автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.20
диссертация на тему:
Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Холстинина, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.20
Диссертация по филологии на тему 'Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык"

На правах рукописи

Холстинина Татьяна Владимировна

□0305719

Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык (на материале романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра»)

Специальность 10 02 20 - Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 2007

Работа выполнена на кафедре теории языка и англистики Института лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного областного университета

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор Георгий Теймуразович Хухуни

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Евгений Владимирович Сидоров

кандидат филологических наук, профессор Эльвира Анатольевна Сорокина

Ведущая организация

Московский государственный гуманитарный университет имени M А Шолохова

Защита диссертации состоится «•

Sa

riDATa' ТТ

2007года в «

/Лб»

часов

на заседании диссертационного совета' Д 212 155 04 при Институте лингвистики и межкультурной коммуникации Московского государственного областного университета по адресу 105082, г Москва, Переведеновский пер , д 5/7

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу 105005, г Москва, ул Радио, д 10а

Автореферат разослан <i

'/¿ÙOJL^ 2007г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

ГТ Хухуни

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Целью данной работы является исследование способов передачи сленга, разговорных и просторечных конструкций в художественном тексте и их роли в достижении адекватности перевода

Сформулированная цель предполагает решение ряда частных задач исследования:

1 Раскрыть сущность понятия «сленг»,

2 Изучить текст романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и выявить в нем единицы, относящиеся к сленгу,

3 Дать классификацию элементов просторечия в соответствии с существующей системой их деления и произвести их количественный подсчет в исследуемом тексте,

4 Выявить в текстах перевода способы и приемы передачи сленга и разговорных конструкций и определить причины использования различных переводческих трансформаций при переводе,

5 Произвести количественный анализ приемов передачи сленга из примеров, взятых из романа,

6 Установить принципы перевода, которых придерживалась переводчица М Д Литвинова, и определить степень адекватности перевода

Для решения поставленных задач в данной работе используются следующие методы сравнительный анализ текста перевода с текстом оригинала, трансформационный, количественный анализ, дискурсивный анализ Сравнительный анализ подразумевает сравнение и сопоставление единицы перевода, в нашем случае американского сленга, исходного языка с соответствующей единицей на переводящем языке Используя выше- указанный метод, мы пытаемся выяснить, какими средствами передается на русском языке американский сленг, а в случае, если он не отражается вообще, установить причины данного факта Наша задача -

выявить способы и приемы передачи американского сленга на русский язык и установить принципы его перевода в романе Джона Ирвинга «Правила Дома сидра»

Актуальность исследования определяется необходимостью более полного выявления и всестороннего изучения проблемы передачи английского сленга и просторечной лексики на русский язык для достижения адекватности перевода В настоящее время существует относительно небольшое количество научных работ по вопросу употребления английского сленга и его отражения при переводе на русский язык Данный факт объясняется, во-первых, необычайной сложностью проблемы английского просторечия, во-вторых, укоренившимся в отечественной англистике взглядом на просторечие, как на нечто отрицательное, не заслуживающее научного описания Именно теория «отклонения» от стандарта исключала комплексное изучение способов передачи английского сленга На проблему выделения или не выделения сленга из ряда других субстандартных форм языка и как понятия, и как термина у отечественных и зарубежных языковедов существует несколько точек зрения

Научная новизна В работе впервые осуществлен систематический анализ единиц, относящихся к сленгу, на материале романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра», дана их классификация, прослежены особенности их передачи в русском переводе романа переводчицей М Д Литвиновой, отмечены случаи расхождения вариантов перевода с оригиналом и дана оценка тех или иных вариантов с точки зрения переводческой адекватности

Объектом исследования послужил роман Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и его перевод на русский язык

Предметом исследования служат использованные в романе языковые единицы, относящиеся к сленгу

Фактический материал исследования состоит из 256 примеров, которые проанализированы в третьей главе данной работы

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном рассмотрении переводческих трансформаций при переводе сленга, разговорных конструкций и табуированной лексики в художественной литературе

Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования в практике преподавания английского языка, при создании учебников и учебных пособий по переводоведению Полученные выводы могут быть использованы специалистами, осуществляющими переводы с английского языка на русский, а также в курсах теории и практики перевода Теоретической базой послужили труды И В Арнольда, Л С Бархударова, Л И Борисовой, И Р Гальперина, М А Грачева, Е А Земской, В Н Комиссарова, В Н Крупнова, М.М Маковского, Р К Миньяр-Белоручева, Л Л Нелюбима, Я И Рецкера, А В Федорова, С Флорина, Г Т Хухуни, А Д Швейцера и др

Апробация работы Основные положения и результаты нашего исследования были отражены в статьях и докладах на научной теоретической конференции «Перевод и переводововедение» Института лингвистики и межкультурной коммуникации МГОУ 13 апреля 2006 года, на заседаниях кафедры теории языка и англистики ИЛиМК МГОУ (2004-2006)

Положения, выносимые на защиту:

1. Сленг - это сложное языковое явление, которое представляет особую сложность для перевода, но является переводимым 2 В романе Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» просторечным элементам, в частности сленгизмам, принадлежит важная лингвостилистическая функция, связанная с колоритом отраженной в них действительности Их адекватная межъязыковая передача должна быть

признана одной из важнейших задач при переводе указанного романа на русский язык

3 В исследуемом тексте английские слснгизмы используются в самом широком диапазоне Также в произведении встречаются абсолютно все элементы английского просторечия, в том числе фонетические и грамматические неправильности В русском языке эквивалент английского грамматического или фонетического просторечия отсутствует, что должно учитываться при выборе способа передачи соответствующей единицы на русский язык

4 В переводе романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра», применяются различные приемы передачи сленга прием целостного преобразования, смыслового развития, добавления, опущения и замены Наиболее часто используемый прием - это перевод сленга стилистически сниженной лексикой русского языка В случае, когда сленгизм отражал специфические английские реалии, переводчица использовала метод описания, что позволяет проследить связь между выбором той или иной переводческой стратегии

5 При рассмотрении перевода романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и проведении сопоставительного анализа переводного текста и оригинала, можно дать положительную оценку переводу в целом и отметить определенную эволюцию принципов подхода к решению проблемы передачи сленгизмов в отечественной переводческой традиции

Структура данной работы работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, перечня использованных в ходе работы словарей, включающего 26 наименований, библиографического списка, включающего 158 наименований и содержащего труды отечественных и зарубежных авторов в области стилистики, лексикологии, теории перевода

Во введении Ссс. 4-8) формулируются цели, задачи и методы исследования, обосновывается выбор темы и актуальность, новизна, объект и предмет исследования, отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту

В первой главе- «Перевод как результат переводческой деятельности» (сс 9-23) излагаются общие проблемы перевода как результата переводческой деятельности, основные виды переводческих трансформаций и их классификации Мы начинаем обзор с определения лингвистической типологии и ее связи с теорией перевода Особо отмечается значительная роль перевода при сравнении систем двух языков, поскольку переводчик сопоставляет системы языка источника с системой языка перевода Мы пытаемся раскрыть сущность понятия «перевод» и подчеркиваем, что перевод нельзя понять и дать ему научное определение без учета его социальной природы, социальной сущности Перевод не может возникнуть, существовать функционировать вне общества Круг деятельности, охватываемый понятием «перевод», очень широк По мнению Л Л Нелюбина, при переводе происходит передача информации, первоначально выраженной на одном языке, средствами другого языка, или, как принято говорить, межъязыковая трансформация устного или письменного речевого произведения Приведенное определение отражает наиболее распространенное понимание сущности перевода (его иногда называют «собственно переводом») Очевидно, что самой важной отличительной чертой является здесь наличие двуязычной ситуации, когда коммуникативный процесс в его устной и письменной форме протекает при посредстве двух разных языковых систем Однако межъязыковая трансформация при всей своей важности не покрывает всего содержания понятия «перевод» При осуществлении процесса коммуникации в различных ситуациях и сферах часто возникает

