автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Абсурдизм как общественное явление современности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Лобанова, Екатерина Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Абсурдизм как общественное явление современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Абсурдизм как общественное явление современности"

На правах рукописи

/Ж"

ЛОБАНОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

АБСУРДИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 р май т

Москва - 2013

005058004

Диссертация выполнена на кафедре «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта МИИТ

Научный руководитель: кандидат философских наук, профессор Мокроусов Сергей Михайлович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Беркут Виктор Петрович кандидат философских наук Микрюков Владимир Олегович

Ведущая организация — Военный университет Министерства обороны РФ

Защита состоится «23» мая 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам Д 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу 105005, Москва, ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по указанному адресу, на сайте МГОУ: www.mgou.ru. а также на официальном сайте ВАК РФ: http: vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Проблема абсурда не новая в истории человечества: еще древние греки в поисках гармонии и стремлении к прекрасному остро ощущали присутствие феномена дисгармонии, рассогласованности. Но именно в XX веке проблема абсурда начинает занимать особое место в общественном сознании. В это время на базе социальных потрясений первой и второй мировых войн возникает экзистенциальная философия абсурда. Угроза мировой атомной войны воспринимается как абсурд в развитии человечества, поскольку несет в себе угрозу самоуничтожения, что не свойственно ничему живому на Земле.

Анализ противоречивой социальной действительности приводит философов экзистенциализма к идее абсурдности существования как такового. «Философия абсурда» стремительно подхватывается молодым поколением, а противоречивость начинает обнаруживаться во всех сферах общественной жизни. Возникают экзистенциальные кружки и разнообразные молодежные движения, такие как Angry Young Men1. Зарождается и процветает такое самобытное и противоречивое явление, как Театр абсурда . Целая волна писателей, художников, режиссеров, драматургов, таких как С. Беккет, Э. Ионеско, И. Бергман, А. Тарковский и многие другие, культивирует идею абсурда средствами искусства.

Интерес к философии абсурда, достигший своего пика в 60-70-е гг. и вылившийся в такой феномен, как «бунтующая молодежь» («Я бунтую, следовательно мы существуем»4), не иссяк и к настоящему времени. До сих пор можно обнаружить отдельные группы, в том числе и в России, сформированные на основе идеи абсурдности жизни.

Актуализация идеи абсурда в современном обществе требует исследования феномена на социально-философском уровне, поиска основания возникновения реальных противоречий в социальной действительности и анализа рефлексии этих противоречий в индивидуальном и общественном

' Angry Young Men («Рассерженные молодые люди») - группа писателей, режиссеров, возникшая в Великобритании в 1950-е годы; главной темой их творчества являлся протест против социальной действительности. (См.: Ивашева В.В. Английская литература XX века. - М„ 1967.)

2 Театр абсурда - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии, возникшее в середине XX века. (См.: Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. -М.: Издательство Балтийские сезоны, 2010.)

3 См.: Рябое П.В. Человек бунтующий - философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. - Нижний Новгород, 1994. С.74-76.

4 Камю А. Бунтующий человек. // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.; Харьков, 1998. С. 523.

з

сознании.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, значительностью проявления абсурдизма во всех сферах общественной жизни и потребностью социально-философского анализа на сущностном уровне этого феномена современности.

Во-вторых, целесообразностью пересмотра складывающейся негативной оценки этого явления в смежных дисциплинах. Безусловно, с абсурдизмом связаны многие отрицательные явления, в том числе эскапизм, «бегство» от реальности людей, особенно представителей молодежи и дезориентированных социальных групп, тем не менее, в нем можно выделить и положительные функции.

В-третьих, важностью учета в философско-исторической ретроспективе общественно-гуманитарной практики форм проявления и особенностей феномена абсурдизма для понимания противоречивого и нестабильно функционирующего современного социального бытия.

В-четвертых, необходимостью прогноза дальнейшего развития абсурдизма и поиска возможных способов преодоления негативных проявлений абсурдизма в социальной действительности.

Таким образом, проблема изучения современного абсурдизма, его генезиса, сущности, структуры, роли в процессах, происходящих в общественной жизни, форм проявления, функций и направлений развития в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы.

К первой группе относятся исследования абсурда в разных областях знания и классификации типов абсурда. Различные подходы к дефиниции абсурда, а также классификации были представлены в работах нескольких исследователей. А. П. Огурцов, Е. Косилова, М. Дюпонтье1 выделяют два принципиально разных типа абсурда: экзистенциальный и лингвистический. О. Буренина2, исследовавшая феномен абсурда и его проникновение в литературную сферу, определяет три значения, в которых еще со времен античности используется абсурд: как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира, как отрицание логики, как метафизический

1 См.: Косилова Е. Абсурд как задача, которую философия ставит перед математикой [Электронный ресурс]. URL: fege.narod.ru; Огурцов А.П. Абсурд. Философская энциклопедия, т. 1.; Duponthieux M. Absurde // Encyclopédie philosophique universelle. Les Notions, v. 1.

2 Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

абсурд, определяющий выход за пределы разума. О.В. Вдовиченко1 говорит о четырех подходах к пониманию абсурда: эстетическом, метафизическом, философском, театральном. В искусствоведении, и в литературе в частности, абсурд определяется как художественный прием введения в текст «откровенной несуразности»2. Лингвистический аспект абсурда широко рассматривался в философии постмодернизма - в трудах Ж. Делеза, Л. Витгенштейна, Ж. Деррида3. Проблемы соотношения абсурда, текста и реципиента также рассматривали такие философы, как А. Камю, Е.С. Кондюкова, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Н.Д. Арутюнова и др.4. В этих исследованиях можно наблюдать достаточно узкое понимание абсурда и его применимость, как правило, к мышлению человека и духовной сфере общественной жизни.

Абсурд в контексте иррационального рассмотрен в философских трудах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Фромма, М. Фуко, С.А. Франка5; в современных исследованиях И. Куликовой, И. Смирнова, Л.Г. Антипенко и др.6. Экзистенциализм выводит абсурд в онтологический план, где он

1 Вдовиченко О.В. Культурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова: Автореф. дис.... канд. культурологии. - Саранск, 2009.

2 См.: Левит С. Культурология. XX век. Энциклопедия. - М., 1998; Бычков В. Абсурд / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века, под редакцией В.В. Бычкова. - М., 2003; Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - М., 1999.

