автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Академические ценности современного университета: социально-философский анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Академические ценности современного университета: социально-философский анализ"
На правах рукописи
ФРОЛОВА Елена Владимировна
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 09.00.11. - социальная философия.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 2006
Работа выполнена на кафедре философии ГОУ ВПО Московского государственного индустриального университета.
Научный руководитель:
кандидат философских наук, доцент Никольский В. С.
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор философских наук, профессор Бабочкин П. И.
кандидат философских наук, доцент Геворкян А. Р.
ГОУ ВПО Московский государственный университет печати
Защита состоится <
г» 2006 г.
в
часов на заседании
диссертационного совета К 212.142.03 в ГОУ ВПО Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» по адресу: 127055, Москва, Вадковский пер., 3-а, ауд.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО Московского государственного технологического университета «СТАНКИН».
Автореферат разослан «_ » г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат философских наук, доцент О.Д. Кузякова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблемы образования находятся в центре внимания представителей разных наук - культурологии, социологи, педагогики, философии образования и многих других. Актуализировались вопросы глобализации образования, его гуманизации, развития в нем процессов информатизации, реформирования системы образования и поиска его новой парадигмы. Существуют неоднозначные тенденции рассмотрения образования. С одной стороны, оно оценивается как стратегически важная сфера жизни общества, являющаяся фактором развития и усиления интеллектуального потенциала нации и его международной конкурентоспособности. С другой стороны, его оценивают как социальный институт, не занимающих приоритетных позиций в государственной полигике. Современный университет имеет огромное значение в обществе и на всех этапах его существования актуальными остаются споры о его целях, ценностях, задачах, сущности, о специфических, только ему присущих функциях. Сегодня особую актуальность приобрела проблема самоидентификации университета, определения его фундаментальных ценностей, сущностных оснований, положения в обществе и государстве.
Современное развитие рыночных отношений в российском обществе, процесс глобализации, возрастание роли знания и информации оказывают непосредственное воздействие на изменение сущности университета. Он, взаимодействуя с государством, обществом, рынком труда, бизнесом, личностью вынужден удовлетворять их требования, интересы. Становится понятно, что университет должен заботиться о сохранении собственных целей и ценностей, реализовывать собственные интересы. Здесь возможно только двустороннее взаимодействие с учетом интересов каждой из заинтересованных сторон. В данной связи университет несет ответственность перед собственным социальным окружением, равно как и социальное ок-
ружение не снимает с себя полностью ответственности. Осуществление ответственности возможно при формировании высшим образованием собственной стратегии развития, а так же при реализации основополагающих принципов академической деятельности — институциональной автономии и академической свободы.
Несмотря на то, что дискуссии на тему «идеи университета» продолжаются на протяжении двух столетий, проблема академических ценностей современного университета представляется недостаточно разработанной. В настоящее время существует необходимость определения основополагающих принципов академической деятельности, поскольку развитие процессов глобализации мирового образовательного пространства, массовость современной высшей школы, ускорение темпов развития научной информации, распространение рыночных отношений и многое другое поставили под сомнение традиционные академические ценности университета, в том числе связанные со служением науке и культуре.
Степень разработанности проблемы. Внимание к проблематике образования не ослабевает с древнейших времен и до наших дней. В западноевропейской традиции первые философские идеи относительно образования содержатся в трудах Платона и Аристотеля.
В дальнейшем вклад в осмысление сущности университета внесли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шлейермахер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт, Д. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдсггер, К. Ясперс, Ю. Хабермас, Ж. Деррида, Б. Ридингс и др. Их общей задачей было определение фундаментальных ценностей и целей университета.
Историческое развитие университета исследуется в трудах таких отечественных исследователей как О.В. Бадальянц, В.В. Буряк, М.А. Гуса-ковский, Д.А. Литошенко, Е.С. Ляхович, Г.Г. Пиков, А. Согомонов и др.
К проблематике ценностных оснований университета обращаются Р. Барнетт, Б.М. Бим-Бад, П. Бурдье, В.В. Буряк, М. Вебер, Г. Гельмгольц,
А.Г. Геринг, С.И. Гессен, А. Грязнов, А. Дмитриев, К Керр, Е.А. Мамчур, И.А. Огородникова, О. О'Нил, А. Флекснер, М. Хатчинс, Л.А. Ященко и Др.
О трансформации академических ценностей современного университета под влиянием процессов глобализации пишут такие современные зарубежные авторы как: Ф. Альтбах, Д. Кладис, П. Ниборг, П. Скотт, С. Ту-рашшч, К. Хюфнер и др. Отечественные авторы, рассматривающие преобразования в сфере высшего образования на фоне общемировых тенденций - В.И. Байденко, Ф.Д. Демидов, М.А. Евдокимов, С.П. Еркович, И.Г. Жи-вотовская, Г.Ф. Красноженова, О.В. Кормилицина, C.B. Коршунов, В.Г. Левченко, А.И. Неклесса, А.М. Новиков, H.H. Пахомов, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.Д. Урсул, И.Б. Федоров, Л.В. Хазова, КД. Чермит и многие другие.
Проблематику трансформации системы высшего образования, связанной с интеграционными процессами в европейском образовательном пространстве освещают: В. Атоян, Э. Беломестнова, М. Бердсадская, В. Белов, И. Бляхеров, О. Боев, Л. Гадрани, В. Галактионов, Л. Денисович, Г. Ермошин, Н. Жалнина, Н. Казакова, О. Карпенко, А. Крылов, М. Минин, С. Могильницкий, В.Нечаев, Ю. Похолков, Д. Пузанков, С. Руднев, 3. Сазонова, В. Сафьянов, В. Сенашенко, А. Слепухин, Э. Соколов, В. Степанова, Г. Ткач, И. Федоров, Н. Фролов, В. Чистохвалов, П. Чубик, Ю. Чуча-лин, В. Шадриков, С. Шаронова и другие.
Проблемы взаимодействия современного университета с обществом и государством исследуют М. Андреев, А.И. Арнольдов, С. Барабанова, A.A. Владимиров, В.М. Жураковский, A.C. Запесоцкий, А. Козмински, Л.П. Кураков, Н.С. Ладыжец, И. Лошакова, А.И. Ракитов, Г. Силласте и другие.
Отдельно следует выделить авторов разрабатывающих проблемы философии образования - А.П. Огурцова, В.В. Платонова, А.Н. Кочергина и некоторых других.
В процессе исследования нами были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций. В диссертации отражен анализ таких российских нормативных документов в области образования, как Федеральные Законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике», а также ряд международных документов — «Великая хартия университетов», «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века».
Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов раскрыты многие проблемы сферы высшего образования, рассмотрена история его развития, отмечены преобразования и современные тенденции в данной сфере, а так же особенности взаимодействия университета с другими социальными институтами. Однако недостаточно внимания уделяется проблеме фундаментальных академических ценностей в современных условиях. В настоящее время мало разработана проблема сохранения и реализации университетом собственных целей и ценностей в ситуации внешнего давления со стороны его социального окружения.
