автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Культура революционной эпохи

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Кучукова, Жанета Магометовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Культура революционной эпохи'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кучукова, Жанета Магометовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Методологические основы анализа состояния и динамики культуры в период революции

1.1. Системность и целостность культуры отдельного общества

1.2. Историчное и константное в культуре отдельного общества

ГЛАВА 2. Французская революция конца 18 в.: состояние и динамика культуры общества

2.1. Становление культуры социально-исторического существования французского народа

2.2. Изменение образа жизни и формирование культуры личностного существования индивида

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Кучукова, Жанета Магометовна

Актуальность темы исследования определяется как потребностями современной социальной практики, так и логикой развития философии культуры. Теоретические проблемы, возникновение которых обусловлено конкретными событиями, происходящими в индивидуализированной форме в ограниченном социокультурном пространстве и историческом времени не нашли адекватного своему значению исследовательского интереса. Вопросы состояния и динамики культуры в период революции, т.е. радикального и насильственного изменения системы ценностей, социально-экономической и политической структуры общества относятся именно к таким проблемам. Без решения подобных проблем невозможно создание целостной модели исторического существования культуры. В то же время, интерес к данной проблеме в настоящем более всего обусловлен содержанием процессов, которые происходят и в России, и в остальном мире.

Настоящее время и на уровне сознания человека массового, и в трудах интеллектуалов осознается как переломное, сравнимое с периодом создания на основе производящего типа хозяйственной деятельности первых цивилизаций. Такое сознание формируется не только в странах, которые в последнее столетие жили на основе осуществления утопичной, как оказалось, идеи построения коммунизма, или же в афро-азиатских странах, озабоченных в первую очередь удовлетворением первичных, базовых потребностей. Сознание необходимости кардинальных изменении парадигмы существования человечества возникло и в западных странах. В странах Запада существует сознание тупиково-сти развития этой цивилизации, бесперспективности развиваемых форм жизнедеятельности в историческом будущем. В основе своей ориентированная во вне от человека, на покорение, преобразование, она характеризуется как односторонне индустриальная. Её доминантами являются признание силы разума, приоритета науки над другими областями и ценностями духовной жизни, креативизм, индивидуализм, нигилизм. Из этих характеристик техногенной цивилизации и выводится тот разлад, дисгармония во всей системе бытия, который наблюдается в конце 20 века. Возникло стремление найти выход из противоречий: технический прогресс - экология, материальное - духовное, личность - общество, созданных западной цивилизацией, устранить диспропорции в их соотношении, прийти к состоянию гармонии и равновесия. При этом всё большее внимание уделяется феномену культуры.

Подобное сознание и в более острой форме существует и в странах, возникших на территории бывшего СССР. Они в условиях системного кризиса, поразившего эти страны, приобрели трагическую форму. Произошло наслоение многих проблем, решение которых в западной цивилизации заняло несколько веков. Одно из наиболее весомых разочарований обусловлено не оправдавшими надеждами на быструю вестернизацию страны. К 20 веку человечество подошло выстроенное "по росту" в зависимости от близости в образе жизни к цивилизации Запада. И в России первая волна реформаторов предполагала быструю и безболезненную вестернизацию, но реальность показала, что Россия это не Запад и не может просто перенести этот опыт как некую матрицу на страну, она должна пройти свой путь. Примерно таких же итогов достигли и остальные страны, при этом результаты, к которым приходят эти общества отличаются не только от образца, но они различаются и между собой. Пытаясь объяснить это, все больше обращаются к явлениям и процессам, которые входят в сферу культуры. В частности, пристальное внимание привлекают к себе такие феномены культуры как менталитет, национальный характер, мировоззрение, архетипы, мораль и др. Осознается, что культура не менее значима в жизни человека, чем такие формы бытия, как природа и общество. Все это находит отражение в богатейшей литературе, посвященной проблемам культуры, высвечивающей различные грани, срезы этого феномена. Одна из самых актуальных проблем - это проблема взаимоотношений процессов и явлений в сферах культуры и общественной жизни. Один их аспектов этой проблемы, представляющий интерес для нас в свете происходящих событий в нашей стране - что происходит во время кардинального преобразования общества в ходе революции с культурой, какое влияние оказывают эти изменения на ее жизнь, в каких ее подсистемах это прослеживается.

Априорно, в самом общем виде, можно утверждать, что результатом революционных трансформаций является изменение культурогенного субъекта и всего организма культуры. Но в какой мере происходят эти изменения? Можно ли говорить о развитии культуры как о возникновении качественно нового ее состояния, и если да, то в каком направлении идет это развитие и как характеризуется. Либо же речь идет лишь о некоторых незначительных изменениях в отдельных подсистемах культуры, что не очень сильно влияет на содержание культуры как единого целого. В каких областях, структурах наблюдается преемственность и в каких находит выражение новое, либо же измененное.

Необходима методологическая разработка проблемы динамики культуры в период радикального переустройства общественных отношении. По нашему мнению, наиболее продуктивным будет исследование, проведенное на основе анализа состояния конкретной культуры кризисного общества. И на основе такого исследования возможно создание теоретической модели динамики культуры в период социальных катаклизм, кардинальных преобразований общества.

Необходимо было бы проследить трансформацию культуры в современный период, когда Россия испытывает пертурбацию всего общественного здания. Но возникают трудности в связи с тем, что этот процесс не окончен. Более перспективно рассмотрение этой проблемы на отстоявшемся материале Французской революции конца 18 века, которая по значимости ее последствий как для самой Франции, так и для всего мира вошла в историю человечества как одно из самых знаменательных событий. В этот период были сформулированы основные политические, нравственные и экономические принципы, идеалы, на основе которых возникло современное общество. В то же время именно Французская революция впервые явила миру теорию и преступную практику революционного террора. Все это и делает проблему анализа состояния и динамики культуры конкретного общества (в данном случае Франции) в период трансформации социально-экономических и политических отношении одной из наиболее актуальных для современного обществоведения.

Состояние научной разработки проблемы. Культура в различных аспектах, в формах существования и способах проявления в последние десятилетия стала одной из наиболее разрабатываемых в отечественном обществоведении проблем. В то же время, проблема состояния и динамики культуры конкретного общества ( в частности Франции) в период революции не стала предметом исследовательского интереса. Существующую литературу можно разбить на ряд категории. Имеется значительное количество исследовании посвященных теории культуры. Это работы Арнольдова А.И., Артоновского С.Н., Арутюнова С.А., Ахиезер А. С., Библер В. С., Боголюбовой Е.В., Гуревич П.С., Давидович В.Е., Дискин И.Е., Жданова Ю.А., Ешич М.Б., Ерасова Б.С., Злобина Н.С., Иконникова С.Н., Кагана М.С., Когана Л.Н., Лотмана Ю.М., Маркаряна Э.С. Межуева В.М., Петрова М.К., Пелипенко А.А., Соколова Э.В., Файнберг Л.А., Яковенко И. Г. и др. В них рассмотрены вопросы сущности и существования культуры, взаимоотношения культуры и натуры, культуры - общества - личности и т.д.

Уже к середине 80 годов в отечественном обществоведении исследование культуры осуществлялось на основе целого ряда методологических установок, таких как: предметно-ценностная, деятельностная, личностно-атрибутивная и общественно-атрибутивная, информационно-знаковая и концепция культуры как системообразующей основы общества. Эти работы сыграли позитивную роль и стали основой дальнейшего познания сущности и существования культуры. Позитивную роль сыграла в последние годы и публикация работ западных теоретиков культуры, позволивших с иных методологических установок рассмотреть культуру. Это работы таких исследователей как Рут Бенедикт,

Ральф JT. Билз, Франц Боас, Девид Бидни, Клиффорд Гирц, Альберт К. Ка-фанья, Альфред Кребёр, Джордж П. Мёрдок, Лесли А. Уайт и др.

