автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960-1970-е годы)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Байгазиев, Советбек Орозканович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Фрунзе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960-1970-е годы)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Байгазиев, Советбек Орозканович

Введение .3

I ГЛАВА: Ситуация испытаний и духовно-нравственного возмужания молодого героя в драматургии

60-х годов.20

П ГЛАВА: Моральный выбор героя в драматургии 70-х годов как выражение нового уровня духовно-нравственной жизни личности.81

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Байгазиев, Советбек Орозканович

Актуальность темы и степень ее разработанности. ".государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно подчеркивал В.И.Ленин. Эти ленинские мысли отражаются в различных документах партии и правительства.

Великое дело - строительство коммунизма, - указывалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХ1У сьезду партии, - невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутр ренней зрелости людей . Необходимо отметить, что развитой социализм, который построен в СССР именно был обусловлен не только экономическими, социально-политическими, культурными достижениями, но и таким важным показателем, как становление и укрепление социалистической нравственности. Коммунистический строй - высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, нравственная саморегуляция людей. Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко в своей речи на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2 марта 1984 года подчеркнул: "Строить социализм и совершенствовать его - значит не только возводить современные заводы и электростанции, украшать нашу землю, наши села и города. Это непременная, но отнюдь не единственная забота коммунистов. Преобразуя условия жизни людей, необходимо в то же

Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о мире

26 октября (8 ноября). - Полн.собр.соч., т.35, с.21. р

Материалы ХХ1У сьезда КПСС. - М.: Политиздат, 197I, с.83. время делать все для их идейно-нравственного возвышения. Ясно, что без большой работы по духовному развитию людей, их социалистическому воспитанию с задачами совершенствования зрелого социализма не справиться"^.

Как видно, ныне усилия нашей партии по коммунистическому воспитанию советского человека направлены на то, чтобы превратить общественно полезную деятельность людей в личную потребность, чтобы принципы и нормы коммунистической морали стали индивидуальными качествами каждой личности, а цели и идеалы нашего общества личным мировоззрением каждого человека. Это сложнейшая задача.

В деле идейно-нравственного воспитания людей нельзя аппелиро-вать только к сознанию, разуму, то есть, нельзя сводить дело лишь к этическому просвещению, словесному назиданию, информационному освоению категорий и принципов морали, идеалов нашего социалистического строя. "Процесс формирования нового человека, превращения гражданина в сознательного и активного строителя коммунизма непрерывен, и эта проблема не только идеологической работы, а и всей нашей жизни. Здесь недостаточно одних лекций, докладов, школ, р семинаров при всей их очевидной значимости" - писал журнал "Коммунист" в своей передовой статье.

Жизненно-этические принципы становятся личным качеством человека, если они пропущены через внутренний мир личности, выстраданы ею, пережиты, обогащены личным отношением, эмоционально закреплены. Приобщение к высоким нравственным истинам есть дело не только рационального постижения, но прежде всего эмоционально

Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы

2 марта 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с.13. р

Идеологическую работу - на уровень задач совершенствования развитого социализма. - Коммунист, 1983, № 10, с.10. го усвоения этических категорий - усвоения, отражающегося на всех участках эмоциональной сферы сознания: на чувствах, страстях, настроениях. В чувственном, эмоциональном закреплении идейно-нравственных принципов во внутреннем мире человека незаменимую роль играет художественная литература и искусство. Недаром сказал А.В.Луначарский, что "искусство есть колоссальной силы воспитательное средство. Это есть, быть может, самая могучая форма агитации, какая когда-либо существовала"

В отличие от этического воспитания, основанного только на убеждении в правомерности и необходимости определенных норм поведения, литература использует и подражание, и "заражение" - через накал чувств и страстей, создающих особый эмоциональный заряд и тем самым психологически содействуя "переводу" этических знаний во внутренние установки личности, в мотивы поведения. Отдавая должное волшебной силе искусства Ф.Энгельс, например, отмечал, что картины немецкого живописца К.Гюбнера, показывающие тяжелое положение рабочих в капиталистическом государстве, делают для социалистической агитации, в деле подготовки многих умов к восприятию социальных идей несравненно больше, чем это могла бы сделать сотня памфлетов^.

Вот почему наша партия, учитывая эту огромную силу воздействия литературы, всегда придает ей особо важное значение как мощному идеологическому оружию.

Сегодня ". в огромной мере увеличивается ответственность деятелей искусства за то,чтобы находящееся в их руках мощное оружие

•'•Луначарский А.В. Перспективы советского искусства. -Собр.соч., в 8-ми томах. М., 1967, т.7, с.524.

Энгельс Ф. Социальное движение и немецкая живопись. - Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х томах. М.,

1983, Т.2, с.517. служило делу народа, делу коммунизма"* - отмечается на июньском Пленуме (1983) ЦК КПСС.

Качественно новый характер отношений искусства и действительности при социализме состоит в том, что творчество художника выступает и как составной элемент общего процесса познания мира, и как компонент идеологической деятельности, как составная часть "партийного дела". Жить интересами общества, улавливать главный нерв времени, быть активным помощником партии в деле осуществления насущных задач коммунистического строительства, "вкладывать всю свою душу, всю свою страсть" (А.Фадеев) в ее великое дело - стало привычной и естественной формой существования литературы социалистического реализма.

