автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: А.И. Южин - руководитель Малого театра
Полный текст автореферата диссертации по теме "А.И. Южин - руководитель Малого театра"
На правах рукописи
ГОНЧАРЕНКО АЛЕКСЕИ НИКОЛАЕВИЧ
А.И.ЮЖИН - РУКОВОДИТЕЛЬ МАЛОГО ТЕАТРА (1909-1927)
Специальность - искусствоведение 17.00.01 — театральное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва 2005
Работа выполнена на кафедре истории театра России Российской академии театрального искусства - ГИТИС.
Научный руководитель
- кандидат искусствоведения, профессор Любимов Б.Н.
Официальные оппоненты - доктор искусствоведения,
профессор Дунаева Е.А.
кандидат искусствоведения, профессор Рыбаков Ю.С.
Ведущая организация - Высшее театральное училище имени М.С.Щепкина (институт) при Государственном академическом Малом театре России
заседании диссертационного совета К 210.013.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Российской академии театрального искусства - ГИТИС по адресу: 125009, Москва, Малый Кисловский пер., д.6,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии театрального искусства.
Автореферат разослан « у> _ 2004 года
Защита состоится « & » _2005 года в^Г*
часов на
Ученый секретарь диссертационного совета
К.Л.Мелик-Пашаева
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Интерес к фигуре Александра Ивановича Сумбатова-Южина, актера, драматурга, театрального деятеля в настоящее время растет. Почти все роли А.И.Южина описаны и осмыслены как современниками актера, так и театроведами. Лучшие пьесы А.И.Сумбатова переиздавались и ставились на протяжении всего XX века. Только деятельность А.И. Сумбатова-Южина в качестве руководителя театра упоминалась лишь в дополнение к его творческим талантам. Однако достаточно внимательнее рассмотреть его действия в должности управляющего труппой, а впоследствии и директора, чтобы понять: чем бы ни занимался А.Ю.Южин, играл ли он на сцене, писал ли, решал организационные вопросы или составлял смету - все это делалось с единственной целью - сохранения традиций Малого театра.
Исследователи часто обращаются в своих научных работах к периоду начала XX века, недаром получившего название «серебряного века». Малый театр этого времени уходит в тень своих молодых «коллег». В его работе не было ярких событий, спорных спектаклей, противоречивых личностей, не было никаких открытий, нуждающихся в искусствоведческом осмыслении. Вся жизнь старейшего московского театра того времени интересна, прежде всего, своим театральным бытом, повседневной работой по сохранению своих традиций. Но любое новаторство невозможно без знания традиций, основы, азбуки своего дела.
Делая выводы по завершению первого «века режиссуры» стоит не только отметить его продуктивные итоги, но и понять
причины современного кризиса професси
говорят современные СМИ. Ответы на некоторые вопросы о роли режиссера в театре XXI века может дать Малый театр, который продолжал на протяжении последнего столетия существовать в стороне от новых театральных направлений и спорных тенденции, часто при этом сотрудничая с интереснейшими представителями режиссерского цеха: И.Я.Судаковым, Е.Р.Симоновым, Б.А.Львов-Анохиным, П.Н.Фоменко, Б.А.Ровенских, Л.Е.Хейфецем, Б.А.Морозовым, С.В.Женовачом и другими, приглашали в Малый и А.В.Эфроса. Вряд ли можно найти после В.Э.Мейерхольда равнозначные режиссерские имена в истории ленинградского академического театра драма имени А.С.Пушкина. Причем И.Я.Судаков прошел школу К.С.Станиславского, Б.А.Ровенских -В.Э.Мейерхольда, Симонов - Е.Б.Вахтангова, и т.д. Очевидно, что Малый театр в XX веке, впрочем, как и на протяжении всей своей жизни, внимательно следит за современным театральным процессом и приглашает для совместной работы лучших представителей разнообразных театральных «верований». И не только актеры Малого театра получают новый опыт от работы и общения с приглашенными режиссерами, но и «намоленные», торжественно-красивые стены Малого театра диктуют пришедшему постановщику свои правила работы в этом доме.
Мысли о театре А.И.Южина начала XX века могут быть близки театру начала века XXI, когда многие ведущие российские коллективы (МХТ имени А.П.Чехова, БДТ, имени Евг.Вахтангова, «Сатирикон» и др.) возглавляют актеры (соответственно О.Табаков, К.Лавров, М.Ульянов, К.Райкин - люди, строящие свой театр не на пустом месте), которые задаются теми же вопросами, что и сто лет назад интересовали А.И.Южина, и, может быть, не подразумевая об
этом, приходят к сходным выводам и ответам.
- **
Цели и задачи исследования. Одна из основных тем данной диссертационной работы - соотношение традиции и эксперимента. Главное слово начала XX века - идея. Имея собственную идею театра, несколько часов просиживают в «Славянском базаре» К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Драматизм жизни театра, возникшего и существующего без исходного идейного и эстетического задания, без миссии; фабула и проблема существования театра, в «век режиссуры» базирующегося не на личности лидера и не на творческом самоосуществлении режиссера со своими темами и постулатами в искусстве - вот те существенные вопросы, которые заинтересовали нас в первую очередь при работе над выбранной темой.
Начало XX века - счастливое для искусства время сосуществования многих стилей. Определение эклектики как оригинального театрального стиля, а не случайного совмещения элементов - еще одна цель данной работы.
Каждому исследователю всегда важно разобраться в театральном быте исследуемой эпохи. Узнать интересные, ранее не выясненные подробности из повседневной жизни Малого театра первой четверти XX века, понять мельчайшую мотивировку тех или иных административных, а вслед за этим, разумеется, и творческих шагов А.И.Южина - вот еще одна немаловажная задача, которая стояла перед автором.
Объект исследования. Основной акцент в изучении принципов руководства театра А.И.Южиным был сделан не на экономическом аспекте, подробно разработанным в своих трудах Ю.М.Орловым, а на аспекте творческом. Фигура Южина, говоря современным языком, в данной работе будет рассматриваться в роли не исполнительного директора, а художественного руководителя. Это до сих пор мало изученная область деятельности А.И.Южина,
иногда лишь только заявляемая исследователями как одна из граней его многочисленных талантов и обязанностей.
Пытаясь понять тот исторический человеческий тип, к которому принадлежал А.И.Южин, его природные и приобретенные данные для принимаемой в 1909 году должности, принципы работы с труппой Малого театра, можно написать портрет не только руководителя Малого театра, но и руководителя театра вообще.
Предмет исследования. Организационные вопросы Малого театра рассматривались с точки зрения их способствования творческому процессу. Время и количество репетиций того или иного спектакля, перестройка здания Малого театра с возможностью открытия малой сцены, изменение условий контракта с целью улучшения условий жизни артистического состава, пересмотр актерских тарифных ставок, распределение обязанностей режиссеров и их помощников при выборе новой пьесы для постановки в следующем сезоне и т.п. - вот первостепенные положения, которые будут рассмотрены в основной части диссертации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных театроведов, посвященные как исследуемому периоду, так и другим историческим эпохам в развитии русского театра. В первую очередь стоит упомянуть работы И.Н.Соловьевой, Б.Н.Любимова, А.М.Смелянского, О.М.Фельдмана, Ю.М.Орлова, И.Н.Виноградской, О.А.Радищевой, внесшие огромный вклад в развитие методологии современного театроведения. В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ историко-театральной, критической, искусствоведческой литературы и архивных документов, методы сравнения и аналогий, обобщения и др.
Информационная база исследования. Основной материал, используемой диссертантом в работе, представлен в библиографическом списке. Его основу составляют монографии о А.ИЛОжине и Малом театре, мемуары видных деятелей искусства -современников А.И.Южина, статьи из периодических изданий 1909 -1927 гг., научные статьи в сборниках, посвященных театральной ситуации первой четверти XX века и творческим и организационным вопросам руководства театром.
Важнейшую роль в работе над диссертацией сыграли архивные документы и материалы, ранее не публиковавшиеся и не использовавшиеся в качестве цитат или ссылок в известных нам научных исследованиях и статьях. Основной массив южинского архива находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (личный фонд А.И.Южина в РГАЛИ -№878), хотя документы по теме «А.И.Южин - руководитель Малого театра» также со всем основанием относятся к фонду Императорских театров (фонд №659) и фонду Государственного Малого театра (фонд №649). Немногочисленные документы находятся в музее Малого театра и рукописном отделе ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, самыми интересными из которых являются письма А.И.Южина В.А.Теляковскому начала 20-х гг. прошлого века. В работе над параграфом, посвященном художникам Малого театра, были использованы эскизы из коллекции декорационного отдела ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Научная новизна исследования. В данном исследовании автор стремится рассмотреть жизнь театра и его руководителя в эпоху перемен, когда их общей целью, и лидера, и труппы, является сохранение наработанных и проверенных традиций. Развивая ранее известное более всего по архитектуре определение стиля эклектики, мы постарались расширить его и в сторону театра, причем не
только как стиля актерской игры или написания пьес, но более всего как стиля всей творческой жизни Малого театра, способствующей здоровому консерватизму, который ничего общего не имеет с застоем и ретроградством. В данном случае, и мы попытаемся это доказать, эти слова не являются синонимами. Большая часть цитируемых в диссертационной работе архивных документов публикуется впервые.
