автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Анализ идейного противостояния между "правыми" и "левыми" в философской и общественной мысли Египта (1960-80 гг. )
Полный текст автореферата диссертации по теме "Анализ идейного противостояния между "правыми" и "левыми" в философской и общественной мысли Египта (1960-80 гг. )"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА
на правах рукописи МОЛЛА-ЗАДЕ ДЖЕИХУН НАЗИМ ОГЛЫ
АНАЛИЗ ИДЕИНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ МЕЖДУ «ПРАВЫМИ» И «ЛЕВЫМИ» В ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ ЕГИПТА (1960—80 ГГ.)
Специальность: 09.00.03 — История философии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
БАКУ — ПНЮ
Диссертация выполнена в отделе теории научного социализма Института философии и права, АН Азербайджанской ССР.
Научный руководитель:
доктор философских наук Сагадеев А. В.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Амин-заде А. А. кандидат философских наук Мамедов А. М.
Ведущая организация — кафедра философии Университета Дружбы народов.
Защита состоится 1991 г. в /V — часов па
заседании специализированного совета Д. 004.06.01 по защите докторских диссертаций при Институте философии и права АН Азерб. ССР по адресу: г. Баку, пр. Н. Нариманова, 31.
Автореферат разослан « » ¿^(уз!^ 1991 г.
-'У * «»«Л ь V
/V?» „у»"* ч\
/' у ^.У?1?»еК р етарь // .'¿сп^цйа1а;и'зйро^аиц&го совета, , ^8анДйда^'^ло|4фоких наук ,и
%% г ¿о/ п)\
V - л /
и «.•
ЮСИФ-ЗАДЕ Р.
О
к.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
¿ИИЭДЫ1оеть_иййЛэдопаниц. в странах "третьего (лира" идеологическая оорьоа между "правши" и "левыми" протекает весьма остро и приобрела специфический характер. Поэтому идеологическое сознание пытается трансформировать и приспособить многие европейские филосоские модели, идеологемы, . понятия и термины к данным условиям. Осооо в этом плане повезло марксизму, социализму, оказавшимся в эпицентре идеологического противостояния. В то же врейя низкий уровень грамотности, аполи-тианость, неинформированность создает благоприятную почву для распространения весьма вольных трактовок марксизма, дискредитирующих позиций "левых" сил. Нельзя, конечно, не учитывать такяе организационную и политическую слаоость "левых" сил, не располагающих широкой социальной базой во многих регионах афро-азиатского мира.
Деятельность "правах" сил в развивающихся странах развертывается часто на почве националистических предрассудков, носителями 'и проводниками хюторых выступают празде всего средние, мелкооурдуазные слои.
"Правые" аппеляруют такго к религиозным чувствам масс, получая поддержку оо стороны наиболее консарзативных кругов религиозных деятелей развивающегося мира. В этой связи необходимо, однако, оговориться, что религия, а в особенности ислам, в арабских странах несет больвую нагрузку в идеологических и социальных процессах. Известно, что многие национально-освободительные движения ошш направлены на осуществление прогрессивных преобразований под знаменем религии. 3 зависимости от то- ■ го, каким социальным и политическим силам слуотт данная религия, мозшо определять в калдом конкретном случае ее реакционную или прогрессивную направленность. Научно-материалистическая и атеистическая основа марксизма, разумеется, в наибольшей мере способствовала нападкам на него как ва учение,, враждебное духовным традициям народа.
В советской историко-философской и востоковедческой науке борьба мевду бурвуазной а марксистской идеологией в развивают
щихся странах получила достаточное освещение. Но она рассматривалась почти исключительно с точки зрения оорьоы местных марксистов с буржуазной идеологией, а критика суржуазныш теоретикам.! марксистского учения оставлялась в тени и почти не затрагивалась.
Крайне важно, отказавшись от стереотипов прежней нашей пропаганды, от создававшихся ею фантомов революционных иллюзий, войти в обновляющийся мир с открытой душой и с открытыми глазами. Речь идет ко о том, чтооы подвергнуться самобичеванию, а о том, чтобы трезво и самокритически оценить свой социальный и политический опыт и его роль в идейной, жизни современного и, в частности, развивающегося мира.
Для анализа методов, используемых "правыми", в оорьсе против марксистского учения, выорана идеологическая ситуация в Египте 19о0-х-1980-х годов, характеризующаяся обострением положения после известных прогрессивных мероприятий, предпринятых президентом Насером ч особонно в президенство Анвара Садата, при котором антимарксистская кампания в Египте достигла своего апогея.
