автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства, XIX-XX вв.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Тучкова, Наталья Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Диссертация по истории на тему 'Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства, XIX-XX вв.'

Текст диссертации на тему "Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства, XIX-XX вв."

\ /

томский государственный университет

На правах рукописи

Тучкова Наталья Анатольевна

Жилища и поселения южных селькупов как компоненты обжитого пространства (XIX - XX вв.).

Специальность 07.00.07. Этнография, этнология и антропология

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.М.Кулемзин

Томск 1999 г.

содержание.

Введение.......................................................................................... 1 -

Глава 1 земля обитания............................................................. <f ¿/-

1. Реальный мир в системе селькупской космологии..................................

2. Происхождение обитаемой земли...................................................... sfg

3. Рельеф земли.................................................................................

3.1. Камень............................................................................

3.2. Земные возвышенности.......................................................

4. Лесной покров земли.......................................................................

5. Водоёмы......................................................................................

5.1 .Пойменные водоёмы..........................................................

5.2.0зера.............................................................................. yLf

5.3.Рек и................................................................................ IfÇy

5.4.Мор е...............................................................................¿¡Q

Выводы........................................................................................... /Ту

Глава 2 жилища южных селькупов........................................ 5J - áyf-

1. К проблеме классификации селькупских жилищ.................................... /Г2,

2. Жилые постройки....................................;.,'..................................... tffy

2.1.Каркасная коническая постройка (чум)......................................

2.2.Каркасная наземная постройка типа «скат-кровля»..................... й 3

2.3.Каркасная конструкция в виде полуцилиндрического свода.......... Qlf

2.4.Каркасная усеченно-пирамидальная постройка..........................

2.5.Каркасно-самонесущая пирамидальная постройка....................... ^

2.6.Каркасно-самонесущая призматическая постройка углубленная

в землю (карамо)................................................................

2.7.Самонесущие постройки (изба-сруб)....................................... Ц С/

3. Хозяйственные постройки................................................................ ^у

3.1. Свайный амбар................................................................... ^

3.2. Хлебная уличная печь..........................................................

3.3.Навес ы.............................................................................. /у

3.4.Сарай для скота.................................................................. fíif

4. Пространство около дома..................................................................

5. Пространство внутри жилого помещения.............................................. fî'f-

5.1.Общий вид.......................................................................

5.2.Вещи в селькупском доме...................................................... CfJ^

5.3.0чаг..................................................................................

6. Номинация жилища у южных селькупов............................................... cjjf

6.1.0 термине «мат (niât)»........................................................... у q

6.2.0 термине «коре (kure/kore)»................................................... /£>/

6.3.0термине «юрта»................................................................ fО?)

6.4.0 термине «корамо/карамо»....................................................//%< /

6.5.0 термине «балаган (balagan)» Выводы........................................................................................../¡0¿

Глава 3 южноселькупские поселения..................................../¡q^- ^jjl

1. Типы селькупских поселений............................................................ ,,/og

2. Месторасположение селькупских поселений......................................... J

3. Внешний вид................................................................................ 4 4

4. Планировка..................................................................................

5. Плотность расселения селькупов и размеры южноелькупских поселений.....................................................................................

6. Структура названий южноселькупских поселений.................................. ^А

7. Наиболее древние селькупские поселения (из известных в XIX в.)..............

8. Образование новых поселений...........................................................

9. Исчезновение поселений..................................................................

10. Пространство южноселькупского поселения.......................................... ^

ВЫВОДЫ............................................................................................ /Ш,/

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................щ

Приложение 1 Стационарные поселения селькупов................................... ^//(Ц - 4

Приложение 2 Фамильный состав южной группировки селькупов................. ^ - ^-¡^

Список информаторов (и краткие сведения о них)..............................................................................-/Т^

Список источников и использованной литературы...................................... ^ х ;/____

Иллюстрации...................................................................................... ¿¡у О

ВВЕДЕНИЕ.

Жилище человека - один из наиболее существенных элементов его культуры, так как создается им, исходя из самых насущных потребностей. Поселения и жилища наряду с одеждой и пищей включены этнологами в список основных компонентов жизнеобеспечения любого человеческого коллектива, и таким образом они занимают важнейшее место в системе культуры любой этнической общности. Именно поэтому изучение поселений и жилищ имеет принципиальное значение для постановки и решения различных вопросов хозяйственной, социальной и духовной жизни людей.

