автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Климова, Оксана Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уссурийск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Диссертация по философии на тему 'Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого"

Климова Оксана Михайловна

ООбООао/о

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» П.И. ЛИНИЦКОГО

Специальность: 09.00.14. - Философия религии и религиоведение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 2 ЯНВ 2012

Благовещенск - 2012

005008673

Работа выполнена на кафедре философии и социально-гуманитарного образования Дальневосточного федерального университета

Научный руководитель:

доктор философских наук профессор С.В. Пишун

Официальные оппоненты:

доктор философских наук профессор А.Г. Никитин

кандидат философских наук доцент О.В. Бузмакова

Ведущая организация:

Российский университет дружбы народов

Защита состоится 3 февраля 2012 г. на заседании диссертационного совета ДМ 212.006.01 в Амурском государственном университете по адресу: 675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, АмГУ, 7-й корпус, ауд. № 105.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке АмГУ (675027, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, АмГУ, центральный корпус, 2-й этаж, читальный зал).

Автореферат разослан «29» декабря 2011 года

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук доцент С.Э. Аниховский

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается значительный рост общественного и научного интереса к истории духовно-академической философской мысли конца ХЕХ- нач. XX веков. Современная философско-религиоведческая наука активно ведет исследования проблематики, связанной с традицией «отвлечённого умозрения», исходившей из установок религиозного сознания. Только при системном осмыслении религиозно-философского наследия нашей страны, «выявлении» его истоков, условий формирования возможно дальнейшее развитие отечественной философии. Изучение истории русской философской мысли обязательно включает в себя исследование духовно-академической философии как одного из значительных направлений интеллектуальной и духовной мысли России.

Долгое время духовно-академической философией занимались лишь эпизодически. Сейчас назрела необходимость более тщательного исследования истории русского духовно-академического теизма. В настоящее время эта тема стала активно разрабатываться, появляются статьи, монографии, что способствует формированию традиции основательного изучения отечественной философско-теистической мысли в современном религиоведении.

В последние два десятилетия появились работы, в которых предпринимается попытка дать целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Современные историки философии и религиоведы стали использовать богатый архивный материал, который был ранее практически недоступен. Исследование данного материала позволило определить уровень развития теистической академической метафизики, а также ее роль в русской религиозно-философской традиции в целом.

Сегодня пришло время для глубокого осмысления традиции отечественной религиозной философии, важнейшей составной частью которой являлся русский духовно-академический теизм. Многие современные исследователи выделяют ряд конкретных теоретических и методологических проблем, которые встают перед исследователями, что само по себе требует внимательного изучения.

Вряд ли можно определить ту область философского знания, которую обделила своим вниманием духовно-академическая философская мысль конца XIX- начала XX веков. Именно в духовных академиях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении русские философы, здесь готовились философские диссертации, издавались философские и богословские журналы и сборники. В трудах преподавателей этих учебных за-

ведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.

Такие представители духовно-академической философии, как Ф.А. Голубинский, Ф.Ф. Сидонский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, И.М. Скворцов, В.Н. Карпов, П.С. Авсенев, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, архимандрит Феодор (Бухарев), М.И. Каринский, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Никанор внесли особый вклад в духовную жизнь России.

Как отмечал еще в начале XX века церковный историк русской философии А.А Никольский, «духовно-академическая философия имела значительное влияние на развитие всей русской философской мысли. И без сомнения, чем дальше будет продвигаться изучение прошлого русской мысли, тем лучше мы будем понимать значение академической философии для отечественной духовной традиции».1

Особого внимания заслуживают идеи киевской академической школы. Киевская духовная академия с самого начала своей деятельности была одним из наиболее значительных центров развития отечественной философской мысли. Созданная на базе Киево-Могилянской академии, она располагала богатым интеллектуальным наследием, обусловленного давней традицией философского образования.

Киевская школа философского теизма была сопоставима с московской духовно-академической школой, но она имела и свои специфические черты в философских ориенгациях и стиле философствования, выделяясь, главным образом, своеобразной «двухполярностью» — с одной стороны, её отличал большой интерес к проблемам «сердечного созерцания» и духовного опыта, с другой стороны, киевская академическая школа была наиболее рационалистической из всех духовно-академических центров.

Степень разработанности проблемы. Феномен русской духовно-академической философии стал предметом пристального внимания исследователей сравнительно недавно. Связано это, прежде всего, с тем, что длительное время отечественная духовно-академическая мысль рассматривалась в качестве продолжения традиции европейской схоластики. На протяжении большей части XX в. духовно-академическая философия почти не привлекала внимания исследователей. Суждения о ней носили не научный, в преимущественно идеологический характер. Православных теистов обвиняли в «реакционном мракобесии», они изображались как «никчемные схоласты XIX века», а также в качестве «прислужников религии». Сейчас настало время для объективного изучения православного теистического

1 Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум, 1907, №№'2-20. - С. 190.

наследия. Собственно, серьёзные исследования творческого наследия представителей Киевской духовной академии появились уже в начале XX века в трудах таких известных авторов, как А.И. Введенский, Э.Л. Радлов, А. А. Никольский и др.

Первыми критиками представителей философского теизма были революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, М.А. Антонович. Значительный вклад в изучение идей киевской школы внесли философы русского зарубежья В.В. Зеньковский, С.А. Левицкий, Н.О. Лосский, Г.В. Флоровский, Д.И. Чижевский, которые в своих трудах анализировали проблемы отечественного теизма, гносеологические и онтологические основы православной академической философии. В советской литературе взгляды философов киевской теистической школы исследовались А. А. Га-лактионовым, Р.А. Гальцевой, Д.Х. Остерянином, И.К. Пантиным. Вместе с тем в советской историко-философской науке и религиоведении не был представлен целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Переломный момент, связанный с возрождением религиоведческого и историко-философского интереса к наследию православных философов, наступает в России начиная с 90-х гг. XX в. По данной теме были защищены кандидатские, докторские диссертации, выпущены статьи, монографии. Особое значение в интересующем нас плане имеют работы А.И. Абрамова, Б.В. Емельянова, С.А. Нижникова, И.В. Цвык, C.B. Пишу-на, И.В. Гунышна, В.Ю. Пинчук, А.Г Сахатского, Д.В. Леонидова, М.В. Шумейко, О.А. Печуриной, А.В. Панибратцева и др.