Практическая значимость работы Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса лекций по истории русского театра и организации театрального дела в России начала XX века. Многае деятели искусства, упомянутые в работе (актеры Малого театра, популярные драматурги своего времени и т.п.), безусловно, достойны более детального рассмотрения, а, может быть, даже и отдельной монографии, на что указывают различные факты, приведенные в диссертации. Некоторые принципы, используемые А.И.Южиным в качестве руководителя театра, не утратили актуальности по сей день, их осмысление может помочь сформулировать дальнейшие пути развития театров, которыми в наши дни все чаще руководят не режиссеры, а актеры.
Апробация результатов исследования По теме диссертации состоялось два выступления на научных конференциях. В ноябре 2003 года на Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов «Методология современного театроведения» был прочитан доклад на тему «Столетие Малого театра. А.И.Южин в 1924 юду». В ноябре 2004 года на научно-практической конференции в ГЦТМ ям. АА.Бахрушина «Музей имени А.А.Бахрушина и российская театральная культура» состоялось сообщение на тему «А.И.Южин и В.А.Теляковский. От служебных отчетов к личной переписке».
Диссертация состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, приложения («Список труппы Малого театра в начале сезона 1909/1910 гг., взятый на основе «Схематической таблицы работы труппы и распределения ролей между артистами») и библиографии, включающей в себя 175 источников.
Главы делятся по хронологическому принципу. Первая часть первой главы представляет основных «героев» диссертационного исследования - А.И.Южина и Малый театр. Вторая часть первой главы посвящена первому «южинскому» сезону, как стали называть время, когда А.И.Сумбатов-Южин вступил в должность управляющего труппой Малого театра (1909/1910 гг.). Этот сезон мы выделяем особо, чтобы оценить первые шаги, которые всегда показательны для дальнейших перспектив любого, даже не творческого дела. Рубежом же второй и третьей глав стал 1917 год, как дата переломная не только для А.И.Южина и Малого театра, но и для страны в целом. По-новому выстраиваются отношения с властью, меняется репертуарная политика, основные принципы работы дирекции Малого театра. В каждой глава рассматриваются формирование репертуара заявленных сезонов и работа с труппой.
Основное содержание диссертации
Александр Иванович Южин становится во главе театра в 1909 году по смерти Александра Павловича Ленского. Все минусы будущей должности не скрыты от нового руководителя Малого. А.И.Южин в письме Г.Н.Федотовой от 3 декабря 1908 года, только что отойдя от умершего товарища, вспоминает, что именно он два года назад настаивал, чтобы тот взял на себя непосильную ношу управления театром. "Но если бы он сейчас воскрес, - добавляет
А.И.Южин, - я должен был бы поступить и поступил бы точно также, я не счел бы вправе уговаривать его отказаться от этой задачи, как не счел бы себя вправе отговаривать ехать на войну, если бы мы были военными"1.
В обязанности А.И.Южина среди прочего входит забота о репертуаре Малого театра, который определялся при помощи Московского отделения Театрально-литературного Комитета, в который кроме князя Сумбатова входили Л.М.Лопатин и М.Н.Розанов, председательствовал Н.В.Давыдов2.
Вот авторы, допущенные к постановке Комитетом, которые появятся в хронологическом порядке на афише Малого театра в первый южинский сезон: А.Н.Островский, О.Уайльд, Д.Я.Айзман, Б.Шоу, А.Шницлер, Г.Ибсен, Е.Н.Чириков, И.В.Шпажинский, П.П.Гнедич, А.Н.Будищев, П.О.Бомарше, Ю.Д.Беляев, О.Мирбо. Из признанных классиков только Островский и Бомарше, остальные драматурги - современники А.И.Южина. Три года как умер Г.Ибсен (на афише императорского театра - "Привидения" с М.Н.Ермоловой и А.А.Остужевым в главных ролях); пьеса О.Уайльда "Идеальный муж" относительно нова, ей пошел всего десятый год.
Из прошлого репертуара в новый сезон переходит немного спектаклей: «Много шума из ничего» и «Доходное место» (1907 г.), «Лес», «Бедность не порою>, «Без вины виноватые», «Невольницы», «Холопы» и «Казенная квартира» (1908 г.) - в основном это режиссерские работы А.П.Ленского.
Нельзя не заметить, что репертуар Малого театра 1909/1910 года мало оригинален. Например, в Новом драматическом театре в
1 Южии-Сумбатов А И Воспоминания Записи Статьи. Письма. M.-Л ,1941 С 107
2 Лопатин Л М О 855-] 920) - психолог и философ, редактор журнала "Вопросы философии и психологии", председатель Московского психологического общества Розанов М Н (1858-1959) - литературовед, академик Давыдов Н В (1848-1920) общественный, судебный и театральный деятель, тульский прокурор, председатель - сш'ши Тульского, затем - Московского окружного суда, доцент Московского университета
10
Петербурге в это же время можно увидеть и «Царя природы» Е.Н.Чирикова, и «Цезаря и Клеопатру» Б.Шоу, и несостоявшуюся в Малом «Анфису» Л.НАндреева, спектакли в театре А.ЯЛеванта ставили А.А.Санин и Ф.Ф.Комиссаржевский - вскоре имена этих режиссеров появятся на афише Малого театра в Москве. На этом фоне выгодно отличается, конечно же, репертуар Московского Художественного театра, переживающего несомненный подъем, где в 1909-1910 гг. были поставлены «У врат царства», «Анатэма», «Месяц в деревне», «На всякого мудреца довольно простоты», «Братья Карамазовы» и «Miserere».
А.И.Южин задается важным вопросом о подготовке спектаклей. Каждой пьесе отводится для работы месяц (в среднем это 24 репетиции, минимальное количество "Привидениям" - 16, максимальное - "Идеальному мужу" - 40)3. Постановки осуществляются параллельно, для чего составляется подробное специальное расписание всех репетиций, идущих на двух сценах -непосредственно Малого театра и на Школьной сцене.
А.И.Южин предполагает пригласить в Малый театр новых режиссеров. Им было бы предложено поставить в сезоне 1909/1910 гг. следующие спектакли: «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского, «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу, «Привидения» Г.Ибсена, «Очаг» О.Мирбо и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.О.Бомарше, но кандидатуры не были найдены, в записной книжке А.И.Южина нет обыкновенных для него черновиков с предположениями. Вероятно, обдумывались не конкретные кандидатуры, а присутствие в театре новых людей вообще, некоторый идеальный план.
Новое расписание репетиций позволило ввести обязательный двойной состав исполнителей. Это давало возможность нагрузить
3 РГАЛИ Фонд №659, опись №й, ед хр №113. План драматической труппы на сезон 1909/10 ir
11
работой всех актеров, в том числе и молодых. Кроме того, таким образом А.И.Южин стремился избежать замен спектаклей по причине чьего-либо отсутствия. И то, и другое управляющему труппой вполне удалось: каждый день в работе было чзняго около 2/3 всей труигты, а за первый сезон только однажды объявленный в афиш? спектакль был заменен.
9 аы уста 1909 1 ода Южин произноси г речь перед шутшой, где, кроме вышеперечисленных практических нововведен*™ о» фоомулирует пажчеяшяе юзи'гл на ко^опме чсе дол-гъьт г-Оратит^ чним^ние Р^тскня этпчт ^••у^ч.ьс ооччо нпичгиетгя н.пч\т уттра, ;<тс.мм ЕГ„ !■&-,. ^ з - ? I1'^р" инр:
Мал^чг ".гэгр<1 г'оточгу от,- ^.-¿гр И-а
нац* опальный. Это не отм^т г>о г.ььсам .. пу5еж1,ьгх
драча гур:оч. "В основе нацеонзтчзмз Е чсгусстзе .«¿ж^г не метрическая очтвкз о происхождении пгсателя V не лингвистические его особенности, а близость его тьорчесхеа запросам и идеалам того народа, который его принял, как культурный фактор своей национальной духовной жизни"4.
К.В.Бравич, только в этом сезоне пришедший в Малый театр, запишет в дневнике: "В своей речи Южин указал на академичность Малого театра и на необходимость свято охранять добытое прошлым, но не чуждаться и того нового, которое несет в себе зерна той же службе красоте, которой служило и прошлое Малого театра"5.
