автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Общественно-политическая мысль в Египте 70-80-х годов XX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Алем Эльдин Невин Гомаа
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Общественно-политическая мысль в Египте 70-80-х годов XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Общественно-политическая мысль в Египте 70-80-х годов XX века"



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

АЛЕМ ЭЛЬДИН НЕВИН ГОМАА

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЕГИПТЕ 70-80-х ГОДОВ XX ВЕКА

Специальность 07.00.03 — Всеобщая история (новое и новейшее время)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва — 1993

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

АЛЕЫ ЭЛЬДИН НЕВИН. ГОША

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЕГИПТЕ 70 - 80-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история (новое и новейшее время)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Мэсква - 1993

Диссертация выполнена в Институте востоковедения РАН Научный руководитель - доктор исторических наук S. И. Левин Официальные оппоненты:

Ведущая организация -

Защита диссертации состоится часов на заседании Спецвашшированногр совета по исторический наукам Д 003.01.02 в Институте востоковедения РАН (Шсква, ул. Рождественка, д. 12).

С диссертацией шяно озкакошггъся в библиотека Института гостоковадения РАН (1Ьскш, ул. Роядэствэнка, д. 12)

Автореферат рагосхап ^¿Т* п/угХ.рЛ /,£. 1ЙЗЗ г. (

УЧЭШЙ С6!ф9Т&рЬ • Спэц^штз про ванного совета доктор ксторнчесгах каук

С Институт еостоковэдэюя РАН, 1993 г.

доктор исторических наук, профессор Иванов H.A.

кандидат исторических наук Кириллина С.А.

Институт мировой экономики и международных отношений РАН

-f&b

Б. Г. Сейраяяп

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Шнешняя эпоха характеризуется сближением шжду народами, которые ищут пути преодоления существующих между ними политических и идеологических препятствий. Правильная оценка исторических событий и идейных движений, происходяадах в современном мире, требует, в частности, изучения специфики развития каждой отдельной страны. Развитие событий в Египте - наиболее развитом арабском государстве с точки зрения промышленного, социального и культурного развития, где проживает около 4QZ населения всего арабского мира, находящемся в его центре, во многом определяет общие тенденции развития всего арабского региона. Происходящие в политической и экономической жизни Египта изменения, отражавшиеся в его общественно-политической мысли, оказывал; непосредственное воздействие на ситуации в арабских странах- в целом и - в частности - tía развитие современной арабской общественной мысли.

Актуальность исследования определяется той большой ролью, которую 'играет в общественной жизни Египта идеологические процессы. В течение последних двух десятилетий (70-е - 80-е годы) в жизни Египта произошло немало существенных перемэн, которые отразились на идейном развитии египетского общества. Вследствие перехода руководства Египта к новому политическому курсу в 70-е. годы в ^арабском мире сложилась новая ситуация, а в египетском общественно и сознании усилились настроения тревоги, гамэпзтэльства и

растерянности, которые способствовали подъему и распространен!® определенных идеологических течений, прежде всего - исламистского и либерального, и в то же время - заметному спаду влияния других, ранее распространенных идеологий, таких как националистическая и социалистическая.

В 80-е гг., несмотря на усилия правительства по восстановлению и укреплению политической и экономической стабильности в обществе, в Египте усилилась идейная борьба вокруг многих проблем, которые интересовали арабскую и, в частности, египетскую интеллигенцию еи$ в начале нынешнего века, таких как проблема светского п религиозного государства, вопрос о соотношении национальной.са-юбьггносги и вестернигации, национального наследия и модернизации. Тщательный анализ этих и других идейных проблем и подхода к нии различных груш египетской интеллигенции помогает предвидеть Еогшкныэ тенденции дальнейшего развития египетского общества.

Пр5дкаэт_и цели, исследования. Предштом данного диссертационного исследования является состояние обшзственной мысли в Египте в 70-е - 80-е годы, т.е. в период правлэшш президентов А.Садата и £ Црбарака, хврактеризукцяйся полным отказом от политических н соцгальво-эганоютческих ориентация режима Г. Л. Насера, принятых дзлсертаитои за "точку отсчета". Автор видит стоящие перед собой целя а той, чтобы выявить причины и факторы, обусловивши :;арк:-тор и особенности соврэ:.:зшюй египетской сбщэствэшгай мысли, . ргскригь основные проблзка, Еолнуизга шпседкжгуаЕ&пую элиту Египта п находятся в вдэйаой борьба.

