автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Агональные основы культуры донского казачества

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Калашникова, Наталья Кирилловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Агональные основы культуры донского казачества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Агональные основы культуры донского казачества"

На правах рукописи

КАЛАШНИКОВА Наталья Кирилловна

АТОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

*

I

I

Ростов-на-Дону - 2005

Работа выполнена на кафедре управления и права Института экономики, управления и права Ростовского государственного педагогического университета

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Литвиненко Лилия Львовна

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Штемпель Людмила Александровна;

доктор философских наук, профессор Радовель Михаил Рувимович

Ведущая организация - Донской государственный

технический университет

Защита состоится 17 ноября 2005 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Ростовском государственном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, факультет философии и культурологии РГУ, ауд. 427.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке РГУ (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148).

Автореферат разослан «/.5"» /хеГ^С^кй 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

М.В. Заковоротная

1905?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

^3068

Актуальность темы. Исследование культуры донских казаков вводит нас в плоскость широкой культурологической проблематики. Переходный характер современной российской культуры настоятельно требует осмысления проблемы пути России вновь, как и век назад, делая актуальным обсуждение вопросов самого существования страны, направления ее развития, взаимоотношений территорий, этносов, социальных групп. Сложность описания современной социокультурной ситуации состоит в том, что создание моделей функционирования региональной культуры и формирование на их основе культурной политики вступает в противоречие с конкретной практикой существования много-этничного государства, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами, их притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, раз-нонаправленностью ценностных ориентаций.

При всем многообразии конкретных исследований (от описания культур отдельных народов или отдельных социальных групп, проблем межкультурных коммуникаций разного уровня, способов организации социальной жизни до анализа психологических особенностей представителей того или иного сообщества, их социально-политических, экономических и культурных предпочтений) ощущается отсутствие единства в понимании российской культуры, представление о котором постоянно изменяется в зависимости от политической конъюнктуры.

Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры страны в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой серьезного междисциплинарного исследования, где многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованное™ во времени и пространстве они носят более очевидный характер. Не случайно в последнее время появилось и развивается представление, что Россия - это регионы.

Как бы ни были важны проблемы политического устройства страны, они носят временный характер. Более того, нерешенность многих региональных проблем в политической плоскости лишь свидетельство того, что в этой логике они в принципе решены быть не могут (если не учитывать всегда сохраняющееся и постоянно доминирующее желание все проблемы решать волевым путем). Региональная аналитика сегодня столкнулась с тем, что исследования носят либо характер констатации наличной ситуации, либо описывают внешнюю сторону про-

исходящих процессов.

Назрела необходимость сочетания в анализе внешних характеристик региона с глубокой саморефлексией. По сути, речь должна идти о региональной герменевтике (термин предложен В. Каганским)1, постижении культурных, идеологических и политических контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире.

Новый уровень анализа региональных культур связан с осмыслением этнокультурных различий. Двунаправленный процесс описания и осмысления этнического разнообразия и попытки создания типологических исследований обогащают процесс анализа региональной специфики России. Особую актуальность приобретает анализ национальных отношений в регионах, в том числе и как определенный фактор нестабильности социальной жизни.

Осмысление этнокультурных проблем находится в рамках более общей проблематики - обретения региональной идентичности и формирующегося регионального самосознания в постсоветской России. Именно эти проблемы выходят сегодня на первый план в регионалисти-ке: требуют осмысления соотношения региональных, национальных и общегражданских ценностей.

Значительный опыт анализа географически закрепленных культурных сообществ накоплен в международной регионалистике и связан с созданием целостного образа иной культуры. В настоящее время необходимо, используя накопленный опыт, применить его для анализа региональной проблематики в современной России. Сложность поставленной задачи усугубляется тем, что если национальные культурные общности, проживающие на территории Российской Федерации, в той или иной мере изучались, то регионы, особенно заселенные по преимуществу этническим русским населением, целостному анализу практически не подвергались. Во многом это объясняется тем фактом, что эти «локальные историко-территориальные образования, обладающие ярко выраженной локальной специфичностью» всегда акцентировали «собственную принадлежность к российскому государству»2.

Область Войска Донского представляет собой уникальное историко-культурное образование, парадоксальным образом сочетающее в себе как черты архаической кочевой культуры местных племен, так и особенности уклада оседлого русского населения Вызывает интерес и проблема, связанная с применением модели описания европейских культур к региональным культурам России, возможность адекватного

1 Каганский В.Л Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. М , 2001. .

2 Кончанин ТОТ', ПодопригОра С Я, Яременко СН Социология Ростов н/Д, 2001. С. 78. '

перевода опыта международной регионалистики на язык анализа российской культурно-исторической действительности.

Таким образом, необходимо создать не только модели и методики, по которым становилось бы возможным максимально точно описать ретион как единое геокультурное пространство, но и попытаться практически использовать наработанный инструментарий для анализа конкретного региона.

Научная разработанность темы

Весь массив исследований, так или иначе затрагивающих проблематику настоящей диссертационной работы, можно условно разделить на теоретические работы, посвященные процессу становления типов культур, факторов, влияющих на этот процесс, и изменению представлений о личности и ее культурной самоидентичности, и работы ис-торико-культурологические, освещающие региональную специфику культуры донского казачества.

Обобщающих теоретических работ но проблеме агонистики в европейскую научную мысль введено достаточно много. Понятие агона и атонального характера древнегреческой культуры ввел Я. Буркхардт, это понятие можно встретить как в работах зарубежных историков и культурологов (Ж.П. Вернан), так и российских (В.Ф. Асмус, А.И. Зайцев, Г.В. Драч). Игровая концепция Й. Хейзинги1 позволила по-новому взглянуть на проблему становления культуры в целом и процесс вхождения человека в общество, приобщения его к ценностям культуры. Именно теория игры как основополагающей деятельности соединила философские построения об атональном характере греческой, а с ней и европейской культуры, с исследованиями по истории регионов России.

Исследование региона в краеведческих исследованиях, активно развивавшихся с 60-х гг XIX в до 20-х гг. XX в., велось в логике описания природно-географической, этнической, хозяйственной структур, обращения к его истории и культуре, подчеркивая уникальность и своеобразие отдельных территорий. Попытки осмысления культурно-исторической специфики Донского края связаны с именами историков и этнографов Д.К. Зеленина, A.A. Лебедева, Е. Котельникова, A.M. Лис-топадова.

Интерес исследователей в основном был связан с народным фольклором (В. Броневский, В. Быкадоров, Н. Краснов, В. Сухорукое) или с участием донских казаков во внутренних политических и международных процессах. Особое внимание уделялось участию казаков в

1 ХейзингаЙ. Homo Ludens. М., 1992.

войнах, которые вела Российская империя (Г. Атарщиков, М.Я Ольшевский, В.А. Полторацкий, В. Потто).

К настоящему времени накоплен значительный историко-этнографический материал, который вовлечен в научный оборот историками. Следует отметить такие работы, как исследование этнокультурных процессов на Дону C.B. Черницына', культурологический анализ русской субкультуры на Нижнем Дону и Северном Кавказе В.В. Мавродина, обобщающую работу «Земля Донская в XVIII веке» А.П. Пронштейна, многочисленные работы Б.Н. Проценко по истории духовной культуры донских казаков2. Интересна работа В.П. Трут3, посвященная трансформациям культуры и менталитета донского казачества в результате перехода России от аграрного уклада к индустриальному. Весьма интересны статьи A.B. Ярового, посвященные анализу атонального пространства ритуалов русской культуры4, и кандидатская диссертация, посвященная указанной проблеме, «Атональные основы мужской субкультуры» (Ростов н/Д, 2003).

Кроме указанных работ, необходимо отмстить исследования, концептуально значимые для данной диссертации. Прежде всего, это исследования процессов социализации и инкультурации (М. Мид, Э. Эриксон, Т. Парсонс), работы по анализу символических форм культуры (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров), исследования по социальной и этнопсихологии, затрагивающие различные аспекты детства и отрочества (Т. Стефаненко, Д. Эльконин). Большое значение для диссертации имели работы, посвященные мифам и ритуалам архаических культур (М. Элиаде «Тайные общества Обряды инициаций и посвящений», «Миф о вечном возвращении») и особенностям архаического мышления (К. Леви-Строс «Первобытное мышление», К.Г. Юнг «Психология бессознательного»).

Между тем, необходимо предпринять попытку переосмысления истоков и сущности традиционной культуры казаков Дона с учетом новых теоретико-методологических подходов, а именно попытаться соотнести европейскую модель развития культуры с российскими культурно-историческими особенностями.