Существенные актерские приобретения первого сезона: из театра В.Ф.Комиссаржевской приходит К.В.Бравич (он впоследствии часто, хотя и недолго, будет на генеральных репетициях исполнять роли, на премьере предназначавшиеся для
5 Цит. по кн. Бескин Э М Л И.Южин-Сумбатов. М.-Л., 1936, с.79
12
самого А.И.Южина); важным на долгие юды оказался приход в театр М.М.Климова. В роли Клеопатры в пьесе Б.Шоу с успехом дебютируег В.А.Шухмина. Из несостоявшихся, да и вряд ли возможных приходов называют еще В.Ф.Комиссаржевскую и В.И.Качалова - любимых актеров А.И.Южина. Кажется, что новый управляющий труппой хочет собрать в Малом все лучшее, что есть в современном театре, не взирая на его внутреннее разнообразие стилей.
Из театрального училища приглашены В.П.Антонова, Н.Г.Салин. Среди новых актрис в труппе: Н.А.Смирнова, жена Эфроса; Г.А.Федотова, внучка Гликерии Николаевны; А.Л.Щепкина, сестра Т.Л.Щепкиной-Куперник, Н.И.Комаровская, ученица В.И.Немировича-Данченко, подруга художника К.Коровина. А.И.Южин принимает в труппу людей, лично ему знакомых и имеющих хорошие рекомендации, пусть даже не обладающих крупными дарованиями. Все пригодятся, никто не остается без работы. Театр, как большая семья, должен помогать всем своим родственникам.
Театр-семья - не театр-дом, он не может строиться вокруг какой-то творческой идеи, к тому же А.И.Южин таковой и не обладает. Задача каждого члена семьи - просто исполнять свой сыновний или дочерний долг пред родителями, помогать встать на ноги младшим, заботиться о старших. "Каждому дню я радовался, каждый день я исполнял свой долг, как совесть мне его указывала", - гласят слова на памятнике А.И.Южина. Театр, построенный руководителем на принципах совести, не может жертвовать людьми, что непременно приходится делать ради идеи.
А.И.Южин заранее составляет подробнейшую таблицу работы всего артистического состава и распределения ролей между
артистами6. Этот список не мог не стать самой важной бумагой первого южинского сезона, над которой он провел в раздумьях не один день. С кем-то из этих людей он проработал вместе 27 лет, кто-то из них помнит его первые шаги на императорской сцене. Личные отношения, моральные обязательства, справедливый взгляд профессионала - все это, несомненно, подталкивало нового управляющего труппой к длительной и тщательной работе с коллективом.
Вот один из неутешительных выводов- «Итого, из цельной, объединенной тоном и традицией труппы в 18-20 человек очень крупных актеров разных оттенков, возрастов и талантов, остались теперь несколько представителей уже не сплоченных в могучую единицу 80-х и 90-х.»7. Заключает А.И.Южин свои размышления о
новой должности словами: «У нас есть и артисты, и пьесы, и
£
режиссеры, и хорошие постановки, но театра как целого нет» . Задачи поставлены. И задачи эти сложные: он должен построить целое не на пустом месте, не заниматься крутыми реформами, а безболезненно вернуться к курсу, с которого за последние годы Малый театр, как крупный корабль, отклонился.
В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся записные книжки А.И.Сумбатова-Южина на каждый театральный сезон9. Несколько дней отпуска А.И.Южин отдавал на подготовительную работу. В этих тетрадях все - готовящийся репертуар, распределения ролей, списки артистов с их домашними адресами и телефонами, черновики докладных записок, которые более всего интересно сравнивать с готовыми посланиями В.А.Теляковскому.
6 РГАЛИ Фонд №659, опись №6, ед хр №113 План драматической труппы на сезон 1909/10 гг ' РГАЛИ, фонд №649, опись №2, ед хр-№404 Личное дело Сумбатова-Южина Л И
* Там же
' РГАЛИ Фонд 878, опись №1, ед хр №102
«Ближайшими задачами, возложенными на меня Вашим превосходительством при назначении меня Управляющим труппой, были:
1) образование основного репертуара из русских и иностранных классических авторов,
2) постановка наиболее выдающихся по новизне приемов творчества и оригинальности формы, замысла и наиболее талантливых западных писателей,
3) постановка пьес современного нового русского репертуара», - так начинается отчет Южина директору Императорских театров о работе Малого театра за1911/1912гт.10
П.Д.Боборыкин, П.П.Гнедич, И.Н.Потапенко, Е.П.Карпов, И.И.Колышко - современные отечественные авторы, пьесы которых были поставлены в этот сезон. Я.Седерберг, Б.Бьернсон, Г.Ибсен -зарубежные драматурги, еще не проверенные временем. Ю.И.Крашевский - польский писатель середины XIX века. Из признанной классики - "Мария Стюарт" Ф.Шиллера, "Мнимый больной" Мольера и постоянно возрождающийся "феникс" Малого театра - "Горе от ума".
Если Художественный театр тщательно выбирал пьесу, которая смогла бы высказать нечто важное о современной жизни, и сначала спектакль складывался в мыслях постановщика, то Малый подбирал пьесы специально для актеров. Драматургия могла быть не самого высокого качества, но она давала простор актерской игре. Например, почти каждый сезон находилась пьеса, где мог бы появиться дуэт А.И.Южина и Е.КЛешковской. Свою тему, позднюю осеннюю любовь уже уставших от жизни людей они несли и в "Атог-отша" Я.Седерберга в постановке С.В.Айдарова
10 РГАЛИ, фонд №878, опись №1, ед. хр 107. Отчеты Сумбатова-Южина Ал Ив директору Императорски* театров о работе Малою театра за 1911/1912 I
(1910 г.), и в "Дебюте Венеры" Э.Гойера в постановке того же режиссера (1913 г.), и в "На полпути" А.Пинеро в постановке С.К.Броневского (1912 г.), и в "Огненном кольце", спектакле Ф.Ф.Комиссаржевского по пьесе С.Л.Полякова. Все эти пьесы быстро забылись, но были еще и "Женитьба Фигаро", и драматургия самого Сумбатова.
На простой вопрос: почему была взята для постановки та или иная пьеса, в записных книжках дается однозначный ответ: «Выбор классических постановок наступающего сезона произведен в соображении с наличными силами труппы»". И возникает в планах 1912 года «Макбет» и «Как вам это понравится» В.Шекспира как пьесы противоположные по своему настроению. Непременно в плане присутствует имя А.Н.Островского - репетиции «Бесприданницы» и «Талантов и поклонников» начнутся в начале сезона. Для Е.К.Лешковской ставится «Провинциалка» И.С.Тургенева. Мольеровская «Школа мужей» "появляется на сцене Малого театра после удачного опыта О.А.Правдина с комедией «Мнимый больной». Пьесы ставятся из-за Н.А.Никулиной («Большие и маленькие»), М.Н.Ермоловой («Израиль», к тому же там есть три прекрасные мужские роли для А.Остужева, К.Бравича и самого А.И.Южина), Е.К.Лешковской («Полпути»), Е.Н.Рощиной-Инсаровой («Бесчестье» может стать первой ролью актрисы после «Грозы»).
Существует еще список названий, которые возможно восстановить в 2-3 репетиции, своеобразный «неприкосновенный запас»: «Женитьба», «Доходное место», «Невольницы», «Бедность не порок», «Отелло».
" РГАЛИ Фонд №659, оп №1,ед хр №631 Репертуарный и бюджетный план драматической труппы Московских императорских театров на сезон 1911/1912 гг
В диссертации подробно рассмотрен репертуар Малого театра южинских сезонов, что позволяет сделать некоторые выводы, о том, почему спектаклям, сделанным по старым принципам, был отпущен более длительный жизненный срок. Каждое произведение, основанное на свежей мысли, требующей немедленного разрешения проблемы, исчерпывает себя, когда высказывание полностью завершено, когда вопрос, заявленный в спектакле, разрешен. Спектакли, построенные на актерском мастерстве, могут жить до тех пор, пока существует школа этого театра, постоянно питающаяся из разных источников.
«Постепенная организация труппы, привлечение новых сил взамен тяжелых потерь предшествовавших лет, развитие молодых сил, увеличение работоспособности труппы, постепенная подготовка молодежи»12 - следующая по важности задача управляющего труппой.
В начале 1910-х гг. А.И.Южин пересматривает форму контракта артистов с конторой императорских театров. Изменения незначительны, но существенны13. Во-первых, из текста договора вычеркнуто слово «амплуа». Управляющий официально (только в 1913 году!) убирает это устаревшее понятие. Далее, он приравнивает характерный костюм к историческому, что позволяет актеру не оплачивать его из своих средств. И, наконец, определены четкие границы вакационного времени в пользу актеров императорских театров. В итоге этих, на первый взгляд, формальных изменений нескольких слов в контракте актеры выиграли материально.
