автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Реалистическая художественная символика в творчестве Ч. Айтматова

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Сошникова, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Фрунзе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Реалистическая художественная символика в творчестве Ч. Айтматова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Реалистическая художественная символика в творчестве Ч. Айтматова"

. . О,

КИРГИЗСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ СССР

На правах рукописи

СОШНИКОВА Ирина Викторовна

УДК 800(014):894.34

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В ТВОРЧЕСТВЕ Ч.АЙТМАТОВА

10.01.02— советская многонациональная литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Фрунзе —1989

Работа выполнена на кафедре теории и истории русской литературы Киргизского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени 50-летия СССР.

Научный руководитель — доктор филологических наук,

профессор Озмитель Е. К.

Официальные оппоненты — член-корреспондент АН Казахской ССР, доктор филологических наук, профессор Лизунова Е. В. кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЯЛ АН Киргизской ССР Асаналиев К. А.

Ведущая организация — Ошский педагогический институт.

Защита диссертации состоится « » с^^' 1989 г.

в /& час. на заседании специализированного совета

Д—059.01.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Киргизском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени 50-летия СССР (720024, Фрунзе —24, ул. Белинского, 101).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Киргизского государственного университета им. 50-летия СССР.

Автореферат разослан « » ¿¿/¿/¿¿¿¿es 1989 г.

Ученый секретарь

специализированна! и сивсга, i

кандидат филологических наук, л Л . i j j'

специализированного совета, '

MJM-

доцент л/] // ЬЬ'Ч Дж. Л1. МУКАМБАЕВ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ . . ■ •

'■■■'■; Вопрос о выборе способов, средств* форм и путей отражения социальных процессов, икевдих общечеловеческое значение* типизации характеров приобретает особую значимость. Не случайно в последнее время в литературоведении особое внимание, уделяется . познавательным возможностям литературы* активизации ее функциональной роли в идейно^зстетическом воздействии на читателей, новаторским открытиям, способствующим достижении синтеза .глобальных обобщений и аналитико-реэлистичесхого художественного исследования глубинных процессов современности, и В связи г. зтим -месту и роли в литературном развитии условных средств,форм типизации, художественной символики. . ■

Изучение места и роли художественной символики 3 поэтике .советской литературы п^ эдст.авляёт :собой Еажное звено з разработке актуальных вопросов позтики социалистического реализма, Ахтуаяь-ность проблемы объясняется тем, что в современной, литературе художественная символика благодаря способности к глобальным обобщениям большой идейно-эстетической содержательности обретает, притягательную силу для худскникой- как способ познаний действительности. Обращение таких признанных мастеров прозы, как Ч.Айтматов, Ю.Бондарев, Н.Думбадзе, Т.Пулатов, В.Распутин, Ю.Рытхэу, Зя.Сен-ги и др. к реалистической, символике, использование йми сюкетно-компоэиционных структур, приближающихся к притче, мифу*, легенде, для изображения современности в ее'сопряжений с пройдам ц. будущим, выдвинуло перед критиками и литературоведами требование выявить и.установить., закономерности функционирования, художественной символики в современной советской. многонациональной Литературе.

Осмысливая развитие современной прозы, критика к литературоведение обращается к возможностям реалистической символики, использованию ее писателями социалистического реализма. К художественной символике обращались и обращаются писатели различных проблемно-тематических ,и стилевых направлений, течений, .в чем выражались и выражаются тенденции синтезирования возможностей поэтики, усиления философско-художественного осмысления явлений действительности.

Художественный символический обрг^ представляет собой предельно обобщенную и одновременно конкретную картину действитель-

ности, воссоздаваемую с точки зрения общечеловеческих представлений о бытии. Символика а художественном контексте всегда предстает специфичным изобразительно-выразительным средством типизации явлёний, отображаемых в произведении, причем, типизации, способной возводить типизируемое до уровня общечеловеческого значе-. нил.

Излокенные выше представления о художественной символике приняты зз исходные в выборе подходов к диссертационному исследованию - "Реалистическая художественная символика в творчестве Ч,Айтматова". Выбор творчества Ч.Айтматова для рассмотрения проблемы художественной символики объясняется тем, что он как художник слова отражает в своих творческих исканиях ведущие тенденции республиканского и общесоюзного литературного процесса.

Целью, исследования является установление путей формирования в творческой практике Ч.Айтматова реалистических принципов типизации, переосмысления им средств художественной изобразительности и выразительности, присущих национальной фольклорной поэтике, утверждения в его художественней практике реалистической символики как способа оценочного отражения и обобщения актуальных жизненных проблем, вызываемых к жизни глобальными противоречиями, . присущими развитию человечества в целом и духовного мира человеческой личности с.оврменника, сущности общечеловеческого в его конкретно-исторической и социальной характерности»

В диссертации решается ряд задач, и в том числе - следующие: устанавливается функциональная роль художественной символики в • творчестве раннего Ч.Айтматова; выявляется соотношение фольклорной поэтики и реалистической художественной символики в повести Ч.Айтматова "Шамиля"; характеризуются особенности художественной символики в творчестве зрелого Ч.Айтматова; определяется идейно-эстетический смысл реалистической художественной симвсли-: ки в романах "Буранный полустанок" и "Плаха".