1 Например, Черницын С В Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII - XVIII вв.) // История и кул мура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблема межэтнических отношений Сб науч статей Ростов н/Д, 1999.

2 Например, Проценко Б Н. История духовной культуры донского края. Ростов н/Д, 1993.

3 Трут В.П Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года) Ростов н/Д, 1997

4 Яровой A.B. Агональное пространство культуры // Рубикон. 2003. № 22.

6

Теоретическая и методологическая основа исследования

Теоретической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философской и культурологической мысли, так или иначе отвечающих задаче, поставленной в исследовании. Автор разделяет взгляды ученых ростовской культурологической школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, В.К. Королева - и поддерживает деятельностную концепцию в определении понятия культуры Согласно этому подходу, культура определяется «как процесс развития сущностных сил человека, способностей в ' ходе его сознательной деятельности по производству, распространению

и потреблению определенных ценностей»1.

Внимание акцентируется на том, что культура - это сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности, общества и творческой самореализации человека. Это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм и способов организации поведения и общения, процесс творческой деятельности человека. В диссертации используется игровая теория происхождения и развития культуры И. Хейзинги, чтобы акцентировать внимание на агонально-деятельност-ном аспекте культуры донских казаков.

В работе используются методы исторического анализа, анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение. Также применяются общенаучные методы: сравнения, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, метод единства исторического и логического, диалектический принцип объективности и всесторонности и др.

Объектом диссертационного исследования выступает традиционная культура донских казаков XVIII - начала XX вв. Исторический период выбран, исходя из историко-этнографического материала, который показывает, что как целостный феномен культура донских казаков фиксируется к концу XVII - началу XVIII в. и начинает трансформиро-( ваться в связи с объективными социально-политическими и культурны-

ми условиями во второй половине XIX в.

С Предметом рассмотрения является атональность как сущностная

характеристика казачьей культуры.

1 Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: РГУ, 1979 С. 67.

7

Цель диссертационного исследования - анализ атональных основ традиционной культуры донских казаков и конкретно-исторических проявлений атональности.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1 Определить возможность и границы использования понятийного аппарата агонистики к региональным культурам России.

2. Выявить ключевые формы проявления атональности в культуре донских казаков.

3. Выделить универсальные и особенные компоненты атональности в казачьей культуре.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании предпринят опыт целостного культурологического анализа традиционной культуры донских казаков, возможности и необходимости применения понятийного аппарата международной регионалистики в анализе уникальных локально-исторических культур России. Это нашло свое выражение в следующих конкретных пунктах:

- показана теоретическая и практическая значимость игровой теории и агонистики для анализа региональных культур России;

- выявлены универсальные характеристики в атональной культуре донских казаков, связанные со становлением особого типа личности;

- показано, что для традиционной казачьей культуры характерны уникальные компоненты, создающие особый социокультурный ландшафт казачьих культур на территории России (этносословный характер ценностных установок, ценности пограничного типа культуры, военная направленность социокультурной деятельности);

- выделены и проанализированы формы проявления атональности в культуре донских казаков: в конструировании пространства казачьей станицы, в институтах социализации и в основных видах деятельности казаков.

Выносимые на защиту тезисы

1. При передаче социокультурного опыта на первый план выходит такая черта культуры, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям. Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающее из потребности присвоить, сделать своим иное пространство. Атональность - это функциональное включение агона в сферы культурной деятельности человека. Понятийный аппарат агонистики оказывается эффективным при анализе региональной культуры Дона, которая включа-

ет характер производства и социальной жизни, осознание собственной особости и значимости в судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности. По отношению к казачьей культуре можно отметить, что передача социального опыта и традиции в целом происходила в пределах атонального типа культуры.

2. С понятием атональности сопрягается понятие игры как куль-туротворчества, введенное И Хейзингой. Игра - необходимый способ социальной жизни, так как поддерживает идеал, определяющий духовную сторону культуры. Из качества, ритма жизни игра превращается в сценарий реализации определенного социального сюжета, нравственно-

I социальной идеи. Игра формирует особый, атональный тип личности,

ранее рассматривавшийся как уникальный, характерный для культуры Древней Греции. Для него свойственна состязательность, здоровая аг-^ рсссивность, инициативность, творческий подход к выполнению по-

* ставленной цели, свобода при соблюдении правил игры, установленных

обществом. В целом можно заключить, что атональный чип личности формируется как связанный с культурами так называемого пограничного типа.

3. Традиционная культура донских казаков в своих общих чертах соответствует атональному типу культуры. Атональность казачьей культуры ярче всего выражена в способе конструирования микро- и макропространства станицы, в действии институтов социализации, формирующих атональную личность казака, и в основной сфере приложения практических усилий — способах ведения войны. Атональность пронизывает всю повседневную жизнь казака. В условиях постоянных столкновений с кочевыми народами юга России и недружественными соседями - Турцией и Крымским хане гвом - оказывается востребованным не землепашец, а воин Военизированный быт казачества диктует качества, наиболее ценимые общиной: честь, храбрость, инициативность, совестливость, справедливость, приоритет интересов общины над личными. Круг как выражение общих интересов воплощается не только в органах самоуправления, наследуемых из эпохи военной демократии, но и в материальной сфере - в особенностях конструирования домов, в

^ планировке станицы, в особенностях ведения хозяйства. Значимыми

оказываются и материальное выражение заслуг казака- награды за храбрость, грамоты, оружие. Анализ материальной культуры казачества по-0 зволяет сделать вывод, что атональность является выражением преиму-

щественно маскулинного типа культуры, хотя соревновательность была свойственна и женской субкультуре.

4. Игровое начало казачьей культуры фиксируется в системе социализации и воспитания личности. Специализированных институтов, отвечающих за этот процесс, казаки не имели, однако присутствовала

хорошо разработанная система инкорпорирования в общество. Наибольшее внимание в системе воспитания уделялось навыкам, необходимым для того, чтобы быть достойным членом общины Через символические игровые формы ребенок научался обращаться с конем, оружием и овладевал традициями ведения казачьего боя. Особую роль играла ритуально-обрядовая деятельность, к которой человек приобщался с самого рождения.

5. Уникальными компонентами атональной казачьей культуры являлось сопряжение двух стереотипов поведения - собственно казачьей и крестьянской, заимствованной от русской «материнской» культуры Этот фактор способствует формированию к XIX в. особой этносо-словной культуры донского казачества, сочетавшей в себе как агрессивные качества военизированной культуры, так и мирные установки земледельческой. Вплоть до второй половины XIX в Казачья культура являла собой пример пограничной культуры, ориентированной на одновременно подчиненное положение по отношению к Центру и сохранение приоритетов свободы самоопределения и привилегий уникального региона.

6. Особенностью казачьей культуры является ориентация на войну, аксиологическое наполнение которой отличается от европейского и общероссийского понимания. Война воспринимается как неотъемлемая часть повседневной жизни, что отражается в военно-физическом воспитании подрастающего поколения. Битва, борьба, схватка пропитаны качествами, свойственными игре. Свобода, удовольствие, радость победы являлись неотъемлемыми характеристиками военных действий. Подтверждением служат многочисленные примеры участия казаков в боях, которые вела Российская империя. Военные традиции казачества оказались эффективными и востребованными в условиях внешней и внутриполитической нестабильности, а особые личностные качества явились фактором успешной адаптации к условиям трансформирующегося общества XIX - начала XX вв. Это делает возможным и актуальным обращение современных исследователей к особенностям формирования и развития культуры казачества как уникального типа региональной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Содержание диссертации позволяет оценить значимость понятийного аппарата, ранее применявшегося только для анализа европейского опыта, для исследования региональных культур России, а также очерчивает контуры уникального локально-исторического образования - казачьей культуры Дона.

Материал диссертации может быть использован в курсах по теории культуры, истории русской культуры, в спецкурсах по проблемам региональной культуры и краеведческих курсах.

Апробация работы

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета Основные положения диссертации были апробированы на региональных конференциях, посвященных культурам народов Северного Кавказа и Южного региона России. Отдельные материалы диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Структура диссертационного исследования определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, и заключения (117 страниц). Библиографический список включает 124 наименования, в том числе электронные ресурсы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана степень ее научной разработанности, сформулированы цели и задачи исследования, определены научная новизна и практическая значимость работы.

Глава 1 «Понятийный аппарат исследования» является методологической при рассмотрении проблемы атональных основ культуры донских казаков.

В параграфе 1.1 «Культура и игра» освещается вопрос, связанный с определением понятия «региональная культура». Были выявлены методологические принципы разграничения региональной и материнской культуры, выявлены условия и механизм заимствования характеристик. С точки зрения автора диссертации, казачью культуру Дона можно рассматривать как региональную с уникальными исторически сложившимися особенностями хозяйственной жизни, социально-политического устройства, особого «этоса» и ценностных установок при сохранении связи с материнской культурой России.

