автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Жизнь и творческий путь Аббаса Панахи Макулу

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Алыев, Сулейман Гачай оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творческий путь Аббаса Панахи Макулу'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творческий путь Аббаса Панахи Макулу"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени НИЗАМИ

На правах рукописи

АЛЫЕВ СУЛЕЙМАН ГАЧАЙ оглы

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ АББАСА ПАНАХИ МАКУЛУ

10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации ¡:а соискание ученой степепя кандидата филологических наук

Б а к у — 1 9 9 2

Работа выполнена в отделе истории литературы Южного Агербайджана XIX—XX веков Ордена Дружбы народов Института литературы имени Низами Академии наук Азербайджана.

Научный руководитель: доктор филологических наук Ахмедов Т. А.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Халилов Г. Г., доктор филологических наук Мамедов А. Ю.

Ведущая организация: Азербайджанский государственный педагогический университет им. Насиредднна Туси.

Защита состоится «¿¿7 » 1992 г. в 14.С0 часов

на заседании Специализированного'совета Д. 004.14.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Ордена Дружбы народов Институте литературы им. Низами Академии наук Азербайджана (адрес: 370143, г. Баку, пр. им. Азизбекова, 31, Главное здание, V этаж".

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Азербайджана.

Автореферат разослан « » _________ 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного сове! кандидат филологических

Османлы С. Ю.

- з - ■ ОШЯ ХлРАКТЖГША

Актуальность темы. С условиях, когда пс§ больие рг лт зз»?ад культурны® связи некьу государствами бывпего СССР и етрак&ии Востока, когда ликвидируются искусственнее преграды между народами» научение творчества ряда деятелей литературы и культура в езете новых задач современного общества приобретает особо важное значение.

Исследование в тахом плане творчества Аббаса Хаджи Алекпер огды Панахн Махулу - свидетеля двух общественных формаций, писателя демокрятичесхой литературы Южного Азербайджана является одной яз актуальных проблем азербайджанского литературоведения.

Аббае Хаджи Алекпер сглн Папахи Макулу - писатель сложной творческой судьбы,- благодаря .своим сатирически«, лирическим стихам и художественной прозе, занимает видное место в истории современной литературы Южного Азербайджана.

С 192? года А.¡Т.Макулу, находясь а Северном Азербайджане, занимается поэтической деятельностью. В своих стихах он пропагандирует уоэобновление и критикует отрицательные стороны нового. Без всяких преувеличений можно сказать, что все те произведения П.Макулу, которые он написал после ссылхи, ярко отображают историческую революции народа Южного Азербайджана. Для изучения господст-воваввих в Иране и Рлноч Азербайджане Феодальных отношений, нарас-тавпеП соцкаяьногполитическоЯ борьбы метау крестьянами и землевладельцами, задавленности, бесправия народных масс под деспотическим гнетом Мухамкедаля паха, Ахмед мха, Рзи ваха я т.п., особу» ценность представляет прозаическое наследие писателя^ его повести и исторические романа.

Творчество Панахи Макулу - художественная летопись противоречивого я сложного исторического прозлого народа 0*чого Азербайджана. Одна часть его творческого пути приходится на начало XX веха, другая - на $0 - 60-з годн. Произведения Панпхи Макулу, созданные ян на обоих этапах» оказали определённое воздействие на содержание, характер национального литературного процесса, теденнив его развития. Можно со всей уверенностью утвертаать, что современну» литературу Юетого Азербайджана невозможно считать полноценной вне учёта творческого наследия Пянахи Нахулу. Действительно, Пзкяхи Макулу был одним из основоположников жанра художественной прозы в демократической литературе Г?ного Азербайджана. Содержание ?.го творчества, глубоко привязанного к восточной литературе, нгразр:;-

- * -

иными узами связанного с фольклором, составили идеи просветительства и культуры, разоблачение невежества и отсталости, религиозных предрассудков, неустанная борьба за самобытность и процветание родного языка, борьба за свободу и независимость своего народа.

Произведения Панахи Макулу в целом обогатили художественную прозу демократической литературы Южного Азербайджана в тематической, жанровом аспектах, в значительной мере определили направление и развитие национальных традиций. Высоко оценивая исторические романы писателя и перевозы их на русский язык, Я.Климович отмечал, что произведения, вокедшие в книгу "Саттархан", свидетельствуют о стремлении писателя более художественно и реалистично пересмотргть спзт революционной борьбы в Южном Азербайджане.

Проза Панахи Макулу примечательна и в свете изучения исторических этапов развития, специфических качеств реалистического метода в художественной литературе. Хотя писатель начал свой творческий путь как поэт, публицист, им созданы замечательные образцы прозаического кпнра. В этом плане исследование и анал.-гз художест-1гнных произведений писателя приобретает актуальное значение.

Творческая деятельность Панахи Макулу привлекла внимание ряда исследователей, поэтов, переводчиков. Так, в связи с выходом в свет художественных произведений появились статьи, с докладами о творческой деятельности Панахи Макулу выступали на II съезде писателей Азербайджана, говорилось о своеобразии идейно-художественных основ творче-ства и т.п. - .

Вместе с тем богатое художественное наследие писателя е точки зрения научного освещения биографии писателя, его мемуаров, определения заслуг в развитии демократической литератур! к специальному исследованию не привлекалось.

