автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Активная жизненная позиция и концепция личности в киргизской повести второй половины 50-х - 70-х годов

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Ибраимов, Осмонакун
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Фрунзе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Активная жизненная позиция и концепция личности в киргизской повести второй половины 50-х - 70-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ибраимов, Осмонакун

ВВЕДЕНИЕ .2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Активная жизненная позиция в художественной концепции личности в киргизской повести во второй половине и

60-х годов.15

Раздел I. Творчество Ч.Айтматова рубежа 50-60-х годов и проблема положительного героя в киргизской литературе.20

Раздел П. Повести о войне и концепция личности в литературе

60-х годов. Герой созерцающий и герой действующий.42

Раздел Ш. Ситуация выбора и "житейское благоразумие" в изображении личности в повестях на темы современности.72

ГЛАВА ВТОРАЯ. Нравственно-этические проблемы современности и положительный герой (70-е годы).95

Раздел I. Соотношение личного и общественного в концепции положительного героя.99

Раздел П. Концепция "биологизированного героя" и проблема активной жизненной позиции в современных повестях.122

Раздел Ш. Нравственное испытание, как способ выявления этического потенциала личности в повестях Ч.Айтматова 70-х годов 129

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Ибраимов, Осмонакун

Интенсивное развитие киргизской советской литературы последних двух десятилетий породило целый ряд проблем, нуждающихся в обстоятельном научно-теоретическом обобщении. Киргизская словесность этих лет отмечена решительным расширением своих идейно-тематических горизонтов, смелым вторжением в проблемы, которые настоятельно выдвигала современная действительность. Это характерно прежде всего для прозы, в частности, ее ведущего и наиболее плодотворного жанра - повести. Причем, нужно заметить, что выдвижение последней как жанра в первые ряды литературного процесса характерно не только для киргизской прозы второй половины 50-х-70-х годов, но в значительной степени и для всей советской литературы. Этот факт признан всеми, и об этом и в киргизском, и в т общесоветском литературоведении писалось довольно много .

Как и другие новописьменные советские литературы, киргизская литература за годы социалистического строительства пережила своеобразное чудо ускоренного художественного развития, она развивалась поистине "семимильными шагами", пользуясь образным выражением одного известного представителя современной западной культу-2 ры , и достигла за довольно короткий исторический срок высокого уровня эстетического развития. Имея в своем арсенале целый ряд

См.:Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов (В кн.: Проблемы жанра и стиля. - Уфа, 1970); Суровцев Ю.И. 0 композиции повести. - Дружба народов, 1971, № I, с. 246; Лейдерман H.JI. Движение времени и законы жанра. -Свердловск: Северно-уральское книжное изд-во,1982; Д ж о л д о -ш е в а Ч. Современная киргизская повесть и проблемы перевода.-Фрунзе: Кыргызстан, 1981; Асаналиев К. Открытие человека современности.- Фрунзе: Кыргызстан, 1967. 2

Антониони М. "Советская культура", 1976, 24-сентября. произведений, еще до войны получивших широкое признание, киргизская литература успешно развивалась и после войны, особенно в 50—70-е годы. Ныне яркие успехи киргизского художественного слова единодушно признаны всеми, кто изучает проблемы современных новописьменных литератур, единодушны и местные литературоведы и критики, в чьих трудах родная литература, в особенности художественная проза последнего двадцатилетия (60-70-е годы) характеризуется как уверенное восхождение к творческой зрелости, как пора интенсивного выявления внутренних возможностей, ускоренного, спонтанного литературного развития^".

Вступление советского общества в новую полосу своего развития и связанные с этим социально-исторические сдвиги способствовали тому, что перед литературой и искусством встала новая творческая задача - отобразить духовно-нравственную ситуацию этих лет, осмыслить гражданский и моральный уроки пережитой войны, решать средствами художественного отображения проблему социалистической личности. Преодоление последствий культа личности, восстановление ленинских норм социалистического общежития, активизация политической и трудовой деятельности советского народа в конечном счете обусловили тот мощный приток творческих сил, которым отмечена советская, в том числе и киргизская литература второй половины 50-х-60-х годов.

Одному из наиболее крупных представителей этого поколения Чингизу Айтматову принадлежит весьма знаменательное признание:

Асаналиев К. В ногу со временем. - Фрунзе: Кыргызстан, 1981; Аскаров Т. Восхождение к зрелости,- Фрунзе: Кыргызстан, 1976 ; Садыков А. На пути обновления.-Фрунзе: Кыргызстан, 1980; Лебедева Л. Крутое восхождение.- Фрунзе: Кыргызстан, 1981; Джигитов С. На пути новаторства.- Фрунзе: Кыргызстан, 1977; Д а у т о в К. К новым рубежам. - Фрунзе: Кыргызстан, 1980, и т.д.

Я благодарен судьбе, что мои начальные в литературе годы, конец 50-х- начало 60-х годов, оказались исключительно интересным, обновляющим этапом в истории отечественной литературы. Я имел возможность наблюдать и быть участником живого литературного процесса, когда наиболее отчетливо и резко подлинные ценности отличались от мнимых. Постепенно мы начали постигать значение проблем морально-этических, возникающих в отношениях человека с другими людьми, обществом, убедились, сколь ответственная, сложная задача - нравственное воспитание людей"*.

В настоящее время, когда мы вступили в новое десятилетие (в 80-е годы), когда стали историей пятидесятые, шестидесятые годы и успели удалиться не менее насыщенные в творческом отношении семидесятые, есть смысл оглянуться и осмыслить художественный опыт этих лет, выделить то ценное, непреходящее, что несли и оставили за собой эти десятилетия.

Опыт литературного развития как всей советской, так и каждой национальной литературы за 60-70-е годы нуждается в осмыслении и обобщении, ибо данный период весьма богат литературными событиями, выдающимися произведениями, различного рода сложностями и противоречиями, которые, впрочем, стимулируют всякое развитие, продвижение вперед. К каждой из национальных литератур при-ложимы слова Н.Думбадзе, сказанные им о грузинской литературе 60-х годов: "Критика, который находится в гуще литературных событий Грузии и игнорирует своеобразие "шестидесятников", критиком считать просто нельзя! Я же лично убежден, что шестидесятые годы в истории грузинской литературы являются порой чрезвычайно яркой „2 и насыщенной . Шестидесятилетий перекличка (анкета).- Юность,1978, № 5, • • п

Вопросы литературы, 1978, № I, с.160.

Как бы то ни было, но киргизская проза второй половины 50-х-70-х годов характеризуется рядом особенностей, которыми определяется идейно-художественное своеобразие данного этапа в контексте истории киргизской советской литературы.