Материалом исследования послужило прежде всего творческое насл&дие'Ч.Айтматова, а.также явления общесоюзного литературного процесса, типологически близкие его творческой практике.

Методологической основой диссертации явились труды классиков ма]г;:сизми-лениниэыа, их выводы и суждения, касающиеся проблем партийности и Народности, материалистической теории позна-' ния литературы, принцип историзма. Определяющим при этом явился ленинский принцип: "Самое'надежное в вопросе общественной ьау-

ки ... это не забивать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как изве гное явление возникло в истории, Какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь"*.

Исторический подход к исследованию литературоведческих проблем, связанных со способами, средствами, формами художественного обобщения, к которым относится и вопрос о художественной символике, дает возможность найти научно выверенные подходы, исключает возможность ошибочной абсолютизации символики, выдвигает требование выявления истинных причин обращения писателей к ней.

Из работ, посЕкщекных исследованию проблемы символа в реалистическом искусстве, наиболее: значимой представляется монография А.Ф-Лосева "Проблема символа и реалистическое искусство" (1976), в которой рассматривается проблема художественного символа в целом. Исследователь исчерпывающе ссвотил ряд ее основных аспектов, назвав оправданно проблему символа одной из "самых очередных и'насущных проблем"..

Проблем: художественной условности,.символики, мифологизма рассматривались в работах В.Дмитриева, А.Михайловой, Н.Черной, А.Бочарова, Г.Гачева. Положения, касающиеся отнеиений между художественной условностью и символикой, содержащиеся в их трудах, такке учитывались б ходе подготовки диссертационного исследования. •

Творчество Ч.Айтматова уже три десятилетия является объектом пристального внимания критики и литературоведения, но.проблема художественной символики пока не привлекала чьего-либо внимания, и не получила должной разработки^ Новизна исследования Заключается в том, что в нем впервые монографически исследуется художественная символика в творчестве Ч,Айтматова в ее эволюции, так и с точки зрения функциональной роли в конкретных произведениях как идейно-художественных цельностей.

Практическая значимость исследования выражается в том, что материалы диссертации используются в спецкурсах и спецсеминарах пс тпорчеству Ч.Айтматова, при чтении лекций па курсом "Введе-

1 Ленин В.К. Поли.собр.соч.- Т.39.- С.67.

нис в литературоведение", "Теория литературы", "Литература народов СССР", в подготовке курсовых и дипломных работ.

Основные .положения диссертации нашли отражение в докладах автора на республиканских* конференциях, опубликованы в статьях и тезисах, .выходные данные которых представлены в конце автореферата.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Бо введении обосновывается выбор теш диссертации, ее актуальность, научная новизна, степень разработанности,, определяют- • ся цели и задачи, метрдология исследования.

Первая глаза - "Пути становления реалистической художественной символики" - посвящена изучению раннего творчества Ч.Айтматова, становления, месту и роли в нем художественной символики.

Литературно-теоретические суждения Ч.Айтматова, его творческая практика, 'начиная с ранних произведений, свидетельствуют о том, что он целенаправленно стремился к 'худсжественно-философс-кому осмыслению и отображению'. реальной действительности в ее общечеловеческой, общенародной всеобщности, обобщенности.

Порыв к общечеловеческому Еыразился прежде всего в художественной символике писателя - национально-конкретные образы-символы в ходе развития.Художественного мастерства писателя уступали место образам-символам синтетичным, универсальным, имеющим общечеловеческую ценность., В рамках творческой эволюции художественного мастерства укрупняется идейно-художественная проблематика его произведений, меняются в них соотношения романтического и реалистического, претерпевает изменения отношение писателя к таким узловым положениям, какими являются представления об идеале советской литературы, ее задачах в современном мире, возможностях постижения глубинных.процессов, происходящих в человеке современности, правдивой оценки ведущих тенденций его становления, развития, совершенствования. Вместе с этим претерпевали изменения многие стороны поэтики Ч.Айтматова, изначально включавшей в себя художественную символику как один из содержательных моментов, отражающих одновременно национальную самобытность ци-

сателя и типологические схокдения с определенными тенденциями, присущими общечеловеческому литературному процессу 50-30-х годов.

Содержанием первого раздела первой главы является анализ ранних произведений Ч.Айтматова, и npeyjie 3ce.ro -рассказов "Си-пайчи", "На реке :Еайдамтал", попасти "Х.пцом к лиц;/", р«с:котре-ние функционирование в них художественной символики с точки зрения установления романтического и реалистического ничал в поэтике ..раннего Ч.-Айтимтово. Второй раздел посвящается монографическому рассмотрению функцйонирспения реалистической симвслйки в соотношении с фольклорной поэтикой в повести Ч.Айтматова ля".

