автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Аксиологический аспект возникновения глобального мировоззрения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Голунов, Николай Михайлович
Введение
ГЛАВА 1.
§1.1.
§1.2.
§1.3.
ГЛАВА 2.
§2.1.
§2.2.
§2.3.
Глобализация мировоззрения во второй С. 15 половине XX века:
Объективные факторы глобализации С. 15 мировоззрения
Основные тенденции современности и С.36 особенности глобального мировоззрения
Основания глобального мировоззрения С.
Аксиологическое основание глобального С.74 мировоззрения :■•■"• •
Аксиологические аспекты мировоззрен- С.74 ческой культуры человека
Глобальное мировоззрение и проблема С.95 целостности объекта познания
Экзистенциальные проблемы и глобаль- С. 110 ное мировоззрение
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Голунов, Николай Михайлович
Актуальность темы исследования определяется особенностями того сложного положения, в котором оказалось человечество на современном этапе.
Многочисленные противоречия, проявившиеся в мировом развитии во второй половине XX века, достигли к настоящему времени небывалого размаха и, уже в форме глобальных проблем, угрожают самому человеческому существованию. Рост масштабов необратимых климатических, экологических, биологических и генетических изменений в окружающей среде, увеличение числа происходящих по всему миру локальные и региональные катастрофы природного и техногенного характера, повышение вероятности возникновения глобальной катастрофы требуют своего осмысления и поиска необходимых путей выхода из создавшегося положения.
За последние 40 лет возникло качественно новое единство мира - новая "глобальная реальность", характеризуемая доступностью любого типа ресурса для многообразной человеческой деятельности, взаимосвязанностью и взаимозависимостью протекающих в мире процессов. Но интересы государств нередко противоположны, что приводит к нарастанию диспропорций в экономическом, демографическом, культурном, образовательном, научно-техническом и ином развитии различных регионов. Именно это указывает на необходимость и важность поиска мировоззрения, обеспечивающего целостное восприятие основных противоречий, переживаемых современной цивилизацией, выработки средств по их разрешению.
Происходящая сегодня (как в нашей стране, так и во всем мире) "переоценка ценностей", сопровождающаяся прагматизацией ценностных оснований, нарастанием личной безответственности, криминализацией многих сторон человеческой деятельности, усилением нигилистических и аморалистских тенденций в общественной жизни, ставит человечество на грань возможной катастрофы.
В этих условиях актуальным становится теоретическое рассмотрение проблемы возникновения глобального мировоззрения, поиск духовно-нравственных оснований, способных обеспечить преодоление существующих противоречий современного развития и найти приемлемые пути для успешного решения глобальных проблем человечества.
Степень разработанности темы
Исследование проблемы глобального мировоззрения диссертант связывает с реальной угрозой гибели человечества и понимает данное мировоззрение как способность к целостному мировосприятию переживаемых современной цивилизацией противоречий развития и выработке средств их разрешения.
Терминологически словосочетание «глобальное мировоззрение» не встречается в современной философской литературе, но содержательно оно рассматривается в таких терминах как целостное, системное и пр. мировоззрение. Например, в глобалистике, как особой сфере научных, философских и культурологических исследований, сформировавшейся за последние десятилетия, делается попытка реализовать системный подход в решении множества аспектов глобальных проблем.
В то же время, проблема глобального мировоззрения никогда не являлась целью самостоятельного исследования, а лишь косвенно рассматривалась отечественными исследователями (И.В.Бестужевым-Лада, Г.Н.Волковым, Д.М.Гвишиани, Э.В.Гирусовым, В.В.Загладиным, В. А. Лось, Н.Н.Моисеевым, Ю.П.Ожеговым, Ю.В.Олейниковым,
И.Т.Фроловым, А.Н.Чумаковым и др. ). К сожалению, в настоящее время трудно, воспользоваться результатами их исследований, ибо глобалистика в нашей стране, подобно другим сферам научного знания, затрагивающим общественные процессы, оказалась тесно связанной с политикой, идеологией. "Единая" философия, "единая" идеология формировала и "единую" методологию, а "единые" методологические принципы определяли структуру и концептуальное содержание глобалистики. Считалось, что только глобалистика, которая базируется на "научно выверенной" марксистской методологии, способна обеспечить "правильное решение" глобальных проблем. В большинстве работ сложно обнаружить расхождения принципиального, теоретико-методологического характера, в них прослеживается практически одна позиция и одно мнение, а различия в позициях авторов выявляются лишь в анализе некоторых аспектов или отдельных частных вопросов, касающихся интересующих нас проблем.
У западных ученых проблема становления глобального мировоззрения никогда не поднималась до уровня самостоятельной проблемы. В исследовании причин появления и обострения глобальных проблем современности, при разных методологических подходах, они используют единое мировоззренческое основание.
Например, в технократическом крыле западных глобалистов выделяется группа исследователей (У.Браун, А.Винер, Д.Медоуз и др.), которые считают научно-технический прогресс главной причиной появления глобальных проблем человечества. Отдельные ее представители отрицают способность науки и техники стать единственным средством решения этих проблем, в то время как другие возлагают на нее все свои надежды. Некоторые ученые (А.Тоффлер, Д.Белл, Д.Несбит и др.), не утруждая себя анализом непосредственно глобальных проблем, пытаются обосновать различные концепции возможного общественного развития на базе новых технологий и широкого использования микроэлектроники, связывая "постиндустриальное" состояние общества с перспективой научно-технического решения глобальных проблем.
В целом можно отметить, что западные глобалисты, ставя одну или группу проблем в качестве доминирующей в своих исследованиях, пытаются найти возможные пути их решения, абсолютизируя возможности научно-технического прогресса или отдельные его достижения. Технократический подход в понимании мирового развития существенно ограничивает их возможности в исследовании не только проблем формирования глобального мировоззрения, но и становления мировоззренческой культуры личности в целом.
По сути дела, весь современный опыт изучения мировоззренческих основ бытия человека носит, по преимуществу, образовательно-просветительский характер, и понимается большинством как необходимость усвоения определенной суммы общих знаний и выводов о закономерностях и свойствах природы и общества, (см.работы С.Ф.Анисимова, Э.В.Ильенкова, З.М.Какабадзе, В.В.Налимова, А.Г.Спиркина, В.П.Тугаринова, В.Г.Федотовой, И.Т.Фролова, Л.А.Чухиной, А.И.Яценко и многих др.). Но практика убедительно показала, что само по себе "обучение мировоззрению" не может существенно менять убеждения и жизненные ориентации личности, если знания не взаимосвязаны органически с образом жизнедеятельности человека.
Прежде чем выступить в качестве подлинных оснований человеческого бытия и стать "руководством" в жизнедеятельности человека, теоретические представления должны пройти сложный путь "внедрения" в духовный мир личности, претерпеть трансформацию "из знаний в убеждения", - ибо собственная природа мировоззрения носит не теоретический, а духовно-практический характер. Выступая основанием человеческой жизнедеятельности и реализуясь практически, мировоззрение человека формируется благодаря его самоопределению и личному проживанию возникающих аксиологических проблем.
Таким образом, именно отсутствие аксиологического аспекта в мировоззренческом исследовании глобальных проблем обусловило для диссертанта выбор предмета своего исследования.
