автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Адыгские (кабардино-черкесские) предания
Полный текст автореферата диссертации по теме "Адыгские (кабардино-черкесские) предания"
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ОРДЕНА ДРУ1Ш НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУШ Ш. А.И.ГОРЬКОГО
Па правах рукописи ЩПП1Н0Б Арсен Амербиевич
ЛЛШШЕ (кабардино-черкесские) ПРЕДАНИЯ 10.01.09 - фольклористика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата, филологических наук
"осква 1992 г.
Работа выполнена в отделе фольклора Института мировой литературы им.Л.М.Горького АН СССР
Научный руководитель - доктор филологических наук
У.Б.ДАЛГЛТ
Официальные оппоненты - доктор филологических наук
Л.И.ЛШШЛ
кандидат филологических наук Ю.М.ТХАГАЗИТОЗ
Ведущее' научное учреждение - Кабардино-Балкарский ердеп Дружбы народов государственный университет.
Защита диссертации состоится в // часов на заседании специализированного совета Л.002.44 по филологическим наукам при Институте мировой литературы им.А Л '.Горького АН СССР (адр^с: I2I069,Москва,ул.Воровского
С диссертаиноП можно ознакомиться в.библиотеке Ннстнту f'npoEoli литератур» им.А.'.".Горького АН СССР.
Автореферат разослан " " ^aj-^Mj^jx 199 pL г.
Тчоний секретарь спешал^унроранного совета доктор филологических наук
Н.Н.ВОРОБЬЁВА
I. ОЩАЯ ШШШЕИСТШЛ РАБОТЫ
Актуальность исследования. Более глубокий интерес к
г
ванрам несказочной прозы мировая и советокая фольклористика проявила сравнительно недавно (Мевдународное Будапештское совещание Комиссии по носказочной прозе 1963 г.); УП Международный конгресс антропологов и этнографов (Москва,1964 г); Всесоюзная научная конференция "Прозаические яанры фольклора народов СССР (Минок,1974 г.). П0чти все исследователи констатировали отсутствие терлинологичеокой устойчивости в этой области фольклора, общепринятых критериев выделения нанров. Не выработаны такке единые принципы классификации, не изучены канровые взаимосвязи, поэтико-стилистические особенности. Аналогичное ооотояние в изучении несказочной прозы и преданий, в частности, адыгского (кабардино-черкесского) фольклора свидетельствует о назревшей необходимости ее системно-аналитического изучения. Совершенно не исследован и структурный состав произведений несказочной прозы адыгов. Последнее обстоятельство влечет за собо* большой пробел в научном освсошш народной исторической прозы, ибо только в это?л случае представляется возможным раскрыть характер функционирования тс:: или иных явлений в структуре преданий.Лишь максима яькый ччпт восх реалий текстов и их локализация в историческом г оЗпезсвческом контекстах может дать надеиные ааучныз результат:!.
Цель псслодоЕалдя. Сака природа народной исторической проьы ставят ее исследователей перед необходимостью решения дву:: таено взаимосвязанных историко-фольклорных проблем. Во-первн.:,- взученвв исторического эпоса кап отракение национал:.--
- 2 -
ной истории и этнографии. Работа в этом направления позволяет установить историко-этнографический контекст, на фоне которого формировались те или иные произведения. Во-вторых,-изучение исторического эпоса как воплощение закономерностей общеэгического творчества народа. Эта проблема особенно остро стоит перед исследователями преданий как жанра позднего, представляющего собой завершающий этап эпической традиции в целом. Только через воссоздание всех звеньев в сферах сюне-г;'ики, персонажей, пространственно-временных категорий лежит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что и подтверждает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. На пути к решению этих проблем предстоит решть ряд конкретных задач:
- Проанализировать народную терминологию а области несказочной прозы для определения>границ тех или иных фольклорных явлений, обозначаемых различными народными терминами.
- Определить '.ажнейшие критерии, отграничивающие предания от других жанров несказочной прозы и тем самым выявить
и очертить круг произведений, составляющий определенный жанр адыгского фольклор, обозначаемый нами научным термином "предание".
- Классифицировать предания.
- Определить спжетно-тематический состав, выявить в структуре преданий сшетообразукхцие и второстепенные мотивы с целью проследить их становление и историческое развитие в эпической традиции.
- Исследовать систему персонажей, становление и эволюцию образа в системе предания.
I. ОНДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность исследования. Более глубокий интерес к йанрам несказочной прозы мировая и советская фольклористика проявила сравнительно недавно (Международное Будапештское совещание Комиссии по н<зсказочной прозе 1963 г.); УП Международный конгресс антропологов и этнографов (Москва,1984 г); Всесоюзная научная конференция "Прозаические ванры фольклора народов СССР (Манок,Х974 г.). Почти все исследователи констатировали отсутствие терминологической устойчивости в этой области фольклора, общепринятых критериев выделения нанров. Не выработаны такке единые принципы классификации, не изучены яанровые взаимосвязи, поэтнко-стилистические особенности. Аналогичное состояние в изучении несказочной прозы и преданий, в частности, адыгского (кабардино-черкесского) фольклора свидетельствует о назревшей необходимости ее системно-аналитического изучения. Совершенно не нсслодован и структурный состав произведений несказочной прозы адыгов. Последнее обстоятельство влечет за собоп большой пробел в научном осзоэнин народной исторической прозы, ибо только в этом случае приставляется возможным раскрыть характер фу юс- . циояировання те:: пли иных явлений в структуре преданий.Лишь максимальный уча? всех реалий текстов я ех локализация в историческом п ейцеэпнческом контекстах может дать надежные научные розультатн.
