автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии, конец ХIХ - первая половина ХХ века

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Лукьянов, Вячеслав Георгиевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии, конец ХIХ - первая половина ХХ века'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Лукьянов, Вячеслав Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»

1.1. Понятие эстетической ценности: возникновение и развитие

1.2. Истоки современных представлений об эстетической ценности

1.3. Понятие эстетической ценности в истории русской философско-эстетической мысли

1.4. Эстетическая ценность как социокультурный феномен

ГЛАВА 2. «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ

ИССЛЕДОВАНИЯ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ»

2.1. «Онтология ценности»: особенности русской религиозной аксиологии

2.2. Специфика эстетической ценности в природе и искусстве

ГЛАВА 3. «ТЕУРГИЯ И СПАСЕНИЕ МИРА КРАСОТОЙ»

3.1. Искусство и теургия

3.2. Красота и спасение мира 267 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 299 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Лукьянов, Вячеслав Георгиевич

Актуальность темы исследования. Сложные и противоречивые процессы, связанные с радикальным преобразованием социально-экономической и государственной жизни России, заставляют с новых позиций осмыслить роль и значимость духовных идеалов в жизни общества. Недооценка этой роли уже обернулась серьезными нравственными издержками, ставящими под сомнение сам смысл и необходимость преобразований. Духовные идеалы оказались на периферии общественного сознания в современной России, что в значительной степени тормозит ход преобразований.

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, негативными тенденциями характерными для культуры российского общества на современном этапе: переориентацией общественного сознания с ценностей духовных на ценности материальные, некритичным заимствованием ценностей западной культуры и образа жизни, девальвацией традиционных ценностей российского общества и др. Эти тенденции во многом обусловлены как снижением влияния на духовное развитие россиян системы отечественного гуманитарного образования, так и активным проникновением в Россию продукции массовой культуры.

Следует отметить, что на периферии общественного сознания в годы преобразований оказались проблемы формирования эстетического идеала. Негативные процессы, о которых идет речь, в значительной степени затронули сферу эстетического и художественного воспитания: сокращение государственной поддержки образовательных и досуговых институтов привело к свертыванию программ эстетического воспитания; огромная часть населения страны осталась вне общения с искусством и находится на чрезвычайно низком уровне художественного развития; произошло падение уровня художественного вкуса, что в конечном итоге ведет к заметному усилению бездуховности. Именно поэтому в современной ситуации оказывается важным не только осознание реальной роли и значимости духовных идеалов в жизни общества и личности, но также и выдвижение в центр внимания отечественного обществознания и институтов власти проблемы формирования духовной культуры личности.

В этом плане оказываются актуальными и заслуживают глубокого изучения аксиологические идеи и концепции русских религиозных философов, которые своей важнейшей задачей видели сохранение и развитие духовных идеалов. В центре их концепций - идеалы истины, добра и красоты. Среди этих идеалов особое место, по мысли представителей религиозной философии, занимает идеал красоты. Истолкование красоты как ценности позволило религиозным мыслителям показать ее значение для человека как необходимого и важнейшего компонента духовной жизни, без которого немыслима полноценная личность как субъект культуры. Разработка проблемы эстетической ценности в русской религиозной философии проводилась в тесной связи со всем спектром связанных с ней общефилософских проблем: место и роль личности в современном обществе, кризис современной цивилизации и его последствия для человека, утрата человеком духовно-ценностной опоры в жизни и пути ее обретения вновь и др. Следует также отметить, что и сегодня остается актуальной, является значимой для развития современной философско-эстетической мысли истолкование религиозными философами специфики красоты в природе и искусстве, поскольку они сумели раскрыть данную проблематику в ее реальной многоас-пектности и глубине, во взаимосвязи с процессами развития общества и культуры. Разработка диссертационной темы будет способствовать, по мысли автора, дальнейшему исследованию проблем таких наук как эстетика, культурология, социология, психология, искусствоведение, а также обогащению проблематики самой философии.

Все это обусловливает необходимость обращения к духовному наследию религиозных мыслителей, современное прочтение и интерпретацию их трудов, не потерявших и поныне эвристическую ценность и актуальность.

Объект исследования - русская религиозная философия, предмет - особенности истолкования содержания и специфики эстетической ценности представителями русской религиозной философии. В диссертации раскрываются эстетико-аксиологические идеи и концепции H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, А.К. Горского, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, В.И. Иванова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, К.Н. Леонтьева, И.О. Лосского, В.Н. Муравьева, H.A. Сетницкого, B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого, E.H. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является выявление места и роли понятия эстетической ценности в контексте русской религиозной философии. Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач исследования:

- выявить аксиологические основы концепций русских религиозных философов; определить особенности их видения места и роли красоты в мире;

- рассмотреть особенности возникновения и развития понятия эстетической ценности в зарубежной и отечественной философско-эстетической мысли;

- обосновать необходимость анализа эстетической ценности как многоаспектного социокультурного феномена; разработать основные понятия, раскрывающие ее специфику и содержание;

- рассмотреть особенности истолкования русскими религиозными философами специфики красоты в природе и искусстве;

- осуществить анализ выдвинутой в рамках рассматриваемого направления концепции теургии;

- раскрыть содержание концепции спасения мира красотой, выдвинутой русской религиозной философией; выявить степень ее эвристической значимости и ценности для современной культуры.

Степень теоретической разработанности проблемы. Изучению истории философской мысли в России, в том числе и религиозной, посвящены работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Имеются в виду труды, уже ставшие классическими, - H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, Г.Г. Шпета и др., а также работы В.Н. Акулинина, А.П. Валицкой, A.A. Галактионова, A.B. Гулыги, K.M. Долгова, А.Ф. Замалеева, К.Г. Исупова, А.Л. Казина, A.A. Королькова, В.А. Мележика, П.Ф. Никандрова, А.И. Новикова, Н.П. Полторацкого, В.Ш. Сабирова, П.В. Соболева, Ю.А. Харламова, И.И. Семаевой, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова и др. Наряду с изучением русской религиозной философии как направления, предметом анализа стали также отдельные концепции (в том числе и эстетические) религиозных мыслителей - в работах E.H. Бочкаревой, В.В. Бычкова, K.M. Долгова, A.A. Ермичева, Н.М. Зернова, С.Л. Кравец, В.А. Кувакина, А.Ф. Лосева, В.П. Пази-ловой, С.М. Половинкина, Л.Н. Столовича и др. Изучению русской философии, в том числе религиозной, посвящены труды западных исследователей - И. Берлина, Т. Блейкли, П. Бубера, А. Валицкого, В. Гейвина, Г. Дама, Ф. Копл-стона, М. Хэйгемейстера и др.

