автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Цивилизация и ее духовные основания
Текст диссертации на тему "Цивилизация и ее духовные основания"
61 ■ 99- 9/2чО~Х
Волгоградский государственный педагогический университет
Баева Людмила Владимировна Цивилизация и ее духовные основания.
Специальность 09.00.11. - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
Научный руководитель-доктор философских наук, профессор Никонов К.М.
Волгоград - 1998
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................................2
ГЛАВА 1. ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, АЛЬТЕРНАТИВЫ, ТИПЫ...................................8
ГЛАВА 2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ................................33
ГЛАВА 3. ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ..................57
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ И ЦЕННОСТЕЙ ИННОВАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.........................83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................ИЗ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.................................................................................117
Введение.
Актуальность темы исследования. Характерной чертой развития социальной философии является повышенный интерес к исследованию духовных сфер бытия общества. XX век обнаружил наибольшую динамику развития материальных и социальных процессов, что вызвало немало противоречий в мировоззренческих ориентирах и ценностях этой грандиозной эпохи, требующих сегодня более глубокого осмысления и оценки. Наиболее значимые перемены были связаны со столкновением "западного" и "восточного" типов миропонимания, а также с тем, что человечество испытало в этот период своеобразные "пограничные ситуации", находясь между процветанием и выживанием, ситуации, которые, помимо всего прочего, способствуют формированию нового взгляда на сущность социокультурного бытия.
В содержательной структуре данного исследования можно условно выделить три уровня, которыми определяется его актуальность: научно-теоретический, мировоззренческий и практический.
1. Научно-теоретический уровень. Современная отечественная социальная философия переживает сложный процесс в становлении содержательных аспектов понятия "цивилизация", который долгое время находился на периферии научного исследования. Интерес к нему связан с широтой обобщенности понятия, включенностью в него онтологических, гносеологических и аксиологических оснований. В результате возникло несколько различных подходов в понимании цивилизации, разнящихся по своей сути, но объединяемых в единый "цивилизационный подход". Этот процесс требует сегодня обстоятельного анализа, осмысления и классификации различных подходов к определению сущности цивилизации, что способствовало бы успешному ориентированию в новой отрасли социальной философии - цивилизациогра-фии и позволило бы избежать ошибочных обобщений.
2. Мировоззренческий уровень. Данный уровень характеризует ряд причин применения прежде всего ценностного и антропологического подходов к исследованию феномена цивилизации. Современная эпоха отмечена не только реализацией многих устремлений и идеалов техногенного мира, но и их кризисом, исчерпанием потенциалов, в связи с чем возникает потребность нового осмысления ценности Человека, Свободы, Разума, Природы, Прогресса. Требуют оценки и качественные перемены смысложизненных представлений, произошедшие в постклассическую эпоху, связанные с кризисом рационализма и позитивизма.
Современная интеграция мира является осуществлением тенденции к сближению многих нетождественных систем ценностей и ориентиров развития, и в этой связи необходим анализ возможности их сочетания и взаимовлияния. Особенно актуальным выступает в этом отношении анализ следующих связей: Запад - Восток, Запад - Россия, цивилизованный мир - первобытные культуры.
3. Практический уровень связан с определением приоритетов в решении жизненно важных проблем современности, сопряженных с глобальным духовным кризисом общества, острокризисной ситуацией в отношениях общества и природы. В исследованиях второй половины XX века идут напряженные поиски путей достижения состояния Равновесия, Гармонии, Гомео-стаза в отношениях "Природа - Общество", в связи с чем требуется переосмысление приоритетов Общества, Цивилизации, Человека в структуре биосферы. В этом отношении наиболее позитивной видится оценка не только материальных, но и духовных факторов развития общества с позиции их взаимосвязи с природной средой.
В связи с этим представляется актуальным исследование объективно данных мировоззренческих и ценностных устремлений цивилизации как форм жизнедеятельности общества, соотнесение общественного бытия и его духовной сферы с природными процессами. Расширение рамок анализа духовных проблем до отношений "Природа-Общество-Человек" возможно через применение социоестественного, антропологического, психоаналитического и исторического методов. Сама постановка подобной задачи в известной степени является новой по сравнению с аналогичными предыдущими исследованиями.