Практическая и теоретическая значимость заявленной проблематики обусловила выбор темы диссертационного исследования.
Объектам исследования является университет как феномен культуры и социальный институт.
Предмет исследования - академические ценности современного университета.
Цель исследования — социально-философский анализ академических ценностей университета в современной социокультурной ситуации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
— проследить развитие традиции философского осмысления сущности университета;
— определить место университета в основных сферах жизни общества и в этой связи рассмотреть основные социокультурные модели университета;
— определить основные тенденции трансформации ценностных ори-ентаций современного университета;
— выявить особенности реализации традиционных ценностей академической деятельности в современных условиях;
— раскрыть специфику академической деятельности в контексте рыночных отношений;
— уточнить цели и ценностные основания современного университета как социального института;
— раскрыть сущностные черты академической ответственности; определить объект, предмет, формы академической ответственности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды классиков мировой философской и педагогической мысли, современных отечественных и зарубежных исследователей проблем социальной философии, философии и социологии образования. В своем исследовании автор применяет системный метод; исторический, аксиологический, феноменологический, герменевтический, междисциплинарный подходы.
Научная новизна результатов, полученных автором:
1. Проведен анализ основных социокультурных моделей университета в философском наследии, раскрыты факторы трансформации роли университета в современном обществе.
2. Проанализировало становление традиционных академических ценностей, определено их значение в академической деятельности современного университета.
3. Выявлены особенности трансформации традиционных академических ценностей, положительные и отрицательные стороны процесса включения рыночных отношений в академическую деятельность.
4. Определены ценностные основания современного университета, к которым относятся институциональная автономия и академическая свобода.
5. Рассмотрен принцип академической ответственности университета в качестве социально-философской категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения и принципа формирующего особый академический этос.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений происходит вытеснение традиционных академических ценностей (институциональной автономии, академической свободы, интеграции обучения и исследования, поиска истины) новыми для университета принципами эффективности, конкурентоспособности, качества. В этой связи возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг, превращению высшего профессионального образования в товар и детерминации академической деятельности рыночными механизмами регулирования.
Таким образом, в основе современных изменений сущности университета как феномена культуры и социального института лежит трансформация ценностных ориентации.
2. Традиционно сущность и функции университета раскрываются через две основные конкурирующие модели — университет науки и университет культуры. Университет должен производить и транслировать на-
учное знание, кроме того на него возлагается миссия сохранения и распространения культуры. Вместе с тем абсолютизация какой-либо одной из указанных функции негативно сказывается на деятельности университета, а тотальное следование интересам, взаимодействующих с университетом социальных субъектов, ведет к утрате целей и ценностей самого университета как уникального социального института.
Таким образом, университет помимо целей развития науки и сохранения наличной культуры имеет свои уникальные цели, заключающиеся в особом отношении к человеку как автономной личности в целях его самосовершенствования.
3. Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп — гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Взаимодействуя с различными социальными субъектами и одновременно сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, он может сохранить собственную идентичность. Поэтому ценностями современного университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода как свобода в проведении исследований и в процессах преподавания и обучения.
Несмотря на трансформацию ценностных ориентации, институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.
4. В современной социокультурной сшуации университет не способен существовать изолированно от своего социального окружения. Университеты как государственные, так и негосударственные должны подчиняться законодательному регулированию (что является необходимым условием осуществления национальной политики в высшем образовании); чутко реагировать на потребности общества и личности. Поэтому необхо-
димо согласование приоритетов государственной политики в сфере образования, интересов общества и целей и задач самого университета.
Университет необходимо рассматривать в качестве равноправного партнера в отношениях с государством, гражданским обществом, рынком труда и личностью.
5. Стремясь к реализации принципа автономии, университет должен осуществлять процедуры контроля и внешних гарантий качества. Университетская автономия и академическая свобода являются основой функционирования университета, что подразумевает ответственность. Субъектами ответственности является университет и социальные институты, вступающие с ним во взаимодействие; объектом ответственности является академическая (научно-педагогическая) деятельность. Предметом ответственности может являться административная, финансовая, исследовательская, преподавательская деятельности. В этой связи необходимо выделить внешнюю и внутреннюю ответственность. Внешняя ответственность университета реализуется во взаимодействии с его социальным окружением и означает способность удовлетворять потребности заинтересованных сторон, то есть общества, государства, рынка труда и т.д. Внутренняя ответственность затрагивает различные стороны деятельности студентов, преподавателей, администрации.
Таким образом, ответственность следует рассматривать в качестве категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа представляет собой социально-философский анализ академических ценностей университета. Исследование данной проблемы впервые целостно представлено в диссертационной работе, что обусловливает ее как научно-теоретическую, так и практическую значимость. Результаты диссертационного исследования могут бьггъ использованы при формировании образо-
вательной политики; выработке стратегии развития университетов; в процессе преподавания социальной философии, философии образования, социологии и других учебных дисциплин в высших учебных заведениях; при разработке методических пособий по совершенствованию университетского образования; в дальнейших исследованиях в области философии образования и социальной философии.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологическом семинаре кафедры философии Московского государственного индустриального университета, на различных международных и всероссийских научных конференциях и симпозиумах, а также представлены в публикациях автора.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень ее разработанности, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрыты научная новизна, практическая значимость работы, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Глава первая — «Академические ценности в социально философском осмыслении» - посвящена рассмотрению традиции философского осмысления университета. Показано становление «идеи университета», развитие представлений о сущностных основаниях и фундаментальных академических ценностях университета.
В первом параграфе — «Становление философского дискурса о сущности университета» - рассматривается возникновение и развитие «идеи университета» в двух конкурирующих моделях - «университет науки» и «университет культуры».
В средние века термин «ишуегейав» означал любой организованный союз, всякую корпорацию, в дальнейшем это название закрепляется за учреждениями, посвященными высокой ступени образования и научным исследованиям. В ХТУ-ХУ вв. университет становится отдельным академическим учреждением, а к XIV в. складывается его концепция. Университет - «ишуетекав та£18№>гат е! $со1агшт» - существовал как универсальное единство наук, представленных факультетами, имел свободу действий в вопросах оплаты труда, методах обучения и проч. Образовательная университетская политика средневековья базировалась на положении, что истинное знание человечеством уже получено и на университет возложена только задача его трансляции.
И. Кант полагал, что университет способен удовлетворить все потребности человека — духовные, физические, правовые - и предоставить государству рычаги влияния на население. В отличие от средневекового университета в модели И.Канта отрицается неопровержимость и предуста-новленность истины.
Существенный вклад в развитие университетского движения внесла концепция Вильгельма фон Гумбольдта, в основу которой легли принципы академической свободы и объединения исследовательской и преподавательской деятельности. Здесь базой существования университета является академическая свобода как право на самоуправление, комплектацию должностей, свобода доступа для желающих получить образование, свобода преподавания под правовым надзором государства. Преподавание здесь кардинально меняется, становясь не передачей известной истины, а постоянным и непрекращающимся ее поиском. В организации научных заведе-
ний соблюдается принцип постоянного поиска науки как таковой, которая понимается как «нечто еще не полностью обретенное и никогда целиком не обретаемое».