Однако в сравнении с такими известными представителями киевской школы академической философии XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесниц-кий, П. Д. Юркевич, П.И. Линицкий до сих пор менее известен, а его творческое наследие является менее изученным.

В целом наследие П.И.Линицкого (1839-1906) включает свыше двадцати различных фундаментальных трудов и большое число статей. Тем не менее, философские взгляды киевского профессора-теиста до настоящего времени не стали объектом систематического анализа отечественных и зарубежных историков философии и религиоведов.

Первым в дореволюционной России обратил внимание на духовное наследие П.И. Линицкого Э.Л. Радлов. Именно он, Э.Л. Радлов, возглавлял философский отдел «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, где П.И. Линицкому была посвящена небольшая статья с изложением его религиозно-философских и социально-политических взглядов. Э.Л. Радлов указывал, что основным мотивом философского творчества П.И. Линицкого было желание объединить собственный интеллектуальный интерес с религиозным духом русского народа. В «Очерках истории рус-

ской философии» (1912 г.) Э.Л. Радлов даёт общую характеристику философским воззрениям П.И. Линицкого, ссылаясь на фундаментальную работу киевского профессора-теиста «Вступление к философии».

Известный исследователь высшего духовного образования Ф.И. Титов подчеркивал, что в 70-90-е годы XIX века традиции философской школы киевских профессоров-теистов И.М. Скворцова и П.С. Авсенева продолжал именно П.И. Линицкий.

Взгляды киевского философа вспоминал и Д.Х. Остерянин, который указывал на то, что Линицкий намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии.

Интерес к творческому наследию П.И. Линицкого пробуждается только в публикациях последних годов как у отечественных, так и у зарубежных авторов.

К примеру, в монографии М.И. Лук «Этические идеи философии Украины второй половины ХГХ- начала XX века» частично исследуются взгляды П. Линицкого в области этики. Анализ философских взглядов мыслителя предпринят в труде B.C. Горского «История украинской философии», где автор показывает специфику подходов профессора Киевской духовной академии к разрешению философских проблем. Необходимо отметить, что все оценки философского наследия П.И. Линицкого, которые давались в советское время, основываются на двух трудах: «Обзор философских учений» (1874) и «Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» (1901).

Краткий критический анализ философии П.И. Линицкого дан его коллегой, профессором Киевской духовной академии по кафедре истории философии Д.И. Богдашевским. Он называет философскую систему П.И. Линицкого «здоровой метафизикой» при этом указывает, что единство веры и знания, как один из главных принципов в построении философской системы мыслителя, достигается благодаря обращению к «умоглядному богословию», где религиозные представления рассматриваются с позиций рационализма т.е. сводятся к основным понятиям разума.

Аналогичные мысли высказывает ученик П.И. Линицкого, профессор кафедры истории философии Киевской духовной академии П.П. Кудрявцев. Он подчеркивал, что П.И. Линицкий пытается «раскрыть основы христианского богословия, методологические положения которого не противоречат христианской вере, а находятся в гармонии с априорными началами разума».2 Среди современных специалистов в области религиоведения и истории русской религиозной философии, исследовавших философ-

2 Кудрявцев, П.П. Профессор Петр Иванович Линицкий. // Некролог// Труды КДА К., 1908.-Т.П. Кн №6.-С. 4.

ские взгляды П.И. Линицкого, можно отметить А.И. Абрамова, С.Г. Борисову, Е.И. Векслер, И.В. Гунькина, Д.В. Леонидова, Е.П. Красотина, С.А. Нижникова, A.B. Панибратцева, В.Ю. Пинчук, C.B. Пшпуна, А.Г.Сахатского, И.В. Цвык.

В частности, в монографии «Православная персонология и духовно-академический теизм XIX века» C.B. Пишун отмечает, что П.И. Линид-кий стал достойным продолжателем традиции киевского академического теизма, усилившим рационально-дискурсивное и научное ядро «высокой православной схоластики». Главный вопрос, который волновал П.И. Линицкого, отмечает C.B. Пишун, состоял в поиске пути согласования истин откровения и философии духа и интеллекта. Это исследование выявило перспективы для более тщательного исследования философского наследия П.И. Линицкого.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает работа украинского автора Н.Г. Шупик-Мозговой «Петр Линицкий: Жизненный путь и духовное наследие».3 В данной книге анализируется как общеевропейский, так и отечественный контекст, в котором формировалась философская позиция Петра Ивановича Линицкого. Автор доказывает, что традиция философской школы, сложившаяся в первой половине XIX века, в Киевской духовной академии не угасает после отъезда П.Д. Юркевича, а продолжается в творческом наследии П.И. Линицкого. Данный труд содержит в себе сведения о П.И. Линицком и его соратниках и основывается на анализе научных трудов самого философа и архивных документах.

В кандидатской диссертации Д.В. Леонидова «Гносеология в духовно-академическом теизме XIX века» исследуются гносеологические воззрения русских религиозных философов, преподавателей духовных академий, дается анализ теории познания П.И. Линицкого, указывается, что киевский профессор-теист, как и архиепископ Иннокентий, исходит из системного рассмотрения всех уровней познания с целью построения законченной гносеологической концепции.

В диссертационном исследовании В.Ю. Пинчук «Метафизическая психология в духовно-академическом теизме XIX века» при рассмотрении взглядов православных философов из духовных академий на проблему субстанциальности и бессмертия души рассматривается роль П.И. Линицкого в развитии духовно-академической метафизической психологии. Отмечается, что эта роль опять же связана с усилением рационалистических тенденций. По мнению В.Ю. Пинчук, Линицкий был поклонником строгой европейской науки, и отсюда понятно его стремление дать логическое

3 Шупик-Мозговая, Н.Г. Пепро Линицкий: жизненный путь и духовное наследие-Киев: Украинский центр духовной культуры. - 1997.

обоснование таким положениям теистической метафизической психологии, как духовность души, её субстанциальность, бессмертие и др.

И.В. Гунькин в своей кандидатской диссертации «Онтология в духовно-академическом теизме XIX века» проводит системный анализ теистической онтологии русской духовно-академической философии с выявлением её специфики и наиболее характерных черт. Он указывает, что П.И. Линицкий являлся одним из тех православных теистов, которые представили законченную религиозно-философскую систему, и в ней весьма существенное место занимало учение о бытии как таковом и учение об Абсолютном бытии.

