автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Аксиологический подход в современной валеологии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Хруцкий, Константин Станиславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Великий Новгород
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Аксиологический подход в современной валеологии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хруцкий, Константин Станиславович

ВведениеЗ

Глава 1: Современная валеология: содержание и проблемы

1.1 Кризздоровья человека ввременной Рии и проблемы валеологии

1.2. Индивидуальное здоровье человека как предмет валеологии

1.3. Проблема едива человека и мира какдержательная овавременной науки о здоровье ч?. •

Глава 2. Философско-аксиологические основания современной валеологии

2.1. Духовные ценни как фактор здоровьявременного человека

2.2. Аология как методологичая ова валеологии

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Хруцкий, Константин Станиславович

В современной российской действительности наблюдается феномен тотального социального кризиса: культурного, демографического, экологического. Так, по официальному сообщению министра здравоохранения РФ (1999г.), выявляются беспрецедентные особенности современной демографической ситуации в России. Во-первых, это "мужская сверхсмертность": продолжительность предстоящей жизни мужчин сегодня уже на 13 лет меньше, чем женщин - это вдвое больший разрыв, чем в США, Японии, странах Западной Европы (смертность мужчин трудоспособного возраста в России в 4 раза выше, чем женщин). Во-вторых, беспрецедентны темпы распространения алкоголизма и наркотиков. За последние восемь лет потребление наркотических средств возросло почти на 400 процентов, а среди подростков - еще более значительно: только за пять лет в 12,4 раза (причем, это лишь учтенные случаи); потребление алкоголя на душу населения в России, по экспертным данным, вдвое превышает уровень, считающийся критическим для здоровья нации.

Как и в других развитых странах, наибольшее число людей у нас умирает от болезней системы кровообращения (в 1997 году - 54,6 процента), прежде всего от ишемической болезни сердца и цереброваскулярных поражений. Однако, как отмечает министр, "нас тревожит «разрыв» коэффициентов смертности от этой патологии между Россией и развитыми странами - за четыре десятилетия он увеличился с десятков до сотен процентов". Ежегодно в России около 300 тыс. человек умирают от рака. Одна из особенностей российской демографической ситуации - резкий рост смертности от несчастных случаев. Кроме того, заключается министром: "Сегодня мы имеем дело с конгломератом взаимосвязанных социально опасных болезней. Одновременное распространение алкоголизма, наркомании, туберкулеза, заболеваний, передаваемых половым путем, СПИДа не просто свидетельство неблагополучия в обществе, а реальная угроза безопасности страны".1 В свою очередь, валеология - наука об индивидуальном здоровье человека, призванная напрямую противодействовать негативным факторам, разрушающим благополучное существование человека, до сих пор не признана как самостоятельная научная дисциплина, хотя созданы кафедры валеологии и она преподается в медицинских и педагогических ВУЗах. Одна из главных причин заключается в отсутствии у нее собственной философско-методологической базы. Более того, проблема индивидуального здоровья человека до сих пор не стала предметом специального интереса для отечественных философских исследований. В результате, современная валеология, лишенная методологической самостоятельности, вынуждена опираться либо на сциентистскую парадигму современной биомедицины, либо использовать гуманистические подходы современной психологии и педагогики. И тогда, в первом случае, валеология с необходимостью следует методологии биомедицины и исходно рассматривает объект УЖЕ больного человека (точнее -кандидата в больного человека); во втором же случае, в русле гуманизма, валеология оказывается неспособной следовать обычным стандартам научного знания. Тем не менее, проблема индивидуального здоровья существует и как никогда актуальна, а отечественная научная мысль напрямую свидетельствует о том, что "главной причиной эпидемии инфарктов и инсультов, роста стрессогенности в России является духовное насилие, насилие над духом". Поэтому, выход из создавшейся ситуации видится в том, чтобы рассматривать здоровье человека как

1 Стародубов В. Здоровье жителей России //Медицинский курьер. - N2(14). - 1999. - С. 19-22. Гундаров И.А. Насилие над духом как главная причина краха реформ и демографической катастрофы в России //Медицинские, психологические, социальные и валеологические проблемы охраны психического здоровья населения регионов России в условиях социально-экономических реформ (Материалы конференции 24-25 апреля 1997 г.). - М.: Лилия ЛТД, 1998. - С.8. валеологический процесс формирования организма и личности",3 то есть целостного человека в единстве тела, души и духа с соответствующей иерархией материальных (природных) и духовных ценностей. Естественно, что в качестве философско-методологической основы так понимаемой науки о здоровье рассматривается современная аксиология, а точнее, один из современных аксиологических подходов, поскольку "неразвитость ценностного сознания и является одним из главных признаков кризиса культуры и самого общества".4 Поэтому валеология (от Valeo - лат. - «быть здоровым») как комплексная наука об индивидуальном здоровье целостного человека направлена прежде всего на обеспечение будущего.