Развивая концепцию Гумбольдта Карл Ясперс полагал предпосылкой деятельности университета идею истины. Деятельность преподавателей и студентов в его представлении, должна быть направлена на поиск истины во имя самой истины. Университеты должны независимо существовать от государства, так как имеют цель надгосударственного, всеобъемлющего характера - поиск и следование истине. В. Гумбольдт и К. Ясперс заложили основы идеи университета науки, принципы которой - неразрывная связь процесса обучения и исследовательской деятельности, непрекращающийся процесс познания на благо науки и истины.
Д. Г. Ньюмен имел иную позицию, полагая, чгго университет берет на себя функцию распространения знаний и должен оказывать содействие в этом католической церкви, поскольку «всякая истина содействует истине». В его представлении в университете происходит не просто усвоение какой-либо области знания, а становление интеллектуальной культуры. В данной концепции университет тесно связан с церковью, а исследовательская функция не является первостепенной. X. Ортега-и-Гассет солидарен с Д. Ньюменом и полагает, что университет предоставляет возможность развивать культуру человека. X. Ортега-и-Гассет полагает, что первичными целями университета являются трансляция культуры и формирование профессионала, а проведение научных исследований отходит на второй план. Можно говорить о том, что Д. Ньюмен и X. Ортега-и-Гассет основополагающей функцией университета видят не столько выработку специализации, сколько ценностных и мировоззренческих ориентиров. Концепцию университета науки в последствии поддерживали - Ж. Деррида, Г. Хайм-пель, а университета культуры — Ф. Р. Ливис, Ю. Хабермас и другие.
Во втором параграфе - «Мировоззренческие основания современного университета» — проанализированы современные модели университета, рассмотрено изменение представлений о сущности и ценностях университета, приведены общепринятые в настоящее время утверждения относительно академических ценностей.
Дискуссии на тему «идеи университета» продолжаются на протяжении двух столетий, не теряя своей актуальности. М. Веберу принадлежит заслуга в возрождении гуманистических основ концепции университета. Он утверждал, что университетское образование должно вернуть значимость общечеловеческих идеалов. В концепции А. Флекснера акцент переносится на социальную значимость университета, способность взаимодействовать с обществом, отвечать его запросам, а так же на специализированное образование. Для М. Хатчинса сущность современного университета раскрывается в его направленности на развитее технического, прикладного, практического знания, узкой специализации. К. Керр отмечает важную особенность современного университета как «мультиверситета». Производящий знание и выпускающий квалифицированных специалистов, университет находится на пересечении интересов многих социальных субъектов: нации, государства, промышленности, бизнеса, личности, что заставляет его осмысливать собственную сущность и предназначение. Р. Барнетт говорит о том, что университет утратил собственную сущность. На университет им возлагаются новая функция - сделать возможным существование в современном сверхсложном мире. Условиями бытия современного университета Р. Барнетт видит: критическую междисциплин арность, коллективный самоанализ, ангажированность, отсутствие фиксированных границ, коммуникативную терпимость. Б.М. Бим-Бад полагает, что задача университета — научить человека мыслить, обучить методам познания, сформировать способность ориентироваться в современном научном знании.
В западноевропейской традиции средневековый университет ориентировался на потребности государства, общества, выполняя функции правового, нравственного регулирования социальных отношений, обеспечения существования самого общества. Университет не преследовал цель развития науки, скорее его деятельность была направлена на передачу общих знаний, общей культуры. Тем не менее, возникновение университета явилось результатом потребности в социализации человека и этапом в становлении гражданского общества. В дальнейшем через университет реали-зовывалась потребность в научном и культурном развитии. Ценности классического университета — автономия, невмешательство государства и Церкви, свобода исследования и обучения, приоритет истины, формирование культурных ценностей в обществе, интеллектуальное и моральное формирование личности.
Современный университет в последние годы подвергается глубоким трансформациям, меняется понимание его основополагающих целей и ценностей. Классическими академическими ценностями университета являются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований, активная роль университета в обществе. Однако сегодня на фоне текущих социальных изменений эти ценности теряют свое доминирующее значение и не реализуются в должной мере.
Глава вторая — «Проблема академических ценностей в современной социокультурной ситуации» — посвящена социально-философскому анализу ценностных ориентаций университета на фоне современных общемировых тенденций.
В первом параграфе - «Ведущие факторы трансформации ценностных ориентаций современного университета» - обосновывается, что традиционные академические ценности университета под влиянием процессов экономической глобализации, коммерциализации академиче-
ской деятельности, ускорения темпов развития научной информации и проч. оказываются под сомнением.
Рыночные отношения в настоящее время оказывают все большее влияние на систему образования. Результатом этого за последние два десятилетия стал рост разнообразия форм собственности учебных заведений, содержания учебных планов, специальностей и методов обучения. Вместе с тем кризис образовательных систем отмечается сегодня не только в России, но и практически во всем мировом сообществе. Он проявляется в падении качества знаний, несоответствии подготовки требованиям действительности, падении престижа образования, недостаточном финансировании и как следствие материально-техническом обеспечении, уменьшении доли научной работы и т. д.
В последнее время утверждается мнение, что под влиянием глобализации академические функции университетов становятся второстепенными, а на первый план выходят рыночные императивы. Преподаватели принимают все меньше участия в процессе принятия решений, растет преподавательская нагрузка, расширяется участие преподавателей в коммерческой деятельности, сокращается время на научную работу.
Ранее образование трактовалось как общественное благо, ответственность за которое лежит на государстве, а высшие учебные заведения понимались как общественные институты, основной функцией которых было служение обществу, в том числе критическое осмысление социальных процессов. Включение рыночных отношений в сферу образования сделало возможным употребление понятия "образовательной услуги". В этой связи особую актуальность на фоне сокращения государственного финансирования приобрела проблема понимания высшего образования как общественного блага.
В настоящее время можно говорить об изменении сущности высшего профессионального образования, о развитии его коммерческого характера.
Традиционные ценности университета - академическая свобода, интеграция обучения и исследования, свобода в проведении научных исследований сегодня оказываются под сомнением.
Во втором параграфе - «Академические ценности в контексте рыночных отношений» — рассматривается трансформация академических ценностей под влиянием рыночных отношений.
Многие явления в образовании сегодня объясняются результатом воздействия так называемого "академического капитализма", который понимается как коммерциализация научной и преподавательской деятельности. В этой ситуации преимущество имеет прикладное знание, «заказные» исследования, а в стороне оказывается научный поиск во имя истины. В сферу академического капитализма вовлекается все больше университетов разных стран, что в первую очередь проявляется в изменении характера финансирования сферы образования и науки, изменении их содержания, ориентации на практическую выгоду.
В условиях рынка учебные заведения отстаивают собственную конкурентоспособность, привлекают новые источники финансирования и проч. Университет, перешедший на коммерческую основу, будет выстраивать собственную деятельность сообразно внешним по отношению к научно-педагогической деятельности требованиям. Соответственно, мало шансов на выживание получают дисциплины и исследования лишенные коммерческой привлекательности.
Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп — гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Он постоянно испытывает их влияние на себе, и стремится реализовывать их потребности. Необходимо понимать, что, взаимодействуя с различными социальными субъектами и сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, университет может сохранить собственную сущность. Поэтому ценностями современ-
но го университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода как свобода в проведении исследований и преподавания.
Несмотря на трансформацию ценностных ориентации, в настоящее время институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.
Глава третья — «Принцип ответственности как ценностное основание академического этоса» — посвящена обоснованию принципа академической ответственности, позволяющего формировать особый академический этос.
В первом параграфе - «Университет и его социальное окружение: проблема взаимодействия» — раскрывается необходимость в нахождении баланса университетской автономии для удовлетворения внешних потребностей и внутренних целей университета.
Университет не существует обособленно, а находится во взаимодействии с собственным социальным окружением. Еще на раннем этапе развития в Средние века взаимодействие университета и общества базировалось на обеспечении университетом интеллектуальной и духовной безопасности общества. Уже тогда университету необходимо было осуществление принципа самоуправления, благодаря чему впоследствии стала возможна свободная исследовательская деятельность и независимый научный поиск. В. Гумбольдт отмечал, что потребностью университета является академическая свобода как право на самоуправление, комплектацию должностей, свободу доступа для желающих получить образование, свободу преподавания под правовым надзором государства. К. Ясперс поддерживал принцип свободы университета и ограничения вмешательства государства, поскольку, в его понимании, университет должен обладать
автономией ради осуществления собственной уникальной цели, заключающейся в поиске и следовании истине.
Одно из условий существования университета - его защищенность от политических и идеологических воздействий. Университетская автономия есть необходимое условие для свободного поиска истины, сохранения ценностей, на которых основывается общество, как предварительное условие для академической свободы, которая является свободой членов академического сообщества преподавать, осуществлять исследования и публиковать результаты исследований без внешнего вмешательства. В настоящей изменения в системе высшего образования обусловлены воздействием на университет разнообразных внешних и внутренних сил. С одной стороны, университет пытается сохранить автономию, возможность действовать свободно и независимо, с другой стороны - общество, воздействуя на университет через различные механизмы, стремиться обеспечить свои интересы и ценности. В то время как высшее образование является средством удовлетворения потребностей конкретного человека, университет непосредственно взаимодействует с рынком труда и стремится согласовывать учебные планы с его потребностями. В данном случае, ориентируясь на рынок труда, востребованные специальности университет забывает о собственных ценностях и целях и становится учреждением, передающим узко специализированные знания
Современный университет для дальнейшего функционирования должен сохранять автономию и независимость от внешних факторов, а так же увеличивать свое влияние на социальное окружение. Университет взаимодействует с обществом, но при этом условием его существования является определенная независимость от интересов самого общества, то есть нахождение баланса между удовлетворением собственных потребностей и потребностей общества. Университетская автономия и академическая свобода как традиционные университетские ценности обеспечивают
данный баланс. Благодаря университетской автономии осуществляется независимый поиск истины, сохраняются основополагающие ценности общества. Благодаря академической свободе реализуется свобода членов академического сообщества преподавать, осуществлять исследования и публиковать результаты исследований. В настоящее время существует угроза глубокого усвоения университетом не свойственных ему систем ценностей, что, по сути, будет означать потерю идентичности.
Во втором параграфе — «Ответственность как ключевой принцип академического этоса» — обосновывается необходимость включения академической ответственности в структуру академических ценностей в качестве этической категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения.
Университет несет ответственность перед собственным социальным окружением, равно как и социальное окружение не должно снимать с себя ответственности за должное функционирование университета. Осуществление ответственности возможно при формировании высшим образованием собственной стратегии развития, а так же при реализации основополагающих принципов академической деятельности — институциональной автономии и академической свободы. Независимость университета как основополагающий принцип его функционирования подразумевает ответственность за инновационную деятельность, фундаментальные и прикладные исследования, применение их результатов в учебном процессе и производстве и за обеспечение свободы исследования и преподавания. В целом автономия необходима университету для реализации интересов социального окружения и собственных внутренних целей. Университет, сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, сохраняет собственную сущность. Сегодня угрозу для сущностных оснований и ценностей университета представляют рыночные отношения. Поэтому так необходимо укрепление позиций университета как самостоятельного соци-
ального института с присущими ему специфическими целями и ценностями, независимого от внешних изменений, и потому способного функционировать в обществе, в том числе в его переходные или кризисные периоды.
Институциональная автономия университета подразумевает его возможность и способность самостоятельно организовывать деятельность, принимать независимые решения. С другой стороны, автономия не означает полного устранения государства из сферы высшего образования. Государство управляет университетами через законодательную базу и финансирование. Академическая свобода подразумевает независимость научного исследования и преподавания от политического и экономического воздействия. Так же она является свободой выбора области и предмета исследования. В совокупности академическая свобода - это свобода исследований, свобода публикации результатов исследований, свобода обучения, свобода сотрудничества. Соответственно, академическая свобода влечет за собой ответственность университета за дальнейшее развитие общества. Академическая ответственность подразумевает ответственность по отношению к преподавателям и студентам, а так же ответственность перед социальными субъектами, взаимодействующими с университетом. То есть это определенная способность и возможность учитывать интересы всех заинтересованных сторон. Однако неверно подменять обучающую, исследовательскую, культурную функции университета функцией обслуживания заинтересованных сторон. Поскольку взаимодействие здесь двустороннее, то и ответственность лежит не только на университете, но и на социальных субъектах, вступающих с ним во взаимодействие.
Субъектами ответственности является как университет, так и социальные институты, вступающие с ним во взаимодействие, объектом ответственности выступает академическая деятельность. Существуют различные типы ответственности. Выделяют, как правило, внешнюю и внутрен-
нюю ответственность. Внешняя ответственность университета реализуется во взаимодействии с его социальным окружением и означает способность удовлетворять потребности заинтересованных сторон, то есть общества, государства, рынка труда и т.д. Как упоминалось выше, опасность заключается в том, что университет в данном случае может поступиться собственными внутренними интересами и целями и, соответственно, утратить собственную сущность и просто оказывать определенный вид услуг.
Внутренняя ответственность затрагивает различные стороны академической деятельности университета - деятельность студентов, преподавателей, администрации. Здесь можно выделить административную, академическую, финансовую ответственность. На данном этапе формируется понимание того, что университет должен нести ответственность перед обществом и личностью. Понимаемая таким образом ответственность не может приобрести формально-фиксированных границ и не будет однозначно определена юридически, поскольку имеет не правовую, а моральную природу. Таким образом, ответственность следует рассматривать в качестве этической категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения и в качестве принципа, позволяющего формировать особый академический этос.