Научная довтапа дгссорташш определяется, а первую очередь, тем, , что ил в египетской, пн в россгвТской каучдой гптературе кг? суггствует обсбгзЕзга ргОст, содзрякгк кшштевоэ етлогаяие пгсОгэн рс.зз;гпп об^ствеяяоа в гпште са посглл'нтз ггзя-

цать лет. Данная проблематика, как правило, лишь попутно затрагивается в трудах, посвященных общим проблемам развития АРЕ, влиянию религии на формирование общественного сознания Египта, анализу современного состояния общественной мысли в арабском мире в целом.

В диссертации впервые рассмотрена совокупность детерминант развития египетской общественной мысли 70-х - 80-х годов нынешнего века, проанализированы ее основные направления и теоретически обобщены поставленные в ней проблемы. Впервые осуществлен сравнительный анализ официальной идеологии современного Египта и программных документов оппозиционных политических партий и организаций. В результате обработки диссертантом многочисленных арабских , газет и журналов в научный оборот введен новый материал, расширяющий поле исследования данной проблематики для русскоязычных специалистов. В приложении к работе приведены интервью по теш диссертации, которые автор взял у ряда видных общественных деятелей, ученых-и представителей гуманитарной интеллигенции в Египте и России.. Автор диссертации надеется, что предпринятое им исследование послужит углублению изучения египетскими и арабскими учеными проблем, связанных с развитием общественного сознания в Египте в последней четверти двадцатого столетия.

Хронологические,рамки,исследования. Хронологически работа охватывает период 70-х - 80-х гг. XX века, т. е. последние два десятилетия с момента прихода к власти в Египте президента А. Садата. Однако для характеристики основных направлений и тенденций развития современной египетской общественной имели автору, естественно, приходилось обратиться и к явлениям я фактам более раннего времени, в тон числе - периода правления президента Г. А. Пасера.

Практическое значение диссертация состоя? в том, что содерта-

циэся в ней материалы и выводи шгут быть использованы при составлении спецкурсов или учебных. пособий по псторшг соврешиного Египта, а такке в работе нау<вшх учреждений и подразделений, занимающихся проблешми культуры, идеологии и политики стран ApíiCciCTO Есстока.

Штодологическая_и теоретическая., основа диссертации - фи-лософско-исторический подход, марксистская ыэтододогия и теоретические разработки прежде всего российских ученых по проблемам третьего мира, afcra-азиатской интеллигенции, обцэственной мысли -Б. С. Ерасова, а И. Левина, Е Л Шксишнко, JL Р. Полонской, Е А. Си-мотш к др., а такта такие коллективные, шнографщ, как "Ннтедлл-генция и социальный прогресс в развиващнхеа странах Азии а Африки" (1ВВ1 г.), "Ислам в современной политике стран Востока" (1088 г.) и другие.

Каточппки_п__шп|ература, В яшсертвцш! бшш использованы раз-дгчнш источники. Б первую очэреда, то - работу современных егл-пэтсгагх идеологов, тзсатеязй п пубгзщпстов, * пссбящэниыэ стояеды Еэрэд егппетскпм обсрстЕом и ппроко обсугздаэиш в Елште пробха-tsn 12: взгляды и концепция отрахзот ссновиьа тенденция и папраз-Езхат развктш современной егшатекай сЗщствэкео-шлягпчзской харакгорнаэ" да nspasaziasmü snom Эти взгляда и концэп-п^а езлоеэны как в спэцггааыщх мошзграфаах, та: и в стдэльпш статьях, спубликовгакш: в течэнЕЗ дауг юслэдвзи кгкггик>7к*1 в xaisrí егппэтскгзг ^rpsasas, как r-TEua*aw, "¿гь-Яши»", "йль-Езкр акь-ц^* Есцр", "to-Eaxspa", агь-арабий.-",

лив-дврасвт валь-сахас", "Аль-ЦустЕжЗава ша-ервйгЛ", "Падая ^кряпя", "Аль-йгер**, "Ла-Цугагага", "áEt-lí/rrcp аиз-кош-а тскаэ во шогпх коиэрах сгсхзтскгх гвз©*, таких как "Ала-ДхрегГ, "Ага-АгОар" и других.

Выбор взятой для исследования периодики проджтован необходимостью выявлении наиболее широкого спектра мнений по главны!« проблема!! национального бытия. Статистическая обработка содержания статей за 70-с - 80-е годы, проведенная диссертантом, позволила с малой вероятностью ошибки уточнить круг этих проблем.