Во-первых, в этот период коренным образом изменилось само отношение писателей к литературному герою, как к положительному, так и отрицательному; на смену однобоко выписанных, худосочно-схематичных героев пришли персонажи сложного психологического склада души, люди с совершенно неоднозначными человеческими характерами, судьбами, особенностями мироощущений. Это было, в сущности, одним из главных признаков идейно-эстетической зрелости литературы, твердо усвоившей уроки русской и мировой классики, способной отобразить личность современного человека во всей полноте его жизни, деятельности, психологии. Говоря словами киргизского критика К.Асаналиева, был открыт человек современности*, -и добавим от себя - человек действиятактивной жизненной позиции.

Во-вторых, в киргизской прозе конца 50-х - начала 60-х годов все чаще ставились и анализировались вопросы личностного становления советского человека, этические, гражданские уроки прошедшей войны, влияние НТР на нравственные устои личности.

В-третьих, изучаемое нами литературное двадцатипятилетие характеризуется небывалым расцветом повести, с которой связаны лучшие достижения современной киргизской литературы. Этот жанр со второй половины 50-х годов стал ведущим и определяющим жанром киргизской словесности вообще. Причем, характерно, что повесть превратилась в столь центральный, интересный в стилевом, проблемно

Чсаналие в К. Открытие человека современности. Фрунзе: Илим, 1969, с.146.

- б тематическом отношениях жанр благодаря усилиям писателей именно послевоенного поколения.

С конца 50-х годов повести Чингиза Айтматова, составившие эпоху в развитии киргизской литературы, получили широкое признание литературной и читательской общественности сначала в Советском Союзе, а затем и в ряде европейских стран. Начало 60-х годов в творчестве этого киргизского писателя ознаменовалось широким выходом на литературную арену мира. Сборник "Повестигор и степей" в 1963 году удостоен Ленинской премии, а повести "Прощай, Гульсары" (1967) и "Белый пароход" (1977) отмечены Государственными премиями СССР. Следует заметить, что особая тяга автора к повести как жанру сохранилась вплоть до 80-х годов, до выхода его первого романа "И дольше века длится день" (1980). Лучшие литературные достижения К.Каимова, Ш.Бейшеналиева, Н.Байтемирова, А.Стамова, О.Даникеева, М.Мураталиева, К.Джусупова, К.Акматова, М.Байджиева, К.Джусубалиева, К.Оморкулова, А.Джакыпбекова, М.Сей-талиева, О.Айтымбетова, С.Джетимишева и др. связаны прежде всего с повестью.

Киргизская повесть в ее лучших образцах часто и охотно издат ется центральными и республиканскими издательствами*, завоевывает широкую известность в пределах нашей страны, а наиболее выдающиеся ее достижения стали достоянием мирового читателя.

Каждое сколько-нибудь значительное явление литературы интересно тем, что в нем мы видим отражение тех идей, мыслей и нрав

Киргизские повести,- М.: Советский писатель, 1981; Осенние цветы: Современные киргизские повести,- Фрунзе: Кыргызстан, 1978; Повести. - Фрунзе: Мектеп, 1983; Повести. - Фрунзе: Мектеп, 1982; Повести небесных гор. - Фрунзе: Кыргызстан, 1967; Современные киргизские повести и рассказы. - Фрунзе: Кыргызстан, 1979, и т.д. ственных приобретений, которыми живет современное общество, А все это концентрируется преимущественно в сознании и деянии человека, в его социально-духовном бытии."Литература . всегда стремилась мыслить широко, даже глобально, не забывая при этом, что центр ее интереса, ее точка кипения, ее краеугольный камень - отдельная человеческая личность. Отдельную человеческую личность можно сравнить с фокусом, в котором собраны все воздействия действительности: их изучение дает нам возможность познать через человека содержание, сущность и тенденции времени", - говорит Ч.Айтматов*.

Личность не просто "клетка в многоклеточном сообществе" людей, а активная, творческая сила, от социальной, морально-этической потенции которой зависит в конечной степени судьба общества. Социальная, жизненная активность личности будет возрастать по мере того, насколько интенсивней и реальней переход общественного развития от "предыстории к подлинной истории человечества " (К.Маркс). Еще на заре Советской власти, как бы предвосхищая актуальность и практически важное значение активной жизненной позиции, Владимир Ильич Ленин писал: "Именно поэтому, что мы отстаиваем партийность принципиально . надо всеми силами добиваться того и строжайше следить за тем, чтобы партийность р была не словом только, а делом" (курсив мой - О.И.) .

В эпоху развитого социалистического общества для всесторонней активности человека созданы все условия. Более того, формирование нового человека, его живое, деятельное участие в коммунисо в Ч. В соавторстве с землею и водою.Очерки, статьи,беседы,интервью. -Фрунзе: Кыргызстан,1978, с.373. тическом созидании стало реальностью, завоеванием всего развития советского общества. Логично думать, что такая реальность не может быть обойдена такой чуткой и проникновенной формой обI щественного сознания, как литература.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка осмыслить и обобщить богатый идейно-эстетический опыт киргизской повести второй половины 50-х-70-х годов, сосредоточить внимание на главной ее проблематике - изображении человека в его многочисленных социальных и духовных связях с обществом, временем. Это дает возможность, с одной стороны, проследить за развитием концепции человека, его личности, позволит устанавливать степени соответствия его мировоззренческих, моральных установок его конкретным, реальным поступкам, действиям, выявить идейную позицию автора, творческий метод.

С вступлением советского народа в полосу развитого социалистического общества человек активной жизненной позиции, коммунистической сознательности стал фактом современности, одним из главнейших завоеваний советского общества. Именно такой человек, такой гражданин заключает в себе лучшие революционные традиции нашего народа, построившего социализм, именно в такой личности можно увидеть силу и животворность идей, лежащих на основе передового марксистско-ленинского мировоззрения. На первостепенное значение жизненной, социальной активности советского человека, на перспективность гуманистических, нравственных исканий указали ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 сьезды КПСС. В отчетном докладе ХХУ съезду партии содержатся знаменательные слова: "Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - задача нравственного воспитания"*. О чрезвычайной важности выработки активной жизненной позиции говорилось и в Постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы".

В своей работе диссертант поставил перед собой следующие задачи: определить художественную концепцию личности в киргизской повести второй половины 50-х-70-х годов; выявить идейно-эстетическую позицию авторов в интерпретации личности; проследить за эволюцией положительного героя означенного периода; установить диалектическую взаимообусловленность социалистической личности и ее активной жизненной позиции в зеркале современной художественной прозы Киргизии.