Цель и задачи работы
Целью диссертационной работы является исследование значения аксиологических проблем для возникновения глобального мировоззрения. Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
• определить наличие объективных факторов, способствующих глобализации мировоззрения;
• выявить определяющую тенденцию современного мирового развития, задающую специфические особенности и основания глобального мировоззрения;
• рассмотреть аксиологические аспекты мировоззренческой культуры человека, формирующей его духовно-нравственный, социальный и гражданский облик;
• рассмотреть глобальное мировоззрение, как проблему целостности объекта познания (мир в целом);
• проанализировать особенности мировоззренческого становления личности и значение экзистенциальных проблем для возникновения глобального мировоззрения.
Методологические основы исследования.
С точки зрения диссертанта, философия глобальных проблем, как область соответствующих философских исследований, позволяет выделить изначальное, минимально необходимое методологическое пространство для решения поставленных задач.
Определяющим в нем является представление о человечестве как живом планетарном организме, "сотканном" из великого множества всевозможных противоречий, составляющих основу реальных и потенциальных проблем всех уровней и требующих для их разрешения системного анализа.
Применение синергетического подхода и теории диссипативных структур позволяет использовать представления о возникновении процессов самоорганизации и неравновесных состояний в сложных социальных системах для исследования основных тенденций мирового развития.
Для понимания глобальных проблем современности и динамики нелинейных взаимодействий природных, экономических, социальных, этнических, политических, культурных, образовательных, конфессиональных, научно-технических и иных факторов необходимым является использование средств многокритериального анализа.
Многогранность в проявлениях глобальных проблем определяет значение и место междисциплинарного подхода и принципа целостности (холизма) в исследовании динамики мировоззренческих оснований и особенностей становления глобального мировоззрения.
Рассматривая проблему человека, как центральную в возникновении всего комплекса глобальных проблем современности, диссертант, избегая утилитарно-прагматической ее редукции и используя по мере своих возможностей феноменологический метод, стремится определить роль и значение экзистенциальных аспектов человеческого бытия для возникновения глобального мировоззрения.
Теоретические и идейные источники исследования
Идейный замысел, теоретические положения и выводы диссертации, духовные и мировоззренческие установки автора складывались под влиянием самых разнообразных источников, трудов отечественных и зарубежных авторов.
Диссертационное исследование опиралось на ценностно-мировоззренческую проблематику представленную: в работах представителей философии культуры - А.Швейцера, О.Шпенглера, Ж.Эллюля; и экзистенциализма - Н.А.Бердяева, А.Камю, М.Хайдеггера, К.Ясперса Л.И.Шестова; в работах М.Вебера, Ст.Лема, Т.Мальтуса, К.Мангейма, Л.Мэмфорда, Д.Нэсбита, А.Печчеи, И.Р.Пригожина, П.А.Сорокина, Тейяра де Шардена, Дж.Форрестера, Э.Фромма, П.Эбурдин, Э.Янча, материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро; в работах отечественных авторов по глобальным проблемам современности: И.В.Бестужев-Л ад а, Г.Н.Волкова, Д.М.Гвишиани, Э.В.Гирусова, В.В.Загладина, В.А.Лося, Н.Н.Моисева, Ю.П.Ожегова, Ю.В.Олейникова, И.Т.Фролова, А.Н.Чумакова и других; в работах по различным аспектам и проблемам мировоззренческого, духовно-нравственного и культурного становления личности, духовного производства:
С.Ф.Анисимова, М.М.Бахтина, В.С.Библера, Л.П.Буевой, Л.Н.Гумилева, В.Д.Диденко, А.Г.Здровомыслова, В.П.Зинченко, Н.С.Злобина, Э.В.Ильенкова, З.М.Какабадзе, А.А.Кара-Мурза, В.З.Когана, Н.А.Костенко, Н.С.Кузнецова, Л.П.Кукса, Г.Д.Лихачева, М.К.Мамардашвили, В.М.Межуева, А.Т.Москаленко, В.В.Налимова, А.И.Ореховского, С.А.Рубинштейна,
B.Ш.Сабирова, В.Ф.Сержантова, В.В.Сильвестрова, П.В.Симонова, В.Н.Столетова, В.П.Тугаринова, А.К.Уледова, В.Г.Федотовой,
A.А.Чечулина, А.Г.Чусовитина, А.И.Яценко и других. Важную группу источников составили труды русских религиозных мыслителей, посвященных различным проблемам философского, этического и духовного порядка: Н.А.Бердяева,
C.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, Ф.М.Достоевского,
B.В.Зеньковского, И.А.Ильина, И.В.Киреевского, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, Вл.Соловьева, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, А.С.Хомякова, Л.Шестова, В.Ф.Эрна и других русских философов.
Духовный опыт диссертанта формировался на трудах святых отцов Западной и Восточной Церкви: Ефрема Сирина, Марка Подвижника, Августина блаженного и других. Существенно повлияли на духовно-ценностное состояние внутреннего мира автора богословские сочинения Игнатия Брянчанинова, еп. Варнавы, Сергея Булгакова, Феофана Затворника, митр. Иоанна Максимовича, прот. Бориса Ничипорова, прот. Вениамина Свенцицкого, о. Павла Флоренского и других авторов.
Научная новизна исследования
• в рассмотрении в качестве основополагающего фактора возникновения глобальных проблем человечества - процесс духовно-нравственной деструкции человека;
• в философском обосновании значения иррациональной составляющей для возникновения глобального мировоззрения;
• в выявлении роли экзистенциальных проблем для становления духовно-нравственных оснований глобального мировоззрения.
Проведенное исследование на выбранных автором методологических основаниях позволяет по-новому взглянуть на проблему глобального мировоззрения и прийти к следующим заключениям, выносимым на защиту:
• определено, что существуют основные объективные факторы (демографический, мирохозяйственный, техногенно-ресурсно-экологический, техногенно-человеческий) создающие условия для глобализации мировоззрения;
• выявлено, что определяющей тенденцией современного развития является тенденция технологизации жизни, в основе которой лежит западноевропейский рационализм, порождающий в конечном итоге нравственную деструкцию человека;
• определено, что особенность глобального мировоззрения проявляется в таких свойствах как целостность, прогнос-тичность, избирательность и интегративность его содержания;
• установлено, что для формирования глобального мировоззрения необходимо наличие духовно-нравственного основания, понимаемого как ценностно-мировоззренческое;
• утверждается, что глобальное мировоззрение возникает в процессах духовно-практического отношения человека к самому себе и к миру в целом, а аксиологические проблемы суть необходимое условие возникновения глобального мировоззрения и появляются в ситуациях осмысления предельных оснований бытия: жизни, смерти и бессмертия.
Научно-практическая значимость
В диссертации делается попытка системного подхода к исследованию роли духовно-нравственных оснований для мировоззренческого становления личности в условиях необходимости поиска путей решения глобальных проблем человечества.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и семинарских занятий по философии, этике, культурологии, экологии, для широкого просвещения в среде учащихся школ и высших учебных заведений. Апробация работы
Результаты данного исследования использовались в преподавании учебных предметов "Глобалистика", "Геополитика" с использованием компьютерных моделей "Мировая динамика Мир-2" и "Геополитическая динамика" в Сибирской академии государственной службы.