В целях выработки собственной позиции по проблематике эстетической ценности автор обратился к трудам по истории эстетической аксиологии. Труды А.Г. Баумгартена, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, И. Канта, Й. Кона, Р. Ингар-дена, Ч.У. Морриса, Я. Мукаржовского, М. Рейдера, Г. Риккерта, Дж. Сантая-ны, П.А. Сорокина, И. Тэна, Й. Фолькельта, Б. Христиансена, М. Шелера и др. являются как бы ступеньками в познании феномена эстетической ценности. Важную роль в формировании современных представлений об эстетической ценности сыграли работы отечественных ученых: Б.В. Асафьева, М.М. Бахтина, А. Белого, A.B. Луначарского, Г.Г. Шпета и др. В процессе их анализа автор выявил истоки современных представлений об эстетической ценности.

Особое значение в формировании современного подхода к изучению эстетической ценности имеют работы философско-эстетического характера Ю.Б. Борева, Г.П. Выжлецова, A.B. Гулыги, В.П. Иванова, А.Н. Илиади, М.С. Кагана, А.Л. Казина, В.П. Крутоуса, В.И. Малышева, В.М. Розина, В.И. Самохваловой,

Л.Н. Столовича, В.И. Тасалова, В.П. Тугаринова, И.П. Шитова, Е.Г. Яковлева и др.

Будучи многоаспектным феноменом, эстетическая ценность требует для своего анализа использования данных обществознания в целом. В связи с этим автор опирался на труды по культурологии, социологии и психологии как зарубежных - М. Вебера, У. Колба, А. Моля, Т. Парсонса, Э. Фромма и др., так и отечественных ученых - М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Г.П. Выжлецова, Б.С. Ерасова, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Э.С. Маркаряна, Б.Д. Парыгина, Ю.В. Перова, СЛ. Рубинштейна, Э.В. Соколова, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Ю.М. Шора и др.

Анализ историко-философских, философско-эстетических, культурологических, социологических и психологических концепций, отражающих различные грани рассматриваемой проблематики, показывает, что для решения заявленной в настоящем исследовании проблемы сложились определенные теоретико-методологические предпосылки. В то же время практически отсутствуют исследования, в которых дается систематический анализ разработки эстетико-аксиологической проблематики представителями русской религиозной философии. Все это позволяет посвятить специальное исследование проблематике эстетической ценности в контексте русской религиозной философии, что даст возможность показать, во-первых, место и роль данной проблематики в учениях религиозных философов и, во-вторых, раскрыть их реальный вклад в развитие представлений о рассматриваемом феномене.

Методологическая база диссертации. Методология исследования базируется на единстве историко-философского, эстетико-аксиологического, фило-софско-культурологического и социолого-культурологического подходов к решению поставленных задач. Эстетическая ценность, будучи многоаспектным феноменом, требует для своего анализа комплексного подхода и соответствующего понятийного аппарата. Анализ категории «эстетическая ценность» в контексте русской религиозной философии потребовал учета концептуальных идей, выработанных в сферах истории философии, эстетики, культурологии, социологии, психологии. Существенную методологическую роль в диссертационном исследовании сыграли следующие положения:

- эстетическое отношение является моментом ценностного взаимодействия субъектов в рамках культуры (субкультуры);

- аксиологические концепции могут опираться на разные основания, в том числе и на религиозные;

- русская религиозная философия опирается на методологию религиозного онтологизма.

На защиту автор выносит:

1. Эстетическое ценностное значение является многоаспектным и включает в себя (а) социокультурное значение и личностный смысл, (б) предметное значение, (в) видовое и вариативное значения.

2. Триединство истины, добра и красоты в концепциях религиозных философов (при опоре на методологию религиозного онтологизма) выступает не только как идеал, но и как своеобразный ценностный стержень картины мира личности, благодаря которому она оказывается способной к восприятию эстетической ценности.

3. В концепциях русских религиозных философов эстетическое ценностное значение раскрыто во всех его основных аспектах - социокультурное значение и личностный смысл, предметное, видовое и вариативное значения.

4. Концепция теургии представляет собой попытку религиозных философов осмыслить место и роль искусства в современной культуре, аналогичную попытке другого, естественно-научного направления русского космизма осмыслить место и роль человеческого разума в биосфере (концепция ноосферы).

5. Концепция спасения мира красотой в религиозной философии опирается на представление о существовании трех взаимосвязанных аспектов духовной красоты человека - собственно духовного, жизнетворческого и художественного.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации:

- систематически проанализированы эстетико-аксиологические концепции представителей русской религиозной философии;

- введен термин «русская религиозная аксиология»; раскрыты особенности русской религиозной аксиологии, связанные с оригинальным видением места и роли красоты в мире;

- обоснована необходимость комплексного анализа эстетической ценности; разработаны основные понятия, отображающие рассматриваемый феномен как целое;

- разграничены понятия «эстетическая ценность» и «эстетическое ценностное значение»;

- определены место и роль красоты в аксиологических концепциях русских религиозных мыслителей;

- раскрыта многозначность интерпретации красоты в природе представителями религиозной философии;

- раскрыт всесторонний подход русских религиозных мыслителей к анализу красоты как ценности в искусстве.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что рассмотрение места и роли эстетической ценности в картине мира личности, в жизни человека, в развитии общества и культуры, а также трактовка данной проблематики русскими религиозными философами является актуальной для выработки новой духовной парадигмы российского общества, связанной с выдвижением в центр общественного сознания духовных идеалов, утверждением гуманистических ценностных ориентиров. Предлагаемый подход оказывается важным также в плане изучения специфики русского национального характера и ее учета в ходе социокультурных преобразований российского общества.

Результаты исследования можно использовать для дальнейшей работы по изучению и формированию духовного потенциала личности, при написании диссертаций на философско-эстетические, историко-философские, культурологические и социологические темы, а также научных статей, учебных пособий и т.п. Они могут оказать помощь как исследователям, так и преподавателям эстетики, философии, истории философии, культурологии и социологии в высших и средних учебных заведениях.

