автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жизнь и творчество Жакана Сыздыкова

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Есмагулов, Аманжол Идрисович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Жизнь и творчество Жакана Сыздыкова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жизнь и творчество Жакана Сыздыкова"

МИНКСТЕРСТЗО НАРОдаОГО ОБРАЗОВАНИЯ РаСПУБШИ КАЗАЖТАН КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛМАРАБИ

На правах руксписи УДК.8Э4.342/09/-1

ЕСКАГУЛОЗ АМАННОЛ ВДЖОЗИЧ

КИЖ К ТВОРЧЕСТВО НАКАНА СЫЗДЖОЗА

Специальность - 1С.01.0^. - Кногснацисжалъиая

ссьстикгя .-г.гтерзгурэ

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на.соискание ученой степени ганпиетта силолэтгсескж наук

АЛМА-АТА - 1992 г.

Работа выполнена на кафедре казахской .-итературы паз ГУ имени Аяь~£араби.

Научны/, руководитель - заслуженны"' деятель науки Казахстана, доктор филологических наук,профессор Т. К. К&& 1ЕВ

Официальные оппоненты - доктор филологических наук ^.ХХСЛОЗ

кандидат филологических наук,доцент К.К.АЛПЫСБА^З

Зздудая организация - Казахский Государственны? женски": педагогически-"; институт

олдита состоится 1992г. в

часов, на заседании епегщализировадаего Совета Д Jo8.0I.07 по_ защите диссертации на соискание учено."! степей; доктора филологических наук при Казахском Государстреннон университете киенл Аль-*араби.

(480121, г.Алма-Ата, ул.Тимирязева, 46)

С диссертацией ыо:кто ознакомиться в научно/ библиотеке Автореферат разослан " "

а

Учений секретарь специализированного СоБетаг

доктор филологических наук, ,.'/,

профессор <■•-/'--Ф.Ц.УРАЗАйЗ

ОБЩАЯ JUPJUTSPOTihA РАНЛУ :

Актуальность теми. В последние годы > ишсей жизни происходят глобальные демократические преобркзовмия, благодаря которым появляется воэксямост» восстановить радев зачеркнутые стркмаы истории народа, лучше понять культурное наведи прошлого. На исторически оереяомюи этапе страны литературоведение должно ориентироваться на изучение художественных произведения в аспекте переоценки многих теоретических и практических проблем. В последние года казахская литература пополнилась новыми имена«! талантливвх -художников слова, таких как Иакарим %каявердхев, Ахмет Еайтурсунов, Мкря*уб Платов, Магжан Жуиайвев, Кусупбёк Айчаудаов и других, а творчество ранее известных писателей стало трактоваться такие по-новсму, многие факты жизни и творчества писателей ранее не вошедшие в историю литературы становятся сегодня достоянием читателей- Так, 13 мая 1968 года в газете "Лаза* адебиети" была опубликовала поэма Жахана СыздыКова "Рвс-с*аз старика Али*, которая познакомила читателей с трудными годами становления советской, страны, поведала о страдном голоде ' 1919-20 годов. Язык и художественное мастерство произведения сразу же привлекли к дебе внимание и-читатели по-новоцу обра-, тмись к автору. А ведь автор поэма'проработал на ниве казахской поэзии, с августа'19134 года-по октябрь 1977 гоь-i. В течении более, чем 50-летней литературной деятельности К.Скздыков выпустил 40 книг: 30 сборников собственных стихов и поэм и 10 ; книг переводной литературы,' не считая публикации в коллективных сборниках и многих сотен статей, стихов и поэм, опубликованных в газетах и журналах. Творчество поэта представляет в этой связи значительный вклад в развитие современной казахской поэзии.

Имя Жакана Сыздакова долгое.время оставался в забвении, творчеству Сыздакова насвистись только газетные и яурналькые

статьи к нгбольЕкз по объему публикации. Большинство из них,-за исключение« одного раздела в "Очерках казахской советской литературы", носит локальный характер и представляет собой рецензии на тот или иной сборник ci эсов поэта или вбилейные статьи к той или иней дате его жизни. И хотя в этих публикациях есть элементы обобщения, все же в массе своей они описательны к поверхностны, в то же время, как в казахской поэзии имя Сыздыкова относится к разряду наиболее значительных. Слабая изученность его творчества обедняет назе представление о стилевси и жанровом «¡згеабразии современной казахской поэзии. Развитие совреиенной казахской литературы невозможно баз опоры на весь предшествующа ошп к поэтому изучение поэтического творчества Какана Сыздыкова имеет большое значение, кроио того исследование такого редч поаьелит выявить основные тенденции развития казахской поэзии.

В данной работе как раз к предпринимается попытка дать целостное представление о творчестве Жакана Сыздыкова в контексте, развития казахской поэзии. »

Новизна работы состоит в том, что творчество поэта рассматривается в анализируется, *ак целостный художественный мир и мто лервоз ыонографичесхое исследование, посвященное специальному изучению лирики К.Сыздыкова - одного из наиболее крупных казахских постов. Таким образом,.творческое наследие Ж.Сыздыкова впервые вводится в научный обиход.

Цель диссертации - комплексное исследование особенностей художественного творчества Еакана Сыздыкова, выявление своеобразия «го мировосприятия -и поэтического мыаления, ведущих тенденций ¿го тюээЕИ. Акалиэ художественного мира осуществляется в работе через призму эстетического идеала поэта, целостность ыировос-пркятка «отсрсго проявляется как на уровне проблематики, так

И на уровне поэтики.

В работе наяли отражение спади и подъемы творчества поэта в тесном контакте с его судьбой и жизненным! перипетиями его биографии. Мастерство поэта анализируется аспекте соотношения в его поэзии лкретеского и эпического начал (при этом исследуются лроблемы жанровой дифференциации Современных поэм и некоторые другие вопросы). Делается попытка обоснования преобладания в поэтическом наследии, поэта социально-политической лирики и поставлена, конкретная цель - определить место я роль Ж.Сиздако-ва з современном литературном процессе и в развитии казахской лирики, проанализировать и охарактеризовать поэтическое творчество писателя: выявить и изучить канровий и тематический состав его лирики, показать своеобразие художественного стиля К.Сыздыкова. -

НаУчная и практическая значимость исследования свяэена с возможностью его использования как в вузовской практике- в курсах по истории и теории казахской поэзии, спецкурсах и спецсеминарах по современной литературе и поэзии, так и в школе при подготовке уроиов в ¡>-6 классах по литературному чтения и факультативных занятий по казахской литературе в 9-11 классах. Ее результаты также могут быть использованы при н- писании истории казахской литературы.