Поскольку акцент в определении культуры сделан на деятельности, то уместным, по мнению автора диссертации, является использование игровой концепции Й. Хейзинги Игра выступает в данном случае специфической культуротворческой деятельностью. Й. Хейзинга отмечает в работе «Homo Ludens», что в круг функциональных особенностей

игры входят эмоциональная разрядка, подготовка к суровым жизненным условиям и компенсация неосуществленных желаний. Игра выполняет две важнейшие функции - борьбы или состязания и представления, показа, демонстрации себя Игра воспитывает человека общественного, способною сознательно участвовать в социальной жизни, подавлять собственные эгоистичные побуждения, руководствуясь понятиями солидарности, чести, самоотречения. Игра - это свободное творчество при соблюдении правил, способ организации деятельности и общения. Наконец, игра - необходимый способ социальной жизни, так как поддерживает идеал, определяющий духовную сторону культуры.

Из определения игры вытекает важнейшее качество - атональность, анализу которого посвящен параграф 1.2 «Агон и атональность». Понятие агона предполагает, прежде всего, обращение к древнегреческой культуре - самому яркому примеру атонального типа культуры. Под агоном (от греч. - состязание, борьба) понимается основной вид выступления в античном обществе, вся жизнь которого была пронизана состязательностью. Как отмечал Й. Хейзинга, «... в процессе развития каждой цивилизации атональные функции и структуры уже в архаический период достигают своей самой явной и по большей части самой прекрасной формы». В понимании диссертанта агон представляет собой универсальное свойство (качество) культуры, в то время как атональность есть функциональное включение этого качества в культурную жизнь народа. В связи с этим необходимо отметить, что атональность формируется в особой социальной среде, где личность оказывается носителем пограничного типа культуры. Состязательность, соревновательность оказывается полем формирования маскулинного типа и источником разграничения культурных пространств женщины и мужчины.

Атональность есть функционирование агона - состязательности. Источник ее лежит в инстинкте распространить свое влияние на большей территории и способность к адаптации в изменяющихся социокультурных условиях. Можно предположить, что атональность как функциональное включение активизируется прежде всего в пограничных районах. Поэтому основными проявлениями атональности становятся игровые бои, обрядовые ноединки и развитие искусства боя как средство выживания в целом. При анализе традиционной казачьей культуры Дона автор диссертации приходит к выводу о близости сущностных характеристик древнегреческой атональной культуры и донской, что делает возможным приложения теоретического аппарата агонисти-ки для описания региональных культур, не входивших в ареал влияния древнегреческой культуры

В главе 2 «Агональный облик казачьего быта» предлагается анализ основных проявлений атональности в повседневной жизни казаков Дона.

Параграф 2.1 «Атональность микро- и макропространства казачьей станицы» описывает основные формы, в которых представлен агон. Подчеркивается, что особенностью хозяйственной жизни казака являлось сочетание военных обязанностей по охране территории с собственно аграрными - по возделыванию земель Формируется особый уклад жизни, связанный с совмещением кочевого образа жизни и соответствующих ему ценностей и оседлого, земледельческого В диссертации на обширном этнографическом и историко-культурном материале демонстрируется, что общиной ценились специфически мужские качества храброго воина и умелого земледельца, радетельного хозяина и кормильца. При этом доминирующее положение занимали военные доблести. Женская субкультура также наделялась атональными качествами, однако здесь наивысшую ценность имели мирные добродетели.

Макропространство станицы конструировалось вокруг майдана, на котором собирался казачий круг центральный орган самоуправления. Здесь решались все вопросы путем простого голосования. Система управления оказывается идентичной древнегреческому полису. Автор диссертации предполагает, что причины этого сходства лежат как в исторических истоках - военной демократии, так и в особенностях социально-экономической, политической и культурной деятельности. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала система самоуправления. Раз принятое по какому-то вопросу решение запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичном случае, становилось обычаем, и таким образом, создавалось «войсковое право», которое регулировало все стороны казачьей жизни. При этом необходимо отметить, что, создавая свои порядки, свое управление, свое «войсковое право», казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Ближним атональным кругом казака была семья. Семья для каждого человека - это прежде всего мать и отец, братья и сестры, самые близкие и родные люди, с которыми ты мог поделиться и горем и радостью, у которых ты в трудную минуту ищешь поддержки, совета, понимания, помощи и находишь. Автор работы подчеркивает особенности семейного уклада, также носившие черты, свойственные атональному типу культуры. В частности, при иерархичности семейных отношений женщины и мужчины имели практически равные права во внутреннем круге общежития. Семейное воспитание было подчинено единой цели развития самостоятельной, независимой, знающей свои права и обязанности личности.

В параграфе 2.2 «Агональный образ жизни и особенности личности» анализируются особенности мировоззрения казака и процесс социализации, который помогает закреплять особые атональные качества личности, необходимые для жизни в сложных условиях пограничья. Жизнь в приграничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей-кочевников, что вызывало необходимость постоянной готовности к отражению неприятельских нападений. Мужчины выезжали на рыбную ловлю и полевые работы с оружием. Женщины и девушки также владели огнестрельным и холодным оружием. Жизнь, полная опасностей, востребовала людей с сильным характером, личной неустрашимостью и выносливостью, вырабашвала у них смелость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке, умение отстаивать свою жизнь, свои права, свое имущество.

Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и славу в потомках». Это - главный принцип казачьего мировоззрения.

Первая часть триединства - казаком нужно родиться - подчеркивала право казаков на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Но одного казачьего происхождения, родства казачества по крови, недостаточно, так как казак - это состояние духа. Это образ мышления и норма жизни. Воспитывать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному благосостоянию поставил служение воинское.

«Казаком нужно стать» - принцип, подчеркивающий, что существует определенный нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый, ведущий свой род «от казаков». Этот постулат повлек за собой и правовые нормы, существовавшие в казачьей общине. Так, не казак по происхождению, мог казаком стать, быть принятым в казаки на круге. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрекся от своего народа. Став казаком, он оставался русским, калмыком.

«Казаком нужно быть» - подчеркивало самое главное в понимании жизни казаков. Свое понимание существования на земле они понимали как постоянное служение семье, общине, государству. Это предполагало определенные нравственные качества - чувство долга, ответственности, бесстрашия перед лицом опасности, отказ от собственных интересов в пользу общинных и т.д.

Характерно, что в традиционной культуре, к каковой, вне всякого сомнения, относится и казачья культура, личность, осознающая себя в процессе возрастных и социальных изменений, на первый взгляд не осознает себя как уникальную, независящую от общественных условий. Однако при анализе казачьей культуры можно обнаружить, что чувство

I

l

личного достоинства и самоуважения при наличии и гордости за свою ' общину присутствуют в системе военной демократии. Причем эти каче-

ства сочетаются с характерной для России соборностью как особенностью русского менталитета. Именно такое сочетание инициативной личности с необходимой степенью зависимости от общины и дают представление об адаптивных качествах казачьей общины (характерен, например, обычай «ссыпчины» у казаков). Таким образом, в работе фиксируется, что в качестве начал казачьей культуры следует выделить адаптивно-деятельностное, которое реализовывалось в принципах взаимопомощи и жертвенности по отношению к своей общине. Эти принципы являлись базовыми и для личности казака.

* Как показал в своих работах A.B. Яровой, передача традиции в традиционном обществе казаков происходила в пределах атонального

'' пространства, в котором содержались символические формы, значимые

А для данной сословно-этнической группы, т.е. через систему воспитания.

Процесс социализации был растянут во времени, и индивид, участвуя в ритуалах, проходил все стадии дифференциации. Инициальные обряды выполняли функцию подготовки к выполнению двух важнейших социальных ролей - воинской службе и вступлению в брак. В казачьей же среде важнейшей социальной ролью была роль воина. Государственные награды, поощрения ценились значительно выше, чем в крестьянской среде. Личность казака была ориентирована на служение государству. Хотя следует оговориться, что служение это предполагало и одновременное сохранение вольностей, исторически сложившихся в данном социокультурном контексте (самоуправление, иррегулярность воинских соединений и т.д.).

В главе 3 «Агонистика и война» диссертантом делается акцент 1 на основном виде деятельности казака, который напрямую был связан с

проявлением атональных основ культуры. Речь идет об особенностях боевых действий.