Первое слово о прозе писателя принадлежит перу И.Новрузова. В 1950 году в предисловии "Несколько слов" к роману "Тебризские ночи" он писал: "Рассказы, вошедшие в эту книгу, свидетельствуют о стремлении писателя более выразительными красками реалистически отобразить революционную борьбу народа Азербайджана"

Интересные мысли и суждения содержатся в статьях о П. Макулу, написанных в разные годы Н.Ибрагимовым, А.Заиановык, Л,Климовичем, Г.Македзаде, Г. Биджари, А.Мамедовык, Й.НоврузоЕым, Б.АзерогЛу, Х.Керимосым, писателем-публицистом М.Афиятом. Интересные замена-

А Макулу (Панахи). Тебризские ночи. Баку, Азерневр, 1950,

стр. 6-7.

- J -

ния о творчестве А.П.Яокулу содераатся .в научна* труде л "5 готических статьях М.Дяафарова, Г.Халилова, С.Асадуллаева , !1Л;,;:афар-пура, А.Туде . »

Его творчество сегодня находится в центре вникания напей литературоведческой мысли, однако комплексное рассмотрение художественной прозы писателя не ставилось задачей специального ис-~ следования.

Объект исследования. Предмет исследования составило прозаическое наследие ГТанах« Макулу, автографы, фельетоны, рассказы "Таинственный пастух", "Красные ашуги", "Тебризские ночи", "Два соперника", "Бездомные", повести "Единство", "Борцы", "Таинственное подземелье"¿исторические романы: "Саттархан", "Таинственное подземелье", "Хиябани", " Гейдар Амиоглу", "Евнухи", а также произведения, вошедшие" в различные альманахи, рукописи произведений, • находящиеся'как в личном, так и в государственном архивах.

В орбиту исследования вопли и некотврые художественные образцы, созданные'им Fia начальном этапе творческого пути, а также богатейший, можно сказать, eqë не ..зученный личный архив писателя, привлечены к рассмотрению связанные с темой литературно-критические материалы, различные сведения, содержащиеся в периодической

печати.__' •

И.Новрузов.Несколько слов.А.Макулу(Панахи),"Тебризские ночи", Баку,Азернешр,193р;А.Мамедов.иТебризские ночи" ."Здебият газети", 17 августа 1950;Г.Биджари."Тебризсхие ночи",газета "Азербайджан", 9-I2-I6 января 1952; № 412,413,414; Али Туде."Пути развития нашей литература",газета "Азербайджан",29 июня 1957,№ $60; Г.Мамед-заде. "Роман о "Саттархане'и,газета"Эдебият ве инджесенет",21 июня 1958; А.2аманов."Каталог литературных сведений",газета"Эдебият ве инджесенет",II мая 1963;Л.Климович."Аббас Панахи Макулу",А.П.Макулу"Сат-тархан".Москва,1963;М.Афият."Видный представитель нашей революционно-демократической прозы",газета "Азербайджан",(с арабским алфавитом),25марта 19б4;М.Длсафаров. "Романтика жизни",Баку,А?ернешр, i960,стр. 140;И.Джафарпур."Литературные контакты - мосты дружества" газета"Азербайджан",1972,25 октября,® 1941;Г.У.алююв."Из история развития Азербайджанской прозы", изд-воиЭлмп .Баку ,1973, стр. 153-154 ; С. Асадуллаев."История,мастер,современность".Тякджлик".Баку,1975; Б,Азероглу."Автор исторических романов",га"зета"Коммунист",27 мая 1982;Сулейман Алиев."Роман о полководце национально-освободительного движения Южного Азербайджана" ,журнал"Улдуз" ,1985,» 7 и т.д.

- б -

Лель я задачи исследования. Главной целью диссертации явился всесторонний анализ жудсжественной прозы А.Паиахк Макулу б свете требований современной литературоведческой науки. Диссертант стремится анализировать рассказы, повести и исторические романы А„Панахи.Макулу в контексте эпических традиций эпохи, определить спецкФиху художественного вырвяеник и мастерства писателя.

В круг задач, поставленных диссертантом, входило:

- характеристики социально-политической среды, повлиявшей на формирование мировоззрения, писательского дарования, жизненный к творчесхий путь Панахи Макулу;

- всесторонней анализ повестей, рассказов и романов писателя в аспекте идейного содержания, проблематики и художественного ма-стеротэз;

- ои?нка художественных произведений с точки зрения отражена в них национально-освободительного движения и худояественных образцов револанионных героев.

Теоретическая основа исследования. В процессе исследования диссертант опирался на позитивный литературоведческий опыт, ориентировался на новые подходы в переосмыслении духовного опыта. В диссертации использован историко-хронологический принцип.

Кяучкая нояизиз , практическое значение исследования. В диссертации впервые проведено комплексное исследование богатого на-слегия А.П.Макулу. В процессе исследования диссертант выявил степень отражённости а его творчестве социально-политической атмосферы Южного Азербайджана, освободительной борьбы народа, содержание образов революционных героев, достоинства прозы писателя»

Диссертант оказался первый, кто в азербайджанском литература-ведении составил научну«) биографию А.П.Макулу, высказал свов точку зрения на его позицию, а также конкретизировал тот факт, что этот иаетер, н& получиввий полного образования, писал стихя под влиянием поэта, революционера-сатирика М.А.Сабира. В диссертация подчёркивается, что Макулу - автор первых исторических романов в демократической литературе Южного Азербайджана.

