автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Социально-историческая детерминация эстетического вкуса
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ершова, Юлия Сергеевна
Введение
Глава I. Проблема социально-исторической детерминации эстетического вкуса
1.1. Вкус как регулятивный Фактор эстетического отношения и специфическая цель эстетического воспитания.
1.2. Задачи детерминационного анализа эстетического вкуса
Глава П. Историко-геяетические основания эстетического вкуса.
2.1. Появление и развитие категории "вкус" в европейской эстетике
2.2. Эстетический вкус в контексте буржуазного сознания Х1Х-ХХ вв.
2.3. Социально-исторические основания типологии вкусов
Глава Ш. Структурно-функциональные детерминанты вкуса
3.1. Предварительные замечания
3.2. Вкус в системе взаимодействия общественного и индивидуального сознания
3.3. Социально-психологическая детерминация вкуса.
3.4. Эстетический вкус в системе индивидуального сознания. Структура вкуса
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Ершова, Юлия Сергеевна
Эстетическое воспитание в условиях развитого социализма является неотъемлемой, органической частью системы коммунистического воспитания, имеющего целью формирование коммунистического сознания, всестороннее и гармоничное развитие способностей и личностных качеств советского человека.
В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года", принятых ХХУ1 съездом КПСС, разработка проблем коммунистического воспитания, совершенствования социалистического образа жизни названа в числе важнейших направлений научных исследований Г4, с. 146.7. Тем самым и перед советской эстетической наукой поставлены важные теоретические и методологические проблемы, связанные с дальнейшим развитием теории эстетического воспитания.
Актуальность этой сферы исследований определяется не только тем, что "разработка этого сложного комплекса проблем находится,, по суицеству, еще в начальной стадии" Гз4, с. 125.]. Изучение средств и способов формирования эстетической культуры личности, возможностей повышения уровня эстетических потребностей и вкусов имеет огромное практическое значение. Исследования в этом направлении помогут осуществить "решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед.нашим обществом", о необходимости . которого говорилось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС [5, с.б7.
В последние годы интерес советских ученых к проблемам эстетического воспитания значительно возрос, что нашло свое отражение, во-первых, в осознании недостаточной разработанности общей теории эстетического воспитания [ом, 39; 42 и др.7, а во-вторых - в стремлении к более дифференцированному подходу к анализу содержания ее. основных понятий, таких, как "эстетическая культура личности" /см.
47; 97 и др.7, "эстетико-педагогическая деятельность" и "педагогическая эстетика" /см. 697» "эстетическая творческая способность" и др. Разработка теоретических и методологических принципов педагогической эстетики, а также методики эстетико-ледагогической деятельности становится одним из актуальных и тесно сопряженных с практикой направлений развития марксистско-ленинской эстетики. Результаты эстетического воспитания находятся в прямой зависимости от с тепени изученности как общих социально-исторических закономерностей формирования индивидуального эстетического сознания, так и исторически конкретных социально-психологических, психологических и психофизиологических механизмов его функционирования. Чем больше точек сопряжения теоретических положений с реальной практикой эстетического воспитания, тем значительнее вклад марксистской эстетической науки в решение первостепенной задачи коммунистического строительства - формирование нового человека.
Особое место в ряду названных выше проблем занимает круг вопросов, связанных с эстетическим вкусом - категорией марксистско-ленинской эстетики, обозначающей субъективно-личностную способность к переживанию и оценке произведений искусства и эстетически значимых сторон действительности. Мы разделяем неоднократно выс-. называвшуюся в марксистско-ленинской эстетике - хотя и не единст--венную - точку зрения на эстетический вкус как на наиболее.универсальный, показатель эстетического развития личности /см. 40; 61; 78 и др.7. В работе показывается, что роль эстетического вкуса в индивидуальном эстетическом сознании.позволяет говорить о том, что вкус является регулятивным фактором эстетического отношения в его личностных проявлениях и.в силу этого является специфической целью эстетического воспитания.
Однако необходимость теоретического исследования процессов . формирования и совершенствования эстетического вкуса личности определяется не только его ролью в индивидуальном эстетическом сознании. Воспитание вкуса занимает важное место в общекультурном развитии индивида, в становлении разносторонне и гармонически развитой личности. Вкус как структурная и функциональная доминанта эстетической сферы сознания индивида не существует в изоляции от других составляющих индивидуального сознания. Именно поэтому фор-, мирование и совершенствование эстетических вкусов советских людей, будучи специфической целью эстетического воспитания, смыкается с задачами коммунистического воспитания в целом - воспитания целостной, разносторонне и гармонически развитой личности, с формированием целостного мировосприятия и мировоззрения, с развитием духовных потребностей и способностей. Тот факт, что одну из задач социального развития нашей страны КПСС видит в активном воздействии на формирование эстетических вкусов населения /"см. 4, о,177], свидетельствует об огромном социальном значении решения как практических, так и теоретических проблем воспитания вкуса.
