автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Анализ проблем цивилизации во французской социально-философской теории (история и современность)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Анализ проблем цивилизации во французской социально-философской теории (история и современность)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА. ЛЕНИНА.,ОРДЕНА. ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЖВДИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имавл М.В.ЛОМОНОСОВА
Специализированный Сонет ( К.053.05.85 ) по философским и социологическим наукам
На правах рукописи
МЧВДОВА Мария Мирановна
АНАЛИЗ ПРОЕШ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ТЕОРИИ / ИСТОРИЯ И СОВРШЕННОСТЬ /
^Специальность 09.00.11 - социальная философия
(
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва 1993
Работа вшолнана на кафедре социальной философии философского факультета Московского государственного университета им Л.Б.Ломоносова.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
доктор философских наук, профессор Г0Б030Б И.А.
доктор философских наук, профессор БРАЙОВИЧ С.М.
кандидат философских наук ГАГШ О .В.
Вздушая организация
- Государственная академия управления им.С.Орджоникидзе, кафедра философии.
Задата состоится *Ж " ш^у^и? 199 ¥ г. н часов на заседании специализированного совета К.053.05.85
по философским и социологическим наукам при философском факультете Московского государственного университета им.М .В Ломоносова по адресу: 119899, г.Москва, Ленинсняе горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория /Л_ 7 .
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки им.А.М.Горького (МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов).
Автореферат разослан " ^ " 1993г.
Ученый секретарь специализированного совета
ПАЩЕНКО В.Я.
СНЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ
Актуальность исследования. История общественной мысли раскрывает своеобразную закономерность: как правило, идеи приобретают доминирующий характер в связи с общественными потребностями и совпадением интересов больших групп людей. В наше время как раз можно наблюдать значительное распространение теорий и концепций, касашихся развития современной цивилизации. При этом а ряде регионов данный процесс сопровождается поисками оптимального социального устройства общества. Здесь можно наблюдать нередко драматическую картину переоценки взглядов и ценностей, связанную с отказом от старых идэолов и иллюзий, погибавших вместе с разложением прежних социальных порядков, а также с распадом нежизнеспособных государственных формирований.
В связи с этим, перед общественными науками выдвигается в качества актуальной задачи реалистический анализ взаимодействия и органической связи общечеловеческих и локальных ценностей, цивилизационных и формашонных факторов, более раскованного и по возможности глубокого их рассмотрения, избегая каких-либо заранее заданных схем. Особенно это касается такой фундаментальной проблемы как цивилизация. До недавнего времени в отечественной философской литературе цивилизация и культура рассматривались как синонимы, что затрудняло вычленение собственно философского аспекта цивилизации, поиски неких ее универсальных характеристик, имеющих важнее методологическое значение.
В зарубежных теориях цивилизации существуют многочисленные и часто противоположные концепции и подходы. Само это понятие используется в разных смыслах и аспектах. Наряду с тем, что специальные отрасли обшествознания изучают цивилизацию, данное
понятаа все глубже и глубже проникает в обыденное сознание, в повседневную жизнь людей, в художественную литературу я т.д.
Все эю говорит о необходимости научных исследований понятия цивилизации, его эволюции, основных характеристик, его роли как познавательной категории и т.п. Бидное место в ряду подобных исследований занимают французские мыслители, имеющие определенные традиция изучения этих проблем и воплощающие в этом плана, на наш взгляд, наиболее характерные черты западно-европейского видения современной цивилизации.
Диссертант считает, что актуальность исследования французского варианта проблем цивилизация может быть определена следующими моментами:
- во-первых, необходимостью разработки обновленной методологии анализа понятия цивилизации, поскольку в западной литературе эта проблема до сих пор считается недостаточно ясно определенным социально-философским феноменом. Особое внимание уделяется исторической эволюция понятая цивилизации;
- во-вторых, изучение понятия цивилизации но французской философии ХУШ - XX веков связано с более обоими проблемами цивилизации как таковой, что имеет и для сегодняшней России особую значимость, ибо представляют немалый интерес вопросы будущего России, осознания ее роли и предназначения в мировой цивилизации;
- в-третьих, актуальность избранной темы определяется теоретико-методологической и прикладной значимостью изучения подходов французских мыслителей XX века к решению стояшх перед современным обществам социальных, духовно-нравственных и культурных задач. В этой связи особого внимания заслуживают анализ проблемы духовного кризиса цивилизации, а такка выяснение связи цивилизации с доминирующими в современную эпоху в западном обшестве куль-
;урными факторами, в частности, с досуговой деятельностью.
Степень научной разработанности темы. В нашей страна систематическое исследование воп-юсов цивилизации началось в конце 70-х годов. Научный анализ юушествляется как в связи с разработкой собственно теории цианизации, так и в связи о комплексом проблем научно-технической 1вволгоции, урбанизации, экология, демографии, войны и мира и т.д.
История исследования вопросов цивилизации в нашей стране меет два периода. В 80-е годы новизна проблемы цивилизации вызнала недоуменные вопросы, а нередко и сомнения типа: стоит ли ыделягь особые периоды в развитии человеческого общества, осо-ый срез в его рассмотрении, коль скоро есть устоявшееся и на-ежнов понятие общественно-экономической формации: следует ли делять большое внимание общечеловеческому фактору, на умаляем а при этом значение классовых интересов и т.д.