Апробация основных положений и результатов диссертации осуществлялась путем публикации статей в печати и чтения докладов на'научных конференциях профессорско-преподавательского коллектива "о-иетауского педагогического института, на конференции молодых ученых казахского Гссу^р.^тЕэнного университета. 3 течении 5 лет читается спецкурс " -г^чосккЯ мир Жакдна Сыэдыкова" на выпускном курсе филачекг.-е-.-ч-т" факультета Кокшетауского педагогического института. Основные п^ложзния диссертации обсуя-

дались. на .заседаниях кафедры казахской литературы й&сГУ, кафгд-, ры казахской филологии вюкцзтауского педагогического института.

Структура табстц. Диссертация состоит из введения, трех глаз и зс^лпчения, а 7г!:,~е библиографии, в^-лсчакцей список ис-псльгованвьх научных исследоваггий, а та^лн публикаций Е.Сыздико-~ Ва. -

' основное содавшиа диссзрмм . •

В введении обосновывается актуальность темы, .формулируется цгль к задачи диссертации, характеризуется методика'и кзтододо-. гш. исследования, определяются степень его новизны й практическая. значимость,- приводятся сведения об апробации я публикации -основных положений работы. .

В первой главе "Дсэт с трудной судьбой" прослеживается жиз- * нгншй путь поэта, осноБнне этапы становления его мастерства, вцявлястся осноЕОПолагахз^ие факторы его творчества. .В -этой глазе текхй предпринята попытка выяснения причин сложных моментов биографии поэта. При этом творчество Х.Сызды*ова рассматривается на фоне становления и развития -*&захс*оВ поэзия, в «онтексте' коллизий эпохи»' в которой жил я -творил поэт. ----

Истоки творчества поэта коренятся в казахской устной народ- ' кг г. ^сэгки^педеврами которой богат край, где родчлся Жака::. Это • кра?., где повсеместно звучат народные песни. Этот край прославлен такими мастерами слова, как Биржан-Сал, Ахан-Сэре, Балуан-\ Укил?. Ибргй, Арастанбай, Тезе*бей, Шэже, .1а*ен, Матжгн

£;-игбазв, Сакеи Сея$уллин, Кльнг Еаисугуров, Сабит МуКансв,Ер-га: ¡'.браги.:,. узбекская поэтесса Зульфия и многими другими. Ему к тксгятиз свое творчество Ж.Сыздоксв.

Сиздкксв рсдклея 10 мая 1501 года з ыестгчке~ларага^ ; 'чшлг цпатрельнья усадьба -совхоза кц.Абая Чх&кзвпого района области) в секье с*стовсда.

ЖаКсзн петле окончания аульной ц^слы, а затем татарского медресе пост^'пил в городе ло^зетау в четырехклассное русско-казах-. с«ое училище. Октябрьскую революцию он встретил в стенах училнца, принял активное участие в установлении советской власти на шетауской земле, трудился сначала в ^«иетаусксм, а затем в Ат-басарскс.м уездах уездным продовольственным комиссаром. В эти годы ка страницах губернской газеты "Бсстгндв^ туы" ("Знамя свободы", г.Петропавловск) были опубликованы его первые стихи я статьи. Заметив в молодом человеке поэтический дар работники редакции газеты пригласили его к себе и Жакан работал сначала ответственным секретарем, а затем заместителем редактора,

- В 1927 году в литературно-художественном альманахе казахских писателей "Жыл зфсы" ("Первая ласточка") были опубликованы две поэмы Жакана Сыздыяова "Майкел тамы" ("Могила Майколя") и "Эл1 ¡^артты^ 8^г1кес1" ("Рассказ старика Али"), которые принесли ему широкую известность. Поэт был приглажен на работу в г.я-зыл-Орду (тогда этот город был столицей Казахстана) и стал заведующим редакцией журналов в государственном издательстве Казахстана.

■ Поэтический дар Щакана развивался быстро.- Поэт шагал в ногу, со временем. В свуих стихах, начиная первого сборника "Ен^ек уг.е-м1стер1" ("Плоды труда",1929г.) он воспевал свободный труд, описывал жизнь родного народа. За короткое время Накан выпускает четыре сборника стихов и позм. Но успехи в творческом труде сопутствовали ему недолго.

В истории Казахстана наступили тетелые времена Голоцетанепо-го произвола и истинно любящие свой народ представители творческой интеллигенции не могли молчать об этом (как Габит Иусре-ппв,- ТУрар Рыскулов, Смагул Садвакасов, Абульхакр Дэссв и многие другие). И Жакан не остался в стороне от борьбы с произволом. Известно письмо "двадцати восьми" (по количеству подписавшихся)'

написанное писателями, журналистами, учеными.^. Это письмо попали в руки приспешников Гслсцеккна— и все подписавшиеся псдверг-.-ксь гонениям (их-сникали с работы, ссылали на окраины с псни-зениеы и т.д.). Так, Едка- Сыздыков ■ шпал в г.Туркестан, став таи ствстредакторок газеты "¿^зил Зург-Хстан" ("Красный З^гркес-твн"). Начались его скитания по чужим углам и незаслуженные гонения. Тогда ка тяхело. заболела явбимая жена Еакана и вскоре умерла (1Э31г.), оставив ему четырехлетнего сына Арыстйна.^ Тяготы судьба, потеря любикгзй еенцины глубоко потрясли поэта (что нагло стр&гэние в .его творчестве,- в стихах его погасли радость гкзни). Вскоре ЕсКаку бета разрешено возвратиться в столицу,где он Еноаь скукугся з творчгокув работу.

Особенно тисдотворчшй! в творчестве -Жакана били именно тридцатые гсдк. 3 этот период он участвовал во многих ко^лективлш: трудах у. выпусти; 15 поэтически сборников. Наиболее заметными ад ксс были "ТолЦын" ("Волна", 1934г.), 1;арт" (Дед Али, 1534), и&леф;ер иивры" (."Сборник-стихов", 1936), "Шцтты^ ен1" ("Голос радости", 1937) и другие. Но вскоре вновь наступили тя-времена репрессий и гонений. &ак и многие другие талантливые писатели к поэта, Жа^ан СцздыКов подвергается аресту. От

*

дальнейших тяжелых последствий его спасла болезнь к сложная , . операция. После сестимосячного тореинсго заключения он был вы-на свободу.

Зь от'.е.: последовали" самые тяжелые дни повседневного страха в повторного ареста. Он потери; наиболее близок сорат-

т.с творчеству — С.Сс7;фуллкт, И.'Жонсугур'.га, .В.Майлина и других. Ис.-цтза- повседневное давление властей он,как и другие

1. С.'-луКансв. Есеп ащлдеры. .А. ,"Казуса", 1905, 225-237 б оттер.