В формулировку темы нашего исследования входят понятия "левых" в "правых", хотя, как это Судет явствовать из его со- . держания, речь у нас идет прежде всего о марксистах и антимарксистах. Выбор этих терминов не случаен. Дело в той, что; во-первых, сага марксисты в силу специфических политических условий, господствующих в Египте на протяжении всего новейшего времени, воздерживаются от характеристика своего мировоззрения как марксистского (в тем Оснее ленинского). Во-вторых, марксистское учение оказало влияние на широкий круг демократической интеллигенции Египта, представителей которой называют "левыми" (ал-Йасар) и конкретно-политический состав которой весьма разнороден (сюда, в частности, входят и "исламские левые" , и часть насеристов). В-третьих, противники марксизма ("правые") очень часто рассматривают последний в качестве инструмента, используемого в нападках не только в, возможно, даже не столько на его местных адептов, сколько на этот широкий круг демократической интеллигенция, независимо от привержен-вости ее предотавихедей к коммунистическому движению и марк—
сивму.
Степень разработанности проблемы. Проблема антимарксизма в Египта и в других развивающихся странах разработана чрезвычайно слабо. Нет ни специального монографического, нп диссертационного исследования, в котором указанная проблема выступала бы в качестве самостоятельной. Отдельные мысли по этой теме можно найти лишь в трудах египетского марксиста М.А.аль-Алииа, одного из главных участников "идейных боев" в Египте в защиту . марксистского мировоззрения и научного социализма,'и других прогрессивных авторов Арабского Востока, в работах А.В.Сагаде-ева, посвященных философии и социологии современного арабского мира, в штгах А^хмедова "ислам в современной идейно-политической борьбе" и А.В.Белова "Клерикальный •внтикоздуниам", в трудах Р.Я.Алиева и А.М.Мамедова.
Цель, и задач*] цдрлэдования. Целью диссертационного исследования является раскрытие особенностей антимарксизма в Египте как стране, наиболее репрезентативней с точки зрения широты представленного в ней спектра идеологических направлений (от крайних фундаменталистов до марксистов-дапинцев). Указанная цель определила следующие основные задачи исследования:
- показать место и роль марксизма в системе идеологических течений современного Египта;
- раскрыть социальный и политический контекст деятельности египетских противников марксизма;
- дать социально-политическую характеристику "нравственной" критики международного коммунистического движения;
- выявить исторические и социальные предпосылки противопоставления научному социализму антимарксистоких концепций социализма;
- дать анализ мировоззренческих аспектов современного египетского антимарксизма.
Теоретической и методологической основой диссертации служат обаш марксистская методология исследования общественной мысли. Диссертант опярадся также на работы советских авторов, посвященные идеологической обстановке в развивающихся странах Азии и Африка - р.а.Ульявовского, E.U.При какова, Г.Ф.КВма, З.'ЛЛеви-на, А.Д.Литиана, Н.А.Симония, б.с.Ерассва, г.И.Млрскогэ, Г.Б. Старушэнко, а.В.Иалаиэнко и т.д.
Ui2i!i^jjMBiia!iaJl££a£E2aaHQai. донная диссертация представляет с о ooii одну из первых попыток комплексного изучения особенностей антииарксизма в современном арабском миро на примеро 0Д:ЮЙ из наиболоо в этом отношении идеологически активных его стран. Б научный оборот впервыо вводится значительное количество первоисточников на арабском, английском и французском языках, характеризующих идеологическую обстановку в современном Египте.
Шзаахпааша-аиаааиссхь-аййааайвйайа*, Обобщенные в диссертации материалы и теоретические вывода могут помочь объективному освещении и анализу политической и идеологической обстановки в Египте, способствовать развитию исследований в области общественной ик;ли в современном арабском .таре. Результаты проделанной работы могут сыть использованы в лекционных курсах по истории философии и общественной мысли развивающихся стран Востока.
Диссертация оосуждена в отделе теории научного социализма и в группе истории марксистско-ленинской и общзствошюй мысли XIX-XX вв. Института философии и права АН Азерсайджанской ССР.
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашла отражение в опуоликованних рас от ах автора, в докладах на республиканских, всесоюзных и международных конференциях: г.Баку, 1985 - Ш респусликанская конференция молодых философов; г.Москва,.1985 - конференция аспирантов и стакеров "ХХУП съезд и актуальные проблемы философии"; г.Москва, 1987 - конференция "Актуальные проблемы философии"; г.Баку, 1988 - I советско-американская встреча молодых политологов; г.Принстон, США, 1989 - П советско-американская встреча молодых политологов.
Структура радуги- Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень разработанности проблемы в научной литературе, определяются цели, задачи и методология исследования, формулируется новизна, теоретическая и практическая значимость подученных результатов.
[[рруая глава - "идейно-политические предпосылки созре-
менного египетского антимарксизма" - включает следушие парагра» фы:
1. Марксизм в системе идеологических течений современного Египта.
2. Социально-политический контекст антимаркоиэма.
В первом параграфе - "Марксизм в системе идеологичосгах течений современного Египта" - рассматриваются различные социально-политические и философские течения.