Если в дальнейшем будет сохранен принцип университетской автономии, если независимо и свободно будет развиваться наука в университете, ориентируясь на собственные цели, то укрепится и социальное значение университета. Университет приобретет статус самоценного учреждения в противоположность статусу "полезного" социального института.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Фролова Е.В. Система образования России: исторические факты и современные тенденции // Альманах гуманитарных исследований. - № 2. -М.: МГИУ, 2004. - 0,5 п.л.
2. Фролова Е.В. К вопросу о методическом обеспечении дисциплины "Философия образования" // Альманах гуманитарных исследований. — № 2. - М.: МГИУ, 2004. - 0,5 пл.
3. Фролова Е.В. Проблема понимания высшего образования как общественного блага и как образовательной услуги И Альманах гуманитарных исследований. - № 3. - М.: МГИУ, 2005. - 0,5 п.л.
4. Фролова Е.В. К вопросу о становлении традиции философского осмысления университета // Вопросы гуманитарных наук. - № 4. - М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2006. - 0,3 пл.
5. Фролова Е.В. Проблема определения целей и задач западноевропейского университета // Вопросы гуманитарных наук. - № 5. - М.: Изд-во «Компания Спугаик+», 2006.-0,1 п.л.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Фролова Елена Владимировна
Академические ценности современного университета (социально-философский анализ)
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 01741 Подписано в печать 23.08.2006 Формат 60x90 Уч. изд. л. 1,5. Тираж 50 экз. Заказ № 156
Отпечатано в Издательском Центре МГТУ «СТАНКИН» 127055, Москва, Вадковский пер., д.За
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Фролова, Елена Владимировна
Введение.
Глава 1. Академические ценности в социально философском осмыслении.
§ 1. Становление философского дискурса о сущности университета.
§ 2. Мировоззренческие основания современного университета.
Глава 2. Проблема академических ценностей в современной социокультурной ситуации.
§ 1. Ведущие факторы трансформации ценностных ориентаций современного университета.
§ 2. Академические ценности в контексте рыночных отношений.
Глава 3. Принцип ответственности как ценностное основание академического этоса.
§ 1. Университет и его социальное окружение: проблема взаимодействия.
§ 2. Ответственность как ключевой принцип академического этоса.
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Фролова, Елена Владимировна
Актуальность темы исследования. Проблемы образования находятся в центре внимания культурологии, социологии, экономики, педагогики, философии и многих др. отраслей научного знания, в которых образование понимается как фактор экономического развития, средство сохранения и развития культуры, социальный институт, процесс и результат приобретения знаний, социальная и духовная ценность. В последние годы особую актуальность приобрели проблемы связанные с глобализацией образования, становлением массовой системы высшего профессионального образования, финансированием образования, технологизацией процесса образования и др., решаемых с различных методологических позиций. В этой связи обострились вопросы взаимоотношения системы образования и ее социального окружения.
Наиболее серьезным давлениям в наши дни подвергается сфера высшего профессионального образования. Динамика социального развития, в частности, процесс глобализации, формирование общества и экономики, основанных на знании, становление науки как важнейшего фактора социальных изменений, трансформирует не только представление о сущности высшего образования, но и меняет место высшей школы в структуре общества. Государство, гражданское общество, рынок труда, наконец, личность предъявляют сфере образования свои требования, в результате чего расширяется диапазон ответственности высшей школы перед заинтересованными сторонами.
Ведущую роль в системе высшего профессионального образования традиционно играл университет как центр образования, науки и культуры. Современный университет имеет огромное значение в жизни общества и вместе с тем не прекращается полемика о его сущности - целях, ценностях, задачах, специфических функциях. Несмотря на то, что дискуссии на тему «идеи университета», начиная с немецкой классической философии, продол- жаются на протяжении двух столетий, проблема академических ценностей современного университета представляется недостаточно разработанной. Существует необходимость определения основополагающих принципов академической (научно-педагогической) деятельности в контексте таких современных процессов как глобализация, интернационализация, интеграция мирового образовательного пространства, становление массового высшего образования, ускорение темпов роста научной информации, распространение рыночных отношений и др., которые поставили под сомнение традиционные академические ценности, в том числе связанные со служением науке и культуре.
Распространение рыночных отношений в России, затронувшее все сферы общественной жизни, привело к изменению целей, ценностей, задач и функций университета. Коммерциализация высшего профессионального образования, превращение образования в товар привели к трансформации мировоззренческих оснований университета.
Традиционными академическими ценностями университета считаются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований. Однако, как нам представляется, в настоящее время происходит вытеснение традиционных академических ценностей новыми для университета принципами эффективности, конкурентоспособности, качества.
Таким образом, в настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения академических ценностей университета в современных условиях, что определяет необходимость социально-философского исследования указанных тенденций.
Степень разработанности проблемы. Внимание к проблематике образования не ослабевает с древнейших времен и до наших дней. В западноевропейской традиции первые философские идеи относительно образования содержатся в трудах Платона и Аристотеля.
В дальнейшем вклад в осмысление сущности университета внесли И. Кант, И. Фихте, Ф. Шлейермахер, Ф. Шеллинг, В. Гумбольдт, Д. Ньюмен, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ю. Хабермас, Ж. Деррида, Б. Ридингс и др. Их общей задачей было определение фундаментальных ценностей и целей университета.
Историческое развитие университета исследуется в трудах таких отечественных исследователей как О.В. Бадальянц, В.В. Буряк, М.А. Гусаков-ский, Д.А. Литошенко, Е.С. Ляхович, Г.Г. Пиков, А. Согомонов и др.
К проблематике ценностных оснований университета обращаются Р. Барнетт, Б.М. Бим-Бад, П. Бурдье, В.В. Буряк, М. Вебер, Г. Гельмгольц, А.Г. Геринг, С.И. Гессен, А. Грязнов, А. Дмитриев, К. Керр, Е.А. Мамчур, И.А. Огородникова, О. О'Нил, А. Флекснер, М. Хатчинс, Л.А. Ященко и др.
О трансформации академических ценностей современного университета под влиянием процессов глобализации пишут такие современные зарубежные авторы как: Ф. Альтбах, Д. Кладис, П. Ниборг, П. Скотт, С. Турай-лич, К. Хюфнер и др. Отечественные авторы, рассматривающие преобразования в сфере высшего образования на фоне общемировых тенденций - В.И. Байденко, Ф.Д. Демидов, М.А. Евдокимов, С.П. Еркович, И.Г. Животовская, Г.Ф. Красноженова, О.В. Кормилицина, С.В. Коршунов, В.Г. Левченко, А.И. Неклесса, A.M. Новиков, Н.Н. Пахомов, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, А.Д. Урсул, И.Б. Федоров, Л.В. Хазова, К.Д. Чермит и многие другие.