Структура диссертации обусловлена целью и основными задачами исследования и состоит из Введения, трех глав, восьми параграфов, Заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Эстетическая ценность в контексте русской религиозной философии, конец ХIХ - первая половина ХХ века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская философия (в том числе и религиозная) является предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Вместе с тем, наряду с анализом религиозной философии как направления и изучением отдельных концепций, важным является обращение к отдельным проблемам, которые разрабатывались отечественными мыслителями, и в связи с этим -реконструкция, анализ и оценка их взглядов. Одной из таких проблем, узловой для их философских поисков, является красота как ценность. Анализ трактовки красоты представителями данного направления является важным, поскольку проясняет особенности миросозерцания русских религиозных философов, специфику их картины мира. Красота, рассматриваемая как цель мирового процесса, оказалась центральным понятием, с помощью которого русские религиозные философы пытались раскрыть эсхатологическую перспективу.

Анализ трактовки красоты как ценности в трудах религиозных философов потребовал четкого определения собственных позиций. Это оказалось тем более необходимым, что в современном обществознании до сих пор не преодолены разногласия, касающиеся самого понятия "ценность", а также взаимосвязанных с ним понятий. В этой связи не существует и общепринятого представления о содержании и специфике эстетической ценности. Данное обстоятельство в значительной степени предопределило структуру диссертации.

В первой главе на основе анализа возникновения и развития понятия "эстетическая ценность" определяются методологические принципы изучения эстетико-аксиологической проблематики. В этой главе автор рассматривает эстетическую ценность как социокультурный феномен, показывает ее взаимосвязь с картиной мира личности как представителя социокультурной общности.

Непосредственные предпосылки и методологические основы эстетической аксиологии заложил И. Кант, после которого в научный обиход входит понятие эстетической ценности. Возникновение и развитие категории "эстетическая ценность" происходили в тесной связи с другими категориями как собственно эстетико-аксиологического плана ("эстетическая оценка", "эстетический вкус", "эстетическая норма" и др.), так и более широкого, социогуманитарного плана ("культура", "общество", "нормативное сознание", "сообщение" и др.). В работах И. Канта и его последователей складывается представление о взаимосвязи ценностей (в том числе эстетических) с культурой и обществом. Показано, что анализ специфики и содержания эстетической ценности проводился в русле целого ряда школ и направлений, представители которых акцентировали внимание на многоаспектности рассматриваемого феномена. Основными аспектами эстетической ценности являются эстетико-аксиологический, психологический, социально-коммуникативный и социокультурный, что и вызвало потребность в разных подходах при ее изучении. Вместе с тем, проведенный анализ продемонстрировал, что требуется специальное теоретическое обоснование необходимости и достаточности рассмотрения эстетической ценности именно в этих аспектах.

Представители различных школ, подходов и направлений показали зависимость эстетической ценности от развития общества и культуры, от изменений, происходящих в сфере общественного сознания. Такая постановка вопроса потребовала анализа самого процесса формирования эстетической ценности и в целях такого анализа - разработки основных понятий, позволяющих раскрыть ее социокультурную обусловленность.

Для решения поставленных задач были определены теоретико-методологические принципы анализа эстетической ценности: (1) отдельное явление приобретает ценностную окраску не само по себе, а как элемент целостной картины мира социокультурной общности, личности; (2) ценностное взаимодействие включает в себя субъекты взаимодействия, объекты-носители ценности, значения и сами ценности; все эти элементы оказываются связанными между собой и не существуют вне этой неразрывной связи; (3) при анализе ценности - многоаспектного явления - необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя (в их взаимосвязи) социологический, культурологический, семиотический и психологический подходы, а также собственно эстетико-аксиологический подход (поскольку предмет нашего исследования - эстетическая ценность); (4) использование комплексного подхода предполагает разработку единого аппарата понятий, отображающего многоаспектность самого предмета изучения.

Опора на эти принципы позволила показать, что эстетическое ценностное отношение является моментом ценностного взаимодействия субъектов в рамках социокультурной системы. Формирование эстетической ценности в процессе ее освоения субъектом ценностного отношения опирается на индивидуальную картину мира, которая возникает на основе социально-групповой (социально-групповых) картины (картин) мира. Именно поэтому эстетическая ценность оказывается социокультурным феноменом.

Субъект ценностного отношения, опираясь на содержание собственной картины мира, одновременно наделяет объект-носитель ценностным значением и извлекает из него значение, возникающее на основе присущей ему информационной многозначности. Понятие эстетической ценности охватывает, с одной стороны, опредмеченный в объекте-носителе социокультурный опыт субъекта культуротворческой деятельности (в сферах культуры и искусства), а с другой - актуальное значение объекта-носителя для субъекта, распредмечивающего социокультурный опыт (в сферах культуры и искусства, а также в сфере эстетического отношения к природе). Поэтому значение не тождественно ценности. Термин "значение" следует употреблять, лишь характеризуя план осознания (освоения) ценности субъектом.

Ценностное значение объекта-носителя многоаспектно и включает в себя (а) социокультурное значение и личностный смысл; (б) предметное значение; в) видовое и вариативное значения; в сфере искусства каждый из этих аспектов ценностного значения включает в себя соответственно два плана: (а) социокультурное значение и личностный смысл - план значения и план содержания; (б) предметное значение - план, связанный с мерой упорядоченности чувственно-воспринимаемой внешней формы, и план, связанный со спецификой вещественности художественных знаковых систем; (в) видовое и вариативное значения - план, связанный со спецификой эстетической ценности, и план, связанный с позицией художника (который либо утверждает, либо отрицает отображаемое, опираясь на определенную картину мира.

Таким образом, в первой главе показывается, что категория "эстетическая ценность" возникает как ответ на потребность философско-эстетического знания в осмыслении значения для человека, вставшего на эстетическую позицию, предметов природы и продуктов собственной культуротворческой деятельности, их места и роли в социально-групповой и индивидуальной картинах мира. В центре системы понятий, отображающих рассматриваемый феномен, находится понятие "эстетическая ценность", которое объединяет вокруг себя понятия "эстетическая потребность", "эстетический идеал", "картина мира", "эстетическая оценка", "эстетический знак", "ценностное значение эстетического знака", "социокультурное значение и личностный смысл", "предметное значение", "видовое и вариативное значения эстетического знака".

Рассмотрение специфики и содержания эстетической ценности, важное само по себе, не является в данной работе основным предметом анализа. Таким предметом стало истолкование содержания и специфики эстетической ценности представителями русской религиозной философии. Религиозные мыслители в своих трудах раскрывают проблематику эстетической ценности в ее реальной многоаспектности и глубине, в ее разных измерениях. Это и вызвало необходимость выработки такой системы понятий, с помощью и на основе которой только и оказалось возможным современное прочтение и истолкование их позиции по рассматриваемой проблематике.