Прочитав несколько интервью Э.Г.Крэга во время его приезда в Россию в 1935 году неожиданно находишь, что некоторые мысли
п РГАЛИ, фонд №878, опись №1, ед хр 107 Отчеты Сумбатова-Южяна Ал Ив директору Императорских театров о работе Малого театра за 1911/1912 г
А.И.Южина - несомненного театрального консерватора -оказывается, были близки и гениальному режиссеру-новатору (к слову, у них один любимый актер - В.И.Качалов): «Я согласен с теми, кто считает, что главой театра должен быть драматург. Но он будет им только тогда, когда придет в театр и останется там. До сих пор нашлось еще мало драматургов, которые отдали бы свою жизнь театру. Вот почему теперь во всем мире режиссер приобрел такое большое значение: он день и ночь работает для своего театра; он делает все возможное в ожидании драматурга-режиссера, запоздание которого уже вызывает некоторую тревогу.»14. Как не вспомнить в связи с этим роль А.Н.Островского в Малом театре. Вот подлинный драматург-режиссер, опыт которого А.И.Южин не может забыть.
Итоги сезона 1911/1912 гг. - отчет в дирекцию императорских театров, адресованный В.А.Теляковскому. Написанное о «режиссерской части» - самый интересный фрагмент. Он неровен по литературному стилю, в нем много зачеркиваний, помарок. Эти страницы не похожи ни на планы в записных книжках, ни на традиционные отчеты, написанные без единой кляксы. Ясно, что речь идет о наболевшем, мысли формулируются здесь и сейчас, хотя размышления происходят давно, но это они еще не завершены, перед нами - не окончательно сформулированный итог, который более не подвергается сомнению:
«[...] роль режиссера не может быть творческой. Его роль -■ вызывать творчество в других и окружить художников сцены лучшими условиями обстановки, для чего ему нужны средства и власть над всем, что служит главной, если не единственной задачей театра - исполнению пьесы, а не может и не должно стоять над ним
13 РГАЛИ, фонд №659, опись №1, ед хр_№640а. Контракта артистов с конторой императорских театров и дополнения к ним
14 Крэг Э Г 1 ри интервью // Новая рампа, март 1935 года
18
и даже рядом с ним, как в театрах специальных, вроде Художественного
Режиссером в смысле Станиславского и Немировича, то есть -душою театра, - может быть только сама труппа в лице главных ее сил. Режиссером в общем значении слова может быть тот человек, 1. который обладает тонким и изящным вкусом, авторитетом, тактом, общим образованием, глубоким знанием театра, пониманием художественной эволюции, 2. которому дана полная власть над служебными силами театра, средства для создания своего замысла и свобода действий.
Ни такого человека, ни таких условий я не знаю. Убедился в том, что режиссерские имена прежде всего гибнут очень скоро от честолюбивого желания стать над большими артистами, от неумения считаться с духом того театра, где они работают, от желания проявить свою оригинальность и новизну, и, наконец, от того, что ни власть, ни средства, ни свобода действий в их руках нет даже для осуществления самых умеренных их фантазий.
Внутренний режиссер спектакля - группа главных сил ее труппы, ее четвертая или пятая часть. Режиссеры не способны забыть свою личную славу и подавить свою индивидуальность, подчиниться таланту и тону труппы и подчинить ее своему такту, образованию и художественной культуре»'5, - таково заключение той части отчета, которая посвящена режиссерской части Малого театра, ее неутешительный итог, попытка определить коренную причину сложившейся театральной ситуации. А.И.Южин мог бы всего этого и не писать, от него никто не требовал общетеоретических рассуждений о профессии и анализа ситуации каких-либо иных театров, кроме Малого. Но, и А.И.Южин это
15 РГАЛИ, фонд №659, опись№1, сдхр №107 Отчеты Сумбатова-Южина Ал Ив директору Императорских театров о работе Малого театра за 1911/1912 г Подчеркнуто А.И Южиным
прекрасно понимает, не пытаясь сформулировать основные проблемы всей современной режиссуры, нельзя разобраться и во внутренней непростой ситуации в старейшем московском театре.
По количеству постановок в Малом театре лидируют штатные режиссеры. За период с 1909 по 1917 гт. И.С.Платон выпустил 34 спектакля, С.В.Айдаров - 32, Е.А.Лепковский - 27. В большом отрыве за ними следуют: Н.К Яковлев (5 премьер), С.К.Броневский и С.Н.Фохт (по 2 спектакля), В.В.Максимов, Н.М.Падарин и О.А.Правдин (по 1). Все очи были также и актерами, получавшими за это фиксированное жалование в зависимости от количества выходов.
Среди режиссеров, ставящих в Малом, заметно выделяется Ф.Ф.Комиссаржевский. Брат знаменитой актрисы, неординарный театральный деятель, перейдя в Малый театр из Незлобинского, поставил на московской императорской сцене всего два спектакля. 7 ноября 1913 года состоялась премьера комедии Мольера "Лекарь поневоле", а 16 декабря того же года зрители смогли увидеть спектакль "Огненное кольцо" по пьесе СЛ.Полякова. Спектакль крайне не понравился А.И.Южину, позже в разговоре с постановщиком он высказал мысль о его желательном снятии с репертуара. Это и было сделано, "Лекарь поневоле" прошел всего 7 раз.
Неудачный приход Ф.Ф.Комиссаржевского в Малый театр на короткий срок позволяет подробнее затронуть тему консерватизма Малого театра. Консерватизм невозможен в театре, построенном по типу Художественного. Консервирование идеи, превращение ее в музейную ценность - всегда завершение одного цикла и рождение другого. В таком случае театр Художественный заканчивается, начинается какой-то новый театр, наследующий лишь место обитания, какое бы имя, старое или новое, он не носил. Малый
театр не может закончиться до тех пор, пока он не потеряет свое место на Театральной площади, пока он не откажется от следования своему пути.
Консерватизм Малого 1еатра времен <<южинских сезонов» -прямое следствие его передовых традкцьй и течение XIX века Ведь [лазное, чхс Малому тафу было чю беречь и развивать, ему хватало собственных ресурсов, он мог сюм-йьо продолжать жить, не приглашая новаторов извпг
В зйгер>1Ггнии в'орой потроб.к* рассказываете.: о5
эклекптче как сипе жизни и -^ирн'ПРа \Uno.o ле^ои
четверть У.?.
'^кт'си^кс - ^'члая С1г/тки|;ь ммеер^изма. помогает ему выбирать ;* с то-шостли ьии-илиь в с^-Ся все ра?ное, чте следует сохранить, сделать градицчей Самг эклектика во^ми-киа лишь при кон' еро&тизме, ^огороА лоа^с^яс: ее ррльпнь'л« элем'.-атам снова вступить в свои права.
Третья глава рассказывает о 1917-1927 гг. В Малом театре этот революционный рубеж был отмечен довольно четко. А.И.Южин прислал А.Д.Батюшкову дополнительные сведения о повреждениях Малого театра во время большевистского восстания в Москве. В протоколе, между прочим, значится: «Зав. Зданием государственного Малого театра подполковник Н.Штар при вторичном осмотре театра после пребывания в нем солдат и красной гвардии с 1 -го по 4-ое ноября обнаружил семь штыковых проколов в портрете М.С.Щепкина работы И.Е.Репина. Портрет этот висит в фойе Малого театра». Анонимный автор заметки в «Маленькой хронике» в «Театре и искусстве», №50 за 1917 год, комментирую эту выдержку, от редакции добавляет: «Так ему, Щепкину, и надо! Буржуй из бывших крепостных!..».
В это время руководитель крупного театра как никогда ранее должен выстраивать связи с начальством. Отношению театра и власти посвятил свою большую монографию В.С.Жидков'6. Десятилетие 1917-1927 гг. автор называет движением «от свободы до «осознанной необходимости»». Вопрос театра и власти оказывается как никогда актуальным. Вечная тема отношений Художника и сильных мира сего становится чрезвычайно значимой, тем более, что в лице некоторых деятелей искусств эти две традиционные противоположности соединились. Вспомним, в первую очередь, Вс.Мейерхольда, занявшего петроградский кабинет В.А.Теляковского, и Народного Комиссара Просвещения A.B.Луначарского - драматурга, автора существенной для Малого театра советского времени пьесы «Оливер Кромвель».
А.И.Южин станет народным артистом республики, почетным членом различных организаций. При всем при этом он не забудет свою роль консерватора и защитника того театра, которому он остается предан всю свою жизнь. Ее он с твердостью исполнит и в 1918-1927 гг., несмотря на все более частое желание уйти с руководящей должности.
На самом деле «отказа от звания» не было, но А.И.Южин продолжал работать в полную силу. График выпуска новых постановок практически не нарушается, появляются удачные спектакли.
