автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Анализ подходов к социологической интерпретации функционирования масс-медиа в обществе

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Чистяков, Денис Игоревич
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Анализ подходов к социологической интерпретации функционирования масс-медиа в обществе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Анализ подходов к социологической интерпретации функционирования масс-медиа в обществе"

На правах рукописи

чг

ЧИСТЯКОВ ДЕНИС ИГОРЕВИЧ

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСС-МЕДИА В ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Ш 2014

Москва-2014

005549404

Работа выполнена на кафедре социологии Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Научный руководитель: Тарасов К.А.

к.с.н., доктор культурологии

Официальные оппоненты: Голенкова З.Т.

д.ф.н., заместитель директора по науке Института социологии РАН РФ Жучков В.В.

к.с.н., Институт коммуникаций и медиабизнеса, Московский государственный университет печати им. И. Федорова, доцент

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»

Защита состоится «24» июня 2014 г. в 13:00 часов в ауд. 442 на заседании диссертационного совета Д 209.002.04 (социологические науки) на базе Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России и на сайте: www.mgimo.ru.

Автореферат разослан «15» мая 2014 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Носкова А.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена существенно изменившимся положением средств массовой информации в современном мире, вызванным технологическим прогрессом. Масс-медиа вступили в новый, цифровой, этап своего становления, что обуславливает постепенную медиатизацию социума. Медиатизированное общество, появившееся в расширяющейся реальности массовой коммуникации, становится предметом исследования социологов в продуцируемом многообразии концептуальных обоснований современного социума и теорий масс-медиа. Формируемые подходы и интерпретации функционирования масс-медиа оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на социум, вызывая научные дискурсы и волны общественных обсуждений. В связи с этим возникает необходимость социологического анализа теорий масс-медиа, предлагающих разнообразные исследовательские средства изучения массовой коммуникации.

Масс-медиа, к которым относятся все виды звуковых, печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, электронно-сетевых, также рассчитанных на значительную аудиторию, все более усиливают свое влияние на общество. Увеличивающиеся потоки информации воздействуют на людей с высочайшей скоростью и интенсивностью, при которых теряется целостность и рефлексивное восприятие поступающих сообщений.

Современные технологии, виртуализация жизнедеятельности людей, возрастающая роль зрелищной составляющей масс-медиа способствуют изменению характера социальных коммуникаций в целом, зачастую переводя их из разряда прежних реальных взаимодействий людей на уровень симулятивных, иллюзорно-символических, имитационных. Масс-медиа, таким образом, конструируют во многом искусственные модели и картины мира, транслируют их публике, оказывая тем самым влияние на поведение индивидов и сообществ людей.

Указанные факторы вызывают потребность в социологическом анализе как самих масс-медиа, так и теорий их социального функционирования.

3

Социологическая рефлексия теоретических подходов к интерпретациям воздействия масс-медиа на общество представляется необходимой в контексте изучения того методологического инструментария, посредством которого происходит выявление информационного влияния и, в конечном итоге, манипулирования общественным и индивидуальным сознанием.

Актуальность темы исследования повышается множественностью теоретических точек зрения по проблемам влияния масс-медиа на общество и личность, двойственности их статуса и функционирования в обществе, практики конструирования социальной реальности. В диссертации сопоставлены концепции российских и зарубежных социологов, рассматривающих масс-медиа в многообразии их взаимодействия с обществом.

Степень разработанности проблемы. В представленной диссертации предпринят социологический анализ теоретических исследований масс-медиа, а также методологических подходов к изучению их взаимосвязи с трансформирующимся обществом. Изученная автором литература охватывает основную проблематику диссертационной работы и представляет многообразные теоретические школы, концепции, формирующиеся методологические направления. Они могут быть обобщены соответственно рассматриваемым проблемам.

В плане изменения социального бытия и мироощущения человека, включенного в соответствующее коммуникативно-информационное пространство, сравнительному социологическому анализу общества позднего модерна и постмодерна подвергнуты работы представителей зарубежной социологии 3. Баумана, Э. Гидденса, К. Леккарди, Ю. Хабермаса, Дж. Хилла1.

Рефлексия основных принципов функционирования постсовременного общества в его преемственности и разрывах с предшествующим поздним модерном представлена в трудах отечественных авторов: П.К. Гречко, Н.Б.

1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.; Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект, 1980 // www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Article/Hab Modern.php: Hill, J. Film and Postmodernism // The Oxford Guide to Film Studies. Edited by John Hill and Pamela Gibson. London, Oxford University Press, 1998.

Кирилловой, С.А. Кравченко, Н.Б. Маньковской2. Социологический дискурс постмодерна отмечен многообразием и оригинальностью теоретических подходов отечественных исследователей: это - теория «спонтанной □ трансформации» Т.И. Заславской, концепция «играизации общества» как нового типа постмодернистской рациональности С.А. Кравченко, «социология мифотворчества» Г.В. Осипова, теория «парадоксального человека и кентавризма» Ж.Т. Тощенко, концепция «гло-локал-анклавизации» В.А. Ядова3.

Анализ происходящих кардинальных изменений в социокультурной, экономической и политической сферах общества с позиций постмодернизации содержится в социальных теориях Г. Дебора, Ф. Джеймсона, М. Кастельса, Н. Лумана, Дж. Ритцера, А. Турена, Дж. Урри. В их работах прослеживается влияние постмодернизационных процессов на деятельность масс-медиа и на коммуникационное пространство в целом4.

В контексте анализа масс-медиа и как объекта постмодернизации, и как субъекта процесса массовой коммуникации, а также определения признаков «информационного» общества и осмысления изменившейся роли информации и знаний, прежде всего отметим работы Д. Белла, Р. Дебрэ, С. Жижека, А. Конт-Спонвиля, М. Маклюэна, Е. Масуда, А. Тоффлера, Л. Ферри, Н. Хомского, П. Штомпки5.

2 Гречко П.К. Социальная теория современности. М.: РУДН, 2008; Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к

постмодерну. М.: Академический проект, 2006; Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов: монография. М.: Моск. Гос. Ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, кафедра социологии, 2010; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009. Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2006; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2001; Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема. М.: Новый хронограф, 2011.

4 Castells, М. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2011; Он же. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Cambridge: Polity, 2012; Debord, G. Society of the Spectacle. Detroit: Black & Red, 2000; Jameson, F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1990; Urry, J. Global Complexity. Cambridge: Polity, 2003; Луман H. Реальность массмедиа. M.: Праксис, 2005; Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

5 Chomsky, N. Manufacturing Consent. New York: Random House, 2011; Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. М.: Журнал «Свободная мысль», 2007; Дебрэ Р. Введение в медиологию. M.: Праксис, 2009; Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012; Конт-Спонвилъ А., Ферри Л. Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени. М.: РУДН, 2009.; Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2004.; Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007.

