автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Российские императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Сологян, Анаид Альбертовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Российские императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Российские императорские драматические театры Петербурга и Москвы в 80-90-е гг. XIX века"

11-2 кхХ

3375 ^ол. Л* $

На правах рукописи

СОЛОГЯН АНАИД АЛЬБЕРТОВНА

РОССИЙСКИЕ ИМПЕРАТОРСКИЕ ДРАМАТИЧЕСКИЕ ТЕАТРЫ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ В 80-90-е гг. XIX ВЕКА

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва-2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Касаров Георгий Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Уткин Анатолий Иванович

кандидат исторических наук, доцент Горелова Светлана Игнатьевна

Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный

университет им. М.А. Шолохова

Защита состоится «_» февраля 2011 г. в «_» часов на заседании

Диссертационного Совета Д 850. 007. 01 в ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, аудитория

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке ГОУ ВПО МГПУ

Автореферат разослан «_» января 2011 г.

Ученый секретарь Диссертационного Совета, кандидат исторических наук, профессор

Корнилов В.А.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена объективной необходимостью обращения к историческому опыту развития Императорских театров, сыгравших огромную созидательную и воспитательную роль в культурной жизни страны. Именно к 80-90-м годам XIX века русский театр достиг больших успехов. Сложилась национальная школа отечественной драматургии, созданная А.Н. Островским, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и др., блестящей плеядой русских актёров, которые по технике исполнения, по темпераменту игры превосходили многих артистов Германии, Франции, Италии и др, стран.

Формирование и развитие буржуазного общества не могло пройти мимо Императорских драматических театров. Оно отразилось на репертуаре и на игре артистов, их влиянии на общественную жизнь России.

В эти годы театру пришлось ориентироваться не только на дворянско-аристократические, но и на буржуазные и демократические круги. Спрос на театральные представления возрастал, зрители требовали перемен. Наступило новое время, когда драматические представления стали насущной потребностью.

Акгуальность вопроса заключается в том, что драматические театры превратились в единственное место, где с подмостков сцены пропагандировалась освободительная идеология, где артисты, исполняя роли в пьесах. Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, У Шекспира, Лопе де Вега, Ф. Шиллера, призывали к борьбе за справедливость, за свобод}', против реакционных кругов.

Актуальность изучаемой темы определяется и тем, что артисты Малого и Александринского театров отстаивали стремления к всемирности и все-человечности. Революционно-освободительные идеи постоянно присутствовали в общественном сознании. Они находили отклик в артистической среде. Вокруг Императорских драматических театров шла постоянная идейная и политическая борьба. Правительство запрещало постановку многих пьес русских и зарубежных авторов, цензурный комитет менял содержание многих драматических произведений, предлагал ставить безыдейные, развлекательные пьесы, а выдающихся артистов заставлял играть на сцене в пьесах, которые выбирали чиновники. Это было одной из главных причин конфликтов в драматических театрах.

Актуальность исследования обуславливается и тем, что, несмотря на наличие определённого количества научных работ, посвященных драматическим театрам России, многие из них носят прикладной характер, подготовлены в искусствоведческом плане. Привлечением новых материалов, используя достижения отечественной исторической науки, был осуществлен комплексный анализ истории Императорских драматических театров в 1880-1890 годы в России.

Объектом исследования является деятельность Императорских драматических театров в условиях театральных реформ и Первого съезда театральных деятелей России в 1880-Х-1890-х гг.

Предметом исследования является история театральной жизни Рос-:ии в условиях театральной реформы 1882 г., её влияния на развитие театрального искусства; освещение кризисных явлений в театральной жизни в 80-е-90-е гг. XIX века, путей их преодоления; решения Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают период от принятия закона о театральной реформе 1882 г до Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

Территориальные рамки исследования ограничены Москвой и Санкт-Петербургом как центрами общественной и культурной жизни в данный исторический период.

Методологической и теоретической основой является диалектико-материалистическое понимание истории. Диссертация подготовлена на основе принципов: объективность, историзм, проблемно-хронологический. Они позволяют проанализировать состояние театральной деятельности в Москве и Петербурге, динамику ее развития в 80-е-90-е годы XIX века, общие и специфические черты. Диалектика даёт возможность показать многомерность развивающегося театрального искусства, целостную историческую картину, складывающуюся из совокупности фактов в их взаимодействии и развитии, объективность исследования исторического процесса.

На основании вышеназванных принципов анализируется история драматических театров в историческом аспекте. В качестве определяющих принципов выступают категории «объективность» и «историзм», которые позволяют рассматривать явление в его развитии, устанавливать причинно-следственные связи, показывать объективность театральной деятельности в Москве и Петербурге.

Для более глубокого изучения и обобщения истории драматических театров был использован историко-хронологический принцип анализа и принцип сравнения. Они дали возможность выявить общее и особенное в процессе развития театрального дела в Москве и Петербурге, игру артистов, репертуар, социальное положение артистов различных категорий, режиссуру. Привлекая многочисленные исторические факты из деятельности Александ-ринского и Малого театров, была показана широкая панорама их творчества в 1880-1890 годы в России.

Теоретической основой научного анализа являются труды отечественных исследователей, документы, письма, материалы, пресса, мемуары, т.е. всё, что относилось к театральной жизни, к артистам драматических театров Москвы и Петербурга.

Состояние научной разработки проблемы. Научная разработка проблемы имеет свою специфику, заключающуюся в том, что в подавляющей массе опубликованных работ театры преимущественно рассматривались в рамках более общих проблем, чаще всего в контексте проблемы истории театрального искусства.

История российских Императорских и частных театров привлекла внимание отечественных дореволюционных исследователей. Интерес к теме

был проявлен в процессе становления и развития российских драматических театров, исполнения ролей, особенно выдающимися артистами. В основном большинство работ носили описательный характер. О театре писали П.Д. Боборыкин, A.C. Суворин, С.А. Юрьев, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, Ю.Э. Озаровский и др. Так, в исследованиях С.А. Юрьева и П.Д. Боборыкина рассматриваются идейная борьба по вопросам театрального искусства, теория театральной деятельности, критикуются отдельные постановки на сценах Императорских театров, отдаётся должное выдающимся актёрам, играющим в пьесах, которые недостойны сцены1 Так, С.А. Юрьев критикует пьесы В.А. Крылова, И.В. Шпажинского и др., которые идеализировали развитие исторических событий, и вместо того, чтобы служить прекрасному, извращали само понятие о театральном искусстве2

В работах Ю.Э. Озаровского и В.Н. Всеволодского-Гернгросса рассматривалось драматическое образование в России. Несмотря на то, что театральная подготовка не всегда отвечала своим задачам, авторы указывали, что все театры были обеспечены артистами, приток которых усиливался3

В 80-90-е годы XIX века было издано много брошюр - о деятельности Невского общества устройств народных развлечений, о выступлениях артистов на летних эстрадах перед многочисленной гуляющей публикой4

Среди дореволюционных публикаций особое значение имели книги и статьи, посвященные юбилейным датам выдающихся артистов Императорских театров. В них даны биографические сведения об артистах, отмечались наиболее выдающиеся роли, сыгранные актёрами. Авторы многих работ были лично знакомы с артистами. В сборнике "Г.Н. Федотова. 25 лет на сцене Малого театра. Сборник ко дню юбилея" (М.,1887) рассматривался путь выдающейся актрисы от образа матери с ребёнком к вершинам театрального искусства, создавшей лучшие образцы героинь драматических пьес5 О театральной деятельности М.Г Савиной, М.Н. Ермоловой, В.Ф. Комиссаржев-ской ещё при их жизни были изданы книги, статьи, заметки, брошюры. В этой литературе имеется информация об их артистическом искусстве, их вкусах, положении в обществе, выборе репертуара - т.е. достаточно полная картина трудовой деятельности артистов6

Много внимания театральной деятельности В.Ф. Комиссаржевской посвятил A.B. Амфитеатров. Он писал, что "эта женщина великих испытаний и бесконечных проб..." Её игра на сцене являлась самоубийственной резко-

1 Боборыкин П.Д. Народный театр. Спб. 1886.

2 Юрьев С.А. Несколько мыслей о театральном искусстве. М., 1889. С. 4.

3 Озаровский 10. Наше драматическое образование. Спб., 1900. С.19.

4 Десятилетие народных гуляний за Невской заставой. Очерк деятельности Невского общества устройства народных развлечений. Спб., 1895. С. 10.