Как учебный предмет, "Глобалистика" была одобрена Главным управлением гуманитарного образования комитета по высшей школе РФ в качестве общеобразовательной гуманитарной дисциплины для вузов России, а модель "Мировой динамики Мир-2" и компьютерный практикум приобретены Российским научно-исследовательским институтом информационных систем к распространению в системе высшего образования России.
Основные идеи диссертанта нашли отражение в его докладах на Международной научно-практической конференции "Информационные технологии и радиосети" (Омск, 1996) и Международной научно-методической конференции "Формирование трудовой и предпринимательской ориентации в условиях переходной экономики" (Томск, 1996).
Материала работы использовались при подготовке лекций, семинарских и практических занятий по учебному предмету «Геополитика» и спец. курсам: "Глобальные проблемы современности", "Введение в анализ сложных систем", "Управление сложными социальными системами".
Заключение научной работыдиссертация на тему "Аксиологический аспект возникновения глобального мировоззрения"
Заключение
Глобальные проблемы человечества, проявившиеся во второй половине XX века, на пороге нового тысячелетия требуют новых усилий, новых подходов к своему рассмотрению и поиска возможных средств их разрешения. Несмотря на то, что с конца 70-х годов человечество активно пытается с разных сторон разобраться в них, конечного результата не получено. Противоречия в различных сферах социально-экономической, демографической, политической, экологической, культурной, образовательной ни только не ослабевают, а продолжают наращиваться, усугубляя и без того сложное положение человечества.
В настоящее время можно зафиксировать неспособность человека понять истинные причины возникновения глобальных проблем человечества и безрезультатность поиска средства их возможного разрешения.
Именно это послужило для нас отправной точкой при определении темы диссертационной работы, а также сформулированные нами две основные идеи, позволившие структурировать направления исследования. Первая из них заключалась в утверждении, что в основе возникновения глобальных проблем человечества лежит процесс духовно-нравственной деградации человека, который современными исследователями совершенно выпускается из виду и не принимается в расчет при проведении анализа причин и факторов, способствующих углублению данных проблем. Согласно второй идее мы считали, что для понимания сущности глобальных проблем и выработке средств их возможного преодоления необходимо мировоззрение, названное нами глобальным, которое в качестве доминирующего имеет духовно-нравственное основание. При этом нами предполагалось, что существуют объективные факторы, способствующие созданию условий для возможного возникновения глобального мировоззрения.
Логика и структура работы были построены так, чтобы в первой главе прояснить теоретические вопросы, связанные с проблемой глобализации мировоззрения в условиях нарастания противоречий мирового развития. В частности, выделить основные тенденции современности, позволяющие определить специфические особенности глобального мировоззрения.
Вторая глава была посвящена теоретической проработке аксиологических аспектов глобального мировоззрения и выяснению значения экзистенциальных проблем для его возникновения.
В результате проведенного в диссертационной работе анализа аксиологического аспекта возникновения глобального мировоззрения выяснилось следующее:
1. В современном мире действуют четыре объективных фактора (демографический, мирохозяйственный, техногенно-ресурсно-экологический, техногенно-человеческий) приводящие к росту уровня сложности и катастрофичности глобальных проблем человечества. Насущная потребность их разрешения обуславливает необходимость глобального мировоззрения способного обеспечить целостное восприятие и понимание основных противоречий мирового развития, предотвратить возможность наступления катастрофы и гибели человечества .
2. Существующие многочисленные тенденции влияющие на ход современного развития, условно можно сгруппировать в три основных: технологизация «жизни», технологизация «разума», технологизация «души». Имея разные механизмы и условия реализации, все они опираются в своем развитии на западноевропейский рационализм, как основу основ западной цивилизации, и направлены на человека. Если технологизация «жизни» обеспечивает все возрастающую комфортность существования человека, а технологизация «разума» усиливает его интеллектуальные способности, то технологизация «души» отчуждает человека от Бога и, алгоритмизуя ценностной выбор человека, приводит его к духовно-нравственной деградации. В целом, это приводит к возникновению и обострению глобальных проблем и к антропологической катастрофе, когда человек перестает быть человеком.
3. Духовность обеспечивая связь человека с трансцендентным миром, дает ему возможность свободного выбора быть с Богом или нет. Отчуждаясь от Бога, человек не просто лишается жизни вечной, а теряет истинный смысл жизни и способность к целостному пониманию мира, поскольку не может оторваться от плоскости суетного мира, он духовно нравственно дезориентируется, ибо не приемлет более высшего нравственного идеала - Бога. Целостный мир трансформируется в сферу реализуемых им отношений, в основании которых лежат рациональные знания и рационализированные ценности. И наоборот, будучи с Богом, человек поднимается на суетностью бытия и, просвещаясь светом Божественного Разума, познает мир (видимый и невидимый), формирует целостное мировоззрение, в основании которого лежат высшие духовные ценности обеспечивающие ответственное отношение человека к своей жизни и к миру в целом.
4. Для целостного познания противоречий современного развития недостаточно рациональных знаний, поскольку в условиях гипостазирования объекта познания, частные науки обладают лишь частным знанием, подобным специфической проекции целого на предметную плоскость конкретной науки. В тоже время, простая сумма рациональных знаний о частях целого не дает знания о самом целом. Необходим дополнительный выход на иной, иррациональный, уровень познания, с позиции которого мир предстает как единое целое во всей его гармоничности и стройности. Целостность глобального мировоззрения определяется уровнем обращенности человека к Богу, объемлющему весь мир, дающему человеку ценностное миропонимание, мировосприятие и мироотношение ко всему сущему. Духовно-нравственный стержень, формируемый единством человеческой и Божественной воли, становится той главной, несущей и связующей опорой, вокруг которой формируется мировоззрение.
5. Для возникновения глобального мировоззрения необходимо наличие ценностно-мировоззренческой ситуации, связанной с решением экзистенциальной проблемы жизни и смерти. Только осознавая ценность своей бессмертной души и ужас ее возможной потери, человек способен осознать ценность мира в целом и реальность угрозы его разрушения и гибели.
По-видимому, не все вопросы удалось разрешить в проведенном исследовании, многие из них остались только обозначенными.
Так, в связи с возникновением единого информационного пространства, требуется проведение специальных междисциплинарных исследований о роли и значении информационных процессов в духовно-нравственном становлении или деградации личности, о формировании информационных потребностей человека и его защиты от процессов "зомбирования" и т.п.
Несомненно, что в условиях обострения глобальных противоречий, требуют своего философского рассмотрения современные проблемы образования и культуры. Важно понять их место и роль в формировании нравственных оснований человеческого бытия, в создании условий для мировоззренческого становления личности.
Список научной литературыГолунов, Николай Михайлович, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: 1994.
2. Августин Аврелий. Исповедь.: Пер. с лат.- М.: Республика, 1992.
3. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методол. пробл.- М.: Политиздат, 1985.
4. Акимов A.B. Мировое население: взгляд в будущее.М.: Наука, 1992.
5. Ананичев К.В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов: Междунар. аспект.-М.:Прогресс, 1974.
6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М.: Мысль, 1988.
7. Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.
8. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А.Лебедев.- М.: Педагогика, 1987.
9. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.2.- М.: МП"ЭКОНОВ", 1993.