В российской социологии указанное направление стало интенсивно развиваться с начала 1990-х гг.. Работы российских ученых М.Е. Аникиной, Д.В. Иванова, С.Г. Кара-Мурзы, В.А. Кутырева, Л.В. Матвеевой, М.М. Назарова И. Панарина, Т.Е. Савицкой 6 позволили выделить теоретические основания феномена «масс-медиа» как органической части информационного общества, в своей сущности технократического.

Особенности взаимодействия масс-медиа и общества от первых «традиционных» форм массовой коммуникации до новых, цифровых, рассматривают в своих работах российские социологи О.Н. Астафьева, Б.А. Грушин, Н.Г. Осипова, А.И. Черных, О.В. Шлыкова, Е.И. Юрченко7. В трудах западных ученых Г. Блумера, Ж. Бодрийяра, Л. Брэмсона, Л. Гроссберга, Д. Маккуэйла, Р. Ноймана, Ж. Рансьера, К. Сколари, С. Холла, М. Яновитца8 выводятся сущностные основания массовой коммуникации, характеристики масс-медиа как коммуникатора, транслирующего информацию аудитории, сформулирована модель трансформаций масс-медиа как социального института в новых условиях постмодерна.

В теоретических исследованиях масс-медиа проблемы воздействия их сообщений на индивидуальное сознание и общество рассматриваются как актуальные и важнейшие. История социологического осмысления воздействия длительна и обширна, однако, в рамках двух главных методологических парадигм данной области - социально-когнитивного анализа и теории активной аудитории - выделяются определенные векторы исследований. В рамках социально-

6 Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: Петербургское востоковедение. 2000; Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Нижний Новгород, 2006; Он же. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Апетейя. 2009; Матвеева Л.В. Культура и СМИ: размышления о феномене «разорванной коммуникации» // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2007, № 1.

Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. М.: Прогресс-Традиция, 2001, 2003, 2006; Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология, 2010, № 1; Черных А.И. Медиа и ритуалы. М., СПб.: Университетская книга, 2013.

8 BaudriUard, J. Simulacra and Simulation. Sheila Faria Glaser (Translator). University of Michigan Press, 1995; Он же. The Agony of Power. Los Angeles: Semiotext(e) / Intervention Series, 2010; Blumer, H. The Mass, the Public, and Public Opinion in A.M. Lee (ed.) New Outlines of the Principles of Sociology. New York: Barnes and Noble, 1939; Bramson, L. The Political Context of Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1961; Hall, S. Culture, the Media and the Ideological Effect // Mass Communication and Society. London: Arnold, 1977; McQuail, D. McQuail's Mass Communication Theory. (6th edition). New York: Sage Publications Ltd., 2011; Ranciere, J. The Emancipated Spectator. New York: Verso, 2011; Он же. The Future of the Image. New York: Verso, 2009.

когнитивного анализа наиболее значимы работы по теории эффекта прайминга (Дж. Алиот, А. Бандура, JI. Берковиц, Б. Бушман, Т. Лэнгли); эффекту культивации (Дж. Гербнер, Л. Гросс, М. Морган, Р. Хокинс); теории распространения инноваций (К. Висслер, Э. Роджерс, Г. Тард)9. В плане изучения направления активной аудитории наиболее известны разработки по концепции использования и удовлетворения (Г. Лассуэлл, М. Миллер, П. Палмгрин, Дж. Рейберн)10. У. Липпманн развил теорию установления приоритетности новостей, наилучшим образом отражающую положение о том, что масс-медиа создает собственную, медийную, картину мира11. В сфере изучения медиавоздействия следует назвать фундаментальный труд американских ученых Дж. Брайанта и С. Томпсона «Основы воздействия СМИ»12.

В современных исследованиях масс-медийного конструирования социальной реальности раскрывается процесс создания мифологем в транслируемой картине мира. Имеются ввиду работы Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, Н. Лумана, Э. Эпштейна, Н.Б. Кирилловой, О.В. Краснояровой, Н.Л. Ледюковой, И.Ф. Понизовкиной, П.Э. Шульцмана 13. В трудах этих ученых раскрывается специфика создания симуляционных образов и мифов, постоянно воспроизводимых и циркулирующих в информационных потоках.

Несмотря на то, что отдельные проблемы диссертации широко представлены в научных работах отечественных и зарубежных авторов, все же изучение объектно-субъектной коммуникации, взаимовлияния социума и масс-медиа в условиях электронной сетевизации общественной жизни и массовой коммуникации требуют глубокого социологического анализа. Необходимы новые исследования процессов масс-медийного конструирования реальности,

9 Bandura, A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1986; Tarde, G. Gabriel Tarde on Communication and Social Influence: Selected Papers. Chicago: University of Chicago Press, 2010.

10 Lasswell, D. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven: Yale University Press, 1950.

Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004.

13 Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility, and Other Writings on Media. Cambridge, London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2008; Epstein, E.J. News from Nowhere: Television and news, New York: Random House, 1973; Барт P. Мифологии. M.: Академический проект, 2010; Понизовкина И.Ф. Social myth and modernity // ХХП1 World Congress of Philosophy. Philosophy as Inquiry and Way of Life Athens 2014; Она же. Иллюзорное сознание и общество. М: Изд-во МИРБИС, 2012; Шулы^ман 17 Э Проблема зрелища в контексте экранной культуры // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2011, № 1;

7

трансмиссионного и ритуализированного воздействия сообщений на человека и общество. Принципиально важна в этом плане теоретическая рефлексия социокультурных и антропологических последствий этого воздействия.

Объект исследования: Социологическая теория массовой коммуникации. Предмет исследования: Становление социологических концепций традиционных масс-медиа и новых, цифровых в их взаимодействии с обществом. Цель и задачи диссертационной работы:

Цель исследования: на основе социологической рефлексии теоретико-методологических подходов и концептуальных интерпретаций масс-медиа сформулировать основы взаимодействия масс-медиа с обществом в движении последнего от позднего (рефлексивного) модерна к постмодерну. Указанная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Обозначить теоретико-методологические принципы социологической рефлексии общества в трансформациях его движения от эпохи позднего модерна к постмодерну;

2. Рассмотреть социологические теории информационного общества, процессы преобразования статуса знания-информации и меняющейся роли его трансляции посредством масс-медиа, показать специфику субъектно-объектных коммуникаций;

3. Провести сравнительный анализ концепций социально-антропологического эффекта влияния масс-медиа на реципиента, приобщенного к новым информационно-коммуникационным технологиям;

4. Выделить концептуализированные особенности взаимодействия масс-медиа и общества на этапах доминирования в массовой коммуникации печатных, звуковых, визуальных, электронно-вещательных и электронно-сетевых средств;

5. Показать методологические основания теорий масс-медиа в их обусловленности виртуализацией социальных отношений и практикой формирования образно-символической медийной реальности;

6. Рассмотреть социально-когнитивную теорию и теорию активной аудитории воздействия масс-медиа на предмет выявления скрытых приемов конструирования социальной реальности в сознании аудитории. Основная гипотеза исследования: Средства массовой коммуникации, находясь во взаимодействии со все более медиатизирующимся обществом обретают новые институциональные черты, углубляющие их воздействие на индивидуальное и массовое сознание. Развивающиеся информационные технологии, приемы социального конструирования, применяемая логика виртуализации мира, совершенствуемые модели трансмиссии способствуют созданию искаженной картины социального мира и существования индивида в нем.

