автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Триединство Добро - Истина - Красота как ядерный компонент концептуального пространства "Прекрасное" в древнерусских текстах XI-XIV вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Хабарова, Ольга Викторовна
Введение.
§ 1. Понятие «концепт» в современной лингвистике:
• основные направления.
§ 2. Соотношение понятий «когнитивная картина мира» и «языковая картина мира».
§ 3. Отражение ментальности в слове.
§ 4. История формирования представлений о триединстве Добро - Истина - Красота.
Глава I. Репрезентация концепта «добро» как компонента концептуального триединства Добро - Истина - Красота.
Предварительные замечания.
§ 1. Категория Добра в философии и этике.
• § 2. Общая характеристика лексических средств выражения
• концепта «добро».
2.1 Ядро концепта «добро».
2.2. Ближняя периферия концепта «добро».
2.3. Дальняя периферия концепта «добро».
§ 3. Функциональная роль лексических средств репрезентации концепта «добро».
3.1. Компонент «Бог».
3.2. Компонент «человек».
3.3. Компонент «природа».
3.4. Компонент «артефакты».
Выводы.
Глава II. Репрезентация концепта «истина» как компонента концептуального триединства Добро - Истина - Красота.
Предварительные замечания.
§ 1. Категория Истины в философии и этике.
§ 2. Общая характеристика лексических средств выражения концепта «истина».
2.1. Ядро концепта «истина».
2.2. Ближняя периферия концепта «истина».
2.3. Дальняя периферия концепта «истина».
§ 3. Функциональная роль лексических средств репрезентации концепта «истина».
3.1. Компонент «Бог».•.
3.2. Компонент «человек».
3.3. Компонент «природа».
3.4. Компонент «артефакты».
Выводы.
Глава III. Репрезентация концепта «красота» как компонента концептуального триединства Добро - Истина - Красота.
Предварительные замечания.
§ 1. Красота как нравственно-эстетическая категория.
§ 2. Общая характеристика лексических средств выражения концепта «красота».
2.1. Ядро и ближняя периферия концепта «красота».
2.2. Дальняя периферия концепта «красота».
§ 3. Функциональная роль лексических средств репрезентации концепта «красота».
3.1. Компонент «Бог».
3.2. Компонент «человек».
3.3. Компонент «природа».
3.4. Компонент «артефакты».
Выводы.
Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Хабарова, Ольга Викторовна
Общеизвестно, что язык представляет собой результат процесса познания, постижения и оценки объективной реальности человеком, а наука о языке рассматривается как часть когнитивистики, взаимосвязанной с психологией, философией, культурологией. Изучение культурологических аспектов языкового выражения является основной проблемой когнитивной лингвистики, одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений в современном языкознании. Приоритетными для современных лингвистических исследований последних десятилетий становятся вопросы определения содержания понятий «концепт» и «концептосфера», соотношения языка и сознания, выявления этнокультурного компонента в составе лексического значения слова и т.д. (Д. С. Лихачев, Н.Д. Арутюнова, В. В. Ко-лесов, Ю.В. Степанов, Е. С. Кубрякова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин, Г. В. Звездова, А. П. Бабушкин, Г. И. Берестнев, Н. Н. Болдырев, Е. И. Зиновьева и др.)1.
При этом значительное внимание в современной лингвистике уделяется специфике экспликации индивидуально-авторских концептов, формирующих концептуальную систему художественного произведения, в соотношении с концептосферой определенной культуры (В. В. Вербицкая, Е. В. Севрюгина, М. А. Дмитровская, Ю. В. Миронова, Г. В. Русанов, С. Н. Ба-булевич и др.); а также способам реализации лингвокультурных концептов, выражающих представления об основных чертах этноменталитета и особенностях национального характера (В. В. Маслова, А. Вежбицкая, А. Д. Шмелев, В. И. Карасик, Р. В. Алимпиева, Н. В. Сафонова, Н. Ю. Моспа-нова и др.).
В связи с вышесказанным актуальность настоящего исследования определяется обращением к проблеме языковой репрезентации фундамен
1 Библиографические данные см. в списке теоретической литературы тальных лингвокультурных концептов «добро», «истина», «красота», вы
•} ступающих в качестве структурных компонентов концептуального триединства Добро - Истина - Красота. Анализ содержательной сущности соответствующих концептов, включаемых в концептуальное пространство «Прекрасное», позволяет реконструировать систему аксиологических констант, составляющих ценностную основу духовной жизни общества и культурного сознания нации.
Объектом данного диссертационного исследования является лингво-культурное триединство Добро - Истина - Красота, которое базируется на синкретичных представлениях о нравственно-эстетическом идеале, возникшем в результате первичного философского осмысления действительности древним человеком [см.: 169]. Особенности взаимодействия и соотношения ценностных категорий Добра, Истины, Красоты, а также проблема выявления их единого обобщающего начала являются основными вопросами, получившими освещение в трудах философов на протяжении всего периода развития мировой философской мысли от античных времен до современности. Особое значение имеет данное триединство для русской культуры, основу которой определяет аксиология христианского мировоззрения. Православие, взаимодействуя с национальными дохристианскими ментальными приоритетами, способствовало формированию особой л
Ф ценностной системы, обусловливающей специфику национальной концептосферы. «Именно национальная форма осмысления сакрального, проецирование христианства не на абстрактную и бесплотную tabula rasa, а на драматично развертывающееся в пространстве и времени бытие народа позволяет постичь как глубинный смысл крестного пути Христа, так и тайну самого народа» [184, с. 112].
В процессе осмысления сущности рассматриваемого триединства философы основываются на понимании его теологической природы (В. С.
Соловьев, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский и др.). Представления о Боге как духовном идеале - главном ориентире в нравственном самоопределении личности, становятся ключевыми в формировании системы нравственно-эстетических основ древнерусской культуры. Данные представления получают свое отражение в сознании древнерусского человека, реализуясь в системе лингвокультурных концептов, определяющих самобытность национальной культуры.
Непосредственным предметом исследования являются лексические средства репрезентации лингвокультурного триединства Добро - Истина -Красота как ядерного компонента концептуального пространства «Прекрасное». Рассматриваемая лексико-семантическая парадигма конструируется в основном качественными прилагательными, эксплицирующими этическую и нравственно-эстетическую оценку в древнерусском тексте.
Широкий смысловой объем» [178, с. 196] данной лексико-грамматической группы слов обусловливает значительные возможности эмоционально-экспрессивных колебаний оттенков качественных прилагательных. «Отражая свойства самых разнообразных предметов действительности, качественные прилагательные обладают универсальной смысловой податливостью, активны во взаимоотношениях с другими словами, имеют в своей структуре эмоционально-оценочные элементы» [79, с. 43]. Таким образом, прилагательные демонстрируют свойство не только репрезентировать оценку субъекта, но и сочетать оценку с эмоциональной выразительностью, обладая широким потенциалом к образованию метафор, являющихся «источником формирования образных средств» языка [81, с. 106].
В связи с вышесказанным особый интерес представляют лексические средства, реализующие эмоционально-оценочное значение. Появление
2 Вопросам специфики семантической организации и реализации экспрессивного потенциала качественных прилагательных посвящено большое количество работ в современной лингвистике. См., например: 79,200,201,202 и др. эмотивной лексики в языке обусловлено спецификой когнитивной деятельности человека, направленной не только на познание и освоение действительности, но и на оценку объективной реальности. Менталитет, проявляя взаимосвязь с ценностным аспектом сознания, «оценивает воспринимаемое как хорошее или плохое, как представляющее ценность, соответствующее ценностям или не соответствующее им» [148, с.45], и именно коннотативный компонент, по мнению В. В. Колесова, «становится целью ментального описания», непосредственно отражая «национальный колорит» [98, с. 15].
