаля) // Американские индейцы: новые факты и интерпретации. Проблемы индеанистики. М., Наука, 1996. Под ред. Тишкова В.А. С. 167-221.

13. Бородатова A.A. Игра в мяч как путь в пещеру предков (к вопросу о семиотике ритуальной игры в мяч в древней Мезоамерике) // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. С. 129-176.

14. Бургете А.Р. К вопросу о философской мысли мезоамериканских цивилизаций // Историко-философский ежегодник. М., Наука, 1992 С. 77101.

15. Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М., Мысль, 1990 408 с.

16. Галленкалт Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., Наука, 1966 -212 с.

17. Гролиш М. Монтесума. М., Феникс, 1998 480 с.

18. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., Наука, 1972 -278 с.

19. Гуляев В.И. Города-государства майя. М., Прогресс, 1979 304 с.

20. Гуляев В.И. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации. М, Знание, 1983- 175 с.

21. Гуляев В.И. Забытые города майя. М., Искусство, 1984 184 с.

22. Гуляев В.И. Культ предков у древних майя // Религии мира. М., Наука, 1984.

23. Гуляев В. И. Типология и структура древних государств Мезоамерики // Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., Наука, 1985. Под ред. Тишкова В.А.- С. 52-63.

24. Гуляев В.И. Государственная идеология древних майя (к вопросу о культе царских предков) // Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки. М., Наука, 1990. Под ред. Башилова В.А. С. 155-185.

25. Гуляев В.И. Представления древних майя о загробном мире // Погребальный обряд. Реконструкция и интерпретация древних идеологических представлений. М., Изд-во Восточная литература РАН, 1999 -С. 31-53.

26. Джилберт Э., Коттерелл М. Тайны майя. М., Вече, 2001 352 с.

27. Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М., Издательство Ипполитова, 2003. Под ред. Ершовой Г.Г., Беляева Д.Д. 285 с.

28. Дэвлет Е.Г. Художественные изделия из камня индейцев Центральной Америки. М., Научный Мир, 2000 248 с.

29. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988 176 с.

30. Ершова Г.Г. Восприятие пространства и времени // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. Спб., 1996.

31. Ершова Г.Г. Песнопения майя (по материалам тетради А.Барреры Васкеса) // Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., Наука, 1985. Под ред. Тишкова В.А. с. 85-91.

32. Ершова Г.Г Заупокойные надписи майя // Древние системы письма. Этническая семиотика. М., Наука, 1986- с. 152-181.

33. Ершова Г.Г. Победные тексты майя // Латинская Америка, 1987, №1. с. 121-131.

34. Ершова Г.Г. Фрай Диего де Ланда. Древние майя: уйти, чтобы вернуться. М., Ладомир, 2000 564 с.

35. Ершова Г.Г. Цивилизационные процессы: урбогенез в Старом и Новом Свете // Развитие цивилизации в Новом Свете. Сборник статей по материалам первых кнорозовских чтений. М., Издательский центр РГТУ, 2000. Под ред. Логунова А.П. С. 8-30.

36. Ершова Г.Г. Ретроспективы и перспективы систематизации эпиграфического наследия майя: Корпус прочитанных надписей // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. С. 200-216

37. Ершова Г.Г. Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика. М., Апетейа, 2002 392 с.

38. Ершова Г.Г. Майя: тайны древнего письма. М., Алетейа, 2004 296 с.

39. Жирар Р. Насилие и священное М., Изд-во: Новое литературное обозрение, 2000 400 с.

40. Иванишевский С. Лунные циклы и жизнь правителей в Йашчилане, штат Чиапас, Мексика //Астрономия древних обществ. М., Наука, 2002. Под. ред. Потемкина Т.М., Обридко В.Н. С. 171-174.

41. Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики. М., Наука, 1985. Под ред. Тишкова В.А. 360 с.

42. История боевых искусств. t.IV От Нового Света до Чёрного континента. М., Олимп, 1997. Под ред. Панченко Г.К. 512 с.

43. История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. 576 с.

44. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М., ОГИ, 2003 296 с.

45. Карраско Д. Религии Мезоамерики // Религиозные традиции мира. М., Крон-Пресс, 1996, т.1. С. 106-244.