С усилением субьективного фактора, моральных начал в жизни развитого социализма в решениях партийных съездов, во многих постановлениях ЦК КПСС, принятых в последние годы остро поднимаются вопросы нравственного воспитания: "Ничто так не возвышает личность, - говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ сьезду партии, - как активная жизненная позиция. Выработать такую пози2 цию - задача нравственного воспитания .

Идейно-художественные искания сегодняшней советской литературы и искусства характеризуются активной разработкой нравственных проблем, резко возросшим интересом к моральной тематике. Выдвижение нравственной проблематики на передний край литературного процесса отражает важные закономерности развитого социалистического общества. Можно согласиться с критиком Ф.Кузнецовым, кото Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня

1983 года. - Политиздат, 1983, с.20. р

Материалы ХХУ сьезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976, с.77. рый писал: "центральной.♦ проблемой литературного развития минувшего десятилетия равно как и главной проблемой литературных и публичных дискуссий и споров, стала проблема духовных и нравственных ценностей, духовного бытия человека и общества"*.

Проблема духовно-нравственной жизни развитого социализма широко обсуждается сегодня и философами, психологами, этиками, р социологами . Исследования этих областей науки теоретически и методологически вооружают художников слова для верного и глубокого изображения моральной практики советского общества. Данная проблема находится и в центре внимания литературной науки и критики. Исследованию проблемы морали, концепции личности в литературе, духовно-нравственного потенциала современной прозы, поэзии и драматургии, утверждению социального понимания литературой нравственных ценностей советского человека в последнее время посвящено немало специальных научных работ, монографических трудов, диссертационных исследований^.

Кузнецов Ф. Гуманистическая правда века. - Новый мир, 1976, № 2, с.221. о

Шишкин В.Ф. Так складывалась революционная мораль.

- М.: Мысль, 1967, - 360 е., Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности.- М.: Мысль, 1970,

- 219 с.-, Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности.- М.: Мысль, 1976, - 157 е., Мораль развитого социализма.- М.: Мысль, 1976. - 286, Моральный выбор.- М%: Изд-во МГУ, 1980 - 342 е., Соколов В.М. Нравственный мир советского человека.- М.: Политиздат, 1981. - 278 с., Нравственная жизнь человека. - М.: Мысль, 1982, - 300 с. и др. о

Кузнецов Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе.- М.: Советский писатель, 1975. - 503 е., Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. - М.: Художественная литература, 1977. - 363 е., Озеров В. Коммунист наших дней в жизни и

Среди них заметно выделяются труды Ф.Кузнецова и А.Бочарова своей методологической зрелостью и глубиной интерпретаций нравственных проблем, затронутых в литературе. Следует сказать, что книги этих авторов можно оценить как крупное достижение критической мысли, серьезное и творческое осмысление нового этапа художественной жизни страны.

Б книге Ф.Кузнецова впервые на широком фактическом материале сделана попытка проанализировать и обобщить художественный опыт русской советской литературы в изображении нравственного мира советского человека, выявить гуманистический смысл исканий литературы развитого социализма. Критик исследует единство социальных и нравственных начал в современной литературе, взаимосвязь между общественными целями и духовными устремлениями личности. Анализ литературного процесса ведется автором с учетом идейного противоборства между социализмом и капитализмом, в связи с задачами идеологической борьбы на современном этапе. Исследователь в литературе. - М.: Худож. лит-ра, 1976. - 300 е., Г у с е в В. Память и стиль. Современная советская литература и классическая традиция. - М.: Советский писатель, 1981. - 351 е., Ш а г а -лов А. Измерения человечности. Нравственный выбор героя современной прозы. - М.: Современник, 1983. - 350 с.,Казаче-н о к П.П. Нравственный мир молодого современника в советской повести 70-х годов.* Автореф. дис. .канд.филол.наук. - М., 1976, - 22 е., Бондарь B.C. Проблема нравственного выбора в повести 60-70-х годов о Великой Отечественной войне.* Автореф.дисс .канд.филол.наук. - Mv 1979, - 21 е., С е н -д го к о в С.Д. Герой и нравственный конфликт в современной советской драматургии 70-х годов: - Автореф. дисс. .канд.филол. наук. - М.; 1979, - 23 е.; Газизова А.А. Нравственно-философские искания современной советской прозы: •-■ Автореф. дисс. . канд. фил о л. наук. - Mv 1980, - 16 е.; Разумная И.С. Идейно-художественное решение проблемы совести в творчестве Ч.Айтматова.* Автореф. дис. . .канд.филол.наук. - Фрунзе) 1981. - 22 с. и мн.др. в своей книге убедительно критикует абстрактный вневременной, внеклассовый подход некоторых писателей и критиков к проблемам нравственности, идеализации патриархальной морали, "общинных начал" в качестве доминанты художественного творчества и утверждает необходимость социально-классового, конкретно-исторического подхода к духовным исканиям советского человека.

Человек и история, человек и время, человек и его образ жизни, человек в семье, проблема нравственного выбора - вот главные аспекты исследования А.Бочарова "Требовательная любовь". Бытие человека являют собой перекрестие "исторических бурь и интимных движений души, остросоциальных конфликтов и общефилософских ан- ' тиномий, свободного нравственного выбора и общественной доминанты поведения11*. Такова исходная посылка исследователя, резко противостоящая концепциям буржуазных ученых. А.Бочаров отмечает,что советская литература "развивает подлинное единство личности и общества, творческую самостоятельность человека, богатство его дур ховной жизни. По мнению литературоведа этим и определяется ее истинное место в художественном движении человечества как авангарда мирового литературного процесса.