За революционную деятельность в период жизни в Иранской Азербайджане А.П.Макулу подвергся аресту, какой-то период бил в Маку, затем был выслан в Урмию, а уже потом пожизненно был выслан в город 2а таган.

В диссертации впервые были проанализированы фельетоны писателя, а также определена цела критики его Фельетонов. В хэде после-

-m « f ..

доэанкя диоевртан? оЗпа^жкл, чтэ какоторк-г пр«к;,!32г-,.5нг:я nsears-яя били уяичтожекк s KbcwsM АзевбаЯяяаяв под даилвшеи

Восстановлена страница з биографии А.П.Макулу, связанная с его борьбой ка;с ¡трэ^еосгонального революционера против режима На-медрза иа:<а. В диссертации охарактеризованы теоретические воззрения писателя, его обличительные приёкы, осмысленные с позиции достижений с овременного литературоведения.

Диссзртаиия может способствовать более глубокому и объективному исследования творчества А.Панохи Ma-сулу, а также истории прозы демократической литература 'Рлотого Азербайджана, вопросов жанра, метода, стиля, идейности и художественного мастерства.

Материала диссертация могут бить использованы при создании очерков по истории демократической литературы, а такяе истории межнациональных связей азербайджанской литература.

Апробация диссертации.Диссертация Екполнеиа в отделе истории литературы Южного Азербайджана ордена Дружба народов Института литератур! имени Низами Академии наук Азербайджана.

Основные положения работы нашли своё отражение в ряде статей з республиканской печати,, а такие тезисах.докладов.

Структум диссертации.Лисссртация состоит из введения, двух глав Си двух разделов по второй главе), ¡заключения и библиографии.

Содержание диссертации Во ивелении обосновывается актуальность теки, определяются цель, задачи, научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава диссертации "Жизнь А.П.Макулу и взгляд на его литературную деятельность" посвянена освещению общественно-политической и литерэтурной тони Азербайджана 20-х годов, оказавшей непосредственное влияние на формирование мировоззрения и писательское дарование А.Панахи Макулу на первом этапе его творческой деятельности.

К прозаическому творчеству Панахи Макулу приступил в первое десятилетие советской власти в Азербайджане и потому в работе особбе вникание уделяется периодической печати - газетам "коммунист", "Успехи бедноты", "Красные перья", "Восточная кеншина", "Молодой рабочий", "Просвещение и культура", способствовавшим развитие национальной литература, в тон числе демократического Юж-чого Азербайджана. В этой главе дана летопись литературной, культурной кизни. В этой связи диссертант отмечает, что могучее алия-

ние на развитие азербайджанской советской литературы оказывали вечера воспоминаний, посвященные крупнейпим писателям ~ М.Физули, М, П.Вагифу, М.Ф.Ахундову, М.А.Сабиру и др., проведение юбилейных во-чсров писателей мировой славы - М.Горького, Л.Н.Толстого, В.Гёте, а также переводы на азербайджанский язык многих русских и европейских писателей. Всё сто диссертант рассматривает, как импульс к творчеству писателя, познанию ие только современной действительности, но и остслению недалёкого прошлого. Творчество азербайджанских писателей прослеживается диссертанток во взаимосвязи с советской литературой. Вся эта литературная атмосфера .не могла не сказаться на молодом Панахи, при этом акцентируется внимание на то, что литературная среда.не только Азербайджана, но и Тифлиса, тесн связанная с общественно-политической жизнью Закавказья, благетвор но. воздействовали на его творчество. Результатом такого влияния диссертант считает создание им,таких стихов, как "Новая турецкая азбука"; "Стон хампарим, "Егйхи", повести "Перитан" и десятки дру гих произведений.

3 свете рассматриваемой проблемы в реферируемой диссертации даются сведения о родине писателя - городе Маку, где он родился I 1900 году, сделан небольшой экскурс в родословную писателя и тут уе диссертант на основе имеющихся материалов из личного архива в противовес существовавшим версиям утверждает, что он родила? в 1279 году хядиры, что по современному календари соответстг-у»? 19» году. 3 этой главе диссертации уделяется вниманий роли .и значеии.1 русской революции 1905 года, а также бакинского пролетариата, активизировавших политическую низнь народов Ирана и Северного Азербайджана, пробудивших их к борьбе за свою независимость.

Писатель проиёл тяжёлый жизненный путь," еиу не раз приходилось перемещаться из Северного Азербайджана в Южный, испытать вс! тяготы, внпавпие на долю сторонников Конституции и именно з эти годы, когда мачеха его, взобравшись на минбар, совэрпалз молитву Саттьрхану, тогда у будущего писателя зародился интерес к верном сыну Азербайджана, чей мужественней облик найдёт своё поплоцек^е историческом романе "Саттархан".