46. Кинжалов Р.В. Искусство древних майя. JL, Искусство, 1968 200 с.

47. Кинжалов Р.В. Культура древних майя. JI., Наука, 1971 364 с.

48. Кинжалов Р.В. Орел, кецаль и крест. Очерки по культуре Месоамерики. Спб., Наука, 1991-186 с.

49. Кинжалов Р.В. Письменные источники по истории и культуре древней Америки. Переводы, проблемы, задачи // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. -С. 354-361.

50. Кнорозов Ю.В. Население Мексики и Центральной Америки до испанского завоевания // Народы мира: Этнографические очерки: Народы Америки. Т.2., М., Наука, 1959. Под ред. Ефимова A.B., Токаревой С.А. 672 с.

51. Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.- JI., 1963

52. Кнорозов Ю.В. Пантеон древних майя. М., 1964

53. Кнорозов Ю.В. Религиозные представления древних майя по данным Jlac-Касаса и других источников // Бартоломе де Лас-Касас. М., 1964

54. Кнорозов Ю.В. Заметки о календаре майя: общий обзор // Советская этнография., 1971, № 2-3

55. Кнорозов Ю.В. К вопросу о классификации сигнализации // Основные проблемы африканистики: этнография, история, филология. М., Наука, 1973. Под ред. Бромлей Ю.В.

56. Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Д., Наука, 1975 -272 с.

57. Кнорозов Ю.В. Этногенетические процессы в Древней Америке // Проблемы истории и этнографии Америки. М., Наука, 1979 С. 193-205.

58. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Правитель и полководец из «Брода Ягуара» // Латинская Америка, 1982, №6. С. 112-123.

59. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Расшифровка надписи на сосуде древних майя // Латинская Америка, 1983, №3.

60. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Жрецы — астрономы майя. // Латинская Америка, 1983, №6. С. 127-137.

61. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Прорицание жреца // Латинская Америка, 1983, №3.-С. 123-137.

62. Кнорозов Ю.В., Ершова Г.Г. Легенды о происхождении майя // Экология американских индейцев и эскимосов. М., Наука, 1988. С. 247-256.

63. Кнорозов Ю.В. «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда как историко-этнографический источник // Ланда Д. де Сообщение о делах в Юкатане. М., Ладомир, 1994 322 с.

64. Кнорозов Ю.В. Имена богов в рукописях майя // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. С. 23-98.

65. Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты. М., Центрполиграф, 2001 237 с.

66. Котрелл М. Сверхбоги. М., ЭКСМО, 2004 304 с.

67. Красулин Е.А. Сакральная организация пространства селения у индейцев майя // История и семиотика индейских культур Америки. М., Наука, 2002. Под ред. Бородатовой A.A., Тишкова В.А. С. 225-250.

68. Культура Латинской Америки. Энциклопедия. М., Росспэн, 2000. Под ред. Пичугина П.А.

69. Кузьмищев В. А. Тайна жрецов майя. М., Молодая Гвардия, 1975 256 с.

70. ЛандаД. de Сообщение о делах в Юкатане. М., Ладомир, 1994 322 с.

71. Легенды, мифы и сказки индейцев майя. М., Издательский центр РГГУ, 2002. Под ред. Ершовой Г.Г. 202 с.

72. Леон-Портшъя М. Философия нагуа. М., 1961.

73. Медникова М.Б. Трепанации в Древнем Мире и культ головы. М., Алетейа, 2004 208 с.

74. Мифы народов мира. М., Российская Энциклопедия, 1997. В 2-х томах. Под ред. Токарева С.А.

75. Мосс М. Очерк о природе и функции жертвоприношения // Мосс М. Социальные функции священного. С.-Пб., Евразия, 2000 — 448 с.

76. Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. М., Ладомир, 1994 -256 с.

77. Сафронов A.B. Военное искусство индейцев майя: исторические источники и их изучение // Развитие цивилизации в Новом Свете. Сборник статей по материалам первых кнорозовских чтений. М., Издательский центр РГГУ, 2000. Под ред. Логунова А.П. -С. 136-157.

78. Тиле К. Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. М., Канон, 1996. Под ред. Красникова А.Н. С. 144-197.