Указанные факторы потенциально ведут к медиатизации общества, распространению глубокой зависимости реципиента от сфабрикованных эмоций, представлений и образцов социального поведения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

1. Обозначены теоретико-методологические принципы и основные концепты социологической рефлексии общества в обусловленности последнего переходом от эпохи позднего (рефлексивного) модерна к постмодерну;

2. На основе теорий информационного и информационального обществ нами рассмотрен процесс изменения статуса знания-информации и способов его трансляции, в том числе, посредством масс-медиа, показана специфическая тождественность субъектно-объектных коммуникационных отношений;

3. Предложен социологический анализ концепций социально-антропологического влияния средств массовой коммуникации на человека в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий;

4. Выделены ключевые особенности взаимодействия масс-медиа и общества с точки зрения различных типологий средств массовой информации - от первых, традиционных, до электронно-цифровых;

5. Выявлены основные подходы к изучению масс-медиа и показаны методологические основания теорий масс-медиа Р. Барта и Ж. Бодрийяра в

их обусловленности виртуализацией социальных отношений и практикой формирования образно-символической медийной реальности;

6. В ракурсе социально-когнитивной теории и теории активной аудитории воздействия масс-медиа на общество и целевую аудиторию нами показаны приемы и средства конструирования социальной реальности в сообщениях различных средств массовой коммуникации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составляют социологический контент-анализ, конкретно-исторический, сравнительно-исторический, феноменологический, герменевтический, синергетический методы, постмодернистский способ деконструкции изучаемого объекта.

Автор использует принцип парадигмального синтеза теоретических достижений классической социологии и социологии постмодерна. Особенно значимыми представляются методологические средства и теоретические положения отечественных и зарубежных социологов по проблемам информационного и технократичного общества, влияния масс-медиа на социальные взаимосвязи и личностное сознание, формирования в современном обществе особой, виртуальной, реальности и новых моделей передачи информационного знания. В целях проведения сравнительного анализа теоретических интерпретаций современного коммуникационного пространства использовались труды классиков зарубежной социологической мысли и современных социологов, философов, культурологов. В исследовании социально-антропологической составляющей медиатизированного общества диссертант исходил из теоретических подходов отечественных ученых: Г.В. Осипова (социология мифотворчества), С.А. Кравченко (играизация общества), П.К. Гречко (нарративно-конструктивистский анализ), Т.М. Дридзе (семиосоциопсихологическая социальная коммуникация), А.И. Черных (моделирование медийных ритуалов).

Информационную базу диссертации составили научные работы (монографии, статьи, материалы круглых столов и дискуссий) по проблемам

воздействия масс-медиа, возможностям манипулирования массовых сознанием, теоретические исследования по истории становления СМК и общества информационного типа. В диссертации использованы результаты эмпирических исследований отечественных и западных социологов, а также данные социологических опросов Левада-Центра последних лет, рассмотренные в рамках сравнительного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Взаимодействие масс-медиа и общества обусловлено трансформационным движением последнего от позднего (рефлексивного) модерна к постмодерну, сложноорганизованному, но лишенному прежних институциализированных структур, в том числе, в сфере массовой коммуникации. Теоретизирование постмодерна значительно отличается от аналитических форм позднего модерна и имеет черты новой социокультурной структуры, направленной на выражение усложняющейся динамики «ускользающего» (Э. Гидденс), «индивидуализированного» (3. Бауман), «рефлексивного» (У. Бек) социума. В социологическом осмыслении общества с этих позиций учитывается радикально изменившийся мир, отсутствие единообразного типа мышления, констатируется многообразие мира и аналитических средств в его исследованиях. Теоретико-методологические средства описания общества также становятся все более «текучими», разнообразными, краткосрочными, учитывающими плюрализм как реальных, так и виртуальных характеристик социума.

2. Общество информационного типа возникает, в том числе, в результате изменившегося взаимодействия средств массовой коммуникации и социальных общностей. Информация в таком обществе выступает в качестве особого, видоизмененного, знания, сконструированного средствами массовых коммуникаций. В теориях информационного общества транслируемое знание оказывается искусственным феноменом, весьма искаженно репрезентирующим общественную жизнь. Циркулирование подобного знания-информации мыслится как основа своеобразной модели коммуникаций, в которой формируется

самотождественность всех участвующих сторон - авторов сообщений, их распространителей, больших групп реципиентов. Концептуально снимаются различия между субъектом (коммуникаторами) и объектом (аудитория) по критериям производства и потребления информации. В этом единстве коммуникационного пространства знание отчуждено как от своих производителей, так и от пользователей.

3. Определяющим фактором для исследовательских подходов к рассмотрению человека в медиатизированном социуме выступает новый вид коммуникаций и присущие им субъектно-объектные отношения. Коммуникации постмодерна не носят характера привычных социальных взаимодействий по поводу целесообразной деятельности. Характер новых коммуникаций во многом симулятивен, поскольку реальное межличностное отношение заменяется общением индивида и технического устройства, человека и экрана. Индивид одновременно «интерактивен» и «интерпассивен», поскольку средства массовых коммуникаций обладают такими функциями, которые позволяют замещать перцепцию информации реципиентом.

4. Исследования взаимосвязи масс-медиа и общества видоизменяются и концептуализируются в соответствии с расширяющейся медиатизацией социума и переходом СМК от печатных и аудио-визуальных к электронно-вещательным и электронно-сетевым. Масс-медиа постсовременности уместно рассматривать как устойчивый социальный институт, выполняющий в обществе не только информационно-транслирующие функции, но и обладающий властными, экономическими и политическими возможностями, нацеленностью на формирование общественного сознания. Это означает, что массовая коммуникация, с которой начинались ранние медиа, не становится эпифеноменом в постмодерне, но ее цифровые средства охватывают общество в значительном масштабе.

5. Теории масс-медиа являются продолжением социологической рефлексии преобразовывающихся обществ с процессами углубляющейся виртуализации социальных взаимодействий и замены реалий объективного мира их

символическими формами. Рассмотренные теории масс-медиа отражают практику искусственного создания иллюзорного медийного пространства, которое постоянно воспроизводится СМК и превращается в «гиперреальность» (Ж. Бодрийяр), мифологическую дискурсивно-коммуникационную реальность (Р. Барт), «вторую реальность» (Н. Луман). Анализ показал, что формирование средствами массовой коммуникации нереалистичных образов, знаков и сообщений по сути означает конструирование социальной реальности, выраженной в инсценированных, часто мифологизированных смысловых концептах и картинах мира.