С больной тщательность» описывает диссертант годы учёбы буд него писателя г, к,чолс нового образца в Хое, Маку, открытой "русс кии йохпмчеаси", где он смог постичь русский язак. Здесь пз отиа часто7, что перэоа стихотворение, написанное 15~хел-и".ч АЛЬкахи, йо:л:».кзо пс1 злчяниек тсорчестга киргы Алек*ер« ст^пра, г^'с^к:.

- 'О -

классической азерЗзЧдэтп'^оЛ поззкк.

Диссертант вступает » полемику з прд? «зотчувик»»« у и

убедительными доводами утзерждае? несостоятельность еуждсг.'ля А.М.Афията о том, что будупий писатель е.иё в IO-летнем зозрастс . писал под влиянием "Хоп-хоп-намв" Сабира, тогда кис это произведение было опубликовано, гораздо позке впзряие созданного Паиахи cti*-ха.

Далее отмечается перелом в творчества писателя, отход от поэзии i; проза, стремление эиразить свои таен в различных жанрах:рассказе, Фельетоне, повестях н романах и потому вовлекаются а исследование такие его произведения, как рассказ ,;Перишан" (1925), исторический роман "Иранская Конституция" (IS28 - 1933 гг.).

30-е годн, отмечает исследователь, примечательна а его жизни арестом за рзлолвциониуя деятельность, cqu.ixoR з город Умру в Западном Азербайджане и лояпэиеннсэ поселение в г.Зепджан. Это были годн, когда страна вступила на путь &авизка, когда Рза шах подавлял лвбоэ демократическое проявление 2 Иране, когда сталкиваются ттереси Советского государства на границах к когда 15 авгу-

ста 19'iT года CODOTCKHC войска переходят границу в сторону Крэка для обеспечения безопасности ш для разгрома фашистской армии. Виз-врзпеиие А.Ианахи из осадки в г.Тебриз, отмечается в этой главе диссертация, ознаменовано вступлением народа йкного Азербайдхана в нознй этап революционной борьбы, созданием в сентябре 194 5 года Азербайджанской демократической партии, активным членом которой становится Панахи. Диссертант обрзвает внимание на те изменения, которые произойди в национальной и культурной гизни страны - издание газет "За Редину", "Азербайджан", "Зидяи-фашист".

С декабря 1%б года, когда вахские войска, опираясь из сила иранской реакции, оадусилн демократической правительство Южпсго Азербайджана, как отмечается в работе, в яизни и творчестве писателя произошёл перелои, ему пряалось эмигрировать я СССР и поселяться а Баку. Этот период творчества знаменателен для Панахи публикацией Фельетонов, рассказов, повестей и романов на страницах йуркалд "Революция и культура", газете -^Азербайджан", а тахзке пло-яотзорчоЯ деятельность?) з рукописно!* фонде АН Азербайджанской учёбой на вечернем отделении Университета марксизма-ленинизма при ЦК КП Азербайджана (Iq5I - 1953). Оти годн ознаменованы также голг,« з свет рзсскязои "Таинственный пастух'', "Краснее азуги", "Тебр/зские вечера", "Отряд мст/.телеЯ", "Два монаха", "Мук:; сэь-?с-

ти" к других, сборника рзсскязов под названием "Тебризские вечера"; книги "Борцы", исторических романов "Саттархан", "Хиябанк*, "Гейдар Амиоглу".

. . Весьма показательно то, что з каждой из опубликованных вещей, будь то Фельетона, рассказы, повести или романы, доминировала,тема национально-освободительного движения азербайджанского народа и разоблачения происков империализма в деле подавления народных выступлений.

Особое внимание уделено изданному в 1962 году "Каталогу литературных сведений", его значении как научного подспорья для учёных при использовании персидских и арабских источников, о котором профессор Л.Заманов писал: "Это. прекрасный подарок не то.рько для Филологии Ближнего Востока, но и для всей востоковедческой науки"*.

.• В творческой деятельности писателя значительны и "АзерЗайд-ханекке и персидские пословицы, поговорки и идиоматические выражения", "Пословицы на персидском языке".

Таким образом, общественно-политическая обстановка Южного Азербайджана начала XX века, а также литературная жизнь Северного Азербайджана способствовали Формированию Панахи не только как революционера, стоявшего на охране интересов езоего народа, но и эволвпии его писательского дарования, подтверждением чему служит богатое и разнообразное литературное наследие писателя.

Уже в своей ранней деятельности будущий писатель поднимал актуальные проблемы современности, .отношения к тюр,:ской япакопой системе, пропаганде научных знаний, призывал соотечественников к прогрессу, разоблачению политики шахского режима, борьба за участь разделённого на две части его родины -' Азербайджана. 'Л потому появление первого прозаического произведения Аббасэ Панахи Макулу "Периаая" в 1925 году рассматривается соискателем как достижение в в развитии азербайджанской демократической прозы. Уделено внимание его публицистике, созданной им с периода 19;(7 по 1957 гг., в которой отразились не только традиции азербайджанской литературы,-а также актуальные проблемы Южного Азербайджана - резкое осуждение шахского режима и мирового империализма.

Так, фельетон "Перст дьявола", опубликованный ь газете "Азербайджан" в декабре 1947 года, по. мнению соискателя, примечателен критикой предательства родины бывшим премьер-министром Геван Аги,

^А.Заманов. .Каталог литературных сведений. - Эдебяйат ве ин-джесенет, П мая 1963 г.