К числу наиболее важных, но малоисследованных проблем, связанных с эстетическим вкусом, принадлежит проблема его социально-исторической детерминации. Детерминационный анализ эстетического вкуса должен приблизить нас к ответу на вопросы, каким же образом, какими путями идет формирование индивидуально-неповторимых черт субъекта эстетического отношения, чем детерминируется и опосредуется глубоко интимная субъективно-личностная способность к переживанию и оценке произведений искусства и эстетических значимых сторон действительности, способность, характеризующая самобытность и неповторимость личности, но в своих глубинных основаниях подчиняющаяся закономерностям социального детерминизма и принимающая конкретно-исторические формы.
Выбирая в качестве предмета диссертационной работы анализ эстетического вкуса с точки зрения его социально-исторической детерминации, мы руководствовались прежде всего тем обстоятельством, что выявление наиболее существенных детерминируюцих вкус факторов и изучение природы их воздействия на субъективно-личностную способность эстетического отражения имеет непосредственное отношение к решению насущных практических задач формирования эстетических вкусов советских людей.
Кроме того, изучение социально-исторической детерминации эстетического вкуса может послужить основанием для привлечения и объединения в рамках философско-эстетического анализа этого важнейшего элемента индивидуального эстетического сознания достижения других областей знания, "пограничных" по отношению к марксистско-ленинской эстетике.
Эстетический вкус понимается в марксистско-ленинской эстетике как исторически сложившаяся способность человека к самостоятельной оценке эстетических сторон действительности и художественных произведений, - оценке, основанной на субъективно-личностном эстетическом чувстве [см, 57; 61; 64 и др.7. Отсюда следует, что анализ закономерностей формирования, совершенствования и функционирования вкуса включает широкий диапазон проблем: от возникновения вкуса в структуре эстетического сознания, рассматриваемого в исторической перспективе, до его психофизиологических особенностей. Отсюда следует также, что изучение эстетического вкуса требует теоретико-методологических средств, адекватных его объективной сложности и многомерности. Плодотворная интеграция разнородных научных знаний об эстетическом вкусе может быть осуществлена лишь на основе марксистско-ленинской методологии, одним из принципов которой выступает системно-комплексный подход. "Весь дух марксизма, - писал В.И.Ленин, - вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривалось ( <*- ) исторически ; (уЗ ) лишь в связи с другими; ) лишь в связи с конкретным опытом истории
3, т.49, с.329-7, Только с позиций диалектического и исторического материализма становится возмошшм исследование таких сложных системных закономерностей становления эстетического вкуса, как культурно-исторические, социально-психологические, психофизиологические и др. в их динамической взаимообусловленности. М.Ф.Овсянников, говоря о процессах дифференциации и интеграции знания в современной советской эстетике, справедливо подчеркивает необходимость "реконструкции, восстановления предмета исследования в его органической целостности. Такое восстановление возможно на основе научного мировоззрения и метода, которые дает марксистско-ленинская философия" /б7, с.3157.
Одним из важнейших мировоззренческих и методологических принципов марксистско-ленинской философии является диадектико-матери-алистическая концепция социального детерминизма, дозволящая рассмотреть обусловленность развития личности, ее сознания и форм жизнедеятельности сложными взаимодействиями материально-дроизвод-ственных, социально-экономических, социально-политических, социокультурных и других тенденций, законов и факторов Гсм. 79, с.87.
Таким образом, анализ реального континуума факторов, детерми-нируадих субъективно-личностную способность к оценке и переживанию эстетических и художественных явлений, может послужить принципом, организующим и систематизирующим уже имеющиеся знания, и выявить еще не изученные аспекты этого структурно; сложного, многоуровневого компонента индивидуального эстетического сознания.