уцэлэвгие поэта, стал сочинять хвалпбннэ стихи, псКазызаЕтпге только светлые стороны яйяни»

'Ь творческого застоя он вызел в годы ЗелиКсЯ-СтечестзеиноЯ "зо.Шы. Несмотря на слабое здоровье, оя неустзнно работает, создает шедевры поэтического искусства. Им за годи войны написано более трзхсот стихов и пять псэм.Из них наиболее интс-рэсна поэма "Цсс 1'^ыран" ("Два, сокола", 1944), з Которой всспеваатся подвиги Героев Советского Созза Александра Матрсссза и Султана БаЯ-улгамбетоза. Эта г.сэча стала одним кз л; чпих проиэвздзн'/гЛ «•?.-захсксй поэзии периода Великой Отечественной ссЯяы.

В послевоенные годы поэт выпускает сборник; стихов¡"Л03 кирза" (."Два сокола", 1948), "Алтая ("Золотое г.ерс",1Э4:}),

"Тер^амали &лэ^дэр1" '("Избранные стаха я ^ о о ш", 1950) ."ХаГ.кол тэта" ("Могила МаЯксяя",1950) ,"-9лз1}дер" ("Стих::", 1951) ,"Еелео-тер" ("Грлды", 1956),"Асулар" '"Вор=жы',,19б8),"7г.->-амзла" Собранные'1,1971), "Тан^змалы елг'уюр кен гоЗмалары" (Избранное стихи и поэма"; 1978) и другие. %сме того, с газсттк страниц не сходят его яоэ:.я, стихи и статьи: фельетоны, злободневные очерки. Поэтическую деятельность си ссамецает с беспокойным 'Груде:.: журналиста, сотрудничая вплоть до середины пятидесятых гсдсв з разное время в редакциях газет ^азл^стгн" ("СшиЯ Ка-

захстан", 1931-Эо)/'Сталин аолы" ("СталиисниЗ путь"- юде "Тати-су", 1934-37,1949-54). 3'40-50-е годы работал в Ссязе писатолей Казахстана и в Республиканском Рздиокомитете.

Народу с чтим Н.Сыэдаяив был неустанны:.! популяриза/гсрсм руп-. сксй, татарской, уЯгурской,- тздь:кск?Л поэзии, /1м г.ерсз.:д?чы на казахский язык роман Д;Н.Толстого "Воскресение ("Дрылу"), поэма одного из видных псзтов Советская Россия Демьяна Е-?днпгс о стро:!-тельстзе.Турк--зстани-С:й1!рсаса магистрат "¡¡лЛтан арба" ("Ч.зр?с-20 кс.ч-зси"), я таКке памятник письменности

ных народов "Фзр-оглы", популярный роман Гализдкана- Ибрагимова "'"inaa", 'Лцаы" '"Дочь казаха"), стихи Мусы Джалиля. К.Сыздк'«ов переводит стихи таджикского поэта Абульхасима Лахути, уйгурских поэтов Садыра Палвана, &адыра Хасанова, Таипо.. . Алиева и Альха-ма Ахтяыова, банкирского поэта Сайфи %даш, а также стихи Якуба .Ьслоса, Янко купали и Сэлсыси Нерис. В перезодческой деятельности Еакяна сссбсй место занимает татарская поэзия. Его перу принадлежит переводы стихов классика татарской псэзии Габдуллы Тукая (1351,1968), за которкэ он был награжден Почетной Грамотой Татарской АССР. Им та*лг были переведены ка казанский язы* дра-:.'.ы МирЭДдара Йайзи и Тактая - "Галиябану"и "Еаз:а=ым".

Поэзия cay,его Нагана Сызды^ова та*жэ переведена на языки " народов СССР (так, например, на русском языке вьшти его "Стихи и поомы" (1937)."Соколиное племя" (1958г.)-.

Начав свой творческий путь на заре становления Советского государства, псэ? жил вместе со своей страной, ее горестям и .

радостями, станозясь постепенно истинным мастером пера. С пзр-' »

вых вагов до последнего вздоха (он умер 23 октября 1977г.) он " служил своему народу и оставил ему в наследство прекрасна соэ-зяо.

Во второй глазе - "Правда жизшг—суть стиха" ставится цель— проанализировать путь становления поэта=лириКа, здесь рассматривается образ лирического героя, выявляется те;.;_тика,и яанрсвс'г своеобразна лирики Жакана Сыэды»ова, исследувтся его лирические стжствсренпя, рассматривается рост мастерства поэта, раскрывается их вдзйно-тематическое содержание. Особое место з тзорчзстве На«ана занимает .социально-политическая тематика. Для того,$тобы обратить внимание на истоки его псэютсскогс дара^ больно внимания здесь уделяется начальному периоду его творчоства-20-30=:л годам— времени становления, творческой учебы, освоения поати-

чес^ого опыта, времени noacsca и ¿ор.ирсгания нового .¿удоист— 'венного качества казахской поэзии. Эти годи бцл;г csiiv^y.cssir:

Microчисленными новаторскими ис^анкя^п; :i зкспэр:с-:цнта'л:'. ч

j другж псзтов, пржсдщпс з псэзиз в'начале 2С-х гсдсз, Жа"1:-2 о эти лет з хздсхгствекиом стксзенаи 6lli:i so глногом н=со8ертон1йаз!. Но они были пол:!! рэвслгциош-оге пафоса» шерг-тиекы п отклике на ссбыткя те"уг;его дня, отличали::, агитационно;" ежой, Кгс.та з масси';-де:г берьбн за свободу, за постр-эен^г нового общества. " *•

Ст:ки Сызды^сва публиковались часто на страницах пэр>:гд;г-:гс-;:ой печати. В это: ст::хгх для выражения своих иислеЯ а чузеез с;-: кепедьзовад глаыши- ейрззем традтркнкыз ^орл» казахской устной посопи. 3 тгсрчс-стзе поэта в этот период з ссиовисм прзебла-дает политическая лирика. Б Еа^ан Сызда»оЕ аь^абатгеа; и новые гхзттгзеекпе приеш. Он гиого учился у своего лгб^сго нас-Tasnu^a Еенгбета !, а sa's и многие псзты=созр^:»2.ч.чл-

ки у великого Абад, -и у ссновополсзкпКа Казахс«о.1 советской псо-з:я1 Са"еиа Сс-Я^уллньа. ;Ь.кгн Сызды^св перенимал огкт г.оотез других народов советской страны, ссобешс Кая^сзс^сго а Демьяна Бедного СДа:аяя?а" СДемьлиу"), "ВиареиГ, "С--р сс:да?ы''(',Л.-;з-доззя дум"),"Абай?а" м др.). "нсгиг.из этих произведений эклпчены з nepst-Я сборник ого стихов-- зет.:1стер1" СПпди

труда", 1929).. '.. '

В первой яолевкне 20-х годов в казахской советской ссэзии особо шк^ско была представлена тема р°в<злпцисннсЗ деятельности В.И.Лзнинз. ¿£азахс*ие по ¿га" создазгла: многочисленна произведи ния, запачатлевзие его соратников по революционней борьбе. Закон Сыздк^ов таКяе nccnncpieT ленинской тауэ кнеге гт.гсся~"£.т бал соплу атас та" ("Есть стрчна вдалеке"), "Ленин <»ч1 .