необходимость уточнить и пояснить смысл сказанного, меняя используемые для выражения той или иной мысли словесные знаки Сюда же относятся случаи перекодирования текста из одного функционального стиля в другой, изложение, адаптирование и т д Перечисленные явления объединяются под общим наименованием внутриязыкового перевода, -или переименования, те интерпретации вербальных знаков другими знаками того же языка (Нелюбин JI.JI, 2005, с 8-9)

Мы также рассматриваем в нашей работе соотношение понятий адекватность и эквивалентность Адекватность — такое соотношение исходного и конечного текстов, при котором последовательно учитывается цель перевода Термины адекватность и адекватный ориентированы на процесс перевода (Нелюбин JIЛ, 1999, С 8) В отличие от адекватности эквивалентность ориентирована на результат Эквивалентность - это особый случай адекватности (Нелюбин Л Л , 1999, С 124)

Мы выделяем несколько способов классификации переводческих трансформаций, предложенных Л Л Нелюбиным, Л С Бархударовым, В Н Комиссаровым, Я И Рецкером В частности Л С Бархударов выделяет четыре типа элементарных переводческих трансформаций перестановки, замены, опущения, добавления, которые на практике «в чистом виде» встречаются редко - обычно они сочетаются друг с другом, принимая характер сложных, комплексных трансформаций Я И Рецкер и В Н Комиссаров разделяют переводческие трансформации на лексические и грамматические трансформации Я И Рецкер выделяет семь разновидностей лексических трансформаций

1 дифференциация значений,

2 конкретизация значений, 3. генерализация значений,

4 смысловое развитие,

5 антонимический перевод,

6 целостное преобразование,

7 компенсация потерь в процессе перевода

В Н Комиссаров также выделяет комплексные лексико - грамматические трансформации (антонимический перевод, экспликацию и компенсацию) и лексико-семантические замены Основными видами подобных замен являются конкретизация, генерализация и смысловое развитие значения исходной единицы (Комиссаров В Н , 1990, с 173)

Таким образом, мы пришли к основному выводу, что переводческие трансформации - суть процесса перевода, и основная задача переводчика при достижении адекватности - умело произвести различные переводческие трансформации для того, чтобы текст перевода как можно более точно передавал всю информацию, заключенную в тексте оригинала, при соблюдении соответствующих норм переводящего языка

Во второй главе- «Нелитературная лексика и трудности ее передачи» (сс 23-69) мы даем общую характеристику понятиям литерагурно-языковой нормы, ненормированной лексики и сленга, в этой главе излагаются проблемы и трудности перевода лексики, находящейся за пределами литературного английского языка, способы и приемы передачи сленга Делается разграничение и дается определение таким понятиям как литературная и нелитературная лексика Та часть лексики, которая отличается своим разговорным и неофициальным характером, является нелитературной лексикой, и мы делим ее на

1) Профессионализмы

2) Вульгаризмы

3) Жаргонизмы

4) Сленг

Наибольший интерес для нас представляет сленг, и мы даем расширенное определение этому понятию Крупнейший современный английский исследователь сленга Э Партридж называет сленг квинтэссенцией

разговорной речи и пишет "Будучи квинтэссенцией разговорной речи, сленг должен рассматриваться как средство для удобства общения и не подчиняться грамматическим правилам и законам науки и философии » (Slang, being the quintessence of colloquial speech, must be related to convenience rather than to scientific laws, grammatical rules and philosophical ideas" (Partridge E, 1934, c.15)) Сленг в разное время изучался такими лингвистами как В А. Хомяков (1958) , И О Гальперин (1958), М М Маковский (1980), которые отмечают экспрессивность и эмоционально-оценочный характер данных слов, а также юмористическое отношение говорящего на сленге к предмету речи Мы также отмечаем, что у некоторых лингвистов бытовало представление о вульгарной сущности сленгизмов И Р Гальперин в своей статье «О термине «сленг»» (1956), ссылаясь на неопределенность этой категории, вообще отрицает ее существование Его аргументация основана на результатах исследований английских ученых лексикографов, главным образом на их опыте в составлении словарей английского языка, которые показали, что одно и то же слово в различных словарях имеет различную лингвистическую квалификацию, одно и тоже дается с пометой «сленг», «просторечие», или без всяких помет, что свидетельствует о соответствии литературной норме языка М А Грачев социальные диалекты русского языка делит на 3 большие группы арго, жаргоны и условно-профессиональные языки (Грачев М А , 1996, С 34)

Благодаря такому обилию отличительных признаков и условности понятия «сленг» многие лингвисты и психологи речи вообще предпочитают обходиться другими понятиями и не употребляют термина «сленг» По мнению многих исследователей, он является вторичным образованием по сравнению с жаргонами и арго, адаптирующим к своим нуждам заимствованные единицы

В то же время многие ученые (J1JI Нелюбин, И В Арнольд, О С Ахманова) признают этот термин М М Маковский относит сленг к

социальным диалектам, которые определяет как «варианты (разновидности) языка, которыми пользуется та или иная социальная общность или группа людей» (Маковский М М, http //www libfl ru/win/service/2006/slang doc)

3 Кестер-Тома считает, что жаргон, как и сленг, используется в разных группах, объединяющих людей по социальному положению, по общности интересов, хобби, занятий (Кестер-Тома 3, 1993, С 17) В настоящее время термин «сленг» трактуется шире Е Ю Шамлиди под этим термином понимает не только социально сниженные слова и выражения, понятные большинству англоговорящего населения, но и все то, что не совпадает с нормой литературного языка в ее строгом, традиционном толковании ( Шамлиди Е Ю , 2004, с 138-139)

На основании высказываний и гипотез английских и русских лингвистов, приведенных выше, мы пришли к следующему выводу сленг является продуктом индивидуального языкового творчества представитетей отдельных социальных и профессиональных групп Он применяется для обозначения большого количества понятий и слов, для того, чтобы показать пренебрежение или безразличие к предмету высказывания, смягчить или наоборот усилить неприятное впечатление от передаваемого сообщения, избежать избитых или высокопарных выражений В настоящей главе также были рассмотрены основные пути пополнения лексического состава сленга Мы отмечаем, что значительная часть сленгизмов образуется путем заимствования Основные методы образования сленга, которые охватывают большинство ныне существующей сленговой лексики в русском языке, представлены следующим образом

1) Калька (полное заимствование) "аут" (англ out) - крайнее состояние

2) Полукалька (заимствование основы) , to click - кликать (нажимать на клавиши мыши)

3) Перевод

a) с использованием стандартной лексики в особом значении Oh, cut it out' - Да заткнитесь вы'

b) с использованием сленга других профессиональных групп two twats -две дырки

4) Фонетическая мимикрия interpretator- "интертрепатор"