С понятием социализма египтяне познакомились раньше, чей
0 идеями марксизма. Первоначально оно ассоциировалось с идеалом справедливости в самой абстрактной форме, а в начало XX века связывалось с эволюционным учением Дарвина а утопическими идеями Оуэна (Шиоли Шмаййиль), с демократическим социализмом фасинского типа (Саляма Муса), о идеями Ницае, Ренана, Бюхнера, Конта (Фарах Ангун).
Коммунистическое движение в Египте на всем протяжении его истории проходило в нелегальных условиях. Компартия находится в подполье и теперь - после ее воссоздания в 1975 г. Соответственно, всяческим преследованиям подвергалась марксистская мысль .и марксистская литература. Позае в Египет стали проникать - иногда легально, иногда нет - переводы трудов Маркса, Энгельса, Ленина, изданные в Сирии, Ливане да СССР. "Несомненно, они служили источником для марксистского ооразования. Нов целом монно констатировать, что марксистское движение в Египте з течение долгого времени просвещалось, а в значительной мере и до сих пор просвещается популярными расотами, обзорами и брошюрами по марк-сисзму, на зная, а стало сыть, и на осваивая самих расот Маркса. Возможно, это явилось одним из источников теоретической слабости марксистского движения в Египте вообцэ'^-говорил известный египетский философ-марксист Махмуд Амин аль-Алим.
Коль скоро приверженность свою к марксизму открыто признавать оыло пэоезопасно, пропаганда ее в египетской печати осуществлялась, как правило, косвенным путем - в ходе критики оур-жуазно-идеалистических теорий или в процессе анализа тех или иных явлений в трудах по литературоведению, политической экономии, истории, в частности иотории рабочего класса и общественно-политической мысли. С позиций марксистского мировоззрения по
1 Ал-Алим М.А. Тардаумат Маркс Фи-с-сзйак ал-миери (Ал-Йэса$ ал-араби. Пари*, 1983, & 53, с.29-31 \.на арабск.яз.).
различным проблемам общественных наук выступали в египетской и мировой печати, помимо м.А.аль-Алима, М.Анис, А.Анис, и.Амар, Л.аль-холи, Ш.А.ашЧИафии, А.Димитри. В книге "Они были моими учителями", вышедшей в период между двумя мировыми войнами, С.Муса перечисляет два десятка мыслителей, повлиявиих на его мировоззрение (Б.Шоу, Дарвин, Ницше, Ганди и др.), но о Марксе но говорит ни слова. И только незадолго до своей смерти, в конце 50-х годов, он смог признаться в том, что не упомянул в этой раСоте имя основоположника научного социализма, ооясь оовиноний в принадлежности к коммунистам, но что в действительности на свата нет никого, кто оказал оы на него большее влияние, чем Маркс.
Поскольку рэчь идет оо арасском осщэстве, в качестве главного традиционного фактора здесь выступает, конечно, ислам.
Подоено другим религиям в развивающихся странах Азии и Африки, ислам занимает значительное место в структуре индивидуального и общественного сознания, ого адептсв в Игиптз. Еги- ' пет, ранее многих других арасских стран включившийся в общемировой процесс экономического, социального и политического развития, должен был, тем не менее, нагнуть из эпохи средневековых социальных отношений в современность и, проходя за относительно короткий срок путь, который Запад преодолевал в течение ряда столетий, нести в современность архаические институты и стереотипы мышления. Это нашло отражение уже в рзлигиозно-рофсрыатор-ском движении, у истоков которого в Египте находился Мухаммед Абдо, прогрессивный представитель профессуры мусульманского университета аль-Азхар. Согласно Мухаммеду Абдо, Абдаррахуану аль-КаьакиСи, Рашиду Риде, Абдаллаху Недиму и их современным последователям, перед лицом угрозы Запада мусульмане должны вернуться на путь "Праведных предков", очистить ислам от позднейших наслоений, исправить мусвльман и улучшить их положение в современном мира. Мусульманские реформаторы усеадэиц в том, что основные догматы ислама значимы для всех эпох. В этой религии, утверждают они, ничто не противоречит требования;,! современной цивилизации, поэтому задача состоит в том, чтобы вечные принципы ислама подвергнуть реингарпретации применительно к современной ситуации. Конечная цель мусульманской оощины - сделать так, чтобы научно-технические достижения Запада стали достоянием и
мусульманских народов, которые, однако, должны сохранить при этом верность своим духовным истокам, исламские ценности рекомендуется дополнить в политическом плане идеалами демократии, парламентаризма и социальной справедливости.
Сохранению влияния ислама на массовое сознание и идеологию различных социальных сил в Египте способствовало то, что эта религия выступала в качестве интегрирующего начала для участников национально-освободительного движения, особенно на ранних этапах его развития. В ответ на колониальное господство, попрание национальной' культуры а национального достоинства идеолога освободительной борьбы возвеличивали духовное наследие порабощенных колонизаторами мусульманских нрродов, концентрированным выражением которого было исламское вероучение. Это духовное наследие всемэрно противопоставлялось "материализму" Запада, причем, если на первоначальном этапе под этим "материализмом" подразумевался меркантильный дух западного буржуазного общества, то в последующем под ним во все большей.мере стали разуметь материалистические принципы марксистского мировоззрения.