5 Федотова Г Н. 25 лет на сцене Малого театра. Сборник ко дшо юбилея. М. 1887. С. 39-40.

6 Карнеев М. В. Савина М. Г Двадцать лет на императорской сцене. Мария Гавриловна Савина и критики ее сценической игры. Биографический очерк. Спб., 1894. С. 78.

стью, она покорила зал, зрители переживали вместе с ней. Актриса, которая не имела себе равных на русской сцене7

Ешё в конце XIX века И.И. Забрежнев опубликовал книту: "В.Ф. Ко-миссаржевская. Впечатления" (СПб., 1898), а в 1900 г. Ю.Д. Беляев издал работу: "В.Ф. Комиссаржевская. Критико-биографический этюд" (СПб., 1900).

В монографии И.И. Забрежнева отмечается огромный талант актрисы, социальная определённость творческой линии, беззаветная преданность театру, гениальное исполнение ролей - всё это не могло не привлечь к её имени публицистов и исследователей. В книге И.И. Забрежнева и в критических этюдах Ю.Д. Беляева анализировались все роли, сыгранные актрисой на сцене различных театров. Авторы признавали В.Ф. Комиссаржевскую самой интересной, талантливой и популярной актрисой петербургской сцены.8

Анализируя игру актрисы В.Ф. Комиссаржевской на сцене, ее отец писал, что она исполняла роли виртуозно, имела разнообразные оттенки. Так, в пьесе "Строитель Сольнес", играя роль Гильды, она "действовала на зрителей, как электрический ток" 9

В 1910 г. историк русского театра Б.В. Варнеке опубликовал двухтомную монографию "История русского театра", вторая часть которой посвящена Императорским театрам второй половины XIX - начала XX вв. Автор писал, что из многочисленных работ по истории русского драматического театра, подготовленных и изданных в разные годы, для подготовки капитального исследования взять фактический материал было сложно и трудно. У него не было ни одного предшественника, ни одной научной работы, посвященныой Императорским драматическим театрам за XIX век. Б.В. Варнеке обратил внимание, что при подготовке книги он использовал лекции А.Н. Островского, записанные его слушателями.10

Б.В. Варнеке считал, что для него большую ценность составили воспоминания актёров, рецензии современников, посещавших театральные представления и писавших практически обо всех спектаклях и опубликованных в российской прессе. Особое внимание он обратил на то, что в газетах и журналах о многих спектаклях и артистах публиковались заметки диаметрально противоположные11

Используя имеющиеся материалы, Б.В. Варнеке написал историю драматических театров Петербурга и Москвы, Александринского и Малого.

В целом монография даёт наиболее полное представление о деятельности Императорских театров в России.

В советский период интерес к истории драматических театров России не ослабел. Так, Н.Е. Эфрос опубликовал ряд книг, посвященных К.С. Станиславскому, А.И. Южину, М.Н. Ермоловой12

Амфитеатром А. В. О Комиссаржевской. Спб. 1913. С. 12.

8 Забрежнев В.И. В. Ф Комиссаржевская. Впечатления. Спб., 1898. С. 10.

4 Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской. Спб., 1911. С.122.

10 Варнеке Б. История русского театра. Ч. 2. Казань, 1910. С. 1-2.

1 Варнеке Б. История русского театра. Ч. 2. Казань, 1910. С. 3.

12 Эфрос Н. К.С. Станиславский (опыт характеристики). Пб., 1918. С. 70.

В статьях, посвященных М.Н. Ермоловой и А.И. Южину, Н.Е. Эфрос отметил их превосходную игру, полную самоотдачу театру. С большим уважением к артистам, особенно к А.П. Ленскому, А.И. Южину, М.Н. Ермоловой, писали A.A. Кизеветтер, П.Н. Сакулин, П.А. Марков13 и др. А.И. Южин посвятил одну из своих работ М.Н. Ермоловой, в которой высоко оценил её подвиг на сцене русского театра14

В 1927 г. была опубликована работа М.Г Савиной "Горести и скитания" Записки 1854-1877 (Л., 1927). К воспоминаниям М.Г Савиной было опубликовано предисловие A.M. Брянского, в котором автор отметил её как выдающуюся представительницу русского сценического искусства15

Труды исследователей, посвященные персоналиям, способствовали накоплению фактического материала. Так в книге С.Г Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924» (М. 1924) опубликованы биографии выдающихся артистов Малого театра. Среди них биографии Н.М. Медведевой, О.О. Садовской, Г.Н. Федотовой, М.Н. Ермоловой, A.A. Яблочкиной, А.П. Ленского, O.A. Правдива, Ф.П. Горева, К.Н. Рыбакова, А.И. Южина и др.

Автор пишет, что он практически не пропустил ни одного спектакля на сцене Малого театра с 1891 года, т.е. почти четверть века. Это дало ему возможность тщательно изучить лучшие театральные спектакли и игру артистов. Так родилась книга, где довольно убедительно показана идейно-воспитательная роль театра и его воздействие на зрителей16

В 1930-е годы продолжилось издание воспоминаний видных артистов драматических театров. Ко всем таким книгам были подготовлены вступительные статьи, где с позиции современных научных достижений раскрывалась роль авторов в театральном искусстве.

В эти же годы были изданы книги: П.А. Стрепетовой «Воспоминания и письма» (М.: Л., 1934), с вводной статьёй И.II. Кутикова.; В.А. Мичуриной-Самойловой «Полвека на сцене Александринского театра» (Л., 1935), со статьями К.С. Державина "Род Самойловых" и С.С. Данилова "Воспоминания В.А. Мичуриной-Самойловой"; "М.Г Савина и А.Ф. Кони" Переписка 1883-1915. (Л.: М., 1938), с вводной статьёй A.M. Брянского М.Г Савина и А.Ф. Кони. Письма М.Н. Ермоловой (М.: Л., 1939) с большой научной статьёй С. Дурылина «Мария Николаевна Ермолова». Авторы вводных статей в целом сделали научную оценку сборников документов и мемуаров видных артистов драматических театров. Вместе с тем, прозвучала и критика в адрес отдельных авторов. Так, С.Н. Дурылин отметил большое количество публикаций Н.Е. Эфроса, посвященных М.Н. Ермоловой, но нигде автор не сделал ни одной ссылки на высказывания своей героини17

13 Эфрос Н. Александр Иванович Южин. М. 1922.

14 Южии А.И. Мария Николаевна Ермолова. М., 1925.

15 Брянский A.M. Савииа М.Г Горести и скитание. Записки. 1854-1877. Л., 1927. С. 5.

16 Кара-Мурза С.Г Малый театр. Очерки и впечатления. М., 1924.

17 Дурылин C.II. Мария Николаевна Ермолова. М - Л., 1939. С. 20.

В 1932 г. в связи со столетием со дня открытия Александринского театра были опубликованы монографии: "Столетие Александринского театра -театра госдрамы 1832-1932" (JI. 1932) и К.С. Державина «Эпоха Александ-ринской сцены» (JL, 1932.). Первая книга, подготовленная коллективом авторов, отразила политическую и идейную борьбу, которая проходила в российском обществе в пореформенной России. Они отметили, что после убийства Александра П был изменён репертуар в театре с позиций демократических на охранительно-реакционные, на буржуазную обывательскую драматургию. В реальной действительности в 80-е-90-е годы XIX века на сцене Александринского театра ставились классические пьесы, отражавшие политическую борьбу в обществе. В первой монографии многие положения и выводы авторов неясны, ответов на них нет, в том числе не раскрыта причина провала на сцене Александринского театра пьесы А.П. Чехова "Чайка" 18

В 1936 г. Э.М. Бескин опубликовал книгу «Мария Николаевна Ермолова (1853-1928)». (М.: Л., 1936), в 1938 г. вышла в свет монография М.И. Лучанского «Ермолова». (М., 1938); в 1939 г. монография Д.Л. Тальни-кова «В.Ф. Комиссаржевская» (М.: Л., 1939) и брошюра В.А. Филиппова «М.С. Щепкин и его роль в истории русского театра» (Л.: М., 1938). В данной литературе проанализирована театральная деятельность выдающихся артистов России, их роль в развитии театрального искусства. В этом отношении большое значение для развития науки имела книга М.И. Лучанского, в которой прослеживается жизнь и творчество великой русской актрисы.19

Существенный вклад в развитие истории российских драматических театров был внесен во второй половине XX века. После победы советского народа в Великой Отечественной войне был опубликован ряд научных исследований и публикаций. Среди них видное место заняла книга С.С. Данилова "Очерки по истории русского драматического театра", в которой прослеживается возникновение и развитие отечественного театра на протяжении нескольких веков. Особое место в работе занимают разделы "Островский", "Театр конца XIX века" и др., где раскрывается многогранная деятельность драматургов, артистов, режиссёров, театральных деятелей, проводивших в жизнь лучшие традиции русского театра, превратившегося в конце XIX века в ведущий театр мира19. Был опубликован в эти годы ряд работ, посвященных персоналиям И.М. Москвину, A.A. Яблочкиной, К.А. Марджанову.20 В 1951 г. вышел из печати огромный том А.И. Южина, в который вошли основные его труды и письма. Автор вводной статьи В.А. Филиппов отметил, что А.И. Южин вошел в историю Малого театра как один из выдающихся артистов и организаторов, многие годы возглавлявший творческий коллектив этого театра. Он всегда отстаивал и поддерживал всё лучшее, что несли в творческую жизнь артисты, что они и творцы и материал

Сто лет. Александринский театр - театр госдрамы 1832-1932. Л., 1932.

Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М. - Л., 1948.

Виленкин И.М. Москвин на сцене Московского Художественного театра. М., 1946.

театрального искусства21 Необходимо отметить и монографию П.А. Маркова "В.Ф. Комиссаржевская" (М., 1950), в которой автор всесторонне раскрыл театральную, сценическую деятельность актрисы, всегда защищавшей справедливость и добро22

В 80-е-90-е годы был опубликован ряд работ, посвященных истории драматических театров. Среди них монографии Н.Г Зографа "Малый театр второй половины XIX века" (М.,1960); Малый театр СССР. 1824-1917. Том I. М.,1978; «Русский драматический театр». Под редакцией профессоров Б.Н. Асеева и А.Г. Образцовой (М.,1976); Очерки истории русской культуры второй половины XIX века (М.,1976), в которых имеется специальная глава, посвященная русским драматическим театрам; монография В. Носовой. Комиссаржевская (М.,1964), вышедшая в серии "Жизнь замечательных людей", книга T.JI. Щепкиной-Куперник «Ермолова». (М.,1972); капитальное исследование Ю. Рыбаковой, «В.Ф. Комиссаржевская» (JI.,1972); книги А.Я. Альт-шуллера "Пять рассказов о знаменитых актёрах" (JI.,1985), JI.H. Пажитнова «А.П. Ленский» (М.,1988) и др.

В опубликованных работах раскрывается деятельность драматических театров России в 80-е-90-е годы XIX в.. В книгах Н.Г. Зографа проанализирован недельный репертуар Малого театра России, показан жанр пьес, количество актёров, задействованных в том или ином спектакле, реакция зрителей на игру актёров. Автор отмечает, что видные актёры театра систематически добивались отмены спектаклей таких драматургов, как И.В. Шпажинский, В.А. Крылов, и, наоборот, с большой охотой и любовью играли классические произведения русских и зарубежных авторов23

В книге Т.Л. Щепкиной-Куперник «М.Н. Ермолова» говорится, что выдающаяся актриса на сцене проживала образы своих героинь, особенно в произведениях А.Н. Островского24

Среди вышеперечисленных работ особое место занимает книга А.Я. Альтшуллера "Пять рассказов о знаменитых актёрах" Монография посвящена выдающимся актёрам Александринского театра - В.А. Каратыгину, А.Е. Мартынову, М.Г. Савиной, Н.Ф. Сазонову, В.Н. Давыдову, В.Ф. Комис-саржевской, H.H. Ходотову, Ю.М. Юрьеву и др. Автор раскрывает их творчество, анализирует культурную жизнь эпохи и художественные искания театра. А.Я. Альтшуллер подчеркивает, что для большинства актёров происходило слияние искусства актёра и писателя (автора пьесы). Особое место в этом слиянии имело воплощение актёром образов его пьес и, в свою очередь, ориентация драматурга на актёра в процессе создания пьесы и этического созвучия искусства двух художников25

21 Филиппов В.А. Южин-Сумбатов Александр Иванович. Записки. Статьи. Письма. М., 1951. С. 11.

22 Марков П.А. В.Ф. Комиссаржевская. М„ 1950.

23 Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.

24 Щепкина-Куперник Т.Л. Ермолова. М., 1972. С. 96.

25 Альтшуллер А.Я. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л., 1985. С. 6-7.

В 1980-1987 годах были изданы 1-7 тома "Истории русского драматического театра" и монография "Русский драматический театр конца XIX-начала XX вв." (М.,1997). В пятом томе рассматривается деятельность всех драматических театров России в 1826-1881 годах, анализируются процессы, которые происходили в театральном искусстве, вплоть до отмены монополии Императорских театров. Именно в эти годы на сценах Малого и Александ-ринского театров появились выдающиеся артисты, гордость и слава русского искусства Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, М.Г Савина, А.П. Ленский, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, М.Н. Писарев, В.Н. Андреев-Бурлак и др.

Шестой том "Истории русского драматического театра" охватывает период с 1882 по 1897 год - от момента отмены монополии Императорских театров до первых организационных шагов по созданию Московского Художественного театра. Именно в эти годы начинает постепенно сходить со сцены драматургия А.Н. Островского и появляется новая драматургия - пьесы Л.Н. Толстого и А.П. Чехова, которые выдвигают перед сценическим искусством новые задачи, новые приёмы игры.

В книге "Русский драматический театр конца XLX-начала XX вв." (М.,1997) проанализирована драматургия А.П. Чехова и других авторов, рассмотрена творческая деятельность артистов Малого и Александринского театров, творчество В.Ф. Комиссаржевской, работа Московского Художественного театра. Авторы предприняли попытку осмыслить новые идеи и новые веяния на сцене российских драматических театров26

Необходимо отметить монографию, посвященную истории русского театра с древнейших времен до 1917 года. Её автор H.H. Евреинов опубликовал свое исследование в Нью-Йорке в 1955 г. Много внимания H.H. Евреинов уделил театральной деятельности В.Ф. Комиссаржевской. Он отметил, что альфой и омегой театрального искусства, является её простота27

Определенную ценность представляют исследования, посвященные ранней театральной деятельности К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Среди них монографии Е.И. Поляковой «Станиславский» (М., 1977) и трехтомная работа О.А.Радищевой «Станиславский и Немирович-Данченко». Т 1-3. (М„ 1977-1999).

Авторы всесторонне проанализировали театральную жизнь и деятельность выдающихся актеров, постановщиков спектаклей и режиссеров, отметили лучшие спектакли, такие как "Лес", "Ревизор", "Горе от ума" и др., которые вошли в золотой фонд русского театрального искусства. Так, в монографии Е.И. Поляковой рассматривается деятельность К.С. Станиславского

до открытия Нового Московского художественного театра, о подготовитель-_ ~ 28 ной раооте с артистами, о репертуаре и т.д.

26 Русский драматический театр конца XIX-начала XX вв. М., 1997.

Евреинов H.H. История русского театра с древнейших времен до 1917 года. Нью-Йорк, 1955. С. 332.

28 Полякова Е.И. Станиславский. М., 1982.

Таким образом, имеющаяся литература показывает, что отечественные исследователи достаточно глубоко проанализировали состояние российских драматических театров, показали роль и значение актеров на сценах Малого и Александрийского театров в деле идейно-воспитательного и культурного подъема населения страны. Однако многие проблемы, возникающие в процессе развития театрального искусства, организации театральной деятельности, не были достаточно глубоко изучены. Среди них практически нет работ, посвященных административным органам Министерства Императорского двора, дирекции Императорских театров, цензурного комитета, финансирования театров, театральной реформы 1882 г. Нет глубокого анализа Первого съезда театральных деятелей, давшего большой толчок новым направлениям в театральном искусстве, в том числе и открытию МХТ.

На основании анализа имеющейся литературы можно сделать вывод, что есть еще проблемы в области театральной деятельности драматических театров Москвы и Петербурга. Это позволило сформулировать цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является изучение и обобщение опыта работы Императорских драматических театров в условиях театральной реформы 80-90-х гг. XIX века.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть деятельность Императорских драматических театров накануне театральной реформы;

исследовать суть закона о театральной реформе 1882 г.; проследить претворение в жизнь основных положений закона с театральной реформе;

проанализировать репертуар драматических театров; изучить подготовку и проведение Первого съезда театральных деятелей России 1897 г.

показать роль и значение Первого съезда театральных деятелей России для дальнейшего развития драматических театров.