В начале 90-х годов - обстановка иная. Утвердительные отве-а на названные и аналогичные им вопросы воспринимаются как долж-je, сами собой разумеющиеся. Более того, ныне появились ряд рбликаций, разноплановая литература о цивилизации, эта пробле-1тика прочно вошла в политический лексикон, в научнуи и обыденна практику.
В то ке время нельзя на отметить, что дане в тот период млано немало ценного в плане содержательной характеристики пличных проблем цивилизации; значительное количество работ (СЕятено анализу немарксистских концепций цивилизации и обшест-iHHoro прогресса, а также будущего человеческой цивилизации. 1Льшое значение в раскрытия проблем цивилизации имеют труды П.Бутенко, И.А.Гобозова, Г.С.Гудожника, А.М.Ковалева, Х.Н.Момд-а, М.П.Мчедлова, Э.С.Маркаряна, Л .И.Новиковой,В.Ф.Халипова и
др.
Социально-философская мысль Франции давно обстоятельно и широко исследуется Ю.Н.Афанасьевым, И.А.Гобозовым, М.Н.Грецким, А.Я.Гуравичем, В.Н.Кузнецовым, А.М.Ругкевичем и др.
Труда названных и других отечественных авторов вносят значительный вклад в исследование проблем цивилизации, и, тем не менее, ату тематику нельзя считать полностью раскрытой, а тем более исчерпанной. По существу, в современной российской социально-философской литературе до сих пор нет сколь-либо систематических исследований, не говоря уже о фундаментальных работах, касавшихся различного рода концепций цивилизаций во Франции,поскольку французские теории цивилизации незаслуженно мало изучены. Это тем более прискорбно, что сама теория и понятие цивилизации зародились во Франции.
Цель данного диссертационного исследования - анализ эволюции понятия цивилизации с момента его возникновения в 2УШ веке и до наших дней во французской философско-исторической науке и социологии, анализ ряда познавательных аспектов категории цивилизации, используемых в различных социально-философских и социально-политических концепциях XX века. Эта цель может быть представлена как попытка продемонстрировать богатство и многообразие сушествуших подходов французских исследователей к решению теоретических и практических проблем цивилизации.
Для достижения данной цели были поставлены следушие задачи:
- показать необходимость возникновения понятия цивилизации;
- проследить с о дерите льну ю эволюцию понятия цивилизации на протяжений ХУШ-ХХ веков во французской общественной мысли и
обозначить основные тенденции углубления и расширения идеи цивилизации ;
- дагь обобщенную теоретическую характеристику важнейших направлений исследования проблем цивилизации в XX веке во Франции;
- рассмотреть наиболее значимые вопросы духовного кризиса цивилизации, затрагиваемые французскими учеными.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составил достаточно широкий круг оригинальных источников, имевшихся в социально-философской литература современной Франции по проблемам цивилизации. Работа построена на оригинальных трудах наиболее значимых французских исследователей, занимающихся самыми различными проблемами цивилизации: Ф.Бензтона, Ф.Броделя, Е.Дшазедьа, Э.Дгорк-гейма, Э.Калло, Ф.Крузэ, КЛеви-Стросса, М.Мосса, Р.Мусяньера, А.Ничефоро, АДеллатье, РЛолена, Л.Февра, Ж .Фридмана и др., ранее не переводившихся на русский язык и практически не подвергавшихся анализу в отечественной социально-философской мысли.
В диссертации использованы в полном объема материалы научной стажировки автора в 1991 год|( в Прованском университете (Франция). Автору были предоставлены первоисточники по проблемам цивилизации ХУШ-ХХ вв., а также материалы дискуссий, коллоквиумов и круглых столов.
Существенное методологическое значение для данной диссертации имели работы отечественных ученых - И.А.Гобозова, Г.С.Гудок-няка, А.Я.Гуревича, !Л.П.Мчедяова.
Новизна настоящей работы состоит:
- в обосновании необходимости вычленения этапов последовательного анализа французскими мыслителями понятия цивилизации в связи с развитием исторического процесса и изменением обшест-
ванних отношений;
- в комплексном и систематизированном изучении основных тенденций становления и развития категории цивилизации во французской философской, социологической и исторической литературе;
- в обстоятельном анализе наиболее существенных аспектов проблемы цивилизации в широко известной анналовской школе в лице ее представителей Л.Февра и Ф.Брода ля;
- в представлении широкой панорамы воззрений крупнейших теоретиков цивилизации Ф.Крузэ, Э.Калло, МЛосса, Р.Полена, Ж.Фридмана и др.;
- в рассмотрении весьма распространенной на Западе концепции Ж.Дкмазедье "цивилизация досуга".
Практическая значимость результатов исследования заключается в углублении и расширении представлений научной общественности о состоянии философских и социологических исследований швилизаши во Франции, что открывает возможности дня более глубокого исследования проблем цивилизации в различных странах, а также позволяет сделать некоторые теоретико-методологические обобщения относительно характера и направленности различных цивилизационных процессов в мире. Кроме того, введение в научный оборот материалов из ранее не переводившейся французской философской и социологической лите ратуры, обогатит исследование отечественных ученых по проблемам, связанным с теоретической и духовно-культурной жизнью Франции.
