автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Аксиология спорта высших достижений в современном обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Аксиология спорта высших достижений в современном обществе"
На правах рукописи
ЛИТИНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
АКСИОЛОГИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Специальность: 09.00.11- социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
и МАЙ 2013
Москва 2013
005058890
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Международный университет природы общества и человека «Дубна» на кафедре социологии и гуманитарных наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,
Багдасарьян Надежда Гегамовна
Официальные оппоненты: Быховская Ирина Марковна,
доктор философских наук, профессор, Российский институт культурологии начальник отдела прикладных культурологических исследований и образования в сфере культуры Сафонова Юлия Анатольевна, кандидат философских наук, ГУИМЦ МГТУ имени Н. Э. Баумана
доцент
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» (ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»)
Защита диссертации состоится 27 июня 2013 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.141.12 по философским наукам в Московском государственном техническом университете имени Н. Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, Рубцовская набережная, дом 2/18, УЖ, ауд. 720
С диссертацией можно ознакомиться в Научно-технической библиотеке МГТУ имени Н. Э. Баумана по адресу: 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5
Автореферат разослан 30 апреля 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
С. А. Власов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования этической проблематики спорта высших достижений обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в современных обществах спорт занимает все более заметное место. В сферу спорта вовлекаются огромные массы людей во всем мире. Рост значимости спорта отчетливо проявляется в социальной жизни - политике, экономике, международных отношениях и пр. Важную роль в этом процессе играет спорт высших достижений, социально-философское исследование которого особенно информативно с позиций понимания развития человека как субъекта общественного прогресса. Такая направленность анализа оправдана с точки зрения аргументированных ответов на такие вопросы, как: движется ли человечество к сбалансированному развитию личности или к ее все более узкой специализации? эволюционирует ли цивилизация к укреплению здоровья человека или к его разрушению? и т. п.
Во-вторых, в практиках спорта высших достижений обострились нравственные аспекты, связанные с допинговыми и коррупционными скандалами, массовыми конфликтами вокруг спортивных состязаний, противостоянием клубных фанатов и пр.
В-третьих, совершавшиеся в течение всей многовековой истории спорта попытки ввести в спорт высших достижений нравственные нормы не привели к сколь-нибудь значимым результатам. Наиболее серьезная из этих, относительно недавних попыток - «Кодекс спортивной этики», опубликованный Европейским Союзом в 1992 году. Заметным шагом к формированию мер, предотвращающих дискредитацию спорта, стало вступление в силу во время Олимпиады 2012 года нового этического кодекса главного футбольного органа Европы (УЕФА) -нравственного норматива, работа над которым велась много лет. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на то, что рекомендации, которые содержит Кодекс,
имеют общий характер, и структурировать моральные достижения и моральные нарушения в спорте, опираясь на этот документ, весьма затруднительно.
Соответственно, в-четвертых, для адекватного прогноза вектора социальной эволюции человека и общества возникла потребность выявления характера изменений морали в экстремальных ситуациях, что как раз и имеет место в спорте высших достижений. Это актуализировало необходимость введения в практику спорта высших достижений нормативного морального измерения, т.н. кодексов спортивной этики, которые содержали бы не только умозрительные параметры моральной оценки, но и количественные показатели нравственных коллизий.
Предлагаемый в данной диссертации подход является рассмотрением возможности моральной оценки спорта высших достижений в совокупности ее качественных характеристик и количественных показателей. Практический смысл диссертационного исследования - в разработке социально-философской модели гуманистического варианта развития спорта высших достижений.
Степень научной разработанности проблемы
Первым и наиболее фундаментальным из философских воззрений, заложивших основы исследования проблематики нравственного поведения человека в экстремальной ситуации, стала аристотелевская «Никомахова этика»1. Аристотель позиционировал идею антропологизма, в рамках которого утверждается, что мораль представляет собой неотъемлемое качество человека, особенно ясно проявляющееся в ситуации физического и психического напряжения. Много позже аналогичную концепцию развивали в XVIII веке К. А. Гельвеций, а в XX - Ж. П. Сартр и Э. Фромм2.
'Аристотель. Никомахова этика. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4. С.53 -295.
2Гельвеций К А. Соч. в 2-х т. Составление и общая редакция X. Н. Момджяна. М.: Мысль, 1974. 688 е.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии; Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2004. 639 е.; Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.
Для данной работы значимы и идеи эволюционной этики, выводящей мораль из природы человека как результат биологического развития личности (в той или иной мере к этому умозаключению пришли в своих работах Г. В. Лейбниц, Ж. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин и И. Мечников)3. Например, Г. В. Лейбниц привел ряд исторических и логических аргументов, указывающих на врожденность морального инстинкта. В подтверждение аналогичного вывода И. Мечников соглашался с тезисом о том, что основа нравственности заключается во врожденном чувстве каждого человека.
Отметим далее отечественные подходы в 70-х - 80-х годах XX века к пониманию истоков и природы морали: известный физиолог П. В. Симонов и авторитетные биологи В. П. Эфроимсон и Б. Л. Астауров в результате одновременно ведущихся параллельных наблюдений в сферах генетики и физиологии подтвердили, что в основе биологической природы человека заложены признаки становящейся нравственности4.
Учтены также супранатуралистические концепты, трактующие мораль как неотъемлемое свойство человека. В интерпретации данного спектра умозаключений мораль представляет собой качество, привнесенное из некоего трансцендентального источника (Гераклит, Платон, Августин, Ф. Аквинский и Т. де Шарден). Привлечены и социологические концепты, авторы которых считают
3См. Лейбниц Г. В. Соч. в 4 - х т., М.: Мысль, 1983. Т. 2. С. 94. И.; Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. 294 с.
4 Эти взгляды получили бурный отклик. Они многократно обсуждались, в том числе, на круглом столе журнала Вопросы философии (см. №№ б и 8 за 1973 г.) и в последующих научных публикациях (см. например: Архангельский Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики // Вопросы философии. 1981. № 1. С. 40.; Кабанис П. Ж. Отношения между физической и нравственной природой человека; Перевод с фр. М.: Красанд, 2011. 456 е.).
мораль разновидностью дисциплинарной установки (Т. Гоббс, Д. С. Милль, М. Вебер, Э. Дюркгейм)5.
Интегральным стержнем указанных направлений изучения природы морали, ее истоков и генезиса, собственно, концептуальной медианой стала ее императивность, то есть выражение моралью необходимого целесообразного отношения между людьми в обществе, понимание морали как вырабатываемого и закрепляемый в социуме механизм взаимодействия между индивидами.