Во второй половине ЬО.-х - начале 60-х годов особенности поэтики Ч.Айтматова правомерно рассматривать в русле романтических тенденций, которые проявились в общесоюзной литературном процессе того времени. Как писатель-билингв, представитель киргизской советской '-литературы Ч. Айтматов воспринимал и творчески развивал традиции, присуще поэтике литератур Советского Востока; у писателя одуцалась определяющая связь с киргизским фольклором. В изобразительно-выразительной системе его ранних произведений функционируют рассказ от первого лица, проявляется особая роль пейзажа, аллегоризм, типерболизоциг* метафоры обладает особой национальной окрашенность?:. Одновременно проявляйся черты, характерные для соьрем-.-ншгх литератур, и в тем число те, которые про-'иСгехаь-т из реалистических принципов художественно-психологического анализа, восходящих к традициям И.Тургенева, А.Чехова, Л.Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова.

Нерасторжимая связь романтического и реалистического начал в художественной структуре произведений раннего Ч.Айтматова характеризуется тем, что их стилистика во многом тяготела к романтической приподнятости, ситуации оказывались исключительными, а жизненные проблемы и конфликты, существо образов оказывалось.собственно реалистическими, стим обусловливаются во moron особенности художественной символики раннего Ч.Айтматова.

Художественная символике как цельная эстетическая система выразительности и изобразительности в раннем творчестве Ч.Айтматова еще не сложилась. В его ранних рассказах художественная символика выступает прежде всего в форме традиционных олицетво-

рений природы. Через такие образы-символы раскрываются внутренние состояния героев, происходит их типизация. Рассказы "Сыпай-чи", "На реке Байдамтал" выполнены в стилевой манере, для которой характерно стремление к возвышенности, приподнятости. Типические образы-характеры раскрываются в исключительных обстоятельствах: стихия природы, сель и человек - в первом случае; стихия природа, трагический случай, приведший героя на край гибели - во втором. Такая ориентация не могла не сказаться на художественной символике. Она в ранних рассказах носит преимущественно романтический характер.. Образы явлений природы (реки» времен года, стихийных явлений и т.д.) слагаются из подчеркнуто гиперболизированных, нагнетающих ошущекие драматизма ситуаций, сюжетного развития, пафоса. Такого типа художественные образы в рассказах Ч.Айтматова в значительной мера тяготеют к символике.

В рассказе "СыпаЯчи" представлена легенда о реке и джигите, образ которой выступает в функции художественного символа, выполняющего дидактическую функциональную роль. В легенде образ коварной реки играет роль злого рока, определившего несчастливую судьбу героя. Тема слепой роковой силы стихии в легенде получает развитие в реалистическом сюжете - в изображении соотношений реки Таласа и Бекназара. Ни его опыт, ни сноровка, смелость не смогли помочь ему в борьбе со стихией. Таков смысл событийного плана сюжета. Образная символика придает этому смыслу эстетическую значимость. На протяжении всего повествования образы природы в этом и других рассказах выступают в качестве психологических параллелизмов, подчеркивают внутренние состояния героев.■В данной функции выступают в большинстве случаев образы. . ливня, молнии, грома, они символизируют кару, которая настигает человека, противопоставляющего себя другим, нарушающего норш жизни.

Творческое развитие романтических стилевых тенденций и одновременно углубление реалистически образного воссоздания действительности и человека продолжается в ранних повестях Ч.Айтматова. Художественная мысль писателя все больше сосредоточивается на проблемах нравственного выбора героев. Происходит углубление конфликте-1, художественно-психологического раскрытия отображаемого и типизируемого.Тональность повествования становится сдержанней, существенно меняется содержательная поэтика: отбор изобразитель-

но-шразительных средств строже обусловливается идейным замыслом; художественная символика все более наполняется реалистичностью.

Повесть "Лицом к лигу" в известном с желе стоит особняком среди произведений, которые относим к раннему периоду творчества писателя. Не но назовешь ни мрачно?., ни'бслысходн-Я. нал повести освошзн просом утверждения духовного аозроаденкя героини, которая су.огль подняться "над ссСсЯ"; кяртина занимающегося светлого дня воспринимается как Яудо'чмстеенний символ, содержанием которого является идея, согласно которой общегосударственное всегда должно одерживать победу'над злом. Обращает на себя внимаг.:е суровость художественных характеров, образов-обстоятельств. Конфликт решается строго реалистически, хотя, как об отом позже говорил сам Ч.Айтматов, прямолинейно. ..