Другим пажнш источником при написании данной работы послужили программные документы и заявления египетских партий, как проправительственных, так и оппозиционных, таких как партия Вафд, Социалистическая партия труда, Национально-прогрессивная партия, а также репения их съездов, в частности, I и II съездов Национально-прогрессивной партии и т. п. Наряду с позициями легальных партий в работе анализируются установки египетских нелегальных пар-I тий (партий, "лишенных легального статуса") по рассматриваемым проблемам, которые тага» отражают определенные тенденции в развитии современной египетской общественно-политической мысли.

Наконец, еще одним важным источником при написании данной диссертации' послужили материалы, полученные ее автором в ходе проведенных им интервью с рядом видных представителей египетской . -"'интеллигенции по проблемам развития современной египетской общественно-политической мысли и ее основных течений, в том числе с д-ром Хасаяом ЗСанафи, заведующим кафедрой философии Каирского университета, д-ром Салахом Кунсувва - преподавателем философии в Академии пзяцных искусств в Каире, д-ром Саадом аль-ССятви - известным публицистом, переводчиком и профсоюзным деятелем, д-ром Тагаатоы Ртабаздм - главки! редактором газеты "Ао-ИЬаб" (органа Социалистической партия труда>, д-ром ПЗрзгпмом Щркря - прадсодз-толэи СоцяаЕисппэс!ий партия труда, Язглдом Оогп од-йпжм -председатели Епцпопалько-прогрессшжоЯ псртпп, З&лялза Абдэль Езркмон - адвокатом Зэрховпого судз, чгзком сокрэтсргзта ППП, I*т-

- а -

хаммедом Ахмедом -Халафуллой - заместителем председателя Национально-прогрессивной партии, главным редактором журнала "Алъ-Якза аль-арабийя", Тариком аль-Бишри - -заместителем председателя Государственного совета, автором ряда публикаций по современной истории и политической идеологии Египта Высказанные в этих интервью положения и выводы могут быть использованы в будущих исследованиях рассматриваемой в данной диссертации проблематики.

Диссертантом были взяты также интервью по данным вопросам у ряда российских ученых, занимающихся исследованием современной арабской культуры и идеологии, в целях знакомства с их оценками состояния и основных направлений современной египетской общественно-политической мысли и их сопоставления со взглядами египетских идеологов.

Многие справочные и фактические данные были почерпнуты автором в общих трудах, посвященных проблемам Египта и арабского мира, таких как "Арабский стратегический отчет" (.1989, 1990 гг. ).. Подробная информация о развитии египетских средствах массовой информации, искусства, литературы, образования, анализ общего состояния различных аспектов экономического и политического развития Египта в период с 1952 по начало 80-х гг. содержится в книге "Комплексное исследование общественного развития Египта", выведшей в 1985 г.

Большую помои» автору в работе над диссертацией оказали труды советских ученых, посвященные истории Египта, его социальному и экономическому развитию, среди которых следует упомянуть работы А. 11 Васильева, А. Г. Князева, Е С. Коше лева, Б. Ы. Примакова, К С. Раке вс кого, Е Г. Сейранява, Л. К Фридмана и др. Диссертант опирался такке на выводы, содержащиеся в работах, где рассматриваются особенности общественного сознания, формирования и современного

состояния интеллигенции в развивающихся странах - в целом, и в Египте - в частности, таких авторов, как A.B.Борисов, B.C.Ерасов, Г.Ф-Киы, А. В.Малашенко, Д. Б. Малышева, ЕЕ Шумкин, Л.Р. Полонская, Е Е Чэрновская, и др.

Следует, однако, отметить, что основные направления общественно-политической мысли в арабском мире а целом и в Египте в частности в советском востоковедении били и продолжают оставаться недостаточно разработанными и изученными, хотя отдельным аспектам данной проблемы, таким как политическая роль различных групп интеллигенции, влияние религии на идейные установки интеллигенции и др. было посвящено немало работ. Наиболее полно основные направления общественно-политической мысли в арабском мире с начала hw-непнего века и вплоть до 80-х гг. рассмотрены в работах 3. И. Левина.

Проблемам общественно-политической мысли и арабской интеллигенции большое внимание уделяется в арабских странах. Следует ответить, в первую очередь, опубликованную в 1987 г. книгу арабского исследователя Вурхана Галлиона "Испытание культуры: между негативизмом и зависимостью", вышедший в 1989 г. труд марокканского публициста Мухаммеда Абида аль-Джабери "Проблемы современной арабской мысли", а такиэ его монографию "Критика арабского разума" (1985 г.) - исследование структуры и содержания политической иьесли в арабских странах. Рассматриваемой проблематике были посвящены такие книга ливанского публициста Шхдя Амиля "Кризис арабской цивилизации или кризис арабской буржуазии?", вигэдвая я 1985 г., монография Хасаяа Саада "Модернизация арабского рааукш псследоваянэ культурной революции в совремэююм Египте, пеобходогмой для прогресса арабов" (1880 г.) и ряд других трудов.