Однако, в исследовании А.Бочарова имеются и спорные моменты. Несмотря на верность исходных методологических позиций, в книге некоторые важные нравственные категории иногда в трактовке автора приобретают чисто номинативный, лишенный конкретно-исторического содержания характер, есть в книге и нечеткость, "размытость" социальных критериев, когда автор обращается к конкретным литературным произведениям, на что и обратила внимание "Литературная газета" в своей передовой статье^.

Бочаров А. Требовательная любовь, с.361. Т а м же, с. 161. о

Четкость социальных критериев. - Литературная газета, 1978, 25 октября, с.2.

Коротко реферируя работы, посвященные нравственной проблематике в литературе, необходимо отметить, что хотя у нас появилось изрядное количество трудов и ряд серьезных исследований на эту тему, но пока еще нет сколько-нибудь фундаментального труда, учитывающего весь масштаб опыта многонациональной советской литературы. По нашему мнению, назрела необходимость создания целостной работы, посвященной нравственным исканиям многонациональной советской литературы, пронизанной единой центральной идеей, основанной на богатом художественном материале в масштабах страны, где бы выявить и специфическую особенность, индивидуальный "аромат" каждой национальной литературы в решении главной темы, и в то же время общую закономерность обусловленных коренным единством мировоззренческих установок. Необходимость такого капитального труда обусловлена самим ходом общественного развития зрелого социалистического общества. Эта задача должна решаться коллективным усилием всех отрядов советских ученых-литературоведов. Каждая добросовестно выполненная научная работа в каждой национальной литературе в русле данных проблем в какой-то мере должна служить вкладом в дело создания обобщающего труда.

Киргизская советская литература завоевывает сегодня новые идейно-художественные высоты. Обозревая лучшие достижения киргизской прозы и драматургии критик А.Турков писал: ". жизнь идет вперед, национальные литературы растут и развиваются, выдвигая все больше таких писателей, к которым уже просто неловко подходить с прежними, умиленно-заниженными критериями. Картину подобного бурного и даже озадачивающего многих наблюдателей роста представляет собою в частности, и киргизская литература"-^.

Бурков А. Открытое время. - М.: Советский писатель, 1975, с.333.

Действительно были времена, когда в оценке той или иной национальной литературы и искусства делался как бы "коэффициент", учитывающий их молодость. Происходило это от желания поддержать первые шаги молодых новописьменных литератур. А в наши дни есть все основания говорить не только о влиянии высокоразвитой литературы, но и об обратном воздействии национальных литератур на общесоюзный литературный процесс. ". Теперь сама русская советская литература последних лет, например, испытала плодотворное воздействие достижений литовского романа, поэтического богатства украинской и белорусской литератур, неповторимого таланта Чингиза Айтматова"*. Киргизская литература и искусство своим идейно-художественным прогрессом обязаны ленинской национальной политике коммунистической партии, обеспечившей все условия для ее расцвета. О качественно новом уровне достигнутом киргизской литературой свидетельствуют и сегодняшние успехи киргизской советской драматургии.

Об уровне современной киргизской драмы несколько лет назад критик Н.Громов писал: "А каковы взаимоотношения национальных драматургов с русскими театрами, какова судьба лучших пьес советских русских драматических писателей на сцене театров братских республик? В этом плане положение с киргизской драматургией опять-таки являет собой пример довольно интересный. На русских сценах страны широко идут инсценировки повестей Ч.Айтматова, многие театры осуществили постановки драмы Т.Абдумомунова "Обжалованию не подлежит", только в Москве "Дуэль" М.Байджиева поставили два театра. Вообще, к слову сказать, мы имеем дело с некоторым "киргиз

Чиименко Л.Г. На дорогах века. - М.: Художественная литература, 1978, с.332-333. ским феноменом"*.

Новые тенденции в развитии киргизской драматургии со всей очевидностью стали обнаруживаться уже со второй половины 50-х в начале 60-х годов, когда социалистическая художественная культура вступила в новую, современную фазу своего развития. Начало этого периода соотносится с большими общественно-политическими событиями всесоюзного и международного значения. Процесс демократизации советского общества, охвативший все сферы жизни нашей страны после XX сьезда партии, способствовал стремительному развитию разнообразных форм творческой деятельности. Так, если до этого периода в национальной драматургии преобладали однолинейный, схематический показ жизни и героев, то 60-е годы характеризуются глубоким исследованием внутреннего мира и диалектики души героев, всесторонним раскрытием их индивидуальных особенностей, все более активным освоением новых форм, жанров и стилей.

Следует подчеркнуть, что немаловажную роль в этих достижениях киргизской драматургии сыграли литературно-критические дискуссии, развернувшиеся на страницах центральной периодической пе2 чати, а также теоретические исследования в области драматургии .

В своем развитии киргизская драматургия решала те же задачи, которые характерны для всей советской многонациональной лите

Громов Н. Масштабом нашего времени,- В кн.: Драматургия и время. Сб. статей. М., 1974, с.215. 2

Фролов В. Жанры советской драматургии. - М.: Советский писатель, 1957. - 335 е., Караганов А. Характеры и обстоятельства. - М.: Сов.писатель, 1959. - 398 с., Г о р б у -нова Е. Идеи, конфликты, характеры. - М.: Сов.писатель,I960.