Самым популярным спектаклем Малого театра в первые советские сезоны из новых постановок стал «Посадник» по пьесе А.Толстого (режиссер - А.А.Санин). Только в 1918 году он прошел 26 раз. А.И.Южин сам сыграл посадника Глеба Мироновича, и его участие в работе было чрезвычайно важным.
16 Жидков в С Театр и влги.ть 1917-1927 М ,2003
«Посадник» был первой постановкой в Малом театре А.А.Санина, чей приход А.И.Южин ждал с начала своего управления труппой в 1909 году. Надежды, связанные с А.А.Саниным, оправдались. После «Посадника», о котором немало написано в театроведческой литературе (даже был издан специальный сборник о спектакле), последовали «Ричард III» (1920), где А.КЮжин вновь исполнил заглавную роль, «Электра» Гофмансталя и «Собака садовника» Лопе де Вега. В 1921 году на сцену Малого вернулись «Горе от ума» с Фамусовым-Южиным и «Лес» с Гурмыжской-Лешковской.
Одновременно с видимым успехом спектаклей Малого театра, настроение его руководителя становилось более чем пессимистичным. Негативные эмоции более всего вырываются в личной переписке с друзьями.
Письма коллеге, сверстнику и другу П.П.Гкедичу 1918-1920 гг., горькие, отчаянные - наверное, лучшее доказательство тяжкого душевного настроя А.И.Южина. 18 сентября 1919 года: «Настроение у меня ужасное. Ощущение такое, точно я, как бешеный, стараюсь голыми руками поддержать со всех сторон рушащиеся стены»17.
5 октября 1920 года: «Малый театр переделывается. Невероятно тянет передать бразды правления Малым театром, вернее - истрепанные веревочные вожжи, которыми правлю множеством разномастных, необходимых и, за исключением отдельных экземпляров, далеко не чистокровных коней, какому-нибудь другому ямщику, но...»18.
В докладной записке А.В .Луначарскому от 6 августа 1921 года А.И.Южин в первых строках напишет: «Условия, в которых
,7Цит по кн Южин-Сумбатов А И Записи Статьи Письма. М ,1951. с 176.
"Там же, с 180
приходится работать Малому театру, стоящему в первом ряду охраняемых государством культурно-художественных ценностей России, таковы, что если они не будут изменены срочно и твердо, лучше его просто закрыть»19. Наверное, никогда так часто не звучало слово «закрыть» по отношению к Малому театру. Есть в этом и некоторое эмоциональное пессимистическое преувеличение, но вероятность была. Подобное настроение все чаще в 20-е годы посещает А.И.Южина и его соратников.
Условия действительно ужасные. Все чаще в начале 20-х гг. в многочисленных докладных записках можно прочитать нечто подобное: «Когда извозчик едет две улицы за 20000 р., вместо 20 копеек, тысяча стоит ту же копейку, и когда актриса, играющая Марию Стюарт, получает с премиальными, сверхурочными и пр., скажем, примерно 200 000 руб., то она получает по рыночной цене хлеба 200 копеек, то есть два рубля»20.
Сил у А.ИЮжина в 20-е годы XX века, разумеется, не прибавляется, но он, которому в 1917 году исполнилось 60 лет, вынужден работать с невероятным усердием. Увеличивается количество ролей, докладных записок и даже юбилейных статей. И все это с прежней убежденностью: «Главнейшая же сила и значение Малого театра в наше время в том, что в нем получает широкую арену творческая инициатива русского актера, в большинстве театров перешедшая в руки режиссера или руководителя дела»21.
Труппа Малого театра 20-х годов делилась на 7 групп. В 1920 году в Малом театре вводятся тарифные ставки, что провоцирует
" Советский театр Документы и материалы. Русский советский театр 1921-1426. С 125
Докладная записка председатечя аирекпии Малого театра А И Южина Наркому по просвещению А ВЛуначарскому о необходимости улучшения условий работы театра. // Советский театр Документы и материалы Русскийсоветскийтеатр 1921-1926 Л,1975 с 127
Докладная записка директора Малого театра А И Южина председателю Моссовета о необходимости ремонта и субсидии театру к его столетнему юбилею //Советский театр Документы и материалы Русский советский театр 1921-1926 Л.,1975. с.134
А.И.Южина в чем-то повторить свою работу одиннадцатилетней давности. Снова, как и в 1909 году, он терпеливо, сначала на черновиках, выписывает колонки с фамилиями актеров, которые должны быть ему знакомы досконально. И снова даже в чистовиках, то есть в уже подписанных документах, встречаются его исправления.
Но в 1920 году, в отличие от предыдущих лет и документов, появляется одна важная графа - краткая характеристика артиста о работе в Малом театре. Иногда это два-три слова, определяющих возраст и амплуа актера, редко - его способности. Рядом с некоторыми фамилиями написано: «исключительное по силе дарование», «одна из главнейших сил Малого театра», «пришла на роли Ермоловой» - скупые драгоценные похвалы. Фамилии актеров, их удостоенных должны быть приведены в нашей работе: Пашенная, Шухмина, Айдаров, Головин, Рыжова, Смирнова, Гоголева - вот основной состав труппы, надежда А.И.Южина, их лучшими ролями становятся классические образы.
Современная пьеса после 1917 года занимает в репертуаре Малого театра минимальное место в противоположность, например, 1910 году. Советская драматургия испытывает понятные трудности при постановке на сцене академических театров. Для сравнения, первая современная пьеса в Художественном театре была поставлена в 1925 году, да и то на исторический сюжет -«Пугачевщина» К.А.Тренева. Малый театр также стремится быть современным за счет произведений на исторические темы, содержащие параллели с современной ситуацией. Как уже было отмечено выше, в 1918 году состоялась премьера «Посадника». Рядом, разумеется, возникает пример «Оливера Кромвеля» по пьесе A.B.Луначарского. И в первой, и во второй пьесе А.И.Южин сам сыграл главные роли, что стало важным условием качества обоих
спектаклей. Первой же по-настоящему советской постановкой Малого театра стала «Иван Козырь и Татьяна Русских» (1924) -пьеса с творческой точки зрения не выдерживающая никакого сравнения. Но уже через год на академической сцене появится, как будет признано впоследствии, образец, или даже скорее предтеча соцреализма - «Любовь Яровая» К.А.Тренева.
«Интерес к театрам пал совсем, - писал весной 1923 года В .И.Немирович-Данченко К.С.Станиславскому, - Публики нет, и она не собирается формироваться. Есть много богатых, способных наполнить Большой театр на юбилей Собинова на 500 миллиардов (у Южина в сентябре был аховый сбор в 28 миллиардов. Полный сбор Большого театра около 50 млрд., Художественного - 23, Малого - 18...Так вот при таких условиях Собинов рассчитывает взять 520 миллиардов). Публики, которая платит, не считаясь со стоимостью билетов, много. Но ей подай только экстроординароиое. Что угодно - юбилей, чествование, премьера, знаменитость — только не рядовой, хотя бы и хороший спектакль. [...]. В Малом театре сборы - воскресенье полно, а потом от 70 до 40% сборов и меньше»22. А.И.Южин это понимает, внимательно относясь к событиям, а не только рядовым спектаклям на сцене Малого, давая общественности и публике, как сейчас бы сказали, информационный повод к посещению театра. Сорокалетие его творческой деятельности, приглашение В.Н.Давыдова, наконец, столетие Малого театра - существенные события в театральной жизни этого времени.
Но подобную тактику нельзя назвать спасительной, она не предполагает поиска выхода из сложившейся ситуации, а лишь на
п Немирович-Данченко Вл И Творческое наследие В 4-х тг т 3. с 17
время позволяет продержаться на нестыдном уровне. Жизненные перспективы суровы, есть от чего придти в отчаяние.
Даже в советские годы А.И.Южин продолжает писать письма В.А.Теляковскому. Наверное, самые горькие письма были написаны тогда же, в 1923 году. Есть от чего придти в ужас. В театре работают четыре директора, каждый из которых управляет только своей частью. К февралю поставлен только один новый спектакль - «Снегурочка» А.Н.Островского. Установленное в 1917 году коллективное управление, как пишет А.И.Южин «во всей своей чистоте» удержалось только в Малом театре в силу его «Положений 18-го и 19-го гг.». Параллельно южинская деятельность постепенно подвергается критике «снизу».