развенчанием его тёмные х^-4, с. пол песстом дьявола ггодразуке^ае»-ея правительство Англии с ¿го кззнлки я интригами. •

Анализ фельетонов показывает , что в центре их находится вопросы, постоянно волновавшие Макулу: судьба отечества, критика, общественно-политических позиций, главы государства, на словах ратующего за свободу народа, выступающего от имени нации, а на деле преследующего личные интересы.

В описании наиболее характерных явлений писатель взял за основу рзализн, иронии, иносказание, метафоричность, яркую палитру . сатиры. . '

Характерны в этом плане такие его фельетоны, как "Повстречался волк с овцой", "Покивён - уьидим, чем всё это завершится™, "Цыплят по осени считают",. "Нет и одного, чтобы стало двое", "У хромого коня - хромой кузнец", "Словарь" и другие. • •:'.

Вторая глава диссертации "Художественная проза Аббаса Панахи Макулу" посвящена анализу повестей и рассказов. В этой главе отмечается, что значительное место в творчестве Макулу занимает художественная проза. "Тебризские ночи"-являются первым сборником рассказов писателя, опубликованным в 1950 году. Представляет интерес вошедший а книгу рассказ "Тайный зиндан" своей критикой кровной мести, имевшей место среди феодалов. Как Отмечает соискатель, это произведение привлекло внимание литературной критики, .отметишей отсутствие в нём,-композиционного принципа, являющегося основой для объективного отображения еу.ществукпей реальности, а трагедия, положенная в основу рассказа, не была поднята на необходимый социальный уровень. Отмечается ещё один любопытный факт, чт тель при создании данного рассказа использовал мотивы ранее написанного им рассказа "Леришан", опубликованного ещё в 1926 году. В каждом из них на переднем плане - критика феодально-патриархальных противоречий, способствующих племенной розни.

Известно, что в конце 1945 - начале 1946 года в Южном Азербайджане сформировалось национальное правительство, демократическая партия которого не отделяла интересы народа Южного Азербайджана от интересов других народов, населяющих Иран. Социально-политические события, явивпиеся важный этапом в тазни пародов Южного Азербайджана, соискатель рассматривает сквозь - лриз;;у творчества Макулу, а также в контексте художественных произведений С.8у-ргуг.ч ("Сожжённые книги''), И.Ибрагимова ("Ссобода", "2 декабря"), И.Эфзидиева ("Кинжал"), А.Мамедханлы ("В огне"). В таком аспекте;

анализируется рассказ Макулу "Тебризсхие ночи", в котором разоблачена продажность представителей местной буржуазии, роль агентов американского консульства. В этом произведении мастерство Макулу, как писателя, проявилось в умении продемонстрировать классовую суть, психологию и убогость внутреннего облика главного героя - Гадет Алескера, безнравственность окружающих его людей - доктора Искекдер-хана, Гасан-хана, Дженшид-хана и. других. Наряду о этим, в рассказе даны "маленькие" герои, рождённые в огне революционного движения, вставшие на борьбу за национальную литературу, культуру, мораль и искусство народа.

Интересен, по мнению диссертанта, и такой рассказ писателя, как-"Отряд мстителей", .созвучный по идейному содержанию с предыду-пкм произведением. В нём также образцы несгибаемой воли л.<дей.чьи гордые сердца бьются за свободу и независимость. Отличительной чертой всех рассказов является неустанный интерес писателя к истории азербайджанского народа, активным участником многих событий которого он был сам.

Сю.'кет другого рассказа - "Красные ашуги" - также навеян событиями, происходившими в 1946 году. По своему художественному мастерству он отличается от предыдущих произведений - реальностью изображения жизненных коллизий, достоверностью их отображения в широких полотнах и в психологическом аспекте. Писатель с тонким мастерством раскрывает перипетии доставленного в больницу 50 - 55-летнего старика. На первый взгляд, трагедия обыкновенного старика не представляет собой большой художественной проблемы. Однако, показывая образ старика, его судьбу, а также судьбу его сына,смерть внука Каграмана, насильственную депортация невестки и вообще всех крестьян, писатель ещё раз приподнимает завесу над интригами царедворцев, поставивших всё с ног на голову, чёр-юе выдающее па белое, обвинявших демократов ьо всех бедствиях страны.

В реферируемой диссертации определённое место отводится и анализу рассказов Панахи, посвященных горькой участи сельчан ("Бездомные", "Рахман"), чьи очаги' рззрудгены иранским правительством, безработица которых привела в город, толкнув их на отчаянные за-" и.

Одним из лучших образцов художественной прозы Макулу диссертант считает его рассказ "Два соперника", основу которого составляет конфликт мекду американцем мистером Вильямом г англичанином мистером Чорхем. Еаждя нажива привела их б город 14о'риз Гжного

- 7S -

Азербайджана. Цель писателя - з показе'ограбления страны иностранцами, вывозе богатств за 20 предела. В рассказе -выведены образы людей, вставших на защиту своего отечества. Это - патриот и гражданин Ara Мирза Акбар, к которому читатель проникается глубокий- доверием, Мирза Мухаммед и Мирза Джафар. Мастерство писателя раскрывается в его умении прибегнуть к различным средствам повествования с тем, чтобы ярче показать'внутренний мир и мировоззрение, морально-психологическое состояние главных героев,- пробуждая у читателя ненависть и презрение к иноземным захватчикам.