Источниковая база исследования. Для достижения поставленной цели и задач научного исследования была привлечена широкая источниковая база исследования. Она включает в себя как опубликованные, так и извлеченные из архивов документы: документы, исходящие от Дирекции Императорских театров, переписку по поводу постановки пьес, в том числе отвергнутых цензурным комитетом, приглашения и увольнения артистов и режиссеров, оценку репетиций и постановок пьес на сценах драматических театров, вопросы о репертуаре, письма актеров с оценкой выступлений, дневники, мемуарную литературу, хроники, прессу. Все это дает возможность исследовать творческую жизнь артистов Императорских драматических театров, проанализировать направления в театральной деятельности, вскрыть суть застойных и кризисных явлений. Документальные материалы способствуют раскрытию театрального искусства выдающихся актеров России, их роль и вклад в творческую жизнь театров.

Несомненной ценностью для изучения истории драматических театров Москвы и Петербурга являются материалы, отражающие реальные исторические факты, введенные в научный оборот еще в конце XIX - начале XX вв.

В этом отношении предстоял тщательный отбор первоисточников, отражавших в наибольшей степени процессы становления и развития театрального искусства на различных его этапах - начала 80-х годов XIX в. до 1898 г. включительно. Многие документы использовались исследователями в научных работах, со ссылками на архивы. В наши дни они опубликованы и стали достоянием научной общественности. Например, дневники директора Императорских театров России В.А. Теляковского.

Наибольшую ценность для изучения истории Императорских драматических театров Москвы и Петербурга имеют «Ежегодники Императорских театров» за определенный сезон, издававшиеся с 1890 по 1905 гг. В них имеются сведения об общей картине текущего сезона, достаточность и достоверность обо всех поставленных и снятых со сцены спектаклях Императорских театров. Большое значение для исследователей имеют сведения о поставленных пьесах в Москве и Петербурге, их названия, фамилии и имена исполнителей, художников-декораторов, режиссерах. Здесь же имеются рисунки декораций, специально выпущенных для новых пьес. Например, для трагедии У Шекспира «Макбет» в Московском Художественном театре29

Для изучения истории Александрийского и Михайловского театров имеет большое научное значение составленная А.И. Вольфом: «Хроника Петербургских театров с конца 1855 до начала 1881 года» (Санкт-Петербург, 1884). Здесь собраны сведения обо всех постановках на сценах Императорских театров Петербурга. Приведены данные о спектаклях А.Н. Островского, H.A. Потехина, Н.В. Кукольника, И.С. Тургенева, A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, A.C. Грибоедова, поставленных в тот или иной сезон.

Проанализированы отзывы об игре артистов - представителей Императорского двора, а иногда императорами России, например, Александром II и Александром Ш. По заданию Министерства Императорского двора управляющей конторой Императорских театров в Петербурге В.П. Погожев составил и опубликовал в 1892 г. работу «Экономический обзор десятилетия Императорских С.-Петербургских театров после реформы 1882 года». В сводке приведены сведения о системе финансирования драматических театров Петербурга, о расходах на содержание администрации и артистов, театральных зданий, ценах на места в Александринском театре, стоимости проведенного одного спектакля и всех за 10 лет. Составитель отметил, что на отдельные спектакли тратились огромные средства. Так, на один спектакль расходовалось более 30 тыс. рублей, при максимальном сборе с одного спектакля 1408 р. Театры имели постоянный дефицит.30 Опубликованные В.П. Погоже-

20 Ежегодник императорских театров. Сезон 1890-1891 гг. Спб., 1892. С. 26.

Экономический обзор десятилетия Императорских Санкт-Петербургских театров после реформы 1882 года. СПб., 1892. С. 13.

вым сведения способствуют более глубокому пониманию деятельности Императорских драматических театров в конце XIX века.

Аналогичная сводка была составлена П.М. Пчельниковым по Московскому Императорскому театру. Поставив перед собой задачу изучить вопрос о финансировании Малого театра, о его доходах и расходах, уделив особое внимание десятилетию до и после реформы 1882 г., составитель подчеркнул, что в течение с 1872 г. по 1893 г. расходы постоянно повышались, в том числе на содержание артистов, администрации, на подготовку спектаклей, театральное училище, хозяйственные расходы и пр.

В книге, составленной П.М. Пчельниковым, опубликованы распоряжение о назначении А.Н. Островского заведовать репертуарной частью Императорского Московского театра и утвержденный Устав театрального общества от 1 октября 1883 года.31

В 1900 году были опубликованы две книги по театральному делу: В.П. Погожева «Проект законоположений об Императорских театрах» (Т. 3. Спб., 1900) и «Справочная книга по театральному делу», составленная П.М. Пчельниковым в 1900 году. В них были помещены действующие законы, указы, распоряжения по театральному делу, формы контроля над деятельностью Императорских театров. Среди них Временное положение и законодательные акты 1827 и 1829 гг., давно устаревшие и практически никем не выполняемые.

Особое значение для изучения истории Императорских драматических театров имеют «Труды первого Всероссийского съезда сценических деятелей» (Часть первая. СПб.,1898; часть вторая. СПб., 1898). Первый съезд артистов и постановщиков пьес на сцене театров России имел большое общественное значение. Впервые собрались около 1400 артистов страны, заслушали доклады и сообщения о развитии театрального искусства, о деятельности администрации, о материальном положении артистов. На съезде выступили: М.Г Савина, П.А. Стрепетова, A.A. Потехин, П.П. Гнедич, Е.П. Карпов, А.Н. Кремлев. Съезд открыла Н.М. Медведева. По итогам работы съезда был принят ряд резолюций, которые в перспективе способствовали дальнейшему развитию театрального искусства и особенно улучшению положения артистов, работающих в провинциях.

Среди основополагающих источников, имеющих большое научное значение, является эпистолярное наследие артистов, драматургов, писателей, режиссеров, т.е. всех деятелей, связанных с театром. Особое значение имеет переписка А.Н. Островского, А.П. Чехова. Среди них: «Переписка А.Н. Островского с П.Я. Соловьевым. Литературный сборник» (Т.1., Кострома, 1928); А.Н. Островский и Ф.А. Бурдин. Неизданные письма». (М.: Пг„ 1923); А.Н. Островский «Дневники и письма. Театр Островского» (М.: Л., 1937); А.Н.Островский «Рукописи, переписка, документы» (М., 1938); А.Н. Островский «О театре. Записи, речи, письма» (Издание 2. М.: Л., 1947).

31 Справочная книга по театральному делу. Составил П.М. Пчельников. М., 1900. С. 265.

11

Впоследствии почти все эти труды и письма А.Н. Островского вошли в полное собрание сочинений. Опубликованные письма и материалы способствуют пониманию той напряженной идейной борьбы, которую он вел с консервативно-охранительными деятелями руководителей Императорских театров России.

Опубликованные письма А.П. Чехова к О.Л. Книппер («Переписка А.П. Чехова и О.Л. Книппер». Т.1. М. 1934) раскрывают взаимоотношения авторов писем с театральными деятелями, в том числе с В.И. Немировичем-Данчеико, В.Ф. Комиссаржевской и др. Из писем можно узнать о творческих замыслах писателей, о пьесах, которые были поставлены на сцене театров России, и др.

Большое научное значение имеет переписка И.С. Тургенева и М.Г Савиной и переписка М.Г Савиной с А.Ф. Кони. Из писем И.С. Тургенева видны его глубокое уважение и признательность артистке за ее талантливое исполнение героинь в его пьесах, в таких как «Месяц в деревне», «Вечер в Соренто». Писатель отметил у артистки большой и дивный талант32 Сохранившаяся переписка М.Г Савиниой и А.Ф. Кони была опубликована в сборнике «М.Г Савина и А.Ф. Кони. Переписка 1883-1915» (Л.: М., 1938). Она помогает уяснить некоторые стороны взаимоотношений актрисы с братьями Самойловыми, А.Н. Островским, Ф.А. Бурдиным, о ее использовании во многих спектаклях, где она играть не хотела33

Опубликованные письма А.П. Ленского, М.Н. Ермоловой, К.С. Станиславского, В.И Немировича-Данченко, В.Ф. Комиссаржевской и др. дают возможность осветить подготовку к постановке того или иного спектакля, дать оценку игры артистов, отношение к драматургам, т.е. всей внутритеат-ральной жизни,34

Необходимо подчеркнуть, что довольно обширная информация об исполнении артистами своих ролей, об отношении зрителей к спектаклям публиковалась в газетах и журналах. Подавляющую массу постановок в Алек-сандринском и Малом театрах освещали профессиональные репортёры. Особенно критически они подходили к тем произведениям, где авторы отступали от реалистичного искусства, где сдавали позиции "новым веяниям" из европейских стран. Передовая театральная критика стремилась выполнить свою главную задачу - укрепление позиций российского театрального искусства, российского драматического театра. Особое значение имела пресса, когда освещались те или иные недостатки на сцене театров. Она призывала к новаторству, к поиску новых форм и методов исполнения театральных произведений на Императорской сцене.