Основные результаты диссертационного исследования могут быт: использованы в учебном процессе, в обшем курсе по социальной философии, спецкурсах, а такие в ходе дальнейшего изучения актуальных проблем цивилизации.
Структура работы отражает логику и порядок
исследования поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении отражены актуальность и степень научной разработанности темы исследования, определяется цель и основные задачи диссертации, ее теоретико-методологическая основа, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.
Первая глава -"Эволюция понятия цивилизации в социально-философской мысли Франции ХУШ-ХХ вв." - посвяшена теоретико-методологическим и гносеологическим аспектам понятия цивилизации во французской философии и история, а также истории его возникновения, расширения я углубления его содержания и познавательной роли.
В первом параграфе -"Становление понятия цивилизации в ХУШ веке" - рассматриваются причины возникновения понятия цивилизации в ХУШв. во Франции, его этимологические и смысловые корня, а также его первоначальная научная необходимость и значимость.
Понятие "цивилизация" очень богато и насыщенно. Различное и многочисленное употребление этого слова в современной лексика является завершением долгого пути, в течение которого термин "цивилизация" приобретал ноеый смысл, отраиая разнообразные идеи.
Автор отмечает, что эволюция понятий зависит от многих факторов: логики языкового развития, случаев употребления, влияний из-за рубаиа, изменений исторической реальности, движения научной мысли и т.п.
В диссертации показывается, что возникновение термина "ци-
вилизация" во Франции а 2УШ ваке, развитие самой идеи цивилизации было связано во-первых, с изменением социально-политической ситуации во Франции; во-вторых,"с расцветом новых идай философш Просвещения, проповедовавшей наограниченный прогресс, с ее новым виданием мира. Рождение понятия цивилизации в качестве познавательной категория в то время открыло новые перспективы интеллектуального развития в области познания человеческого общества.
Впервые в научный оборот, его ввел маркиз Мирабо в 1757г. в своей книга "Друг людей, или трактат о народонаселении". Для него и для других французских ученых в это т время начавших употреблять это слово - Ткрго, Дюпон, да Немур я др.- "цивилизация" обозначала яреада всего смягчение нравов, развитие благопристойности, вежливости {"рсССши "), действия, заставляющие человека я общество становиться более благовоспитанным "), ци-
вильным Но очень быстро это понятие эволюционирует,
проявляя свои значительные гносеологические возможности.
Этимологически слово "цивилизация", без сомнения, берат начало в античности. Его истоки находятся в латинском языкегс/и^ , <% (гражданин, гражданственность, гражданский),
являющиеся наследниками греческого от которого во
французском языке образовались «/>о&<* •» и " ^С* ". Этими терминами обозначали накяе всаобшив качества, которыми обладали жители города, я только они, граждане ре&з , Ы-й" . Во времена античности, в Древней Греция и Рима город понимался как ограниченное пространство, обладающее определенными, только ему присущими законами, правилами и нравственными установками, которые отличали и дистанцировали его от внешнего мира - мира дикости и варварства, не носяшаго на себе следов культурно-преобразушей деятельности человека, не знающего правил благопристойного пове-
дения. Поэтому горожанин представлял собой, правде всего, цивилизованного человека, в противоположность варвару.
Таким образом, в эпоху античности идея цивилизации, как и само слово "л ", выражали противоположность человека-горожанина варвару, превосходство социальной организации города над "диким миром", несравнимо более высокий уровень развития человеческой личности. При этом право быть цивилизованным, как уже отмечалось, ограничивалось чертой города.
В средаие века и эпоху Возрождения понятия ,
становятся более узкими и приобретают значение вежливости, галантности, куртуазности, соблюдения правил благопристойности и хорошего тона в тесном кругу элитарного слоя. Иногда они получали особенно узкий смысл "цивильностя" - вежливого и учтивого обращения в разговора с дамами . Однако, несмотря на появившиеся новые черты, так сказать, некоторой рафинированности, сама идея цивилизации сохраняет связь со своими историческими корнями. Как и во времена античности, термины ,
рсА'&це остаются наполненными и социальным содержанием; они по-прежнему отражают принадлежность к элитарным слоям, являясь определенной ценностью материально обеспеченного и культурно избранного общества, обладающего соответствушими представлениями о ней.