Российская валеология, за короткую историю своего существования, успела наработать фундаментальные предпосылки целостно-интегрирующих представлений, обосновывающих методологическую состоятельность валеологии - науки об индивидуальном здоровье человека. В первую очередь мы отмечаем общую валеологию академика В.П.Казначеева, обосновывающую аксиологический подход к целостному рассмотрению здоровья человека. Важное значение имеет интегральная валеология В.П.Петленко, которая выступает как пропедевтика валеологического самообразования и предоставляет для любого человека (ученого, в том числе) необходимый полноценный материал по состоянию дел в научной и практической сферах валеологической деятельности. В отношении исследований, выделяющихся широтой и глубиной анализа и синтеза в отдельных состоявшихся направлениях валеологического теоретизирования мы выделяем: в сциентистском русле - исследования И.И.Брехмана, Г.Л.Апанасенко и Г.А.Кураева; в гуманитарном русле - Г.К.Зайцева, Л.Г.Татарниковой. Отдельно следует выделить валеологический вклад А.Е.Чекалова, обосновывающего

3 Казначеев В.П. Основы обшей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. - С.21.

4 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С.66. здоровье как "философско-культурологическую категорию" и полагающего определение здоровья как "жизни, исполненной свободой".5

В диссертации использованы труды зарубежных ученых (физиологов Дж.С.Холдэна, Л.фон Берталанфи, зоолога К.Л.Моргана, социолога П.Сорокина, нейрофизиолога Р.У.Сперри, специалиста в области социальной медицины В.Кофлера), западных психологов (А.Маслоу, К.Г.Юнга, Э.Эриксона, В.Франкла), отечественных ученых-биомедиков (А.А.Ухтомского, П.К.Анохина, Б.Г.Ананьева,

A.М.Уголева, А.И.Струкова, П.В.Симонова, К.В.Судакова, И.А.Гундарова,

B.А.Ананьева), вышедших на философский уровень обобщения знаний о человеке; зарубежных и отечественных философов (А.Н.Уайтхеда, П. Тейяра де Шардена, М.Шелера, Х.Ортега-и-Гассета, Э.Д.Пеллегрино, К.Гюнцля, И.Калчева, В.В.Зеньковского, Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина, В.П.Петленко, Г.И.Царегородцева), прежде всего представителей философии западного холизма (Я.Х.Смэтса, А.Маслоу, Р.Сперри и других) и философии русского космизма (В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, Н.А.Умова, В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, и других). В диссертации учитывались достижения современных философских учений о человеке (Б.Г.Ананьева, И.Т.Фролова, В.Н.Сагатовского, В.П.Петленко), аксиологические концепции русских философов (Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого) и современных аксиологов (Г.П.Выжлецова, О.Г.Дробницкого, М.С.Кагана, И.С.Нарского, В.Н.Сагатовского, В.П.Тугаринова).

Целями и главными задачами исследования явились: демонстрация проблем современной валеологии на основе анализа критического состояния здоровья российского человека; типологизация и сущностная характеристика существующих рациональных направлений современной науки и практики валеологии; рассмотрение философско-аксиологических концепций, способных выступить методологической

5 Чекалов А.Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 1997. - С.8,11. основой современной науки о здоровье; обоснование необходимости современного аксиологического подхода в качестве методологического основания валеологии; анализ, на этой основе, содержания и структурных уровней современной валеологии.

