автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Аксиологическая функция философии: единство истины, добра и красоты
Полный текст автореферата диссертации по теме "Аксиологическая функция философии: единство истины, добра и красоты"
¡ЕВСЮЙ1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г.Шевченко
На правах рукописи,
УДК 130.2
ПОНОМАРЕВ Юрий Юрьевич
ЛКСИОЛОГИЧЕСКАЙ ВУНКЦИЯ ШОСОйШ: ЕДИНСТВО ИСТИНЫ, ДОЕРА И КРАСОТЫ
^ 09.00.01 - диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации ня соискание ученой степей« кан,чидлта философских наук
К1ЕВ - 1992
•• Работа -выполнена на кафедре $илоссфт естественных ^акуль зетоЕ философского факультета Санкг-Пзтерйургского университета. '
Научный руководитель; доктор философских наук, профессор Гречаннй В.В.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Булатов М.А. кандидат философских наук Босенко А.В,
Ведущая организация: Киевский политехнический инсти-
зированного йовета К.058.18.21 при философском факультете Киевского госуниверситета. Адрес совета: 252017, Киев, ул.Вл'адда.ирская, 60.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского госуниверситета. '
Автореферат разослан
. Ученый секрета1 ь специализированного совета, :андвдат философских наук,
тут.
доцент
Н.П.Савчук
<
СКЦЛЯ" ХЛРМГГЕРХПКА РАБОТЫ.
Актуальность теш исследования. Времт г.срооценки пре.т~ икс и станоолсниэ ионк ценностей ~ характерная черта нашего времени. Процесс это1? идет в самых-разных, подчас, драматичных б-гриах - в вице войки ценностей, Такое утверждение справедливо, позалуП, по отношению ко всем областям ~изни: экономике, политике, культуре, которые буквально разрыпявт-* ся на части ценностным антагонизмом. Облегчить рождение новых форм общественно-политического устройства, экономических отношений, культурной деятельности шхно в том случае, если будут ясно осознаны фундаментальные ценностные приоритеты развития, если удастся наПти такую систему цэнноептх ориентиров, которые позволят гармонизовать противоречивые тенденции общественлого-развития.
Философия, являясь обще ответил.: самосознание!»', не ьшет стоять в стороне от эт1эс~ процессов. Она обязала выявить и выразить в философских понятиях пркчгаш конфликта ценносгеЯ и возможные пути его разрепения. 0сво5о:здение философии от • пресса идеологизации, восстановление её права на самостоятельное и-свободное развитие ставит вопросы о'назначении и сущности Философии. В связи с этим'актуализируется и вопрос о гчт, како.1 должна бить ф::лософия, способная выявить и раз-репг:;ть сущностные противоречия нате го времени, способная наГ-ти кошромисс мё.тду осноенсС!» человечески-г:: ценностями. В •'соврекёнйо» лире выбор гстгаяок ценностей гнзяи и }с: пратгтн- . чес кое утверт^ение становится до такоГ: степени актуальным,' что от этого зав:"::!? не только конкретакй путь развития нашего общества,. ¡¡о и сама возможность его существования. В этом смысле аксиологическая проблематика с¡.ълсается' с экзистенциальной.
Разработка аксиологии высших ценностей дает возможность уточнить понимание сущности *илософни, не ограничивая её лишь рамками теории /такое понимание присуще сциентистскому мыплению/, а рассматривать её как единство этической, эсте-т;:ческоГ и познавательно?, деятельности.
Теыа диссертационной работы актуальна в двух аспектах: во-первых,. для уяснения сутцности философской деятельности, её ценностных и целевых оснований( во-вторых, для определения способов и механизмов связи философии с другими формами общественного сознания, а в конечном счете, со осей общественно-исторической практикой.
Основная проблема, решаемая в диссертационной работе состоит в то;.;, как происходит интеграция этического, эстетического и гносеологического содержания в цельноо философское знание, почему в философии неизменно присутствуют высшие духовные ценности - истина, добро, красота - и как эти ценности трансформируются в философском идеале.
