автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: А.П. Гайдар в критике и литературоведении
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Казачок, Маргарита Вениаминовна
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава I. Литературная критика 20 - начала 40-х годов XX века: истоки мифологизации А. П. Гайдара. 15
Глава II. Литературоведение 50 - 80-х годов XX века об А. П. Гайдаре: создание мифа о «Всаднике, скачущем впереди». 49
§ 1. Становление гайдароведения в 50 - 60-е годы. 49w
§ 2. Гайдароведение 70 - 80-х годов. 68
Глава III. Постсоветское литературоведение о Гайдаре: разрушение мифа о писателе. 103
§ 1. Гайдар в контексте новых социокультурных и идеологополитических реалий 90-х годов XX века: проблема феномена личности и интерпретации гайдаровских текстов. 103
§ 2. Гайдар в XXI веке: проблемы и перспективы. 143
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Казачок, Маргарита Вениаминовна
На протяжении многих десятилетий интерес к личности, биографии и творчеству А. П. Гайдара был необычайно велик, причем не только со стороны юных читателей, критиков, исследователей литературы, но и широкой общественности. Это и неудивительно: Аркадий Гайдар — феноменальное явление не только в литературе, но и во всей культуре первых десятилетий XX века.
Обратившись к литературному творчеству, за короткое время (15 лет) А. П. Гайдар создал замечательные книги, в которых выступил художником редкого, самобытного дарования, открывшим неповторимый мир поэтических красок и образов, оригинальных средств и приемов. С помощью своих произведений он находил верный путь к сердцам детей и подростков.
За шесть десятилетий своего существования литература о Гайдаре накопила немалый опыт, выработала свои традиции, создала свой «золотой фонд», а в науке даже сформировалось особое литературное направление -гайдароведение. Этот обширный и разнообразный материал можно классифицировать с учетом его жанрово-тематических традиций, обусловленных наличием (преобладанием) научного или художественного начала1:
1. Литературоведческие и критические статьи и монографии о Гайдао >у ре (Н. Орлова, И. Розанов); многочисленные исследования в сборниках «Творчество А. П. Гайдара».
2. Мемуарно-литературоведческие работы4 (В. Смирнова, Р. Фраер-ман, С. Гинц и Б. Назаровский); собственно писательские мемуары5 (J1. Кассиль, К. Паустовский).
1 За основу нами взята классификация А. Степановой и Т. Кажумаиьяи-Степановой, опубликованная в статье «Мемуары о Гайдаре: некоторые тенденции и итоги». См.: Идейно-художественное наследие А. П. Гайдара и его место в советской детской литературе и в практике коммунистического воспитания молодежи : тезисы докладов Всесоюзной науч.-метод. конф., посвященной 85-летию со дня рождения А. П. Гайдара. -Арзамас : АГПИ, 1989. - С. 35 - 36.
2 Орлова, Н. Аркадий Гайдар. Очерк творчества / Н. Орлова. - М. : Просвещение, 1974; Розанов, И. Творчество А. П. Гайдара / И. Розанов. - Минск : изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1979.
3 Творчество А. П. Гайдара : учен. зап. - Горький, 1963. - Т. V. - Вып. II, 70 (1966), 111 (1968), 134 (1972), 1, 2 (1975), 3 (1976), 4 (1977) и др.
4 Смирнова, В. Аркадий Гайдар. Критико-биографический очерк / В. Смирнова. - М., 1961; Гинц, С., Назаровский, Б. Аркадий Гайдар на Урале / С. ГинЦ, Б. Назаровский. - Пермь, 1968. и др.
3. Беллетризованные мемуары6 (Н. Богданов, Б. Емельянов, Н. Котов и В. Лясковский и др.).
4. Работы, созданные на основе мемуаров других лиц (книги-поиски Б. Камова).
5. Художественные произведения о Гайдаре, воспроизводящие обобо щенный облик писателя (статьи С. Маршака, Н. Саконской, С. Михалкова; пьесы, киносценарии) и следующие биографическому принципу9.
6. Мемуары родных и близких10.
В связи с идеологической переориентацией общества, начавшейся на рубеже 80 - 90-х годов XX века, возникает новая волна интереса к творчеству и феномену личности Аркадия Гайдара. Появляются публикации, где приводятся неизвестные, замалчивавшиеся ранее по тем или иным причинам факты, которые при всей их противоречивости в итоге послужили более глубокому осмыслению места писателя в истории детской литературы.