Пэ работ егшютстпх авторов следует отнэмть преад» всего "о-

нографш известного исследователя современной египетской истории Луиса Авада "История современной египетской мысли", в которой исследуются основные направления, египетской обп^ственно-политической мысли, ' начиная с работ аль-Афгани, Мустафы Кямеля и др. и вплоть до настоящего времени. Политическое и экономическое развитие Египта анализируется также в работах Фуада Цурси, Галяля Амина и ряда других египетских политологов и экономистов, опубликованных как в виде, отдельных монографий, так и в виде статей в периодической печати. Кроме того, имеются отдельные исследования египетских авторов, где с точки зрения политического и цивилиза-циоиного подхода анализируются различные аспекты развития египетской национальной культуры в СЕете политического развития страны на различных его этапах, начиная с 1952 г. . и вплоть до настоящего времени. ■ .

Говоря о западных авторах, следует отиэтить, что большую часть из них интересует отношение тех или иных представителей египетской интеллигенции к европейской культуре. При этом они зачастую сосредоточивают свое внимание на тех деятелях, которые подучили образование в Европе. В других работах западных авторов, посвященных египетской интеллигенции, последняя рассматривается сугубо с точки зрения ее участия в политической ига ни Египта н тех позиций, которые еанимают отдельные ее представители в отно-сэнии правяпзэго рекима. При этом авторы этих работ (главным образом, отдельных статей), как правило, исходят из конкретного анализа супрствуюдай в данный период в Египте (например, в 70-е гг.) политической ситуации и ее влияния на различные группы египетской интеллигенции. Знакомство с опубликованными на Западе материалами по поставленной в диссертации те«9 лает основание сделать вывод о тон, что комплексных исследований, пссвяегнных проблемам, связан-

нш с основными течениями общественной мысли в Египте и их исто рической периодизацией, с развитием египетской интеллигенции н целом, на Западе не существует.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит ив введения, трех глав и заключения, а также включает в себя приложения.

Бо_введении определяются предмет и цели исследования, обосновывается актуальность избранной темы, ее новизна и научная значимость, а также дается обзор источников и характеристика использованной литературы.

В первой главе диссертации ("Социально-экономические и политические сдвиги в Египте") содержится краткий историко-социальный очерк условий формирования современного состояния египетской общественно-политической мысли.

Трудно- понять современную ситуацию в ¡Египте без учета тех исторических перемен, которые произошли в стране в период правления президента Г.А.Насера. Июль-1962 г., когда власть в страж» перешла в руки "свободных офицеров" знаменовал собой начало качественно нового этапа в развитии современной истории Египта, однако политика Г. А. Насера, направленная на укрепление политической и экономической независимости Египта, была с самого начала не свободна от внутренних противоречий, обусловленных, с одной стороны, самой природой нового режима, а с другой - сопротивлении различных общественных сил, не заинтересованных в проявлении и углублении проводимых реформ.

При этом, на фоне экономических трудностей недооценка значения политической демократии я неспособность обеспечить реагчо»

участие масс в 1 управлении государством стала одной из главных причин слабости насеровского режима. Уде начиная с 1954 г. египетские власти фактически вступили в борьбу с различными собственными силами страны, такими как демократы, борцы аа мир, либералы, профсоюзные деятели, коммунисты, а также "братья-мусульмане". Такое положение имело отрицательные последствия для всех сфер египетской общественно-политической мысли. Среди них - сникакие творческой активности интеллигенции, утеря ел собственной независимой позиции, обеднение содержательной стороны создаваемых ев произведений, отход многих ее представителей от творчества. Существенным итогом подобной политики режима стало и то, что в современной египетской общэственно-политической мысли за последние десятилетия так и не сформировались самостоятельные, четко выраженные и сильные идейные направления.

Противоречия между интеллигенцией и властями ещэ более усилились в 70е годы с приходом к власти в стране президента А. Сада-та, который начал проводить новый курс, в значительной степени отличавшийся от курса его предшественшпса как в экономике, - так п во внутренней<и внешней политика, получавший название "инфитаха" ("открытых дверей"), э основе которого лекало провозглашение "экономической свободы", выражавшейся в пооцрешш частного сектора н расширении использования иностранного капитала.