3 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Издательский Центр «Академия», 1995; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф,- М.: Наука, 1958 (2009); Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с франц. Н. А. Шматко. - М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

4 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001; Кондюкова Е.С. Феномен абсурда: Пробл. эстет.-филос. анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. - М.: Русское феноменологическое общество, издательство «Логос», 1997; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Пер. с фр. Н.А.Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998; Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. - М., 1987. № 3.

5 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2005; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999; Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб., 1997; Франк С. А. Сочинения. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

6 Куликова И.С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликова. Философия и искусство модернизма. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980; Смирнов И. Абсурдная социальность. // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. Ред. Ольга Буренина. — М.: Языки славянской культуры, 2004; Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества.

5

рассматривается как характеристика мира и существования человека, его разрыв с этим миром: А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, JI. Шестов1. Представление о мире как об абсурдном, иррациональном являлось результатом реальных противоречий в социальной действительности, но в трудах экзистенциалистов онтологическое основание абсурдизма переносится расширительно из социального бытия в бытие в целом, что, на наш взгляд, представляется неправомерным.

Во вторую группу входят научные статьи, монографии, диссертации, документы, рассматривающие противоречивость социальной действительности; проблемы, возникающие в современном обществе, которые, по сути, представляют собой формы проявления абсурдизма. Проблема абсурда в социальной действительности поднята исследователем О.Ю. Зениной2, но она связывается с проблемой понимания. Противоречивость современной социальной действительности, отдельные аспекты этой противоречивости рассматривали разные исследователи: Р. Барт, М.М. Бахтин, А .Я. Гуревич, В.И. Карасик, Я.В. Зубкова, Е.В. Клюев, Ж. Липовецки, Н. JI. Мусхелишвили, A.B. Суховский и др.3. Важным в их исследованиях предстает понимание источников противоречивости социальной действительности в аспекте двойственности человеческой натуры. Однако двойственность связывается с проблемой «смысла», а не с практической деятельностью человека.

Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52,2008.

1 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000; Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. - Москва: Практика, 1997; Кьеркегор С. Или-или. СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб., 2001; Шестов Л. Киргегард -религиозный философ // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д, 1998.

2 Зенина О. Ю. Ситуации абсурда в социальной действительности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, № 108.

3 Барт Р. Мифологии. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г..К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994; Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. - М.: Искусство, 1989; Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Абсурд как регулятивный концепт // Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005; Клюев Е.В. Теория литературы абсурда // Е.В. Клюев: Ун-т Рос. Аккад. Образования. - М.: Изд-во УРАО, 2000; Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Спб.: «Владимир Даль», 2001; Суховский A.B. От абсурда к смыслу: герменевтика события. [Электронный ресурс]. URL: www.portalus.ru; Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6.

Многие исследователи посвятили свои работы анализу отдельных форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни: в материально-производственной сфере (Т.В. Адорно, P.A. Аргонов, Ж. Эллюль, К. Ясперс, Ю.В. Буртаев, П. Вайнгарт и др.1), в духовной сфере (Р. Инглхарт, В.В. Лях, С.А. Нижников, И.С. Куликова2), в социальной сфере (Л.Г. Антипенко, В.Н. Никитин, А. Бурьяк и др.3), абсурду в политической сфере посвящены многочисленные статьи в интернет-изданиях (Ю. Юм, В. Хамрев, Е. Холмогоров и др.4). В этом отношении показательными являются оценочные суждения, высказываемые авторами исследований. Как правило, эта оценка резко негативная (А. Бурьяк, Иеромонах Серафим и др.5), и лишь немногие авторы выделяют положительные функции абсурда: в частности, абсурд как юмористическое средство разоблачения рассматривается В.О. Пигулевским6, абсурд как возможность выхода за пределы стандартного мышления и как познавательный инструмент представлен в статье М. Стафецкой7.

1 Адорно Т.В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989; Аргонов P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике? // Вопросы философии. - М., 1997. № 12; Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. Москва: «Высшая школа», 1995; Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986; Буртаев Ю.В. АБСФИЗИКА. АБСолют АБСтракции => АБСурд. Изд-во: «Ю.В. Буртаев», 2000; Вайнгарт П. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989.

2 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, № 4; Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. Киев: «Наукова думка», 1986; Нижников С.А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки. - Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. - М.; ИФ РАН, 2008; Куликова U.C. Абсурд вместо логики // Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1980.

3 Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008; Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2006; Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза |Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru

Юм Ю. Национальный абсурд [Электронный ресурс]. URL: www.echomsk.spb.ru; Хамрев В. Клубы «Единой России» обсуждают закон о полиции // Комерсант [Электронный ресурс]. URL: www.kommersant.ru; Холмогоров Е. Абсурд квазидемократии [Электронный ресурс]. URL: www.rus-obr.ru

5 Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза [Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru; Иеромонах Серафим (Роуз). Философия абсурда // Литературная учеба, кн. 4-я, июль-август 1996.

6 Пигулевский В.О. Абсурд и юмор // Философия истории: диалог культур. - М.,

1989.

7 Стафецкая М. Феномен абсурда / М. Стафецкая // «Мысль изреченная...»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос. - М., 1991.

7

Исследования второй группы стали важным социально-философским фундаментом для выявления и раскрытия форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни, позволили провести системное исследование абсурдизма как целостного явления со своими формами и содержанием, что не было представлено в упомянутых работах.

Третья группа представлена работами, в которых осуществляется поиск путей преодоления абсурдизма. Здесь можно выделить философские (А. Бергсон, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ф. Ницше, А. Булгаков и др.1), социально-психологические (В. Франкл, Ф.Е. Василюк, Д. Карнеги, Р. Кочюнас, Н. Пезешкиан и др.2), логические пути (Л. Витгенштейн, A.B. Суховский, Н.Л. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер, М.М. Новоселов и др.3).

Наиболее интересными для обоснования способов снижения уровня абсурдизма в социальной действительности представляются теории социальных философов, таких как О. Конт («гармонизация общества»), М. Вебер («идеальные типы»), A.M. Гендин («научное прогнозирование»)4.

Отдельного упоминания заслуживают статьи, посвященные формированию рационального сознания в современном обществе: И.Т. Касавина, М.А. Кузнецова, Н. Моисеева и др.5.