Другая категория работ - это исследования, посвященные духовной жизни, культуре конкретных европейских стран в различные исторические эпохи, в том числе Франции периода революции.1 Но эти работы, как правило, рассматривают проблему развития духовной культуры и конкретно - это развитие литературы и искусства. При всей значимости этих работ они специфичны и не дают решения проблемы истории и динамики культуры как целостности в период революции.

В современной культурологии уделяется определенное внимание проблеме исторического развития культуры.2

Но, несмотря на кажущуюся достаточность работ, посвященных динамике культуры, ее историческому развитию, этот аспект культуры является наиболее неразработанным и даже по отношению к истории мировой культуры. На это обратил внимание один из ведущих теоретиков культуры М. С. Каган: "Несмотря на то, что изучение истории мировой культуры ведется уже почти три столетия - от "Оснований новой науки" Дж. Вико до фундаментальных исследований А. Тойнби - приходится признать, что это наименее разработанная область культурологической мысли"3. Этот вывод с еще большим основанием

1 Актуальные проблемы изучения Великой Французской революции. М., 1989г. Блуменау С.Ф. От социально-экономической истории к проблематике массового сознания. Французская историография революции конца 18в. Брянск, 1995г. Калитина Н.Н. Искусство эпохи Французской революции. Л., 1989г. Турчин B.C. Искусство Великой Французской революции. М., 1989г. Огурцов А.П. Великая Французская революция и наука. //ВФ, 1989г. № 3. Шлеев В.В. Революция и изобразительное искусство. М., 1987. Прилуцкая Т.И. Живопись Франции 17-18 веков. Москва. Изобразительное искусство. 1999.

2 Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. Сб. М., 1994 г. Культура и перестройка: Нормы, ценности, идеалы. М., 1990г. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван, 1973г. Файнбург З.И. К вопросу о понятии культуры и периодизации её исторического развития. Известия СКНЦВШ. Общественные науки, 1976г. №3. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973г. Мыльников А.С. Основы исторической типологии культуры. Л., 1979 г. Очерки теории и истории культуры. М., 1992г. Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск, 1980г. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: Философские очерки. Саратов, 1989г. и др.

3 Каган М.С. Философия культуры. С-П., 1996г. С. 318. можно отнести к проблеме состояния и динамики культуры в периоды социально-экономических и политических трансформации общества, в том числе и в отношении Французской революции конца 18 века.

В то же время, существует обширная литература, в основном историческая (более трех сотен наименовании), где предметом анализа является Французская революция. В существующей отечественной литературе дана достаточно целостная картина революции конца 18 века. Это исследования таких ученых как Адо А.В., Блуменау С.Ф., Гордон А.В., Дунаевский В.А., Итенберг Б.С., Кожокин Е.М., Коротков С.Н., Лебедева Е.И., Лукин Н.М., Манфред А.Е., Молчанов Н.В., Пименова Л.А., Ревуненков В.Г., Тарле Е.В., и др. В этих работах дана интерпретация революции с различных позиции, определены причины, история революции и результаты. В исследованиях этой категории, в контексте решаемых проблем с неизбежностью поднимаются вопросы создания и внедрения новых механизмов функционирования общества.

Необходимую основу для решения избранной проблемы создает и опубликованная переводная литература, наиболее значимая в понимании Французской революции как во Франции так и в других странах Запада. Это работы таких исследователей как Виллар Ж., Вовель М., Гениффе П., Годшо Ж., Каба-нес. О., Насс Л., Карлейль Т., Лемаршан Г., Ляпенток Д., Матьез А., Рюде Д., Собуль А., Тэн И., Финкилькро А., Фюре Ф., Хобсбаум Э., Токвиль А., Миш-ле Ж.

В исследовании проблем Французской революции большое значение имеют материалы и документы, изданные к 200-летию Французской революции. В этих работах дана ретроспективная оценка произошедшим более двух веков назад событиям. Это и анализ социально-экономического развития общества и выявление логики развития политической культуры и изменения духовной культуры, менталитета французского народа. Все это создает достаточную источниковедческую базу для решения исследовательской проблемы.

Цель и основные задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является социально-философский анализ состояния и динамики культуры конкретного общества, т.е. Франции, во время революции, создание на этой основе теоретической модели "поведения" культуры в период кардинальных изменении общественной жизни. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретико-методологические проблемы: 1. Определение содержания и феноменального существования культуры конкретного общества, выявление структуры и элементного состава, всего того, что можно объединить в мир культуры определенного социума. Выявить явления культуры, определяющие ее "лицо", основу или же константное, сохраняющее индивидуальность культуры в течение жизнедеятельности многих поколении.

2. Проанализировать состояние культуры социального организма с точки зрения изменения механизмов самоорганизации общности, выработать методику такого исследования, сформулировать гипотетическую теоретическую схему существования культуры в период революции.

3. На основе сформулированных теоретических предпосылок исследовать реальные процессы изменения культуры французского общества в годы её великой революции. Определить характер процессов, которые происходили на уровне ценностных основ культуры, существующих как фундамент деятель-ностного бытия индивида. Раскрыть содержание преобразований, происходящих в отдельных сферах культуры, выявить на основе такого анализа значение и смысл развития культуры социального организма как способа его существования в природном и социальном мире.

4 Документы истории Великой французской революции. Т. 1-2. М. 1990-1992. Исследования революции. Некоторые итоги научных работ, посвященных 200-летию Французской революции. Париж. 1991, 544с. К 200-летию Великой Французской революции: зарубежная историография. М. 1988. Великая Французская революция и Россия. М. 1989. МомджянХ.Н. Великая Французская революция: идейные истоки. М. 1989. Нарочницкий А.Л. Юбилей Французской революции: поиски и проблемы. //ННИ, 1989,№3., и др.

4. На основе анализа событий, происходивших во Франции в конце 18 века, выводов о состоянии, процессах и преобразованиях в сфере культуры выявить диалектику общего и особенного в происходящих процессах и на этой основе создать идеальную модель существования культуры в период радикальной трансформации общества на всех уровнях его бытия.

Объект и предмет исследования - объектом исследования является культура французского общества второй половины 18в. Культура общества, которая сохраняя преемственность и постепенность изменении, существовала в течении нескольких столетии и в период революции переживает качественное преобразование.

Предметом анализа является "поведение" культуры Франции в период революции, содержание процессов, происходящих в системе культуры французского общества в период кардинальных преобразований социальной системы.

Методологическая и источниковедческая основа исследования. Методологической основой исследования являются принципы познания, выработанные в теоретическом обществоведении, такие как: системность и историзм, конкретность и всесторонность рассмотрения. В проводимом исследовании автор опирался на теоретический багаж исследования проблем культуры, на сложившиеся в рамках философии культуры принципы и методы, культурологические работы, посвященные отдельным сферам и формам существования культуры. Необходимо иметь в виду, что исследования, проводимые в рамках теории культуры, с неизбежностью приводят к материалам основных сфер человеческой деятельности, являющимися, в то же время, и культуротворческими. Такое обращение требует обращения и к методологии, сложившейся при исследовании основных сфер общественной жизни. Кроме того, логику решения сформулированной проблемы, используемые методы и источники диктуют особенности исследуемого явления. Основное содержание решаемой проблемы - это выявление характера, смысла и значения происходящих изменений в культуре конкретного общества (т.е. страны или же государства) в период революционного переустройства основ общественной жизни, трансформации основных сфер человеческой деятельности. В то же время, такой анализ проводится на конкретном материале истории Франции. Это обстоятельство диктует ряд процедур, без которых невозможны позитивные результаты. Во-первых, необходимо принятые в теоретическом обществоведении положения о сущности и существовании культуры, об ее функциях, структуре соотнести с существованием конкретного общества и "найти" там, в многообразии явлений культуры то, что составляет ее основу и где анализ этой эмпирически познаваемой реальности позволит решить проблему. Абстракции, выработанные в теоретическом обществоведении, необходимо привести в систему корреляционных связей с явлениями, которые могут быть индикаторами состояния культуры общества в целом.