Повесть содержит много реалистических жизненных фактов, бытовых деталей, воссоздающих картины лишений и бед, выпавших на долу) народа в годи войны. Следовательно, та суровость, о которой здесь идет речь, проистекает из жизненного материала повести, но не только. Сна заключена в пафосе произведения, в его стиле, художественной символике. Вместе с тем, ото произведение не лишено романтических средств изобразительности. и выразительности. В основе, композиции повести ¿ежит антитеза; все в повести построено на контрастных противопоставлениях; символическая контрастность обусловливает и название произведения. Свет и тьма, движение и неподвижность; образ человека, поставившего свое личное благо выше всего, и образ честной, доброй, хотя поначалу, казалось бы, духовно неразвитой СеЯде; полное страха за мужа настоящее героини и иллюзорная мечта о Чаткале; суровые дни войны и счастливое довоенное прошлое - все в повести антитетично: писатель максимально-'заостряет конфликтные ситуации, . достигает сосредоточенности типических характеров, обращаясь к символике как действенному изобразительно-выразительному средству художественного обобщения.

Интенсивные творческие искания, отличающие раннего Ч.Айтматова, подвели его вплотную к собственно реалистический принципам изобразительности и выразительности. Вместе с тем ряд свойств образности оказываются типологически олизки к поэтике романтизма. Поэтика художественной символики повести "Лицом к лицу" в значи-

тельной • о люЕывестся на принципах уподоблений, олицетворений, контрастности. (¿дзерти.р Исмаил - ьолк; тьма, ночь обозначает беспросветность ислсшшя, в которое попел Исшил; образ тумана создает сщущенис тревожной неопределенности, передает душевные страдания героики,. драматизм положения, в которое она попала и т.д. Ч

. ¿ольиэЗшее роэьитиз' искшкя Ч. Айтматова получили ь новости ••'^ьмиля". cjto лро!5Г>ьемскио ознаменовало собой новый этап творчества писателя. -В ">;гл.:игеи соотношение реалистического к. романтического приобретает новые счертаиия; фольклорно-традицкен-кые элементы о<саачзак.тпя органически включенягшк- э художественную ткань nocecvbctioiiiw; художественная. символика лревраазется в целостную обрезную систему нсйягорского содержания.

В псеестк' "¿.г-амиля''. худежзшвеиная сн/вслике выступазт в новых КиЧвсдоах* Эдсс.ь в значительней мере да.кт о себе знать ре-елистичееггие принципы типизации, внетупащие в сочетании с элементами, эосхид-лтами к традиция»! ¡-.ационаяького фольклора, восточной поэтик;-.. о'Тс сказалось я на системе образсв-сикзолов, задействованных г. повести.

Б иэобпаждьии трудностей военной поры, быта, киргизского ¿ила, жизни Бользюгс и Малого домов, поведения "Дакали дс возникновения личностных cTHOWfciiaii с Дания ром, обнаруживается предеяьнья реалистичность.^.Слока с иноскьзетелънш значенном здесь почти не встречаются; преобладает номинативная изобразительность. В подчеркнуто оьплистичгсхих пластах повествования художественная символика наполняется особым смыслом. Конкретная реалистическая деталь нередко постепенно превращается а символ. Например, эпизод восхождения Дан;ира по трапу приобретг-е? многозначный символический смысл.

. В процессе выработки своего стиля,' своей манеры письма писатель испытывал ощутимое влияние фольклорной образмости. Следа этого влияния дают о себе знать и в "днамиле" - ъ системе обрезов литературных геро а, развитии сюжета, в композиционной организации, отиле, и в.том числе - в системе художественной символики. ;

В образно-метафорической системе повести "^амилк" в качестве худоиэственкогс символа-выступает песня, мелодия. Обр&э-сим- ; вол песни 'здесь во многом отличазтек от аналогичных художествен-

них символов ранних произведений писателя: сн здесь гораздо сложнее; ему присуща художественная ассоциативность большего филоссфско-эстстического содержания, йтот образ-символ сыступа-ет одним из опргделяющкз: в х^-Асжествзнио?. структур; ясвоствсаа-'

ник.

Лейтмотивом повести яэляеюп поререлдонпр глвиио.': героини -^■кзмили. Сбраз ¿чьиили как литературногс герся чкнаог.кчосни значим, ибо вмэсте о образом ¿ашмре йреабыцэётсл для поисстиоьа-теля-рассказчика Свита з олицетворении идеала прекрасного, который он стремится воплотить . красках, на холсте. Е картине образы Шамили и Данияра объединивтея в единый образ-символ, воплощающий в себе идеал общечелоаечзск'ой значимости. Сбраэсм корти-нц открывается повесть; образом к.чртины она завершается» Прием обрамления способствует символизации этого образа. Благодаря системности сбразов-симьолов в контексте повести образуется идейно '! сстагичсски значимый подтекст большого художественного и философского содержания.

Во второй главе - "Художостьснни? мир символики о тьорчзст-ве Ч.Айтматова 60--80-Х годоз" - анализируется развитие художественной символики э творчестве зрелого Ч.Айтматова.