Параграф 3.1 «Участие казаков в войнах и походах» акцентирует внимание на важнейших исторических этапах, связанных с участием донских казаков во внешнеполитической и внутриполитической ' жизни России. Казачьи государственные образования на Дону и Север-

Ii ном Кавказе, с XVI в. существовавшие как демократические республи-

ки, ориентировались на Россию. Начиная с XVIII в., казачьи войска использовались во всех войнах, которые вела Россия, особенно активно

# использовались умения казачьей конницы и флота. Конница осуществляла отражение фланговых обходов, отвлекающие маневры, рейды и преследование отступающего противника. Часто использовалось каре, внутри которого находилась застрельщики. Обычно казачьи соединения включались в кавалерийские соединения и выполняли вспомогательные

функнии. Однако в реальности мобильные и инициативные казачьи отряды были не менее эффективными, чем гусарские или драгунские полки

По мнению автора диссертации, два момента военной истории наилучшим образом отразили специфику и эффективность казачьего способа ведения боевых действий - наполеоновские войны и Кавказская война И первый, и второй этап военного искусства казаков в исторической и культурологической литературе вызывает споры. Сначала о делах Д. Давыдова, Фигнера, Сеславина, Вадбольского, Кудашева говорилось с восторгом. Лихость и удаль молодецких набегов маленьких партий на большие отряды пленяли воображение. Затем наступил критический этап в оценке событий Однако независимо от того, насколько противоречивыми являются оценки событий тех лет, следует помнить, что именно казачий способ ведения боевых действий лег в основу и взят на вооружение командованием регулярных сил России.

Еще более неоднозначным выглядит этап Кавказской войны. Кавказская война привела к появлению нового образа офицера. В сложных условиях была выработана особая тактика ведения боевых действий. Так, получив от своих лазутчиков сведения о готовящемся набеге вражеского отряда, казаки первыми нападали на него, что не давало даже собраться в условленном месте. Следом сжигалось несколько аулов, известных как «недоброжелательные», захватывали лошадей, скот и очень быстро удалялись на свою сторону. Таким образом, из защищающихся казаки превращались в нападающих. Еще одна характерная черта - «врага знали в лицо», и в донесениях перечислялись поименно все те, кто погиб от руки казаков или попал в плен. В-третьих, это тактика «выжженной земли», введенная впервые Г. Зассом и используемая широко генералом Ермоловым Именно последнее вызывает в настоящее время наибольшее количество критических замечаний, однако в условиях боевых действий все средства, которые зарекомендовали себя как эффективные, хороши.

Параграф 3.2 «Стратегия и тактика ведения казачьего боя» обращается к практическому воплощению тех характеристик, которые свойственны атональному типу личности. Основой формирования базовых качеств личности казака служило военно-физическое воспитание, сочетающее в себе как строгую дисциплину и иерархию, так и поддержку особых качеств - инициативности, храбрости, в определенной степени творчества в специфических военных условиях. Можно заметить, что не следует видеть чисто утилитарные или чисто ритуальные характеристики в системе воспитания, поскольку в результате смешения сословных и этнических черт произошло и усиление практической стороны военной подготовки Между тем, игровое поведение, поощряемое в казачьей среде, является выразителем глубинной биосоциальной и психо-

логической потребности человека в импровизации, в спонтанности, не-регламентированном выражении1

Социальные стереотипы мужского поведения казаков близки стереотипам горских народов, их близких соседей. Так, доминирующим образом является образ сильного и свободного человека. «Чего не могу? Все могу!» В крестьянской же среде сформировался иной мужской стереотип - кормильца, крепкого, работящего, с легким характером. Несмотря на то, что и сегодня ценится мужчина - добытчик, в традиционной культуре кормилец - фигура самая значимая среди констант культуры.

В менталитете этого сословно-этнического слоя населения понятие войны несколько отличается от представлений других народов. Для европейской цивилизации, как впрочем, и для всех народов война - это несчастье. Для казачества война - это неотъемлемая часть жизни, носящая инициальный характер. Бой - это определенная среда обитания, определенное пространство, характеризующееся скорее нормой, чем ненормальностью отношений и условий взаимодействия.

Неотъемлемой частью ритуальных действ была борьба. Борцовские поединки встречаются в различных видах- на поясах, в обхват, на вольную. Наиболее интересным, с точки зрения автора настоящего исследования, является кулачный бой, который, как отмечают многие исследователи, представляет собой ритуализированные действия мужских тайных обществ, в частности, союзов воинов.

Пожалуй, одной из важнейших, но мало изученных характеристик казачьего боя является состояние, в которое вводили себя казаки перед вступлением в сражение. Они руководствовались скорее инстинктом, чем рациональным доказательством необходимости, скорее интуицией, чем логическими построениями. Возникает в связи с этим предположение, что речь может идти об измененном состоянии сознания, когда человек не ощущает боли, одержим жаждой крови, неуправляем и остро чувствует ситуацию.

Завершая анализ стратегии и тактики ведения казачьего боя, необходимо еще раз подчеркнуть характерную черту - игровой характер борьбы, который подчеркивает атональность, лежащую в основе казачьей культуры.

В заключении суммируются и обобщаются основные выводы и результаты, полученные в ходе диссертационного исследования

1 Любимова Г В. Обрядовые игры с переходной семантикой в русской традиционной культуре // ЭО, 1998. № 4. С. 70.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Калашникова Н.К. Культура донского казачества как феномен региональной культуры // Философия в XXI веке: Международ, сб. науч. тр. / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова Вып. 5. Воронеж: Воронеж. госпедуниверситет, 2005.-0,3 п.л.

2. Калашникова Н.К. Истоки и особенности донского фольклора // Известия ГОУК «Ростовский областной музей краеведения». Вып. 12. Ростов н/Д: изд-во ЗАО «Книга», 2005. - 0,4 п л

3. Калашникова Н.К. Истоки семейных традиций на Руси // Роль сферы образования в трансформации общества: теория и практика. Материалы Межвуз. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: РГПУ, 2005. - 0,2 п.л.

4. Калашникова Н К. Материалы Межвуз. науч.-практ. конф. по проблеме «Формирование профессиональной компетенции как цель модернизации образования». Бузулук, Оренбургская обл., 2005. - 0.2 п.л.

Подп в печать 05 т? Формат 60x84/16 Ьумш а офсетная Объем 1,0 п л Тираж 100 Заказ 2. ■/<#>

»20 3 9 8

РНБ Русский фонд

2006-4 19058

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Калашникова, Наталья Кирилловна

Введение

Глава 1. Понятийный аппарат исследования

1.1. Культура и игра

1.2. Агон и агональность

Глава 2. Агональный облик казачьего быта

2.1. Агональность микро- и макропространства казачьей станицы

2.2. Агональный образ жизни и особенности личности

Глава 3. Агонистика и война

3.1. Участие казаков в войнах и походах

3.2. Тактика и стратегия боевых действий казаков

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по культурологии, Калашникова, Наталья Кирилловна

Актуальность темы. Исследование культуры донских казаков вводит нас в плоскость широкой! культурологическойi проблематики. Переходный характер современной! российской! культуры, настоятельно требует осмысления проблемы пути России вновь, как и век назад, делая актуальным обсуждение вопросов! самого существования! страны, направления, ее развития, взаимоотношений территорий,, этносов, социальных групп. Сложность описания современной социокультурной ситуации состоит в том,-что создание моделей функционирования региональной культуры и формирование на их основе культурной политики; вступает в противоречие с конкретной практикой существования» многоэтничного государства, обусловленной наличием сложных связей между отдельными социальными или этническими группами,, их: притяжением-отталкиванием, общностью и различием исторических судеб, разнонаправленностью ценностных ориентаций.

При всем многообразии конкретных исследований (от описания; культур; отдельных народов или- отдельных социальных групп, проблем межкультурных коммуникаций; разного уровня, способов организации; социальной жизни! до анализа^ психологических особенностей ^ представителей; тогоили иного сообщества, их социально - политических, экономических и культурных предпочтений) ощущается; отсутствие единства в понимании российской культуры, представление о котором; постоянно изменяется в зависимости от политической конъюнктуры.

Одним из способов преодоления возникающих сложностей осмысления культуры страны в целом становится обращение к изучению ее отдельных регионов, которое может стать основой' серьезного» междисциплинарного исследования, где многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но; в силу локализованное™ во; времени и пространстве они носят более очевидный характер. Не случайно в последнее время появилось и развивается представление, что Россия - это регионы.

Как бы ни были важны проблемы политического устройства страны, они носят временный характер. Более того, нерешенность многих региональных проблем; в политической плоскости лишь свидетельство того, что в этой логике они в принципе решены быть не могут (если не учитывать всегда сохраняющееся: и постоянно доминирующее желание все проблемы решать волевым путем). Региональная аналитика сегодня столкнулась с тем, что исследования носят либо характер констатации наличной ситуации, либо описывают внешнюю сторону происходящих процессов.