6. Процессы воздействия и последствия влияния масс-медиа на индивида и общество рассматриваются в рамках двух крупных системных направлений в социологии - социально-когнитивной теории и теории активной аудитории. Проведенный социологический анализ этих теорий позволил установить, что медиасредства с наступлением цифровой эпохи создают искусственно-сконструированные модели мира, которые воспринимаются реципиентами в качестве объективной реальности, соответствующей уже сложившейся у потребителя информации картине мира. Системно применяемые методы экранных средств массовых коммуникаций позволяют моделировать процесс восприятия человеком окружающего мира. Поэтому картина мира в представлениях индивида оказывается аналогичной картине мира, создаваемой, например, телевидением. С этой позиции масс-медиа имеют целостно-самодостаточный и аутопойетический характер, обладают широкими возможностями оказывать влияние на индивидов при формировании всех форм идентичностей от личностной, этнокультурной до общегражданской.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты и выводы диссертации позволяют представить взаимодействие масс-медиа и общества в целостном системном единстве, обуславливающим их постсовременные трансформации. Проведенное исследование способствует выработке новых концептуальных положений для рассмотрения характера изменившегося социума в эпоху постмодерна, деятельности индивида в нем и

формирования многообразных социокультурных идентификаций последнего. Предлагаемый в диссертации синергетический подход дает возможность глубже проникнуть в специфику и своеобразие влияния масс-медиа на индивидов и социальные общности. Диссертационная работа способствует углублению знания об истории и теории массовой коммуникации, о путях ее воздействия и возможностях обратного влияния человека на масс-медиа. Работа также расширяет видение социальных и информационных оснований нового, экранного, типа культуры.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных дисциплин по истории и теории социологии, социологии массовых коммуникаций, рекламе и связям с общественностью.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в 15 публикациях автора, включая шесть статей в журналах, рецензируемых ВАК. Автор выступал с промежуточными результатами исследования на научно-практических конференциях в России и за рубежом. Отдельные положения диссертации были освещены на Всероссийской научной конференции «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире» (Волгоград, 2008 г.), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму» (Махачкала, 2008 г.), на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009 г.), на Международной научно-практической конференции «Культура как основной потенциал формирования позитивного имиджа Кавказа» (Пятигорск, 2012 г.), на Международной научно-практической конференции «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы, перспективы» (Москва, 2010 г.), на IV Международной научной конференции Католического университета Португалии «Irony: framing (post)modernity» (Лиссабон, 23-24 января, 2014 г.).

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии МГИМО (У) МИД России 9 апреля 2014 г.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы. Общий объем диссертации - 171 страница. В списке использованной литературы - 167 наименований.

И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, дана характеристика степени ее разработанности, определены объект и предмет исследования, цели и задачи диссертации, пункты научной новизны и положения, выносимые на защиту. Также сформулированы методологические основания диссертации и ее практическая значимость, представлена апробация работы.

В Главе I «Медиатизированное общество в социологическом теоретизировании» анализируются социологические теории постсовременного общества как информационного, так и медиатизированного. Показана характерная его особенность: субъектно-объектные коммуникации между производителями и потребителями информационных продуктов. Проанализированы основные концепции и модели медиавоздействия.

В первом параграфе - «Поздний модерн и постмодерн: социологическая рефлексия основных принципов социальной жизни» на основе сравнительного анализа концептуальных обоснований обществ позднего модерна и постмодерна выделяются как сущностные черты социального бытия постсовременности, так и аналитико-методологические средства, позволяющие описывать его с радикально новых теоретических позиций.

К основным принципам социальной жизни постсовременного общества относятся: разорванность, атомизированность и фрагментарность мира, влекущая за собой разрывы в мышлении и познании; рассеивание, размывание, «исчезновение» (Ж. Бодрийяр) социального, которое преобразуется в новые, ранее не существовавшие формы. Социальные изменения ныне приобретают неупорядоченный, хаотичный, ризомный характер. Общественное, как и личное бытие, подвергаются углубляющейся индивидуализации, что влечет

необходимость большего, чем в позднем модерне, личностного самоопределения, идентификации среди многообразных коннотаций коммуникативной жизни общества.

В исследуемых работах 3. Баумана, Э. Гидценса, М. Кастельса, Ж. Бодрийяра и др. подчеркивается, что общество индустриального модерна было оформлено мощной структурой социальных и государственных институтов. Разрыв привычных социальных взаимодействий и устоявшихся традиций вызывает деинституциализацию общества в постмодерне: мир приобретает черты «ускользающего» (Э. Гидденс). Общество существует как результат многовариантных, преднамеренных и непреднамеренных, действий людей, превращаясь в «общество риска» (У. Бек).

Информационные основания находятся в центре трансформирующегося социума, где определяющими становятся масс-медиа. Их организация имеет новую структуру и по-новому стратифицирована, что обеспечивает динамичную циркуляцию сообщений. Масс-медиа значительно влияют на виртуализацию объективной реальности, в целом превращаясь в главное средство постижения мира, а иногда даже и замещая саму реальность. В информационном поле описываемого общества новое значение и прагматическую значимость приобретают лингвистические паттерны и «гибкие сети языковых игр» (Ж.-Ф. Лиотар), т.е. особые языковые модели, посредством которых социум получает свою легитимацию.

Проведенный в диссертации анализ позволяет обозначить следующие особенности теоретико-методологического осмысления общества и масс-медиа. Оно носит черты нового мышления, новой социокультурной структуры, направленной на своевременную рефлексию нелинейного развития общества. Социологический дискурс, отражая многополярный и изменчивый социум, отличается широкой представленностью исследовательских подходов, теоретических интерпретаций сложного социума, который постоянно изменяется и легко «ускользает» от авторской оценки. С этой точки зрения теоретико-

методологические средства интерпретации постсовременного общества также становятся все более «текучими» и кратковременными.

Во втором параграфе «Анализ субъектно-объектных медиакоммуникаций в теориях информационного общества» проводится социологическая рефлексия теоретических подходов к рассмотрению информационного общества. Автор выводит ряд характерных признаков информационного социума.

Подчеркивается, что информационное общество возникает прежде всего из потребностей взаимодействия средств массовой коммуникации и многообразных типов больших социальных групп. Информационное общество носит «сетевой» (М. Кастельс) характер и основано на производстве и распространении информации посредством компьютерных технологий и цифровых коммуникаций. Рефлексия характеристик информационного общества содержится в работах М. Кастельса, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, учениях Ж. Бодрийяра, Ж. Дерриды, С. Жижека, Ж.-Ф. Лиотара и др. В них рассматривается влияние масс-медиа на общество информационного типа и трансформации самих медиа как основного коммуникатора современной эпохи. Важнейшая проблема, которая оказалась в центре внимания теоретиков информационного общества, - это статус и функционирование знания, его роль в социуме и обусловленность медийными коммуникациями. Теоретический смысл феномена «информационное общество» поэтому содержательно включает определение понятий знания, научного знания, информации. Информация в ее концептуальных обоснованиях выступает в качестве особого, видоизмененного знания, во многом сформированного масс-медийными средствами.