Материалом для исследования послужили разножанровые памятники древнерусской письменности XI - XIV вв. книжно-славянского типа (летопись, житие, хождение, слово, сказание), церковно-канонические памятники, восходящие к старославянским оригиналам, а также переводные памятники, из которых методом сплошной выборки было извлечено 3500 примеров, включающих лексические средства репрезентации триединства Добро - Истина - Красота.
Обращение к данному хронологическому срезу не случайно, так как именно в этот период происходит становление и развитие литературно-письменного языка древнерусской народности. В языке этого времени находят свое отражение основные процессы, происходящие в культурной жизни древнерусского общества, во многом обусловленные принятием христианства как религии новой ценностной ориентации. Таким образом, именно в концептосфере рассматриваемого периода формируются фундаментальные ценностные категории, отражающие самобытность мировоззренческой системы древнерусского человека и повлиявшие на духовное становление нации в целом.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые проведен комплексный (функционально-семантический, концептуальный) анализ ключевого лингвокультурного триединства Добро - Истина - Красота как компонента концептуального пространства «Прекрасное» на материале памятников древнерусской письменности XI - XIV вв., что позволило реконструировать систему аксиологических констант древнерусской картины мира.
Цель работы - установление специфики лексических репрезентаций лингвокультурного триединства Добро - Истина - Красота как ядерного компонента концептуального пространства «Прекрасное» в памятниках древнерусской письменности XI - XIV вв. Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
- выявить состав и семантическое своеобразие языковых репрезентантов вышеназванного концептуального единства и составляющих его компонентов;
- установить функциональную иерархию лексических средств, верба-лизирующих рассматриваемое триединство в структуре концептуальных полей «добро», «истина», «красота»;
- выявить функциональную роль лексических средств репрезентации концептов «Бог», «человек», «природа», «артефакты» как содержательных компонентов рассматриваемых глобальных субстанций;
- установить содержание каждого из компонентов триединства Добро -Истина - Красота и триединства в целом как субстанции концептуального пространства «Прекрасное» через систему лексических репрезентаций.
Цель и задачи диссертационного исследования обусловили использование комплексной методики анализа, включающей следующие методы и приемы: структурно-семантический метод, а также дополняющие его приемы контекстуального, компонентного и этимологического анализа, метод концептуального анализа с использованием логического приема, а также принцип количественных подсчетов.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней результаты наблюдений и выводов могут способствовать дальнейшей разработке теоретических проблем когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, лексикологии, семасиологии, стилистики, лингвистики текста как в диахронном, так и синхронном аспектах.
Практическая значимость исследования определятся возможностью использования его материалов и полученных результатов в разработке лекционных курсов и спецкурсов по когнитивной лингвистике и лингвокультурологии, древнерусскому языку, исторической стилистике, лексикологии, а также в лексикографической практике.
Апробация работы. Основные теоретические положения и практические результаты исследования обсуждались на заседании кафедры истории русского языка и сравнительного языкознания Российского государственного университета им. И. Канта и докладывались автором на ежегодных научных семинарах аспирантов данного университета. Основное содержание диссертации представлено в шести публикациях автора.
В соответствии с поставленной целью в качестве основных положений, определяющих научную новизну и теоретическую значимость работы, на защиту выносятся следующие:
1. Концептуальное триединство Добро - Истина - Красота в русской христианской картине мира в XI - XIV вв. выступает как ядерный компонент концептосферы «Прекрасное», что обусловлено содержательной спецификой системы аксиологических констант, характеризующих мировоззрение древнерусского человека.
2. Содержание концептуального триединства Добро - Истина - Красота определяется содержанием каждого из структурных компонентов рассматриваемого триединства (концептов «добро», «истина», «красота»).
3. План выражения концептуальных полей «добро», «истина», «красота», формирующийся лексическими экспликаторами рассматриваемой аксиологической субстанции, отличается подвижностью и открытостью своих компонентов, что обусловливает их тесные синонимические связи.
4. Функциональная роль лексических средств выражения концептов «истина», «добро», «красота» усиливается при их реализации в качестве экспликаторов концептуальной парадигмы «Бог» - «человек» - «природа» - «артефакты», структурно-организующим началом которой является первый компонент.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. Справочную часть диссертации составляют список использованной научной литературы, словарей и энциклопедических изданий, а также источников. Во введении дается обоснование актуальности избранной диссертационной темы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, производится характеристика материала и методов его анализа, установление научной новизны, теоретической и практической значимости работы, формулируются положения, выносимые на защиту; а также обсуждается ряд теоретических вопросов, касающихся определения содержания термина концепт в современном языкознании (§1), соотношения понятий когнитивной и языковой картины мира (§2), отражения ментальности в слове (§3), а также формирования представлений о триединстве аксиологических категорий Добра, Истины, Красоты (§4). Предметом анализа трех глав, посвященных установлению специфики лексических репрезентаций концептуального триединства Добро - Истина -Красота как ядерного компонента концептуального пространства «Прекрасное» в древнерусских тестах XI - XIV вв., являются лексические средства выражения концептов «добро», «истина», «красота». В каждой главе рассматриваются особенности аксиологических категорий (Добро, Истина, Красота), представления о которых формируют содержательную структуру
Заключение научной работыдиссертация на тему "Триединство Добро - Истина - Красота как ядерный компонент концептуального пространства "Прекрасное" в древнерусских текстах XI-XIV вв."
Выводы
Таким образом, произведенный анализ лексических средств выражения концепта «красота» в памятниках древнерусской письменности XI - XIV вв. позволяет сделать вывод о способности данной группы лексических средств репрезентировать нравственно-эстетическую оценку. Спецификой семантической организации рассматриваемых лексем является наличие в их струтуре сем этического и эстетического характера, актуализирующихся в определенных контекстах. Однако даже в тех случаях, когда данные лексемы становятся средствами выражения эстетической оценки, они проявляют имплицитную соотнесенность с нравственными категориями. Так, например, только человек праведный, благочестивый, живущий согласно нормам христианской морали может быть представлен в рассматриваемых текстах как внешне привлекательный, красивый человек.
К средстам репрезентации концепта «красота» следует непосредственно отнести лексемы крлсьныи, пр'Ькрлсьныи, л^пыи, доврыи, съврьше-ныи, а также сложные прилагательные вллгоОБрдзьныи, вллголлкпьныи, докролимьныи, крлснолиции и др. Данные лексемы не только, а в определенных случаях и не столько, указывают на внешнюю привлекательность человека, объектов природного и материального мира, но и эксплицируют представление о важном духовном значении определяемых субъектов и объектов. В рассматриваемых текстах соответствующие лексемы прояв-ляяют свой экспрессивно-эмоциональный потенциал, что позволяет им функционировать в качестве ярких выразительных средств.
В качестве средств репрезентации концепта «красота» в памятниках древнерусской письменности широко представлены также лексемы, семантически соотнесенные с представлениями о свете, блеске и цвете. Это прежде всего светообозначения (свгЬтьлыи, злрьныи, свс'Ьтоносныи, св^тозлрьныи и др.) и цветообозначения (б'Ьлыи, чрьныи, зеленый, багряныи и др.). Следует отметить, что данные лексемы не только реализуются при эстетической оценке определенных объектов, но и используются при формировании емких по своей эмоциональной направленности символических образов, что прежде всего обусловлено символикой цвета и света в христианской культуре.
Необходимо упомянуть, что в древнерусских текстах соответствующего периода практически отсутствуют указания на внешний облик Бога и других субъектов сакральной сферы, причина чего заключается в абстрактной сущности данных субъектов. В связи с этим лексемы-экпликаторы концепта «красота», употребляясь по отношению к Богу, используются в большей степени как средства экпрессивно-эмоционального выражения, передавая восхищение и религиозный восторг древнерусского книжника (крдсьныи, пр^крдсьныи, св'ктьлыи). Однако в определенных случаях возможным представляется говорить о чувственном воплощении Бога, которое может быть представлено в форме знамений, чудес, природных символических событий. Поэтому для описания подобных явлений древнерусский книжник использует в основном цвето- и светообозначения, что обусловлено символической значимостью данных лексем (в^лыи, чрьныи, св^тьлыи).
