автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Журнал "Путь", 1925-1940
Полный текст автореферата диссертации по теме "Журнал "Путь", 1925-1940"
На правах рукописи
Парахневич Елена Валерьевна
ЖУРНАЛ «ПУТЬ» (1925-1940): РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС, АКСИОЛОГИЯ И КОНЦЕПТОСФЕРА
Специальность 10.01.10-Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
005542690
Краснодар - 2013
5 ДЕК 2013
005542690
Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор
Млечко Александр Владимирович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
кафедры телевизионной и радиожурналистики ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Сапунов Владимир Игоревич
кандидат филологических наук, доцент кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Панаэтов Олег Григорьевич
Ведущая организация - ФГАОУ ВПО
«Северо-Кавказский федеральный университет»
Защита диссертации состоится «24 » декабря 2013 г. в 9:00 на заседании диссертационного совета Д.212.101.04 по филологическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, ауд. 309.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.
Автореферат разослан « £2 » ноября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета /^¿¿^
доктор филологических наук м. А. Шахбазян
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
В период советской власти возник пробел в истории отечественной журналистики, связанный с деятельностью печати русского зарубежья, представлявшего собой особый духовно-культурный и исторический феномен. На страницах периодики эмигранты поднимали вопросы, имевшие огромное значение для российского общества: сохранение традиций российской культуры, пути национального возрождения России или налаживание плодотворного межкультурного диалога.
Актуальность данного исследования обусловлена важностью научного осмысления столь масштабного явления журналистики русского зарубежья, как парижский журнал «Путь» — орган русской религиозной мысли, отражавший духовные ориентиры русской эмиграции «первой волны», — а также необходимостью выявить значение издания в культурной жизни эмигрантов. Анализ его дискурсивных практик позволит отчетливо обозначить социогуманитарные и духов-но-религаозные векторы культуры русского зарубежья, формы его вовлечения в общественные процессы, происходившие в России в этот необычайно наполненный историческими событиями период. Сегодня высказанные на страницах издания идеи, связанные с поисками национальной идентичности или со способами восполнения возникшего культурно-духовного вакуума путем приобщения к религиозно-философскому наследию деятелей русского зарубежья, не утратили своей злободневности и представляют особую духовно-практическую ценность.
Степень научной разработанности темы. Журналистика русской эмиграции изучена крайне неравномерно, в силу того что предметом научного исследования она стала лишь около двух десятилетий назад. Кроме того, изучение эмигрантской журналистики до сих пор в большей степени намечается историографии и литературоведения. В случае же локализации предмета исследования ученые рассматривают эмигрантские СМИ либо по географическому принципу1, либо в аспекте изучения отдельных изданий или публицистов2, либо в рамках анализа эмигрантской идеологии3.
Между тем назрела необходимость исследования эмигрантской журналистики как феномена, в значительной степени детерминированного своими внутренними законами, целью которого является репрезентация существующей картины мира,
Лысенко A.B. Голос изгнания. Становление газет русского Берлина и их эволюция в 1919-1922 гг. М., 2000, 366 е.; Меймре Аурика. Русские литераторы-эмигранты в Эстонии: На материале периодической печати. ТаШлп, 2001, 165 е.; Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Китае: Опыт энциклопедии. Владивосток, 2002,360 с.
Исаев Е.Г. Журнал «Русская мысль» (1921-1927): о прошлом, настоящем и будущем России: дис. ... канд. фил. паук. М., 2005, 175 е.; Пашкина Е.Г. Журнал «Новый Град» в цдейно-полишческой жизни русской эмиграции: дис.... канд. ист. паук. М., 2007, - 267 е.; Пудовкина Ю.Н. Сменовеховские издания: общественно-политический аспект (20-е годы) : дис.... канд. фил. наук. М, 1993,201 е.; Рыбинская Н.В. НА. Тэффи - публицист газеты «Последние новости»: 1920-1940: дис.... канд. |>ил. наук. M., 2005,188 с.
Михалев Н.М. Журналистика русского зарубежья и становление советской контрпропаганды: Автореф. дис.... канд. фил. Наук. М., 2009,19 е.; Молчанов JI. А. Газетный мир антибольшевистской России. М., 2001, 160 е.; Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы 1918-1940 гт. СПб., 2004,351 с.
реставрация и хранение идеологических ценностей, а также распространение знаний, в которых общество более всего нуждается в этот исторический момент. В целом медийная парадигма русского зарубежья на сегодняшний момент представляет скорее галерею портретов крупнейших публицистов или ведущих СМИ, чем панораму эмигрантской периодики. Подобный дискретный подход нарушает историческую перспективу, поскольку утрачивается связь между отдельными фрагментами. При этом нельзя не отметить, что эмигрантская пресса нечасто становилась объектом именно дискурсивного анализа, в большинстве своем выступая предметом историографической или историко-журналистской рецепции. В данном аспекте обращает на себя внимание монография A.B. Млечко «Мифосимво-лическая структура художественного дискурса журнала «Современные записки» (1920-1940)», где впервые предпринимается попытка анализа журнала как текстуального феномена с целью демонстрации механизма смыслообразования «картины мира» культурного среза русской эмиграции.
Поэтому симптоматичным представляется отсутствие собственно дискурсивных исследований текстуального пространства и такого крупнейшего эмигрантского журнала, как «Путь». Одну из первых научных рецепций журнала предпринял историк, директор Института экуменических исследований Украинского католического университета A.C. Аржаковский. В монографии «Журнал "Путь" (1925-1940): Поколение русских мыслителей в эмиграцию)4 автор апробирует методологию, направленную на создание «синтеза исторической правды и верности памяти». В своем обширном труде он изучает эволюцию русской религиозной мысли как у каждого отдельного автора «Пути», так и у всего поколения в целом, анализирует ход идейных дискуссий, решающих экуменические проблемы и миссионерские задачи. Исследователь мастерски воссоздает жизненную и идейную среду, в которой философы и богословы конструировали свои концепции. Однако сам текст журнала «Путь» не выступает у A.C. Аржаковского предметом самостоятельного анализа, что во многом позволяет отнести это, безусловно, серьезное исследование к числу работ в области так называемой «истории идей»5.
Историко-журналистский подход к изучению «Пути» продемонстрирован в книге историка М.И. Раева «Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939»6, а также в учебном пособии по журналистике русского зарубежья XIX-XX в. под редакцией Г.В. Жиркова. М.И. Раев определяет журнал как главный печатный орган издательства YMCA-press и освещает основной круг тем, заявленных в журнале, среди которых особо выделяет критическое отношение к взаимодействию церкви и государства, капиталистическим общественным и этическим нормам, бытовавшим в дореволюционной России, к агрессивной политике нацистов, в целом делая акцент на просветительской функции журнала и его уча-стай в экуменическом движении. Один из крупнейших историков журналистики Г.В. Жирков, называя «Путь» «главным релишозным печатным органом русского
4Аржаковский A.C. Журнал «Пуп.» (1925-1940): Поколение русских мыслителей в эмиграции. Киев, 2009,655 с.
5 См.: Лавджой А. Великая цепь бытия. История идей / Пер. с англ. В. Софронова-Антомони. М., 2001,376 с.
Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции (1919-1939). М., 1994,293 с.
зарубежья»7, определяет программу издания, а также анализирует основные проблемы, заявленные в публицистике редактора журнала Н. Бердяева на материале его программных выступлений.
Аналогичный подход заявлен и в работе Л.Д. Езовой «Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом "Путь"», где издание определяется как «подлинная энциклопедия русской духовной культуры»8, а главный акцент делается на идейной конфронтации Н. Бердяева и Г. Флоровского. Нельзя не отметать также исследования Е.А. Зелениной, посвященные эмигрантской публицистике Н. Бердяева, сосредоточенной в журнале «Путь»9. Автор обращается к анализу приемов публицистического мастерства мыслителя, определяет пути формирования общенациональной идеи, толерантности и свободы печати, доказывает своеобразие религиозно-философской публицистики Н. Бердяева, показывает процесс развития его «русской идеи» и обосновывает проблему духовного творчества человека как ее доминанту.
Однако во всех вышеперечисленных работах речь не идет о комплексном анализе текста журнала, их своеобразие заключается в преимущественно «внешнем» описании издания, когда рассматриваются проблемно-тематические особенности публицистического дискурса или идейное наследие его ключевых авторов. Пожалуй, этими работами изучение журнала исчерпывается, за исключением нескольких разрозненных публикаций в научной и библиографической периодике10. Причем если в постперестроечный период наблюдался всплеск интереса к «органу русской религиозной мысли» (что выразилось в том числе и в появлении репринтного переиздания первых шести номеров журнала от издательства «Ин-форм-Прогресс» в 1992 году и выпуске полной версии журнала на электронном носителе в рамках серии «Библиотека русской религиозно-философской и цер-ковно-исторической мысли на исходе XX века» Синодальской библиотекой Московского Патриархата в 1998 году), то за последние десять лет не появилось ни одной сколько-нибудь крупной работы, посвященной журналу «Путь».