Само понятие «социально-философский анализ спорта» стало появляться в научных работах по спорту высших достижений со второй половины XX века, (исследования, проведенные Е. Г. Богатыревым, М. Я. Виленских, В. М. Выдриным, Л. Б. Кофманом, С. А. Скулябиной, Л. Д. Хромцовой). По мере приближения к настоящему времени происходит углубление социально-философской рефлексии спорта6.
Растет число работ, посвященных изучению спорта как социально-ценностной системы (С. И. Гуськов, К. X. Грантынь, А. Г. Дембо, К. В. Динейка, А. В. Котов, И. Куценко, М. М. Линец, Л. П. Матвеев, В. Н. Платонов, С. Н. Оплавина, Л. Е. Садовский, Н. И. Станкин, В. В. Столбов, В. И. Столяров, Ю. А. Фомин, Б. Н. Юшко)7. Ценность этих исследований в их теоретическом характере.
5См. например Вебер М. Избранные произведения; Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 е.; Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда; Перевод с фр. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1996. 432 с.
6Быховская И. М. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. 640 е.; Быховская И. М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал. 2011. № 1 (3). URL:http://www.cr-journal.ru/rus/journals /39.html& у _id=5 (дата обращения: 26.09.2012).
7См., например, Гуськов С. И., Платонов В. Н, Линец М. М, Юшко Б. Н. Профессиональный спорт. М.: Олимпийская литература, 2000. 391 е.; Матвеев JI. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 339 е.; Столяров В. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Физическая культура, 2005.400 с.
Задачу выйти на уровень количественных оценок этических аспектов спорта авторы перед собой не ставили.
Трактовка морали, принятая в данной работе, в основе своей была намечена Т. Гоббсом и Ж. Ж. Руссо и сформулирована в XX веке в современном варианте Дж. Ролзом8. Смысл ее в том, что мораль - императив, более побудительный, чем запретительный: требования ее обращены к сознательному, свободному субъекту, которого надо более стимулировать на положительные действия, чем отвращать от действий отрицательных. Данная расшифровка морали совпадает у И. Канта, Г. В. Гегеля и Р. Хэара9.
В работе учтена также концепция, в соответствии с которой исполнение моральных требований прямо зависит от человека, испытывающего нравственную коллизию (О. Дробницкий, Дж. Мур, 3. Бауман)10. Т. е., за претворение нравственных норм в реальный поступок отвечает, прежде всего, спортсмен. Упомянутые выше научные позиции интегрированы: являясь в рамках системного подхода различными «ракурсами» общей картины, они взаимодополнительны.
Из современных зарубежных исследований особенно важна работа М. Хаузера, который пришел к выводу о реальном существовании врожденных свойств, данных человеку изначально в виде готовых элементов (своего рода «кирпичиков»), из которых «состоит» нравственность". Принята во внимание и работа А. Макинтайра, отрицающая, на основании анализа истории этики и ее современного состояния существование морали в настоящее время12.
8 РолзДж. Право народов (лекция) // Вопросы философии. 2006. Х°9. С. 79-105.
9Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. С. 9-21.
10 См. Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. 386 е.; МурДж. Принципы этики; Перевод с англ. JI. В. Ковалевской. М.: Прогресс, 1984. 327 с.
11 Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла; Перевод с англ. Т. Марютина. М.: Дрофа, 2008. С, 349-359.
12 См. МакинтайрА. После добродетели. Исследования теории морали; Перевод с англ. В. В. Целищева. М., Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга, 2000. 384 с.
Соответственно, диапазон научной разработанности социально-философских проблем спорта и самих нравственных ценностей спорта простирается от утверждения морали, имманентной человеку и воплощаемой (или преодолеваемой) в спорте, до тотального ее отрицания.
К настоящему времени определились основные направления исследований. В частности:
• работы, содержательная часть которых акцентирована на осмыслении концепций спорта высших достижений отечественных и зарубежных авторов;
• анализ и обобщение практической составляющей ценностных аспектов спорта высших достижений;
• социально-философская интерпретация конкретных социологических опросов по проблематике моральных измерений профессионального спорта, проведенных в нашей стране и за рубежом;
• конструирование гуманистической модели спорта высших достижений.
Мы сосредоточились на последнем направлении работы, ставя задачей
социально-философское обоснование такой модели спорта высших достижений, в рамках которой стало бы возможным формирование атлета как высоконравственной личности.
Объектом исследования выступает спорт высших достижений.
Предметом исследования является нравственная компонента практик спорта.
Цель работы и задачи исследования
Основная цель диссертационного исследования - концептуализировать моральное измерение спорта высших достижений и построить его гуманистическую модель. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. определить функции спорта высших достижений в социально-философском ракурсе;
2. проанализировать моральные нормы спортивных практик и наметить отсутствующие ныне варианты объективного контроля этических нарушений в отечественном спорте высших достижений;
3. выявить границы применения измерений морали в спорте высших достижений;
4. разработать шкалу измерений нравственности в спорте и построить на ее основе гуманистическую модель спорта высших достижений;
5. определить ожидаемые результаты введения в спорт шкал нравственности для спортсмена и для общества в целом.
Гипотеза исследования: нравственные ценности, имеющие место в спорте высших достижений, можно структурировать и измерить. Имея в виду эту цель, мы вводим понятие «моральное измерение», вполне осознавая его относительность. Поскольку, если идет речь о гуманитарной субстанции, количественный подход к ней возможен в ограниченных рамках. Учитывая это, подчеркнем, что моральное измерение понимается нами как научная метафора, удобная для социально-философского анализа ценностей не менее, чем, например, для современного этапа познания Вселенной удобны понятия «черные дыры» и «кротовые норы». Понимаемое как рабочий инструмент понятие «моральное измерение» дает возможность структурировать исследуемый объект, в данном случае, спорт высших достижений, в контексте его социокультурных взаимосвязей.
Это позволит выработать модель спорта, совмещающего в себе ориентацию на высокие спортивные достижения с установкой на гуманистические ценности.
Методологическая и теоретическая основа исследования
Социально-философская специфика аксиологии спорта предполагает для решения анализируемых проблем историко-логический, диалектический и структурно-функциональный методы, системный и компаративный подходы.
Историко-логический метод позволил рассмотреть эволюцию морали спорта высших достижений в европейской культуре. Диалектический подход помог
определить место спортивной морали в общественной атмосфере России. Компаративистика предоставила основания для сравнительного анализа теоретических попыток гуманизировать спорт высших достижений, предпринятых в различное время в странах Европы и в США. Системный и структурно-функциональный подходы сделали возможным построение модели спорта высших достижений, в какой-то мере смягчающей характерные для него антиномии.
В работе реализовались принципы объективности, всесторонности, всеобщей связи и развития. Использовались функциональный и логический анализ и синтез. К объекту и предмету исследования был применен социально-философский понятийный аппарат в целом и аксиологический, в частности.