Методологической основой диссертации выступает формирующееся в научном валеологическом сообществе понимание того, что "предстоит переход от санологического мышления (лечение, профилактика, реабилитация, гигиена) к валеологическому (целевая функция человека и общества";6 в этой связи возникает понятие "для чего здоровье", и в этом плане утверждается, что смысл здоровья "синергичен понятию смысла жизни" в целом.7 Таким образом, в исследовании применяется диалектический метод постижения сущности индивидуального здоровья человека в его единстве с природным и социальным миром. Для этого в диссертации использованы методологические принципы философско-антропологического, аксиологического и общенаучного анализа.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Аксиологический подход в современной валеологии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты определяют научную новизну диссертационного исследования, заключающуюся в следующих положениях:

Проведен анализ критического состояния здоровья человека в современной России в связи с разработкой и статусом валеологии;

- Дано определение индивидуального здоровья человека как предмета валеологии через единство адаптационного и креативного процессов организма и личности;

Рассмотрена проблема единства человека и мира в качестве содержательного основания современной науки о здоровье на материале сравнительного анализа философского космизма и западного холизма; Показано, что проблема единства человека и мира может быть реализована в современной валеологии лишь на основе аксиологического подхода;

- Духовные ценности рассмотрены в качестве одного из главных факторов здоровья современного человека;

Впервые применена межсубъектная концепция ценностей к обоснованию и построению современной валеологии;

Впервые введена общая аксиологическая валеология в состав креативной валеологии в качестве ее высшего уровня. Результаты исследования могут послужить основанием валеологии как самостоятельной научной дисциплины. Выводы и материалы исследования могут быть использованы в преподавании общих курсов по валеологии, аксиологии, философии культуры и философской антропологии.

 

Список научной литературыХруцкий, Константин Станиславович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Алешин А. Космизм Русский //Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. - С.274-282.

2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж; НПО "МОДЭК", 1996. - 384 с.

3. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 1998. - 148 с,

4. Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональной системы. М., Изд-во "Наука", 1978. -405 с.

5. Антюхин Э.Г. Безопасность как образ безальтернативного воспитания //Основы безопасности жизни. N3-4, 1999. - С.7-8.

6. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Санология стратегия здравоохранения будущего //Асклепейон. - N1-4, 1995. - С. 14-21.

7. Апанасенко Г.Л. Валеология: право на самостоятельность //Медицинская газета. -N81, 11.10.96. -С.11-12.

8. Апанасенко Г.Л. Валеология на рубеже веков//Валеология. N1. - 2000. - С.4-11.

9. Ахмеджанов М.Ю., Ястреб Н.Н. Методы нелекарственной терапии: взгляд на системное развитие (валеологическая и социальная перспективность) //Вопросы курортологии, физиотерапии и физической культуры. N2, 1997. - С.34-40.

10. Ю.Бердяев Н.А. Природа и свобода. Космическое прельщение и рабство человека у природы // Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс. - С.179-185.

11. Берталанфи Л. фон Общая теория систем: критический обзор //Исследования по общей теории систем. М., Прогресс, 1969. С.23-82.

12. Блюменшайн В. Новые горизонты в профилактике и реабилитации рака с точки зрения холистической медицины //Вестник новых медицинских технологий. T.II, N1-2.- 1995.-С.63-66.

13. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987. - 125с.

14. Бряник Н.В. Космизм как мировоззрение науки нового тысячелетия (http://VirLib.EUNet.net/proceedings/N1299/win/14)

15. Вайнер Э.Н. К вопросу об основополагающих признаках валеологии //Валеология. -N4. 1997. -С.5-8.

16. Валеология человека: Здоровье любовь - красота. В 5 томах / Валеологический семинар академика В.П.Петленко. - Санкт-Петербург: Изд-во "Петроградский и К", 1996.

17. Вебер В.Р., Хруцкий К.С. К научному постижению объекта индивидуального здоровья человека //Материалы научного форума III Российского фестиваля "Здоровый мир", 16-20 июня 1999г., Санкт-Петербург.

18. Венедиктов В.В. Системный подход к проблемам национального здоровья //Вестник Российской академии медицинских наук. N2. - 1998. - С.33-38.

19. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Москва: Наука, 1988. 520 с.

20. Вернадский В.И. Автотрофность человечества //Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс. - 1993. - С.288-303.

21. Вернадский В.И. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков /Сост. Г.П.Аксенов. М.: Современник, 1993. - 688 с.

22. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере //Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С.303-312.

23. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - С.59-61.

24. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984. 175 с.