79. Токовинин A.A. Некоторые аспекты игры в мяч у народов Мезоамерики. // Развитие цивилизации в Новом Свете. Сборник статей по материалам первых кнорозовских чтений. М., Издательский центр РГГУ, 2000. Под ред. Логунова А.П. С. 30-48.

80. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988

81. Фонтенроуз Д., Бэском В., Клаюсон К., Хьюман С. Обрядовая теория мифа. С.-Пб., Издательский дом Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2003 216 с.

82. Хроники открытия Америки. Новая Испания. М., Академический проект, 2000-496 с.

83. Хэнкок Г. Следы богов. В поисках истоков древних цивилизаций. М., Вече, 1998-496 с.

84. Эвиа К. Миф о пещерном змее на Северном Юкатане // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций. М., Издательство Ипполитова, 2003. Под ред. Ершовой Г.Г., Беляева Д.Д. С. 248-254.

85. Элиаде М. Arcana artisZ/Великое делание. Киев, София, 1995 288 с.

86. Элиаде М. Аспекты мифа. М., Инвест-lillll, 1995 239 с.

87. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.,Ладомир, 2000 -425 с.

88. Элиаде М. Священное и мирское. М., Издательство Московского Университета, 1994- 144 с.

89. Юревич В.А. Астрономия доколумбовой Америки. М., Едиториал УРСС, 2004- 156 с.

90. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., Гардарика, 1998 — 536 с.

91. Adams R.E. W. Prehistoric Mesoamerica. Boston, Little, Brown and Company,1977 454 p.

92. Andrews G.F. Maya Cities: Placemaking and Urbanization. Oklahoma, Oklahoma press, 1975 468 p.

93. Andrews E.W. Late Postclassic Maya Archaeology // Journal of field Archeology 1993. Vol. 8, № 1.

94. Ashmore W. Classic Maya Landscape and Settlement // Mesoamerican Archaeology: Theory and Practice. London, Blackwell Publishing, 2004. Ed. by R.A. Joyce, J.A. Hendon, P. 169-191.

95. Aveni A. F. Skywatchers of ancient Mexico. Austin, Univercity of Texas press, 1980 355 p.

96. Aveni A. F. Observadores del cielo en el México Antiguo. México, 1997 -301 p.

97. Bassie-Sweet K. At the Edge of the World: Caves and Late Classic Maya World View. Norman: University of Oklahoma Press, 1996 245 p.

98. Baudez C.F., Mathews P. Capture and sacrifice at Palenque // Tercera Mesa redonda de Palenque. Vol. IV, Monterey, California, Pre-Columbian Art Center, 1979. Ed. by M.G. Robertson.

99. Baudez C.F., Picasso S. Lost cities of the Maya. London, Thames & Hudson, 1992-176 p.

100. Brainerd G.W. The Maya Civilization. Los Angeles, 1954.

101. Bricker V.R. The Indian Christ, the Indian King: the Historical Substrate of Maya Myth and Ritual. Austin: University of Texas Press, 1981 368 p.

102. Bonor Villarejo J.L. Las cuevas mayas: simbolismo y ritual. Madrid, Instituto de Cooperacion Iberoamericana, 1989 256 p.

103. Caso A. El calendario mexicano. México, 1958 140 p.

104. Carrington L. El mundo mágico de los mayas. México, Instituto National de Antropología e Historia, 1964.

105. Coe M.D. The Maya. London, 1966 256 p.

106. Coe M.D. The Maya Scribe and his World. N.-Y., The Grolier Club, 1973 -160 p.

107. Coe M. D. Death and the Ancient Maya // Death and Afterlife in Pre-Columbian America. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1975. Ed. by E.P. Benson 196 p.

108. Coe M.D. Lords of the Underworld: Masterpieces of Classic Maya Ceramics. Princeton, Princeton University Press, 1978 142 p.

109. Coe M.D. Old Gods and Young Heroes: The Pearlman Collection of Maya Ceramics. The Israel Museum, Jerusalem, 1982 128 p.

110. Coe M.D. Atlas of Ancient America. N.Y., 1986 240 p.

111. Coe M.D., Van Stone M. Reading the Maya glyphs. London, Thames & Hudson, 2001 178 p.

112. Coe W.R. Caches and Offertory Practices of the Maya Lowlands // Handbook of Middle American Indians. Austin, 1965. Vol.2: Archeology of outhern Mesoamerica. Part 1.