В мировоззренческом аспекте поселения и жилища каждого этноса сопряжены с глобальной проблемой духовного освоения человеческим коллективом окружающего пространства - мысленное «обживание» хозяйственно значимой территории, разграничение «своего», «одомашненного» мира и мира «чужого», как реального, так и ирреального.

Исследователи традиционного мировоззрения на различном этническом материале пришли к выводу, что «представляется возможным говорить о нескольких уровнях структуры освоенного пространства. Во-первых, это жилище - пространство, максимально освоенное и усвоенное человеком. Во-вторых, это пространство, непосредственно примыкающее к жилищу... В-третьих, это хозяйственно освоенная родом (семьей) территория... С удалением от дома пространственные и временные характеристики теряют свою определенность...Место точных знаний занимает приблизительность, неуловимо превращая мир действительный в мир возможный» (Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири,1988:41-42).

Культура селькупов, как и ряда других народов обширного региона Северной Азии, генетически восходит к тому прототипу человеческой культуры, носители которой не преобразовывали активно природу, не подчиняли ее себе, а по возможности максимально приспосабливались к вмещающему их пространству. Занимаясь рыболовством на Оби и таежных обских притоках, а также охотой на лесного зверя и собирательством дикорастущих ягод и кедровых орехов, люди - носители данной культуры - являлись своеобразным звеном геобиоценоза - сложной совокупности всех обитателей конкретной территории, связанных в одно целое общностью условий существования. Дом для селькупа никогда не ограничивался стенами его жилища. Дом для него - это вся хозяйственно освоенная им территория, включающая необходимые для жизнеобеспечения промысловые угодья. Нельзя представить и понять селькупскую культуру, как и любую другую культуру, в отрыве от среды ее обитания.

По совокупности сведений, собранных в XIX-XX вв. этнографами и лингвистами, южные селькупы обитали в бассейнах рек Тыма, Нижнего Васюгана и его притоков -Чижапке и Нюрольке, на Парабели и её двух истоках - Чузике и Кёнге, на Кети, Чае, в низовьях Чулыма, а также по Оби между устьями этих рек.

Самым нижним на Оби селькупским населенным пунктом в середине XIX в. финский исследователь М.А.Кастрен упоминает юрты Каглеакские. В конце XIX в. таковыми считались юрты Мурасовы на 1663-м км Оби (устное сообщение Н.В.Лукиной; ПМА, 1995). Как самые верхние юрты остяко-самоедов М.А.Кастрен отметил юрты Амбарские (1103-й км Оби). Он писал: «Чулым можно принять за южную границу самоедской области, хотя самоедское народонаселение, переходя за устье Чулыма, и распространяется вверх по Оби еще на 25 верст, до Амбарских юрт...Северную границу томских Самоедовъ (если исключить Остяцкое население при Васюгане), образует река Тым, почти составляющая предполагаемую границу между Томскою и Тобольскою губерниями» (Кастрен, 1860:292).

По данным С.К.Патканова, самые южные юрты на Оби, где проживали остяко-самоеды (в 1897 г. - 3 чел.), были юрты Салтанаковы Соргулинской инородческой волости (1000-й км по фарватеру Оби) (Патканов,1911:155). М.Б.Шатилов, ссылаясь на С.К.Патканова, считал, что «последним населенным самоедским пунктом вверх по Оби в Нарымском крае, самой южной точкой расселения здесь самоедов являются юрты Казырбак», которые располагались на 1062-м км Оби, «саженях в 50 от левого берега Оби на «Казырбакском затоне», близ устья р.Шегарки» (Шатилов, 1927:139).

Очерченные в XIX в. границы расселения южных селькупов подтверждаются более древними данными селькупской топонимики, которые констатируют явную и долговременную локализацию в означенном регионе носителей селькупского языка. Ареал плотного распространения селькупских гидронимов включает в себя бассейн Средней Оби от устья Ваха на севере до низовьев Чулыма на юге. На западе он распространяется до правобережья Иртыша. Юго-запад ограничен бассейном р.Шегарки. На востоке - верховьями рек Кети и Тыма (Дульзон, 1950; Беккер,1965).