Степень разработанности проблемы. Изучением различных аспектов проблемы цивилизации и отчасти ее духовных оснований занимаются многие зарубежные и отечественные теоретики. Наибольший интерес вызывает как анализ содержания самого понятия, так и диалектика возникновения, развития цивилизации. В исследовании этих проблем можно выделить несколько основных подходов: географический (Г. Бокль, JI. Мечников, Л.И. Рейснер), абсолютизирующий фактор природной среды в процессе становления и развития цивилизации; этнографический (Ж.А. Гобино, Г. Рюккерт, Н.Я. Данилевский, J1. Гумилев, В.М. Немчинов, А. Ничефоро, Н.С. Розов и др.), объясняющий феномен цивилизации как результат материального, социального, духовного развития определенного этноса (группы этносов); теологический (Вл. Соловьев, А. Тойнби, С. Франк, В.Ф. Эрн, Н. Бердяев и др.), представители которого видят основания деления человечества на цивилизации в религии (А. Тойнби) либо связывают этапы развития цивилизаций с отношением к религиозным ценностям, а будущее - с религиозным преображением (Н. Бердяев, С. Франк, В.Ф. Эрн); культурологический (А. Гумбольдт, А. Швейцер, Э. Маритен, Н.Я. Бромлей, A.M. Кантор и др.), определяющий цивилизацию как социокультурный срез жизни общества; эсхатологический (О. Шпенглер, 3. Фрейд), оценивающий цивилизацию как последнюю стадию, закат развития жизни замкнутого общественного организма; ценностный (М. Вебер, Г. Риккерт, Г. Зиммель, В. Дильтей, М. Шелер, Ф. Бэгби, B.C. Степин, Г.Г. Дилигенский, Т.В. Карадже и др.), представители которого видят основания деления на цивилизации в ценностях, которые определяются как выражение общих установок своего времени и которые являются духовным ядром каждой эпохи; технико-экономический (Р. Редфилд, Р. Арон, Д. Белл, А. Тофлер, А.Турен, Ж. Казнев, М.В. Мотро-
Шилова, A.C. Ахизер, С.Э. Крапивенский, В.Ж. Келле и др.), теоретики которого связывают процессы генезиса цивилизации с развитием техники, технологии, характером воспроизводства; социологический (М.А. Барг, Л.И. Новикова, И.А. Гобозов, Н.Ш. Козлова, И .Г. Корсунцев, Н.В. Клягин, В.Г. Федотова и др.), исходящий из утверждения, что процесс появления и развития цивилизации имманентно связан с фактором социализации, который, в свою очередь, обуславливает дифференциацию общества, разделение труда, повышение роли разума в истории; антропологический (Э. Дюркгейм, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, А. Кребер, Б. Малиновский, Р. Редклиф-Браун, Ф. Боас, К. Тернбулл, М. Мид, Р. Бенедикт и др.), представители которого - этнографы и антропологи - подчеркивают равноправность и самостоятельность развития различных типов обществ, в том числе и "примитивных", и связывают становление цивилизации с появлением городов, письменности, коммуникации, интенсивного производства, вмешательства в природные процессы.