Целью данной работы является выявление дискурсивных, аксиологических и концептологических особенностей журнала «Путь» как медийного репрезентанта религиозно-философской проблематики русского зарубежья.
Цель исследования определяет следующие задачи:
1) проследить процесс эволюции журнала «Путь» и его основные исторические этапы, раскрыть идейную позицию журнала, его структуру и содержание;
7 Журналистика русского зарубежья XIX-XX веков : учеб.пособие / под ред. Г. В. Жиркова. -СПб., 2003,318 с.
Езова Л. Д. Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом «Путь» // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М-, 2001, С.47-66.
Зеленина Е.А. H.A. Бердяев - публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы): Автореф. ,цис.... канд. фил. наук. М., 1999,24 с.
Абрамов А. И. «Путь» (№№ 1-61) - орган русской религиозной мысли при Религиозно-философской академии в Париже // Путь: Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I—VI). М., 1992, с. 4-6; Даниленко Б. Зерна единого хлеба: Указатель статей и публикаций журнала «Путь». -М., 1998,21 е.; Кротов Я. Г. «Путь» //Литературная энциклопедия русского зарубежья: 1918-1940. Т.2. Периодика и литературные центры. М., 2000. С.332-334; Оболенский А. П. Указатель авторов, предметов, рецензий к журналу «Путь» (Париж, 1925-1940). Нью-Йорк, 1986,58 с.
2) обозначить место издания в системе периодики русского зарубежья, определить его контекстуальную конгруэнтность журналистике эмиграции «первой волны» и выявить его своеобразие в контексте эмиграционной журналистики;
3) определив основные типологические характеристики, решить вопрос о типологической принадлежности журнала «Путь»;
4) выявить доминирующий дискурс издания и его основные особенности, определяющие картину мира русского зарубежья «первой волны»;
5) обозначить основную коммуникативную цель, реализуемую в религиозно-философском дискурсе;
6) выделить ведущие концепты релиптозно-философского журнала «Путь» как основные формы экспликации ценностей;
7) определить аксиологическую парадигму журнала «Путь» и сопоставить ее с манифестируемой миссией издания.
Объектом исследования выступает религиозно-философский дискурс журнала «Путь» (1925-1940). Предмет исследования - коммуникативные, аксиологические и концептологические особенности журнала «Путь».
Научная новизна исследования определяется проведенным комплексным анализом крупнейшего парижского журнала «Путь», а именно:
• исследованием журнала в контексте журналистики русского зарубежья, а также рассмотрением его как идейного наследника крупнейших философских журналов начала XX века: «Вопросы философии и психологии», «Новый путь» и «Вопросы жизни»;
• выявлением типа русского религиозно-философского журнала, занимающего промежуточное положение между «толстым» и специализированным журналами;
• изучением виртуальности религиозно-философского дискурса журнала «Путь», в рамках которого моделируется идеальный образ, стоящий в оппозиции к действительности. При этом доминирующими становятся богословские и философские идеи и образы, выступающие репрезентантами современных актуальных событий;
• изучением качественных параметров религиозно-философского дискурса журнала «Путь», а именно: интерактивности, гипертекстуальности и интерсубъективности;
• исследованием особенностей аксиосферы журнала «Путь» путем реконструкции ценностной составляющей его концептосферы.
Методология исследования. В диссертации реализуется комплексный подход, сочетающий несколько методологических векторов - как общенаучных, так и специальных. Прежде всего в работе используется историко-журналистский метод (Л.П. Громова, В.Е. Евгеньев-Максимов, Б.И. Есин, Г.В. Жирков, В.И.Кулешов), позволяющий зафиксировать обстоятельства возникновения и этапы эволюции издания, а также выявить его идеологическую установку. Однако для анализа духовного журнала этот подход, на наш взгляд, не является наиболее релевантным, поскольку идет речь об издании, не только не имеющем четкой идеологической направленности, но и сознательно избегающем любых общест-
венно-политических вопросов. Возможно, именно с неопределенностью политики издания связано то, что никому из исследователей, занимавшихся изучением «Пути», не удалось атрибутировать его как тип издания, хотя и оговаривалась его типологическая уникальность. Поэтому возникла необходимость в типологическом анализе (А.И. Акопов, Е.А. Корнилов, В.В. Тулупов, О.Г. Шильникова, М.В. Шкондин) с привлечением, однако, дополнительных механизмов исследования, позволяющих вскрыть имманентные принципы построения текстов журнала.
В этом плане методологически перспективным представляется историко-литературное («стыковое») изучение журналистики, разработанное В.Б. Смирновым, в рамках которого предполагается анализировать публикации журнала с учетом их идейно-тематической близости и взаимосвязи. В частности, им вводится в научный оборот понятие «журнального контекста», понимаемое как устойчивая система тем, идей, образов и жанров, которые вырабатываются в беллетристике, публицистике, критике, и, коррелируя друг с другом, формируют идейное направление журнала. В дальнейших методологических разработках О.Г. Шильниковой журнальный контекст определяется, с одной стороны, как уникальная типологическая особенность литературно-художественного ежемесячника, а с другой стороны, отмечается полидискурсивность журнала как органа, принадлежащего к системе массовых коммуникаций и включающего в себя тексты разных дискурсов - художественного, публицистического и т.д. Последнее замечание, на наш взгляд, наиболее репрезентативно: в трудах A.B. Млечко, также работающего в рамках этого методологического поля, именно художественный дискурс составляет «основной стержень отечественных "толстых" журналов, являясь центральным смыслопорождающим "ядром" всего издания», что особенно актуально для журнала, «не отличающегося единством и прозрачностью политической позиции и четко обозначенной идеологической направленности»11.
Таким образом, применение методики дискурсивного анализа (Т.Ван Дейк, М.В. Йоргенсен, В.И. Карасик, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, A.JI. Факторович) к текстуальному пространству журнала, на наш взгляд, является весьма продуктивным, даже несмотря на отсутствие единого определения дискурса. Если понимать дискурс как систему внутренней организации текстов, связанных между собой посредством авторских интенций и информационной, ценностной и эмоциональной интеракции участников общения, воздействующих друг на друга и конструирующих свой способ отражения реальности, то становится возможным раскрыть способы организации текстов журнала и характер взаимодействия авторов и аудитории, а также прояснить коммуникативную цель издания.
Анализируя дискурс журнала, важно проследить линии его сопряжения с историческим контекстом, а учитывая уникальную природу «Пути», который в условиях жесткой идеологический дифференциации печати русского зарубежья избегал общественно-политических вопросов и стремился зафиксировать не исторические реалии, а их философское осмысление, надо исследовать методы конструирования реальности в его дискурсе (П. Бергер, Т. Лукман), для чего необходи-
11 Млечко А.В. От текста к тексту. Символы и мифы «Современных записок» (1920-1940). Волгоград, 2008, с. 17-18.
мо ввести в научный оборот понятие виртуальности журнального дискурса. В последнее время понятие виртуальности чаще используется в отношении кибернетического пространства, созданного с помощью электронного оборудования, однако даже в таком узкотехническом понимании термина можно выделить две его важнейших особенности, актуальных для нашего исследования: это искусственно созданная природа и подражание объективной реальности. О призрачности действительности на примере массовой культуры говорили многие философы XX века (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, С. Жижек): «виртуальность заставляет нас войти в образ, воссоздавая поддельную реальность в трех измерениях... Виртуальность стремится к созданию совершенной иллюзии»1 . Виртуальность «Пути», на наш взгляд, заключается в том, что он обращается к иллюзорному миру философских идей и образов, порожденных как реакция на действительность, а также сам пытается сформировать новую реальность путем изменения аксиологической парадигмы своей аудитории. Любые медиа так или иначе участвуют в формировании комплекса ценностей личности и общества, но для духовного журнала, выполнявшего просветительские функции, степень такого влияния увеличивается в разы, что вынуждает нас обратиться к методам, позволяющим раскрыть способы экспликации ценностей в дискурсивном пространстве журнала (И.В. Ерофеева, А.М. Шестерина),
Вышеперечисленные и другие работы в области медиапроцессов, а также труды, в которых разрабатываются методологические основы лингвистики текста и теории дискурса (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, Л.П. Громова, Э. Гуссерль, О.В. Дедова, Ю. Кристева, Д.С. Лихачёв, М.Л. Макаров, H.A. Фатеева, H.A. Хренов и др.), сформировали теоретическую базу исследования.
Эмпирическая база диссертации включает в себя тексты разных дискурсов -философско-религиозного, а также критического, публицистического и эстетического - появившихся на страницах журнала «Путь» в период с 1925 по 1940 год.