В марксистско-ленинской эстетике и других областях советской науки уже накоплен достаточный методологический и теоретический потенциал для объединения в исследовании эстетического вкуса фило-софско-эстетического анализа с конкретно-научными подходами. Однако осуществление системно-комплексного исследования этого важнейшего элемента эстетической сферы индивидуального сознания дело будущего, ибо есть еще нерешенные проблемы, а некоторые стороны эстетического вкуса, к изучению которых обращались советские ученые, получили в их работах различную интерпретацию. Мы же в настоящей работе, не претендуя на исчерпывающее системно-комплексное описание эстетического вкуса, видим свою задачу прежде всего в том, чтобы привлечь к философско-эстетическому анализу общих проблем социально-исторической детерминации вкуса и основных ее направлений результаты не только общефилософских и историко-эсте-тических исследований, но и данные истории культуры, а также результаты общепсихологических и социально-психологических исследований.
С точки зрения марксистско-ленинской эстетики аксиоматична необходимость рассматривать эстетический вкус с позиций его историчности и социально-культурной обусловленности как генезиса вкуса, так и его фило- и онтогенетического развития. Но дело, однако, заключается в том, чтобы конкретизировать детерминирующие вкус факторы, рассмотреть их иерархию, взаимовлияния и взаимопереходы; уяснить природу этих факторов и механизмы их детерминационного воздействия на личностную способность эстетического отражения и оценки.
Вкус является результатом действия множества факторов, поэтому их анализу непосредственно должно предшествовать уяснение основания для типологического объединения основных детерминант, установление уровней анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса и их иерархии.
В настоящей работе основанием для систематизации детерминирующих вкус факторов и выявления основных линий его детерминации выступает подход к процессу формирования и функционирования вкуса с точки зрения его фило- и онтогенетического развития.
Филогенетический аспект предполагает анализ эстетического вкуса в исторической перспективе с точки зрения его генезиса в структуре эстетического сознания. Здесь необходимо показать, как историческое развитие универсальной общественной практики, и прежде всего искусства, порождает исторически конкретные формы эстетической чувственности и как на определенном этапе исторического развития в структуре индивидуального эстетического сознания появляется такой его функциональный элемент, как вкус. Эстетическое отношение детерминируется как его объектом, так и психофизиологической организацией субъекта, и здесь нам важно проследить, как и объектная, и субъектная стороны эстетического отношения детерминированы в конечном счете социо-культурно-историческими закономерностями развития человечества.
Но исторически конкретный тип эстетической чувственности -это культурно-исторический параметр индивидуального развития, всего лишь социальная предпосылка формирования тех или иных качественных и количественных характеристик эстетического вкуса, социально обусловленная возможность, которая может быть реализована в процессе становления субъекта эстетического отношения. Поэтому другим важным срезом анализа детерминации эстетического вкуса является его онтогенетическое формирование - изучение тех сложных и многоплановых взаимосвязей и зависимостей индивидуального сознания с социальным целым, с исторически конкретными формами культуры и художественной практики, которые предопределяют формирование и развитие вкуса в его индивидуальном своеобразии.
Если филогенетический аспект анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса определяет наше внимание к исторической динамике развития эстетического сознания, то онтогенетический аспект требует анализа формирования и функционирования вкуса, так сказать, в исторической статике, но в социальной динамике в свете актуальных задач эстетического воспитания в условиях развитого социализма и научно-технической революции, все более усложняющей и интенсифицирующей процессы функционирования художественной культуры и ее "потребления".
Таковы, в самых общих чертах, уровни анализа социально-исторической детерминации эстетического вкуса, предпринятого в настоящей работе. Но содержание работы этим не исчерпывается, так как проблема детерминации вкуса непосредственно связана с уяснением качественного своеобразия эстетического вкуса, его места и роли в структуре индивидуального эстетического сознания, в процессе становления и развития эстетической культуры личности.
Все сказанное предопределило и структуру работы. В I главе эстетический вкус рассматривается как главное, системообразующее ядро эстетической сферы индивидуального сознания, как регулятивный фактор эстетического отношения. Роль эстетического вкуса в структуре индивидуального сознания позволяет рассматривать его как специфическую цель эстетического воспитания и образования, как элемент, предопределяыций специфику нормативно-ценностной регуляции в области эстетического отношения.
Во П главе предметом рассмотрения является филогенетический аспект социально-исторической детерминации вкуса, состоящий в выявлении культурно-исторических детерминант генезиса и дальнейшего развития вкуса в структуре эстетического сознания. Анализ субъек-. тивной стороны эстетического отношения в зависимости от конкретно-исторических этапов развития искусства и более широких социально-культурных процессов позволяет выявить и обосновать культурно-исторические типы эстетической чувственности, выражающиеся в определенных особенностях субъективно-личностной способности к переживанию и оценке эстетических и художественных явлений. Во П гла-. ве нами вводятся термины "интрасистемность" и "экстрасистемность", обозначающие качественные характеристики вкуса, формирующиеся во взаимодействии с господствующей системой эстетических норм и художественных канонов.