' 60-е годы - пора-напряженных искьний Ч.Айтматове. В оти годы писателем были 'написаны, значительные произведения. Среди них особгнно выделяются повести "Первый учитель", "Материнское поле", "Прощай, Гульоары!'Путь к ним пролегал чероз так называемуэ "иер.ояедельиу,?" прозу, Отказавда.сь от сухости стиля, прямолинейности, которыми в определенной степени Сиш отмечены ранние произведения, Ч.Айтматов обращается к повествованию ст первого лица, V. это придазт повестям "Топо;.,к мой в красной косынке1', "ЬерЗлю-иий глаз" предельную искренность. Герои испоьздустся, благодаря чему в произведениях появляется подтекст, опирающийся- к На раскрытие "состояний душ" героев, н из художественную символику. Образная символика з "Тсполько ....." к "Ве. блвжьем глазе" во многом традиционно, но, зиступает в лирических структурах этих произведений з значительной мере в новых для творческой практики Ч.АЯт-»«лова- качести'ах.

В позтпке повестей Ч.Айтматова опорными обрэземи-симаолеми аыстулпют-тополь, традиционный обр^ киргизской лирики, перевал Долок, образ родника Верблюжий глаз. В указанных произведениях

функшюнольная роль художественной символики при всей ее реалистичности не отличается многоплановостью и филосо']скс-эстетичес-кей глубиной, которые будут характеризовать творения зрелого Ч.Айтматова. "Ксловедельность" этих произведений ограничивала возможность мосштабнсстн художественной символики, которая по преимуществу локализовалась в традиционных пейзажных картинах и во многом в лрякых соотношениях с психологическими состояниями героев.

В 60-е годы у. многих представителей советской многонациональной литературы возрастает интерес к историно-революционней теме. Это был с связано с возросшей потребностью в ос»!кслении. прейденного. пути,-постижений характера революционной перестройки общества,человеческих чувств, сознания.'Типичной для литературного процесса 60-х годов является повесть "Первый учитель"..Обращаясь в повести к историко-революционной теме, писатель реыает.ее. как тему возвышенной нравственности. В повести ярко раскрыто величие духа одного из тех, кто совершал всенародный подвиг, не думая о том, что это - подвиг. ■

Образы-символы повести "Первый учитель" соотносятся прежде " всего с главными героями повести - Дюйыеном и Алтынвй. Это в первую очередь относится к образу портрета Ленина. Портрет В.И. Ленина в контексте повести - реалистическая деталь, и вместе с тем - символ большого социально-нравственного, эстетического значения. Портрет Ленина органично связан с образом Дюйшена: они символизируют идею революционных преобразований, новой жизни.

Многие образы-символы в творчестве писателя становятся скеозными, видоизменяясь, проходя из произведения в произведение, они наполняются.новым содержанием. С образом-символом волка мы впервые встречаемся в повести "Лицом к лицу", где он выступает в качестве компонента метафорического сравнения. Иную содержательность и функциональное значение обретает образ волков в повести "Первый-учитель". Напряженную схватку'между старым и новым Ч.Айтматов показывает не только изображением открытой борьбы Дюйшена с врагами революции, а и представлением столкновения героя с волками. Благодаря этому усиливается эмоциональная, идейно-эстетическая напряженность схватки" нового с грозной силой старого, в которую вступил Ддойшен. .

Находит свое развитие и образ-символ тополей. Для художника

образ тополей является символом Родины, памяти о прошлом. В соотношении с образами■Алтыяай и Дюйшена обра • тополей ассоциируется с образом Алтынай, ее духовным утверждением; вместе с тем, это - символическое олицетворение идей памяти, того, что преступно предавать забвению прошлое. Образ тополей Дополняет образ' родника. Благодаря этому образ центрального героя возводится до высокой степени типического обобщения представлений о значении деяний'^незаметных будто бы людей эпохи революции.

Повесть "Материнское поле" явилась свидетельством органичной пристрастности Ч.Айтматова к изображению жизни в ее социально-исторической конкретике, и одновременно - в предельно обобщенных образах, воплощающих в себе общечеловеческое, общенародное представление о смысле и предназначении жизни на Земле. 06-разытсимволы Матери-земли и человеческой матери становятся воплощением гуманистических- представлений о неодолимом торжестве жизни над смертью. Б контексте повести образ "Дороги соломщика"-- Млечного пути выступает символическо-художественным представлением вселенской памяти о судьбах миллионов людей, своими жизнями созидающими путь к вечности жизни. История жизни матери Тол-гонай превращается в историю жизни народа. Ее образ отраженно воссоздает путь народа, истоки его патриотизма, подвига в годы войны. Размышления писателя, о судьбах личности и истории, вера в могущество и стойкость человеческого духа придают художественной ткани повествования, эпический характер, а ее символике - особую значимость, выражающуюся а том, что она предельно насыщается философским содержанием. :