- 418 с., е е же. Вопросы теории реалистической драмы. - М.: Советский писатель, 1963. - 508 е., Сахно вский-Пан-к е е в В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь.

- Л.: Искусство, 1969. - 232 с. и др. ратуры последнего двадцатилетия. Современная киргизская драматургия является драматургией "вопросов": кто есть человек и с чем он приходит в этот мир и с чем уходит, в чем смысл его жизни, за что он отвечает в мире? Приобщение национальной драматургии к такого рода важным и "вечным" вопросам свидетельствует о ее интеллектуальной зрелости. Если внимательно всмотреться в основной пафос и содержание многих пьес, то можно увидеть, что именно принципиальная гуманистическая новизна ответов на кардинальные вопросы бытия составляет главную суть киргизской драматургии, ее важнейшее завоевание. Возрастающий интерес к киргизской драматургии как в Советском Союзе, так и за рубежом^" обусловлен тем, что она в своих образах утверждает активную жизненную позицию личности, идеи революционного гуманизма и борца, ответственного за все происходящее вокруг.

Качественно новый уровень национальной драматургии на современном этапе, обусловленный духовным потенциалом развитого социалистического общества и взаимообогащением культур советских народов, ставит перед киргизским литературоведением задачу разностороннего осмысления ее идейно-художественного обновления, новаторских черт и особенностей.

Научная новизна исследования. Несмотря на очевидные достижения и успехи, киргизская драматургия последнего двадцатилетия оставалась вне поля зрения критиков и литературоведов. В 70-годы в

Пьеса Ч.Айтматова и К.Мухамеджанова "Восхождение на Фудзияму" обошла почти все крупные театры Европы, Азии, Америки, Австралии. Драма Мара Байджиева "Дуэль" с успехом ставилась в театрах Чехословакии, Венгрии, Польши, ГДР. Пьесы Т.Абдумомунова "Совесть не прощает", Б.Жакиева "Судьба отца", М.Тойбаева "Новая сноха" шли во многих театрах Советского Союза (примеч. диссертанта -С.Б.). киргизской критике, не говоря о научном исследовании, не появлялись даже сколько-нибудь серьезных газетно-журнальных статей, посвященных современному состоянию драматургии. Поэтому был прав первый секретарь правления Союза писателей республики Т.Аскаров, когда в своем отчетном докладе УП сьезду писателей Киргизии подверг резкой критике пассивность литературоведов и театроведов по исследованию драматургии и театрального искусства*. Лишь в начале 80-х годов возобновляется интерес к, драматургии, предпринимаются первые попытки определить жанрово-стилевые тенденции современной драмы^. о

В научных исследованиях , выполненных до сего времени в основном рассматривались различные аспекты истории развития драматургии, в частности такие ее проблемы, как условия зарождения национальной драматургии, взаимоотношение фольклора и письменной традиции, национального и интернационального, проблема положительного героя и др.

Обьектом исследования данной диссертации избраны нравствен

Аскаров Т. Утверждать правду жизни. - Литературный

Киргизстан, 1981, № 4, с.4-35. р

Абдыразаков А. Жанрово-стилевые поиски в современной киргизской советской драматургии. Автореф. дисс. .канд. филол.наук.- Фрунзе,1983. - 19 с. Л ь в о в Н. Киргизский театр. - М.: Искусство,1953. -228 е., Б о р б у г у л о в М. Пути развития киргизской советской драматургии.- Фрунзе: Киргосиздат, 1958.- 139 е., его ж е. Возникновение и развитие киргизской советской драматургии: Автореф. дисс. .доктор.филол.наук.- Фрунзе, 1966.- 53.,Т о й -баев М. Образ нового человека в киргизской драматургии: - Автореф. дисс. .канд.филол.наук. - Фрунзе, 1968. - 20 е., А р -тыкбаев К. История киргизской советской литературы. -Фрунзе: Мектеп, 1982,-526 с. - кирг. ные искания в современной киргизской драматургии, т.е. отображение драматургией процесса становления личности и ее жизненных поисков в борьбе за нравственное и духовное совершенствование. Хотя во всесоюзном литературоведении, как было указано выше, интенсивно исследуется проблема нравственности, в киргизском литературоведении до настоящего времени еще не создано ни одной обстоятельной работы, посвященной проблеме нравственных исканий в национальной драматургии*.

Настоящая диссертация является первой попыткой исследования проблемы нравственных исканий в современной киргизской драматургии.

Новизна исследования заключается и в следующем. В современных условиях в борьбе против растущего влияния идей социализма и коммунизма противники марксизма главными объектами в идеологической схватке часто стали избирать такие проблемы, как свобода личности, смысл жизни, справедливость, место и роль человека в обществе и в историческом творчестве. Буржуазные идеологи утверждают: "Высшей ценностью становится общество, которому все должно быть принесено в жертву. Марксистский человек не имеет своей личной жизни, он всегда действует как коммунитарный, общественный чер ловек. Его жизнь - эт?о, по существу, служба обществу . Социалис Среди кандидатских диссертаций, защищенных в последние годы на материале киргизской прозы и тематически близких к нашей следует назвать: Туратов Д. Образ нового человека в киргизской прозеi Автореф. дисс. .кацц.филол.наук. - Фрунзе,1970.-17 е.; Абдыкеримов А., Проблема нового героя и образ современника в киргизской советской прозе: Автореф. дисс. .канд.филол.наук. - Фрунзе, 1982. - 17 с. 2

Цит. по кн.: Этика и идеология. - М.: Наука, 1983, с.354. тический строй объявляется ими "закрытым обществом",противоречащим природе человека. Исходя из такого ложного антикоммунистического взгляда, западногерманский советолог Хельмут Клеке анализирует произведения национальных писателей СССР и пишет, что главный герой повести Чингиза Айтматова "Прощай Гульсары" Танабай Бакасов стал жертвой "системы", "партийной бюрократии"*.