Состояние исследовзннооти темы, Аксиологический подход б исследовании специфики философии довольно широко представлен как е зарубежной философии, особенно в работах философов баденской школы неокантианства /Виндельбадц, Риккерт/, так и в классической русской философии, прежде всего в работах Вл.Соловьева и С.Л.Франка.'Значительное место занимает проблема бытия высших духовных ценностей в философии жизни /Ницше,' Бергсон, Дильтей/. В современной отечественной философии аксиологический подход утвердился благодаря пионерским работам В.П.Тугаринова и О.Г.Дробницкого, Дальнейшее развитие проблема ценностей в разных её аспектах получила в трудах таких философов как П.П.Гайденко, В.А.Василенко, Ю.Н.Давыдов, А.Г.Здравотделов, Н.С.Злобкн, А.А.Ивин, А.А.Ручка, В.Н.Сагатовский,' А.И.Яценко и другие. Мировоззренческо-гума-нистическое понимание, природы философии И её. ценное тале оснований разрабатывается В.В.Гречаяым и В.Ф.Сержантовым. В.В.Гречаный- на основе предлагаемого лм определения ценностей рассматривает аксиологию б качестве оиэтемообразуюдего компонента философии, который органически связывает три её аспекта - онтологический, гносеологический и аксиологичесн кий.'Близка к этому позиция В.И.Шердакова, который;, однако, . больше сосредоточился на обосновании -материалистической онтологии морально-этических ценносте:". Этим же автором бытие
гиггпзс ценностей определяется как проблема раскрытая кулъ-гурно~кз7ор!:чес:п:х сколов человеческого бытня. Спещгёягау философии он усматривает в её способности Ехлзглать эти куль-т/рна-иетотч^-еок^в сшсл!. с псио^ью моралыго-зтпчсс1:эл "гзЛ-лексгш над проблемам! чглоиечсского бытия. Работы В.П.Свин-цора посвящены проблеме единства высших ценностей. Основу этого едкнса-а он обнашивает путем сопоставления гумзние-тического содержания духовных ценностей. В отличие о? В.Н. шердакоЕа, этот автор определяет Ейские духовные ценности пре.тде всего как субъективные целевые ориентиры деятельности. Назначение философии В.Я.Свянцов эццнт в том, чтобы совместно с другая: форыаш общественного сознания создавать культурно-ценностный континиум человеческой .-кизил. В.Г.Зз-дотова предлагает татерэсную и перспективнуи типологии форм .духовности, основанную на выделении ценностно-мировоззренческой декннсптн. В зависимости от того, какая из высших духовных ценностей занимает господствующее положение в ценностной иерархии В.Г.ЗздотоеоГ. выделяются три типа духовности! Зэтизы, эстетизм» гносеологизм, которые определяются как альтернативные типы ценностных ориентации. Ведущее Раз" витие гуманистической духовности В.Г.Федотова связывает с объединением всех этих культурно-исторических типов ценностных ориентаций в гармоничную.общечеловеческую духовность.
В целой, при обльиом числе работ, посвященных анализу природы высших духовных ценностей почти отсутствуют работы, в которых рассматривалась бы вся система высших духовник ценностей в её целостности и воспроизведение этой целостности в фклософсйои онании. Обычно_рассматривается какая-то с дна ценность /истий", добр о или красота/ и её представленность в философии» либо сопоставляются друг с другое какие-то Две выспие духовные Ценности /истина и добро, истина и Красота, добро и краотта/ с целью определить какая из них более полно вырааавЬ содержание человеческой духовности. Такая избирательность и фрагментарность анализа обусловлена, с одной стороны, сложностью и-многоплановостью самого предмета исследования, а с другой - традиционной внутрифи-
лоси*окой •"специализацией" в изучшюи р^дкедск духоъ:юх ' ценносте!":. пв случайно красота гак ценность .'.гучьхтоп правде всего специалистами -в области эстетик::, досро - отккаш,
"чис^иа" '|1шосо1н ь сьоей науке зачастую равнодушны ко вое:.-/, кроне сбьектишоГ. истиш. Такая разобщенность подходов в псэнаниа духошости должна быть преодолена, т.к. философия способна бать адекв&тнвд сашссзианкоц свосй эпохи лшь в тем случае, если сукзет выразить её д^ос в многообразии всех. его ценностных определений. Рефер;фуеиая работа представляет собой попытку реализовать такой кнтегративньй ' подход, опираясь на аксиологию внешае духовнкх ценностей. Этот гашоел определяет цели у. .задач;: работы.