Во- вторых, необходимо определиться с культурой как с предметом изменения и развития, свести общепринятые положения о развитии культуры и особенно в периоды социальных потрясении к модели, опирающейся на представления и понятия, способной стать основой анализа реальной жизни общества, его культуры. Необходимо определиться - что может измениться в культуре общества как целостности, существующей в реальном контексте исторического времени, наполненного событиями, преобразовавшими социальный организм в течение короткого периода. В процессе такой идеализации возможно получение системы представлений, представляющих собой образец, схему или же парадигму анализа динамики культуры Франции в годы революции.

В - третьих, анализ культуры Франции требует определенности в использовании культуроведческих методов, способов познания, сложившихся в постижении культуры исторических эпох (традиционно это культуры первобытности и далее античности, средних веков и т. д.), а также в исследовании культуры отдельных стран. Имеет принципиальное значение для определения источниковедческой базы исследования положение о том, что история французского общества и его культуры является материалом для получения выводов, способных стать основой теоретической интерпретации и решения обозначенной проблемы. Поэтому нас интересует не единичное, индивидуальное в этих событиях, а общая логика, содержание происходящих процессов. Источниками для такого анализа могут служить, с одной стороны, богатейшая литература по истории Великой Французской революции, как российских специалистов, так и западных и, с другой стороны, документальные материалы, отражающие эти события. Именно введение в исследовательское поле конкретно-исторического материала позволит избежать схематизма и чрезмерной абстрактности, являющимися по существу теоретизированием, оторванным от реальных процессов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- создана модель культуры отдельного общества, способная исполнить инструментальную роль при анализе состояния и динамики культуры в период революции.

- определен механизм изменений культуры, проявления корреляционных связей революционных трансформаций общества с развитием феноменов, составляющих содержание культуры общества.

- обоснована необходимость введения в исследовательское поле новых категорий, могущих служить основой анализа культуры конкретной общности в период ее революционного развития.

- разработаны индикаторы, позволяющие судить о характере изменений культуры социального организма.

- на основе анализа конкретно-исторических источников показан процесс разрушения культуры социально-исторического существования французского народа в конце 18 века и, в то же время, формирования в этот период новой парадигмы исторического творчества общности.

- на основе обобщений фактологического материала раскрыта логика изменения образа жизни общества и становление на этой основе субъектной, личностной модели поведения, жизнедеятельности индивида.

В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

1. Основой решения проблемы состояния и динамики культуры конкретного общества в период революции является создание и использование её идеальной модели. Модель культуры социального организма представлена в форме субстанционального элемента как ядра культуры и сфер культуры. При этом, из-за многозначной употребляемости и неопределенности понятия "ядро культуры" предлагается ввести специальное понятие, категорию, которая отображала бы именно наличие такой структуры в культуре и особенности её "поведения" в периоды трансформации общества. В качестве такого понятия использован геологический термин магма, имея в виду возможность аналогии с его содержанием, как магма культуры. Содержание магмы культуры раскрывается через ряд понятий, таких как: "дух народа", "этнические константы", "менталитет" и "архетипы бессознательного" ( возможно выявление и других феноменов в дальнейшем). В качестве сфер культуры общества существуют: а) духовная культура, где создается и воспроизводится через различные формы духовного производства идеальная модель существования общности, модель, которая существует в многообразных явлениях духовной жизни. Её особенностью, в отличие от магмы культуры, является осознаваемость, возможность целенаправленной коррекции или же преобразования; б) предметная культура как основа деятельностного существования общности в природном и социальном мире. Это способы и средства организации общественной деятельности.

2. Изменение культуры как целостности происходит как трансформация, которая затрагивает базовые структуры. Новое состояние культуры это неизбежно изменение парадигмы существования социальной общности. Для фиксации и определения такого характера изменений культуры введено понятие "культура социально-исторического существования общества". Изменение культуры социально-исторического существования общности проявляется в видимой форме как преобразование самосознания и самочувствования, форм и способов самоидентификации общности. Этот процесс происходит как смена "символ-доминанты социального организма". При множестве ситуаций и отношений, потребностей и интересов, в которых живет общность, такое явление существует как символическая форма коммуникации и взаимопонимания, которая моделирует их коллективную общность.

Для выявления и анализа феноменов, определяющих культуру существования конкретно-исторической средне-типической личности, необходимо использовать категорию "образ жизни" и исследовать явления, определяемые этим понятием. Категория образ жизни фиксирует настоящее общества через конкретные характеристики и условия жизни людей. При этом здесь отражается то общее, что характеризует жизнь людей в многообразных формах проявления, прохождения в обыденных ежедневных условиях. Это понятие вбирает в себя то, что присуще и социальной группе, и общности в целом, но фиксируется на уровне жизнедеятельности индивида.

3. Революция это время, спрессованное множеством событии, затрагивающих образ жизни и интересы всех социальных групп и каждой личности. Это период, когда общность совершает качественный переход из одного состояния в другое. Это время изменения не только сфер культуры, его духовности, практических механизмов и способов самоорганизации и деятельности общества, но и изменения структуры его магмы, уровня ментальностей, бессознательного. Происходит изменение всей системы культуры. Выражено это в утверждении нового символа-доминанты общности, отраженное в понятиях Республика, Нация, Отечество. В наиболее видимой форме в этот период происходят трансформации политических структур, изменения способов и форм управления и самоуправления. Процессы, происходящие в сфере политических отношении, можно определить как единство деинституционализации и ин-ституционализации. Деинституционализация происходит в форме разрушения и даже вивисекции существующих организаций и норм политических отношении. Одновременно с этим начинается процесс институционализации нового способа функционирования общества. Такие же процессы происходят в сфере материального производства, в системе экономических отношении. В этот период более всего изменения совершаются на основе уничтожения социальных групп и, в то же время, формирования новых социальных общностей. Эти процессы стали объективной основой сохранения и развития новой культуры, формирование которой началось в годы революции.

4. Трансформация культуры свершается как качественное преобразование системы человеческой деятельности на индивидном уровне организации общественной жизни. Интериоризованные новые формы существования человека "прописываются", в первую очередь, на уровне семьи, повседневности, происходит этнизация этих форм. Новые формы культуры на уровень социального выходят уже в форме этнических, т.е. особенных, присущих именно данной конкретной культурно-исторической общности. Анализ результатов конкретно-исторических исследований революции во Франции, исследовании социальных процессов, развития литературы, искусства, памятников духовности той эпохи, документов, принятых как основа жизнедеятельности общности и социальных субъектов, привел к выводу о том, что это двуединый процесс. Во-первых, это процесс дискредитации и, более того, диффамации существующих моделей поведения и деятельности, смыслов и ценностей. Во-вторых, это декларирование и легитимация новой модели образа жизни, знаково-смысловой и ценностной системы как основы существования личности, формирование личностного и гражданского сознания. В этот период происходит отказ от соционормативной культуры прошлых эпох и одновременно в общественную жизнь внедряется новая.