Несмотря на то, что с начала 90-х гг. прошлого столетия существенно расширился круг авторов из числа специалистов по истории отечественной философии, интересовавшихся становлением и развитием философии в духовных академиях, в отечественной и зарубежной философско-религиоведческой литературе взгляды П.И. Линицкого не стали предметом систематического рассмотрения. Чтобы понять религиозно-философские взгляды П.И. Линицкого, необходимо проанализировать все его наследие. В ряде работ затрагивались только отдельные аспекты его учения философа-теиста. В частности, малоисследованным остается вопрос о влиянии античной философии, западноевропейской философской схоластики, философии Нового времени, немецкой классической философии на творческое наследие философа. Поэтому данная работа представляет собой попытку системного рассмотрения учения П.И. Линицкого, анализ его религиозно-философских взглядов, затрагивающих гносеологические, онтологические, этические проблемы, а также оценка значения его творчества для всей отечественной духовно-академической науки. Следует отметить, что такая задача поставлена впервые, и успешное ее решение возможно только при наличии большой источниковой базы.

Объектом диссертационного исследования является религиозно-философское наследие известного представителя киевской школы духовно-академического теизма XIX века П. И. Линицкого.

Предметом диссертационного исследования являются особенности теоретических построений П.И. Линицкого, связанные с его стремлением к рационализации и систематизации православной теистической философии, с использованием для этого опыта западноевропейского теизма XIX в.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании и систематическом анализе философского наследия П.ИЛиницкого, а также определении его исторического места в генезисе отечественной религиозно-философской мысли.

Задачи исследования

1. Выявить непосредственные истоки религиозной метафизики П.И. Линицкого, определить концептуальные связи его философии с античным идеализмом, средневековой схоластикой, философией Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.

2. Определить характер интерпретации киевским профессором-теистом самого предмета философии.

3. Раскрыть существо онтологических взглядов П.И. Линицкого.

4. Провести анализ гносеологической концепции киевского теиста, раскрыть суть его этических воззрений.

5. Рассмотреть построение П.И. Линицким рационально-теистического понятия об Абсолюте.

6. Проанализировать социальные, этические и морально-этические принципы на которые опирался философ, решая вопрос о соотношении разума и веры.

На наш взгляд, решение этих задач способно дать наиболее целостную картину «теистического рационализма» П.И. Линицкого как особого направления в духовно-академической философии XIX - нач. XX вв.

Методологическая основа исследования.

В ходе работы диссертант сочетал системно-философский подход с принципами историзма и исторической преемственности. Использовались общенаучные методы анализа и синтеза, а также феноменологический, герменевтический, биографический и сравнительно-исторический методы.

Методы историко-философской реконструкции позволили провести анализ духовно-академической философии П.И. Линицкого как самобытного философа, с использованием малодоступных архивных и журнальных источников.

При рассмотрении религиозной онтологии и гносеологии П.И. Линицкого был применен феноменологический метод исследования.

Метод философской герменевтики использовался при анализе источников.

Метод логического анализа позволил соединить различные аспекты исследуемой проблемы в структурированное знание, которое подчинено принципам целостности и системности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическое значение результатов, полученных в ходе исследования, заключается в рассмотрении целого пласта философского наследия П.И. Линицкого. Проведен анализ проблем гносеологии, онтологии, этики, что дает возможность более глубоко исследовать теоретико-

познавательные основы его философии. Результаты работы и материалы диссертации могут быть использованы на лекционных и семинарских занятиях по религиоведению, философии религии, культурологии, истории философии, религиозной философии.

Источниковая база исследования. Основной источниковой базой данного исследования являются труды самого П.И. Линицкого, которые публиковались на протяжении около сорока лет (с 1867 по 1906 гг.) как отдельными изданиями, так и в журналах «Труды Киевской духовной академии», «Вера и разум», «Чтения в церковно-историческом и археологическом обществе при Киевской духовной академии». Были изучены архивные документы и материалы, которые касаются как истории Киевской духовной академии в целом, так и творческого наследия П.И. Линицкого в частности.

Кроме того, в исследовательский оборот были введены исторические и литературно-биографические источники, а именно воспоминания Одесского протоиерея М. Соколова, выписки из Нечаевского архива, выступления профессоров Киевской академии И.И. Малышевского, П.П. Кудрявцева, М.И. Петрова, Д.И. Богдашевского.

Новизна данного диссертационного исследования заключается в следующем:

1. В работе впервые в отечественном религиоведении осуществляется целостное описание и анализ философско-теистической системы П.И. Линицкого.

2. Впервые рассмотрено историко-философское наследие мыслителя и выявлены непосредственные концептуальные истоки «теистического рационализма» П.И. Линицкого.

3. Определены связи философии Линицкого с античным идеализмом, средневековой схоластикой, метафизикой Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века.

4. Выявлена попытка соединения П.И. Линицким положений теизма с критическим рационализмом И. Канта.

5. Определено соотношение веры и разума в философской позиции П.И. Линицкого, особенность которого проявлялось в том, что наряду с разделением веры и разума по предметным сферам православный теист указывал и на необходимость их тесного союза, который обеспечивал бы цельность и полноту человеческого познания.

6. Дано определение феномена «теологического рационализма» в истории духовно-академической философии, ярким представителем которой являлся П.И. Линицкий.

Положения, выносимые на защиту:

1. Истоки религиозной метафизики П.И.Линицкого связаны с синтезом платоновского идеализма и аристотелевского «рационализма», «гетерономным рационализмом» ряда представителей философского крыла патристики и средневековой схоластики, религиозным картезианством, немецкой классической философией (здесь особенно следует упомянуть И. Канта) и европейским постгегелевским теизмом XIX в. Кроме того, на религиозно-философские воззрения П.И. Линицкого большое влияние оказала сама духовно-академической философская традиция, особенно, разумеется, киевская академическая школа, в которой он формировался как философ-теист.

2. П.И. Линицкий придаёт особое значение философскому созерцанию, которое, по его мнению, в конечном итоге определяет высшие, конечные мотивы поведения человека. Признавая ключевую роль отвлечённой философии в системе научного знания и понимания, Линицкий указывал на универсальный характер метафизических истин. При этом он обращал внимание на тот факт, что философия необходима не только для развития науки, но и для определения конечных, метафизических смыслов общественной деятельности.