Известно, что 12 декабря 1946 года был чёрным днём в исто-■ ' ¡Сетогоо Азербайджана, когда начались преследования демокра-..j силами всякого рода головорезов, офицеров, подкупленных Рза-шахом по наущении своих заморских господ. То были дни трагедии, печали. В эти дни поэты, писатели стали создавать произведения, прсвяаённые несгибаемой еолз народа, его верности революционным идеалам.

А.Макулу был одним из числа тех писателей, кто громогласно заговорил об исторической трагедии народа, кто. правдиво отобразил деятельность членов подпольной партийной организации, их самоотверженность. И потому в данную главу диссертации соискатель вклачил анализ его рассказа "Борцы", в котором выведены образа молодого офицера, 25-летнего Рашида, успешно командующего отрядом, а также различных людей - Джаннет, Пириверди, Керема, Селима, Еоз-кета - сплочённых единой идеей - борьбой за национальное правительство и демократическую партию. В повести есть галерея отрицательных персонажей, представленных в двух ипостасях: то это лес-тонне хианики, а то вдруг мягкие, кроткие, полные смирения люди. Путём такого метода изображения типов автору удаётся пробудить у читателя презрение.

Начиная с Рза-шаха, Сертнба Кошими, Серхсиа Данишпурз,'Агаи Бушгхри вплоть до моллы Фараджа, совмещающего роль муллы и лавочника в деревне - все они сживают перед взором читателя, кап предателя родины, заискивагаиие и пресмихаящиеся то перед американцев» мистером Ка^артс-м, то перед английским консулом. Их политика в том, чтобы смести с лица земли этот мятежный Азербайджан, а па его "месте возвести послушный Азербайджан. Надо подиеггну:-;: его такому огню, чтобы дум его перекинулся на другую сторону Аргксв? И вырвать язык, проионеспий слово "демократ". Чтзс»-: wxpsrt'-rs »:;•• scazy з Ирака зэхехий рюк, необходимо утоп-.г:ъ .• ъ 5-гзг;»,

< - п -

Повесть эта примечательна и ярким образом революционера -Нарзн, призывающего не к одиночной борьбе, а вссобязй, чтобы изгнать из страны интервентов.

Чтобы показать приверженность писателя к интернациональной теке, соискатель привлёк к анализу его повесть "Единство®, посвященную нерушимой дружбе азербайджанского и курдского народов. Как отмечается в работе, повесть писателя при всех положительных свойствах не избежала острой литературной критики, обвиняющей автора в слабом изображении социальных корней национально-освободительного движения курдов.

Таким образок, место рассказов и повестей Накулу в азербайджанской демократической литературе определяется, в первую очередь, идейно-тематической актуальностью, общественно-политической, морально-нравственной проблематикой, а также уровнем художественного мастерства.

Во втором разделе II главы диссертации рассматриваются романы А.Панахк Макулу. ; - .

К теме Южного Азербайджана, находившегося в поле зрения целого ряда азербайджанских писателей - С.Вургуна, С.Руотама, О.Сары-велли, Р.Рзн, М.Рагима, М.Джалала, М.Ибрагимова, Й.Зфевдиева и других - А.Панахи приступил ещё на раннем этапе своего творчества е повеотях, рассказах, фельетонах. Наиболее широко национально-освободительное движение Южного Азербайджана кашло своё отражений в его крупных художественных полотнах.

Известно, что конец XIX - начало XX ев. в Иране .ознаменовался усилением борьбы, против феодализма и реакции капитализма, составившей одну из ярких страниц истории народа. Борьба за конституционное преобразование иранского государства связана с икенек народного героя Саттархана.

Реалистичное отражение влияния первой русской революции 1905 года на иранокую революцию, поношь большевиков Закавказья этой рз-волюции, дружба двух народов, усиление национального движения под предводительством Саттархана и, в финале - поражение этого движения - эти к другие проблемы послужили причинами создания первого крупного художественного произведения М.Панахи - романа "Сэттар-хан", анализу которого в работе отведено значительное место.

Обладая глубоким мышлением, большим жизненным опитом, научным мировоззрением, глубокой привязанностью к Крану и_Южному Азербайджану, писатель смог изобразить картину сложного и противорсчи-

вого мира, начиная е бедствующих крестьян вплоть до крупных землевладельцев и купцов, от самого шаха до различного уровня чиновников - представителей иностранных государств, дипломатов к сыщиков до продажного духовенства, военного командира, казацкого полка, присланного для усмирения Тебризской революции и'т.п.

Тщательный анализ образов, перипетий, списанных в романе, а самое главное - главы движения Саттархана, позволяет соискателю свидетельствовать об умении писателя использовать огромное количество исторических документов - произведений Ахмеда Касрави "История конституции Ирана", Мухаммеда Тарбияти "Данешмандани Азербайджан", статьи Ленина и многое другое, пропущенное сквозь призму писательского мышления, порождают ясное представление о размахе национально-освободительного движения. И, что вполне правомерно - привлечённые к роману материалы и само произведение сразу - ■ оказались в центре внимания азербайджанского литературоведения -Н.Гасанова, Й.Тагиева и других^.