Ныне мы с гордостью утверждаем, что коммунистическая мораль на деле показывает свое историческое превосходство и с каждым днем неуклонно и последовательно входит в жизнь миллионов людей земного шара. Антикоммунистам не по душе то, что в обществе, основанном на социалистических производственных отношениях, где нет эксплуатации и где утвердилось экономическое, социальное, морально-политическое единство народа создаются условия, в которых служение обществу,выполнение общественного долга должно стать для всех и каждого смыслом жизни, творческой деятельностью на благо общества, приносящей высшее наслаждение.

В советской литературе изображается именно этот новый тип взаимоотношений личности и общества, основанный на социалистической идеологии. Исследуя проблему нравственного искания героев в киргизской драматургии мы доказываем главное, а именно духовно-нравственное обогащение личности под влиянием социалистического строя и тем самым разоблачаем буржуазных идеологов, утверждающих бездуховность советского человека.

Цель и задачи исследования. Научно-теоретическое исследование и обобщение художественного опыта современной киргизской драматургии в аспекте нравственных исканий героя является актуальной проблемой литературоведения. Цель настоящей диссертации - про Цит. по кн.: Борщуков В. Поле битвы идей. - М.: Советский писатель, 1983, с.354. анализировать драматургические произведения киргизских авторов, глубоко осмысливающих духовные поиски, нравственный выбор личности, воплощение в них идеала "положительно прекрасного человека"; определить особенность понимания драматургией современного человека, характер трактовки ею духовно-нравственных ценностей его; выявить поиски и находки киргизских драматургов в области поэтики, и в сфере художественных средств на пути освоения моральных устоев современного человека.

В диссертации ставится также цель показать, что марксизм-ленинизм не рассматривает социализм и коммунизм как застывшее состояние, как царство лишенного всякого движения гармонии. Вполне ясный тезис на этот счет мы находим у В.И.Ленина, указавшего, что при социализме антагонизм исчезает, а противоречия остаются*. Сейчас советские философы-марксисты не сомневаются в наличии диалектических противоречий в социалистическом обществе, носящих не антагонистический характер, хотя еще сравнительно недав2 но в советской философской литературе вьщвигались и иные взгляды . Учение марксизма-ленинизма о развитом социалистическом обществе основано на всеобщем законе диалектики, на законе единства и борьбы противоположностей. "Мир социализма весь в движении, -говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХ1У съезду партии, - он непрерывно совершенствуется. Его развитие естественно, идет через борьбу нового со старым, через разрешение внутренних противоречий . Таким образом, правомерность конфликта в произведениях Ленинский сборник XI, с.357, См.: Диалектика развития социалистического общества.- М.; Мысль, 1980, с.28.

3 Материалы ХХ1У сьезда КПСС, с.13. литературы социалистического реализма неоспорима, он имеет свою глубоко жизненную основу. Художественный конфликт в советской драматургии является формой отражения в искусстве реальных жизненных противоречий. Это говорит о том, что в драматическом произведении утверждение новых нравственных принципов происходит в острых противоречиях и столкновениях, через преодоление отжившего, старого. Отсюда ясно, что исследуя проблему нравственного искания в драматургии невозможно обойти и проблему конфликта. И диссертант в своей работе рассматривает воплощение нравственного мира современника, идеала прекрасного через художественный конфликт, тем самым прослеживая изменение характера конфликта и его эстетическую природу.

Теоретической и методологической базой диссертации является марксистско-ленинское учение о социальной сущности искусства и его роли в жизни общества. Диссертант в своей работе опирается на положения и выводы содержащееся в документах КПСС, докладах и выступлениях К.У.Черненко, и других руководителей партии и правительства по актуальным вопросам духовной жизни общества развитого социализма, идеологической деятельности КПСС, возрастающей роли художественной культуры в практическом решении задач по формированию гармонично развитой личности.

При работе над диссертацией автор привлекал труды советских философов;,эстетиков и социологов. Среди них работы Г.Смирнова, С.Анисимова, А.Титаренко, В.Толстых, В.Бакштановского и др. Методологический подход к исследуемой теме вырабатывался в процессе изучения теоретических работ по литературоведению и искусствознанию, в частности при изучении работ Д.Маркова, Б.Сучкова, М.Храпченко, Л.Якименко, Ф.Кузнецова, А.Бочарова, В.Озерова, Е.Горбуновой, В.Фролова, Ю.Осноса, И.Вишневской, В.Диева, А.Богуславского, Б.Бугрова и др.