Назрела необходимость сочетания в анализе внешних характеристик региона с глубокой саморефлексией: По сути, речь должна идти о региональной герменевтике (термин предложен В. Каганским [Каганский В. J1. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. -М., 2001]), постижении культурных, идеологических и политических контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире.

Новый: уровень анализа региональных культур связан с осмыслением: этнокультурных различий. Двунаправленный процесс описания и осмысления: этнического;разнообразия*и попытки создания?типологических исследований обогащают процесс анализа:региональной специфики России. Особую актуальность приобретает анализ национальных отношений в регионах, в; том: числе и как определенный фактор нестабильности социальной жизни.

Осмысление этнокультурных проблем находится в рамках более общей; проблематики - обретения региональной идентичности: и формирующегося регионального самосознания в постсоветской России. Именно эти проблемы; выходят сегодня на: первый: план в регионалистике: требуют осмысления^ соотношения региональных;, национальных и общегражданских ценностей.

Значительный опыт анализа географически закрепленных культурных сообществ накоплен в международной регионалистике и связан с созданием целостного образа иной культуры. В настоящее время необходимо, используя накопленный опыт, применить его для; анализа региональной проблематики в современной России; Сложность поставленной задачи усугубляется, тем, что если национальные культурные общности, проживающие - на территории Российской Федерации, в той или иной мере изучались, то регионы, особенно заселенные по преимуществу этническим русским населением, целостному анализу практически: не подвергались. Во. многом это объясняется тем фактом, что эти «локальные историко-территориальные образования, обладающие; ярко выраженной локальной специфичностью» всегда акцентировали «собственную принадлежность к российскому государству» [Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология; Ростов-на-Дону, 2001, С. 78].

Область Войска Донского представляет собой уникальное историко-культурное образование, парадоксальным образом сочетающее в себе как черты архаической? кочевой культуры местных племен, так и особенности уклада оседлого русского населения. Вызывает интерес и проблема, связанная с применением модели описания европейских культур к региональным культурам? России, возможность адекватного перевода опыта международной регионалистики на; язык анализа российской культурно-исторической действительности.

Таким образом, необходимо создать не только модели и методики, по которым становилось бы возможным максимально точно описать регион как единое: геокультурное пространство, но И' попытаться практически использовать наработанный инструментарий для анализа конкретного региона.

Научная разработанность темы

Весь массив исследований, так или иначе затрагивающих проблематику настоящей диссертационной работы, можно условно разделить, на теоретические работы, посвященные процессу становления типов культур, факторов,- влияющих на этот процесс, и изменению представлений о личности и ее: культурной самоидентичности, и работы, историко-культурологические, освещающие региональную специфику культуры донского казачества.

Обобщающих теоретических работ по проблеме агонистики в европейскую научную мысль введено достаточно много. Понятие агона и атонального характера древнегреческой культуры ввел Я; Буркхардт, это понятие: можно встретить как в работах зарубежных историков и культурологов (Вернан Ж.П.), так и российских (Асмус В.Ф., Зайцев А.И., Драч Г.В:). Игровая концепция Й:Хейзинги (Хейзинга Й. Homo Ludens. М, 1992) позволила по-новому взглянуть, на проблему становления культуры в целом и процесс вхождения человека в общество, приобщения его к ценностям культуры. Именно теория игры, как основополагающей деятельности соединила философские построения об атональном характере греческой, а с ней и европейской культуры, с исследованиями: по? истории регионов России.

Исследование региона в краеведческих исследованиях, активно развивавшихся с 60-х гг. XIX в. до 20-х гг. XX в., велось, в логике описания природно-географической, этнической, хозяйственной структур, обращения к его истории и культуре, подчеркивая уникальность и своеобразие отдельных территорий! Попытки осмысления культурно-исторической специфики Донского края связаны^ с именами: историков и этнографов Зеленина Д.К., Лебедева А.А., Котельникова Е., Листопадова A.M.

Интерес исследователей в основном был связан: с народным фольклором (Броневский В;, Быкадоров В., Краснов Н., Сухоруков В.) или с участием: донских казаков; во внутренних политических и международных процессах. Особое внимание уделялось участию? казаков в войнах, которые вела Российская империя (Атарщиков Г., Ольшевский М.Я., Полторацкий В;А., Поп о В.).

К. настоящему времени накоплен значительный историко-эгнографический материал, который вовлечен в научный оборот историками: Следует- отметить такие- работы,, как исследование этнокультурных процессов на; Дону С.В. Черницына (например, «Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII - XVIII вв) // История и культура; народов; степного Предкавказья; и Северного Кавказа: проблема межэтнических отношений. Сб. научн. статей. Ростов-на-Дону, 1999), культурологический анализ русской субкультуры на Нижнем. Дону и Северном Кавказе В.В. Мавродина,. обобщающую работу «Земля Донская в XVIII веке» А.П. Пронштейна, многочисленные работы Б.Н. Проценко по истории духовной культуры донских казаков (например, История духовной культуры, донского края. Ростов-на-Дону, 1993). Интересна работа: В.П. Трут «Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции 1917 года)» (Ростов-на-Дону, 1997), посвященная трансформациям; культуры; и менталитета донского казачества; в результате перехода России от аграрного уклада; к индустриальному. Весьма интересны статьи А.В. Ярового, посвященные анализу атонального пространства ритуалов русской культуры (Яровой А.В. Атональное; пространство культуры // Рубикон. 2003 №22),. и кандидатская диссертация, посвященная указанной проблеме, «Атональные основы мужской субкультуры» (Ростов-на-Дону, 2003).

Кроме указанных работ, необходимо отметить исследования, концептуально значимые для данной диссертации. Прежде всего,, это исследования процессов социализации и инкультурации (М.Мид, Э.Эриксон, Т.Парсонс), работы по анализу символических форм культуры (Ю.М. Лотман, В.Н. Топоров), исследования по социальной и этнопсихологии, затрагивающие различные аспекты детства и; отрочества (Т.Стефаненко, Д.Эльконин). Большое значение для диссертации имели работы, посвященные мифам и ритуалам архаических культур (М.Элиаде «Тайные общества. Обряды инициации и посвящений», «Миф? о вечном возвращении») и особенностям архаического мышления (Леви-Стросс К. «Первобытное мышление», Юнг K.F. «Психология бессознательного»).

Между тем, необходимо предпринять попытку переосмысления истоков и сущности традиционной; культуры казаков Дона с учетом новых теоретико-методологических подходов, а именно попытаться соотнести европейскую модель развития культуры, с российскими культурно-историческими особенностями.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования является широкий спектр положений, разработанных в отечественной и зарубежной философской и культурологической мысли, так или иначе отвечающих задаче, поставленной в исследовании. Автор разделяет взгляды ученых ростовской культурологической школы - В.Е. Давидовича, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина, Т.П. Матяш, Е.Я. Режабека, О.М. Штомпеля, В:К. Королева - и поддерживает деятельностную концепцию в определении понятия культуры. Согласно этому подходу,, культура определяется «как процесс развития сущностных сил человека,, способностей в ходе его сознательной деятельности по производству, распространению и потреблению определенных ценностей» [Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону, РГУ, 1979. С. 67].

Внимание акцентируется,1 на том, что культура - это сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности, общества и творческой самореализации человека. Это — исторически развивающаяся система созданных; человеком материальных и духовных ценностей, норм и способов организации поведения и общения, процесс творческой г деятельности человека. В диссертации используется игровая; теория; происхождения: и развития культуры И.Хейзинги, чтобы акцентировать внимание на агонально-деятельностном аспекте культуры донских казаков.

В работе используются методы исторического анализа, анализ первоисточников, их теоретическое осмысление и обобщение. Также применяются! общенаучные методы: сравнения,, аналогии, системного подхода, аналитического и синтетического, метод единства исторического и логического, диалектический принцип объективности и: всесторонностит и др.

Объектом диссертационного исследования; выступает традиционная культура донских казаков; XVIII- начала XX веков. Исторический период выбран, исходя из историко-этнографического материала, который показывает, что как: целостный феномен культура донских казаков фиксируется к концу XVII - началу XVIII века: и начинает трансформироваться: в связи с объективными' социально-политическими и культурными условиями во второй половине XIX века.

Предметом рассмотрения является атональность как сущностная характеристика казачьей культуры.

Цель диссертационного исследования - анализ атональных основ традиционной культуры донских казаков и конкретно-исторических проявлений атональности.

Поставленная цель определила следующие задачи:

1. Определить возможность и границы использования понятийного аппарата агонистики к региональным культурам России.