16

Теоретическая и практическая значимость исследования. Ценность представленной работы состоит в том, что она является одной из возможных форм решения проблемы состояния и динамики культуры в период трансформационных процессов, затрагивающих базовые структуры общественной жизни отдельно взятого социального организма. Теоретическое значение работы определяется тем, что предложена модель культуры отдельного общества, где определены основные элементы культуры, имеющие и феноменальное существование. Выделены индикаторы, анализ которых способен дать ответ о происходящих процессах в содержательной, структурной и функциональной сферах бытия культуры. Определенную теоретико-познавательную ценность представляют для специалистов результаты и выводы, полученные по анализу культуры Франции, её взаимосвязей с социальной и политической историей. Практическая ценность работы состоит в том, что выработанная логика анализа, принципы решения такой проблемы, методы и средства, использованные при этом, могут служить основой, образцом проведения подобных исследований. Полученные результаты могут быть применены при подготовке и чтении базовых и факультативных курсов по теории и истории культуры, социальной философии, истории.

1. Методологические основы анализа состояния и динамики культуры в период революции.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культура революционной эпохи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного анализа можно сделать ряд выводов, относящихся к методологии исследования подобных процессов, к истории французского общества, а также и общих, присущих явлению по её внутренней природе.

1. Исследование состояния и динамики культуры отдельного социального организма возможно на основе модели, где выделены, во-первых, ядро или же магма культуры и, во-вторых, сферы культуры. Первое понимается как неопределенная (т.е. не рефлексируемое на рациональном уровне без использования особенной методологии) масса психической энергии, которая на поверхность выходит при социально-политических и культурных катаклизмах и на её основе общность сохраняется, преобразуя содержание и форму остальных сфер культуры. Содержание магмы культуры раскрывается через феномены, определяемые понятиями: этнические константы, менталитет и архетипы бессознательного. К сферам культуры общества относятся: а) духовная культура, где создается и воспроизводится идеальная модель существования общности, модель, которая существует в многообразных явлениях духовной жизни, б) предметная культура как основа деятельностного существования общности в природном и социальном мире. Это способы и средства организации общественной деятельности. Для фиксации и определения характера изменения культуры общества в период революции необходимо использовать категорию, способную играть инструментальную роль при исследовании динамики культуры в такие периоды истории. В роли такой категории возможно использовать понятие «культура социально-исторического существования общества». Это понятие позволяет интерпретировать культуры отдельных обществ как целостностей, отражающих субъектное существование общностей. Введенная категория ориентирует на поиск критериев системного и целостного изменения культуры. Она позволяет сгруппировать преобразования, события, в результате которых меняются способы самоорганизации общности. Существование общности в предшествующие исторические эпохи подчинялось сложившимся механизмам организации общественной жизни. Это и определенный тип государственности, форма участия отдельного человека или же сословии и других социальных групп в общественной жизни. Революция в первую очередь изменила эти механизмы. Критерием такой трансформации культуры могут быть изменение самосознания, что проявляется в изменении форм и способов самоидентификации общности. Для анализа такого процесса предлагается ввести понятие «символ-доминанта социального организма», отражающее единство и целостность общности как социокультурного организма. Такое существование отображается в наличии идеи и образа общности, существующей в историческом времени и в социокультурном пространстве, состоящем из многих подобных образовании. Организменное и историческое существование той или иной общности своей предпосылкой имеет наличие процесса самоосознания и самопонимания. Это идеальное явление исторично и подвижно в своей структуре и содержании, её формирование и развитие происходит на основе сопоставления и сравнения с другими общностями. Основой историчности этих феноменов сознания является, в первую очередь, понимание своих интересов. В то же время, в относительно длительный период истории, когда существует определенный тип социальных отношении и деятельности и соответствующая этому состоянию культура, имеются идеальные феномены, где в неких идеях и явлениях отражается существование общности, эти феномены носят символический характер. Это своеобразные «опознавательные» знаки. В системе явлении сознания, отражающего существование общности, они играют доминирующую роль, т.е. это символ-доминанта. Такой символ-доминанта существует на уровне обыденного, массового сознания в феноменах, характерных для этого уровня общественного сознания. Такое явление бытует, объединяя всех, выполняя роль идеальной основы единения общности, согласования интересов различных социальных субъектов, начиная от отдельной личности. Это символическая форма коммуникации и взаимопонимания, которая объединяет общество и моделирует их коллективную общность.

2. Для состояния и динамики культуры в периоды революции характерно, в первую очередь, изменение духовности, сознания и психологии общества. Изменение духовности общества отражается на всех уровнях общественной жизни, начиная с общества в целом и до жизнедеятельности индивида. На уровне общности, т.е. всей культуры, этот процесс приводит к изменению представлении о мире в целом, об окружающей социальной среде, и такое изменение отражается в самоидентификации общности. Меняется самооценка, понимание своего места и роли в историческом процессе, формируется новое самосознание. Все это отражается в различных формах духовного производства. Особенностью такого духовного производства является их обращенность к массовому сознанию и обращаемость на обыденном уровне. В такие периоды происходит изменения ментальности общности, границы этнических общностей. Социокультурные трансформации проходят в форме процессов дискредитации, и более того, диффамации существующих моделей поведения и деятельности, смыслов и ценностей. Это декларирование и легитимация новой модели образа жизни, знаково-смысловой и ценностной системы как основы существования личности, формирование личностного и гражданского сознания. Именно в этот период происходит отказ от соционор-мативной культуры прошлых эпох, и это разрушение существующей культуры лежит во многом в основе неприятия социальных революции. В то же время, в общественную жизнь внедряется новая соционормативная культура. В наиболее видимой форме в этот период происходят трансформации политических структур, изменения способов и форм управления и самоуправления. Процессы трансформации в сфере политических отношении, их содержание более всего раскрываются понятиями деинституционализации и институцио-нализации. Деинституционализация происходит в форме разрушения и даже вивисекции существующих организации и норм политических отношении. Одновременно с этим происходит институционализация нового образа функционирования общества. Изменяется система экономических отношений и происходит на основе уничтожения социальных групп, и в то же время, формирования новых социальных общностей. В обществе меняются социальные субъекты, их роль и значение в общественных отношениях. В основе изменения социальной структуры лежат процессы, которые происходят в отношениях собственности, в её содержании и форме. Эти процессы стали объективной основой сохранения и развития новой культуры, продекларированной в годы революции.

Развитие культуры как качественное преобразование системы человеческой деятельности происходит в результате изменения способа жизнедеятельности на индивидном уровне организации общественной жизни. Развитие социальности и трансформация культуры аккумулируется в свойствах, особенностях жизнедеятельности человека, происходит интериоризация новых форм и способов деятельности во внутренние структуры личностного бытия. О процессе интериоризации как о ставшем факте можно говорить при существовании новых форм в виде социально-инстинктивных, привычных, традиционных. При этом они становятся частью естественно или же природ-но-социальных образовании, в которых предварительно существует человек как явление биосоциальное. Интериоризованные, новые формы существования человека должны «прописаться» в первую очередь на уровне семьи, где происходит инкультурация и социализация человека. Одновременно с этим происходит этнизация этих форм, ибо этнос это всегда результат возникновения и развития культуры и социальности.

Эти изменения проявляются и на индивидном или же обыденном уровне общественной жизни как трансформация образа жизни.