Положения, выносимые на защиту:
1. «Путь» аккумулировал издательский опыт таких журналов начала XX века, как «Вопросы философии и психологии», «Новый путь» и «Вопросы жизни», унаследовав от них равнодушие к общественно-политической жизни и превалирование общекультурной, преимущественно философской информации, а также метод подачи информации, заключающийся в объективном критическом анализе философских идей путем организации свободной дискуссии и дебатов с целью сформировать у аудитории целостную систему взглядов и убеждений. Своеобразие тематики, программы и аудитории «Пути» вынудили его занять промежуточное положение между «толстым» и специализированным журналами, сформировав вместе с перечисленными изданиями группу русских религиозно-философских журналов.
2. Программная концепция была сконцентрирована вокруг трех основных идей: преодоление идеологического разрыва между основными эмигрантскими движениями и поддержание связи с Русской землей; интеграция - прежде всего духовная, культурная и религиозная - эмигрантов в иное социокультурное про-
1гБодрийяр Ж. Пароли. Or фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006, с. 112.
странство; выражение духовных и религиозных задач русской эмиграции.
3. Критический, эстетический и публицистический дискурсы журнала «Путь» утрачивают свою самостоятельность и становятся частью единого религиозно-философского дискурса издания, который определяется как дискурс виртуальный, моделирующий идеальный образ, стоящий в оппозиции к действительности. Для виртуального дискурса журнала «Путь» свойственны проявление интерактивности, подразумевающей биполярность коммуникации и симметрию отношений коммуникатора и рецепиента, гипертекстуальности, выражающейся в нелинейности и фрагментарности дискурса, и интерсубъективности, понимаемой как смысловой код, с помощью которого возможно дешифровать дискурс и интерпретировать авторские интенции.
4. Анализ прецедентных феноменов, представленных в дискурсе журнала, позволяет сделать вывод о том, что все они аппелируют к Библии как основному текстуальному пратексту, соотносимому с новым историко-культурным контекстом эпохи. При этом осуществляется символический перенос сакрального образа на актуальное семантическое пространство современной эмигрантской реальности с целью репрезентации духовных ценностей, что является основной коммуникативной целью журнала.
5. В коммуникационное пространство журнала вовлекаются значимые для эмиграции концепты: РОССИЯ, ВЕРА, ПУТЬ, ЖЕРТВА, ДУХ/ДУША, которые, выступая в качестве ценностных ориентиров, определяющих ее миссионерскую духовную деятельность, в своей совокупности формируют семиотическое и аксиологическое содержание исследуемого дискурса.
6. Магистральная тема журнала - грядущее спасение или гибель России -формирует два разнонаправленных ценностных вектора. Как антиценность в религиозно-философском дискурсе журнала репрезентируется большевизм, понимаемый как квазирелигия, основанная на антихристианских началах; в качестве главного ценностного идеала выступает идея необходимости следовать путем христианских добродетелей к высшей божественной сущности и обретению Царства Божия.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что собранная и систематизированная в ходе исследования информация позволяет расширить научные представления о функционировании медиафеноменов в рамках социокультурной среды; дополнить представления о закономерностях и тенденциях развития журналистики «первой волны». Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах «Журналистика русского зарубежья» и «История отечественной журналистики», а также журналистами-практиками, работающими в печатных средствах массовой информации для обновления моделей современных религиозных и философских медиа.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы прозвучали в выступлениях на международных научных конференциях «Художественный текст и текст массовых коммуникаций» (Смоленск, 2009); «Межкультурная деловая коммуникация» (Волгоград, 2009); «Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов» (Волгоград, 2010); «Медийные страте-
гии современного мира» (Краснодар, 2010, 2011, 2012); «Векторы духовности в русской литературе и журналистике Х1Х-ХХ1 веков» (Ставрополь, 2011); «Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере» (Москва, 2011); «Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы» (Ставрополь, 2012); а также всероссийских конференциях «Журналистика в поисках моделей развития» (Томск, 2011) и «Проблемы массовой коммуникации» (Воронеж, 2011,2012).
Промежуточные результаты исследования отражены в 18 публикациях общим объемом 5 п.л., в том числе в 3 статьях перечня ВАК.
Хронологические рамки диссертации - 1925-1940-е года с выходом на исторические закономерности.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем 204 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, определяется его объект и предмет, а также теоретическая и практическая значимость, научная новизна.
В первой главе «Журнал "Путь" как орган русской религиозной мысли» «Путь» характеризуется в историко-типологической перспективе. В первом параграфе «История создания журнала "Путь"» парижское издание рассматривается как преемник крупнейших философских журналов начала XX века, аккумулировавший журналистский, издательский и редакторский опыт Н. Бердяева и основных авторов «Пути»: С. Булгакова, Г. Флоровского, В. Зеньковского, С. Франка, Г. Федотова и других. В частности, анализируются идейные и типологические связи эмигрантского журнала с такими изданиями, как «Вопросы философии и психологии» (1889-1918) Н.Я. Грота, «Новый путь» (1902-1904) Д. Мережковского и 3. Гиппиус и «Вопросы жизни» (1904), которые представляли собой журналы «без направления», избегающие политических вопросов, не поддерживающие ни одно го течений философской и общественной мысли, превыше всего ставящие непредвзятый и поэтому объективный критический анализ философских идей. Выдвигая идею полифоничности точек зрения, они стремились одновременно сформировать у аудитории целостную систему взглядов и убеждений, что в дальнейшем отразилось на программе журнала «Путь». На издательские взгляды «путейцев» также оказала свое влияние деятельность Н. Бердяева, С. Булгакова и П. Флоренского в издательстве «Путь» (1909-1919), стремящемся сформировать новую национальную идеологию, основанную на началах христианской религиозности и патриотизма, и возродить православие как социально-культурную силу, способную разрешить насущные проблемы России.
Во втором параграфе «Программныеустановки журнала "Путь"» анализируется концепция издания в ее исторической парадигме. Программа «Пути», лежавшая преимущественно в облаете духовной культуры и религиозной жизни, была заявлена в редакторской статье «Духовные задачи русской эмиграции» и
впоследствии трансформировалась незначительно. Первая задача журнала заключалась в преодолении идеологического разрыва между основньми эмигрантскими движениями, а также поддержании связи с Русской землей. Вторую задачу Н. Бердяев видел в установлении диалога с западным миром, интеграции (духовной, культурной и религиозной) русской эмиграции в иное социокультурное пространство без отрыва от национальных корней и постулировании идеи спасительной для Запада всемирной роли русской эмиграции. И, наконец, третья задача понималась как выражение духовных и религиозных исканий русской эмиграции, заключавшихся в осмыслении последствий революции и подготовке духовной контрреволюции внутри России. В ходе исследования также представилось возможным выделить периоды в развитии журнала, одновременно отразившие эволюцию настроений в среде Русского Зарубежья. Первый, «мессианский» этап охватывает 1925-1927 гг. - период становления журнала, пришедшийся на время самоопределения эмиграции, осознание ею своей роли как «спасительницы России» и хранительницы русской культуры, которая должна стать частью культуры мировой, не утратив при этом национального облика. Второй этап — 1928-1933 гг. — «историософский», когда в результате столкновения разных культур перед эмигрантами встают вопросы о судьбе России и о специфике ее исторического пути на фоне мировой истории. На этот этап приходится пик популярности журнала, «Путь» становится «энциклопедией» философской рефлексии над историей. И наконец, 1934-1940 гг. - «кризисный» этап, с одной стороны зафиксировавший в текстах журнала мировой экономический и политический кризис, а с другой стороны, пришедшийся на время, когда эмигранты осознали несбыточность надежд на возвращение к прежним идеалам. Эсхатологическое мировосприятие, рассуждения о трагичности судьбы России, идеи «банкротства» культуры пронизывают все сферы жизни эмиграции, находя отражение в дискурсе журнала.