5) Метафорика "главный Попиар" - начальник службы связей с общественностью

6) Аффиксация "брендовый " - совершенно новый, "олдовый " - старый

7) Новые переносные значения слов "мобша" (от mobile мобильный) -телефон, связь

8) Каламбурная подстановка "гуччи-муччи-пипл" - люди, которые много покупают у «Гуччи»

В настоящей главе приводится ряд специальных приемов перевода сленга транскрипция, транслитерация, калькирование (перевод по частям словак описательный перевод (передача значений при помощи более или менее распространенного объяснения, при переводе слов, не имеющих непосредственных соответствий в конкретном контексте), использование пояснений и примечаний Мы также подчеркиваем, что при переводе сленга приходится придерживаться, в основном, двух направлений - или подыскивать аналогичный русский слеш изм, обладающий примерно такой же экспрессивностью, или идти по пути толкования и разъяснения значения, то есть использовать описательный прием перевода Большую важность при этом представляют «фоновые знания» о сленге, то есть информация о ситуации употребления соответствующего сленгизма Сленг особенно сложен для перевода, поскольку слово появилось в языке недавно, оно обычно неизвестно переводчику и отсутствует в словаре, т к словари, как правило, отстают от непрерывного развития словарного состава, и включать его в словарь лексикографы остерегаются, сленгизмы нередко оказываются нежизненными и быстро исчезают, как и появляются Основная трудность - уяснить значение нового слова Работа

же по отысканию на русском языке достаточно экспрессивных и образных оттенков сленгизмов возлагается на самого переводчика Выбор средств выражения в языке перевода непосредственно связан с уяснением значения слова в контексте Окончательный вариант перевода должен точно передавать не только смысловое содержание, но и экспрессивно-стилистическую окраску слова Часто контекст заставляет отказываться от выбора одного из вариантных соответствий, тогда приходится подыскивать новый вариант перевода - контекстуальную замену, когда в связи с особенностями конкретного контекста переводчик отказывается от использования существующего лексического соответствия и подбирает вариант перевода, подходящий лишь к данному случаю У многих английских слов нет прямых соответствий среди русских лексических единиц, что в первую очередь относится к неологизмам, к словам, обозначающим специфические понятия и реалии

Мы уделяем особое внимание проблеме перевода запретной лексики в художественной литературе, поскольку актуальность этой проблемы обусловлена основными тенденциями развития литературы XX века, стремящейся к наиболее яркому и полному отображению всех сторон жизни личности, в том числе и половой Мы также отмечаем, что, с другой стороны, в этом своем стремлении она наталкивается на всевозможные культурные табу, глубоко укоренившиеся в психике людей Это противоречие дает себя знать и при переводе художественной литературы, в частности, при переводе запретной лексики Какими бы мотивами ни руководствовался носитель языка, употребляя запретную лексику на людях, это не послужит ему на пользу в глазах общества, и он будет негласно определен как человек с низкой культурой Все эти противоречия, которые вызывали горячие споры почти век назад, дают себя знать и сейчас, хотя бы в характере тех трудностей, с которыми переводчик сталкивается при работе С одной стороны, он стремится дать максимально точный, адекватный перевод - передать мысль автора, но с

другой - его часто неудержимо тянет заменить запретную лексику оригинала более мягким вариантом в переводе (например, просторечными словами), а то и вовсе обойтись без нее Мы упоминаем еще об одном существенном моменте переводчику требуется не только смелость, но и огромный такт, чувство меры, чтобы не переступить ту линию, за которой заканчивается эротика и начинается порнография Переводчик должен быть предельно осторожен и аккуратен одно - единственное неловкое слово, выбившееся из общей словесной ткани романа, может испортить все впечатление Таким образом, мы выявили несколько альтернатив при переводе запретной лексики переводчик может полностью опустить ненормативные слова (а вместе с ними и целые ситуации), может заменить их нейтральным или "смягченным" вариантом или эвфемизмом и, наконец, привести точный эквивалент В заключении данной главы нами приводится правило для перевода художественных произведений JIJ1 Нелюбина, который считает, что важно - передать дух переводимого произведения, чего нельзя сделать иначе, как передать его на русский язык так, как бы написал его по-русски сам автор, если бы он был русским (НелюбинЛЛ, 1999, с 121)

Основной задачей третьей главы- «Американский сленг в романе Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и его передача на русский язык» (сс 70150) является сопоставление текста перевода романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» с текстом оригинала с целью определения степени адекватности перевода оригиналу и выявления и использования различных переводческих трансформаций при переводе сленга Мы анализируем единицы, относящиеся к общему, детскому и молодежному сленгу, бранные слова и вульгаризмы, другие просторечные элементы Мы отмечаем, что эта лексика, имеющая оттенок стилистической сниженности, передана по большей части точно, что делает перевод вполне адекватным оригиналу

A favorite fantasy - пунктик A drunken occasion — попойка wetly - шмыгая носом

Но все же встречаются некоторые несоответствия и неточности перевода, которых, по нашему мнению, можно было бы избежать Например, словосочетание Villainous father переведено как негодяй, что плодит никому ненужных детей Мы считаем, что перевод чересчур громоздкий используя прием добавления, переводчица раскрывает значение слова Villainous Из одного определения в словосочетании, переводчица сделала целое определительное предложение Мы полагаем, что такой перегрузки можно было избежать, подобрав русский аналог, этот папаша - кобель, такой перевод, по нашему мнению, полностью передает экспрессивно-стилистическую окраску слова, с учетом узкого контекста Некоторые выражения, содержащие сленгизмы, переводчица опустила that sure would rile up a bunch of folks Проанализировав все компоненты, учитывая экспрессивно-стилистические особенности оригинала, контекст и нормы русского языка, мы предлагаем вариант перевода одни дураки здесь собрались Выражение I think the old man is loosing his marbles передано По-моему, у старика размягчение мозгов По нашему мнению, в русском языке фраза размягчение мозгов встречается не так часто, и более характерным для данной ситуации был бы вариант у старика едет крыша Большой интерес для нас представляет перевод бранной лексики, поскольку, как уже было отмечено, переводчик может ощутить некоторую неловкость и желание соблюсти максимум приличий и такта, переводя вульгарную и бранную речь порой нейтрально и искажая стиль Пример You know what buggering is? является тому подтверждением и передан как - Знаешь, что такое содомия7

Мы считаем, что поскольку речь идет о речи приютских детей, можно усомниться в их знакомстве со словом "содомия" и употреблении его в речи, дети скорее придумают что-то более нелитературное, грубое Мы предлагаем перевести эту фразу так Знаешь, кто такой педик? Далее нами рассматривается перевод фонетических и грамматических неправильностей, которые представляют наибольшую трудность при переводе Ввиду особенностей русского языка эквивалент английского грамматического просторечия в нем отсутствует Грамматическое просторечие при переводе либо остается не отраженным, либо, используя метод компенсации, переводчик пытается стилистически сниженной лексикой придать просторечный оттенок высказыванию Подтверждением служат такие примеры But I told you to keep outta my stuff, и перевод no ведь я запретила тебе прикасаться к моим вещам Мы считаем данный вариант перевода нейтральным, поскольку грамматическое просторечие при переводе остается не отраженным, и, используя метод компенсации, предлагаем попытаться стилистически сниженной лексикой придать просторечный оттенок высказыванию я предупреждала, чтоб ты не трогал своими грязными руками мои вещи В примере You all so uneducated- Вы все такие дремучие, где предложение в тексте оригинала грамматически построено неправильно, переводчица, передавая нейтральное слово uneducated, более выразительным вариантом на русский язык, смогла избежать потери просторечного оттенка высказывания Важно, что при переводе передана та ирония, которая, безусловно, заложена автором в оригинале

Мы отмечаем, что очень много грубой лексики и сленгизмов встречается в различных образных выражениях и стихах Перевод в этих случаях дан зачастую приблизительный, с определенным отходом от оригинала и применением приема опущений

Английский вариант Oh, pity the Duchess of Kent' Her cunt is so dreadfully bent The poor wench doth stammer "I need a sledgehammer To pound a man into my vent"

Русский перевод Бедняжка герцогиня Кентская, Дыра у нее слишком тесная Красотка слезами заливается «Без кувалды не получается»

Мы подчеркиваем, что переводчица подобрала просторечные выражения для передачи данного четверостишья, и отмечаем опущение последнего предложения, хотя его роль, по нашему мнению, в данном контексте в сущности неважна.