Политика пнфятаха ишла свота следствием обостренна соцпаль-ш противоречий. В этих условиях ракии посчитал необходимым ук-решгть своп позиции п продэшпстрпровать шхровоцу сооб^ству свош trpíiBspi3EEocTb деиэкратш. ГЬрвш сагой, который предпринял в атом напрзвлэЕШ Д. Садзг, сталэ создаст в середине 1975 г. политических "шатфор^Г ("трьбун") ваутрз оргЕнпзации АСС. В 1976 г. сил npsssrr Еглоз о ?рсхдфор'.-цд1 стих "платформ" в политические

партии. Hb южно сказать, что формально провозглашенная демократия фактически прекратила свое существование уже в 1978 г. после подписания А.Садатом закона "о сохранении внутреннего фронта и социального мира", который на деле отказал этим партиям и многим политически! деятелям в возможности вести полкттэскую работу. В ответ на это партия Вафд обгявила о самороспуске, а Национально-прогрессивная партия приостановила свою деятельность. Следует отметить, что А. Садат вплоть до начала 80-х гг. объединял в своем лице посты главы правительства, руководителя правящей - Национально-демократической - партии (НДП), верховного главнокомандующего вооруженными силами, а такие председателя Верховного суда и главного начальника полиции.

Пзсле убийства А. Садага в 1981 г. пришедший к власти в стране новый президент Х-Нубарак в целом продолжал руководствоваться прежними установками и проводить политику, нанесенную его предшественником. Емэсте с тем, во внешнеполитической сфере в курсе нового руководства были осуществлены определенные перемены. Так, постепенно восстанавливались разорванные при Л. Садатэ отношения Египта с другими арабскими странами. Езчала проводиться "сбалансированная политика" в отношешет Бзстога и Запада. Руководители APS подчеркивали, что палестинская проблапа является стзрлше-сой в арабо-израильском конфликте, а единственный путь эе решения - ото реализация мирвымя средствами принципа "г®р в ofiion па зеи~ яэ".

Что касается экономического и внутриполитического развития Snarra па ссЕрзюннои этапе, то гкоясыячгскке пробгэьсл страны продолзетт оставаться Пересе глася!, поскольку в-ггстл яродо.тапг проводить з ззгань политику эконоютеского шфтгага, которая соэ-рогодаг^тся уз^лгпетпгеы Сс-зргботттцы, янфляцга я реете:? цте. Труд-

ности на пути решения этих проблем представляют собой важнейший источник угрозы режиму. Поэтому правящая элита поставила перед собой задачу добиться "политической стабильности" в стране путем постепенного расширения "многопартийности". Однако она стремится осуществить это в рамках тех же самых законов, которые были приняты еще в 70-х годах и содержат в себе серьезные ограничения деятельности оппозиционных политических партий.

Стремясь добиться укрепления политической стабильности, власти также пытаются улучшить отношения с одним из оппозиционных исламистских движений в лице "братьев-мусульман", стремясь привлечь их к деятельности официальных структур.

Во второй.главе диссертации ("Официальная и оппозиционная идеология в русле общественной мысли") дается анализ официальных идеологий периодов правления Г. Л. Насера, А. Садата и X. Мубарака -с одной стороны, и программных документов и теоретических основ деятельности неправительственных и оппозиционных партий и организаций - с другой.

В начале главы кратно излагаются основные предпосылки перехода египетского общества к политическому плюрализму в середине 70-х гг., рассматривается история возникновения основных легальных политических партий - НДП, Вафд, СПГ и НПП, дается общая характеристика юс основных внутри- и внешнеполитических установок. Отмечается, что хотя в целом программные установки этих партий Остался реформистскими, между ними существует довольно значительная разница в подходах к решению основных проблем, стоящих перед современным египетским обществом.

Первой и главной на таких проблем является проблема демократах. Фвкцпя проправительственной НДП в отношении демократии в целом совпадает с официальной позицией режима. Ивой точки зрения

по данному вопросу придержыавгся оппозиционные партии, чьи позиции в отношении демократии в целом достаточно сходны. Оки выступают га переход от формальной к подлинной демократии, требуя отмены действия чрезвычайных законов и ограничений, наложенных на деятельность оппозиционных политических партий.