В диссертации прослеживается намечающаяся тенденция масс-медиа: несмотря на то, что СМК возникли изначально с целью воздействия на массы, тем не менее в информационном обществе они подвержены обратному процессу демассификации. Масс-медийные структуры тесно взаимосвязаны между собой. Информация представлена плотным потоком и постоянной его циркуляцией.

В третьем параграфе «Социально-антропологические концепты масс-медийного пространства» раскрываются социальные и индивидуальные проблемы, возникающие в связи с включенностью человека в коммуникационное поле современности.

Подчеркивается, что социальные взаимосвязи постсовременности больше не имеют характер прежних реальных взаимодействий по поводу целесообразной деятельности людей. Человек постмодерна живет в знаково-символической среде, в мире образов, подобий, иллюзорных имитаций. С помощью информационных технологий симуляционный мир легко превращается в виртуальный, где границы между реальной жизнью и ее технической симуляцией размыты и неочевидны. Окружающий мир приобретает характеристики «как бы» реального: в нем человеку очень сложно найти себя, обосновать свою идентичность и выработать собственную систему поведения и жизнедеятельности.

Общество расслаивается на массовые сообщества потребителей информации - телезрителей, избирателей, радиослушателей, Интернет-аудитории. Свобода и субстанциональность человека в осмысливающих его теориях отходят на второй план и во многом зависят от нового типа массовой коммуникации. Индивид оказывается медиазависимым, нерасторжимо связанным с медиакоммуникациями и медиапродуктами. Человек в таком мире одновременно «интерактивен» и «интерпассивен» (С. Жижек)14, поскольку средства массовых коммуникаций обладают такими функциями, которые позволяют моделировать даже восприятие информации вместо реципиента и создают своеобразную модель мира, в соответствии с которой человек и формирует свой образ жизни.

Глава II «Социологическая интерпретация масс-медийной практики» посвящена рассмотрению теоретической рефлексии масс-медиа в их становлении и взаимодействии с обществом.

В первом параграфе «Становление исследований взаимодействия масс-медиа и общества от ранних печатных до новых цифровых» показаны

14 Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012.

18

социологические концепции, исследующие взаимосвязь масс-медиа и общества в процессе трансформаций самих средств массовых коммуникаций от «традиционных» печатных (начало XX в.), до технологически новых, цифровых масс-медиа (рубеж XXI в.). Также анализируются основные понятия и категории, ключевые для раскрытия темы диссертации. В данном параграфе рассматриваются работы Г. Блумера, Л. Брэмсона, Р. Дебрэ, К. Сколари, С. Холла, М. Яновитца, Н.Б. Кирилловой, Н.Г. Осиповой, Е.И. Юрченко и др.

Рассмотрение процесса взаимодействия масс-медиа и общества целесообразно в рамках методологии историко-социологического анализа, который позволяет учитывать изменения, которые происходят в социуме, в структуре масс-медиа и в теоретическом обосновании их социального функционирования.

Социальные взаимосвязи современного общества определяются специфическими коммуникациями, культурно-информационным воздействием, нарастающим процессом «медиатизации» (П. Вирильо), являющимися следствием развития масс-медийных средств и приобретения ими доминирующего влияния в обществе. В зависимости от исторического периода, формируется модель массовой коммуникации, соответствующая содержанию передаваемых сообщений и конструируемой картине мира. Типологические черты складывавшейся еще со времени первых масс-медиа модели коммуникаций между коммуникаторами и обществом глубоко и последовательно определил британско-голландский ученый Д. Маккуэйл. Эта модель основывается на объективных характеристиках развития масс-медиа, которые, в свою очередь, испытывают на себе воздействие трансформаций общества в его движении от позднего модерна к постмодерну. Д. Маккуэйл, выделяя важнейшие компоненты модели коммуникаций, отмечает, что становление средств массовой информации происходит в плоскости усложнения технологий и расширения центрально-периферической системы распространения содержания сообщений. Взаимоотношения коммуникаторов и реципиентов носят характер

неперсонализированной и ассиметричной связи поляризованных и изолированных друг от друга анонимных индивидов15.

Отметим, что в основе взаимодействия масс-медиа и потребителей информации с момента возникновения первых медийных структур находится массовая коммуникация, основной и наиболее значимой характеристикой которой является ее одновременная направленность на многих (опе-(о-тапу).

Масс-медиа сегодня во многом контролируют деятельность человека, создают формы и модели его поведения. Один из устойчивых образцов поведения, сформированный под воздействием масс-медиа - кумулятивная рецепция разнообразных сообщений и ожидание новой рецепции. Поток сообщений избавляет человека от «пустоты экрана» (Ж. Бодрийяр), но и виртуализирует контакт индивида с реальным миром.

Во втором параграфе «Социологический статус теорий Р. Барта и Ж. Бодрийяра масс-медийной практики формирования символического пространства» рассматриваются наиболее оригинальные теории и перспективные направления социологии, которые анализируют деятельность масс-медиа в формировании специфической медийной реальности, имеющей образно-символический, иллюзорный, симулятивный и даже мифологический характер. В указанном ракурсе представлены концепции постмодернизма, поструктурализма и семиологии, а также социологические осмысления масс-медиа 3. Баумана, Ж. Деррида.

Подчеркивается, что коммуникационные процессы основаны на медийном конструировании нереалистичных образов действительности, возникающих соответственно углубляющейся виртуализации общества и затем реализующихся в транслируемых картинах мира. Виртуализация представляет собой социальный процесс (не технологический).

Для раскрытия основы медийного конструирования мира важное значение имеет концепция гиперреальности Ж. Бодрийяра, утверждающая, что никакой

" McQuail, D. McQuail's Mass Communication Theory. (6" edition). New York: Sage Publications Ltd., 2011.

естественной (т.е. подлинной) реальности больше не существует. Бытие человека протекает в мире нереальном (гиперреальном), мире копий и под делок, в котором социокультурные факты утрачивают связь с объективным миром и становятся автономными симулякрами. Гиперреальность, согласно Ж. Бодрийяру, есть медиатическое пространство, т.е. создаваемое и постоянно воспроизводимое масс-медиа.

В параграфе отмечается, что информационное знание также имеет знаково-смысловую сущность, сопряженную с медийными мифами, завуалированными в форму истинного и объективного знания о реальности. Мифология, как дискурсивная форма и способ передачи сообщений, концептуально представлена в направлениях постструктурализма и семиологии, в частности, в работах Р. Барта. Согласно теории Р. Барта, все медиа мифологичны, а медийные мифы носят характер семиотических феноменов повседневной культуры. В коммуникационном пространстве современности информация проявляет себя в бесконечном многообразии интерпретаций и декодировании текстовых сообщений индивидами.

В параграфе третьем «Социально-когнитивная теория и теория активной аудитории в контексте медийного конструирования социальной реальности» рассматриваются два крупных социологических направления в рамках самостоятельной области научных исследований воздействия медиа на аудиторию: социально-когнитивная теория и теория активной аудитории, а также практика масс-медиа в конструировании образов реального мира.