Новое состояние культуры это неизбежно изменение парадигмы существования общности. В результате революции Франция превратилась в нечто иное и

154 стала образцом для других стран. Развитие человечества до настоящего време ни происходит и как реализация образа жизни, впервые возникшего во Франции. Изменилась общность, субъект культуры, сама культура как система ме ханизмов, способов социоорганизменного существования французского наро да.

 

Список научной литературыКучукова, Жанета Магометовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Автономова Н.С., Караулов Ю.Н., Муравьев Ю.А. Культура, история, память. (О некоторых тенденциях новейшей французской историко-методологической мысли). //Вопросы философии. -1988 г. №3 - С. 75-89.

2. Адо А. В. К вопросу о социальной природе якобинской диктатуры. // Новая и новейшая история. -1972г. -№1- С. 34-45.

3. Адо А.В. К истории борьбы за проведение в жизнь аграрного законодательства якобинцев. // Французский ежегодник. М., 1968г.- С. 56-67.

4. Адо А.В. Крестьяне и Великая Французская революция. Крестьянские движения в 1789-1794 гг. М.: Издательство МГУ, 1987г.- 445с.

5. Адо А.В. Крестьянское движение во Франции во время Великой Буржуазной революции конца 18 века. М.: Издательство Московского университета, 1971г.-453с.

6. Адо А.В. Крестьянское движение во время Французской революции. (Историографические итоги). // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М., 1996г. - №5 - С.20 - 28.

7. Адо А.В. Место Французской революции в процессе перехода страны от феодализма к капитализму. // Новая и новейшая история. 1989г.-№ 3- С. 32-45.

8. Адо А. В. Французская буржуазная революция конца 18 века и ее современные критики. // Новая и новейшая история. 1981г. - № 3 - С. 45-56.

9. Актуальные проблемы изучения Великой Французской революции. -М.: Мысль, 1989г.-348с.

10. Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. -Т.1- 727с.

11. Артамонов С. Д. Вольтер и его век. М.: Просвещение., 1980г.- 223с.

12. Арш Г.Л. Великая Французская революция и Балканы.// Новая и новейшая история. 1989г. - № 5 - С. 41-49.

13. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль., 1987г. 348с.

14. Барг М.А., Черняк Е.Б. Великие социальные революции 17-18 веков: в структуре переходной эпохи от феодализма к капитализму. М.: Наука., 1990г. -254с.

15. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 годов. М.: ВЮЗИ., 1984г. 81с.

16. Берго И.Б. Парламенты и политическая борьба во Франции накануне Великой Французской революции.// Новая и новейшая история. -1988г. №6 - С. 23-34

17. Бидни Д. Концепция культуры и некоторые ошибки в ее изучении. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. -Т.1- 57-90с.

18. Бидни Д. Культурная динамика и поиски истоков. В книге: В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. - Т.1-385-420с.

19. Блуменау С.Ф. "Анналы" и проблемы Французской буржуазной революции конца 18 века. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. М. 1978г.-№3 - с. 45-67.

20. Блуменау С.Ф. От социально-экономической истории к проблематике массового сознания. Французская историография революции конца 18 века. -Брянск, 1997.

21. Блуменау С.Ф. Современная французская историография Вандеи и Шуан-рии. // Новая и новейшая история. 1992г. - №1 - С. 35-48

22. Блуменау С.Ф. Современная французская марксистская историография революции во Франции конца 18 века.// Новая и новейшая история. -1990г.-№2 С. 34-49

23. Борисов Ю.В. Дипломатия Французской революции. // Международная жизнь. 1989г. - № 7 - С. 23-31

24. Бродель Ф. Что такое Франция? Книга первая: Пространство и история. -М.: Издательство имени Сабашниковых., 1994г. 406с.

25. Буржуазия и революции 17-19 веков в современной зарубежной историографии. М.: Наука., 1986г.- 256с.

26. Буржуазия и Великая французская революция. М.: Издательство Московского университета., 1989г. - 213с.

27. Бюль B.JI. Изменения культуры: к динамической социологии культуры // Общественные науки за рубежом. 1989г. - №3 - С. 139-146.

28. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Санкт-Петербург.: Университетская книга., 1999г.- 145с.

29. Век просвещения. Москва - Париж.: Наука., 1970г. - 332с.

30. Виллар Ж., Виллар К. Формирование французской нации (10 начало 19 века). - М.: Издательство иностранной литературы., 1957г. - 335с.

31. Вовель М. К истории общественного сознания эпохи Великой французской революции. // Французский ежегодник. М. 1985г. - С. 138-149.

32. Вовель М. К истории общественного сознания эпохи Великой французской революции. // Французский ежегодник. М. 1986г. - С. 100-125.

33. Вовель М. Революционная ментальность. Общество и ментальность во Французской революции. Париж. 1985 г. 127с.

34. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета., 1992г. 287с.

35. Вольней К.- Ф. Избранные атеистические произведения. М.: Издательство АН СССР., 1962г.-320с.

36. Гениффе П. Количество и разум. Французская революция и выборы. Париж. 1993г. -412с.

37. Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1905. 218с.

38. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. -Т.1- 115—138с.

39. Годшо Ж. Современное состояние изучения Французской революции в странах Западной Европы и США. // Французский ежегодник. М. 1972г. - С. 131-143.

40. Гордон А.В. Падение жирондистов: народное восстание в Париже 31 мая 2 июня 1793 года. - М.: Наука., 1988г. - 150с.

41. Гуревич А.Я. Предисловие к сборнику. В книге: Одиссей. Человек в истории. М.: Наука., 1989г. 3-10 с.

42. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов - на - Дону.: Издательство Ростовского университета., 1979г. - 262с.

43. Документы истории Великой Французской революции. Т. 1 2. Под редакцией Адо А.В. - М.: Издательство Московского университета. -Т.1 - 1990г. — 527с. Т.2- 1992г.- 352с.

44. Домнич М.Я. Великая Французская буржуазная революция и католическая церковь. М.: Издательство АН СССР., 1960г. 196с.

45. Дунаевский В.А. Великая Французская революция в советской историографии (1917-1941). В книге: История и историки: историография всеобщей истории. М.: Наука., 1966г.- 124-145с.

46. Дюби Ж. Трехчастная модель или представления средневекового общества о себе самом. М.: Языки русской культуры., 2000г. - 320с.

47. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 1, 2. -М.: Наука., 1994г. 396с.

48. Европейское Просвещение и Французская революция 18 века. М.: Мысль., 1988г.-367с.

49. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции. В 6 томах. -М.: Прогресс, 1976г. Т.1, книга 1 -519с. -Т.1, книга 2 - 407с. -Т.2 - 647с. -Т.З - 552с. -Т.4 - 511с. - Т.5 - 766с. -Т.6 - 534с.

50. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука., 1994г. - 442с.

51. Иванченко Я.А. Проблемы историографии социальных революций. // Новая и новейшая история. 1990г. - №5 - С. 34-51

52. Интервью Франсуа Миттерана // Курьер ЮНЕСКО. Июль август 1989.

53. Исследования революции. Некоторые итоги научных работ, посвященных 200-летию Французской революции. Под ред. М. Вовеля. Париж, 1991г. 544с.

54. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Под редакцией Брагиной JI.M. М.: Высшая школа., 1999г. - 479с.

55. История Франции. М.: АН СССР, Институт Всеобщей истории., 1972г. -Т.1. - 359с.

56. Итенберг Б.С. Россия и Великая Французская революция. М.: Мысль., 1988г.-253с.

57. К 200-летию Великой Французской революции: зарубежная историография.- М.: ИНИОН АН СССР, 1988г. 145с.