10. Антология экономической классики. В 2-х томах. Т.1.М.: МП "ЭКОНОВ", 1993.
11. Антропологическая катастрофа: причины и следствия// Вестн. высш. школы.- 1990, N 6
12. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.1.- М.: "Мысль", 1976.
13. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.Т. 4.- М.: "Мысль", 1984.
14. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976.
15. Байнхауэр X., Шмаке Э. Мир к 2000 году.- М.: Прогресс, 1973.
16. Бакштаиовский В.И. Конфликт инноваций и традиций: дилеммы, ценностные суждения, выбор. Тюмень, 1990.
17. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация.-М.: Мысль, 1988.
18. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996.
19. Баталов Э.Я. Единство в многообразии принцип живого мира//Вопр.философии, 1990.-К 8.
20. Батищев Г.С. Бесконечное мировоззренческое становление человека //Философия. Мировоззрение. Практика.-Алма-Ата: Наука, 1987.
21. Батищев Г.С. Проблема овещнения и ее гносеологическое значение (в свете Марксовой концепции овещнения) // Гносеология в системе философского мировоззрения.-М.: Наука, 1983.
22. Батищев Г.С. Целостность культуры и бесконечное мировоззренческое становление человека.// Мировоззрение: опыт теорет. анализа. М., 1986.
23. Батурина Г.И. К осмыслению духовности // Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново, 1992.
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М. Искусство, 1979.
25. Белл У. Возвращение к добру: ценности, объективность и будущее//Междун. журн. социальных наук,- 1994, N1.
26. Беляев Н.Н. (Епископ Варнава) Православие. Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвинский монастырь, Коломна, 1995.
27. Бентам И. Избранные сочинения Иеремии Бентама/ Пер. А.Н.Пынина, А.Н.Неведомского.- Т.1.- СПб.: Рус. кн. торговля, 1967.
28. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
29. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
30. Бердяев H.A. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //О назначении человека. М.: Республика, 1993.
31. Бессонов Б.Н. Назначение человека. М.: РАГС, 1995.
32. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. М.: Мысль, 1988.
33. Бестужев-Лада И.В. Окно в будущее. Современные проблемы социального прогнозирования М.: Мысль, 1970.
34. Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: Опыт систематизации М.: Наука, 1984.
35. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Филос. раздумья о жизн. пробл.) //Этическая мысль. М.: Политиздат, 1990.
36. Библер B.C. Мышление как творчество: (Введ. в логику мысл. диалога).- М.: Политиздат, 1975.
37. Библер B.C. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. Кемерово, 1993.
38. Бодрилин А.П. Новое философское мышление: Учеб. пособие.- М.: Изд-во РУДН, 1992.
39. Бродель Ф. Время мира: Пер.с фр. В 3 т. Т.З.- М.: Прогресс, 1992.
40. Бродский Б. Принцип избирательности в когнитивных системах //Обществ, науки и современность.- 1993, №5.
41. Брянчанинов Игнатий (Святитель) О часе смертном. Днепропетровск, Изд. «Принтэкс», 1995.
42. Буданцев Ю.П. Современная цивилизация: Теорет. курс авториз. излож.- М.: МЭГУ, 1993.
43. Будущее мировой экономики: Докл.группы экспертов ООН.-М.:Междун.отношения, 1979.
44. Будыко М.И. Глобальная экология.-М.Мысль, 1977.
45. Будыко М.И. Эволюция биосферы. Л.:Гидрометиоиздат, 1984.
46. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
47. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., Мысль, 1978.
48. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.
49. Булгаков С.Н. Христианский социализм.- Новосибирск: Наука. 1991.
50. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. 2-у изд., доп,-М.: Политиздат, 1989.
51. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев: Наук.думка. 1991.
52. Бэкон Ф. Новая Антлантида: Опыты и наставления нравств. и полит. // Пер. с анг. З.Е.Александровой.- 2-е изд.- М.: Изд-во АН СССР, 1962.
53. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие Н.Новгород: Из-да ВИПИ. 1997.
54. Васильев C.B. Из истории научных мировоззрением.: ОНТИ Гл. ред. общетехн. лит., 1935.
55. Василюк Ф.Е. Психология переживания: (анализ преодоления критич. ситуаций).- M.: Изд-во МГУ, 1984.
56. Васин В. 11-я заповедь: Отчаянная попытка просветить современного варвара. М.: ТОО «Кириллица», 1994.
57. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общей ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат. 1989.
58. Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990.
59. Вейль Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. Б.В.Бирюкова и А.Н.Паршина.-М.: Наука, 1989.
60. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление.-М.: Наука, 1991.
61. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера.- М.: Наука, 1994.
62. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Под общ. ред. С.Ф.Горбова, В.П.Зинченко.-М.:Прогресс, 1987.
63. Вечные загробные тайны / Сост. Игумен Антоний, М. 1908.
64. Виндельбанд В. Философия культуры: изб. / РАН, ИНИОН.-М., 1994.
65. Вишев И.В. Бессмертие человека. Реально ли оно? Минск, Белорусь, 1990.
66. Вишневский И.Л. и др. Энтропия в природе и обществе М., 1994.
67. Волков Г.Н. Три лика культуры М. 1986.
68. Вышеславцев Б.П. Трагизм возвышенного // Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994.
69. Гайсин Ф.А., Попов В.Д. Духовность сущность человека Уфа.- 1995.
70. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1998.
71. Гвишиани Д.М. Социальнно-экономическое развитие и глобальные изменения // Человечество и глобальные изменения: специализир. информ.по пробл.экологии/ АН СССР. ИНИОН. ВНИИСИ,- М., 1990.
72. Гвишиани Д.М. и др. Социализм и прогресс человечества: глобальные проблемы человечества. М. Политиздат, 1987.
73. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М.: Мысль, 1974.
74. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. М.: Наука и техника, 1989.
75. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера.- М.: Наука, 1987.
76. Гирусов Э.В. Система "общество-природа" (проблемы социальной экологии) М.: МГУ, 1976.
77. Глазьев С.Ю. Экономическая теория технического развития. М.: Наука, 1990.
78. Глобальная демографическая ситуация и перспективы ее развития. М. 1991.
79. Глобальное потепление. М.: Изд-во МГУ. 1993.
80. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М.,1993.
81. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с природ, средой: Сб.ст./ РАН, ИНИОН.- М, 1994.
82. Глобальные проблемы и цивилизационный сдвиг. М. 1993.
83. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект Пресс,1994.
84. Глобальный эволюционизм (философский анализ). М.: ИФРАН, 1994.
85. Головных Г.Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания //Философ.науки. 1989. №6
86. Голубчик В.М., Тверская Н.М. Человек и смерть: поиски смысла. М.: Наука, 1994.
87. Горелов A.A. Древо духовной жизни М.: Изд. SvR-Аргус. -1994.
88. Горелов A.A. Экология Наука - Моделирование: (филос. очерк).- М.: Наука, 1985.
89. Готт B.C., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. М.: Высш. школа, 1981.
90. Грехэм JI.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ.-М.: Политиздат, 1991.
91. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введ. в психологию активности.- М.: Политиздат, 1989.
92. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и пробл. исслед.- М.: Политиздат, 1987.
93. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки соврем, зап. концепций.- М.: Наука, 1991.