Формирующиеся в ареале этих парадигм концепции воздействия масс-медиа учитывают не только специфику самих масс-медиа и их технологических возможностей, но и социокультурные факторы окружающей среды, когнитивные характеристики личности, индивидуальные поведенческие императивы человека, особенности целевого воздействия на аудиторию, сущностные характеристики социальных групп как потенциальной аудитории воздействия средств массовой коммуникации. Основателем социально-когнитивной теории считается А. Бандура, стоявший у истоков когнитивного анализа медиавоздействия. Учеными,

внесшими вклад в разработку этой теории, являются Дж. Алиото, Л. Берковиц, Б. Бушман, Р. Джин, Т. Лэнгли, Р. Фельсон. Концептуально поддерживают теорию активной аудитории Г. Лассуэлл, М. Миллер, П. Палмгрин, Дж. Рейберн, С. Рис.

Современные цифровые масс-медиа представляют собой аутопойетическую систему и широко используют в процессе подготовки и передачи информации зрелищные, аудиовизуальные средства, факторы ритуального (а не только трансмиссионного, передающего) воздействия. Ритуализированные средства со специфическими моделями вещания в наибольшей степени способствуют восприятию медийных картин мира в качестве реальных.

Как трансмиссионная, так и ритуальная модель коммуникаций, несмотря на кажущуюся интерактивность во взаимоотношениях цифровых масс-медиа и общества, однонаправленны, односторонни. Автор подчеркивает актуальную в данном контексте идею Ж. Рансьера о том, что главное в коммуникациях медиа и человека - возможность личностной расшифровки, осмысления и упорядочивания медиапосланий и медиаобразов16.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в современном нам мире масс-медиа конструируют социальную реальность, структурируют культурное и политическое пространство общества.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих

публикациях автора: Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и

образования РФ

1. Чистяков Д.И. Социальное измерение масс-медийного пространства в эпоху постмодерна // Вестник Волгоградского государственного

16 См.: Ranciere, J. The Emancipated Spectator. New York: Verso. 2011.

22

университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. № 3 (18). С. 155-159. 0,6 пл.

2. Чистяков Д.И. Информационное общество и масс-медиа в коммуникативном пространстве постсовременности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Философия. 2013. № 2. С.173-180. 0,7 пл.

3. Чистяков Д.И. Виртуализация общества и теория гиперреальности Ж. Бодрийяра в коммуникационном пространстве // Философия права. 2014. № 1 (62). С. 120-122. 1 пл.

4. Чистяков Д.И. Медийное мифотворчество и значимость дешифровки информационных сообщений // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. http://hses-online.ru/2013/05/22_00_01/31 .pdf

5. Чистяков Д.И. Динамика взаимодействия масс-медиа и общества в коммуникативном пространстве // Вестник МГИМО. 2013. № 6 (33). С. 234240.

6. Чистяков Д.И. Модерн и постмодерн: динамика форм социологического теоретизирования // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. http://hses-online.ru/2014/01/23.pdf

Другие публикации:

7. Чистяков Д.И. Интернет как современное средство выражения политического и общественного мнения // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире. Сборник статей Всероссийской научной конференции. Волгоград: Из-во ВАГС. 2008. 0,8 пл.

8. Чистяков Д.И. Актуальные проблемы социологии нации и исследований национализма // Актуальные проблемы философии социально-гуманитарных наук. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Из-во ЮФУ. 2008. 0,4 пл.

9. Чистяков Д.И. Социально-политическая идентификация национализма и проблемы нациестроительства // Человек, общество, история:

методологические инновации и региональный контекст. Материалы работы секций Всероссийской научной конференции памяти С.Э. Крапивенского. Волгоград, 16-17 апреля 2008 г. 1 п.л.

Ю.Чистяков Д.И. Этнический национализм и проблемы нациестроительства в контексте предотвращения экстремизма // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 20-21 ноября 2008. 1 п.л.

П.Чистяков Д.И. Понимание творчества в русской философии конца XIX -нач. XX в. // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск, 25-29 августа, 2009. 0,1 пл.

П.Чистяков Д.И. Масс-медиа как объект и субъект постмодернизма (в контексте социальной деятельности человека) // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы, перспективы». М.: МГИИТ. 2010. Выпуск 4, часть 2.0,7 п.л.

И.Чистяков Д.И. Творчество человека как высшая гуманистическая ценность // Гуманизм и философские ценности. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». 2011.0,6 п.л.

14.Чистяков Д.И. Масс-медийное конструирование образов мигрантов: мифологемы социокультурной идентификации выходцев с Кавказа // Культура как основной потенциал формирования позитивного имиджа Кавказа. Материалы Международной научно-практической конференции. Пятигорск, 2012. 0,7 п.л.

1 З.Чистяков Д.И. Медийно-коммуникационные основания современного общества // Вестник МГИИТ. 2013. № 2. 0,5 п.л.

\6.Chistyakov D.I. Irony, absurdity and postmodernism as the pillars of the modern Russian politics // Irony framing (post)modernity. 4th Graduate Conference in Culture Studies Abstracts. Catholic University of Portugal. Lisbon. January, 2014 r. 0,1 п.л.

Тираж 100 экз. Заказ № 353

Издательство «МГИМО-Университет» 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии и множительной техники МГИМО(У) МИД РФ 119454, Москва, пр. Вернадского, 76

 

Текст диссертации на тему "Анализ подходов к социологической интерпретации функционирования масс-медиа в обществе"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

На правах рукописи

0' / и 1 Л

_ »»¿.и I з5о! У

ЧИСТЯКОВ ДЕНИС ИГОРЕВИЧ

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАСС-МЕДИА В ОБЩЕСТВЕ

Специальность 22.00.01 «Теория, методология и история социологии»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: к.с.н., доктор культурологии Тарасов К.А.

Москва - 2014

в

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................... 3

ГЛАВА I. МЕДИАТИЗИРОВАННОЕ ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИИ

§1 Поздний модерн h постмодерн: социологическая рефлексия основных

принципов социальной жизни..................................................... 16

§2 Анализ субъектно-объектных медиакоммуникаций в теориях информационного общества............................................................... 42

§3 Социально-антропологические концепты масс-медийного пространства .................................................................................... 66

ГЛАВА II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МАСС-

МЕДИЙНОЙ ПРАКТИКИ

§1 Становление исследований взаимодействия масс-медиа и общества от

ранних печатных до новых цифровых.......................................... 84

§2 Социологический статус теорий Р. Барта и Ж. Бодрийяра масс-медийной

практики формирования символического пространства........................ 108

§3 Социально-когнитивная теория и теория активной аудитории в кон-

128

тексте медииного конструирования социальной реальности............

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................... 158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................ 161

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования связана с существенно изменившимся положением средств массовой информации в современном мире, вызванным технологическим прогрессом. Масс-медиа вступили в новый, цифровой, этап своего становления, что обуславливает, в свою очередь, постепенную медиатизацию социума. Медиатизированное общество, возникшее в расширяющейся реальности массовой коммуникации, становится предметом изучения социологов в продуцируемом многообразии концептуальных обоснований современного социума и теорий масс-медиа. Формируемые подходы и интерпретации функционирования масс-медиа оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на социум, вызывая научные дискурсы и волны общественных обсуждений. В связи с этим возникает необходимость социологического анализа теорий масс-медиа, предлагающих разнообразные исследовательские средства изучения массовой коммуникации.