58. Кабанес О., Насс JI. Революционный невроз. М.: Институт психологии РАН. Издательство КСП+., 1998г. - 576с.

59. Каган М.С. Философия культуры. С.- П.: Петрополис., 1996г. - 416с.

60. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18-20 веков.- Л.: Издательство ЛГУ., 1990г. 274с.

61. Калитина Н.Н. Искусство эпохи Французской революции. Л.: Издательство ЛГУ., 1989г.-144с.

62. Калитина Н.Н. Великая французская революция и развитие изобразительного искусства в конце 18 века. // Французский ежегодник. М., 1989г. - С. 87-98.

63. Карлеиль Т. Французская революция. История. М.: Мысль., 1991г. - 575с.

64. Карлов Л.П. Великая Французская революция на почтовых марках.// Новая и новейшая история. 1989г. - № 4,- 89-91с.

65. Кармин А.С. Основы культурологии. -С.-П.: Издательство «Лань», 1997г. -512с.

66. Карпушин В.А. К.Маркс о культурно-историческом процессе. В книге: Культура, человек и картина мира. М.: Наука., 1987г. - 75-89с.

67. Кафанья А.К. Формальный анализ определений понятия культура. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. -Т.1 — 91-114с.

68. Келле В.Ж. Ковальзон М.Я. Теория и история. М.Я. М.: Политиздат., 1981г.-288с.

69. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство., 1979г.- 439с.

70. Киселева Е.В. К вопросу о продаже национальных имуществ. //Французский ежегодник. М., 1976г. - С. 45-59.

71. Киссель М. А. Принципы 1789 года. (Генезис и первое применение). //Вопросы философии. 1989г. - №10 - С. 73 - 89.

72. Кожокин Е.М. Французские рабочие: от Великой буржуазной революции до революции 1848 года. М.: Издательство МГУ., 1985г. - 238с.

73. Кожокин Е.М. Государство и народ: от Фронды до Великой Французской революции. М.: Наука., 1989г. - 173с.

74. Корнфорт. М. Открытая философия и открытое общество. -М.: Прогресс., 1972г.-531с.

75. Короткое С.Н. Современная буржуазная историография о французской буржуазии эпохи Великой Французской революции. В книге.: Критика концепции современной буржуазной историографии. - Л.: Издательство ЛГУ., 1987г.- 150-165с.

76. Коссок М. 1789 год и новые альтернативы социальной трансформации // Новая и новейшая история. 1989г. - №4. - С. 34-49.

77. Крапивенский С.Э. Парадоксы социальных революций. Воронеж: Издательство Воронежского университета., 1992г.- 191с.

78. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998г. - 416с.

79. Кребер А. Стиль и цивилизации. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. - Т.1- 225-270с.

80. Кропоткин П.А. Великая Французская революция 1789-1793 года. М.: Наука., 1979г.- 575с.

81. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Издательство политической литературы., 1980г. 312 с.

82. Культурология. Ростов на - Дону: Издательство «Феникс»., 1998г. - 576с.

83. Курьер ЮНЕСКО. Июль-август 1989г.

84. Кучеренко Г.С. Людовик 16 (1754 1793).От трона до гильотины. // Новая и новейшая история. - 1994г. - № 2 - 56-66с.

85. Лебедева Е.И. К истории политического кризиса накануне Великой Французской буржуазной революции. /План реформ Ш.-А.де Калонна /. В книге: Проблемы новой и новейшей истории. - М.: Наука., 1983г. - 234-249с.

86. Лебедева Е.И. Монография о французском дворянстве накануне революции. М.: Наука., 1988г. - 234с.

87. Лебедева Е.И. Парижский парламент и абсолютизм накануне Великой Французской буржуазной революции. В книге: Проблемы новой и новейшей истории. - М.: Наука., 1982г. - 123-134с.

88. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Текст., 1992г., -242с.

89. Лемаршан Г. Конец феодализма в области КО. Париж, 1989г. 284с.

90. Лимонов Ю.А. Празднества Великой французской революции в 17891793гг. и массовые праздники Советской России в 1917-1920гг. В книге: Великая Французская революция и Россия. - М.: Прогресс., 1989г. - 390-429с.

91. Липкин А. " Духовное ядро" как системообразующий фактор цивилизации: Европа и Россия. // Общественные науки и современность. 1995г. - №2. - С. 57-67.

92. Робеспьер М. Избранные произведения. М.: Наука., 1965г. - Т1. - 378с. -Т2,- 399с. -ТЗ.- 318с.

93. Лукин Н.М. Избранные труды. Т.1 М.: Издательство АН СССР., 1960г. -514с.

94. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс., 1997г. - 448с.

95. Люблинская А.Д. Французские крестьяне в 16-18 веках. Л.: Наука. Ленинградское отделение., 1978г. - 254с.

96. Ляпенток Д. Французская революция в интеллектуальной жизни России 1865-1905 гг. Веспорт-Лондон, 1996г. 398с.

97. Малиновский Б. Функциональный анализ. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. - Т.1- 681-702с.

98. Манфред А.Э. Великая Французская революция. М.: Наука., 1983г.- 431с.

99. Манфред А.Э. Великая Французская революция 18 века и современность. // Новая и новейшая история. 1964г. - №4 - С. 45-60.

100. Манфред А.З. О некоторых спорных и нерешенных вопросах историографии Великой Французской революции. //Французский ежегодник. М. 1978г.-С. 67-75.

101. Манфред. Руссо предвестник революции. // Вопросы истории. -1964г. -№1- С. 34-40.

102. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции: Ж.-Ж. Руссо, О.-Г. Рикетти де Мирабо, М. Робеспьер. М.: Мысль., 1989г.-440с.

103. Марат Ж.- П. Избранные произведения. М.: Издательство АН СССР., -1956г.- Т.2. - 316с.

104. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госполитиздат., - Т.7 - 1956г. -670с.-Т.26- 1962г.-476с.

105. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль., 1983г. -326с.

106. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США //Этнология в США и Канаде. -М. 1989г. С. 30-44.

107. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и информатика. М. 1983г.- Выпуск 20. - С. 45-56.

108. Матьез А. Французская революция. Ростов - на -Дону.: 1995г. - 576с.

109. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат., 1977г. - 199с.

110. Медушевский А.Н. Французская революция и политическая философия русского конституционализма. // Вопросы философии. 1989г. - №10 - С. 90-105.

111. Мердок Д.П. Фундаментальные характеристики культуры. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. - Т.1-49-56с.

112. Минье Ф. Сочинения: История французской революции. С-П.: Культурно-историческая библиотека, 1905г. -412с.

113. Мишле Ж. Краткая история Франции до Французской революции. -С-П.: Департамент внешней торговли, 1938г. 329с.

114. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2т. М.: Советская энциклопедия: Издательство малого предприятия «Останкино»., 1991г. - Т.1 - 671с.

115. Молчанов Н. Монтаньяры. ( О Ж. Дантоне, М. Робеспьере, Ж.- П. Марате.) М.: Молодая гвардия., 1989г. - 557с.

116. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс., 1973г. - 406с.

117. Момджян Х.Н. Великая Французская революция: идейные истоки. М.: Мысль., 1989г. -259с.

118. Момджян Х.Н. Французское Просвещение 18 века. М.: Мысль., 1983г. -447с.

119. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Наука., 1955г. - Т.З - 367с. 200. Мягков Г.П. О раннебуржуазных революциях. // Новая и новейшая история. - 1990г. - №5 - С. 34-49.

120. Нарагхи Эхсан. Почетные граждане Республики. // Курьер ЮНЕСКО. Июль август 1989г.