В заключении (сс 151-154) подводятся итоги проведенной работы Мы приходим к выводу, что сленг представляет значительную часть словарного состава естественного языка, так как многообразие интересов общества, оценка отдельных явлений носителями языка, которые принадлежат к различным социальным и профессиональным группам, находит яркое отражение в сленге Лексические единицы, относящиеся к сленгу, передаются на переводящем языке различными способами (с помощью эквивалентной стилистически сниженной лексики русского языка, замен, целостного преобразования, смыслового развития, добавления, опущения, компенсации, описания ) В романе "Правила Дома сидра" встречаются абсолютно все элементы английского просторечия от стилистически сниженной лексики, включающей в себя вульгаризмы, коллоквиализмы, жаргонизмы до фонетических и грамматических неправильностей В процессе перевода переводчик использует

трансформации для достижения адекватности, для максимального сближения с текстом оригинала Для того, чтобы правильно применять наиболее эффективные приемы преобразования необходимо, чтоб переводчик в равной или почти в равной степени владел как исходной, так и переводящей культурами Проведенный анализ показал, что невозможно стать хорошим переводчиком, не имея широкого кругозора Приложение составлено в виде словаря, в котором приведены примеры сленгизмов и других элементов английского просторечья, классифицированные в соответствии с существующей системой их деления

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора

1 Передача сленга и ее роль в достижении адекватности перевода // Проблемы теории языка и переводоведения Сб статей № 29 - М МГОУ, 2006 -С 132-138

2 Сленг в романе Джона Ирвинга «Правила дома сидра» и его перевод на русский язык // Вестник МГОУ . Серия «Лингвистика» Выпуск 1 (25) - М • МГОУ, 2006 - С 122-126

3 Сленг в романе Джона Ирвинга «Правила дома сидра» и его перевод на русский язык Тезисы выступления на научной теоретической конференции МГОУ (13 апреля 2006г) - М МГОУ, 2006 - С 36

Отпечатано в ООО «Компания Спутник+» ПД № 1-00007 от 25 09 2000 г Подписано в печать 21 02 07 Тираж 100экз Уел пл 1 Печать авторефератов (095) 730-47-74, 778-45-60

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Холстинина, Татьяна Владимировна

Введение. Общая характеристика работы.стр.4

Глава 1. Перевод как результат переводческой деятельности.стр.9

Связь теории перевода и лингвистической типологии.стр.

Сущность перевода.стр.

Процесс перевода как специфический компонент коммуникации, классификация переводческих трансформаций.стр.

Выводы по главе 1.стр.

Глава 2. Нелитературная лексика и трудности ее передачи .стр.24

Понятие нормы.стр.

Просторечия и их классификация.стр.

Эволюция от жаргона к сленгу.стр.

Расширенное определение термина «сленг».стр.

Основные пути пополнения словаря сленга.стр.

Классификация сленга по способу образования. Разновидности сленга и причины его возникновения.стр.

Способы и приемы передачи сленга.стр.

Трудности перевода сленга.стр.

Проблема перевода запретной лексики в художественной литературе.стр.

Выводы по главе 2.стр.

Глава 3. Американский сленг в романе Джона Ирвинга

Правила Дома сидра» и его передача на русский язык.стр.70

Жизнь и творчество Джона Ирвинга.стр.

Роман Джона Ирвинга «Правила дома сидра».стр.

Загадочное название романа: споры о его переводе.стр.

Имена собственные: знаковые или нет?.стр.

Элементы сленга в романе и способы их передачи.стр.

Передача бранных слов и вульгаризмов.стр.

Другие просторечные элементы и их передача на русский язык.стр.

Выводы по главе 3.стр.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Холстинина, Татьяна Владимировна

Общая характеристика работы

Перевод как один из видов языковой деятельности представляет собой процесс адекватной и полноценной передачи мыслей, высказанных на одном языке средствами другого языка (Нелюбин Л. Л., 1999, с.69-70). Термин «перевод» может применяться для обозначения как самого процесса перевода, так и его результата - устного высказывания или письменного текста (Нелюбин Л.Л., 2005, с.8).

В процессе перевода часто оказывается невозможным использовать соответствие слов и выражений, которые нам дает словарь. В подобных случаях мы прибегаем к трансформационному переводу, который заключается в преобразовании внутренней формы слова или словосочетания или же ее полной замене для адекватной передачи содержания высказывания.

Достижение адекватности в переводе связано с умением грамотно идентифицировать переводческую проблему и осуществлять необходимые переводческие трансформации. Исследование способов передачи сленга, разговорных и просторечных конструкций художественного текста и их роль в достижении адекватности перевода, и является главной целью данной работы.

Сформулированная цель предполагает решение ряда частных задач исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «сленг»;

2. Изучить текст романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и выявить в нем единицы, относящиеся к сленгу;

3. Дать классификацию элементов просторечия в соответствии с существующей системой их деления и произвести их количественный подсчет в исследуемом тексте;

4. Выявить в текстах перевода способы и приемы передачи сленга и разговорных конструкций и определить причины использования различных переводческих трансформаций при переводе;

5. Произвести количественный анализ приемов передачи сленга из примеров, взятых из романа;

6. Установить принципы перевода, которых придерживалась переводчица М.Д. Литвинова, и определить степень адекватности перевода.

Для решения поставленных задач в данной работе используются следующие методы: сравнительный анализ текста перевода с текстом оригинала, сопоставительный, трансформационный, количественный анализ. Сравнительный анализ подразумевает сравнение и сопоставление единицы перевода, в нашем случае американского сленга, исходного языка с соответствующей единицей на переводящем языке. Используя вышеуказанный метод, мы пытаемся выяснить, какими средствами передается на русском языке американский сленг, а в случае, если он не отражается вообще, установить причины данного факта. Наша задача - выявить переводческие трансформации и изучить их комплексный характер при передаче американского сленга на русский язык в тексте перевода романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра».

Актуальность исследования определяется необходимостью более полного выявления и всестороннего изучения проблемы передачи английского сленга и просторечной лексики на русский язык и достижение адекватности перевода. В настоящее время существует относительно небольшое количество научных работ по вопросу употребления английского сленга и его отражения при переводе на русский язык.

Данный факт объясняется, во-первых, необычайной сложностью проблемы английского просторечия, во-вторых, укоренившимся в отечественной англистике взглядом на просторечие, как на нечто отрицательное, не заслуживающее научного описания. Именно теория «отклонения» от стандарта исключала комплексное изучение способов передачи английского сленга. На проблему выделения или не выделения сленга из ряда других субстандартных форм языка и как понятия, и как термина у отечественных и зарубежных языковедов существует несколько точек зрения.