Территория «верхнего отрезка Средней Оби» с прилегающими к нему обскими притоками, издавна называемая Нарымским краем, по данным ряда исследователей (Кастрен, 1860; Дульзон, 1950,1961; Бояршинова, 1960; Долгих, 1960; Пелих, 1972, 1981; Васильев В.И., 1979, 1993; Чиндина,1977, 1978, 1982, 1991; Хелимский, 1983, 1989; Напольских, 1997 и др.) являлась районом формирования, становления селькупского этноса. Археолог Л.А.Чиндина непосредственно рёлкинскую археологическую культуру (YI - IX вв. н.э.) связывает с существованием праселькупской общности в Среднем

Приобье, которая «непрерывной археологической цепочкой» соединяет относительную древность и недавнее историческое прошлое этого народа (Чиндина, 1991). Более того, этот ареал частично совпадает с самодийской прародиной (Хелимский, 1983, 1989; Напольских,1997), так как именно в южно-таежной зоне Обско-Енисейского междуречья по данным прасамодийского языка локализуются его носители.

Долговременное пребывание на одной и той же территории человеческого коллектива, обладающего преемственностью поколений, а значит и определённой исторической памятью, не могло не создать как мифопоэтический облик этой земли, так и сумму конкретных знаний о ней, необходимых людям для выживания в суровых природно-климатических условиях, существовавших на протяжении тысячелетий в данной местности. Свой «национальный образ мира» был создан обитателями данной территории - предками селькупов, и он дошел до нас благодаря народной памяти носителей селькупского языка и традиционного мировоззрения. Совокупность представлений селькупов о природе, их «вариант инварианта», является тем базисом, из которого проистекают иные идеи и образы, пронизывающие все составляющие элементы их культуры, в том числе основные из них - жилище и поселение.

Как отмечают исследователи, любое жилище представляет собой «сложный культурный комплекс, слагающийся из жилых и хозяйственных помещений, выполняющих различного рода функции - жилые, хозяйственно-бытовые, эмоционально-эстетические, религиозно-обрядовые, символические»

(Чижикова, 1997:3). Описание построек народов Сибири содержатся в многочисленных работах общего характера авторов XVII - начала XX вв.: П.С.Палласа, И.Г.Георги, И.П.Фалька, А.Миддендорфа, Г.Новицкого, Г.Ф.Миллера, В.В.Радлова, И.Э.Фишера, Н.М.Ядринцева, У.Т.Сирелиуса и многих других. Описания различных жилищ, бытовавших у южных селькупов, были сделаны М.А.Кастреном (1860), Н.Милеску-Спафарием (1882; 1997), У.Т.Сирелиусом (1983), К.Доннером (1910),

А.Ф.Плотниковым (1901), М.Б.Шатиловым (1927), Е.Н.Орловой (1928).

В 1947 г. появилась статья Е.Д.Прокофьевой, в которой на этнографическом, фольклорном и лингвистическом материале реконструировалось «древнее жилище селькупов», точнее - вероятное жилище предков селькупов - землянка карамо. В 1956 г. в фундаментальном сборнике «Народы Сибири» ею был написан очерк «Селькупы», и, в частности, раздел, посвященный жилищу селькупов, подготовленный в основном на материале северной их группы с указанием особенностей для жилищ южных селькупов.

А.А.Попов в «Историко-этнографическом атласе народов Сибири» (1961) впервые обобщил и перечислил в рамках своей авторской типологии сибирского жилища все основные типы жилых сооружений, бытовавших как у северных, так и у южных селькупов и дал их краткое описание.

В 1950-1960-е гг. томским этнографом Г.И.Пелих были осуществлены планомерные и целенаправленные полевые исследования культуры нарымских селькупов. В экспедициях Г.И.Пелих участвовали студенты ТГУ, ставшие впоследствии известными российскими этнографами - Н.В.Лукина, Э.Л.Львова, И.Н.Гемуев, В.М.Кулемзин, Н.А.Томилов и др. В 1959 году ими были обследованы селькупские поселки реки Тым, в 1960 г. - на рр. Оби и Парабели, в 1961 г. - на р.Оби (пос. Инкино, Иванкино), в 1963 г. - на р.Кети. Собранные в полевых условиях сведения по жилищам и поселениям селькупов вошли впоследствии в статьи и монографии Г.И.Пелих (см.: Пелих, 1966; 1972; 1981 и др.). Экспедиционные материалы Г.И.Пелих хранятся в архиве Музея археологии и этнографии ТГУ. В данной работе автором диссертации они не используются.