Во второй раз национально-освободительная борьба народа Южного- Азербайджана вспыхнула 5 апреля 1920 года, возглавленная Шейх Мухаммедом Хиябани. Социально-политическая борьба на новом историческом этапе и на фоне жизни и революционной деятельности И. М. Хиябани нашла своё отражение в другом крупном художественном полотне - романе "Хиябани". Рассматривая это произведение писателя, соискатель прежде всегос отмечает глубинное -проникновение им в исторические события, стремление к холистическому отражению. В подтверждение он указывает на диапазон событий романа "Хиябани", начиная со смерти Еаха Муэаффереддина в 1907 году, передел Ирана царской Россией и английским империализмом на сферы влияния, приход к власти в Иране правительства Мамедали паха с последующим укреплением реакции, обстрел национального собранля, рост революционного движения, реставрацию конституции, бегство из страны Мамедали яаха. На фоне всего этого ярко проступает революционная борьба Хиябани и его сторонников из числа неимущих крестьян, показ дружественной помощи кавказскими революционерами своим южным братьям, единство-идей к убеждений народов независимо от их национальности.

В романе даётся целая галерея негативных образов - Насрулла

• %.Гаса:гоз. Разбуженный Гебриз и Саттархан. Баку, Азераеяр, 1986, стр. 33; И, Тагиев. Общестзенно-политическаз ч озоношпеское состояние Ирака накануне революции 1905 - 1911 гг.. 3 сб.: ?хякый революционер Саттархан. Баку, Азернепр, 1972, стр. 13.

* ---1С - •

хан, Мир Керим Имам Дкума, Аббасали Гадзд Самед хак ш т.п., а также прибывших из Америки - католического священника Мариимона, полковника Смита, американца Аббе Томсона, швейцарца Еуюрленга, майора Фогеля и др., немало препятствовавших революционной борьбе федаинов.

Отличительной чертой писателя является разоблачение коварной политики английского империализма, нашедшего своё отражение и в этом произведении.

Юйсно-азербайдканское правительство Хиябани, названное "Азадк-етан", просуществовало шесть месяцев, ко, как подчёркивается в работе, велико его значение, б подтверждение чему соискатель ссылается на высказывание академика М.Ибрагимова о том, что кДух азербайджанского народа ярко проявился во время мятежа Еейх Мухаммеда Хиябани. Усиливаюяаяся после революции Саттархана реакция, натиск и угнетение господствовавших фарсидских правителей не покорили Азербайджан, а, наоборот, ещё больше усилили и пробуждали к борьбе. Народное движение постепенно приобрело национальный характер. Образ Шейха. Мухаммеда Хиябани поровдал перед.взором народа картины бедствий, бесчинств, порождаемых тегеранскими правителями Азербайджана".*

Национально-освободительное движение, героическая борьба против местных предателей и империалистов вчовь в центре внимания писателя, но на сей раз в романе кТайныЯ зинцаи", в котором отражены бурные политические события не 1805 - 1-811, как это имело место в романе "Саттархан", а в крупном, почти в 600 страниц романе "Тайный зиндаи", отразились последующие события 1930 года, когда предприняты были всякие интриги шахом Рза-ханом, чтобы придти к власти. Несмотря на то,- что оба романа посвящены разным периодам и событиям пизни страны, как отмечает диссертант, картины, описанные в "Тайном зиндане", возвращают читателя ко многим уже знакомым событиям. В романе писатель реиает проблему правления страной на фоне исторических событий, революционных и политических действий, показывает отражение мрачного режима правления Рза-шаха на судьбе революционного движения в целом, семьи, личности в отдельности. Автор показывает ужасы, порожденные эксплуатацией, законы, царивиие в стране, которые были направлены против чести к достоинства человека. В реферируемой диссертации полно и всесто-

^И.Ибрагимов. Сочинения в 10-ти томах, том ?. Баку, 198Г, стр. 76.

- Г7 -

роине анализируется этот рсман, отдельиь-е образы (Мурад, Азкз), иностранцев (Кити, Джонс, барон Троп, Гофман и др.), указывается, как высоко оценил его значение академик М.ДжЛжа^эров.

Недостатки романа соискатель рассматривает сквозь призму той действительности, которую Макулу описывает. Как бы в подтверждение своей мысли он указывает, что слабое отражение восстания пролетариата и крестьянства на страницах романа нельзя рассматривать, как недостаток, ибо проистекало всё ото от возрастающего реализма при отражении событий. Ибо в полуфеодальных, полупатриархальных и полунезависимых Иране и Южно»* Азербайджане революционное движение, естественно, не могло быть без недостатков.

Отличительной особенностью романов Макулу соискатель считает изображение им исторических личностей - Саттархана, Еагирхана» Махмуда ("Саттархан"), Хиябани ("Хиябани"), Гейдара ("Гейдар Амиоглу0), их путь революционеров. 3 отличие от вышеназванных произведений, в романе "Таинственный зкндан" события разворачиваются и персонифицируются в образах Махмуда н его антипода Рза'-хана. Примечательным в реферируемой главе диссертации является сопоставительный анализ ро~ мана "Саттархан" с "Туманным Тебризом" М.С.ОрдубаЗш, сходство которых прежде всего в отображаемых событиях, прослеживаются отличительные черты в изображении писателями главных героев.