Свою главную цель диссертант видит в том, чтобы определить, как решаются проблемы социалистического гуманизма в ведущем жанре киргизской прозы - повести последних десятилетий, какова идейно-эстетическая подоплека тех или иных интерпретаций человека как биосоциального существа.

Опираясь на марксистско-ленинское учение о литературе как форме общественного сознания, на значительные достижения советского литературоведения в плане обобщения нравственно-этических исканий современной художественной прозы, мы задались целью сделать конкретные научные выводы из рассматриваемого материала, прочертить контуры существенных внутрижанровых тенденций и процессов, познать своеобразие самого историко-литературного развития тех лет, определить место киргизской повести в современном литературном процессе, ее вклад в изображение духовного мира советского человека, в формирование социальной активности современ

Материалы ХХУ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с.77. ника, в понимание общественного долга, активной совести, коммунистической нравст венности.

Общеизвестно, какая огромная роль отведена литературе и искусству в нашей социалистической стране. Можно с полным основанием утверждать, что сбылась мечта великого Ленина - литература поистине стала мощным средством воспитания трудящихся, "частью общепролетарского дела". Поэтому представляется существенным изучить, в какой степени откликаются современные писатели на требования партии, на актуальные задачи формирования нового человека и его личности, его активной жизненной позиции. Важно установить, какая внутренняя связь лежит между концепцией героя (шире-личности): предшествующих лет и проблемой личности в литературном процессе рассматриваемых десятилетий. Такой анализ позволит увидеть как преемственность традиций, так и их обновление на более высоком качественном уровне, коснуться вопросов литературного мастерства авторов, связи с современной действительностью, понимания партийности литературы.

Исходя из убеждения, что в лучших своих образцах киргизская проза смело вступает в широко развернувшийся в последние годы спор об этических возможностях современного человека, о его жизненной позиции, диссертант считал своей задачей соотнести художественные, гуманистические искания киргизских писателей с аналогичными поисками ведущих советских писателей.

Новизна настоящей работы усматривается в том, что на материале киргизской советской литературы впервые исследуется положительный герой как научная проблема, изучается художественная концепция личности в тесной связи с такой проблемой, как активная жизненная позиция. Впервые освещается личность литературного героя в плане нравственно-этическом, образно-психологическом. В сущности, художественно-эстетическое постижение советского человека неразрывно связано с таким определяющим понятием, как социальная, жизненная активность, чувство долга и личной ответственности за все то, что связано с жизнью общества, с социальной средой. Впервые в этой связи в киргизском литературоведении изучается самое значительное художественное явление республики -киргизская повесть.

Научная значимость исследования вытекает из тех доводов, которые приведены выше. Нужно подчеркнуть, что киргизская повесть 60-70-х годов неоднородна в идейно-художественном, проблемно-тематическом отношениях, поэтому и обобщить, дифференцировать, подвергнуть ее научно-критическому анализу, представляется насущной научно-теоретической задачей. Нетрудно, например, убедиться, насколько пристален интерес к духовной и нравственно-этической природе человека особенно в послевоенной советской литературе. Без преувеличения можно сказать, что как в 60-е, так и 70-е годы нравственные поиски, художественное исследование жизненной позиции советского человека определили в значительной степени пафос всего литературного развития.

В киргизском литературоведении пока нет работы, ставившей в центре изучения жизненную позицию героя литературы и художественную концепцию личности. Представляется, что данная работа может внести свою посильную лепту в изучение этих вопросов.

Выводы, к которым пришел диссертант в своей работе, актуализация разрабатываемой проблематики на примере лучших, наиболее признанных киргизских повестей, представленных именами Ч.Айтматова, Ш.Бейшеналиева, Т.Касымбекова, К.Каимова, А.Стамова, С.Джетимишева, М.Байджиева, М.Гапарова, А.Молдакматова, А.Джакыпбекова, К.Джусупова, М.Мураталиева, К.Джусубалиева, З.Сооронбаевой, К.Бобулова и других, имеет и практическую ценность. Дело в том, что, в хронологической последовательности подвергая научно-критическому анализу киргизские повести, мы актуализируем такие насущные практические вопросы, как воспитательная направленность художественной литературы, ее тесная взаимосвязь с жизнью, с нравственными, духовными проблемами воспитания нового человека. Изучение в художественной прозе жизненной^моральной позиции советского человека вплотную подводит к проблемам практически значимым, актуальным. Данное исследование может представить интерес как систематическое обобщение одного из ярких, плодотворных жанров современной киргизской литературы - повести с точки зрения изображения личности положительного героя, его активной жизненной позиции.

Работа может быть рекомендована для спецсеминаров в вузах в качестве обобщающего материала и использована для лекционного курса "Литература народов СССР" на филологических факультетах, на спецкурсах по проблемам положительного героя, художественной концепции личности в киргизской прозе, а также по курсу "Киргизская советская литература"в средней общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

Философско-методологической основой исследования явились основополагающие принципы исторического и диалектического материализма, на которые опирается советская наука о литературе. В качестве исходной методологической базы послужили основоположения классиков марксизма-ленинизма о месте личности и той роли, которая ей отведена в обществе. Согласно их учению, человек в системе социалистических производственных отношений отнюдь не пассивный субьект, а активное, творческое начало, от степени его сознательности, практической деятельности зависима судьба всего общества. Принципиальное значение имеет марксова критика воззрений Л.Фейербаха на категорию деятельности. Маркс критиковал его за то, что "человеческую деятельность он берет не как предметную деятельность" и "не понимает поэтому значения" революционной", "практически-критической" деятельности"*.

Ф.Энгельс видел в социализме общество, "в котором общественный интерес уже не отличается от интереса каждого отдельного лир ца . А В.И.Ленин в деятельном участии каждого члена в жизни общества видел преимущество социализма. Для основателя Советского государства суть и ценность коммунистической партийности COO'S тояла прежде всего в единстве слова и дела .

Важное методологическое значение имели материалы ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, постановления ЦК партии по идеологическим вопросам. Диссертант также опирался на труды ведущих советских литературоведов, ученых-философов, социологов и психологов, в разное время разработавших проблему личности и ее социальной активности в тех или иных научных аспектах.

Материалом для диссертационного исследования послужили, как уже отмечалось, наиболее признанные и заслуживающие внимания с точки зрения идейно-эстетической значимости киргизские повести второй половины 50-х-70-х годов.

Апробация работы. Основное содержание диссертации изложено в сообщениях, сделанных на республиканской конференции "Роль русского языка в развитии киргизского литературного языка" в 1983 г., на республиканских научных конференциях молодых ученых АН Киргизской ССР 1980, 1981, 1982 годах. Основные положения исследования нашли отражение в книге диссертанта "Адабий классиканын азьгркы М а р к с К., Энгельс Ф. Соч. ,т.З, с.1.