Автор отмечает, что причинами позднего употребления термина "цивилизация" в научной философской литературе (в середине ХУШв.) является не только познавательно-лингвистическое объяснение, но, главным образом, тот факт, что лишь к этому времени по-
I ¿а ¿ал^ы -/Ья-/г^аи-^с ¿а*. /> /ррд
нятиа цивилизации включило в себя новое содержание - изменения в традиционном понимании общества и человека, смену состояний человеческого общества, аго развитие по восходяшай линии. Крома того, именно в ХУШ веке значение слова "цивилизация" еше более расширяется и углубляется. Так, к пониманию его как коллективного и своеобразного движения, как действия, выводящего человечество из состояния варварства, прибавилось еша одно определение цивилизации - как "состояние цивилизованного обшества" . Причем идея цивилизации расширяет свои пространственные границы. Цивилизация - ум не отличительная чарта города; объем этого понятия распространяется на целый континент - Европу, которая противостоит всему остальному миру и долина нести цивилизованность всему человечеству. Далее, к изменению пространственных характеристик прибавилась и новые временные параметры. Сама человеческая история стала рассматриваться как процесс постепенного прогрессивного развития человечества; как всэобшее движение, в которое вовлечены все социально-этнические общности человечества. Не случайно Тюрго и Мирабо были первыми, кто употребили слово "цивилизация" в смысла тотальности человечества. Таким образом, употребление данного термина постепенно, с течением времени, становилось все более и более частым, по праву занимая свое масто в научных трактатах того времени и, по словам Л.Февра, "с приближением Революции оно празднует свой триумф" .
В диссертация обращается внимание на еша один важный фактор, способствовавший распространению и эволюции как понятия.так
1 См. : $<,Л'СллА*и Л -е^^аи .Ь^б'ЛаЖс*.'
2 ^^ ■ ^^ / ¿''го&Я-'сл. ¿¿'и* к&г аУ Уи^^у^/е Л*
; сс&г/* & л,с (■
и идеи цивилизации. Им явилась колонизаторская деятельность Франции во второй половина ХУШ вака, когда политика а практика колонизация подвергалась всесторонней критика со стороны общественности. В такой ситуация обоснование необходимости "цивилизации дикарей" приобрело насушнуго значимость.(В данном случае термин "цивилизация" употребляется в смысла цивилизаторской деятельности). Подобная постановка вопроса не только оправдывала колонизационную политику Франции в глазах современников, но в то же время позволяла разрешить противоречие между двумя взглядами на историю: интеграционный и дафферднциошшй. Первый объединил в процесс цивилизации все народа Земли; другой разделял человечество на два противоположных лагеря, на две оппозиционные части:народы цивилизованные и народы дикие. Появилась возможность соединить противоположные подходы, снять противоречия "дикость - цивилизация" посредством окультуривания дикарай , приобщения их к европейскому образу жизни, к цивилизации. Эта идея постепенной неотвратимой цивилизации дакарей я цивилизаторской миссии Европы являлась одной из господствуших в конца ХУШ века во Франции.
В результате анализа понятия цивилизации в ХУШв. автор приходит к следующим выводам: рождение этого понятия характеризовало собой известный разрыв в истории идей, в социальных теориях. Оно ознаменовало собой наступление и начало господства нового взгляда на историю общества, заманив собой устараЕШие теологические подходы. На смену отошедаим в прошлое теодацеям, пришли новыа идеи и принципы рассмотрения становления и существования человеческого обшества: идея исторического динамизма, всеобщего прогресса,"цивилизации". Оно отражало явный универсализм общественной мысли Франции того врамани.
Однако, в ХУШ века не возникло представление о многообразии
и относительности цивилизационного процесса. В понимании представителей философии Просвешания цивилизация оставалась нравственным, рациональным идеалом, охватывавшим все достижения,итоги существования европейского общества. Философы Просвещения могла спорить по частным вопросам^ но смысл понятия "цивилизация" оставался неизменным: абсолютная, рациональная ценность для всех времен и народов, тот единственный способ существования, к которому с необходимостью должны присоединиться все народы и общества познанной Земли .
Таким образом, в пдае цивилизации ХУШ нэка заложен скрытый и бессознательный эгоцентризм философии Просвещения: модаль общественного устройства, выработанная европейской мыслью, является единственно пригодной для всего человечества. Но, во всех случаях, понятие цивилизации, являясь нормативным и покоясь на трех китах (оптимизма, универсализме, этноцентризме), несло в се-ба новую надежду и ноеый взгляд на общество и человека, его социальные достижения и место в истории.
Во втором параграфа - "Сущность и содержание понятия цивилизации" в XIX века" - исследуется дальнейшее развитие, изменение и расширение содержания понятия цивилизаций во французских историко-философских учаниях XIX вака, а также анализируются причины этого процесса.
В начале Х1Хв. данное понятие начинает терять свое первоначальное значение абсолютной ценности.Под ним понимается уже не только единая цивилизация, охЕатыЕакшая вса человечество в целом, но и множество цивилизаций, которые могут существовать в разнообразных формах.
I СМ.: /V' /ViTc^'C. & ^иУ^'/'/^Л,^ /fi/ciyy^e ^
¿'/is'S&h* cie С'!-/" /-¡''6 3.-
Рождение нового понимания смысла цивилизации связано нь только с периодом осмысления философами, историками, лингвистами, другими учеными того вромини проблемы единства и длительности нстор¡пшского процесса и цивилизации; ноииму пониманию "цивилизации", ее растеплению и релятивизации способствовали многочислен-ние путешествия, исторические и этнографические открытия, осу-шествлешше на протяжении ХУШ - начала XIX веков. Их результаты с неизбежностью повлияли па изминоние мировоззрения, на расширение его границ. Многочисленные публикации путевых заметок, результатов исследований антропологических и этнографических акспе-дасий в мало изученные части Нового Свота и Востока познакомили •современников с иными культурами и социальными организациями жизни, с совершенно чужими и чуждыми европейскому мышлению нравами, обычаями и традиция).".!!, с другими религиями, Бсс это, несомненно, благоприятствовало возникновению нового содержания понятия цивилизации. "Понятие "швилизацея", бывшее столь простым в момент
своего появления на свет, обогащалось новыми значениями я обиа-
I
руживало свойства, которые нельзя било предвидеть" . Употребление слова во множественном число одновременно с добавлашшм к нему определения, уточнения границы той или иной цивилизации ("цивилизации Европы", "Французская цивилизация" и т.п.) говорит о признании исторической и философской мыслью Франции XIX века многообразия л оригинальности различных обществ, их специфики и отличительных черт.