Научная новизна. В работе впервые осуществлен систематический анализ единиц, относящихся к сленгу, на материале романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра», дана их классификация, прослежены особенности их передачи в русском переводе романа переводчицей М.Д.Литвиновой, отмечены случаи расхождения вариантов перевода с оригиналом и дана оценка тех или иных вариантов с точки зрения переводческой адекватности.

Объектом исследования послужил роман Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и его перевод на русский язык.

Предметом исследования служат использованные в романе языковые единицы, относящиеся к сленгу.

Фактический материал исследования состоит из 256 примеров, которые проанализированы в третьей главе данной работы.

Теоретическая значимость работы заключается в комплексном рассмотрении переводческих трансформаций при переводе сленга, разговорных конструкций и табуированной лексики в художественной литературе.

Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования материала исследования в практике преподавания английского языка, при создании учебников и учебных пособий по переводоведению. Полученные выводы могут быть использованы специалистами, осуществляющими переводы с английского языка на русский, а также в курсах теории и практики перевода. Структура данной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения, списка использованной литературы. Во введении формулируются цели, задачи и методы исследования; обосновывается выбор темы и актуальность, новизна, объект и предмет исследования; отмечается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе излагаются общие проблемы перевода как результата переводческой деятельности, основные виды переводческих трансформаций и их классификации.

Во второй главе мы даем общую характеристику понятиям литературно-языковой нормы, ненормированной лексики и сленга; в этой главе излагаются проблемы и трудности перевода лексики, находящейся за пределами литературного английского языка, способы и приемы передачи сленга.

Основной задачей третьей главы является сопоставление текста перевода с текстом оригинала с целью определения степени адекватности перевода оригиналу и выявления и использования различных переводческих трансформаций при переводе сленга. В заключении подводятся итоги проведенной работы. Библиография содержит труды отечественных и зарубежных авторов в области стилистики, лексикологии, теории перевода. Приводится перечень использованных в ходе работы словарей. Положения, выносимые на защиту:

1. Сленг - это языковое явление, которое представляет особую сложность для перевода, но является переводимым.

2. В романе Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» просторечным элементам, в частности сленгизмам, принадлежит важная лингвостилистическая функция, связанная с колоритом отраженной в них действительности. Их адекватная межъязыковая передача должна быть признана одной из важнейших задач при переводе указанного романа на русский язык.

3. В исследуемом тексте английские сленгизмы используются в самом широком диапазоне. Также в произведении встречаются различные элементы английского просторечия, в том числе фонетические и грамматические неправильности. В русском языке эквивалент английского грамматического или фонетического просторечия отсутствует, что должно учитываться при выборе способа передачи соответствующей единицы на русский язык.

4. В переводе романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра», применяются различные приемы передачи сленга: прием целостного преобразования, смыслового развития, добавления, опущения и замены. Наиболее часто используемый прием - это перевод сленга стилистически сниженной лексикой русского языка. В случае, когда сленгизм отражал специфические английские реалии, переводчица использовала метод описания, что позволяет проследить связь между выбором той или иной переводческой стратегии.

5. При рассмотрении перевода романа Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» и проведении сравнительно-сопоставительного анализа переводного текста и оригинала можно дать положительную оценку переводу в целом и отметить определенную эволюцию принципов подхода к решению проблемы передачи сленгизмов в отечественной переводческой традиции.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Американский сленг в художественном тексте и проблема его передачи на русский язык"

Выводы по главе 3.

Таким образом, подводя итоги содержанию данной главы, можно сделать следующие выводы:

1. В романе "Правила Дома сидра" английские сленгизмы используются в самом широком диапазоне. В произведении встречаются такие элементы английского просторечия от стилистически сниженной лексики, включающей в себя вульгаризмы, коллоквиализмы, сенгизмы до фонетических и грамматических неправильностей, характерных для речи молодежи, детей и подростков, малограмотных и необразованных персонажей романа. Общее число анализируемых единиц, относящихся к просторечной лексике, составляет 255. Мы рассмотрели 167 единиц, относящихся к сленгу: из них 145 примеров на случаи употребления общего сленга, 12 примеров детского и 10 примеров молодежного сленга; 28 единиц, относящихся к вульгарной и бранной лексике, 61 единицу, относящихся к грамматическому и фонетическому просторечию. При переводе сленга наиболее часто переводчица подбирала функциональные аналоги в русском языке, их общее число составило 115 единиц. Также мы увидели 25 вариантных соответствий, 11 случаев смыслового развития или добавлений, 7 опущений, 6 случаев использования приема целостного преобразования, 2 замены и 1 компенсация. При передаче бранной лексики и вульгаризмов переводчицей было подобрано 19 аналогов, 8 вариантных соответствий и 1 замена. При переводе других просторечных элементов, в частности, грамматического и фонетического просторечия, переводчицей было подобрано 44 вариантных соответствия, 9 функциональных аналогов, 4 опущения, 2 замены, 1 компенсация и 1 целостное преобразование. Как видно, наиболее часто используемый прием - это перевод сленга и вульгаризмов стилистически сниженной лексикой русского языка, перевод путем подбора соответствующего функционального аналога, обладающего примерно такой же экспрессивностью. Что касается передачи грамматического и фонетического просторечия, то следует отметить следующее: ввиду отсутствия подобного вида просторечия в русском языке, переводчица старалась подобрать вариантные соответствия, ориентируясь на узкий контекст оригинала.

2. Особого внимания заслуживает элемент английского просторечия, занимающий самое значительное место в произведении - это английские сленгизмы и коллоквиализмы. Следует заметить, что перевод сленга в большинстве примеров не представлял особого труда. Английские сленгизмы и коллоквиализмы обычно передавались при переводе с помощью эквивалентной стилистически сниженной лексики русского языка. Но важно отметить тот факт, что при переводе этой просторечной единицы переводчице не всегда удавалось передать все оттенки и специфику английских сленгизмов и коллоквиализмов, поскольку в некоторых случаях русский перевод был более нейтральным и эмоционально неокрашенным, чем английский оригинал. При переводе данной категории английского просторечия переводчица не всегда использовала просторечные средства русского языка, как лексические, так и грамматические, способные отразить в переводе стилистическую окраску сленгизма, в частности, как мне показалось, в речи детей и подростков.

3. При передаче грубой лексики, вульгаризмов и мата русский вариант произведения часто проигрывал оригиналу, переводчице не всегда удавалось сохранить весь их колорит и экспрессивность, встречался и перевод указанных выше вульгарных английских конструкций литературным русским языком, хотя более удачный перевод сленгизмов и коллоквиализмов зачастую компенсировал подобные недочеты в работе переводчика.

4. Грамматические и фонетические неправильности (неверное образование грамматических категорий английского языка и неправильное произношение, сокращения и искажения английских слов) специфические реалии присущие исключительно английскому языку. Принимая во внимание отсутствие подобных элементов просторечия в русском языке, их практически невозможно передать при переводе. Именно данная категория английского просторечия, как правило, не всегда была отражена в русском переводе, возможно, по вышеуказанным причинам.