2 Т а м же, т.2, с.538. о Л е н и н В.И. Полн.собр.соч., т.19, с.224. емуру;;( Современная жизнь литературной классики) в статье "Концепция человека в творчестве Айтматова", на страницах журнала "Ала-Тоо" в статье "О современных повестях", а также в статье, опубликованной в еженедельнике "Кыргызстан маданияты", под названием "Активная жизненная позиция и положительный герой".

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Активная жизненная позиция и концепция личности в киргизской повести второй половины 50-х - 70-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя наиболее признанные и значительные в идейно-художественном отношении киргизские повести второй половины 50-х-70-х годов, мы попытались рассмотреть это уникальное, отмеченное новаторской сущностью явление последовательно и систематически, поставив во главу угла проблему личности, ее жизненную позицию. Причем под определением "жизненная позиция" подразумевался весьма широкий спектр идейно-нравственных проявлений, раскрывающих социальную, гражданскую, морально-этическую сущность социалистического типа личности. Такая направленность анализа позволила обострить этологический пафос исследования, обратить особое внимание на жизненную позицию, которую занимают литературные герои в конфликтных ситуациях, в момент нравственного испытания, да и вообще в жизни. Кроме того, такая направленность анализа не могла не выявить те идейно-художественные поиски, которые вплотную привели современных киргизских писателей к изображению человека нашей социалистической эпохи в ясно выраженной концептуальной основе. Именно здесь установлены нами те схождения и типологические связи, которые проступают в художественной интерпретации личности на фоне ее жизненной, гражданской позиции. Именно на этом сложном скрещении социальных, идейно-нравственных устремлений вырисовывался некий обобщенный образ современника, во всем и везде проявляющего нравственную активность, гражданскую зрелость. Получила, наконец, контрастирующий фон и та концепция человека, которая, однако, не смогла вызвать энтузиазм или сочувствие у критиков в силу атрофированности гражданских, социальных устремлений героя, созерцательности нравственного отношения к миру. В отдельных произведениях подмена подлинных гражданских страстей биопсихологическими ощущениями, деяния и активной жизненной позиции - отвлеченно-созерцательным философствованием, упованиями

- 148 на "животную природу" человека и т.д. явно не гармонировала с ведущими социально-этическими тенденциями современной советской действительности, оставляя впечатление ущербности мировоззрения, определенной идейно-эстетической чужеродности. То же самое можно сказать и о тех проанализированных нами произведениях, где герои поглощены скорее потребностями собственного тела, нежели духа, не вовлечены в сферу общественно значимых интересов, социального созидания. Все эти особенности и тенденции киргизской повести второй половины 50-х-70-х годов в данном исследовании подвергнуты научно-критическому анализу и освещены с позицией марксистско-ленинского учения о морали и личности.

Исходя из вовлеченного в анализ художественного материала, можно со всей определенностью утверждать, что изображение сильных, волевых личностей, умеющих во имя добра и человечности, подлинной нравственности, высоких патриотических целей бороться самым активным образом, способных проводить в жизнь идеалы коммунистической идейности, личной самоотверженности, есть мощная идейно-художественная тенденция, пульсирующая еще со второй половины 50-х годов по сей день. Сказанное, конечно, не означает, что в киргизской литературе до этого- не было героев активного нравственного, социально-гражданского начала. Отнюдь нет. Но герои литературы конца 50-х и 60-70-х годов тем именно и отличаются от героев предыдущих лет, что они изображались в тесном соотнесении с жизненной правдой, тенденциями общественно-социальной жизни народа, и, самое главное, были преодолены прямолинейная декларативность, статичность в обрисовке характеров, почти народно-эпическая неуязвимость положительных образов, характерные киргизской прозе предшествующих лет. С конца 50-х годов на первый план вышел образ человека, относящегося ко всему с позиции коммунистической нравственности, осознанной гражданственности,

- 149 а такая активная позиция вырабатывалась у героя не иначе, как через становление его как личности, как гражданина. Отсюда и произошла наполненность психологической жизни героев, усилился интерес к их духовным, этическим запросам. Все это , вместе взятое, и обусловило новую ступень развития, зрелость киргизской прозы, в частности, такого ее наиболее признанного и ведущего жанра, как повесть второй половины 50-х-70-х годов. Есть полное основание утверждать, что это было необычайно плодотворное и насыщенное в идейно-эстетическом отношении двадцатилетие, представляющее собою живую картину крутого литературного восхождения к рубежам зрелости. Такое ускоренное развитие киргизского художественного слова связано прежде всего с творчеством писателей, пришедших в литературу в 50-е годы. Именно в конце 50-х и начале 60-х годов появились широкоизвестные повести Чингиза Айтматова, которые составили, можно считать, целую эпоху в истории киргизской советской литературы. И тем интересней отметить, что верность писателя к повести как жанру, сохранилась до самого недавнего времени. Пока исключение составляет лишь роман "Буранный полустанок" (1981), как бы венчающий давнюю тягу автора к романизации повести. Впрочем, романный потенциал чувствовался еще в "Материнском поле", которое можно было бы назвать повестью-эпопеей, подобно тому, как Л.Якименко называет "Судьбу человека" М.Шолохова "рассказом-эпопеей"*. Черты романного мышления были явственны и в повести "Прощай, Гульсары", жанровую особенность которой К.Зелинский определил как роман. Но как бы то ни было, черты монументальности приобретали почти многие повести этого мастера, благодаря тому, что в центре повествования находился

Чкименко Л. Творчество Шолохова. Изд-е 3-е, -М.: Советский писатель, 1977, с.601. человек новой социальной формации, человек необычайной воли к жизни, активной нравственной и гражданской позиции. И Сейде в повести "Лицом к лицу" и Джамиля из одноименного произведения, и Толгонай, и Алиман из "Материнского поля", Дюйшен : из "Первого учителя" и Танабай из "Прощай, Гульсары" доказали чрезвычайную важность нравственного, гражданского отношения к делу, к общественному долгу, и масштабы личности расширялись, укрупнялись по мере того, как она чувствовала лежащую на себе моральную ответственность за все, что происходит вокруг.