К концу 60-х годов в творчестве Ч.Айтматова наметился перелом. Повесть "Прощай, ГУльсары!" своим иде.Йно-нравствечным па-фасом, образным строем утверждала нового современного героя, чья судьба воплощала судьбу целого поколения, несла в себе художественное обобщение опыта истории советского общества. Ч.Айтматов в этом произведении обращается к символике, олицетворяющей народные представления об устоях бытия. Образ '^ульсарн символизирует авторскую идею о стремлении к достижению гармонии в кисни; об- . раз юрты, аналог.образа дома у Абрамова,'символизирует устойчивость народных основ жизни. Образы народных эпических песен о верблюдице, потерявшей.верблюжонка, ос охотнике Карагулё наполняют произведение эпически философской значимостью, являются

средством обобщения психологического состояния героя, выступают символом обрзтения и утрат человека на его жизненном пути. Сложные аиэненные проблемы э этой повести решаются с точки зрения человеке'.- носителя подлинно народных чувств и сознания. Образ главного героя повести "Предай, Гульсары!" вырастает до образа-сиывела, ЗаражйЬщего народное ?лиросозерца«ие;

Е поэестлх ''0-х годов пйсиечь обращается к переосмыслению мифологических образов в. художественные образы-символы." Они приобретают предельную многозначность. В повестях "Белый пароход", "Ранние журевли", "Пегий пес, бегущий краем моря" углубляется художественная концепция человека, гуманистическое отношение к проблеме диалектических сЕЯзей личност.. и мира. Художественная симеслике, основывающаяся на мифологических началах, становится все белее действенной, обретает структурно-организующую роль. В такой'фикции.выступают образы-символы Рогатой Матер;.-оленихи, Бояогс парохода, мальчика в почести "Белый пароход", образы-скы-волы Рибь'-демщины, утки Лугр, Великого тумана в повести ''Пегий пес, бегущий краем миря". С помощью систеш стволов Ч.Айтматов, проникает з глубины человеческого духа,показывает целостность пира, извечность'.нравственных законов. Проблему выживания человечества, которую впервые поставил писатель в"Пегом псе ...", эктуа-хиэиуук» образы-зикзолы■ Великого тумана и лодки-каяка.

В "Ранкчх журавлях" поступки .и., характеры' героев идейно и эстетически осмысливаются на уроэне символического параллелизма.с героями эпоса "Напас'',

Висато достижением Ч.Айтматова в этого рода исканиях, несом-, неннл, является повесть ''¿ЗелкЯ пароход". о Рогатой ¿атери-. олешке .ч мяф о Белом пароход«- социально и нравственно значимы, они концентрируют кдейко-худс:*ес.?Бенцую семантику повести.' Миф о ■ Рсгетой Ыатери-сленихе органично соотнесен с проблемами социально-общественной истории современной жизни киргизского народа, Че-.. роз соединение миров - прошлого и настоящего, которые символизируют образы Матери-оленихи и Белого парохода, возникает сиквсли-.ческиК образ мальчкк»~ры5ы. Этот образ-символ, имеет в художественной струкодю повествования бол*шее значение. С его помощью писятел пытается достичь синтезе прошлого •/. настоящего. Система художественной символики повести "Езлый пароход" такова, что об-',рпз Мальчика прядстеет ней средоточием идейно-остетическсЛ кон-

цепции Ч.Айтматова, суть которой 'заключается в toi.,, что настоятельно ьеобходимс собрать эсз здоровое, добр je к справедливое 2 единое целее, иначе человечное в человека и само.': янзпк' будет. утрачено безвозвратно.

В зрелый период творчества Ч.Айтматова художественная символика становится таким средством образной типизации, которое позволяет ^остйгать 'широкомасштабных-, филоссфскс и эстетически многозначных обобщения, оти арилмем со ссей. отчетливостей заявили о себе £ романах "Буранный полустанок" и "Плаха". Б данных произведениях писатель осваивает неьый д:и: себя жанр - ромаь. Романная форма предполагает универсальнее изображение характеров, мира, истории, сто проявляется и в том, в каком качестве предстает в романе, к&киг функции выполняет художественная символика. Художественный символ в рсмак? является тем "словом'-, который вследствие свсей богатой внутренней структуры, огромного историко-культурного содержания концентрирует философскую мысль с человеке и мире, .цает возможность многомерного- й шогошгшгсьог-о изобретения жизнь з ее узловых момента:;, "углубленного синтеза авторской худсг.естзйнной яде л.