Если во П главе в центре нашего внимания оказываются истори-ко-геяетический аспект формирования и функционирования вкуса, то Ш глава посвящена структурно-функциональным связям и зависимое тягл вкуса как в рамках индивидуально-психологического уровня эстетического сознания, так и на уровне его надындивидуальных, обобществленных слоев. В Ш главе также делается попытка дать основания для классификации и типологии вкусов, хотя бы в некоторой степени свободные от оценочности и произвольности. Обоснованные ранее типологические характеристики вкусов в Ш главе интерпретируются, исходя из особенностей психологических механизмов субъективно-личностной способности эстетического отражения.
Мы не ставили своей целью проанализировать совокупность детерминирующих вкус факторов и детерминационных отношений всесторонне. В работе речь идет о наиболее существенных зависимостях - основных линиях социально-исторической детерминации эстетического вкуса и ее конкретно-исторических формах, об общей направленности фило- и онтогенетического формирования эстетического вкуса.
Учитывая то обстоятельство, что социально-историческая детерминированность субъективной стороны эстетического отношения в советской эстетической науке систематически йе анализировалась-(хотя некоторые аспекты проблемы получили освещение во. многих исследованиях), мы сочли необходимым в настоящей работе уделить достаточное внимание методологическим проблемам исследования социально-исторической детерминации эстетического, вкуса.
Естественно, что, являясь частью единого, взаимосвязанного . комплекса наук - марксизма-ленинизма, эстетика развивается на методологической основе материалистической диалектики и ставит решение своих насущных вопросов в зависимость от общефилософского решения вопросов более общего порядка. Поэтому философско-эстети-ческий анализ детерминации личностной способности эстетической оценки и переживания должен базироваться на диалектико-материалис-тическом учении о человеке, о процессах формирования личности, о соотношении общественного и индивидуального сознания - учении, ядром которого является социальный детерминизм. Анализ вкуса с точки зрения детермияируадих его отношений и факторов по существу выступает как конкретизация диалектико-материалистического принципа социальной детерминации личности и с необходимостью предполагает последовательное проведение принципа историзма, принципа единства исторического и логического, а также других методологических принципов марксистско-ленинской диалектики, позволяюцей осветить единство наиболее общих социально-исторических процессов и особенностей индивидуального уровня бытия и сознания кавдой конкретной личности, в том числе и такой ее интимно-личностной способности, как эстетический вкус.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-историческая детерминация эстетического вкуса"
ЗАКМИЕНИЕ
Проведенный анализ социально-исторической детерминации эстетического вкуса позволяет сделать ряд выводов. Важнейшим из них является вывод о том, что вкус выступает системообразующим фактором индивидуального эстетического сознания, его структур-, ной и функциональной доминантой. Отсюда вытекают важные для теории и практики эстетического воспитания следствия. Роль эстетического вкуса в формировании субъекта эстетического отношения дает основания рассматривать его как специфическую цель эстетического воспитания, как средоточие специфики нормативно-ценностной регуляции эстетического отношения.
Понимание эстетического вкуса как регулятивного фактора . эстетического отношения определяет и методологические ориентации изучения социальной детерминации эстетической сферы сознания личности. Признание доминирующей роли вкуса в становлении субъекта эстетического отношения ориентирует исследование на выявление таких фундаментальных черт индивидуального эстетиче- . ского сознания, как его избирательность, личностный и эмоциональный характер в их социально-исторической обусловленности. Тем самым становится возможным как бы поляризовать континуум формирующих воздействий и ввести такие основания для их типологии, как филогенетический и онтогенетический аспекты формирования вкуса. Первый показывает историческую динамику становления личностного эстетического отношения, второй - дает представление о динамике индивидуально-психологической. Конкретизация этих аспектов исследования делает необходимым историко-генетический и структурно-функциональный анализ вкуса.
Исследование генезиса и дальнейшего развития вкуса в структуре эстетического сознания в филогенетическом аспекте показал, что субъективная сторона эстетического отношения находится в зависимости от конкретно-исторических этапов развития искусства и более широких социокультурных, в частности социально-психологических, процессов. Наиболее существенные социокультурные детерминанты эстетического вкуса в историко-генетическом аспекте связаны с господствующими системами эстетических норм и художественных канонов, а также со становлением субъективно-личностного начала эстетического отношения.