Современный биографический и критический материал позволяет во многом по-новому «увидеть» и переосмыслить жизненный и творческий путь А. П. Гайдара. Стало очевидным, что созданный ранее литературный портрет писателя оказался слишком мифологизированным. Поэтому сегодня возникла необходимость освободить образ Аркадия Гайдара от хрестоматийного глянца и представить его живой, полнокровной личностью, не забывая о том,
5 Кассиль, Л. Гайдар / Л. Кассиль // Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. - Т. 1. - М. : Детская литература, 1973; Паустовский К., у которого мы находим и специальный очерк «Встречи с Гайдаром», и вкрапления мемуаров о Гайдаре в рассказах «Клад», «Золотая роза», «Мещерская сторона».
6 Богданов, Н. Гайдар у горы Магнитной: Рассказы / Н. Богданов. - Челябинск, 1974; Емельянов, Б. Рассказы о Гайдаре / Б. Емельянов. - М. [и др.] : Детгиз, 1951; Котов, М., Лясковский, В. Гайдар на войне / М. Котов, В. Лясковский. - М.: Молодая гвардия, 1971 и др.
7 Камов, Б. Партизанской тропой Гайдара: Рассказ-поиск / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1973; Камов, Б. Сумка Гайдара: Повесть-поиск / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1982; Камов, Б. Рывок в неведомое / Б. Камов. - М.: Детская литература, 1991.
8 Маршак, С. О Гайдаре / С. Маршак // Пионерская правда. - 1951.-26 октября; Маршак, С. Вожатый. Стихотворение / С. Маршак // Литературная газета. - 1951. - 25 окт.; Михалков, С. Гайдар. Стихотворение / С. Михалков // Пионерская правда. - 1946. - 25 окт.; Михалков, С. Памяти Аркадия Гайдара / С. Михалков // Литературная газета. - 1951. - 25 окт.; Саконская, Н. Судьба барабанщика. Стихотворение / Н. Сааконская // Саконская, Н. Звездная дорожка. - М. [и др.] : Детгиз, 1952; Принцев, Ю. Тревожное счастье: Драматическая хроника в 2-х частях / Ю. Принцев. - М. [и др.], 1964.
9 Малюгин, В. Жизнь такая, как надо: Повесть об Аркадии Гайдаре / В. Малюгин. — M., 1962.
10 Гайдар, Т. Отец / Т. Гайдар // Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М. : Детгиз, 1954; Полякова, Н. Наше детство / Н. Полякова // Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - M. : Детгиз, 1954; Гайдар-Голикова, Е. Едет папа на войну за Советскую страну: Рассказы-воспоминания об Аркадии Петровиче Гайдаре / Е. Гайдар-Голикова. — М.: Детская литература, 1986. что историческое и нравственно-эстетическое значение его наследия достаточно велико. Удивительно верно отметил Д. Урнов, что «когда отшумят наши страсти, лопнут дутые литературные величины, Гайдар, как талант, наш советский Стивенсон, будет по-прежнему жить, но если полвека его читают как детского писателя, то лет через сто за него возьмутся и взрослые. И вот тогда будут особенно нужны полные свидетельства из первоисточника: что же это была за личность?»11. Спустя годы это высказывание сегодня постепенно начинает приобретать черты реальности.
Актуальность темы исследования определяется тем, что творчество А. П. Гайдара не получило всесторонней оценки и глубокого осмысления, до сих пор оставаясь востребованным читателем.
Объектом исследования являются материалы, критические и научные статьи, монографии о литературном творчестве и личности А. П. Гайдара.
Предметом диссертационного исследования стала трактовка и интерпретация в научно-критической литературе творчества и личности А. П. Гайдара, раскрывающая проблему изученности художественного мастерства известного детского писателя.
Материалом послужили документы ГАНО, основного фонда АГМГ, критические статьи и публикации в периодических изданиях, богатая источниковедческая литература о Гайдаре.
Цель диссертационного исследования заключается в систематизации и обобщении научной литературы об А. П. Гайдаре и в выявлении изменения литературоведческого интереса к личности и творчеству в контексте социокультурных предпосылок-установок советского и постсоветского литературоведения.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
11 Урнов, Д. Тимур Гайдар. Голиков Аркадий из Арзамаса. Документы, воспоминания, размышления / Д. Урнов // Новый мир. - 1989. - № 11. - С. 269.