•^р" С "Говорит4 сам Лчнян"), "Жялд^о £ру;!зегэ","'£р чад!" ("i'-r-f

,>ерой"- Дзержинскому), "Сеп1н, т^лген,". ("Твой облик"- йирспу) и

...Тема Родины—родной земли—одна из постоянных в творчестве поэта. Он неизменно-вновь к вновь возвращается к ней на протяжении всего своего долгого -твсрчясксго пути. И что особенно характерно для его ичдизчауальной таорчзсКой манеры —он всегда остается при этом не бытоописателем того, что открывается его взору, но всякий раз предстает мыслителем, полным раздумий о судьбах родной земли, о судьбах человечества в целом, йаадый раз в национальной форме его произведения проглядывает общечеловеческое содержание, л Е".:вь,как и в первых зрелых образцах его гра^сцансКсГ: лирики, З'его стихах сытима гармония национального к интернационального. Ятя него вся страна —родная земля. 3 вго ллрк^е встречаются стихи, посвякенньв и лаз^азу,и &рьму, д т'а-тарии,и Сибири и прекрасной земле &азахетана.

Б творчестве Качена большую роль играет тема труда. Участвуя в трудовой деятельности, человек ползает импульсы для духсв-н-сй жизни, для движения души. Оттого во главу угла своей лирики поэт ставит труд, созидательное дело. В его стихах отсбракены положительные черты к «ачестЕа новых людей. Его положительные герои выступают борцом против старого, утверждая революционные . идеи. Он создал образы представителей трудящихся масс—настоящих хозяев жизни.,Положительный герой изобракается игл в труде, . героями стихотворений Сызда«ова становятся патриоты своей родины

и активные строители нового общества. ч-,

В творчестве ЖаКана СыздаКова разоблачается социальные пороки общества, Которые мешают социалистическому строительству, бичуется старое, отжившее, высмеиваются бюрократизм ("Б1р ауыл- ' нойдвн,баяндамасы" ("Доклад одного аульного"),"Н^рымнын, терел1-г1" ("Законы Нурума") и др.). Сатирические произведения поэта ■ богаты шогообразныж изобразительными средствами, в них исполь-' зувтея различные приемы сатиры,'образцы айтыса, диалоги и монологи.

Известно, что советский патриотизм, борьба"трудящегося народа против материализма стали в эти годы одной из основных тем/ всей советской, и в частности, казахской литературы, й-азахокие поз'.ы, в том числе и Жа«ан Сыздыков, перенимая опыт русской советской поэзии обращались к темам международного рабочего движения, борьбы угнетенных.народов м«ра, утверящали идеи советскй-го патриотизма. Разоблачая авантариЬтичесКи'з намерения империа-

листов ii гакстарастоз, позт.ч лрсаагз.ядяругтт ядэа scev.scHoro .укрепллндя сборонсшоссбногтп советской стгакы, зосй'знлг»: собрав тпаяицая Красной Ария. 3 ва?рястпчзо?лс стгасотзосекляс 'поэта нагла отражение могучая гпла советской Рсдган,борьба казахских трудящихся зэ укрепление зазоезангй револппдл, сэоггн-~а?тггя патргстглескяэ чувства народных касс, ях л'ХЗогь к Реддкз. Опсоенно ярко ото зырэжгпо в стдхотзосэндях. Г\лкакп Сы-дадсзз, создаяквх в годы Зэляко:" Отечественной (ссылкеко з

этот- песлод ослр? трехсот стлхотзодгнгд д 5.поэм).

Жакан Сиззаксз ке участвовал а еозгекгзк sc'hs, нз он згдед л гесслческпЛ тгуд гая7? пгб^дч з ti* лу, ~о * д

участникам.-: зс"яы, з рядах запэтнякоз Отчдзны Сало иного его друз°Я г коллег, сэз сгата заг.ддаля Роддну (еддя из катетах — КзазбаЗ пегдб, гаетзк Москву, a rryrci — гГаззсяра? о ил учлет-някса соорокн Крестя). С он пеезалензадея к фроптеэуз гяэнь знал не меньше, чем сами ss участник;:.

И з стихах о войне, к з стихах с позл?зоеннс2 ссзчемэкяостл ш постоянно затрагивались проблема сохрянаяяя гара, педч-з сказалось опасность гения вооружений. Ок сплсчэал содздга советских воинов, никогда нэ зябкяая о вассеЛ не л л советски дгдеЛ —■ кропить дело мг.ра. Man — од;е аз основных,особенно за^кых I его поэзия. Рзил.кяра на з?-,ла, рога счастья лгщей сратагзтся советские войт —героя Еяпансвокой аоэасл и псб^аэх»:.

3 ьоелеанзе годы яазнз им создано много стддртзогснд; о зп-ни в зарубехннх странах, о оерьое за г.др. Зтсму з ог.редел^пяс£ мере тосоостзовзля обострение кевинзроаноЯ лстаяетяа, усиление борьоя ыеяду ищериалястэтесяжя я дгмегмтдчгокдмл склп-.-д л другие обьектйзнве причини.'Я Заказ» Сыздыноэ много плсал за эти тема:"Африка с1лк!нц1" ("Зстрзпенулэсь Тяеяянт .^агласы" (Ч)т?рвдзсь врата Ташкента"),'Ялкчгз:"» Тс^та,

ч.