Цель исследования. Сака привода народной исторической вроан ставит ее исеягдоваталей перед необходимостью реиенля дз?:: таспо взаимосвязанная ясторнко-чбодьклорных проблем. Бопера«.•;„- изучение Есторнчэского эпоса кап отражение наоиочаль-
_ 2 -
ной истории и этнографии. Работа в этом направлении позво-дяот установить историко-этнографический контекст, на фоне которого форшровались те или иные произведения. Во-вторых,-изучение исторического эпоса как воплощение закономерностей общеэгического творчества народа. Эта проблема особенно остро стоит перед исследователями преданий как жанра позднего, представляющего собой завершающий этап эпической традиции в целом. Только через воссоздание всех звеньев в сферах сгоке-?ики, персонажей,-пространственно-временных категорий лежит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что и подтверг-дает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. На пути к решению этих проблем предстоит решить ряд конкретных задач:
- Проанализировать народную терминологию в области несказочкой прсзы для определенияграниц тех или иных фольклорных явлений, обозначаемых различными народными терминами.
- Определить ..ажнейпше критерии, отграничивающие предания от других жанров несказотаой прозы и тем самым выявить
и очертить круг произведений, составляющий определенный жанр адыгского фольклор", обозначаемый нами научным терянном "предание".
- Классифицировать предания.
- Определить сюжетно-тематический состав, выявить в структура преданий сюжетообразупцие и второстепенные мотивы с целью проследить их становление и историческое развитие в эпической традиции.
- Исследовать систему персонажей, становление в эволюцию образа в системе предания.
- Выявить поэтико-стилястические особенности преданий (кегли озичионные и стилистические выразительные средства; художественное время и пространство в яанре).
'Латериал исследования. Работа основывается на преданиях и других произведениях несказочной прозы адыгов, опубликованных в различных сборниках, начиная с середины прошлого века по настоящее время. В больше;! степени привлекались мате -риалы, собранные нами во время фольклорных экспедиций по КБССР и Сирийской Арабской Республике, а такке материалы рукописного фонда и фоноархива Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории филологии;.и экономики.
Методика исследования. В теоретическом и методическом плане мл опирались на труды филологов - классиков и на исследования современных фольклористов - специалистов в области несказочной прозы. В целях конкретизации специфики адыгских преданий использована сравнительно-типологическая методика пх рассмотрения как в системе сопредельных канров - несказочкой прозы, гак г. в обще эпическом контексте. Тем самый на исследуемом материале раскрываются законы типологической последовательности и типологической преемственности в историческом развитии эпической традиции народа.
Научная новизна работы. Реферируемая диссертация представляет собой первое з адыгской (кабардино-черкесской) фольклористике исследование произведений народной исторической прозы во всей их совокупности. Впервые предпринимаются попытки решить следующий круг вопросов: жанровое деление несказочкой проз?. <выявление основных разграничивающих критериев п закрепление научных терминов за теп или иным жанровым образо-вг*Е2ем); гяассгоикгстл ггяра предакцц; анализ структуры тек-
- 4 -
стов (генезис и развитие в эпической традиции основных в второстепенных мотивов). Так яо впервые поднимается проблема художественности произведения носказочной прозы в рассматривается пространственно-временные категории в преданиях.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут бить использованы ври разработке курса адыгского фольклора в высших и средних учебных заведениях, прп написании истории фольклора адыгских народов. Четкое уяснение характера отражения действительности в преданиях на разных этапах его развития может оказать важное подспорье и историкам, поскольку нередко, особенно при воссоздания ранних этапов становления и развития этноса, произведения народной исторической прозы оказываются единственным историко-этногра-фя^еским источником.
Апробация работы. Диссертация обсувдена и одобрена отделом фольклора Института мировой литературы им Д.М.Горького
»
АН СССР. Основные положения работы изложены в трех публикациях автора обоим объемом.2,4 п.л.
Структура диссертации. Композиция исследования'диктуется поставленными задачами работы. Она состоит из введения, четырех глав, заушения," библиографии и списка сокращений.
П. СОДЕЩНИЕ РАБОТН
Во введении обосновывается выбор теин, ее актуальность, указывается ее научная новизна в практическая значимость.. Сформулированы задачи и ыетодвчеокве принципы исследования. Дается обзор и критический анализ публикация, и исследований адыгских преданий.
- 5 -
Первая глава - "Нанр преданий в адыгском фольклоре. Общетеоретические положения" - предваряется экскурсом в область терминологии (народной и научной), так как вопросы терминологии имеют прямое отношение как к существу исследуемого материала, так и к принципам его классификации. Рассмотрев семантику народного тер.ана "таурнхъ" в разных контекстах, мы выявили необычайно широкий диапазон обозначаемых им явлений: практически все танры песказочнсй прозы и сказки. Чем объяснить, что одним а тем ео тзршшсм обозначаются жанры, полярные по отношению к действительности: сказка - выше ел, с одной оторопи V понествованпя о "реальном" факто - с другой? Дало в тем, что такоЗ водораздел правомерен липь по отнопагаш к развита* ::'янра:* и предполагает широкое распространо1ше научного мировоззрения в ерэдо носителей фольклорной традиции п их пояоацпальпш: слупатолоЗ' прз котором они различают исто-рэтоскуз з худопсогзояную правду» осознавая пссзедвш кагс 'лзя-сал. Противоречие в содержании этого торзша !:сятшзется" прл сбрзвдшш х; гояззлез обозначаемых им язязгглй. "Тауржь" "Л алалогхггкдз х&рзотш в фольклоре щ^г/.х народов, котори-сбоонглаэ-ел во о ьроязгидоиая фолкдлоряод прооы в цалотл, справодлзвосхь известного тезиса о тем, что все ар:сп;злсокого.р:о:13~*зора. изначально бнли сориентированы на ::з обращена с ог'.рукаурого чеповоза дойсгвлтзлъности п от:ю-"етз к ш; оодор-";л:гв бнло одне.-начяш? - в кзх зергшп Пратл-вслоставленле 01Х13ХШ не сглзглп - яоздаео угаэрадониэ народного г'прозеззрзхлля и результат развития ^псов от древних рор-5 дс зс^репзп;;:": - процесс, сспрозоцдешпйся утратоП про-ведегзя;.-;-; ртллитарнс;' гюзгззатодъпоЯ функции, пропорцпопально
- б -
чему возрастала функция эстетическая. В силу этих обстоятельств стал возможней тот факт, что "таурыхъ" длительное время "обслуживал" фольклорную прозу в целом.