1. Систематизировать и обобщить научную литературу об А. П. Гайдаре, а также определить степень изученности литературно-личностного феномена писателя.
2. Рассмотреть дискуссионные проблемы биографии и интерпретации произведений Аркадия Гайдара в литературоведческом контексте в период, когда создавался миф о писателе «Всаднике, скачущем впереди».
3. Представить периодизацию научных интересов ученых-гайдароведов в меняющихся социокультурных, идеологических и политических контекстах восприятия в период демифологизации феномена личности и творчества Аркадия Гайдара.
4. Спрогнозировать дальнейшие пути гайдароведения и наметить перспективные проблемы науки, изучающей творчество Гайдара.
Методологическую основу диссертации составляют историко-генетический и функциональный подходы. Теоретическую базу работы образуют исследования специалистов в области детской литературы и гайдароведения В. В. Смирновой, Б. И. Осыкова, Б. Н. Камова, И. И. Розанова, Н. И. Рыбакова и др.
Научная новизна работы заключатся в том, что в ней впервые предпринята попытка систематизации и исследования библиографического материала об А. П. Гайдаре. Результаты диссертационного исследования позволяют по-новому взглянуть на гайдароведение XX - XXI веков и могут стать важным этапом переосмысления феномена личности и творчества писателя в литературоведении.
Теоретическая ценность диссертации состоит в углублении и дополнении имеющихся знаний о способах систематизации и обобщения научно-исследовательской литературы о писателе.
Практическая значимость исследования заключатся в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы в вузовских курсах лекций по детской литературе. Материал диссертации представляет определенный интерес и для специальных курсов по литературе 20 - 30-х годов XX века. Кроме того, результаты работы могут иметь практическое значение в дальнейшем исследовании творчества А. П. Гайдара.
Основные положения диссертационного исследования:
1. Систематизация и обобщение всего комплекса научной и критической литературы о жизни и творчестве А. П. Гайдара показывает, что мифологизация литературно-личностного феномена писателя уходит своими корнями в прижизненную литературную критику его творчества 20-х - начала 40-х годов XX века. Она протекала в контексте общей мифологизации литературы этого периода на фоне утверждения принципа партийности как основного критерия оценки.
2. В 50 - 80-е годы XX века складывается большое научно-исследовательское и идеолого-пропагандистское направление - гайдароведе-ние - и создается миф о писателе - «Всаднике, скачущем впереди». Вклад в мифологизацию Гайдара внесли идеологи и ученые разных отраслей науки: педагогики, политологии, психологии, филологии и т. д. Неоспоримы огромные успехи советских ученых и в деле научного познания классика русской литературы.
3. В гайдароведении 90-х годов прошлого века происходит демифологизация феномена личности и творчества писателя, сопровождающаяся обилием негативных, подчас ложных публикаций о Гайдаре, что к концу десятилетия приводит к падению общественного интереса к писателю. В научном гайдароведении этого периода главной становится задача переоценки писателя: научно-обоснованного отделения мифа от правды об А. П. Гайдаре.
4. В XXI веке гайдароведение как научное направление исследовательской деятельности ученых набирает качественно новый рост и имеет большие перспективы, обусловленные непреходящим значением творческого наследия писателя - классика детской отечественной литературы.
Историография проблемы.
В советском литературоведении не раз предпринимались попытки сбора и систематизации научной литературы о Гайдаре.
Самой первой и полной стала библиография К. П. Кипарисовой, опубликованная в книге «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», которая вышла в 1954 году в Москве, в издательстве «Детгиз», под общей редакцией Р. И. и В. С. Фраерман12.
Автор библиографии приводит точные данные, основанные на сведениях Всесоюзной книжной палаты: какими тиражами и сколько раз издавались произведения А. П. Гайдара с периода 1926 по 1953 год. «Произведения Гайдара издавались в СССР 438 раз, на 58 языках, общим тиражом 14 110 000 экземпляров. Наибольшее распространение получили повести «Школа» и «Тимур и его команда»13.
Библиография, составленная К. Кипарисовой, состоит из трех разделов:
1. Издание произведений А. П. Гайдара.
2. Литература о жизни и творчестве писателя.
3. Материалы в помощь массовой работе детских библиотек с произведениями А. П. Гайдара.