ааяач" ("Остановдсь. палач!"),"Глин sep" ("Родина") и др. " Отличительной ocoosHHoeTbD творчества Жакана Снздикова яа-лявтся многообразие тем."Бго интересует прошлое ("Из истории Арнси"). он воспевает красоту природа ("Хан-Тенгри"), куяестао завитввквв Родины ("На пике"). восхваляет «гящину, ооретвую ра* венотво, и право на труд ("Дорогой сестренке"), рост индустриальной мощи родной решу олив ( "Когда плавит свинец"). Интересное сопоставление пня прошедшего я дня сегодняшнего предпринимает а от! 9 стихотворении "хуркестан". Мастерски язобраяя то,время, копта город называли "Ханским городом Ясв","городом плача",он переходят я восторженному списанию "Туркестане— города по истине великого трупа". Иногда Е.Снзгшров fXipa веется ? шору и тире ("Ют чесотки язнка","Когда акннн расселись на зеленом рынке" и в других стаха^. йегкая я свободная рифмовка, ясные образы, богатая язык способствовали росту их популярности среди читателей. .

Большое место в творчестве Жакана Снзвнкова занимает его поэма. Их исследовании поевяшева третья глава диссертации - . "Ввсокое мастерство, широкий диапазон". Теметически егопоэма созвучна в септу его поэтическому творчеству, с той лишь разницей, что явления, о аоторвх он говорил в лирических стихах'и толгау, в поэмах приооретали эпический васеггао. И дело здесь не в повторении тем, а в тон, что для изображения социалистической действительности поэт стремился использовать все свеж поэтические возможности. Теиаетка поэм разнообразен: поступательное развитие' нашей странн, героизм советских лвдей, социалистическое строительство; жизнь колхозов« жизнь капиталистических стран, борьба рабочих за освобождение. Наиболее яркие из них:"Эл1 ^арт-тац э^г1мес1" ("Рассказ старика Али"),11вййвл такн";( "Могила Найколя":. В сборнике "Соколиное племя" поэма дана под.названием ЧГоама о Токсане н Ай-Сулу", в переводе AJEobthc.), "Apec тара-

хннаа" ("Зольная Арнсь"; перевод А.Алтаева) к^сан" ("¡¡за сокола"). Натряс я?м71лва","Т^рк1стая", 'Алиас" ("Алтае",пер.К. Душшнв),11ер78рт та?" ("Еемчужная гсрэ За гсзш тз со честна я» написано ояоло тридцати поэм, 15 лз иотосых капгчатэнн в раа-ннй годы в его сборниках. Среде нэзлубляксэянннг няибмтег заметна поэма"Аспакдаге ай^ас" ("Звзэдная война"), написанная 1986 году.

- Л эпическому жанруг»ак и многие казахе «из поэты 1а*аи пришел в середине 20-х ¡сдов. Для этого периода истории казахской литературы было характерно сироКое'использование а поэзии исторических те« и народны:« преданий, что обуславливалось ебт-эк-тиячдаи причинами, и в ча -тноста, .казргзсеЯ необходимость») показать народу в сравнении с про'ллся жизньв значительность тех высот, которых он достиг сегодня."

Обра ;ение значительней части поэтов к истории объяснялось также влиянием в казахской литературе художественных традиций . легенд и скяяск поошгого. Не было поэта, .который не попытался на основе исторических легенд и преданий писать дастзны. В этом, смысле. обращает на себя внимание поэмы "*чз*петау" Са*эня Сей-фуллича, "Сулушяа" Сдбита МуКанова, "Могила йайКодя" ЖаКана Сыз-дыКова, "Арясазица йурачяй" Исы БаЙзаКова. Они отяичалтея дсс-

■ тупным языком, неэамыслоазтым повествование«»,. занимательные св-

2

жетом, художгствеяты совершенством.

.. И ИаКзн СыэдаКов часто использовал народные мотивы ш предания в.своих по* мах:"Могила МайКоля","Алмас","И» истории Арысл*» "Жемчужная гора","Сказарче. обезьяны" и др. Одна кз пераых поям . поэта "Могила Иай*оля" написана 1927 году. Она вначале была ка-

1. ЖдКан Сызды*ов.СоКолиноз гаемя."зэгос*здат.А.,1556г. .

2. История казахской литературы.Том 3,1971г1,Изд-во "Наука". . Д.,с.64.

- к -

печатана в альманахе "Ныл ^ск" и в журнале "Ка«а адебиет". В пзэме рассказывается история лпбви бедного поэта, сапожника ТоК-сана ч дочери богача Кожакелди —Айсулу. Злой, коварный респот стапи КожаКелди, узнав сб отнесениях кзлодый, велит убить-ТоК-сача теуней ночью. Убийцы оставляют возле него ноя, к0торы.! он был зарезан, и распространяет с дух, якобы 'ТоКсан совершил самоубийство. Приспе^-цК;: Кэка^елди — и„ц.а:.-1 и ;.;улль' проклинает-егс и позелезагт хоронить гго отдельно в назидание другим.

Поэма била еысеко оценена и современника:/!*, и критиками, и сегодня она не потеряла сегеГ: актуальности.

Т'-гда ие, 1927 гсду (А.СкзцьЬоэш была н.-чписана и вторая пзэ-v.a "с"1 ^арттьг^ SHjTlv.ecI" ("Рассказ старика Али"). Эта поэмз з^ творчестве поэта занимает особое :.:эс~о. Публикация ее в альманахе "Ныл ¡-¡^сы" принесла поэту иирокув известность, ее заметили и высоко оценили и СаКен Сейй'ллин, и Бгимбэт Майлин, и Сабит КуКачов и многочисленные читатели. Поэт был приглашен в столицу. Но поэма автору принесла не только радости, из-за нее позже он ■ подвергался гонениям. В течении первых Ю-лет, изданная СЪлее. ísm 10 раз в различиях Изданиях и молюботсаяся широкой-публик«, ■ поэма была запрещена на долгие года, как "клеветническая ,враж-■

■ дебная социалистической действительности". И только в 1988 году • ' • t она была издана внезь.* •

В поэме.рассказывается о годах страшного "джута" 1919-1У20 годов (а не о годах бедствии 1932 года, ка* это утвергдают автора откликов на публикации в газете и »ниге "Шьндн*Гдаусы"— ■ ' Сарсенби Даутов, Ибрагим Саышатон и др.). Исследовениз, проведенные нами, показывает, что поэма написана не в 1940 году (%к отмечают эти критики), а в 1927 году в Петропавловске (о чем . Т.^^аэа^ адебиет!", 13 май 1988г. ;"ШъвдыЧ даусы".А. ,"Жазушы",.

"мотно.судить по рукописи, сохраненной у сына поота ApjcTvs. Сыздыкова и у брата поэта Хаджимурата Ошды^оэз).