Работы третьей группы представляют собой разрозненные исследования различных путей преодоления либо реальных социальных противоречий, либо

1 Бергсон А. Смех. Сартр Ж. - П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и Л. Андреева. - М.: Панорама, 2000; Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения JI. И. Шестова // Сочинения. В 2 т. Т. 1.-М., 1993.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. - М., 1990; Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 6; Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Попурри, 2011; Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. — М.: Академический Проект, 2000; Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. Пер. с нем. - М.: Медицина, 1995.

3 Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6; Новоселов М.М. Абстракция множества и парадокс Рассела // Вопросы философии. - М., 2003. - №7.

4 Конт О. Дух позитивной философии. - СПб, 1910; Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. - М.: ИНИОН, 1991; Гендин A.M. Проблемы социального прогнозирования. Вып. XI. Красноярск, 1986.

5 Касавин И.Т. О социальном содержании понятия рациональность // Философские науки, 1985, № 6; Кузнецов М.А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. .. д-ра филос. наук. - М., 2001; Моисеев Н. Рациональное общество и экология // Социально-политический журнал, 1993, № 3.

эмоционально-чувственного разрыва с обществом («чувства абсурда»), вместе с тем, в этих исследованиях причины возникновения противоречий в системе «человек-общество» не анализируются или рассматриваются лишь в отдельных аспектах, не представляя целостного исследования.

Таким образом, можно сделать вывод, что концептуально в социально-философском аспекте абсурдизм как социальное явление до сих пор не исследовался.

Исходя из этого, объект, предмет, цель и задачи исследования формулируются следующим образом:

Объектом диссертационного исследования является современное социальное бытие.

Предметом исследования выступает феномен абсурдизма как специфическое общественное явление действительности.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущностных черт и источников развития абсурдизма, его негативных и позитивных форм проявления в современном обществе, путей и способов преодоления отрицательных проявлений в социуме.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

1. Уточнить сущность абсурдизма и рассмотреть его природу как социального феномена.

2. Вскрыть философские основания современного абсурдизма как социального явления.

3. Выявить и рассмотреть основные формы проявления абсурдизма в социальной действительности.

4. Определить направления развития абсурдизма и обосновать возможные пути преодоления негативных форм его проявления.

Теоретическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения отечественных и зарубежных мыслителей, которые исследуют противоречивые явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания; труды представителей философии экзистенциализма, философии жизни, религиозной и позитивистской философии. В работе также широко представлены научно-методические материалы различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования и другие литературные источники.

В качестве методологической основы диссертации выступают базовые

положения социально-философской науки, ее категориально-понятийный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе на основе деятельностного подхода используются и реализуются принципы философского диалектико-материалистического анализа: системный, структурно-содержательный, аксиологический, принципы социального детерминизма, единства логического и исторического, методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и другие. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания, миропонимания и восприятия.

Эмпирическую базу исследования составили: результаты и выводы исследований, посвященных состоянию абсурда как в отечественном, так и зарубежном социальном бытии, материалы публикаций периодической печати, Интернет-сайтов, личный опыт работы в литературно-театральной среде.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура работы подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее разработанности в литературе, сформулированы цель и задачи социально-философского исследования, определены объект и предмет анализа, научная новизна и положения, выносимые на защиту.

Первый раздел «Сущность абсурдизма как социального явления» посвящен исследованию разных интерпретаций разных подходов к абсурду и сущностных характеристик абсурдизма как феномена социальной действительности.

Рассматриваются различные аспекты понимания абсурдизма: литературоведческое (Театр абсурда), искусствоведческое (искусство абсурда), узко-философское (философия абсурда), историко-философское (философские учения об абсурде), обыденное (нелепость, бессмыслица), социокультурное (особое явления действительности).

Определяется абсурд как ядро этого явления, систематизируются и анализируются основные подходы к абсурду: эстетический (понятие хаоса), логический (логическое противоречие), религиозный (вера как постижение божественного), онтологический (абсурдность бытия), гносеологический (пределы человеческого разума), лингвистический (алогичность текста). Формулируется и обосновывается социальный подход, который выражается через реальные противоречия в социальной действительности и связывается с деятельностью (ее функциональным аспектом) человека.

Социальный подход позволяет выявить такие сущностные характеристики абсурдизма как конкретно-историчность, многоуровневость, всеохватность, относительность, определить в качестве механизма существования нарушение в логической цепочке цель-средства-результат, где результат не соответствует потребностям общественного развития, выявить онтологическое, гносеологическое и социальное основания абсурдизма. Приводятся доказательства, что именно реальные противоречия в социальной действительности способствуют появлению идеи абсурдности и «чувства абсурда», при этом онтологический абсурдизм (как характеристика мира) снимается и переводится в план социальной действительности.

На основе исследованных основных признаков дается авторское определение абсурдизма как общественного явления, отражающего реальные противоречия в социальной действительности и их рефлексию,

выражающегося в нарушении логической цепочки цель-средства-результат и проявляющегося во всех сферах общественной жизни через несоответствие результата деятельности потребностям развития социума.

Во втором разделе «Основные формы проявления абсурдизма в социуме» рассматривается всеохватывающий характер абсурдизма, его существование в самых разных формах во всех сферах общественной жизни (материально-производственной, духовной, политической, социальной). Рассмотрение форм проявления абсурдизма как социального феномена позволяет исследовать функционирование противоречий в обществе и обосновать их социальную этимологию.

Оставаясь неизменной, сущность абсурдизма, как нарушение в логической цепочке цель-средства-результат выражается в конкретных примерах процессов, ситуаций, явлений социальной действительности. В материально-производственной сфере взаимоотношения человека с природой привели к экологическому абсурда, культ имиджа - к абсурду производства и потребления, развитие техники - к техническому абсурду. В духовной сфере возникают научная, религиозная, философская, художественная, моральная, правосознательная формы; абсурдизм здесь функционирует как на уровне общественного сознания, так и на уровне индивидуального сознания. В политической сфере абсурдизм возникает в результате как непродуманных с точки зрения последствий политических актов, так и в результате корыстных целей, действия личных мотивов, и проявляется в форме действий политических деятелей, политических акций, в форме непоследовательности решения политических задач и т.д., и, наконец, в социальной сфере - в форме нецелесообразных социальных программ, «абсурдных бунтов» и т.д.

Анализ форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни позволяет сделать вывод как об отрицательной, так и о положительной роли абсурда в современной социальной действительности (креативная функция абсурда по производству новых знаний и явлений в обществе, творческая функция, функция самовыражения личности, критическая функция через выявление собственно противоречий в социальной действительности).