Богословы аль-Азхара, идеологи неотрадиционализма, такие, как Мухаммед аль-Бахи, Саййид Кутб, Мухаммед Кутб, в противовес научному социализму выдвигают концепцию "Мусульманского общества". Коммунизм, утверждают они, - это доктрина атеистов, а потому ужа по определению он неприемлем для мусульманских народоз.
Наиболее массовой и политически активной исламской организацией в Египте, распространившей свое влияние на многие другие страны мусульманского востока, являетоя' Ассоциация братьев-мусульман, возникшая в 1929 году. Влиятельность движения "братьеЕ-мусульман" определяется специфическим положением в странах распространения ислама мелкобуржуазных слоев населения, городских. низов и деклассированных элементов, выбитых из привычной колэз . процессом модернизации, разрушение традиционного уклада жизни вторжением чуждых моделей цивилизации, вестернизировашшм образом жизни, сводящим на нет'духовные ценности и обычаи мусульман, создавало благоприятную почву для рекрутирования сторонников этого "возрожденческого" движения. Большая часть исследователей рассматривает последнее одновременно как реакции ча рост влияния "атеистического коммунизма".
В оспою-ицзологаи ''-братьев-мусульман"- лежит толкование ислама но только jcrut религиозной, но и как "-соав^^опнои социальной, политической и идеологической спотеш, охватывающей все сторон:; ;.мзни".х Мусульман;), с точки зронил идеологов Ассоциа-щ:;:, соскшллш' единую нации. Политический идеал двиялния вира-жоп l лозунги: "Аллах - паи cor, пророк - наш волдь, Коран -
наша Конституция, дхпхад - liaiu путь, смерть во славу Аллаха -
о •
наше выспез стремление"."
Особое значение придается ксламизации образования, широкому внолроиисЭ в общественной лз)згш арабского языка ("арасизации"), "оглптизацип" одежды, воспитания, манэр, оорьбе с "чулушш влияличкл" "чу;вдым образом кизнн". Всо эти установи дают повод для никоторых авторов характеризовать движении "братьев-мусульман" как "архаизирующий фашмзм"3 и "неоисламистский тоталитаризм" .
П^лду с ртами фундаменталистскими группами на гребнз "исламского бума" 70-х - (30-х годов оказались и так называемое "исламские лсьпо" - представители течения, хотя и не имеющего организационного единства, но приобретавшее солее или менее чаткпо идойниз очертания, Которые ставят их в промежуточное положение м-.'^ду "чистыми исламистами" - сторонниками своего, "мусульманского" нути развития, отвэргавдиз научны" социализм как чум*у:з для мусульман доктрину, и демократическими деятелями - сокулчригхам.!;, в частности марксистами, от последних "исламски з давно" отличаются акцептацией внимания но потенциальной роли ислама как мобилизующего фактора демократического движения в условиях общества, в котором массы воспитаны преимущественно на традициях религии. Хасон дана.;.;! и другие тооро--тик;: этого осщеогвешшго длинепия подчеркивают, что речь у них идет на о возрождении ислама как мировоззрения, а с прогрессивном истолковании тех его положеш;й, которка касэчтся практической тазпи людей, их ооирствэатгх отношений, политики. I■ JL Äwma'// Jn< tta/'i tf-/Ь-ч&п о /-rfasiffi' !IÇri - /¡Pv/1 - Af\rJ/i{ //
Г. Ja ли«.. 2 h'. »uCiüxrU t/ti'-n, - X.; 4,/¿*.(u;Yun. Srotv- to/d-
Jlt/i OMtu. .-y. ' '
t. Plfttti Jf i't'6:f<'0n psuvri'i i.t /rouiWt IfJtqlCtw /
£((>>Ш. smtCcntiJs, -p f.no / (U r j, fi
Близкий по ориентации к "исламским Левым" егшютсш::! ученый Мухаммед А'лара так объясняет нзбсходомость обращения пропагандистов передовых социальнс^ползтЛоских идей к ворующим массам на понятном для них языке мусульманских символов: "Современные просвещенные', научные и прогрессивные концепции, осли Срать их только как ооьекты, ценности и идои, заимствованные из других культур, могут получить распространение лишь в узком кругу образованной элиты или ерэдо авангарда данной нации. Если же эти ценности и.идеи представить в качество современного продолжения аналогичных черт нашего наследил, тогда просвещенней-, рационалистический и прогрессивный авангард сможет найти для своих призывов благоприятную почву в широких ^.ассах нашего народа^ ибо последние смотрят на наао наследив гак на святыни или нечто йродз того".* Таково хо по существу объяснение • Х.Ханафи: "в нашу эпоху-, эпоху сроках народных масс, последние навязывают интеллектуалу свой стиль и свое понимание вещей. Наша поколение, возможно, есть поколений; выра^аящее эпоху йародных масс, а на поколение ученых-специалистов"."^
"Исламские левые", в отличие от других мусульманских направлений в общественной яизни, не противопоставляют свои взгляды марксизму. Напротив, они ратуют за сотрудничество и диалог с марксистами.Во 2 § рассматриваются следующие проблемы:
Насэр искусно пытался использовать ислам и для подкрепления необходимости особого "арабского" пути к социализму. По его словам, социализм не является чем-то новым 2 что иргрок Мухаммед сыл первым социалистом. В то время как защитники "исламского социализма" стремились лрисяососить современное общество к кораничеекзм идеям, Насер использовал ислам как форму выражения потребностей современного общества, но, как полагает чехословацкий исследователь Ю'.ЦуЗакарх: "Насер сил м;у<>-щим мусульманином и хотя усвоаД й 80-е годы множество идей марксистского социализма, он отйерГ ¿лйог'иэ его ашлцллы на том основании, Что они связаны с атеизмом и философским материализмом"^__
1 Амара М. Ат-ту'-ас фи дав ал-акл - Бейрут: Дар ал-взхдя,Ю80, 312 с. (на ара'Сск.яз;);
2 Хапафя X. Ыаза йани ал-Засао зд-ислаыа // Ал Насчр ал-асла-ма. - Каир, 1931. - Я I. - С.5-18 (на арасск-ка. 7.
3 ФгийсАг# <Х\а1 псМслаЬ^ ¿Ш" ' '"■«т-. -
А., 4И<г- ¡поI Ю, -/>. И)ь-Ю9
Такая политика революционного руководства Египта но отношению к исламу осласляла позиции светоки ориентированных демократических деятелей, прежде всего мзрксистоз.
Резкая пориориентация внутренней и внешней политики Египта после смерти Насера и перерождении его руководства не оыли исторической случайностью.
То, что произошло в Египте с приходом к власти Анвара Са-дата, подготавливалось а эпоху Насера. Ведь и сак Анвар Садат был одним из главных представителей революционно-демократического руководства страны. Благодаря своему высокому авторитету Насер сыл способен дэрхать под контролем противооорствующие группировки и не давать простора для деятельности врагов революции.
Что касается идеологической позиции режима Садата, то она выглядит несравненно менее разработанной даже против идейной платформы революционно-демократического руководства в эпоху Насера. Окончательный же разрыв с идейны!,! наследием эпохи Насера ознаменовался роспуском АСС (Арабского Социалистического Союза) в 1980 г., который одновременно означал официальный отказ от концепции союза трудовых сил народа, провозглашенной режимо:/. Насера, и замену ее понятием "совет единой египетской семьи", объемлющей и эксплуататоров и эксплуатируо;..ых.
В качестве специфических черт египетского "демократического социализма" или■"социализма Садата", противопоставляемого "социализму насилия" эпохи Насора, объявлялись следующие:
- достижение гармонии мезду личностью и общество:.;, поддержка идеи социальной солидарности в качестве алыерназдвы принципу классовой борьсы при коммунистическом режиме и эгоизму капиталистического мира;
- всемерное содействие со стороны государства развитию религиозных чувств граждан как основы социального поведения;
- возможность существования нескольких партий при условии, что они будут действовать, в райках единой философской, концепции;
- упразднение господствующего положения госсектора при сохранении за ним направляющей роли в экономической жизни страны.
Упор на религиозный фактор в идеологических установках са-. датовского режима делается сознательно - чтобы подчеркнуть отличие этих установок от позиции Насера, в эпоху прэзиденстза которого страна Суд?о бы шла к атеизму, и это несмотря на нзодно-кратные заявления Насера об отсутствии конфликта между его кон-цоццией "научного социализма" и религией ародэ нитаследувдэго: "Наш социализм - научный, это означает, что он основан на науке, а на на анархии.' Но наш социализм - не материалистический или марксистский. Мы никогда не говорили, что ш отрицаем религию: напротив, мы утверждали, что наи:а религия - социалистическая".^-Положение братьев-мусульман, чья деятельность при Насере была запрещена, в "эру Садата" существенно изменилось, в 1971 г. многие активисты Ассоциации ээрнулись из тюрем, лагерей и эмиграции. Но перэход на легальное положенио треоовал от руководитала й движения компромисса с правящим режмом, в то время как курс Садата, несмотря на заигрывания псслэднего с исламистскими кругами, не мог не вызвать отрицательную рчакцию со-стороны рядовых "сратьсв-мусульман". идзодоги подобных фундаменталистских организаций выступали против допуска иностранного'(западного) капитала в жизненно важныа о сласти народного хозяйстг. . и против проамериканского курса, особенно связанного с кэмп-дэвидскшли соглахенилмл, вообще. Визит Садата в Иерусалим с последовавши затем переговорам с Израилем окончательно оттолкнул от правящего ;,зжима рядоеых членов Ассоциации, хотя сам Садат после подписания кэ.мп-дэвидских соглашений встречался с некоторыми лидерами Ассоциации, стремясь к достижении с нею "джэнтельменского соглашения".