В третьем параграфе «Журнал "Путь" в системе эмигрантской журналистики» издание рассматривается в контексте СМИ Русского Зарубежья. При попытке поместить «Путь» в медиасистему эмиграции возникает сложность: включение религиозно-философского издания, сознательно пропагандирующего аполитичность, в контекст дифференцированной идеологической картины эмиграции представляется несколько некорректным (даже несмотря на опосредованно заявленное «левое» социальное направление редактора). Если же за основу классификации брать оригинальные философско-исторические проекты, манифестируемые в печати, будет уместным определить «Путь» как журнал традиционалистский, полемизирующий как с модернистами, так и с реставраторами. В качестве подтверждения этой точки зрения приводятся дискуссии с евразийцами и монархистами относительно потенциального государственного строя в России, развернувшиеся с первых же номеров «Пути». В целом «Путь», несмотря на внутренние идейные разногласия, оставался идеологически нейтральным и стремился давать место разным точкам зрения. Современники оценивали издание крайне высоко, однако высказывали несколько упреков. Например, на страницах крупнейшего журнала русского зарубежья - «Современных записок» — критике подвергались субъективность «Пути», менторская манера подачи материала; чрезмерно боль-
шой масштаб мышления его авторов; национально-историческая эсхатологач-ность; полное игнорирование политических событий. Однако самый главный недостаток, по мнению современников, заключался в следующем: духовный журнал должен был либо рассчитывать на широкий круг образованного читателя и отказаться от миссионерской задачи, ограничившись проповедью христианских ценностей с целью обращения аудитории в православие, для чего ему необходимо использовать более популярную форму изложения материала, либо довольствоваться узкой специально подготовленной - и оттого чересчур локальной - аудиторией, что, в свою очередь, затрудняло выполнение его духовной миссии.
В четвертом параграфе «Проблема типологической принадлежности журнала "Путь"» решается вопрос о типе издания. Отсутствие беллетристики и литературной критики (вместо которой «Путь» предлагает «ученую» критику, представляющую обозрения и рецензии на издания богословского и религиозного характера), а также невысокое внимание к вопросам политики заставляют исключить «Путь» из числа «толстых» журналов, преобладавших в эмигрантской периодике «первой волны», и позиционировать его как специальное философско-религиозное издание, рассчитанное на широкий круг образованной публики, подражающее, однако, форме «толстого» журнала. Его типологическое сходство с «Вопросами философии и психологии», «Новым путем», «Вопросами жизни» представляет возможным выделить их в отдельную группу —русский религиозно-философский журнал, демонстрирующий сходные объективно-субъективные факторы (В.В. Тулупов)13. Учредителем выступало религиозно-философское общество, однако со временем все журналы преодолевали рамки элитарного издания, предназначенного для узкой аудитории. В качестве программы заявлялась демонстрация всего богатства русской культурной, философской и религиозной мысли и формирование у аудитории целостной системы взглядов при практически полном игнорировании вопросов общественно-политической жизни. Поставленная цель достигалась за счет эксплицитного включения в дискурс журналов полемического компонента, так как организация свободной дискуссии позволяла аудитории оценивать действительность более объективно. В целом дискурс русского религиозно-философского журнала формировался путем пересечения философского, религиозного, эстетического и публицистического субдискурсов, утративших оригинальность и посредством отдельных элементов ставших частью единого религиозно-философского дискурса эмигрантского журнала, анализу которого посвящена следующая глава.
Во второй главе «Качественные параметры религиозно-философского дискурса журнала "Путь"» выявляются дискурсивные особенности парижского журнала. В первом параграфе «Виртуальность религиозно-философского дискурса журнала "Путь"» определяется теоретический инструментарий, используемый при дискурсивном анализе текстов журнала, и исследуется символическая природа дискурса «Пути». Дискурс религиозно-философского журнала стремится сконструировать в сознании реципиента образ, стоящий в оппозиции к
13 Тулупов В.В. Теория и практика современной российской журналистики. Воронеж, 2007,
действительности, идеальный конструкт, к которому, по замыслу авторов, необходимо стремиться. «Путь» имеет дело с реальностью символической; в отличие от медиареальности в поисках фактологической информации он обращается не к материальному миру, а оперирует понятиями нематериальными - философскими идеями и образами, снимает пространственную и временную ограниченность медиарельности, которая фиксирует «здесь» и «сейчас», и расширяет географические и хронологические границы, помещая современные актуальные события в исторический мировой процесс. На основании этих данных делается вывод о виртуальной природе дискурса «Пути» с той оговоркой, что виртуальность понимается как феномен, не имеющий материального, объективного существования, где различные содержания дополняют друг друга, становясь неразрывным целым.
Во втором параграфе «Интерактивность религиозно-философского дискурса журнала "Путь"» раскрывается характер и степень взаимодействия издания и его аудитории. Интерактивность медиадискурса заключается в возможности информационного обмена с потребителем контента. В журнале «Путь» коммуникация становится биполярной: в коммуникационном пространстве возникают две отправные точки: автор и реципиент, способные поменяться местами в ходе философской полемики. Во многом это обусловлено тем, что если раньше философский и религиозный текст имел ограниченную аудиторию, то в среде эмиграции, включаясь в коммуникативное пространство журнала, он обращается к более широкому кругу читателей, а реалии общественной и политической жизни России 1920-х годов только способствовали развитию полифоничности мышления. В религиозно-философском дискурсе журнала «Путь» интерактивность проявляется в высокой доле биологичности. Взаимодействие с читателем происходит на самых разных уровнях, прежде всего внутритекстовом, позволяя выделить пласт имплицитной биологичности (обращение к адресату достигается за счет вариативных повторов, риторических вопросов и восклицаний, подтекстовых оценочных аргументов) и диалогичности эксплицитной, т.е. непосредственного обращения к оппоненту путем выделения особо важной с точки зрения автора информации, а также призывом к совместному действию или предложением составить свое мнение. Еще один прием, активно используемый авторами -использование не реального, а виртуального оппонента или единомышленника, то есть усиление полифонии и конфликтогенности дискурса (А.Л. Факто-рович)14. Другой уровень диалогичности - внетектовый, когда автор эксплицитно или имплицитно ссылается на предыдущие тексты, что реализовалось в публикации так называемых «открытых писем». В отличие от личной переписки, они носят публичный характер, организуя свободную дискуссию по наиболее актуальным проблемам, в числе которых характерные для эмигрантских СМИ споры о природе монархической власти или по вопросам экуменического движения.
14 Факгорович А.Л. Смысловая полифония как аспект конфликтогенных текстов СМИ и ее учет в лингвистической экспертизе // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2012, № з, с. 61-64.
Третий параграф «Религиозно-философский дискурс журнала "Путь" как гипертекст» развивает анализ внетекстовых диалогических связей, «Путь» рассматривается как коммуникативное пространство, где встречаются разные философские практики. Специфика русской религиозной философии заключается в том, что она не носит характер иерархично выстроенной системы, а демонстрирует совокупность разрозненных идей, коррелирующих, однако, друг с другом, когда каждый текст строится как отсылка к другому тексту. Философское и религиозное знание не поддается структурированию и не укладывается в линейную систему восприятия, поэтому в силу отсутствия единого смыслового центра религиозно-философский дискурс «Пути» формировался мозаично. В связи с этим мы считаем возможным говорить о таких чертах религиозно-философского дискурса журнала «Путь», как фрагментарность и нелинейность, которые формируют один из его важнейших параметров - гипертекстуалъность. Проанализировав возникший в первых номерах журнала «спор о монархии», мы выявили схему гипертекстуальных связей между отдельными фрагментами религиозно-философского дискурса, которая включила в себя не только журнальные публикации, но и отсылки к другим работам мыслителей (рис. 1).
Н. Бердяев О духовной буржуазно (Путь, ЛіЗ)
Н. Бердяев Дневник Философа. О духе времени D мов архив (Путь, Діб)
И. Бердяев Дневник Фплософа Спор о монархии, о буржуазности и о свободе мысли (Путь, Лі б)
Л. Карпов О монархии (Путь, As б)
Л
Г.Н. Трубецкой Спор о монархия (Путь, Д.4)
Н. Бердяев Ответ на письмо монархиста (Путь, Л'гЗ)
Н. Лрсеньева О духе времени и понимании его (Па поводу последних статей H.A. Бердяева) (Путь, Л» б)
Духовные задачи русской эмиграции (Путь, ЛЪ1)
5. Бердяев Дарство Божпе и Царство Кесаря (Путь, Л%1)
Л.Петров Письмо монархиста в редакцию журнала (Путь, Л'гЗ)
Н. Бердяев Новое средневековье. Париж, 1923
Н. Бердяев Философия неравенства. Париж, 1923
Рис. 1. Схема гипертекстуальных связей в №№1-6 журнала «Путь»
Как видно из схемы, нельзя найти отправную точку, идейный центр, ставший началом дискуссии. Линейное чтение становится невозможным, читатель выбирает порядок следования текстов по своему усмотрению. Тем самым коммуникативное пространство журнала расширяется: гиперссылки позволяют включать в контекст весь опыт русской религиозной и мировой философии.