Не всегда разграничиваются исследователями и явления, обозначаемые народными терминами "хьнбар" и "хьыбарыжь". Между тем эта оппозиция носит принципиальный характер для носителей фольклорной традиции. По нашим наблюдениям термином "хькбар" обозначаются рассказы о событиях, участниками хото-рых довелось быть самим сказителям или их современникам, "хьыбарыжь" - рассказы, изустно передаваемые предками потомству. Очевидная двойственность и даже тройственность обозначаемых народными терминами явлений свидетельствует о неопределенности положений ряда фольклористов, согласно которым народ понимает под тем или иным термином произведения узко одного жанра.-
Прз рассмотрении вопросов жанрового разграничения произ-
о
ведений несказочной прозы в адыгской фольклористике мы убедились в ошибочности его основных принципов. Было отмечено,что выделяемый исследователями жанр "хабар", основным признаком которого является вера сказителей и их слушателей в рассказываемое, фактически не жанровое образование, а вся область несказочной прозы.
Исходя из того, что какдый жанр в его специфике может бы^ь понят только в связи с системой жанров, мы рассмотрели предания в контексте несказочной прозы адыгов. Это -позволило уточнить важнейше критерии, на основании которых был выявлен и очорчеп круг произведений, составляйся определенный ганр адыгского фольклора в об значаемый намт научным термином "предание".
Предания я сказы (современные устные рассказы) различаются преэде всэго формой бытования, которая обусловлена степенью) временной удаленности события от рассказа о н<зм. Прв -дание всегда фабулат, а сказ - меморат. Этот главный признак предполагает ряд составляющих его критериев: оторванность предания я не оторванность сказа от участника события; общезначимость и общеизвестность преданий и достояние очовидца -рассказчика; многовариантность преданий а отсутствие таковой з сказах.
Предания л нартекис прозаические сказания отличаются друг от друга различным характером историзма в этих яанрах. Историческое прошлое в нартском эпосо передается обобщенно. Из-за ограшгченноста народного мировоззрения историческое проплоэ народа не могло быть интерпретировано в нартсхих стса-заннях б связи с конкретными лицами и событиями. Напротив, становление жанра преданий изначально было связано с изображением реальных событий и лиц (о сложении конкретного этноса, родо-пломошшх образований, о заселении конкретно!! географической территории и т.д.). Т.е., возможна хронологическая и географическая локализация событий и лип, описываемых в преданиях. Конкретный историзм преданий - главная черта, отграничивающая их от нартских сказаний.
Главный критерий, разграничивающий предания и легенды -сакральность последней. В нашем случав - связь с официальной мусульманской религией.
Произведения, включаемые исследователям адыгского фольклора в один из видов преданий - "мифологические"- в действительности относятся к трем разным жанрам: мифы, мифы-былички, былички и бывальеены. От преданий не какдый из этих жанров
отличается своим специфическим содержанием. Предметом мифа является окружающая человека действительность, в которой вое предметы мыслились первобытным оознанием как одушевленные : сущеотва. Презде всего это рассказы этиологического содержания.
Содержание мифов-быличек - контакты человека о животными (брачные связи, оказание взаимовыгодных услуг друг-другу и т.д.).
Былички и бывальщины - оуеверные рассказы, основанные на народных верованиях. Они повествуют о фантастических существах низшей мифологии.
Разумеется, каждый из этих жанров имеет свои особенности и в сюжетно-тематическом составе, и в системе персонажей, и в поэтико-отилистичеоквх оредствах. Но сравнение по этим и другим параметрам не входило в наш задачи. Мы ставили целью выявить один существенный, главный признак кавдого жанра несказочной прозы, позволяющий'дифференцировать эту область фольклора на составляющие ее жанровые образования. Относительно преданий таким признаком является конкретный историзм произведений этого жанра. Но это не значит, что мы имеем дело с исторической хроникой. Речь идет об устремленности жанра к конкретно^ историзму и обусловленному этим конкретно-историческому способу изображения действительности, что в итоге дает основание для хронологической и географической локализации описываемых событий и лиц. По этой причине в современной фольклористике под "преданием" понимаются истори -ческие рассказы реалистического характере, т.е. произведения неродной исторической прозы.
В народно?* творчестве еоть еще один жанр, определяющим признаком которого является изображение конкретных событий и лиц истории. Поэтому была рассмотрена и проблема взаимодействия исторической песни н предания в адыгоком фольклоре, где при воссоздании событий и лиц прошлого эти'жанры выступают в синкретическом единство. Причина тесного сосуществования предания и песни об одном И том же событии, лице заключается в том, что предметом песни является чаще кульминационный момент события. Содержательная же сторона заклинена в дополняющем и комментирующем песню предания.
Предложенная наьл классификация адыгских приданий строится на понятии "сюжетообразувхщй мотив", выявление которого в каждом отдельном случае позволяет включать произведение в тот или иной вид, цикл. В этом случае циклы представляют оо-бой совокупность мотивов, отражающих одну, существенную сторону деятельности персонажа: проявление героизма, мудрости, следование морально-этическим нормам и т.д. На исследуемом затерзала это нам представляется оледуяосгм образом, Во-первих,-вадоляются два жантзовыо разновидности преданий: ноторические п топонимические. Такое деление не являет-оя общепринятым, поскольку, как выше било сказано, -собственно предания составляют только одну рубрику - асторнческна предания. Однако, в азнгсвси фольклоре ясно очерчивается жрут повествований, в которых топопшшчсскеЙ йотав занимает центральное место, т.е. играет сюмтообразувдую роль. Это обе тосте яьотво делает пра-вомзтшш, на наЕ взгляд, виде лепи о такого вида преданий, как
Исторически предания распадаются на две группы: об исто-
• - 10 -
рических лицах и памятных ообытиях историк. Ввиду того, что лица всегда действуют в событийном контексте и, наоборот, в преданиях о событиях действуют исторические лица, такое деление на первый взгляд необоснованно. Но в преданиях о лицах отеркечь повествования составляют поховдвния одного или даук персонажей, а в преданиях с событиях главное действующее лицо - народные массы.