В третьем разделе «Основные пути преодоления абсурдизма в современных условиях» содержится анализ основных способов преодоления абсурдизма, среди которых выделяются философские, психологические, научные, религиозные.

Философия, социальная психология, логика и другие сферы человеческого знания предлагают свои пути преодоления абсурдизма,

которые, представляют собой либо отказ от борьбы как таковой (античная этика апатейи, экзистенциальный бунт, искусство как средство от «скуки», «тошноты», «тревоги», стремление к свободе, вера, смех и т.д.), либо частичное решение проблемы (поиск более широкого контекста, герменевтическая интерпретация, психологическая терапия). Наиболее приближенной к адекватному способу преодоления абсурдизма видится идея гармонизации общества.

Нами признается и обосновывается принципиальная неустранимость абсурдизма как явления социальной действительности, но предполагается возможность снижения его уровня как в объективном плане (реальные противоречия в социальной действительности), так и в субъективном (обнаружение противоречий и «чувство абсурда»). Этому способствует понимание сущности абсурдизма, причин его существования, коренящихся в деятельности человека, и осуществление этой деятельности в соответствии с логикой и смыслом общественного развития. Снижению уровня социального абсурда может способствовать формирование «антиабсурдного сознания».

В заключении подводятся общие итоги исследования, делаются теоретические выводы и обобщения, на основе которых сформулированы практические рекомендации и предлагаются направления для дальнейшего исследования явления.

Список литературы отражает основные источники, используемые при написании диссертации.

Объем диссертации - 145 страниц.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Научная новизна диссертационного исследования выражается в:

- выявлении на основе социально-философского подхода сущностных признаков абсурдизма как специфического социального феномена;

- раскрытии философских оснований феномена абсурдизма применительно к социальному бытию;

- представлении основных форм проявления абсурдизма, его положительных и отрицательных функций;

- определении путей преодоления абсурдизма в современном социуме.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Абсурдизм представляет собой общественное явление, отражающее реальные противоречия в социальной действительности и их рефлексию, выражающееся в нарушении логической цепочки цель-средства-результат и проявляющееся во всех сферах общественной жизни через несоответствие результата деятельности потребностям развития социума.

Абсурдизму как социальному феномену присущи следующие сущностные черты: генезис, функционирование, проявление и развитие абсурдизма имеют деятельностную детерминацию; явления абсурдизма социально обусловлены и находятся в прямой зависимости от общественно-исторической практики; абсурдизм объективно существует как реальные противоречия в социальном бытии; многообразие проявлений социальной противоречивости отражается в общественном и индивидуальном сознании; абсурдизм обладает антропологической атрибутивностью (имплицитно присущий человеку, он не мыслится вне индивида, его бытийности); абсурдизм отражает нарушение определенных социальных норм, составляющих основу общественной жизни, при этом для абсурдизма характерна относительность (то, что является нормой в одной социальной системе, в другой представляет собой противоречие, ведущее к абсурду); абсурдизм носит всеобъемлющий характер, проникая во все сферы жизни общества; абсурдизм имеет конкретно-историческую характеристику (восприятие тех или иных социальных явлений, событий, процессов обусловлено конкретной эпохой, особенностями социального и культурного развития того или иного общества).

2. Абсурдизм как феномен социальной действительности базируется на многоуровневых философских основаниях, включающих в себя

онтологическую, гносеологическую и социальную составляющие.

Онтологические основания выражают противоречивость социального бытия, обусловленного деятельностью (отдельных индивидов, социальных групп), которая в функциональном аспекте разворачивается через несовпадение, противопоставление целей, средств их достижения и получаемых результатов.

Гносеологические основания означают многоуровневость, многофункциональность отражения многогранной объективной реальности на уровне общественного и индивидуального сознания с различной степенью и глубиной истинности. Искажение результатов познания окружающего мира может носить абсурдный характер: позитивный (как реализация конструктивно-творческой и прогностической функции), негативный (неадекватные оценки реальной действительности), нейтральный (гностическая непредвзятость на уровне заблуждений).

Социальные основания абсурдизма лежат в области кризисных периодов функционирования общества, что обусловлено, прежде всего, состоянием и процессами аномии (разложением и распадом системы ценностей, обеспечивающих общественный порядок), масштабами войн, качественными изменениями социальных институтов и системы общественных отношений. Детерминированный развитием общества, техники, технологии и информатизации, абсурдизм с необходимостью выражает противоречивые отношения человека с окружающим миром, выступая неким критерием свободы человека в социуме (чем менее абсурдно общество, тем более свободен человек).

3. Абсурдизм пронизывает все сферы общественной жизни, обретая в каждой из них свои специфические черты и формы, обусловленные фундаментальными особенностями подсистемы.

В материально-производственной сфере общественной жизни основными формами проявления абсурдизма следует признать технический абсурд, экологический абсурд, абсурд потребления и производства. В духовной сфере - на уровне общественного сознания абсурд позиционируется в формах: научных (поиск воды на Марсе вместо решения проблемы чистой воды в бедных районах Африки), религиозных (обращение к священнику вместо профессиональной медицинской помощи), художественных (абсурд как самоцель художественного произведения), философских (философия абсурда), моральных (двойные стандарты); на уровне индивидуального сознания обоснованно выделить «абсурдное сознание». В политической сфере субъективная мотивация в противоречивом сочетании рациональных (анализ

социальной действительности, учет реальных интересов групп, политические идеологии и др.) и иррациональных (эмоции, убеждения, верования, предпочтения и др.) элементов ведет к таким формам, как внешнеполитический абсурд (угроза ядерного самоуничтожения человечества) и внутриполитический абсурд (абсурдные действия политических деятелей, абсурдные политические программы, идеологии, абсурдные политические акции).

В социальной сфере абсурд выступает в разных формах (жилищно-коммунальный абсурд, социально-экономический абсурд, коррупция как становящаяся социальная норма и т.д.). Необходимо подчеркнуть наличие не только реально существующих социальных противоречий, но и реакции на них общества («абсурдный социальный бунт»). Проявление абсурда в форме борьбы отдельных индивидов и социальных групп со сложившимися социальными нормами реализуется не только в горизонтальном срезе (внутрипоколенные противоречия: между регионами и мегаполисами, между бедными и богатыми, между различными религиозными конфессиями, между разными национальностями и т.д.), но и в вертикальном срезе (межпоколенные противоречия, основывающиеся на разных ценностных ориентациях).