2. Выявить ключевые формы проявления атональности в культуре донских казаков.

3. Выделить универсальные и особенные компоненты агональности в казачьей культуре.

Научная; новизна полученных результатов определяется тем, что в диссертационном исследовании предпринят опыт целостного культурологического анализа традиционной' культуры донских казаков, возможности и необходимости применения понятийного аппарата международной; регионалистики в анализе уникальных локально-исторических культур России. Это нашло свое выражение: в следующих конкретных пунктах:

- Показана теоретическая и практическая значимость игровой теории и агонистики для анализа региональных культур России;

- Выявлены универсальные характеристики в агональной культуре донских казаков, связанные со становлением особого типа личности;:

- Показано, что для традиционной казачьей культуры характерны уникальные компоненты, создающие особый: социокультурный ландшафт казачьих культур на территории: России (этносословный характер ценностных установок,, ценности пограничного типа культуры, военная направленность социокультурной деятельности);

- Выделены и проанализированы формы проявления агональности в культуре донских казаков: в конструировании пространства: казачьей станицы, в институтах социализации► и в основных, видах деятельности казаков.

Выносимые на защиту тезисы.

1. При передаче социокультурного опыта на первый план выходит такая черта культуры, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям. Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающее из потребности присвоить, сделать своим иное пространство. Атональность - это функциональное включение агона в сферы культурной деятельности человека. Понятийный аппарат агонистики оказывается эффективным при анализе региональной культуры Дона,, которая включает характер производства и социальной жизни, осознание собственной особости и значимости в: судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности. По отношению к казачьей; культуре можно отметить, что передача; социального опыта и традиции в целом происходила в пределах атонального типа культуры.

2. С понятием атональности сопрягается понятие игры как культуротворчества, введенное Й.Хейзингой. Игра - необходимый способ социальной жизни, т.к. поддерживает идеал, определяющий духовную сторону культуры. Из качества, ритма;жизни игра превращается в сценарий реализации определенного социального сюжета, нравственно-социальной идеи. Игра формирует особый, атональный тип личности, ранее рассматривавшийся как уникальный,, характерный для культуры Древней Греции. Для него свойственна состязательность, здоровая агрессивность, инициативность,- творческий подход к; выполнению; поставленной цели, свобода при; соблюдении правил игры, установленных обществом. В целом можно заключить, что атональный тип личности формируется как связанный с культурами так называемого пограничного типа.

3; Традиционная культура донских, казаков; в своих общих чертах соответствует атональному типу культуры. Атональность казачьей культуры ярче всего выражена в; способе конструирования микро- и макропространства; станицы, в действии институтов социализации, формирующих атональную личность казака; и в основной сфере приложения практических усилий - способах ведения войны. Атональность пронизывает всю повседневную жизнь казака. В условиях постоянных столкновений с кочевыми народами юга России и недружественными соседями - Турцией и Крымским ханством — оказывается востребованным не землепашец, а воин. Военизированный быт казачества диктует качества, наиболее ценимые общиной: честь, храбрость, инициативность, совестливость, справедливость, приоритет интересов общины над личными. Круг как выражение общих интересов воплощается; не только в органах самоуправления, наследуемых из эпохи военной демократии, но и bs материальной сфере — в особенностях конструирования: домов, в. планировке станицы, в особенностях ведения хозяйства. Значимыми: оказываются и материальное выражение заслуг казака: награды за храбрость,, грамоты, оружие.- Анализ материальной культуры казачества позволяет сделать вывод, что атональность является выражением преимущественно маскулинного типа, культуры, хотя соревновательность была свойственна и женской субкультуре.

4. Игровое начало казачьей: культуры фиксируется в системе социализации и воспитания личности. Специализированных- институтов, отвечающих за этот процесс, казаки не имели, однако присутствовала хорошо разработанная! система инкорпорирования в общество. Наибольшее внимание в системе воспитания уделялось навыкам, необходимым для того, чтобы быть достойным членом общины. Через символические игровые формы ребенок научался обращаться5 с конем, оружием и овладевал традициями^ ведения казачьего боя. Особую роль играла: ритуально-обрядовая деятельность, к которой человек приобщался с самого рождения.

5. Уникальными; компонентами атональной: казачьей; культуры являлось сопряжение двух стереотипов» поведения - собственно казачьей и крестьянской; заимствованной от русской «материнской» культуры. Этот фактор способствует формированию к XIX веку особой этносословной культуры донского казачества, сочетавшей в себе как: агрессивные качества военизированной: культуры, так и мирные установки земледельческой. Вплоть до второй половины XIX века казачья культура являла собой пример пограничной культуры, ориентированной на одновременно; подчиненное положение по отношению к Центру и сохранение приоритетов свободы самоопределения и привилегий уникального региона.

6. Особенностью казачьей культуры является ориентация на войну, аксиологическое наполнение которой отличается от европейского и общероссийского понимания. Война воспринимается; как неотъемлемая часть повседневной жизни; что отражается в военно-физическом воспитании подрастающего поколения. Битва, борьба, сватка пропитаны качествами, свойственными; игре: Свобода, удовольствие, радость победы являлись неотъемлемыми; характеристиками; военных действий. Подтверждением служат: многочисленные примеры участия казаков в боях, которые вела российская империя;. Военные традиции казачества оказались эффективными и востребованными в условиях внешней и внутриполитической нестабильности, а особые личностные качества явились фактором успешной адаптации;к условиям трансформирующегося;общества XIX - начала XX веков. Это делает возможным и актуальным обращение современных исследователей к особенностям формирования и развития культуры казачества как уникального типа региональной культуры.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Содержание диссертации позволяет оценить значимость понятийного аппарата, ранее применявшегося только для анализа европейского опыта, для исследования; региональных культур России, а также; очерчивает контуры уникального локально-исторического; образования; - казачьей культуры Дона.

Материал диссертации может быть, использован в курсах по теории культуры, истории русской культуры, в спецкурсах по проблемам региональной культуры и краеведческих курсах.

Апробация работы.

Материалы диссертации обсуждались на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии

Ростовского государственного университета. Основные положения диссертации были апробированы на региональных конференциях, посвященных культурам народов Северного Кавказа и южного региона России. Отдельные материалы диссертации отражены в 4 публикациях общим объемом 1,1 пл.

Структура диссертационного исследования определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, и заключения. Библиографический список включает 124 наименования, в том числе электронные ресурсы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Агональные основы культуры донского казачества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра - столь же основополагающий феномен человеческой культуры, как труд. На первый взгляд, игра связана с беззаботностью, свободой, радостью. Следовательно, она кажется противопоставленной? серьезности. Любая; деятельность совершается ради определенной» цели, и только игра лишена этого качества:. Между тем, игра охватывает все сферьт культуры и все возрасты. Игра присуща жизни и смерти, любви и ненависти, борьбе и развлечению. В детском возрасте игра кажется естественным процессом приобщения к взрослой жизни, со временем она превращается в постоянное сопровождение жизни, ритуализируется. Ю.М. Лотман полагал, что человек в игре соревнуется не с другим человеком, а со случаем. Игра превращает неожиданность в постоянно действующий механизм.

Игра; является; единым основанием: несводимости человека к «делам». Игра - не особый вид деятельности, она прафеномен деятельности как таковой, чистого делания, просвечивающего как лик за множеством личин [Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев. 1990. С. 12]. Игра является непосредственным проявлением агона как универсального свойства личности и качественной характеристики человеческой культуры в целом.

Важными характеристиками игры являются: свобода, обособленность от обыденной жизни, отграниченность временем и местом, повторяемость, напряжение. Наконец, игра - необходимый способ; социальной жизни, т.к. поддерживает идеал, определяющий; духовную сторону культуры. Из качества, ритма: жизни игра превращается в сценарий реализации определенного социального сюжета,, нравственно-социальной идеи. В связи с этим необходимо отметить, что атональность формируется в особой социальной среде, где личность оказывается носителем пограничного типа культуры. Состязательность, соревновательность оказывается полем формирования маскулинного типа культуры и источником разграничения культурных пространств женщины и мужчины.

Можно предположить,- что атональность как функциональное включение активизируется прежде всего в пограничных районах, выживание в которых требует определенных качеств личности, закрепленных в коллективных представлениях. Поэтому основными проявлениями агональности становятся игровые бои, обрядовые поединки и развитие искусства боя как средство выживания;.

Коллективные представления выражались в виде символических систем, а на индивидуальном уровне - в коллективном бессознательном. На наш взгляд такие; коллективные представления образуют этнические константы культуры, которые возникают в процессе адаптации человека к природно-социальной среде. Одной из таких констант и является агон.