Научная новизна исследования:
1. Систематизированы аксиологические характеристики спорта высших достижений в их отличии от массового спорта. Спорт высших достижений представляет собой эксперимент с физическими, эмоциональными и духовными возможностями человека, идущий на пределе этих возможностей и качеств его как вида. Это отличает спорт высших достижений от спорта «для всех», где эксперимент также может иметь место, но только на уровне индивида, выступающего за самого себя и за свою команду. Показано, как установка спорта высших достижений на победу любой ценой диктует заинтересованным лицам и социальным группам нередко ускользающую от норм спортивной этики нравственную вседозволенность, отличающую профессиональный спорт от массового.
2. Проявлена и интерпретирована дуальная природа спорта, задающая конфликтные отношения в сфере спортивной морали. Сформирован кластер дихотомий спортивной этики, в частности: массовый спорт - спорт высших достижений; общечеловеческая этика - профессиональная этика; мораль сохранения лица (официальная) - мораль успеха (тайная); формальная честная игра - неформальная честная игра; игра - серьезный бизнес; национальный
престиж - здоровье спортсмена; спорт как инструмент ослабления международных конфликтов - спорт ложный фетиш, идеологическая иллюзия, политический романтизм; спорт высших достижений ведет к развитию личности - такой спорт ведет к деградации личности, двигательная специализация -эмоционально-духовная универсальность и др.
3. Обоснована возможность моральных измерений в спорте. Уточнено, что именно в ареале нравственности подлежит измерению. Аргументирован количественный подход.
4. Сформулированы рекомендации этической направленности для организационно-педагогической и научной деятельности в структурах подготовки спортсменов международного класса.
5. Предложены концептуальные подходы и параметры гуманистической модели спорта высших достижений, которая может стать нравственной основой стратегии развития спорта в России.
Положения, выносимые на защиту:
1. Системный социально-философский анализ эволюции моральных ценностей спорта высших достижений позволяет установить этические «акценты» (нравственные доминанты), определявшие различные исторические эпохи.
2. В русле исторической эволюции нравственных установок спорта высших достижений масштабы коммерческих интересов спортивных деятелей превысили значимость ценностей социального престижа.
3. Преодоление ценностного конфликта между ростом спортивных результатов и прогрессом спортивной этики зависит от решения проблемы приоритетов в национальной стратегии развития спорта высших достижений, от легитимного выбора между политическими, коммерческими и социальными целями, структуризации, иерархизации и интеграции результатов этого выбора и его практического воплощения государством в спортивной деятельности.
4. Показатели спортивной деятельности дают возможность количественной и качественной ее оценки с нравственных позиций, что может явиться основой ценностной модели спорта высших достижений.
5. Спорту высших достижений свойственна антиномичность этических ценностей, которая позволяет сформировать современную научно-практическую модель спорта, выявляющего предельные возможности человека и, вместе с тем, соответствующего принципам Fair Play.
Теоретическая и практическая значимость работы
1. Теоретическая значимость работы состоит в предложенной автором методологии измерения духовных ценностей в спорте высших достижений. Данная шкала измерений — логическая и методологическая основа формирования модели спорта высших достижений, несущего гуманистические ценности.
2. Практическая значимость работы определяется тем, что сделана попытка количественного измерения элементов морально-нравственного поведения индивида в спорте высших достижений, чего не было в ранее предшествующих подходах к гуманизации современного спорта. Это дает возможность оценить спортсмена как личность (а не только как профессионала), культивируя образ спортсмена в качестве образца для подражания.
3. Конкретный учет морального аспекта поведения спортсменов на соревнованиях уровня первенства страны, континента, мира и Олимпийских игр и крупнейших международных турниров послужит борьбе со спекулятивной политизацией спорта, безудержной коммерциализацией и беспредельной коррупцией. При становлении гражданского общества учет моральных факторов в спорте высших достижений сыграет положительную роль в воспитании общественного сознания.
4. Результаты исследования при их учете субъектами спорта высших достижений окажут корректирующее влияние на спортивную практику. Они могут повлиять - через ценности спорта высших достижений — на нравственную атмосферу в социуме. Могут быть востребованы при поиске аксиологических
ориентиров для международных спортивных взаимосвязей, для разработки долгосрочной глобальной и национальной спортивной стратегии XXI века.
5. Логика и результаты работы применимы в различных формах дискурса, например, о будущем спорта высших достижений, в курсах этики в учебных заведениях спортивной ориентации, в учебном процессе и учебной литературе, в частности, как факультативный курс «Этика спорта высших достижений» и, в целом, в педагогической деятельности, в процессе подготовки спортсменов и спортивных деятелей.
Апробация работы
Основные теоретические положения диссертации излагались автором в форме сообщения «Большой спорт» в эпоху глобализации» на международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов» (Дубна, 2010); в докладе «Спартианство как моральная шкала «Большого спорта» на Первой Спартианской международной конференции «Проекты, программы и технологии интеграции спорта с искусством» (Москва, 2011); в докладе «О субкультуре спортивных фанатов и объективированном образе для молодежи» на Всероссийской молодежной конференции «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (Москва 2012); в учебном процессе ГАОУ СПО Технологического колледжа № 28 во взаимодействии со студенческой аудиторией.
Положения диссертационного исследования нашли отражение в семи опубликованных научных работах, три из которых - в рецензируемых изданиях из списка ВАК.
Структура диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, первая глава содержит три параграфа, вторая - два, заключения, библиографического списка, включающего 168 источников, приложения. Общий объем диссертации -158 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении показывается место спорта высших достижений в современном обществе. Аргументируется актуальность диссертационного исследования, формулируются цель и задачи работы, определяются степень научной разработанности темы и методологическая база исследования, позиционируется научная новизна определенных аспектов диссертации.
В первой главе «Этика спорта высших достижений в социально-философском дискурсе» формируется используемый в работе категориальный аппарат и устанавливается специфика спорта высших достижений. На этой основе предлагается гипотеза аксиологической дихотомичности, как двуполярной ценностной доминанты, определяющей модель морального измерения спорта.
В первом параграфе главы первой «Категориальный дискурс в социально-философском контексте спорта» устанавливаются основные понятия, необходимые для рассмотрения эволюции ценностных установок в спорте высших достижений. Контекстный анализ источников показывает, что с точки зрения концептуализации морального измерения спорта дефиниции «мораль», «нравственность» и «этика» нередко могут быть почти взаимозаменяемы. При этом наиболее общее понятие «мораль» понимается как совокупность регуляторов должного поведения, через которые человек проявляет себя разумным, самосознательным и свободным. Представления о морали формируются при осмыслении поведения, основанного на идеальном понятии долга. Именно в этом ключе «нравственный» и «этический» рассматриваются как синонимы понятию «моральный».