В поэме описаны события, пгсизсзедзиз з 13ГЭ-20 годах о ¡1р-гизсЯих степях. Стари» Али — ">тс псевдоним известного пзота, публициста, яурналиста Киечгалн Тлепберг'новэ, с которым Ка'^ан не^отороэ -эремя работал вместе з ряда^цил газет;: "Бестанды!г туы".

В пснсках П"/П'-! голодные Сагылба?., егс я®нз ланьи с дзухяе?-. ним сыном Адилем пле^-тся по нескончосно?, сбгз^ме^кэ" ста.т::, под палг.г^::.! солнце:.:. Сагп::баП п?.дает г бзспамятстее и сообщав? о своем реиениа съесть рубанка. Состояние -.".чал, за «учения передается прекрасный ctocoVj к-з остаэляз:;::: рчЕГСДугяеа «ягстзлл.

Еанил находит cn'lraxa, убитого срло1.*, ома з-эззрацаетс;: к :rj.s:j и сыну. :Йтзрпнс:-сая д-£опь, nope-'.isaHin и »"¡ре, списали кра-сочкнм, с зчннм, истинно ~марэдлим язякоу. Дгстгггкяя псэаа сззе-яременно были отаечени ¡ласке-::: мастера;« пара, з тоа чгслэ Са-кено:д Се^^уллкжг», Утебаем Тур?Аянчмоввм, Сабитси .«укапсэзд, Са-?уаиом ша";!ердедозна, Абдальда Та.*2:баезьы.^

. d исследовании раскрыты худсзестве.чяыз дзстаяэяня паэну, определены роль :: место пээиы в' развитии хазахсхогз эпического хтн-ра, а такко уделено внимание и на последствия публикации пози-а в судьбе поята в 4"-е и оО-в годы.

Одна из первых лоза Хаклха Сыздиэтэа "лурес" {"Борьба"). иг-" боль:иая цо общему доэиа. схематична, язк и mores произведена:: того периода. 2\есь рассказэтается о том, хаТгесретаэт свободу и во зреыя кон^/скац::::'б.""скогз

1?Л22?ЗДарЯ COEiiTCKO!?

пласти, начинает ?говуз гсгзнь. .

Поэмы"Арзс тарихюам", "Адиас" .."Леге.чдч об Арсене* посвящена -В пгрзсГ. из ктх показано исторически данузлзе время, 'озксаиа хизиь казахского народа, населявшего' берега. Дрыса, на-гм-иал с врегген провалого Чингиза и 'Ара^зго Тдаура. Очень''голорлтна описание бед и невзгод народа во времена Кокандских правителе":, иоэма заканчивается сяпсанизы сегодняшне:! счастливой хиз;ш.г,Ал-

иас"— поэаа., написанная на основе народно Я легенды, где. рассга-

а

завается Азиасе и его двух братьях- в поисках счастья пологих з сети злэдел зсллзбн;1кз. Благодаря ыухеству и упорное труду Ал:.;ас встречается с дзу-'л б'огатиряии, срахазгузяюя с драхокоы. ста батиря, опираясь на доддзрзау парода, ггобг-адаат дракона и приводят народ к счастья.

"Лэгзнда сб Арсене"— поэма о грукшсаом наводни» герое прса-лого Ее»а, каторь:?. погиб во- зреия сраяеяиЯ о врагами Грузии.Хотя Арсен погиб, но память о его делах и. псише кива в сердце народа.

' В основу сгс'.ета. еоэуы "Леруерт тау" (""¿еичукная гора") поло-. • кеаа .старинная народная лэгенда о счастье, о прекрасное будущем. Здесь праздиво кзобрязается борьба человека и его сокола с хиц— -ии2киш,лнзсуц21м зло к глйель. Автор Еироко использует худозест-сенныз приема устно": кародмо-Л поэзии, прядаг^ие повествованию неповторима?! колорит. ...

3 годн ЗелкааЯ Отечественной война наравне с лирическими сти-хотзерегайл X более 330) поэт написал пять поэы:"Егтастаг>н ун" ("Гсдос с Запгд..!"), "Сталин туралы поэма" ("Поэиа о Сталине"), • "Турх1стан","Тах»)^баг;",?гурек" ("Два сердца? впоследствии . "¡{ос ¡5аран1-"Два сокола"). Наиболее заметна из них—последняя поз^а, где спимшаетсл подзиг двух героев Советского Созза—. Алехсз-:дра йатросова и Султана ЕаЯмагацбетова. Отличительной стороной пзааза характеров героев является то, что оба героя сэгер-слли сгоЛ подвиг осикслекно, з?1ая о своед гибели-. Они идут на это .

ради лизни ms. зеале, ради счастья и свободы свое" Родимы. Для ' зыросиего з Башкирии Александра деяния сдазяого сына Еал'п-.схо/ зеуяи Салавата Илазэа достойный прямэр лодрзнамия, он о детства .* г.назт множество легенд о его подвигах; а для повторившего подвиг Александра— бесстрашного Султана зутезодпо* ззездо" сверкает-^ легенда, котсрул он ::с:.гант с детских лет о сзозм предке, зацпт.-я-::е родины—батыре Еангудаке.

Зо многих поэмах Закан ^сведагт »¡е^дунарозкуя з;;знь —'"Патрпс Лумуыба", "Да-рдарис полисы" ("Еезенство кризиса") ,Ез.тыстагы ук" ("Голос на Западе") и др. Наиболее значимое из чих поэма "Потрис Лууу;<ба",где поэт показывает аятиймиеряаллсткческуз борьбу кэя-голезцев во главе со своим вогдем за свободу народа. И х.тя Лу-. мумба пргибает в неразиоГ; борьбе, победа остается за rc:u. CS этои мечтал героГ поэмы, он и погиб с уверенностью з осзсбо^деяие родяого народа. Народ не верит з гибель Патрнса, потому что борьба продолжается и ее зедут многочисленнее уттзнпки и сорат;:нчи его, сгкочедаыз вокруг верного друга—Ллтуама Гизенго*

Более Десятка поэм £ахзка Сызднхоза не били издали. !Ï3 особенно задней язляэтса поэма "Азпа.»д2?з а^крс" ("Звездная война",1333). Поэма «описана э то годя, когда з страле восхвалялись научные дост:не:п;я, в салон с запусками хосг.п'чесиих корабле и спутников. Уяе з то время, вдумчивый автор пеоны задумнзаэтея о п:следствия:?: "этих грандиозных побед", о будущей всемирно": во"нэ

я ее тследстпиях", об экологических бедах и катастрофа::___К

больному сожалении, эта поэма до сих пор не издала.