В первой части библиографического списка в хронологическом порядке указываются все издания произведений - центральные и периферийные -на русском языке и на языках народов СССР: собрания сочинений, избранные произведения, сборники, отдельные произведения. Автор библиографии сопровождает ее небольшими комментариями о качестве изданий произведений писателя: «Не все издания произведений А. П. Гайдара пригодны для использования их в работе с детьми. Многие из них имеют очень плохое оформление, схематичные, надуманные, небрежно выполненные иллюстрации. Например, рисунки в книгах «РВС» (Гиз, 1926); «Сказка о Военной тайне» (Молодая гвардия, 1933); «Дальние страны» (Молодая гвардия, 1933) и др.»'1.
Произведения А. П. Гайдара переводились на различные языки народов СССР: аварский, адыгейский, азербайджанский, алтайский, бурят
12 Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М.: Детгиз, 1954. - 383 с.
13 Кипарисова, К. А. П. Гайдар. Библиография / К. Кипарисова // Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М., 1954.-С. 351.
14 Там же.-С. 352. монгольский, еврейский, каракалпакский, коми-пермяцкий, марийский (луговой), мордовский (мокша, эрзя), нанайский, ногайский, тувинский и другие (всего 41 язык).
Вторая часть содержит список литературы (автобиографические, биографические материалы, книги, очерки, воспоминания, журнальные статьи) о жизни и творчестве А. П. Гайдара. Составитель отобрал из всей литературы о писателе наиболее значительные работы. Всего список литературы о писателе содержит 60 наименований.
В третьей части указываются методические и библиографические пособия, которые могут быть использованы в просветительской работе библиотекарей с читателем.
В 1965 году вышла книга пермских журналистов С. Гинца и Б. Наза-ровского «Аркадий Гайдар на Урале»15. Книга эта - попытка воспроизвести уральский период жизни А. П. Гайдара. В ней широко представлены документы, воспоминания (авторы работали вместе с Гайдаром в газете «Звезда»), фотографии.
В конце книги приводится библиография произведений А. П. Гайдара, опубликованных в уральских газетах, - это первый и самый полный перечень изданных газетных публикаций писателя.
В первой части приложения книги С. Гинца и Б. Назаровского «Аркадий Гайдар на Урале» произведения писателя систематизируются по четырем разделам (газеты «Звезда», «Вечерняя Звезда», «Уральский рабочий», «Смычка»), внутри разделов - по жанрам, а в пределах жанров располагаются в хронологическом порядке. Авторы книги сопровождают библиографический список дополнительными сведениями о том, как Гайдаром было подписано произведение, указывается точная дата опубликования, номер газеты и особенности публикации.
15 Гинц, С., Назаровский, Б. Аркадий Гайдар на Урале. Страницы биографии / С. Гинц, Б. Назаровский. -Пермь : Пермское кн. изд-во, 1965.-276 с.
Вторая часть - алфавитный указатель - носит вспомогательный характер. Он дает возможность читателю, заинтересовавшемуся тем или иным произведением, без труда найти сведения о нужной статье или книге.
В 1966 году в приложении к сборнику «Творчество А. П. Гайдара» (по материалам второй межвузовской научно-теоретической конференции, проводившейся в Арзамасском педагогическом институте) была предпринята новая попытка составить библиографию произведений А. П. Гайдара и современной литературы о нем (составители - ученые-преподаватели института В. Ос новин и Н. Рыбаков)16.
В первой части - «Издание произведений А. П. Гайдара» - представлен небольшой перечень: 32 книги, выпущенные преимущественно с 1960 по 1963 года.
Во второй части - «Литература об А. П. Гайдаре» - библиографический список включает некоторые публикации в центральных газетах и журналах, в основном, публикации статей в местной газете «Арзамасская правда» периода 1960 - 1963 гг. (всего указывается 110 публикаций.)
Следующая библиография произведений А. П. Гайдара и литературы о
17 — нем была сделана в 1966 году теми же авторами . Литература о писателе охватывает период 1964 - 1966 годов и является продолжением начатой работы. При составлении библиографии авторы придерживались принятых в науке принципов. Издания книг А. П. Гайдара расположены по разделам, а внутри разделов - в хронологическом порядке. Литература о Гайдаре включает монографии, отдельные сборники, статьи в журналах и центральных газетах, некоторые публикации местной печати. (Всего 191 наименование).