Абсурдизм может проявляться как в процессе анализа относительно замкнутой системы, представленной какой-либо одной сферой общества или конкретно-историческим обществом в целом, так и на стыке систем, в том числе во взаимном проникновении элементов одной системы в другую.

Выявлен конкретно-исторический и относительный характер абсурдизма: то, что в одной социальной системе будет естественным, гармоничным, в другой может быть противоречивым, абсурдным, а понятие истинности в каждом конкретном социуме, его отдельно взятой подсистеме предстает в относительной форме. Приемлемость каких-либо социальных отношений, действий, органичность функционирования той или иной системы во многом определяется привычкой, традицией, совокупностью установленных обществом норм. Обнаружение объективно существующих в социальной действительности противоречий неправомерно трактовать как принципиальную абсурдность мира. Но онтологический абсурдизм может быть снят посредством человеческой деятельности, которая в то же время выступает в качестве источника социальных противоречий.

4. В современных условиях основные пути преодоления абсурдизма в социальном бытии следует рассматривать на трех уровнях: онтологическом, гносеологическом и поведенческом.

На уровне онтологическом целесообразна гармонизация общественных отношений, всех сфер общественной жизни, естественно-историческое преодоление противоречий в деятельности людей, функционировании социальных институтов, изменение условий, которые способствуют возникновению абсурда, в соблюдении логической цепочки цель-средства-результат.

На уровне гносеологическом — понимание членами социума проявления абсурдности в процессе своей жизнедеятельности; снижение уровня абсурдности посредством «снятия» противоречивости формально-логических, научных положений; рефлексивное встраивание личности в социум в целях избавления от ощущения абсурдности как собственного существования, так и общественной жизни, всего мироустройства; сублимация абсурда из социальной реальной в художественно-эстетическую сферу; «обнажение» абсурдной ситуации, разоблачение средствами искусства.

На уровне поведенческом: формирование «антиабсурдного сознания», прежде всего посредством эффективной системы образования, отвечающей вызовам современной эпохи, что будет способствовать не только формированию ответственного отношения к своей деятельности, но и осознанию себя как части общества, а соответственно и как соучастника всех социальных процессов. В свою очередь развитие антиабсурдного сознания позволит формировать антиабсурдное самосознание, понимание своей деятельности как разумной, что непосредственно должно отразиться на образе жизни членов конкретного общества.

Признание принципиальной неустранимости абсурдизма как явления социальной действительности не означает невозможности воздействия на общественную жизнь, сознание и деятельность человека в направлении предупреждения и устранения абсурдных ситуаций.

IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и специфических формах абсурдизма в современном социуме, основных направлениях его развития и возможных путях противодействия негативным проявлениям.

Выводы диссертации могут быть использованы в интересах дальнейшего теоретического осмысления состояния и развития феномена абсурдизма в современных условиях социальной неопределенности и нестабильности, воздействия данного явления на все стороны жизнедеятельности личности и общества.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные в диссертации положения могут быть использованы при исследовании общественной мысли и социальных процессов в России и в мире. Материал, представленный в диссертации, найдет применение в преподавании общего курса по социальной философии, в чтении специальных курсов, посвященных проблемам абсурдизма и его влияния на общественное и индивидуальное сознание.

Проведенное социально-философское исследование явления абсурдизма в современном социальном пространстве позволяет предложить ряд рекомендаций, использование которых будет способствовать более взвешенному пониманию мировоззренческих проблем, связанных с особенностями восприятия социальной действительности, позволит учитывать абсурдность процессов, связанных с развитием российского государства, общества и отдельно взятой личности.

Всю совокупность имеющихся рекомендаций можно условно разделить на следующие две группы.

Первая группа: рекомендации теоретического характера - включает в себя исследованные в работе методологические положения и подходы к изучению как сущностных и содержательных сторон абсурдизма, так и особенностей их проявления в разных сферах жизни общества.

Они могут найти широкое применение в дальнейшем изучении различных аспектов явления абсурдизма применительно к современному российскому обществу.

В соответствии с разработанными в диссертации положениями, представляется целесообразным более полно и последовательно исследовать

ряд перспективных направлений, значительно расширяющих объем научного знания по данной проблеме:

разработка и совершенствование методологии исследования абсурдизма как социального явления;

- анализ возникновения, видоизменения, динамики и тенденций развития абсурдизма в различных сферах общественной жизни;

- социально-философский анализ источников и причин современного абсурдизма;

- разработка подходов к проблеме профилактики, противодействия и ликвидации последствий негативного влияния абсурдизма;

- исследование форм проявления абсурдизма в современном российском обществе;

- анализ и прогнозирование условий и факторов дальнейшего развития абсурдизма применительно к России и другим странам.

Полученные результаты диссертационного исследования, предложения и рекомендации могут быть также использованы: в более детальном и глубоком исследовании объективных и субъективных детерминант явления абсурдизма в современном российском обществе; в исследовании этапов становления данного феномена применительно к дальнейшему развитию современного социума; в формировании механизма формирования антиабсурдного сознания российских граждан.

Вторая группа: рекомендации практического характера — включает в себя практические предложения, непосредственно направленные на перевод теоретических знаний в методологические, использование результатов исследования для эффективного использования позитивных форм и проявлений абсурдизма и преодоления негативных его сторон:

а) ученым и преподавателям высших профессиональных учебных заведений материал диссертации можно использовать в следующих целях:

- для проведения занятий по социальной философии, психологии, социологии, культурологии, искусствоведению;

- для разработки методик изучения особенностей проявления абсурдизма в различных сферах жизнедеятельности общества;

- для выработки практических рекомендаций по преодолению негативных сторон абсурдизма как социального явления;

- для подготовки и издания учебных пособий для студентов и аспирантов: «Феномен абсурдизма в современной действительности», «Абсурдизм в России: сущность, содержание и особенности проявления».

б) для активизации исследовательской работы по предложенной проблематике:

- выводы диссертации рекомендуются для проведения научно-практических конференций по проблемам развития абсурдизма как социального явления, снижения действия его отрицательных сторон на процессы, происходящие в обществе;

- представляется целесообразным организовать научно-исследовательскую работу по дальнейшему изучению абсурдизма и влияния его на современное российское общество.

Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бесспорными и окончательными, некоторые положения имеют дискуссионный характер, но их учет в понимании сущности и причин возникновения и развития феномена абсурдизма, выявление его содержания, основных тенденций развития, поможет определить степень значимости его для социума и определить основные пути преодоления негативных форм его проявления.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре «Философия, социология и история» Российской открытой академии транспорта МИИТ, на занятиях по философии в колледже The School of Economic Science (Школа экономики, Лондон, Великобритания), в выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах, а также во время проведения занятий по философии, культурологии и социологии со студентами Российской открытой академии транспорта МИИТ.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

Публикации в журналах, рекомендованных ВАК

1. Лобанова Е.И. Проявление абсурдизма как социального феномена в технической сфере // Научные проблемы гуманитарных исследований, выпуск 11. Пятигорск, 2011. С. 225-231. - 0,6 п.л.

2. Лобанова Е.И. Абсурд как самоцель // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. № 11 (25); в 2-х ч. Ч. II. С. 123-126. - 0,6 п.л.

3. Лобанова Е.И. Абсурд в духовной сфере жизни общества и способы его преодоления // Педагогическое образование и наука. - № 12. -2012. С. 37-43.-0,5 п.л.

»

Публикации в других периодических изданиях

4. Лобанова Е.И. Абсурд: к трактовке понятия // Симбирский научный вестник: научный журнал. - 2010. - № 1(3). С. 167-170. - 0,3 п.л.

5. Лобанова Е.И. Общество абсурда: миф или реальность // Современные проблемы совершенствования работы железнодорожного транспорта: межвузовский сборник научных трудов; под. ред. д.т.н., проф. В .А. Бугреева. - М.: МИИТ, 2011. С. 170-172. - 0,2 п.л.

6. Лобанова Е.И. Абсурд и его проявления в духовной сфере жизни // Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира : матер, междунар. науч. конференции. - Челябинск, 2012. С.78-82. — 0,3 п.л.

7. Лобанова Е.И. Формы проявления абсурдизма в политической сфере // Наука Красноярья, №4(04), 2012. С. 186-192. - 0,3 пл.

8. Лобанова Е.И. Абсурдизм как социальный феномен // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2009. - № 7. С. 156-158.-0,3 пл.

9. Лобанова Е.И. Категория абсурда: трактовки и социально-философский анализ // Молодые ученые - Москве: сборник молодежных научных проектов - М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2012. С. 171-176. - 0,3 п.л.

Международные конференции

10. Лобанова Е.И.. Философия абсурда и современная молодежь // Социально-экономические проблемы современного общества: материалы международной научно-практической конференции 1-2 июня 2011 года. -Пенза - Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. С. 26-30. -0,5 пл.

11. Лобанова Е.И. Формирование антиабсурдного сознания как способ преодоления абсурдизма / VI Международная научно-практическая конференция // Вкник луганського национального ушверситету ¡меш тарасашевченка педагопчш науки: За матер1алами VI М1жнародно1 науково-практичноТ конференцп „1нновацшш процеси в освггньому простор¡: достушпсть, ефектившсть, ягасть", присвяченоТ 10-р1ччю Укра'шського ввдцлення МАНПО, № 22 (257), листопад 2012, Частина V. С. 307-313. -0,5 п.л.

12. Лобанова Е.И. Абсурд в духовной культуре молодежи // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: материалы V международной заочной научно-практической конференции, г. Москва, 9-10 октября 2012 г. / Науч.-инф. издат.

центр «Институт стратегических исследований». - Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. С. 116-120. - 0,3 п.л.

Монография

13. Лобанова Е.И. Абсурдизм как социальный феномен современности / LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 84 с. - 4 п.л.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 8,4 п.л.

Е.И. Лобанова

Тип. зак. 75 Усл. печ. л. 1,5

Тираж 100 экз. Формат 60x90 1/16.

Информационно-издательский отдел Информационно-методического управления РОАТ, 125993, Москва, Часовая ул. 22/2

 

Текст диссертации на тему "Абсурдизм как общественное явление современности"

РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА МИИТ

На правах рукописи

04201356547

ЛОБАНОВА ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА

АБСУРДИЗМ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Научный руководитель - кандидат философских наук, профессор Мокроусов С.М.

МОСКВА-2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ АБСУРДИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОГО

ЯВЛЕНИЯ..............................................................................................................17

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АБСУРДИЗМА В СОЦИУМЕ.........................................................................................................51

РАЗДЕЛ III. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ АБСУРДИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ...........................................................................................................85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................119

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................131

Введение

Проблема абсурда не новая в истории человечества: еще древние греки в поисках гармонии и стремлении к прекрасному остро ощущали присутствие феномена дисгармонии, рассогласованности. Но именно в XX веке проблема абсурда начинает занимать особое место в общественном сознании. В это время на базе социальных потрясений первой и второй мировых войн возникает экзистенциальная философия абсурда. Угроза мировой атомной войны воспринимается как абсурд в развитии человечества, поскольку несет в себе угрозу самоуничтожения, что не свойственно ничему живому на Земле.

Анализ противоречивой социальной действительности приводит философов экзистенциализма к идее абсурдности существования как такового. «Философия абсурда» стремительно подхватывается молодым поколением, а противоречивость начинает обнаруживаться во всех сферах общественной жизни. Возникают экзистенциальные кружки и разнообразные молодежные движения, такие как Angry Young Men1. Зарождается и процветает такое самобытное и противоречивое явление, как Театр абсурда2. Целая волна писателей, художников, режиссеров, драматургов, таких как С. Беккет, Э. Ионеско, И. Бергман, А. Тарковский и многие другие, культивирует идею абсурда средствами искусства.

Интерес к философии абсурда, достигший своего пика в 60-70-е гг. и вылившиися в такой феномен, как \\5j

,'нтующая молодежь» («Я бунтую,

1 Angry Young Men («Рассерженные молодые люди») - группа писателей, режиссеров, возникшая в Великобритании в 1950-е годы; главной темой их творчества являлся протест против социальной действительности. (См.: Ивашева В. В. Английская литература XX века, - М., 1967.)

2 Театр абсурда - абсурдистское направление в западноевропейской драматургии, возникшее в середине XX века. (См.: Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. - М.: Издательство Балтийские резоны, 2010.)