В "Буранном полустанке" художественные оСрэзы-символа.внс?у-пэют по большей части концентрированно информативными, зкепрес-сиенкми образами. Они обладают предельной ессэциьтегносгью, йдей--не-эстетической многозначностью, Ведущей идейно-лудожес'гвгннал проблематика романа органически связана и с современностью, и с постановкой "еечндас"'вопросов, -касапцихся человеческого бкткк, соянаьия и чузечз, взаимоотношений человека с обществом. Это отражается' в архитектоника' произведения. Действие развертывайся в трех измерениях: настоящем (реальной ллан); будущем (фантастическая .линия) v далеком проскок '(мифологический план';. 3 каждом кз таких планов романа- имеется о век система обраэо?-смгаслов, которые в свою счередь составляют общу® структуру худсжестаеашой символики романа (образ манкурта, обрез ракет-роботов, кладбища,, колючей прсволоки, природные образы-символы, образ планеты Лгс-ная Грудь, символика времени, где день равен веку, места - полустанок, "сарозэки", Вселенная, образ железной диреги и др.).

В рзальном плане автор использует прием: ретроспекций; который дзет возможность зосбогдагь- жизненный материал об'-ьемнее, t зге жогсобрээньи проявлениях. .Художественное время романа» вбк-

рая в оебя и Далекое мифологическое прошлое и фантастическое будущее, фактически оказывается открытым, что подчеркивается символическим подзаголовком романа "И дольше века длится день". Такое композиционное построение романа позволило Ч.Айтматову показать, с одной стороны, отдельного человека, неисчерпаемость, богатство его' личности, а с другой, стороны - многообразие бытия человечества. В романе образ с^цигея выступает не только как образ конкретного литературного героя, уникальной по своей сути личности, но и как символическое олицетвЬренке1 народного сознания; судьба Едигея предстает одновременно историей народа, его нравственного и духовного опыта.

Предания и легенда.играют существенную роль в выражении авторской идейно-Эстетической концепции. В центре романа стоит миф о птице доненбай. Цепь ассоциаций, вся художественная символика сконцентрирована вокруг этого мифа, через него - на проблеме памяти человека и человечества. Писатель вставной новеллой дает предание о жуаньжуанах. Включение авторским сознанием в движение художественной мысли, стимулирующей развитие повествования, оно приобретает общественно-исторический, идейно-эстетический смысл. Предание позволило писателю углубить анализ некоторых современных проблем; так как через вековой опыт народа можно по-иному увидеть конфликты'социально-исторической жизни. Варвары'в предании лиыа-ли человека памяти, превращали его в манкурта. В соотношении с , образами Сябитжана, кречетоглазого Т.ансыкбаева,лейтенанта Тансыкба-ева миф выступает как средство художественного обобщения, символизирующего манкуртизм на уровне современности, представляя неполноценность, потерю памяти, а следовательно - совести личностью, творящей социальное зло,

.Миф. о манкурте трансформируется в символ и тогда, когда Ч.Айтматов прибегает к фантастике. Фантастическая линия позволяет писателю с трагической остротой, проявить реальную остроту отношений . _между людьми на Земле. Включив в повествование фантастический сюжет, Ч.Айтматов призывает современников задуматься над тем, что необходимо делать, чтобы не случилось непоправимое, чтобы каждый человек ощутал свою ответственность за сохранение на земле жизни, . основанн й на гуманистических принципах. Такое будущее возможно, утЕ&рждает писатель. Планета Лесная Грудь - это символ идеального устройства общества, символ мирного сосуществования людей.

Изобразительно-выразительные средства, при помощи которых создается образ Сары-Озеков строго реалистичны, что не исключает их философско-содеркательной наполненности, в силу чего они выступают как художественные символы. Поселок Бсранлы-Бурашшй становится символом всесторонних жизненных связей. Образ железной дороги символизирует необратимость времени и человеческой жизни. йна-Бейит - символ исторического опыта народа.

Роман Ч.Айтматова "Плаха" - свидетельство новых творческих исканий писателя, его новаторства и одновременно - продолжение лучших творческих достижений, в отношении обращения писателя к художественной символике. Роман заключает в себе развернутую систему образгь-символов: волков Акбары и Ташчайнара, Христа-Авдия, Коюмкумской саванны, солнца, символики молйтьы о затонувшем корабле, песня болгар, вставная новелла "Шестеро и седьмой" и т.д. •

Подобно тому, как в "Буранном полустанке", но с еще более углубленных идейно-эстетических позиций, а "Плахе" жизнь отображается и воссоздается в трех сопоставима сторонах, планах.* Этличие. заключается в том, что в "Плахе" возникает три особых композиционных сцепления повествования. Художественная семантика трех частей романа объединяется символическими образами волков - Акбары и Тигчайнара. Ьти сбр;-ры олицетворяют живую суть 1риродной жизни на земле; не случайно соотнссимость их с персонами романа открывает в них определящие типические качества. Создай эти образы, Ч.Айтматов предостерегает против жестокого Эбращения с природой, против бездумного, эгоистического вмешательства а природу. Картина облавы на сайгаков приобретает характер трагического символа, чбраз-символ расстреливаемой при-зоди соотносится с символическим образом плахи, на которую си-ты зла готовы положить все сущее на Земле. Саванне приходит ко-1ец; наступает конец света Бостона; другого трагического героя зомана - Авдия, распяли люди, уничтожившие все живое в степи, (удожественная семантика символики романа такова: если человек утрачивает связи с окружающим миром, Губит вокруг себя все жи-юо, то он лишается своей человеческой сути, лишается права назы-¡аться человеком. Реалистическим символом этого выступает образ )бер-Кандалова.