Наиболее активно лексемы, рассматриваемые в качестве репрезентантов концепта «красота», реализуются в древнерусских текстах при характеристике человека. Словесный портрет в литературе соответствующего периода, как правило, лишен индивидуализированных черт и передает общую положительную оценку внешности. Однако при этом в памятниках встречаются примеры более детального описания внешних особенностей персонажей: указание на красоту лица, отдельных частей тела, телосложение, цвет лица, глаз, волос и т.д. При этом красивым воспринимается человек, соответствующий эталону, сложившемуся в данной культурной среде. Следует также отметить, что оценка внешности человека неразрывно связана с его душевными свойствами. Положительно оценивается лишь тот субъект, кто обладает выдающимися с точки зрения христианской морали нравственными качествами. Именно поэтому портретное описание человека в памятниках древнерусской письменности XI - XI вв. нередко является элементом его комплексной характеристики.
Функционируя при описании природных явлений, лексемы-экпликаторы соответствующего концепта, реализуют представления о многообразии и великолепии природного мира, в котором древнерусский человек усматривает проявление Божественного начала. Следует отметить, что уже в самых ранних древнерусских памятниках природа представлена во всем ее красочном рзнообразии, однако, при этом пейзаж, как правило, выполняет символическую функцию. Вместе с тем древнерусский книжник оценивает природу, рассматривая ее в утилитарной функции. Именно поэтому в пейзажных зарисовках он фокусирует свой взгляд прежде всего на объектах, функциональных с точки зрения их практической значимости.
Используя средства репрезентации концепта «красота» при характеристике артефактов, древний русич прежде всего обращает свое внимание на объекты, имеющие для него важное духовное значение. В подобных описаниях он прежде всего стремиться передать «красоту церковную», которая воспринимается православным человеком как знак Божественного присутствия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прекрасное - это фундаментальная аксиологическая категория, которая обобщает в себе основные понятия, формирующие ценностную систему человеческого общества. Как справедливо отметил Дионисий Ареопагит, Прекрасное «есть Начало всего как творческая причина, все движущая и соединяющая любовью к собственному очарованию» [149, с. 98]. Именно поэтому в языковой картине мира XI - XIV вв. в качестве доминирующего компонента концептуального пространства «Прекрасное» представлено концептуальное триединство Добро - Истина - Красота, обусловленное существованием в русской картине мира великих ценностей: Добра, Истины, Красоты.
Религиозное сознание, основанное на догмах христианского вероучения, становится определяющим в системе ментальных представлений древнерусского человека XI - XIV вв. Ассимилируя с языческими воззрениями, «христианство выступает как религия новой ценностной ориентации» [193, с. 39], утверждая абсолютную духовную ценность Бога, который, вместе с тем, становится критерием, который определяет аксиологические приоритеты. В связи с этим именно сакральный смысл в осознании категории Прекрасного является доминирующим для древнерусской культуры XI - XIV вв., что обусловливает соответствующую природу концептуального триединства и специфику семантической организации лексических средств выражения его составляющих компонентов.
В результате проведенного исследования было установлено, что содержание триединства Добро - Истина - Красота непосредственно определяется содержанием каждого из структурных элементов соответствующего триединства - концептов «добро», «истина», «красота». Содержательные особенности данных концептов выявляются через систему их лексических репрезентаций при реализации концептуальной парадигмы «Бог» - «человек» — «природа» - «артефакты», структурно-организующим началом которой является первый компонент.
Парадигма лексем, конструирующих концептуальное пространство «Прекрасное», в основном представлена качественными прилагательными, которые объединены комплексом коннотативных признаков с доминирующим коннотатом «положительный с точки зрения христианской морали». Рассматриваемые лексемы непосредственно выявляются как репрезентанты концептуального пространства «Прекрасное» и, актуализируя в своей семантике определенные семантические компоненты, функционируют в качестве средств выражения концептов «добро», «истина» и «красота». При этом смысловая соотнесенность с представлениями о Добре, Истине и Красоте определяет особенности распределения лексем в структуре соответствующих концептуальных полей.
При многообразии компонентов соответствующей парадигмы, выявляются лексемы-доминанты, способствующие определению содержательных особенностей концептов «добро», «истина», «красота». Так, ядерными средствами репрезентации концепта «добро» в древнерусских текстах соответствующего периода являются лексемы благыи и доврыи. Данные лексемы образуют тесные синонимические связи, что обусловлено их соотнесенностью с греческим эквивалентом ayavvoq, идентичными контекстуальными реализациями, и получает непосредственную отраженность в толковых словарях древнерусского языка.
Однако, несмотря на явную семантическую общность лексем благыи и доврыи, они не выявляются как абсолютные синонимы. В рассматриваемых текстах данные лексемы демонстрируют различную семантико-стилистическую направленность, что проявляется в общей тенденции лексемы благыи к определению высоких абстрактных понятий сакрального содержания (дух^» АУША» нлдеждд, в^рл, Еогъ и др.), в то время как лексема доврыи в основном используется при характеристике объектов мира дольнего. Выявленная функционально-семантическая дифференциация лексем кдагыи и докрыи, во многом обусловленная их этимологией и преимущественной соотнесенностью с греческими эквивалентами xprjoxoc; и %akoq, способствует определению неоднородной сущности концепта «добро», содержательную структуру которого формируют представления о Благе и Добре, характеризующих соответственно духовно-сакральную сферу жизни и сферу витальную.
Среди элементов лексико-семантической парадигмы, конструирующей концептуальное триединство Добро - Истина - Красота, выделяются и другие компоненты, репрезентирующие отдельные содержательные признаки концепта «добро». Так, ближнюю периферию рассматриваемого концепта вербализируют лексемы, семантически соотнесенные с определенными нравственными качествами, которые обусловлены существованием этического идеала, сформировавшегося на основе христианской мировоззренческой системы. Представления о духовном совершенстве, святости, чистоте, добродетельности эксплицируются через лексемы святым, съвьршеныи, чистым, честьныи, докрод'ктельныи, а также через ряд лексем, указывающих на определенные конкретные добродетели (мудрый, кръткии, ХРИСТОЛЮБИВЫЙ, БрАТОЛЮБИВЫИ, милостивыи, смирьныи и др.).
К лексическим средствам, в семантике которых наиболее четко актуализированы компоненты, соотнесенные с представлениями об Истине, относятся прежде всего лексемы истиньныи и правый. Несмотря на то, что лексемы истиньныи и правый функционируют в древнерусских текстах в качестве близких синонимов, их связь с различными греческими эквивалентами обусловливает определенную семантическую дифференциацию данных лексем. Так, для лексемы истиньныи, представленной в соотношении с греч. dA.f|08ia, доминирующими становятся семы, определяющие онтологический смысл данной лексемы, в то время как лексема правый, коррелируя с греч. SiKaioouvrj, актуализирует в своей семантической структуре семы нормативно-правового содержания. Соответствующие семантические различия ядерных лексем-экспликаторов концепта «истина» также свидетельствуют о двойственной природе рассматриваемого концепта, содержательную структуру которого формируют, с одной стороны, представления об Истине, реализующейся в своей сакральной сущности, с другой - о Правде, характеризующей сферу норм и правил (в том числе этических), выполняющих регулятивную функцию.