Существует устойчивое представление - от Античности13 до настоящего времени14- о том, что, так как нравственность - гуманитарная субстанция, она ни
13 См. Аристотель. Никомахова этика. Цит. раб.
14 См., например, Гусейнов А. А. Философия - мысль и поступок: статьи, доклады, лекции, интервью. Цит.раб.
в какой сфере деятельности не измеряема. Анализ практики спорта высших достижений с позиций социальной философии показывает, что этот вывод не бесспорен. Во-первых, с конца XX в. формируется новая тенденция: этика все чаще рассматривается как прикладная дисциплина, которая занимается моральными проблемами в конкретных сферах общественной практики -политике, технике, бизнесе, медицине и пр. И здесь накопились определенные общие подходы к рефлексии этического/неэтического в этих практиках. Во-вторых, острота проблем морального плана в сфере спорта, непрекращающиеся дискуссии вокруг них высвечивают и необходимость, и возможность количественного подхода к проблемам спортивной этики.
Между тем, масштабы нравственных девиаций спорта растут. Основная причина этого в расхождении реальной практики спорта высших достижений с идеологемами, сопровождающими функционирование олимпийского спорта и коммерческого профессионального его варианта", что создает питательную среду для развития полярно противостоящих друг другу установок: гуманистической и патриотической, с одной стороны, и коммерческо-потребительской, с другой. Анализируются многочисленные варианты сочетаний антагонистических ценностных ориентаций.
Во втором параграфе первой главы «Спорт высших достижений как социокультурная ценность» рассматриваются основные факторы возрастания ценности спорта (увеличение свободного времени у все большей части населения развитых стран и уменьшение доли физического труда). Прослеживается, как повышают социокультурную привлекательность занятий спортом его ценностные установки. Отмечается развитие тенденции к познанию индивидом - с помощью спорта высших достижений - предельных человеческих возможностей.
15 Ермак Н. Р. Единство и многофункциональность спорта. Дисс. ... к. пед. н. (13.00.04). Малаховка 1999.142 с.
Положение спорта в России становится, между тем, все более драматичным, поскольку государство теперь не берет на себя полное финансирование спорта.
При сопоставлении ценностных установок спорта высших достижений 50-х годов и современных заметно, что иерархия социокультурных ориентации спорта, увенчанная идеологическими векторами (спорт - это мир, спорт - это мощь державы и т.д.), изменилась: в настоящее время доминируют ценности, развлекательные по форме и коммерческие по наполнению. Соответственно, наиболее яркое выражение интегрированных социокультурных ценностей представляют в настоящее время концепции спорта высших достижений, поляризуемые на прагматические (позитивистские) и романтические, стимулируя формирование «жестких» и «мягких» моделей спорта. В «жесткой» модели спорт функционирует по максиме - «Победа любой ценой».16 «Мягкая» модель17 ориентирует спортсменов на духовно-нравственные и эстетические ценности, отрицающие стремление к победе «любой ценой» и отвергающие насилие, грубость и агрессивность. Идеологию «мягкой» модели спорта разработал за рубежом (в Австрии) Р. Юнпс, он отверг Олимпийские игры в их современном варианте, мотивируя это тем, что в экстремуме - «под диктовку» стремления к победе - они подвергают организм износу, несовместимому со здоровьем спортсменов. Олимпийские игры были бы, по Р. Юнгку, приемлемы, если бы они улучшали физическое состояние участников, но это не так.
Р. Юнгк декларировал широкий спектр возможностей гуманизации. Однако, если в какой-то мере гуманизация применима к массовому спорту, то по отношению к спорту высших достижений юнгковское «смягчение», на наш взгляд, является скорее концептуальным умозрением, нежели осуществимой возможностью. В российской социальной философии и в философии спорта это,
>6Ермак Н. Р. Единство и многофункциональность спорта. Цит раб.
17Юнгк Р. «Мягкие Игры»: размышления об «иной модели» // Спорт - духовность -культура. Москва - Смоленск, 1997. Вып. V. Ч. II С. 9-79.
т. н. «спартианская» модель18. Спартианские игры построены на следующих принципах: сотрудничество (участники игры помогают друг другу в достижении общей цели); никто не имеет права никоим образом унижать тех, кто проигрывает, как это нередко имеет место в общепринятых состязаниях; в соревновании могут принять участие все желающие, независимо от возраста, уровня подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.; каждый должен быть уверен в том, что другие участники состязания не нанесут ему намеренных повреждений, обеспечат его безопасность. Роли игроков и зрителей в «спартианском» концепте в принципе обратимы и взаимозаменяемы19.
Автор спартианской модели и основатель спартианства как спортивного движения В. И. Столяров интегрировал позиции российских и зарубежных авторов, раскрывших практику спорта высших достижений как сферу самореализации и самоутверждения личности, как сферу установления дружественных отношений между различными странами и народами. Наконец, как фактор развития эстетической культуры и этики (поскольку спорт дает, в частности, примеры проявления атлетами и тренерами благородства).
С другой стороны, В. И. Столяров, показал, что активные и регулярные занятия спортом высших достижений не повышают, а снижают ориентацию на нравственное поведение в спорте: спортсмены высокой квалификации в меньшей степени склонны к установке на нравственное поведение в спортивных поединках, нежели спортсмены низкой квалификации. Автор, опираясь на зарубежные и отечественные исследования, делает вывод: во всем мире спорт
18 См. Столяров В. И. Спартианские игры - новая гуманистическая ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. IV. С. 54-279.; Столяров В. И. «Спартианская» программа гуманизации спорта высших достижений // Спорт - духовность - культура. Москва - Смоленск, 1997. Вып. V. Ч. II. С. 9-79.
19 Столяров В. И., Курило С. И. Международный спорт с позиций гуманистической теории спорта / В сб.: Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. I. Международный спорт и олимпийское движение с позиций гуманизма. М., 1999. С. 62.
высших достижений гипертрофирует в человеке специальные навыки и умения в ущерб нравственным качествам за счет недобора спортсменами универсальных знаний, ориентированных на общечеловеческие ценности. Исследователь предложил пути формирования модели спорта с ярко выраженной гуманистической ориентацией:
• расширение масштабов традиции введения на чемпионатах мирового, международного и национального уровня наград не только победителям соревнований, но и участникам, которые продемонстрировали поведение соответствует принципам Fair Play;
• усиление оценок спортивных достижений по эстетическим критериям;
• соединение в одном игровом пространстве спорта и искусства;
• соединение в одном игровом пространстве спортсменов различных возрастов, рас, полов и физических состояний (например, совместное участие в соревнованиях вполне здоровых спортсменов и - инвалидов);
• переакцентировка целеполагания спортсменов со спортивного достижения на процесс соревнования и с соперничества на взаимопомощь. Определение в число победителей и атлетов, достигших наивысшего результата, и спортсменов, проявивших благородство. И т.д.