Основная цель работц состоит в том, чтобы выяснить как ьигеие духовные ценности /добро, истина, красота/ интегрируются б целостное философское знание, как это влияет на структуру философии и каково значение этих ценностей в реализации философией своих функций. Поставленная цель требует решения следуварсс задач:
-на кстор»шо-филос(?$ск01.! материале проследить характер присутствия висших духовных ценностей в философии и, исходя из этого, недолить исторические форш ценностных ориентации философской деятельности!
- раскрыть содержательную связь виста духовных цешюстей друг с другом и представленность етой связи в првдште философии и её структуре)
- выявить основания систешого единства категорий добро, истина, красота!
- проследить зависимость г-одеряателышх определений , ' категорий добро, лютша, красота от практических ценностей йизни(
- прояенрть механизм синтеза ценностей добро, ист к; а, красота в единую духовность. ■.
Висшие духовные ценности содержательно присутствуют в любой философской системе, поэтому предметной безой данной работы может быть практически любая философская школа и направление. Выбор ке конкретных философских персоналий
Ьроизводияся по 'одному критерию - насколько полно и точна в той или иной $;шософсг.ой концепции гсредстаатзны типологические ценности определенного истор:йеского- периода и характерные форггг сбъед;тенпя этих ценное гей в философскеГ: системе. Цногге яркие- числители но вклкчены в пред^етну;? базу исследования по разным'прпчтаи. Так, например, автор" сознательно не рассматривает ансиолопаз философии К.Маркса, т.к. " по этой тепе уже существует ргро!л;ое число работ. В реферируемой работе ксторкг ^-философски?. анализ носит подчинении?., служебный характер и не претендует на полноту.
Научная новизна исследования состоит я определении аксиологического основания гумакисттееско* философии. Цц:яс?-вэнно возможны!!' аксиологкческгёл основаниек тако" Философии является ценностное ядро, образующееся в результате гарпошг?-ного; синтеза добра, истины, красоты в универсальнуг духовность, где нет места каким-либо ценностным иерархиям и приоритетам, т.к. лишь при условии отсутствия такой иерархии человек гатет определиться как универсальное самоценное су- • щество, а не.как агент какой-либо абстрактной, возведенной в абсог :т духовной способности /познавательной, этической, эстетической/. * .
На защиту выносятся следующие положения:
- ценности добро» истина, красота являются инвариантными формами всеобщего /философского/ знания. Философская дея-
•тельность как процесс постижения всеобщего протекает в виде актов глобальйого оцениванкя шгра с точки зрения высших ценностей, в перг-то очередь ценностей добра, истина, красо-' ' тк. Такое оценивание составляет сущностное содержание фило- • сотского кшления. В соответствии с тремя фортами всеобщего, ввделягатся три формы философствования, которые условно называются этическая, гносеологическая и эстетическая,'
- для адекватного познания сущности филссо*-:коИ рефлексии необходимо выделять особуи аксиологическую функцию ?и-лосогип. Под этой функцией понимается логическая экспликация и рационально-понятийная интерпретация ценностных оенш-вапй.культуры, т.е. её ценностное самосознание. Главная
цель и продукт аксиэлогкческо.': функции - рационализация, универсализация и гармонизация мировоззрения;
— но отношению к самой ¿¡иософни аксиологическая функ-ц:ш выступает в качестве её нптзгрлщ'хщь'го начала, т.к. еа.\; предмет философии /всесбцге/ конституируется потребность» найти универсальную, обьедтшярс и прп^ир.'шп^ю основу для ссего многообразия точек зрения и фор;,: визня;
- основным содержание» аксиологической функции является рационально-понятийная экспликация ценнзстИо-сныслоЕого ядра культуры, благодаря которому она существует как цеиност-гюгокогенная система. Свое воплощение аксиологическая функция получает в философской /целостно-всеобщем/ идеале.
Научно-ггсакт'гческал знач!г.;ость работы определяется тем, что её ос замысел находится в русле наиболее актуально?, задачи отечественно!1! философии - создания концепции гуманистической философии, способной к социальному созиданию и развитию духовности личности и общества. Обцее содержание и характер работы, намеченные в ней пути решения проблем способствуют более точному уяснению воггроса о механизме взаимосвязи фитософип с яизнью, о влиянии философии на состояние духовности общества.