И последний этап классификации этого вида преданий - в явление устойчивых скжетно-тематических групп или циклов. В зависимости от того, какой мотив, связанный с деятельностью лица стал сежетообразугацим в предании о нем, можно выделить следующие циклы: героические, о мудрецах, о пелуанах, морально-этические.
При классификации преданий о памятных событиях истории нам представляется целесообразным располагать материал, насколько это еозмоеко, я соответствии с хронологической последовательностью отраженных в них основных событий: ранние предания о заселении и освоении края, моик,сменные в мекродовы войны, :лесТ)Оодалыше и социальные войны, войны с внешними врагами и т.д.
В основе зарегистрированных пока нами всех топонимичее-ких преданий лежат два сюжетообразующих мотива. Видимо это объясняется узкой функцией этого вида преданий - объяснение географического названия. Топонимические предания мы разделили на две группы по типу образования географических назвг-ний; от имени, фамилии исторического лица; связанные с историческими событиями, случаями, происшедшими в той или иной местности.
- II -
Вторая глава диссертации - "Сюжетно-тематический оостав и ооновные мотивы преданий. Вопросы структуры: становление и эволюция основных мотивов". При исследовании преданий мы придерживались методологических принципов, согласно которым ис-торико-чфольклорный анализ спирается преаде всего на структуру произведений, в чаотностп на такой составляющий ее первоэлемент, как мотив. В свою очередь изучение сижетообразущих и второстепенных мотивов опирается на сравнительно-исторический метод, ибо корни этих мотивов уходят в героический эпос, оттуда - мифологию. Таким образом, исследование выходит за рамки жанра преданий. В результате прослеживается генезис и дальнейшее развитие мотивов, что позволяет учитывать закономерности историко-культурного развития эпической традиции в целом.
Ранние предания адыгов составляют повествования об их происхождении» о названиях адыгских народов, о первых князьях-оонозатэлях княжеских династий, о расселении племен и их столкновении с аборигенами края. Тексты преданий этой группы представляет собой по существу оложную комбинацию этнонима-чос:от, этногопетпчоских, генеалогических: и топонимических мотивов, каядый из которых нередко образует в структуре преданий самостоятельную сшетную линию. Наиболее архаический пласт народней исторической прозы адыгов имеет дво особенности. Во-первых,- попреют распространенному явлению в мировом фольклоре, когда в качество первопредиов выступает различные тотемы, предки адыгов не обладают никакими зооморфными или зооаятропеморфнымл чертами. Во-вторых,- адыгские предания изначально обнарукивают специфическую черту - историзм содержа-
- 12 -
пня, так как все вышеназванные мотивы имеют ярко выраженную историческую оонову.
Наиболее архаичный олой преданий о различных войнах представлен повествованиями о выделении из адыгских племен самостоятельных народностей кабардинцев и черкесов - ХШ-Х1У вв.
Широкое распространение получили в исторической прозе адыгов сюжеты об их взаимоотношениях с русскими. Хотя история адыго-русских связей знает немало примеров, когда одна аторо-на оказывала другой экономическую и военную помощь, тема подавляющего большинства преданий - ожесточенная война против царской колонизации. Большое место занимает в исторической прозе адыгов и тема борьбы с ту'рецко-крымокими захватчиками. Реальная опасность нападения турецко-крымских войск существовала еще с ХУ века, когда крымские ханы попали в вассальную зависимость 'от Тур-ции и были поотроены турецкие крепости в Крыму, уотьа Дона и на Таманском полуострове. А о ХУ1 по ХУШ вв. Кавказ был еще и ареной русско-турецкого соперничества. Эти обстоятельства предопределили появление на свет множества сюжетов о сражениях с крымцами, калмыками, ногайцами и не случайно в историческом фольклоре адыгов эти этнонимы отождествляются с образами врагов.
Нашли отражение в исторической прозе адыгов и крестьян. ские войны ХУШ в. под предводительством Машуко и Дамалея, борьба которых была направлена не только против князей, но и против внешних захватчиков. Структура преданий о крестьянских выступлениях представляет собой сюжетную схему: усиление феодального гнета - успешные боевые действия восставших - раскол восставших князьями - расправа с крестьянским вовдеы. Вообще
в преданиях о различных войнах самый распространенный мотпег-избавление от врагов посредством военной хитрости.
Предания об исторических лицах, в частности героические, составляют подавляющее большинство исторической прозы адыгов. Само понятие "героическое" - категория историческая. Его содержание эволюционировало от трудовых подвигов богов древних мифологических циклов нартского эпоса, представляющих собой по существу деяния культурного героя, осваивающего мир в борьбе о темными силами природы, до ратных подвигов героев поздних преданий, основные занятия которых - защита родной земля, участие в мевдуусобных, межродовых войнах, и главное, поиски достойного соперника и сракение с гам. После того как на основе преданий были воссозданы основные качества и черты характера гароя в народном представлении, было обращено внимание на одну особенность: народные представления о герое и героизме не всегда последовательны. Часто герои по только не отвочаэт распространенным в то пли зное время представлениям, по я оовэргаот деяния, прямо противоречаще им. Двойствен -весть з содержании этой категория проистекает, на паи взгляд, пз тесной связи преданий с реальной ьззнь» 2 ее конфликтами, э результате чего тлеем "исторические характеры" во ¿сей их противореча-госта. "то с одной стороны. С другой - возможно л ото имеет место - з образостроокиз срабатывает эпическая традиция, согласно которой Слабый в борьбе с более с и льны?,5 прибегает к хитрости я при этом симпатии народа оотаются на стороне победителя независимо от средств достлотнзл победы.