' Касаясь образа Саттархана в одноимённом романе, соискатель обращает внимание на ряд критических замечаний, появившихся на страницах национальной печати.^ .'

Образ выдающегося революционера Гейдара Амиоглу, участника двух иранских революций, эпизодически разработанный писателем в его первых исторических романах "Саттархан" и "Таинственный зиндан", наяёл своё полнокровное воплощение в романе "Гейдар Амиоглу", появившемся на свет в 19Б5 году.

Касаясь образа Гейдара Амиоглу, соискатель отмечает, что образ несгибаемого революционера появился в поле зрения иранских и азербайджанских историков, даже была издана монография учёкого-котирг.с" А. йаниде, и что ощутимую пустоту в вжноазербаПджаяскоП демократ-/« -ехоЯ литературе удалось восполнить именно А.П.Макулу своим гсгг.кс--

;М.Лка?ароз. Рснантэтсз жизни. Баку, Азернеир, 1963, сгр* I/?.

^См.статья Г. 1'амедзлдс. Здсбкйгг ве тшжесеис.г, 21 «г.'« 1Г-5Г" Г.Халилоз.ГЬ 'лсторы разг/.т^я азербайджанского тл'1 <г:-. Ь\-:/,\ стр. 153 - И';-; Н.Вг.-.с&т. Саттархан - герой .

- 1911 ггс 2лпкл^.еезнет, II мая 1984 у.'

званным риалом.

Б центре романа - жизнь и революционная деятельность одного из основателей Коммунистической партии Ирана Гейдара Амиоглу (1880 - 1921). Он предстаёт в романе, как человек, исколесивший многие города'Ирана, России, Средней Азии, европейских стран, сформировавшийся как революционер в среде бакинского пролетариата.

Первая часть романа открывается разделом "Тифлисские друзья", где читатель знакомится с Гейдаром - сыном Алекпера, выходца из " династии Афшаров в Урмии. Окончив в Ереване гимназию, продолжив учёбу в ТиФлисз в политехническом институте, он политически сформировался благодаря дружбе с видными революционерами - Н.Наримановым, М.Азизбековыи, А.Джапаридзе и другими.

Отличительной чертой романа соискатель считает стремление писателя на протяжении всего романа создать живой образ Гейдара Амиоглу, помещая его в центр событий, протекавших з то время, сверяя его с объективными жизненными реалиями. Другой положительной чертой романа, утверждает соискатель, является то, что в противоположность образам известных ревохюционеров - Саттархана, И. М.Хиябани, полковника Мухаммедтаги-хема, изображённых скупыми штрихами, образ Гейдара Амиоглу представлен в более широком, развёрнутом плане на фоне исторических коллизий.

Подобно тому, как романк "Саттархан", "Таинственный зиндан" и "Хиябани" были отражением социальной, политической и общественной жизни Ирана, так и роман "Гейдар Амиоглу" явился изображением зарождения борьбы различных народов против угнетателей, связи борцов за свободу с большевистскими руководителями в Северном Азербайджане, столкновений между различными боевыми группировками в Ккнои Азербайджане и Иране, происходящих в результате интриг английских провокаторов.

' Роман "Гейдар Амиоглу" оказался летописью борьбы отряда Амиоглу против царизма и английского империализма, описанием подлоо-ти английского генерала Ленистервила, описанием созыва второй конференции партии "Адалет", рождённой отсветом апрельского солнца в Северном Азербайджане, а также задач этой конференции.

Живое, красочное изображение взаимооотношений таких выдающихся революционных руководителей, как Саттархан и Амиоглу. дало возможность писателю в широком жизненном контексте интерпретировать сложный исторический период.

В этой главе даётся глубокий, всесторонний анализ романа.

- 19 ~

хярэктеризация отдельных его образов, как положительных, тая к отрицательных, и исследуются художественные особенности, язык, стиль, выразительные средства произведения, а также других романов А.Паиахи Макулу, уточняются некоторые спорные оуддения, аргументированно опровергаются ошибочные мнения..

В заключении резюмируются основные положения работа, позволяющие утверждать, что литературное наследие, з особенност »г худозко** ственноя проза А.Макулу, представляет собой одну из ярких страниц в истории азербайджанской демократической литературы 20 - 70-х годов. Исторические романы его, явившиеся художественной летописью-национально-освободительной борьба народа Южного Азербайджана, отличается самобытностью идейного содержания и оригинальностью достоинств. Многим из них принадлежит заметная роль з эволюции национальной проза, обогащении её жанрового потенциала.

Содержание диссертации нашло свое отражение в следующих публикациях:

1. Мастер исторического романа. - Китаблар алеминда, 1984, . № 2,0. 25 - 26. . ...

2. Роман о полководце национально-освободительного движения Южного Азербайджана.. - Улдуз, 1985, »7, с. 49 - 51.

3. Первые повести к66ела Панахи Макулу. - Тезиен докладов молодых учёных республиканской конференции АН Азерб.ССР. Баку, 1997, с. 58. ...

4. Разделённое отечество. - Здебият ве инджесонет, 26, октября 1990 года, » 42.