Проблематику трансформации системы высшего образования, связанной с интеграционными процессами в европейском образовательном пространстве освещают: В. Атоян, Э. Беломестнова, М. Бердсадская, В. Белов, И. Бляхеров, О. Боев, Л. Гадрани, В. Галактионов, Л. Денисович, Г. Ермошин, Н. Жалнина, Н. Казакова, О. Карпенко, А. Крылов, М. Минин, С. Могиль-ницкий, В.Нечаев, Ю. Похолков, Д. Пузанков, С. Руднев, 3. Сазонова, В. Сафьянов, В. Сенашенко, А. Слепухин, Э. Соколов, В. Степанова, Г. Ткач, И. Федоров, Н. Фролов, В. Чистохвалов, П. Чубик, Ю. Чучалин, В. Шадриков, С. Шаронова и другие.
Проблемы взаимодействия современного университета с обществом и государством исследуют М. Андреев, А.И. Арнольдов, С. Барабанова, А.А.
Владимиров, В.М. Жураковский, А.С. Запесоцкий, А. Козмински, Л.П. Ку-раков, Н.С. Ладыжец, И. Лошакова, А.И. Ракитов, Г. Силласте и другие.
Отдельно следует выделить авторов разрабатывающих проблемы философии образования - А.П. Огурцова, В.В. Платонова, А.Н. Кочергина и некоторых других.
В процессе исследования нами были изучены и проанализированы монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций. В диссертации отражен анализ таких российских нормативных документов в области образования, как ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», а также ряд международных документов -«Великая хартия университетов», «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века».
Таким образом, в трудах отечественных и зарубежных авторов раскрыты многие проблемы сферы высшего образования, рассмотрена история его развития, отмечены преобразования и современные тенденции в данной сфере, а так же особенности взаимодействия университета с другими социальными институтами. Однако недостаточно внимания уделяется проблеме фундаментальных академических ценностей в современных условиях. В настоящее время мало разработана проблема сохранения и реализации университетом собственных целей и ценностей в ситуации внешнего давления со стороны его социального окружения.
Практическая и теоретическая значимость заявленной проблематики обусловила выбор темы диссертационного исследования.
Объектом исследования является университет как феномен культуры и социальный институт.
Предмет исследования - академические ценности современного университета.
Цель исследования - социально-философский анализ академических ценностей университета в современной социокультурной ситуации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- проследить развитие традиции философского осмысления сущности университета;
- определить место университета в основных сферах жизни общества и в этой связи рассмотреть основные социокультурные модели университета;
- определить основные тенденции трансформации ценностных ориентации современного университета;
- выявить особенности реализации традиционных ценностей академической деятельности в современных условиях;
-раскрыть специфику академической деятельности в контексте рыночных отношений;
-уточнить цели и ценностные основания современного университета как социального института;
-раскрыть сущностные черты академической ответственности; определить объект, предмет, формы академической ответственности.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды классиков мировой философской и педагогической мысли, современных отечественных и зарубежных исследователей проблем социальной философии, философии и социологии образования. В своем исследовании автор применяет системный метод; исторический, аксиологический, феноменологический, герменевтический, междисциплинарный подходы.
Научная новизна результатов, полученных автором:
1. Проведен анализ основных социокультурных моделей университета в философском наследии, раскрыты факторы трансформации роли университета в современном обществе.
2. Проанализировано становление традиционных академических ценностей, определено их значение в академической деятельности современного университета.
3. Выявлены особенности трансформации традиционных академических ценностей, положительные и отрицательные стороны процесса включения рыночных отношений в академическую деятельность.
4. Определены ценностные основания современного университета, к которым относятся институциональная автономия и академическая свобода.
5. Рассмотрен принцип академической ответственности университета в качестве социально-философской категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения и принципа формирующего особый академический этос.
Основные положения, выносимые на защиту.
1.Под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений происходит вытеснение традиционных академических ценностей (институциональной автономии, академической свободы, интеграции обучения и исследования, поиска истины) новыми для университета принципами эффективности, конкурентоспособности, качества. В этой связи возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг, превращению высшего профессионального образования в товар и детерминации академической деятельности рыночными механизмами регулирования.
Таким образом, в основе современных изменений сущности университета как феномена культуры и социального института лежит трансформация ценностных ориентаций.
2. Традиционно сущность и функции университета раскрываются через две основные конкурирующие модели - университет науки и университет культуры. Университет должен производить и транслировать научное знание, кроме того на него возлагается миссия сохранения и распространения культуры. Вместе с тем абсолютизация какой-либо одной из указанных функции негативно сказывается на деятельности университета, а тотальное следование интересам, взаимодействующих с университетом социальных субъектов, ведет к утрате целей и ценностей самого университета как уникального социального института.
Таким образом, университет помимо целей развития науки и сохранения наличной культуры имеет свои уникальные цели, заключающиеся в особом отношении к человеку как автономной личности в целях его самосовершенствования.
3. Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп - гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Взаимодействуя с различными социальными субъектами и одновременно сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, он может сохранить собственную идентичность. Поэтому ценностями современного университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода как свобода в проведении исследований и в процессах преподавания и обучения.
Несмотря на трансформацию ценностных ориентаций, институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.
4. В современной социокультурной ситуации университет не способен существовать изолированно от своего социального окружения. Университеты как государственные, так и негосударственные должны подчиняться законодательному регулированию (что является необходимым условием осуществления национальной политики в высшем образовании); чутко реагировать на потребности общества и личности. Поэтому необходимо согласование приоритетов государственной политики в сфере образования, интересов общества и целей и задач самого университета.
Университет необходимо рассматривать в качестве равноправного партнера в отношениях с государством, гражданским обществом, рынком труда и личностью.
5. Стремясь к реализации принципа автономии, университет должен осуществлять процедуры контроля и внешних гарантий качества. Университетская автономия и академическая свобода являются основой функционирования университета, что подразумевает ответственность. Субъектами ответственности является университет и социальные институты, вступающие с ним во взаимодействие; объектом ответственности является академическая (научно-педагогическая) деятельность. Предметом ответственности может являться административная, финансовая, исследовательская, преподавательская деятельности. В этой связи необходимо выделить внешнюю и внутреннюю ответственность. Внешняя ответственность университета реализуется во взаимодействии с его социальным окружением и означает способность удовлетворять потребности заинтересованных сторон, то есть общества, государства, рынка труда и т.д. Внутренняя ответственность затрагивает различные стороны деятельности студентов, преподавателей, администрации.
Таким образом, ответственность следует рассматривать в качестве категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа представляет собой социально-философский анализ академических ценностей университета. Исследование данной проблемы впервые целостно представлено в диссертационной работе, что обусловливает ее как научно-теоретическую, так и практическую значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при формировании образовательной политики; выработке стратегии развития университетов; в процессе преподавания социальной философии, философии образования, социологии и других учебных дисциплин в высших учебных заведениях; при разработке методических пособий по совершенствованию университетского образования; в дальнейших исследованиях в области философии образования и социальной философии.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования были изложены на методологическом семинаре кафедры философии Московского государственного индустриального университета, на различных международных и всероссийских научных конференциях и симпозиумах, а также представлены в публикациях автора.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, 3 глав, включающих 6 параграфов, библиографического списка и заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Академические ценности современного университета: социально-философский анализ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философский дискурс в европейской философской традиции о сущности университета продолжается с момента его возникновения и до настоящего времени. В каждой исторической эпохе существовало собственное представление о сущности, функциях, целях и ценностях университета. Данный вопрос остается актуальным и сегодня. На университет на протяжении его существования в различные периоды истории возлагались различные миссии. Изначально - это служение церкви и государству. И. Кант отмечал его возможность удовлетворять потребности общества. В. Гумбольдт и К. Ясперс 9 полагали, что университет должен служить науке и истине. Д. Ньюмен и X.