В основных циклах героических преданий повествования цикли-зз-шея по логическое (о Боре), биографическому (об Андемир-
кане), генеалогическому (о ТЗшаноковых) принципам. Тематичео-кий круг героических преданий на всем протяжении их развития остается неизменным: борьба с внешними врагами, участие в набегах на соседние племена, борьба с подобными себе другими героями адыгской земли и еще - тема кровной мести. Сюжеты преданий, реализующих этот тематический круг, объединяет одно обстоятельство - героические деяния основных персонажей. Народные представления о герое и героизме складываются из классического единства трех основных компонентов: возможностей героя, его коня и орущая. Анализ составляющих элеман - . тов этого триединого целого позволил проследить историческое развитие эпической традиции народа от мифолого-эпического r конкретно-историческому изображению действительности. Так, центральный образ ранних преданий этой группы - персонаж неоС чного происхождения, о первых дней отвечающий народным представлениям о герое внешностью и необыкновенной физической силой; часто обладающий, как и эпические предшественники, уязвимым местом и совершающий общественно-культурные деяния.
Образы, достигшие всеобщего признания в силу врожденных качеств, эволюционировали до персонажей поздних преданий, добившихся этого же положения благодаря личному опыту и самосовершенствованию. Это представление складывается в основном из умения владеть конем и оружием, тонкого знания тактики ведения различных поединков и сражений, неукоснительного соблюдения общепринятых морально-этических норм поведения.
Оружие героев ранних преданий изготовлено самим богом кузнечного ремеола Тлепшем. Оно носит "специальный" характер и поэтому незаменимо. Позже мотив божественного происхожденш
оружия сменяется мотивом искусного изготовлешш, когда кузнецы могут придать ему заранее заданные своПсты. В поздних же преданиях оружие героев 1шчем не отличается от оружия дру-гах персонажей. По оно становится грозным только в руках героев, по владении которым нет равных в округе. Т.о. мотив божественного происхождения оружия эволюционирует в мотив ио-куоного владония им.
И последний компонент рассмотренной системы - кони героев. В ранних преданиях во всех эпизодах, связанных с конями героев, переплетены эпические элементы и реальные признаки. Это эпизоды добывания коня (вышел из моря); вскармливания (выращен в подземелье, куда не проникал луч света); его качества (из ноздрей летят искры, па что упал взгляд героя -от них не уйдет и т.д.). По мере развития жанра мотивы, связанные с конями, начинают отражать реальный исторический опыт адыгов, накопленный ими в процессе выведения всемирно-известной кабардинской порода лопади. Знание героями различных способов выращивания коней, умение определять их готовность к длительному пути и, наконец, правильно подобранная лошадь применительно к той или иной местности в конечном итоге решают успех предприятия.
Наряду со значительными в количественном отношении циклами героических преданий разнообразна повествования, разрабатывающие один примечательный (в данном олучае - героичео-ким содержанием) эпизод из аизни исторического лица. При сохранении прежнего тематического круга все большее распространение получают - и это уже осваивание жанром новых аопекг действительности - сюжеты о выступлениях героев - одиночек
- 16 -
против существующих порядков, т.е. социального строя. Этот отап в развитии героических преданий характеризуется еще двумя особенностями: персонажи преданий, их кони и оружие полностью утрачивают мифолого-эпические свойства; довольно четко прослеживается уже сложившийся круг поэтических приемов из общеадыгского фольклорного арсенала - т.н. общие места (опособы ведения поединков, сражений, выращивания коней, закаливания яертв; эпизоды связанные о соблюдением, или наобо-. рот, о нарушением каких-то морально-этических норм Заметим, что "общие места" преданий - не устойчивые словеоно-образные выражения, а содержательные структур*"в повествовательной ткани произведений.
При завершении анализа героических преданий было обращено внимание на их характерную особенность - подверженность эпизации, которая обусловлена двумя факторами. Во-первых,-влияние предшествующей традиции. И это понятно, потому что героев нартского эпоса и преданий объединяет одно обстоятельство - типовые до своей сущности героические деяния: борьба о насильника!,®, ликвидация вражеского навествия, участие н набегах, многочисленных поединках и т.д. А сходные явления и ситуации по известному положению описываются сходно, что в одет к идентичности в описании л ере еланей, коне!!, ору п. я, т.е. они нзобранаатся посредством отлпвиахся стореотппо? худо-Еоственного повосавовапня. Во-вторых,- по мера того как событие отдаляется во времени, рассказы о нем подвергаются eco большей эгшзадав, ибо у&з имеет место.образно-абстрактное восприятие действительных фактов истории.
Поскольку общественная жизнь бесгасьмеиного аддгекого
- 17 - ■
общества столетиями регламентировалась неписаным заколом (обычным правом), в отруятуре предания воох групп большое меото занимают морально-этические мотивы. Количество текстов, в которых последние выступают в качестве сюяетообразувдих, позволило нам ввделить их в отдельную сгоотно-тэматическую группу - морально-этические предания. По существу, они разрабатывают те или иные заповеди морально-этического кодекса адыгов: почтительное отношение к старшим, женщинам; терпеливое перенесение страданий; скромность; воздержанность в еде; гостеприимство; верность клятве; способность хранить тайну; неукоснительное соблюдение регламентация при поединках, военных дейотвиях и т.д. Предания этой группы делятся па порицательные, где осущщются поступки не достойные героя и величальные, где прославляются герои, не отступившие от общепринятых норм при' стечении неблагоприятных обстоятельств.