Четвертый параграф «Интерсубъективность религиозно-философского дискурса журнала "Путь"» посвящен проблеме доступности смыслового содержания журнала. В этой главе мы исходим из того, что адекватное понимание текста возможно лишь в том случае, когда когнитивная база автора и читателя оказывается по возможности равной, и трактуем интерсубъективность в русле феноменологии, как общность опыта взаимодействующих субъектов. Декодирование субъективной информации, заложенной в религиозно-философский дискурс журнала, возможно лишь путем интерсубъективного «сопереживания» текста при условии его прецедентности. В рамках исследуемого религиозно-философского дискурса «Пути» основным текстуальным пратекстом, имеющим прецедентную значимость в масштабах всей цивилизации, выступает Библия, которая, с одной стороны, носит вероучительный характер, играя важную роль в формировании сознания, а с другой, демонстрирует пример идеального общества (в современной науке тип такого текста называется керигматическим15), что было востребовано русской эмиграцией в переходный для нее период. Включение прецедентных феноменов в тексты журнала придает особое звучание описанию социально-политических реалий начала XX века. Так, прецедентный образ Голгофы предстает как символ, позволяющий включать трансферные механизмы, в рамках которых осуществляется перенос сакрального образа на актуальное семантическое пространство эмигрантской реальности. Он употребляется в трех значениях: восхождение на гору Голгофу, Крестный Путь как метафора жизненного испытания русского народа, - революции; распятие Иисуса Христа как метафора добровольной искупительной жертвы за «грехи» нации; перерождение, начало новой жизни как метафора грядущего спасения России. Аналогичный символический перенос наблюдается и при анализе прецедентного имени Иуда, которое включается в дискурс эмигрантского журнала преимущественно для оценки событий начала XX века. Канонический образ предателя, переносясь на пространство «Пути», приобретает еще один денотат - Иуда-революционер, «пролетарий» и «экономический материалист», движимый не «сребролюбием», а «радикальными идеями». Другой пример: использование прецедентного высказывания «плевелы и пшеница» позволяет авторам журнала реализовать оппозицию «свой/чужой», причем «чужое» («советское», «революционное»), благодаря включению эмотивно окрашенного прецедентного высказывания, лишается положительной коннотации. Прямое включение прецедентного текста в виде библейских прецедентных феноменов доказывает его актуальность в качестве интерпретативного поля. Более того, прецедентный текст демонстрирует нравственные ориентиры автора, эксплицирует заложенные в нем культурные ценности. Из этого следует вывод, что главная
15Лучинский Ю. В. Журналистика и проблемы формирования национальной социокультурной модели в Америке. Краснодар, 1997,151 с.
функция включения прецедентного библейского текста в дискурс журнала «Путь» - это репрезентация авторского видения духовных ценностей с целью сохранения и приумножения национально-культурных традиций.
Третья глава «Аксиология и концептосфера журнала "Путь"» рассматривает «Путь» как издание, аксиологически ориентированное, транслирующее ценности русской культуры. В первом параграфе «Способы ценностной репрезентации и трансформации аксиосферы журнала "Путь"» исследуются причины обращения журнала к сфере духовной аксиологии, которые находятся закономерными: православие представляло собой готовый набор вневременных ценностей. Кроме того, ценностные ориентации православия не были чуждыми русскому национальному самосознанию, а потому не могли восприниматься как навязываемые извне, в отличие от искусственно насаждаемых ценностей коммунизма. В религиозно-философском дискурсе «Пути» доминируют прежде всего моральные и суперморальные ценности, что выражается в проповеди библейских догматов и заповедей. Репрезентированы также утилитарные и субутилитарные ценности, которые находят отражение преимущественно в идеях аскетизма и жертвенности. Оценочность дискурса носит стигмазирующий характер, что выражается в четкой оппозиции «свой/чужой», причем «свой» занимает иерархически более высокое положение. Основным средством репрезентации ценностей в религиозно-философском дискурсе «Пути» являются концепты, при этом учитывается, что моделирование единой ценностной структуры возможно лишь при условии бытования множества личностно-индивидуальных интерпретаций, которые и составляют основу аксиологической модели журнала «Путь».
Во втором параграфе «Инвариантная модель концепта РОССИЯ в религиозно-философском дискурсе журнала "Путь"» выбор концепта для исследования, помимо его количественной представленности на страницах издания, объясняется тем, что концепт РОССИЯ доминирует во всех эмигрантских медиа, и в философско-религиозной публицистике в частности: эмигранты, став свидетелями разрушения привычных устоев общества, неизбежно должны были уделить особое внимание причинам случившегося и перспективам развития родного государства. РОССИЯ в публицистически окрашенном религиозно-философском дискурсе журнала «Путь» представляет собой социокультурный аксиологический концепт, в котором сосредоточены представления эмигрантов о России и тех процессах, которые в ней протекают. В поле концепта можно выделить три микроконцепта: РОССИЯ ПРОШЛАЯ, РОССИЯ НАСТОЯЩАЯ, РОССИЯ БУДУЩАЯ, каждый из которых эксплицирует ведущую ценность - национальное единство (рис. 2). В одном темпоральном пространстве объединяются три слоя: прошлое, настоящее и будущее, каждое со своей ценностной парадигмой, накладывающейся друг на друга. Для авторов журнала характерна идеализация РОССИИ ПРОШЛОЙ, попытки увидеть смысл монархии в олицетворении высшей духовной ценности, заключающейся в «Правде Божией». РОССИЯ НАСТОЩАЯ в дискурсе журнала «Путь» наполняется мистическим содержанием; революция приравнивается к национальной катастрофе, ставшей результатом культурного и духовного одичания русской интеллигенции. И наконец, микроконцепт РОССИЯ
БУДУЩАЯ контекстуально связан с понятием «социализма» как системы социально-экономических идей. Магистральной темой «Пути» становится грядущее спасение или гибель России. Эта тема формирует два разнонаправленных аксиологических вектора, определяющих позицию авторов. На наш взгляд, это возможно лишь в условиях изменяющегося мира, в переходную эпоху, когда эмиграция оказалась по сути между двумя, а фактически, тремя, цивилизациями: Запад, утраченная царская Россия и занявшая ее место Советская Россия представляли собой совершенно разные аксиологические системы.
Рис. 2. Схема концепта РОССИЯ
Третий параграф «Концепт ВЕРА как доминанта религиозной картины мира журнала "Путь"» посвящен исследованию концепта ВЕРА, которая считается одной из ключевых ценностей религиозного дискурса. В религиозно-философском дискурсе «Пути» ВЕРА выступает доминантной ценностью, формирующей задачи журнала; она определяет миссионерскую духовную деятельность издания, заключающуюся в преодолении идеологического разрыва между основными движениями с помощью духовного просвещения и религии, что, в свою очередь, позволит победить коммунистическую и фашистскую идеологию. Именно в утрате ВЕРЫ, в отрыве от православных ценностей «Путь» видел главную причину, позволившую большевизму захватить власть в стране; более того, в текстах журнала постоянно звучит мысль об утверждении в России коммунистической, «черной ВЕРЫ», основанной на антихристианских категориях, но при этом сохраняющей основные структурные признаки христианства. Здесь оппозиция «земное/небесное», в целом присущая религиозно-философскому дискурсу «Пути», реализуется в наибольшей степени: если аксиологический вектор религиозной, в частности православной, веры направлен вверх, ее цель - познание Бога и приобщение к высшим духовным ценностям, то аксиологический вектор «черной
веры», напротив, направлен вниз, ее призывы «верить в безбожие» воспринимаются как бесовские пародии на религию, имеющие своей целью отказ от исконных традиций и сознательное разрушение устоев русского общества.
В четвертом параграфе «Концепт ПУТЬ: вербализация семантики названия журнала» дается характеристика концепта ПУТЬ, одной из важнейших аксиологических категорий, отражающих ориентацию человека в пространстве и определение им своего места в мире. Религиозно-философский дискурс журнала предлагал два варианта движения с диаметральной аксиологией: ПУТЬ христианский и ПУТЬ социалистический; а русская эмиграция, по мнению авторов журнала, оказалась на позиции выбора, распутья. Если «социалистический ПУТЬ» маркируется негативно в силу утраты Господа, то «христианский ПУТЬ» исполнен сакральным смыслом обретения Царства Божьего. Христианский ПУТЬ актуализируется скорее в метафорическом смысле, он понимается как поиск смысла жизни, воспроизводит наиболее значимые ценностные фрагменты картины мира, так как неразрывно связан с фундаментальными аксиологическими понятиями: жизнь, смерть и судьба. В результате исследования особенностей вербализации концепта ПУТЬ в религиозно-философском дискурсе журнала удалось выявить в его концептуальном поле следующие значения: движение к Царству Божию, духовные искания; способ духовного возрождения, жизнь по законам Божьим; нравственное испытание, стезя страданий; экуменическое движение, воссоединение церквей. Главная цель ПУТИ, согласно авторам журнала, - обретение сакральных ценностей; с другой стороны, его ценность может заключаться и в самом процессе движения - СТРАННИЧЕСТВЕ, изначально присущем русскому национальному сознанию, но искореняемому советскими властями. Основное содержание концепта ПУТЬ воспринимается как движение к истинной вере через преодоление препятствий (в числе которых отрицание религии вообще) к главной цели человека — его духовному спасению и спасению его души.