Открывается возьгазиость использовать результаты, полученные в ходе исследования, в подготовке качественно новых учебных курсов по философии, ориентированных не на творца-ционно-воспроизводящее обучение, а на дуповно-практотеское освоение философии. Нетодолоигческоп основой такой концепции образования может служить аксиология высших духовных ценностей.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на теоретических семинарах кафедра философии Краматорского кндустрг.-ального и полтавского педагогического институтов. Основные положения диссертационной работы излагались автором в докладах к сообщениях на ряде- конференций: Всесоюзной научной конференции "Характер -и способы связи фкяосо.Ьш с г.ьзныс" /Москва, 1988/; Ееспубликннско!» на-'чио-практкче ской конференции Тенденция и факторы совершенствования социально?:
структуры советского общества в условиях перестройки" /Краматорск» 1990/» Всесоюзной научно-теоретической конференции "Человек, Мировоззрение. НТП" /Киев-Краматорск, 1991/} Всероссийской научно-теоретической . онференции "Перестройка: проблемы и перспективы" Архангельск, 1991/.
::: структура и основное содейиние работы.
Структура работы определяется её целями и задачами. Обычно первым этапом всякого исследования является определение предметного полй и первичная систематизация материала /в данном случае историко-филс офского/. Второй этап состо-• ит в разработке основных понятий и общей концепции, третий -в "опробовании" наработанного понятийного аппарата и концептуальных схем к актуальным проблемам. В соответствии.с Этой последовательностью диссертационная работа,помимо традиционного "обрамления", /введение, заключение, библиография/ содержит три раздела» каждай из которых состоит из трех подразделов,- В первом разделе - "Место и роль категорий добро, истина, красо*а в структуре философии" - На Материале европейской философий рассматривается развитие содержания высших духовных ценностей и характер их взаимосвязи в истории философии. При этом добро, метима и красота анализируются Не как термиш?' иейольэуёмые в той или иной философии, а как её содержательные ценности. ШдРаздед 1,1. пойвящен античной К средневековой .'философии» Делается вывод, что для античности характерна неразделенность этических и эстетических суждений, целостное представление о прекрасно-Добром, в кото- . ром ещё не'т четко оформленных категорий, соответствующих гносеологии, чтике и эсГе-йке. Съязь Мевду"этическими, эстетическими'« космогоническими элементами синкретична и выражена в специфической понятий античной философии - калокага-тии. 0 средневековой философти эта органичность теряетая и заменяется субординационной связью категорий. Высшие ценности объединяются в строгую иерархию, вершину которой образует Моральное добро в его теологической интерпретации. Истина трактуется как аутентичное воспроизведение духа святого
посшшя и потону не может ограничиваться лишь сферой знания» а охаатывает всю духовность. Денности истина и красота.в средневековой философии не самостоятельны, а светят отраженным светим ценности идеального /божественного/ добра. При рассмотрении новоевропейской философии во в?ором подразделе устанавливается, что ведущей тенденцией этой философий является все нарастающая рационализация высших духовных ценностей. Следствием этого служит тот факт, что в иерархии высших ценностей первое место Бее чаще отврдится истине. Для рационализма декартовского типа истинное знание - вна-ние, очищенное от всех неразумных аффектов к страстей, Рационально и метод.гаю организованное ныоление служит фильтром, через который пропускаются все остальные формы человеческого 1"фоотношения. Истинно!; добродетелью, истинной красотой является лишь то, что шжет о'ыть рационально доказано и 'обосновано. Кант пере_осшсляет природу рациональности и закладывает принципы нового понимания: высших ценностей. Вво-. д:шое им различие мегду рассудком и разушм ограничивает ■притязания прежнего рационализма на познание абсолютной истины. Высшим видом ценностей, по мнению Канта, являются эти-•ческие ценности, т.к. они полностью независиш от объектов желания человека и определяются лгаь всеобщей законодательной Лориой. Деятельность практическая /моральная/, в отличие от теоретической, целесообразна, т.е. сообразуется с высшей целью человеческой низки, которой 'подчинены все остальные цели. Однако по Канту, человек является самоцелью, самодетерыинирован в своем развитии, т.е. свободен лишь в Г-ноуменальном пире. Канту удалось отстоять свободу воли человека ценой "деонтологизации" высших ценностей, ценой ограничения сущности человека лишь сферой ноуменального ьшра. В кантианской философии человеческое сознание приходит к факту свое« антиноыичности. Сферы истины, добра и красоты противопоставляются друг другу,, зыявляется их принципиальная несовместимость. Целостность философского идеала осуществляется теперь в максимально напряженной форме - в форме драматического соперничества альтернативных ценностей.