Спартианство направленно на то, чтобы сохранить в спорте состязательность и, вместе с тем, сделать спорт более гуманным, ориентированным на достоинство человека и на его разностороннее развитие. Этот проект предусматривает специальные награды и признание победителем спортсмена, чье поведение во время состязаний явилось образцом спортивного духа, независимо от исхода соревнований.
Спартианство опирается на гипотезу наметившегося в конце XX века постепенного перехода высокоразвитых обществ от ценностей «материального благосостояния» и «потребительского успеха» к установкам на самореализацию
личности20. В эту идеологию предлагаемая нами концепция встраивается как фрагмент гуманизации спорта высших достижений. Учитывая, что в настоящее время сколько-нибудь последовательное воплощение спартианских принципов в практике спорта высших достижений вряд ли возможно. Впрочем, при явном стремлении к гуманизации спорта высших достижений авторы концепции спартианства и сами далеки от того, чтобы последовательно и целенаправленно налагать на него жесткие моральные узы21. Нами предлагается ряд промежуточных моделей, аккумулирующих черты обоих вариантов развития спорта высших достижений: нынешнего «жесткого» и согласованного рядом исследователей «мягкого».
В третьем параграфе первой главы «Аксиологическая дихотомия спорта высших достижений» проанализирована стержневая особенность этого типа спорта — его дихотомичность, от специфики которой в определяющей степени зависит построение гуманистической модели спорта.
Показано, каким образом в мировом, затем в советском и далее в современном российском спорте высших достижений сформировалась «двойная мораль». Определены факторы кризиса в отечественном спорте высших достижений: отсутствие должного правового обеспечения; несовершенство финансовых отношений между государством и спортом, с одной стороны, и между спортом и частным сектором - с другой; неконкретность механизмов
20 Быховская И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М.: Эдиториал УРСС, 2000.208 с.
21 Столяров В. И. Спартианские игры - новая гуманистическая ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством. Цит. раб; См. так же монографию, в которой подводятся концептуальные итоги спартианства и проведенные в этом направлении исследования. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: Монография. В 2-х кн. Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. М.: Университетская книга, 2011. 766 е.; Спартанская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы: Сборник статей / Под общей редакцией д. ф. н., проф. Столярова В. И. Саратов: 2012.124 с.
развития физической культуры и спорта; критическое положение спортивной науки и медицины, недостаточная инновационность спорта высших достижений; обветшание парка спортивных сооружений, аппаратуры и инвентаря.
В результате действия данных факторов обострилась поляризация ценностей: национальный престиж - здоровье спортсмена; спорт как инструмент ослабления международных конфликтов - спорт - ложный фетиш, идеологическая иллюзия; спорт высших достижений ведет к развитию личности - к деградации личности; двигательная специализация - эмоционально-духовная универсальность22; здоровье и природные возможности, ведущие к победе, — нездоровье, ведущее к победе23; спорт это политика - спорт вне политики24; патриотизм -космополитизм25; коллективизм - индивидуализм; массовый спорт — спорт высших достижений; идеал спорта - реальность спорта; общечеловеческая этика — профессиональная этика26; мораль сохранения лица (официальная) - мораль успеха (тайная); формальная честная игра - неформальная честная игра; игра -серьезный бизнес; специализация как фактор повышения результативности -специализация как фактор разрушения здоровья; соревновательность — взаимопомощь; свобода - несвобода. Список разновидностей дихотомии и разбиение их на кластеры представлены в виде таблицы.
22 Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. Деятельность и состояния: Учебн. пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1980.199 с.
23 Абсалямов Т. М. Спорт высших достижений как один из путей изучения предельных возможностей человеческого организма // Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы VII Всероссийской научно-практ. конф. сентябрь 25-27,1996. Ч. I. С. 34.
24 Фомин Ю. А. Влияние российского спорта на формирование личности // Социологические исследования. 2008. №10. С. 143.
25 Там же. С. 144.
26 Спорт и культура (исторический анализ) // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. I. С. 51-83.
В результате рассмотрения истории, теории и практики спорта, в целом, и спорта высших достижений, в особенности, в данной главе в компаративно-аксиологическом ключе выявлены причины и следствия ценностных противоречий. Сформирована социально-философская база для последующего анализа попыток разрешить этические противоречия в спорте высших достижений.
Во второй главе «Структурно-функциональная модель морального измерения в спорте высших достижений» проведен анализ ценностей спорта высших достижений, выявивший и обобщивший определенные нравственные антиномии, что, в свою очередь, позволило поставить задачу обоснования возможности и границ моральных измерений в спорте.
В первом параграфе второй главы «Параметры гуманистической модели спорта высших достижений в социально-философском ракурсе» аргументируется предположение: острота противоречий, сосредоточенных в спорте высших достижений, может быть ослаблена в процессе реализации модели спорта, синтезирующей взаимодополняемые ценностные установки.
Параметры и критерии искомой модели производны от сублимации гуманистических ценностей из анализа моделей спорта, сформированных в результате современных зарубежных и российских аксиологических исследований.
При всем разнообразии российских работ по аксиологии спорта их объединяет определенный общий и, при этом, совершенно иной подход к предмету изучения, чем типичный для современной западной аксиологии. Доминантой, разделяемой российскими философами, является, безусловно, отрицательное отношение к прошлым, настоящим и возможным в перспективе нарушениям в спорте высших достижений традиционных этических ценностей. Конструктивные попытки (на фоне деклараций о гуманной природе отечественного спорта высших достижений) построить его модель в реальности стали актуальной проблемой для российских исследователей с 90-х годов XX
века. До этого времени было принято считать спорт высших достижений в России однозначно гуманным (это фиксировалось на нормативно-документальном уровне и в СМИ).
Между тем, представить себе реализацию гуманных принципов в основе спорта высших достижений если и возможно, то в результате их сочетания с установкой на победу любой ценой. Представляется, что подобное вторжение в природу спорта высших достижений практически ее разрушает, оно может быть только определенной теоретической перспективой для некоего ответвления спорта (типа того, что предложили В. И. Столяров и его единомышленники). Осознавая трудность увязывания едва ли не взаимоисключающих ценностных противоречий, ряд авторов предлагают интегральные подходы, вобравшие в себя черты обоих вариантов развития спорта высших достижений: нынешнего «жесткого» и декларируемого «мягкого». Описываются отечественные модели, в которых делается попытка синтезировать определенные качества «жесткого» и «мягкого» подходов (концепция Р. А. Пилояна и А. Д. Суханова и др.).