Наверное впервые, А.И.Южин сожалеет о сделанном в 1909 году выборе. Он не видит себе в это время помощников ни в администрации, ни в режиссуре. А это значит, что нет и продолжателей. Да и никто не видит альтернативы руководителю на его труднейшем посту. В 1923 году труппа Малого театра пишет большое письмо А.И.Южину «с просьбой остаться директором Малого театра и с изложением пожеланий на будущее театра» - так это письмо, имея на то все основания, охарактеризовали хранители РГАЛИ23. Реакция А.И.Южина на этот текст не похожа на ожидаемую актерами. В письме В.А.Теляковскому он посетует: «Осложняет дело то, что вся труппа, от Ермоловой до выходного, подали мне трогательное заявление с требованием, чтобы я взял дело (здесь и далее подчеркнуто А.И.Южиным - А.Г.)»24. Интересно, как сталкиваются в этих точках зрениях на одну проблему два столь непохожих, даже противоположных по значению, слова «требование» и «просьба». Актеры думают, что
23 PI ЛЛИ фонд №878, опись №1, ед.хр №124 Коллективные письма труппы Малого театра Сумбатову-
Южину А И с просьбой остаться директором Малого театра и с изложением пожеланий на будущее театра
24 ГЦТМ им А А Бахрушина, фонд №280, №899-908 Письмо от 3 06 1923
27
они излагают пожелание, руководитель видит в их словах ультиматум. Справедливым следует признать взгляд на проблему А.И.Южина.
В том же письме В.А.Теляковскому А.И.Южин напишет несвойственные ему ранее безнадежные слова: «Как повернется дело в связи с требованием сохранения Малого театра хотя бы как-нибудь - боюсь теперь и думать»25.
Вспомним слова А.И.Южина, написанные им сразу после смерти А.ПЛенского, где тот сравнивает себя и своего старшего товарища с военными, давшими присягу. А.И.Южин чувствует себя, как на войне. Но война войне рознь. А.И.Южин воюет не как толстовский Андрей Болконский, жаждущий своего Тулона, многообещающего звездного часа, а как пушкинский капитан Миронов, до конца стоящий на защите Белогорской крепости. Сейчас главной задачей А.И.Южина как руководителя становится не улучшение уровня, и даже не сохранение жизни на территории, а сохранение самой территории.
Вся реальная, а не только театральная, послереволюционная жизнь похожа на бой. В том же 1923 году А.И.Южин просит разрешение на хранение и ношение револьвера. На напечатанной на машинке служебной записке есть его пояснение, приписанное карандашом, о том, что ему часто приходится возвращаться домой поздно, что он и брат - двое мужчин в доме, где живут еще девять женщин, что иногда ему приходится ходить по улице с немалой суммой казенных денег. Рядом в архивной папке нет ответа, было ли удовлетворено прошение А.И.Южина, но его просьба -тревожный сигнал.
Спасения от реальности не приносит и искусство. А.И.Южин не видит ничего стоящего и в театральной Москве, вне Малого
25 Там же
театра. «Со времени появления Качалова я не знаю ни одного действительно крупного сценического явления, считая даже таких, как очень сомнительный для меня Чехов. Художественный театр свелся к очень изящно культивированной оперетте, а за границу везет показывать свои пьесы в постановке до-японской войны»26.
Драматург и актер - основа всей жизни Малого театра на протяжении всего его существования. «Актеры - пропали. Автор -пропал», - резкими, несвойственно короткими для эпистолярного стиля А.И.Южина предложениями констатирует он все в том же, вышеупомянутом письме В.А.Теляковскому.
В 1924 году Малый театр пришел к юбилейной, столетней дате, в диссертационной работе праздничным мероприятиям уделен один из параграфов третьей главы.
В последних разделах третьей главы диссертационной работы рассказывается о финале жизни А.И.Южина. В заключении кратко подведены итоги и намечены перспективы проведенного исследования.
Основное содержание и результаты диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:
1. Гончаренко А.Н. А.И.Южин - руководитель Малого театра. Последнее десятилетие (1917 - 1927). М., 2004. (1,5 а.л.).
2. Гончаренко А.Н. Первый «южинский» сезон. // «Театр. Кино. Музыка. Живопись. (Сборник трудов молодых ученых)» Вып. 1. (в печати, 1 а.л).
3. Гончаренко А.Н. А.И.Южин и В.А.Теляковский. // Сборник материалов научно-практической конференции «Музей имени А.А.Бахрушина и российская театральная культура» к 110-летию ГЦТМ имени А.А.Бахрушина (в печати, 0,5 а.л.).
26 Там же.
РНБ Русский фонд
2006-4 1798
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Гончаренко, Алексей Николаевич
Введение
Глава 1. А.И.Южин и Малый театр.
1.2. Первый «южинский сезон»
Глава 2. Малый театр до 1917 года
Глава 3. Малый театр после 1917 года
Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Гончаренко, Алексей Николаевич
Актуальность исследования. Интерес к фигуре Александра Ивановича Сумбатова-Южина, актера, драматурга, театрального деятеля в настоящее время растет. Замечательный актер и драматург всегда оказывался в тени своих великих коллег. Рассуждая о Малом театре рубежа XIX-XX вв., исследователи в первую очередь справедливо пишут о М.Н.Ермоловой, Г.Н.Федотовой, А.П.Ленском. Пьесы князя Сумбатова не выделяют отдельной главой в учебнике по истории русского театра, небезосновательно причисляя их к репертуарной драме. Безусловно, драмы и комедии Сумбатова нельзя ставить в один ряд с чеховскими и горьковскими, но и сегодня они читаются с интересом, хотя современный театр к ним практически не обращается.
Почти все роли А.И.Южина описаны и осмыслены, как современниками актера, так и театроведами. Лучшие пьесы А.И.Сумбатова переиздавались и ставились на протяжении всего XX века. Только деятельность А.И.Сумбатова-Южина в качестве руководителя театра упоминалась лишь в дополнение к его творческим талантам. Однако достаточно внимательнее рассмотреть его действия в должности управляющего труппой, а впоследствии и директора, чтобы понять: чем бы ни занимался А.Ю.Южин, играл ли он на сцене, писал ли, решал организационные вопросы или составлял смету — все это делалось с единственной целью — сохранения традиций Малого театра.
Не последнюю роль в повышении интереса к личности А.И.Сумбатова-Южина играет и ожидаемое в 2006 году празднование 250-летия русского театра. Историк заметит странное несовпадение: в 1924 году торжественно был отмечен столетний юбилей Малого театра, в 2004 году строгие афиши анонсируют 249-й сезон. Причина разногласия кроется, конечно же, в точке отсчета славной истории Малого театра (с момента появления первой труппы или же открытия здания на Театральной площади, построенного по проекту архитектора О.Бове).
Готовясь к этому событию, официальный сайт Малого театра в Интернете стал регулярно помещать одну за другой известные статьи
A.И.Южина о театре, некоторые документы, связанные с его творческой и административной деятельностью (например, известные и опубликованные докладные записки), воспоминания, основные статьи. Редакторы сайта вспомнили и юбилейную книгу, посвященную столетию Малого театра, редактором которой в 1924 году был сам А.ИЛОжин, опубликовав оттуда основные тексты.
Исследователи часто обращаются в своих научных работах к периоду начала XX века, недаром получившего название «серебряного века»: возникают новые течения в искусстве, складывается новая театральная профессия режиссера. Литература, живопись, музыка, театр переживают подъем, связанный с новыми именами талантливых творцов.
Хорошо изучена деятельность К.С.Станиславского,
B.И.Немировича-Данченко, крупных актеров Московского Художественного театра. Не только в России, но и за рубежом, чрезвычайный интерес для исследователей представляет сложная фигура Вс.Мейерхольда. Хотя и там многие ученые видят «белые
• пятна», крупные научные секторы по изучению наследия вышеперечисленных театральных деятелей в соответственно школе-студии МХТ и НИИ искусствознания продолжают свою работу, которую невозможно переоценить.
Малый же театр первой четверти XX века уходит в тень своих молодых «коллег». В его работе не было ярких событий, спорных спектаклей, противоречивых личностей, не было никаких открытий, V нуждающихся в искусствоведческом осмыслении. Вся жизнь старейшего московского театра того времени интересна, прежде всего, своим театральным бытом, повседневной работой по сохранению своих традиций. Но любое новаторство невозможно без знания традиций, основы, азбуки своего дела.
Делая выводы по завершению первого «века режиссуры» стоит не только отметить его продуктивные итоги, но и понять причины современного кризиса профессии, о котором так много говорят современные СМИ. Ответы на некоторые вопросы о роли режиссера в театре XXI века может дать Малый театр, который продолжал на протяжении последнего столетия существовать в стороне от новых театральных направлений и спорных тенденций, часто при этом сотрудничая с интереснейшими представителями режиссерского цеха.
Не последнюю роль в том, что на Малый театр, вновь обратила внимания современная критика и театроведение, стали недавние у премьеры театра в постановке А.В.Коршунова и С.В.Женовача. Спектакли «Трудовой хлеб», «Горе от ума» и «Правда хорошо, а счастье — лучше» в последние годы привлекли внимание зрителей и профессионалов, были выдвинуты и получили престижные премии (в том числе спектакль С.В.Женовача по комедии А.Н.Островского стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска» и лауреатом Государственной премии Российской Федерации).