Но наибольшую угрозу для Садата представляли религиозно-экстремистские группировку, которые как уже упоминалось, в 1977 году выразили своз отрицательное отношение к официальному исламу убийством бывшего министра вакуфов Хусейна ЗахаСи. 6 октября 1981 года наступила очередь самого Садата. В этот день египетский президент был усит экстремистами во время военного парада.
Во второй главе диссертации - "интерпретация истории
ссичии^ : ТПи&чЬхАь С-/ Ьк/
и'аг- / ¿Л ¿у л у 7 -Р;. ■ Оса*!, ЧРГр
коммунистического движения и антимарксистские концепции социализма" - дается анализ позиций египетских ^правых1" в отношении к процессам, происходившим в СССР и рассматриваются антимарксистские концепции социализма. Эта глава состоит из 3-х параграфов.
ЗЛЕтаа .яаРСчузЕа пторсй глав;; - "Нравственная критика коммунистического движения" - рассматриваются вопросы этического-характзра.
"правые" рассуждают о попрании демократических свобод i>.a расистскими рыкимами, интарпротируют трактовку понятий демократии длктатурн в теории марксизма, которая с самого начала умюрадяиг, что демократия - не абстрактное понятие, что iu свете пз существует никакой абсолютной демократии i не обусловленной ;;сторичэс::пми условиями, нэ являющейся демократией определенного класса или совокупности находящихся в союзе классов» "Всякая до.сократил, - пишет ¡¿.А.аль-Алш-, - отвечая згййвгбййй "нравы;.:", - с необходимостью обладает двоякой природбй» ойа выступает и как демократия Для данного клаб'са или данник классов и одновременно как'дйкта тура, направленная против другого известного класса или других известных классов".
Спсцк^ику пропаганда лправах" в Египте составляет бочэта-нпе нападок на марксистов й на насеристов, на эпоху революционных г.рэосразсвааий в стране как на воплощение влияния коммунистической г.доолсгаи на политику египетского руководства времен Насера.
¡¡ньективц против "левых", обвинение их в антьпатриотизмэ тесно связаны с тезисом, рассчитанным на невзыскательность обывателя и пользующимся особой популярностью среда египетских и других apuoc.cüx "правах1* мнением о том, что само коммунистической движение ость детище международного еврейства-, сионизма и масонства. Согласно А.аль-Гунди, "Манифест Коммунистической партии" сыл йааисан Марксом для теоретического обоснования притязаний евреев на паровое господотво. Марксистское учение арэ-сл-эдсвадо с самого начала следу ваш о ясно выраженаде Цели:
I. посеять между людьми злобу и соперничество» развязать лдяссог.уг Серь су;
I xzi-ш* if-Ai Идэйнуэ боа. - У.: Прогресс^ I974i 259 es
2. противодействовать национализму, патриотизм, религии, собственности, индивидуализму, свободе мненин;
3. свести к иу.т-о роль сомэ.'.ных отношен;: Л и в конце-хон-цов ликвикровать семью, сосредоточить всю полнотну власти в ру;сах государства;
4. ликвидировать все религии, кроме иудаизма, и распространять атеизм.
НзрвыЗ вариант "Коммунистического манифеста" оудто Си сил написан неким слизким к Марксу "сионистским философом", а опубликозан в 1048 г. по требованию масонов. Таким ос'разо.:, заключает аль-1унди, "Карл Маркс сил масоном-спонастом".*
Затем, утверждает этот автор, пришел Леня;; (еврей, тако£ же, как Маркс), который осязался, руководя борьбой за создание коммунистического государства, направлять усилил и па то, чтобы на территории Палестины сило создано государство Израиль. Соответственно, в самом начале Октябрьской реватоцик 1917 г. вразда к евреям (антисемитизм) сила объявлена прэступдокйом, преследуемым законом. Тогда же право евреев на создание своего национального очага в Палестине было поддержшо Советсхш правительством.
ма против научного социализма" - рассматриваются вопросы, связанные с борьбой против распространения идей научного, социа.шз-ма в Зганте. Сна ведется в следующих направлениях. Бо-перз;ос, в направлении доказательства одинаковой неприемлемости для рпз-аиваэдихся стран, в том числе для Египта, как капитажстпчэско-го, ток и коммунистического развития и исходя из этого в направлении попыток создания моделей "третьего цуга" разянтт, промежуточного между капитализмом и социализмо-л.
Интерпретацию практического опыта построения соцязлззма в црелодниа годы пытаются осуществить, используя последствия периода застоя в истории советского оегдаства, возникающие в связи с шил/ проедем; эффективности народного хозяйства.