Во втором параграфе второй главы «Концептуальная основа гуманистической модели спорта высших достижений» подчеркивается, что, помимо международного Кодекса спортивной этики ограничения нравственно небезупречным поступкам включены в правила проведения соревнований по видам. Тем не менее, число и разнообразие нарушений норм морали растет, обгоняя нормативную активность. Вместе с тем, все большую значимость в спорте высших достижений обретают гуманистические ценности, о чем говорят все более масштабные попытки очистить спорт от ненормативной брутальности и афер.
Нами предлагается концептуальная основа и система элементов организации спортивной деятельности, дополняющая спорт высших достижений гуманистическими ценностями, что близко к идее, сформулированной в работах
В. И. Столярова27. В дополнение к его концепции позиционируется возможность учесть нравственные аспекты спорта высших достижений. Вводится годичная шкала оценки благородства спортсмена - честности, гуманизма, милосердия и т.п. качеств, проявляемых как в спортивной деятельности, так и вне нее. Нравственные установки и поступки атлета сведены в таблицу, на основании анализа которой определяется персональный рейтинг спортсмена (свой для каждого вида спорта). Понятно, что главным критерием оценки деятельности атлета является спортивный результат. Остальные показатели служат дополнением. Для оценки ценностных элементов спортивного поведения в соревновательный период в состав судейской бригады вводится судья по этике. Во внесоревновательный период эта работа поручается экспертам по этике, которые должны войти в состав комитета Fair Play, созданного при Олимпийском Комитете России. Этичный поступок в духе Fair Play добавляет спортсмену бонусные баллы. Объем бонусов не должен быть большим, чтобы исключить использование поощрения в качестве компенсации атлетом своих слабых профессиональных показателей.
Чтобы иметь полноценное представление о спортсмене как личности, необходимо оценивать его не только в моменты, когда он максимально концентрирует физические, психо-эмоциональные качества и духовные возможности, но и во внесоревновательной деятельности. Поступки оцениваются, структурируются и выстраиваются в иерархию, образуя ценностную шкалу. В ней учитываются особенности данного вида спорта, ранг соревнований, моральные
27 Столяров В. Я, Сагалаков Д. А. Роль спорта и спартианской модели игрового соперничества в формировании и развитии культуры мира // Спорт. Спартанское движение. Культура мира: сборник / сост. и ред. В. И. Столяров, Е. В. Стопникова // Библиотека Спартанского Гуманистического Центра М.: Физическая культура, 2007. С. 20-221; Столяров В. И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт // Сб.: Спорт, духовные ценности, культура. Вып. III. М.: Гуманитарный центр «СпАрг» РГАФК, 1998. С. 54-263.
коллизии (суть конфликта и действия спортсмена), реакция противника, адекватность поведения спортсмена в конфликтной ситуации в соревновательной деятельности и вне нее, благотворительность и милосердие, решение Этической Комиссии, последствия поступков для спортсмена (команды и государства).
В конце спортивного сезона подведение итоговых оценок, полученных атлетом как индивидом, вынужденным в экстремальной ситуации совершать моральный выбор, объединяются в целостный образ спортсмена, который интегрирует профессиональные достижения с нравственными ценностями и является персонализованным вариантом гуманистической модели определенного вида спорта высших достижений.
В заключении содержатся выводы по диссертационному исследованию.
Основные положения диссертации изложены в следуйщих научных работах:
в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1. Литинская Е. А. К проблеме количественного учета этики поведения индивида в спорте высших достижений // Теория и практика физической культуры и спорта. 2012. № 3. С. 96-101 (0,5 п. л.).
2. Литинская Е. А. Допинг в спорте: социально-философский аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия, социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 186-191 (0,4 п. л.).
3. Литинская Е. А. Этический потенциал спартианства // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 5. С. 25-27 (0,3 п. л.).
Другие публикации:
4. Литинская Е. А, Спартианство как принципиальная возможность гуманизации «Большого спорта» // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. С. 62-64. (0,2 п. л.).
5. Литинская Е. А. «Большой спорт» в эпоху глобализации // Материалы международной научной конференции «Будущее науки и образования в контексте глобализационных процессов», г. Дубна, 17 апреля 2010 г. / Под ред. Н. Г. Багдасарьян. Дубна: Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2010. С. 181-185. (0,2 п. л.).
6. Литинская Е. А. К вопросу учета этики поведения индивида в спорте высших достижений: тезисы и доклады // Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30.06.2012); В 3-х томах. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, 2012. Т. И. С. 446 (0,05 п. л.).
7. Литинская Е. А. О субкультуре спортивных фанатов и объективированном образце для молодежи // Молодежь XXI века - будущее российской науки: Материалы Всероссийской молодежной конференции / Под ред. Н. Г. Багдасарьян, Е. А. Гаврилиной. М.: ВНИИгеосистем, 2012. С. 160-166 (0,4 п. л.).
Всего по теме диссертации опубликовано семь научных работ, общим объемом (2,05 п. л.)
Отпечатано в ООО «Издательство Спутник+» ПД № 1-00007 от 26.09.2000 г. Подписано в печать 25.04.2013 г. Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1,0 Печать авторефератов (495)730-47-74, 778-45-60
Текст диссертации на тему "Аксиология спорта высших достижений в современном обществе"
ГБОУ ВПО МО МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»
На правах рукописи
04201358049 ЛИТИНСКАЯ ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
АКСИОЛОГИЯ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
09.00.11 - социальная философия Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель, доктор философских наук, профессор Н. Г. Багдасарьян
МОСКВА -2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Этика спорта высших достижений в социально-философском дискурсе.................................................................................................................16
1.1. Категориальный дискурс в социально-философском контексте
спорта......................................................................................................................16
1.2. Спорт высших достижений как социокультурная ценность.....................25
1.3. Аксиологическая дихотомия спорта высших достижений......................544
Глава 2. Параметры и концептуальная основа модели
морального измерения в спорте высших достижений.................................83
2.1. Параметры гуманистической модели спорта в социально-философском ракурсе....................................................................................................................83
2.2. Концептуальная основа гуманистической модели спорта
высших достижений..........................................................................................1077
Заключение и выводы....................................................................................1277
Библиография..................................................................................................1333
Приложения........................................................................................................149
Введение
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования этической проблематики спорта высших достижений обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в современных обществах спорт занимает все более заметное место. В сферу спорта вовлекаются огромные массы людей во всем мире. Рост значимости спорта отчетливо проявляется в социальной жизни -политике, экономике, международных отношениях и пр. Важную роль в этом процессе играет спорт высших достижений, социально-философское исследование которого особенно информативно с позиций понимания развития человека как субъекта общественного прогресса. Такая направленность анализа оправдана с точки зрения аргументированных ответов на такие вопросы, как: движется ли человечество к сбалансированному развитию личности или к ее все более узкой специализации? эволюционирует ли цивилизация к укреплению здоровья человека или к его разрушению? и т. п.