94. Гуманитарное знание: Сущность и функции: Межвуз. сб.- СПб: Изд-во СПбГУ, 1991.
95. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли: 3-е изд., стереотип.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990.
96. Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: Структура и способы орг.- СПб: Наука, 1994.
97. Гусейнов О.М. Нравственная культура личности Махачкала: ИПЦ ДГУ. 1995.
98. Дадаян B.C. Орбиты планетарной экономики.-М.: Наука, 1989.
99. Дамаскин Петр (преподобный) Творения. М.; 1994.
100. Данилов H.A. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировозрения: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд. филос. наук. М., 1990.1. VJ
101. Дворжак И. Земля, люди, катастрофы: Пер.с чеш.- Киев: Выща шк.; Изд-во Киев, ун-та, 1989.
102. Декарт Р. Сочинения: Пер. с лат. и фр. В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989.
103. Делокаров К. Мировоззренческие основания современной цивилизации и ее глобальный кризис// Обществ, науки и современность.- 1994, N2.
104. Демокрит //Великие мысли великих людей. Антология афоризма: в 3-х т. Т.1. Древний мир, М., "РИПОЛ КЛАССИК", 1998.
105. Дерябо С.Д., Левин В А. Две модели экологии // Человек. №1.-1998.
106. Диалектическая сущность нового мышления: Пособие для методол. семинаров.- М.: Мысль, 1990.
107. Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата. 1990.
108. Дилигенский О.Г. В поисках смысла и цели. М.: Мысль, 1986.
109. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. К., 1990.
110. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Январь-август //Пол. Собр. Соч. в 30 т., Т.25. Л. 1983.
111. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: Пробл. ценности и марксист, философия.- М.: Политиздат, 1967.
112. Дубнов А.П. Глобалистика: (Введ. в глобал. пробл. человечества). Вып. 1.- Ново-ск: Изд-во НГУ, 1991.
113. Дубнов А.П. Глобалистика: (Введ. в глобал. пробл. человечества). Вып. 2,- Ново-ск: Изд-во НГУ, 1992.
114. Дубнов А.П. Собственность и экономические цели.Новосибирск: Наука, 1990.
115. Духовное производство: Социально-филос. аспект пробл. духов, деятельности.- М.: Наука, 1981.
116. Духовно-культурные процессы в современной России М.: Издательство РАГС. 1998.
117. Духовность. Правопорядок. Преступность. М., 1996.
118. Духовные аспекты бытия. Владимир. 1996.
119. Ефрем Сирин (святой) Творения в 8 т. Т.4. М.: Изд. "Отчий дом", 1995.
120. Жилина JI.H. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности /социол.аспект/ М., 1988.
121. Журавский И. Тайна Царствия Божия. Рига Санкт-Петербург. 1995.
122. Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты М. Межд.отнош., 1981.
123. Здровомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
124. Зеленкова И.Л. Проблема смысла жизни: Опыт историко-этического исследования. Минск. 1988.
125. Зельманов А.Б. Место мировоззрения в духовной жизни общества // Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново. 1992.
126. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1992.
127. Зеньковский B.B. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993.
128. Зинченко В.П. Наука неотъемлемая часть культуры // Вопр. философии, - 1990. - №1
129. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс, М. Наука, 1980.
130. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки, М. 1997.
131. Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб. 1995.
132. Зубец О.П. Динамика нравственной жизни: Ценностное сознание и социальное время: Спецкурс/ МГУ им. М.В.Ломоносова, Ин-т повышения квалификации преподавателей общественных наук.- М.: Изд-во МГУ, 1988.
133. Игумнов (Архимандрит Платон) Православное нравственное богословие, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
134. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
135. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968.
136. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: "Рарогъ", 1993.
137. Ильин И.А. Основы христианской культуры //Соч. 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
138. Ильин И.А. Пути духовного обновления //Соч. в 10 т. Т.1. М.: Русская книга, 1993.
139. Интервью с академиком И.Т.Фроловым // Вопросы философии.- 1994,- № 6.
140. Каган М.С. О духовности: Опыт категориального анализа // Вопросы философии. 1985, №9
141. Каган М.С. Философия культуры, Спб. СпбГУ, 1996.
142. Каган М.С. Философская теория ценностей, Спб. СпбГУ, 1997.
143. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт систем, анализа).- М.: Политиздат, 1974.
144. Казначеев В.П. Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Пробл. косплекс. изуч.- Новосибирск: Наука, 1991.
145. Казначеев В.П. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.- Новосибирск: Наука, 1989.
146. Какабадзе З.М. Проблемы человеческого бытия. Тбилиси. 1985.
147. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
148. Кант И. Собрание сочинений : В 8 т. Т.З: Критика чистого разума.-М., 1994.
149. Кант И. Собрание сочинений : В 8 т. Т.4: Пролегомены; Основоположения метафизики нравов.- М., 1994.
150. Кант И. Собрание сочинений : В 8 т. Т.6: Религия в пределах только разума; Метафизика нравов.- М., 1994.
151. Капранов В. А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека. Ленинград, ЛГУ, 1975.
152. Капышев А.Б. Философия и проблема формирования личности//Философия. Мировоззрение. Практика. Алма-Ата: Наука, 1987.
153. Кара-Мурза A.A. Социальная деградация как феномен исторического процесса: (Пробл. "нового варварства" в филос.-ист.контексте): Автореф. дис. на соиск. учен.степ, д-ра филос. наук. РАН Ин-т философии.- М., 1994.
154. Карташев В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс Академия, 1995.
155. Касти Дж. Большие системы. Связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982.
156. Касьян A.A. Контекст образования: наука и мировоззрение. Нижний Новгород.- 1996.
157. Кинг.А, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс-Пангея, 1991.
158. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.
159. Князева E.H., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
160. Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Филос.- социол. очерки. Новосибирск: Изд-во Новосиб. унта, 1991.
161. Коган В.З., Уханов В.А. Человек: информация, потребность, деятельность. Томск, 1991.
162. Коган JT.H. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984.
163. Колесникова М.И., Борзунов В.Ф. Глобалистское сознание и концепция «планетарного человека» // Вестн. МГУ, сер. 12, Социально-полит.исслед. 1992.- №2.
164. Колков А.И. Гармоническое мировоззрение и развитие человека и общества. Кемерово.- 1995.
165. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
166. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. JT. Гидрометиздат, 1974.
167. Кондильяк Э. Сочинения. В 3-х т. Т. 2,- М.: Мысль, 1982.
168. Кондратьев К.Я. Глобальный климат. Спб: Наука. Санкт-петербург. отд-ние. 1992.
169. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года): Информационный обзор. Новосибирск: СО РАН, 1993.
170. Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе,- М.: Наука, 1994.
171. Костин А.И. Экополитология и глобалистика как научное направление и учебная дисциплина // Вест.МГУ, сер.12 : Соц. полит, исследования. 1994.- №4.
172. Костина Е.Е. Глобальное изменение климата и его возможные последствия. Владивосток: Дальнаука. 1997.
173. Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. М.: Наука, 1993.
174. Кочегарова А.Д. Критический анализ аксиологических установок современного русского православия: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.- Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1978.
175. Кочергин А.Н. Философия и глобальные проблемы. М.: РОУ. 1996.