Масс-медиа, к которым относятся все виды звуковых, печатных, визуальных и аудиовизуальных средств, электронно-сетевых, также рассчитанных на значительную аудиторию, все более усиливают свое влияние на общество. Увеличивающиеся потоки информации воздействуют на людей с высочайшей скоростью и интенсивностью, при которых теряется целостность и рефлексивное восприятие поступающих сообщений.

Современные технологии, виртуализация жизнедеятельности людей, возрастающая роль зрелищной составляющей масс-медиа меняют характер социальных коммуникаций, зачастую переводя их из разряда прежних реальных взаимодействий людей на уровень симулятивных, иллюзорно-символических, имитационных. Масс-медиа, таким образом, конструируют во многом искусственные модели и картины мира, транслируют их публике, оказывая тем самым влияние на поведение индивидов и сообществ людей.

Указанные факторы вызывают потребность в социологическом анализе как самих масс-медиа, так и теорий их социального функционирования. Социологи-

ческая рефлексия теоретических подходов к интерпретациям воздействия масс-медиа на общество представляется необходимой в контексте выявления того методологического инструментария, посредством которого происходит информационное влияние и, в конечном итоге, манипулирование общественным и индивидуальным сознанием.

Подвергающееся постепенной медиатизации современное общество и включенность в этот процесс масс-медиа представляется рациональным рассматривать в контексте их субъектно-объектной взаимосвязи в сформировавшемся коммуникационном пространстве. В этом плане актуален анализ теорий информационного общества, выявляющий противоречивость и двойственность участия масс-медиа в указанных взаимоотношениях. С одной стороны, масс-медиа как институт, т.е. как объект, подвергается постмодернизации (а именно возрастающей ценностной дифференциации информационных продуктов и сообщений, стратификации и структуризации телеканалов, агентств, печатных и онлайн-изданий, сетевых порталов). С другой стороны, масс-медиа как субъект массово-коммуникативного процесса, сами способствуют распылению или размыванию содержательного смысла сообщений, а также фрагментации их восприятия реципиентом.

Для снижения степени манипуляционного воздействия масс-медиа на индивидов и общности, для личностной адаптации к меняющимся общественным условиям необходимо среди прочего глубокое освоение получаемых сообщений. Однако, в силу отмеченной подверженности масс-медиа объективным процессам постмодернизации, коммуникаторы не могут предложить картину мира, которая бы соответствовала перцепции подобного рода. Поэтому нам видится весьма актуальным осуществить социологический анализ указанных тенденций, сформировавшихся в информационно-коммуникационном пространстве современного общества. В диссертационной работе исследуется отмеченная субъектно-объектная двойственность роли масс-медиа в постсовременном обществе, выявленная посредством анализа результатов российских и зарубежных исследований в данной области.

Актуальность темы исследования повышается множественностью теоретических точек зрения по проблемам влияния масс-медиа на общество и личность, двойственности их статуса и функционирования в обществе, практики конструирования социальной реальности. В диссертации сопоставлены концепции российских и зарубежных социологов, теории массовой коммуникации, рассматривающих масс-медиа в многообразии их взаимодействия с обществом.

Степень разработанности проблемы. В представленной диссертации предпринят социологический анализ теоретических исследований масс-медиа, а также методологических подходов к изучению их взаимосвязи с трансформирующимся обществом. Изученная автором литература охватывает основную проблематику диссертационной работы и представляет многообразные теоретические школы, концепции, формирующиеся методологические направления. Они могут быть обобщены соответственно рассматриваемым проблемам.

В плане изменения социального бытия и мироощущения человека, включенного в соответствующее коммуникативно-информационное пространство, сравнительному социологическому анализу общества позднего модерна и постмодерна подвергнуты работы представителей зарубежной социологии 3. Баумана, Э. Гидденса, К. Леккарди, Ю. Хабермаса, Дж. Хилла1. Рефлексия основных принципов функционирования постсовременного общества в его преемственности и разрывах с предшествующим поздним модерном представлена в трудах отечественных авторов: П.К. Гречко, Н.Б. Кирилловой, С.А. Кравченко, Н.Б. Мань-

л

ковской . Социологический дискурс постмодерна отмечен многообразием и оригинальностью теоретических подходов отечественных исследователей: это - теория «спонтанной трансформации» Т.И. Заславской, концепция «играизации общества» как нового типа постмодернистской рациональности С.А. Кравченко, «со-

1 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005; Он же. Текучая современность. СПБ.: Питер, 2008; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.; Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект. Речь по случаю вручения премии имени Адорно, учрежденной городом Франк-фурт-на-Майне, 1980 // www.gumer.info/bogoslov Buks/Philos/Article/Hab Modern.php; Hill, J. Film and Postmodernism // The Oxford Guide to Film Studies. Edited by John Hill and Pamela Gibson. London, Oxford University Press, 1998.

2 Гречко П.К. Социальная теория современности. М.: РУДН, 2008; Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2006; Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции, словарь терминов: монография. М.: Моск. Гос. Ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД

России, кафедра социологии, 2010; Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический

ракурс. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009.

5

циология мифотворчества» Г.В. Осипова, теория «парадоксального человека и кентавризма» Ж.Т. Тощенко, концепция «гло-локал-анклавизации» В.А. Ядова1.

Анализ происходящих кардинальных изменений в социокультурной, экономической и политической сферах общества с позиций постмодернизации содержится в социальных теориях Г. Дебора, Ф. Джеймсона, М. Кастельса, Н. Лу-мана, Дж. Ритцера, А. Турена, Дж. Урри. В их работах прослеживается влияние постмодернизационных процессов на деятельность масс-медиа и на коммуникационное пространство в целом2.

В контексте анализа масс-медиа и как объекта постмодернизации, и как субъекта процесса массовой коммуникации, а также определения признаков «информационного» общества и осмысления изменившейся роли информации и знаний, прежде всего отметим работы Д. Белла, Р. Дебрэ, С. Жижека, А. Конт-Спонвиля, М. Маклюэна, Е. Масуда, А. Тоффлера, Л. Ферри, Н. Хомского, П. Штомпки . В российской социологии указанное направление стало интенсивно развиваться с начала 1990-х гг.. Работы российских ученых М.Е. Аникиной, Д.В. Иванова, С.Г. Кара-Мурзы, В.А. Кутырева, Л.В. Матвеевой, М.М. Назарова И. Панарина, Т.Е. Савицкой4 позволили выделить теоретические основания феномена «масс-медиа» как органической части информационного общества, в своей сущности технократического.

1 Кравченко С.А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2006; Осипов Г.В. Социология и социальное мифотворчество. М.: Норма, 2001; Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема. М.: Новый хронограф, 2011.