В дальнейшем философия настойчиво ищет пути преодоления * антиномичности своего идеала. Эта тенденция анаяизируе?ся в подразделе 1.3. Неокантианство интенпретирует высшие духовные .ценности как трансцендентальные сущности, 'которые лишь "имеют значение", но о реальном 'бытии которых нельзя сказать ичего ёпределенного, Проблема познания трансформируется в проблему ценностных оснований человеческой культу-, ры, а назначение философии состоит в раскрытии смысла этих ценностей. ' • •
Радикальность ницшеанской.трансформации философии сове тоит в его требовании устранить тиранию прежних ценностей и прежде всего ценностей моральных, в которых он обнаруживает проявление декаданса и жизнеотрицания» Другие высшие ценности Ницше также рассматривает в моральном аспекте. Истина, с его точки зрения, представляет ценность потоку, что дает, лкдям душевный покой, иллювию знания, оправдывая их духовную леность. Плубочайшим заблуждением прежней философии Ницше считает.онтологизацют высших ценностей и в этом но- • менте он солидарен с Нантом.
Романтики пытались возвести красоту на пустующий•престол царства абсолютных ценностей. Причина постигшей их не- . удачи в том, что эстетическое с о знание пр!шц:тиально не' способ о обнаружить в себе объективные основания своей значимости. Ромзнтичнское сознание, обращая все явления жизни в феномены эстетического созерцания, делает их непригодными 'для практической /моральной/ деятельности. В эстетической блеске добро и зло становятся неразличимыми.
Реакцией на „отетизм стал экзистенциализм, который вновь возрокдает ыорализаторскур философию. Однако, это уже не мо- ' рализм кантовского типа. ?Лорально-мировоз:эренческие ценнос-тй не открывается в мире, не находятся' предзаданными, а конститу!фуются свободным моральным выбором человека в акте трансцендироЕанкя. Экзистенциализм, как и Философия жизни,-стремится к непосредственному постляешао истины. .Лишь такая, а не отвлеченная теоретическая истина обладает подлинной •
ценйостыо для человека.
В русской классической философии проблема бытия высших . духовных ценностей традиционно занимает ведущее место, Ори. ^иналЪная концепция единства добра, истины и красоты представлена Ни,Соловьевым в его философии всеединства. Абсолютное, по Соловьеву, раскрывается в трех основных идеях» блага, »истины и красоты. Постижение единства этих идей составляет цель теоретической философии., причем истинной постижение этого единства /цельное знание/ может быть лить непосредственным /религиозно-мистическим/ знанием, а не опосре- • < дованныы /теоретическим/, Принцип всеединства пронизывает всю философию Соловьева. Благо, истина и красота -.разные образы или виды этого единства. Синтез традиционных разде-':лов философии в цельное знание Соловьев осуществляет на ос-"нове религиозно-этического гуманизма. Подобного же рода синтез, хотя и на другой основе, пытается осуществить-и Н.Зге-'доров в своей философии общего дела,
В результате проведенного анализа делается заключение, что русская философия в целом, может лть охарактеризована 'как Зтикоцентриэи: в царстве традиционных Высших Ценностей провозглашается безусловное господство морального Добра, которое шшлицитно содержите себе и истинное, и прекрас-4 ное. Обосновывается "это тем, что Ценность добра непременно ' усиливает/ и ценность истины, и Красоты, но не Наоборот. ■
Во втором разделе - "Основания системного единства категорий добро, истина, красота" - выявляются онтологические, • гносеологические и праксиологические основания системного единства высших ценностей и формы проявления этого единства-в разнрх областях деяг эльности, В результате э.ого исследования выделяются, исходя из аксиологического понимания: приводы философии, три Всеобщие формы оценивания, которые мо. •• гут быть описаны тремя категориат шми парами! Истина-ложь, ; • добро-зло', прекрасНое-безосразное. Я подразделе 2.1. дается обоснование правомерности.выделения трех типов философствования /оценивания мира/: этического, гносеологического и эстетического. Делается вывод, что в -разных философских
-il-
системах отношение отичгскогэ, гнссеологичэстгого к итр^г.-ческйго моментов различно, но с.?':? пуксут^тг-к^ сбя^лто/'л-НО, Т.К. CiièjKIEEHKS Д0ЙС?2!ГГеЛЬШС7Н -Р «?? C?OT!!'>rr>!mO!;7!! с
ябпа'''--тип" ncîKio/i, абсолютна? добром .к красит': сог,7пг..тп? имманентное содертанк-з гоякого ф-.,_тссогст1>ов.-:!!!;1л. Взделяч?-ся три 'ot.Mi такого фнлесоФст-гстззяня кли,что то е?.мог-, три. форда всеобщего оценивания мира, которн" ;гало-на -
;шзн?зть эттеекоп, гносеологической :: остет;жской.