К средствам репрезентации концепта «истина» относится также ЛСГ, семантически соотнесенная с представлениями о вере как о важной составляющей жизни православного христианина, обусловливающей его религиозное чувство. В качестве компонентов обозначенной ЛСГ в древнерусских текстах функционируют лексемы, восходящие к корню -B'fep-(в'крьныи, првов'крьнын, Бддгов'крьныи), а также лексема прдвосддвьныи (прдвосдовьныи). Используясь в древнерусских текстах в основном при характеристике Бога и человека, данные лексемы эксплицируют фундаментальные с точки зрения их мировоззренческой значимости представления о противопоставлении православия как истинного вероисповедания другим религиозным конфессиям.
Непосредственно к средствам репрезентации концепта «истина» относятся также лексемы, восходящие к корню -прдв- (прдвьдьныи, прдвьди-выи), которые содержат в своей семантике компоненты, соотнесенные с понятием о святости. Данные компоненты получают свою актуализацию в определенных контекстах (например, при характеристике Божества или праведного, то есть благочестивого человека), обусловливающих синонимию данных лексем с рядом других лексем, включаемых в концептуальное поле нравственной оценки (святым, съврьшеныи, чистым, Бддженыи, бддгыи, честьныи и др.).
В качестве доминирующих средств репрезентации концепта «красота» в древнерусских текстах XI - XIV вв. выявляются лексемы, в семантике которых актуализируются компоненты эстетического содержания, что обусловливает функционирование рассматриваемых лексических средств как экспликаторов эстетической оценки. Основными лексемами в данном случае становятся лексемы крдсьныи, пр'Ькрдсьныи, л^пьш, а также сложные лексемы ведбЛ'Ьпьныи, кллгол^пьныи, докроличьныи и др. Следует отметить, что основной особенностью функционирования данных лексем становится их очевидная соотнесенность с категориями нравственными. Так, например, при оценке внешности человека данные лексические средства характеризуют личность, живущую согласно нормам христианской морали, обладающую выдающимися нравственными качествами, а в случаях реализации по отношению к объектам природного и материального мира, указывают на духовную значимость соответствующих объектов.
Вышеотмеченная синкретичность эстетических и этических представлений древнерусского человека реализуется также через цвето- и светообо-значения, которые активно используются в памятниках древнерусской письменности при формировании емких символических образов, имеющих глубокий сакральный смысл.
Таким образом, в картине мира древнерусского человека чувственно воспринимаемая красота становится знаком красоты духовной, которая осознается как ценность высшего порядка. Однако древний русич одновременно с этим воспринимает красоту, реализующуюся в своей утилитарной функции. Так, например, при описании человека древнерусский книжник акцентирует внимание на белизне и румянце лица, полноте тела, что указывает не только на внешнюю привлекательность, но и на здоровье описываемого субъекта, а природные явления оцениваются с точки зрения их практической значимости.
Несмотря на установленную тенденцию доминирующих лексем к репрезентации определенных концептов, в целом план выражения концептуальных полей «добро», «истина», «красота» отличается подвижностью и открытостью своих компонентов. Так, например, доминирующие средства выражения концепта «истина», непосредственно конструируют ближнюю периферию концепта «добро», функционируя в качестве компонентов концептуального поля нравственной оценки. В то же время лексические средства, с наибольшей частотностью реализующиеся как экспликаторы концепта «красота», попадая в определенные контекстуальные условия, оказываются способными актуализировать в своей семантике семы этического содержания, что обусловливает возможность данных лексем реализовы-ваться в качестве репрезентантов концептов «добро» и «истина».
Отмеченная мобильность лексем-экспликаторов рассматриваемого триединства обусловлена прежде всего синкретичностью эстетических и этических воззрений древнерусского человека, которые находят отражение в тесной смысловой соотнесенности концептов «истина», «добро», «красота», представленных в качестве компонентов соответствующего триединства. Данное положение приводит к близкой синонимии рассматриваемых лексических средств, которая проявляется прежде всего в идентичных контекстуальных реализациях лексем-экспликаторов триединства Добро - Истина - Красота при формировании образной системы древнерусского текста.
Анализируя особенности функционирования лексических средств выражения соответствующих концептов при реализации компонентов триединства «Бог», «человек», «природа», «артефакты», мы приходим к выводу, что древний русич видит Прекрасное во всем, что окружает его. Так, например, в картине мира древнерусского человека Бог прекрасен, так как он представляет собой высшую духовную ценность. Именно поэтому в текстах соответствующего периода при выявлении субстанции «Бог» с наибольшей частотностью используются лексические средства, репрезентирующие представления о его имманентных духовных качествах таких, как святость, совершенство, благость, истинность. В рассматриваемых памятниках мы практически не встречаем указаний на внешнюю характеристику Бога и объектов мира горнего, что обусловлено представлением о Боге как о сущности сакральной, а не конкретной личности. Однако при этом практически все, что окружает человека, будь то природные объекты или артефакты, соотносится с представлением о Боге и обладает, по мнению древнерусского книжника, глубоким духовным содержанием, а, следовательно, является прекрасным.
В свою очередь, когда речь идет о прекрасном человеке, подразумевается прежде всего человек, наделенный высокими нравственными качествами, то есть человек праведный, обладающий целым рядом христианских добродетелей и деятельно воплощающий в жизни нравственный идеал. Внешняя привлекательность такого человека становится знаком его внутренней причастности к этическим идеалам. В связи с этим эстетическая ценность объектов природного и материального мира становится также обусловленной их определенной духовной значимостью, основанной, по мнению древнерусского книжника, на чувственном ощущении Божественного воплощения.
Таким образом, в древнерусских текстах XI - XIV вв. Прекрасное рассматривается прежде всего как категория сакральная, воплощающая в себе духовный идеал. Этический компонент данной категории составляют Добро и Истина. Однако при этом Прекрасное может иметь свое чувственное воплощение в явлении внешне воспринимаемой Красоты, которая символизирует глубокое духовное содержание определяемых объектов.
Список научной литературыХабарова, Ольга Викторовна, диссертация по теме "Русский язык"
1. Теоретическая литература
2. Аквинский Ф. Сумма теологий. Вопрос шестнадцатый, об истине // Антология Средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2тт., Т. 2, СПб.: РХГИ, 2001.
3. Алимпиева Р.В. Взаимодействие цвето- и светообозначений русского языка и формирование у них оценочных значений // Семантика русского языка в диахронии: Сб. научн. тр. Калининград: Изд-во Калининг. ун-та, 1992.
4. Алимпиева Р. В. Внутренняя форма слова и проблемы лексической синонимии // Семантика русского языка в диахронии: Сб. научн. тр. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1996.
5. Алимпиева Р. В. К истории формирования и исторического развития цветообозначения багряный // Развитие семантической системы русского языка. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1986.
6. Алимпиева Р. В. Концепт «прекрасный» в русском языковом сознании //Кирилл и Мефодий: Духовное наследие: Мат. межд. научн. конф. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2002.
7. Алимпиева Р.В. Лексема прекрасный в эстетической системе А.С. Пушкина и ее этнокультурный аспект // Актуальные проблемы лингвистической семантики: Сб. научн. тр. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1998.
8. Алимпиева Р.В. О концептуальном пространстве «добро» «зло» в древнерусском языке XI-XIV вв. // Семантика языковых единиц и категорий в диахронии: Сб. науч. тр. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2001.
9. Алимпиева Р.В. Свет и цвет в византийской христианской эстетике и их отраженность в образной системе А. Блока. // Актуальные проблемы и перспективы филологии. Калининград: Изд-во Калингр. ун-та, 1996.
10. Алимпиева Р.В. Семантическая значимость слова и структура лекси-ко-семантической группы: На материале прилагательных цветообозначе-ний русского языка. JL: Изд-во ЛГУ, 1986.
11. Алимпиева Р.В. Семантическая структура слова белый II Вопросы семантики. Вып. 2. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
12. Апресян Р. Г. Добро // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.
13. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Наука, 1995.ф 13. Аристотель. Сочинения в 4 тт., Т. 1. М.: Мысль, 1975-1976.
14. Арнольд И. В. Эмоциональный, экспрессивный, оценочный и функционально-стилистический компоненты лексического значения // XXII Герценовские чтения. Иностранные языки. Материалы межвузовской конференции. Л.: Просвещение, 1970.
15. Арутюнова Н. Д. Истина. Добро. Красота: Взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.1. Щ'ф 16. Арутюнова Н. Д. Истина: фон и коннотации // Язык и мир человека.
16. М.: Языки русской культуры, 1999.
17. Арутюнова Н. Д. Истина и этика // Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999.
18. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. 1983. №3.
19. Арутюнова Н.Д. Типы языкового значения: Оценка, событие, факт. М.: Наука, 1988.
20. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.
21. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 тт. М.: Индрик, 1994. Т. 1.
22. Бабенко JI. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск, 1989.
23. Бабулевич С. Н. Цветообозначения как средство реализации концепта «Родина» в художественной картине мира С. Есенина. Дисс. . канд. филол. наук. Калининград, 2004.
24. Бабушкин А. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2001.ф 25. Барг М. Эпохи и идеи. М.: Мысль, 1987.
25. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке. М.: Наука, 1975.
26. Бердяев Н. А. Истина православия // Человек. 2003. №4.
27. Берестнев Г. И. Семантика русского языка в когнитивном аспекте: Учебное пособие. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2000.
28. Бибихин В. В. Благо // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.ф 30. Биякова С. В., Хопияйнен О. А. Интерпретация значения слова:
29. Учебное пособие / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
30. Бобыль С. В. Семантико-стилистические свойства русских цветообозначений. Автореф. . канд. филол. наук. Псков, 1987.
31. Богуславский В. М. Человек в зеркале русской культуры, литературе и языке. М.: Космополис, 1994.
32. Болдырев Н. Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: Изд-во Во-ронежск. гос. ун-та, 2001.
33. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1.
34. Бондарко А. В. К теории поля в грамматике залог и залоговость // Вопросы языкознания. 1972. № 3.
35. Брагина А.А. Цветовые определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография: Сб. научн. ст. М.: Наука, 1972.
36. Булыгина Т.В. Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.
37. Бычков В. В., Бычков О. В. Прекрасное // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 3.
38. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVIII вв. М.: Мысль, 1992.
39. Бычков В. В. Очарованье лепотой // 2000 лет христианской культуры sub specia aestetica. В 2 тт., Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.-СПб: Университетск. книга, 1999.
40. Вагнер Г. К. О декосмологизации древней символики // Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976.
41. Васильев А.Д. Динамика русской лексики и эволюции социокультурных норм // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1995.
42. Васильев В. А. Г. Гегель о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 1.
43. Васильев В. А. Добро и добродетель в нравственной философии В. С. Соловьева // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 6.
44. Васильев В. А. Платон о благе и добре // Социально-гуманитарные знания. 2004. №3.
45. Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 1.
46. Васильев JI.M. Современная лингвистическая семантика. М.: Высш. шк., 1990.
47. Васильев JI.M. Семантическая категория оценки и оценочные предикаты // Исследования по семантике. Семантические категории в русском языке. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1996.
48. Вендина Т. И. Прекрасное и безобразное в русской традиционной духовной культуре // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
49. Вербицкая В. В. Концепты «счастье», «благополучие», «благо» в конце XVII первой трети XIX века (на материале произведений Н. М. Карамзина) // Вестник Сиб. ун-та, Сер.: История. Языкознание. Литературоведение. 1994. № 4.
50. Верещагин Е. М. Слава: богословская этика в древнейшей славянорусской гимнографии? // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
51. Визгин В. П. Ментальность // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 2.
52. Винарская Е.Н. Выразительные средства текста: На материале русской поэзии. М.: Высш. шк., 1989.
53. Виноградов В.В. История русского литературного языка. М.: Высш. шк., 1978.
54. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высш. шк., 1986.
55. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963.
56. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. шк., 1991.
57. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980.
58. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М.: Языки русской культуры, 1999.
59. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.
60. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.
61. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996.
62. Вялкина А.В. Сложные слова в древнерусском языке в их соотношении к языку греческого оригинала (на материале Ефремовской кормчей) // Исследования по лексикологии древнерусского языка. М.: Наука, 1964.
63. Гаврилова В. И. Павел Флоренский о «красоте» как составляющей духовной жизни христианина // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
64. Гак В. Г. Истина и люди // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.
65. Гак В. Г. Семантическая структура слова как компонент семантической структуры высказывания // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971.
66. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В 2 тт., Т.1., М.: Мысль, 1972.
67. Гроссетест Р. Об истине // Антология Средневековой мысли (Теология философия европейского Средневековья). В 2 тт., Т. 2., СПб.: РХГИ, 2001.
68. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 2000.
69. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода (Извлечения) // Звегинцев В.А. История языкознания XIX -XX вв. в очерках и извлечениях. М.: Высш. шк, 1961965. Ч. 1.
70. Гуревич А. Я. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. М.: Наука, 1989.
71. Гусейнов А. А. Добродетель // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.
72. Демин Д. С. О художественности древнерусской литературы. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
73. Денисова М.А. Русское слово и мир // Русский язык в школе. 1997.2
74. Дмитриев JI. А., Лурье Я. С., Панченко М. А. Проблемы изучения древнерусской литературы. Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976.
75. Дмитровская М. А. Эволюция понятий «истина» и «смысл» в творчестве А. Платонова // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.
76. Добжинская Т. «Мой интимный маленький мир» и поэтические способы концептуализации: метафора // Слово в тексте и в словаре. М.: Школа «Языки русской культуры», 2000.
77. Доброхотов А. Л. Дух // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.
78. Донецких Л. И. Реализация эстетических возможностей имен прилагательных в тексте художественных произведений. Кишинев: Штиица, 1980.
79. Елионская А. С. «Древесные образы» в произведениях древнерусской литературы // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: Наука, 1995.
80. Ефимов А.И. Стилистика русского языка. М.: Высш. шк., 1969.
81. Железнов Ю. Д. Представления об Истине, Добре и Красоте как основа взаимопонимания конфессий // Философские науки. 2003. №9.
82. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2001.
83. Звегинцев B.JI. Семасиология. М.: Изд-во Московского ун-та, 1951.
84. Зиновьева Е. И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестн. СПб. ун-та, Сер. 2, Вып. 2, № 10.
85. Ильин А.И. Основы христианской культуры. Псков, 1998.
86. Ильина Н. О. Эмотивные смыслы в художественном тексте (на материале произведений И. А. Бунина). Дисс. . канд. филол. наук. СПб., 1998.
87. Илюшина Е. С. Лексические средства положительной оценки человеческих качеств (психолингвистический анализ). Автореф . канд. филол. наук. Нальчик, 2001.
88. Илюшина Л.А К истории сложных слов в древнерусском языке // Вопросы русского языкознания. Изд-во Моск. универс., Вып. 1., 1976.
89. Карасик В. И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2001.
90. Кацнельсон С. Д. Содержание слова, значение и обозначение. М. -Л.: Наука, 1965.
91. Кентерберийский А. Об истине // Антология Средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2 тт., Т. 1., СПб.: РХГИ, 2001.
92. Керлот X. Э. Словарь символов. Мифология. Магия. Психоанализ. М.: REFL-book, 1994.
93. Ковалев Н. С. Древнерусский литературный текст: проблема исследования смысловой структуры и эволюции в аспекте категории оценки. Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 1997.
94. Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1978.
95. Колесов В. В. Жизнь происходит от слова.СПб.: Златоуст, 1999.
96. Колесов В.В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, гос. ун-та, 1995.