Практическая ценность диссертации заключается как в решении актуальных проблем теории и практики современной национальной драматургии, так и в определенной пользе для партийно-пропагандистской работы, прежде всего в оказании действенной помощи политдокладчикамj лекторам, политинформаторам, выступающим перед трудящимися на темы культуры и эстетического воспитания. Практическое значение работы обусловлено новизной поставленных в ней проблем. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в вузовских курсах по истории киргизской советской литературы, при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по современной киргизской драматургии, студентами - выпускниками при написании дипломных работ, а также учителями средних школ при изучении советской литературы и на факультативных занятиях.

Структура работы как и ее содержание подчинены исследованию центральной проблемы современной драматургии - проблемы художественного воплощения характера советского человека, постижения его социальной и нравственной сущности.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный конфликт и нравственные искания героя в современной киргизской драматургии (1960-1970-е годы)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из особенностей коммунистической общественно-экономической формации является то, что ее становление и развитие требует сознательного творчества масс, всестороннего развития их индивидуальных особенностей и человеческих качеств. Ныне достигнутый уровень нашего общества стал возможным благодаря развитию и укреплению социалистической сознательности, принципов коммунистической морали наших современников.

Сегодняшний этап развития советского общества характеризуется еще большим усилением ' роли морального фактора, субьективно-нравственных начал в жизни общества и личности. Вот почему на последних сьездах и пленумах ЦК нашей партии с особой остротой ставится вопрос о нравственности, о воспитании и формировании у каждого советского человека активной жизненной позиции, сознательном отношении к общественному долгу, коммунистической убежденности. Как на предшествующих этапах развития социалистического общества, так и в пору зрелого социализма решение этих вопросов является одним из важнейших условий успешного выполнения экономических, социально-политических и культурных задач. Жить наравне с требованиями и идеями времени, чутко улавливать главный нерв современности, запросы и потребности социалистического общества стало непременным условием существования советской литературы.Сегодняшний литературный процесс характеризуется дальнейшей, еще большей активизацией творческой интеллигенции в русле новых задач, поставленных естественным движением жизни. "Диалектика жизни такова, что чем полнее и эффективнее будет решаться в нашем обществе вопрос о хлебе насущном, - а именно такова перспектива нашего общественного развития, - тем острее будет вставать перед людьми, весь непростой комплекс вопросов, связанных с хлебом духовным. Наша литература и критика чутко откликаются на эту общественную потребность. .Отличительной особенностью советской литературы, особенно литературы последних лет, является последовательный и пристальнейший интерес к проблемам развития и утверждения духовных и нравственных ценностей"^.

В связи с тем, что в обществе развитого социализма проблемы экономические теснейшим образом связаны с вопросами социальными, этическими и в киргизской драматургии духовно-нравственный облик человека находится в центре внимания. Идейно-художественные искания киргизской драматургии 60-70-х годов как и всей советской литературы отличаются активной разработкой нравственных вопросов, резко возросшим интересом к моральной тематике.

Важной особенностью литературного образа является его конкретно-чувственный, эмоциональный характер. Это предоставляет литературе возможность непосредственно и самым доступным образом доводить жизненные истины до сознания человека, С помощью художественного образа философские, социально-политические, нравственные идеи общества легко доходят до людей, следовательно, литература и искусство служат важным средством формирования духовного мира, морального облика личности. Совершенно справедливо сказано на июньском пленуме (1983) ЦК КПСС о том, что "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический уровень и нравственный облик личности - важнейр шая миссия социалистической культуры" . Можно сказать, что эту важнейшую свою воспитательную миссию киргизская драматургия сегодня осуществляет успешно посредством создания впечатляющих образов современников, убедительно раскрывающих духовный потен

КузнецовФ. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе.- М.: Советский писатель, 1975, с.19. 2

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 1415 июня 1983, с.47. циал развитого социалистического общества. Горячий интерес зрителей к произведениям киргизской драматургии у нас и за рубежом обусловлены тем, что национальная драматургия в своиххудожественных образах сумела ярко запечатлеть новый нравственный облик народа, воспитанного в условиях первого в мире социалистического государства.

Особенностью драматургии 60-х годов нужно считать создание характера непрерывно растущего, ищущего, вступающего в активную борьбу со всякого рода.отсталыми взглядами и традициями. Нравственные искания молодого героя, его гражданское возмужание, духовное формирование стали постоянным объектом драматургии названного периода. В этом плане создан ряд убедительных и психологически достоверных образов, в которых отражены напряженные духовные искания, нравственный максимализм, романтический дух, оптимистическое мироощущение советской молодежи.

Рост гражданского самосознания, нравственного обогащения, формирования чувства ответственности молодого человека предстают в пьесах как результат приобщения личности к духовно-нравственным ценностям советского общества. В пьесах киргизских драматургов молодой герой соприкоснувшись с коллективом не теряет свою индивидуальность, а наоборот становится духовно богаче, нравственно зрелым, идейно закаленным. Из логики сюжета пьес киргизских авторов вытекает ясная идея, что индивидуальное нравственное развитие личности невозможно без усвоения духовных ценностей социалистического общества.

Драматурги показывают, что в идейно-нравственном становлении человека решающую роль играет сама духовная атмосфера, социально-политические условия нашего общества ("Слово отца - честь". Б.Омуралиев). Вместе с тем многое зависит от творческой активности самой личности, от ее внутренней работы над собой, от самовоспитания ("Когда мужают дети". М.Байджиев).