Г.И.Пелих (1966; 1972) на этнографическом материале, собранном у южных селькупов, произвела собственную типологию их жилых построек и сделала описание основных, выделенных ею типов жилищ, а также провела этноисторическую корреляцию. Работы Г.И.Пелих послужили отправной точкой в исследованиях жилищных комплексов и поселений селькупов для всех последующих исследователей селькупской культуры.

В 1984 г. вышло в свет первое монографическое исследование по истории семьи у селькупов, написанное И.Н.Гемуевым на обширном этнографическом, фольклорном и архивно-статистическом материале, в котором кроме вопросов, касающихся функционирования семьи у селькупов, ее воспроизводства как института и ее исторической трансформации, а также анализа собственно внутрисемейных отношений, приведены многочисленные сведения о селькупском быте и этикетных нормах внутри жилища (Гемуев,1984).

Подробное описание и анализ жилищных конструкций северных селькупов был предпринят С.В.Лезовой (1987;1991).

Современных исследователей волнуют, главным образом, историко-сравнительные и генетические вопросы, связанные с жилищем народов Сибири, и в особенности проблемы типологизации и классификации жилищ (Очерки культурогенеза народов Западной Сибири, 1994; Традиционное жилище народов России, 1997 и др.), в рамках

которых авторы (Н.В.Лукина, П.Е.Бардина, З.П.Соколова) уделяют внимание типам жилищ, бытовавших в том числе и у северных и южных селькупов.

Дом-жилище - это очень близкое к человеку пространство, фактически неотделимое от него самого, и одновременно это способ обособления человека от окружающего мира, одна из первых границ, отделяющих «своё» от «чужого». При этом очевидно, что устройство жилища всегда было и есть своеобразный отпечаток того, что человек видит вокруг, оно - «макет мироздания», «национальный космос в миниатюре». С другой стороны, «дом...есть выражение нутра человека, невидимого устройства его души, проекция сокровенного микрокосмоса», так как «человек творит дом, как Бог мир - по своему образу и подобию» (Гачев, 1995:3 8).

Как отмечал И.Н.Гемуев, исследуя мировоззрение народа манси: «Изучение «космических аспектов» дома завоевало ныне прочные позиции не только в зарубежной, но и в отечественной этнографии.. .Не обходят данную проблему и авторы новейших работ по мировоззрению традиционных обществ» (Гемуев,1990:10; см. также Байбурин,1983; Гемуев,1984; Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири,1988; Головнев,1995; Туров, 1997). Однако работы, посвященные мировоззренческим аспектам именно южноселькупского жилища, отсутствуют.

В ареале обитания южных селькупов в XIX - первой половине XX вв. фиксируется около двухсот стационарных селькупских поселений. Наиболее полные статистические обследования южноселькупских поселений были проведены в конце XIX в. С.К.Патканов, в работе «Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев» (1911), написанной им по данным переписи населения 1897 г., в разделе «Томский округ» привел сведения по 173 юртам (находившихся в 33 инородческих волостях), в которых проживали остяко-самоеды. Сведения эти касались только численности жителей в юртах с разделением на лиц мужского и женского пола, причем отдельно выделены данные по остяко-самоедам (селькупам), угорским остякам (хантам), «коренным тюркам (инородцам)» , «татарам (крестьянам)» и русским.

А.Ф.Плотников в своем сочинении «Нарымский край» (1901) дал краткие описания 125 селькупских и 39 хантыйских населенных пунктов по 24 инородческим волостям Нарымского края. «За отсутствием материалов и мало сохранившихся преданий» ему пришлось ограничиться «очень краткими сведениями, лично собранными...на месте, льстя себя полной уверенностью, что сведения эти, составляя все-таки исторический и статистический материал, не будут лишними �