Главные предметы изображения произведений исторической прозы адыгов - воин и войны, что справедливо по отношению вообще к устной традиции парода. Поэтому особняком в псоледуо-мом яанре отоит цикл преданий о мудрецах. В основе рт^чннх вариантов преданий о Бзихаэтокове, который, по рассказам, до тридцати лет был лишен разума, один оюкатообразущий мотив -предсказание будущего. Если в мировом фольклоре л л к тыльная неподаианссть предполагает накопление физичеокой силы, то в данном случае речь идет о накоплении интеллектуальной мощи.
Основные сгойетосбразующве мотивы преданий о Казаноко-проиохежденио героя, мудрый суд, переселение села на новое место, оплакивание язвого князя, мудрые ответы. Помимо этих мотивов, свидетельствующих о необыкновенном увэ мудреца, рао-
пространены сюжеты, где Казаноко выступает в роли реформатора общественной жизни - ломка патриархальных обычаев, этичеоких норм, представлений.
В ряде преданий мотивы, связанные о проявлением большой физической силы стали сюжетообразующими. Становление этого цикла совпадает по времени с периодом, когда тема борьбы адыгов с внешними врагами становится центральной - после X в. Наиболее продуктивным в этоП группе является широко распространенный в мировом фольклоре мотив единоборства богатырей. Историческая проза донесла до нас действительный факт истории, зафиксированный еще русскими летописями. Речь л дет о предпринятом в 1022 году князем Тмутаракани Мстиславом походе на адыгов (тогда -касогов) и о его поединке с касожским богатырем Редедей. Аналогичным способом решается исход сражения между адыгами и калмыками, крымцами. К услугам силачей-борцов прибегали и князья в конфликтных ситуациях. Героями поздних преданий этого цикла выступают уже силачи из числа местных жителей. Здесь в качество сюжетообразуюедах чаще встречаются мотивы поднятия и перемещения различных тяжестей.
Основная функция топонимических проданиЛ - объяснение» того, откуда произошло то или иное название местности. Версия происхожде;шя топонима от имени, фамилии исторического лица оказалась самой продуктивной для жанра в целом на всем протяжении его развития. Реже встречаются предания, где топошл/г связываются с кашли-ни будь случаями, происшедшими е той кяк иной местности. Вообще же топонимический мотив относится к числу самых распространенных в исторической прозе альтов. Топонимические мотивы в структуре преданий всех групп ляются
- го -
своеобразными показателями нарастания в жанре историзма,'его движения к конкретно-историческое споообу изображения дейст-вителыюсти. Так, в ранних преданиях локализация ообытий и
ijte
лиц?идет дальше указания на тот факт, что действие происходит на аднгской земле. По мере развития жанра наблюдается тенденция к четкой географической локализации. В поздних преданиях указываются не только села, откуда родом героя, :о и детальное описание моста, гдо разворачивались события.
Третья глава диссертации - "Система персонажей". Были рассмотрены вопросы становления образа в ранних преданиях и его эволюция на всем протяжении развития жанра. При воей установке жанра в целом на изображение исторической действительности последняя находит свое отражение в преданиях не в формах самой жизни, а в формах, так или иначе связанных с традицией. Прозде всего схематизации подвергаются действия героев, ибо оно, действие первично- в фольклоре вообще. D нем раскрываются образ героя, его характер, т.е. глазное содержание биографий героев - их деяния, совершаемое б тыловых оитуацяях. Схематизация же действия, в свою очередь, ведет к схематизации действующа лиц.* Этим, видимо и объясняется наблпг эмое в преданиях преобладание типов над индивидуальными характерами. Индивидуальные черты же, исключал формальные элементы, каким:! являются имя и отдельные моменты биографии - довольно позднее завоевание жанра.
Поскольку в этой главе мы ставили цель - проследить формирование и эволюцию образа в системе предания, необходимо биле вернуться к истока?/, сюжето- и образостроенвя - перво-
I. Весе лове ••л.й Л.II. Историческая поэтика.-JI.,1940 -С 495
- 20 -
охемам в первообразам. Они же сложились в мифологии, к которой генетически восходят и предания. В образах "родоначальников*4 - первопоселенцев привлекает внимание общественно-культурная деятельность, закрепляемая еще в мифах за образами различных божеств, затем и за персонажами поздних циклов нарт-окого эпоса. Эта традиционная мифологическая схема- деяния общественно-культурного характера - воспроизводится и в биографиях "родоначальников" адыгов, в роли которых выступают Кабарда и Черкес. Но в преданиях эти схемы приспособлены к реальным ообытиям, преподносятся в бытовом плане: герои вы-отупают в ролл учредителей различных порядков р общественной в хозяйственной жизни адыгов (учат их различным ремаолам, устанавливают брачные правила, вводят определенную социальную организацию, выполняют функции землеустроителя).
Влияние предшествующей традиции на процесс становления в развития образа предания в полной мере проявилось в героических преданиях. Речь идет о мифолого-эпических элементах в структуре образов этого цикла. И во внешнем облике, и в возможностях, и в функциях персонажей преданий прослеживается прямая связь о архаическими гредпественникаш - герояьш нарт-ского эпоса в, далее, персонажами мифов. Для иллюстрации этих положений сошлемся на некоторые архаические элементы в образо-строанив преданий:
- наличие уязвимого места. У героя нартского эпоса Сос-руко уязвимо только колено, оставпаося незакаленпш. Героч ранних героических преданий Андешркан уязвим только е тс;« олучае, если он окакатся баг овоого коня в оруазя (заметам: а то в другое - необычного проксхощш«ия).
В поздних преданиях герой уязвим только тогда, когда он опит или пьян.
- Обычай героев "щхьэхь" (букв.: принести голову), широко распространенный в партском эпосе и в ранних преданиях впоследствии трансформируется в обычай уноса цапки противника, что равносильно для последнего смерти.