Таким образо:-!, каппсазги1* около тридцати ;эонх и переведен"* 6 иноязычных поэм Еакан Сизднкоз внес достоГ-.«уз лепту в развитие эпического ;sa;;pa. Несмотря на отдельные нздостатхн, в леэмах Сыздыхоза реалистически убедительно зоссозданы сбрззы современников .

- IB -

3 кознах Сызднказа ваьчуэ роль играя? лирические отстусле-кия, допзлкявцие образы персзмалей- (раесунденля и обобщения автора па поводу отдельных явлеи.'"?, кзйбрзяседзк в поэме, яоисгазз? читателя яснее представить образы дейстгупдкс лиц). Б поэтах Накала Сыздыхова, 5 осяоейоы, объективна отображается даз.чь народа^ к s целоа о к: явились значительным еклздсы в развитии казахская поэзии, стрз-'жваа^ся запечатлеть в художественных образах социалистическую действительность.

3 четвертой глазе исследовавши — "Словесное мастерство" ставится цэдь: исследовать скстзку худсгсзствеикэ-кэсбразитзльльг:

ote, ¡:сп:льзуз.чьгх псэто:-,раскрыть ссобем^.ссти ггс дзэгпчес- ■ кого мастерства. поэзия Лакана Сыздксоаа богата разнообразными худо:?.естве:-!1'.с-ст>1Листичзс:-п'.;.'-л np;;e¿:s_¡¡! и различу.ьп^и поэтически,:;! гпгурами и тропами, которые придают е~. чрезвычайную образность, г.эдоЕТори^х иидлв/гдуалькость и своеобразную иятсмаци-о. Лоэтоц творчески переработало лексическое богатство ро.дяого языка,устное карэд^ае творчество, опыт восточной, в первул очередь, тсрк-сгой и татарской литератур. И ЕСе, это благотворно сказалось на* его художественном Еидеяии мира.

'5 лирике ¿.Сыздыкова много еь-разителькых эпитетов^точмых ср&акекпГ!, метких ыетафор, образных аллегорий, легкой иронии, тонкого Еиора. О какой бы я2ле:-:;:и природы и -гшзни общества гээт ки говорил, стихи его мелодичны и образны, читатель кз.:; будто слиа:т реяь'дазе неодулеэлекках предметов. Леодуг&вяежЗе предметы з его стихах каделядтск пркзяаул-'д^лвде^^ха^ог^} о;-:/ показана как олицетворения— осноза позэ'/и, г.о:югаэт поэ-.. ту выразить себя, свое дулевмое состояние и eso"; взгляд :-:а"окру-ríaaci:" аир; -

Наз, х»ктеыде, Tay б^ктерде,

:.Í£JJTH к^лдыз акрагы."..

Гаукрды куз, ^Ы31И н^глдыз,

Квкте kjohhs турара«, Жулдкз casi,

»

Сэуле rs-^ы, . Еейб1т, «и1рд1-.

»зпал тузге, ¿¡^лдцз б1эге,"

Нурдгм н^-р боп тег1лд1^.

3 приведенной примере на глазах читателя окивает природа,она наделяется человеческим свойствами и на:: бы соперетазает вместе* с поэтом. • .

3 стихзл: Закана Сь-здккоза зетречазтея v. прсстне, а распнрел-нае метафора:

Т1л i^Tun, кунге KOHajjran, -С гагата íjitu^ аспан?а; Толг-аннан — таскан коз аттап^ ■ •Эз!^ б1р тег*еу дастанга... .

Иди; КГлездеИ к^бк.тнп,г.уз турленген.

В лирика поэта большая роль отводится символам. Он умело »

обозначает -условными-знаками различные реальности яззна и природа. Поэт часто использует для создания символа психологически параллелизм (Тол^нсвн, Тобал, тал^арь-м Долита сырла, ба.т?ын яас). Иногда его стихотворения полностью' строится на символах. Такова стихи "^алквде сурет1" С "Картины Еалкоде"), "Алатаудан^ бауыры" ("У подножя Ала-Тау"), "Кавказ","Казбек", "Еулдазда Москва" СЗэездчая íIockes") .".Kaicsítli^ куабез!" £&ер=ккн Кокгз") и ДР-

Сразнекке — одно из jchobhüx заразмельнах средств г.сэзта-Саздккова. Он нередко строит зге с-гихотворетае на одних сравне-

нкях.

5 своеГ! лирике Скздыков щедро использует различные виды эпитетов, синонимов к аитевлиов, пословицы и поговорки,"ассонансы и аллитерации к другие худояествеияо-выразктель.чае средства к поэтические прйе!ш. • . .

Иастерство Еакака Скздыкова. выра'^ается в уиелои к точдом ' пру.иекел'.и средств художественного изображения. Ееештрк на ка-гуцлеск однообразие стихов поэта, они на самом деле весьма-разнообразны го £орне. Ьлогие произведения поэта, в тон числе поэмы "ЛгГ'Къх. тамк",',Арыс таркхынан","Эл1 ^арттып,йяр1мес1',,'п1£ос , ^■рал","Аспандарь с", написала в форме яыр и ¡¡ара елей,. Поэт аастерсюи ксеользоезл эти формы. Особенно иного тзнимакия уделяет оп интонации, звуковой напевности, а также охотно прибегает к , аллитерации к ассоиаксу.

Тол^и, толи:, Тобылыы, *

Толста тарт' ескег1м.

Толкьтз^да о':нактап, ■ ■ -у

Тобызва секде эскем!к.

ТелегеГ: Тобыл тол^ыкы,

Толкытады кургкт!.

Тербеп Тсбал .^тартан,

.'^збелг.у, киран тулект1. .

Поэт в это*! стихотворении'в В строкам часто (14 раз) упот- ■

реСлкет звук "т", притом семь строк начинается с этого зЕука.

Чтобы достичь звукового единства, гармонии строев, он нарушает

ихсгда да.;е постоякще эпитетк.

хек торгыл,

Су се гклзп кун кэз1. До сига ту, зауга г^бат, ' А^быпды ¿¿се хумбезХ.

Ассонанса и аллнтераст: в некоторых проу.введежкх погта иногда переходят в анафору—едкнолзчатиз, которая часто встречается в произведениях казахско" устной поэзии." ■ ■ " Изобразительные поэтические средства Нанчк Сыздыхов, боль-set частыэ?черпает. из кародясГ; поэзии. Эпитеты, метафору, срав-е;:кэ зеырагсакт черты национального быта, понятия, связанные с яим (Бала— бауыр, бала—epic, бала-бола?, балали ала, ¿ала — крыс, бала— ь-ал^а)

. Накая Свздажоз умело использует в СЕоей поэзии нзтогснг/ло , синекдоху ■ и подтекст. Не чужды ему1' ирония, саргазк.