Вышеперечисленные спектакли дали повод задуматься о традициях Малого театра, о его актерской школе и отношениях с режиссурой. Сцена старейшего театра Москвы, по мнению критиков, оставалась все эти годы верна себе. «Возьмем для вящей наглядности императорского» собрата Малого - петербургскую Александринку. — пишет театральный обозреватель газеты «Известия» Марина Давыдова, - Яд сценического вольнодумства, впрыснутый сюда Мейерхольдом, до сих пор не испарился из ее пропитанных и напитанных актерской традицией стен (недавно сюда нагрянул с «Ревизором» Валерий Фокин и сразу пришелся ко двору). У Малого на режиссерский яд всегда находилось мощное противоядие. Этот оплот вдохновенного лицедейства не возьмешь, казалось, ни приступом, ни обманом. Не запугаешь и не обольстишь. Ученик Петра Фоменко (во всех смыслах первый из его учеников) обольстил. Сцена «оплота» отдалась ему по любви. Женовач мало того, что не разит наповал радикальными концепциями, он - и это куда важнее -умирает в актерах так, как нужно умирать в стенах Малого. Не грузя психологизмом, не призывая «зазерняться», не мешая свободному актерскому волеизъявлению и предпочитая жизни человеческого духа жизнь духа сценического»1. С М.Давыдовой согласились многие ее коллеги.
Но с ведущим обозревателем центральной газеты можно было бы и поспорить. «У Малого на режиссерский яд всегда находилось мощное противоядие», - реплика, не находящая себе достаточного подтверждения в истории прославленного коллектива. В противоположность Александринскому театру в Малом в XX веке работали лучшие режиссеры страны. И.Я.Судаков, Е.Р.Симонов, Б. А. Львов-Анохин, П.Н.Фоменко, Б.А.Ровенских, Л.Е.Хейфец, Б.А.Морозов, уже упомянутый выше С.В.Женовач и другие, приглашали в Малый и А.В.Эфроса, чей спектакль не состоялся по независящим от театра причинам. Вряд ли можно найти равнозначные режиссерские имена в истории ленинградского академического театра драма имени А.С.Пушкина. Причем И.Я.Судаков прошел школу К.С.Станиславского, Б.А.Ровенских — В.Э.Мейерхольда, Е.Р.Симонов - Е.Б.Вахтангова, и т.д. Очевидно, что Малый театр в XX веке, впрочем, как и на протяжении всей своей жизни, внимательно следит за современным театральным процессом и приглашает для совместной работы лучших представителей разнообразных театральных «верований». И не только актеры Малого театра получают новый опыт от работы и общения с приглашенными режиссерами, но и «намоленные», торжественно-красивые стены Малого театра диктуют пришедшему постановщику свои правила работы в этом доме. Отношение стиля театра и его помещения — плодотворная тема различных исследований.
Мысль о том, что все рубежи веков сходны между собой, что люди переживают сходные чувства, входя в новую эпоху, заявленную определенным количеством нолей в дате, не нова, но по-прежнему популярна. Мысли о театре А.И.Южина начала XX века могут быть близка театру начала века XXI, когда вновь возрождаются дискуссии о месте режиссера в современном театре, а многие ведущие российские коллективы (МХТ имени А.П.Чехова, БДТ, имени Евг.Вахтангова, «Сатирикон» и др.) возглавляют актеры (соответственно О.Табаков, К.Лавров, М.Ульянов, К.Райкин — люди, строящие свой театр не на пустом месте), которые задаются теми же вопросами, что и сто лет назад интересовали А.И.Южина, и, может быть, не подразумевая об этом, приходят к сходным выводам и ответам.
Цели и задачи исследования. Одна из основных тем данной диссертационной работы - соотношение традиции и эксперимента. Подлинное новаторство невозможно без отличного знания традиций и их бережного сохранения другими художниками. Главное слово начала XX века - идея. Имея собственную идею театра, несколько часов просиживают в «Славянском базаре» К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Драматизм жизни театра, возникшего и существующего без исходного идейного и эстетического задания, без миссии; фабула и проблема существования театра в «век режиссуры», базирующегося не на личности лидера и не на творческом самоосуществлении режиссера со своими темами и постулатами в искусстве — вот те существенные вопросы, которые заинтересовали нас в первую очередь при работе над выбранной темой.
Начало XX века - счастливое для искусства время сосуществования многих стилей. Определение театральной эклектики как оригинального театрального стиля, а не случайного совмещения элементов — еще одна цель данной работы.
Наравне с теоретическими выводами всегда важно разобраться в театральном быте исследуемой эпохи. Узнать интересные, ранее не выясненные подробности из повседневной жизни Малого театра первой четверти XX века, понять мельчайшую мотивировку тех или иных административных, а вслед за этим, разумеется, и творческих, шагов А.И.Южина - вот еще одна немаловажная задача, которая стояла перед автором работы.
Объект исследования. Основной акцент в изучении принципов руководства театра А.И.Южиным будет в дальнейшем сделан не на экономическом аспекте, подробно разработанным в своих трудах Ю.М.Орловым, а на аспекте творческом. Фигура А.И.Южина, говоря современным языком, в данной работе будет рассматриваться в роли не исполнительного директора, а художественного руководителя. Это до сих пор мало изученная область деятельности А.И.Южина, иногда лишь только заявляемая исследователями, как одна из граней его многочисленных талантов и обязанностей.
Пытаясь понять тот исторический человеческий тип, к которому принадлежал А.И.Южин, его природные и приобретенные данные для принимаемой в 1909 году должности, его психологические задачи и проблемы в работе с труппой Малого театра, можно написать портрет не только руководителя Малого театра, но и руководителя театра вообще.
Формирование труппы и репертуара, контакты с властью и связи с общественностью — все эти прямые обязанности продолжают беспокоить каждого художественного руководителя. Как решал эти проблемы А.И.Южин, его планы творческой жизни Малого театра и степень их воплощения - основной объект исследования данной работы.
Предмет исследования. Представляемая на защиту диссертационная работа была выполнена на кафедре истории театра России, но экономические аспекты управления театром не могли быть нами проигнорированы. Виза А.И.Южина, особенно после его перехода на директорскую должность, стоит и на сметах, и на счетах, но оценка этих, безусловно, важных документов не входила в первоочередные задачи данной диссертационной работы.
Организационные вопросы Малого театра рассматривались с точки зрения их способствования творческому процессу. Время и количество репетиций того или иного спектакля, перестройка здания Малого театра с возможностью открытия малой сцены, изменение условий контракта с целью улучшения условий жизни артистического состава, пересмотр актерских тарифных ставок, распределение обязанностей режиссеров и их помощников при выборе новой пьесы для постановки в следующем сезоне и т.п. - вот первостепенные положения, которые будут рассмотрены в основной части диссертации.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных театроведов, посвященные как исследуемому периоду, так и другим историческим эпохам в развитии русского театра. В первую очередь стоит упомянуть работы И.Н.Соловьевой, Б.Н.Любимова, А.М.Смелянского, О.М.Фельдмана, Ю.М.Орлова, И.Н.Виноградской, О.А.Радищевой, внесшие огромный вклад в развитие методологии современного театроведения. В работе были использованы следующие методы: изучение и анализ историко-театральной, критической, искусствоведческой литературы и архивных документов, методы сравнения и аналогий, обобщения и др.
Информационная база исследования. Основной материал, используемой диссертантом в работе, представлен в библиографическом списке. Его составляют монографии о А.И.Южине и Малом театре, мемуары видных деятелей искусства — современников А.И.Южина, статьи из периодических изданий 1909 -1927 гг., научные статьи в сборниках, посвященных театральной ситуации первой четверти XX века и творческим и организационным вопросам руководства театром. А также работы по истории архитектуры, послужившие методологической основой для попытки определения стиля театральной эклектики. Не следует недооценивать и роль новых технологий в работе над темой. Например, уже упомянутый выше официальный сайт академического Малого театра России в Интернете позволил обнаружить многочисленные ссылки на публикации южинских текстов в различных изданиях.
Важнейшую роль в работе над диссертацией сыграли архивные документы и материалы, ранее не публиковавшиеся и не использовавшиеся в качестве цитат или ссылок в известных нам научных исследованиях и статьях. Основной массив южинского архива находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (личный фонд А.И.Южина в РГАЛИ - №878), хотя документы по теме «А.И.Южин — руководитель Малого театра» также со всем основанием относятся к фонду Императорских театров (фонд №659) и фонду Государственного Малого театра (фонд №649). Немногочисленные документы находятся в музее Малого театра и рукописном отделе ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, самыми интересными из которых являются письма А.И.Южина В.А.Теляковскому начала 20-х гг. прошлого века. В работе над параграфом, посвященном художникам Малого театра, были использованы эскизы из коллекции декорационного отдела ГЦТМ им. А.А.Бахрушина.