25. Гембицкий Е.В., Комаров Ф.И. Военно-полевая терапия: Учебник. М.: Медицина, 1983.-256 с.

26. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. М.: "Мир", 1992. -496 с.

27. Голубев А.Г. Биология медицины //Terra Medica. N3, 1996. - С.2-5.

28. Горбенко П.П. Медицина XXI века медицина профилактическая, медицина здоровья //Тез. докл. Ill национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1996. - С.6-8.

29. Губачев Ю.М., Макиенко В.В. Заболевания сердечно-сосудистой системы. Вып. 1. Санкт-Петербург: ТОО Издательство "Гиппократ", 1997. 65 с.

30. Губачев Ю.М., Макиенко В.В. Психосоциальные проблемы семейной медицины. Санкт-Петербург, 1998.-58 с.

31. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы: почему умирают в России, как нам выжить?. М., Медиа Сфера, 1995. 100 с.

32. Гюнцль К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 191 с.

33. Гутов Е.В. Русский космизм //Современный философский словарь / Под ред. В.Е.Кемерова, 1996. С. 429-436.

34. Деревянко И. Нужна ли валеология медицине? //Медицинская газета. N81, 11.10.96.- С.12.

35. Долгих В.Т. Общая патофизиология (лекции для студентов и врачей). 2-е изд., перераб. и доп. - Н.Новгород.: Изд-во НГМД, 1997. - 108 с.

36. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в десяти томах. Том девятый. Братья Карамазовы. М., Государственное издательство художественной литературы, 1958.- 636 с.

37. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967, 240 с.

38. Дробницкий О.Г. Ценность //Философская энциклопедия: В 5 т./Гл. ред. Ф.В.Константинов. Т.5. М., 1970. С.462-463.

39. Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании //Валеология. N4.-1997.-С.9-15.

40. Зеньковский В.В. История русской философии. Том I, 4.2, П., 1991. -282 с.

41. Иваницкий А.И. П.В.Симонов. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. М.: ИП РАН, 1998. 320 с. //Вестник РГНФ. - N2. 1999,- С.91-95.

42. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Санкт-Петербург, "Наука", 1994. - 544 с.

43. Казначеев В.П. Ассоциация валеологов и общие вопросы валеологии //Валеология. N4. - 1996. - С.98-101.

44. Казначеев В.П. Некоторые стратегические проблемы курса валеологии //Валеология.- N4. 1996.-С.102-106.

45. Казначеев В.П. Проблемы, перспективы валеологии, ее фундаментальные основы //Валеология. N4, 1996. - С.90-97.

46. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. -48 с.

47. Казначеев В.П., Склянова Н.А. Этиология здоровья //Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сборник трудов международной конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. С. 164-166.

48. Казначеев В.П., Склянова Н.А., Иванов В.В., Громова З.И. Фундаментальные основы здоровья //Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сборник трудов международной конференции. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. С.166-169.

49. Калчев И. Онтология русского космизма //Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы международной научной конференции 29 июня - 1 июля 1999г.- Санкт-Петербург, Издательство "Нестор", 1999. С.502-506.

50. Кацнельбоген А.Г., Феоктистова Л.Ф. О роли учителя в гигиеническом воспитании школьников //Проблемы социальной гигиены и истории медицины. N1. - 1997. -С.53-55.

51. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАН, 1999. - 232 с.

52. Колышкин В.В. Динамика межполушарных перестроек при краткосрочной адаптации человека //Успехи физиологических наук. N30(4). - 1999. - С.28-38.

53. Кошелев Н.Ф., Захарченко М.П., Селюжицкий Г.В. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине //Гигиена и санитария. -N11-12.-1992. -С.14-17.

54. Краткая философская энциклопедия. М., Издательская группа "Прогресс" -"Энциклопедия", 1994. - 576 с.

55. Куликов В.П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и Пативность //Валеология.- N1. 2000. - С.15-21.

56. Кураев А. Осторожно: валеология! //Медицинская газета. N66, 27.8.99. - С. 12.

57. Кураев Г.А. К вопросам теории валеологии (http://valeo.rsu.ru/conference3/inputword.html).

58. Кураев Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России //Валеология. N1. - 1996. - С.7-18.

59. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1982. - 328 с.

60. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье //Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения: В 2 томах. Т. 1/Под ред. Ю.П.Лисицына. М.: Медицина, 1987. - С.131-148.