2 Castells, М. Communication Power. Oxford: Oxford University Press, 2011; Он же. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age. Cambridge: Polity, 2012; Он же. The Rise of the Network Society: The Information Age: Economy, Society, and Culture Volume I. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2009; Debord, G. Society of the Spectacle. Detroit: Black & Red, 2000; Jameson, F. Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press, 1990; Urry, J. Global Complexity. Cambridge: Polity, 2003; Луман H. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004.; Он же. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005; Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб.: Питер, 2002.

3 Chomsky, N. Manufacturing Consent. New York: Random House, 2011; Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. М.: Журнал «Свободная мысль», 2007; Дебрэ Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009; Жижек С. Киберпро-странство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998, № 1.; Он же. Чума фантазий. Харьков: Гуманитарный центр, 2012; Конт-Спонвилъ А., Ферри J1. Мудрость современности. Десять вопросов нашего времени. М.: РУДН, 2009.; Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М.: Фонд «Мир», Академический проект, 2003; Он же. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Кучково поле, 2003; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2004.; Он же. Третья волна. М.: ACT, 2010; Штомпка П. Визуальная социология. М.: Логос, 2007.

4 Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское востоковедение. 2000; Кутырев В.А. Философия постмодернизма. Нижний Новгород, 2006. С. 28; Он же. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алетейя. 2009; Матвеева Л.В. Культура и СМИ: размышления о феномене «разорванной коммуникации» // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 2007, № 1.

Особенности взаимодействия масс-медиа и общества от первых «традиционных» форм массовой коммуникации до новых, цифровых, рассматривают в своих работах российские социологи О.Н. Астафьева, Б.А. Грушин, Н.Г. Осипова, Тарасов К.А, А.И. Черных, О.В. Шлыкова, Е.И. Юрченко1. В трудах западных ученых Г. Блумера, Ж. Бодрийяра, Л. Брэмсона, Л. Гроссберга, Д. Маккуэйла, Р. Ноймана, Ж. Рансьера, К. Сколари, С. Холла, М. Яновитца выводятся сущностные основания массовой коммуникации, характеристики масс-медиа как коммуникатора, транслирующего информацию аудитории, сформулирована модель трансформаций масс-медиа как социального института в новых условиях постмодерна.

В теоретических исследованиях масс-медиа проблемы воздействия их сообщений на индивидуальное сознание и общество рассматриваются как актуальные и важнейшие. История социологического осмысления воздействия длительна и обширна, однако, в рамках двух главных методологических парадигм данной области - социально-когнитивного анализа и теории активной аудитории - выделяются определенные векторы исследований. В рамках социально-когнитивного анализа наиболее значимы работы по теории эффекта прайминга (Дж. Алиот, А. Бандура, Л. Берковиц, Б. Бушман, Т. Лэнгли); эффекту культивации (Дж. Гербнер, Л. Гросс, М. Морган, Р. Хокинс); теории распространения инноваций (К. Висслер,

л

Э. Роджерс, Г. Тард) . В плане изучения направления активной аудитории наиболее известны разработки по концепции использования и удовлетворения (Г.

1 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах. М.: Прогресс-Традиция, 2001, 2003, 2006; Осипова Н.Г., Юрченко Е.И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1; Тарасов К.А. Определение исходных понятий социологической теории кинокоммуникации // Кинопроцесс в коммуникативной перспективе / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: Белый Берег, 2008; Черных А.И. Медиа и ритуалы. M.-СПб.: Университетская книга, 2013.

2 Baudrillard, J. Simulacra and Simulation. Sheila Faria Glaser (Translator). University of Michigan Press, 1995; Он же. Passwords. New York: Verso, 2011; Он же. The Agony of Power. Los Angeles: Semiotext(e) / Intervention Series, 2010; Blumer, H. The Mass, the Public, and Public Opinion in A.M. Lee (ed.) New Outlines of the Principles of Sociology. New York: Barnes and Noble, 1939; Bramson, L. The Political Context of Sociology. Princeton: Princeton University Press, 1961; Hall, S. Culture, the Media and the Ideological Effect // Mass Communication and Society. London: Arnold, 1977; McQuail, D. McQuail's Mass Communication Theory. (6th edition). New York: Sage Publications Ltd. NY, 2011; Ranciere, J. The Emancipated Spectator. New York: Verso, 2011; Он же. The Future of the Image. New York: Verso, 2009.

3 Bandura, A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1986; Tarde, G. Gabriel Tarde On Communication and Social Influence: Selected Papers. Chicago: University of Chicago Press, 2010.

Лассуэлл, M. Миллер, П. Палмгрин, Дж. Рейберн)1. У. Липпманн развил теорию установления приоритетности новостей, наилучшим образом отражающую положение о том, что масс-медиа создает собственную, медийную, картину мира . В сфере изучения медиавоздействия следует назвать фундаментальный труд американских ученых Дж. Брайанта и С. Томпсона «Основы воздействия СМИ»3.

В современных исследованиях масс-медийного конструирования социальной реальности раскрывается процесс создания мифологем в транслируемой картине мира. Имеются ввиду работы Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, Н. Лу-мана, Э. Эпштейна, Н.Б. Кирилловой, О.В. Краснояровой, Н.Л. Ледюковой, И.Ф. Понизовкиной, П.Э. Шульцмана 4. В трудах этих ученых раскрывается специфика создания симуляционных образов и мифов, постоянно воспроизводимых и циркулирующих в информационных потоках.

Несмотря на то, что отдельные проблемы диссертации широко представлены в научных работах отечественных и зарубежных авторов, все же изучение объектно-субъектной коммуникации, взаимовлияния социума и масс-медиа в условиях электронной сетевизации общественной жизни и массовой коммуникации требуют глубокого социологического анализа. Необходимы новые исследования процессов масс-медийного конструирования реальности, трансмиссионного и ритуализированного воздействия сообщений на человека и общество. Принципиально важна в этом плане теоретическая рефлексия социокультурных и антропологических последствий этого воздействия.

Объект исследования: Социологическая теория массовой коммуникации. Предмет исследования: Становление социологических концепций традиционных масс-медиа и новых, цифровых в их взаимодействии с обществом. Цель и задачи диссертационной работы:

1 Lasswell, D. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven: Yale University Press, 1950.

2 Липпман У. Общественное мнение. M.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

3 Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. M.: Издательский дом «Вильяме», 2004.

4 Benjamin, W. The Work of Art in the Age of Its Technological Reproducibility, and Other Writings on Media. Cambridge, London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2008; Epstein, E.J. News from Nowhere: Television and news, New York: Random House, 1973; Барт P. Мифологии. M.: Академический проект, 2010; Понизовкина И.Ф. Social myth and modernity // XXIII World Congress of Philosophy. Philosophy as Inquiry and Way of Life. Athens, 2014; Она же. Иллюзорное сознание и общество. М: Изд-во МИРБИС, 2012; Шульцман П.Э. Проблема зрелища в контексте экранной культур