Следовательно, в пятом параграфе «Семантическая дифференциация концептов ДУША и ДУХ» исследуется концепт ДУША в его взаимосвязи с концептом ДУХ. В рамках религиозного дискурса принято оперировать триадой ДУХ-ДУША-ТЕЛО, однако ТЕЛО как материальное проявление сущности авторами «Пути» игнорируется. Связано, на наш взгляд, это с тем, что журнал, стоявший на позициях аполитизма и проповедовавший ценности религии в силу их независимости от исторических установок, трактовал ТЕЛО, в частности, как сиюминутное явление реальности, «социальный вопрос наших дней» (С. Булгаков). По мнению авторов «Пути», ценности отдельной личности, отождествляющейся с ДУШОЙ, несоизмеримы с ценностями коллектива, и поэтому ими отстаивается идея единого соборного организма, основанного на религиозной вере. ДУША понимается как система общепринятых моральных ценностей и традиций личности, внутренний мир человека, в том числе его эмоции и чувства, в то время как ДУХ подразумевает наличие в человеке высоконравственных Божественных ценностей и принципов, это субстанция, независимая от тела. При этом в дискурсе журнала находят отражение индивидуально-авторские интерпретации концепта («русская душа» - собирательный образ нации, хранящий тайну народной индивидуально-
сти, специфику национального менталитета и мировидения Н. Бердяева или «душа мира» С. Булгакова), в результате чего в процессе семантической трансформации возникает индивидуальное символическое значение концепта (рис. 3).
Религиозный дискурс -журнала "Путь"
Философский дискурс журнала "Путь"
Рис. 3. Схема концепта «ДУША/ДУХ»
В шестом параграфе «Оппозиция «духовное/материальное» в структуре концепта ЖЕРТВА» анализируется природа концепта ЖЕРТВА, который понимается авторами журнала как способ достижения ценностей, необходимое условие приобщения к духовному благу в условиях мировоззренческого кризиса. При описании концепта журналом «Путь» также реализуются два упомянутых аксиологических вектора: положительную оценку приобретают идеи следования путем христианских добродетелей, жертвование материальными благами во имя высшей цели (что максимально реализуется в искупительной жертве Иисуса Христа), а предметом отрицательных оценок становится бессмысленность духовных жертв, приносимых на алтарь большевистского «экономизма», который ставит ценности государства выше ценностей отдельной личности, что, по мнению авторов, ведет к общему понижению уровня культуры. Понятие ЖЕРТВЫ в ее идеальном варианте тесно связывается с понятием АСКЕТИЗМА, который выступает как образ жизни с отказом от материальных ценностей (в числе которых богатство и утоление плотских желаний) ради достижения ценностей духовных - любви, свободы и творчества.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования и намечаются перспективы дальнейших исследований. Делается общий вывод, что дискурс журнала «Путь» направлен на конструирование в сознании читателя уверенности в спасительной роли эмиграции, а доминантой издания становится положение об
универсальном значении Православия, которое должно стать духовной силой, действующей во всем мире. Подобная мессианская задача в сочетании с тематикой требовала появления издания особого типа - русского религиозно-философского журнала. Специфика дискурса издания заключается в степени резонанса с историческим контекстом: в отличие от «толстого» журнала, «Путь» не выступал «зеркалом» современной действительности — он стремился зафиксировать настроения эмиграции, ее духовные искания, вызванные глобальными историческими потрясениями, подтверждением чему является выделенные в ходе анализа периоды в истории журнала: «мессианский», «историософский» и «кризисный». Его виртуальность подразумевает, что философские идеи дополняют друг друга, становясь неразрывным единым целым, а реальность, отраженная на страницах журнала, искажается.
Коммуникативная стратегия изучаемого журнала заключается в том, что любой факт современной действительности становится объектом историософских размышлений, включается в мировой исторический процесс, превращается в источник библейской экзегезы, целью которой является трансляция духовных ценностей православия, что, согласно позиции «Пути», способствует росту позитивных тенденций в культуре и, стало быть, в общественно-политической жизни. Однако наблюдается и обратная тенденция: библейские сакральные образы при включении в дискурс «Пути» переструктурируются и соотносятся с новым историко-культурным контекстом эпохи, наполняются актуальным содержанием и позволяют иначе оценить события начала XX века. Такие свойства религиозно-философского дискурса, как мозаичность и фрагментарность контента, размытость границ между реальностью и виртуальностью, сильные диалогические связи влекут за собой возможность влиять на духовно-нравственные и ценностные представления общества.
Исследование ключевых концептов журнала позволило определить основания, на которых строится концептосфера религиозно-философского дискурса «Пути». В его концептуально-ценностное пространство оказались вовлечены важные для эмиграции лингвокультурные доминанты: концепты РОССИЯ, ВЕРА, ЖЕРТВА, ДУША, которые, выступая в качестве ценностных ориентиров, определяющих ее миссионерскую духовную деятельность, в своей совокупности формируют аксиологическое содержание исследуемого дискурса. Система антиценностей проявляется при описании большевизма - квазирелигии, основанной на антихристианских началах, в качестве же главного ценностного идеала, репрезентируемого в дискурсе журнала, выступает высшая, божественная сущность, идеальный конструкт, диссонирующий с реальностью, и потому главным ценностным ориентиром, предлагаемым аудитории, становится отвержение материального, телесного мира с его недостатками и достижение Царства Божия. Ценностное наполнение журнала «Путь» выражается в постулировании идеи, что РОССИЯ явила пример величайшей силы человеческой ДУШИ на своем ПУТИ, ведущем через ЖЕРТВУ и аскезу к личному спасению и всеобщему возрождению ВЕРЫ, что в целом соотносится с заявленной программой журнала.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
1. Парахневич, Е.В. Концепт «вера» в текстовом пространстве журнала «Путь» (1925-1940) / Е.В. Парахневич // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2012. - Вып. 2 (16). - С. 162-166 (0,5 п.л.).
2. Парахневич, Е.В. Виртуальный дискурс журнала «Путь»: интерактав-ность и гипертекстуальность / Е.В. Парахневич // Учёные записки ЗабГГПУ. Серия «Филология, история, востоковедение». - 2013. — №2(49). - С 188-195
(0,7 пл.).
3. Парахневич, Е.В. Аксиосфера журнала «Путь»: культурные ценности русской эмиграции / Е.В. Парахневич // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 7. - С. 150-152 (0,3 пл.).
Публикации в других изданиях
4. Парахневич, Е.В. О. Сершй Булгаков и его деятельность в журнале «Путь» / Е.В. Парахневич // Художественный текст и текст массовых коммуникаций: материалы Международной научной конференции. - Вып. 5. Ч. 2. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. - С. 155-161 (0,3 пл.).
5. Парахневич, Е.В. Религиозно-философский дискурс журнала «Путь» (1925-1940) / Е.В. Парахневич // Межкультурная деловая коммуникация: проблемы и перспективы российско-молдавского сотрудничества: материалы международной научно-практической конфереции, посвященной 65-летию образования Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии. - Волгоград: ИПК «Нива», 2009. - С. 362-365 (0,2 пл.).
6. Парахневич, Е.В. Образ советской России на страницах журнала «Путь» (1925-1940) / Е.В. Парахневич // Интеграционные процессы в коммуникативном пространстве регионов: материалы Международной научной конференции. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - С. 747-751 (0,3 пл.).
7. Парахневич, Е.В. Три задачи русской эмиграции в публицистическом дискурсе журнала «Путь» / Е.В. Парахневич //Медийные стратегии современного мира: материалы четвертой международной научно-практической конференции. -Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2010. - С. 162-164 (0,2 пл.).
8. Парахневич, Е.В. Журнал «Путь» (1925-1940) и философский дискурс русской эмиграции «первой волны» / Е.В. Парахневич // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоретический журнал. - 2011. - Вып. 10. - С. 115-118 (0,3 пл.).
9. Парахневич, Е.В. Концепт «вера» в религиозном дискурсе журнала «Путь» (1925-1940) / Е.В. Парахневич // Журналистика в поисках моделей развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Томск-Изд-во НТЛ, 2011. - С. 63-66 (0,2 пл.).
10. Парахневич, Е.В. Типологические особенности журнала «Путь» /Е.В. Парахневич // Коммуникация в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. - Ч. I. - С. 74-76 (0,1 пл.).
11. Парахневич, Е.В. Диалогичность философского дискурса эмиграции «первой волны» (на примере материалов журнала «Путь» (1925-1940 гг.) / Е.В. Парахневич // Векторы духовности в русской литературе и журналистике XIX-XXI веков: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: СГПИ, 2011. - С. 118-120 (0,3 пл.).