Повышенная лирическая эмоциональность пьес о молодежи, особый , романтический духовный склад героев, их беспокойная, ищущая натура, и стремление к лучшему свидетельствует о том, что романтическое начало характерное в целом для литературы социалистического реализма, стало неотъемлемым свойством и киргизской драмы.

Еще в 30-е годы Киршон отмечал: "Мы должны строить человеческие души. А это можно только идя путем создания больших характеров в нашей драматургии"*. Киргизская драматургия 70-х годов особенно остро сознавала необходимость создания крупных, масштабных образов, которые бы воспитывали и учили зрителей на высоких нравственных примерах.

В 70-е годы в центре драматургии стоял образ современника, в котором находит прямое художественное воплощение нравственный, эстетический идеал литературы социалистического реализма. В коллизиях многих пьес момент "выбора" предстает как нравственная кульминация, где со. всей наглядностью выявляется коммунистическая убежденность героя, тот духовный стержень, который предопределяет его моральный выбор. Примечательно, что отстаиваемые героями идеи и позиции в пьесах исходят не из сухой декларации и лозунгов, авторских сентенций, а из логики событий сюжета. Исследуя лучшие черты современных героев, такие как идейная убежденность, глубокое осознание долга, единство слова и дела, поступка и идеала драматурги поэтизируют их как коренные свойства духовной жизни развитого социализма, как его социально-нравственную высоту.

Из анализа видно, что слитность индивидуального и коллектив. * Цит. по кн.: История русской советской литературы.- М.: Просвещение, 1975, с.402.

- 151 ного сегодня стала основополагающим принципом киргизской драматургии в изображении личности. В художественной трактовке проблемы морали, нравственных исканий драматурги исходят из потребности формирования нового человека - строителя коммунистического общества., из нравственных истин социалистической идеологии.

Подводя итоги, нужно подчеркнуть, что если для предыдущих этапов развития киргизской драматургии, можно сказать, в основном характерно было воссоздание исторического, то есть политического и социального самоопределения человека, то для пьес 60-х 70-х годов не менее важно стало морально-этическое, нравственное, индивидуальное самоопределение личности. Возрастание роли личности в драматургии во всей ее индивидуальной неповторимости обусловлено усилением субъективного, авторского начала в творчестве драматургов. Утверждению личностно-индивидуального подхода к герою способствовал также и рост, углубление самосознания индивидов, усложнение их психологии, активизация духовно-интеллектуальных исканий современного человека. Сама реальная тенденция развития личности на новом этапе развития советского общества, в новых социально-экономических условиях, ее усложненное духовное бытие требовало новых форм и средств изображения, соответствующих духу времени. Таким образом, в драматургии 60-х и 70-х годов доминирующим в системе изобразительных средств стал психологический анализ.

Заметное оживление произошло в последнем двадцатилетии и в поэтике драмы в целом. Выражается это в том, что в пьесах 60-х и 70-х годов ослабляется событийное начало, "внешнее" действие, основанное на динамике волевых свершений и перипетиях, в традиционном конфликте. На место внешней активности героев приходит активность психологическая, интеллектуальная. На смену сюжету по принципу "действие - противодействие", все время устремленному к кульминации и развязке приходят сюжеты, развертывающиеся медленно, спокойно. Однако в подобных пьесах драматизм, напряженность действия не исчезают. Драматизм, конфликтность, острота сюжета тут основаны на движении мысли, на внутренней психологической динамике ("Восхождение на Фудзияму". Ч.Айтматов и К.Муха-меджанов. ,"Дуэль". М.Байджиев). Все это свидетельствует о том, что киргизские драматурги успешно осваивают художественный опыт русской классической драмы, в частности опыт Чехова - его принципы организации сюжета.

Параллельно с пьесами, написанными в чеховской манере,, успешно развивается и драма традиционного типа, действие которой основано на контрастных противопоставлениях, на интригах и конфликтах (Т.Абдумомунов. "Дочь Атабека", "Совесть не прощает", "Друзья"). Однако, и таким пьесам не чужд внутренний накал и психологический драматизм.

Современный уровень развития национальной драматургии отличается и новизной построения конфликтов. Опыт рассмотренных пьес показывают, что природа конфликта в драмах претерпела существенные изменения. Сегодня драматизм определяется не полярно противоположными устремлениями героев, а различиями во взглядах, убеждениях, привычках, обусловленными неодинаковым уровнем идейного и нравственного развития. Это свидетельствует о том, что конфликт теперь переместился в основном в сферу духовных, нравственных взаимоотношений людей. Именно в примете нравственного и заключается особенность драматургического конфликта современной киргизской драмы.

В заключении необходимо отметить, что несмотря на очевидные успехи все же нельзя утверждать, что развитие драматургии беспрерывно и беспрепятственно шло по восходящей линии и состоит только из одних достижений. Развитие жанра драматургии было противоречивым. Инерция старых канонов заметно сказывалась в создании пьес на нравственную тему. Новое переплеталось со старым. И сегодня творческие поиски некоторых драматургов сковываются эстетическими представлениями, связанными с дидактизмом и схематизмом, приверженностью к отдельным штампам традиционно понимаемой "театральности".

С о временная, киргиз екая драматургия, развивающая художественную концепцию человека, основанную на духовном наследии Великого Октября, имеет значительные идейно-эстетические завоевания. Но новый уровень развития общества требует от нее еще большего. У киргизских драматургов есть все возможности, деятельно, активно участвовать в коммунистическом воспитании трудящихся.