В подрг.зд?ле г- результате сопоставления я яшвзя разнмх точек зрсп;к с ценное гкддс оснозглпях науки, •:> ■:i-.tv ленгсос в современной îiiscco^îs:, устзлавлиэтхтся позмсжи'"? путп гуманизации нау^го?! деятельное?::. Вчясняэтся, что ее г:, существенное отл1ГП!э неучной от ■*иласо*ско!'.. Пзрвзд
характеризует л:иь сфер;/ объективного знания, тогде как Философская истина - это соответствие объоктквчо-судего субъективно-должно;^, т.е. философская кстша является оцениванием /крктикоГ:/ действительности с позиш:': того, что должно бить неходя -лз всеобщего /Философского/ идеала. Попс?о познавательного /гносеологического/ содерачия в Филогофс-koî1 пст"не присутствует также и ценностно состявляшал, делается вшод о том, что человеческое познание во всех csoix формах in,кет единое цешюстноо оснэсайге, содержание которого осознается и фор:д.'д:фуется с помочь» категорий истина, добро, красота, квлягсд'.эсся суть, paaœcnî способа:.-:' по- • .знания всеобщего. В ftiuroco-'int осуществляется категоркйшш? синтез этих высаих дуковнмх цетюстей, поэтов философская нстгаа с необходимостью включает в себя гсгольно-эттески" •и художественно-зстетзгчески': ноткги, т.е. лпляетсл дуког-нэй ircfKHOi!. Для выяснения резл/гчнй между иа.тюатпхг.: гетк-на, добро, красота необходимо seîît:: за $за:.:кк чисто гносеологического отноншим, что позвол.тг проследить функционирование этих ценностей в обзсствегоюй пракг.псе. с?ому посвящен подоазпол 2.3. Исходил:.: пунктом рассуждений является тот факт, что человеческое Познани;., ведение и чувствова-н::е - ото не только различии« с orдух;:., по прежде всего ' зеезбдке ь-х. практического /.ирсотноп.-еиия человека. Чзяо-
Ееческая практика иоззт осуществляться лишь в этих формах и не противостоит познанию, волешш и чувствованию в виде особо;*; с'ерн деятельности. Через ряд умозаключений делается вывод о то:,:, что единство категории добро, истина, красота основывается на единстве волевого, познавательного и чувственного штроотношекиП, являющихся всеобщими формами пракижи. Когда эта практика антагонистична, то возможен разрыв и противопоставление её волевого, познавательного и чувственного момннтов. Этот антагонизм-завершается: и от-ра~ается в антагонизме высших духовных ценностей. В этодг случае появляются фдаосо.*ские системы национализма, аморализма и антиэстетизма.
В третьем разделе - "Аксиологический синтез добра, истины, красоты - основание философии гуманизма" - выясняется каким образом осуществляется сз-мтеа высших духовных ценностей и какие возможны типы такого синтеза в философии. Б • подразделе 3.2. обосновывается необходимость выделения осо-' бой аксиологической функции философии, которая хотя и тесно связана с мировоззренческой функцией, но не совпадает с ней. ' Философия, ориентируясь на адекватное познание ценностей действительной кизил, в то не время представляет собой проект усовершенствования действительности, т.е. её идеал. Философия не бесстрастно отражает реальность, а стремится её гармонизировать. Мировоззренческая функция философии прослеживается в том, что хаос действительных форм человеческой жизни, пройдя через фильтр критическоГ. философской " рефлексии, превращается в космос человеческого бытия. Но для того, чтобы такое преобразование стало возможным, необходим предварительный перевод всех разнообразных форм человеческого мкроотношения в некую универсальную фору. Такой • формой мол.ет быгь только категориальное мышление. Не случайно логос, идея, понятие всегда осознавались в философии как средство преобразован!;" мира кз хаоса в космос. Философия всегда выступает' как понятийная рефлексия над основными человеческими ценностями. Главной задачей этой рефлексии является гармонизация внутренне противоречивой гетерогенности
-галогечеегак ценностей. Сам предмет *:13всо*ик /всеобщее/ опрец?ллется птой потребность» на::т:: тр-гу;;; шг^грируа.-гга л пр1».!ирщ1у» основу для всего шогооОрззия точек зрения и ^огт; "пени. При это:.- ля сосредоточена на просто .