176. Крамаренко В.Ю., Никитин В.Е., Андреев Г.Г. Интеллект человека.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.
177. Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления личности коммунистического типа. М., 1981.
178. Красин Ю.А. Взаимодействие общественных систем в целостном мире //Вопр.философии.- 1990, N 8.
179. Красовский Ю.Д. Рефлексивно-ценностная концепция управления в новых условиях хозяйствования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социол. наук. М., 1991.
180. Краткий философский словарь /Под ред. д.ф.н. Алексеева А.П. М.: "Проспект", 1998.
181. Критский М.М. Человеческий капитал. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.
182. Крутова О.Н. Проблема человека в социальной философии марсизма. М.: Наука, 1990.
183. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.
184. Кукал 3. Природные катастрофы. М.: Знание, 1985.
185. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат, 1989.
186. Культура и мировоззрение: методологические и методические вопросы.- Спб. 1994.
187. Культура и развитие человека: (очерк филос.-методол.пробл.)/ АН УССР. Ин-т философии.- Киев: Наукова думка, 1989.
188. Кун Т. Структура научных революций.- М.: Прогресс, 1975.
189. Кутырев В. Космизация Земли как угроза человечеству //Обществ, науки и современность. 1994, N 2.
190. Лебедев Л. Христианство и духовная жизнь общества // Ежегодник ФО СССР. М., 1989-1990.
191. Левитин К.Е. Личностью не рождаются. М.: Наука, 1990.
192. Лейбин В. Экология духа: от самоуничтожения к самоспасению // Обществ, науки и современность 1992. №5.
193. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х т. Т.1 / Пер. с лат., фр. и нем. Я.М.Боровского и др. М.: Мысль, 1982.
194. Лем С. Этика технологии и технология этики; Модель культуры. Пермь: РИФ "Бегемот", 1993.
195. Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1987.
196. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души /Вопр. философии. 1990, N 7.
197. Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989.
198. Лосев А.Ф. Бытие имя - космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1993.
199. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
200. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Прогресс, 1994.
201. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991.
202. Лось В.А. Общество и природа. Пущино, 1991.
203. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: Пролегомены. М.: Прогресс, 1991.
204. Любутин К.Н. Человек в философском измерении (из истории проблем).-Свердловск: Изд-во УГУ, 1991.
205. Маецкий 3. Диалектика общественных и личностных ценностей: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
206. Мазини Э.Б. Исследования будущего: тенденции к единству и расхождению// Междун. журн. социальных наук. 1994, № 1.
207. Мальтус Т.Р. Опыт о законе народонаселения // Антология экономической классики. М., 1993.- Т.2.
208. Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть. // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
209. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления.- М.: Прогресс, 1993.
210. Мамардашвили М.К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
211. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.
212. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии //О человеческом в человеке. М.: Политиздат. 1991.
213. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию.- М.: Прогресс, 1990.
214. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр.философии, 1990. - №10
215. Мамчур Е.А., Овчинников Н.Ф., Уемов А.И. Принцип простоты и меры сложности. М.: Наука, 1989.
216. Мангейм К. Идеология и утопия. В 2-х ч. Ч.1., 4.2. М., 1976.
217. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж.лит. М.: Прогресс, 1991.
218. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.З. М.: Госполитиздат, 1955.
219. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.40. М.: Политиздат, 1975.
220. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.42. М.: Политиздат, 1974.
221. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизм формирования. АН УССР, Киев, 1990.
222. Марчук Г.И., Кондратьев К.Я. Приоритеты глобальной экологии. М.: Наука. 1992.
223. Математические модели глобального развития// Ю.Г.Егоров, Ю.Н.Калистов, В.Б.Митрофанов, А.А.Пионтков-ский. Л., 1980.
224. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М.: Наука, 1995.
225. Матюшин Г.Г. Нравственные отношения: сущность, специфика, противоречия, особенности развития М.: 1997.
226. Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. Ставрополь, 1995.
227. Меерович Г.А. Эффект больших систем. М. Знание, 1985.
228. Межуев В.М. Между прошлым и будущем: Изб. Социал.-философская публицистика, М.: Ин-т философии, 1996.
229. Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм /Сост., вступ. ст., В.А.Фролова.- М.: Сов.Россия, 1989.
230. Мидоу Ч. Анализ информационных систем. М.: Прогресс, 1977.
231. Мизун Ю.Г., Мизун Ю.В. Бог, душа, бессмертие. М., 1992.
232. Микешина Л.А. Детерминация естественнонаучного познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.
233. Милтс A.A. Совесть //Этическая мысль.- М.: Политиздат, 1990.- С.274
234. Минц Г.И., Непомнящий A.C. Человек в расцвете лет: ценностные ориентации. Рига, 1989.
235. Минченко Т.П. Проблема целостности личности в условиях кризиса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.- Томск, 1994.
236. Мир восьмидесятых годов: Сб. обзор, ст. из ежегод. "А World Watsch Institute": Пер.с англ.- М.: Прогресс, 1989.
237. Мировоззренческая культура личности: (филос. пробл. формирования)//АН УССР. Киев: Наукова думка, 1986.
238. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа.- 1997.
239. Мирошников Ю.И. Аксиологический подход к человеку //Марксистско-ленинская концепция человека и научно-технический прогресс. Свердловск, 1987.
240. Миславский Ю.А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук / Акад.пед.наук СССР.- М., 1991.
241. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Тело, душа и совесть // О человеческом в человеке. М.: Политиздат. 1991.
242. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.
243. Михайловский В.Н. Диалектика формирования современной картины мира. JL: ЛГУ, 1989.
244. Моделирование глобальных экономических процессов: Учеб. пособие. М.: Экономика, 1984.
245. Моисеев H.H. Идеи естествознания и общественные науки. АН СССР ВЦ. М., 1991.
246. Моисеев Н.И. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992.
247. Моисеев Н.И. Человек и биосфера. М.: Наука, 1985.
248. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.
249. Моисеев Н.И. Восхождение к разуму: Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям М., 1993.
250. Моисеев Н.И. Человек, среда, общество: Проблемы формализованного описания. М.: Наука, 1982.
251. Моисеев H.H. Человек во Вселенной и на Земле //Вопр. философии 1991. № 6.
252. Мор Т. Утопия: Пер. с лат. -М.: Наука, 1978.
253. Моральные ценности и личность. М.: МГУ, 1994.
254. Москаленко А.Т., Костенко H.A. Научный атеизм, религия и современность, Новосибирск, 1987.
255. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск: Наука, 1989.
256. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк. М.: Наука, 1985.
257. Мышление: процесс, деятельность, общение /А.В.Брушлинский, М.И.Воловников, Б.О.Есенгазиев и др. -М.: Наука, 1982.
258. Мэмфорд JI. Миф машины // Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж. лит. М.: Прогресс, 1991.
259. Налескин C.JI. Имитационное моделирование воспроизводства ценностных ориентаций: (на материале социол. исслед. населения г.Киева): Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. филос. наук.- Киев, 1989.
260. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое: Кн. для свободных умов: Сочинения в 2 т. Т. 1. Литературные памятники: Пер. с нем. М.: Мысль, 1990.
261. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.
262. Нравственная культура личности и пути ее формирования. Махачкала: ИПЦДГУ.
263. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на 90-е годы: Пер. с англ. М.: Республика, 1992.
264. О человеческом в человеке /Под общ. ред. И.Т.Фролова. -М.: Политиздат, 1991.
265. Обвиняется в бесчеловечности. 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1984.
266. Овчинников Н.Ф. Ступени рефлексии: от мифа к науке: На пути к теории науч. Знания / АН СССР, Урал. науч. центр. М.: Наука, 1984.
267. Одум Ю. Экология. В 2 т. Т.1, Т.2 . М.: Мир, 1986.
268. Ожегов Ю.П. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М., 1990.
269. Олдак П.Г. Введение в метасоциальный анализ. Теория экологически устойчивого обществ. развития: Учеб. пособие/ Новосиб. ун-т.- Новосибирск, 1992.
270. Олдак П.Г. Формирование современного экономического мышления. Новосибирск: Наука, 1989.
271. Олейников Ю.В. К экологической цивилизации. М. 1993.
272. Олейников Ю.В. Экологическая альтернатива НТР. М., Наука, 1987.
273. Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция (пособие к спецкурсу). Новосибирск, НГАТИ, 1995.
274. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: пробл. • отчуждения. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1993.
275. Осипов А.И. Основное богословие. М.: 1994.
276. Отчуждение труда: история и современность. М.: Экономика, 1989.
277. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие. М., 1967.
278. Паскаль Б. Из "мыслей" // Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. Л., 1987.
279. Пегов С.А., Пузаченко Ю.Г. Общество и природа на пороге XXI века // Сб.тр./ВНИИСИ. 1991.- N 11.
280. Перестройка и нравственность (Материалы круглого стола) // Вопр. Философии. 1990. № 7.
281. Перестройка мышления и научное познание/АН УССР, Ин-т философии.- Киев: Наукова думка, 1990.
282. Печчеи А. Человеческие качества. 2-е изд. М.: Прогресс, 1985.
283. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека (философия религии): Учебное пособие. Екатеренбург, 1995.
284. Питание. Глобальная проблема. СПб.: Гиппократ. 1992.
285. Пишун C.B. Православная персонология и духовно-академическая философия XIX века М,: Издательство Прометей. 1996.
286. Полетаев A.B., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма. М.: Наука, 1993.
287. Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия: Некоторые итоги размышления по поводу алгоритмич. модели сознания. М.: Наука, 1993.
288. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология -миллионные прибыли. М.: Экономика, 1990.
289. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф. М.: Мир, 1980.
290. Практика Познание - Мировоззрение/ АН УССР. Ин-т философии. - Киев: Наукова думка, 1980.
291. Пределы роста /Д.Медоуз, Д.Л.Медоуз, Й.Рэндерс, В.Беренс: Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1991.
292. Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физ. науках. М.: Наука, 1985.
293. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986.
294. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград: Изд-во Перемена, 1995.
295. Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск, УрГУ, 1990.
296. Проблема человека в западной философии /сб. переводов. М.: Прогресс, 1988.
297. Проблемы глобальной безопасности. М. 1995.
298. Проблемы развития целостности личности. JL, 1984.
299. Простые беседы о нравственности, о душе Коломна. 1996.
300. Прохоров М.М. В поисках нового мировоззрения. Ниж. Новгород: ННГУ.- 1992.
301. Прудников В.И. Человек и природа как элементы единой системы // Экол.развитие. 1990.- Вып. 1.
302. Пуляркин В.А., Власова Т.К., Надирова A.A., Пришкольник Д.Б. Глобальная продовольственная проблема: географический анализ. М.: ВИНИТИ. 1992.
303. Развитие и диагностика способностей /Отв.ред. В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков. М.: Наука, 1991.
304. Разин A.B. Социальные факторы детерминации нравственной активности личности. М., 1989.
305. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. Л.; 1995.
306. Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании: (теория и методология).- М.: Стройиздат, 1975.
307. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции.М.: Политиздат, 1991.
308. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию // О человеческом в человеке. М.: Политиздат. 1991.
309. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Экология, 1992.
310. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику: Учеб. пос. М.: Рос. откр. ун-т, 1992.
311. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) М.: Журнал «Россия Молодая», 1994.
312. Решетников В.А. Духовные основы современной политической культуры Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та. -1991.
313. Римский клуб: История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы / Под ред. Гвишиани Д.М. М.: УРСС, 1997.
314. Рогова P.M. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. М., 1996.
315. Рогова P.M., Гайнулина В.М., Бельчикова Е.П., Мухамет-зянова Г.В. Становление гуманистического мировоззрения личности. М., 1994.
316. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М.: Аспект Пресс. 1994.
317. Розин Я.А. Методические проблемы анализа становления ценностных форм: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук,- М.: 1985.
318. Романович В.В. О мировоззрении как системе и системе мировоззрений// Философия. Мировоззрение. Практика. Алма-Ата: Наука, 1987.- С. 29-41.
319. Роттердамский Э. Философские произведения / Отв. ред. В.В.Соколов.- М.: Наука, 1986.
320. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. М. АН ССР, 1957.
321. Русский космизм: Антология филосовской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993.
322. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989.
323. Сабиров В.Ш. Русские сны наяву (философский анализ художественных произведений): Методическое пособие. -Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1996.
324. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. В 3-х ч. 4.1: Введение: Философия и жизнь.- Спб.: Изд.Спб.Университета, 1997.
325. Саймон Б. Общество и образование: Пер.с англ./ Общ.ред. и предисл. В.Я.Пилиповского.- М.: Прогресс, 1989.
326. Самоорганизация в природе и обществе: философско-методологические очерки/ РАН. СПб.: Наука, 1994.
327. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов. -М., 1984.
328. Свенцицкий Валентин (протоиерей) Преподобный Серафим //Беседы о духовной жизни. Сан.Петр.: "Сатисъ", 1995.
329. Святое Евангелие: Репринт, изд. М.: Синод, тип., 1912.
330. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека//Философские науки. 1990, № 12.
331. Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение, М. 1998.
332. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности М. 1989.
333. Сироткин Л.Ю., Егерева С.Ф. Нравственный выбор и его воспитание. Казань: КГПУ.- 1995.
334. Словарь русского языка в 4-х т. Т.1 М.: Гос.изд.иностр. и нац. Словарей, 1957.
335. Смирнова Л.Н. Духовность как социально-философская проблема // Духовно-культурные процессы в современной России. М, РАГС, 1998.
336. Смысл жизни: Антология. М.: Изд. Гр. «Прогресс», 1994.
337. Советский энциклопедический словарь М.: Сов. Энциклопедия, 1981.
338. Сознание и теория мировоззрения: история и современность. Иваново.- 1992.
339. Соина О.С. Феномен русского морализаторства: Этические очерки. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1995.
340. Соколов Федор (протоиерей) Духовность. Правопорядок. Преступность. // Духовность. Правопорядок. Преступность. (Матер, научно-практич. конф. 28.03.1996г.) М. 1996.
341. Соловьев B.C. Сочинения. В 2 т.- 2-е изд. Т.1., Т.2. М.: Мысль, 1990.
342. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия Соч. в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1990.
343. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
344. Сотирова Д. Попова С. Прикладная этика и культура православия/Человек № 1 1996.