61. Лисицын Ю.П., Петленко В.П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. СПб: Гиппократ, 1992. -416 с.

62. Лихтерман Л.Б. Время и пациенты: Записки невропатолога. Горький: Волго-Вятское кн. изд.-во, 1985. - 132 с.

63. Лосский Н.О. Бог и мировое зло: основы теодицеи //Лосский Н.О. Бог и мировое зло / Сост. А.П.Поляков, П.В.Алексеев, А.А.Яковлев. М.: Республика, 1994. - С.316-389.

64. Лосский И.О. История русской философии. Пер. с англ. М., Советский писатель, 1991.-480 с.

65. Макаров В.А. Исторические корни теории функциональных систем в физиологии //Функциональные системы организма: Руководство /Под ред. К.В.Судакова. М.: Медицина, 1987. - С.7-26.

66. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека //Философские науки. N2. - 1991. - С. 74-82.

67. Маслоу А. Психология бытия. Пер. С англ. М.: «Рефл-Бук», К.: Ваклер, 1997. - 304 с.

68. Медведев Р. Катастрофа здоровья нации //Фармация. N6(57). - апрель 1997. - С.9.

69. Менделеев Д.И. Заветные мысли: Полное издание (впервые после 1905 г.). М.: Мысль, 1995.-413 с.

70. Молчанов Н.С., Гембицкий Е.В. Основы организации терапевтической помощи в действующей армии //Гембицкий Е.В., Комаров Ф.И. Военно-полевая терапия: Учебник. М.: Медицина, 1983. - С.5-42.

71. Назарова Л.В., Билич Г.Л. Валеология: человек и его здоровье //Медицинская помощь. N1. - 1998. - С.9-11.

72. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995. - 317 с.

73. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. М.: Издательская корпорация "Логос", 1995. 224 с.

74. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М.: Радуга, 1991. - 639 с.

75. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. -408 с.

76. Основы высшей нервной деятельности: Учебное пособие. Г.М.Чайченко. К.: Вища шк. Изд-во апм Киев. Ун-те, 1987. - 176 с.

77. Памяти академика РАН Никиты Николаевича Моисеева (http://21next.capital.ru/NIKITAMOISEEV/Nauka)

78. Парсонс Т. Система современных обществ /Пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. М.С.Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. - 270 с.

79. Петленко В.П. Педагогическая валеология: познай и сотвори себя //Труды международной научной конференции «Медицина. Самопознание. Нравственность. Восток Запад». Санкт-Петербург, 1995. - С.72-80.

80. Петленко В.П. Врач: сегодня, завтра и всегда //Медицинская газета. N57, 19.7.96. -С.6-7.

81. Петленко В.П., Козаченко В.И., Пирожинский В.Н. Метамедицина. В Зт. Санкт-Петербург, 1996.

82. Петленко В.П., Хруцкий К.С. Здоровье человека как центральная онтологическая проблема //Тезисы докладов IV научной конференции 14-19апреля 1997г., Новгород. -С 70-71.

83. Петленко В.П. Интегральная медицина //Медицинская газета. N62, 5.8.98. - С.9.

84. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.

85. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохраненния: В 2 томах. Т. 1/ Под ред. Ю.П.Лисицына. М.: Медицина, 1987. - 432 с.

86. Рыбаков С.Ю. Валеология наука или сектантское учение? (http://www.zhizn.orthodox.ru/new/valeolr.htm).

87. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? Серия: Россия накануне XXI века. Выпуск 2. С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994г. 217 с.

88. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения). Часть III: Антропология (Человек и Мир: укоренена ли Вселенная в Человеке?). Заключение: Мировоззрение для XXI столетия? СПб.: ООО «Петрополис», 1999. - 288 с.

89. Сапов В.В. "Творческая эволюция" Питирима Сорокина //Сорокин П.А.

90. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994.-541-550 с.

91. Семенов А. "Энтузаззисты" и их жирные "гуси" //Медицинская газета. N51, 7.7.99. -С.12.

92. Семенова С.Г. Русский космизм //Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семеновой, А.Г.Гачевой. М.: Педагогика-Пресс. - С.3-33.

93. Силуянова И. Поп-наука: Валеология. Научно-методологическая, мировоззренческая и правовая несостоятельность //Медицинская газета. N51, 7.7.99. - С.11.