В 1975 году выходит библиография произведений А. П. Гайдара, опубликованных в газетах 1926 - 1932 годов18. Ее автор, Н. И. Рыбаков, предлага
16 Творчество А. П. Гайдара : учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. М. Горького. - Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1966. - Вып. 70. - С. 140 - 147.
17 Творчество А. П. Гайдара : учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. М. Горького. - Горький, 1968. Вып. 111.-С. 309-321.
18 Рыбаков, Н. И. Библиография произведений А. П. Гайдара, опубликованных в газетах 1926 - 1932 годов / Н. И. Рыбаков // Творчество А. П. Гайдара учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. А. М. Горького. -Горький: Гос. пед. ин-т им. А. М. Горького, 1975. - Вып. 2. - С. 176 - 184. ет перечень, который включает в себя малоизвестные произведения писателя, помещенные в газетах «Правда Востока» (Самарканд), «Туркменская искра» (Ашхабад), «Красный воин», «Голос текстилей» (Москва), «Правда Севера», «Комсомолец», «Литературный Север» (Архангельск), «Тихоокеанская Звезда» (Хабаровск).
В предлагаемом указателе материал располагается по разделам, соответствующим названиям газет, а внутри разделов - в хронологическом порядке. При этом указывается жанр, дата опубликования, номер газеты и страница; подпись автора приводится, если она отличается от обычной -«Гайдар», «Арк. Гайдар».
В 1976 году Н. И. Рыбаков продолжил работу по сбору и составлению библиографического списка литературы о Гайдаре, однако, в отличие от последних публикаций исследователя, список, опубликованный им в «Ученых записках» Горьковского государственного педагогического института, не содержит раздела, учитывающего текущие издания произведений писателя19. В предлагаемом библиографическом указателе дается основная литература (за исключением газетных материалов) о писателе, вышедшая с 1967 по 1973 годы.
Материал располагается автором указателя по разделам: «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», «Гайдар в школе», «Гайдар в искусстве»; внутри разделов - в алфавитном порядке. Дополнительную тематическую разбивку имеет раздел «Гайдар в искусстве»: «Песни, стихи и рассказы о Гайдаре», «Инсценировки и литературные композиции по произведениям Гайдара», «Гайдар в музыке», «Гайдар в живописи».
В 1976 году Т. Ф. Курдюмовой предпринята попытка научного осмыслл ления особенностей гайдароведения 50 - середины 70-х годов. Задача, которую ставит автор в своем пособии: «. познакомить учителя с тем, как оценивается творчество А. Гайдара в современной ему критике и послевоен
19 Творчество А. П. Гайдара: учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. М. Горького. - Горький, 1976. -Вып.З.-С. 166-173.
20 Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. М.: Просвещение, 1979. - 126 с. И ном литературоведении, и выявить в общем потоке то, что может помочь в подготовке к уроку по гайдаровской теме и во внеурочной работе».21
Т. Курдюмова дает краткий обзор основной критической литературы, посвященной А. Гайдару, акцентируя внимание на той, которая «может встретиться учителю на библиотечных полках» и необходима ему в практической работе при изучении творчества писателя.
Таким образом, первые попытки ученых-историков раннего гайдарове-дения 50 - 70-х годов XX века носили характер сбора и составления библиографических списков литературы о Гайдаре, в некоторых случаях разделенных и систематизированных по тематическому признаку. К сожалению, эти попытки были единичными и охватывали узкий временной период истории науки о Гайдаре. Целостного научного осмысления история гайдароведения на сегодняшний день не получила, несмотря на то, что как направление в литературоведении продолжает существовать и развиваться на качественно новом уровне.
Структура работы. Цель и задачи исследования, логика их решения определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав с выводами по каждой из них, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "А.П. Гайдар в критике и литературоведении"
Заключение
История научного познания А. П. Гайдара прошла три этапа. Выделенная нами периодизация условна, она основывается на степени вклада критики и литературоведения разных лет в создание - разрушение мифа о Гайдаре. Корни процесса мифологизации писателя - в меняющихся социокультурных и идеологополитических реалиях жизни страны в XX - начале XXI веках.
1. Домифологический период (20-е - начало 40-х годов XX века) включает прижизненные публикации о писателе и характеризуется началом процесса мифологизации А. П. Гайдара.