Ортега-и-Гассет возлагали на университет миссию сохранения и развития культуры. И все же, на наш взгляд, до настоящего момента не сформировано представление о собственных целях и ценностях университета, несвязанных со «служением» внешним субъектам или идеалам. То есть о внутренних целях и ценностях, которые и позволяют ему оставаться уникальным институтом общества.
Так же университет является не только порождением своей эпохи, но и оказывает обратное влияние, формируя и изменяя ее. Например, университет ф В. Гумбольдта явился необходимым для того времени образованием за недостаточностью развития науки, с другой стороны, по мнению некоторых исследователей, подготовил основания естественно-научной революции. Каждая концепция есть попытка осмыслить сущность, миссию университета, исходя из реалий эпохи. Рассмотренные в данном исследовании концепции не только оказывали влияние на университет на определенных этапах его истории, но и отчасти определили облик университета современного.
Университет как социальный институт достаточно долгое время имел исследовательскую, обучающую, культурную функции. Сегодня он может их утратить, поэтому и должен отстаивать собственные позиции, собственные, присущие только ему цели и ценности.
Современный отечественный университет в последние годы подвергается глубоким трансформациям, меняется понимание его основополагающих целей и ценностей. И даже если и предположить, что он сегодня ориентируется на интересы личности, то осуществляет это по инерции, находясь в ситуации некой растерянности и неопределенности. Повторимся, тенденции современного мира повлияли на изменение облика университета, его мировоззренческих оснований, базовых ценностей. Перед ним в настоящее время стоит задача самоопределения, определения приоритетов, целей и ценности существования.
В сфере российского образования на протяжении нескольких последних лет происходили неоднозначные преобразования. С одной стороны, ее затронули общемировые тенденции (возрастание роли науки и техники, увеличение доли наукоемких производств, глобализация, интеграция в мировое сообщество и т. д.), с другой стороны, собственно кризис российской системы образования. Следствием этих процессов стал ряд негативных явлений, таких как отсутствие долгосрочной государственной образовательной политики, финансирование по остаточному принципу, отсутствие системы распределения специалистов, снижение статуса педагогического и научного работника, в целом, снижение внимания государства и общества к сфере высшего образования. В последние десятилетия значительно увеличились темпы развития и устаревания научной информации. В данной связи университет «не успевает» за формированием нового знания и выполняет функцию трансляции быстро устаревающего знания, что ставит под вопрос необходимость существования университета.
Мы выделили ряд факторов, влияющих на трансформацию ценностных ориентаций современного университета. Одним из них является распространение рыночных отношений в России, которое затронуло все сферы общественной жизни и привело к изменению целей, ценностей, задач и функций университета. В ходе данного процесса упразднились некоторые функции государства по отношению к системе высшего образования, университет был поставлен в жесткие условия выживания.
Кризис образования в России, а так же образовательных систем практически во всем мировом сообществе так же повлиял на трансформацию ценностных и мировоззренческих ориентаций современного университета.
Следующий фактор - процесс глобализации, который привнес практику бизнеса в сферу образования. Одним из проявлений глобализационных процессов явилось изменение сущности образования, приобретение им коммерческого характера. Образование начало приобретать статус услуги, и это поставило под вопрос существование государственной системы высшего профессионального образования.
Традиционными академическими ценностями университета являются университетская автономия, академическая свобода, единство обучения и научных исследований, социальная роль университета. Но современный университет под влиянием процесса глобализации, распространения рыночных отношений утрачивает традиционные ценности - академическую свободу, интеграцию обучения и исследования, свободу в проведении научных исследований и приобретает новые - эффективность, конкурентоспособность, качество. В связи с чем, возникает опасность сведения университетской деятельности к предоставлению интеллектуальных услуг. Так же традиционные цели - служение науке и культуре в настоящее время оказываются под сомнением.
Таким образом, сам университет рассматриваться как «полезный» институт общества и в данном случае нельзя говорить о равенстве его позиций и позиций остальных социальных институтов. Но, несмотря на трансформацию ценностных ориентаций современного университета, следует отметить, что он имеет собственные уникальные цели и ценности. Это и дает ему право и возможность в современных условиях вступать в равноправные партнерские отношения с государством, обществом, бизнесом.
Традиционно сущность и функции университета раскрываются через две основные конкурирующие модели - «университет науки» и «университет культуры». Исходя из первой концепции, университет предоставляет возможность не простого механического накопления знаний, а приобщения к научным исследованиям, интеллектуального развития личности. И сочетает такие принципы как неразрывная связь процесса обучения и исследовательской деятельности, непрекращающийся процесс познания во благо науке и истине. Здесь цель университета - развитие науки и формирование личности через научную деятельность. В модели «университета культуры» целью является не научный поиск и независимое исследование, а развитие культуры, а основополагающей функцией - выработка ценностных и мировоззренческих ориентиров, формирование и трансляция культуры.
Университет способен производить и транслировать научное знание, так же на него обществом возлагается миссия сохранения и распространения культуры. Но, во-первых, абсолютизация какой-либо одной из данных функции сказывается негативно на деятельности университета. Во-вторых, в настоящее время оба положения ставятся под сомнение. В-третьих, абсолютное следование интересам, взаимодействующих с университетом социальных субъектов ведет к утрате целей и ценностей самого университета как уникального социального института.
Таким образом, университет помимо целей развития науки и сохранения культуры, как и замечено, имеет свои уникальные цели и ценности, заключающиеся в особом отношении к человеку как автономной личности в целях его самосовершенствования. Высшее образование формирует систему ценностей, культурный уровень человека, соответственно, существующих, а так же последующих поколений. Формирование нравственных и духовных ценностей личности определяют не только его облик, но и всего общества в целом. Это подтверждает значимость признания за университетом собственных целей, помимо оказания услуг взаимодействующим с ним субъектам.
Итак, сегодня рыночные отношения порождают необходимость самоидентификации университета. Обостряются вопросы сохранения им собственных функций, подтверждения собственной конкурентоспособности. В целом, изменились основополагающие характеристики образования, оно утратило статус общественного блага, неотъемлемого права человека. Со стороны государства ощущается незаинтересованность государства в сфере высшего образования как в факторе развития общества. В XXI веке традиционные академические ценности университета оказались неспособными противостоять рыночным императивам.