Во-вторых, в практиках спорта высших достижений обострились нравственные аспекты, связанные с допинговыми и коррупционными скандалами, массовыми конфликтами вокруг спортивных состязаний, противостоянием клубных фанатов и пр.
В-третьих, совершавшиеся в течение всей многовековой истории спорта попытки ввести в спорт высших достижений нравственные нормы не привели к сколь-нибудь значимым результатам. Наиболее серьезная из этих, относительно недавних попыток - «Кодекс спортивной этики», опубликованный Европейским Союзом в 1992 году. Заметным шагом к формированию мер, предотвращающих дискредитацию спорта, стало вступление в силу во время Олимпиады 2012 года нового этического кодекса главного футбольного органа Европы (УЕФА) - нравственного норматива,
работа над которым велась много лет. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на то, что рекомендации, которые содержит Кодекс, имеют общий характер, и структурировать моральные достижения и моральные нарушения в спорте, опираясь на этот документ, весьма затруднительно.
Соответственно, в-четвертых, для адекватного прогноза вектора социальной эволюции человека и общества возникла потребность выявления характера изменений морали в экстремальных ситуациях, что как раз и имеет место в спорте высших достижений. Это актуализировало необходимость введения в практику спорта высших достижений нормативного морального измерения, т.н. кодексов спортивной этики, которые содержали бы не только умозрительные параметры моральной оценки, но и количественные показатели нравственных коллизий.
Предлагаемый в данной диссертации подход является рассмотрением возможности моральной оценки спорта высших достижений в совокупности ее качественных характеристик и количественных показателей. Практический смысл диссертационного исследования - в разработке социально-философской модели гуманистического варианта развития спорта высших достижений.
Степень научной разработанности проблемы
Первым, и наиболее фундаментальным из философских воззрений, заложивших основы исследования проблематики нравственного поведения человека в экстремальной ситуации, стала аристотелевская «Никомахова этика»1. Аристотель позиционировал правомерную для всего периода развития цивилизации, от античности до настоящего времени, идею
'Аристотель. Никомахова этика / Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1984. Т.4. С.53 -295.
антропологизма, в рамках которого утверждается, что мораль представляет собой неотъемлемое качество человека, особенно ясно проявляющееся в ситуации физического и психического напряжения.
Много позже аналогичную концепцию развивали в XVIII веке К. А. Гельвеций, а в XX - Ж. П. Сартр и Э. Фромм".
Мы опускаем рассмотрение эпохи Средневековья, поскольку в этот период истории мораль на евроазиатском континенте базировалась по преимуществу на ценностях христианства и ислама, а сфера спорта была весьма ограничена и имела скорее военно-развлекательный, чем спортивный характер.
Для данной работы значимы и идеи эволюционной этики, выводящей мораль из природы человека как результат биологического развития личности (в той или иной мере к этому умозаключению пришли в своих работах Г. В. Лейбниц, Ж. Ламетри, Ч. Дарвин, Г. Спенсер, П. Кропоткин и
о
И. Мечников) . Например, Г. В. Лейбниц привел ряд исторических и логических аргументов, указывающих на врожденность морального инстинкта. В подтверждение аналогичного вывода И. Мечников соглашался с тезисом о том, что основа нравственности заключается во врожденном чувстве каждого человека.
Отметим далее отечественные подходы в 70-х - 80-х годах XX века к пониманию истоков и природы морали: известный физиолог П. В. Симонов и
2Гелъвеций К.А. Сочинения в 2-х т. Составление и общая редакция X. Н. Момджяна. М.: Мысль, 1974. 688 е.; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии; Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.:Республика, 2004. 639 е.; Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1986. 238 с.
3См. Лейбниц Г. В. Соч. в 4-х т., М.: Мысль, 1983. Т.2. С. 94; Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1964. 294 с.
авторитетные биологи В. П. Эфроимсон и Б. Л. Астауров в результате одновременно ведущихся параллельных наблюдений в сферах генетики и физиологии подтвердили, что в основе биологической природы человека заложены признаки становящейся нравственности4.
Учтены также супранатуралистические концепты, трактующие мораль как неотъемлемое свойство человека. В интерпретации данного спектра умозаключений мораль представляет собой качество, привнесенное из некоего трансцендентального источника (Гераклит, Платон, Августин, Ф. Аквинский и Т.де Шарден).
Наконец, к ценностному рассмотрению спорта привлечены и социологические концепты, авторы которых считают мораль разновидностью дисциплинарной установки (Т. Гоббс, Д. С. Милль, Э. Дюркгейм, М. Вебер)э.
Интегральным стержнем указанных направлений изучения природы морали, ее истоков и генезиса, собственно, концептуальной медианой множества ракурсов анализа нравственности, стала ее императивность, то есть выражение моралью необходимого целесообразного отношения между
4 Эти взгляды получили бурный отклик. Они многократно обсуждались, в том числе, на круглом столе журнала Вопросы философии (см. №№ 6 и 8 за 1973 г.) и в последующих научных публикациях, например: Архангельский Л. М. Актуальные проблемы марксистской этики // Вопросы философии. 1981. № 1. С. 40.; Кабанис П. Ж. Отношения между физической и нравственной природой человека; Перевод с фр. М.: Красанд, 2011. 448 с.
5 См. например Вебер М. Избранные произведения; Перевод с нем. Ю. Н. Давыдова / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 е.; Дюркгегш Э. О разделении общественного труда; Перевод с фр. А. Б. Гофмана. М., Канон. 1996. 432 с.
людьми в обществе. В русле такого понимания мораль есть вырабатываемый и закрепляемый в социуме механизм взаимодействия между индивидами.
Само понятие «социально-философский анализ спорта» стало появляться в научных работах по спорту высших достижений со второй половины XX века. Осмысление спорта в ракурсе социальной философии осуществлено в исследованиях, проведенных Е. Г. Богатыревым, М. Я. Виленских, В. М. Выдриным, Л. Б. Кофманом, С. А. Скулябиной, Л. Д. Хромцовой. По мере приближения к настоящему времени происходит углубление социально-философской рефлексии спорта6.
Растет число работ, посвященных изучению спорта как социально-ценностной системы (С. И. Гуськов, К. X. Грантынь, А. Г. Дембо, К. В. Динейка, А. В. Котов, М. М. Линец, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеева, В. Н. Платонов, С. Н. Оплавина, Л. Е. Садовский, Н. И. Станкин, В. В. Столбов, В. И. Столяров, Ю. А.Фомин, Б. Н. Юшко)7. Ценность этих исследований в их теоретическом характере. За исключением В. И. Столярова задачу выйти на уровень количественных оценок этических аспектов спорта авторы перед собой не ставили.