Анализ; традиционной: культуры донских казаков XVIII-XIX веков показывает, что атональность присуща повседневной жизни. В станице помимо домовитости и хозяйственности ценилась воинская доблесть, казачья слава, лихость, сила воли и сопутствующие практические: умения, важные в[бою - владение оружием, конем, рукопашным? боем. Общинные интересы ставились выше личных. Поддерживалась честь семьи и общины, характерно почитание особых сакральных мест — церквей, кладбищ как пространств, олицетворяющих общину в целом. Все это? формировало и особый тип личности.

Агональность проявлялась и в материальной? культуре - особом^ способе: конструирования пространства; Жилища донских казаков были; весьма характерны. Свои дома они; называли куренями. Этимология слова; не ясна: Одни; исследователи считают, что название казачьему дому дали "курные, избы", в которых первоначально жили казаки. Другие связывают это название с тем, что первоначально казачьи Круги; собирались или; на; майдане или в становой избе, а поскольку "круг" по-монгольски — курень, то и избу, где собирался Круг, казаки тоже стали называть куренем. Это же название казаки перенесли и на свои жил ища. Кроме того, комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень называют круглым домом.

Слава, почести, заслуги должны были быть выражены материально, поэтому казаки любили украшать свои курени портретами государей, военачальников, картинами и репродукциями с изображением битв народов, взятием крепостей. Кроме того, стены казачьих куреней украшались и оружием: саблями, шашками, пистолетами. В зале принимали самых почетных гостей, здесь служили молебны, панихиды.

Особым образом маркировано и макропространство казачьей станицы. Удаленные на сотни и тысячи; километров от тогдашних государственных границ, казаки должны были создать для себя власть на месте. Это была власть выборная — войсковой атаман. На своих народных собраниях казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое по какому-то вопросу решение запоминалось в народной памяти и применялось в аналогичном случае, становилось обычаем, и таким образом, создавалось "войсковое право", которое регулировало все стороны казачьей жизни. Создавая свои порядки, свое управление, свое "войсковое право", казаки сохраняли тесную связь с Россией - связь религиозную, национальную, политическую и культурную.

Весьма важным фактом было взятие "под шинель", или наделения правами главы семьи старшего несовершеннолетнего сына. В случае утраты кормильца, вдова через совет стариков могла обратиться к Кругу с просьбой объявить ее старшего сына главой семьи. Казачонок, не моложе десяти лет, вставал на стул, на его плечи набрасывалась шинель. Атаман объявлял его главой семьи.

В традиционной культуре, к каковой, вне всякого сомнения, относится и казачья культура, личность, осознающая себя в процессе возрастных и социальных изменений, на первый взгляд не осознает себя как уникальную, независящую от общественных условий. Однако, при анализе казачьей культуры можно обнаружить, что чувство личного достоинства и самоуважения, при наличии и гордости за свою общину присутствуют в системе военной демократии. Причем эти качества сочетаются и с характерной для. России соборностью как особенностью русского менталитета. Именно такое сочетание инициативной личности с необходимой степенью зависимости от общины, и дают представление об адаптивных качествах казачьей общины (характерен, например, обычай «ссыпчины» у казаков). Т.е.мы фиксируем;.что в качестве начал казачьей культуры, следует выделить адаптивно-деятельностное, которое реализовывалось в принципах взаимопомощи и жертвенности по отношению к своей: общине. Эти принципы, являлись, базовыми: и для; личности казак?. Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду: "Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь царствие Небесное и славу в потомках". Это главный принцип казачьего мировоззрения.

Процесс передачи: социального опыта происходил в уникальной системе социализации. На воспитание мальчиков в казачьей семье оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Если в семье рождался сын, это считалось, большим счастьем. Родственники, знакомые, приходившие в дом новорожденного, приносили "на зубок" стрелу, патрон с порохом, пулю, лук: и даже ружье. Было показано, что символическими формами реализации агона выступают традиционные мужские состязания, в основе которых лежат инициальные практики архаического общества, и как обратная сторона состязательности - война. Символами, включенными в агональное пространство - казачьей культуры, был: конь, оружие и борьба. Другой формой проявления агона являются традиции; военной демократии, выраженной в длительной истории существования казачьего круга.

Если: агональность мужской, субкультуры проявляется в; агрессивных практиках, то в женской; субкультуре соревновательность связана с проявлением мирных хозяйственных добродетелей:

Следует отметить, что особенностью казачьей культуры является соединение в базовых качествах личности собственно казачьих установок и ценностей крестьянской! общины. Личность испытывала давление общины, инструментом которого были военные состязания. Эти состязания функционировали как важнейший элемент социализации.

Начиная с XVIII века, казачьи войска использовались во всех войнах, которые вела Россия; особенно активно использовались умения» казачьей конницы и флота. Конница осуществляла отражение фланговых обходов, отвлекающие маневры, рейды и преследование отступающего противника. Эпоха Наполеоновских войн выявила преимущества традиционной казачьей тактики ведения боя. Своеобразный кодекс чести был свойственен многим атаманам. Однако,, далеко не всегда казаки относились к французам как к равным себе, образ врага, не предполагал выход за рамки принятых правил игры, следовательно, были допустимы любые средства для его уничтожения. Стержневой идеей для казачества являлось отождествление понятий мужчины и воина, что подчеркивает общий патриархальный уклад казачьей культуры.

В5 менталитете: этого сослоьноэтнического слоя населения? понятие: войны несколько: отличается от представлений других народов. Для европейской цивилизации, как впрочем, и для всех народов; война; - это несчастье. Для; казачества война - это неотъемлемая часть жизни, носящая? инициальный; характер; Бой — это определенная; среда обитания,, определенное пространство, характеризующееся скорее нормой, чем ненормальностью отношений и условий взаимодействия. Социальные стереотипы мужского поведения казаков близки» стереотипам горских народов, их близких соседей. Так, доминирующим образом; является образ сильного и свободного человека. «Чего не могу? Все могу!» Действия; казаков характеризовались высокой маневренностью и стремительностью фронтальных атак, широким испол эзованием неожиданных рейдов во фланг и в тыл врага.

В-результате анализа традиционной культуры донских казаков было определено, что ядром ее является атональность. Вероятным источником ее служат конкретно-исторические условия возникновения и развития этносословной группы населения; Российской; империи, а именно пограничное состояние между централизованным российским государством и кочевыми; племенами; юга России. Атональность представляет собой в данном случае «центральную зону культуры», которая, воздействуя на подсознание человека, формирует особый уклад жизни и мировоззренческие позиции. Атональность формировала особый тип личности, для которой характерны свободолюбие, инициативность, храбрость, воинственность и т.д. Агон можно представить, и в качестве управленческой схемы существования этноса.

Функциональное включение агона в практическую жизнь казачьей культуры демонстрирует, что основанная; на этом принципе ритуально-практическая; деятельность человека; выступает и в качестве центральной составляющей процесса социализации и инкультурации. Было обосновано предположение, что атональность является; также; принципом познавательной деятельности человека и фактором, способствующим быстрой и успешной адаптации личности в; иных, чем собственная этнокультурная среда, условиях. Это было продемонстрировано в заключительной главе настоящей диссертации.

Состоявшаяся не так давно встреча В.В. Путина с казачьими атаманами России показала, что казачество по-прежнему является значимой силой на геополитическом и кулыурном горизонте Российской Федерации, а многовековой опыт выживания казаков в; непростых климатических и культурно-исторических условиях является бесценным эмпирическим материалом для исследователей-гуманитариев и востребованным в условиях транзитивной культуры России.

 

Список научной литературыКалашникова, Наталья Кирилловна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аверинцев С.С. Культурология Йохана Хейзинги // Вопросы философии 1969 №6.

2. Алексеев В.В., Алексеева Е.В;, Денисевич М.Н. и др. Региональное развитие в контексте модернизации / РАН Урал. отд. Екатеринбург; Лувен, 1997.

3. Античная культура. Литература; театр, искусство, философия; наука: Словарь-справочник. М; 1995:

4. Античность как тип культуры / Отв. ред. А.Ф. Лосев. М, 1988

5. Арутюнов С.А: Процессы и закономерности вхождения; инноваций; в; культуру этноса // Советская этнография; 1982 № 1

6. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники; донских казаков XVII -XX вв. Ростов-на-Дону, 2002.

7. Астапенко Mi П. Донские, казачьи атаманы. Ростов-на-Дону, 1996;

8. Белова В:Л; Регионоведение. Регионообразующие факторы // Социально-гуманитарные знания. 1999. -№ 2.

9. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-начала XX в.: половозрастной аспект традиционной культуры. Л; 1988.