113. Colas P.R., Reeder F., Webster J. The Ritual Use of a Cave on the Northern Vaca Plateau, Belize, Central America // Journal of Cave and Karst Studies. №3, 2003.-P. 3-10.

114. Covarriibias M. Indian art of Mexico and Central America. N-Y, 1957 360 P

115. Davies N. Human sacrifice in history and today. N-Y, William Morrow and Co, 1981-320 p.

116. Davies N. Human sacrifice in the Old World and the New: some similaritaties and differences // Ritual human sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone P. 211-226.

117. Demarest A.A. Mesoamerican Human Sacrifice in Evolutionary Perspective // Ritual Human Sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone P. 227-243.

118. Demarest A.A. Ideology in Ancient Maya Cultural Evolution: the Dynamics of Galactic Polities // Ideology and Pre-Columbian Civilizations. Santa Fe, School of American Research Press, 1992. Ed. by Demarest A.A. and Conrad G.W. P. 135-158.

119. Drew D. The Lost Chronicles of the Maya Kings. London, Weidenfeld & Nicolson, 1999-454 p.

120. Duran Fray Diego Book of the Gods and Rites and the Ancient Calendar. University of Oklahoma Press, Norman, 1971 502 p.

121. Edmonson Munro S. Human sacrifice in the Book of Chilam Balam of Tizimin and Chumauel // Ritual human sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone P. 91-100.

122. Edmonson Munro S. The Maya Faith // South and Meso-american Native Spirituality. From the Cult of the Feathered Serpent to the Theology of Liberation. London, SCM Press LTD, 1993. Ed. by H. Gossen P. 65-85.

123. Eliade M. Patterns in Comparative Religions. N-Y., 1963.

124. Fash, William L. Scribes, Warriors and Kings: The City of Copán and the Ancient Maya. London, 1991.

125. Fox J. W. Maya Postclassic State Formation. Cambidge, 1987 328 p.

126. Freidel D.A. Maya warfare: an example of peer polity Interaction // Peer Polity Interaction and Socio-Political Change. Cambridge, Cambrige University press, 1986. Eds. C. Renfrew and J. Cherry P. 93-108.

127. Freidel D.A. The Trees of Life: Ahau as Idea and Artifact in Classic Lowland Maya Civilization // Ideology and Pre-Columbian Civilizations. Santa Fe: School of American Research Press, 1992. Ed. by A. A. Demarest and G.W. Conrad.

128. Freidel D., Scheie L., Parker J. Maya Cosmos: Three Thousand Years on the Shaman's Path. N-Y, William Morrow, 1993 544 p.

129. Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston 336 p.

130. Furst P. Fertility, Vision Quest, and Auto-Sacrifice: Some Thoughts on Ritual Blood-Letting Among the Maya // Art, Iconography, and Dynastic History of Palenque. Part III, Segunda Mesa Redonda de Palenque. Pebble Beach, California, 1976 P. 181-193.

131. Garza de la, M. El universo sagrado de la serpiente entre los mayas. Mexico, Universidad Nacional Autynoma de Mexico 1984 462 p.

132. Girard Raf. El calendario maya-mexica. México, Editorial Stylo, 1948 195 P

133. Girard Raf. L'ésotérisme du Popol-Vuh. París, 1960-344 p.

134. Girard Raf. Los mayas eternos. Libro Mexicano, México, 1973.

135. Girard Raf. Los mayas. Su civilization. Su historia. Sus vinculaciones continentales. México, 1966 507 p.

136. Gossen G.H. Chamulas in the World of the Sun: Time and Space in a Maya Oral Tradition. Cambridge: Harvard University Press, 1974 382 p.