- Один из элементов образостроения - выраке.ше богатырского гнева. Признак проявления этого чувства у мифичеокого существа великана - волосы на всем теле встают дыбом У героя ранних преданий в порыве страшного гнева волосы ял голове встают дыбом, отчего приподнимается шапка. 1иев ко персонала позднего предания передается посредством того, что кончики его усов приподнимаютоя. Эти несколько примеров из множества проанализированных в диссертации подтверждают наше заключение о том, что большинство элементов сюжетики и образостроения преданий не может быть понято и объяснено в рамках только э-.о-го жанра. Действительно, каядое звено в выотроешшх эволюционных цепочках знаменует собой новый этап в историческом движении эпоса от мйфолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности.
Анализ целого ряда типичных ситуаций - схем, наглядно демонстрирующих поведение и взаимные отношения героев не только свидетельствует о безусловном влиянии предшествующей эпической традиции, но и подтверждает на фольклорном материале тезис специалистов - историков о замедленном развитии, стагнации ссциалы1о-экоиомичесг.их отношений адыгов на протяжении многих столетий. Так, при рассмотрении конфликтных ситуаций и способов их разрешена?! выявились две закономерности. I) Как
- 22 - •
только герой демонстрирует перед окружающими свое превосходство в умении владеть конем и оружием и распространяется молва об его мужестве, героизме, немедленно находятся противники, тоже претендующие на роль "первого воина". 2) Поскольку всо противник героев осознают, что им не одержать верх е открытом поединке, они осуществляют свои замыслы обманным путем. Да и сами герои, столкнувшись с более сильными противниками, поступают аналогично. Эти схемы универсальны по отношению ко всем этапам эпического творчества адыгов на всем протяжении его развития: от архаических сказаний нартского эпоса до поздних преданий. Как заметил русский военный историк
H.О.Дубровин: "Черкесские наездники, получившие известность в олаву, искали себе достойных соперников, при встрече с которыми находили предлог к ссоре и непременно вступали в единоборство, чтобы порешить вопрос: который из двух наездников
„ т
доляен пользоваться громкою славой и известностью .
Эти обстоятельства, вместе взятые, опровергают утвердившееся в специальной литературе мнение о том, что некоторые герои преданий - Андемиркан, Ешалоковы - борцы против социальной несправедливости и что они - жертвы классового противостояния. II этот вопрос не снимается последовательным указанием в ряде преданий социальной принадлежности героеп. Последнее объясняется тенденцией исторической прозы к более или менее социальной характеристике героя. П не более. Таким образом, основных персонажей преданий объединяет - и это главное-то, что они герои и молва об их героических деяниях хода? по
I. Дубровин И.О. История.во^ны и владычества -русских "а Кавказе. -СПб, I87T. -ТЛ. -П:!.Т. -С.2Г<\
свету, т.е. принадлежность к типу героев. Именно в силу этих обстоятельств их конфликт запрограммирован и в них заключается неизбежность их столкновения.
Типологичность образов преданий не исключает включения в их структуру каких-то индивидуальных качеств, проявляющихся все более по мере ослабления их идеализации и героизации. Из-редко встречающиеся в ранних преданиях личностные птрихи, относящиеся большей частью к характеру героя, нередко разрастаются в поздних текстах до самостоятельных сюжетных линий. Такие качества героев как мукество, сдержанность во всем, уважительное отношение к старшим, следование определенным морально-этическим нормам объясняются но как изначально заданные им, а пак приобретенные личным опытом. Т.е. герои преданий объясняют где, когда п при каких обстоятельствах они столкнулись с тем или иным явлением, после чего с ни начали поступать так, а не иначе. Такие примеры свидетельствуют об усилении реалистических тенденций в изображении человека.
Б целом же примеры личностного началз в преданиях редки, не типичны. Широкое использование в исторической прозе традиционных средств образостроения сводит на нет вопрос об изображении в ней личностей, исторических лич. Этот факт, противоречащий основной установке жанра в местом по отношению к действительности - изображение исторических событий и лиц- подтверждается структурой образов преданий.
Четвертая глава диссертации "Поэтико-стилистпческие особенное?:! преданий". Предварительно была рассмотрена проблема худсг.естеоннссти преданий. В силу основной, утилитарней ?уики:::: преданий - познавательной, информативной - этот
- 24 -
жанр не эстетический, т.е. произведения не преследуют целей художественного порядка. Однако важно изначально разграничивать два взгляда на этот жанр: с точки зрения "самого канра"-носителей фольклорной традиции и с точки зрения науки. Отправной точкой при определении указанной основной функции преданий является отношение сказителей и их потенциальных слушателей к произведениям: по их мнению предания передают действительные, реальные факты прошлого. Отсюда - самый главный критерий, предъявляемый ими к повествованиям- достоверность. С народной точки зрения предания правдаеы. Но из этого не следует, что перед нами источники, воссоздающие'без искажений факты политической истории. 'Правда" преданий - не историческая правда. Относительно фольклора в преданий, в частности, правомерно говорить о художественной правде (вымысле), которая не отличается сказителями от правда исторической. Т.е. безусловно художественные средства, в том числе и многочисленные общие места, чаще вносящие в структуру произведений вымысел, не осознаются носителями фольклорной «градещщ как таковые. Более того, они токе слукат объяснению *дз2ствктояьшзсп фактов, являясь обшпшм средством "документального4 повествования. Так разрешается проблема художественности преданий с точки зрения сказителей и т: потенциальных сщгсатейеЗ. С научной же точки зрения произведешь народно" всторячоской прозы, безусловно, представляют собой шар ^удокестаовкогс отражения действительности.
Систему выразительннх средств преданий составляют козаю-зиционгае в стилистические сродства. Основное олекенти шапо-зиции преданий:
- 25 -
-Зачини. Доказательства достоверности рассказываемого (сонлкп на общеизвестность преданий, песню, различите топони-гт, антропонимы).
- Экспозиция. Краткая характеристика персонажей и сообщение о тех или иных обстоятельствах, при которых происходили события. Она может быть как прямой (з начале рассказа), так
и задержанной (в середине, концо).