121. Нарочницкий A. J1. Юбилеи Французской революции: поиски и проблемы. //Новая и новейшая история. 1989г. - №3- С. 56-72.

122. Неру Д. Взгляд на всемирную историю. М.: Прогресс., 1989г. - Т2. -472с.

123. Обичкина Е.О. Крестьянство и идеологические предпосылки Великой Французской революции. // Новая и новейшая история. 1986г. - № 4 - С. 2343.

124. Обичкина Е.О. Распространение идеи Просвещения среди французского крестьянства накануне революции конца 18 века. // Новая и новейшая история. 1922г. - №2 - С. 34-56.

125. Огурцов А.П. Великая Французская революция и наука. // Вопросы философии. 1989г. - №3 - С. 37-48.

126. Одесский М., Фельдман Д. Революция как идеологема /к истории формирования/. // Общественные науки и современность. 1994г. - №2 - С.68-77.

127. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема /к истории развития/. //Общественные науки и современность. 1994г. - №6 - С.155-166.

128. Одесский М., Фельдман Д. Террор как идеологема /к истории развития/. //Общественные науки и современность. 1995г. - №1 -С. 167-175.

129. Олех Л.Г. Цивилизация и революция. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение., 1989г. - 189с.

130. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М.: Прогресс., 1987г. - 527с.

131. От Старого порядка к революции: к 200-летию Великой Французской революции. Л.: Издательство ЛГУ., 1988г. 175с.

132. Очерки по историческому материализму. М.: Наука., 1981г. 385с.

133. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект., 2000г. - 880 с.

134. Пелипенко А.А, Яковенко И.Г. Культура как система. М.: Издательство Языки русской культуры., 1998г. - 376с.

135. Петров В.М., Голицын Г.А. Полувековые циклы в социокультурной динамике. // Формирование новой парадигмы обществоведения. М. 1996г. - С. 83-99.

136. Пименова JI.А. Дворянство накануне Великой Французской революции. -М.: Издательство МГУ., 1986г. 213с.

137. Пименова Л.А. Доктрина французской монархии в конце Старого порядка. // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1996г. - №5 - С. 45-71.

138. Пименова Л.А. Идея свободы во Французской революции 18 века. // Новая и новейшая история. 1992г. - № 1 -С. 41-52.

139. Пименова Л.А. Социально-политическая позиция дворянства накануне Великой Французской революции. // Новая и новейшая история. 1984г. - №1 -С. 65-82.

140. Плавинская Н.Ю. Вандея. // Новая и новейшая история. 1993г. - №6 - С. 34-39.

141. Платунов Н.И., Блуменау С.Ф. Споры о революции во французской исторической науке второй половины 50-70 годов. // Вопросы истории. 1995г. -№7 - С. 56-72

142. Плахова Р.Е. Некоторые аспекты изучения во Франции Великой Французской революции в канун двухсотлетия. М.: Наука., 1988г. - 156с.

143. Поздняков Э.А. Формационный и цивилизационный подходы. // Мировая экономика и международные отношения. 1990г. - №5 - С.54 - 60.

144. Положение Франции в годы революции /1789-1799/. Париж, 1988г. 318с.

145. Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М.: Издательство МГУ., 1989г. - 173с.

146. Поппер. К. Открытое общество и его враги. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», открытое общество «Феникс», 1992г. - Т.1 - 446с. - Т.2 - 525с.

147. Поршнев Б.Ф. Ж. Мелье и народные истоки его мировоззрения. М.: Наука., 1955г. - 134с.

148. Посконин B.C. Проблемы новой и новейшей истории Франции в освещении журнала "Ревю историк" /1975 1984/. // Новая и новейшая история. -1985г. -№4-С.67-69.

149. Приверженность республике. Париж. 1992г.- 498с.

150. Прилуцкая Т.Н. Живопись Франции 17-18 веков. М.: Изобразительное искусство., 1999г. - 64с.

151. Проблемы якобинской диктатуры. //Французский ежегодник. М. 1972г. -С.21-29.

152. Пушкарев JI.H. Что такое менталитет ? Историографические заметки. // Отечественная история. 1995г. - №3 - С. 157 - 164.

153. Религия и революция. По материалам коллоквиума в Сен-Флоран-ле-Вьей 13-15 мая 1993г. Под ред. Ж.-К. Мартена. Париж, 1994г. 512с.

154. Ревуненков В.Г. Великая Французская революция: традиции изучения и новые подходы. //Вопросы истории. 1989г. - № 5 - С. 13-21.

155. Ревуненков В.Г. Марксизм и проблемы якобинской диктатуры / Историографический сборник/. JL: Издательство ЛГУ., 1966г. - 176с.

156. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. Падение монархии. 1789-1792. Л.: Издательство ЛГУ., 1982г. - 240с.

157. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789 -1799. Л.: Издательство ЛГУ., 1989г.- 535с.

158. Ревуненков В.Г. Парижские санкюлоты эпохи Великой Французской революции. Л.: Издательство ЛГУ., 1971г. 176с.

159. Ревуненков В. Г. Санкюлоты и якобинцы. // Новая и новейшая история. -1969г. № 3-С. 34-39.

160. Робеспьер М. Избранные произведения. В 3 томах. М.: Наука., 1965г. -Т.1 378с. - Т.2- 399с. -Т.З - 318с.

161. Рюде Д. Народные низы в истории 1730-1848. М.: Прогресс., 1984г. -320с.

162. Сапронов П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. С П.: «Союз»., 1998г. - 560с.

163. Семенова А.В. Великая Французская революция и Россия, (конец 18 первая четверть 19 в.). - М.: Знание., 1991г. - 63с.

164. Семенова А.В. Декабристы и Французская революция конца 18 века. // Новая и новейшая история. 1989г. - № 3 - С. 24-29.

165. Серебрякова Г. Женщины эпохи Французской революции. М.: «Советский писатель»., 1958г. - 278с.

166. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М.: Наука., 1978г. 284с.

167. Сироткин В.Г. Франция: 200 лет без Бастилии. Киев: Политиздат Украины., 1990г.-203с.

168. Смирнов В.П., Посконин B.C. Традиции Великой Французской революции в идейно политической жизни Франции. - М.: Издательство МГУ., 1991г. -219с.

169. Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 годов и революции 1848 года во Франции. М.: Иностранная литература., 1960г. -372с.

170. Собуль А. Классическая историография Французской революции. //Французский ежегодник. М. 1978г. С. 54-62.

171. Собуль А. Крестьянское движение и феодализм. //Французский ежегодник. -М. 1970г.-С. 34-41.

172. Собуль А. Парижские санкюлоты во время якобинский диктатуры. М.: «Прогресс»., 1966г.-591с.

173. Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции 18 века. // Новая и новейшая история. 1963г. - №6 -С.-39- 59.

174. Соколова М.Н. Жак Годшо. // Новая и новейшая история. 1989г. - №3 - С 46-54.

175. Соколова М.Н. Наши современники зарубежные историки Великой Французской революции. // Новая и новейшая история. - 1987. - №4 - С. - 2331.

176. Соколова М.Н. Современная французская историография. М.: Наука., 1979г.-364с.

177. Соколова М.Н. Современные французские журналы. (Исторический обзор) //Французский ежегодник. М. 1972г. - С. 56-59.

178. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат., 1992г. -542с.

179. Смирнов В. П. Франция: страна, люди, традиции. М.: Мысль., 1988г. -286с.

180. Средневековая Европа глазами современников и историков. М.: Интеп-ракс., 1995г. - Часть 3. - 400с. - Часть 4. - 320.