97. Колесов В. В. Лексическое варьирование в Изборнике 1073 г. и древнерусский литературный язык // Изборник Святослава 1073 г.: Сборник статей. М., 1997.
98. Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М.: Наука, 1980.
99. Коновалова Л. В. Православная этика // Религии народов современной России: Словарь. М.: Республика, 2002.
100. Корнилов С.В. Теория познания трансцендентального монизма // Проблемы русской философии и культуры. Калининград: Изд-во Кали-нингр. ун-та, 1999.
101. Красников Н.П. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Изд-во полит, лит., 1981.
102. Краткий словарь когнитивных терминов / Под ред. Кубряковой Е. С. М., 1997.
103. Кричевский А. В. Бог // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.
104. Кузнецов А. М. Поле // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1990.
105. Кузнецова А. В. Концепт «счастье» в семантическом пространстве лирической поэзии М. Ю. Лермонтова // Русская словесность. 2003. № 7.
106. Кусков В. В. История древнерусской литературы. М.: Высш. шк., 1989.
107. Куссе X. Истина и проповедование. «Живое слово» архиепископа Амвросия (Ключаева, 1820-1901) и соотношение между гомплетикой и риторикой // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.
108. Кучиньская А. Прекрасное: Миф и действительность. М.: Прогресс, 1977.
109. Лазавская Н.В. Некоторые структурные особенности русских народных сказок как отражение этноменталитета // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, гос. ун-та, 1995.
110. Лазарев В. В. Богочеловечество // Новая философская энциклопедия. В 4 тт., М.: Мысль, 2000. Т. 1.
111. Ланская О. В. Концепт «дом» в языковой картине мира (на материале повести Л. Н. Толстого «Детство» и рассказа «утро помещика»). Дисс. . канд. филол. наук. Липецк, 2005.
112. Лексическая синонимия. Сб. статей. М.: Наука, 1967.
113. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке, Свердловск, 1989.
114. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова: Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971.
115. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М.: Academia, 1997.
116. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.
117. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.
118. Лихачева О. П. Некоторые замечания об образах животных в древнерусской литературе // Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976.
119. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс, 1998.
120. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.
121. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.
122. Макеева И. И. Бяше же лицьмь крлсьнъ. (Эстетическая оценка в древнерусском словесном портрете) // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
123. Малерб М. Религии человечества. М. СПб., 1997.
124. Маслова В. В. Когнитивная лингвистика. Минск: Тетра Систем, 2004.
125. Маслова В. В. Линвокультурология: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2001.
126. Матвеенко В. А. Красота мира в древнерусских религиозных контекстах // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
127. Мень А. Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. М. -Н. Новгород: Фонд имени А. Меня, Нижегородская ярмарка, 1995.
128. Мещерский Н.А. История русского литературного языка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
129. Миронова Ю. В. Отражение русской ментальности в концептах художественного текста (на материале цикла рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»), Дисс.канд. филол. наук. Липецк, 2003.
130. Михайлова Т. А. Цвета красоты // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
131. Михайловская Н. Г. Системные связи в лексике древнерусского языка книжно-письменного языка XI-XIV вв. (нормативный аспект). М.: Наука, 1980.
132. Москалькова Т. И. Противодействие злу в русской религиозной философии. М.: Проспект, 1999.
133. Моспанова Н. Ю. Концептуальная оппозиция «добро зло» в фольклорной языковой картине мира (на материале русских народных сказок). Автореф. . канд. филол. наук, Калининград, 2005.
134. Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. М.: Изд-во РУДН, 2001.
135. Новиков Л. А. Семантика русского языка. М.: Высш. шк., 1982.
136. Новикова Н.С. Текст как основа ситуативно значимого семантического варианта слова. // Развитие семантической системы русского языка. Межвузовский тематический сборник научных трудов. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1986.
137. Пелевина Н.Ф. Связь коннотативного слова и контекста // Вопросы семантики. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1983.
138. Перхавко В. Б. Князья и княгини русской земли IX XVI вв. М.: Русское слово, 2002.
139. Петрова З.М. Сложные прилагательные в поэзии второй половины XVIII в. Поэзия классицизма, Тредиаковский, Державин // Процессы формирования лексики русского литературного языка (от Кантемира до Карамзина). М.-Л.: Наука, 1966.
140. Пименова М. В. Концептуальные исследования сферы внутреннего мира // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1.
141. Пименова М. В. Эстетическая оценка в древнерусском тексте. Дисс. . докт. филол. наук. СПб, 2000.
142. Пиотровская JI. А. Эмотивные высказывания как объект лингвистического исследования. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1994.
143. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986.
144. Поликарпов А.А., Курнов В.Я. Стилистика, семантика, грамматика: Опыт анализа системных взаимосвязей // Вопросы языкознания. 1994. №1.
145. Попов JI.A. Этика: курс лекций. М.: Центр, 1998.
146. Попова 3. Д., Стернин И. А. Язык и сознание: теоретические разграничения и понятийный аппарат // Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж: Из-во Воронежск. гос. ун-та, 2002,
147. Постовалова В. И. Истина, Добро и Красота в учении о Божественных именах Дионисия Ареопагита // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
148. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Русские словари, 2000.
149. Резанова 3. И., Мишанкина Н. А., Катунин Д. А. Метафорический фрагмент языковой картины мира: ключевые концепты. Ч. 1. Воронеж: РИЦЕФГУ, 2003.
150. Россман В. Разум под лезвием красоты // Вопросы философии. 1999. №12.
151. Русаков В. Г. Концепт счастья в романах «Машенька» Набокова и «Вечер у Клер» Газданова // Газданов и мировая культура: Сб. научн. ст. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 2000.
152. Русинов И.Р. Древнерусский язык. М.: Высш. шк., 1997.
153. Сабиров В. Ш. Проблема добра и зла в христианской этике // Человек. 2001. №5.
154. Сафонова Н. В. Ментальная и языковая репрезентация концепта благо/добро в русском языковом сознании. Автореф. . докт. филол. наук. Тамбов, 2004.
155. Свиридов И.И. Человек в контексте культуры // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М.: Индрик, 1995.
156. Свято-Иоановский женский ставропигиальский монастырь. Санкт-Петербург. М., 1994.
157. Севрюгина Е. В. Концепт «красота» в поэзии Ф. И. Тютчева // Филологические науки. 2002. № 3.
158. Скляревская Г.Н. Языковая метафора и контекст // Языковые единицы в семантическом и лексикографическом аспектах. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 1996.
159. Соколова В. И. Наше наследие: Храмы, монастыри и иконопись России. М.: ФАИРПРЕСС, 2003.
160. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского. Вторая речь // Соловьев В. С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.
161. Соловьев В. С. Смысл любви // Соловьев В. С. Избранное. М.: Советская Россия, 1990.
162. Сошинский С.А. Чудо в системе мироздания // Вопросы философии. 2001. №9.
163. Степанов Ю.В. Константы. Словарь русской культуры. М.: Академический проект, 1997.
164. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. №1.
165. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. ун-та, 2001.
166. Стернин И.А. Проблемы анализа структуры значения слова. М., 1979.
167. Столович Jl. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.
168. Субири К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии Святого Павла // Человек. 2001. №2.
169. Тарламов 3. К. Этнический язык и этническое видение мира // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводск, гос. ун-та, 1995.
170. Творогов О. В. Из истории словесного портрета в русской литературе XVI в. // Культурное наследие Древней Руси. (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976.
171. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический, лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
172. Томпсон М. Философия религии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
173. Тондл JI. Проблемы семантики. М.: Прогресс, 1975.
174. Топоров В.Н. Святые и святость в русской духовной культуре: В 2 тт., Т.1: Первый век христианства на Руси. М.: Гносис Школа «Языки русской культуры», 1995.