Уже в 80-е-90-е годы театральные критики активно выступали за демократическое направление в сценическом искусстве, за просвещение и воспитание зрителей. В этом отношении ведущее место занимали издания: "Ар-

32 Тургенев и Савина. Пг„ 1918. С. 3.

33 Савина М. и Коми А. Переписка. 1883-1917 Л - М., 1938. С. 24.

34 Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. М. - Л., 1935.

тист", ежемесячный театральный журнал, издававшийся с 1889 по 1895 гг.; журнал имел приложение "Дневник артиста", где печатались новые драматические произведения. Большой популярностью пользовалась газета "Театр", на страницах которой помещались обозрения о спектаклях и игре артистов. В ней достаточно много было опубликовано статей по истории российских театров. С 1890 г. в Москве издавалась газета "Театр и жизнь" Она освещала деятельность театров в Петербурге и Москве, публиковала краткие рецензии на спектакли. Среди газет выделялся "Суфлёр" (1879-1886), получивший широкое признание у артистов и зрителей Императорских театров.

Особое значение для изучения истории театров России, в том числе драматических, имеет мемуарная литература. Артисты, режиссеры, театральное руководство, писатели, публицисты оставили огромное количество воспоминаний о театральной деятельности. Среди иих выделяются воспоминания Е.Феоктистова «За кулисами политики и литературы 1848-1896» (М., 1991), где рассказывается о деятельности цензурного комитета К.Победоносцева, о запрещении пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы»; барона Н.В. Дризена «Сорок лет театра. Воспоминания 1875-1915» (Пг., 1915), в которых рассматривается деятельность высокосветских любителей театрального искусства, для которых специально ставились пьесы по произведениям

A.C. Пушкина, А.К. Толстого и других авторов, запрещенных цензурой. Среди мемуаров выделяется «Книга жизни». Воспоминание 1855-1918 гг. (Л.,1929) П.П. Гнедича. В его работе освещается театральная жизнь в Петербурге более чем за 60 лет. Он лично написал много пьес, поставленных на сценах российских театров, дал высокую оценку артистам E.H. Васильевой, М.Г Савиной, В.Ф. Комиссаржевской, одним из первых оценил и понял суть пьес А.П. Чехова.

Среди мемуарной литературы, написанной бывшими государственными деятелями, особое место принадлежит В.А. Теляковскому. Занимая должность директора Императорских театров, он в буквальном смысле слова знал жизнь Александринского и Малого театров, был лично знаком со многими выдающимися артистами и давал им объективные характеристики. Особо он выделил игру А.П. Ленского, М.Н. Ермоловой, В.Ф. Комиссаржевской. Он понимал, что многие пьесы авторов, подготовленные в середине XIX века, устарели, что необходима очередная реформа. В период управления театрами России В.А. Теляковский внес существенный вклад в развитие театрального искусства.

Театральные деятели, артисты Императорских театров подготовили и опубликовали большое количество своих воспоминаний, среди которых видное место занимают мемуары А.П. Давыдова, П.А. Стрепетовой, А.И. Южина, Е.Д. Турчаниновой, В.А. Мичуриной-Самойловой, К.С. Станиславского,

B.И. Немировича-Данченко, Т.Л. Щепкиной-Куперник, H.H. Ходотова, М.Ф. Ленина и другие.35

35 Давыдов В.Н. Рассказы о прошлом. М. 1934.

13

Мемуарная литература способствует уточнению тех или иных явлений, которые состоялись в жизни актеров драматических театров, их социального положения в обществе, морально-нравственным настроениям, переживаниям за свою игру и своих товарищей по сцене. Во многих воспоминаниях отмечалась удачная или неудачная игра артистов, оценка репетиций и гастролей, волнения и тревоги, т.е. полноценная актерская жизнь. Так, в воспоминаниях T.JI. Щепкиной-Куперник показана сценическая деятельность Н.М. Медведевой, М.Н. Ермоловой, E.H. Горевой, проанализировано раннее творчество А.П. Чехова и многих других артистов и драматургов36

Интересные воспоминания оставил о своей театральной деятельности артист Малого театра М.Ф. Ленин.37 Талантливый и наблюдательный актер, ученик М.Н. Ермоловой, он дал очень высокую оценку своим товарищам по сцене: Г.Н. Федотовой, H.A. Никулиной, К.Н. Рыбакову, O.A. Правдину,

A.П. Ленскому. Он обратил внимание на чуткость и внимательность к молодому актеру М.Н. Ермоловой. М.Ф. Ленин был потрясен и поражен игрой

B.Ф. Комиссаржевской, когда он стоял за кулисами рядом с ней, ожидая выхода на сцену. Он пишет, что Вера Федоровна, ожидая своего выхода, «стояла взволнованная, приподнятая, вся комок нервов, она стояла, устремив горящие глаза на сцену»38

Несомненную ценность для научного анализа имеют ранее не опубликованные материалы, почерпнутые в архивах. В Российском Государственном архиве литературы и искусства отложились материалы об Императорских драматических театрах. В фонде 659 - Московская Контора Императорских театров Министерства Императорского двора сохранилась переписка между руководством Императорских театров и Петербургской и Московской конторами. Здесь имеются сведения о репертуаре театров, запрещении и разрешении постановок на сцене пьес A.C. Пушкина «Борис Годунов», A.C. Грибоедова «Горе от ума», М.Ю. Лермонтова «Бал-маскарад», произведениях А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Лопе де Вега, У Шекспира и др. о подготовке будущих артистов, приеме на работу, заработной плате артистов первой, второй и третьей категорий, обслуживающего персонала, о ценах на спектакли. Среди материалов имеются сведения о посетителях театров, в том числе о том, кто будет играть на сцене ту или иную роль, т.е. оценка зрителями артистов уже при покупке билетов.

Огромную ценность представляют донесения Московской конторы, где имеются сведения обо всех постановках на сцене Малого театра за 1878— 1898 гг., их оценка зрителями и чиновниками, об игре на сцене учащихся театрального училища, об игре М.Н. Ермоловой, А.И. Южина, А.П. Ленского, об отказе М.Н. Ермоловой играть в пьесах И.В. Шпажинского и Раева, о заработной плате артистам. В донесениях имеются сведения о постоянном

36 Щспкина-Куперпик Т.Л. Воспоминания. М., 2005. С. 210-211.

37 Ленин М.Ф. Пятьдесят лет в театре. Театральные мемуары. М., 1957 С. 49.

зк Мичурина-Самойлова В.А. Полвека на сцене Александринского театра. Л., 1935. С. 53.

посещении лучших спектаклей театра студентами университета, об их отношении к игре артистов. Эти материалы позволяют более глубоко вникнуть в деятельность Императорских театров Москвы и Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние реформы 1882 года на развитие московских и петербургских драматических театров в 80-е-90-е годы XIX века позволили проанализировать состояние театральной деятельности, динамику её развития, показать влияние театральных кадров и их роль в развитии театрального искусства, процесс возникновения и становления частных театров. Реформа улучшила положение артистов, режиссеров, драматургов, обслуживающего персонала.

2. Преобразования, связанные с закономерностями исторического, эволюционного, демократического, революционного процессов в российском обществе отразились на развитии театрального искусства, драматических театров и на артистах. Переходный период от реакции 80-х годов к общедемократическому подъёму 90-х годов XIX века характеризовался изменением репертуара и сценического искусства артистов драматических театров Москвы и Санкт-Петербурга.

3. Состоявшийся в марте 1897 года в Москве Первый съезд театральных деятелей, сыграл существенную роль в жизни российских драматических театров, где был принят ряд принципиальных резолюций о положении артистов российских театров, о вознаграждении за их труд, о подготовке молодых кадров для театров.