Таким образом, XIX век повернул в сторону принципа историзма, явившимся полной протлвололог'лостью ярлншпу, сушзсгЕовавке-му в ХУШ веко. Этот переворот во взгляда:: на историю обшества и
I Х- . (у.. сЬ- /-• зл
зафиксировался в изменении значения понятия цивилизации. К еда-ному, универсалистскому понятию добавилось понятие плюралистическое, историческое.
Кроме того, нельзя на обратить внимание на существование еке одной причины, прямо или косвенно повлиявшей на рождение но-еого понимания лпеилизацкк, на ее употребление во множественном числе. Зто - исторические события, потрясшие Францию в начала ХК века. Бурные политические процессы способствовали разрушению единого Езгляда на цивилизацию как нравственный идеал, кап абсолют, господствовавшего е общественной мысли Франции в лК века. На смену единой ыодеди человеческого обшества пришло осознание многообразия и Еременко!: ограниченности существования тех ил;:
иных культурны систем. Как впоследствии отмечает Л.Фовр, "?е-
I
еолюция и Империя показал;!... что цивилизация может умереть" .
Однако, несмотря на возникновение новой - исторической концепции - е сохщально-философской л исторической мысли Франции ХБ1е. оставалось и традиционное поникание этой категории. Таким образом, в общественном сознании одновременно сосуществовало два подхода к рассмотрению цивилизации: как идеал, как модель общества, к которой стремится человеческая раса, с одной стороны, и теория множественности цивилизаций - с другой. Чтобы снять это противоречие, объединить оба тенденции определения цивилизации,ну к-но было создать теорию, в которой бы данные дна подхода не исключали, а дополняли друг друга. В связи с этим, автор подробно рассматривает концепцию Ф.Гязо, изложенную в его знаменитых курса:-: лекций, прочитанных в Сорбонне в 1828-29гг.,- "Всеобщая: история цивилизации в Европа" г, "Лсторня цивилизации ьо ¿'ранет.-:". 1у~*с: г.- ■ ¿с-з/
£>.Гнзо осуществил синтез дар: концепций цивилизации, универсалистской а исторической. По его мнению, существуют различные цивилизация, которые мокно я нугло анализировать и познавать. Кроме того, над ними есть Цивилизация, чьо движение я развитие никогда нз прекращаются. Оба направления научного исследования, которые кзлоенл з своей концепции Газ о , на протяжении всего ХП века оставались господсгвутямп го Франция :: другях страна?: Европа .
Итак, в основе содарканяя понятия цивилизация в Х1Хе. легат принципы эволюции и .прогресса, а такке признаете единства человеческой истории. Ланнке идеи истоками уходили з философию Прос-•веаонпя, однако, быля дополнены, раз е:-; ты, углублены новыми философские сястеками, ясследоЕакяямп антропологов я этнографов, открытиями биологов, Получается, что традиционное понимание цивилизации, исторически и гносеологически связанное с эезлзциокнам противопоставлением варварству, сохраняет за собой а в XIX веке домякирутее «зсто в философском и лет ори чаек о:.; сознании Франции.
В диссертации показывается, что в XIX зеке понятие "павялл-зашя" приобрело широкую популярность. Для иллюстрации данного факта автор рассматривает, как данный тершк употребляется различными фнлософско-соцнологяческяки цколаии, отдельными мыслителями (Фурье, Сен-Сямон), учены!.::;, политиками и т.д., оно входят во многие словаря. 3 этой связи автор счел целесообразны« сделать акцент на рассмотрении ряда новых философских систем, осупастелящих разные подхода к проблеме тазилязаоян. В частности, достаточно подробно обрисовывается позитивистски:; подход, исследуется вляяклэ учений С.Гегеля, О.Конта, К .Маркса, Ч. Дарвина и Л.'.'органа на расширение содержания понятия цивилизации и и:—
мананиа агс понимания.
На основа проведанного анализа дассортапт выделяет три основные характеристики цивилизации, дошшируших в общественном
сознании XIX пака: цивилизация победоносная, цивилизация вопло-
I
шенная и цивилизация - лрозалнт . Победоносная цивилизация - ото цивилизация, рассматривавшая как дьикшши, пак "путь цивилизации' "поступь цивилизации", с другом стороны - это идеал, социальная модель, состояние, к которому стремится человочоская раса, Б про-цассе всообшого ДЕ^кания цивилизации объединяются все обшества, стояшио на разнш: ступени: развития. Однако, воплощением цивилизации, ее моделью является Западная Европа и Северная Америка, идушая по овропейскому пути. Поскольку все другие общества представляют собо!: стадии, предаестнутио цивилизованному состоянию, то Европа обязана стать миссионером цивилизации, вести прозелитскую деятельность,
В XIX века европейская цивилизация, ео иоиности и достихания рассматривались как универсальные и единственно значимые. В диссертации особенно подчеркивается, что во Франции подобный этноиои тризм принял до продала аосткую форму, отоадоствляя ее с центром цивилизации.