175. Ужанков А. Н. Эволюция пейзажа в русской литературе XI первой трети XVIII вв. // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: Наука, 1995.
176. Уфимцева А.А. Лексическое значение слова. Принцип семиологи-ческого описания лексики. М.: Наука, 1986.
177. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 тт., Т. 2. М.: Полит, лит., 1955.
178. Федотов Г.П. Святые древней Руси. М.: Терра, 1997.
179. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М.: Наука, 1981.
180. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М., 1982.
181. Флоренский П. А. Избранное. В 2 тт., Т 1, 4.1. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990.
182. Фролов А. С. "Русский Бог" как парадигма отечественного художественного богопознания // Вестн. Моск. ун-та, Сер. 18. Социология и политология, 1998, № 3.
183. Фомина В. С. Семантика цветообозначений как объект исследования и изучения // Международный симпозиум по лингвострановедению: Тез. докл. и сообщ. / Институт русского языка им. А. С. Пушкина, М., 1994.
184. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство (Аспекты психолингвистического анализа). М.: Наука, 1984.
185. Циммерлинг В. И. Внеиндивидуальное в эстетическом // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004.
186. Ченки А. Семантика в когнитивной лингвистике // Фундаментальные направления в современной американской лингвистике. М.: Изд-во МГУ, 1997.
187. Черная Л. А. Взгляд на человеческую природу в древнерусской литературе // Древнерусская литература: Изображение природы и человека. М.: Наука, 1995.
188. Черников М. В. Философия правды в русской культуре, Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. унт-та, 2002.
189. Шарова В. В. Категория экспрессивности в русском языке (на фоне английского языка). Автореф. . канд. филол. наук. СПб, 2002.
190. Шаховский В. И. Эмотивный компонент значения и методы его описания. Волгоград, 1983.
191. Шевченко М. Ю. Религиозное сознание и духовная деятельность. М.: Московск. общ. научн. фонд., 2000.
192. Шишков A.M. Метафизика света в средневековой культуре (два очерка к постановке проблемы) // Вопросы философии. 2000. №5.
193. Шкуркина Ю.А. Коннотат «нетварность» в семантической структуре светообозначений в лирике А. Блока // Семантические единицы и категории русского языка в диахронии. Калининград: Изд-во Калингр. ун-та, 1997.
194. Шмелев А. Д. Правда VS. Истина в диахроническом аспекте // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995.
195. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977.
196. Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии. М.: Просвещение, 1964.
197. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.
198. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.
199. Шрамм А.Н. Принципы формирования признаковых значений // Вопросы семантики. Исследования по исторической семантике. Калининград: Изд-во Калингр. ун-та, 1982.
200. Шрамм А.Н. Развитие оценочных значений у некоторых разрядов качественных прилагательных // Семантика русского языка в диахронии Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1992.
201. Шрейдер Ю.А. Этика: введение в предмет. М.: Текст, 1998.
202. Шубина Е. В. Тендерные аспекты христианской добродетели // Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2001.
203. Щур Г.С. О типах лексических ассоциаций в языке // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования. М.: Наука, 1971.
204. Яковлева Е.С. О языковой картине мира в аспекте ее динамики: переосмысление старых значений // Слово в тексте и в словарях. М.: Школа «Языки русской культуры», 2000.1.. Словари и энциклопедические издания
205. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энц., 1966.
206. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энц., 1990.
207. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль, 2000. Т. 1-3.
208. ПЭС — Православный энциклопедический словарь / Сост. св. Я. Шипов. М., 1998.
209. Сл. Вейсмана Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь / Сост. Вейсман А. Д. СПб., 1894.
210. Сл. Даля Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М.: Русск. яз., 1989. Т. 1 - 4.
211. СлДРЯ XI XIV вв. - Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М.: Прогресс, 1990. Т. 1 -4.
212. Славянская мифология Славянская мифология: энциклопедический словарь. М., 1995.
213. Сл. Преображенского Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М.: Типогр. Г. Лисспера и Д. Совко, 1910-1914.
214. СлРЯ XI XVII в. - Словарь русского языка XI-XVII вв., М.: Наука, 2000.
215. Сл. Срезневского Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М.: Книга, 1989. Т. 1 - 3.
216. Сл. Фасмера Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964-1975.
217. Христианство Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. Т. 1.
218. Сл. Черных Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. М.: Русск. яз., 1993.
219. Сл. Шанского Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1982.
220. СтСл Старославянский словарь (по рукописям X-XI вв.). М.: Русск. яз., 1994.
221. Энц. мист. терминов Энциклопедия мистических терминов. М.: Локид-Миф, 1998.
222. Эстетика Эстетика: Словарь / Под. общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989.1.I. Источники
223. Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета канонические. В русском переводе с параллельными местами.
224. Бес. трех свят. Беседа трех святителей, Библиотека литературы Древней Руси (под редакцией Д. С. Лихачева и др.). СПб.: Наука, 19971999, Т. 3., XI в., по сп. Кирилло-Белозерск., к. XV в.
225. Девг. деян. Девгениево деяние, БЛДР, Т. 3., XII в., по Погод., Ти-товск. сп. XVII-XVIII вв.
226. Жит. Авр. Смол. Житие Авраама Смоленского, БЛДР, Т. 5, XIII в., по сп. XV в.
227. Жит. Ал. Невск. Житие Александра Невского, БЛДР, Т. 5., XII в., по сп. Синод, собр. к. XV в.
228. Жит. Ал. чел. бож. Житие Алексия человека божия, БЛДР, Т. 2., XI в., по сп. XII в.
229. Жит. Андр. Юр. Житие Андрия Юродивого, БЛДР, Т. 2., XI в., по сп. к. XII в.
230. Жит. Вяч. Чешек. Житие Вячеслава Чешского, БЛДР, Т. 2., XI в., по Румянц. сп., нач. XVI в.
231. Жит Дм. Солунск. Житие Дмитрия Солунского, БЛДР, Т. 2., XII в., по сп. из Беляковск. сб. XIV в.
232. Жит. Конст.-Кир. Житие Константина-Кирилла, БЛДР, Т.2., XI в., по сп. нач. XV в.
233. Жит. Map. Егип. Житие Марии Египетской, БЛДР, Т. 2., XI в., по сп. нач. XVI в.
234. Жит. Меф. Житие Мефодия, БЛДР, Т. 2., XI в., по сп. Усп. сб. XII-XIII вв.
235. Жит. Мих. Яр. Тв. Житие Михаила Ярославича Тверского, БЛДР, Т. 6., XIV в., по Простр. лет. ред. к. XV - нач. XVI в.
236. Жит. прор. Моис. Житие пророка Моисея, БЛДР, Т. 3., XI-XII вв., по сп. нач. XV в.
237. ЖФП Житие Феодосия Печерского, БЛДР, Т. 1., XI в., по сп. Усп. сб. XII-XIII вв.
238. Задонщина Задонщина, БЛДР, Т. 6., XIV в., по Ундольск. сп. XVIIв.
239. Изб. 1073 г. Изборник Святослава 1073 г., БЛДР, Т. 2., XI в.
240. Изб. 1076 г. Изборник Святослава 1076 г., БЛДР, Т. 2., XI в.
241. Кир. Тур. Слова и притчи Кирилла Туровского, БЛДР, Т. 4., XII в.
242. КПП — Киево-печерский патерик, БЛДР, Т. 4., XIII в., по сп. к. XV в. н. XVI в. второй Кассиановск. ред.
243. Лавр, лет Лаврентьевская летопись, БЛДР, Т. 5, XIV в., по сп. 1377г.
244. Лет. пов. о Кулик, битве Летописная повесть о Куликовской битве, БЛДР, Т, 6., к. XIV в., по сп. Новгор. Карамз. лет. XVI в.
245. Мст. Ев. Апракос Мстислава Великого, XI в. // Апракос Мстислава Великого / Под. ред. Л. П. Жуковской, М.: Наука, 1983.