Съезд способствовал дальнейшему совершенствованию театральной России. Именно в эти годы развернулась борьба за будущее театрального искусства, которая стала содержанием театрального процесса 80-х-90-х годов XIX века.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одной из первых работ, в которой на основе документов и материалов наиболее полно проанализирована деятельность драматических театров в условиях театральных реформ 1880-1890-х гг., изучен и обобщен опыт работы Императорских драматических театров России в 1880-1890-е гг в истории России.

Привлечение большого количества опубликованной литературы, многочисленных источников, многие из которых ранее не вводились в научный оборот, прессы, хроник, мемуарной литературы позволило показать на широком историческом фоне черты и специфические особенности, присущие Московскому и Петербургскому драматическим театрам в целом, раскрыть чрезвычайно сложные проблемы формирования и развития театрального искусства, их специфические особенности, многочисленные противоречия, связанные с развивающимися кризисными явлениями в России, в театральной жизни столиц. Особое внимание было уделено театральной реформе 1882 года и ее претворению в жизнь, а также Первому съезду театральных деятелей 1897 года.

В работе показано развитие театрального искусства сквозь призму менталитета артистов Императорских драматических театров России, влияние на

них школы М.С. Щепкина, Дома А.И. Островского, произведений Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, У Шекспира и многих других выдающихся драматургов, появление и утверждение в жизни театров режиссуры.

Много внимания было уделено недостаточно изученным вопросам, подготовке артистов в театральных училищах, работе с текстами пьес, заработной плате актерам, созданию ансамблей, а также борьбе артистов против запрещения к постановке многочисленных пьес российских и зарубежных авторов. В данной работе проанализированы изменения, которые произошли в театрах Москвы и Петербурга после подписания Указа Александром 1П о театральной реформе.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в ней конкретно-исторический материал и обобщения могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов по истории России, в вузах, а также в смежных учебных дисциплинах: по истории российской культуры.

Апробация работы. Основные положения исследования опубликованы в научных статьях, докладывались на международных, зональных конференциях, в ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова, на конференциях в МАДИ (ГТУ). Доклады и сообщения, сделанные на конференциях, опубликованы.

Структура работы соответствует целям и задачам диссертационного исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списков использованных источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, выявляется степень изученности проблемы, определяется объект исследования, хронологические рамки, методологическая и теоретическая основа, анализируется историческая литература и источниковая база, формулируются цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна и научно-практическая значимость.

В первой главе «Влияние реформы 1882 года на развитие московских и петербургских драматических театров в 80-90-е гг. XIX в.» анализируется политическая обстановка в России после гибели Александра II, развернувшаяся борьба за сохранение самодержавия, за проведение контрреформ и усиление административного произвола, рассматривается процесс развития Императорских театров накануне реформы 1882 года.

В 80-е гг XIX века появлялись новые зрители - демократическая интеллигенция, Студенчество занимало московский Малый театр. Его роль исключительна в истории российского театрального искусства, а воздействие на аудиторию шло в двух направлениях: эстетическом и общественном.

Основным препятствием на пути талантливых произведений российских авторов являлись стеснительные условия для сценических представлений, как в Москве, так и в Петербурге. Царский двор, чиновничество, полицейский аппарат, частые постановки спектаклей иностранных трупп и антреприз создавали для Императорских театров большие трудности.

Так, в Александр инском театре в большей мере господствовали политическая индифферентность и буржуазно-коммерческий дух, была иная публика по сравнению с московским театром. Малый театр был более демократичен, связан с передовыми кругами общества. В Москве складывалось больше условий и возможностей для борьбы за обновление театра.

Пополнение московского Малого театра талантливыми актерами такими, как М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, К.А. Варламов, наполняло сцену духом борьбы за свободу. Образы, превосходившие мировую классику, создавались мастерством выдающихся актеров Александринского театра: М.Г Савиной, П.А. Стрепетовой, В.Н. Давыдовым.

В 70-е-нач. 80-х гг. XIX века на русской сцене ставились пьесы, отражавшие политико-историческую и современную жизнь, совершенствовалось театральное искусство. Однако имелся недостаток в режиссерах-постановщиках.

О надвигающемся кризисе в театральном искусстве впервые заговорил А.Н. Островский. Следовательно, к концу 70-х гг. XIX века русский драматический Императорский театр переживал переходный период. Это было реакцией на изменившуюся социально-экономическую ситуацию в России.

Одновременно под давлением администрации появлялись слабые, не отражавшие действительность спектакли, соперничавшие с постановками серьезных, высоконравственных произведений.

Начиналась борьба за зрителей, заключавшаяся в составлении содержания репертуара, в исполнении артистов и в постановках режиссеров.

К 1880-м гг. остро встал вопрос о реорганизации театральной деятельности, необходимости реформ. Российская действительность требовала создания частных театров, способных конкурировать в борьбе за зрителей с классическими Императорскими театрами. Реформировать театр требовали артисты и драматурги, широкая российская общественность. Усилия театральных деятелей в реформировании театра включались в общеисторический процесс.

Таким образом, новые веяния, ощущавшиеся в формировании нового типа жизни, в культуре, искусстве, были осуществлены реформой Императорских театров 1882 г.

После гибели Александра П в 80-90-х гг. XIX века в условиях реакционной политики царизма единственным средством общения передовой интеллигенции и народных масс оставался театр. Много сил и энергии на проведение в жизнь театральной реформы затратил А.Н. Островский. Вопрос о реформе театральной деятельности в России обсуждался несколько лет. В апреле 1881 г. комиссия для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства, проанализировав все законодательства, сделало вывод о неудовлетворительном качестве репертуара, о небрежности и неряшливости постановки пьесы.

Необходимо было на основе выводов, сделанных правительственной комиссией, подготовить и принять новый законодательный акт о работе российских театров. Была создана очередная комиссия, в состав которой вошли

А.Н. Островский, A.A. Потехин и Д.А. Аверкиев. Председателем комиссии был директор Императорских театров И. А. Всеволожский.

Комиссия приняла решение отменить поспектакльные и бенефисные вознаграждения артистам, утвердить новое положение об авторском вознаграждении драматургам, отменить театральную монополию в Москве и Петербурге, разрешить существование частных театров в этих городах.

Реформирование театрального искусства началось с принятия 21 марта 1882 г. положения о «Вознаграждении авторов драматических произведений и опер». Была создана особая комиссия, которой поручалось: 1) привлечь как можно больше хороших произведений на Императорскую сцену; 2) обеспечить дирекции достойным драматургическим материалом, а также правом выбора из предлагаемых авторами и композиторами произведений.

Утверждение Александром III «Временного устава театрально-литературного комитета» 21 марта 1882 г. привело к целому ряду преобразований в театральной жизни. 24 марта 1882 г. по указу императора Александра III была проведена театральная реформа, в основу которой были положены идеи, разработанные театральной комиссией.

Официально объявлялось, что на будущее время к публичным забавам, зрелищам и увеселениям в столицах применять общие правила, установленные в этом отношении для всех местностей Империи. То есть монополия на представления Императорскими театрами в Петербурге и Москве отменена. Несмотря на отмену монополии на театральные представления, царизм считал, что театральное искусство является его союзником, сохранялись некоторые ограничения и для частных театров. Так, если произведения драматургов ставились на сцене Императорских театров, то авторы пьес не имели права передавать их для постановки в частные театры - только в провинции.

После принятия указа от 24 марта 1882 г. казалось, что «театральное крепостное право» рухнуло, что все препятствия устранены, но произошло расхождение идеалов с действительностью. Проявился кризис на сломе эпох, предстояли решительные перемены в театральной жизни.

Реформа 1882 г. сыграла определенную роль и в финансово-экономическом положении Императорских драматических театров. Доходы драматических театров зависели от количества спектаклей и цены билета.

После реформы 1882 года цены на места в Александринском театре были увеличены на 10%. В целях экономии средств дирекция Императорских театров осенью 1889 г. закрыла немецкие спектакли в Михайловском театре. С 1883 г. систематически понижалась стоимость спектаклей. Так, в 1883 г. спектакль обходился в 1365 рублей, а в 1891 году - 932 рубля.