10. Ю.Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

11. П.Билинский Б. Древнегреческие агоны: превосходство телесности и восхищение интеллектом // http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=805

12. Бой Добрыни с Ильей Муромцем // Добрыня Никитич и Алеша Попович. М, 1974.

13. Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002

14. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 1. Пространство и история. М., 1994.

15. Бургиньон Э; Измененные состояния; сознания // Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М, 2001.16; Бусыгина И.М; Регионы Германии. М., 2000.

16. П.Веденин Ю.А. Проблемы формирования^ культурного ландшафта и его изучение7/ Известия АН СССР Серия географическая; - 1990. - №1.

17. В.Вершинин В; Воспитание в патриархальной семье; Мудрость, предков; // Народное образование. 2001' №4.

18. Гавршиок В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. 2002 №1.20;Глобальное сообщество: новая;система.координат (подходы к проблеме) / Отв. ред. А.И. Неклесса. СПб, 2000;

19. Горлач М.Г. Тендерный аспект семейно-ролевого диссонанса // Социс. 2002 №1.^

20. Грунтовский А.В. Русский кулачный бой; История, этнография; техника. СПб, 2001.

21. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М, 2000.

22. Гусева АЛО. Типология игры: «поэзия» и этология // Игровое пространство культуры. СПб, 2002

23. Даль В.Н. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб, 1996.

24. Данилевский Н. Россия и Европа. М., 1991.

25. Денисов А.К. Записки донского атамана. СПб, 1999.

26. Дмитриев В.А., Иванова В.П. Опыт сравнительно-типологического анализа детских игр // «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. 4.1. Л, 1991.

27. Добрыня Никитич и Алеша Попович. М, 1974.

28. Дон и Северный Кавказ в XVI- первой половине XIX века // http://grants.rsu.ru/osi/Don NC/XVI-XIXbeg/Don NC3.htm

29. Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону, 1991.

30. Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М, 200333:Дружинин А.Г. Методологические основы географического исследования культуры // Известия всероссийского географического общества. Т. 121. -Вып. I.- 1989.

31. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М, 2000.

32. Жданов Ю.А., Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, РГУ, 1979.

33. Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // Советская этнография. 1988 №5.

34. Каганский В! Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сб. статей. М., 2001.

35. Казачий Дон. Очерки истории. Ч. II. Ростов на-Дону, 1995.

36. Кияшко В., Косьяненко Вм Максименко В: Легенда и быль донских курганов. Ростов-на-Дону, 1972.

37. Ключевский В.О. О русской истории. М, 1993.

38. Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб, 2000.

39. КонИ.С. Социология личности. М, 1967.

40. Кончанин Т.Л., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Ростов-на-Дону, 2001.

41. Королев В. Н. Донские казаки в ХУП-ХУШ вв. Походы, кругозор, просвещение // Проблемы источниковедения и отечественной истории. Ростов на-Дону, 1999.

42. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М, 1999.

43. Листопадов A.M. Песни донских казаков. М, 1955.

44. Личность, культура, этнос. Современная; психологическая антропология. М, 2001.

45. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб, 1994.

46. Луночкин А., Михайлов А. Григорий Засс и Яков Бакланов» // http://www.istrodina.com/rodinaiarticul.php3?id= 120&п=7

47. Лурье С.В: Историческая этнология. М, 1998.

48. Любимова Г.В. Обрядовые игры с переходной семантикой в русской традиционной культуре // Этнографическое обозрение №4 1998.

49. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М, 1996.

50. Мид М. Культура и мир детства. М, 1988

51. Мифология и повседневность. Тендерный подход в антропологических исследованиях. СПб, 2001.

52. Новик Е.С. Архаические верования в свете межличностной коммуникации // Историко-этнографические исследования по фольклору. М, 1994.

53. Номикосов С. Народный казачий быт //Дон. 1992 №1-2. 67,Основания регионалистики. Формирование и эволюция историкокультурных зон. СПб., 1999.

54. Парсонс Т. Система координат действия, общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая модель. М, 1994

55. Попов А.В. Административно-территориальное управление и новая политическая роль регионов // Социально-гуманитарные знания. 2000.— №5.

56. Пронштейн А.П. Земля Донская в XVIII в. Ростов-на-Дону, 1961.71 .Пропп В.Я. Русский героический эпос. М, 1999.

57. Проценко Б.Н: Инициальные обряды как элемент духовной- культуры, донских казаков // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. 1996 №1.73;Проценко Б.Н. История духовной культуры донского края. Ростов-на-Дону, 1993;

58. Проценко Б.Н. Оппозиция=«свой-чужой» и менталитет донских казаков // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблемы межэтнических отношений. Сб. научн. статей; Ростов-на-Дону, 1999.

59. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., 2000.

60. Ретюнских J1.T. Философия игры. М., 2002

61. Ригельман А. История о донских казаках. Ростов-на-Дону, 1993.

62. Розин В.М. Природа и генезис игры // Вопросы философии. 1999 №6.

63. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М, 1987.

64. Рыблова М.А. Понятие «граница» в представлении донских казаков // Этнографическое обозрение. 2002 №4

65. Сверкунова Н.В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект // Социология и социальная антропология / Межвуз. сб. к 60-летию со дня рожд. проф. А.О. Борноева. СПб, 1997

66. Секацкий А.Ф. Феномен праздничной драки // Соблазн и воля: проза, эссеистика. СПб, 1999.

67. Сергунин А.Л. Проблемы и возможности регионалистики // ПОЛИС: Политические исследования; 1994. - № 5. - С. 149 -151.

68. Серебрянников В.В. От воинственности к миролюбию // Социс. 2002 №5.

69. Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев. 1990;

70. Славянская мифология; М, 1995.

71. Словарь русских донских говоров. Т.1. Ростов-на-Дону, 1991.

72. Сонов А.В. Некоторые особенности ментальности казаков // Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры. Майкоп, 1998.

73. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.9().Стефаненко Т. Эно психологи я. М, 2000:91 .Сухоруков В. Историческое описание земли Войска Донского // Дон. 1990 №10

74. Сухоруков В. Частная; жизнь донцов; в конце XVII начале XVIII; вв.// Донские казаки в походе и дома. Ростов-на-Дону, 1991.

75. Тавризян Г.М. Йохан Хейзинга: кредо историка // Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М^ 1992.

76. Топоров; В.Н., Образ соседа в становлении; этнического самосознания // Славяне и их соседи. Вып. 2. М, 1990.

77. Трут В:П; Казачий излом (Казачество Юго-Востока России в начале XX века и в период революции: 1917г.). Ростов-на-Дону, 1997

78. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М., 1998.

79. Уайтинг Дж. Процесс социализации; и личность // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М; 2001

80. Уразманова Р.К. Народный праздник сабантуй у татар // Советская этнография. 1977 № 1.

81. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М, 1988

82. Ханаху Р. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Ростов-на-Дону, 2001

83. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика. 1999 №2.

84. Хейзинга Й. Homo Ludens. М, 1992:

85. Хотинец В;Ю. Этническое самосознание. СПб, 2000.

86. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М, 1996.

87. Человек и его символы. М, 1998

88. Черницын С.В. Обычаи и обряды донских казаков, связанные с воинской службой// Памяти A.M. Листопадова. Сб. научн. тр. Ростов-на-Дону, 1997.

89. Черницын? С.В. Этнокультурные процессы на Дону и образование казачества (XVII'- XVIII вв) // История и культура народов степного Предкавказья и Северного Кавказа: проблема межэтнических отношений. Сб. научн. статей. Ростов-на-Дону, 1999.

90. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М, 1998;

91. Щепанская Т.Б. Драки и браки // Материалы полевых этнографических исследований. Вып. 41 СПБ, 1999.

92. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб, 1998.

93. Элиаде М. Священное и мирское. М, 1994

94. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящений. СПб, 1999.

95. Эльконин Д:Б. Психология игры. М, 1999.

96. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

97. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991

98. Юнг K.F. Архетип и символ. М, 1991

99. ЮнгК.Г. Психология бессознательного. М, 1998

100. Яровой А.В. Атональное пространство культуры // Рубикон. 2003 №22

101. Яровой А.В. Воинские состязания в среде сельского населения Задонья // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 2. Майкоп, 2003

102. Яровой А.В. Инкультурация в среде донских казаков // Рубикон. 2001 №11

103. Яровой А.В. Мифология кулачного боя // Рубикон. 2000. №8

104. Электронные базы данных http://grants.rsu.ru/osi/Don NC/XIXend-XX/Reforms stan upr.htm

105. Электронные базы данных http://militera.lib.ru/

106. Электронные базы данных http://persona.rin.ru/