на выделении ^оркзльио-сбгрж признаков раонкх ферм бытия, а па обнаружении ;к органического родства в контекста мирового целого /субстанции, универсума и т.п./,
В ото:,; :г.о подразделе дается определение аксиологической функции. Под ней пошагаете я производимое на основе той пли 'ной философской концепции категориальное оформление и рац::сналыгс-псн.тгп"ная штерпреташи ценностей культуры. Устанавливается, что главков цель» и продуктом акеколопяее-тсо" фуккпип Ё1косо~и;; является рзцпск&кгз&щя, универсализация и гармонизация шфсьозгр&нпя. Попытка выразить в понятийной форц-з ыекнсстко-с'.гцсдовые основания ¡""льтуры, с-гроцхе-ние в лопгческой "орме воспроизвести единство н целостность ценностного о.':,- -: -.нкя Хоры культурной деятельности состав' ляет основное со&.рзаихе аксиологической фикции философии, которая воплощается в философском идеале. Этот вдеел формулируется з предельно' обобщенных понятия::, охватывающих весь спектр частичных определен«}) идеала. Такими всеобщими понятиями выступают категории истина, добро, красота, которые, однако, в фйгософском идеале получают новое содержание, отлившее от того, которое они имели,- функционируя в качестве :гультурнкх ценностей своей эпох: .
ОснсеноП вывод этой части работа состоит в том, ч^о аксиологическая функция философии обеспечивает системную це- ■ лостность и ценностную гомогенность разных её "частей", поэтому представляется перспективным рассмотреть сквозь призму акзиологического подхода какие возможны способы согласования: них элементов философского знания, способы тс интеграции в философскую систему. Этому посвящен подраздел 3.2,, где предлагается новая классификация философских систем, строящаяся на выделении типа ценностного ядра этой системы. Такое ценностное ядро тлеется в любой философии и состоит из двух видов ценностей: теоретико-познавательных и нравств?нно-эс-
Осноиаадсь па зцделзкшк ранг? трек су-
ществования всеобщего к соогаегсгвуз^с; п: трех сор:.:а:: с::-лосо-'ствовааия, предлагается щюкзводкгь ккасснфжздиз • лосо^сюз: систем в хсоордпгсяном пространстве, задаваемом тремя парами категорий: добро-зле, истгаа-лог.ь, тгр-зкраспее-безобразное. Такал: классификация да-зт возможность представить развитие историко-философского процесса в виде возникновения, развития г. смени разных типов синтеза базовик цен-костей, _лелав5кх в основа¡¡пи филосотских систем. Это позволяет вычленить устойчивые типы философских систем и'проследить преемственность развития их ценностного содеряания, Исходя из такого понимания, историко-философский процесс выглядит как развитие слабо диЛференцтооЕгнной целостности категорий добро, истина, красота /античная философия/ ко все более усиливающегося их различию, которое доходит до полной авто-номнопти этической, познавательной и эстетической, деятельности /*:!лосрП1я Канта/, а затем и до их прямой вратды и борьбы за абсолютное первенство в духовном м:фе /фгаософия Шопенгауэра и Нище/. Этот период антагонизма в царство высших духовных ценностей смгняется затем поиском единства добра, истины, красоты сначала в области идеального /трансцендентального/ бытия /неокантианство/, затеи В сфере инди-видуальйой духовной аизни /экзистенциализм и интуитивизм/ и, накоре^, завершается осознанием всеединства добра,-ксти ш и красоты /философия Соловьева/. 5то всеединство, однако существует не как актуальное, а ещё только как потенциальная возможность, которая подлежит воплощению в реальной человеческой истории. .