3. Теоретические основания религиозной онтологии П.И. Линицкого связаны с его неприятием материализма и позитивизма. Как правило, киевский профессор-теист строил своё учение, отталкиваясь от непосредственной критики своих теоретических оппонентов (используя т.н. «исто-рико-критический метод»). Вопрос о признании бытия духа основным и абсолютным началом, по мнению П.И. Линицкого, является ключевым для онтологии и метафизики.

4. Гносеологическая концепция киевского профессора-теиста основывалась на рационалистическом принципе, при этом он опирается на рационализм в своей критике философского эмпиризма. Противопоставляя эмпиризму рационализм, П.И. Линицкий признает разум коренной и самой существенной Принадлежностью природы человека, а мышление - первичной и необходимой основой познания. Можно говорить о сформировавшейся у П.И. Линицкого целостной концепции «теистического рационализма».

5. Линицкий внес большой вклад в построение рационально- теистического учения об Абсолюте. Он сумел создать систему формальнологических понятий, которые, по его мнению, должны были отражать живой религиозный опыт. Более того, его понятие Абсолюта вобрало в себя опыт прошлой европейской теистической метафизики. Философия П.И. Линицкого стала вершиной рационалистического направления в русском духовно-академическом теизме. Во всяком случае, именно учение П.И.

Линицкого об Абсолюте стало наиболее формально-логически выверенным и рационально обоснованным.

6. Проанализированы социальные, этические и морально-этические аспекты понятия веры, на которые опирался философ-теист. В религиозной гносеологии П.И. Линицкого главной задачей признавалось гармонизация соотношения разума и веры. Как типичный представитель академического теизма, П.Й. Линицкий выступал противником фидеизма и религиозного фанатизма. По глубокому убеждению православного философа, теизм следует признать не только психологической необходимостью, но и разумной философской системой.

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании кафедры философии и социально-гуманитарного образования Дальневосточного федерального университета, отдельные положения диссертации докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Комплексное развитие юга Дальнего Востока России» (Хабаровск, 2006), Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы отечественной духовной и интеллектуальной культуры» (Уссурийск, 2010,2011).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав с выводами и заключения.

Основное содержапие диссертации

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень разработанности темы, описываются источники, которое использовались автором в процессе исследования, определяется объект и предмет диссертации, раскрывается научная новизна, теоретическая й практическая значимость работы, сформулированы положения выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Истоки «теистического рационализма» П.И. Линицкого» анализируются философские истоки воззрений видного киевского философа-теиста. Определены концептуальные связи его философии с античным идеализмом, средневековой схоластикой, метафизикой Возрождения и Нового времени, немецкой классической философией и европейским теизмом XIX века, оказавших значительное влияние на формирование религиозно-философских взглядов П.И. Линицкого.

Глава состоит из пяти параграфов. В первом параграфе «Линицкий и античная философская традиция» показано, что философская позиция П.И. Линицкого была тесно связана с философскими достижениями античности. Особенно позитивно П.И. Линицкий оценивает философию Платона и Аристотеля. П.И. Линицкий считал, что философия Платона и

Аристотеля бесконечно совершеннее философии Бюхнера, Фейербаха, Вольтера, Гельвеция и многих других. При формировании собственной позиции относительно предмета и значения философии как науки Линиц-кий во многом опирался на взгляды Платона, утверждая что в познании заключается существо философии. Известно, что учению Платона о Божестве П.И. Линицкий посвятил одну го своих книг. А сократовские знание, добродетель и благо являются основной целью философской деятельности. Размышляя о роли разума в познании, П.И. Линицкий основывал свою позицию, опираясь на «гносеологический оптимизм» Аристотеля.

Во втором параграфе «Линицкий и средневековая религиозная философия» дан анализ влияния идей патристики на философский теизм киевского мыслителя. Весьма основательно киевский теист анализирует специфику интерпретации философии гностиками, Климентом Александрийским и Оригеном. П.И. Линицкий с одобрением относился к позиции тех представителей апологетики и патристики, которые, признавая безусловную необходимость веры, призывали, тем не менее, учиться у античных философов, ценили их достижения в области интеллектуального постижения природы бытия и познания.

Позиция схоластов и П.И. Линицкого соприкасались в вопросе о соотношении веры и разума. Идеи П.И. Линицкого были близки взглядам тех представителей католической схоластики, которые обосновали и защищали тезис о единстве веры и разума, принимая это единство за исходный пункт философии.

Весьма близка позиция П.И. Линицкого к взглядам основоположника средневековой схоластики Иоанна Скота Эриугены, который считал, что истинная философия и истинная религия тождественны. Цель философии состоит в том, чтобы исследовать высочайшую причину вещей, что достигается посредством созерцания или мудрости. Эта высшая способность свойственна только человеку. По мнению П.И. Линицкого, Эриугена является первым схоластическим философом, который смело пользуется неоплатонической интерпретацией учения об Абсолюте, определяя сверхсущее как основу всех вещей. Таким образом, следует подчеркнуть что, анализируя философию средневековья, П.И. Линицкий, усматривал ее главный интерес в том, чтобы согласовать веру с разумом и через то возвысить ее до степени научно обоснованной системы, при этом не в ущерб содержанию веры, которое должно остаться неприкосновенным.

Но наиболее близкими П.И. Линицкому среди средневековых философов, безусловно, были Фома Аквинат и Иоанн Дуне Скот. От первого он взял рационалистический метод познания, в т.ч. идеального мира, от второго - верность ряду платоновских идеалистических выводов, в частности, спиритуалистический взгляд на природу души.

В третьем параграфе «Линицкий и философия Нового времени» рассматривается воздействие наследия философии западноевропейского рационализма и эмпиризма Нового времени на формирование теистического мировоззрения киевского ученого. Показано что, гносеологические взгляды Ф. Бэкона, Р. Декарта, Н. Мальбранша, Г. Лейбница, Хр. Вольфа и др. послужили толчком для построения собственной эпистемологической позиции православных теистов, в частности, П.И. Линицкого. Особенно выделяется влияние картезианства на формирование гносеологических взглядов «православного рационалиста».

В четвертом параграфе «П.И. Линицкий и немецкая классическая философия» анализируется воздействие немецкого философского идеализма на творчество киевского учёного-академиста.