137. Graham J.A. The Hieroglyphic Inscriptions and Monumental Art of Altar de Sacrifisios. Cambridge, 1972.

138. Graulich M. Mythes et ritueles du Mexiques Ancient prehispanique. Bruxelles, 1987.

139. Graulich M. El sacrificio humano en Mesoamérica // Arquelogia Mexicana. 2003, Vol.XI, №63. P. 17-23.

140. Gusdorf G. I/expérience humain de sacrifice. París, 1948.

141. Hagen V. W. von World of the Maya. N-Y., 1960.

142. Hagen V. W. von Aztecas, mayas e incas. La Habana, 1971.

143. KirchhofP. Mesoamerica, Acta Americana 1, № 1, 1943. P. 92 107.

144. Historia de las civilizaciones antiguas de America. Madrid, 1977.

145. Kremer J, Uc Flores F. The Ritual Suicide of Maya Rulers // Eigth Palenque Round Table. Vol.X. San Francisco, Pre-Columbian Art Research Institute, 1996. Ed. by M.G. Robertson, M.J. Marci and J. McHargue.

146. Krickeberg W. Mitos y leyendas de los Aztecas, Incas, Mayas y Muiscas. México, 1971

147. Joyce R.A. Mesoamerica: A working Model for Archaeology // Mesoamerican Archaeology: Theory and Practice. London, Blackwell Publishing, 2004. Ed. by R.A. Joyce, J.A. Hendon, pp. 1-43.

148. Joyce T.A. The «Eccentric Flints» of Central America // The Journal of the Royal Anthropological Institute of Great Britain and Ireland. 1932. Vol.62. P. XXIV-XXV.

149. Larroyo Fr. Hubo filosofía entre los antiquos mexicanos en Revista Latinoamericana de filosofía» // Anuario de filosofía. 1961 №1.

150. Las ideas en la América Latina: una antología del pensamiento filosófico, politico y social. La Habana, 1985, vol. I.

151. Léon-Portilla M. De Teotihuacan a los aztecas. México, Universidad Nacional Autynoma de Mexico 1972 — 611 p.

152. Léon-Portilla M. Those made worthy by Divine Sacrifice: the faith of Ancient Mexico // South and Meso-american native spirituality. London, 1993 P. 41-64.

153. Léon-Portilla M. Tiempo y realidad en el pensamiento maya. México, Universidad Nacional Autynoma de Mexico 1968 214 p.

154. La mentalidad maya: textos literarios. Madrid, Editora Nacional, 1981 362 P

155. Libro de Chilam Balam de Chumayel. México, Secretaria de Educación Publica, 1973- 191 p.

156. Lopez Austin A. The Human Body and Ideology: concepts among the ancient nahuas. Salt Lake City. 1988.

157. Lopez Austin A. La magia y la adivinación en la tradición mesoamericana // Arqueología Mexicana. Vol.XII, №69. P. 20-29.

158. Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens. London, Thames & Hudson, 2000 242 p.

159. Marcus J. The Iconography of Power among the Classic Maya // World Archaelogy, 1980. Vol. 13, №1 P. 83-94.

160. McAnany P.A. Living with the Ancestors: Kinship and Kingship in Ancient Maya Society. Austin, University of Texas Press, 1995 213 p.

161. McAnany P.A. Ancestors and the Classic Maya Built Environment // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, 1998. P. 271-298.

162. Miller M.E. The Art of Mesoamerica from Olmec to Aztec. N.Y., 1986 2401. P

163. Miller M.E. A Design for Meaning in Maya Architecture // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston. P. 187-222.

164. Mitos cosmogonicos del México indígena. México, 1987 317 p.

165. Morley S.G. The Ancient Maya. Stanford, Stanford University press, 1984 -892 p.

166. Newsome E.A. Precious Stones of Grace: A Theory of the Origin and Meaning of the Classic Maya Stela Cult // Eight Palenque Round Table. Vol.X San-Francisco, Pre-Columbian Art Research Institute, 1996. Ed. by M.G. Robertson, M.J. Marci and J. McHargue.

167. Nicholson J. Mexican and Central American mythology. London, Bedrick,1985 144 p

168. Pearson M.P., Richards C. Ordering the World: Perceptions of Architecture, Space, and Time // Architecture and Order: Approaches to Social Space. London, 1994-264 p.

169. Pina Chan R. Mesoamérica. México, 1960

170. Proskouriakoff T. El arte maya y el modelo genetico de cultura // Desarrollo cultural de los mayas. México, Univercidad National autonoma, 1964. Ed. por E.Z. Vogt y A. Ruz Lluillier P. 179-193.

171. Ritual Human Sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone 252 p.

172. Robicsek F., Hales D. Maya Heart Sacrifice: Cultural Perspective and Surgical Technique // Ritual human sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone P. 49-91.