Личностные формы эстетического отношения первоначально включены в синкретный комплекс нормативно-ценностных представлений и только на определенном этапе исторического развития оказываются структурно и функционально связанными со вкусом в -собственном смысле слова. Для обозначения этих исторически конкретных механизмов личностного эстетического отношения мы вводим термины "интрасистемный вкус" (ориентированный на определенную систему клише, канонов, стереотипов) и "экстрасистемный вкус" (позволяющий субъекту свободно ориентироваться в эстетических объектах на основании личностных критериев эстетического отношения). Переход от интрасистемного вкуса к экстрасистемному означает переход от нормативной к нормативно-ценностной регуляции эстетического отношения.
Однако интра- и экстрасистемные характеристики вкуса определяют социально-исторический тип личностной способности к эстетическому отношению,. т.е. обрисовывают ее лишь в самом общем виде. То, каким образом человек использует в своем эстетическом развитии социог-культурноисторические условия, определенную социальную ситуацию, зависит от сложнейших связей человека с социальным целым, от степени освоения существующих форм эстетической деятельности и эстетического сознания. Иными словами, становление эстетического вкуса как наиболее универсального показателя эстетической культуры личности есть результат сложных структурно-функциональных взаимодействий индивидуального сознания со всеми структурными уровнями и сферами эстетической формы общественного сознания, а также структурно-функциональных связей элементов индивидуального эстетического сознания.
Анализ показал, что источником важнейших детерминирующих вкус воздействий является общественная психология. Будучи пространством существования эстетического вкуса, сферой реализации эстетической культуры личности, общественная психология выступает проводником как целенаправленных, так и стихийных, как положительных, так и отрицательных воздействий на эстетическое сознание личности. Именно общественно-психологическими воздействиями опосредуются влияния чуждой советскому обществу бурнуаз-ной идеологии и негативные трансформации индивидуального эстетического сознания, связанные с нарушениями эмоциональной регуляции эстетического отношения и с доминированием социально-психологических потребностей над потребностями эстетическими.
Таким образом, социально-психологический анализ формирования эстетического вкуса важен не только потому, что он выявляет наиболее существенные детерминационные зависимости, но и потому, что он показывает реальные процессы становления эстетической сферы индивидуального сознания во всей их сложности и противоречивости.
Не менее существенно для понимания природы эстетического вкуса его изучение как органического элемента целостного человеческого сознания, как неотъемлемого компонента структуры личности. Если социально-психологическая детерминация вкуса связана прежде всего с коммуникативной функцией эстетического вкуса, с его функционированием и имеет поэтому преимущественно функциональный характер, то индивидуально-психологическая детерминация вкуса связана с интегрированностью, целостностью психики, с невозможностью существования изолированных психических процессов и имеет по преимуществу характер системной детерминации. Эстетический вкус в процессе своего формирования "встраивается" в. целостную систему человеческого сознания, функционирует в тесной связи со всеми его сферами и уровнями и именно эти системно-структурные связи направляют и оформляют процессы его функционирования и развития. Поэтому индивидуально-психологический анализ эстетического вкуса позволяет.выявить внутреннюю обусловленность его внешней детерминации. В результате вкус.выступает в качестве динамической самоорганизующейся структуры, позвон ляющей субъекту эстетического отношения ассимилировать поступающую извне информацию путем перевода ценностных нормативов общества в персонализированную форму их существования.
Ядром этой структуры, базисным отношением, которое прослеживается на всех уровнях анализа вкуса, является соотношение . социально значимого и личностнозначимого в сфере эстетического, соотношение социокультурной нормативности и индивидуально-психологической обусловленности эстетического отношения. .
Сказанным, разумеется, не ограничиваются объем и содержание проблемы социально-исторической детерминации эстетического., вкуса. Во-первых, в одном исследовании невозможно показать.систему детерминирующих факторов во всем ее объеме. Во-вторых, . каждый из выделенных, факторов может стать предметом самостоятельного исследования. Так, дальнейшего изучения заслуживает вопрос об исторических этапах развития эстетического вкуса с привлечением данных исторической психологии, социальной психологии, истории культуры. Плодотворным для понимания природы эстетического вкуса будет дальнейшее изучение структуры эстетической формы общественного сознания и взаимосвязей ее сфер и уровней, а также углубление представлений о регулирующих воздействиях на индивидуальное эстетическое сознание. Необходим анализ специфики идеологических влияний на формирующееся сознание субъекта эстетического отношения и изучение активности отношения индивидуального сознания к общественному сознанию, индивидуальных особенностей усвоения его содержания. Большой интерес вызывают и нерефлексиру-емые логические и ценностные структуры эстетического сознания, относящиеся к надындивидуальным или "надсознательным" (М.Г.Яро-шевский) образованиям. С этими образованиями связаны неосознаваемые механизмы социальной детерминации, требующие специального изучения.