Применяет он ъ свое" поэзии такие тгчательнув детализацию, использует антитеза, повторы.

В поэзии Сыздккова сочетается и трздипиоилые сеиа=восьш! и одиннадцатислокныр. и.новые,размеры. Уногие стихи написаны так "в форме "лесенки" Ыаяковсгого. Очень многие стихи у иаго (по примеру Дбая) достроены как восыяютсше и шестистрочники.

. 3 диссертации анализируется также и .недостатки его стихов, обнаруживающиеся в отборе слов, в рифмовке. Еа конкретных приые-рах показали стилистические огрехи, а такзе приведены примеры неточных внрачсенлЗ, сравнений и описательной лирики. Дакая Сыз-дыхов, как и многие поэты-его современники, -сзлбочн? считали, что для верного отображения действительности необходимо, чтобы в стихах воссоздавался "дух современной действительности"—например, гг/иа строительства, громы производственных.процессов в промышленности, рокот моторов и т.д. (путей звукового подражания, воспроизведения этих звукоз}. 3 раскрытии "производственно?" тематики. дакам как и другие поэты, ограничивался поверхг.остхк».? отображением труда работах (часто узотреблдя надуманные звухо-. I. "¡^азак; едебиет!",13 мая 19Б8г., с.10-11.

сэчетак»и:7 як—ч/s слова). Б результате получалось, что стихотворения, cTasi'rcFe, казалось би, целью-показ согрталиетичэско:': де^стЕИтгльности, представл^-.и с.а деле х;абор слов и словосоче-tsjkS. Например: ' -

• Грохочи — Шак, как, ьак!.. Стучи —

Таьс, так, так!.. - *

А гу, дерзи!... •

£арт, сарт, сер?! Во.» дорога! ■

Тарт, тгрт, тарт! (перевод Н.Дудю«и?). • Подсбг-.ая бессмыслица встречалась почти у всех поэтов-сог^ре-иеяялков 2ака.".ь в двадцатые-тркдцатыз годы. Распространении^ недостатком творчестга Еакама тридцатая годов, как и у других поэтое, была трасаретяоеть стихов па политические тему, nphyjjq-чекг.ых зс датза рйьолзционяого календаря. Разные авторы созда- -вали стихи,Еремекаки очень похожие, ибо пользовались одними и теми же оборотами, сравнениями, летафорами. ¿сть такие с'тихи и у лакана. Отрицательно сказалась на поэзии Еакала и господствовавшая в то вреия теория "безкзн^ликтности", "лакировки" действительности.

Однако в целой, поэзия Е.Сыэдыкова безусловно представляет Содьтув худокественнуа ценность.

В За шатает г.ш диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы и обпСщетш, следующие из работы.

£акам Сиздыков творйл ъ разнух жанрах. Он создавал поэмы, тмгау, баллады, стихи, публицистические статьи, многое им сде-

1, лакал Скздыков. Соколиное плеая. Казгосизд',т.А.,1966г.,с.41.

\

, явно в области перевода (его и прозаС романы,псаестк), я драма, и поазия). ы>о собственное наследие, в основной, состоит из позткчееюпс произведения <в частности; кз гразданскоЗ аири-та). Лирика его очень^ проблематична и мнэготзкна. В ней затрагивается «агав злободневнее вопроса современности я извечние ярсблеин добра я зла, воЛнн ■ мире, искусства и груда к т.д.

Позтичеитй хэше джрип Спдпоп иршкш, Здесь яв— пользуется я напевность, я внутренние я еоявучжя, я вх~ гктаразяя, я асегаякен. Поэтическое кастерстяо ¿атака Сидиюва ярко ярогчляетс* ч ужато* иепогьотияяя различив* худохествви-кчх трогов я **гур. кзобразитепно-внраэятехьчк средств я

* - ирАЙЖЯ,

Начиная от первого сборки к* "¡1еодн труда* (1929) до хгагя "Из5реяное*, нздаино!» после сиертя в 1978 году, Какая Сдадьтсо* пронвя бсяьззЯ путь творческих зоииюв, в процесса которяс скхадтахся его худохвстиеннэЯ почерк« А1риярзва$ся гу&дгдвясий ойглк. Кто спШ опернвают читакиии кр^си^у родного крал* саавяявт патриотизм, равное, я трудовкэ педвотя пгрода, учаг пенить мир я дружбу с другими кародака. Значение его воевав 4 в развития позт^чвсяоЯ культуры каззхеивго кжрода веаитгз, тав как-в его стихах ярко отдааен» все осяовные в«тг дааз* ткана, становления к вомутяния страна. Гракдпкств<г!Шосгь, ввеовое чувство долга перед обчеетяо* основной леЯтаютав творчества Какала Сшдитюва.

Если, отбросив частности, представить творчество Наказа Сиг-двхэва яаа единое цэлов, то бросаотея в гааза щедрость таланта, . подкрепяенячч бодьзгч трудом, пэетоянное етроиеняо бать я та-редовоЧ шеренге борцов за добро и еяржзздзаооетъ, езузнть Огэ-тяетву я народу. Творчество Ннквяа Сщдвгова во иаогоа сооевб-. етвовзлэ формирования а развития хгайхсхоЯ.сзвдтскаЗ азэзкя.

-24В кошв рвбош прнввмиа бяблцографм тпгммоааинпЯ я иаваигаос ормоагаиай ЕЛнмтком.

Основ«»» ридгзкате мосмшяяяяя ограааии в еледуи»ц ■ СХбяакашт

1. Кажепи и мирошн яприцмк смэь I тюрнепо Загаиа Сяависоаа. Темен вокхава на гоифвреидаи иоховпе учата ь 1969 г. при КжаГУ и«. С.Шйфош.

2. Программ спецкурса "ПоатчееяНкяр .Да—на Сюяаком" Угверпеи 1990 г. ученым 1сом1ом КиМцоюго пшптипго

, ямеллзчя«

3. Доюпв на тендерами«, посинети» ЭС-^ютв Лакана Сызшкоаа. Овло Карагач Чкахоаского района Копне»аушю* области. 1991 т./5з*ап/. '•."■'"•. .

4. Мр холм еден:>ии ммонсиган. башфга «абк* мпчви

а. «яадмен ем!с жош ввнежгелгви. "ЯвяюяцГ, 10 «ау&.ОД[

б. "3*гд««1 тмкектх *15вквет«у", ¿¿ мщцщ. Ы91ж.

7. ЧЬудсивдн жатт«1»и..* "Оивтпев". 15 еэу!в,,1991 ж.