Университет как социальный институт находится на пересечении интересов различных социальных групп - гражданского общества, рынка труда, государства, личности. Он постоянно испытывает их влияние на себе, и стремится реализовывать их потребности. Взаимодействуя с различными социальными субъектами и сохраняя независимость от политического и экономического воздействия, университет может сохранить собственную сущность. Поэтому ценностями современного университета являются институциональная автономия, как способность независимо от внешнего влияния определять свои цели и самостоятельно выбирать пути и принимать решения для их достижения, и академическая свобода - свобода в проведении исследований и преподавания. Несмотря на трансформацию ценностных ориентации, в настоящее время институциональная автономия и академическая свобода являются необходимыми принципами университетской деятельности.
Хотя в настоящее время на фоне трансформаций всех сфер общественной жизни меняется и представление об университетской автономии, академической свободе, утрачиваются устоявшиеся функции университета - исследование, обучение и воспитание. Остро проявляется необходимость определения новых форм ответственности по отношению к обществу, правительству, бизнесу, личности. Подлежит пересмотру взаимодействие университета с другими социальными институтами. Как было сказано ранее, следствием перехода от государственного управления сферой высшего образования к децентрализованной модели, ориентированной на рынок стало сотрудничество, мобильность, открытость образования. Что обострило вопрос о соотношении исследования и обучения в университете. Преследуя только цель обучения специализированным знаниям, последний утрачивает собственные фундаментальные принципы, хотя изначально предполагает исследовательский поиск, производство новых знаний.
Изменения в системе высшего образования обусловлены воздействием на нее разнообразных внешних и внутренних сил. С одной стороны, вполне закономерно университет стремиться сохранить автономию, возможность действовать свободно и независимо. С другой стороны, общество, воздействуя на университет через различные механизмы, пытается обеспечить свои интересы и ценности. Ориентируясь на рынок труда, университет забывает о собственных ценностях и целях и становится учреждением, передающим специализированные знания. Государство, воздействуя на университет, стремится реализовать собственные интересы. Поэтому современный университет для дальнейшего функционирования вынужден сохранять автономию и независимость от внешних факторов, а так же увеличивать свое влияние на социальное окружение. Но он, стремясь к реализации принципа автономии, должен осуществлять процедуры контроля и внешних гарантий качества.
Университет взаимодействует с обществом, государством, бизнесом, личностью, но при этом условием его существования является определенная независимость от их интересов, то есть нахождение баланса между удовлетворением собственных потребностей и потребностей общества, государства, бизнеса, личности. Университетская автономия и академическая свобода как традиционные университетские ценности обеспечивают данный баланс. Благодаря университетской автономии осуществляется независимый поиск истины, сохраняются основополагающие ценности общества. Благодаря академической свободе реализуется свобода членов академического сообщества преподавать, осуществлять исследования и публиковать результаты исследований. Мы приходим к выводу, что в современной ситуации университет не способен существовать изолированно от своего социального окружения. Университеты как государственные, так и негосударственные должны подчиняться законодательному регулированию, что является необходимым условием осуществления национальной политики в высшем образовании, и чутко реагировать на потребности общества и личности.
В настоящее время необходимо согласование приоритетов государственной политики в сфере образования, интересов общества и целей и задач самого университета. Тогда он будет являться равноправным партнером в отношениях с государством, гражданским обществом, рынком труда и личностью.
Как было заявлено, институциональная независимость и академическая свобода - важнейшие составляющие системы традиционных академических ценностей. Институциональная автономия подразумевает осуществление права университета на самостоятельное и независимое принятие решений. А академическая свобода подразумевает свободу для членов академического сообщества в преподавании и исследовании без внешнего вмешательства. Но независимость университета не может пониматься как полная свобода действий во благо каких-либо корыстных интересов и в ущерб качеству обучения. Соответственно автономия ни в коем случае не должна пониматься как игнорирование интересов государства, общества, личности. Государство должно регулировать деятельность университетов посредством законов и финансирования. Независимость университета как основополагающий принцип его функционирования, подразумевает ответственность за инновационную деятельность, фундаментальные и прикладные исследования, применение их результатов в учебном процессе и производстве, так же обеспечение свободы исследования, преподавания. Автономия необходима университету для реализации интересов социального окружения и собственных внутренних целей.
Университет как социальный институт ответственен не только за сохранение культуры, но и самого общества, что и становится возможным только при сохранении им собственных фундаментальных ценностей и принципов. Сегодня угрозу для сохранения сущности и ценностей университета представляют рыночные отношения. Поэтому так необходимо укрепление позиций университета как самостоятельного социального института с присущими ему специфическими целями и ценностями, независимого от внешних изменений, и потому способного функционировать в обществе, в том числе в его переходные или кризисные периоды.
Университетская автономия, академическая свобода и академическая ответственность являются основополагающими принципами академической деятельности. Ответственность следует рассматривать в качестве категории регулирующей взаимоотношения университета и его социального окружения. Сохраняя традиционные ценности - академическую свободу и институциональную автономию, а так же реализуя принцип академической ответственности, университет приобретет статус самоценного учреждения, в противоположность настоящему статусу - учреждения, оказывающего услуги многим социальным институтам.
Список научной литературыФролова, Елена Владимировна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Аврус А.И. История российских университетов: Курс лекций. - Саратов, 1998.
2. Альтбах Ф. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // Вестник высшей школы. 2004. № 10.
3. Андреев М. Образование и общество. СПб., 1998.
4. Аристотель. Метафизика // Собр. соч.: В 4 т. М., 1975., Т. 1.
5. Арнольдов А.И. Путь к храму культуры: Образование как социокультурный феномен. М., 2000.
6. Атоян В., Казакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2002. № 6.
7. Бадальянц О.В. Сущность образования (Историко-философский очерк) // Философские проблемы образования. М., 1996.
8. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2.
9. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2002.
10. Байденко В.И. Диверсификация образования как объект образовательно-философской рефлексии: постановка проблемы // Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. М., 1996.
11. Байденко В.И. Образовательный стандарт как философская и научно-теоретическая проблема // Alma mater. 1998. № 10.
12. Байденко В.И., Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. М., 2002.
13. Барабанова С. Правовые основы организации высшего образования в России // Высшее образование в России. 2003. № 1.14,15,16,17,1819,20,21,22,23,24,25,26,
14. Бессонов Б.Н. Философия образования // Философские проблемы образования. -М., 1996.
15. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования: Очерк проблем и методов их решения. М., 1994.
16. Бим-Бад Б.М. Ведущие представители "философии педагогики" конца XIX начала XX века // Актуальные проблемы истории педагогики Запада (1871-1917).-М., 1981.
17. Бим-Бад Б.М. Что такое университет // http://www.bim-bad.reability.ru Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996. № 1.
18. Бляхеров И., Руднев С., Соколов Э., Фролов Н. Многоступенчатое высшее профессиональное образование: профильный подход // Высшее образование в России. 2003. № 4.
19. Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации // Отечественные записки. 2003. №6.
20. Булдаков С.К. О философско-педагогическом смысле понятий "образование", "воспитание", "обучение" // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А.Некрасова. 1999. № 4.
21. Булдаков С.К. Образование: цели, идеи, методология: Опыт философского исследования. Кострома, 2000.
22. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской Академии наук. М., 1996.27.30.