Отсутствие профессиональной литературной критики, в роли которой в первые десятилетия века преимущественно выступали педагоги, способствовало началу процесса мифотворчества в детской литературе и делало невозможным глубокое научное познание и оценку творчества писателя. Критику детской литературы 20 - 30-х годов отличает низкий уровень профессионализма, идеологические приоритеты в оценке и акцентирование внимания на идейно-тематической стороне художественного произведения.
Война и гибель А. П. Гайдара осенью 1941 года существенным образом повлияли на научно-критическое познание творческого наследия писателя. В тяжелые для страны военные годы литературная критика «молчит», всецело подчиняясь общей для страны цели - победе над фашизмом.
Осмысление писательского таланта, востребованность творчества А. П. Гайдара, а следовательно, и особое внимание со стороны критики и науки творчество писателя получит в послевоенные годы, когда страна окажется на пути созидания (как когда-то в годы после гражданской войны). И в этом смысле творчество Гайдара несет светлое, жизнеутверждающее, созидательное начало, что не раз отмечалось еще первыми критиками писателя.
Единомыслие в СССР, обусловленное партийной идеологией и культом личности Сталина, безусловно, сказалось и на всей литературной критике, которая, оказавшись в жестких рамках партийной диктатуры в 30-е - начале
40-х годов, не могла дать глубокого, ширококонтекстуального анализа произведений Гайдара, ограничиваясь замечаниями об идейно-воспитательном значении (Б. Анибал), языке и стиле отдельных повестей писателей (М. Jle-видов), а в конце 30-х - начале 40-х, после выступлений в поддержку писателя видных деятелей новой советской власти (А. Фадеева, С. Маршака и др.) и широкой читательской публики, и вовсе практически замолчала как критика.
В военные 40-е годы в критике укрепились мифологические тенденции прошлых лет. Пропаганда произведений писателя, погибшего за советскую Родину в первые месяцы Великой Отечественной войны, была направлена на укрепление патриотического духа советских бойцов и тружеников тыла и соответственно носила не научный, а исключительно идеолого-пропагандистский характер.
Все это позволяет выделить критику 20-х - начала 40-х годов в отдельный период изучения творческого наследия А.П. Гайдара, который характеризуется сложными, подчас противоречивыми оценками писателя, обусловленными социокультурными (воспитание нового «советского человека» и новой советской культуры в противовес культуре буржуазного общества и т.д.) и идеологополитическими (в первую очередь утверждением в советском литературоведении принципа партийности литературы) процессами, происходившими в стране в этот период.
Становление целого направления в литературоведении — гайдароведения - произойдет позже, в 50 - 80-е годы XX века, но начало этому процессу было положено литературной критикой 20 - начала 40-х годов: работами первых исследователей-критиков Гайдара С. Семенова, Б. Красильникова, В. Шабалина, А. Бабушкиной и др.
Смерть писателя в первый год войны подвела итог его творчеству, дала новый толчок к созданию критиками-литературоведами мифа вокруг имени Аркадия Гайдара, который будет вплоть до 80-х годов обрастать все новыми и новыми чертами и подробностями.
2. Мифологический период (50 - 80-е годы). Советским гайдароведением создается миф о писателе («Всадник, скачущий впереди»). Советская власть в послевоенный период всячески способствует усилению пропаганды гайдаровского творчества. Общим недостатком публикаций этого периода оставалось, как и в предвоенные годы, слабое внимание к вопросам художественного мастерства писателя и актуализация идейного содержания произведений в контексте коммунистических принципов воспитания молодого поколения советских граждан.
Становление гайдароведения в 50 — 60-е годы совпало с периодом растущего интереса к имени Гайдара, пик которого придется на 70-е годы. 60 — 70-е годы явились самыми плодотворными в изучении жизни и творчества писателя. В это время большое место занимают крупные работы, разнообразные в жанровом отношении, в отличие от первых десятилетий XX века, когда среди материалов о писателе преобладали краткие аннотации, рецензии и обзорные статьи в периодических изданиях. Основное внимание теоретиков и практиков различных специальностей сосредоточивается на исправлении ряда важных фактических неточностей, проверке опубликованных устных легенд о писателе - подтверждении или опровержении их, исследовании малоизвестных периодов его жизни и творчества.
Книги Аркадия Гайдара, широко пропагандируемые в это время, должны были помочь детям лучше понять историю борьбы за коммунизм, чтобы юные читатели в нужном для советской власти идеологическом свете смогли увидеть в его произведениях художественную летопись страны Советов и одновременно обратить внимание на современные актуальные проблемы молодежи.