94. Симонов П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: "Наука", 1993.-112 с.

95. Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема //Вопросы философии. N7. - 1985. - С.83-93.

96. Смирнов Н.К. Валеология. М., Издательство Республиканского института повышения квалификации работников образования, 1995. 35 с.

97. Соколова Л., Цурикова Г. Предисловие //Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: Этика. Религия. Наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997. - С.3-12.

98. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве //Соловьев B.C. Сочинения. М.: "Раритет", 1994. -С.13-168.

99. Соловьев Вл.С. Русская идея //Русская идея. М.: Республика, 1992. - С. 185-204.

100. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. -436 с.

101. Сперри Р.У. Перспективы менталистской революции и возникновение нового научного мировоззрения//Мозг и Разум. М., 1994. С.29-44.

102. Стародубов В. Здоровье жителей России //Медицинский курьер. N2(14). - 1999. -С. 19-22.

103. Струков А.И. Методология общей патологии //Общая патология человека: Рук-во для врачей /Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова, Д.С.Саркисова: В 2 т. Т.1. М.: Медицина, 1990. - С.21-40.

104. Судаков К.В. Диагноз здоровья. М.: ММА имени И.М.Сеченова, 1993. - 120 с.

105. Судаков К.В. Медико-социальные проблемы психоэмоционального стресса //Медикал Маркет. N17 (1, 1995) - С.5-8.

106. Судаков К.В. Рефлексы и функциональная система /НовГУ им.Ярослава Мудрого. Новгород, 1997. - 399 с.

107. Татарникова Л.Г. Проблемы педагогической валеологии //Тез. докл. Ill национального конгресса по профилактической медицине и валеологии. Санкт-Петербург, 1996. -С.158.

108. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер. с франц. М., "Прогресс", 1965. -326 с.

109. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., Наука, 1977. 297 с.

110. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни //Смысл жизни /Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. -М.: Республика. С.4-220.

111. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. 344 с.

112. Тягло А.В. Становление научной концепции целостности. Харьков, "Выща школа", 1989. 131 е.

113. Уголев A.M. Естественные технологии биологических систем. Л.: Наука, 1987. -317 с.

114. Уголев A.M. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функций: Элементы современного функционализма. Л.: Наука, 1985 - 544 с.

115. Угринович Е.А. Парсонс Толкот //Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.И.Скакун, 1998. - С.508.

116. Умов Н.А. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина //Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс. - 1993. - С.111-114.

117. Умов Н.А. Роль человека в познаваемом им мире //Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 114-128.

118. Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях.

119. СПб.: Петерб. писатель, 1996. 528 с.

120. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. М.:1. Прогресс, 1990. 368 с.

121. Фролов И.Т., Гуревич П.С. Человековедение //Человек. N6. - 1994. - С.5-10.

122. Функциональные системы организма: Руководство /Под ред. К.В.Судакова. М.: Медицина, 1987. -432 с.

123. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы философии. N2. - 1989. -С.35-40.

124. Холл Кэлвин С., Линдсей Г. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. - 720 с.

125. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс //Хосе Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. - 588 с.

126. Хруцкий К.С. Интегративная модель валеологии как целостной науки и практики. Перспективы развития конституционологических исследований //Валеология. N2. -1997.-С.5-12.

127. Хруцкий К.С. Быть ли интегральной медицине? //Медицинская газета. 14 апреля 1999г. - С.10.

128. Хруцкий К.С. Профилактика заболеваний и интеграция знаний //Материалы международной конференции "Региональные проблемы профилактической медицины", Великий Новгород. Россия. 20-23 сентября, 1999. С.28.

129. Хруцкий К.С. Экстремология, аксиология, валеология: к обнаружению новой научной и образовательной парадигмы //Основы безопасности жизни. N3-4, 1999. -С.9-10.

130. Царегородцев Г.И. Общая патология человека и методология медицины //Вестник Российской академии медицинской наук. N10. - 1998. - С.41-45.

131. Чекалов А.Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры //Автореф.канд. дисс., Ростов-на-Дону, 1997. 27с.

132. Чумаков Б.Н. Валеология: Избранные лекции. М., Российское педагогическое агенство, 1997. 245 с.