Особенно заметно влияние на «теистический рационализм» П.И. Линицкого философского критицизма Канта. Он указывает на то, что из философии Канта исходят различные разветвления последующей философии. Поэтому необходимо, прежде чем изучать дальнейшее развитие философии, уяснить по возможности, к чему пришла критическая философ™ Канта.

Автор приходит к выводу что для Линицкого характерно, прежде всего, переплетение его мыслей с рационалистической традицией немецкой классики, творческое осмысление кантовских философских принципов в рамках христианской духовной традиции. В творчестве киевского учёного-теиста мнения представителей немецкой философской культуры преломились через призму духовно-академической философской традиции, приобретали самобытность благодаря своеобразному синтезу с теизмом.

В пятом параграфе «Линицкий и европейский теизм XIX века» прослежена общность взглядов киевского православного философа с представителями немецкого постгегелевского теизма и французского теизма -Г. Ульрици, X. Вейссе, И. Фихте-младшего, А.Тренделенбурга, П. Жанэ, Мен дЪирана.

Будучи всесторонне философски образованным, П.И. Линицкий, не мог не учитывать те выводы и теоретические формулы, которые были введены в европейскую философскую культуру представителями европейского теизма. Однако его позиция отличалась двойственностью - с одной стороны, он, по сути заимствовал многие положения европейских теистов, а, с другой стороны, русский теист проявлял осторожность в вопросах, относящихся к возможности (или невозможности) высказываний о мире сверхъестественном.

Вторая глава диссертации «Онтологические, гносеологические и этические основания «теистического рационализма» П.И. Линицкого» представляет собой реконструкцию религиозно-философских воззре-

ний киевского учёного-академиста. Обоснован тезис о том, что у П.И. Ли-ницкого была выработана вполне целостная концепция «теистического рационализма». Суть данного феномена — признание исходных базовых положений христианского вероучения, с одновременной попыткой их логико-теоретического обоснования, среди которых можно особо выделить несколько - идею Всесовершенного Существа, идею бессмертия души человека, идеи Личностной природы Абсолюта, идею возможности гармонизации чувства и разума с одновременным признанием примата идеального познания.

В первом параграфе «Особенности предмета философии» раскрывается понимание П.И. Линицким предмета философии, ее роли и назначения.

Признавая универсальным характер философии, П.И. Линицкий считает, что ее цели также должны быть универсальными. Целью философии для киевского православного теиста является то значение, которое принадлежит ей в образовании и развитии духовной жизни человечества. П.И. Линицкий не без оснований отмечал, что ни одно определение философии не дает полного представления о ней как науке. Каждая наука имеет свой четко фиксированный предмет, сферу исследования, чего нельзя сказать о философии, где даже сам термин «философия» указывает не на предмет ее исследования, а на особое отношение познающего к тому, что познается.

В своих работах П.И. Линицкий дал собственное определение философии. На вопрос «Что значит философствовать?» он отвечает, что философствовать - значит рассуждать, но при этом не любое рассуждение является философским. Чаще человек размышляет над практическими потребностями. Целью такого рассуждения всегда является собственная польза. Можно рассуждать и о своем отношении к другим, но и оно не является философией, считает философ-теист. Рассуждение становится философским лишь тогда, когда доходит до отвлечённых, умозрительных конечных оснований, при условии, что целью суждений является познание истины. Придавая философии важнейшее место в системе наук, П.И. Линицкий указывал на универсальность умозрительных положений и истин. При этом он обращал внимание на тот факт, что философия одинаково важна как для развития науки, так и для общественной жизни. Рассматривая роль философии в духовной жизни, он подчеркивал, что философия вносит в процесс познания единство, целостность и гармоничность. Отвлечённо-логические, «формализованные» внешние основания философского рационализма киевский профессор предлагает дополнить внутренним мировоззренческим содержанием, объем которого наполнен духовностью. Все метафизические рассуждения П.И. Линицкого, в конечном счёте, сори-

ентированы на поиски и осмысление антропологической проблематики, направлены на выяснение морально-духовных начал человеческого бытия.

Второй параграф «Концепция бытия и мира» посвящен анализу онтологических и космологических взглядов П.И. Линицкого. Показано, что в своей онтологической концепции киевский философ-теист придерживался линии объективного идеализма. Признавая позитивным учением спиритуализм, а негативным - материализм, он обосновывал это тем, что последний противоречит бытию духа, а, следовательно, и философской метафизике как проявлению и произведению духа. Вопрос о признании бытия духа основным и абсолютным началом, по мнению П.И. Линицкого, является ключевым для онтологии и метафизики.

В третьем параграфе «Концепция Абсолюта в «теистическом рационализме» Линицкого» анализируется отношение философа к проблеме Абсолюта. Отмечается, что в религиозно-философской системе Линицкого учение об Абсолютном (Абсолютном бытии) занимало весьма ь существенное место. Можно сделать вывод о том, что киевский философ-теист внес самый большой вклад среди православных учёных из духовных академий в построение рационально-теистического понятия об Абсолюте. Будучи православным теистом, Линицкий понимал Абсолют не как идею или безличное единство, а как действительное Абсолютное Существо, трансцендентное миру и обладающее всей полнотой совершенств духовно-личностной природы в абсолютной степени. Более того, данная им метафизическая интерпретация понятия Абсолюта вполне вписывалась в его цельную религиозно-философскую систему. Но, создав развернутую логико-рациональную интерпретацию Абсолюта и его свойств, П.И. Линицкий, на наш взгляд, так и не смог с несомненной достоверностью утвердить само бытие Абсолюта не как идеи или понятия, а как действительного Существа. Несмотря на это, можно утверждать, что религиозно-философское учение П.И. Линицкого об Абсолюте является наиболее выверенным и рационально обоснованным во всём отечественном духовно-академическом теизме XIX в.

В четвертом параграфе «Гносеологическая и этическая составляющая «теистического рационализма» П.И. Линицкого» основное внимание уделено взглядам философа-теиста на природу познания и его интерпретации феномена нравственности.

Отмечается, что П.И. Линицкому присуща традиционная для западноевропейской интеллектуальной традиции гносеологизация и рационализация философии. Сам П.И. Линицкий считал свою философскую систему именно рационалистической. Однако его рационалистическая система была такой больше по форме, чем по содержанию. Для П.И. Линицкого более характерно переплетение его собственной позиции с рационалистической

традицией немецкой классической философии, творческое осмысление кантовских философских принципов в рамках христианской духовной традиции. В его творчестве мнения представителей немецкой философской традиции преломлялись через призму русской философии, приобретали самобытность благодаря своеобразному синтезу с теизмом.