 

Список научной литературыБайгазиев, Советбек Орозканович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. М а р к с К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. f 2-е изд., т.З, с.1-4.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

3. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.16-338.

4. Ленин В.И% Экономическое содержание народничества,-Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

5. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

6. Ленин В.И. 0 реорганизации партии. Полн.собр.соч., т.12, с.83-93.

7. Л е н и н В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., т.21, с.255-262.

8. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.- Полн. собр. соч. , т.24, с.113-150.

9. Л е н и н В.И. Из прошлого рабочей печати в России.- Полн. собр.соч., т.25, с.93-101.

10. Л е н и н В.И. Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября).- Полн.собр.соч., т.35, с.19-25.

11. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч., т.41, с.301-318.

12. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре.- Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

13. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше.- Полн.собр.соч., т.45, с.391-382.

14. Ленинский сборник XI. с.357.

15. П. Документы и материалы ЦК КПСС, книги и выступления руководящих деятелей КПСС

16. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1978. - 144 с.

17. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. - 320 с.

18. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат,1976. - 256 с.

19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

21. Постановление ЦК КПСС о литературно-художественной критике. 21 января 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. М.,1978, Том одиннадцатый, с.29-33.

22. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.

23. Постановление ЦК КПСС об улучшении производства и показа кинофильмов для детей и подростков. 27 октября 1981 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов. Том четырнадцатый. М., 1982, с.508-513.

24. Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г.Москвы 2-марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 30 с. •

25. Пономарев Б.Н. Живое и действенное учение марксизма-ленинизма. (Ответ критикам). 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1983. - 159 с.

26. Брежнев Л.И. Речь на ХУШ сьезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, 25 апр. 1978 г. -М.: Политиздат, 1978. 16 с.ххххх

27. Абдумомунов Т. Актуальные задачи киргизской драматургии. Ала-Тоо, 1964, № 3, с.25 -35. - кирг.

28. Абдумомунов Т. Дочь Атабека. В кн.: Абдумомунов Т. Ашырбай. Пьесы. Фрунзе, 1980, с.260-306. - кирг.

29. Абдумомунов Т. Друзья. В кн.: Абдумомунов Т. Ашырбай. Пьесы. Фрунзе, 1980, с.70-126. - кирг.

30. Абдумомунов Т. Совесть не прощает.- В кн.: Абдумомунов Т. Ашырбай. Пьесы. Фрунзе, 1980, с.173-223. кирг.

31. Абдумомунов Т. Идет заседание бюро.- В кн.: Абдумомунов Т. Пьесы. Фрунзе, 1982, с.39-96. кирг.

32. Абдумомунов Т. Перевалы. Кыргызстан маданияты, 1983, 17 ноября. - кирг.

33. Абды керимов А. Проблема нового героя и образ современника в киргизской советской прозе: Автореф. дисс. . канд.филол.наук.- Фрунзе, 1982. 17 с.

34. А б д ы р а з а к о в А. Жанрово-стилевые поиски в современной киргизской советской драматургии: Автореф.дисс.канд фил ол. наук. Фрунзе, 1983. - 19 с.

35. Айтматов Ч. Создадим яркий образ коммуниста.- Правда, 1963, 20 марта.

36. Айтматов Ч. К новой книге М.Байджиева. В кн.: Байджиев М. Моя золотая рыбка. М., 1976, с.3-5.

37. Айтматов Ч. Необходимые уточнения. Литературная газета, 1970, 29 июля.

38. Айтматов Ч. и Мухамед жанов К. Восхождение на Фудзияму. В кн.: Айтматов Ч. Собр.соч.^ в 3-х томах. Фрунзе, 1983, Т.2, с.440-497. - кирг.

39. Айхенвальд. Ю. Отрицание театра. В кн.: В спорах о театре. М., 1913, с.34-46.

40. Али м жанов А. Трагедия на лесном кордоне. Литературная газета, 1970, 16 июля.

41. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга.-М.: Наука, 1967. 455 с.

42. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М.: Наука, 1972. - 643.

43. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.- М.: Мысль, 1979, 140 с.

44. А н т о н е н к о В.Г. Мировоззрение идейная основа художественного творчества.- Киев: Вища школа, 1979. - 207 с.

45. Апухтина В.А. Современная советская проза. М.: Высшая школа, 1977. - 176 с.

46. Артыкбаев К. История киргизской советской литературы. Фрунзе: Мектеп, 1982. - 628 с.

47. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.- М.: Мысль, 1970. 219 с.

48. Асаналиев К. Движение во времени. Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - 276.

49. А с а н б е к о в С. Жизненная позиция драматурга. В кн.: Абдумомунов Т. Пьесы. Фрунзе, 1982, с.3-16. - кирг.

50. А с е е в В.Г". Мотивация поведения и формирования личности.-М.: Мысль, 1976. 157 с.

51. Аскаров Т. Утверждать правду жизни. Литературный Киргизстан, 1981, № 4, с.4-35.

52. А у э з о в М. Заметки о теории советской драмы. В кн.: Ауэзов М. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961, с.175-179.

53. А х м е т о в З.А. Современное развитие и традиции казахской литературы. Алма-Ата: Наука, 1978. - 327 с.

54. Байджиев М. В каждом доме праздник. В кн.: Байджиев М. В каждом доме праздник. Драмы. Фрунзе, 1980, с.144-187.- кирг.54