Творческие поиски Ч.Айтматова наглядно показали, что постигать современную жизнь означает постигать прежде всего человека, его нравственно-этический, социально-гражданский потенциал.Осознание этой истины в 50-70-е годы вызвало к жизни десятки произведений, в которых на первый план вышло не событие, не обстоятельства, а сама личность, жизненная позиция которой отличалась необычайной внутренней интенсивностью, духовно-психологической наполненностью. Именно в эти годы создание героического характера, характера, так сказать, воинствующей гражданской страсти, осознавалось как потребность времени, как долг советского художника. В этой связи показательны критические выступления Ч.Айтматова, который в статьях "Создадим яркий образ коммуниста" (1963), "Горжусь моим современником" (1963), "Ответственность перед будущим" (1967) изложил не только собственное идейно-эстетическое кредо о положительном герое, но и призвал собратьев по перу решить важную творческую задачу - создать образ человека, смотрящего на жизнь широко, принимающего близко к сердцу заботы времени, обостренно чувствующего ответственность за будущее. Именно такие герои были выведены в лучших повестях К.Каимова, 0.Даникеева, А.Джакыпбекова, А.Стамова, М.Байджиева, Ш.Бейшеналиева, Ш.Абды-раманова, М.Гапарова, К.Джусупова и др. В данном исследовании мы попытались указать не только на мощное воздействие айтматовских гуманистических поисков на других прозаиков, но и на яркую творческую индивидуальность каждого из них, сумевших создать собственный художественный мир, жизнеотношение. В этой связи нельзя не вспомнить слова академика Б.М.Храпченко о том, что "своеобразие литературы заключается не только в том, что общее раскрывается через индивидуальное, но резче всего в следующей особенности: как общее, так и индивидуальное представляют собой эстетически значимые начала, и оба они представляют собой предмет научного исследования" (30, 248).

Указывая на тенденцию изображения героя, в жизнедеятельности которого нравственная инициативность тесно сопряжена с огромной волей к жизни, готовностью активно защищать общие интересы, мы установили несколько иное понимание человека, иную гуманистическую концепцию, доминирующую, например, в творчестве киргизского прозаика К.Джусубалиева. В его повести "Солнце не окончило автопортрет" (1963), в рассказах "Толубай сынчы", "Зима" (70-е годы) выведены герои, как бы отрекшиеся от активного вмешательства в жизнь, ("Мы действующие лица огромной сцены" - говорит Раман), не поддающуюся изменению в лучшую сторону. Впрочем, о вмешательстве в жизнь, об изменении, нравственном улучшении ее они и не помышляют. Созерцательность жизнеотношения, отсутствие духа борьбы делают героев К.Джусубалиева отстраненными от общей духовной тенденции, социально аморфными. Отсутствие воли к жизни, ущербность мироощущения неизбежно придают героям названной повести черты нравственной неполноценности, отчужденности. И совершенно естественно поэтому, что бегство героев К.Джусубалиева от конкретной борьбы, от жизни кончается ни чем иным, как беспросветной апатией, пессимизмом. Такая концепция героя писателем развита и в некоторых рассказах 70-х годов. И не случайно нами

- 152 обращено внимание на, скажем, его рассказ "Толубай сынчы", где автор, пытаясь осмыслить старую киргизскую легенду о великом берейторе скакунов Толубае, изображает народные массы как аморфную, хоатичную толпу, влекомую инерцией общего потока событий. Б этом автор усматривает причину того, что никто не стал возражать и не попытался спасти великого Толубая, когда хан приказывает выколоть ему глаза. Осознание гениальности Толубая происходит позже, и только тогда народ начинает роптать, постепенно возвышая его до степени нарицательного героя. И на этот раз сказалась, по замыслу автора, та же инертность, влекомость, аморфность народных масс. Конечно, такое понимание роли народа совершенно не выдерживает научной критики, более того, оно лишено реальной почвы и в сущности антиисторично.

Б диссертации установлено, что в некоторых киргизских повестях 60-70-х годов имело место и такое понимание литературного героя, который не занимает сколько-нибудь определенную нравственную, гражданскую позицию в жизни. В таких произведениях герой все видит и слышит, все констатирует в своем сознании, но-только не выражает собственную позицию на деле (например, повесть С.Дже-тимишева "Отблески времени"). Или же нередко изображался некий внесоциальный, функционирующий только в "сфере" фривольно-любовных драм герой, который на протяжении всего произведения ни разу не заикается о делах общественных, о долге, не говоря уже о том, что эта сторона (т.е. общественно-социальная) жизни личности вообще игнорируется некоторыми писателями (например, повесть О.Айтымбетова "Жаворонья степь", М.Сейталиева "Человек на щебне", отдельные рассказы К.Сактанова, того же О.Айтымбетова и др.). Б названных произведениях в качестве духовного определителя жизнедеятельности человека, его нравственно-этического потенциала указаны сугубо био-психологические факторы, и ничего удивитель

- 153 ного не было в том, что герои таких произведений неизменно терпели поражение у самих себя, пасуя перед биологическими прихотями тела. В диссертации такая концепция человека подвергнута надлежащей критике с позиций марксистско-ленинского учения о человеке как ансамбле общественных отношений, способном изменять мир, а таким образом и себя в лучшую сторону.

Пафос активного утверждения добра и высокой нравственности, доминирующий в киргизских повестях 70-х годов, рассмотрен в тесной связи с концепцией человека, в личностных параметрах которого отразились идейно-эстетические поиски и художнические позиции самих авторов. Повести Ч.Айтматова, К.Каимова, М.Гапарова, К.Акматова, М.Сейталиева, К.Джусупова, А.Молдакматова и др. свидетельствует о том, что концепция мира и человека, развитая в лучших киргизских повестях конца 50-х и 60-х годов, в 70-е годы была поднята на новый идейный и художественный уровень, причем концеп^уальность обрисовки героев, их нравственно-этической позиции стала еще более подчеркнутой и тенденциозной в положительном смысле слова. Идейный и нравственный пафос лучших киргизских повестей можно было бы определить как активно-г уманисти-ч е с к и й , а отношение писателей к современному человеку можно назвать требовательным и самым деятельным. Такая "требовательная любовь" у лучших киргизских писателей основана на вере в нравственные и этические возможности советского человека, современного труженика. Поэтому, как и во всей советской литературе, в киргизской прозе 70-х годов возросла и активизировалась та самая учительная тенденция , о наличии которой в современной литературе нашей многонациональной страны пишет Н.Л.Лейдерман в своем исследовании "Движение времени и законы жанра" (1982). Наши наблюдения о ведущих идейно-художественных чертах киргизской повес

- 154 ти второй половины 50-х-70-х годов свидетельствуют о том, что указанная тенденция своими корнями уходит прежде всего в гуманистические традиции всей советской литературы. Несомненно, что произведения Н.Островского, А.С.Макаренко, А.Фадеева, М.Шолохова, М.Шагинян, появившиеся до и после войны, а также поэма "Дневные звезды" О.Бергольц, о которой, например, Ч.Айтматов часто вспоминает в статьях начала 60-х годов, роман Ю.Смуула "Ледовая книга", Л.Гранина "Иду на грозу", "Эта странная жизнь", Р.Гамзатова "Мой Дагестан" и многие др. имели самое прямое воздействие на идейную направленность художественных поисков киргизских писателей. В то же время, по-видимому, нельзя упускать из виду и тот факт, что взаимодействие национальных литератур с общесоюзным художественным процессом существенно расширилось. Некоторые критики и исследователи признают, как известно, обратное влияние лучших произведений национальных литератур на общесоюзное- литературное развитие*. В этом следует видеть прежде всего особенности современной культурной жизни страны, где прежняя отсталость национальных окраин преодолена и стадия выравнивания социального, интеллектуального уровня народов Советского Союза стала фактом истории.