Основываясь на рационалистическом принципе, П.И. Линицкий в своих суждениях выступает против построения философской системы эмпирическим методом. Противопоставляя эмпиризму рационализм, П.И. Линицкий признает разум коренной и самой существенной принадлежностью природы человека, а мышление - первичной и необходимой основой познания.

В вопросах этики мыслитель был наследником тех традиций евро-пейскойнормативистики, которые были поддержаны православными философами второй половины XIX - нач. XX вв. Проблема моральных обязанностей рассматривалась сквозь призму критического анализа этического автономизма И. Канта, а объединение духовности и разума приводило к тому, что моральная обязанность трактовалась как нравственная потребность. Аксиологические представления П.И. Линицкого были связаны, прежде всего, с такими объектами, как Бог, Природа и Человек в их целостности. При этом П.И. Линицкий не выходит за пределы христианского мировоззрения.

Пятый параграф «Проблемы соотношения веры и знания в творчестве П.И. Линицкого» содержит анализ философской позиции киевского профессора по проблеме соотношения веры и знания. Философ-теист указывал, что знание и вера, наука и религия не только не исключают друг друга, а, наоборот, необходимы друг для друга, поскольку через религиозную веру превозносится достоинство науки, - потребность в знании превращается в бескорыстную и возвышенную любовь к истине; одновременно с помощью науки углубляется и очищается религиозная вера, так что полнота человеческого бытия, объединяющая временное с вечным, человеческое с божественным, возможна лишь при условии прочного союза и взаимодействия науки и религии.

Анализ взглядов киевского философа-теиста приводит к выводу, что он не отказывается от помощи веры в научном познании, но одновременно настаивает на существенном значении разума в деле веры. П.И. Линицкий считает, что философ и богослов, работая каждый в своем направлении, подходят к решению своих задач в вопросе соотношения веры и знания в границах своего исследования. Философ раскрывает формальные аспекты актуализации идеи безусловного, в то время как богослов определяет содержание этих определений. Таким образом, достигается единство веры и знания: вера открывает в размышлениях формальную основу для

своего содержания, а разум обращается к вере, направляясь к заполнению своих формальных понятий о Боге.

Киевский философ-теист искренне считал, что вера является позитивным состоянием души, которая положительным образом влияет на поведение человека и его жизнь в целом. Неверие П.И. Линицкий приравнивал к душевной пустоте, указывая на то, что оно может влиять на душу только разрушительным образом.

В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются общие выводы.

Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях, из них две в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

1. Климова О.М. «Критика философского эмпиризма в религиозной философии П.И. Линицкого // Религиоведение. - 2011. - № 2. - С. 79-84. -0,5 п.л.

2. Климова О.М. Проблемы взаимоотношения веры и знания в трудах П.И. Линицкого // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Изд-во «Грамота», 2011. -№ 5. -С.94-96. - 0,4 п.л.

В других изданиях:

3. Климова О.М. Этическая составляющая теологического рационализма П.И. Линицкого // Актуальные проблемы отечественной духовной и интеллектуальной культуры. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2010. - С.32-38. -0,4 п.л.

4. Климова О.М. Проблемы соотношения веры и знания в трудах П.И.Лишщкого // Комплексное развитие юга Дальнего Востока России. -Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. - С. 81-84. - 0,5 п.л.

5. Климова О.М. Соотношение веры и разума в трудах П.И. Линицкого // Поиск молодых. - Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2009. - Вып.10. - С. 1720. - 0,4 п.л.

Климова Оксана Михайловна

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» П.И. ЛИНИЦКОГО

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.14. - Философия религии и религиоведение

Тех. редактор Г.В. Пишун

Подписано в печать 28.12.11 г. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Печ. л. 1,25. Тираж 120 экз. Заказ 425. Издательство филиала ДВФУ в г. Уссурийске. 692500, г. Уссурийск, Некрасова, 25.

Отпечатано в типографии Издательско-полиграфического центра филиала ДВФУ в г. Уссурийске. 692500, г. Уссурийск, ул. Некрасова, 25.

 

Текст диссертации на тему "Концептуальные основы "теистического рационализма" П.И. Линицкого"

61 12-9/160

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кописи

КЛИМОВА ОКСАНА МИХАИЛОВНА

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА» П.И. ЛИНИЦКОГО

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских

наук

Специальность: 09.00.14 Философия религии и религиоведение

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор ПИШУН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Уссурийск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................... 3_19

ГЛАВА I. ИСТОКИ «ТЕИСТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА»

П.И. ЛИНИЦКОГО.........................................................20-67

§1Линицкий и античная философская традиция......................22-33

§2. Линицкий и средневековая религиозная философия............33-43

§3. Линицкий и философия Нового времени..........................44-52

§4. П.И. Линицкий и немецкая классическая философия...........52-61

§5. Линицкий и европейский теизм XIX века.........................61-67

ГЛАВА II. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ «ТЕИСТИЧЕСКОГО

РАЦИОНАЛИЗМА» П.И. ЛИНИЦКОГО...........................68-135

§1. Особенности предмета философии.................................69-80

§2. Концепция бытия и мира.............................................80-92

§3. Концепция Абсолюта в «теистическом рационализме»

Линицкого........................................................................................................92-103

§4. Гносеологическая и этическая составляющая

«теистического рационализма» П. И. Линицкого...............103-123

§5. Проблемы соотношения веры и знания в

творчестве П.И. Линицкого..........................................123-135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................136-139

БИБЛИОГРАФИЯ..................................i/rni«

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается значительный рост общественного и научного интереса к истории духовно-академической философской мысли конца XIX- нач. XX веков. Современная философско-религиоведческая наука активно ведет исследования проблематики, связанной с традицией «отвлечённого умозрения», исходившей из установок религиозного сознания. Только при системном осмыслении религиозно-философского наследия нашей страны, «выявлении» его истоков, условий формирования возможно дальнейшее развитие отечественной философии. Изучение истории русской философской мысли обязательно включает в себя исследование духовно-академической философии как одного из значительных направлений интеллектуальной и духовной мысли России.