Другой важнейшей проблемой, отношение к которой рассматривается в диссертации, является проблема экономического инфитаха. Если КДП, в целом поддерживая политику инфитаха, иногда допускает легкую критику ее отдельных аспектов, отношение к этой политике оппозиционных легальных партий остается значительно более критическим, хотя и они в целом не привыаакт к полному отказу от нее.

Что касается отношения оппозиционных партий к .социальным проблемам жизни Египта, то наиболее полно и всесторонне эти проблемы и пути их решения освещены в документах НПП. Лишь путем комплексного подхода к решению социально-экономических проблем страны, указывается в них, можно добиться прогресса на пути осуществления социальной справедливости. Лозунг "социальной справедливости" выдвигает в сзоих документах и партия Вафд. Однако в этих документах отсутствует как анализ глубинных корней социально-экономических проблем Египта, так и определение путей их преодоления, что во многом превращает данный лозунг в общую фрезу. Что касается ¡гароприятий, которые предлагает провести СПТ для ре-гения нагревших социальных проблем страны, то они по сути кало чем отличаются от тех, которые зафиксированы в правительствеиных • документах.

Все партии, в том числе и НЛП, критикуют экономическую^политику правительства. Оппозиция видит выход из создавшегося положения в сохранении сбзэственногс сектора и его развитии наряду с част-чыи, з гтсуларстЕгНиом нме:зт®ль?твв в "ксн';»от а целях эаязгтм

тех основ, на которые опирается экономическое развитие Египта.

фактически единственной партией, которая включила вопросы культуры в разряд основных и требующих незамедлительного решения, является НПП; ОПТ ограничилась лишь беглым упоминанием в своей программе некоторых аспектов данной проблемы, а партия Бафд вообще проигнорировала ее.

Наряду с позициями легальных политических партий в диссертации анализируются основные установки двух основных нелегальных политических движений современного Египта - исламистского и коммунистического.

В рамках анализа исламистского движения рассматриваются позиции двух, организаций - "братьев-мусульман" и организации "Аль-Джихад". Отмечается, что относительное влияние двух этих сил на политическую жизнь Египта в последнее десятилетие существенно вовросло. Яэтя "братья-мусульмане" и представители "Аль-Джихвда" сходятся в конечной цели своей борьбы (построение исламского государства), то методы ее достижения у них различны. "Братья-мусульмане" используют в своей деятельности как нелегальные, так и легальные методы политической работы, стремясь добиться своих целей, не вступая в открытую конфронтацию с режимом. Примером такой работы могут посдужить различные блоки, в которые входит эта организация, в частности, коалиция с партией Вафд, с CHT для работы в парламенте. Что же касается "Аль-Диихада", то эта организация еашшает ревю непримиримую позицию в отнонении сущвствупцэго режима,, призывая исключительно к насильственным методам борьбы против него.

Анализ идейных установок ж деятельности основных отрядов сслаивстского деейэшш показиваэт, что данное движение представляет собой одну пз форм социального протеста, распространенного

прежде всего среди молодежи.

3 диссертации рассматриваются также позиции египетских коммунистических партий. Они достаточно близки друт другу. Выступая с критикой политики нынешнего египетского руководства, коммунистические организации призывают к создании широкого фронта всех оппозиционных сил.

Современная египетская общественно-политическая мысль охватывает не только политические и социально-экономические проблемы, но и широкий круг культурологических, идейных, философско-мировоззренческих проблем.

В_третьей..главе ("Египетская интеллигенция и проблемы совре-

I

менного египетского общества") анализируются взгляды ведущих представителей египетской гуманитарной интеллигенции - идеологов, политических и общественных деятелей, литераторов - с целью выявления основных течений современной египетской общественно-политической мысли. Этот "общественный слой" объединяет мыслящих представителей всех социальных страт. Насколько верно отражают они общественные настроения и интересы? Это зависит от условий, в которых им приходится действовать.

Как социальный слой, относительно самостоятельный и имеющий свои корпоративные интересы, египетская интеллигенция современной формации уже многие годы находится в состоянии кризиса, первый этап которого начался вскоре после июльской революции 1952 года и был связан с возникновением и нарастанием противоречий междувластями и интеллигенцией по вопросу о демократии. Второй этап этого кризиса наступил после арабо-израильской войны 1967 г., поражение в которой Египта резко обострило оцукэние масляпззй элитой обиества необходимости перемен и в то жа время собственной слабости. Усилилась критика интеллигенцией реяииа. В то яв врсв~