133. Шелер М. Философское мировоззрение //Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Издательство "Гнозис", 1994. - 490 с.

134. Шубаро О.В. Космизм русский //Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998. - С.334.

135. Щепин О.П., Филатов В.Б., Нечаев B.C., Мартынова Н.М., Погорелов Я.Д. Парадигма как методологический подход к анализу здравоохранения России //Вестник Российской академии медицинских наук. N10. - 1998. - С.38-42.

136. Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Медицина, 1985. - 224 с.

137. Эйдлин Ф. Карл Поппер (1902 1994): теоретик радикального фаллибилизма и политической демократии //Вестник Московского университета. - N6. - 1994. - С.21-40.

138. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. С англ./Общ. Ред. И предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс». - 344 с.

139. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука. 1996. - 269 с.

140. Янчук Е.И. Холизм //Новейший философский словарь I Сост. А.А.Грицанов. Мн.: Изд. В.М.Скакун, 1998.-С.793.

141. Aschner В. (1941) Neo-Hippocratism in everyday practice. Bulletin for the History of Medicine 10, 260-271.

142. Axford B. (2000) Globalization. In Understanding contemporary society: theories of the present, ed. G.Browning, A.Halcli and F.Webster, SAGE Publications Ltd, London.

143. Bertalanffy Ludwig von (1952) Problems of Life: An Evaluation of Modern Biological Thought. Watts & Co, London.

144. Doyal L., Harris R. (1986) Empiricism, Explanation and Rationality: An Introduction to the Philosophy of the Social Sciences. Routledge & Kegan Paul, London.

145. Folkow B. (1994) Increasing Importance of Integrative Physiology in the Era of Molecular Biology News in Physiological Sciences 9, 93-95.

146. Haldane J.S. (1931) The Philosophical Basis of Biology. "Doubleday, Doran & Company, Inc.", Garden City New York.

147. Hall Calvin S. and Nordby Vernon J. (1973) A Primer of Jungian Psychology. A Mentor Book, New York and Scarborough,

148. Hancock Т.: (1999) Health care reform and reform for health: creating a health system for communities in the 21st century. Futures 31, 417-436

149. THE LANCET (1999) Health in Russia is broke, but who is to fix it? Vol 353, January 30, 1999. p.337.

150. Maslow A. (1968) Toward a psychology of being. 2d ed. Van Nostrand Rienhold Company. New York.

151. Morgan C. LLoyd (1925) Life, Mind, and Spirit: Emergent Evolution. Williams and Norgate, Ltd: London.

152. Narayan M.C., Tennant J. (1997) Environmental assessment Home Health Nurse Nov; 15(11), 798-805.

153. Nursing and health in Russia (1998) International Nursing Review. 45 (3), 89-93.

154. Pellegrino E.D. (1993) The Metamorphosis of Medical Ethics: A 30-year Retrospective. JAMA, March 3, 269 (9), 1158-1162.

155. Rensch В. (1971) Biophilosophy. Columbio University Press, New York London.

156. Shkolnikov V.M. Cornia G.A., Leon D.A., Mesle F. (1998) Causes of the Russian Mortality Crisis: Evidence and Interpretations World Development 26 (11), 1995-2011.

157. Slater C., Carlton B. (1985) Behaviour, Lifestyle, And Socioeconomic Variables as Determinants of Health Status: Implications for Health Policy Development American Journal of Preventive Medicine 5, 25-34.

158. Smuts J.C. (1942) Plans for a Better World. Hodder and Stoughton, London.

159. Sperry R.W. (1980) Mind-Brian Interaction: Mentalism, Yes; Dualism, No. Neuroscience 5, P.204-205.

160. Sperry Roger W. (1983) Science and Moral Prioriry. Columbia University Press, New York.

161. Sperry R. (1986) A New Mentalist Paradigm. Perspectives in Biology and Medicine, 29 (3, Parti Spring 1986), P.416.

162. Sperry, Roger W. (1995) The Riddle of Consciousness and the Changing Scientific Worldview. Journal of Humanistic Psychology 35 (2, Spring 1995), 7-34.

163. The Cambridge Dictionary of Philosophy (1997) R.Audi (gen. ed.) Cambridge University Press.

164. Whitehead A.N. (1967) Process and Reality: An essay in cosmology. The Macmillan Company, New York.0 XU3- %-ot (J