Долгое время духовно-академической философией занимались лишь эпизодически. Сейчас назрела необходимость более тщательного исследования истории русского духовно-академического теизма. В настоящее время эта тема стала активно разрабатываться, появляются статьи, монографии, что способствует формированию традиции основательного изучения отечественной философско-теистической мысли в современном религиоведении.

В последние два десятилетия появились работы, в которых предпринимается попытка дать целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Современные историки философии и религиоведы стали использовать богатый архивный материал, который был ранее практически недоступен. Исследование данного материала позволило определить уровень развития теистической академической метафизики, а также ее роль в русской религиозно-философской традиции в целом.

Сегодня пришло время для глубокого осмысления традиции отечественной религиозной философии, важнейшей составной частью которой являлся русский духовно-академический теизм. Многие

современные исследователи выделяют ряд конкретных теоретических и методологических проблем, которые встают перед исследователями, что само по себе требует внимательного изучения.

Вряд ли можно определить ту область философского знания, которую обделила своим вниманием духовно-академическая философская мысль конца XIX- начала XX веков. Именно в духовных академиях в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении русские философы, здесь готовились философские диссертации, издавались философские и богословские журналы и сборники. В трудах преподавателей этих учебных заведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.

Такие представители духовно-академической философии, как Ф.А. Голубинский, Ф.Ф. Сидонский, В.Д. Кудрявцев-Платонов, И.М. Скворцов, В.Н. Карпов, П.С. Авсенев, С.С. Гогоцкий, П.Д. Юркевич, архимандрит Феодор (Бухарев), М.И. Каринский, митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Никанор, внесли особый вклад в духовную жизнь России.

Как отмечал еще в начале XX века церковный историк русской философии А.А Никольский, «духовно-академическая философия имела значительное влияние на развитие всей русской философской мысли. И без сомнения, чем дальше будет продвигаться изучение прошлого русской мысли, тем лучше мы будем понимать значение академической философии для отечественной духовной традиции» [121, 119].

Особого внимания заслуживают идеи киевской академической школы. Киевская духовная академия с самого начала своей деятельности была одним из наиболее значительных центров развития отечественной философской мысли. Созданная на базе Киево-Могилянской академии, она располагала богатым интеллектуальным наследием, обусловленного давней традицией философского образования.

Киевская школа философского теизма была сопоставима с московской духовно-академической школой, но она имела и свои специфические черты в философских ориентациях и стиле философствования, выделяясь, главным образом, своеобразной «двухполярностью» - с одной стороны, её отличал большой интерес к проблемам «сердечного созерцания» и духовного опыта, с другой стороны, киевская академическая школа была наиболее рационалистической из всех духовно-академических центров.

Феномен русской духовно-академической философии стал предметом пристального внимания исследователей сравнительно недавно. Связано это, прежде всего, с тем, что длительное время отечественная духовно-академическая мысль рассматривалась в качестве продолжения традиции европейской схоластики. На протяжении большей части XX в. духовно-академическая философия почти не привлекала внимания исследователей. Суждения о ней носили не научный, в преимущественно идеологический характер. Православных теистов обвиняли в «реакционном мракобесии», они изображались как «никчемные схоласты XIX века», а также в качестве «прислужников религии» [113, 95].

Сейчас настало время для объективного изучения православного теистического наследия. Собственно, серьёзные исследования творческого наследия представителей Киевской духовной академии появились уже в начале XX века в трудах таких известных авторов, как А.И. Введенский [19], Э.Л. Радлов [147], A.A. Никольский [121] и др.

Начинать рассматривать развитие духовно-академичной философии следует, прежде всего, с анализа философской мысли их преподавателей. Как известно, на протяжении XIX века существовало четыре академии: Петербургская, Московская, Киевская и Казанская. Именно в духовных академиях были сосредоточены наиболее подготовленные в профессиональном отношении философы, здесь готовились и защищались философские диссертации, издавались философские и богословские

журналы и сборники. В трудах профессоров этих учебных заведений в духе православного теизма решались проблемы философской гносеологии, онтологии, логики, этики, метафизической психологии, истории философии.

Ясно и чётко передаёт ситуацию духовного становления общерусской мысли и той роли, которую сыграла Киевская академия, Василий Зеньковский: «...хотя южнорусская учёность ещё до крайности не свободна... было бы ошибочно недооценивать её положительный вклад в умственную жизнь сначала Украины, а потом и всей России. И не случайно, что первое заявление о свободе мысли, о внутренней силе, присущей мысли, исходит от московского учёного XVIII века Феофилакта Лопатинского, питомца Киевской академии. Не только формальная философская культура развивалась постепенно благодаря Киевской Академии, но, несомненно, зарождались и творческие замыслы... Москва жадно впитывала в себя всё, чем была богата Украина...» [47, 61].

Как в исследовательской литературе позапрошлого века, так и в современной литературе феномен «славной киевской школы» связывают, прежде всего, с такими известными именами русской философской мысли XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), архиепископ Никанор, О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесницкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий. Каждый из них внес значительный вклад в развитие русской духовно-академической философии XIX века. Именно И.М. Скворцов на должности профессора философии Киевской духовной академии с 1819 г. по 1849 г. одним из первых осуществил переход от традиционного вольфианства к кантианству, а во времена блестящего профессора и проповедника арх. Иннокентия (Борисова) были созданы условия для роста плеяды философов, которые составили основу киевской теистической школы. B.C. Карпов был одним из лучших переводчиков трудов Платона в XIX в., а П.Д. Юркевич стал основателем богатейшей традиции российской религиозной философии.