Особое место в романе занимает образ Акбары, тесно связан-

ный с образами Авдия, Иисуса, Бостона. Как Иисус, Авдий, Бостон, Акбара проводит свой крестный путь. В образе Акбары воплотились идеи справедливости, самоотвержения, тэ качества, которые исповедует Кксус, Авдий, и. по-своему Бостон. Параллели между этими • образами проходят через весь роман. Ёти связи устанавливаются с помощью художественных деталей, исполненных символической значимости. По-особому организована художественно^философская содержательность образа Авдия. За размышлениями и поступками главного героя слышится голос автора, его тревога и боль за человека и человечества в нем. Сбразу Авдия в системе образов произведения отводится роль сосредоточения йдей о человеке и мире, месте человека в этом мире, судьбах духовности как определяющего качества человека.

Задавшись целью создать образ героя, в котором сконцентрирован опыт челсЕечества, Ч.Айтматов вводит в повествование образ Иисуса, кмекхаиЯ общезначимое содержание. Благодаря .этому противоречия современного мира, воссоздаваемые в романе, приобретают глобальный характер. Линия Иисус-Пилат, помогает автору решать в общечеловеческом плане проилему человечности,.добра и зла. Христианская символика усиливает философичность романа; с ее помощью автор созовет собственную концепцию мира. В споре с Пилатом айт-матовский Иисус говорит о том, что смысл существования человека в самосовершенствовании духа,, люди есть подобие Еога - высшей идеи духовности на земле, и какой быть духовности - зависит от самих людей. В этой ¿мели заключена ведущая художественная идея романа; история человечества, ее судьба зависит прежде ъсего от самого человека. Эта мысль в романе "Плаха" претворена ъ цельной системе художественной символики. На мифологическом уровне она проводится в символической картине видения-Иисуса, Призыв к человеческому единству воплощается в художественной структуре романа в образе-символе песни болгар и образе-символе, заключенном в молитве о затонувшем корабле.

Заставляет задуматься о многом в нашем мире, б самом себе яркая символическая встаьная новелла "Шестеро и седьмой": всегда ли можно оправдать жестокость даже самыми высокими политическими идеями, ве.^ь человеческая жизнь ценнее всего. Приходит "конец света" Бостона, и то, что открывается читателю в этом трагическом сюжетном повороте, также заставляет думать, почему случилось так, что

у нас истинному хозяину-труженику, одухотворяющему своим простым и мудрым делом землю, не осталось на'ней ш та.

Роман "Плаха" представляется логическим завершением художественных исканий Ч.Айтматова 60-80-х годов. Это произведение убедительно доказывает высшую степень оправданности этих исканий, в значительной степени сопряженных с постоянным обращением писателя не только к безусловным, но и к условным формам выразительности и изобразительности, где одно из ведущих мест занимает художественная символика.

В заключении подводятся итоги исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы. .

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Романтическое и реалистическое в творчестве раннего

Ч.Айтматова.//Жанровс-стилевое своеобразие многонациональной советской литературы: Сб.научн.ст.- Фрунзе, 1931.-'С.107-115.

2. Реалистическая символика в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день".//Тез.докл. и сообщ.республ.научн.конф.молодых ученых.- Фрунзе, 1981.- С.26-28.

3. Ч.Айтматов - критик о месте и роли мифа, художественной символики в современном литературном процессе.//Марксистско-ленинская критика.« литературный процесс: Тез.докл.и' сосбщ.республ. научн.теорет. конф.- Фрунзе, 1982.- С;127-129-.

4. функциональная роль элементов различных национальных культур в творчестве писателя-билингва (на материале художественного творчества Ч.Айтматова}//Закономерности развитая.новогщськенных литератур в советскую эпоху: Сб.научн.ст.- Фрунзе, 1983.-С.32-39.

5. реалистическая символика з художественней структуре романа Ч.Айтматова "Буранный полустанок".//Современный .литературный процесс и творчество Чингиза Айтматова: Межзуэовский сб.научи.ст.-Фрунзе, 1985.- С.120-128.

6. функциональная роль' мифов и легенд в повести Ч.Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря".//Современный литературный процесс и творчество Чингиза Айтматова: Тез.докл. и сообщ.республ. научн.теорет.конф. -Фрунзе, 1985.- С.45-45.

7. Образ Авдия Каллистратова как художественное воплощение социально активной личности в свете решений ХХУП съезда КПСС./ Место и роль художественной литературы в формировании социрльь активной личности в свете решений ХХУП съезда КПСС: Тез.докл. сообщ. республ. научн. практ. ковф,- Фрунзе, 1988.- С.60-61.