Анализ эстетико-аксиологической проблематики во второй главе предваряется обращением к аксиологическим основам концепций религиозных философов. В этой связи в диссертации вводится термин "русская религиозная аксиология"; раскрываются особенности русской религиозной аксиологии, связанные с оригинальным видением места и роли красоты в мире; отмечается, что разработка русскими религиозными философами аксиологической проблематики опиралась на методологию религиозного онтологизма, в рамках которой источником и абсолютным мерилом ценностей выступает Бог и Царство Божие. В диссертации показано, что данное методологическое основание оказывается значимо лишь в сфере собственно религиозной философии. Вместе с тем, опора на данную методологию свидетельствует о глубокой потребности русской философии в нахождении абсолютных критериев для различения добра и зла. Это обстоятельство в значительной степени предопределило значимость методологии религиозного онтологизма в решении проблем, связанных с утверждением ценностей-идеалов в духовном мире личности. Важнейшие из этих ценностей-идеалов - Истина, Добро и Красота - по глубокому убеждению религиозных философов, образуют триединство.

Триединство трактуется религиозными мыслителями и как идеал (достойное и должное бытие), к которому должен стремиться человек, и как своеобразная система координат, ценностный стержень картины мира личности, в центре которой - Бог как абсолютная высшая ценность, источник всяких ценностей производных. Такое представление закрепляется религиозными философами и терминологически: "картина мира", "миросозерцание", "мироощущение", "мировоззрение" и др. Ориентация на ценности-идеалы истины, добра и красоты способствует формированию непротиворечивой картины мира личности, обретению личностью ценностного стержня и цельности, а также духовной красоты; утрата ценностного стержня -триединства - оборачивается духовной нецельностью и внутренним расколом личности. Отмечается, что концепция триединства Истины, Добра и Красоты и взаимосвязанная с ней идея софийного преображения мира, стала - при опоре на методологию религиозного онтологизма - важнейшей предпосылкой эстетико-аксиологического анализа.

Рассмотрение аксиологических основ учений русских религиозных философов позволило перейти к анализу собственно эстетико-аксиологической проблематики. Специфику эстетической ценности русские религиозные философы видели в ее двухслойности; ее отличает, по их мысли, "нераздельное соединение", "взаимное проникновение" двух слоев - "идеального содержания" и "чувственного выражения". Разграничивая две сферы существования эстетической ценности (в природе и искусстве), религиозные мыслители раскрыли общую для этих сфер характеристику красоты - ее символический характер.

Как показано в диссертации, специфика красоты в природе получила у религиозных философов неоднозначную интерпретацию: одни ее рассматривали как объективную реальность, независимую от субъективно-человеческого восприятия (B.C. Соловьев); другие полагали, что в мире самом по себе красоты нет, поэтому красота связана с творческим актом человека (H.A. Бердяев). Религиозные философы своими концепциями поставили важные для уяснения природы эстетического проблемы: взаимосвязи идеального и реального в эстетической ценности, а также вопрос о порядке воплощения красоты в мире (B.C. Соловьев); роль и значение человеческой творческой деятельности в возникновении прекрасного (H.A. Бердяев).

Специфика красоты в искусстве проанализирована в рамках данного направления в разных ракурсах: с точки зрения возможностей видов и родов искусства выражать красоту (B.C. Соловьев), в аспекте соотношения красоты и художественности в произведении искусства (И.А. Ильин), в плане реализации красоты в художественной практике (С.Н. Булгаков), в аспекте зависимости искусства от социокультурной реальности (H.A. Бердяев). Такой разноплановый подход к одной и той же проблеме позволил ученым, стоявшим на одной и той же методологической позиции, раскрыть проблему в ее реальной многоаспектности и глубине, в ее внутреннем (собственно художественном) и внешнем (социокультурном) измерениях.

Обращаясь к символическому характеру красоты, религиозные философы показали взаимосвязь ценности и символа (П.А. Флоренский), ценности и значения (B.C. Соловьев, Н.О. Лосский). Раскрывая процесс формирования ценностного значения, поставили проблему особого "духовного опыта", благодаря которому и на основе которого постигается "заэмпирическая сущность" красоты (П.А. Флоренский, H.A. Бердяев, С.Л. Франк). Предметное значение получило свою трактовку как в плане, связанном с мерой упорядоченности чувственно-воспринимаемой внешней формы объекта-носителя (B.C. Соловьев, С.Л. Франк), так и в плане вещественно-материальной специфики знаковой системы того или иного вида искусства (П.А. Флоренский). Видовое и вариативное значения получили свою характеристику в концепции B.C. Соловьева.

Неотъемлемой частью представлений русских религиозных философов о красоте, ее месте и роли в жизни человека является концепция теургии. В третьей главе раскрывается понимание религиозными философами творческих возможностей человека и в этой связи - их трактовка теургической миссии искусства. Показано, что представления о теургии B.C. Соловьева восходят к идеям Н.Ф. Федорова, концепция "Общего дела" которого содержит в "свернутом" виде все основные аспекты трактовки искусства как теургии.

Понятие теургии получает неоднозначную трактовку в работах представителей русской религиозной философии: теургия понимается либо как реализация человеком божественного начала (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев), либо как "божественное нисхождение" в отличие от софиургии человеческого восхождения" (С.Н. Булгаков). Соответственно неоднозначную интерпретацию получает и роль искусства в деле пересоздания существующей действительности: Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, А.К. Горский утверждают ведущую роль искусства; С.Н. Булгаков в отличие от них подчеркивает "роковое бессилие" искусства.

Диссертант разделяет имеющуюся в теоретической литературе позицию, согласно которой учение о теургической миссии искусства представляет собой религиозно-поэтическую утопию. Вместе с тем, в диссертации подчеркивается, что основной пафос этой концепции - сугубо земной. B.C. Соловьев, H.A. Бердяев и др. фактически фиксируют "болевые точки" современного общества и культуры: духовный кризис человека, мучительную неудовлетворенность человека культурой, подчиненность человека техническим силам цивилизации, неспособность культуры дать полный простор выявлению творческих потенций человека и др. Поэтому, по мнению диссертанта,, содержащиеся в концепции теургии идеи еще не до конца осознаны современной наукой и обладают значительным эвристическим потенциалом и ценностью. В этой концепции не только фиксируется проблема духовного "падения" человека, но и одновременно выдвигается задача его "обновления" и "спасения".