- 1В -

дадевсзе многими ее представителями чувство отчаяния и беспомощности привело одних к отходу ог творчества, а некоторых других -к обращению к религии. Третий этап кризиса интеллигенции начался в 1971 г. и был связан с выступлением представителей различных ее течений против ухудшения социально-экономического и политического положения в Египте. В ответ на это власти подвергли многих из них репрессиям и арестам, а некоторых вынудили покинуть страну. Данный кризис фактически продолжался и в течение последнего десятилетия, поскольку породившие его факторы не прекратили действовать. Самым тяжелым результатом этого кризиса стали та сумятица и хпос, которые охватили идейную сферу жизни Египта в последнее десятилетке. Их следствием оказался значительный спад влияния рациональной просветительской идеологии и выдвижение на повестку дня тех кз самых проблем, которые уже ставились в египетской общественной мысли полвека тому назад и, казалось бы, уже давно должны были найти свое решение.

С точки зрения большинства представителей интеллигенции, при-, чина этого кризиса заключается в отсутствии в Египте демократии и политических свобод. Именно отсутствие демократии самым непосредственным образом повлияло на позиции интеллигенции и ее отношение I» всему комплексу стоящих перед страной проблем. Вопрос о демократии представляет собой основной вопрос, который волнует современную египетскую интеллигенцию.

' Важное место занимает проблема национализма, по которой в современной егкпетской общественной мысли существует весьма широкий спектр игхкзй. В целом, в отношении этой проблемы интеллигенция разделилась на два основных направления - "националистов" и "етхааястов", подораздэл гавду которыми проходит в отношении к жкзягастя соедЕзязпя принципов ислама и националистической коп-

ЦЗПЦШ1

Более, чем когда-либо стал актуальным вопрос о характере египетский государственности: долган ли Египет бит', егстсет! :иш то-оцентрическим государство!!? Успехи исламского двгегония, победа исламской революции в Иране побудили некоторых представителей египетской интеллигенции либерального и даяз марксистского образа мышления искать выход из кризисного состояния, в котором находится арабский мир и, в частности, Египет, и исламской доктрине -Абделъ Зйшек, Хапед II Халед и др. Особое значение в политичосгай жизни Египта приобрел исламский фундаментализм, и прэкдэ всего -его охранительное, консервативное движение.

С вопросом о национализме и его связи с ислаиом т^сиейшм образом связан поставленный в диссертации вопрос об отношении египетской интеллектуальной элиты к проблею национальной сакобыт->гостя,- национального-насдадля п модернизации, гаэторая в последние годы тасэ зашшаэт одно из вакнейшх еэст в египетской обс^ст-гэнпой ьщсди.

3 попкткая паДтп рзшэпиэ актуальнш проблем обозначилась йзгхядн различных 'прэдетасЕтехей интеллигенции, которкэ г-оггао от-гести к ряду идейных тепяний, в том чпслэ: иыаиистсгайу з двух его ргзнонпдиостях - консервативной и шдерпизаторепой (сбгошяя-«зской), пЕавоналистическому, либеральному п сечуяяршкдг. В рзэ-глчнкэ тегоршгэстшэ периоды, в эгвисгаостп от новкратикг похйтв-сэскях усгавяй п пояшэюа а соцпаяьно-эконо'ячэсгой сузрэ, ода» нгмсодилпсь нз подтй.»», тогда как для других пгступзга колоса у^здиа.

*

ГЬлг.гскяэ щундпкзнталтты консервативного тола гкступгзт пз прогресс з "псгаиских", а не "западных™ ^оркзз, га гатагетэ государство п обсрство, основанное за предписания "чгзгго5*о пело-

ыа", хотят архаизировать действительность. Что касается исламских реформаторов-модернизаторов, обновленцев, то их идеал - современное общество по западным моделям, 'санкционированное Кораном и Сунной Пророка. Для них характерна быстрая смена позиций в зависимости от внешних обстоятельств. Иногда они выступают как либералы, иногда - как марксисты, иногда - как насеристы.

Пережигают кризис последователи арабского национализма, в особенности, после обретения политической независимости большинством арабских стран, когда выяснилось, что их концепции не способны предложить эффективных решений насущных экономических и социальных проблем, тем более что и внешняя политика независимых арабских' государств оказалась весьма сумбурной.

Б свете сказанного выше представляется, что настало время объединить творческие усилия интеллигенции во имя подлинного просвеа^ния народа и обновления общества, во имя преодоления трудностей и того отчаяния, которым охвачены умы и души людей.

В. заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.