Множество нерешенных проблем обнаруживается и в области индивидуально-психологической детерминации вкуса. Здесь важно не только уяснение единства потребноетно-мотивационяых, эмоциональных, познавательных, регулятивных компонентов эстетического вкуса, но и их сложных иерархических отношений. В частности, реаль--ное состояние эстетического вкуса человека может быть охарактеризовано с точки зрения того, какое место занимает эстетическая потребность в системе потребностей человека. Изучение взаимосвязей эстетического вкуса с лотребностно-мотивационной сферой сознания тем более важно, что здесь прослеживается связь с такими практически значимыми вопросами, как функционирование искусства в обществе, его полифункциональность. Так, например, гедонистическая функция искусства означает, что существует группа людей, эстетические потребности которых находятся в подчинении у потребностей , иного рода. Здесь же можно увидеть и возможность конкретизации типологии вкусов, которая будет способствовать их конкретно-социологическому изучению.
Дальнейший философско-эстетический, социально-психологический и психологический анализ детерминирующих вкус факторов внесет свой вклад в решение практической задачи коммунистического воспитания - формирование творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности развитого социалистического общества.
Список научной литературыЕршова, Юлия Сергеевна, диссертация по теме "Эстетика"
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956, - 642 с.
3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., 5-е изд.
4. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.
5. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80.е., .
6. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3/Ред.кол. И.С.Нар-. ский, В.Ф.Асмус, В.В.Богатов и др. М.: Мысль, 1971. - 760 с. (серия Филос. наследие).
7. Антонова Л.А. Эстетический вкус как системообразующий элемент структуры общественного сознания. В кн.: Методологические вопросы науки. Вып.2. - Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1974. - 177-183 с.
8. Арончик И.Л. Искусство и эстетическое воспитание личности в условиях развитого социализма. Саратов: Изд-во Саратовск. ун>та, 1980. - 167 с.
9. Афасижев М.Н. Психобиологические, основы эстетической потребности. Искусство, 1973, 16 7, с.42-47.
10. Афасижев М.Н, Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. - 134 с. .
11. Афасижев М.Н. Эстетические проблемы в эпоху научно-техническои революции. М.: Знание,.1975, - 47 с. (Новое в жизни, науке, технике, Сер. Эстетика).
12. Басин Е.Я., Краснов В.М. Социально-символическая эстетика. -В кн.: Современная буржуазная.эстетика /Под общ. ред. М.Ф.Овсянникова и В.Н.Самохина. М.: Мысль, 1978. - 69-104 с. ,
13. Быков Г.В. Типология.научных дискуссий. Вопр. философии, 1978, № 3, с.110-113.
14. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М.: Наука, 1981. -325 с .
15. Васильев.И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 192 е.,
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 143 с. .
17. Вичев В. Мораль и социальная психика. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1978, - 347 с.
18. Войнар И. Искусство как "учебник жизни" (традиция современ-' ное состояние - перспектива). - В кн.: Эстетика, искусство,человек. М.: Искусство, 1977. - 65-69 с. .
19. Волкова Е.В. Эстетика и современное искусствознание.- В.кн.: Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. - 327-347 с. .
20. Вопросы социологии.искусства: Теоретические/и методологические . проблемы/Отв. ред. Н.Н.Корниенко. М.: Наука, 1979.-.351.с.
21. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.' М.: Изд-во АПН СССР, 1956.- 643 с. .
22. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Пер. с нем./Под ред. М.Лиф-. шица. Т. I. М.: Искусство, 1968. - 312 с. .
23. Гольдентрихт С.С. 0 природе эстетического творчества. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ,ун-та, 1977. - 247 с.
24. Григорьян Б.Т. Философия как способ практически-духовного освоения мира. В кн.: Философия и ценностные формы сознания: Критический анализ буржуазных концепций природы философии. - М.: Наука, 1978. - 347 с.
25. Гулыга A.B. Место эстетики в философской системе Канта.,-.
26. В кн.: Философия Канта и современность/Под общ. ред. Т.И.Ой-зермана. М.: Мысль, 1974. - 469 с. .
27. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 318 с.
28. Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие.монументального искуоства типы, механизмы, эффективность. - В.кн.^Вопросы социологии искусства /Отв. ред. Н.Н.Корниенко. - М.: Наука, 1979. - 194-248 с.
29. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей. Статья первая. Вопр. философии, 1976, № 9, с.30-43. . .
30. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. -М.: Наука, 1974. 388 с.
31. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. -228 с.
32. Егоров А.Г. Научно-техническая револщия и. художественная . культура в период строительства коммунизма.- В кн.: Искус-, ство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973. -15-63 с.
33. Забелин И. Мы и мир, который нас окружает. Новый мир, 1977, № 5, 210-217 с.
34. Зись А.Я. Конфронтации в эстетике. М.: Искусство, 1980. -239 с. . .
35. Исследования по марксистско-ленинской эстетике. Вопр. фило-соции, № 12, с.120-134. . .
36. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. I. 163,
37. Ред.-сост. В.П.Шеетаков. М.: йзд-во Академии художеств СССР, 1962. - 683 с. . .
38. История эстетики. Памятники мировой эстетической шели. Т. 2 /Ред.-сост. В.П.Шестаков. М.: Искусство, 1964. - 835 с.
39. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е, расшир. и перераб. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1971. - 766 с.
40. Кант И. Соч. В 6-и т./Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги . и Т.И.Ойзермана. М.: Мысль, 1963-1966. Т. 5. - 564 с.
41. Капустин М.П. Воспитание и образование как усвоение молодежью социально-культурных ценностей. В кн.: Искусство и эстетическое воспитание молодежи. - М.: Наука, 1981. - 166-184 с.
42. Коган Л.Н. Художественный вкус: Опыт конкретно-социологического исследования. М.: Мысль, 1966. - 213 с. (сер. Социология. и жизнь). .
43. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с. (Над чем работают,.о чем спорят философы).
44. Кондратенко Ф. Коммунизм.и эстетическое воспитание. В кн.:.
45. Эстетика и жизнь. Вып. 5. М.: Искусство, 1977. - 143-201 с.
46. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Марк. са. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 312 с. . .
47. Кунчева Л.И. Эстетические взгляды.общества и художественная" .культура/Отв. ред. А.И.Арнольдов. М.: Наука, 1979. - 248. с.
48. Кучянская А. Социальная эстетика:.преодоление отчуждения искусством.и его,созидательная роль. Вопр. философии, 1973,№5, 132-Г-140 с. . . .
49. Лармин О.В., 0 структуре общественных отношений, г- В.кн.: Очерки.-методологии познания социальных явлений. М.: Мысль,1970. 48т84 с.
50. Лармин.0.В.Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М.: Знание, 1976. - 64 с. (Новое в жизни, науке,технике, Сер. Эстетика).
51. Лебедева Г.Г. Философские и социально-психологические вопросы эстетического вкуса. Дис. на соиск. учен, степ® канд. филос. наук. - Калинин: 1972. - 167 с. . .
52. Лекции по истории эстетики /Под ред. М.С.Кагана. Кн. 2. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 200 с.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975. - 302 с. . . . .
54. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с.
55. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М.: Искусство, 1974. - 600 с.
56. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 623 с.
57. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетический категорий. -М.: Искусство, 1965. 373 с.
58. Лукьянов Б.Г. Методологические.проблемы художественной критики. М.: Наука, 1980. - 321 с.
59. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. Вопр. философии, 1968, № 6, с.10-17. .
60. Марксистско-ленинская эстетика/Под ред. М.Ф.Овсянникова. -. М.: Высшая школа, 1978. 512 с.
61. Массовая коммуникация в социалистическом обществе Под ред. А.В.Дмитриева, Н.С. Мансурова, Т.Сечке и др. Л.: Наука, 1979. - 243 с.
62. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М.: Политиздат, . 1976. - 286 с.
63. Михалев В.П., ФедорукВ.С., Яранцева Н.А. Художественное произведение в процессе социального функционирования. Киев: Нау^кова думка, 1978. - 254 с.
64. Молчанова А.С. На вкус, на цвет. М.: Искусство, 1966.7Юр. C'-V-p^- ¿^ n&r^j Cf у197 с. . .
65. Нарский И.О. Западноевропейская философская мысль. М.: . Мысль, 1968. - 236 с.
66. Натев А. Искусство и общество. Пер. с болг. М.: Искусство, 1966. - 216 с.