3 См.: Рябов П.В. Человек бунтующий - философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю // Возрождение России: проблема ценностей в диалоге культур. Материалы 2-й Всероссийской научной конференции. 4.1. - Нижний Новгород, 1994. С.74-76.

следовательно мы существуем»4), не иссяк и к настоящему времени. До сих пор можно обнаружить отдельные группы, в том числе и в России, сформированные на основе идеи абсурдности жизни.

Актуализация идеи абсурда в современном обществе требует исследования феномена на социально-философском уровне, поиска основания возникновения реальных противоречий в социальной действительности и анализа рефлексии этих противоречий в индивидуальном и общественном сознании.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, значительностью проявления абсурдизма во всех сферах общественной жизни и потребностью социально-философского анализа на сущностном уровне этого феномена современности.

Во-вторых, необходимостью пересмотра складывающейся негативной оценки этого явления в смежных дисциплинах. Безусловно, с абсурдизмом связаны многие отрицательные явления, в том числе «бегство» от реальности людей, особенно представителей молодежи и дезориентированных социальных групп, тем не менее, в нем можно выделить и положительные функции, попытка рассмотрения которых будет представлена в настоящем диссертационном исследовании.

В-третьих, важностью учета общественно-гуманитарной практики форм проявления и особенностей феномена абсурдизма для понимания современного социального бытия.

В-четвертых, необходимостью прогноза дальнейшего развития абсурдизма и поиска возможных способов преодоления абсурдизма в социальной действительности.

Таким образом, проблема изучения современного абсурдизма, его генезиса, сущности, структуры, роли в процессах, происходящих в

4 Камю А. Бунтующий человек. // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.; Харьков, 1998. С. 523.

общественной жизни, форм проявления, функций и направлений развития в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы.

К первой группе относятся исследования абсурда в разных областях знания и классификации типов абсурда. Различные подходы к дефиниции абсурда, а также классификации были представлены в работах нескольких исследователей. А. П. Огурцов, Е. Косилова, М. Дюпонтье5 выделяют два принципиально разных типа абсурда: экзистенциальный и лингвистический. О. Буренина6, исследовавшая феномен абсурда и его проникновение в литературную сферу, определяет три значения, в которых еще со времен античности используется абсурд: как эстетическая категория, выражающая отрицательные свойства мира, как отрицание логики, как метафизический абсурд, определяющий выход за пределы разума. О.В. Вдовиченко7 говорит о 4 подходах к пониманию абсурда: эстетическом, метафизическом, философском, театральном. В искусствоведении и в литературе в частности абсурд определяется как художественный прием введения в текст «откровенной несуразности»8. Лингвистический аспект абсурда широко рассматривался в философии постмодернизма - в трудах Ж. Делеза, Л. Витгенштейна, Ж. Деррида9 и др. Проблемы соотношения абсурда, текста

5 См.: Косилова Е. Абсурд как задача, которую философия ставит перед математикой [Электронный ресурс]. URL: fege.narod.ru; Огурцов А.П. Абсурд. Философская энциклопедия, т. 1. Duponthieux M. Absurde // Encyclopédie philosophique universelle. Les Notions, v. 1

6 Буренина О. Что такое абсурд, или по следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. статей / Отв. ред. О. Буренина. - М.: Языки славянской культуры, 2004.

7 Вдовиченко О.В. К ультурфилософский контекст абсурда в художественном сознании России рубежа XX - XXI вв.: на материале творчества В. Пелевина, Д. Липскерова: Автореф. дис. ... канд. культурологии. - Саранск, 2009.

8 См.: Левит С. Культурология. XX век. Энциклопедия. - М., 1998; Бычков В. Абсурд / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века, под редакцией В.В. Бычкова. - М., 2003; Яценко U.E. Толковый словарь обществоведческих терминов. -М., 1999.

9 Делез Ж. Логика смысла. - М.: Издательский Центр «Академия», 1995; Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д.; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. - М.: Наука, 1958 (2009); Деррида Ж. Эссе об имени / Пер. с франц. Н. А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейа, 1998.

и реципиента также рассматривали такие философы, как А. Камю, Е.С. Коидюкова, Ж. Лакан, Ж.-Ф. Лиотар, Н.Д. Арутюнова и др.10 В этих исследованиях можно наблюдать достаточно узкое понимание абсурда и его применимость, как правило, к мышлению человека и духовной сфере общественной жизни.

Абсурд в контексте иррационального рассмотрен в философских трудах Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Фромма, М. Фуко, С.А. Франка п; в современных исследованиях И. Куликовой, Б. Смирнова, Л.Г. Антипенко и др.12 Экзистенциализм выводит абсурд в онтологический план, где он рассматривается как характеристика мира и существования человека, его разрыв с этим миром: А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс, С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, Л. Шестов13. Представление о мире как об абсурдном, иррациональном являлось результатом реальных противоречий в социальной действительности, но в трудах экзистенциалистов онтологическое основание

10 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: OJIMA-ПРЕСС, 2001; Кондюкова Е.С. Феномен абсурда: Пробл. эстет.-филос. анализа: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Екатеринбург, 1995; Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. — М.: Русское феноменологическое общество, издательство «Логос», 1997; Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. / Пер. с фр. Н.А.Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998; Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык: К проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. 1987. № 3.

11 Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / пер. с нем. Г.А. Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2005; Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. -Мн.: ООО «Попурри», 1999; Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. -Спб., 1997; Франк С.А. Сочинения. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

12 Куликова И.С. Абсурд вместо логики / И.С. Куликова. Философия и искусство модернизма. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980; Смирнов И. Абсурдная социальность. // Абсурд и вокруг: сб. ст. / отв. Ред. Ольга Буренина. - М.: Языки славянской культуры. 2004; Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008.

13 Камю А. Миф о Сизифе // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000; Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. - Москва: Практика, 1997; Кьеркегор С. Или-или. СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. - СПб., 2001; Шестов Л. Киргегард -религиозный философ // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. - Ростов н/Д, 1998.

абсурдизма переносится из социального бытия в бытие как таковое, что на наш взгляд неправомерно.