345. Социальная динамика и духовная культура. Тверь. 1991.
346. Социальные ценности и их гуманистическая направленность. Красноярск, 1991.
347. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
348. Споры о будущем: Окружающая среда. М.: Мысль, 1983.
349. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности. М.: ВШ, 1987.
350. Становление научного гуманистического мировоззрения учащихся. М.- 1991.
351. Степин B.C. Научные картины мира в культуре техногенной цивилизации. М.- 1994.
352. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика М., 1996.
353. Столетов В.Н. Становление личности. М.: Мысль. 1987.
354. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
355. Сулейманов Ф.М. Философия как мировоззренческая, смысложизненная и практическая ориентация личности// Философия. Мировоззрение. Практика. Алма-Ата: Наука, 1987.
356. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. 2-е изд. М.: Наука, 1987.
357. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Пер.с англ.- М., 1991.
358. Трофимов А.Н. О некоторых вопросах нравственного и правового воспитания. Орел, 1996.
359. Трубников H.H. О смысле жизни и смерти. М., 1996.
360. Тугаринов В.П. Личность и общество. М. Мысль, 1965.
361. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: проблемно-методологическое исследование. М.: Мысль, 1980.
362. Уледов A.K. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990.
363. Урсул А.Д, Лось В.А. Стратегия перехода России на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М.: Луч.-1994.
364. Федоров Н.В. Из "Философии общего дела".-Новосибирск: Новосиб. кн.изд-во, 1993.
365. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. М.: Наука, 1992.
366. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии 1987 №3.
367. Феофан Затворник (святитель) Начертание христианского нравоучения. В 2-х т. T.l. М.: 1994.
368. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М.: Политиздат, 1989.
369. Философия и кризис современной цивилизации: Сб.ст. / Рос. акад. упр. М.: Луч, 1993.
370. Философский словарь /Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.
371. Философский энциклопедический словарь М.: Сов. Энциклопедия, 1983.
372. Философское сознание: драматизм обновления. М.: Политиздат, 1991.
373. Философско-энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
374. Фихте И.Г. Сочинения. В 2 т. Т.1., Т.2. СПб.: Мифрия, 1993.
375. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1994.
376. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины: Прилож. кжурн. "Вопр. философии". М.: Правда, 1990.
377. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск,1991.
378. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1997.
379. Формирование мировоззренческой культуры учителя. Ростов н/Д., 1990.
380. Франк C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика,1992.
381. Франк C.J1. Крушение кумиров. Непостижимое // Сочинения. М.: Правда, 1990.
382. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
383. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб.произведений /Науч. ред. М.Г.Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.
384. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет.-М.: Политиздат, 1989.
385. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Политиздат, 1983.
386. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.
387. Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1990.
388. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
389. Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М.: 1986.
390. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. -М.: Высш. шк., 1991.
391. Хамидов A.A. Мировоззрение и философия//Философия. Мировоззрение. Практика. Алма-Ата: Наука, 1987.
392. Холодный В.И. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрождение // Вест. МГУ, сер.: Философия. 1992. - №6.
393. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. М., 1994.
394. Холостова Т.В. Проблема духовности человека // Методоло-ические проблемы изучения человека в марксистской философии. JI. 1979.
395. XX век: последние 10 лет: 1990-1991: Сб.ст. из ежегодника State of the World: Пер. с англ.- М.: Прогресс; Пангея, 1992.
396. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб., 1994.
397. Циолковский К.Э. Очерки о вселенной. М.: ПАИМС, 1992.
398. Чалидзе В. Иерархический человек: социобиологические заметки. М.: Терра, 1991.
399. Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? М.: Изд-во МГУ, 1993; Кн. 2: Сферы общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1993; Кн. 3: Мир, в котором мы живем. М.: Изд-во МГУ, 1993.
400. Человек и цивилизация: аксиологический аспект. Курган, 1997.
401. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. /Редкол.: И.Т.Фролов (отв.ред.) и др.- М.:Республика, 1995.
402. Человек: перестройка мышления и поведения. Киев, 1991
403. Честертон Г.К. Вечный Человек: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1991.
404. Чечулин A.A. Мир общения: Социал.-психол.аспект. Сиб.Гуманит.академия. Новосибирск: Сиб.хронограф, 1993.
405. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994.
406. Чусовитин А.Г. Российская цивилизация: Учебное пособие. Новосибирск: НГАС, 1997.
407. Чухина Л.А. Человек и его ценностной мир в религиозной философии. Рига, 1991.
408. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем./Под общ.ред. А.А.Гусейновой, М.Г.Селезневой. М.: Прогресс, 1992.
409. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990.
410. Шелковая Н.В. Духовность как интенция личностного бытия: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Харьков: Изд-во Харьк. гос.ун-та, 1990.
411. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: Пер. с нем. В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1987, Т.2. М.: Мысль, 1989.
412. Шестов Л.И. Власть ключей. Афины и Иерусалим //Собр. соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Наука, 1993.
413. Шишкин А.Ф., Шварцман К.А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1968.
414. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992.
415. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.
416. Шпенглер О. Закат Европы /Авт. вст. статьи А.П.Дубнов. -Новосибирск: Наука, 1993.
417. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопр. философии. 1990, № 7.
418. Шуртанов К.П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989.
419. Щедровицкий Г.П. Синтез знания: проблемы и методы //На пути к теории научного знания. М.: Наука, 1984.
420. Щипанова Д.Г. Общее и особенное в системе социальных ценностей членов современного советского общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук.- М., 1986.
421. Экология и нравственность. Воронеж.- 1998.
422. Эллюль Ж. Другая революция // Новая технократическая волна на Западе.-М.: 1986.
423. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1989.
424. Южакова Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников. Екатеринбург.- 1993.
425. Яковец Ю.В. Предвидение будущего: парадигма цикличности. М.: Ассоциация "Прогнозы и циклы", 1992.
426. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М. Прогресс, 1974.
427. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
428. Ясперс К. Современная техника // Новая технократическая волна на Западе. М.: 1986.
429. Ясперс К. Философская вера //Ежегод. философ, общ. СССР. -М., 1990.
430. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977.
431. Blowers A. Planning a sustainable future problems, principles and prospects//Town and Country Plann.- 1992.Vol. 61, N 5.
432. Coates J.F. Impacts we will be assessing in the 21-century// Impact Assess. Bull.- 1991.-Vol.9, N4.
433. Elkington J. Into the 21st century: A handbook for a sustainable future //Long Range Plann.- 1992.-Vol. 25, N6.
434. Jones C.B. From scarcity to sustainability: futures studies and the enviroment: The role of the club of Rome //Technol. Forecasting and Soc.Change.- 1993.- Vol. 44, N1.
435. Newman P. W.G. Sustainable development //Environ. Educ. and Inf.- 1989.-Vol. 8, N4.
436. Our Changing Planet: A U.S.Strategy for global change research.-Washington, 1989.
437. Our Planet, Our Health: Rep. WHO Commission on Health and Environment.- Geneva, 1992.
438. Slaughter R.A. Futures Concepts //Futures.- 1993.Vol. 25, N 3.
439. Viederman S. Sustainable development: What is it and how do we get there // Current History.- 1993.- Vol. 92, N 573.