67. Новикова Л.И. Искусство и труд. Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1974. - 176 с. .
68. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М.: Искусство, 1980, - 343 с.
69. Овсянников М.Ф., История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978. - 352 с.
70. Овсянников М.Ф. Марксистско-ленинская философия теоретическая основа современной эстетической науки. - В кн.: Искусство и научно-технический прогресс. - ГЛ.: Искусство, 1973. -309-326 с.
71. Овсянников М.Ф. Эстетическая концепция Шеллинга и немецкий романтизм. Вступит, статья. В кн.: Шеллинг Ф.В. Философия искусства. -.М.: Мысль, 1966. - 19-43 с.
72. Овсянников М.Ф., Волин В.М. Эстетико-педагогическая деятельность и некоторые ее.принципы. В кн.: Вопросы истории и теории.эстетики. Вып. XI. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.3.10 с. .
73. Ойзерман Т.И.Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, . 1969. - 398 с.
74. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Выс-, шая школа, 1975. - 223 с. . . .
75. Пеньков. Е.М. Социальные., нормы, т- регуляторы поведения личнос. ти. М.: Мысль,. 1972. - 228 с.
76. Платон. Соч. В 3-х т./Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М.: Мысль, 1972. - Т. 3, ч.2. - 678 с.166. .
77. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Наука, 1967. -.218 с.
78. Попов Ст. Сознание и социальная среда. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1979. - 232 с.
79. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. Пер.с польск./Под общ. ред. О.В.Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. - 392 с. (Сер. Общественные науки за рубежом. Философия и социология). .
80. Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М.: Наука, 1975. - 487 с.
81. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. -36 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Эстетика). .
82. Социализм и личность/Под ред. Л.М.Архангельского. М.: Мысль, 1979. - 357 с. (Социализм: Опыт. Проблемы. Перспективы).
83. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. - 271 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
84. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. -117 с.
85. Трусов В.А. Эстетическое воспитание средствами телевидения. -В кн.: Художественная культура и развитие личности. М.: Мысль, 1978. - 110-133 с. .
86. Угринович Д.М. О предмете марксистской социологии, г- В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М.: Мысль, 1970. - 11-47 с.
87. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.
88. Тбилиси: Мецниереба, 1961. 586 с.
89. Уледов А.К. О принципах изучения общественного сознания. -. ^ кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М.:1. Мысль, 1970. 85-120 с. .
90. Уледов А.К. Социологические законы. М.: Мысль, 1978. - 296 с.
91. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль, 1968. - 324 с.88.'Харчев Л.Г. Воспитание и.жизнедеятельность личности. Вопр. философии, 1975, №12, с.62-71.
92. Харчев А.Г. Искусство как ценность. -.В кн.¡.Проблема ценности в философии. М.; Л.: Наука, 1966.- II5-I2I с.
93. Хоум Г. Основания критики. Пер. с англ. М.: Искусство, 1977. - 615 с. .
94. Художественная культура. Понятия и термины. /Сост. Л.Н.Доро-гова. М.: Знание, 1978. - 208 с.
95. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к.искусству: процесс и управление. Ред. кол.: Б.А.Грушин, А.Я.Зись, Ю.У. Фохт-Бабушкин/Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин. - М.: Наука, 1982. - 335 с. . . . .
96. Шеллинг Ф.В. Философия искусства/Под общ. ред. М.Ф.Овсянникова. М.: Мысль, 1966. - 496 с. (Филос. наследие).
97. Шерковин 10.А. Психологические проблемы массовых информацион-яых процессов. М.: Мысль, 1973. - 215 с.
98. Шестаков В.П. Эстетические категории. М.: Искусство, 1983. -358 с.
99. Шкловский В.Б. Шили-были. М.: Сов. писатель,.1968. - 457 с.
100. Эстетическая культура советского человека. Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1976. - 180 с.
101. Эстетическое сознание и процесс его формирования /Отв. ред.
102. Н.И.Киященко и Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1981. - 255 с,
103. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. .- М.: Искусство, 1969. 215 с.
104. Яковлев Е.Г. 0 системе основных эстетических категорий. -. Филос. науки (ЦДВШУ, 1977, В 4, с.96-106.
105. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус в культуре общества.развитого социализма. -.В кн.: Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики. М.: Знание, 1981. - 12-25 с. (Новое вжизни, науке,.технике. Сер. Эстетика).
106. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1971. - 368 с.
107. Ярошевский М.Г. Специфика детерминации.психических процессов. Вопр. философии, 1972, № I, с.94-105.