Во вторую группу входят научные статьи, монографии, диссертации, документы, рассматривающие противоречивость социальной действительности; проблемы, возникающие в современном обществе, которые по сути представляют собой формы проявления абсурдизма. Проблема абсурда в современной социальной действительности поднята исследователем О. Ю. Зениной14, но она связывается с проблемой понимания. Противоречивость современной социальной действительности, отдельные аспекты этой противоречивости рассматривали разные исследователи: Р. Барт, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, В.И. Карасик, Я.В. Зубкова, Е.В. Клюев, Ж. Липовецки, H.JI. Мусхелишвили, A.B. Суховский и др.15. Важным в их исследованиях предстает понимание источников противоречивости социальной действительности в аспекте двойственности человеческой натуры. Однако двойственность связывается с проблемой «смысла», а не с практической деятельностью человека.

Многие исследователи посвятили свои работы анализу отдельных форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни: в материально-производственной сфере (Т.В. Адорно, P.A. Аргонов, Ж. Эллюль, К. Ясперс, Ю.В. Буртаев, П. Вайнгарт16 и др.), в духовной сфере

14 Зенина О.Ю. Ситуации абсурда в социальной действительности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2009, №108

15 Барт Р. Мифологии. /'/' Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994; Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000; Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. Exempla, XIII в. - М.: Искусство, 1989; Карасик В.И., Прохвачева О.Г., Зубкова Я.В., Грабарова Э.В. Абсурд как регулятивный концепт // Иная ментальность. М.: Гнозис, 2005; Клюев Е.В. Теория литературы абсурда // Е.В. Клюев: Ун-т Рос. Аккад. Образования. - М.: Изд-во УРАО, 200; Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. - Спб.: «Владимир Даль», 2001; Суховский A.B. От абсурда к смыслу: герменевтика события. [Электронный ресурс]. URL: www.porlalus.ru; Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо абсурдно. К эвристике абсурда. // «Человек», 1998, № 6.

16 Адорно Т.В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1989; Аргонов P.A. Театр абсурда: нужен ли он современной физике? // Вопросы философии. -М., 1997. № 12; Эллюль Ж. Технологический блеф // Это человек. Антология. - Москва:

(Р. Инглхарт, В.В. Лях, С.А. Нижников, И.С. Куликова17), в социальной сфере (Л.Г. Антипенко, В.Н. Никитин, А. Бурьяк и др.18), абсурду в политической сфере посвящены многочисленные статьи в интернет-изданиях (Ю. Юм, В. Хамрев, Е. Холмогоров и др.19). Показательными являются оценочные суждения, высказываемые авторами исследований, статей. Как правило, эта оценка резко негативная (А. Бурьяк, Иеромонах Серафим и др.20), и лишь немногие авторы выделяют положительные функции абсурда: в частности абсурд как юмористическое средство разоблачения рассматривается В.О. Пигулевским21, абсурд как возможность выхода за пределы стандартного мышления и как познавательный инструмент представлен в статье М. Стафецкой.22

Исследования второй группы стали важным социально-философским фундаментом для выявления и раскрытия форм проявления абсурдизма в разных сферах общественной жизни, позволили провести системное

«Высшая школа», 1995; Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986; Буртаев Ю.В. АБСФИЗИКА. АБСолют АБСтракции => АБСурд. Изд-во: «Ю.В. Буртаев», 2000; Вайнгарт П. Отношение между наукой и техникой: социологическое объяснение // Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989.

17 Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис, 1997, № 4; Лях В.В. Рационализм и иррационализм в современной буржуазной социальной философии. Киев: «Наукова думка», 1986; Нижников С. А. О мировоззренческом здоровье // Философия науки. - Вып. 13: Здоровье как проблема естественных и биомедицинских наук. - М.; ИФ РАН, 2008; Куликова И. С. Абсурд вместо логики // Философия и искусство модернизма. -М.: Политиздат, 1980.

18 Антипенко Л.Г. «Черные дыры» как символ грядущей катастрофы мирового сообщества. Взгляд на проблему с позиции русской цивилизации // Экономическая и философская газета, № 52, 2008; Никитин В.Н. Онтология телесности: смыслы, парадоксы, абсурд / В.Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2006; Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза [Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru

19 Юм Ю. Национальный абсурд [Электронный ресурс]. URL: www.echomsk.spb.ru; Хамрев В. Клубы «Единой России» обсуждают закон о полиции // Комерсант [Электронный ресурс]. URL: www.kommersant.ru; Холмогоров Е. Абсурд квазидемократии [Электронный ресурс]. URL: www.rus-obr.ru

20 Бурьяк А. Абсурдизм как глобальная угроза [Электронный ресурс]. URL: absurdism.narod.ru; Иеромонах Серафим (Роуз). Философия абсурда // Литературная учеба, кн. 4-я, июль-август 1996.

21 Пигулевский В.О. Абсурд и юмор // Философия истории: диалог культур. - М., 1989.

22 Стафецкая М. Феномен абсурда / М. Стафецкая // «Мысль изреченная...»: Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т филос.-М., 1991.

исследование абсурдизма как целостного явления со своими формами и содержанием, что не было представлено в упомянутых работах.

Третья группа представлена работами, в которых осуществляется поиск путей преодоления абсурдизма. Здесь можно выделить философские (А. Бергсон, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ф. Ницше, А. Булгаков и др.23), социально-психологические (В. Франкл, Ф.Е. Василюк, Д. Карнеги, Р. Кочюнас, Н. Пезешкиан и др.24), логические пути (JI. Витгенштейн, A.B. Суховский, H.J1. Мусхелишвили, Ю.А. Шрейдер, М.М. Новоселов и др.25). Наиболее интересными для обоснования способов снижения уровня абсурдизма в социальной действительности представляются теории социальных философов, таких как О. Конт («гармонизация общества»), М. Вебер («идеальные типы»), A.M. Гендин («научное прогнозирование»)26. Отдельного упоминания требуют статьи, посвященные формированию рационального сознания в современном обществе: И.Т. Касавина, М.А. Кузнецова, Н. Моисеева и др.27. Работы третьей группы представляют

23 Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. / сост. О. Жданко, послесл. Н. Пахсарьян и JI. Андреева. - М.: Панорама, 2000;

Булгаков С. Некоторые черты религиозного мировоззрения JI. И. Шестова // Сочинения. В 2 т. Т. 1.-М., 1993.

24 Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. - М., 1990; Василюк Ф.Е. Семиотика психотерапевтической ситуации и психотехника понимания // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 6; Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.: Попурри, 2011; Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. - М.: Академический Проект, 2000; Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и самопомощи. Пер. с нем. М.: Медицина, 1995.

25 Мусхелишвили H.JL, Шрейдер Ю.А. Понимаю, ибо