В диссертации далается вывод о том, что к наступлению XX века в концепции цивилизации прослаивались дав тенденции: историческая, празнашая многообразна различпих форм цивилизации, и оптимистическая, основанная на универсальности, единстве Цивилизации .
В третьем параграфа -"Тенденции развитая содержания понятая цивилизации в общественно'.'. мысли Франции XX на-но" - детально прослеживаются основные тенденции изменения содар-
жания понятая "цивилизация" на протяжении всего XX вака, раскрывается его возросшая значимость е качестве гносеологической категории для познания различных областей социальной реальности. Господствовавшее в Х1Хв. нормативное понятие цивилизации в XX веке приобрело новое значение. В диссертации показывается, как постепенно идея тождественности человечества была отвергнута, было признано существование различных цивилизаций не только в Европе, но и в Китае, Индии, Африке, на островах Океании.
Хотя понятие цивилизации по-прежнему описывает характерные черты социальной модели, однако, изменилась природа данной модели. Цивилизация представляется ужа не как преимущество, которое надо достигнуть, но в первую очередь, как наследие (накопление общественного богатства, аккумуляция ценностей и традиций), передача накопленного в процесса смены генераций. Одновременно возникло новое, научное (или дескриптивное) понятие цивилизации.оттенившее на второй план ужа устаревшее нормативное понятие. Впервые дескритивное понятие было предложено французской социологической школой в лица Э .Дюркгейма и М .Мосса, а также А.Ничефоро в гак называемой "этнографической концепции". В связи с этим детально анализируются работы Э.Дкркгейма и М.Мосса "Записки о понятии цивилизации" (1913) и "Цивилизации, элементы и формы" (1930); работы А.Иичефоро "Численные показатели цивилизации и прогресса" (1922) и "Цивилизация. Проблема ценностей" (1930).
На основа проведенного анализа концепций указанных авторов диссертант дает следующее дескриптивное определение цивилизации: это совокупность социальных феноменов, а именно: религиозных, моральных, эстетических, научных, технических, обших для большого общества или группы обществ. 1
Во-первых, такое понимание цивилизации позволяет, с одной
стороны, оценивать многочисленные характерные черты общества в материальной.интеллектуальной и других областях, а с другой - да ет возможность проследить изменение, которому каждая из этих чех подвергается с течением времени. Речь, таким образом, идет о лог ном. описании состояния, или типа цивилизации, а также о трансфо£ мации данной цивилизации. Во-вторых, оно не несет в себе никаких оценочных суждений; а-третьих, претендуя на объективное, научное изучение цивилизационного процесса, оно имплицитно содержало в сабе критику колониализма и воплощение цивилизации н одной стране , что раскрывается в данном параграфе •
Там на менее, в дескриптивном понятии цивилизации есть свои слабые моменты. Наиболее основные среди них следукше:
1. В погоне за объективным рассмотрением, освобождая терма "цивилизация" от аксиологической натруженности, сводя ее к комбинации элементов, упускается из виду один из важнейшх моментоя присущих данному понятию; постоянное прогрессивное, носходяшаа движение, непрерывный транссоциальный процесс накопления позитивных достижений.
2. Следование дескриптивному понятию Цивилизации предаолагг ет классификацию цивилизаций. Но ни Э.Дюркгайм, ни М.Мосс, ни А.Ничефоро, ни более поздааа до времени социологи и философы не выработали единой, обшей классификации цивилизаций. В различных концепциях она всегда своя, зависящая от интересов, целей и установок иссладоЕаталя.
В настоящее время существует множество работ, в которых те! мин "цивилизация" используется с различными уточнениями, описывает область применения данного понятия: Техническая цивилизация, Экономическая цивилизация, Информационная цивилизация, Цивилизация любви, Цивилизация досуга я т.д. Лейтмотивом второй
половины XX века стала тема упадка, кризиса цивилизации. В диссертации особое внимание уделяется исследованию темы "упадка цивилизации", возникшей в 20-30-е года под влиянием концепций О.Шпенглера и под воздействием создавшихся условий, что привело к краху идеи франк о центри з ма, бывшей одной из основополагающих характеристик цивилизации в ХУШ-Х1Хвв.
Кроме того, спектр существующих в наше время во Франции концепций цивилизаций зависит и от многообразия исходных гносеологических и онтологических принципов исследователей, колеблясь от субъективно-идеалистического до марксистского направления. Поэтому в XX веке "цивилизация" перестает быть четко определенным понятием, становится многозначным в философских течениях всех направлений: религиозных, субъективистских, идеалистических, объективно-идеалистических, материалистических, сциентистских. Для демонстрации и обоснования данного положения автор анализирует концепции &.Казнёва, М.Крузэ, Р.Полена и АЛеллетье.