Большая часть отечественных исследований посвящена определению смысла самого термина "цивилизация", анализу альтернатив Цивилизация -Формация (М.А. Барг, В.Ж. Келле, Н.Я. Бромлей, Л.И. Рейснер, В.М. Немчинов и др.1), Цивилизация - Культура (П.С. Гуревич, Т.В. Карадже. и др.2), Цивилизации - Доцивилизации (В.Н. Самородов, Н.В. Клягин и др.3)
Если в нашей стране интерес к понятию цивилизации усилился с конца 80-х годов, то за рубежом он оставался устойчивым на протяжении многих десятилетий. Наиболее значительный вклад в его развитие в XX веке был внесен французскими историками - Ф. Броделем, Л. Февром, Ж. Ле Гоффом, представителями американской цивилиографии - Ф. Бэгби, А. Богнером, а так же профессорами европейских университетов - Н. Элиасом, С.Н. Эйзен-штадтом, Г. Мишо, Э. Марком, Д. Гудсбломом и др.4 Особое направление в науке составляют теории антропологов и этнографов XX века, которые, опираясь на анализ образа жизни "примитивных обществ", выдвигают аргументы относительно проблем происхождения, признаков и становления цивилизации в истории. К ним относятся труды К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, А. Кребера, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Р. Рэдклифа-Брауна, М. Мид, Р. Бенедикт, К. Тернбулла и др.5
1 См. Барг М.А Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? / Цивилизации. Вып. 2.М.1993; Рейснер Л.И. Цивилизация и способ общения. М. 1993; Келле В.Ж. Соотношение фор-мационного и цивилизационного подходов к анализу исторического процесса. / Цивилизации. Вып. 2. М.1993; Бромлей Н.Я. К вопросу о соотношении понятий "цивилизация" и "формация". / Цивилизации. Вып 1. М. 1992.
2 См. Гуревич П.С. Философия культуры. М. 1995; Карадже Т.В. Диалектика взаимодействия цивилизации и культуры: диссертация на соискание уч. степени канд. филос. наук. М. 1995.
3 См. Клягин Н.В. Цивилизация как закономерность истории. / Философия и общество 1998. № 2; Самородов В.Н. Проблемы генезиса первичных цивилизаций. Спб. 1995.
4 Бродель Ф. Игры обмена. М.1988; Февр Л. Бои за историю. М. 1991; Ж.Ле Гофф Цивилизация средневекового запада. М. 1992; Бэгби Ф. Культура и история.; Мишо Г., Марк Э. К науке о цивилизациях? ; Эйзеи-штадт С.Н. Прорывы осевого времени. ; Богнер А. Цивилизация и рационализация, и др. / Современные теории цивилизаций. М. 1995.
5 См. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М. 1985; Первобытное мышление М. 1994.; Леви-Брюль Л. Сверх-естественное в первобытном мышлении. М. 1994; Кребер Т. Иши в двух мирах.; Тернбулл К. Человек
Если исследования духовных, ценностных аспектов цивилизационной проблемы имеют широкое распространение за рубежом, в отечественной социально-философской литературе к ним только приступают. Можно отметить исследования B.C. Степина, JI.C. Васильева, Г.Г. Дилигенского, Э.С. Кульпина, Н.В. Мотрошиловой6. Давая оценку этим исследованиям, следует отметить, что в них раскрываются черты, свойства, функции различных форм бытия цивилизации, анализируются причины ее возникновения, сущность. Однако единого подхода к пониманию проблем цивилизации и, в частности, ее духовного бытия нет. По нашему мнению, еще в предварительной стадии изучения находятся вопросы, связанные с классификацией цивилизаций, с выявлением их материальных, социальных и духовных оснований. Недостаточно внимания уделено процессу становления и развития смысло-жизненных представлений, ценностей и идеалов цивилизации, поиску тенденций в эволюции и взаимовлиянии цивилизации и природной среды.
Объект, предмет, цели и задачи исследования. Объектом исследования является цивилизация как особый исторический феномен. Предметом исследования является философский анализ духовных - мировоззренческих и ценностных - оснований цивилизации как одного из типов жизнедеятельности общества, развивающегося вне природного и экологического императивов.
Основной целью диссертационного исследования является:
- смысловое определение понятия "цивилизация", поиск его альтернативы в социальной философии;
- исследование духовных оснований цивилизации в контексте отношений "Природа - Общество";
- сопряжение прежде всего аксиологического и антропологического подходов в исследовании эволюции человечества от антропогена до конца XX века;
- осознание степени обусловленности современных проблем цивилизации естественно-природными, демографическими, а также духовными факторами;
- осмысление логики генезиса духовного развития техногенного мира, в том числе и России, в контексте выделенных подходов.