В этот период идеологи и воспитатели ведут плодотворные поиски новых, более эффективных методов коммунистического воспитания молодежи на примере творческого наследия Гайдара. Характер этой работы определялся, в первую очередь, подъемом в 60-е годы идеологической пропаганды в целом. Однако эффективность пропаганды значительно снижал формализм.
Совершенно в духе советских социально-классовых принципов был также распространен упрощенно-утилитарный подход в выявлении воспитательного значения произведений писателя.
В 50 - 80-е годы научно-популярные издания о Гайдаре, выходившие многотысячными тиражами, имели ярко выраженную воспитательную направленность: на примере биографии писателя авторы книг стремились создать образ-пример для подражания. Личность писателя раскрывается авторами этих изданий однобоко, в соответствии с коммунистической направленностью воспитания, что способствовало формированию и распространению в общественном сознании и науке мифа о Гайдаре.
Накопленный опыт и выводы, к которым пришла наука в изучении его творчества к середине 80-х годов, были ценными и плодотворными, но были замкнутыми на ограниченном круге вопросов, преимущественно биографического характера и педагогической направленности, способствующие мифологизации писателя.
В гайдароведении 60 - 80-х годов четко обозначились основные направления в изучении творческого наследия писателя: литературоведческое, лингвостилистическое, педагогическое и методическое.
Марксистко-ленинская философия с ее социально-классовыми приоритетами, объявленная советской наукой основополагающей в исследовательской деятельности ученых, навязанный идеологами советской власти еще в начале века принцип партийности в оценке творчества писателей во второй половине XX века привели к еще большей мифологизации Гайдара.
Становление и развитие гайдароведения в 50 - 80-е годы шло параллельно с созданием мифа о «Всаднике, скачущем впереди». Идеологическая подоплека многих научных работ и педагогическая направленность популярных изданий о Гайдаре внесли значительный вклад в распространение мифа о писателе.
Советскими учеными в 50 — 80-е годы, несмотря на разрастающийся в сознании общества и в науке миф о Гайдаре, была проделана большая исследовательская работа, заложившая основы для дальнейшего изучения писателя, что в 90-е годы приведет к демифологизации писателя и откроет новые горизонты для научно-исследовательской деятельности ученых-гайдароведов.
3. Постмифологический период (90-е годы XX века и по настоящее время). Происходит демифологизация феномена личности и творчества Гайдара (90-е годы).
Начиная с 90-х годов XX века, в литературоведении и литературной критике об А. П. Гайдаре происходит существенная переоценка значения классика детской литературы, обусловленная резкими социально-экономическими и политическими переменами в стране: отказ от социалистических нравственных приоритетов, курс на рыночную экономику, демократизация общества и т.д.
Общую тенденцию, развивающуюся в науке о Гайдаре, можно охарактеризовать как демифологизация феномена личности и начавшееся переосмысление значения А. П. Гайдара в истории русской литературы. Смена научно-исследовательских приоритетов в гайдароведении проходила в контексте общих процессов в литературоведении тех лет: переосмысления значения социально-классовых подходов в оценке, ориентация на непреходящие нравственные ценности, отказ от принципа партийности в литературе и т.д.
Процесс демифологизации детского писателя позитивно сказался на гайдароведении, так как явился сильным мотивационным толчком в повышении интереса ученых к личности и творчеству писателя и открыл им новые неисследованные области познания, дал возможность оглянуться назад и переосмыслить не только Гайдара, но и заново оценить научный вклад критиков и литературоведов (В. Смирнова, Ф. Эбин, А. Ивич, Б. Камов) и их значение в истории гайдароведения .
Демифологизация в науке 90-х сопровождалась чередой откровенно ложных, не подтвержденных документально и научно не обоснованных публикаций в прессе о писателе (В. Солоухин «Соленое озеро», Ю. Прошутинский «Не читайте детям Гайдара!» и др.), имеющих ярко выраженную сиюминутную, политическую потребность: сломать укоренившееся социалистическое сознание общества с целью быстрейшего реформирования экономики и социально-политического устройства в стране. Лженаучные публикации о классике детской литературы негативно повлияли на отношение общества к писателю, однако мало сказались на научных интересах специалистов-гайдароведов, которые, несмотря на изменившееся общественное мнение о писателе, продолжали свои научные исследования и популяризацию книг замечательного детского писателя.