Вторая глава диссертации -"Французские мыслители об основных проблемах цивилизации XX века" - посвящена анализу ряда важнейших аспектов современной социально-философской теории цивилизации.
В первом параграфе -"Дефиниция понятия цивилизации я его многоуровяевость в концепциях Ф.Броделя и Э.Кал-ло" подробно рассматриваются концепции цивилизации представителя Анналовской школы, крупнейшего французского ученого Ф.Броделя и известного теоретика цивилизации Э.Калло.
В диссертации отмечается, что в разработке концепции "цивилизации" и всего связанного с ним комплекса проблем, особое место принадлежит Ф.Броделю, "грамматику цивилизации", который использовал понятие цивилизации для познания человеческого общества
как палого, для учета взаимодействия всах основных связей и компонентов исторической действительности в процессе его становления. Поэтому в концепции Ф.Бродэля особое место удаляется дефиниции понятия "цивилизация" и aro ыногоуровнавости. Исходя из факта существования Цивилизации и цивилизаций, Ф.Бродель считает, что Цивилизация охватывает все человечество, а цивилизации разбросаны в пространстве и во времени и живут гораздо дольше, сохраняя свое своеобразие, чем иные социо-культурные образования. Цивилизация танка мояат меняться внутри себя, сохраняя при этом почти все нюансы и оригинальности по отношению к другим цивилизациям.
В настоящее время, когда идет процесс объединения мира,встает проблема изучения Цивилизации на разных ее уровнях, поскольку сегодня говорят о вез возрастающей унификации мира. В таком случае встает вопрос о том, на исчезают ли отдельные цивилизации, уступая место Цивилизации адиной?
Ф.Бродель приходит к выводу, что, с одной стороны, распространенна единой цивилизации не происходит безболезненно, на своем пути она встречает сопротивление различных культур, поэтому постоянно идет скрытая война на различных фронтах между Цивилизацией и цивилизациями. С'другой стороны, противоречия, неизбежно возникающие в ходе развития истории, могут быть преодолены, и может быть также достигнуто согласие между Цивилизацией и цивилизациями, но при определенных условиях. Это возможно лишь в том случае, если Цивилизация в своей основе будет являться благом для всех других цивилизаций и будет гуманизировать мир всего человечества и каждой цивилизации в отдельности.
Автор показывает, что предложенная Ф .Броделем методология исследования как различных цивилизаций, так а мировой цивилиза-
цип в целом базируются на следующих принципах: I. признание непрерывности и прогрессивной направленности исторического процесса; 2. взаимовлияние и преемственность культур; 3. вклад каждой цивилизации в единую Цивилизацию. Эта методология до сих пор остается одной из самых сильных как в теоретическом, гад и познавательном плане (несмотря на ряд отмеченных в диссертации недостатков). Диссертант считает, что заслуга Ф.Броделя состоит в том, что с помощью такого подхода к проблемам цивилизации делается возможным достаточно глубокий я многосторонний анализ исторической реальности, познание его общих и особенных проявлений.
Проблема соотношения Цивилизации и цивилизаций, а такяе проблема многоуровневое®! понятия цивилизации являются также центральными в концепции цивилизация Э.Калло. Его книга "Цивилизация и
I
цивилизации. Исследование философии культуры", изданная в 1954г. в Париже, до сих пор считается одной из лучших работ в современном западно-европейском обществознании.
В диссертации подробно анализируются взгляды Э.Калло, выявляется их специфика, показывается методологическая и теоретическая значимость его рассуждений для исследования проблем цивилизация на сегодняшний дань. Так, при ответа на вопрос "что же существует на самом деле: Цивилизация или многочисленные и последовательные цивилизации?" необходимо, по мнению Калло, серьезное философское исследование понятия цивилизации. Он считает, что нельзя говорить о Цивилизации как о некой реальности, но еа анализ позволяет понять способы ее проявлений, механизма функционирования в различных условиях и формах. "Цивилизация продвигается вперед через последовательные циклы отдельных цивилизаций"... Но это положение верно гать в том случае, когда мы по-разному определяем понятия: шви-
¿¡»/(¿т! с. 6/И& Л а^-рл И■ Аес/гМсУы >
лизация является абстракцией, а цивилизация-конкретно сушествуши-ми явлениями. "Цивилизация идеальна, цивилизации реальны" . Только таким образом, считает Калло, можно решить проблему цивилизация - цивилизации.
Во втором параграфе -"Вопросы духогного кризиса цивилизации" исследуется ряд подходов к решению проблемы так называемого духовного кризиса цивилизации, нашедших свое отражение во французской социальной философии XX века.
На основа изучения взглядов таких известных авторов, как Р.Полан, Ж.Фридоан, Ф.Крузэ и др., диссертант делает вывод, что при почти всеобщем признании наличия кризисных явлений современной (чаше всего подразумевается - европейской) цивилизации, позиции французских исследователей в данном вопросе неодинаковы. Особенно в концептуальных подходах к пониманию и толкованию кризисных явлений в цивилизации.