В диссертации рассмотрена также та разновидность повестей, в которых мир детства, подросткового возраста послужил интереснейшим материалом для художественных обобщений. В первую голову, разумеется, должны быть названы повести Ч.Айтматова 70-х годов. К этому периоду человеческой жизни не раз обращались и К.Каи-мов, и Ш.Бейшеналиев, и К.Джусупов, и А.Стамов, и М.Гапаров, повести которых, несомненно, определяют идейно-эстетический уро Напр. литературовед В.Лавров установил идейно-сюжетное сходство повести Ч.Айтматова "Лицом к лицу" с повестью В.Распутина "Живи и помни" и радом др. произведений. Число таких примеров можно увеличить - И.О. вень современной киргизской литературы. Их произведения, в центре которых изображена личность, находящаяся в становлении и гражданском созревании, подвергнуты анализу и рассмотрены в аспекте главной научной проблематики данного исследования. Установлено, что сознание общественного долга и личной ответственности за происходящее, претворение требований нравственно-этического идеала в реальность в конечном итоге формирует в герое то самое, что мы обычно называем активной жизненной позицией. Выработать такую позицию невозможно без приведения в органическое единство слова и конкретного дела, а "констатирование", умение лишь в мыслях, словах различать добро и зло, гуманизм и жестокость без активного действия против искоренения тех самых негативных, антигуманных начал не есть истинная нравственность. В этой связи громадное значение имеет отношение В.И.Ленина к этой проблеме: ". Именно поэтому, что мы отстаиваем партийность принципиально. надо всеми силами добиваться того и строжайше следить за тем, чтобы партийность была не словом только, а делом". (3,19, 224). Киргизская литература, составляющая органическую часть многонациональной советской художественной культуры, в лучших своих образцах культивирует именно эти черты советского человека, его коммунистическую идейность, гражданскую зрелость, высокую нравственность, формирующие его активную жизненную позицию в эпоху интенсивного социалистического созидания.

 

Список научной литературыИбраимов, Осмонакун, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т.4. - с.419-459.

3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф., - Соч., 2-е изд., т.З. - с.1-4.

4. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

5. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. Полн. собр.соч., т.17. - с.206-213.

6. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр. соч., т.2. - с.505-550.

7. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч.,т.41. - с.298-318.

8. Ленин В.И. Речь на обьединенном заседании 17 января 1919 г. -Полн.собр.соч., т.37. с.425-426.

9. В.И.Ленин о литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1979, - 827 с.

10. Документы КПСС, выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства

11. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.

12. Материалы ХХУ сьезда КПСС. М.: Политиздат, 1976.- 256 с.

13. Материалы ХХУ1 сьезда КПСС. М.: Политиздат,1981. - 223 с.12. 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979.

14. М.: Политиздат, 1979. 15 с.

15. О литературно-художественной критике. Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 года. Правда, 1972, 25 января,

16. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983. - с.27-66.

17. Алиев Г.А. Формирование активной жизненной позиции: опыти актуальные проблемы нравственного воспитания. М.: Политиздат, 1979. - 16 с.

18. Литературоведческие работы общего характера

19. Белинский В.Г. Избранные статьи. М.: Советская Россия, 1979. - 389 с.

20. Горький A.M. Статьи, доклады, речи, приветствия. Собр. соч. в 30-ти томах, т.27. - М.: Художественная литература.- с.540.

21. Макаренко А.С. 0 коммунистическом воспитании. М.: Учпедгиз, 1956. - 579 с.

22. Л.Н.Толстой о литературе. М.: Советский писатель, 1958.- 767 с.

23. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

24. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. 2-е изд.,доп.- Л.: Художественная литература, 1978. - 223 с.

25. Движение жизни и литература: Современные проблемы социалистического реализма. Сб.статей.- М.: Советский писатель,1978.- 405 с.

26. Дымшиц А. В великом походе. М.: Советский писатель, 1962.- 443 с.

27. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -3-е изд., доп. и перераб. М.Современник, 1982. - 288 с.

28. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. Сб.статей. М.: Советский писатель, 1978. - 271 с.

29. Новиков В.В. Движение истории движение литературы: Наследие и стилевое богатство соврем.сов.литературы.- М.: Советский писатель, 1982. - 575 с.

30. Овчаренко А.И. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Современник,. 1975. - 622 с.

31. Петров С.М. Критический реализм. М.: Современник, 1974. - 375 с.

32. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1973. - 504 с.

33. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 3-е изд. - М.: Советский писатель, 1975.408 с.

34. Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. -М.: Советский писатель, 1961. 667 с.

35. Монографии, книги, сборники, статьи

36. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам всесоюзн.науч.-практ.конференции в Баку, 25-27 апреля 1979 г. (Сост. В.Ф.Провоторов). М.: Политиздат, 1979. - 349 с.

37. Активность личности в социалистическом обществе (Сб. статей. Редкол.Г.Ярошевский и др.). М.: Наука, 1976. - 278 с.

38. Алиева С. Момент истины: Заметки о герое соврем.многонац. прозы. Знамя, 1982, » 12. - с.219-234.

39. Анисимов С. Воспитание активной жизненной позиции строителя коммунизма. Политическое самообразование, 1976, № 12. -с.25-34.

40. Артыкбаев К. История киргизской советской литературы. Фрунзе: Мектеп, 1982. - 528 с. - кирг.

41. Артыкбаев К. Приметы времени: Статьи*- Фрунзе: Кыргызстан, 1980. 245 с. - кирг.

42. Архангельский Л.М. Социально-этическая теория личности.- 159 -- М.: Мысль, 1974. с.178.

43. Архангельский Л.М. Социологические исследования нравственного развития личности.- Социологические исследования, 1983,1. I.- с.197-201,

44. Асаналиев К. Открытие человека современности,- Фрунзе: Кыргызстан, 1967. 150 с,

45. Асаналиев К. В ногу со временем: Статьи. Фрунзе: Кыргызстан, 1981. - 232 с. - кирг.