Для достижения данной цели предполагается решить следующие задачи: проанализировать известные подходы к пониманию цивилизации как исторического феномена и выделить авторский подход; выявить признаки цивилизации и ее альтернативы, дать классификацию различных цивилиза-ционных типов; выявить природу основных компонентов духовного бытия цивилизации и их эволюцию; определить основные тенденции в изменении духовных оснований цивилизации, дать характеристику и оценку различным
в Африке. М. 1981; Мид М. Культура и мир детства. М. 1988; Роуз Ф. Аборигены Австралии. Традиционное общество. М. 1989.и др.
6 См. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. 1994; Васильев J1.C. Генеральные очертания исторического процесса. / Философия и общество. 1997-1998 гг.; Ди-гиленский Г.Г. "Конец истории" или смена цивилизаций. / Цивилизации. Вып. 2. М. 1993; Кульпин Э.С. Путь России. Кн.1. М. 1995; Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М. 1991.
стадиям эволюции Западной цивилизации и России; попытаться переосмыслить ключевые понятия западного мира - Человек, Свобода, Разум, Цивилизация, Природа - с учетом произошедшего "пересечения" истории человечества с историей природы, вызвавшего необходимость становления экологической истории общества и среды.
Научная новизна результатов исследования состоит в особенностях самого подхода к поставленной проблеме. Впервые осуществлен аксиологи-ческо-антропологический анализ понятия "цивилизация". Показана взаимосвязь естественно-природных, демографических и духовных - мировоззренческих и ценностных факторов.
Результаты исследования могут быть сформулированы в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Цивилизация как единая целостная система общественно-исторического развития человечества характеризуется качественной отчужденностью от природной среды, приоритетом социального императива над экологическим и реализует себя в истории посредством развития творческих, преобразовательных способностей человека.
2. Основными компонентами духовной сферы цивилизации являются мировоззренческие ориентиры, ценности и идеалы, классификация которых обусловлена различиями двух основных цивилизационных типов: традиционного и инновационного.
3. Основным мировоззренческим ориентиром инновационного (классического) типа цивилизации выступает система философско-мировоззренческих идей и ориентиров, отражающая стремление к независимости и самореализации человека в мире, определяющая основание его интеллектуально-нравственного потенциала.
4. Ценностями инновационного типа цивилизации выступают Свобода, Антропоцентризм, Гуманизм и Рациональность, динамика развития которых отражает направление эволюции современного мира, его проблемы и сложности.
5. Закономерности эволюции мировоззренческих ориентиров и ценностей инновационной цивилизации характеризуются прежде всего сложным процессом движения от становления Идеи ценности к реальному Достижению, процессом сопряжения "теоретического" и "практического".
6. Негативные тенденции в развитии современной цивилизации обуславливают поиск новых ориентиров и ценностей, которые способствовали бы преодолению острокризисной ситуации во взаимоотношениях общества и природы, в системе человеческих отношений, нахождению путей к духовному Возрождению.
Методологической основой логики диссертационного исследования являются принципы диалектического мышления, различные методы познания: исторический и логический, системный подход, метод многофакторности и дополнительности, элементы психоаналитического метода прочтения исторического материала, метод "отнесения к ценности" М. Вебера, сравнительный анализ. При рассмотрении духовных оснований цивилизации автор
опирался на труды по истории ментальное™ П. Гиро, Дж, Д. Дрэпера, Т. Ри-бо, Ж. Jle Гоффа, Ф. Броделя, М. Блока, А.Я. Гуревича, М.А. Барга и др. Существенное значение для решения проблемы поиска альтернативы цивилизации имели исследования Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Кребера, К. Тернбулла, М. Мид, Ф. Роуза, Б.В. Иорданского, В.Р. Арсеньева и др. Изучение мировоззренческих ориентиров и ценностей инновационной цивилизации основывалось на некоторых идеях работ В. Зомбардта, М. Вебера, М. Шелера, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Швейцера, Р. Арона, B.C. Степина, Л.С. Васильева, Г.Г. Дилигенского и др. Кроме того, автор опирался на данные этнографии, антропологии, археологии, истории.
Теоретическое и практическое значение данного �