В диссертации выделяются несколько позиций: а) наяболаа пессимистическая позиция, достаточно распространенная во французском обшествознании, которую можно охарактеризовать как негативист-ский пессимизм, чьей особенностью являются фаталистические бесперспективные рассуждения о судьбах цивилизации, доходящие подчас до апокалиптических представлений о будущем современной цивилизации; б) тенденция к отождествлении кризиса цивилизации с кризисом культуры. В данном случав прослеживаются два направления исследования. Одно из них состоит в отождествлении кризиса с упадком. разложани-ем, обесценением цанностей, культурным вырождением, серьезным нарушением иерархии в системе ценностей; другое относит кризис к противоречиям любого переходного периода от одной культурной сис-
темы к другой, от одной эпохи цивилизации к другой, когда медленный прогресс, идущий в постепенном ритме, сменяется резким взрывом, скачками, иногда болезненными, а иногда даже катастрофическими; в) позиция, связывающая кризис цивилизации с угрозой гибели от достигнутых успехов: прогресса науки,гипертрофии техники и экономики, в котором материализуется человеческий разум и которые заставляют его утрачивать сознание собственного призвания; г)на-конец, существует позиция осмысления кризиса современной цивилизации, основывающаяся на угрозе, которую несут миру глобальные проблемы. Из факта существования глобальных проблем цивилизации наших дней, требугаших осмысления в масштабе планеты, делается вывод об универсальности кризисных явлений, которые повсюду имеют одинаковое содержание и в равной мере касаются всех стран мира.
Наиболее интересной, по мнению автора диссертации представляется концепция известного французского ученого Р.Полена, который предложил в работе "Что такое наша цивилизация?" свое видение кризисных явлений современной европейской цивилизации, в которой
0 бъединяются в концентрированной форме практически все из перечисленных подходов. По мнению Р.Полена, новые социальные механизмы, приходящие на смену традиционным, не способны выполнять необходимых социальных функций, что ведет к дезорганизации социальных процессов.
В диссертации выявляются сильные и слабые стороны концепции Р.Полена. Автор полагает, что избранная французским ученым логика рассуждений о кризиса цивилизации приводит к тому, что анализ духовного кризиса современной цивилизации должен быть преодолен и конкретизирован на уровне отдельных цивилизаций, в частности, евразийских, а также в плане разрешения социальных антагонизмов как
1 См.: Я .Ро&Л , Ом /«г 'ИРЙч? е^^'&'х с^+Ч
внутри Цивилизации, так и в цивилизациях.
В третьем параграфе -"Концепция "цивилизации досуга" как модель современного общества" - излагается концепция К.Дюмазедье, получившая название "цивилизации досуга".Автор диссертационной работы отмечает, что среди многообразия фй-лософско-соцяологических течений IX века, анализирующих современную цивилизацию с точки зрения одной, фундаментальной характеристики, составляющей ее основу и создакшх различные модели современной и будушей цивилизации, особое место принадлежит концепции "цивилизации досуга". Данная концепция, возникшая в конце 50-х- начале 60-х гг. оставалась необычайно популярной ео Франции и за ее пределами вплоть до конца 80-х годов. Среди ее сторонников - такие выдашиеся социологи Франции, как Еорк Фридман, Дени да Ружмон и др.
Наиболее ярко и полно данная концепция нашла свое отражение в книге знаменитого французского социолога Ж.Дюлазвдье "На пути к цивилизации досуга" . К сожалению, в отечественных научных исследованиях различных зарубежных течений и концепций, теория "цивилизации досуга" била незаслуженно обойдена молчанием.
В диссертации рассматриваются причины, побудившие ученых обратиться именно к этой теории, анализируются основные ее положения: почему именно досуг можно поставить в центр современной цивилизации? Что такое досуг и каковы механизмы его функционирования и влияния на все другие сферы общественной жизни? и т.п.; раек рывается лежащее в ее основе понимание сущности досуга как "третьего" типа деятельности, который коренным образом отличается от производственной и общественной деятельности. По утверждению Дюмазедье, в конечном итоге современная цивилизация придет к но-
вой общественной организации общества - культурной демократии, благодаря досуговой деятельности ео всех областях жизни.
Диссертант считает, что сторонники данного направления во французской социологии преувеличивают значение досуга, в частности, массового досуга, считая его центральным элементом наступившей цивилизации, который в скрытой или явной форме взаимодействует со всеми элементами жизнедеятельности людей - с трудом, общественной, политической, культурной и семейной жизнью.
В заключении делаются выводы содержательного, концептуального и теоретико-методологического характера, подводятся итоги и обобщаются основные результаты диссертационного исследования.
Ж ц, Ж
Основные положения диссертации отражены автором в следующих
публикациях:
1. На пути к цивилизации досуга (6 ш
¿и ¿сА^ . Р., Л / _ Вступление ,
примечания и перевод.- Вестник Московского Университета. Серия 12. Социально-политические исследования. 1933. № I. - 0,4 п.л.
2. Эволюция понятия "цивилизация" во французской социальной философии. В сборнике "Общество и современный социокультурный процесс". Деп. в ИНИОН РАН Я 48261 от 02.07.93. 1993.- 0,5 п.л.
Декабрь 1993г. Отдел ОП РНИСиНП. Заказ 12. Тираж 100.