Научная новизна исследования. В данном исследовании автор стремится рассмотреть жизнь театра и его руководителя в эпоху перемен, когда их общей целью - и лидера, и труппы - является сохранение наработанных и проверенных традиций. Развивая ранее известное более всего по архитектуре определение стиля эклектики, мы постарались расширить его и в сторону театра, причем не только как стиля актерской игры или написания пьес, но более всего как стиля всей творческой жизни Малого театра, способствующей здоровому консерватизму, который ничего общего не имеет с застоем и ретроградством. В данном случае, и мы попытаемся это доказать, эти слова не являются синонимами. Большая часть цитируемых в диссертационной работе архивных документов публикутся впервые.
Практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса лекций по истории русского театра и организации театрального дела в России начала XX века. Многие деятели искусства, упомянутые в работе (актеры Малого театра, популярные драматурги своего времени и т.п.), безусловно, достойны более детального рассмотрения, а может быть даже и отдельной монографии, на что указывают различные факты, приведенные в диссертации и требующие развития и переосмысления также и под другим углом. Некоторые принципы, используемые А.И.Южиным в качестве руководителя театра, не утратили актуальности по сей день, их осмысление может помочь сформулировать дальнейшие пути развития театров, которыми в наши дни все чаще руководят не режиссеры, а актеры.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации состоялось два выступления на научных конференциях. В ноябре 2003 года на Всероссийской научно-теоретической конференции аспирантов «Методология современного театроведения» был прочитан доклад на тему «Столетие Малого театра. А.И.Южин в 1924 году». В ноябре 2004 года на научно-практической конференции в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина «Музей имени А.А.Бахрушина и российская театральная культура» состоялось сообщение на тему «А.И.Южин и В.А.Теляковский. От служебных отчетов к личной переписке». По теме диссертации в сборнике научных статей Российской академии театрального искусства будет опубликована статья «Первый южинский сезон» (1 а.л.), представляющая собой вариант первой главы диссертации, также подготовлены к публикации тезисы выступлений на вышеперечисленных научных конференциях. В декабре 2004 года по материалам диссертационного исследования в издательстве «ГИТИС» вышла брошюра «А.И.Южин - руководитель Малого театра. Последнее десятилетие (1917 — 1927)» (1,5 а.л.).
Диссертация состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, приложения («Список труппы Малого театра в начале сезона 1909/1910 гг., взятый на основе
Заключение научной работыдиссертация на тему "А.И. Южин - руководитель Малого театра"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разумеется, такая тема, как «А.И.Южин - руководитель Малого театра», не может быть исчерпана даже в диссертационном исследовании. Во-первых, временные рамки рассматриваемого периода — 18 лет (1909 - 1927 гг.) - стол широки, что подробное рассмотрение жизненных и творческих событий в жизни А.И.Южина и Малого театра потребовало бы, при меньшей избирательности, большего объема. Тем более, что и уже опубликованные, и только подобранные в архивах материалы позволяют это сделать.
Мы не рассматривали подробно каждый так называемый «южинский сезон», а только пытались понять логику управления, используя выборочные факты, документы, предположения в доказательство тех или иных утверждений об организационных талантах А.И.Сумбатова-Южина. Особняком был выделен первый сезон 1909/1910 годов как наиболее показательный и дающий подробную дальнейшую перспективу творческой работы Малого театра первой четверти XX века, ее победы и поражения, причины и последствия успехов и кризисов.
Как показала работа над темой, не только актерские и писательские таланты А.И.Южина помогли ему достойно руководить Малым театром, но и напротив, темы и проблемы, возникающие перед А.И.Южиным - управляющим труппой, А.И.Южиным-директором по-новому освещают его актерские работы 1909-1926 гг., а также основные положения его публицистических и критических статей и речей, посвященных театру.
Что такое традиционный и консервативный театр, построенный не по существенному принципу для культуры XX века - не театр идеи - вне моды и важных новаций. Почему жизненная сила служения искусству без идеи оказывается зачастую сильнее авторского театра. Как получается вести огромный организм через все препятствия со стороны более прогрессивных коллег и чиновников, а также внутренние «подводные рифы». Как выбрать лучшее из всего многообразия драматургии вокруг: современной и классической, зарубежной и русской. Что такое профессия режиссера и ее роль в истории Малого театра. Как собрать хорошую цельную труппу национального государственного театра. Ответы на эти вопросы старался дать А.И.Южин, приняв должность управляющего труппой, а впоследствии и директора Малого театра. В данной работе мы постарались осмыслить его ответы.
А.И.Южин стал во главе театра, будучи актером. Сегодня многие крупные театры управляются актерами, и сравнение театральной ситуации Малого театра начала XX века и некоторых современных проблем руководства театрами может оказаться крайне полезным для попытки разрешения многочисленных сложных вопросов сегодняшнего дня на опыте прошедших лет. Во время написания работы у автора часто возникали параллели с поступками и высказываниями многих современных руководителей больших театров.
Пытаясь понять тот исторический человеческий тип, к которому принадлежал А.И.Южин, его природные и приобретенные данные для принимаемой в 1909 году должности, его психологические задачи в работе с труппой, можно написать не только о руководителе Малого театра, но и его коллегах, практически руководящих театрами. О схожести и разности проблем художественного руководства театров в разное время, в различных исторических и экономических условиях.
Большое исследование о жизни князя А.И.Сумбаташвили позволяет рассказать и о жизни людей, входящих в его круг общения, и его современниках. Среди них не только прославленные мастера Малого театра, но и их незаслуженно забытые коллеги (мы, например, к сожалению, крайне мало знаем о жизни и работе в Малом театре замечательной актрисы В.А.Шухминой и т.п.). Рядом с А.И.Южиным часто возникает фигура Вл.И.Немировича-Данченко - это была дружба на всю жизнь. Их парный портрет — интереснейшая тема для русского искусства.
Таким образом, раскрытая в диссертации тема, позволяет пристальнее рассмотреть несколько немаловажных вопросов в истории русского театра начала XX века, связанных непосредственно с личностью А.И.Южина и творческими принципами Малого театра.
Теоретическая часть работы, рассматривающая эклектику как большой стиль, включающий в себя не только архитектуру, но и театр, на наш взгляд, позволила по-новому увидеть повседневную жизнь старейшего российского театра с его кажущимися будничными мелочами, на которые редко обращают внимание, тогда как они выстраиваются в логичную цепочку действий с единой и важной целью. Общедоступность, многосоставность, консерватизм при свободе выбора, связь с романтизмом - основные принципы жизни Малого театра «южинских сезонов», позволившие ему выжить, не растеряв в тяжелейших условиях своих богатейших традиций.
Эпоха, когда директорами становились люди не творческие, а чиновничьи, была бедной на события. Только актер-директор Малому театру наиболее подходит. Традиция, к сожалению, прерванная на десять лет после А.И.Южина, сегодня сохраняется. Мы перечислили во введении основных творческих лидеров на протяжении прошлого столетия. В наши дни директор Малого театра - В.И.Коршунов — не только исполняет все обязанности руководителя театра, но и является его ведущим актером. А художественный руководитель Ю.М.Соломин замечательно играет Фамусова - если можно так выразиться, роль-обязательство всех подлинных лидеров Малого театра.
Список научной литературыГончаренко, Алексей Николаевич, диссертация по теме "Театральное искусство"
1. А.Б.В. Новые академики. // Кулисы. 1917, №14-15.
2. Айхенвальд Ю. Александр Иванович Сумбатов-Южин. М.,1987.
3. Актеры и режиссеры. Театральная Россия. М.,1928.
4. Алпатова И.Л. Театральная эстетика и практика Ф.Ф.Комиссаржевского. 1907-1919 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М.,1997.
5. Алперс Б. Актерское искусство в России. М.-Л.Д945. Т.1.
6. Амфитеатров А.В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. В 2 тт. М.,2004.
7. Амфитеатров А.В. Маски Мельпомены. М.,1910.
8. Андреева М.Ф. Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. М.,1963.
9. Апфельбаум С., Игнатьева Е. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств. М.,2003.
10. Асеев Б.Н. История русского драматического театра первой половины XIX века. М.,1987.
11. Бартошевич А.В. «Мирозданью современный». Шекспир в театре XX века. М.,2002.
12. Бартошевич А.В. Федор Комиссаржевский: Чехов и Шекспир. // Диалог культур. Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. СПб., 1997.
13. Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.,1994.
14. Бескин Э. А.И.Южин-Сумбатов. М.-Л.,1936.
15. Бирман С.Г. Путь актрисы. М.,1959.12.