На рубеже веков начинает Постепенно возвращаться общественный интерес к писателю; в гайдароведении наметились тенденции, позволяющие говорить о новом, постдемифологическом периоде научно-исследовательской деятельности ученых, выразившемся, главным образом, в смене круга актуальных и перспективных научных проблем. Анализ научных трудов показал, что если в 90-е на первом плане были преимущественно проблемы, связанные с научным осмыслением вновь открывшихся фактов биографии в контексте жизни и творчества писателя, то на рубеже веков актуальным становится решение проблемы целостного, концептуального подхода к изучению литературно-личностного феномена А. П. Гайдара в контексте отечественной и мировой литературы - и как следствие - актуализация нового прочтения классика детской литературы.
Гайдароведение как наука в XXI веке имеет большие перспективы, обусловленные непреходящим значением творчества замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара.
Список научной литературыКазачок, Маргарита Вениаминовна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Гайдар, А. П. Сочинения / А. П. Гайдар. М. и др. : Детгиз, 1946.
2. Гайдар, А. П. Сочинения / А. П. Гайдар. М. и др. : Детгиз, 1948.
3. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 2 т. / А. П. Гайдар. М. и др. : Детгиз, 1949.
4. Гайдар, А. П. Сочинения / А. П. Гайдар. М. и др. : Детгиз, 1951.
5. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. М. : Детгиз, 1955 -1956.
6. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 2 т. / А. П. Гайдар. М. : ГИХЛ, 1957.
7. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. М. : Детская литература, 1959- 1960.
8. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. М. : Детская литература, 1964- 1965.
9. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. М. : Детская литература, 1971 - 1972.
10. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 4 т. / А. П. Гайдар. М. : Детская литература, 1979- 1982.
11. Гайдар, А. П. Собр. соч. : в 3 т. / А. П. Гайдар. М. : Правда, 1986.
12. Гайдар, А. П. Воспитание мужества (задачи детской литературы) / А. П. Гайдар // Детская литература. 1941. - № 2. - С. 40.1. Архивные материалы
13. Арзамасское реальное училище. ГАНО. Ф. 43. On. 1. Д. 99; Ф. 143. On. 1. Д. 34.
14. Личный фонд: В. Н. Анфимов, В. В. Весницкий, Т. А. Гайдар, В. Н. Доброхотов, А. С. Дунаевский, Н. И. Козин. — АГМГ. инв. № 2756,3719,4109,6573,6590.
15. Литература о жизни и творчестве А. П. Гайдара
16. А. П. Гайдар и наш край: Беседы для учащихся 3-8 классов. — Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1968. 28 с.
17. Абрамович, А. В. Гайдар рассказчик (К 70-летию со дня рождения) / А. В. Абрамович // Русский язык в школе. - 1974. - № 1. - С. 7 - 12.
18. Абрамович, А. В. О языке и стиле произведений А. П. Гайдара. / А. В. Абрамович // Русский язык в школе. 1964. - № 1. — С. 20 - 26.
19. Агатов, М. Аркадий Гайдар. Об авторах ваших книг / М. Агатов // М. : Молодая гвардия, 1972. С. 61 - 74.
20. Алексахина, А. Зарубежные друзья Аркадия Гайдара (к 60-летию со дня рождения) / А. Алексахина, О. Рурк, И. Свирская // Нева. 1964. - № 2. - С. 193 - 195.
21. Алексеев, С. Заветы Гайдара / С. Алексеев // Детская литература. -1974.-№5.-С. 233-250.
22. Алексин, А. Шаги в бессмертие / А. Алексин // Известия. 1974. -21 янв.
23. Амлинский, В. Перечитывая Гайдара / В. Амлинский // Юность. 1984. -№ 1.-С. 98-99.
24. Арго, А. Адрес от Залки. «Натурщики» Гайдара (Из воспоминаний о М. Залке и А. Гайдаре) / А. Арго // Наш современник. - 1965. - № 11.-С. 108- 109.
25. Арзамасцева, И. Н. Детская литература : учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. -2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия» : Высшая школа, 2001.-472 с.
26. Арзамасцева, И. О Гайдаре, оставленном позади / И. Арзамасцева // Детская литература. 1997. - № 1. - С. 14-18.2629