181. Тарле Е.В. Крестьяне и рабочие в эпоху Великой Французской революции. С.- П.: Полярная звезда., 1922г. 151с.

182. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат., 1989г. - 572с.

183. Тарнас Р. История западного мышления. М.: Крон-пресс., 1995г. - 456с.

184. Токвиль А. Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1997г.-251с.

185. Турчин B.C. Искусство Великой Французской революции. М.: Наука., 1989г.-213с.

186. Тырсенко А.В. Андре Шенье и Французская революция конца 18 века. //Новая и новейшая история. 1994г.- № 4 - С. 45-51.

187. Тырсенко А.В. "Остановить революцию" ( Антуан Барнав, 1791 год). // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 1996г. - №5 - С. 4958.

188. Тырсенко А.В. Фельяны. У истоков французского либерализма. М., 1999г. 176с.

189. Тьерсо Ж. Песни и празднества Французской революции М., 1933. 173с.

190. Тэн И. Происхождение современной Франции. М.: Б.М., 1907г. Т.З -228с.-Т.4- 194с,-Т.5 -312с.

191. Уайт JI.A. Энергия и эволюция культуры. В книге: Антология исследований культуры. С-П.: Университетская книга., 1997г. - Т.1- 439-464с.

192. Федосова Е.И., Ревякин А.В. Нация и национальность в воззрениях французских либералов и демократов первой половины 19 века. // Новая и новейшая история. 1999г. - №6 - С. - 45-59.

193. Финкилькро Ален Национальный дух и универсальность. // Курьер ЮНЕСКО. Июль август 1989

194. Флиер А .Я. Культурогенез. М.: Наука, 1995г. 324с.

195. Флиер. А. Культурогенез в истории культуры. //Общественные науки и современность. 1995г. - №3 - С. - 137 -148.

196. Французская революция 18 века: экономика, политика, идеология. М.: Наука., 1988г.-268с.

197. Фридлянд Ц.С. Жан Пол Марат и гражданская война 18 века. - М.: Издательство АН СССР., 1959г. - 560с.

198. Фюре Ф. Постижение Французской революции. С-П.: Инапресс., 1998г.-224с.

199. Фюре Ф. Судьба идеи. // Курьер ЮНЕСКО. Июль август 1989. С.56-57.

200. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов на Дону: Издательство «Феникс»., 1999г. -480с.

201. Хобсбаум Э. Эхо "Марсельезы". Взгляд на Великую Французскую революцию через 200 лет. М.: Интер-Версо: Международные отношения., 1991г. -272с.

202. Чеканцева З.А. Народные движения во Франции в 18 веке. Новосибирск: НГПИ., 1990г.-72с.

203. Чеканцева 3. А. О новом подходе к истории народных движений: Франция 16-18 века. // Новая и новейшая история. 1993г. - №4 - С. 75-85.

204. Черняк Е.Б. Цивилнография. Наука о цивилизации. М.: Международные отношения., 1996г. - 382с.

205. Чудинов А.В. Назревшие проблемы изучения Великой Французской революции. // Новая и новейшая история. 1989г. - №2 - С. 15-21.

206. Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э. Берк, Дж. Макинтош, У. Годвин. М.: Памятники исторической мысли., 1996г. -304с.

207. Чудинов А.В. Шарлотта Корде и смерть Марата. // Новая и новейшая история. 1993г.-№5 - С. 34-37.

208. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: «Смысл»., 1997г. - 505с.

209. Шлеев В.В. Революция и изобразительное искусство. М.: Изобразительное искусство., 1987г. - 334с.

210. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Наука, 1996г. 218с.

211. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект пресс., 1999г. - 567с.

212. Якобинство в исторических итогах Великой Французской революции. Традиции и этапы изучения проблемы. // Новая и новейшая история. 1996г. - № 5-С. 65- 80.

213. Якобинская республика и ее крушение. Л., 1983г. 312с.

214. Kluckhohn С. Values and Value Orientations in the Theory of Actions // Parnsons Т., Shils E. Toward General Theory of Action. Cambridge, 195 lr. 3121. P

215. Toynbee A.I. A Study of History. Oxford, 1957. V.4. 219p.

216. Linton R. The Cultural Backgraund of Personality. N.Y., 1945. 172p.

217. Girardet R. Les trois Couleurs. В кн: Les lieux de memoire. Sous la direction de Pierre Nora. P., Gallimard. V.l. La Republique, 1984. - 213p.

218. Lefebvre G. Quatre-vingt neuf. Paris, 1939. 198p.

219. Tucker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia. From Lenin to Gorbachev. New York London, 1987. - 154p.

220. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ РОСТОВСКИЙ ГОС УДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ1. На правах рукоп

221. КУЧУКОВА ЖАНЕТА МАГОМЕТОВНА

222. КУЛЬТУРА РЕВОЛЮЦИОННОЙ ЭПОХИна материалах Великой Французской революции)

223. Специальность 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры

224. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук1. РОСТОВ-НА-ДОНУ 2002

225. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

226. В современной культурологической литературе имеются исследования, рассматривающие историческое развитие культуры."

227. В то же время существует обширная литература, в основном историческая (более трех сотен наименовании), где предметом анализа явля

228. Проанализировать состояние культуры социального организма с точки зрения изменения механизмов самоорганизации общности, выработать методику такого исследования, сформулировать гипотетическую теоретическую схему существования культуры в период революции.

229. Объектом исследования является культура отдельного социума (французского народа) в эпоху революционного преобразования всех общественных отношении: экономических, социальных, политических, духовных.

230. Предметом исследования является состояние и динамика культуры Франции в период революции, содержание процессов, происходящих в системе культуры французского общества в период кардинальных преобразований социальных отношений.

231. В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

232. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения и списка использованной литературы.

233. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

234. Автономова Н.С., Караулов Ю.Н., Муравьёв Ю.А. Культура, история, память. (О некоторых тенденциях новейшей французской историко-мегодологической памяти ). // Вопросы философии. 1988. -№3.-С.81.

235. Фюре Ф.С. Постижение Французской революции. С-П., 1998. С. 210.положение о становлении культуры личностного существования индивида.

236. Список публикаций по теме диссертации:

237. Культура социального организма: вопросы структурирования. // Тезисы докладов Северо-Кавказской региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива 99". Нальчик. 1999. 0.15 п.л.

238. Культура: экономико-социальный аспект (культура и хозяйственная деятельность человека). // Актуальные проблемы современной экономики. (Сборник научных трудов). Нальчик. 1999. 0.5 п.л.

239. Константное и историчное в культуре. // Международная научная конференция "Человек, культура, цивилизация на рубеже 2 и 3 тысячелетий". Труды конференций. В двух томах. Т. 1. Волгоград. 2000. 0.2 п.л.

240. Культура: пространственно-временные измерения.// Тезисы докладов международной конференции молодых ученых "Ломоносов -2000". М. 2000. 0.1 п.л.

241. Духовное ядро культуры: содержание и структура. //Актуальные проблемы современной науки. Тезисы докладов. Часть 6. Самара. 2000. 0.1 п.л.

242. Социально-политическая трансформация общества (революция) и культура.// Тезисы докладов научно-теоретической конференции "Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения". Нальчик, 2001. 0.2 п.л.

243. Французская революция конца 18 века и становление культуры личностной жизнедеятельности. // Материалы научно-теоретической конференции. Нальчик. 2001. 0.3 п.л.

244. Французская революция конца 18 века и формирование нового типа культуры социоорганизмеиного существования общества. //Материалы научно-теоретической конференции. Нальчик. 2001. 0.3 п.л.