-Завязка. Предыстория конфликта, ношшуеко приводящая героев к противостоянию.
-Кульминация. Конфликт и различные способы его разрешения.
- Концовка. В цел ст.« подытоживают смысл рассказанного, служит в своп очередь прямым или косвенны!/, доказательством достоверности рассказанного.
Имеют место в преданиях и такие композиционные приемы, кшс троичность событий, ретардация. Выражением последнего являются экскурсы сказителей во времена, когда происходил;- со -бытия. При этом сообщается, хале.в норлг поведения тогда бытовали, что считалось правилом, что осуждаюсь. Сада же относятся и введение развернутых пейзажей (подробное описание моста боя и т.п.).
К стилистическим выразительны!/ средствам относятся:
- спитот. 3 целом эпптетпат система преданий направлена лрогдо всого на воссоздание образа доблестного война. Относительно героинь доминируют эпитеты, определяю!,-иг такие качества, как скромность, красоту, ум. Нередки эпитегы, характеризующие род в целом. В характеристике персонажа предания важную роль играют опптеты, определяющие пространство и нрем.
- 26 -
при которых разворачивается событие.
- Гипербола. Предания знаменуют собой смену одного способа изображения действительности другим: мифолого-эпическо-го конкретно-историческим. В таком же реалистическом направлении происходит и процесс трансформации гиперболических форм. Облик героя преданий, его возможности, те или иные качества его коня и оружия - явления, чаще подлежащие гиперболизации -по мере развития жанра теряют мифолого-эпическую мотивировку, в сияз? чего этот прием предстает в поздних преданиях как отражение реальных качеств.
- Символ. Речь идет в первую очередь о символической организации поведения персонажей и знаковой функции тех или иных явлений. Наибольшее распространенна получила символика организации поединков, сражений. Ряд символов строится на нарушении персонажами неписаных законов морально-этического кодекса адцгов.
- Сравнения. Ими в немалой степени достигается образность ¡з выразительность-языка преданий. Объектами сравнений выступают персонажи преданий (как внешность, так и возможности), 'кони, окружающий героев предметный мир, а образы сравнена* создаются путем привлечения окружающего героя действительности во всем его многообразии. Наибольшее часдо сравнений берут своя образы зг животного шра,. растительного мира, привлекаются также небесные светила, различные явяоеия природы. В т-л-лои для сравнений преданий характерно воссоединение эстетического в природе с человеческим содержанием. Подавляющее большинство сравнения - всзчышащис,' содержало положительную 'оценку явлений. Есть примеры и обратного порядка - снижающие.
- 27 -
К -числу повествовательных особенностей преданий вообще, и адыгских в честности, относятся общие места, чаще вносящие в произведения художественный вымысел. Часть общих мест преданий заимствована ими из предшествующей традиции» часть выработана уже самим жанром. В диссертации рассматривается большое количество общих мест, представляющих собой по существу приемы художественного отражения действительности.
Действия преданий протекают в реальном историческом времени и на реальном историческом пространстве. Переход от мифо-поэтической традиции к исторической повлек за собой коренной перелом в восприятии категорий времени и пространства. Уже ранние предания обнаруживают составные измерения исторического времени: прошлое, настоящее, будущее. Хотя еще долгое время срабатывают каноны предшествующей тра.дщив, в исторической прозе налицо тенденция перехода от мифической и циклической концепции времени к исторической. В целом же пространственно-временные понятия преданий обусловлены основной хозяйственной деятельностью носителей традиции и господ тт,"~,"тп1"и в обществе идеологическими установками.
В заключении диссертации обобщаются результаты исследования, намечаются дальнейшие пути решения поставленных проблем.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
I. Тезисы доклада: "Элементы богатырской сказки в цикле преданий о ЕпапокоЕых" на республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Нальчик,1985, -0.? п п.
- 28 -
2. Статья "Поотико-стилистичёские особенности преданий"-к."Ошхамахои, Нальчик, 1989, Л 4, - 0,7 п.л. (на каб.яз.).
3. Статья "Жанр преданий в контексте несказочной прозы адыгов" принята к печати в сборник научных трудов сектора фольклора Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики - 1,5 п.л.
- 27 -
К -числу повествовательных особенностей преданий вообще, я адыгских в честности, относятся общие места, чаще вносящие в произведения художественный вымысел. Часть общих мест преда-гай заимствована ими из предшествующей традиции, часть выработана уже самим жанром. В диссертации рассматривается большое количество общих мест, представляющих собой по существу приемы художественного отражения действительности.
Действия преданий протекают в реальном историческом времени и на реальном историческом пространстве. Переход от мифо-поэтической традиции к исторической повлек за собой коренной перелом в восприятии категорий времени и пространства. Уже ранние предания обнаруживают составные измерения исторического времени: прошлое, настоящее, будущее. Хотя еще долгое время срабатывают калош предшествующей традиция, в исторической прозе налицо тенденция перехода от мифической и циклической концепции времени к исторической. В целом же пространственно-временные понятия преданий обусловлены основной хозяйственной деятельностью носителей традиции и госпот",™"-^тт1«'и в обществе идеологическими установками.
В заключении диссертации обобщаются результаты исследования, намечаются дальнейшие пути решения поставленных проблем.
Основные положения диссертации нашли отражение в следующих публикациях:
I. Тезисы доклада: "Элементы богатырской сказки в цикле преданий о Еиапоковых* на республиканской научно-теоретической конференции, посвященной 40-летию Победы советского народа в Зеликсй Отечественной войне. Нальчик,1985, -0.? п я.
-23 -
2. Статья ^оэтико-стилистаческие особенности преданий"-ж."Ошхамахоя, Нальчик, 1989, & 4, - 0,7 п.л. (на каб.яз.).
3. Статья "Еанр преданий в контексте несказочной прозы адыгов" принята к печати в сборник научных трудов сектора фольклора Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики - 1,5 п.л.