12. Парахневич, Е.В. Динамика концепта «Россия» в дискурсе журнала «Путь» / Е.В. Парахневич // Медийные стратегии современного мира: материалы пятой международной научно-практической конференции. - Краснодар: Кубан гос. ун-т, 2011. - С. 411-413 (0,2 пл.).
13. Парахневич, Е.В. Концепт «Россия» в публицистическом дискурсе журнала «Путь» / Е.В. Парахневич // Журналистика в 2010 году. СМИ в публичной сфере: материалы международной научно-практической конференции - Москва: МГУ, 2011. - С. 135-136 (0,1 пл.).
14. Парахневич, Е.В. Концепт ПУТЬ в философско-религиозном дискурсе журнала «Путь» / Е.В. Парахневич // Медийные стратегии современного мира. Материалы шестой международной научно-практической конференции. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2012. - С. 160-163 (0,2 пл.).
15. Парахневич, Е.В. Виртуальность философско-религиозного журнала «Путь» (1925-1940) / Е.В. Парахневич // Коммуникация в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2012. - Ч. II. - С. 102-103 (0,1 пл.).
16. Парахневич, Е.В. Журнал «Путь» как тип издания / Е.В. Парахневич // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. Литературоведение. Журналистика Научно-теоретический журнал- 2012. - Вып 11 -С 102105 (0,3 пл.). ' ' '
17. Парахневич, Е.В. Философский дискурс журнала «Путь» (19251940 гг.) как гипертекст / Е.В. Парахневич // Историко-функциональное изучение литературы и публицистики: истоки, современность, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: СГПИ 2012 -С. 360-363 (0,3 пл.).
18. Парахневич, Е.В. Журнал «Путь» в системе эмигрантской журналистики / Е.В. Парахневич // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8. Литературоведение. Журналистика. Научно-теоретический журнал -2013.-Вьш. 12.-С. 125-130. (0,5 пл.).
Подписано в печать 15.11 2013 г. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ 335.
Издательство Волгоградского государственного университета. 400062 Волгоград, просп. Университетский, 100. E-mail: izvolgu@volsu.ru
Текст диссертации на тему "Журнал "Путь", 1925-1940"
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
/
04201455479
ПАРАХНЕВИЧ Елена Валерьевна
ЖУРНАЛ «ПУТЬ» (1925-1940): РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИИ ДИСКУРС, АКСИОЛОГИЯ И КОНЦЕПТОСФЕРА
10.01.10- Журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.В. Млечко
Волгоград - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Журнал «Путь» как орган русской религиозной
мысли..............................................................................................................................................................................16
1.1. История создания журнала «Путь»........................................................................16
1.2. Программные установки журнала «Путь»........................................................30
1.3. Журнал «Путь» в системе эмигрантской журналистики..................43
1.4. Проблема типологической принадлежности журнала «Путь» 54
ГЛАВА 2. Качественные параметры религиозно-философского дискурса журнала «Путь»............................................................ 67
2.1. Виртуальность религиозно-философского дискурса журнала «Путь».......................................................................... 67
2.2. Интерактивность религиозно-философского дискурса журнала «Путь»........................................................................... 79
2.3. Религиозно-философский дискурс журнала как гипертекст.................................................................... 88
2.4. Интерсубъективность религиозно-философского дискурса журнала «Путь»........................................................... 95
ГЛАВА 3. Аксиология и концептосфера журнала «Путь»..........................118
3.1 Способы ценностной репрезентации и трансформации
аксиосферы журнала «Путь»......................................................................................118
3.2. Инвариантная модель концепта РОССИЯ................................................................129
3.3. Концепт ВЕРА как доминанта религиозной картины мира журнала «Путь»........................................................................................................................138
3.4. Концепт ПУТЬ: вербализация семантики названия журнала..........................................................................................................................................146
3.5. Семантическая дифференциация концептов ДУША и ДУХ... 153
3.6. Оппозиция «духовное/материальное» в структуре концепта ЖЕРТВА......................................................................................................................................162
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................................173
ИСТОЧНИКИ..................................................................................................................................................176
ЛИТЕРАТУРА..................................................................................................................................................184
ВВЕДЕНИЕ
В период советской власти возник пробел в истории отечественной журналистики, связанный с деятельностью печати русского зарубежья, представлявшего собой особый духовно-культурный и исторический феномен. На страницах периодики эмигранты поднимали вопросы, имевшие огромное значение для российского общества: сохранение традиций российской культуры, пути национального возрождения России или налаживание плодотворного межкультурного диалога.
Актуальность данного исследования обусловлена важностью научного осмысления столь масштабного явления журналистики русского зарубежья, как парижский журнал «Путь» - орган русской религиозной мысли, отражавший духовные ориентиры русской эмиграции «первой волны», - а также необходимостью выявить значение издания в культурной жизни эмигрантов. Анализ его дискурсивных практик позволит отчетливо обозначить социогуманитарные и духовно-религиозные векторы культуры русского зарубежья, формы его вовлечения в общественные процессы, происходившие в России в этот необычайно наполненный историческими событиями период. Сегодня высказанные на страницах издания идеи, связанные с поисками национальной идентичности или со способами восполнения возникшего культурно-духовного вакуума путем приобщения к религиозно-философскому наследию деятелей русского зарубежья, не утратили своей злободневности и представляют особую духовно-практическую ценность.
Степень научной разработанности темы. Журналистика русской эмиграции изучена крайне неравномерно в силу того, что предметом научного исследования она стала около двух десятилетий назад, и потому комплексных научных исследований, посвященных функционированию журналистики эмиграции «первой волны», крайне мало. На определенную масштабность могут претендовать разве что второй том «Литературной энциклопедии русского зарубежья.
1918-1940»\ содержащий энциклопедические сведения не только о литературных объединениях эмигрантов, но и об их периодической печати, или коллективный труд «Журналистика русского зарубежья Х1Х-ХХ веков», который на основе анализа периодики, документов и архивного материала воссоздает историю эмигрантской журналистики. Стоит отметить, что эти исследования ярко демонстрируют: изучение журналистики русской эмиграции до сих пор проходит больше в рамках историографии и литературоведения. В случае же локализации предмета исследования, ученые рассматривают эмигрантские СМИ либо по географическому принципу , либо в аспекте рассмотрения отдельных изданий или публицистов3, либо в рамках анализа эмигрантской идеологии4.
Между тем назрела необходимость исследования эмигрантской журналистики как феномена, в значительной степени детерминированного своими внутренними законами, целью которого является репрезентация существующей картины мира, реставрация и хранение идеологических ценностей, а также распространение знаний, в которых общество более всего нуждается в этот исторический момент. В целом медийная парадигма русского зарубежья на сегодняшний момент представляет скорее галерею портретов крупнейших публицистов или ведущих СМИ, чем панораму эмигрантской периодики. Подобный дискретный подход нарушает историческую перспективу, поскольку утрачивается связь между отдельными фрагментами. При этом нельзя не отметить, что эмигрантская пресса нечасто становилась объектом именно дискурсивного ана-
1 Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918-1940) / РАН. ИНИОН, Рос. гуманит. науч. фонд; [Гл. ред. А. Н. Николюкин]. - М., 1998. Т. 2: [Периодические издания, альманахи, литературные центры и издательства Русского Зарубежья]. -1996. - 299 с.
2 Лысенко, A.B. Голос изгнания. Становление газет русского Берлина и их эволюция в 1919-1922 гг. - М.: Русская книга, 2000. - 366 е.; Меймре Аурика. Русские литераторы-эмигранты в Эстонии: На материале периодической печати. - Tallinn: Изд-во ТПУ, 2001. - 165 е.; Хисамутдинов А. А. Российская эмиграция в Китае: Опыт энциклопедии. - Владивосток: Изд-во Дапьневост. ун-та, 2002. - 360 с.
3 Исаев Е.Г. Журнал «Русская мысль» (1921-1927): о прошлом, настоящем и будущем России : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Москва, 2005. - 175 е.; Пашкина, Е.Г. Журнал «Новый Град» в идейно-политической жизни русской эмиграции : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.02,07.00.09. - Москва, 2007. - 267 е.; Пудовкина, Ю.Н. Сменовеховские издания: общественно-политический аспект (20-е годы): автореферат дис.... кандидата филологических наук : 10.01.10. - Москва, 1993. - 26 е.; Рыбинская, Н.В. H.A. Тэффи - публицист газеты «Последние новости» : 1920-1940 : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Фак. журналистики. - Москва, 2005. - 18 с.
4 Михалев H.M. Журналистика русского зарубежья и становление советской контрпропаганды. Автореф. дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10. - М., 2009. - 19 е.; Молчанов, Л. А. Газетный мир антибольшевистской России. - М., 2001. - 160 е.; Суомела, Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы 1918-1940 гг)/Авториз. пер. с фин. Л.В.Суни. - СПб.: Коло, 2004. -351 с.