История взаимоотношений интеллигенции с политическим режимом в Египте показывает неспособность обеих сторон наладить нормальные отношения между собой, что ведет к нарушению функционирования всей культурной сферы в современном Египте. В эпоху Г. А. Насера, когда страна обрела политическую независимость, демократия оказалась ликвидированной, а все проявления оппозиционной правящему режиму общественной мрели были составлены под запрет. Поражение Египта в войне 1987 г. со всей, ясностью обнажило кризис, существовавший в отношениях между властями и интеллигенцией, которая обладала способностью .выражать потребности египетского общества дав? тогда, когда она это общество критиковала

В семидесятые годы начался новый этап политического развития страны, выдвинувший иные, нежели раньше, лозунги: патриотизм, егилтизм, либерализм. Националистические течения панарабского толка, призывавшие к арабскому единству, вступили в полосу спада. Их место занял исламский фундаментализм, поддержанный властями, заинтересованными в противодействии с его помощью рационалистической и прогрессивной идеологии. Выступая против политики "открытых дверей" в сфере экономики и культуры, интеллигенция встала в оппозицию к режиму, за что часть ее представителей подверглась гонениям, была лишена возможности публиковать свои произведения, а часть была вынуждена эмигрировать. В этот период теоретический " и практический вклад интеллигенции в развитие египетской общественной мысли был весьма скромным, поскольку ее представители заранее знали, что лишены возмогаюсти создавать истинную национальную культуру.

Столкнувшись с -репрессиями и преследованиями со стороны властей, египетская интеллигенция оказалась в состоянии смятения '! идейного разброда. Нэиоторке представители интеллигенции, стре-•с7сь преодолеть это состояние, попыталась найти выход из него в обращен*® религии. Другие выступили с требованием реформировали сучзсэтз>язэг0 реяима. Третьи г® призвали к кардинальному его пзгякеппз. гьето графически представить эти сущзстзугкгт в среде г-гтазгсгхл хггеллэтенции па современной этапе тетсяял з вэдэ-тре-ттсэн::гз, ¡«гадая из сторон которого обозначает одно по слэдужзот т?':зн!1Г« рзфориистское, религиозное и оппозпцпсятоэ, зкступаггзо зз -зргппкьпкэ передни соцязлисгичэскях прялцхпзх. Ц&язиЯ

л

- гоуто.гагг"? представляет собой аса сашгЯ сбей сггсол, тогда кая соотнэг-япе *-йЯ5у его сторонами есть эелячпяа ".-дссголгшап, :сзкя-ст »тяпа к 9т;лу, яа юлзои я? етгогея то тччэвг»

становится доминирующим.

Проведенный в диссертации анализ позволяет сделать вывод о том, что интеллигенция испытывает двойственное чувство по отношению к Западу, который, с одной стороны, создал ее, а с другой -лишил национальных корней. Она стремится овладеть высшими достижениями мировой, прежде всего, западной цивилизации и утвердить свою национальную самобытность. Однако в стремлении к утверждению национальной самобытности, что неизбежно связано с апелляцией к национальным традиционным ценностям, современно мыслящая интеллигенция опасается возрождения традиционной архаики, религиозной нетерпимости, обскурантизма, если на волне национализма к власти в Египте придут экстремистские мусульманские силы.

Вместе с тем, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в последнее десятилетие, после того как египетское общество прошло в своем развитии два этапа, не приведших к желаемым .результатам, в условиях обострения экономических и социальных проблем и выдвижения оппозиционными партиями требований провести реформы, при действии законов, ограничивавших политические свободы и не дававших возможностей для самовыражения альтернативным социально-политическим силам, начался быстрый подъем религиозного течения, а некоторые представители интеллигенции стали склоняться к исламу, рассматривая его в качестве средства решения всех существующих проблем. Вновь, через сто лет, прошедших с начала эпохи просвещения и модернизации, на повестку дня встали те же проблемы, которые ставились ещэ в начале века: вопрос о светском или религиозном государстве, проблема национального "я" и вестерниза-ции общества, проблема традиционного наследия и модернизации и т. д.

В современной египетской общественной мысли отсутствуют четно

выраженные сильные идейные направления. Но в Египте есть представители интеллигенции, есть небольшие группы интеллектуалов-единомышленников, чьи взгляды свидетельствуют о том, что в обществе сохраняется обостренное внимание к традиционным для арабского мира XX столетия проблемам демократии и общественного развития на основе модернизации, национализма - в том числе и арабского национализма - и культурного наследия в условиях взаимодействия традиционного и современного начал во всех сферах национальной жизни, а также политической роли исламского фактора.