46. Аскаров Т. Восхоящение к зрелости: Статьи.- Фрунзе: Кыргызстан, 1976. 312 с.

47. Аскаров Т. Время поисков, творчества, свершений. Дружба народов, 1981. № 4. - с.8-12.

48. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи, беседы, интервью. 2-е изд. - Фрунзе: Кыргызстан, 1979. -406 с.

49. Бердыклычев 0. Активная жизненная позиция героя-современника (Изв.АН ТССР). Серия общественных наук, 1982, № I. -с.87-90.

50. Блюмкин В. Нравственные качества и активная жизненная позиция личности.- Политическое самообразование, 1979, № I, -с.53-59.

51. Бобулов К. Пути развития социалистического реализма в киргизской прозе.- Фрунзе: Мектеп, 1969.—168 с.

52. Борбугулов М. Единство национального и интернационального: Статьи.- М.: Советский писатель, 1979. 278 с.

53. Борбугулов М. Пафос жизнеутверждения: Заметки о современ. кирг.прозе. Литературный Киргизстан, 1975, № 5. - с.105-118.

54. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современ.совет.црозы. М.: Советский писатель, 1982.-423 с.

55. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в соврем.совет.литературе.-М. Художественная литература, 1977г-364с

56. Бочаров А.Г. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоен. прозе о войне. М.: Советский писатель, 1973. - 456 с.

57. Быков В. Великая академия Жизнь. - Вопросы литературы,1975, П. - с.126-145.

58. Бытие как деяние: Положительный герой в советской литературе.-Литературная газета, 1983, 9 февраля,- Подпись: Литератор.

59. Гачев Г. Чингиз Айтматов и мировая литература.- Фрунзе: Кыргызстан, 1982. 287 с.

60. Герои современности: Характер и обстоятельства: Образ совре-мешшка в соврем.совет.литературе.- Литературная газета,1973, 7 февраля.- с.2-3. Подпись: Литератор.

61. Гусейнов Ч. Формы,, общности советской многонациональной литературы.- М.: Мысль, 1978. 181 с.

62. Дементьев В. На стрежне.жизни: 0 воплощении героич. черт, современника в совет.литературе.- Волга, 1983, № 4, -с.129-136.

63. Джигитов С. На пути новаторства: Статьи. Фрунзе: Кыргызстан, 1973. - с.190. - кирг.

64. Дмитриев В.А. Гуманизм советской литературы.- М.: Мысль, 1980. 256 с.

65. Дубинин Н.П., Карпец Н.Н. , Кудрявцев В.И. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1982. - 304 с.

66. Кедрина 3.С. Главное человек: некоторые общие черты, соврем, реализма.- М.: Советский писатель, 1972. - 406 с.

67. Киргизская литература и современность: Сб.статей. Фрунзе: Илим, 198I. - 148 с.

68. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х годов. М.: Наука, 1983. - 271 с.

69. Козаченок П.П. Нравственный мир молодого современника в советской повести 70-х годов: Автореф.дис. .канд.филол.наук.-М.: 1976. 22 с.

70. Кон И.С. Социология личности,- М.: Политиздат, 1967. -383 с.

71. Концепция личности в литературе развитого социалистического общества: Сб.статей. М.: Изд-во АН Арм.ССР, 1980. - 371 с.

72. Концепция человека в эстетике социалистического реализма. Ред.коллегия: Л.Г.Якименко и др. М.: Мысль, 1977. - 261 с.

73. Кохман Т. Герои и обстоятельства: Заметки о соврем.кирг. повести.- В мире книг, 1981. № 5. с.57-59.

74. Краминов А.Д. Проблема социально-активного героя в советской прозе 70-х годов: Автореф. дис. .канд.филол.наук. М.: 1980 . - 25 с.

75. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в совр. прозе. М.: Советский писатель, 1975. - 563 с.

76. Кузнецов Ф.Ф. Размышления о нравственности.- М.: Советская Россия, 1978. 411 с.

77. Лавров В. Человек. Время. Литература: Концепция личности в многонац.совет.литературе.- Л.: Художественная литература, 1981. 222 с.

78. Лайлиева И. Повесть жанр серьезный. - Литературный Киргиз-стан, 1980, » 4. - с.108-114.

79. Лебедева Л. Крутое восхождение. —Фрунзе: Кыргызстан, 1971. 156 с.

80. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жащювые закономерности развития совет.прозы 70-х годов. Свердловск.: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1982. - 254 с.

81. Леонов Б. Выбор героя: Молодой современник в повестях и рассказах. Литературная газета, 197I, 9 сентября.- с.5.

82. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

83. Личность в XX столетии: Анализ бурж.теорий /Редколл.: акад. М.Б.Митин (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 263 с.

84. Ломвдзе Г.И. Нравственные истоки подвига: современная литература и Великая Отечественная война. М.: Советский писатель, 1975. - 246 с.

85. Методологические проблемы современной литературной критики (сб.статей). М.: Мысль, 1976. - 350 с.

86. Моральный выбор (Под общей редакцией А.И.Титаренко). М.: - Изд-во МГУ; 1980. - 344 с.

87. Мурзинов Г. Жизненная позиция: Наш современник в литературе. Звезда, 1983, № I. с.195-203.

88. Новиков В. На главном пути: Образ положительного героя соврем, многонац. прозы.- Литературное обозрение, 1983, № I. -с.9-16.

89. Овчаренко А.И. Семидесятые годы (Об изображении советской жизни и советского человека в прозе 70-х). Русская литература, 1983, № 2. - с. 13-20.

90. Озмитель Е.К. Современность источник поисков, новаторства, мастерства: Из опыта литератур наших дней. - Фрунзе: Кыргызстан, 1977. - 212 с.

91. Олейников Б. Прежде всего активная позиция: 0 положительном герое соврем.литературы. - Литературная газета, 1982, 25 августа, с.4.

92. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока.- М.: Наука, 1972. 266 с.

93. Оскоцкий В. Негасимое пламя костра: Историко-революц. тема в совет.многонац.прозе.- М.: Знание, 1978. 128 с.

94. Оскоцкий В. Человек во времени: Об изображении соврем.героя в многонац.совет.литературе. Литературная учеба, 1979,6. с.109-126.

95. Ибраимов 0. О современных повестях: Вопросы соврем.киргизской прозы. Ала-Тоо, 1980, № 9. - с.154-160. - кирг.

96. Иванова Л.В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. М.: Наука, 1979. - 200 с.