Просматривающаяся при таком аксиологическом подходе оо-'новная линия эволюции философских систем позволяет установить какой тип синтеза высших духовны^ ценностей может был положен в основание философии гуманизма". Это и определяет содержание подраздела 3.3., итогом которого 'служит вывод, что гуманистическая философия имеет дело не просто с идеалом мира, а с идеалом человека в мире. Однако всеобщий философский идеал мохет быть и йегуманистйческим /это, разу-
»
меется, не тоадеатвёйно антигуманизму/, что присуще, например, философски« направлениям сциентизма и позитивизма." Философия монет утратить человеческое.содержание и при формальном сохранении самой теш человека. Зто происходит в тог* случае, если в .качестве единственного измерения человеческой сущности гршшмается одна из абстрактных сторон.его духа.
Делается заключение, что в аксиологическоп аспекте гуманистическая философия охватывает все позитивные человеческие ценности, но внешне ценности, зафиксированные -в философских категориях добро, петит, красота, образуют в свое!! триединстве основание гуманистической духовности. Духовность определяется как идеальная форма бытия сущностных сил человека, в которой интегрированы познавательная, воляятатирная и эмотивная составляющие практического мнрзотноиения.
Линия демаркации ме.тду гуманистической и иехуиакис.и-ческо," -философией проходит через -понятие фгаософекого идеала, который определяет перспективы и пределы развития человеческого духа.' Ид зал, в котором содержится пррспег.тива гар- , ¿оничкого развития духовных способностей в целостны': дух, .!0л;ет быть квалифицирован как идеал гуиаш'спгческо" фйлссо-чш. В тб:: случае, если в философском вде&че конетат::руотся гргещкпгальнал ценностная гетерогенность человеческого духа, ¡го ; юколотость на противостоящие сфера, то перед нами нг-умпккстнческая, хотя не обязательно антигуманная -философия. . [цеал негуманкст'.гческой философии тшее ¡п-тегрирует все- форе духовной деятельности, но осуществляет это иэрар>с;гческнм пособом, устанавливал субординацию В!:са::с ценностей. В то»г случае на рол., выслей "орлы человеческой духовности, рятецдует какое-то одно духовное начало, готоро)" служат се остальные. Духовность в' любой сзоеГ аг-центуацин - эти-еской, гносеолог:гееской ил;: с. ;эт:г-:еско? - всегда соцстогг се три виеппе ценности, 0315.1:0 способ :зс объед::иения в фн-осо?ском идеале антшемичен: одна ценность утверждается за чет подавления другга. Идеал человека, образующи* сердце-;:ну духовности, теряет в ото:.: случае сбою' самоценность и ■ злостность, человек станозгтся средство:.:, агентом чего-то
стоящего неизмеримо выше его.
Делается важны? концептуальный вывод, что идеал гуманистической философии не монет существовать в шноценностном вы-рэ;-;:энии, лишь как этический, эстетический или гносеологически;"; идеал. Этот идеал слуант не объективно:"; истине, ке всеобщему добру и не чистой красоте, наоборот, ценности добро, истина, красота долннн найти в нем свое органичное место, слившись в гармоттчнкй человеческий дух. Если же отсутствует это гумалистичаское единство ценностей, то'Духовность обращается в монстра, который утнетает человека, делая его слугой абстрактно?, истины, всеобщего добра или чистой красоты. Не всякая духовность ведет к гуманизму, а лишь та, которая основывается на "равноправии" и гармонии добра, истины, красоты.
В заключении фиксируются те положения диссертации, которые нуздаютс?} в дополнительной разработке и определяется перспективы развития аксиологии высших ценностей.
■ Основное содержание идей диссертации изложено в следующих публикациях: .
1.Философия как-наука 1! как форма общественного сознания: Тезисы выступления на Бее союзной научно?: конференции. -Москва, 1988.- с.53-55.
2.Методолопгческие аспекты анализа социальной структуры: Тезисы выступления на Республиканской научно-практической конференции,- Краматорск, 1990,- с.10-12.
3.0 необходимости изменения мировоззренческой ориентации научно-технической деятельности: Тезисы выступления на Всесоюзной научно-теоретической конференции,- Киев-Краматорск, 1991.- с.107-108,
4.06; изменении мировоззренческих ориентация НТП;-Тезисы выступления на Всероссийской научно-теоретической конференции,- Архангельск, 1991.- с.85-86. .
[оддиоано к печати 17.02.92г. Эак 554 тир ЮР газмножено гнц Минетата Украины ООП