6 Быховская И.М. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Смысл, 2010. 640 е.; Быховская И. М. Спорт: культурологические векторы анализа феномена // Культурологический журнал. 2011. № 1 (3). URL:http://www.cr-journal.ru/us/journals/39.html&;j_ ¡с1=5 (дата обращения: 26.09.2012).
См., например, Гуськов С. К, Платонов В. Н., Липец М. М., Юшко Б. Н. Профессиональный спорт. М: Олимпийская литература, 2000. 391 е.; Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. М.: Советский спорт, 2010. 339 е.; Столяров. В. И. Социология физической культуры и спорта. М.: Физическая культура, 2005.400с.
Вместе с тем, следует отметить, что трактовка морали, принятая в данной работе, в своей основе была намечена Т. Гоббсом и Ж. Ж. Руссо и сформулирована в XX веке в современном варианте Дж. Ролзом8. Трактовка предполагает, что мораль является императивом, более побудительным, чем запретительным: требования ее обращены к сознательному, свободному субъекту, которого надо по преимуществу стимулировать на положительные действия, нежели отвращать от действий отрицательных. Данная расшифровка морали совпадает у И. Канта, Г. В. Гегеля и Р. Хэара9.
В работе учтена также концепция, в соответствии с которой исполнение моральных требований прямо зависит от человека, испытывающего нравственную коллизию (О. Дробницкий, Дж. Мур, 3. Бауман)10. В нашем случае за претворение нравственных норм в реальный поступок, как правило, отвечает, прежде всего, спортсмен.
Упомянутые выше научные позиции интегрированы, поскольку, являясь в рамках системного подхода различными «ракурсами» общей картины, они взаимодополнительны.
Из современных зарубежных исследований отмечена как наиболее значительная работа М. Хаузера. Этот автор пришел к выводу о реальном существовании врожденных свойств, данных человеку изначально в виде готовых элементов (своего рода «кирпичиков», как пишет М. Хаузер), из
Ролз Дж. Право народов (лекция) // Вопросы философии. 2006. № 9. С. 79-105.
9 Хэар Р. Как же решать моральные вопросы рационально? // Мораль и рациональность. М.: ИФРАН, 1995. С. 9-21.
10 См. Дробницкий О. Г. Понятие морали: историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. 388 е.; МурДэ/с. Мур Д. Принципы этики; Перевод с англ. Л. В. Коноваловой М.: Прогресс, 1984. 327 с.
которых «состоит» нравственность11. Наконец, принята во внимание работа
А. Макинтайра, отрицающая, на основании анализа истории этики и ее
12
современного состояния существование морали в настоящее время .
Соответственно, диапазон научной разработанности социально-философских проблем спорта и самих нравственных ценностей спорта простирается от утверждения морали, имманентной человеку и воплощаемой (или преодолеваемой) в спорте, до тотального ее отрицания.
К настоящему времени определились основные направления исследований. В частности:
•работы, содержательная часть которых акцентирована на осмыслении концепций спорта высших достижений отечественных и зарубежных авторов;
•анализ и обобщение практической составляющей ценностных аспектов спорта высших достижений;
•социально-философская интерпретация конкретных социологических опросов по проблематике моральных измерений профессионального спорта, проведенных в нашей стране и за рубежом;
•конструирование гуманистических моделей спорта высших достижений.
Мы сосредоточились на последнем направлении работы, ставя задачей социально-философское обоснование такой модели спорта высших
Хаузер М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла; Перевод с англ. Т. Марютиной. М.:
Дрофа, 2008. С. 349-359.
12
См. Макинтайр А. После добродетели. Исследования теории морали; Перевод с англ. В. В. Целищева М., Екатеринбург: Акад. проект: Деловая книга, 2000. 384 с.
достижений, в рамках которой стало бы возможным формирование атлета как высоконравственной личности.
Объектом исследования выступает спорт высших достижений.
Предметом исследования является нравственная компонента практик спорта.
Цель работы и задачи исследования
Основная цель диссертационного исследования - концептуализировать моральное измерение спорта высших достижений и построить его гуманистическую модель. Достижение данной цели подразумевает выполнение следующих задач:
1. определить функции спорта высших достижений в социально-философском ракурсе;
2. проанализировать моральные нормы спортивных практик и наметить отсутствующие ныне варианты объективного контроля этических нарушений в отечественном спорте высших достижений;
3. выявить границы применения измерений морали в спорте высших достижений;
4. разработать шкалу измерений нравственности в спорте и построить на ее основе гуманистическую модель спорта высших достижений;
5. определить ожидаемые результаты введения в спорт шкал нравственности для спортсмена и для общества в целом.
Гипотеза исследования: нравственные ценности, имеющие место в спорте высших достижений, можно структурировать и измерить. Имея в виду эту гипотезу, мы вводим понятие «моральное измерение», вполне осознавая
его относительность. Поскольку, если идет речь о гуманитарной субстанции, количественный подход к ней возможен в ограниченных рамках. Учитывая это, подчеркнем, что моральное измерение понимается нами как научная метафора, удобная для социально-философского анализа ценностей не менее, чем, например, для современного этапа познания Вселенной удобны понятия «черные дыры» и «кротовые норы». Понимаемое как рабочий инструмент понятие «моральное измерение» дает возможность структурировать исследуемый объект, в данном случае, спорт высших достижений, в контексте его социокультурных взаимосвязей. Это позволит выработать модель спорта, совмещающего в себе ориентацию на высокие спортивные достижения с установкой на гуманистические ценности.
Методологическая и теоретическая основа исследования
Социально-философская специфика спорта предполагает для решения анализируемых проблем историко-логический, диалектический и структурно-функциональный методы, системный и компаративный подходы.
Историко-логический метод позволил рассмотреть эволюцию морали спорта высших достижений в европейской культуре. Диалектический подход дал возможность определить место спортивной морали в общественной атмосфере России. Компаративистика предоставила основания для сравнительного анализа теоретических попыток гуманизировать спорт высших достижений, предпринятых в различное время в странах Европы и в США. Системный и структурно-функциональный подходы сделали возможным построение модели спорта высших достижений, в какой-то мере смягчающей характерные для него антиномии.
Помимо этого, в работе реализовались принципы объективности, всесторонности, всеобщей связи и развития. Использовались функциональный и логический анализ и синтез. К объекту и предмету
исследования был применен социально-философский понятийный аппарат, в целом, и аксиологический, в частности.
Научная новизна исследования:
1. Систематизированы аксиологические характеристики спорта высших достижений в их отличии от массового спорта. Спорт высших достижений представляет собой эксперимент с человеческими физическими, эмоциональными и духовными возможностями, идущий на пределе этих возможностей и качеств человека как вида. Это отличает спорт высших достижений от спорта «для всех», где эксперимент также может иметь место, но только на уровне человека как индивида, выступающего за самого себя