5. Что же касается оценки адекватности перевода сленга на русский язык, то следует отметить, что переводчица, используя определенные приемы, попыталась передать специфику данной просторечной единицы, и ей это в большинстве случаев удалось. В целом перевод произведения Джона Ирвинга "Правила Дома сидра" можно охарактеризовать как положительный. Отдавая должное переводчице, следует признать, что она попыталась сделать все возможное для того, чтобы ее перевод был максимально близок со всех точек зрения, в частности художественной и стилистической, к оригиналу. В любом случае даже самый мастерски выполненный перевод всегда проигрывает оригиналу, так как не один переводчик не в силах передать всю специфику и колорит языка подлинника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев, с точки зрения интересующей нас проблемы - передачи английского сленга на русский язык, произведение Джона Ирвинга «Правила Дома сидра» можно сделать следующие выводы:

1. Одним из основных факторов развития лингвистической типологии явилось влияние перевода и переводческой науки. Перевод играет значительную роль при сравнении систем двух языков. Перевод является отражением оригинала. Чем вернее, чем целостнее это отражение, тем выше качество перевода. Перевод должен не только отразить, но и пересоздать оригинал, не «скопировать» его содержание и форму, а воссоздать их средствами другого языка для другого читателя, находящегося в условиях другой культуры, эпохи, общества. Перевод не может быть понят, если не будет раскрыта его психология, что особенно актуально при переводе лексики, находящейся за пределами литературного языка. Преобразования, с помощью которых осуществляется переход от единиц оригинала к единицам перевода, называются переводческими трансформациями. Переводческие трансформации представляют собой особый вид перефразирования - межъязыковое, которое имеет существенные отличия от трансформаций в рамках одного языка. В процессе переводческой деятельности трансформации чаще всего бывают смешанного типа.

2. В современном английском языке сленг является активной и наиболее подвижной составляющей живого разговорного языка, постоянно обновляемой и неотъемлемой его частью. Сленг представляет значительную часть словарного состава естественного языка, так как многообразие интересов общества, оценка отдельных явлений носителями языка, которые принадлежат к различным социальным и профессиональным группам, находит яркое отражение в сленге. В современной лингвистике до сих пор существуют сомнения относительно определения термина «сленг». Трудность заключается в критериях отделения сленга от коллоквиализмов, жаргона, кента, диалектизмов,

3. Лексические единицы, относящиеся к сленгу, передаются на переводящем языке различными способами (с помощью эквивалентной стилистически сниженной лексики русского языка, замен, целостного преобразования, смыслового развития, добавления, опущения, компенсации, описания.). Выбор того или иного из них определяется рядом факторов (характер контекста, присутствие эквивалентной лексики в ПЯ, ее специфика, читательская аудитория, на которую рассчитан перевод).

4. Подводя итоги всему, сказанному выше, необходимо отметить, что такие несовпадения в строе двух языков, как наличие в английском языке фонетических и грамматических неправильностей, представляют большие трудности для перевода сленга. Эти трудности колеблются в довольно широком диапазоне: от отдельных непереводимых элементов до всего исходного текста. Решение таких проблем достигается умением правильно производить различные переводческие трансформации.

5. Переводу сленга уделено немало внимания в теоретических работах, в каждом пособии по переводу, в особенности по переводу художественной, публицистической, общественно-политической литературы, во многих публикациях по сопоставительной лингвистике. Связанные с этим проблемы рассматриваются по-разному, рекомендуются различные методы перевода, встречаются несовпадающие мнения: однозначного, стандартного решения здесь нет. В различных ситуациях может потребоваться разный подход.

6. В романе "Правила Дома сидра" встречаются абсолютно все элементы английского просторечия от стилистически сниженной лексики, включающей в себя вульгаризмы, коллоквиализмы, жаргонизмы до фонетических и грамматических неправильностей.

7. Часто при переводе разговорных выражений, грубой лексики и сленга ошибка переводчика заключается в изменении стилистической окраски переводимой единицы. Но следует отметить, что, используя метод компенсации, переводчик, в ряде случаев, пытался передать фонетические и грамматические неправильности, используя стилистически сниженную лексику. Еще один способ компенсации за неотраженные в русском переводе грамматические и фонетические неправильности - это умышленный перевод правильной английской речи с использованием просторечных элементов.

8. Для того, чтобы правильно применять наиболее эффективные приёмы преобразования необходимо, чтоб переводчик в равной или почти в равной степени владел как исходной, так и переводящей культурами. От того насколько правильно и умело переводчик использует переводческие трансформации, будет зависеть наше понимание текста перевода.

9. Мы хотели также показать, что переводу нужно долго и основательно учиться. Учиться как на примерах, так и на подробных объяснениях из самых разных областей знаний: страноведения, лексикологии, психологии и многих других. Невозможно стать хорошим переводчиком, не имея широкого кругозора. Именно поэтому практически невозможно заменить переводчика-человека машиной, компьютером. Компьютер не сможет ощутить себя частью той культуры, на языке представителей которой написан тот или иной текст, не сможет вжиться в него, выдать единственно возможный и в то же время неповторимый вариант. Человек и только человек способен интегрировать в свое мышление всю громадную совокупность норм, правил, обычаев чужой культуры, одним словом, реалий, и изложить чужие мысли так же ясно и свежо, как они были высказаны, используя при этом все могущество и богатство языка, на котором говорит он сам.

 

Список научной литературыХолстинина, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание"

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984. - С. 8

2. Арнольд И.В. Семантическая структура слова и методика ее исследования. Л.:Просвещение,1966. - 192с.

3. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Л.: Просвещение, 1973. - 303с.

4. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. 3-е изд. М.: Просвещение, 1990. - 300с.

5. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Ростов на Дону: Изд во РГУ, 1964. - 315 с.

6. Ашукин Н.С. Крылатые слова. Издание 2-е, доп.- М.: Художественная литература, 1960. 752с.

7. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. 4-е изд. М.: Художественная литература, 1988. - 525 с.

8. Баландина М.И. Проблема перевода арго и дисфемизмов в 2-язычной ситуации: Дис. канд. филол. наук. М., 2000. -202с.

9. Баранникова Л.И. Просторечие как особый социальный компонент языка. // Язык и общество. Саратов, 1974. № 3. -С.3-22.

10. Бархударов Л. С. Язык и перевод. М.: Международные отношения, 1975,-240с.

11. Бахмутова Е.А. Культура речи. 2-е изд. исправл. и дополн. Казань: Изд.-во Казанского ун.-та, 1964. - 200 стр.

12. Беляева Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1985. - 180 с.

13. Беляева Т. М. Нестандартная лексика английского языка. Л.: издательство Ленинградского Университета, 1985. - 136с.

14. Берков В.П. О словарных переводах. //Мастерство перевода, 1971, №8. С.345

15. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во АН СССР,1963. - Т.1 - 384 е., Т.2 -391 с.

16. Борисова Л.И. Лексические трудности перевода. Англорусский словарь-справочник. М.: Билингва, 1999. - 320с.

17. Борисова Л.И. Ложные друзья переводчика. Общенаучная лексика. Английский язык. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2002.-210с.

18. Бреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский. 3-е изд. М.: Изд - во УРАО, 2002.-208с.

19. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А.

20. Русское слово. 3-е изд., испр. М.: Просвещение, 1983. - 144с.

21. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2002.- С. 28

22. Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2002. - С.60

23. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. -320с.

24. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Изд., 3-е перераб. и доп. М.: Академия, 1983. - 450с.

25. Виноградов B.C. Лексические вопросы перевода художественной прозы. М.: Издательство Московского университета, 1978. - 172с.

26. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.-312с.

27. Влахов С., Флорин С. Непереводимое в переводе. М.: Международные отношения, 1980. - 352с.

28. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.-519с.

29. Гак В. Г., Григорьев Б. Б. Теория и практика перевода. -М.: Высшая Школа, 1985. 255с.

30. Гак В.Г. Отношение носителей языка к своему языку как проявление национально-культурной специфики языкового поведения // Национально-культурная специфика речевого поведения. Тезисы докладов. М., 1991. - С.6-7.

31. Гальперин И.Р. БАРС. Введение. М.: Советская энциклопедия, 1972.- С. 15

32. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1958.-459с.

33. Гальперин И.Р. О термине «сленг». // Вопросы языкознания №6, М., 1956. С.105-112.

34. Гируцкий A.A. Общее языкознание. Учебное пособие для студентов ВУЗов Минск: ТетраСистемс, 2003. - 304с.

35. Голанова Е.И. О "мнимых сложных словах" // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской (под ред. МЛ.Гловинской). 1998, №6. - С. 31-39

36. Грачев М.А. Механизм перехода арготизмов в общенародный язык. // Русский язык в школе. 1996. - № 5. -С. 34.

37. Дерягин В.Я. Беседы о стилистике. М.: Знание, 1978. -96с.

38. Ефимов А.И. История русского литературного языка.-М.: Издательство МГУ, 1954. 432с.

39. Жирмунский В.М. Проблема социальной дифференциации языков // Язык и общество. М.: Наука, 1968.- С.22-38.

40. Заболоцкий H.A. Заметки переводчика.- М.: Наука, 1993.- 138с.

41. Заботкина В.И. Новая лексика в современном английском языке. Москва.: Высшая школа, 1989. - 126с.

42. Залевская A.A. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. - 20 с.

43. Земская Е.А. Русская разговорная речь. ( под ред. Китайгородской М.В., Ширяева E.H. . М.:Наука, 1981. -276с.

44. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. - 304с.

45. Земская Е.А. Словообразование как деятельность, (под ред. Российской Академии Наук. М.: Высшая школа, 1992. -220с.

46. Ирвинг Дж. Правила Дома сидра. М.: Вагриус, 1999. -592с.

47. Казакова Т. А. Практические основы перевода. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Союз», 2000. -320с.

48. Калинин А.В. Культура русского слова. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 245с.

49. Квятковский А. П. Вульгаризмы // Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия, 1966, —С. 82—83.

50. Кёстер-Тома 3. Стандарт, субстандарт, нонстандарт // Русистика, 1993. № 2. - С.15-31.

51. Клаус Г.Г. Сила слова. М.: Прогресс, 1967. - 230с.

52. Кодухов В. И. Введение в языкознание. М., 1987, С. 4243

53. Кожин А.Н. Лексико-стилистические процессы в русском языке, (под ред. В.П. Вомперского). -М.: Наука, 1985. -382с.

54. Комиссаров В.Н. Лингвистика перевода. М.: Международные отношения, 1980. - 167с.

55. Комиссаров В.Н. Слово в переводе. М.: Международные отношения, 1973. - 216с.

56. Комиссаров В. Н. Теория перевода (лингвистические аспекты). Учебное пособие для институтов и факультетов иностранных языков. М.: Высшая школа, 1990. - 253с.

57. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383с.

58. Копаев П. И., Беер Ф. Теория и практика письменного перевода. Л.: Высшая школа, 1986. - 270с.

59. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М.: Изд.-во МГУД971.-271 с.

60. Крупное В.Н. В творческой лаборатории переводчика. М.: Международные отношения, 1976. 189с. http://www.librarv.ru/help/docs/nl 1466/krupnov.htm

61. Крупное В. Н. Курс Перевода. Английский язык. М.: Международные отношения, 1979. - 232с.

62. Крупное В.Н. Теоретические и практические проблемы перевода, http://poliglotus.narod.ru/book02.html

63. Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976. - С.42-52.

64. Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989, - 188 с.

65. Кунин A.B. Фразеология современного английского языка. М.: Международные отношения, 1972. - 288с.

66. Лапова Е.Б. О молодежном жаргоне // Русский язык. -Минск, 1990. Вып. 10 - С. 18-26

67. Латышев Л. К. Эквивалентность перевода и способы её достижения. М.: Международные отношения, 1981. - 248с.

68. Левицкая Т. Р. ; Фитерман А. М. Пособие по переводу с английского языка на русский . М.: Высшая школа , 1973. -133с.

69. Левицкая Т. Р. ; Фитерман А. М. Теория и практика перевода с английского языка на русский . М.: Высшая школа, 1963. -263с.

70. Левицкая Т.Р., Фитерман A.M. Пособие по переводу с английского языка на русский. М.: Высшая школа, 1973. -136с.

71. Лившиц В.А. Практическая стилистика русского языка. -М.: Высшая школа, 1964. С.7-10

72. Лилова А. Введение в общую теорию перевода. М.: Высшая школа, 1985. - 255с.

73. Литвинов Н.Г. Вопросы стилистики русского языка. (В помощь работникам печати). Изд.-е 2. М.: Мысль, 1965. -271с.

74. Литвинов В.П. Типологический метод в лингвистической семантике. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1986. - 168с.

75. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи //Язык и мышление. М.- Л., 1935. т. 3.

76. Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. -М., 1992.-369с.

77. Лихачев Д. С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. -256с.

78. Лукьянова Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления, (под ред. А.И. Федорова.). Новосибирск: Изд.-во Новосибирского Университета, 1986. - 277с.

79. Маковский М.М. Современный английский сленг: Онтология, структура, этимология. Изд-е 2-ое. М.: Едиториал УРСС, 2005. -168с.

80. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике длястудентов-журналистов. Свердловск.: Изд.-во Уральского Университета, 1987. - 182 с.

81. Мастерство перевода / Под ред. А.Г. Гатова. М.: Советскийписатель, 1978. 238с.

82. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. Свердловск: Изд.-во Уральского Университета, 1990. - 168с.

83. Миллер A.A. К проблеме классификации нестандартной лексики современного английского языка. // Русское и зарубежное языкознание Алма-Ата, 1971. - №4 - С. 14-21

84. Миньяр Белоручев Р. К. Как стать переводчиком ? -М.: Стелла, 1994. - 144с.

85. Миньяр Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 1980. - 138с.

86. Миньяр-Белоручев Р.К. Теория и методы перевода. М.: Московский лицей, 1996. - 208с.

87. Морозова Н. Н., Антрушина Г. Б., Афанасьева О. В. Лексикология английского языка. Учебное пособие для студентов. 2-е изд. стереотипное М.: Дрофа, 2000. - 288с.

88. Набоков В. В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". СПб.: Набоковский фонд, 1998. - 928с.

89. НелюбинЛ.Л. Очерки по введению в языкознание. М.: Изд-во МГОУ, 2005.-215с.

90. Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь. -М: Изд-во МПУ «СигналЪ», 1999. 137с.

91. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История и теория зарубежного перевода. М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 144с.

92. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История и теория перевода в России. М.: МГОУ, 2005. - 148с.

93. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История науки о языке. М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 338с.

94. Нелюбин Л. Л., Бухтиярова С. А., Гаркуша Л.Г., Филиппова H.H. Сравнительная типология английского и русского, немецкого и русского, французского и русского языков. Учебник. М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 204с.

95. Одинцов В.В. Стилистика текста. М.: Наука, 1980. С.120

96. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа, 1974. - 352с.