246. ПВЛ Повесть временных лет, БЛДР, Т. 1., нач. XII в., по сп. Ипат. лет. перв. пол. XV в.
247. Пов. о Благ. церк. Повесть о Благовещенской церкви, БЛДР, Т, 6., XIV в., по сп. БАН, XVII в.
248. Пов. о Варл. и Иос. Повесть о Варлааме и Иосафе, БЛДР, Т. 2., XII в., по сп. Соловецк. библ., н. XVI в.
249. Пов. о вз. Царьграда крест, в 1204 г. Повесть о взятии Царьграда крестоносцами, БЛДР, Т. 5., XIII в., по сп. Новгор. перв. лет.
250. Пов. о раз. Ряз. Бат. Повесть о разорении Рязани Батыем, БЛДР, Т. 5., XIII в., по рук. РГБ, Волокол. собр., вт. тр. XVI в.
251. Пов. об уб. Андр. Бог. Повесть об убиении Андрея Боголюбского, БЛДР, Т. 4., XII в., по сп. Ипат. лет.
252. Поел. В. Н. Фед. Тв. о рае Послание Василия Новгородского Федору Тверскому о рае, БЛДР, Т. 6., XIV в., по сп. Софийск. перв. тр. XV в.
253. Поел. Клим. Смол. Послание Климента Смоляча, БЛДР, Т. 4., XII в., по Кирилло-Белозерск. сп. XVI в.
254. Поуч. Вл. Мон. Поучение Владимира Мономаха, БЛДР, Т. 1., XII в., по сп. Лавр. лет. XIV в.
255. Поуч. к прост, чади Поучение к простой чади, БЛДР, Т, 4., XII в., по пергам. сб. XIV в.
256. Поуч. преп. Сер. Поучение преподобного Серапиона, БЛДР, Т. 5, XIII в., по сп. Злат. Цепь XIV в., Кирилло-Белозерск. собр. XIV в.
257. Похв. роду ряз. кн. Похвала роду рязанских князей, БЛДР, Т. 4., XII в.
258. Пчела Пчела, БЛДР, Т. 5., XI в., по Новг. рук. XIV в.
259. Син. пат. Синайский патерик, БЛДР, Т. 2., XI в
260. Ск. Афродит. Сказание Афродитиана, БЛДР, Т. 3., XIII-XIV вв., по сп. Новг. ред. к. XIV - нач. XV в.
261. СкБГ Сказание о Борисе и Глебе, БЛДР, Т. 1., XI в., по сп. Усп. сб. XII-XIII вв.
262. Ск. о Довм. Сказание о Довмонте, БЛДР, Т. 6., вт. пол. XIV в., по сп. Псковск. трет. лет. XVI в.
263. Сл. о жит. вел. кн. Дм. Ив. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича, БЛДР, Т, 6., к. XIV - нач. XV в., по Новг. Карамз. лет. XVI в.
264. Ск. об Инд. царстве Сказание об Индийском царстве, БЛДР, Т. 5., XII в., по Кирилло-Белозерск. сп. XVI в.
265. Ск. о Мам. поб. Сказание о Мамаевом побоище, БЛДР, Т. 6., к.
266. XIV — нач. XV в., по сп. перв. пол. XVI в.
267. Ск. о Мелхиседеке Сказание о Мелхиседеке, БЛДР, Т. 3., XI в., по сп. XVI в.
268. Ск. о наш. Едиг. Сказание о нашествии Едигея, БЛДР, Т. 6., нач.
269. XV в., по Симеон, лет. XVIII в.
270. Ск. отца наш. Aran. Сказание отца нашего Агапия, БЛДР, Т. 4., XII-XIII вв.
271. Ск. о царе Дав. Сказание о царе Давиде, БЛДР, Т. 3, XII в., по сп. XIV-XVI вв.
272. Сл. Дан. Зат. Слово Даниила Заточника, БЛДР, Т. 4., XII в., по Академич. сп. XVII в.
273. Сл. Моис. Выдубицк. Слово Моисея Выдубицкого, БЛДР, Т. 4.,
274. XII в., по Ипат. лет. 1199 г.
275. Сл. о крестн. др. Слово о крестном древе, БЛДР, Т. 3, XII в., по Сербск. рук. XVI в.
276. Сл. о Мерк. Смол. Слово о Меркурии Смоленском, БЛДР, Т. 5.,1. XIII в., по сп. XIV в.
277. Сл. о пог. Русск. земли Слово о погибели русской земли, БЛДР, Т. 5., XIII в., по псковск. сп. XV в.
278. СПИ Слово о полку Игореве, БЛДР, Т. 4, XII в., по изд. 1800 г.
279. Толк. Ап. Толковый апостол, БЛДР, Т. 2., XI-XII вв., по рук. XIVв.
280. Хожд. Богор. по мукам Хождение Богородицы по мукам, БЛДР, Т. 3., XII в., по сп. нач. XVII в.
281. Хожд. иг. Дан. Хождение Игумена Даниила, БЛДР, Т. 4, XII в., по сп. РНБ, XV в.
282. Хожд. на Флор. соб. Хождение на Флорентийский собор, БЛДР, Т.б., к. XIV нач. XV в., по сп. БАН, вт. четв. XVI в.
283. Хожд. Ст. Новг. Хождение Стефана Новгородца, БЛДР, Т. 6, XIVв., по сп. перв. пол. XVI в.
284. Физиолог Физиолог, БЛДР, Т. 5., XIII в., по сп. XVI в.
285. Чуд. Ник. Мирлик. Чудеса Николы Мирликийского, БЛДР, Т. 2, XII в. XII в.
286. XIV. Источники, цитируемые по Материалам для словаря древнерусского языка И. И. Срезневского и Словарю древнерусского языка1. XI-XIV вв.)
287. ГБ Григория Богослова тринадцать слов, XI в.
288. Гр. Бог. 16 слов Григория Богослова по сп. XIV в.
289. Ев. 1358 Евангелие, XIV в.
290. Ефр. кормч. Кормчая книга Ефремовская, XII в.
291. ЖВИ Сборник житий и слов, XIV - XV вв.
292. Ипат. лет. Ипатьевская летопись, южнорусск. лет. свод к. XIII в., сп. ок. 1425 г.
293. Мин. 1096 г. Служебная минея за сентябрь месяц по сп. 1096 г.
294. Мин. 1097 г. Служебная минея за ноябрь по рук. Типографской библ. 1097 г.
295. Новг I л. Новгородская первая летопись, по Синод, сп. XIII - XIVвв.
296. Оглас. поуч. Феод. Студ. Огласительные поучения Феодора Сту-дита, XIV в., по сп. Моск. Синод, библ. XVII в.
297. Остр. Ев. -Остромирово Евангелие 1056-1057 гг.
298. Панд. Ник. Черног. Пандекты Никона Черногорца, по Синод, сп.1. XIII в.
299. Пр. Лобк. Пролог «Лобковский», XII - XIII вв., по сп. Софийск. собр.
300. Пр. 1383 Пролог мартовской половины, 1383 г.
301. Ряз. кормч. 1284 г. Рязанская кормчая книга, XIII в.
302. СбТр. Сборник слов и поучений, в том числе апокрифических, к. XII - XIII нач. в.
303. Сб. Яр. Сборник молитв, вт. пол. XIII в.
304. Супр. Р. Супральская рукопись, XIV в., по сп. 1851 г.
305. Хрон. Г. Амарт. Хроника Георгия Амартола, XI в., по сп. XIII1. XIV вв.
306. ЧтБГ Чтение о Борисе и Глебе, XI в., по Силеверст. сб. XIV в.
307. Чуд. Н. Златоструй и отрывок торжественника XII в., Чудеса Николы Чудотворца.