На рубеже XIX-XX веков общее количество артистов и артисток в целом не изменилось. В Санкт-Петербурге в сезон 1879-1898 годов было дано спектаклей русских драматических произведений 239 и французских драматических 146. Русские драматические спектакли дали сбор в размере 296 тыс. рублей и французские - 177 тыс. рублей. В 1880-е годы выросли расходы на содержание драматических театров в Петербурге и Москве. Расходы Императорских драматических театров делились на два отдела; первый

на содержание персонала и второй - материального хозяйства. На содержание театров были затрачены средства на отопление зданий (дрова и уголь) в 1891 г. и на сумму 38520 рублей 62 коп. За 1880-1891 гг. произошли существенные изменения в освещении театров, газовое освещение было вытеснено электрическим. Сократились с 1880 по 1891 гг. расходы на ремонт и содержание зданий в чистоте и водоснабжение. Канцелярские расходы в 1891 году составили 5000 рублей, 1000 рублей на устройство центральной драматической библиотеки. А в 1880 г канцелярские расходы составили 16000 р., на медикаменты в 1880 г. было израсходовано 167 руб. 32 коп., а в 1891 г. - 650 рублей.

В первый раздел входили расходы на содержание театральной администрации. Кроме того, значительными были расходы, связанные с репертуарным хозяйством: на гардероб, бутафорию, декорации и машины расходовались значительные деньги. Так, при подготовке новых спектаклей в 1890 год}' «Актер Яковлев», «Девичий переполох», «Царь Борис» (в Эрмитажном театре) было затрачено на гардероб 16582 руб., бутафорию 3796 руб. и декорации 10183. Всего 30561 руб. Расходы были на непредвиденный ремонт зданий, на проведение электричества в Александринском театре в 1888 году было израсходовано 166 461 рубль. 34 коп. На отопление того же театра в 1890 г израсходовано 155 538 руб. 61 коп.

Общие расходы на содержание драматических театров в Петербурге за 1880-1891 г. составили: русская драма 218 753 р., французская драма 258 256 р., немецкая драма - 147 752 руб. Общие расходы на содержание драматических театров в Петербурге в среднем ежегодно составляли 624 761 рубль.

После проведения реформы 1882 г. возросли оклады театральных артистов.

Для улучшения репертуара драматических театров реформаторами были предприняты следующие меры: 1) преобразован театральный литературный комитет он стал коллегиальным; 2) устанавливалось приличное вознаграждение труда литераторов и драматургов при рассмотрении и рекомендации игры на сцене. Аналогичная картина наблюдалась в Москве.

Расходы на содержание Императорского Малого театра в Москве имели две категории: финансовые средства тратились на спектакли - костюмы, бутафорию, декорации, авторское вознаграждение драматурга, световой эффект, парики, прокат и ремонт музыкальных инструментов.

По этим статьям в 1884-1893 гг. было израсходовано 149 тыс. руб., из них на освещение - 73 тыс. руб., на ремонт здания - 31 тыс. руб., отопление -14 тыс. руб. В 1882 году была проведена ревизия гардеробного и бутафорского имущества. Возрастали расходы на содержание театрального училища в Москве.

Таким образом, театральная реформа 1882 г. привела к увеличению окладов театральным чиновникам и расходов на подготовку, проведение спектаклей.

Также реформа привела к изменению заработной платы артистов всех категорий. Артисты драматического театра, не занимавшие первое амплуа, получали оклады от 200 до 1000 рублей в год. Им не выплачивалась поспек-такльная плата, они не имели прав на бенефис.

Артистам вторых ролей до реформы 1882 г. выплачивали 150 рублей в год. После реформы зарплата им была повышена.

Одним из спорных вопросов, мешавших творческому развитию театрального искусства, являлись бенефисы. Реформой 1882 г. они были упразднены. Были лишь оставлены на каждый сезон четыре наградных полубенефиса, то есть половину сбора, за вычетом расходов, шла в расход дирекции. Бенефисы предоставлялись артистам «за отменно-усердную и полезную службу».

Театральная реформа 1882 г. проводилась в условиях наступления реакции. Правительству нужны были писатели, драматурги, критики, артисты, создающие образы «малых дел».

Семейные и салонные проблемы господствовали в произведениях драматургов, а директор Императорских театров И.А. Всеволожский покровительствовал подобному репертуару.

Московской конторой Императорских театров управлял П.М. Пчельников, бывший военный. Его заместителем был назначен капитан H.A. Петров. Они были далеки от искусства, проявляли полное незнание и непонимание театрального дела.

Театральная реформа проводилась представителями царизма и в интересах царской власти. Частичные перемены в театральной жизни отвечали историческому времени, удовлетворяли определенную часть артистов, писателей-драматургов, профессиональных критиков.

А.Н. Островский считал, что в Москве необходим национальный театр, добивался выделения московского Малого театра из подчинения петербургской дирекции, ставил вопрос о развитии театральных училищ.

Существенную роль в жизни артистов и артисток Российской империи играло «Российское театральное общество», патронированное императором. После проведения в жизнь театральной реформы 1882 г., 1 октября 1883 г. был утвержден Устав «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям». Целью общества было «содействие всестороннему развитию театрального дела в России».

В 1885 г. по инициативе группы театральных деятелей, возглавляемых артисткой М.Г. Савиной, «Общество для пособия нуждающимся» было преобразовано в «Российское театральное общество».

В 80-90-е годы в России в наибольшей форме проявилось отражение общественной жизни страны на подмостках театров. Пьесы, предназначавшиеся для постановки на сцене театра, проходили двойную цензуру. С особой тщательностью рассматривались произведения для Императорских театров. Общий контроль осуществлял министр Императорского двора над постановками в петербургских и московских Императорских театрах. Театрально-литературный комитет рассматривал все дозволенные к печати драматические произведения отечественных и зарубежных авторов. Театральный цензурный комитет неоднократно запрещал произведения А.Н. Островского, Н.Я. Соловьева, A.B. Сухово-Кобылина, Jlone де Вега, Ф. Шиллера и др. С цензурным комитетом неоднократно сталкивалась выдающаяся актриса Малого театра М.Н. Ермолова.

В условиях всеобщего кризиса социально-политической системы царской монархии в России театральный комитет усилил преследования передовой мысли. В этом отношении серьезную опасность представляли для монархической идеологии труды JI.H. Толстого, особенно его драма «Власть тьмы».

Реформа 1882 года привела к возникновению частных театров не только в провинции, но и в столицах. Вопрос о частных театрах волновал театральную общественность. Складывающаяся тупиковая ситуация для Императорских театров довольно часто была неразрешима. Выход искали в создании частных театров в Москве и в Петербурге. К уже существовавшим с 1878 года театрам А.А. Бренко, «Театру близ памятника Пушкину» и М.В. Лентов-ского, Артистического кружка, в 1882 г. открывается в Москве театр для народа «Скоморох» М. В. Лентовским, где шли пьесы А.Н. Островского, А.Ф. Писемского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. 30 августа 1882 года открыл свой сезон театр Ф.А. Корша, на сцене которого ставились пьесы Л.Н. Толстого («Плоды просвещения» в 1894 году и «Власть тьмы» - в 1895 г.), Г. Ибсена, Г. Зудермана, А. Бомарше, Ж.Б. Мольера, У. Шекспира.

Следовательно, в Москве после театральной реформы 1882 г. появлялись частные театры. Некоторые просуществовали недолго, некоторые сумели сохраниться и утвердиться. Сложились театральные коллективы при различных обществах, которые стали заметным явлением в культурной жизни Москвы.

Сложнее дело обстояло в Петербурге. До 1882 г. частных театров в Петербурге не существовало, а при их появлении Императорские театры уступили свое место в качестве руководящего центра театральной культуры страны. Необходимость создания в Петербурге частного театра вырастала из потребности демократизации всего театрального дела, и в первую очередь требований зрителя.

Во второй главе «Репертуар и сценическое искусство артистов драматических театров Петербурга и Москвы в 1882-1897 гг.» рассматривается процесс преобразования репертуара Императорских драматических театров.

Преобразования, связанные с закономерностями исторического, эволюционного, демократического и революционного процессов в российском обществе, не могли не отразиться на развитии театрального искусства драматических театров и на артистах.

Этот период был переходным от реакции начала 80-х годов к общедемократическому подъему 90-х годов XIX века. Поэтому для артистов и режиссеров на первое место выходила проблема репертуара.

После реформы 1882 года Императорские театры Москвы и Петербурга оказались в сложном положении. В 80-90-е гг. Императорские театры переживали творческие трудности, связанные с наплывом в репертуар Алек-сандринского театра бездарных пьес. Наиболее репертуарные отечественные драматурги такие, как В.А. Крылов (Александров), И.В. Шпажинский, П.М. Невежин, М.С. Соловьев, создавали свои произведения в угоду нетре-

бовательной публики. Эти спектакли отражали либеральные веяния в российском обществе.