4
лиза, в большинстве своем выступая предметом историографической или исто-рико-журналистской рецепции. В данном аспекте обращает на себя внимание монография A.B. Млечко «Мифосимволическая структура художественного дискурса журнала «Современные записки» (1920-1940)», где впервые предпринимается попытка анализа журнала как текстуального феномена с целью демонстрации механизма смыслообразования «картины мира» культурного среза русской эмиграции.
Не является исключением и такой крупнейший эмигрантский журнал, как «Путь», крайне высоко оцениваемый критиками. Так, Г. Федотов характеризовал этот издательский опыт Н. Бердяева следующим образом: «Если бы Н. А. за рубежом занимался только изданием религиозно-философского журнала «Путь», то и этого было бы достаточно, чтобы его имя вошло в историю русской культуры»5, а Ф. Степун сокрушался, что в эмигрантской прессе об этом издании пишут незаслуженно мало, в то время как «существенность «Пути» заслуживает самого внимательного к себе отношения»6, поскольку, «как орган русской религиозной мысли, в котором напряженно пульсирует протекающая на очень значительной высоте духовная жизнь,.. «Путь» безусловно представляет собою одно из самых существенных явлений духовной жизни эмиграции»7.
Подобной же точки зрения придерживаются и современные исследователи. В частности, М.И. Раев утверждает, что «Путь» стал «одним из наиболее
о
важных изданий Русского Зарубежья, писавшим на религиозные темы» , его
«публикации отличались высоким интеллектуальным и научным уровнем»9, и
«он собрал все лучшее, что было в интеллектуальной жизни русского зарубе-10
жья» .
5 Федотов, Г. П. Рецензия на журнал «Путь»: Орган русской религиозной мысли. Изд. Религиозно-философской академии в Париже // Современные записки. 1937. Кн. 65. С. 446.
6 Степун, Ф. Об общественно-политических путях «Пути» // Современные записки, Париж, 1926, №29. с. 442.
7 Там же, с. 448.
8 Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции (1919-1939). М.: Прогресс-Академия, 1994. -С. 183.
9 Там же, с. 190.
10 Там же, с. 191.
Симптоматичным представляется отсутствие собственно дискурсивных исследований текстуального пространства журнала «Путь». В этом смысле одну из первых научных рецепций журнала предпринял историк, директор Института экуменических исследований Украинского католического университета A.A. Аржаковский. В своей монографии «Журнал «Путь» (1925—1940): Поколение русских мыслителей в эмиграции»11 автор апробирует методологию, направленную на создание «синтеза исторической правды и верности памяти». Он называет «Путь» «местом памяти», то есть источником исторического анализа феномена символического порядка, выражающегося в формировании интеллектуального поколения, представленного в русской эмиграции известнейшими философами, историками и богословами - Н. Бердяевым, С. Булгаковым, Н. Лосским, С.Франком, Г. Флоровским, В. Зеньковским, Н. Зерновым и многими другими. А. С. Аржаковский в своем обширном труде изучает эволюцию русской религиозной мысли начиная с самых ее истоков - как у каждого отдельного автора «Пути», так и у всего поколения в целом, анализирует ход их идейных дискуссий, развивающихся на фоне непростой церковной истории, решающей экуменические проблемы и миссионерские задачи. Цель исследователя заключается в том, чтобы опровергнуть общепринятый в науке взгляд на анализируемое поколение религиозных мыслителей как на некий монолит на том основании, что между ними неоднократно возникали серьезные конфликты, и доказать, что имело место медленное самоосознание, персонификация авторов «Пути». Однако сам текст журнала «Путь» не выступает у A.A. Аржаковского предметом самостоятельного анализа, что во многом позволяет отнести это, безусловно, серьезное исследование к числу работ в области так называемой «истории идей»12.
Историко-журналистский подход к изучению «Пути» продемонстрирован в книге 1992 года американского историка русского происхождения М.И. Раева
11 Аржаковский, А.А. Журнал «Путь» (1925—1940): Поколение русских мыслителей в эмиграции. - Киев: Феникс, 2009.-655 с.
12 См.: Лавджой, А. Великая цепь бытия. История идей / Пер. с англ. В. Софронова-Антомони. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. — 376 с.
«Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции 1919-1939» , а также в учебном пособии по журналистике русского зарубежья XIX-XX веков под редакцией Г.В. Жиркова, вышедшем в 2003 году. М.И. Раев определяет журнал как главный печатный орган издательства YMCA-press и освещает основной круг тем, заявленных в журнале, среди которых выделяет критическое отношение к взаимодействию церкви и государства, капиталистическим и буржуазным общественным и этическим нормам, бытовавшим в дореволюционной России, к агрессивной политике фашистов и нацистов, в целом делая акцент на просветительской функции журнала и его участии в экуменическом движении.
Один из крупнейших историков журналистики Г.В. Жирков, называя «Путь» «главным религиозным печатным органом русского зарубежья»14, определяет программу издания, изложенную в его первом номере, а также анализирует основные проблемы, заявленные в публицистике главного редактора журнала Н. Бердяева на материале его программных выступлений и опубликованного в двух номерах «Пути» «Дневника философа».
Аналогичный подход заявлен и в работе Л.Д. Езовой «Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом "Путь"», где издание определяется как «подлинная энциклопедия русской духовной культуры»15, и главный акцент делается на идейной конфронтации Н. Бердяева и Г. Флоровско-го, в частности, анализируется их спор о евразийстве.
Нельзя не отметить также исследования Е.А. Зелениной, посвященные эмигрантской философской публицистике Н. Бердяева, преимущественно сосредоточенной в журнале «Путь»16. Автор обращается к анализу приемов публицистического мастерства мыслителя, определяет пути формирования общенациональной идеи, толерантности и свободы печати, доказывает своеобразие религи-
13 Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции (1919-1939). - М.: Прогресс-Академия, 1994, с. 183-191.
14 Журналистика русского зарубежья Х1Х-ХХ веков : учеб. пособие / под ред. Г. В. Жиркова. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 318 с
15 Езова, Л. Д. Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом «Путь» // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: Новые документы и материалы. - М., 2001. - С.47-66.
16 Зеленина, Е.А. H.A. Бердяев - публицист и редактор журнала «Путь» (1925-1940 годы) Автореф. дис.... кандидата филологических наук : 10.01.10. — М., 1999. - 24 с.
озно-философской публицистики Н. Бердяева, показывает процесс развития его «русской идеи» и обосновывает проблему свободы и духовного творчества человека как ее доминанту.
Однако во всех вышеперечисленных работах речь не идет о комплексном анализе текста журнала, их своеобразие заключается в преимущественно «внешнем» описании издания, когда рассматриваются проблемно-тематические особенности публицистического дискурса или идейное наследие его ключевых авторов.
Пожалуй, этими работами изучение журнала исчерпывается, за исключением разве что нескольких разрозненных публикаций в научной и библиографической периодике17. Причем если в постперестроечный период наблюдался всплеск интереса к «органу русской религиозной мысли» (что выразилось в том числе и в появлении репринтного переиздания первых шести номеров журнала от издательства «Информ-Прогресс» в 1992 году и выпуске полной версии журнала на электронном носителе в рамках серии «Библиотека русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли на исходе XX века» Синодаль-ской библиотекой Московского Патриархата в 1998 году), то за последние десять лет не появилось ни одной сколько-нибудь крупной работы, посвященной журналу «Путь», несмотря на его высокий статус среди остальных эмигрантских СМИ и ту значимую роль, которую он играл в духовно-культурной среде Русского Зарубежья, что подчеркивалось абсолютно всеми исследователями.
Целью данной работы является выявление дискурсивных, аксиологических и концептологических особенностей журнала «Путь» как медийного репрезентанта религиозно-философской проблематики русского зарубежья.
Цель исследования определяет следующие задачи:
17 Абрамов, А. И. «Путь» (№№ 1-61) - орган русской религиозной мысли при Религиозно-философской академии в Париже // Путь: Орган русской религиозной мысли. Книга 1 (I-V1). - M.: Издательство «Информ-Прогресс», 1992. С.4-6; Даниленко Б. Зерна единого хлеба: Указатель статей и публикаций журнала «Путь». - M.: Синодальная библиотека Московского патриархата, 1998. - 21 е.; Зеленина, Е. В. Журнал «Путь» Н. А. Бердяева в системе печати русского зарубежья // Вестник Московского университета. Сер.10: Журналистика. 1997. № 3. С.56-66.; Кротов Я. Г. «Путь» // Литературная энциклопедия русского зарубежья: 1918-1940 / Т.2. Периодика и литературные центры. -М.: РОССПЭН, 2000. С.332-334; Оболенский, А. П. Указатель авторов, предметов, ре