К тем годам застоя Обращается Хагги для описания депрессии к советской экономике в книге "Мой оп:;т с марксизмом".
I Аль-Еуади л.Мавди аи-аупуппа йи-л-элам эл-пелами. - Каир: Дар ад-мазриф, 1930. - 270 с.'(на арасск.аз.).
'Лнтимзрксистскио концепции социялиз-
Внимание Хагга также концентрируется на положении в сельском . хозяйстве СССР, где падение сельскохозяйственного производства, по его словам, неминуемо привело оы к голоду, если оы не помощь Соединенных Штатов, Канады, Австралии, Франции, Швеции и Аргентины.* и это в стране, - пишет по этому же поводу М.Махмуд, - о самыми обширными полями пшеницы в мире.^
Впрочем, отмечают египетские "правые", советская страна отстает от передовых капиталистических стран не только в области сельскохозяйственного производства, но и в промышленности, в других отраслях народного хозяйства и даже в науке, так как ни одно научно-техническое новшество, приводящее к качественным изменениям в промышленном производства, не было внедрено в Советском Союзе или в какой-либо другой социалистической стране. Спустя 70 лет после победы социалистической революции СССР не достиг того уровня жизни, который характеризует положение в развитых странах мара. И несмотря на это, здесь ассигнуются огромные суммы на военные нужды, на'явные и тайные подрывные ' акции во всех уголках Земного шара, от Ближнего Востока до Латинской Америки.
Что можно сказать по поводу этих высказываний? В них мож-.но найти преувеличения, натяжки, но в принципе, по большому счету все верно, можно было бы добавить, что СССР страдает от инфляционных явлений, что в канун перестройки он оказался в предкризисном состоянии и т.д. и т.п. Можно было бы много сказать и о причинах нашего отставания в основных отраслях экономики от промышленно развитых стран Запада, где капиталистическая система обнаружила значительно больший, чем представлялось ранее, запас прочности. Но можно было си также указать на то, что многие трудности, на которые ссылаются египетские "правые", Китай уже преодолел в результате осуществленных в нем экономических реформ и что Советский Союз нычз идет по пути радикальных экономических и политических преобразований, призванных возродить народное хозяйство страны и резко поднять уровень жизни советского народа. _
1 Хагга Т. Таджрясата маа-л-марксииа. - Кагр: Матбаат Мадбули,
1°б7. - 231 с. (на арасск.яз.).' . ' .
2 Цэх^уд У. Л-маза руфидьт ал-иарксииа?. - Каир.: Дар ал-маариф.-
1977. - 153 с. (на арабсх.яз.Ь '
Попытки египетских "правых" вывести негативные явления в практике социалистического строительства в СССР и других социалистических странах из "антигуманной" природы социализма неизбежно связаны со сведением всей социалистической практики к тем ошибкам, которые были допущены в периоды сталинизма и застоя.
Если отвлечься от антимарксистских выступлений в египетской печати времен прззиденства Насера, включая и те, которые инспирировались официальными властями в период преследования коммунистов и других "левых" сил, и остановится только на точке зрения умеренных теоретиков "арабского социализма", то пункты их несогласия с научным социализмом сводились к следующему:
1. Научный социализм рассматривает диктатуру пролетариата как средство разрешения социально-массовых противоречий
и построения общества, в котором классовые различия устраняются. "Арабский социализм" допускает существование классов и классовых противоречий, но предлагает такое речение последних, при котором они устраняются в пределах патриотического единства парода в ходе революционных преобразований.
2. .Марксистская теория.рассматривает кавдого сосствонни-ка как эксплуататора. "Арабский социализм" проводит различие меу.цу двумя видам:! собственности - трудовой и эксплуатирующей чужой труд. Трудовая собственность - право, которое доллшо быть предоставлено максимально большему количеству граждан, эксплуататорскую же собственность следует ликвидировать, но не путем ликвидации самих собственников, а через изъятие у них средств эксплуатации с одновременны:'.! разрешением участвовать в строительстве нового общества.
3. Теория научного социализма требует экспроприации экспроприаторов. "Арабский социализм" выступает за изъятие у эксплуататорских элементов орудий и средств производства с выплатой им соответствующей компенсации.
4. Коммунисты рассматривают личность как продукт истории. "Арабский социализм" считает ее основой общественного строительства.
5. Претворяя в жизнь идеи научного социализма в Советском Союзе, коммунисты жертвовали для будущего сегодняшним благосостоянием народа. "Арабский социализм" заботится и о сегод-
няшней яизни, о сегодняшнем потреблении.
6. "Арабский социализм" не догматичен, он открыт для всего богатства человэдеской шелл и пользуется этим богатством, полагая одновременно, что и он способен внести в сокровищницу человеческой мысли свою лепту, делясь своим опытом и историческим наследием.