Важнейшую роль в спасении мира, по мысли религиозных философов, должна сыграть красота; в свою очередь, спасение мира красотой в конечном итоге зависит от спасения самого человека, сумевшего преодолеть в себе "идеал содомский" и оказавшегося способным опереться на красоту добрую, "положительно прекрасное" (Ф.М. Достоевский). В этой связи проблематика спасения человека оказывается в центре внимания русской религиозной философии. Как показал B.C. Соловьев, "темное начало хаоса" в душе человека может быть побеждено его нравственным возрождением и духовным подвигом и, только опираясь на эту основу, красота способна спасти мир. Поэтому необходимой предпосылкой утверждения красоты в самой действительности является духовная красота человека. В диссертации раскрываются три взаимосвязанных аспекта красоты духовной: (1) аспект собственно духовный, связанный с "доброкачественностью духовной жизни" (П.А. Флоренский); (2) аспект жизнетворческий, связанный с утверждением красоты в окружающем мире через поступки, когда "самую жизнь свою делают художественным произведением" (С.Н. Булгаков); (3) аспект художественный, связанный с воплощением красоты в искусстве, с "целящей силой красоты" (E.H. Трубецкой).

Рассмотрение религиозными философами духовной красоты в этих трех аспектах не является случайным. Красота для них - одна из ценностей. А ценности имеют три основные формы существования: (1) они выступают в виде идеалов, выработанных общественным сознанием и освоенных, принятых индивидуальным сознанием в форме личных ценностей; (2) они утверждаются и воспроизводятся в форме человеческих поступков, жизнетворчестве личности; (3) наконец, они выступают в виде произведений культуры и искусства. Фактически все эти формы существования ценностей стали предметом анализа русских религиозных философов.

Искусство в этой связи не случайно оказывается в центре внимания религиозных мыслителей. Именно искусство, а не наука, позволяет человеку в процессе художественного общения вырабатывать (что является задачей художника), передавать (посредством художественно-образной системы произведения и его символики) и осваивать (в процессе восприятия произведения искусства) целостное миропонимание. Картины мира, опредмечиваемые и распредмечиваемые в процессе художественного общения, содержат в себе не только знания об окружающем мире, но и - что является существенным - ценности, лишь на основе которых человек способен ставить задачи по преобразованию себя самого и окружающей среды. Если спасение мира зависит от спасения человека, то искусство оказывается незаменимым в плане формирования внутреннего духовного мира человека.

В связи с этим представляется актуальным обращение B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, H.A. Сетницкого и др. к анализу ценностного содержания художественных образов. Они не приемлют образов, движущихся в сторону "обезьяно-человека" (H.A. СетницкиЙ). Только искусство, возвышающее человека, нацеливающее его на высокие духовные идеалы, способно формировать "человека-деятеля" (H.A. Сетницкий), готового к преобразованию самого себя и окружающего мира сообразно этим идеалам.

В этом плане, по мнению диссертанта, концепцию теургии русских религиозных философов сегодня следует трактовать как попытку осмыслить место и роль искусства в современной культуре, аналогичную попытке другого, естественно-научного, направления русского космизма осмыслить место и роль человеческого разума в биосфере (концепция ноосферы). Эта попытка оказалась эвристически ценной, поскольку показала значимость искусства в формировании целостного миропонимания человека, его картины мира, места и роли в этой картине ценностей-идеалов Истины, Добра и Красоты.

Из сделанных выше теоретических и методологических выводов возникает необходимость определить перспективы исследования рассмотренной проблематики:

- выработка новой духовной парадигмы для современной России не может не опираться на современной прочтение философских трудов русских религиозных мыслителей; следует подвергнуть всестороннему анализу картину мира, которая лежит в основании русской религиозной философии и которая в значительной степени отображает картину мира русского человека;

- практические результаты может дать исследование места и роли красоты в духовной жизни личности, в ее формировании как полноценного субъекта культуры; разработка данной проблематики религиозными философами может стать основой формулировки новых подходов к вопросам воспитания, социализации и культурации личности, связанных с опорой на гуманистические ценностные ориентиры;

- интерпретация религиозными философами специфики красоты в природе и искусстве, раскрывая проблематику в ее реальной многоаспектности и глубине, в ее внутреннем (собственно художественном) и внешнем (социокультурном) измерениях сегодня оказывается практически значимой и актуальной и должна быть принята во внимание современными исследователями (в сферах эстетики и искусствоведения);

- концепция теургии, разрабатывавшаяся религиозными философами, должна стать предметом более пристального внимания культурологии и эстетики; с этой точки зрения, целесообразно посвятить этой концепции главы учебников по культурологии и эстетике;

- рассмотрение эстетической ценности при опоре на понятие "картина мира", выработка соответствующей системы понятий позволяет, на наш взгляд, продолжить изучение данной проблематики в плане сравнительного анализа представлений о прекрасном, существующих в рамках различных социокультурных образований;

- попытку рассмотреть эстетическую ценность в контексте русской религиозной философии при опоре на понятие "картина мира", автор считает началом изучения отдельных проблем, разрабатывавшихся русскими религиозными философами, за которым может последовать изучение таких проблем, как "Россия и русское миросозерцание", "Картина мира и смысл жизни русского человека", "Картина мира русского художника" и др.

 

Список научной литературыЛукьянов, Вячеслав Георгиевич, диссертация по теме "Эстетика"

1. Абрамова Т.В. Космизм в русской религиозной философии: B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков. Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1994.

2. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., 1992.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства: от B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.

4. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства H.A. Бердяева). М., 1991.

5. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. Лондон, 1992.

6. Арсеньев Н.С. О красоте в мире. Мадрид, 1974.

7. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1-2. Л., 1971.

8. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.

9. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М., 1973.

10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

11. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

13. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.

14. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. М., 1994.

15. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

16. Бердяев H.A. Истина и откровение: Пролегомены к критике Откровения. СПб., 1996.

17. Бердяев H.A. К философии трагедии (Морис Метерлинк) // Литературное дело. СПб., 1902.

18. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

20. Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века ПО России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 43-271.

21. Бердяев H.A. Самопознание. Л., 1991.

22. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

23. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

24. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

25. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х томах. М., 1994.

26. Бердяев H.A. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.

27. Богров В. Критико-исторический очерк теории ценности. Спб., 1911.

28. Борев Ю.Б. Эстетика: В 2-х томах. Смоленск, 1997.

29. Бочкарева E.H. Проблема выразительности эстетической формы в философии С.Л. Франка. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1997.

30. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992.

31. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.

32. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2-х т. М., 1993.

33. Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

34. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

35. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII вв. М., 1992.