Следовательно, на Александринской сцене, под «либерально-буржуазным флагом» в течение продолжительного срока властвовала над зрителями и над артистами «репертуарная волна» Крыловых, Шпажинских и прочих в эпоху диктатуры К.П. Победоносцева и феодально-черносотенной реакции 80-х годов.

Репертуарный голод заставлял коллектив Александринского театра обращаться в старинным водевилям и мелодрамам французских и русских авторов. Русской классике из всего репертуара было уделено всего 5%.

Положение в Александринском театре улучшилось после смены руководства - прихода П.П. Гнедича. Московский Малый театр оказался в более выгодном положении благодаря артистам Г.Н. Федоровой, Н.М. Медведевой, О.О. Садовской, А.П. Ленскому, А.И. Южину, Ф.П. Гореву и, прежде всего, М.Н. Ермоловой. Репертуар и состав труппы позволяли Малому театру в Москве отличаться от Александринского театра в Петербурге в более выигрышную сторону.

В 1880-е гг. в Малом театре возник интерес к исторической драматургии У. Шекспира, Г. Гете, Лопе де Вега, В. Гюго, а из отечественных исторических произведений к пьесам А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, A.C. Пушкина, А.И. Южина, в произведениях которых звучал протест против реалий исторической действительности, против насилия и террора.

Таким образом, на сценах Императорских драматических театров развернулась борьба между высокоидейными и прогрессивными произведениями отечественных и зарубежных авторов и «низкопробными пьесами-однодневками», авторы которых стремились затушевать и исказить действительность.

Театральное искусство конца XIX века опиралось на плеяду выдающихся артистов Императорских и частных театров российских столиц. Так, труппа московского Малого театра в 1882 году насчитывала 61 артиста, а в 1890 г. - 100 человек. Среди выдающихся актрис Малого театра заметное место занимала Н.М. Медведева, начавшая трудовую деятельность под руководством М.С. Щепкина. Крупными артистическими величинами оставались М.Н. Ермолова, H.H. Никулина, О.О. Садовская, Г.Н. Федотова, Е.К. Лешковс-кая - выдающиеся актрисы Малого театра.

На сцене Малого театра в Москве в 80-90-е гг. XIX века служили A.A. Яблочкина, Н.И. Музиль, В.А. Макшеев, O.A. Правдин, Ф.П. Горев, К.Н. Рыкалов и многие другие, внесшие огромный вклад в развитие театрального искусства.

Иная картина наблюдалась в Александринском театре в Петербурге. Труппа Императорского театра в 80-90-е гг. XIX века насчитывала в разные годы от 88 до 100 человек. Среди артистов выделялись: В.Н. Давыдов, И.Ф. Горчаков, Н.И. Арди, Н.Ф. Сазонов, М.М. Петипа, В.В. Стрельская, E.H. Жулева, А.И. Абаринова. Особой популярностью пользовались П.А. Стрепетова и М.Г. Савина.

В 90-е гг. на сцене появляется одна из величайших русских актрис -В.Ф. Комиссаржевская. С середины 1880-х годов русское театрально-декоративное искусство вступает в новую эпоху. Она была связана с приходом передвижников и близких к ним художников в театр. В оформлении декораций спектаклей проявился национальный колорит русского театра.

Художники принесли на сцену исторически достоверную русскую архитектуру, русский пейзаж, костюм. В их творчестве проявился реализм. Таким образом, в 80-90-е гг. XIX века артисты, художники, режиссеры Императорского театра сумели поднять театральное искусство на небывалую высоту, но, наряду с достижениями, обнаружились и трудности с исполнением ролей, и особенно с содержанием пьес. Эти проблемы должен был рассмотреть и принять соответствующее решение первый съезд театральных деятелей, который состоялся в Москве в марте 1897 года.

Мотивируя необходимость созыва съезда сценических деятелей, руководство Российского театрального общества подготовило объяснительную записку, в которой были сформулированы цели и задачи созываемого съезда, положения о съезде, правила проведения съезда, программа съезда. Рассматривались вопросы: о современном положении театрального дела в России, его потребностях и нуждах.

Выступивший с докладом от имени комиссии по организации съезда, председатель третьего отдела Е.П. Карпов обратил внимание на общедоступность театров, воспитательные и художественные задачи и на изыскание средств для развития театрального искусства, на существование и развитие национального театра.

Главным же вопросом съезда являлся вопрос о цензе актера, его положении в обществе.

В заключении подводятся краткие итоги и формулируются выводы исследования.

В 80-90-е гг. XIX века происходит процесс реформирования системы управления Императорскими театрами. Правительство по-прежнему сохраняло драматические театры Петербурга и Москвы под своим контролем.

Несмотря на проведение в 1882 г. театральной реформы, дирекция сохраняла в своих руках руководство театрами и театральными училищами столиц Российской империи, драматическими и музыкальными библиотеками, театрально-литературным комитетом, финансированием театральной деятельности и штатами.

Тем не менее реформа 1882 г. сыграла существенную роль в развитии театрального искусства. Отказавшись от монополии Императорских театров в Петербурге и Москве, разрешив существование в столицах частных театров, царизм ликвидировал главное препятствие к развитию театра, дал дорогу свободной конкуренции, рассчитывая на существенные перемены и прилив энергии в старые театры и на открытие новых. Именно в эти годы развернулась «борьба за будущее» театрального искусства, которая стала содержанием театрального процесса 80-90-х годов ХЕХ века.

Состоявшийся в марте 1897 г. в Москве Первый съезд театральных деятелей стал существенной вехой в жизни российских драматических театров. На нем был принят ряд принципиальных резолюций о положении артистов российских театров, о вознаграждении за их труд, о подготовке молодых кадров для театров.

Съезд способствовал дальнейшему совершенствованию театральной жизни России. Он состоялся на пороге нового этапа в развитии театрального искусства, накануне дальнейшего совершенствования драматических театров.

Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях

Статья в журнале, рекомендованном ВАК Министерством образования и науки Российской Федерации

1. Сологян A.A. Театральная реформа 1882 г. и ее влияние на финансово-экономическое положение Императорских драматических театров в России в 8090-е гг. XIX века // Вестник Российского университета дружбы народов. - М.: 2009. № 4. С. 137 - 150. 0,8 пл.

Статьи

2. Сологян A.A. Театр как путь духовных исканий в России во времена Александра III // Гуманитарные науки: сборник статей. - М.: МАДИ (ГТУ), 2000. Выпуск одиннадцатый. - С. 70-77.0,45 пл.

3. Сологян A.A. Столичные театры на рубеже веков // Проблемы Отечественной истории: сборник статей. - М: МАДИ (ГТУ), 2001. Выпуск первый. - С. 27-30.0,2 пл.

4. Сологян A.A. Из истории театральной жизни Петербурга и Москвы // Гуманитарные науки: сборник статей. - М.: 2001. Выпуск пятнадцатый. - С. 50-59. 0,8 пл.

5. Сологян A.A. Начало нового этапа в развитии театрального дела // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ - МСХА, ЛНАУ. - М., 2009. Том 4. История. Философия. - С. 2941.0,9 пл.

6. Сологян A.A. Развитие драматического искусства в России в конце XIX в. // Проблемы Отечественной истории: сборник научных трудов. - М.: МАДИ (ГТУ), 2009. -С. 45 - 64. 1,2 пл.

7. Сологян A.A. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России во второй половине XDC века // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ МСХА, ЛНАУ. - М.: Луганск., 2009. Том 4. История. Философия. - С. 58-63. 0,35 пл.

8. Сологян A.A. Формирование и развитие театрального искусства в России на рубеже XVIII - XIX вв. // Университетские чтения. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. Выпуск пятнадцатый. С. 25-31.0,4 пл.

9. Сологян A.A. Первый съезд театральных деятелей России в марте 1897 года // Научные труды Международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ - МСХА, ЛНАУ. 2010. История. Философия. - М.: Луганск, - С. 20-30.0,7 пл.

Напечатано с готового оригинал-макета

Издательство ООО "МАКС Пресс" Лицензия ИД N 00510 от 01.12.99 г. Подписано к печати 08.02.2011 г. Формат 60x90 1/16. Усл.печл. 1,0. Тираж 50 экз. Заказ 049. Тел. 939-3890. Тел./факс 939-3891. 119992, ГСП-2, Москва, Ленинские горы, МГУ им. М.В. Ломоносова, 2-й учебный корпус, 627 к.

7885

2010199771

2010199771