7. Марксисты полагают, что политическая деятельность должна организовываться и направляться из единого центра - коммунистической партией. "Арабский социализм" рассматривает политическую работу как такую деятельность, которая призвана охватить всю нацию и основываться на патриотическом единства народа?
. С некоторыми положениями можно согласиться, но некоторые вызывают сомнение.
Главное, ключевое расхождение "арабского социализма'" с теорией и практикой научного социализма - в отрицании им диктатуры пролетариата, что нашло отраженно и в Хартии национального действия, в которой утверждается, что демократия моает быть претворена в яизнь не при господство одного какого-то'класса, а как явствует и из лексического значения данного термина, при суверенитете "трудового народа".
уоетай параграф - "Мировоззренческие аспекты современного антамарксизма в Египте" - посвящен мировоззренческим аопектам египетских "правых".
В философском плане в работах египетских авторов как религиозной, так и нерелигиозной ориентации центральное место занимает проблема человека. Вульгаризируя марксистскую концепцию социального детерминизма, которая не отрицает свободы воли человека, во, напротив, предполагает его способность к вябору мотивов и целей деятельности, "правые" отондествляют ее с концепцией экономического детерминизма, низводящей человека до уровня пассивного "элемента" производительных сил, продукта производственных отношений. Соответственно и этичеокие нормы в марксистской философии изображаются как нечто, лишенное самостоятельной ценности и подчиненное влиянию развития производственных отношений, с изменением'которых изменяются и нравствен' А. Мпср иудата-'гак дзета йабнихи ал-аскарийув.-Бэйрут: Дар ад-хихма, 1964. - 314 с. Сна арасск.яз.Ь
ные принципы. Вокруг проблемы человека концентрируется критика • марксистского материализма.
В работах египетских философов делаются попнтки подвергнуть критике материалистическую диалектику, которой противопоставляются различные варианты диалектики или квазидпалектики идеалистической ("экзистенциальная диалектика" А-Бадави, гегелевская "революционная диалектика" у И.А.Имаш, "диалектика человека" И.Сейф ад-Даули).
Такови особенности концепция "правых" в современном Египте, которые в целом характер™ для теоретического антимарксизма и в других странах Арабского Востока.
Но текуций исторический момент ознаменовался властным вторжением в идейную хстзнь Египта нового фактора - перестройки и гласности в Советском Со-ззо. Окончательную оценку последствий этого вторжэ1юд давать, конечно, преждевременно, но некоторые наслвденил предварительного характера :,ю:то сделать у:ке сейчас, тем более что перестройка и гласность стал:! прздмето.л специального обсу.тдзкия в ряде форумов с участием ученых и общественных деятеле», Зтапта и других арабских стран на советско-арабской консультативной встрече, организованной 16-18 марта 1988 г. в гор.Амманэ по инициативе "Зорума арабской .мели", на арабе,чо-советском диалоге, состоявшемся в Каире 14-15 января 1989 г., и особенно в ходе "Круглого стола" па тему "Перестройка гл.-331.3! арабов", организованного в г.Дамаскз 15-17 декабря 1988 г.
"Проблемы перестройки запшы для арабов, как и для всего мира, независимо от их идеологических усэздений, так гак ш сможем использовать советский ошт у нас, во всем "третьем га-ре". Речь идет о илроком круге проблем - как совместить применение закона стоимости, рыночный механизм и централизованное планирование, найти правильное соотношение кедду государственным и частным сектором. Ставятся вопросы о взаимоотношении государства и партии в новых условиях, об идеологической работе, социалистическом плюрализма", - так высказывался лидер египетской Национально-прогрессивной (левой) партии, участник наса-ровской революции Халэд Моха эд-Дин, говоря о влиянии осуществляющихся в СССР преобразований на зизнь арабского ми-
Арабские марксисты под влиянием перестройки в СССР пришли к выводу о необходимости своей, арабской перестройки, направленной на объединение всех прогрессивных сил и теоретическое осмысление современной арабской действительности с позиций марксизма.
В Заключении диссертации содержатся выводы и подведены краткие итоги.
1. О книге египетского автора М.Махмума "Марксизм и ислам".-1985. Материалы Щ Республиканской конференции молодых философов.
2. Борьба за умы молодежи в арабских странах. - Вестник КМО СССР, 1987, й 9-10, 0,5 и.л.
3. О некоторых теориях египетских "правых". М., 1Э66. Материалы конференции "ХХУП съезд и актуальные проблемы философии''.
4. Мировоззренческий аспект египетских "правых".'- 1987. М. Конференция стажеров и аопирантов института философии АН
5. Модернизм в исламе и египетские неотрадиционалисты. ■ I п.д. в печати. .
Автором диссертации также опубликованы ряд статей в республиканской прессе по проблемам политики, социальных и этнических конфликтов.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
СССР.
I. Капица М., Васильев А.- Диалог в Аммане,- Новое время.-М., 198Ь г., »22,- о.20-22