173. Ruz Lluillier A. Costumbres funerarias de los antiguos mayas. México, 1968.

174. Ruz Lluillier A. La civilization de los antiguos mayas. La Habana, 1974.

175. Scheie L. Human Sacrifice among the Classic Maya // Ritual Human Sacrifices in Mesoamerica. Washington, Dumbarton Oaks Library and Collection, 1984. Ed. by E.H. Boone P. 7-48.

176. Scheie L. The Iconography of Maya Architectural Facades during the late Classic Period // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston. P. 479-517.

177. Scheie L., Freidel D. A Forest of Kings: the Untold Story of the Ancient Maya. N-Y, William Morrow, 1990 544 p.

178. Scheie L., Miller M. E. The Blood of Kings: Dynasty and Ritual in Maya Art. N-Y, George Braziller/Forth Worth: Kimball Art Museum, 1986 336 p.

179. Scheie L., Villela K. D. Creation, Cosmos, and Imagery of Palenque and Copan // Eighth Palenque Round Table. Vol.X. San Francisco, Pre-Columbian Art Research Institute, 1996. Ed. by M.G. Robertson, M.J. Marci and J. McHargue.

180. Séjourné L. Pensamiento y religion en el México Antiguo. México, 1983.

181. SoustelleJ. El universo de los aztecos. México, 1982.

182. Soustelle J. Les Olméques: la plus ancienne civilisation du Mexique. Paris, 1983.

183. Stephens J. L. Incidents of Travel in Central America, Chiapas, and Yucatan. N-Y, 1841.

184. Stuart D. «The Fire enters his house»: Architecture and Ritual in Classic Maya Texts // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston. P. 373-425.

185. Stuart D. Ritual and History in the Stucco Inscription from Temple XIX at Palenque // PARI Journal. Vol. 1, №1, 2000.

186. Stuart D. La ideología del sacrificio entre los mayas // Arquelogia Mexicana. 2003, Vol.XI, №63. P. 24-29.

187. Stuart D. Longer Live the King: the Questionable Demise of K'inich K'an Joy Chitam of Palenque // PARI Journal. Vol. IV, №1, 2003.

188. Stuart D. New Year Records in Classic Maya Inscriptions // PARI Journal. Vol. V, №2, 2004.

189. Sullivan L.E. Icanchu's drum: an orientation to meaning in South American religion. N-Y, 1988.

190. Taube K. The Classic Maya Maiz God: a Reappraisal // Fifth Palenque Round Table. Vol. VII. San Francisco, Pre-Columbian Art Research Institute, 1985. Ed. by M.G. Robertson and V. Fields. P. 171-181.

191. Taube K. The Jade Hearth: Centrality, Rulership, and the Classic Maya Temple // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston. P. 427-478.

192. Thompson J.E.S. The Rise and Fall of Maya Civilization. Norman, University of Oklahoma press, 1954.

193. Thompson J.E.S. Maya History and Religion. Norman, University of Oklahoma press, 1970-415 p.

194. Thompson E. H. Archaeological Researches in Yucatan. PMM, V. Ill, 1904.

195. Tozzer A.M. A comparative study of the Mayas and the Lacondones. N-Y, 1907.

196. Villa Rojas. A. Estudios etnologicos: los mayas. México, Universidad Nacional Autynoma de México 1985 636 p.

197. Vogt E.Z. The Genetic Model and Maya Cultural Development // Desarrollo cultural de los mayas. México, Univercidad National autonoma, 1964. Ed. por E.Z. Vogt y A. Ruz Lluilier P. 9-48.

198. Vogt E.Z. Tortillas for the Gods: a Symbolic Analysis of Zincanteco Rituals. Cambridge: Harvard University Press, 1976 234 p.

199. Webster D. Classic Maya Architecture: Implications and Comparisons // Function and Meaning in Classic Maya Architecture. Washington, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1998. Ed. by S.D. Houston. P. 5-47.

200. Webster D. The Fall of the Ancient Maya. London, Thames and Hudson, 2002-372 p.

201. Zender M. Sport, Spectacle, and Political Theater: New Views of the Classic Maya Ballgame // PARI Journal. Vol. IV, № 4, 2004.