97. Панов М.В. Аналитические и синтетические языки. // Словарь юного филолога. М.: Педагогика, 1984. - С.25-26

98. Панов М.В. Из наблюдений над стилем сегодняшней периодики. // Язык современной публицистики. 1988, №3, С.12-14

99. Панов М.В. Об аналитических прилагательных // Фонетика. Фонология. Грамматика. М.: Наука, 1971.- № 5. -С.240-253

100. Петрищева Е.Ф. Стилистически окрашенная лексика русского языка. М.: Наука, 1984. - 222с.

101. Ревзин И. И., Розенцвейг В. Ю. Основы общего и машинного перевода. М.: Высшая школа, 1964. - 255с.

102. Реформатский A.A. Введение в языковедение. 5-е. изд. -М.: Аспект Пресс, 1996. 536с.

103. Рецкер Я. И. Теория перевода и переводческая практика. М.: Международные отношения, 1974. - 216с.

104. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика. Очерки лингвистической теории перевода.- М.: Правда, 1984. -355с.

105. Сазонова И.К. Лексика современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1963. - 138с.

106. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. М., Знание, 1974. - 260с.

107. Сленг как особая речевая субкультура / Маковский М.М. // Современный английский сленг: Онтология, структура, этимология, http://www.libfl.ru/win/service/2006/slang.doc

108. Солганик Г.Я. О языке газеты. М.: Изд-во МГУ, 1968. -187с.

109. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: СоцЭкГиз , 1933.-С.42

110. Ступин Л.П., Игнатьев К.С. Современный английский речевой этикет. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 142с.

111. Ступин Л.П. Проблема нормативности в истории английского языка. Л.: ЛГУ, 1979. - 164с.

112. Суперанская A.B. Общая теория имени собственного. -М.: Наука, 1973. 366 с.

113. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво-культурологический аспекты. М.: Языки русской культуры", 1996, - 284с.

114. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука, 1988. - С.173-204.

115. Тер Минасова С. Г. Язык и международная коммуникация. Учебное пособие. - М.: Слово / Slovo, 2000. -624с.

116. Томахин Г.Д. Америка через американизмы. М.: Высшая школа, 1982.- 255с.

117. Томахин Г.Д. Реалии-американизмы: Пособие по страноведению. М.: Высшая школа, 1988. - 239с.

118. Уздинская Е.В. Семантическое своеобразие современного молодежного жаргона // Активные процессы в языке и речи. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1991. С.24-28.

119. Уфимцева A.A. Роль лексики в познании человеком действительности и в формировании языковой картины мира //

120. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. -М.: Наука, 1988. С.108-140.

121. Федоров A.B. Введение в теорию перевода. М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1953. -336с.

122. Фёдоров А. В. Основы общей теории перевода. (Лингвистический очерк ). M.: Высшая школа, 1986. - 395с.

123. Федоров A.B. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая школа, 1971. - 194с.

124. Федоров A.B. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Наука, 1974. - 210с.

125. Федосов И.А. Культура речи. Ростов на Дону: изд.-во Ростовского Университета, 1984. -96с.

126. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания. М.: Наука, 1982.-336с.

127. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. -М.: Наука, 1981. 327с.

128. Флорин С. Муки переводческие: Практика перевода. -М.: Высшая школа, 1983. 184с.

129. Фрейд 3. Недовольство культурой. Пер.А. М. Руткевича по изданию: Freud S. Studien- ausgabe. Bd. IX Frankfurt a. M., 1974. http://fp300.narod.ru/metod.htm

130. Хухуни Г.Т. Русская и западноевропейская переводческая мысль (основные тенденции в развитии начала XX в.). -Тбилиси: Изд-во ТГУ, 1990. 168с.

131. Хухуни Г.Т., Валуйцева И.И. Межкультурная адаптация художественного текста. М.: Прометей, 2003.- 172с.

132. Черняховская Л. А. Перевод и смысловая структура. -М.: Международные отношения, 1976. 264с.

133. Черняховская JI. А. Членение и объединение предложений при переводе с целью сохранения компонентов смысловой структуры // Иностранные языки в школе. 1971. -№4. - С.21-30

134. Чижик-Полейко А.И. Стилистика русского языка. -Воронеж:.: Изд.-во Воронежского университета, 1964. 127 с.

135. Читалина Н. А. Учитесь переводить. М.: Международные отношения, 1975. - 80с.

136. Шамлиди Е.Ю. Некоторые социопрагматические аспекты употребления сленга// Университетские чтения 2004. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Часть 2. -Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С. 138-139

137. Шарохина £. В., Михайлова Б. В., Бегаева Е. Н., Бойко Е. А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. http://salebook.lgg.ru/files/rv/130818263414.htm,

138. Швейцер А. Д. Система форм существования современного английского языка в США // Функциональная стратификация языка. М.: Наука, 1985.- С.41-54.

139. Швейцер Я. И. Перевод и лингвистика. (Газетно -информационный и военно публицистический перевод).- М.: Воениздат, 1973. 280с.

140. Швейцер А.Д. Социальная дифференциация английского языка в США М.: Наука, 1983. - 216 с.

141. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. М.: Наука, 1988. - 216с.

142. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональныхразновидностях. -М.: Наука, 1977. 168 с.

143. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.:1. Просвещение, 1977. 335 с.

144. Berger C.R., Bradac J.J. Language and Social Knowledge:

145. Uncertainty in Interpersonal Relations. London: Arnold,1982.- 151 p.

146. Berne E. Games People Play: the Psychology of Human

147. Relationships. Harmondsworth: Penguin, 1980. - 173 p.

148. Burridge K. Ma's out, Pa's out Let's Talk Rude. -www.anu.edu.au

149. Flexner St.B. American Slang // The American language in the 70s / Ed. By W.A. Estrin, D.V. Mehus. San Francisco (Cal), 1974.- P.70-86.

150. Flexner S. B. and Soukhanov Anne H. Speaking Freely: A Guided Tour of American English from Plymouth Rock to Silicon Valley. London: Oxford University Press, 1997. - P. 28

151. Flexner S. В. I Hear America Talking. N.Y.: Van Nostrand Reinhold Co., 1976.-P.87

152. Grimshaw A.D. Language as Social Resource. Stanford: Stanford University Press, 1981. - 373 p.

153. Irving John. The Cider House Rules. N.Y.: Random House Publishing Group, 1993. 598p.

154. Partridge E. Slang Today and Yesterday. N.Y.: Crowell, 1934.-P.7-15

155. Partridge E. Slang Today and Yesterday. London: Routledge and Kegan Paul, 1978. 476p.

156. Partridge E. The World of Words. An Introduction to Language in General and to English and American in Particular. N. Y.: Crowell, 1970.- P. 116

157. Pe M. The story of the English language. New York: Bonanza Books, I960.- 476p.

158. Perrin Porter G. Reference Handbook of Grammar and Usage. Derived from Writer's Guide and Index to English. N. Y., 1972. P. 237

159. Spears Richard A. Slang and Euphemism. N.Y.: New American Library, 1982. P. 19

160. Weinreich U. Problems in the Analysis of Idioms: Substance and Structure of language. Los Angeles: University of California Press, 1974.-238p.

161. Williams F., Wood B.S. Negro Children's Speech: Some Social Class Differences in Word Predicability // Language and Speech 13. 1970. - P.141-150.

162. Wills G. Madness is Their Method. In: "The National

163. Review". 1962, Febr. 13. P. 98 - 99