36. Бычков В.В. Эстетический лик бытия. (Умозрения Павла Флоренского.) М., 1990.

37. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.

38. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

39. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

40. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

41. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

42. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.43. «Вехи»: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.

43. Виндельбанд В. Избранное: Духи история. М., 1995.

44. Возрождение русской религиозной философской мысли: Revival of Russian religious philosophical thought (Материалы Международной конференции, 22.03.-24.03.93 г.). СПб., 1993.

45. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. М., 1976.

46. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина. М., 1990.

47. Волошинов A.B. Онтология красоты и математические начала искусства. Автореф. дис. . д-ра филос. наук. М., 1993.

48. Вопросы социологии искусства. М., 1979.

49. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.

50. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. Спб., 1996.

51. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л., 1984.

52. Вышеславцев Б.П. Вольность Пушкина (Индивидуальная свобода) //О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 398- 402.

53. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

54. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. 2-е изд. Л., 1989.

55. Галилова Т.М. Эстетическая ценность природы: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Свердловск, 1987.

56. Галинская И. А. Современная англо-американская эстетика о проблеме эстетической ценности (научно-аналитический обзор) // Проблема эстетической ценности в современных зарубежных исследованиях. М., 1983. С. 105-123.

57. ГартманН. Эстетика. М., 1958.

58. Гегель Г. Эстетика. Т. 1-4. М., 1968 1973.

59. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., 1960.

60. Горбунова T.B. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания. Л., 1991.

61. Горнштейн Т.Н. Проблема объективности ценностей в философии Николая Гартмана // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966. С. 194-213.

62. Горский А.К. Николай Федорович Федоров и современность. Очерки // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. С. 97- 184.

63. Горский А.К. Огромный очерк // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. С. 185-266.

64. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М., 1987.

65. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

66. Гулыга A.B. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. С. 9-35.

67. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

68. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

69. Долгов K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 1997.

70. Долгов K.M. Думы о Добре и Красоте // Булгаков С.Н. Тихие думы. М., 1996.

71. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1988.

72. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценностей в философии. М.; Л., 1966. С. 27-39.

73. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967.

74. Духовность России: традиции и современное состояние. СПб., 1994.

75. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века: Курслекций. Екатеринбург, 1995.

76. Емельянов Ю. И. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.

77. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990.

78. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

79. Ермичев A.A. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.

80. Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. СПб., 1998.

81. Замалеев А.Ф. Идея ценности в русской философии // Вестник СпбГУ. Сер. 6,1997. Вып. 2 (№ 13). С. 30-34.

82. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1999.

83. Зандер Л.А. Бог и мир. Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Т. 1-2. Париж, 1948.

84. Запесоцкий A.C. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

85. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.

86. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1991.

87. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992.

88. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

89. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. 2-е изд. Париж, 1991.

90. Зернов Н. М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.

91. Зоткина О.Я. Символ в "онтологии творчества" П.А. Флоренского (к характеристике "религиозного эстетизма"). Автореф. дис. . канд.философ. наук. М., 1991.

92. Иванов А.Т. Концепция культуры П. А. Флоренского. Минск, 1990.

93. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.

94. Иванов В.П. Проблема субъекта и объекта в предмете и методологииэстетики II Художественная деятельность. Проблема субъекта и объективной детерминации. Киев, 1980. С. 15-104.

95. Иванова A.A. Русская классическая философия: от Ф.М. Достоевского к И.А. Ильину. М., 1989.

96. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

97. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2-х т. М., 1952.

98. Из истории религиозной философии в России XIX начала XX в. М., 1990.

99. Из истории русской эстетической мысли. СПб., 1993.

100. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL, 1987.

101. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

102. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1-2. М., 1996.

103. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

104. Искусство в мире духовной культуры. Киев, 1985.

105. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

106. Искусство и эстетическая культура. СПб., 1992.

107. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1962-1970.

108. Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1995.

109. Каган М.С. Проблема эстетической и художественной ценности в теории архитектуры и дизайна / Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990. С. 30-65.

110. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

111. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

112. Каган М.С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. СПб., 1997.

113. Казин A.JI. Андрей Белый: начало русского модернизма// Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х томах. Т. 1. М., 1994. С.6-41.

114. Кантор В.К. Русская эстетика второй половины XIX столетия и общественная борьба. М., 1978.

115. Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994.

116. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992.

117. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви. М., 1994.

118. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998.

119. Кирьякова A.B. Теории ориентации личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.

120. Кожевников В.А. О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. М., 1910. Ч. 1—2.

121. Колб У.Л. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 117-142.

122. Кон И. Общая эстетика. М., 1921.

123. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб., 1998.

124. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебное пособие. М., 1997.

125. Короткина Е.А. Критический анализ эстетической концепции Вл. Соловьева. Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 1977.

126. Короткое Н.З. Эстетическое восприятие и проблема оценки // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966. С. 113-120.

127. Кравец С.Л. О красоте духовной. (П. А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения.) М., 1990.

128. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа. СПб., 1994.

129. Кривцун O.A. Ценности культуры и судьбы искусства. М., 1989.

130. Кривцун O.A. Эстетика: Учебник. М., 1998.

131. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Часть I. Теория. М., 1920.

132. Крутоус В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. М., 1985.

133. Крутоус В.П. Родословная красоты: Прекрасное и целесообразное. М., 1988.

134. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты. Философский очерк. Минск, 1977.

135. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.

136. Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л., 1968.

137. Культура, человек и картина мира. М., 1987.

138. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М., 1993.

139. Л ало Ш. Введение в эстетику. М., 1915.

140. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М., 1996.

141. Лекции по истории эстетики. Кн. 1-4. Л., 1973—1980.

142. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

143. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни (по двум письмам.) // Творческая мысль. М., 1912. С. 31-40.

144. Леонтьев К.Н. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8. М., 1912.

145. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.

146. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. М., 1927.

147. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.

148. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. С. 3-46.

149. Лосский Н.О. Воспоминания: Жизнь и философский путь. СПб., 1994.

150. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.

151. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.

152. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Париж, 1949.

153. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 250-314.

154. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

155. Лотце Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Ч. 1-3. М., 1866—1867.

156. Лотце Г. Основания практической философии. СПб., 1882.

157. Луначарский A.B. В мире музыки. Статьи и речи. М., 1971.

158. Луначарский A.B. Собрание сочинений: В 8 т. Т.7. М., 1967

159. Малахов В.А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев, 1988.

160. Малышев В.И. Эстетическое в системе ценностей. Ростов-на-Дону, 1983.