97. Психология личности. Тексты (Под ред. Ю.П.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 283 с.

98. Разумная И.С. Идейно-нравственное решение проблемы совести в творчестве Ч.Айтматова: Автореф.дис. .канд.филол.наук. Фрунзе, - 1981. - 20 с.

99. Рудов М.А. 0 киргизской повести. Предисловие. В кн.: Киргизские повести,- М.: Художественная литература, 1981.с.3-14.

100. Рудов М.А. Создавая образ современника. Заметки о соврем, кирг.прозе.-Литературный Киргизстан,1980, № 4. с.71-78.

101. Садыков А. Наш современник в киргизской советской прозе последних лет. Литературный Киргизстан,1977. № 2. - с.105-116.

102. Садыков А. Повесть на страницах журнала: Проблемы развития жанра в соврем.киргизской прозе. Литературный Киргизстан, 1974, № 2. - с.99-104.

103. Сарабьянов 0. Семен Чуйков. 2-е изд., испр.и доп.- М.: Советский художник, 1976. - 266 с.

104. Социалистический реализм в современной киргизской литературе (Ред.колл. Е.К.Озмитель (отв.редактор) и др.). Фрунзе: Илим, 1979. - с.122.

105. С чего начинается личность. (Введ.и общ.ред. Р.И.Косолапо ва). М.: Политиздат, 1979. - 238 с.

106. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М.: Наука, 1977. - с.178.

107. Твоя жизненная позиция. М.: Московский рабочий, 1979. -с.154.

108. Титаренко А.Н. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. - 278 с.

109. Туратов Д. Время и герои. Фрунзе: Илим, 1974. - 150 с.

110. Формирование активной жизненной позиции людей развитого социализма (сборник): АН ЭССР, (под.ред. А.Н.Горячевой).- Таллин, АН ЭССР, 1982. 184.

111. Фролов И.А. Перспективы человека: Опыт комплекс, постановки цробл.,дискус., обобщения.- М.: Политиздат, 1979. -336 с.

112. Финкельстейн Г. Комментарии к рассказам: В кн.: Э.Хемингуэй. Рассказы (на англ.яз.) М.: Прогресс, 1975. - 273 с.

113. Хлыпенко Т. По пути реализма: Становление реалистической концепции характера в кирг. прозе. Литературный Киргиз-стан, 1974, № 3. - с.82-81.

114. НО. Хоролец С. Культура и социальная активность.- Фрунзе: Илим, 1980. 56 с.

115. Эркебаев А. Контрасты киргизской прозы: Статьи.- Фрунзе: Кыргызстан, 1983. 138 с. - кирг.

116. Якименко Л. Творчество М.Шолохова: Монография.- 3-е изд., доп. М.: Советский писатель, 1977. - 638 с.

117. Якименко Л. На дорогах века: Актуальные вопросы сов.литературы . М.: Художественная литература, 1973. - 366 с.1. Произведения писателей

118. Абдыраманов Ш. Жизнь открыла нам глаза: Повесть и рассказы.- М.: Советский писатель, 1969. 199 с.

119. Абдыраманов Ш. Приговор: Повести.- Фрунзе: Кыргызстан, 1969.- 199 с. кирг.

120. Акматов Толонду: Тоска. Повести рассказы. Фрунзе: Мектеп, 1969. - 186 с. - кирг.

121. Айтматов Ч. Избранное.- Фрунзе: Кыргызстан, 1971. 620 с.- 165

122. Айтматов Ч. Повести гор и степей. М.: Художественная литература, 1980. - 238 с.

123. Байджиев М. Тропа: Повесть, раосказы. Фрунзе: Мектеп, 1966. - 140 с. - кирг.

124. Байтемиров Н. Избранное. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. -561 с. - кирг.

125. Бейшеналиев Ш. Сын Сарбая, Аманат: Две повести.- М.: Детская литература, 1978. 329 с.

126. Бейшеналиев Ш. Сыны гор: Повести.- М.: Воениздат, 1972. 240 с.

127. Бобулов К. Девушка с югаг Повесть, рассказы.- Фрунзе: -Мектеп, 1983. с.175. - кирг.

128. Галаров М. Дикий гусьг Повести, рассказы.- М.: Советский писатель, 1976. 256 с.

129. Галаров М. Розовый клевер: Повести. Фрунзе: Кыргызстан, 1980. - 168 с. - кирг.

130. Горные родники: Киргизские рассказы. М.: Художественная литература, 1976. - 288 с.

131. Даникеев 0. 0мур белестери: Повести, рассказы.- Фрунзе: Мектеп, 1970. 208 с. - кирг.

132. Джакыпбеков А. Мы выросли без отцов: Повесть, рассказы.-Фрун-зе: Кыргызстан, 1969. 238 с. - кирг.

133. Джакыпбеков А. Суровое направление: Повесть.- Фрунзе: Мектеп, 1966. 162 е.- кирг.

134. Джусубалиев К. Солнце не окончило автопортрет: Повесть, рассказы.- Фрунзе: Мектеп, 1967. III с. - кирг.

135. Джусупов К. Лесорубы: Повести, рассказы.- М.: Советский писатель, 1975. 310 с.

136. Наймов К. Зимние мотивы: Повести.- Фрунзе: Кыргызстан, 1977. с.143.

137. Касымбеков Т. Пора зрелости: Повести, рассказы, драма. -Фрунзе: Мектеп, 1976. 475 е.- кирг.

138. Киргизские повести.- М.: Художественная литература, 1981*- 543 с.

139. Молдокматов А. Тюльпан: Повести, рассказы.- Фрунзе: Кыргызстан. 1974. 119 с. - кирг.

140. Мураталиев М. Две жизни: Повести, рассказы.- М.: Советский писатель, 1978. 278 с.

141. Осенние цветы: Современные киргизские повести. (сост.Ш.Абдыл-даев).- Фрунзе: Кыргызстан, 1978. 536 с.

142. Повести. (Сост.К.Асаналиев).- Фрунзе: Мектеп, 1983. 384 с.- кирг.

143. ПовестиДСост.К. Асаналиев ). Фрунзе: Мектеп, 1982. -348 с. - кирг.

144. Повести небесных гор: Фрунзе: Кыргызстан, 1967. - 731 с.

145. Сейталиев М. Небесные горы: Повести, рассказы.- Фрунзе: Мектеп, 1979. 226 с. - кирг.

146. Современные киргизские повести и рассказы.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975. 376 с.

147. Стамов А. После ливня: Повести,- М.: Молодая гвардия, 1980.- 303 с.

148. Токомбаев А. Мы были солдатами: Повести дия, 1974. 320 с.- М.: Молодая гвар