Первыми критиками представителей философского теизма были революционеры-демократы Н.Г. Чернышевский [164], Д.И. Писарев [135], М.А. Антонович [7]. Значительный вклад в изучение идей киевской школы внесли философы русского зарубежья В.В. Зеньковский [47], С.А. Левицкий [62], Н.О. Лосский [112], Д.И. Чижевский [162], которые в своих трудах анализировали проблемы отечественного теизма, гносеологические и онтологические основы православной академической философии. В советской литературе взгляды философов киевской теистической школы исследовались A.A. Галактионовым [24], P.A. Гальцевой [25], Д.Х. Остерянином [127], И.К. Пантиным [130]. Вместе с тем в советской историко-философской науке и религиоведении не был представлен целостный анализ феномена духовно-академического философствования. Переломный момент, связанный с возрождением религиоведческого и историко-философского интереса к наследию православных философов, наступает в России начиная с 90-х гг. XX в. По данной теме были защищены кандидатские, докторские диссертации, выпущены статьи, монографии. Особое значение в интересующем нас плане имеют работы А.И. Абрамова [1], разрабатывавшего проблематику, связанную с определением характера и степени влияния представителей немецкой классической философии на русскую духовно-академическую мысль, С.А. Нижникова [120], дающего своеобразную интерпретацию феномена веры в работах отечественных теистов, C.B. Пишуна [138], проанализировавшего совершенно оригинальный феномен «православной персонологии», включающей в себя синтез метафизической психологии, моральной метафизики и трансцендентальной психологии. C.B. Пишун совместно со своими учениками И.В. Гунькиным [36], В.Ю. Пинчук [133], А.Г. Сахатским [150], исследовал православный философский теизм как целостный феномен философского религиоведения, подробно остановившись на религиозной онтологии, метафизической психологии и трансцендентальной аксиологии. И.В. Цвык [162] также дала собственную

целостную оценку феномена духовно-академической философии. Ценность имеют кандидатские диссертации И.В. Гунькина [36], анализировавшего духовно-академическую религиозную онтологию, Д.В. Леонидова [63], посвященная духовно-академической гносеологии, В.Ю. Пинчук [133], исследовавшей метафизическую психологию духовно-академического теизма, М.В. Шумейко [173], исследовавшего категорию Абсолюта в духовно-академическом теизме. Также стоит упомянуть публикации O.A. Печуриной [132], Л.Е. Шапошникова [168], исследования Б.В. Емельянова [41], A.B. Панибратцева [129].

Однако в сравнении с такими известными представителями киевской школы академической философии XIX века, как И.М. Скворцов, П.С. Авсенев (архим. Феофан), О.М. Новицкий, С.С. Гогоцкий, М.А. Олесницкий, П.Д. Юркевич, П.И. Линицкий до сих пор менее известен, а его творческое наследие является менее изученным.

В целом наследие П.И.Линицкого (1839-1906) включает свыше двадцати различных фундаментальных трудов и большое число статей. Тем не менее, философские взгляды киевского профессора-теиста до настоящего времени не стали объектом систематического анализа отечественных и зарубежных историков философии и религиоведов.

Заслуженный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия Петр Иванович Линицкий (1839-1906) внес значительный вклад в развитие русской духовно-академической философии XIX века.

Родился Линицкий в городе Лебедине Харьковской губернии в семье священника, закончил Ахтырское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, магистр XXII курса (1861-1865) Киевской духовной академии, после окончания которой с 1865 г. преподавал философские науки в Киевской духовной академии, с 1867 г. - бакалавр философии, с 1869 г. -доцент философии, с 1871 г. - экстраординарный, а с 1876 г. -ординарный профессор философии и, наконец, с 1890 г. - заслуженный ординарный профессор философии Киевской духовной академии. Был

последним из слушателей лекций П.Д Юркевича в стенах Киевской духовной академии [178, 87], так как в 1861 году Юркевич уехал в Москву. После отъезда Юркевича в Москву именно П.И. Линицкий смог надлежащим образом поддерживать традиционно высокий уровень преподавания философии в Киевской духовной академии. В отдельные годы по поручению Совета Академии он читал логику, педагогику, патристику и метафизику [161]. Одновременно с преподавательской деятельностью осуществлял и научно-теоретическую деятельность академического ученого.

В 1874 г. один из его трудов, а именно «Обзор философских учений», по решению учебного комитета Св. Синода был удостоен Макарьевской премии и рекомендован как учебное пособие для духовных семинарий России [111, 203]. В магистерской диссертации «Различные направления немецкой послегегелевской философии и их отношение к религии» автор анализирует взгляды Ф. Шеллинга, К. Краузе, а также Д. Штрауса и Л. Фейербаха. Докторская диссертация «Учение Платона о Божестве» стала для философа основой его теоретических построений.

Первым в дореволюционной России обратил внимание на духовное наследие П.И. Линицкого Э.Л. Радлов. Именно он, Э.Л. Радлов, возглавлял философский отдел «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, где П.И. Линицкому была посвящена небольшая статья с изложением его религиозно-философских и социально-политических взглядов [111, 203]. Э.Л. Радлов указывал, что основным мотивом философского творчества П.И. Линицкого было желание объединить собственный интеллектуальный интерес с религиозным духом русского народа [111, 203]. В «Очерках истории русской философии» (1912 г.) Э.Л. Радлов даёт общую характеристику философским воззрениям П.И. Линицкого, ссылаясь на фундаментальную работу киевского профессора-теиста «Вступление к философии».

Среди дореволюционных энциклопедических изданий о П.И. Линицком упоминается в «Большой энциклопедии. Словаре общедоступных сведений по всем отраслям знания» под редакцией С.Н. Южакова, где можно найти биографию философа и его основные труды [16, 43].

Известный исследователь высшего духовного образования Ф.И. Титов подчеркивал, что в 70-90-е годы XIX века традиции философской школы киевских профессоров-теистов И.М. Скворцова и П.С. Авсенева продолжал именно П.И. Линицкий [155, 574].

Взгляды киевского мыслителя вспоминались и Д.Х. Остерянином, который указывал на то, что Линицкий «намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии» [127, 220].

Взгляды киевского философа вспоминал и Д.Х. Остерянин, который указывал на то, что Линицкий намеревался примирить идеализм и материализм и поставить науку на службу религии [127, 220].

Интерес к творческому наследию П.И. Линицкого пробуждается только в публикациях последних годов как у отечественных, так и у зарубежных авторов.

К примеру, в монографии М.И. Лук «Этические идеи философии Украины второй половины XIX- начала XX века» частично исследуются взгляды П. Линицкого в области этики [113, 56]. Анализ философских взглядов мыслителя предпринят в труде B.C. Горского «История украинской философии», где автор показывает специфику подходов профессора Киевской духовной академии к разрешению философских проблем [34, 203]. Необходимо отметить, что все оценки философского наследия П.И. Линицкого, которые давались в советское время, основываются на двух трудах: «Обзор философских учений» (1874) и «Основные вопросы философии. Опыт систематического изложения философии» (1901).

Краткий критический анализ философии П.И. Линицкого дан его коллегой, профессором Киевской духовной академии по кафедре истории философии Д.И. Богдашевским. Он называет философскую систему П.И. Линицкого «здоровой мет