161. Маркс К. Экономические рукописи 1857—1859 годов // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I.

162. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42.

163. Мейер A.A. Философские сочинения. Paris, 1982.

164. Мележик В.А., Харламов Ю.А. Русская религиозная философия как социально-культурный феномен. М., 1993.

165. Мережковский Д.С. Собр. соч. В 4-х т. М., 1990.

166. Михайлов М.Ч. Основные эстетические категории: опыт систематизации. Саратов, 1990.

167. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.

168. Моравский С. О художественной ценности//Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 187. Труды по философии. X. Тарту, 1966. С. 125-158.

169. Моррис Ч.У. Наука, искусство и технология // Современная книга поэстетике. Антология / Сост. М. Рейдер. М., 1957. 338-345.

170. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. М., 1983. С. 37-87.

171. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.

172. Муравьев В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда. М., 1924.

173. H.A. Бердяев: Pro et contra. Антология. СПб., 1994. Кн. 1.

174. Некрасов E.H. Семён Франк // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 2. СПб., 1995. С. 91-179.

175. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

176. Новиков А.И. История русской философии X XX веков. СПб.,1998.

177. Носов С. В.В. Розанов. Эстетика свободы. СПб., 1993.

178. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

179. Орлова А.Я. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

180. Очерки по социальной антропологии. СПб., 1995.

181. Пазилова В.П. Критический анализ религиозно-философского учения Н. Ф. Федорова. М., 1985.

182. Парыгин Б.Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999.

183. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. JL, 1981.

184. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2-х т. М., 1978.

185. Покровская А.Н. Художественная ценность в изменяющемся мире/ Минск, 1990.

186. Половинкин С.М. П. А. Флоренский: Логос против хаоса. М., 1989.

187. Полторацкий Н.П. Бердяев и Россия (Философия истории России у H.A. Бердяева). Нью-Йорк, 1967.

188. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи осопротивлении злу силой. Лондон (Канада), 1975.

189. Полторацкий Н.П. Россия и революция. Русская религиозно-философская и национально-политическая мысль XX века: Сб. статей. Нью-Йорк, 1988.

190. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 128-132.

191. Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966.

192. Проблема эстетической ценности в современных зарубежных исследованиях. М., 1983.

193. Проблемы формирования эстетической ценности и эстетическая оценка. М., 1983.

194. Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Л., 1975.

195. Проблемы этики и эстетики. Вып. 3. Проблема потребностей в этике и эстетике. Л., 1976.

196. Прозерский В.В. Критический анализ эстетики эмотивизма. М., 1983.

197. Прозерский В.В. Позитивизм и эстетика. Очерки. Л., 1983.

198. Произведение искусства как социальная ценность. Свердловск, 1986.

199. Радлов Э.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и учение. Спб., 1913.

200. Рейдер М. Введение. Значение искусства // Современная книга по эстетике. Антология /Сост. М. Рейдер. М., 1957. С. 53-79.

201. Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начала XX века. М., 1989.

202. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. С.69-103.

203. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. М., 1914. Т. 1. Вып. 1. С. 46-55.

204. Риккерт Г. Философия жизни. Изложение и критика модных течений философии нашего времени. Пг., 1922.

205. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Логос. М., 19121913. Кн. I и II. С. 4-34.

206. Розанов B.B. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. М., 1990.

207. Розанов В.В. Религия. Философия. Кулыура. М., 1992.

208. Розин В.М. О природе эстетической ценности // Техническая эстетика. № 37-38. Эстетическая ценность объектов дизайна и ее функционирование в системе культуры. М., 1982. С. 18-23.

209. Русская религиозно-философская мысль XX века: Сб. статей под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1975.

210. Русская философия XIX начала XX вв.: Критика современных буржуазных интерпретаций. М., 1987.

211. Русская философия: зарубежные исследования // Реферативный сборник. М., 1994.

212. Русская философия: Словарь. М., 1995.

213. Русская философская поэзия. Четыре столетия. СПб., 1992.

214. Русская художественная культура второй половины XIX века. Картина мира. М., 1991.

215. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: В 2-х т. М., 1974.

216. Русский космизм и ноосфера. М., 1989.4. 1-2.

217. Ручка A.A. Социальные ценности и нормы. Киев, 1976.

218. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. (Жизнь и смерть в русской философии). СПб., 1995.

219. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск, 1977.

220. Самохвалова В.И. Красота против энтропии. (Введение в область метаэстетики.) М., 1990.

221. Сантаяна Дж. Природа красоты //Современная книга по эстетике. Антология. / Сост. М. Рейдер. М., 1957. С. 238-265.

222. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. М., 1993.

223. Селиванов В.В. Искусство XX века. Эстетические теории ихудожественная практика. JL, 1991.

224. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. Л., 1981.

225. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. Автореф. дис. . доктора филос. наук. М., 1994.

226. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. (Социально-психологическая концепция.) СПб., 1995.

227. Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. М., 1990.231. Семиотика. М., 1983.

228. Сетницкий H.A. Заметки об искусстве // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М„ 1995. С. 359-379.

229. Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. М., 1995. С. 287-358.

230. Соболев П.В. Очерки русской эстетики первой половины XIX века: Курс лекций. Ч. 1-2. Л., 1972-1975.

231. Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия // Художественное творчество. Л., 1983. С. 239-244.

232. Современная книга по эстетике. Антология / Сост. М. Рейдер М., 1957.

233. Соколов Э.В. Основные идеи общей теории ценностей Р.Б. Перри // Проблема ценности в философии. М.; Л., 1966. С. 154-170.

234. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990.

235. Соловьев В. С. Сочинения: В 2-х т. М., 1990.

236. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из "Трех разговоров"; Краткая повесть об Антихристе. СПб., 1994.

237. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

238. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

239. Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М., 1990.

240. Степун Ф.А. Встречи. М., 1998.

241. Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин. 1923.

242. Степун Ф.А. Портреты. СПб., 1999.

243. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

244. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.

245. Столович Л.Н. Жизнь—творчество—человек. Функции художественной деятельности. М., 1985.

246. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М., 1972.

247. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М., 1983.

248. Сухов А.Д. Русская философия: пути развития (Очерки теоретической истории). М., 1989.

249. Творческое наследие Г.Г. Шпета и современные гуманитарные исследования // Материалы Всесоюзной научной конференции. 9-11 апреля 1991г. Томск, 1991.

250. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 30. М., 1951.

251. Трубецкой E.H. Избранное. М., 1995.

252. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. В 2-х т. М., 1913.

253. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994.

254. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. М., 1968.

255. Тэн И. Философия искусства. М., 1996.

256. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1. М., 1995.

257. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1994.

258. Философия в России XIX начала XX в.: преемственность идей и поиски самобытности. М., 1991.

259. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб., 1993.

260. Флоренский П.А. Оправдание Космоса. СПб., 1994.

261. Флоренский П.А. Сочинения в четырех томах. М., 1994-1999.

262. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Опыт православнойтеодицеи в двенадцати письмах. М., 1990.

263. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

264. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

265. Фолькельт Й. Современные вопросы эстетики. СПб., 1899.

266. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

267. Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

268. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

269. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

270. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

271. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: В 2-х т. Минск,1996.

272. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

273. Хацкевич Д.Х. Природа как эстетическая ценность. М., 1987.

274. Хомяков A.C. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. М., 1900

275. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

276. Христиансен Б. Философия искусства. СПб., 1911.

277. Художественная деятельность. Проблемы субъекта и объективной детерминации. Киев, 1980.

278. Художественная жизнь современного общества. Т. I. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996.

279. Художественная жизнь современного общества. Т. 2. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. СПб., 1997.

280. Художественная культура и эстетическое развитие личности. Киев, 1989.

281. Художественно-эстетические ценности в системе культуры. Саранск, 1990.

282. Художественное творчество. Л., 1983.

283. Ценностный мир русской культуры. СПб., 1995.

284. Человек и восприятие мира. М., 1992.

285. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: В 3-х томах. М.;1. Л., 1950-1951.

286. Чертков А.Б. Православная философия и современность. Рига, 1989.

287. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии. Рига, 1980.

288. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия Х1Х-ХХ веков. Нижний Новгород, 1992.

289. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

290. Шелер М. О феномене трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. С. 289-317.

291. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 48-171.

292. Шестаков В.П. Эстетические категории. М., 1983.

293. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры. М., 1995.

294. Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. М., 1993.

295. Шитов И.П. Природа художественной ценности. Киев, 1981.

296. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л., 1989.

297. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.

298. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989. С. 345-472.

299. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914.

300. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.

301. Эстетика природы. М., 1994.

302. Эстетические воззрения П.А. Флоренского. Научно-аналитический обзор. М., 1991.

303. Эстетические ценности в системе культуры. М., 1986.

304. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. М., 1990.

305. Эстетический идеал и современность: Понятие, проблемы,преемственность. М., 1986.

306. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

307. Aesthetics and criticism in art education. Problems in defining, explaining and evaluating art. Ed. by Ralph A. Smith. Chicago, 1966.

308. Aesthetics and language. Oxford, 1954.

309. Aldrich V. Philosophy of art. N.-Y., 1963.

310. Alexander S. Beauty and Other Forms of Value. London, 1933.

311. Allport G. W., Vernon P. E. and Lindzey G. A Study of Values. Boston, 1960.

312. Beardsley M. C. Aesthetics. N.-Y., 1958.

313. Berndtson A. Art, expression and beauty.N.-Y., 1969.

314. Berlin I. Russian Thinkers. N.-Y., 1978.

315. Boobbyer P. S.L. Frank: The life and work of a Russian philosopher, 18771950. Athens (Ohio), 1995.

316. Cassirer E. An essay on man. An introduction to a philosophy of human culture. New Haven, 1945.

317. Cioran S. Vladimir Soloviev and Knighthood of the Divine Sophia. Waterloo (Ontario), 1977.

318. Copleston F. Philosophy in Russia. From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame; Indiana, 1986.

319. Cowell F. R. Values in Society. The Contributions of P. A. Sorokin to Sociology. Boston, 1970.

320. Dahm H. Vladimir Solovyev and Max Scheler: Attempt at a comparative interpretation: A contribution to the history of phenomenology. Boston, 1975.

321. Ducasse C. The philosophy of art. N.-Y., 1966.

322. Fried Ch. An anatomy of values. Problems of personal and social choice. Cambridge (Mass.), 1970.

323. Frondizi R. What is value? An introduction to axiology. Illinois, 1971.

324. Gavin W., Blakely Th. Russia and America: A Philosophical Comparison. Dordrecht, 1976.

325. Gleason A. European and Moscovite. Ivan Kireevsky and the Origins of Slavophilism. Cambridge {Mass.}, 1972.

326. Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munchen, 1989.

327. Hayek F. A. The three sources of human values. L., 1978.

328. Kenney R. L. Value-focused thinking: A path to creative decisionmaking. Cambridge. L., 1992.

329. Laird J. The idea of value. N.-Y., 1969.

330. Lampert E. Russian Thought and Society. 1800-1917. Keele, 1984.

331. Makiguchi Ts. The philosophy of value. Tokyo, 1964.

332. Margolis J. Z. Values and conduct. N.-Y., 1971.

333. Morris Ch. Significance and signification. A study of the relations of signs and values. Cambridge, 1964.

334. Morris Ch. Varieties of human value. Chicago, 1956.

335. Newton E. The meaning of beauty. Harmondsworth, 1962.

336. Ogden C. K., Richards J. A., Wood J. The foundations of aesthetics. N.-Y., 1925.

337. Rescher N. Introduction to value theory. New Jersey, 1969.

338. Rokeach M. The nature of human values. N.-Y.-L., 1973.

339. Slaatte H.A. Time, existence and destiny: Nicholas Berdyaev s philosophy of time. N.-Y., 1988.

340. Sorokin P. Social and cultural dynamics. Vol. 1-2. N.-Y., 1962.

341. Stevenson Ch. Fact and values. New-Haven, 1963.

342. Sutton J. The Religious Philosophy of Vladimir Solovyov: Towards a Reassesment. Basingstoke; L., 1988.

343. Vyacheslav Ivanov: Poet, Critic and Philosopher // Ed. by N. Lowry Jr. New Haven (Conn.), 1986.

344. Walicki A. A Histoiy of Russian Thought from the Enlightenment to Marxism. Stanford (Calif.), 1979.328

345. Walicki A. Slavophile Controversy. History of a Conservative Utopia in Nineteenth-Centuiy Russian Thought. Notre Dame; Indiana. 1989.

346. Weitz M. Philosophy of the arts. Cambridge (Mass.), 1950.

347. Werkmeister W. H. Historical spectrum of value theories. V. l-2.Lincoln, Nebraska, 1970.

348. Wernham J. Two Russian Thinkers {An essay in Berdyaev and Shestov}. Toronto, 1968.